Пересказ турецкой сказки Ашик Кериб: версия Лермонтова. Литературное чтение

Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» (2й урок)

Цель урока:

Продолжить знакомство со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик- Кериб»

Задачи урока:

Создать условия, для ознакомления детей с турецкой культурой;

Совершенствование осознанного чтения;

Закрепить особенности волшебных сказок;

Обогащать словарный запас детей;

Воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.

Оборудование: портрет писателя, презентация, карточки для работы в парах, группах.

Ход урока.

    Мотивация и актуализация знаний.

Слайды 1 – 3.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением писателя, которого зовут ….(Михаил Юрьевич Лермонтов)

Какие жанры произведений Лермонтова мы знаем?

(Стихи и сказки)

Как называется произведение, с которым мы начали знакомиться на прошлом уроке? «Ашик- Кериб»

К какому жанру мы отнесём это произведение? (сказка)

Какие бывают типы сказок? (народные и авторские)

К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова? (авторская)- Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, о животных).

Опираясь на схему, расскажите мне о сказке «Ашик-кериб» (авторская, волшебная).

Докажите, что эта сказка волшебная, назвав особенности таких сказок. (чудеса, волшебные предметы, троекратный повтор)

    Постановка целей и задач

Итак, цель нашего урока продолжить знакомство с этой сказкой, какие познавательные задачи мы поставим перед собой?

    Вспомнить сюжет сказки.

    Охарактеризовать героев.

    Выяснить, чему учит нас эта сказка и что хотел сказать нам автор.

    Проверка домашнего задания.

Слайд 5.

1. Работа в парах .

Для этого вы решите кроссворд, поработав в парах. Как только вы будете готовы, покажите мне это.

    Работа по теме урока.

Давайте мы поработаем с текстом, но сделаем это с помощью иллюстрации.

Слайды 6 – 11.

Ваша задача, узнать эпизод по картинке и найти его в тексте и зачитать.

1. - Чем занимался Ашик-Кериб?

Почему люди уважали его?

Как он познакомился со своей невестой?

(чтение отрывка)

Что предложила девушка Ашик-Керибу?

Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты?

2. - Кто помог Ашик-Керибу?

3. – Из-за чего ослепла мать?Почему мать не разрешала сестре открывать дверь?

4. - Почему девушка держала кинжал и яд?

5. - Что спасло слепую мать Ашика?

Чем заканчивается сказка?

Слайд 13.

    Физминутка

Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте.

Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.

    Закрепление нового материала.

- Давайте выполним с вами небольшой тест по сюжету

Слайд №15 – 18.

Работа в группах .

Хорошо. Мы вспомнили сюжет сказки и главных героев. Назовите кто является главными героями сказки? (Ашик - Кериб, Магуль – Мегери и Куршид – Бек.)

Кто, по вашему мнению второстепенный герой? (мать, подруга, сестра, брат Куршид – бека и Георгий).

Давайте дадим характеристику главным героям, заполнив их паспорт.

Для этого вы будете работать в группах.

Что же автор хотел сказать нам, наделяя своих героев таким характером? (важно иметь верных друзей, не идти на подлости, быть терпеливым и добро всегда будет вознаграждено. Уметь прощать и не держать обиды)

Прочитаем пословицы стр. 113.

Может ли для тебя это быть ценным?

    Рефлексия.

Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?

Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?

На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему?

Домашнее задание.

Словарик восточных слов.

Аян- Ага - знатный господин.

Ана - мать.

Ашик - музыкант, балалаечник.

Аллах - бог.

Газель - родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

Зарок- клятвенное обещание.

Караван - сарай- постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

Маулям - создатель.

Минарет - башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

Намаз - ежедневное пятикратное моление у мусульман.

Оглан - юноша.

Пророк - истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

Паша- в старой Турции титул генералов.

Сааз - турецкая баладайка.

Салям- алейкум - здравствуйте.

Чауши - слуги.

Чему учит сказка "ашик — кериб"?

    Эта сказка переведенная Лермонтовым основана на реальных обычаях мусульманского мира. Скажу больше, мне приходилось бывать на Кавказе. И знакомится с обычаями тамошнего населения. Т не скрою, что их обычаи, да и сказки заслуживают большего уважения чем русские сказки. Прежде всего в русских сказках больше надеются на Авось. А вот там даже в сказках почитают обычаи. Так например в Азербайджане, прежде чем женится юноша должен был заработать на калым. А калым стоил не дешево, например невеста с техникумом стоила 7000 советских рублей. Но эти деньги шли на приобретение подарка будущей невесте. может поэтому, там часто старались взять в жены и русских невест, так как мне там объясняли, за них не надо платить. Вот поэтому у них и много жен. Но на первую они конечно начинают зарабатывать с детского возраста. Собственно говоря об этом и сказка Ашик-Кериб. И учит эта сказка, что нудно соблюдать обычаи и быть верным своей цели.

    У любви нет преград, даже если вы на расстоянии 20 дней пути — она перенесет вас в другой город в 10 раз быстрее, как перенесла Ашик-Кериба к Магуль-Мегери.

    Еще сказка учит чести — что никогда нельзя опускаться до низких поступков. Человек с добрым сердцем богаче зажиточного купца с черствой душой!

    Лермонтов, которому по душе были кавказские истории, перевел одну из сказок Закавказья, и так нам стала доступна история про Ашик-Кериба.

    Юноша с чудным голосом, без гроша за душой, никак не мог смириться с тем, что у него нет денег на свадьбу со своей богатой избранницей. Самолюбие понесло его в чужие края, искать больших денег с тем, чтобы через семь лет вернуться к Магуль-Мегери.

    Вот только он настолько упился своими деньгами, что про любовь свою и вовсе забыл. Если бы не напоминание Магуль-Мигери, Ашик-Кериб продолжал бы множить свое состояние благодаря своему певческому дару.

    Ну что тут можно сказать? Обычно в сказке нам представляют героя, который и без денег хорош: добр, справедлив, верен. Эта же сказка явно не из того ряда. Она о том, что деньги портят (или портят еще больше) тех, кто не готов обладать ими, ведь по сути, у людей и так есть все для счастья, только почему-то многие думают, что счастья без денег не бывает. Так, в случае с Ашиком — есть чистая любовь девушки, дар, данный небесами, живые мать и сестра. Глупец же мечтает только о богатстве, наплевав на то сокровище, что уже есть у него.

    Печально, что сказка заканчивается для этого негодяя хэппи эндом. Интересно, в кавказской интерпретации та же раскладка для героя в конце? На мой взгляд, события развернулись нелогично и несправедливо.

    Сказку ашик — кериб написал Лермонтов. В этой сказке Лермонтов описывает жизненные устои мусульманского народа. Описывает все трудности их жизни, то каким может быть у них счастье. Лермонтов в этой сказке хотел подчеркнуть то, что как бы трудно не было человек при огромном желании сможет добиться поставленных целей (на примере главного героя). У каждого счастье должно быть сво и путь к нему тоже свой.

    Это сказка на самом деле содержит мотивы мусульманского мира,где Лермонтов подчеркнул,что он проникся их жизнью,и понимает что такое счастье и какой может быть к нему тернистый путь в их жизни.

    И мораль сказки такова,что нужно выбирать между мечтами и реальностью,которая не всегда радужная.И что тот современный мир не всегда справедлив к человеку.

    Данная сказка учит тому,что если захочешь,то всегда можешь обрести свое счастье, но только к этому нужно приложить старание и уметь пойти к счастью нужной дорогой.

    Сказка учит и финансовой независимости главного героя,который выбрал путь лишений,только для того,чтобы заработать.

    Мои варианты:

    1) не стоит заводить семью до того, как у тебя будет стабильное материальное положение (Ашик-Кериб дал себе семь лет на заработки)

    2) в шоу-бизнесе очень большие доходы (за 7 лет Ашик-Кериб заработал не только себе на жизнь, но еще и сестре на приданое)

    3) деньги портят человека (Ашик-Кериб, пока зарабатывал, умудрился забыть, зачем он это делает)

    4) мир не без добрых людей (помощь таинственного всадника с телепортацией)

    5) настоящая любовь выдерживает годы испытаний (Магуль-Мегери честно ждала семь лет)

    6) дал слово — держи (Магуль-Мегери пообщала, что если Ашик-Кериб опоздает, она выйдет за другого — и действительно собралась выйти, хоть и умереть потом)

    7) важно уметь прощать (Куршуд-бек объявил Ашик-Кериба мертвым, а тот просил его и даже сестру родную выдал за него)

    Сказка про юношу Ашик-Керибу учит верить в себя и не боятся трудностей, потому что дома тебя ждут и поддерживают и нуждаются в тебе. Каждый человек остается частицей своей семьи навсегда, в далеких странствиях или обзаведясь своей семьей. И хотя тебя любят и ждут, родные оценивая путь их ребенка, могут выразить свое неодобрение, соверши их сын плохой поступок. Оценку личностного роста дают в родном доме, главное, как к тебе относятся на родине, а молва идет далеко. Нельзя быть плохим в далекой стороне и не бояться дурной славы, докатившейся до отчего дома. Ашик-Кериб учился, боролся и достиг своей цели.

    Сказка Ашик-кериб — переложение М.Ю. Лермонтов восточной народной сказки, существующей в разных вариантах.

    Она учит добру, терпению. Учит тому, что дал обещание — помни о нем, держи слово. Не забывай о своей любви. Сила любви поможет преодолеть все препятствие. И тому, кто делает добро для любимых, помогает сам Бог.

Сказка «Ашик-Кериб» Лермонтова основана на популярном восточном сюжете, который, в свою очередь, пришел из более древних времен. Схожие эпизоды встречаются в таких произведениях, как «Одиссея» Гомера, «Армагеддон» Боккаччо и многих других шедеврах мировой литературы.

Начало сказки

В городе Тифлисе жил один бедняк по прозвищу Ашик-Кериб. Он был влюблён в дочь богатого вельможи. Чувство его было неразделенным, и он сильно страдал от этого несчастья.

Магуль-Мегери, так звали предмет его любви, однажды гуляла с подружками по улице, и увидела поклонника, лежавшего под деревом в глубокой печали. Девушка подошла к молодому человеку и завела с ним беседу. Ашик-Кериб стал жаловаться на судьбу, которая не дала ему возможности быть с любимой женщиной. Магуль сказала, чтобы он пошёл к отцу и просил у него ее руки.

Так как ее папа был очень состоятельным человеком, то ему не составляло никакого труда устроить их свадьбу и последующую личную жизнь. Юноша сказал, что не хочет просить милостыню у богача, а лучше пойдёт странствовать, чтобы в дальних краях заработать средства на их существование. Магуль-Мегери сказала, что если он не вернется в течение семи лет, то она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно уже сватался к ней.

Странствия Ашик-Кериба

Итак, Ашик-Кериб, попрощавшись со своей матерью и сестрой, с которыми он жил в Тифлисе, вышел из города с намерением странствовать по белому свету в надежде обрести богатство.

Только он перешел границу населенного пункта, как услышал, что следом за ним кто-то скачет на коне. Это был его соперник Куршуд-бек. Он напросился, чтобы молодой человек взял его в попутчики. Хотя Ашик-Кериб не был рад этому, всё же ему пришлось терпеть компанию данного человека.

Вместе с ним он дошел до реки, которая протекала вблизи Тифлиса. Ашик-Кериб решил искупаться, Куршуд-бек остался на берегу сторожить его одежду. Как только парень вошел в воду, коварный попутчик забрал его вещи и ускакал с ними в Тифлис.

Он пошел к матери и сестре Ашик-Кериба и поведал им придуманную историю о том, как их родной человек утонул в реке. В качестве доказательства он показал его одежду. Парню, который остался без своих вещей, пришлось в одной легкой рубахе ходить по окрестным селам и зарабатывать на хлеб насущный пением и игрой на саазе. Но вскоре удача улыбнулась ему. Он волей судьбы был занесен в Халаф, где о нем прослышал местный паша, который был страстным любителем музыки.

Сказка Лермонтова «Ашик-Кериб» продолжается тем, что странствия главного героя на длительное время прекратились, так как правитель города сделал его придворным музыкантом.

В течение семи лет он живет во дворце правителя, не зная нужд. Автор произведения говорит, что ему неизвестно, забыл ли в ту пору Ашик-Кериб свою Магуль-Мегери или нет. Однако возвращаться в Тифлис он почему-то не торопился.

Возлюбленная дает о себе знать

Сказка «Ашик-Кериб» продолжается тем, что Магуль-Мегери, которая не поверила в смерть своего возлюбленного и попыталась успокоить его мать и сестру, к истечению срока стала волноваться о судьбе своего жениха.

Она сказала знакомому купцу, который водил караваны по многим городам этой страны, чтобы тот взял у неё золотое блюдо. Он должен в каждом населенном пункте объявлять о том, что отдаст эту драгоценность тому, кто окажется ее хозяином.

Переломным моментом сказки «Ашик-Кериб» является появление главного героя в лавке купца. Молодой человек узнал блюдо, принадлежавшее его невесте, и вспомнил о сроке, поставленном Магуль, который уже подходил к концу.

Он взял с собой мешок золота и, сев на коня, помчался в родной город. Однако скоро он понял, что как бы быстро он ни ехал, всё же не смог бы поспеть к намеченной дате. Тогда главный герой сказки «Ашик-Кериб» решает свести счеты с жизнью, прыгнув со скалы.

Помощь святого Георгия

В это время по той же дороге ехал ещё один всадник. Это был Хадерилиаз. Так в тех краях называли Георгия Победоносца. Он сказал Ашик-Керибу, чтобы тот не совершал самоубийство, так как он сам может его прикончить.

В один прекрасный момент всадник, с которым главный герой сказки отправился в путь, предложил ему исполнить желание. Ашик-Кериб сказал, что хочет попасть в ближайший город. Святой Георгий моментально переносит их в этот населенный пункт. Ашик-Кериб говорит, что ошибся и снова обращается с просьбой к своему спасителю о том, чтобы он доставил его в следующий город по пути в Тифлис. Святой Георгий и на этот раз не отказывает ему. Следующий раз юноша просит чудотворца о том, чтобы он помог ему очутиться в самом Тифлисе.

Самый таинственный герой сказки «Ашик-Кериб» и на этот раз исполняет желание молодого человека. Оказавшись на родине, музыкант просит святого, чтобы тот дал ему какое-нибудь доказательство того, что он так быстро смог перемещаться в пространстве. Георгий Победоносец сказал, чтобы тот взял комок земли из-под копыт его коня. Хадерилиаз пообещал Ашик-Керибу, что тот сможет излечить слепого человека. Для этого ему нужно будет всего лишь помазать глаза незрячего землей.

Встреча с семьей

Ашик-Кериб приходит в дом своей матери, но ни она, ни его сестра не узнают своего родственника. Даже когда он берёт сааз, висевший на стене, и начинает играть.

Тем не менее мать главного героя сказки «Ашик-Кериб», краткое содержание которой приводятся в этой статье, глубоко тронута потрясающим искусством своего гостя. Молодой человек просит у нее позволения взять инструмент и сыграть на нём на свадьбе, которая в это время проходила в ближайшем доме. Старушка соглашается на это.

Чудесный музыкант Ашик-Кериб

Когда он пришел на торжество, то представился странствующим музыкантом. Он стал играть на саазе и петь. Его невеста Магуль-Мегери сразу же узнала голос любимого и бросилась к нему. Никто из присутствующих не смог поверить, что Ашик-Кериб смог так быстро добраться из Халафа в Тифлис.

В тот момент в дом вошла его мать, которая была слепая. Он помазал ей глаза землей, той, что взял из под копыт коня святого Георгия, и она прозрела.

Конец у сказки Лермонтова «Ашик-Кериб» необычайно счастливый. Главный герой женится на своей невесте, а Куршуд-беку предлагает стать мужем своей сестры.

Характеристика

Герои «Ашик-Кериба» предстают перед читателем данной сказки довольно реалистичными. Главный персонаж - это человек, имеющий как положительные, так и отрицательные качества. Заслуживая уважение как виртуозный музыкант, он вместе с тем обладает таким не самым лучшим качеством, как чрезмерная осторожность, которая проявляется в том, что он попросил перенести его не сразу в Тифлис, а сначала в ближайший населенный пункт.

Немаловажной деталью является то, что он на какое-то время забыл о своей невесте, наслаждаясь благами обеспеченной жизни. Вместе с тем, характеристика героя Ашик-Кериба будет неполной, если не упомянуть о его сильной любви к невесте, ради которой он преодолевает все неприятности и трудности.

О значении сказки

Главная мысль «Ашик-Кериба» Лермонтова заключается в том, что любовь преодолевает все препятствия, встречающиеся на ее пути. Она всесильна, и ей всегда готовы помочь святые небесные покровители.

Сила искусства

В сказке «Ашик-Кериб» мысль о любви и ее силе - не единственное послание этого произведения. На протяжении всего сюжета виртуозная игра главного героя помогает ему добиться желаемой цели. Поэтому можно сказать, что книга заключает в себе идею о высоком назначении артиста и силе его искусства.

Заключение

Сказка Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб» была издана только после смерти великого поэта. Тем не менее это произведение вошло в русскую литературу наравне с другими великими произведениями автора. В течение нескольких столетий сказка трогает душу не только детей, но и людей зрелого возраста.

Педагогические задачи: создать условия, для ознакомления детей со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», с турецкой культурой; научить определять тему, идею произведения, положительных и отрицательных героев; дать представление о разнообразии жанров произведений поэта (стихи, сказки); совершенствовать осознанное чтение; закрепить знания особенностей волшебных сказок; обогатить словарь учащихся заимствованными с Востока словами; воспитывать чувство сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности Планируемые результаты Предметные: познакомятся с творчеством М. Ю. Лермонтова и содержанием сказки «Ашик-Кериб»; научатся: толковать значения восточных слов, определять тему, идею произведения, положительных и отрицательных героев; пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения; выполнять задания; формулировать свои вопросы и задания для одноклассниковДанный файл содержит описание урока литературного чтения в 4 классе по теме: "М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб". УМК "Школа России"

4 класс Лит.чтение М.Ю.Лермонтов Ашик-Кериб.docx

Картинками

Лецких Л.А. учитель начальных классов МАОУ СОШ №21, г.Кунгур Урок литературного чтения по теме: «М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик­Кериб». Развитие речи: написание отзыва на произведение». УМК «Школа «России» Тип урока: освоение нового материала Педагогические задачи: создать условия, для ознакомления детей со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик­Кериб», с турецкой культурой; научить определять тему, идею произведения, положительных и отрицательных героев; дать представление о разнообразии жанров произведений поэта (стихи, сказки); совершенствовать осознанное чтение; закрепить знания особенностей волшебных сказок; обогатить словарь учащихся заимствованными с Востока словами; воспитывать чувство сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности Предметные: п о з н а к о м я т с я с творчеством М. Ю. Лермонтова и содержанием сказки «Ашик­ Кериб»; н а у ч а т с я: толковать значения восточных слов, определять тему, идею произведения, положительных и отрицательных героев; пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини­группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей. Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения Личностные: осознанно готовиться к урокам литературного чтения; выполнять задания; формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – С произведением какого автора мы познакомились на прошлом уроке? – Какие еще стихи М. Ю. Лермонтова вы нашли и приготовили к выразительному чтению? – О чем пишет поэт в своих стихах? – Чем понравились вам эти произведения? Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова I. Актуализац ия опорных знаний. Проверка домашнего задания II. Сообщение темы урока. Определени е целей урока Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. Читают стихи М. Ю. Лермонтова «Парус», «Утес», «Горные вершины», «Москва, Москва!..» и др. Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения Формируемые способы деятельности учащегося Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта Принимать и сохранять учебную цель и задачу

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) III. Первичное чтение произведени я Рассказывает об истории создания сказки. Организует первичное чтение произведения. – М. Лермонтов был русским поэтом и писателем, а почему сказка турецкая? – Сказку, которую мы будем читать, М. Лермонтов написал в 1837 году в Закавказье. Сюжет этой сказки известен в грузинском, армянском, узбекском, турецком и азербайджанском вариантах. Скорее всего, Лермонтову эту сказку пересказал азербайджанец (среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким). – А вы знаете кто такой Ашик­Кериб? Ашик – народный певец, музыкант. Кериб – бедняк. – О ком нам расскажет сказка? – Прочитайте «восточные» слова. Познакомьтесь с их значением. – Прочитайте восточные имена и названия восточных городов. – Почему такие необычные названия городов и имена? Лермонтовский «Ашик­Кериб» является местной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совершенно точно передать сюжет, но сохранил и многие разговорные ее особенности. Впервые опубликовано в Текст сказки читают подготовленные ученики. По ходу чтения проводится словарная работа (на партах карточки «Словарики восточных слов»). Аян­Ага – знатный господин. Ана – мать. Ашик – музыкант, балалаечник. Аллах – бог. Витязь Туркестана – отважный, доблестный воин. Газель – родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега. Зарок – клятвенное обещание. Караван­сарай – постоялый и торговый дом в городе, на дороге. Маулям – создатель. Минарет – башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву. Намаз – ежедневная пятикратная молитва у мусульман. Оглан – юноша. Пророк – 1) (религ.) истолкователь воли божества, богов; 2) (перен.) тот, кто пророчит, предсказывает что­нибудь. Формируемые способы деятельности учащегося Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументироват ь свою точку зрения.

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Паша – в старой Турции титул генералов. Посох – длинная и толстая палка с заостренным опорным концом. Сааз – турецкая баладайка. Селям­алейкюм (салям­алейкум) – здравст­вуйте. Чауши – слуги. Имена Ашик­Кериб Магуль­Мегери Аян­Ага Куршуд­бек Хадерилиаз Города Тифлиз Халаф Арзинган Арзерум Арзиньян Формируемые способы деятельности учащегося Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу Этап урока Содержание деятельности учителя литературном сборнике «Вчера и сегодня». Датируется 1837 годом – датой первой ссылки Лермонтова на Кавказ. В это время он усиленно интересуется местным фольклором и даже начинает изучать татарский язык. В автографе Лермонтов в ряде мест именует своего героя Ашик­Керимом. Это не случайная описка. В Закавказье и Средней Азии существует народная повесть, герой которой именуется Ашик­Керимом. Ашик – в первоначальной форме по­арабски означает «влюбленный», а у турок, армян и азербайджанцев – трубадур, лирический певец, позже – народный певец. Кериб (по­турецки было бы гариб) – чужеземец, скиталец, бедняк. Сказки об Ашик­Керибе очень популярны у тюркских народов и распеваются певцами в кофейнях Румелии и Анатолии. Cуществует печатное издание, вышедшее в Константинополе в 1881 году и озаглавленное «Повесть Ашик­Гариба». Однако лермонтовская запись ни по сюжету, ни по именам персонажей не совпадает с названной повестью. В лермонтовской записи имеются некоторые турецкие элементы Магуль­Мегери – дочь турецкого купца Аяк­Аги; турецкого происхождения слово «чауш» – сержант, унтер­ офицер, сторож

Формируемые способы деятельности учащегося Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Строят схему на доске и в тетради. Сказки авторские народные бытовые о животных волшебные – Сказки делятся на авторские и народные. Каждая из этих групп в свою очередь делится на бытовые, сказки о животных и волшебные. – Троекратность (три раза Ашик­Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли) Этап урока Содержание деятельности учителя – Итак, речь пойдет о сказке. Давайте вспомним, на какие две группы делятся сказки? – К какой группе отнесем сказку М. Ю. Лермонтова? Почему? – На какие виды делится каждая из этих групп? – К какому виду сказок относится сказка «Ашик­ Кериб»? – Что троекратно повторяется в сказке? Какие чудеса совершались? – Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова? – Понравилась ли вам сказка? Какие чувства вы испытывали, когда ее слушали? Почему? – Назовите действующих лиц сказки. Какие события происходят в сказке? Для чего автор описал нам их? – Может ли для вас это быть ценным? – Все ли были рады помочь главному герою? – Рассмотрите иллюстрацию в учебнике, кто на ней

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося IV. Анализ произведени я изображен? Опишите, как выглядят герои сказки. Какие чувства испытывают? Как эти чувства изобразил художник? – Прочитайте отрывок из сказки, который соответствует этому эпизоду Перечитывание текста сказки с предварительным заданием. – Сколько женихов было у Магуль­Мегери? – Рада ли была Магуль­Мегери своей свадьбе с Куршуд­беком? – Как называется турецкая балалайка? – Как сказать по­турецки «нищий балалаечник»? – Как переводится с турецкого «шинды­герурсез»? – Кто такой оглан? – У Ашик­Кериба была сестра, а у Куршуд­бека какой родственник? – Назовите главных героев сказки. – Кто из этих героев положительный, а кто отрицательный? Почему? – Выберите слова, которые помогут охарактеризовать главных героев. С л о в а д л я с п р а в о к: храбрый, трусливый, Перечитывают текст произведения. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения. – У Магуль­Мегери было два жениха: Ашик­ Кериб и Куршуд­бек. – Нет, не рада. Даже хотела выпить яд или заколоться кинжалом. – Турецкая балалайка – сааз. – Нищий балалаечник – Ашик­Кериб. – Шинды­герурсез – скоро узнаете. – Оглан – мальчик, парень. – У Куршуд­бека был брат. – Главные герои сказки: Ашик­Кериб, святой Хадерилиаз, Магуль­Мегери, Куршуд­бек. – Положительный герой – Ашик­Кериб, так как он талантливый, честный, храбрый, добрый, великодушный; Святой Хадерилиаз, потому что он добрый, помогает людям; Магуль­Мегери, так как она верная. Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательно сть развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативны х задач

Этап урока Содержание деятельности учителя скромный, вежливый, добрый ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, молчаливый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, обидчивый, грубый, верный, терпеливый. – Почему Куршуд­бек совершил такой поступок? – Может ли это служить ему оправданием? – Вспомните путь, который преодолел Ашик­ Кериб за три дня. Какие географические названия встречаются в сказке? – Предлагаю рассмотреть карту современной Турции. Турция – удивительная страна, которая расположена в двух частях света: в Европе и Азии, омывается сразу четырьмя морями: Черным, Мраморным, Средиземным и Эгейским. Столица Турции – город Анкара. Есть ли на карте современной Турции города, о которых упоминается в сказке, или похожие названия? – А теперь покажите путь Ашик­Кериба. – Видно, что без помощи волшебства проделать такой путь за три дня было невозможно Объясняет домашнее задание. Перечитать сказку, разделить на смысловые части Формируемые способы деятельности учащегося Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) – А отрицательные герой – Куршуд­бек, так как он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слез она потеряла зрение. – Куршуд­бек тоже любил Магуль­Мегери. – Ашик­Кериб проехал Тифлиз, Арзерум, Карс, Арзиньян. Рассматривают карту. Находят на карте города: Карс – Карс Тифлиз – Тбилиси (теперь столица Грузии) Арзурум – Эрзурум Арзиньян – Эрджиньян. Показывают путь Ашик­Кериба Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи V. Домашнее задание VI. Итог Оценка результатов выполнения заданий на Отвечают на вопросы. Определяют свое Осуществлять

«Ашик-Кериб» - сказка, написанная по сюжету древней легенды Востока о любви. Существует несколько вариантов сказки. Нам наиболее известен вариант Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт написал эту сказку, будучи вдохновленным природой Кавказа и той самой мудрой восточной легендой, о которой поэт узнал во время своего изгнания на Кавказ в 1837 году.

Тема сказки М.Ю.Лермонтова «Ашик-Кериб»

Основные персонажи сказки:

  • юноша Ашик-Кериб;
  • девушка Магуль-Мегери;
  • Куршуд-бек, поклонник Магуль-Мегери.

В сказке Лермонтова рассказывается о бедном турецком юноше Ашик-Керибе, играющем на саазе (турецкой балалайке), который влюбляется в прекрасную красавицу Магуль-Мегери, дочь местного богатого купца. Действие происходит в Тифлизе. Ашик-Кериб хочет взять девушку в жены, но не хочет жить за счет богатств ее отца, поэтому отправляется в странствование на срок в семь лет, чтобы заработать денег и разбогатеть. Магуль-Мегери обещает ждать юношу все семь лет, но ставит условие, что если тот не вернется в указанное время, она свяжет свою судьбу с Куршуд-беком.

Кериб отправляется в странствие. Пройдя через трудности и испытания, Керибу удается разбогатеть, в этом ему помогает его дивный голос. В богатстве юноша забывает о своей Магуль-Мегери. За три дня до истечения срока герой вспоминает о своем обещании, но понимает, что ко сроку ему уже не успеть. Ему помогает Хадерилиаз (у Лермонтова – святой Георгий), с помощью которого Ашик-Кериб моментально попадает вовремя прямо в Тифлиз и берет свою возлюбленную в жены.

Основные идеи и мысли сказки, ее смысл

Основная идея сказки – это нарушение обещаний вечной любви вследствие складывающихся жизненных обстоятельств. Только лишь чудо помогает все изменить.

Важная мысль сказки: необходимо всегда исполнять свои обещания, держать свое слово и ни при каких обстоятельствах, какие бы ни были при этом трудности, не нарушать его.

Очень интересен характер Кериба. Этот юноша гордый человек; подвергнув сам себя испытаниям, таким образом показывает, чего он стоит и может ли считаться истинно достойным человеком.

«Ашик-Кериб» - мудрое произведение. С одной стороны, сказка говорит нам о том, что настоящая любовь способна выдержать все преграды, препятствия и расстояния (пример: верность и терпение Магуль-Мегери). С другой стороны, рассказывает о том, что иногда богатство и деньги могут испортить человека, и тогда только искреннее раскаяние и, как следствие, чудо могут помочь ему искупить свою вину.

В произведении действительно происходят чудеса. Появление Хадерилиаза, мгновенное перемещение Ашик-Кериба в свой город, исцеление ослепшей матери героя землей из-под копыт лошади Хадерилиаза. Все это определяет «Ашик-Кериб» именно как сказку.



Пособия и алименты