Анализ трехчастной формы музыкального произведения "новая кукла". Разбор пьесы «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П

3. «Детский альбом» П. И. Чайковского

Новизна и оригинальность «Альбома для юношества» Шумана пробудила фантазию многих композиторов.

В апреле 1878 года Пётр Ильич Чайковский писал своему другу и почитательнице :

Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению дет-ской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной лёгкости с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана.

Непосредственным толчком к созданию «Дет-ско-го альбома» послужило Чайковскому общение с маленьким племянником Володей Давыдовым, которому и посвящён этот сборник, состоящий из 24 лёгких пьес и появившийся в октябре 1878 года. Интересно, что на обложке первого издания в скобках помечено: «Подражание Шу-ману».

С пьесами из «Детского альбома» Чайковского вы уже много раз встречались на уроках му-зы-каль-ной литературы. А кто-то из вас по-зна-ко-мил-ся с ними и в классе фортепиано.

Пройдём по страницам «Детского альбома» и заодно вспомним пьесы, которые нам уже встречались.

WWW

Помимо ссылок на приведённые ранее примеры, каждую пьесу можно прослушать целиком по кнопке слева. Исполняет Я. Флиер.

  1. «Утренняя молитва». См. разбор и пример в теме 6 .
  2. «Зимнее утро». Музыкальная зарисовка с «колючей», «морозной» гармонией.
  3. «Игра в лошадки». Стремительная пьеса с безостановочным движением восьмых.
  4. «Мама». Лирический портрет.
  5. Марш деревянных солдатиков. Игрушечный марш (см. пример 53 в теме 2).
  6. «Болезнь куклы». Печальная музыка об очень искренних переживаниях девочки, которая принимает свою игру как бы всерьёз. А может быть, любимая кукла действительно безнадёжно сломалась.
  7. «Похороны куклы». Траурный марш.
  8. Вальс. См о нём в теме 5 и в теме 6 (раздел 3 и раздел 6).
  9. «Новая кукла». Звучащая в едином порыве пьеса выражает безудержную радость девочки.
  10. Мазурка. Танцевальная миниатюра в жанре мазурки.
  11. Русская песня. См. разбор и пример в теме 6 .
  12. «Мужик на гармонике играет».

На этой оригинальнейшей миниатюре остановимся подробнее. Возможно, Чайковский случайно услышал, как незадачливый гармонист пытается что-то подобрать, но это у него никак не выходит. С большим юмором композитор изобразил этот эпизод в крошечной пьесе.

Пример 102

Сначала четыре раза повторяется одна и та же маленькая фраза. Потом дважды гармонист снова затягивает её первый мотив, но останавливается, в каком-то недоумении перебирая два аккорда. Видимо, один из них (доминантсептаккорд) слишком поразил его воображение, и он завороженно разжимает и сжимает мехи, вцепившись пальцами в этот аккорд.

При нажатии одной клавиши на левой клавиатуре у многих гармошек звучит не одна нота, а целый аккорд: тоника, доминанта или субдоминанта. Поэтому, подражая неумелой игре на гармошке, Чайковский использует аккордовый склад. Не случайна и тональность си-бемоль мажор. Большинство гармошек настроены именно в этом звукоряде (в отличие от баяна и аккордеона, на гармошке нельзя сыграть ни хроматическую гамму, ни музыку в разных тональностях).

Здесь мы увидели ещё одну разновидность картинной программности — звукоподражательную . Такое подражание музыкальным инструментам встречается довольно редко. Чаще композиторы используют звукоподражание для изображения природных шумов или пения птиц. Подобный пример тоже встречается в «Детском альбоме», и мы до него скоро дойдём.

  1. «Камаринская». Фигурационные вариации на известную русскую плясовую мелодию.
  2. Полька. Танцевальная миниатюра в жанре польки (см. пример 150 в теме 5).
  3. Итальянская песенка. Воспоминание композитора об Италии. Мелодию, помещённую в припев этой песенки, Чайковский слышал в Милане в исполнении маленького уличного певца.
  4. Старинная французская песенка. См. разбор и пример в теме 6 .
  5. Немецкая песенка.

По общему характеру эта пьеса напоминает старинный немецкий танец лендлер (немного замедленный и грубоватый вальс). А некоторые характерные мелодические обороты заставляют вспомнить и другой жанр — йодль , своеобразную песню альпийских горцев. Обычное пение со словами перемежается в йодлях с вокализами, изображающими инструментальный наигрыш. Эти вокализы исполняются в своеобразной манере с частыми широкими скачками, разложенными по звукам аккордов. Мелодия первого раздела Немецкой песенки очень похожа на йодль:

Пример 103

Очень умеренно

WWW

А вот традиционный немецкий (тирольский) йодль в современном исполнении.

  1. Неаполитанская песенка. См. разбор и пример в теме 6 .
  2. «Нянина сказка».

Хотя Чайковский не сообщает нам, что за сказку рассказывает няня, и мы не знаем её сюжета, слышно, что музыка говорит о каких-то приключениях.

Начало звучит таинственно, «колючие» аккорды прерываются загадочными паузами. Второе предложение начинается затаённо, октавой ниже, потом все голоса стремительно взлетают вверх, а в самом кадансе вдруг происходит что-то новое, неожиданное.

Пример 104

Умеренно


А затем случилось что-то страшное. На протяжении всего среднего раздела в правой руке повторяется с нарастающим в две волны crescendo один и тот же звук — до , как бы говоря: «О-ой! О-ой!..» А в левой руке трепещут шорохи хроматических терций в «пугающем» низком регистре.

Пример 105

Когда перед самой репризой до переходит в ре , мы ощущаем это событие как кульминацию страшной сказки. Но тут же наступает успокоение: реприза совершенно точная, и, когда мы снова слышим знакомую музыку, она уже не кажется такой таинственной и «колючей», какой казалась сначала. У страшной сказки счастливый и добрый конец.

  1. «Баба Яга». Ещё одна добродушная «страшилка», картинка стремительного полёта злой колдуньи на помеле.
  2. «Сладкая грёза». Лирическая пьеса. Хотя у неё есть название, это не программная миниатюра. Образ светлой мечты, который дан в музыке, можно наполнить любым подходящим содержанием. А можно просто слушать и наслаждаться.
  3. Песня жаворонка.

Как и в пьесе «Мужик на гармонике играет», здесь есть звукоподражание. Но образ рождается совершенно другой. Не забавный, а лирический. В одном из писем Чайковский писал: Как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку, как радуешься прилёту грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!

Издавна пение птиц в музыкальном искусстве было связано с образами весны, ласкового солнца, пробуждения природы. Вспомните символические фигурки жаворонков в весенних народных обрядах.

А кроме того, певчие птицы с незапамятных времён поражали человека изобретательностью, разнообразием своих трелей. У них и музыкантам есть чему поучиться.

В Песне жаворонка мы слышим и солнечную, весеннюю радость, и не-обык-но-вен-ное разнообразие «птичьих» пассажей в высоком регистре.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. С первых же тактов можно почувствовать и «потоки тающего снега», и «что-то живительное и бодрящее», разлитое в весеннем воздухе. И над этой солнечной картиной где-то высоко-высоко заливается жаворонок.

Пример 106

Умеренно


В среднем разделе, который начинается затаённым рр , композитор словно прислушивается к пению жаворонка и даёт нам услышать всё новые и новые изгибы и повороты этой песни.

Пример 107

После точой репризы, в маленькой коде, мы слышим ещё одно «коленце» жаворонка

  1. «Шарманщик поёт». См. разбор и пример в теме 6 .
  2. «В церкви».

Молитвой начинался и заканчивался день ребёнка. И если «Утренняя молитва» — вступление к картинам, образам и впечатлениям, наполняющим ребячий день, то пьеса «В церкви» — это прощание с ещё одним прожитым днём. Строго и стройно поёт церковный хор на вечерней службе, в мягких «говорящих» интонациях первых фраз можно расслышать: «Господи, помилуй».

Пример 108

Умеренно


Эти четыре фразы, образующие период свободного строения, повторяются ещё раз, но всё громче и громче: пение ширится и нарастает.

Но вот последние, затихающие фразы хора и огромная кода, занимающая половину всей пьесы: долгое прощание, в котором слышится мерное и чуть грустное звучание тягучих вечерних церковных колоколов…

Пример 109

Если у Шумана пьесы были расположены по возрастающей сложности, то у Чайковского совсем лёгкие могут соседствовать с достаточно трудными. Располагая пьесы в альбоме, Чайковский руководствовался их образным содержанием.

Все жанровые игровые сценки — «Игра в лошадки», Марш деревянных солдатиков, «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» — сосредоточены в первой половине сборника.

В середине — маленькая русская «сюита»: Русская песня, «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская».

Затем идёт «сюита путешествий» — песенки разных стран, времён и городов: Итальянская, Старинная французская, Немецкая и Неаполитанская.

Потом раздел сказок: «Нянина сказка» и «Баба Яга».

Лирические пьесы и танцы создают необходимый контраст или снимают напряжение. «Мама» оттеняет «Игру в лошадки» и Марш деревянных солдатиков. Вальс смягчает переход от безутешного горя («Похороны куклы») к бурной радости («Новая кукла»). Мазурка и Полька — своеобразные «отбивки» между «русским» и «европейским» разделами. «Сладкая грёза» — «лирическое отступление» после страшных сказок. Ещё одно «лирическое отступление» перед самым прощанием — пьеса «Шарманщик поёт».

Две картины природы — «Зимнее утро» и Песня жаворонка — расположены одна почти в самом начале, а другая ближе к концу.

И наконец, вступление и заключение, связанные с церковной музыкой: «Утренняя молитва» и «В церкви».

Такая группировка пьес делает «Детский альбом» Чайковского удивительно стройным произведением — не просто сборником пьес, а большой сюитой, которую интересно и не утомительно слушать подряд от начала до конца.

Чайковский раздвигает рамки детской музыки. В пьесах Русская песня, «Камаринская», Итальянская песенка, Старинная французская песенка, Неаполитанская песенка, «Шарманщик поёт» он знакомит маленьких музыкантов с народными мелодиями разных стран. А музыку некоторых пьес можно услышать и во «взрослых» произведениях Чайковского. Так, Неаполитанская песенка пришла в альбом из балета «Лебединое озеро», Старинная французская песенка превратилась в Песнь менестрелей в опере «Орлеанская дева», мелодия пьесы «Шарманщик поёт» вновь зазвучала в фортепианной миниатюре «Прерванные грёзы», а интонации «Сладкой грёзы» неожиданно проступили в Сцене в еловом лесу из балета «Щелкунчик».



Методическая разработка:

Чайковский П.И. «Детский альбом

(методический и исполнительский анализ)

Преподавателя детской музыкальной школы №1 Семеновой Марины Александровны
Цикл фортепианных пьес «Детский альбом», соч. 89, написан П.И.Чайковским в мае 1878г., посвящен любимому племяннику Володе Давыдову и издан у П. Юргенсона в октябре того же года.
На титульном листе первого издания полное название цикла: «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей (подражание Шуману). Сочинение П.Чайковского».
Широко известна любовь Чайковского к детям. Он с большой нежностью относился, например, к своим племянникам, или воспитаннику брата композитора М.П.Чайковского глухонемому мальчику Володе Конради. Известно так же, как настойчиво хлопотал композитор об открытии школы в Майданово. Чайковский мог часами возиться с детьми, принимать участие в играх, наслаждаться их непосредственностью. Дети платили композитору искренней привязанностью и любовью. Светлый, радостный мир ребенка нашел отражение в творчестве Чайковского. Достаточно вспомнить цикл «Детских песен» (полное название «16 песен для детей на стихи A.M.Плещеева и др. поэтов», соч.543 или балет-феерию «Щелкунчик», соч.71).
С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в «Детском альбоме» жизнь и быт детей той среды, которая повседневно его окружала.
В «Детском альбоме» 24 пьесы, не связанные единой тематикой. Все пьесы цикла программны, в каждой содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание.
В сборнике запечатлен широкий круг образов. Это картины природы – «Зимнее утро», «Песня жаворонка», игры детей – «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков». Живо обрисованы персонажи русских народных сказок – «Нянина сказка», «Баба-яга», русского народного творчества – «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская», песни других народов – «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка». В цикле имеются элементы изобразительности - «Шарманщик поет» и звукоподражания – «Песня жаворонка». Чайковский не прибегая к упрощенчеству, рисует богатый внутренний мир ребенка в пьесах «Утреннее размышление», «Сладкая греза» и «Хор».
В основе песен различных народов - подлинные народные мелодии. «Русская песня» построена на теме песни «Голова ль ты, моя головушка». Народными итальянскими мелодиями являются «Неаполитанская песенка», ранее вошедшая в балет «Лебединое озеро» и «Итальянская песенка». Другая итальянская народная мелодия легла в основу пьесы «Шарманщик поет». Тема «Старинной французской песенки» также подлинная, впоследствии была использована в опере «Орлеанская дева».
. Широко известен «Альбом для юношества» Роберта Шумана, которому подражает Чайковский. Свою любовь к Шуману он выразил в некоторых фортепианных сочинениях, например, в пьесе "Un poco di Schuman”, coч.72. или в одной из вариаций соч.19.
Влияние Шумана на фортепианный стиль Чайковского просматривается, например, в сходстве фактуры, ритма и динамики, но в «Детском альбоме», как ни парадоксально, оно выражено в меньшей степени, скорее сходна жанровая тематика этих сборников. Пьесам «Смелый наездник», «Веселый крестьянин», «Солдатский марш», «Зима», «Сицилийская песенка» Шумана соответствуют сходные по тематике произведения из цикла Чайковского: «Игра в лошадки», «Мужик на гармонике играет», «Марш деревянных солдатиков», «Зимнее утро», «Итальянская песенка».
Если говорить о преемственности, то следует отметить сходство музыкального языка «Детского альбома» с мелодикой и фактурой фортепианного стиля М.И.Глинки. Его вальсы, ноктюрны, польки, мазурки, пьесы «Чувство» и «Простодушие» являются непосредственными предшественниками «Вальса», «Мазурки», «Польки» и др. пьес из «Детского альбома».
«Детский альбом» еще при жизни автора издавался несколько раз. В наше время имеется большое количество отечественных и зарубежных изданий. Цикл издается полностью и по частям, также отдельные пьесы входят в различные сборники. В некоторых изданиях по разным соображениям из «Детского альбома» изымались отдельные пьесы. В издание Музгиза 1929г. не вошла пьеса «Похороны куклы» под предлогом ее трагического характера, а из такого же издания 1935г. изъята пьеса «Хор» (прежнее название «В церкви»), как вообще неприемлемая.
В автографе «Детского альбома» обозначения темпа и характера даны на русском языке, но уже в первом издании Юргенсона, которое просмотрел и исправил автор, терминология существенно изменилась. Например, характер пьесы «Утреннее размышление» в автографе обозначен «Тихо», а в издании Юргенсона предписывается обозначение темпа Andante (Спокойно). В пьесе «Мужик на гармонике играет» - в автографе «Довольно медленно», а в I издании - Adagio (Медленно).
В автографе пьесы «Шарманщик поет» отсутствует авторское обозначение темпа. В издании Юргенсона – Andantе. В ряде редакций данный темп обозначается по-разному. В редакции Е. Голубева - Andantino , в издании Peters - Moderato. В последнем вообще во многом искажаются авторские обозначения темпа. В пьесах «Утреннее размышление» и «Болезнь куклы» произвольно выписано Lento, в «Русской песне», «Камаринской» и I части «Неаполитанской песенки» - Commodo , «Песне жаворонка» - Lentamente. Полное непонимание редактором характера музыки продемонстрировано в обозначении темпа Andante в пьесе «Зимнее утро».
В автографе I период пьесы «Немецкая песенка» выдержан на неизменном басу Еs (на первой четверти такта), то же и в репризе. Однако уже в издании Юргенсона неизменный органный пункт отсутствует. Все последующие издания опираются на издание Юргенсона. Вариант с неизменным органным пунктом весьма привлекателен - он хорошо согласуется с характером музыки и его можно рассматривать как своеобразную авторскую версию.
В предисловии к изданию «Детского альбома» редактор Е.Голубев указывает «на имеющееся во всех изданиях альбома неверное обозначение ритмической фигуры в «Немецкой песенке» в третьем такте от конца две восьмых ноты с точкой, следует пунктир и две восьмые, как повсюду в аналогичных местах. Ошибка возникла вследствие описки самого автора”. С этим доводом нельзя согласиться. Почему автор должен поступать в репризе точно по аналогии, ведь убедительнее реприза звучит с еще более подчеркнутым пунктиром.
Во всех русских и советских изданиях точно воспроизводится артикуляция и динамика автографа и первого издания. Однако во многих зарубежных изданиях эти обозначения искажены. В уже упоминавшемся издании Peters редактор В. Ниман произвольно подправляет авторские указания. В этой редакции также произвольны и переводы названий пьес на немецкий, французский и английский языки. Пьеса «Игра в лошадки» переводится как «Маленький кавалерист», «Марш деревянных солдатиков» - «Солдатский марш», «Мужик на гармонике играет» - «Песня крестьянина», а «Мама» переводится как «Моя мамочка». Неправильные переводы также искажают характер музыки, не дают детям полного о ней представления. Утрачивается элемент игры в пьесах «Игра в лошадки» и «Марш деревянных солдатиков», приторно слащаво переводится «Мама», не дается представления о характерности произведения «Мужик на гармонике играет».
Из всего сказанного следует, что лучше обращаться к отечественным изданиям «Детского альбома», в которых точно запечатлен авторский текст.
Хотя фактура, мелодика, гармония, ритм, артикуляция, динамика, орнаментика, аппликатура и педализация «Детского альбома» подчас и сложны, но учитывают уровень развития детей, их исполнительские возможности.
Чайковский не применял сложных тональностей и тональных сдвигов. Из 24 пьес - 19 написаны в мажорных тональностях, а из 5 минорных, действительно сумрачно звучат лишь пьесы «Болезнь куклы» и «Похороны куклы»(соль минор и до минор). В мажорных тональностях преобладают До мажор, Ре мажор, Фа мажор, Си-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор, которые сообщают всему циклу светлое радостное звучание.
Соотношение темпов в цикле продумано и построено на контрастах.Вот что писал исследователь фортепианного творчества Чайковского А.А.Николаев: «В «Детском альбоме» мы узнаем характерный фортепианный почерк Чайковского, сохраняющий свои основные, типичные черты. Здесь как бы в уменьшенных масштабах, в облегченном изложении представлены почти все технические формулы, встречающиеся во «Временах года» и в других миниатюрах Чайковского».
Интересно, что Чайковский, никогда не преподававший детям, мало соприкасавшийся с вопросами обучения игре на фортепиано, проявил превосходное знание фортепианного изложения, доступного детским рукам.
Во всем сборнике нет, например, ни одной октавы или аккорда, расположенного шире, чем в пределах септимы. Ни в одной пьеске мы не найдем одновременного сочетания крайних регистров клавиатуры, требующих широкого расстояния между руками. Нижний регистр (контр- и субконтроктавы) вообще не используются, а звуки в самых высоких октавах встречаются только в пьеске «Песня жаворонка». Значительно проще по рисунку и сама ткань этих произведений. Обычная многоэлементность изложения, имитации, подголоски, характерные для Чайковского, здесь почти отсутствуют.
Преимущественное место в серии этих пьес занимает аккордовая техника, но как мы отмечали выше, всюду аккорды использованы с учетом физических возможностей детской руки.
Аккордовый аккомпанемент в партии левой руки характерен для таких пьесок, как «Вальс», «Мазурка», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка», «Шарманщик поет», т.е. для таких музыкальных картинок, где певучий характер в партии правой руки поддерживается сопровождением, четко выявляющим гармоническую основу.
Другой тип фортепианного изложения - почти сплошная гармонизация мелодии, образующая движение аккордами, расположенными в обеих руках. Такой рисунок мы видим в «Утренней молитве», в современной транскрипции – «Утреннее размышление», пьесах «Зимнее утро», «Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы», «Нянина сказка» и т.п. Особенно плотная аккордовая ткань встречается в пьеске «Мужик на гармонике играет», где имитируется звучание гармоники остроумным приемом использования доминантсептаккорда в тесном расположении, довольно пронзительно и резко звучащего в среднем регистре фортепиано.
Ко всему сказанному нужно добавить, что в пьесах «Утреннее размышление», «Зимнее утро», «Игра в лошадки», «Мама», «Русская песня», «Нянина сказка», «Хор» ясно ощущается квартетный склад. Мелодика чрезвычайно выразительна. Композитор ее щедро черпает как бы из рога изобилия. Многообразен и ритм. Гармонический склад пьес прост и доступен. Орнаментика органично вплетается в мелодическую линию пьес «Полька», «Итальянская песенка», «Песня жаворонка».
Особо остановимся на артикуляции и динамике. Композитор находит точные интонации, которые передают иногда даже еле заметные, тончайшие оттенки выразительности человеческой речи. Изучение «Детского альбома» может стать отличной школой артикуляции.
И. Браудо в своем капитальном труде «Артикуляция» наметил шкалу связанности и расчлененности в следующей таблице:
«Связанность»
1.Акустическое legato или legatissimo
2. Legato
3. Сухое legato
«Расчлененность»:
4.Глубокое non legato
5.Non legato
6.Метрически определенное non legato
«Краткость»:
7. Мягкое staccato
8. Staccato
9. Staccatissimo (максимально достижимая краткость)
Конечно, приведенная таблица лишь схема, ведь степени связанности, краткости и расчлененности поистине безграничны, но все приведенные виды артикуляции имеются в «Детском альбоме» от legato и legatissimo в пьесах «Мама», «Старинная французская песенка», «Сладкая греза» до staccatissimo в произведениях «Баба-яга» и «Игра в лошадки». Во многих пьесах сочетание точно проставленных legato, non legato, staccato, лиг, акцентов является необходимым для создания образа, о чем будет подробно сообщено далее.
Так же тщательно обозначена и динамика. Композитор пользуется как постепенным ее развитием, так и внезапными сменами тонких градаций звучностей. Но нигде в цикле не обозначено ff - автор предписывает шкалу динамики ррр-f . В произведениях цикла Чайковский применил в основном простые формы, которые легко поддаются анализу.
Следует признать аппликатуру некоторых изданий неудачной - она часто не согласуется со смыслом музыки, неудобна и сложна для запоминания. При анализе отдельных пьес будут предложены аппликатурные варианты автора работы.
Пьесы фортепианного сборника Чайковского являются бесценным педагогическим и художественным материалом. Для создания образов исполнителю придется пользоваться всем арсеналом музыкальных средств выразительности.
Изучение произведений позволит юным пианистам проявить творческую инициативу, каждое прочесть по-своему.
«Детский альбом» может быть исполнен целиком или в репертуар юных исполнителей следует включать отдельные пьесы. На его материале можно построить следующие микроциклы:
1. «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла».
2. «Вальс», «Мазурка», «Полька», «Марш деревянных солдатиков».
3. «Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская».
4. «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка».
5. «Нянина сказка», «Баба Яга».
Можно найти и другие решения при объединении пьес.
Автор методического пособия не приводит нотных примеров, т.к. ноты «Детского альбома» повсеместно распространены. При чтении работы их нужно иметь перед собой. Подчеркнем, что читатель неизбежно встретится с некоторыми повторениями, т.к. в ряде пьес ставятся аналогичные художественные и пианистические задачи.
Переходим к исполнительскому и педагогическому анализу пьес цикла.

1.Утреннее размышление

Пьеса вводит в мир сложных переживаний ребенка. В произведении, напоминающем сарабанду - строгое четырехголосие (ученик может представить звучание квартета струнных инструментов). В хорале автор избегает гармонических усложнений, довольствуется простыми каденционными формулами. Следует подчеркнуть острое звучание секунд в 6,8, 10,21 тактах, вводного септаккорда на тоническом органном пункте (такты 17,19).
Тщательно поработайте с учеником над голосоведением, певучестью каждого голоса, но особо обратите внимание на звучание подвижных сопрано и баса.
Артикуляция и динамика должны подчеркнуть выразительность пьесы. Хотя в 1,2,7-12 тактах legato автором не выписано - оно подразумевается. Важно добиться мягкого певучего звука legato во всех голосах. Его обеспечит целесообразно подобранная аппликатура (при повторении аккордов пальцы не следует менять).
В одном случае выразительность речевых интонаций подчеркивается лигами - опорами на сильные доли тактов, в другом - синкопами на вторую или третью долю. Педагог также привлечет внимание ученика к тому, что акцентируемая сильная доли и мягкая синкопа подчас следуют одна за другой (такта 17,19).
При работе над динамикой внимательно отнеситесь к указаниям в тексте - сначала небольшой «вилочке» в 3-5 тактах, затем частичной кульминации mf в 8 такте и яркому кульминационному f в двенадцатом.В конце пьесы музыка постепенно угасает и растворяетсяв на рp.
В характерной для сарабанды ритмической фигуре - четверть с точкой - восьмая, ученики часто не дослушивают точку. Ритмично нужно сыграть в партии правой руки и пунктир - восьмую с точкой - шестнадцатую, учесть, что во всех случаях восьмая акцентируется; это придает ритму дополнительную упругость.
Особо следует поработать над тоническим органным пунктом, использовать репетиционные возможности рояля, дифференцированно исполнить партии баса и тенора. Для этого опора с пятого пальца снимается (он мягко повторяет органный пункт) и переносится на остальные пальцы. В певучей партии тенора сильный первый палец сможет естественно исполнить акценты в 17 и 19 тактах – поддержать выразительность сопрано, усилить звучание аккорда. В данном фрагменте также почувствуйте «говорящие» паузы в 16 и 18 тактах.
В пьесе может быть использована запаздывающая педаль, отмечающая смены гармоний. 17, 19 и последние три такта возможно произнести на одной педали. Этому способствует органный пункт.
При целостном проигрывании ученики склонны темп затянуть; поможет стремление преодолеть аккордовую вертикаль и найти естественное, неторопливое, текучее движение в ритме сарабанды.
Сравнительно простая фактура произведения не говорит о том, что оно легко и доступно для понимания учеником. Исполнение пьесы требует от ребенка достаточного объема внимания, он должен рельефно показать полифонию пьесы, учесть гармонические, фразировочные, артикуляционные, динамические, ритмические особенности произведения. Только работа над сознательным овладением всеми компонентами интерпретации приведет к ее осмысленности.
2. Зимнее утро

В пьесе запечатлена не только картина снежного, морозного зимнего утра, но и психологического настроения ребенка. Произведение начинается радостным Ре мажором, который вскоре модулирует в параллельный минор, как будто радость омрачается пасмурной погодой.
Потенциальная ошибка ученика – расчленение музыки на отдельные звенья по тактам, поэтому педагог должен обратить внимание на то, что каждый восьмитакт крайних частей пьесы должен быть произнесен на одном дыхании как бы под общей лигой. Следует найти соответствующие пианистические движения, чтобы каждая ячейка (такт) была составной частью общего движения. Собранные руки позиционно переносятся мягкими, экономными, синхронными движениями. По пути внутри каждого такта чередуются пружинистые рессорные опоры с четкими разрешениями, осуществляется общее crescendo с кульминациями в 5 и 13 тактах и последующее diminuendo.
Проследите за точностью пунктирного ритма, подчеркните переклички в партиях сопрано и альта в 5-8 тактах и сопрано и тенора (такты 13-16). То же самое с небольшими изменениями в репризе.
Контрастная средняя часть пьесы весьма выразительна. Ее метричность (в каждом двутакте повторяется один и тот же ритм) нужно преодолеть исполнительскими средствами так же, как и в крайних частях пьесы, объединить двутакты, произносить их на одном дыхании певуче, проникновенным звуком. Выразительные акценты не должны задерживать движение. Не сглаживайте диссонансы. В 25-40 тактах важно подчеркнуть линию баса, которая придает фрагменту особую прелесть. Следует поработать над точностью ритмической фигуры – восьмая с точкой – шестнадцатая, услышать переклички сопрано и альта. Обратите внимание ученика на четкое, певучее исполнение кульминационного пунктира данной фигуры в 28 и 32 тактах, которая синхронно проходит во всех голосах. К ней устремляется движение, как бы подытоживая предыдущие построения.
В 39-40 тактах таинственность р может подчеркиваться еле заметным замедлением темпа. Чуть замедлить можно так же и в конце пьесы.
В крайних частях пьесы в каждом такте акцентировка сильных долей может быть поддержана педалью, а в средней части и коде педаль должна помочь выявлению мелодических и гармонических особенностей фактуры.
Трудность данного произведения заключается еще и в том, что оно рассчитано на хорошую реакцию ученика, умение его мыслить в быстром темпе.
3. Игра в лошадки
Ученик должен представить себя действующим лицом, скачущим верхом на палочке или игрушечной лошадке. Яркая красочная маленькая токката напоминает pizzicato Cкерцо из IV симфонии Чайковского.
Определяя темп и движение, важно исходить из того, что метрической единицей здесь является такт, а не восьмая. Музыкальная мысль укладывается в четырехтакт.
С начала до конца пьеса выдержана в четырехголосном квартетном аккордовом складе. То, что естественно получается при звучании квартета струнных инструментов, где каждый голос исполняется другим лицом, совсем не просто исполнить на фортепиано. Естественного звучания можно добиться, если ученик ощутит смену гармоний, логику голосоведения, услышит модуляции. В аккордах нужно добиваться звуковой выровненности, стройности.
Staccato исполняется мельчайшими движениями кисти при подобранных кончиках пальцев. Педагог проследит, чтобы ученик не делал никаких лишних движений над клавиатурой, а при повторяющихся нотах пользовался двойной репетицией рояля. Каждый следующий звук или аккорд берется до того, как клавиши полностью поднимутся. Следует хорошо подобрать аппликатуру, чтобы избежать лишних переносов руки.
При разучивании пьесы ученик часто задевает посторонние клавиши. Аккорды звучат грязно. Многократные повторения не улучшают положения. Не участвующие в игре пальцы немного приподнять, они не должны касаться клавиш. Crescendo и diminuendo достигаются увеличением или уменьшение интенсивности прикосновения к клавишам. В момент усиления звучности к пальцам «подключается» кисть, а затем и предплечье, а при уменьшении звука они постепенно «отключаются». Данные пианистические приемы должны сохраниться и при переходе к быстрому темпу. Если применить только единообразные вертикальные движения, то это неминуемо приведет к быстрому утомлению рук.
Подчеркнем, что для освоения пьесы необходима настойчивая работа в медленном темпе. После основательного освоения пьесы в медленном темпе не следует тут же переходить к быстрому. Часто некоторые неопытные молодые пианисты осуществляют такой переход сразу, и в итоге произведение в быстром темпе не получается. В медленном темпе пианист привыкает к определенному замедленному типу движений. Если непосредственно перейти к быстрому темпу, то руки начинают усиленно работать и быстро устают, навыки, полученные в медленном темпе, разрушаются, автоматизации движений добиться не удается. В быстром темпе пальцы затрачивают меньше усилий – плечо и предплечье берут на себя часть работы, звук становится легче и определеннее, играть следует ближе к клавишам. Переходить от медленного темпа к быстрому следует постепенно, чтобы руки исподволь привыкали к новому типу движений. Нужно найти 5-7, а в каких-то случаях больше промежуточных градаций темпа, от медленного к искомому быстрому, добиваясь в каждом точности произнесения музыки. Если в следующем более быстром темпе есть шероховатости, следует вернуться к предыдущему темпу, продолжать шлифовать не получившийся фрагмент. Педагог должен внимательно следить за сложным процессом постепенной автоматизации движений, вносить свои коррективы.
Принцип перехода от медленного темпа к быстрому относится не только к пьесе «Игра в лошадки», он универсален и может быть широко применен в педагогической практике.

Уже в самом названии заключается смысл произведения, который подчеркивает авторская ремарка – «C большим чувством и нежностью». Нужно установить, что видит ребенок в этом образе, как он сможет запечатлеть его в интерпретации.
Пьеса написана в многоголосной полифонической манере. Бас и сопрано почти на всем ее протяжении поют в дециму, но артикуляционные задачи их разные. Нижний голос обозначен legatissimo (короткие лиги в каждом такте не следует принимать во внимание, они по давней традиции соответствуют движению смычка струнных инструментов). Артикуляция партии правой руки передает разнообразие речевых интонаций. Огромное мастерство Чайковского проявляется в том, что до 31 такта в изложении отсутствуют опоры на сильные доли, а в гармонии применяются незавершенные каденции, что подчеркивает сквозное движение музыки. Его достижение - основная исполнительская трудность.
Так с 1-8 и 17-24 тактах в партии правой руки артикуляционные лиги начинаются на слабых долях и мягко разрешаются на сильных долях следующих тактов. Со второй половины 8 по 12 и с 24 по 28 такты короткие лиги, объединяющие по две четверти, следуют одна за другой, вызывая ассоциацию с маятником. Она также не должна нарушать сквозного развития музыки. Предостерегите ученика от возможной ошибки: левая рука часто из солидарности играет с той же артикуляцией, что и правая. Эластичные движения кисти и хорошо подобранная аппликатура помогут добиться legatissimo в партии левой руки.
Точно выписанный динамический план приводит к мягкой кульминации в 30 такте, после которой юный пианист должен хорошо ощутить выразительную «говорящую» паузу. В последних шести тактах пьесы опоры на сильные доли каждого второго такта контрастируют предыдущему изложению, подчеркивая завершенность высказывания.

5. Марш деревянных солдатиков

Для воплощения образа юный пианист должен достичь легкости, звонкости staccato, «игрушечной» звучности «Марша деревянных солдатиков», под звуки «игрушечного» оркестра с флейтами и барабанчиком.
Необходима работа над упругостью и точностью ритма. В одном случае (такты 2-4) в первой половине такта обозначенный пунктир – восьмая с точкой и шестнадцатая произносятся под лигой, а во второй половине точка заменена паузой. В другом случае (такты 7, 15) паузы проставлены и в первой, и во второй половине тактов. Эти тонкие подробности следует точно выполнять. В пианистических приемах необходимы короткие, быстрые, точные движения нацеленных, закругленных кончиков пальцев. Важно поработать над чеканностью аккордов и пунктирного ритма, обратить внимание на аппликатуру; например, репетиции в 8, 16, 40 тактах лучше исполнить разными пальцами (иногда для облегчения их можно перенести в партию правой руки).
Пьеса нигде не выходит за пределы р и рр. Акценты не должны нарушать динамику, они еще больше подчеркивают «игрушечность» музыки.
Короткая педаль помогает лучше услышать точное звучание фактуры, сильные доли тактов, акцентировку аккордов.
Нужно предостеречь ученика от ускорения темпа, точно выполняя авторское указание Moderato (Умеренно).

6. Болезнь куклы

Пьеса одна из самых легких в «Детском альбоме», но и она таит в себе определенные трудности. Ученики обычно хорошо передают ее характер – кукла болеет, страдает, стонет, жалуется.
Распространенная ошибка – слышание только вертикали. Между тем, юный пианист должен ощутить в развитии по горизонтали три звучащих слоя – мелодию, бас и гармонию. Каждый из этих элементов композиции имеет свою выразительность. Сливаясь вместе, они образуют гармонию. Проведите работу над певучей мелодией, выразительным басом и гармониями, следующими одна за другой. При сочетании слоев нужно обратить внимание на то, чтобы каждый из них был самостоятелен, и, в то же время, на их соподчинение, помогите найти соотношение звука. Ученики, например, обычно «усаживаются» на мелодическую ноту и не чувствуют необходимости продолжения мелодической линии. Можно поучить мелодию отдельно, без пауз в более подвижном темпе, чтобы лучше почувствовать ее развитие. Гармонии по вертикали соберите в аккорд: так легче будет их услышать. В работе над звуком помогут пальцы, как бы сросшиеся с клавишами, берущие их «близко», «тепло», мягко.
Отметим большую постепенность динамического развития, например, подход к кульминации f в 21-24 тактах, с последующим diminuendo, небольшие динамические наплывы в 31-34 тактах и, наконец, завершающую «вилочку», в конце которой можно замедлить темп.
Недопустим излишне медленный темп, при котором все элементы пьесы неминуемо распадутся – необходимо нахождение плавной текучей пульсации.
«Болезнь куклы» может стать хорошей школой педализации. В каждом такте, кроме 9-16, мягко взять запаздывающую педаль на четверть с точкой в партии левой руки и дослушать ее вместе с мелодической нотой до конца такта, а потом плавно снять, когда приходит новый бас. То же самое и в каждом следующем такте. Во втором восьмитакте также взять педаль на четверть с точкой в партии правой руки и присоединить гармонию к мелодической ноте следующего такта.
Педагог должен проследить за техникой педализации, чтобы педаль бралась плавно, не нажималась до дна и не вызывала большого числа обертонов, что находилось бы в противоречии с прозрачным характером музыки. Нужно также обратить внимание на дисциплину пальцев. Если они будут передерживать бас или гармонию, то в следующей гармонии будут призвуки предыдущей.

7. Похороны куклы

В торжественном траурном шествии, мрачном до миноре звучит похоронный марш. Сначала траурная процессия находится далеко, потом она все приближается и приближается, вот она уже рядом с нами, а затем начинает удаляться. В соответствии с этим построен динамический план (пьеса начинается рр, постепенно развивается к mf, и снова возвращается к рр). Его точность очень важна для раскрытия образа. Как и в каждом похоронном марше, следует привлечь внимание юного пианиста к ритмической фигуре (половинная, восьмая с точкой, шестнадцатая и снова половинная – ученики часто превращают восьмую с точкой и шестнадцатую в триоль). В разной исполнительской ситуации эта игра звучит неодинаково – то как манерная поступь, то в кульминации – чеканно, зловеще. Мрачный характер музыки подчеркивается тяжеловесными аккордами и интервалами в аккомпанементе, который должен быть хорошо согласован с мелодической линией. Особо нужно подчеркнуть в кульминации септаккод двойной доминанты: он обычно появляется в Чайковского в наиболее напряженных фрагментах.
В артикуляции преобладает мерная поступь non legato. Выразительные лиги в 17,18, 21 и 22 тактах нужно дослушать до конца, но не соединять со следующей шестнадцатой. Legato (такты 31-33) должно прозвучать певуче, оттеняя господствующий штрих.
Ребенок должен отдавать себе отчет, что это похороны кукольные и отнестись к ним, как к игре.

Вальс – парный танец, основанный на плавном кружении, один из самых распространенных танцевальных жанров. В творчестве Чайковского он занял достойное место. Необходимо познакомить юного пианиста с аналогами – двумя, тремя образцами из симфоний, опер, балетов или фортепианными вальсами, например, с «Ната-вальсом» или пьесой «Декабрь» из «Времен года». Полезно показать ему вальсовые «па» или даже научить его танцевать (в наше время дети редко умеют танцевать вальс). Целесообразно обратиться к образному сравнению – ученик должен представить, что вальс исполняется на празднике в школе или дома.
Пьеса написана в сложной трехчастной форме в малоформатном ее варианте.
В первую очередь, нужно позаботиться о вальсовости.
Партия левой руки произносится легко, с мягкой опорой на бас. Во втором периоде линия баса приобретает определенную самостоятельность, что должно быть подчеркнуто.
При работе над мелодией добивайтесь певучести, ясности, пластичности, обратите внимание на синкопы во 2-4 тактах. Легкие акценты и паузы не должны прерывать движение. Следует думать о сквозном развитии, как будто тактовая черта исчезает под влиянием стихии танца. Мелодическая линия стремится к промежуточным «интонационным точкам» в 5, 7, 9 тактах (также и во второй фразе), а затем к небольшой кульминации в 17 такте. Далее действие динамизируется, автор выписывает mf с 18 и f с 26 тактов, что не должно привести к утяжелению синкоп, акцентов, торможению движения. Короткие лиги и staccato придают данному фрагменту особое изящество. То же самое и в репризе. При исполнении первой части пьесы и репризы двумя руками нужно проследить, чтобы бас и аккорды в партии левой руки органично вплелись в общую канву безостановочного вальсового движения, найти хорошее соотношение
мелодической линии баса и гармонии.
В средней части ученики порой не ощущают полиметрии – сочетания трехдольного вальсового аккомпанемента с двухдольностью партии правой руки, не ощущают двухголосия. Иногда звучность форсируется, что приводит к тупой двухдольности (левая из «сочувствия» играет вместе с правой). Вторую фразу средней части можно сыграть чуть тише, а в конце нее немного замедлить темп.
Художественному исполнению пьесы может помочь тщательно подобранная аппликатура. В партии левой руки, в тактах 1-16 и аналогичном фрагменте в репризе 5й, палец должен браться только на бас.
Выявлению танцевальности поможет педализация: соединение запаздывающей педалью баса с аккордами.

9. Новая кукла

Это тонкая психологическая зарисовка – радость девочки по поводу замечательного подарка – новой куклы.
При работе над пьесой педагога и юного музыканта подстерегают «подводные камни». Исполнительскими средствами нужно суметь преодолеть ритмическое и фактурное однообразие: в крайних частях пьесы повторение в партии правой руки ритмической фигуры – четверти и восьмой, а в средней – разделенных паузами двух восьмых, что еще усугубляется однообразной фактурой аккомпанемента на протяжении всей пьесы. В крайних частях развитию и разнообразию чудесной выразительности, полетности, мягкой устремленности мелодии помогут выставленные автором динамика и тонкие артикуляционные указания. Эти части следует исполнить как бы «на одном дыхании», добиться постепенности динамики, певучего легато в тактах 1-5, 10-13. Выразительное произнесение «говорящих» лиг (такты 6-9, 14-17), поможет выявить живые речевые интонации. То же и в репризе. В средней части пьесы и коде ученик должен найти тонкую, «дышащую» мелодию, проследить за гибкостью интонаций и непрерывностью развития музыки. В динамике, точно представленной автором, кульминационная точка приходится на 24-25 такты.
В партии левой руки свои трудности – в каждом такте, в группе из повторяющихся двух восьмых, мягкая опора приходится на первую, что не должно мешать непрерывности в развитии музыки.
При исполнении пьесы двумя руками проследите за тем, чтобы мелодия и аккомпанемент были согласованы. Партия левой все время шла за правой, как нитка за иглой, а смена гармоний в каждом такте была прослушана.
Для звуковой ровности и выявления артикуляции можно посоветовать все терции в аккомпанементе сыграть только 2 и 4 пальцами, а мелодию средней части 2 и 3.
Педаль может быть взята на сильные доли тактов и чуть более густо (но не длиннее) на кульминациях мягким прикосновением ноги к лапке педали не до дна, чтобы не вызвать появления лишних обертонов и способствовать прозрачности музыки.

10. Мазурка

Название польского народного танца «Мазурка» происходит от «мазур» –названия жителей Мазовии. Мазурка характеризуется трехдольным размером и ритмом с частым смещением акцентов на вторую и третью доли тактов. Эти особенности должны быть учтены исполнителем. В среднем разделе танца с 19 такта подчеркивается сначала акцент, а затем в 32 и 33 тактах и sf на третьей доле. Часто отмечается вторая доля – tenuto на половинных (такты 1-4 и далее в аналогичных местах), а также короткая лига (такты 5, 13, 15). В некоторых случаях могут акцентироваться как вторая, так и третья доля: например в 19 и 23 тактах надо мягко показать вторую долю в партии правой руки, а затем и акцент в левой на третью. При этом не следует забывать и о сильных долях, найти их «баланс» с синкопами.
Необходима скрупулезная работа над произношением короткой лиги и staccato в 5м такте, staccato в 7 такте, пунктира в 16-18 тактах, сочетанием staccato в партии правой руки и tenuto в левой (первая доля тактов 1-4 и далее в аналогичных фрагментах).
Динамика меняется в связи со сменой исполнительских ситуаций: она постепенно нагнетается в 21-23, 23-26, 28-31 тактах, а в 5, 19, 23, 27 и 31 тактах связана с внезапной сменой mf-p.
Сочетание живой ритмики, четкой артикуляции и динамики может привести к интересному прочтению мазурки, грациозного изящного танца.
Отчетливое, точное прикосновение подобранных кончиков пальцев к клавиатуре рояля, небыстрый темп, ясное слышание гармонии, тщательно подобранная аппликатура, а также педализация, помогающая отметить то сильную долю, то синкопу, завершит работу над интересной пьесой.
11. Русская песня

«Русская песня» построена на подлинной народной мелодии «Голова ль ты, моя головушка». Это образец русской народной подголосочной полифонии, в которой четырехголосие чередуется с двух- и трехголосием.
При неизменной мелодии музыка варьируется за счет подвижного баса и подголосков.
Песня написана в периодическом переменном метре с чередованием 6/4, 4/4 и 2/4 (за исключением шести последних тактов). Чтобы метр был понятен детям, автор везде проставил 2/4, поэтому нужно прочитывать 6/4, как 3 раза по

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Дисциплина: Анализ музыкального произведения

Анализ трехчастной формы музыкального произведения "Новая кукла"

1. Сведения о композиторе и его творчестве

Чайковский Пётр Ильич (1840-- 1893), композитор, дирижёр, педагог.

Родился 7 мая 1840 г. в селении при Камско - Воткинском заводе (ныне город Воткинск, Удмуртия) в семье горного инженера. В 1850 г. семья переехала в Петербург, и Чайковский поступил в Училище правоведения, которое окончил в 1859 г.

Он получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Но любовь к музыке оказалась сильнее -- в 1862 г. юноша сдал экзамены в только открывшуюся тогда Петербургскую консерваторию. В 1863 г. он оставил службу, а после окончания с серебряной медалью консерватории (1866 г.) был приглашён занять должность профессора в Московской консерватории.

В 1866 г. Чайковский написал Первую симфонию ("Зимние грёзы"), в 1869 г. -- оперу "Воевода" и увертюру-фантазию "Ромео и Джульетта", в 1875 г. -- знаменитый Первый фортепианный концерт, в 1876 г. -- балет "Лебединое озеро".

В конце 70-х гг. композитор пережил тяжёлый душевный кризис, связанный с неудачной женитьбой, в 1878 г. оставил преподавание. Тем не менее именно в этот год было создано одно из лучших его произведений -- опера "Евгений Онегин" на сюжет А. С. Пушкина.

Настоящей вершиной стала опера "Пиковая дама" (1890 г.), также на сюжет Пушкина. В 1891 г. Чайковский написал свою последнюю оперу "Иоланта". Сочинял он и музыку к балетам: "Спящая красавица", 1889 г.; "Щелкунчик", 1892 г. Взлёт Чайковского - симфониста явлен в его Шестой симфонии (1893 г.).

Постоянно обращался композитор и к малым формам. Он автор 100 романсов, которые являются жемчужинами вокальной лирики, а также более чем 100 фортепианных пьес (в их числе циклы "Времена года", 1876 г., и "Детский альбом", 1878 г.). Творчество Чайковского было высоко оценено ещё при жизни -- в 1885 г. он был избран директором Российского музыкального общества, в 1892 г. стал членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, в 1893 г. -- почётным доктором Кембриджского университета.

Последние годы жизни Пётр Ильич провёл в Клину под Москвой, где в 1892 г. приобрёл дом (с 1894 г. музей композитора).

2. Характеристика цикла

Время создания "Детского альбома" П.И. Чайковского.

"Детский альбом " П.И Чайковского относится к циклу фортепианных пьес.

Замысел композитора о написании детского цикла можно отнести к февралю 1878 года. Чайковский находился в заграничном путешествии. В одном из писем к знакомым он сообщает о желании создать небольшой сборник легких пьес для детского исполнения. Отпуск был полностью окончен в мае 1878 года. Музыкальные номера связаны между собой в небольшие микроциклы. Глубину подтекста, сложный жизненный период скрыл под мелодичными интонациями Чайковский. "Детский альбом", история создания которого связана с семьей сестры композитора, заслуживает того, чтобы называться шедевром.

Анализ пьес входящих в "Детский альбом" П.И.Чайковского

С необыкновенной чуткостью и тонким пониманием детской психологии композитор отразил в "Детском альбоме" жизнь и быт детей той среды, которая повседневно его окружала. В "Детском альбоме" 24 пьесы, не связанные единой тематикой. Все пьесы цикла программным, в каждой содержится конкретный сюжет, живое поэтическое содержание. В сборнике запечатлен широкий круг образов. Это:

картины природы - "Зимнее утро", "Песня жаворонка" .

игры детей - "Игра в лошадки", "Болезнь куклы", "Похороны куклы", "Новая кукла", "Марш деревянных солдатиков".

Живо обрисованы персонажи русских народных сказок - "Нянина сказка", "Баба-яга", русского народного творчества - "Русская песня", "Мужик на гармонике играет", "Камаринская".

песни других народов - "Итальянская песенка", "Старинная французская песенка", "Немецкая песенка", "Неаполитанская песенка".

В цикле имеются элементы изобразительности - "Шарманщик поет" и звукоподражания - "Песня жаворонка".

Чайковский не прибегая к упрощенчеству, рисует богатый внутренний мир ребенка в пьесах "Утреннее размышление", "Сладкая греза" и "Хор".

Пьесы входящие в "Детский альбом":

1.Утренняя молитва

2.Зимнее утро

3.Игра в лошадки

5.Марш деревянных солдатиков

6.Болезнь куклы

7.Похороны куклы

8.Новая кукла

9.Вальс10.Мазурка

11.Русская песня

12.Мужик на гармошке играет

13.Камаринская

15.Итальянская песенка

16.Старинная французская песенка

17.Немецкая песенка

18.Неаполитанская песенка

19.Нянина сказка

20.Баба-Яга

21.Сладкая Грёза

22.Песня жаворонка

23.Шарманщик поёт

24.В церкви

3. Целостный музыкально-теоретический анализ разбираемого произведения

музыкальный пьеса чайковский композитор

Характер и программность пьесы "Новая кукла".

Пьеса "Новая кукла" - это тонкая психологическая зарисовка - радость девочки по поводу замечательного подарка - новой куклы.

Пьеса очень радостная, стремительная, полётная. Девочка так рада новой игрушке! Вместе со своей куклой она кружится, танцует и, наверное, чувствует себя очень счастливой. Исполнительскими средствами являются ритмическое и фактурное однообразие: в крайних частях пьесы повторение ритмической фигуры - четверти и восьмой, а в средней - разделенных паузами двух восьмых. В крайних частях развитию и разнообразию чудесной выразительности, полетности, мягкой устремленности мелодии помогут выставленные автором динамика и тонкие артикуляционные указания. Эти части исполняются как бы "на одном дыхании", добиваются постепенности динамики.

В средней части пьесы "дышащая" мелодия, прослеживается за гибкостью интонаций и непрерывностью развития музыки. В динамике, точно представленной автором, кульминационная точка приходится на 24-25 такты. Не меняя общего радостного настроения, в мелодии появляются паузы между короткими мотивами из двух звуков, передающее как бы учащенное дыхание. К концу средней части возбуждение проходит; возвращается музыка первой части.

"Новая кукла" - программная пьеса. Ее название "программирует" настроение и содержание, уже идет представление, чего ожидать, до того, как прослушать первые звуки пьесы.

Музыкальный разбор пьесы.

В мелодии слышны эмоциональные чувства, радость девочки к новой кукле.

Тональность произведения Bb-dur(си b мажор), при ключе 2 знака-си? ми?

Размер произведения- 3/8

Форма пьесы трехчастная

Темп-Allegro (скоро)

3) Структурный анализ периода.

Пьеса имеет период не квадратного строения.

По тематизму 1 и 3 часть схожи, т.к 3 является повторной 1 части. 2 часть середина всей пьесы (кульминация).

Основная тональность пьесы "Новая кукла"Bb-dur . В ходе исполнения произведения эта тональность практически не претерпевает изменений, вызванных отклонениями и модуляциями.

В произведении ритмический мотив. Характерная ритмическая формула, абстрактный аспект мелодии.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика цикла "Детская музыка" - первого сочинения Прокофьева, написанного в жанре фортепианных миниатюр. Особенности музыкального стиля композитора. Исполнительский и методический разбор пьесы "Тарантелла". Анализ характера и формы произведения.

    реферат , добавлен 09.01.2015

    Краткие биографические сведения о жизненном пути великого русского композитора, дирижёра, педагога П.И. Чайковского. Характеристика личности и особые черты творческой индивидуальности Чайковского. Произведения, написанные известным композитором.

    презентация , добавлен 15.03.2011

    Биография П.И. Чайковского. Творческий портрет композитора. Детальный разбор финала Второй симфонии в контексте предстоящей переинструментовки для оркестра русских народных инструментов. Стилистические черты оркестровки, анализ симфонической партитуры.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2014

    Восприятие музыкальных произведений. Трудности в умении сравнивать объекты музыкального мира. Тембры звучания музыкальных инструментов симфонического оркестра. Мыслительный процесс дихотомического плана. Выявление характера музыкального произведения.

    реферат , добавлен 21.06.2012

    Биография композитора, дирижёра и музыкально-общественного деятеля П.И. Чайковского. Музыкально-теоретический анализ хора "Соловушко". Лирический характер, ладогармонические и метроритмические особенности запева. Вокально-хоровые и дирижерские трудности.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2014

    Краткая биография русских музыкантов и композиторов В.М. Блажевича и А. Гурилева. История появления и развития жанров "концерт" и "ноктюрн". Анализ технической и художественной сторон музыкальных произведений авторов и их формообразующих компонентов.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Биография Петра Ильича Чайковского - русского композитора, дирижёра, педагога, музыкально-общественного деятеля, музыкального журналиста. Вклад в православную духовную музыку и педагогическая деятельность. Основные произведения: оперы, балеты, симфонии.

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Путь к мастерству и творчество композитора Джузеппе Верди. Истоки и принципы полифонии музыкальных произведений. Традиционная оперная форма. Типовые формы дифференциации вокальных партий в ансамблях. Анализ полифонических вариаций в произведениях Верди.

    реферат , добавлен 10.06.2011

    Гармонический язык современной музыки и его воплощение в музыке известного русского композитора С.С. Прокофьева, его мировоззрение и творческие принципы. Особенности фортепианного творчества композитора, анализ музыкального языка пьесы "Сарказмы".

    курсовая работа , добавлен 30.01.2011

    Изучение жизненного пути и музыкального творчества Элвиса Арона Пресли. Дебют на знаменитом шоу кантри-музыки "Луизиана Хэйрайд". Контракт с "RCA Victor". "Золотой" сингл и первый фильм. Армейский период. Новый альбом "Элвис - Специальное Возвращение".

П.И. Чайковский «Детский альбом»

Известно, что Пётр Ильич Чайковский очень любил детей, хорошо понимал их. Об этом говорит его известная фраза о том, что цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни. Не удивительно, что детская тема буквально пронизывает все его творчество, а сборник пьес «Детский альбом» и вовсе явился первым подобным произведением в России. Позже этот цикл вошел в золотой фонд сочинений, написанных специально для детей. Это не просто сборник – это целый мир, волшебная страна, пересказанная в звуках.

История создания

К мысли написать сборник небольших пьес специально для детей, Чайковского натолкнуло два фактора. Во-первых, им послужил пример Роберта Шумана . Петр Ильич тоже хотел сочинить цикл простых пьес, как «Альбом для юношества», которые смогли бы свободно исполнять дети. Во-вторых, к мысли сочинить подобное произведение, Чайковского натолкнуло общение со своими племянниками. Известно, что композитор очень тепло относился к детям своей сестры, часто навещал их, рассказывал разные истории про свои путешествия, играл им, а также сам с интересом слушал все их рассказы.

Впервые Чайковский упоминает о своем намерении сочинить сборник детских пьес 26 февраля 1878 года в письме к своему издателю, находясь во Флоренции. Спустя месяц композитор приступает к работе над циклом. 30 апреля 1878 года во время визита к своей сестре А.И. Давыдовой в Каменке, он пишет П.И. Юргенсону, сообщая о своей работе над «Детским альбомом».

Сведений о самом процессе сочинения цикла нет, известно, что он был написан композитором довольно быстро. Уже примерно через месяц в своем письме к Н.Ф. фон Мекк Петр Ильич написал о том, что сочинил все пьесы и теперь потребуется еще полтора месяца, чтобы привести цикл в порядок и все отредактировать.

29 июня в своем письме к издателю Чайковский отправил рукописи всех, написанных на тот момент сочинений, в том числе и сборник детских пьес.

Исследователи предполагают, что мысль о посвящении сборника своему племяннику Володе Давыводу возникла у Чайковского уже после окончания работы над сочинением. Известно, что летом 1878 года композитор очень много времени проводил с ним в Каменке. В автографе сборника посвящения нет, но в своем письме к Н.Ф. фон Мекк Чайковский уже подробно рассказывает о том, что решил посвятить цикл своему племяннику, который очень сильно любит музыку и даже обещает стать музыкантом. Очевидно, что распоряжение о своем решении Чайковский высказал издателю при личной встрече в конце сентября, начале октября 1878 года.


Интересные факты

  • Известно, что за свое сочинение Чайковский получил 240 рублей от издательства. Именно такую цену назначил сам композитор – по 10 рублей за каждую пьесу.
  • Исследователи считают, что причиной, побудившей композитора заняться написанием сборника детских пьес, могли быть очень яркие впечатления от услышанной песни уличного певца во Флоренции. Об этом случае Чайковский даже писал в письме к своему брату 27 марта 1878 года. Особенно потрясло композитора исполнение такой «недетской» песни мальчиком-певцом, звучавшей в его интерпретации не так трагично, как в оригинале.
  • Есть еще один фактор, повлиявший на решение Чайковского сочинить «Детский альбом», – это общение с Колей Конради (воспитанником брата композитора). Известно, что с Колей и с М.П. Чайковским он провел часть зимы 1877-1878 годов. Они вместе посещали достопримечательности, много путешествовали.
  • Изначально Чайковский замыслил несколько иной порядок пьес, который был изменен уже в первом издании, осуществлявшемся при его участии.
  • Несмотря на то что изначально сборник предназначался именно для детей, он прочно вошел в мировую музыкальную литературу и его часто исполняют даже профессиональные артисты. Достаточно вспомнить версию Я.В. Флиера, которая знакома многим благодаря сохранившимся аудиозаписям. Высокохудожественным образцом являются версии М. Плетнева и В. Постниковой. Плетнев вносит свое видение в прочтение этого произведения. Он меняет порядок номеров, выдвигая свою версию драматургической концепции сборника.
  • Петр Ильич высоко оценил первое издание своего сборника, однако некоторые моменты ему все же не понравились. Так, он сожалел по поводу внешнего вида «Детского альбома». Он хотел, чтобы формат сборника был иным, так как Володе (которому посвящено сочинение) будет очень неудобно смотреть на ноты при игре. Претензии у композитора были и к иллюстрациям.

  • Во всех издания советского периода название последней пьесы «В церкви» было специально изменено на «Хор».
  • Интересно, что к идее создать подобные сборники миниатюр для детей позднее обращались такие композиторы, как А.С. Аренский, В.И. Ребиков, С.М. Майкапар.
  • Существует большое количество переложений детского сборника Чайковского для самых разных инструментов и даже оркестров. Например, Владимир Мильман и Владимир Спиваков сделали переложение для камерного оркестра. Благодаря стараниям Роберта Грослота, появилось переложение для камерного оркестра и духового ансамбля. Есть партитура «Детского альбома» и для ансамбля ударных инструментов, которую переработал Анатолий Иванов, а чуть позже, в 2014 году появилось переложение для струнного оркестра и ударных инструментов, сделанное композитором Дмитрием Батиным.

В «Детский альбом» входят 24 пьесы, имеющие свое индивидуальное название. Программное содержание сборника построено в определенной последовательности: утро, день и вечер. Кроме того, в цикле просматривается сразу несколько сюжетных линий.


Первая сюжетная линия раскрывает перед слушателями образы пробуждения ребенка и начало дня.

«Утренняя молитва» - это невероятно красивая, светлая, созерцательная пьеса, которая навевает на размышления о Боге, о душе. Чайковскому удалось удивительным образом передать в фортепианной музыке пение хора. Мелодия этой пьесы будто соткана из живых интонаций, благодаря особому изложению. Настроение сосредоточенности помогают передать также равномерное ритмическое движение, фактура изложения, простой гармонический язык и светлая тональность.

Вторая пьеса «Зимнее утро» вносит иное настроение в утреннюю умиротворенную атмосферу. Ненастную погоду (холодную, с метелью и вьюгой) очень точно передает встревоженная и сменяющая ее прозрачно просветленная музыка. Средняя часть вносит некий оттенок грусти, который еще больше оттеняет наступление репризы.

«Зимнее утро» (слушать)

Третья пьеса «Игра в лошадки» открывает сюжетную линию игрушек и детской комнаты. Эта небольшая пьеса очень точно передает топот копыт благодаря равномерной ритмической пульсации, сближающей ее с токкатой. Образ игрушечных лошадок помогает передать трехдольный размер, звучащий в данном случае легко и оживленно.

В пьесе «Мама» музыка очень простая, но насыщена душевными переживаниями. Изложена она в виде дуэта: нижний голос обладает более теплым тембром, а верхний – ясным, светлым. В целом пьеса эта очень гармоничная, мягкая, даже размер композитор выбрал неслучайно, так как трехдольность придает музыке округлость и мягкость.

В пьесе Чайковский раскрывает главный образ очень четким ритмическим рисунком и выверенными штрихами. Композитору удалось очень точно передать четкие, почти механические движения солдатиков под дробь барабанщика.

«Марш деревянных солдатиков» (слушать)


Следующие пьесы (6,7,8,9), образующие небольшую сюиту, раскрывают еще одну сюжетную линию, которая рассказывает о сложной, серьезной душевной жизни маленького ребенка, чувствующего все также остро, как и взрослые.

«Болезнь куклы» вносит совсем иной образный строй. Грустная музыка передает переживания маленькой девочки, которая настолько заигралась, что принимает все всерьез и очень сильно беспокоится о своей любимой кукле. Интересно построена музыкальная ткань пьесы, в которой нет непрерывной мелодии. Паузы, а также жалобные интонации передают «вздохи» и «стоны» куклы. После напряженной кульминации, все завершается «угасающей» кодой.

Пьеса «Похороны куклы» имеет еще один подзаголовок, который дал сам автор – «В подражание Шуману». По образному строю эта миниатюра очень похожа на «Первую утрату» Роберта Шумана из его «Альбома для юношества». Композитор со всей серьезностью отнесся к переживаниям ребенка, отобразив неподдельные чувства маленькой героини.

«Вальс» совершенно внезапно врывается в ход повествования, сменяя печаль и грусть на веселье. Почему именно вальс? Этот танец был одним из самых популярных и любимых в XIX веке и звучал он не только на пышных балах, но и на домашних праздниках. «Вальс» из «Детского альбома» передает атмосферу именно домашнего праздника.

«Вальс» (слушать)

«Новая кукла» - это продолжение веселья, ведь девочка очень рада своей новой игрушке. Она танцует и кружится вместе с новой куклой. Музыка очень точно передает настроение маленькой девочки, чувство восторга и радости. Пьеса напоминает вальс, правда, звучит он очень быстро, привычный размер 3/4 ускорен в два раза.

Стремительный польский танец «Мазурка» продолжает линию танцевальных миниатюр в сборнике. Вот только у Чайковского он носит более камерный характер, поэтому и первая тема пьесы спокойная, элегическая.

Я уже обращалась к этому замечательному произведению здесь:

Сегодня все пьесы из этого альбома прозвучат в исполнении Камерного оркестра "Гнесинские виртуозы". Художественный руководитель и дирижер Михаил Хохлов. Видеоролики выполнены с использованием рисунков юных художников IV детского фестиваля искусств "Январские вечера" (2010)

В марте 1878 года П.И. Чайковский приехал в имение своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой.

И мение А. И. Давыдовой
Сейчас музей П.И. Чайковского и А.С. Пушкина

В Каменку он свалился неожиданно, как снег на голову, и произвёл радостный переполох. Дети Александры Ильиничны устроили ему такой концерт, что пришлось затыкать уши. Опять дом огласился «сладостными, райскими» звуками. Пётр Ильич преуютно расположился в своей комнате и уже что-то строчил за письменным столом. Через несколько дней он проговорился:

Вот, эти пичуги, - он указал на детей,- непременно хотят, чтобы я написал «всё до капельки» в их альбом. Напишу, не бойтесь. Напишу, и всё сыграем!

И писал для «Детского альбома» и играл их с детьми.


Различные детские игры, танцы, случайные впечатления, нашли своё место в альбоме. Музыка как веселая, так и грустная ...

Утренняя молитва

Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

Зимнее утро

Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями. Из хижин ранний дым разносится клубами. Отливом пурпурным блестит снегов сребро; Иглистым инеем, как будто пухом белым, Унизана кора по ветвям помертвелым. Люблю я сквозь стекла блистательный узор Картиной новою увеселять свой взор; Люблю в тиши смотреть, как раннею порою Деревня весело встречается с зимою... А.Майков

Мама

Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!

Костас Кубилинскас

Игра в лошадки

На своей лошадке вихрем я лечу,
Я гусаром смелым очень стать хочу.
Милая лошадка, на тебе верхом,
Я скачу по лугу лихо с ветерком.

Новенькие, красивые солдатики так и притягивают к себе. Они совсем как настоящие, их и выстроить можно и отправить на парад. Вот и маршировать они умеют как настоящие, да так здорово, что прямо так и тянет маршировать с ними вместе.

Марш деревянных солдатиков

Мы деревянные солдаты,
Мы маршируем левой-правой.
Мы стражи сказочных ворот,
Их охраняем круглый год.
Мы маршируем чётко, браво.
Нам не страшны путей преграды.
Мы охраняем городок,
Где музыка живёт!

Играя, дети выдумывают самые невероятные истории. Глядя на них, свою историю придумал и Петр Ильич и рассказал ее детям, да не просто рассказал. Уместилась это история в три пьесы, которые дети и услышали.

Первая история рассказывала о девочке Сашеньке, которая очень любила играть со своей куклой. Но вдруг кукла заболела. Кукла лежит в кроватке, жалуется. Просит пить.

Болезнь куклы

Девочке очень жаль свою куклу. К ней вызывают доктора, но ничего не помогает. Кукла умерла.

За пьесой «Болезнь куклы» следуют «Похороны куклы».

На похороны пришли все, все игрушки. Ведь они так любили куклу! Маленький игрушечный оркестр провожает куклу: Обезьянка играет на трубе. Зайчик - на барабане, а Мишка ударяет в литавры. Бедный, старый плюшевый мишка, он совсем промок от слёз.

Похороны куклы

Куклу похоронили в саду, рядом с розовым кустом и всю могилу украсили цветами.И вот, однажды, в гости пришёл папин друг.

В руках у него была какая-то коробка.

- Это тебе, Сашенька! - сказал он.
-Что же там такое, -сгорая от любопытства, думала Сашенька.

Знакомый развязал ленточку, открыл крышку и протянул коробку девочке…

Там лежала прекрасная кукла. У неё были большие синие глаза. Когда куклу покачивали, глаза открывались и закрывались. Хорошенький маленький ротик улыбался девочке. Светлые кудрявые волосы ложились на плечи. А из-под бархатного платьица были видны белые чулочки и чёрные лаковые туфельки. Настоящая красавица!

Сашенька смотрела на куклу и не могла наглядеться.

- Ну. Что же ты? Бери, она твоя,- сказал папин друг.

Девочка потянулась и вынула куклу из коробки. Чувство радости и счастья переполняли её. Девочка порывисто прижала куклу к груди и закружилась с ней по комнате, словно в вальсе.

- Какое счастье, получить такой подарок! - думала Саша.

Новая кукла

Похолодели лепестки
Раскрытых губ, по-детски влажных, -
И зал плывёт, плывёт в протяжных
Напевах счастья и тоски.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный -
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.

И. Бунин

Вальс

Мазурка

"Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки," - писал Чайковский. Детские впечатления композитора, его любовь к народной песне, пляске нашли отражение в трёх пьесах "Детского альбома": это "Русская песня", "Мужик на гармонике играет" и "Камаринская".

Русская песня Камаринская

В Камаринской имитируется балалаечный наигрыш. И написана она в форме вариаций, очень характерной для русской музыки.



Пособия и алименты