Бедуины и их культура в дахабе. Вечное движение

ОАЭ : 846 000
  • Марокко Марокко : 150 000
  • Тунис Тунис : 118 000
  • Израиль Израиль : 115 000
  • Сирия Сирия : 100 000
  • Ливан Ливан : 49 000
  • Палестина Палестина : 19 000
  • САДР САДР : 12 800

  • В Израиле

    В настоящее время численность израильских граждан бедуинского происхождения приближается к 150 тысячам человек. Израильские бедуины разделяются на «южных» и «северных», значительно разнящихся по своей культуре. Меньшая их часть («северные») в течение последних ста - ста пятидесяти лет осела на севере Израиля (поселения Аль Гейб, Заразир) и традиционно занимается земледелием. Основная же масса израильских бедуинов («южные») проживает в пустыне Негев, и основным их занятием издревне было кочевое животноводство (главным образом овцеводство). Их традиционным одеянием является галабея , белая туника, и куфия - головной убор из ткани и двумя хлопковыми обручами. Женщины традиционно закрывают лицо бурку, платком, украшенном монетами, золотом или медными подвесками. Цвет вышивки на женских одеждах определяется их статусом. Красный носят замужние женщины, голубой или синий - незамужние.

    Израиль, на всём протяжении своей истории, проводит в отношении бедуинов политику, направленную на расселение бедуинов в постоянных местах проживания и прекращения ведения ими кочевого образа жизни. Для этой цели бедуинам, решившим оставить кочевой образ жизни, предоставляется целый ряд льгот и привилегий. В результате основная масса израильских бедуинов переселилась в деревни. Первая из них (Телль Шева) была основана в 1974 году . Кроме этого в Негеве (главным образом, в районе Беэр-Шевы) существуют бедуинские деревни с многотысячным населением (Сегев Шалом, Лакия, Хура, Арроэр). Однако самым удачным проектом оказалась деревня Рахат , основанная в 1974 году невдалеке от автотрассы Беэр-Шева - Тель-Авив . В настоящее время в Рахате проживает 45 тысяч жителей (треть всех израильских бедуинов), и эта бедунская деревня получила статус города. Бедуины, осевшие в организованных израильским правительством населённых пунктах (так называемые «законные бедуинские поселения»), практически все перешли от разведения овец к современным профессиям. В последние годы среди них стремительно растёт число имеющих высшее образование . Очень многие из них (в особенности жители Рахата) успешно занялись бизнесом. Но незначительное число израильских бедуинов и по настоящее время продолжает вести традиционный кочевой образ жизни, и периодически меняют своё место жительства (так называемые «незаконные бедуинские поселения» : аль-Бутым, ад-Денират и другие).

    Бедуины служат в израильской армии, призываясь туда на добровольной основе. Примерно 50 % бедуинов служат сегодня в рядах ЦАХАЛ . Солдаты-бедуины служат в боевых и элитных подразделениях на самых трудных и опасных участках. Немало бедуинов есть также в составе пограничной охраны и полиции. Есть также Бедуинский батальон ГАДСАР (Батальон бедуинских следопытов), входящий в состав Южного военного округа, бедуинский батальон спасателей при командовании тыла израильской армии и другие. Знание местности, острое зрение и прирождённые свойства воина пустыни делают бедуинов весьма полезными в разведке и в патрулировании. Как правило, גשש («гашаш» - бедуин-следопыт) идёт впереди воинской колонны, по только ему понятным признакам определяя заминированные участки. По сломанной веточке, по едва заметному следу на песке бедуин может понять, где и когда прошел противник, где можно ждать засады. Они также способны организовать засаду таким образом, чтобы она была полной неожиданностью для противника.

    Социальная организация

    Все бедуины подразделяются на племена и хамуллы (кланы). Традиционно руководителем племени бедуинов является шейх . Звание шейха передаётся от отца к сыну. Кроме того, в бедуинском обществе (как и вообще в среде мусульман-суннитов) существует институт «кади ». Кади - это лицо духовного сана, на которого возложено осуществление актов гражданского состояния. Особенно важна его роль в регистрации брака.

    Культура

    У бедуинов издавна существует традиция кровной мести, тем более, что конфликты между племенами и хаммулами не являлись редкостью. Существует также традиционный для бедуинского общества механизм разрешения конфликтов между племенами и хаммулами. В этих случаях шейхи не участвующих в конфликте племён договариваются о материальной компенсации нанесённого ущерба и, после его выплаты, объявляется «сульха» (в переводе «прощение»), после чего конфликт считается исчерпанным. Среди бедуинов существует также обычай под названием «моар». Суть его состоит в следующем, перед свадьбой семья жениха выплачивает родителям невесты оговорённую заранее сумму денег, на которую невесте покупаются ювелирные украшения.

    Свадебная церемония

    Традиционная бедуинская свадьба всегда проводится в палатке (даже если у семьи есть фешенебельная вилла) и считается тем более уважаемой, чем больше на ней присутствует гостей. Длится она 3 дня. Первый вечер предназначен для танцев и рисованию хной на ладони (традиция рисования хной на ладони, «Хенна» Хна широко распространена в арабских странах Северной Африки и существует также у евреев - выходцев из мусульманских стран). Во второй вечер празднуют саму свадьбу - невеста должна быть в белом платье. А в третий вечер - праздничный стол с родственниками и друзьями, основным блюдом которого является мясо. Основа бедуинской кухни - это блюда, приготовленные из баранины. Специфические бедуинские блюда - фалашиа (пресный хлеб, напоминающий еврейскую мацу), шай бил нана (мятный чай). Для приготовления праздничного свадебного стола обычно режут несколько десятков овец.

    Напишите отзыв о статье "Бедуины"

    Примечания

    Литература

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Бедуины

    Кроме общего чувства отчуждения от всех людей, Наташа в это время испытывала особенное чувство отчуждения от лиц своей семьи. Все свои: отец, мать, Соня, были ей так близки, привычны, так будничны, что все их слова, чувства казались ей оскорблением того мира, в котором она жила последнее время, и она не только была равнодушна, но враждебно смотрела на них. Она слышала слова Дуняши о Петре Ильиче, о несчастии, но не поняла их.
    «Какое там у них несчастие, какое может быть несчастие? У них все свое старое, привычное и покойное», – мысленно сказала себе Наташа.
    Когда она вошла в залу, отец быстро выходил из комнаты графини. Лицо его было сморщено и мокро от слез. Он, видимо, выбежал из той комнаты, чтобы дать волю давившим его рыданиям. Увидав Наташу, он отчаянно взмахнул руками и разразился болезненно судорожными всхлипываниями, исказившими его круглое, мягкое лицо.
    – Пе… Петя… Поди, поди, она… она… зовет… – И он, рыдая, как дитя, быстро семеня ослабевшими ногами, подошел к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками.
    Вдруг как электрический ток пробежал по всему существу Наташи. Что то страшно больно ударило ее в сердце. Она почувствовала страшную боль; ей показалось, что что то отрывается в ней и что она умирает. Но вслед за болью она почувствовала мгновенно освобождение от запрета жизни, лежавшего на ней. Увидав отца и услыхав из за двери страшный, грубый крик матери, она мгновенно забыла себя и свое горе. Она подбежала к отцу, но он, бессильно махая рукой, указывал на дверь матери. Княжна Марья, бледная, с дрожащей нижней челюстью, вышла из двери и взяла Наташу за руку, говоря ей что то. Наташа не видела, не слышала ее. Она быстрыми шагами вошла в дверь, остановилась на мгновение, как бы в борьбе с самой собой, и подбежала к матери.
    Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об стену. Соня и девушки держали ее за руки.
    – Наташу, Наташу!.. – кричала графиня. – Неправда, неправда… Он лжет… Наташу! – кричала она, отталкивая от себя окружающих. – Подите прочь все, неправда! Убили!.. ха ха ха ха!.. неправда!
    Наташа стала коленом на кресло, нагнулась над матерью, обняла ее, с неожиданной силой подняла, повернула к себе ее лицо и прижалась к ней.
    – Маменька!.. голубчик!.. Я тут, друг мой. Маменька, – шептала она ей, не замолкая ни на секунду.
    Она не выпускала матери, нежно боролась с ней, требовала подушки, воды, расстегивала и разрывала платье на матери.
    – Друг мой, голубушка… маменька, душенька, – не переставая шептала она, целуя ее голову, руки, лицо и чувствуя, как неудержимо, ручьями, щекоча ей нос и щеки, текли ее слезы.
    Графиня сжала руку дочери, закрыла глаза и затихла на мгновение. Вдруг она с непривычной быстротой поднялась, бессмысленно оглянулась и, увидав Наташу, стала из всех сил сжимать ее голову. Потом она повернула к себе ее морщившееся от боли лицо и долго вглядывалась в него.
    – Наташа, ты меня любишь, – сказала она тихим, доверчивым шепотом. – Наташа, ты не обманешь меня? Ты мне скажешь всю правду?
    Наташа смотрела на нее налитыми слезами глазами, и в лице ее была только мольба о прощении и любви.
    – Друг мой, маменька, – повторяла она, напрягая все силы своей любви на то, чтобы как нибудь снять с нее на себя излишек давившего ее горя.
    И опять в бессильной борьбе с действительностью мать, отказываясь верить в то, что она могла жить, когда был убит цветущий жизнью ее любимый мальчик, спасалась от действительности в мире безумия.
    Наташа не помнила, как прошел этот день, ночь, следующий день, следующая ночь. Она не спала и не отходила от матери. Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню. На третью ночь графиня затихла на несколько минут, и Наташа закрыла глаза, облокотив голову на ручку кресла. Кровать скрипнула. Наташа открыла глаза. Графиня сидела на кровати и тихо говорила.
    – Как я рада, что ты приехал. Ты устал, хочешь чаю? – Наташа подошла к ней. – Ты похорошел и возмужал, – продолжала графиня, взяв дочь за руку.
    – Маменька, что вы говорите!..
    – Наташа, его нет, нет больше! – И, обняв дочь, в первый раз графиня начала плакать.

    Княжна Марья отложила свой отъезд. Соня, граф старались заменить Наташу, но не могли. Они видели, что она одна могла удерживать мать от безумного отчаяния. Три недели Наташа безвыходно жила при матери, спала на кресле в ее комнате, поила, кормила ее и не переставая говорила с ней, – говорила, потому что один нежный, ласкающий голос ее успокоивал графиню.
    Душевная рана матери не могла залечиться. Смерть Пети оторвала половину ее жизни. Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни.
    Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.
    Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь.
    Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы.
    Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе.
    – Мне не хочется спать. Мари, посиди со мной.
    – Ты устала – постарайся заснуть.
    – Нет, нет. Зачем ты увела меня? Она спросит.
    – Ей гораздо лучше. Она нынче так хорошо говорила, – сказала княжна Марья.
    Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи.
    «Похожа она на него? – думала Наташа. – Да, похожа и не похожа. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная».
    – Маша, – сказала она, робко притянув к себе ее руку. – Маша, ты не думай, что я дурная. Нет? Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями.
    И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи.
    С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга.
    Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра. Они говорили большей частию о дальнем прошедшем. Княжна Марья рассказывала про свое детство, про свою мать, про своего отца, про свои мечтания; и Наташа, прежде с спокойным непониманием отворачивавшаяся от этой жизни, преданности, покорности, от поэзии христианского самоотвержения, теперь, чувствуя себя связанной любовью с княжной Марьей, полюбила и прошедшее княжны Марьи и поняла непонятную ей прежде сторону жизни. Она не думала прилагать к своей жизни покорность и самоотвержение, потому что она привыкла искать других радостей, но она поняла и полюбила в другой эту прежде непонятную ей добродетель. Для княжны Марьи, слушавшей рассказы о детстве и первой молодости Наташи, тоже открывалась прежде непонятная сторона жизни, вера в жизнь, в наслаждения жизни.
    Они всё точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его.
    Наташа похудела, побледнела и физически так стала слаба, что все постоянно говорили о ее здоровье, и ей это приятно было. Но иногда на нее неожиданно находил не только страх смерти, но страх болезни, слабости, потери красоты, и невольно она иногда внимательно разглядывала свою голую руку, удивляясь на ее худобу, или заглядывалась по утрам в зеркало на свое вытянувшееся, жалкое, как ей казалось, лицо. Ей казалось, что это так должно быть, и вместе с тем становилось страшно и грустно.
    Один раз она скоро взошла наверх и тяжело запыхалась. Тотчас же невольно она придумала себе дело внизу и оттуда вбежала опять наверх, пробуя силы и наблюдая за собой.
    Другой раз она позвала Дуняшу, и голос ее задребезжал. Она еще раз кликнула ее, несмотря на то, что она слышала ее шаги, – кликнула тем грудным голосом, которым она певала, и прислушалась к нему.
    Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри. В конце января княжна Марья уехала в Москву, и граф настоял на том, чтобы Наташа ехала с нею, с тем чтобы посоветоваться с докторами.

    После столкновения при Вязьме, где Кутузов не мог удержать свои войска от желания опрокинуть, отрезать и т. д., дальнейшее движение бежавших французов и за ними бежавших русских, до Красного, происходило без сражений. Бегство было так быстро, что бежавшая за французами русская армия не могла поспевать за ними, что лошади в кавалерии и артиллерии становились и что сведения о движении французов были всегда неверны.
    Люди русского войска были так измучены этим непрерывным движением по сорок верст в сутки, что не могли двигаться быстрее.
    Чтобы понять степень истощения русской армии, надо только ясно понять значение того факта, что, потеряв ранеными и убитыми во все время движения от Тарутина не более пяти тысяч человек, не потеряв сотни людей пленными, армия русская, вышедшая из Тарутина в числе ста тысяч, пришла к Красному в числе пятидесяти тысяч.
    Быстрое движение русских за французами действовало на русскую армию точно так же разрушительно, как и бегство французов. Разница была только в том, что русская армия двигалась произвольно, без угрозы погибели, которая висела над французской армией, и в том, что отсталые больные у французов оставались в руках врага, отсталые русские оставались у себя дома. Главная причина уменьшения армии Наполеона была быстрота движения, и несомненным доказательством тому служит соответственное уменьшение русских войск.

    (араб. البدو قرية ; англ. Bedouin villages)

    Где находится: несколько бедуинских деревень располагаются по периметру в 10 - 30 км от Хургады.

    Как добраться: добраться их Хургады можно на джипах или квадрациклах. Есть более экзотичный способ – отправится по пустыне к бедуинам на верблюде, но ввиду того, что эти животные крайне медлительны, до деревни Вы можете добираться целый день. Внимание: ввиду неординарного менталитета бедуинов, и своих собственных законов и правил не рекомендуется посещать бедуинские деревни самостоятельно, без местного проводника или гида. Лучший и безопасный способ попасть в бедуинскую деревню – купить экскурсию в Хургаде.

    Бедуи́ны – жители арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности. Это один из самых древних народов на земле, и один из самых этнически чистых. Этим кочевым семистским племенам, живущим в пустыне, не менее 4 - 5 тысяч лет, и до недавнего времени они ни с кем не смешивались. Только в VI веке язычники бедуины приняли ислам и стали говорить на арабском языке. Именно с тех пор и появились смешанные браки между бедуинами и арабами.

    Подсчитать общее количество бедуинов в мире не представляется возможным, как из-за кочевого образа жизни, так и из-за упорного неучастия в переписях населения. Бедуины, до наших дней, сохранили свои древние обычаи и способ жизни. Они пребывают в полной уверенности в своём высоком происхождении и благородстве крови. Беднейший бедуин посчитает унизительным отдать свою дочь за обеспеченного человека. У бедуинов трудная жизнь: они кочуют с места на место, живут в палатках, у них нет электрических приборов. Но самое главное – в пустыне очень мало воды, поэтому они, экономно используют воду, делают колодцы для хранения воды.

    Бедуинская деревня на карте

    Бедуины поделены на племена, каждым из которых управляет шейх. Племя – это группа, состоящая из некоторого количества кланов. Каждый клан включает в себя отдельные семьи, которые прослеживают свою родословную, ведущюю к одному источнику. Каждый клан имеет свои собственные скважины, пастбища и земли. Также, кланы дополнительно разбиты на группы, каждая из которых выполняет различные функции в племени, такие, как скотоводство и выращивание крупного рогатого скота, руководящие и торговые функции, и так далее. Шейх является лидером племени и имеет значительное влияние: он следит за тем, чтобы племя всегда придерживалось традиционных обычаев и исполняло советы старейшин племён. Шейх является представителем своего племени, и часто один призван разрешать споры или выступать в качестве переговорщика, в целях урегулирования разногласий. Звание шейха наследуется от отца к сыну.

    Дома бедуинов стоят в пустыне на расстоянии приблизительно 10 метров друг от друга, на крыши бедуины стелют мешки, это защищает от дождей, которые бывают в пустыне, приблизительно, 10 раз в году, и идут по 2 - 3 часа. Внутри каждого дома находится по две комнаты: гостиная и спальня. Вещей у бедуинов немного, в основном, разная посуда, тарелки, одежда, подушки и маленькая печь. В домах нет телевизора и других электрических приборов.


    Летом в пустыне днём жарко, а ночью – холодно. Разница летней и зимней температуры иногда достигает 40 градусов, поэтому, по ночам кочевники укрываются меховыми одеялами. Иногда они ставят в комнате печку, чтобы было тепло.


    Жизнь в пустыне без воды, конечно, невозможна, поэтому, когда бедуины кочуют, ищут место, где под землей есть вода, и выбирают это место для стоянки. Раньше они копали колодцы вручную лопатами, поэтому глубина была в среднем 15 - 20 метров, но теперь они копают не вручную, а с помощью машины-экскаватора, поэтому глубина таких колодцев 35 - 40 метров. Каждый день, на рассвете, жители деревни наполняют водой большие сосуды, где она должна отстояться, а потом используют её для питья и приготовления еды, водой из этого же колодца, бедуины умываются и стирают. Найти место, где есть вода и можно копать колодец, бедуинам помогают верблюды, которые могут жить без воды 10 дней. Примерно через 10 дней, верблюд, который долго не пил, ложится на место, где под землёй есть вода и лежит без движения. Бедуины отмечают значками это место. Здесь они будут копать колодец.

    Верблюд для бедуина – священное животное. Каждое племя бедуинов имеет своё кладбище для верблюдов, когда умирает верблюд, бедуины хоронят его на этом кладбище.

    Бедуинские мужчины и женщины традиционно выполняют разные роли в обществе. Бедуинские мужчины, как правило, зарабатывают на жизнь для своих семей. Некоторые из них работают как сафари-гиды, водители, некоторые владеют магазинами, кто-то задействован в строительстве или в сфере обслуживания. Традиционно, бедуинские женщины ткут шатёр для своей семьи, из козьей или верблюжьей шерсти, и отвечают за строительство и установку палатки, если семья переходит на новые земли. Женщины работают, преимущественно, в доме, занятые домашними хлопотами, семьёй и поголовьем коз, овец, верблюдов. Многие владеют ремёслами изготовления красивых вещей, таких как ковры, ожерелье, браслеты и бурки. Это, как правило, вещи, вышитые или украшенные бисером, блёстками монетами с использованием традиционных техник, передающихся из поколение в поколение. Местная флора и фауна находит своё отражение в замысловатых рисунках и орнаментах, используемых в работе.


    Одежда бедуинов, также, довольно примечательна. Мужчины носят длинные рубашки-платья «джалабея», преимущественно, белого цвета, а на голову они одевают «смагг» (красно-белый платок, именуемый по-другому «арафаткой»), или «аймемму» (белый платок), иногда удерживаемый на месте, при помощи чёрного обода («агала»). Женщины обычно носят яркие длинные платья, но когда они выходят за пределы дома они одеваются в «абаю» (длинные чёрные платья-плащи, иногда покрытые блестящей вышивкой). Покидая свой дом, они всегда покрывают свои головы «тархой» (чёрным платком).


    Бедуины отличные хозяева и хорошо известны своим гостеприимством, это часть традиции, которая передаётся из поколения в поколение. Они обязательно предложат знаменитый бедуинский чай, заваренный из листьев чая, и пустынных трав «хабак» и «мармарея». Обычно чай готовят на костре, как только гость прибывает, и обмениваются с ним историями и новостями. А традиционная еда – это вкусный бедуинский хлеб, приготовленный на открытом огне, а также, рис, мясо, рыба и овощные блюда. Бедуины уделяют особое внимание приготовлению пищи, и еда, подаваемая гостям, всегда рассматривается, как особое, важное событие. По бедуинскому обычаю, пища, вода и место для сна предоставляется всем путникам и гостям, и если есть необходимость этот срок может достигать трёх дней. Обычно этого времени достаточно, для того, чтобы набраться сил и продолжать дальше путешествие по пустыне.


    Бедуины имеют тесную связь с миром природы. Они знают о том, что приближается буря, ещё до её начала, или когда дикое животное приближается к их дому. Жизнь в гармонии с природой – очень естественный способ сохранять свою веру. Племенной закон запрещает уничтожение живых деревьев, наказанием за это может быть штраф, состоящий из 3-ёх двухлетних верблюдов или их денежного эквивалента. Бедуины говорят: «убийство дерева подобно убийству души».


    Познания бедуинов в фитотерапии необычайно глубоки, и с древних времён это было их единственным источником и надеждой на исцеление, при болезнях в пустыне. Они очень хорошо знают лекарственные травы, собирают их и сушат. Они знают, что пить от простуды, от головной боли, от отравления, что делать при ревматизме и других болезнях. Одним из наиболее популярных лекарственных средств бедуинов является верблюжье молоко. Оно используется при недугах, таких как расстройство желудка и пищеварения, при проблемах кровообращения и опорно-двигательного аппарата. Лекарственные растения, применяемые бедуинами в лечении, очень эффективно воздействуют на человеческий организм.

    Бедуины любят охотиться, в пустыне есть газели, волки, зайцы, птицы. Еще бедуины ловят скорпионов, чтобы иметь яд для бальзамирования. Они используют яд, чтобы сделать чучело волка, лисы, совы, павлина, орла и других убитых животных.


    Сегодняшние бедуины – мусульмане. Если бедуин хочет жениться, он сначала выбирает маленькую свободную территорию и строит на ней домик из тростника, потом платит за девушку калым: отдаёт семье девушки несколько верблюдов или деньги. Если он захочет иметь вторую жену, то строит еще один домик, в ста метрах от первого домика, и опять платит калым – так бедуин может иметь четырёх жен. В этом случае, он живёт с одной женой неделю, потом с другой неделю и так далее, то есть живёт со всеми женами по очереди. У бедуинов практикуется многоженство, конечно если глава семьи сможет содержать всех жён: обеспечить материально и не обойти ни одну из них заботой и лаской.

    А если бедуин хочет жениться на девушке из другого племени, он должен поговорить со старейшиной этого племени. Если старейшина будет согласен, эта девушка должна будет жить в племени будущего мужа. Мужчине нужно забрать девушку из её племени, и на коне добраться в своё племя быстрее, чем глава её семьи. Если он не будет первым, значит, он не заслуживает её, и не может жениться на ней.


    Бедуинские свадьбы отмечаются широко и очень торжественно, и обычно проводятся во время полной луны, и могут длиться от 2-ух до 5-ти дней, при этом, большинство праздничных действий происходит в ночное время. На свадьбу собираются семьи жениха и невесты, и практически, все родственники. Накрываются столы и щедро угощают гостей, в том числе менсафом и кофе. Иногда на стол подают целого жареного верблюда (самое большое свадебное блюдо в мире). Это блюдо можно сравнить с русской матрёшкой: рыба, фаршированная вареными яйцами, укладывается в кур; куры – в жареную овцу; овца – в целого жареного верблюда. В эти дни, невеста с женихом меняются цветом свадебной одежды, невеста одевает белое платье, а жених – чёрный костюм.

    Один из кульминационных моментов свадьбы включает в себя специальную ночь танцев и живой музыки. На свадьбе незамужние женщины используют шанс выбрать себе будущего мужа, танцуя перед потенциальными женихами. Возможно, это один из немногих моментов в году, когда молодые мужчины и женщины имеют возможность пообщаться, в надежде найти свою любовь. Гости развлекаются танцами и скачками на верблюдах по пустыне.

    Все обязательно дарят подарки молодым: одежду, украшения, домашнюю утварь, мебель и многое другое. В конце торжества невесту сажают в свадебные носилки, устроенные на верблюде и доставляют в дом к мужу.

    Рождение ребёнка в семье целое событие. В честь новорождённого бедуины проводят специальный обряд: приносят в жертву телёнка или ягнёнка, а мясо раздают соседям и нуждающимся. Женщина может свободно уйти от мужа, если посчитает, что он плохо о ней заботится. За ней сохраняется право, ещё раз выйти замуж. Дети остаются с одним из родителей по договоренности.


    Многие современные бедуины, так же, как и их предки, ведут кочевой образ жизни, перегоняя по пустыне стада верблюдов, коз и овец в поисках новых пастбищ. Но довольно большая часть бедуинов занимается исключительно обслуживанием туристов, демонстрируя им «настоящий быт и обычаи бедуинов». Для этого строятся целые бутафорские деревни, где туристы могут ознакомиться с укладом жизни бедуинов. Здесь можно увидеть технологию выпечки пресных лепешек, покататься на верблюде и отведать бедуинскую еду.


    Огромное количество туристов со всего мира, желающих взглянуть на египетскую диковинку, ежедневно приезжает в бедуинские поселения. И бедуины Египта давно уже научились извлекать выгоду из туристического бума. Именно из-за стремительно развивающегося туризма, число кочевых бедуинов сегодня заметно снизилось, и настоящей проблемой является поддержание этой уникальной истории и культуры в нашем современном безумном мире.

    Туры в Египет спецпредложения дня

    «Я зашагал на север и достиг Стен повелителя, сооруженных для того, чтобы отражать бедуинов, чтобы сокрушать тех, кто кочует среди песков», — сообщает о своем путешествии, совершенном почти четыре тысячи лет назад, древнеегипетский вельможа Синухет. Ему, приближенному фараона Сенусерта, после смерти царственного покровителя довелось близко познакомиться с теми, кто кочевал за крепкими фараоновыми стенами. Европейская же наука открыла для себя кочевые пустынные народы достаточно поздно, лишь в XIX столетии. И долго еще оставалась под очарованием их необычности — этим очарованием ученые-этнологи заразили своих читателей, и оно до сих пор владеет умами почтенной публики, охочей до всего диковинного. Калейдоскоп экзотических подробностей мелькает перед глазами, и вот уже трудно отличить один пустынный народ от другого… Подчас и ученый может совершить подобную ошибку.

    Вернемся к путешествию древнего египтянина Синухета. Внимательный читатель, возможно, уже успел удивиться: откуда, собственно, взялись бедуины в тексте эпохи Среднего царства, если «бедуин» — арабское слово, а арабы в ту далекую эпоху не успели даже возникнуть на историческом горизонте?

    Бедуины на границах державы фараона появились… в середине XX столетия, произволом переводчика документа, знаменитого советского египтолога Исаака Лифшица. В 1950-е бедуины, разумеется, были куда актуальнее неведомых кочевников, нарушавших покой Древнего Египта: как раз в середине прошлого века молодые ближневосточные государства пытались принудить бедуинов к оседлости. Так незаметно одни кочевники подменили других — тем более что речь шла об одной и той же территории, — и бедуины оказались на месте неизвестного нам народа, который египетский текст называет «хериу-ша», «находящиеся на песке». Или «шасу» — что значит «бродяги».

    С первого взгляда создается впечатление, что за шесть тысяч лет в пустыне едва ли что-то поменялось: все так же до горизонта простираются песчаные дюны, и все так же движутся по ним караваны, ведомые кочевниками. Одни народы уступают место другим — но уклад жизни людей в пустыне меняется мало (хотя именно пристальный анализ различий дает пищу ученым-этнологам). Жестокий климат, где так ощущается кожей и всем организмом разница между днем и ночью, среди песков и каменистых нагорий, и необходимость вести хозяйство в этих непростых условиях... Приспособиться к жизни здесь — значит постоянно накапливать опыт, но не руководствоваться раз и навсегда установленными правилами, а уметь непрерывно вглядываться в изменчивый рисунок песчаной стихии и принимать решения по ситуации.


    Единственное, за что стоит держаться, — за твердое самосознание, свою идентичность. В пустынях трудно найти тех, кто исповедует язычество в привычном для нас смысле — миропонимание, основанное на балансе «добрых» и «злых» сил природы. Окружающая кочевников природа вряд ли может показаться «доброй» — вот и ветхозаветная история о сорокалетнем скитании избранного народа представляет пустыню не только как географическую реальность на пути из Израиля в Египет, но и как символ труднейшего испытания. Не случайно, что кочевники арабских территорий охотно и почти сразу приняли монотеистический ислам. А у кочевого народа рендилле, живущего в Африке и говорящего на одном из многочисленных языков кушитской группы, сохранилась вера в божество Ваак — монотеистическая религия, которая, возможно, старше иудаизма.

    Идентичность диктует не только религию, но и «особость» повседневных привычек. Оказавшись на границе оседлых поселений, кочевники предпочитают не задерживаться там, ограничиваясь только торговлей. Но это занятие для них не главное — главным остается скотоводство. Для тех народов, которые разводят верблюдов (скажем, многочисленных аравийских кочевников), частью идентичности становятся и сами верблюды — их владельцы аттестуют себя верблюдоводами, хотя в их хозяйстве важное место занимают и лошади, и козы, и овцы. Среди саудовских кочевников можно найти и таких, у которых мелкий рогатый скот преобладает, — например, шаммаров. Но верблюд — часть их уникальной жизни; оседлые народы не могут разводить этих животных, а оттого на горбах «кораблей пустыни» зиждется кочевое «я».


    Чтобы понять, как это работает, стоит обратиться к тем же бедуинам — пожалуй, из всех пустынных кочевников они знакомы нам лучше всего. Говорящие на разных языках, исповедующие разные религии, но объединенные образом жизни, основанным на кочевом скотоводстве, — они стали для нашей цивилизации своего рода эталоном пустынных кочевников. В пустыне Аравийского полуострова они живут не менее четырех тысяч лет, и уже в начале II тысячелетия до н. э. кочевники с северо-востока Аравийского полуострова появились в пустынях Северной Африки, а осваивать эти места особенно активно стали в период арабского завоевания. В большинстве своем они приняли ислам — но эта религия родом из больших и развитых городов не изменила их кочевого образа жизни. Пустыня, весной богатая травами (в том числе и такими сочными, что они позволяют животным вовсе обходиться без воды, а людям — ограничиваться молоком), летом принуждает к постоянному перемещению в поисках воды и корма для скота. В самое жаркое время года приходится откочевывать на границы пустыни, чтобы получить доступ к ручьям. Зимой же можно добывать воду, скапливающуюся в естественных впадинах, и пользоваться колодцами, многие из которых вырыты еще несколько веков назад.


    Маршруты кочевок тоже не меняются столетиями. Вот, например, саудовский народ аназа и сегодня движется теми путями, которые были описаны этнографами еще в первой половине XIX века, на пространстве от пустыни Хамад до границы с Сирией. Гораздо менее постоянно их социальное устройство — настолько, что для бедуинских общностей ученые подчас затрудняются подобрать подходящий термин. Общественное устройство бедуинов принято «по умолчанию» считать племенным — но при ближайшем рассмотрении все оказывается не так однозначно. Во время кочевок они объединяются в обширные караваны; дефицит корма для скота тоже заставляет кочевников сбиваться в большие группы с предводителями во главе — и это правда похоже на племя. К единству — на основе памяти о принадлежности к тому или иному племени или союзу племен — призывают бедуинов и военные опасности. Но когда наступают времена благоденствия, бедуины рассеиваются по окрестностям, останавливаясь совсем небольшими группами, по 3-4 палатки. И это показывает, насколько призрачна власть в пустыне. Как мираж: она то появляется, то рассеивается сама собой, ведь власть — это символическая сила, основанная на обладании ресурсами, недоступными другим; а когда ресурсов достаточно, ничего больше и не нужно.

    Социальные связи, которые актуализируются в моменты опасностей и голода, могут быть не только родственными, но и, как говорят этнографы, соседскими. В иных случаях они могут переплетаться — именно так были устроены тире, объединения кочевников Туркмении, к нашему дню, правда, в большинстве своем осевших на земле.

    Те, кто всю жизнь проводит в движении, мало думают о границах. Именно поэтому вопрос собственности на землю встал перед бедуинами только в начале XX века, с распадом Османской империи. И встал довольно остро. Предписания властей молодых восточных государств запретили междоусобные столкновения между племенами и рабовладение, снизили экономическую ценность верблюдов, пообещали передать земли северных кочевий шейхам — все это было призвано «осадить» кочевников. К 1960-м около 20% бедуинов Аравии и Африки превратились в крестьян, арендующих землю у владеющих ею шейхов, которые живут в городах. Остальные в основном включились в промежуточные формы хозяйства, и те, кто ведет кочевой образ жизни, остались в меньшинстве.

    Хотя современные бедуины в основном по-прежнему исповедуют ислам, они не слишком обласканы властями государств, на территории которых ставят свои палатки. Для многих из них стоит большого труда получить легальную работу — даже те бедуины, с которыми мы легко можем познакомиться в туристических местах вроде Синайской пустыни в Египте, довольствуются полунелегальным положением.

    Часто можно услышать мнение — в корне своем верное, — что народы, попавшие в фокус пристального туристического внимания, предстают перед нами не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими хотят их видеть туристы. В шатре кочевника где-нибудь на Синае трудно отделаться от ощущения, что знаменитый бедуинский травяной чай и пресный хлеб — лишь реквизит для путешественников. Однако точно такой же рацион обнаруживается на изрядном удалении от торных туристических троп, там, куда с трудом проникают даже сотрудники научных экспедиций. Бедуины острова Сокотра, которые оказались объектом изучения советско-йеменской экспедиции 1970-х годов, явили исследователям тот же травяной напиток, помогающий сохранять бодрость и согреваться после заката солнца, и те же сделанные из тончайшего металла чайники — позволяющие вскипятить воду на самом небольшом огне.


    Йеменские бедуины когда-то поразили исследователей своим исключительным миролюбием и умением сочетать строгую иерархичность с первобытным демократизмом. Описан их обед, который начинается с лучших кусков мяса — их сперва подают старшим мужчинам и почетным гостям, но те не съедают мясо целиком, передавая дальше; таким образом, все присутствующие получают свою долю от всех кусков. А вот другие кочевые народы Африки миролюбием не отличаются — напротив, они превратили вражду в часть образа жизни. Хрестоматийный пример — конфликт кочевников туркана и самбуру. Борьба за пастбища, массовые похищения друг у друга скота (здесь это коровы), десятилетия кровопролитий — еще на рубеже 60-70-х годов прошлого столетия правительства Кении и Эфиопии, пограничные районы которых и стали ареной этой напряженной борьбы, предпочитали не вмешиваться в конфликт. До 1970 года берега озера Рудольф (получившего впоследствии название Туркана, в честь одного из племен) пребывали в статусе «закрытой территории», куда по соображениям безопасности был запрещен доступ не только туристам, но и жителям соседних районов. Конфликт завершился тем, что одна из сторон — племя туркана — практически полностью перешла к оседлому образу жизни.


    Этот переход изменил их привычки — туркана научились строить примитивные жилища из кизяка, но запасы скота пополняются не за счет естественного прироста, затруднительного в суровых условиях на границе пустынь, а с помощью регулярных разбойных нападений на соседние племена. Для этого нужны воины — и воинское сословие, мораны, превратилось в местную аристократию. Особо отличившихся воинов можно узнать издалека — по замысловатым прическам; чтобы сохранить их, герои во время сна используют специальную деревянную подставочку, а днем она служит им табуреткой, которую они всегда носят с собой. Представители этой военной «аристократии» становятся вождями, и именно они могут позволить себе лучших невест — ведь за невесту требуется заплатить скотом. Кстати, брак у туркана считается действительным не с момента свадьбы, а только с той поры, когда первый ребенок встанет на ноги и сделает свои первые шаги. В суровых условиях многие младенцы не доживают до этого счастливого дня, браки распадаются, а судьба покинутых женщин оказывается незавидной. Труднее всего приходится туркана во время засух, довольно частых, — тогда они вспоминают о своем кочевом прошлом, разделяясь на маленькие группы по несколько семей, каждая во главе с вождем (именно тогда вожди и нужны), и разбредаются по окрестностям в поисках пастбищ. Относясь к скоту как к своей главной ценности, они стараются как можно реже убивать животных, довольствуясь их молоком, — а когда его недостаточно, устраивают коровам кровопускания и утоляют голод свежей кровью. Засуха для туркана становится и поводом вспомнить о своих верованиях — в благоприятные периоды бога-создателя по имени Акуджу они не беспокоят.


    Подобная судьба ждала и другой народ озера Туркана — эльмоло. Один из самых малочисленных народов мира, эльмоло живут двумя анклавами — на берегу озера и на островке Моло. Такова их география с тех пор, как эльмоло пережили нападение сначала народа боран — те держали в руках оружие, осевшее в Африке со времен приснопамятного вторжения Муссолини в Эфиопию, — а затем и самбуру, отобравших у них стада. После того как эльмоло осели в границах двух малюсеньких анклавов, их основными занятиями стали рыболовство — в чем теперь им нет равных в округе — и охота на крокодилов. В водах озера Рудольф обитает с десяток тысяч этих зубастых хищников, среди которых попадаются и настоящие гиганты — до пяти с половиной метров в длину. Советский корреспондент ТАСС, прибывший сюда в 1970-е и одним из первых европейцев в XX веке увидевший эльмоло, стал свидетелем появления у них власти. До этого крохотное племя, в котором насчитывалось от восьми десятков до полутора сотен человек, не нуждалось в вожде — однако вождь им был назначен, не без воли кенийского правительства, и говорил на суахили.

    Государственная политика в Африке в целом более благосклонна к кочевникам, чем на арабском Востоке, где пустынные скотоводы никак не интегрированы в жизнь вне пустыни. На Черном континенте выходцы из кочевых племен и тех народов, которые были кочевыми еще вчера, занимают посты в правительствах, становятся знаменитыми легкоатлетами. Те же туркана подарили миру Пола Эренга, обладателя олимпийского золота 1988 года на 800-метровке, и Джозефа Эбуа, четырехкратного чемпиона мира по кроссу.


    Но, увы, государственные посты и олимпийские медали вовсе не свидетельствуют о том, что африканские общества успешно интегрировали кочевников. Для того чтобы сделать карьеру на госслужбе или в большом спорте, выходцам из племен вроде туркана требуется полностью порвать со своим прошлым. В современном мире кочевникам уже трудно существовать самим по себе, с каждым десятилетием их становится все меньше. Когда-нибудь честолюбивые стремления (и хоть какие-то возможности их реализовать) доберутся и до аравийских кочевий, и до синайских каменистых краев — и их обитатели тоже массово предпочтут покинуть пустыни и навсегда уйти в большой мир. Возможно, уже для наших внуков силуэт погонщика верблюдов на дрожащем горизонте пустыни окажется всего лишь миражом.

    Пустынный мир

    Что такое, собственно, пустыня? Относительно ровная поверхность, скудная растительность, приспособленная к засушливому климату, специфическая фауна — и, конечно, незначительное количество осадков: до 250 миллиметров в год. Если не брать в расчет Антарктиду, пустыни занимают более 16,5 миллиона квадратных километров, или около 11% всей поверхности суши. В основе существования, развития и распространения пустынь — неравномерность в распределении среднегодовых температур и влаги на планете.

    Рукотворная сахара

    Среди пустынь нашей планеты есть и те, что появились не без участия человека.
    В их числе и крупнейшая — Сахара. Так что, возможно, именно ее, а не Великую китайскую стену или Панамский канал стоит признать самым грандиозным творением человеческих рук.

    От африки до космоса: в поисках воды

    «Не думал я, что мы в вечном плену у источников… мы на привязи у колодцев, мы привязаны, точно пуповиной, к чреву земли. Сделаешь лишний шаг — и умираешь», — писал Антуан де Сент-Экзюпери, после того как едва не умер от жажды, когда его самолет потерпел катастрофу в Сахаре.

    На берегу песка

    Люди, сами того не ведая, приложили немало усилий к увеличению мировой площади пустынь. Наконец пришло время придумывать способы остановить их. Превратить пески в культурный ландшафт — или воздвигнуть на их пути надежный барьер? Инженеры и экологи успели предложить немало любопытных проектов и в том, и в другом направлении.

    ОСОБОЕ МНЕНИЕ / 40 ЛЕТ В ПУСТЫНЕ

    Второе десятилетие нашего века, с 2010 по 2020 год, ООН объявила посвященным пустыням и борьбе с опустыниванием. Конкретнее — той глобальной борьбе, которую международные организации ведут вот уже пятое десятилетие. Самое время осмыслить, каков баланс сил, кто же побеждает — и есть ли в этой схватке человеческие жертвы.

    Считается, что бедуинов в Египте – 150 000 человек, но это очень приблизительная цифра, так как живут эти дети пустыни без паспортов и в переписях населения не участвуют.

    Бедуин (обитатель пустыни, кочевник) – это не национальность, а приверженность к определенному образу жизни. На протяжении уже 25 веков бедуинские племена кочуют по Аравийским пустыням, продолжая свято придерживаться старых законов.

    Они превосходные наездники, ловкие охотники, искусные танцоры и талантливые сказочники. Бедуины жилисты, юрки и выносливы, привычны к любым невзгодам. Живут они в шатрах родами. Роды объединяются в деревни, которыми управляет шейх. 40-50 деревень подчиняются кади, который является для них и судьей, и военачальником.

    У бедуинов издавна существует традиция кровной мести и конфликты между племенами - не редкость. Примирения можно достичь, если судьей выступят шейхи или кади других племен. Обычно они договариваются о материальной компенсации нанесённого ущерба, и после его выплаты конфликт считается исчерпанным. Но бывают случаи, когда не может помочь даже кади.

    Недавно в Египте произошла нашумевшая история. 14-летняя Алия повредила ногу. Народный лекарь табиб ничем не мог помочь – нога начала распухать. Тогда родители решили обратиться в местную больницу. На третий день они пришли навестить дочь, но пациентка бесследно исчезла из палаты.

    Полиция стала ее разыскивать, и выяснилось, что одновременно с Алией из больницы пропал молодой врач из Шри-Ланки. Целый год беглянка не давала о себе знать, но потом все же объявилась. Родители были потрясены: оказывается, Алия сбежала вместе с молодым доктором и даже вышла за него замуж по всем правилам народа Шри-Ланки.

    Видимо, причиной такого бесшабашного поступка был страх остаться старой девой. Дело в том, что у бедуинов девочки выходят замуж очень рано, в 13 – 14 лет. Пятнадцатилетняя невеста считается уже «залежалым товаром». Алие было уже 14 лет, а жениха все не было. Вот она и сбежала с первым встречным.

    Семья новоиспечённого мужа жила в Коломбо и считалась зажиточной, девушке ни в чем не отказывали. Можно сказать – они открыли ей свои объятия, оформили паспорт как родственнице, сыграли свадьбу, выделили жилплощадь. Но бедуинка Алия недолго выдержала в таком раю. Ей не нравилась жизнь в большом городе, приемы гостей, походы по магазинам. Говорят, что она тосковала бескрайней египетской пустыне, где надо вставать с восходом и ложиться с закатом. Вполне вероятно, что Алия не любила своего мужа, и жизнь с ним была ей невыносима. Родив ребенка, через год она сбежала на свою суровую родину.

    История эта вызвала много толков и пересудов во всем Египте. Алию активно осуждали, ведь она позволила себе нарушить устои целого народа. В жизни бедуинов не бывает внебрачных связей, поэтому нет и слова «проститутка». Но зато есть понятие - не уважающая родителей. К счастью, пятнадцатилетняя грешница Алия и ее ребенок не были отвергнуты бедуинским племенем. Спустя пару лет Алию взял в жены 30-летний кочевник в качестве второй жены, поскольку первая оказалась бесплодной.

    В настоящее время большая часть бедуинов Египта сторонятся населенных пунктов. Старики учат детей чтению Корана. Женщины занимаются хозяйством, мужчины охотятся, а днем сидят в теньке под тентами без какого-либо движения, размышляя, видимо, об Аллахе.

    Но есть часть бедуинов, которые открыли для себя неожиданные промыслы. Они занялись туристическим бизнесом и предлагают прогулки на верблюдах, культурную программу в виде плясок и песен у костра с незамысловатым ужином и кофепитием.

    Бедуины говорят о кофе, что он должен быть крепкий, как любовь, и горький, как жизнь. Особенно примечательны рецепт приготовления напитка и сама церемония потребления. Его пьют из особой посуды, под жарким солнцем, ведя дружескую беседу, в том числе с туристами. Неважно, что не понимают язык друг друга. Если повезет, то туристам, во время экскурсии в бедуинские поселения, можно стать свидетелем бедуинской свадьбы.

    Это очень красивая церемония, с ритуальными танцами и широким и щедрым застольем, с обилием праздничных блюд из мяса. Примечательно, что даже состоятельные цивилизованные бедуины, живущие в городах, проводят свадебные церемонии только в пустыне.

    Обычно парень, если присмотрел себе невесту, приходит к вождю племени вместе со своими родителями. После этого вождь приглашает девушку к себе и просит приготовить ему и его гостям чай. Девушка подает его всем присутствующим. Отпивая первый глоток, юноша очень волнуется, ведь если его возлюбленная положила туда сахар – значит, она согласна быть его женой. Если же нет, то неудачливый жених, переживая отказ любимой, не пьет и не ест несколько дней.

    После сладкого чая встает вопрос о калыме. Родственники девушки стараются увеличить его размер, родственники юноши делают все возможное, чтобы сэкономить. Они отыскивают у девушки физические недочеты - нездоровые зубы, некрепкие волосы. Чтобы определить, например, крепость волос, будущая свекровь встает на возвышение и наматывает прядь невестиных волос на кулак. Невеста обязана присесть и повиснуть на собственных волосах. Если она при этом не оставляет вырванных волос, то размер калыма должен быть увеличен. Тут можно и на хитрость пойти – например, взять более тонкую прядь.

    После определение крепости волос доверенные кумушки раздевают девушку, изучают кожу (она должна быть без родинок и прыщей), белки глаз, ступни (ценятся узкие с удлиненными пальцами), фигуру, суставы (необходимо приседать без скрипа и хруста). После выплаты калыма назначается день свадьбы, куда приходит все племя. Чтобы стать участниками такого празднества, туристам достаточно выложить долларов по 80.

    Также можно встретить в пустыне местного шейха, который содержит в Хургаде или Шарм-эль-Шейхе приличный особняк с целым парком автомобилей и прислугой, но время от времени бросает все и срываются в пустыню, чтобы неделю – другую пожить в тесной лачуге. Видимо, дух свободы и любовь к пустыне у всех бедуинов в крови.

    Бедуины - все жителей арабского мира, которые ведут кочевой образ жизни, независимо от их национальности или религиозной принадлежности.

    История

    Бедуины живут в пустыне не менее 4-5 тыс. лет. Сначала они были язычниками, позже, в IV в. бедуины стали исповедовать христианство. В VI в. бедуины приняли ислам и стали говорить на арабском языке.

    В XI в. бедуины вторглись на территорию Северной Африки, покоряя местное население. При этом большая часть местных жителей (берберов) была ими исламизирована.

    Израильские бедуины по своему происхождению являются выходцами с территории современной Саудовской Аравии, пришедшие в пустыню в VII в. (на волне мусульманских завоеваний).

    В настоящее время численность израильских граждан бедуинского происхождения приближается к 150 тыс. человек.

    Израильские бедуины разделяются на «южных» и «северных», значительно разнящихся по своей культуре. Меньшая их часть (северные) в течение последних 100-150 лет осела на севере Израиля (поселения Аль-Гейб, Заразир) и традиционно занимается земледелием.

    Основная же масса израильских бедуинов («южные») проживает в пустыне Негев, и основных их занятием издревне было кочевое животноводство (главным образом овцеводство). Их традиционным одеянием являет галабея, белая туника, и куфия - головной убор из ткани и двумя хлопковыми обручами.

    Женщины традиционно закрывают лицо бурку, платком, украшенном монетами, золотом или медными подвесками. Цвет вышивки на женских одеждах определяется их статусом. Красный носят замужние женщины, голубой или синий - незамужние.

    Израиль, на всём протяжении своей истории, проводит в отношении бедуинов политику, направленную на их расселение в постоянных местах проживания и прекращения ведения ими кочевого образа жизни.

    Для этой цели бедуинам, решившим оставить кочевой образ жизни, предоставляется целый ряд льгот и привилегий. В результате основная масса израильских бедуинов переселилась в деревни.

    Первая из таких деревень (Тель Шева) была основана в 1974 г. Кроме этого в Негеве (главным образом, в районе ) существуют бедуинские деревни с многотысячным населением (Сегев Шалом, Лакия, Хура, Арроэр).

    Самым удачным проектом оказалась деревня Рахат, основанная в 1974 г. невдалеке от автотрассы Беэр-Шева - Тель-Авив. В настоящее время в Рахате проживает 45 тыс. жителей (треть всех израильских бедуинов), и эта бедуинская деревня получила статус города.

    Бедуины, осевшие в организованных израильским правительством населённых пунктах (так называемые «законные бедуинские поселения»), практически все перешли от разведения овец к современным профессиям.

    В последние годы среди них стремительно растёт число имеющих высшее образование. Очень многие из них (в особенности жители Рахата) успешно занялись бизнесом.

    Но незначительное число израильских бедуинов и по настоящее время продолжает вести традиционный кочевой образ жизни, и периодически меняют своё место жительства (так называемые «незаконные бедуинские поселения»: аль-Бутым, ад-Денират и другие).

    Бедуины служат в израильской армии, призываясь туда на добровольной основе. Примерно 50% бедуинов служат сегодня в рядах . Солдаты-бедуины служат в боевых и элитных подразделениях на самых трудных и опасных участках. Немало бедуинов есть также в составе пограничной охраны и .

    Есть также Бедуинский батальон ГАДСАР (Батальон бедуинских следопытов), входящий в состав Южного военного округа, бедуинский батальон спасателей при командовании тыла израильской армии и другие. Знание местности, острое зрение и прирождённые свойства воина пустыни делают бедуинов весьма полезными в разведке и в патрулировании.

    Как правило, גשש («гашаш» - бедуин-следопыт) идёт впереди воинской колонны, по только ему понятным признакам определяя заминированные участки. По сломанной веточке, по едва заметному следу на песке бедуин может понять, где и когда прошли террористы, где можно ждать засады. Они также способны организовать засаду таким образом, что бы она была полной неожиданностью для террористов.



    Особенности жизни