Кафедральный собор сантьяго-де-компостела. Собор в Сантьяго-Де-Компостела (Испания)

Сантьяго де Компостела, столица испанской провинции Галисия – город, овеянный многочисленными легендами. Многие исследователи считают его самым древним городом Европы, а христианская церковь — третьим по значению центром своей религии, оставляя впереди лишь Рим и Иерусалим.

Знаменитый собор города служит местом упокоения святого апостола Иакова, и в связи с этим является конечным пунктом главного европейского маршрута паломничества, именуемого Путем Святого Иакова.

История

Первое поселение на месте нынешнего города, по преданию, было основано еще древними финикийцами, но настоящую славу он приобрел в раннее Средневековье.

Легенды гласят, что останки казненного в 44 году апостола Иакова, были помещены в лодку и отпущены на волю волн в Средиземное море. Как ни странно, лодка преодолела огромное расстояние, чудом уцелела во многих штормах и пристала к берегу только на северо-западе нынешней Испании, в устье реки Улья.

Прошли века, и в 813 году, местный монах-отшельник Пелайо однажды ночью увидел звездный дождь. Звезды как будто падали за ближайший холм. Приняв это явление за знак Свыше, он отправился туда, куда падали звезды, где обнаружил нетленные мощи апостола.

Священные останки были с почестями помещены в гробницу, над которой чуть позже была возведена первая небольшая церковь. Сам город в это время был переименован в Сантьяго – в честь апостола, а Компостела в переводе с испанского означает «место, обозначенное звездой». Отныне святой Иаков стал покровителем Испании, и вдохновителем Реконкисты.

Весть о чудесном обретении святых мощей очень быстро облетела всю Европу и в городок потянулись паломники, жаждущие лично поклониться останкам ученика Христа.

Дорога, ведущая к Сантьяго де Компостелла, наполнилась народом, который стекался сюда со всех концов Европы. Постепенно вся сеть путей, которыми шли паломники из Германии, Италии и Франции стала считаться единым маршрутом, который и получил название Путь Святого Иакова. В городах и маленьких деревеньках, расположенных вдоль дороги сохранилось немало средневековых христианских памятников, и поэтому в наши дни Путь Святого Иакова включен в список объектов всемирного наследия, охраняемых ЮНЕСКО.

В знак приветствия и почтения к странникам на въезде в город стоит бронзовый памятник Паломнику. В одной руке он держит шляпу, в другой — посох, а взгляд его устремлен к возвышающимся над городом шпилям величественного Собора Святого Иакова.

Над местом, где монах Пелайо нашел святые мощи Иакова, изначально была возведена небольшая часовня. Строительство собора началось лишь спустя два века в 1075 году. Изначально он должен был походить на базилику святого Сернина в Тулузе, однако, позже проект был существенно изменен.

Собор, названный в честь апостола, был торжественно освящен уже в 1128 году, но за время своего существования претерпел немало реконструкций. Высота его достигает 80 метров, и его ажурные шпили видны далеко за пределами города. А его впечатляющие размеры, монументальность и пышность декора, призваны вызывать у всех паломников восхищение и благоговение пред Господом, позволившим возвести такую красоту.

Главная цель всех паломников – мощи святого Иакова помещены в серебряную раку тонкой работы и находятся сейчас в крипте под алтарем собора. Хоть сама крипта существует еще со времен первой часовни, мощи в ней хранились не всегда. Когда в 1589 году к берегам Испании подходил английский флот, святыню решили спрятать, причем сделали это так добросовестно, что вновь обнаружить их удалось только 300 лет спустя. Лишь в 1895 году папа Лев XIII лично подтвердил их подлинность.

Даже в наши дни любой желающий может почувствовать себя пилигримом. Для этого сначала необходимо получить так называемый «паспорт пилигрима», а потом пройти пешком или проехать на велосипеде не менее 200 км по Пути Святого Иакова. В каждом пройденном населенном пункте в «паспорте» будет ставиться особая отметка, и если все условия соблюдены, в соборе вам выдадут свидетельство о том, что вы совершили паломничество.

Но не только святыми мощами знаменит Компостельский собор. В самом его центре подвешено огромное кадило, которое имеет собственное имя – Ботафумейро. Вес этого внушительного предмета культа достигает 80 кг и чтобы его раскачать требуются усилия нескольких взрослых мужчин. Изначально кадило таких размеров было изготовлено из серебра и использовалось для того, чтобы отбивать ужасный запах, исходивший от сотен немытых тел паломников.

Но в 1809 году Ботафумейро украли и пустили на переплавку солдаты армии Наполеона. То, которое мы видим сейчас, было сделано в 1851 году местными умельцами, но уже не из серебра, а из латуни. Тем не менее, вид зажженного и раскачивающегося Ботафумейро, и в наши дни вызывает в людях священный трепет, а иногда собор оглашают крики ужаса паломников из первых рядов, в тот момент, когда огромное дымящееся кадило несется в их сторону.

Также в соборе расположен музей, где можно посмотреть на богатую коллекцию произведений средневекового религиозного искусства, некоторые из которых сохранились еще со времен постройки первой часовни.

Другие достопримечательности города

Но собор – это не единственное место, которое заслуживает внимания. Сам город удивительно красив. Все центральные улицы отличаются архитектурной стройностью благодаря красивым портикам, которые объединяют все здания в единый ансамбль.

Недалеко от собора расположены два знаменитых монастыря. В Сан Мартин Пинарио можно полюбоваться выставкой ювелирных изделий, а летом даже остановиться на ночлег. А в Сан Пелайо обязательно нужно попробовать вкуснейшее лимонное печенье и пирожные, которые пекут местные монахини.

Самым интересным музеем города является Мусео-дас-Перегринасионес, рассказывающий посетителям об истории религиозного паломничества к святыням, расположенным в различных уголках мира.

Недалеко от музея расположен женский монастырь Санто-Доминго со знаменитой церковью и еще более знаменитой винтовой лестницей, которая закручена тройной спиралью и каждая ее часть ведет к разным ярусам башни. В монастыре расположился очень милый музей, посвященный традициям народа Галисии, а также некрополь, где погребены знатные горожане.

Так случилось, что в непосредственной близости от средневекового монастыря расположился Центр современного искусства Галисии, где проводятся разнообразные тематические выставки.

Очень интересен городской Музей ковров, где представлены гобелены, выполненные по эскизам П.Рубенса и Ф.Гойи. А любителям древних артефактов стоит посетить Археологический музей.

Ну и, разумеется, особого внимания заслуживает один из старейших в Европе Университет, обучающий студентов с 1525 года. Средневековое здание имеет чудесный сад, куда может пройти любой желающий, и это нужно сделать непременно, потому что именно в этом месте, среди каменных сводов и пышной растительности, можно наиболее полно ощутить атмосферу этого удивительного города.

И пусть для современных туристов Сантьяго де Компостела не столь привлекателен, как Барселона или Мадрид. Этот город слишком сильно отличается от роскошных испанских курортов своей религиозной строгостью и аскетичностью. Но если вы хотите познакомиться с настоящей, а не парадной Испанией, то путешествие в Галисию и ее столицу станет едва ли не самым лучшим выбором.

Город Сантьяго-де-Компостела и Собор Святого Иакова — один из самых известных центров паломничества христиан, наряду с Иерусалимом и Римом.

В испанской провинции Галисия есть город Сантьяго-де-Компостела, сложившийся вокруг Собора Святого Иакова, являющегося одним из лучших образцов испанской романской архитектуры. Центр города и Собор Святого Иакова входят в список памятников всемирного наследия Юнеско.

В 9-ом веке на месте нынешнего Собора Святого Иакова была найдена могила святого Иакова, ближайшего ученика Иисуса Христа, апостола Иакова Заведеева или Сантьяго Матаморосу, как его называют испанцы. При короле Альфонсе II на месте найденной могилы сначала была построена небольшая деревянная капелла. Однако поток паломников к мощам святого Иакова возрос настолько, что при Альфонсе III на этом месте была построена уже каменная базилика, которую освятили в 899 году.

К сожалению, просуществовала базилика всего 100 лет, и в 997 году была разрушена правителем Кордобского халифата Аль-Мансуром. Только спустя еще почти сто лет, в 1075 году, во время правления кастильского короля Альфонса VI, при епископе Диего Пелаэсе, началось строительство новой римской постройки. Собор строился из гранита, и продолжалось строительство несколько столетий. В 1128 году романский собор был освящен, а к 1521 году строительство было практически завершено. Интерьер собора сохранил романский стиль, однако пересторойки VII-VIII веков значительно изменили внешний вид храма. Причудливые фасады собора (все четыре — разные), дробный декор башен, вычурный западный фасад, богатые орнаменты позднего барокко, готика, обильно украшенные скульптурой внутренность храма и внешние стены — результат этих самых перестроек.





Собор Святого Иакова — один из самых вместительных в Европе. Размеры храма поражают. Выполнен собор в виде латинского креста, и длина его составляет 97 метров при высоте центрального нефа 24 метра.

Гробница Святого Иакова, являющаяся главной святыней собора, располагается в крипте (подземном этаже храма).


Собор уникален еще и тем, что внутри над алтарем подвешено самое большое в мире кадило (ботафумейро). Весит оно 80 кг, и размером оно — в человеческий рост. Во время служб его приводят в действие 8 служителей. Причем, на наполнение этого кадила уходит 40 кг угля и ладана.




Источник https://tsyrkun.files.wordpress.com/

К сожалению, первоначальное свое обличье собор утратил. Однако, внутреннее убранство храма не перестает поражать. Алтарь, богато украшенный, скрывает за собой деревянный постамент восседающего на троне Святого Иакова, который окружен резной оградой из камня. На плечи накинута пелерина из золота и серебра. К постаменту ведут две лестницы. Желающие могут подойти и поцеловать апостола в плечо, прося заступничества и исполнения желаний. Из-за этого, собственно говоря, большинство паломников и совершает свое путешествие сюда. По воскресеньям во время торжественной службы в соборе сообщают о новых паломниках: их количество, откуда прибыли.

Особо следует сказать об освещении внутри собора. Свет попадает через окна в боковых галереях и нефах, через центральную башню. Такое освещение создает мистический ореол, тайну вокруг мощей апостола.

Площадь Платериас знаменита фонтаном Лошадей (1829 год). Четыре лошади, из пасти испускающие воду, держат скульптуру «Религия со звездой над ларцом апостола». Такую же звезду можно встретить на мостовых во многих европейских городах. Это символ Пути Святого Иакова.

Алонсо III Фонсека в 1495 году основал Колледж для бедных студентов, который впоследствии становится университетом. Сейчас в нем учится 30 тысяч студентов. Кстати, факультеты расположены по всему городу.

Хостал Католических Королей - шедевр платереско расположен на севере площади Обрадорио, изначально был больницей для паломников. Строительство его велось с 1501 по 1509 год.

Но самое яркое диво - кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”). Свисает прямо с потолка высотой 160 см (на фото ниже, кликните на фото для увеличения). Более 700 лет его используют в соборе. Это самое большое кадило в мире. Вмещает в себя 40 кг ладана и угля. Поскольку вес его составляет 80 кг, чтобы его раскачать, задействуют восемь служителей. Можете себе представить, какие клубы дыма исходят от него!

Оно должно было перебить запах немытых паломников, которые представляли собой не одну тысячу человек. Кадило изготовили на средства Людовика XI из серебра, поражало оно своим перебором в декоре. В 1809 году армия Наполеона похищает его. Мастера в 1851 году делают еще одно кадило, но уже из латуни и бронзы, сверху заливают серебром.

Мощи Святого Иакова покоятся в серебряной раке (гробу). В 1589 году их прятали от "анти-Армады". Потом 300 лет искали (умеют же люди прятать!). В 1879 году мощи нашли, только спустя 5 лет папа Лев XIII подтверждает их подлинность. Как он удостоверился в их подлинности? История умалчивает.

В 20 веке в Сантьяго открывается Семинария, создается Ассамблея муниципальных советов, которая одобряет редакцию устава автономии. Город переживает расцвет галисийской общественной жизни. Революция, гражданская война 1936 года, расстрел мэра Сантьяго Анхель Касаля нарушили планы. В 1980 году свершилось историческое событие: создано автономное сообщество Галисия, столицей которого и становится Сантьяго-де-Компостела.

Особенно много паломников встречает город в Святой год, это когда 25 июля (день Св. Иакова) приходится на воскресенье. Такой год был в 2010 году, он собрал рекордное количество паломников - 272 703 человек. Следующий год выпадает 2021. Еще есть время подготовиться к путешествию.

или просто собор в Сантьяго-де-Компостела (исп. — Cathedral de Santiago de Compostela) — одна из главных достопримечательностей и одно из самых почитаемых святых мест христианства. Именно здесь по преданию похоронены останки одного из апостолов Иисуса Христа, святого Иакова, и потому на протяжение более, чем десятка веков место является священным для паломников.

  • Ни одна из церквей Европы, за исключением разве что в , за время существования не привлекала к себе такого количество верующих. Существует целый маршрут, европейский паломнический «Путь святого Иакова», финальная часть которого от границы с пролегает через Логроньо, Леон, и Понферраду

По легенде, святой Иаков в течение ряда лет проповедовал христианство в Иберии, в том числе и среди кельтов, населявших эти местности в доримские времена. Потом он вернулся в Иерусалим, где и принял мученическую смерть. Последователи апостола перевезли его тело в Испанию и захоронили где-то в Галисии — точное место было забыто и обнаружено вновь только в 813 году, когда странствующий монах нашел урну с останками Иакова.

  • По этому поводу повелением короля была воздвигнута капелла, которая впоследствии и превратилась в большой собор. Большой, но не громадный: собор Святого Иакова имеет размеры около 100 на 70 метров, а его башни не достигают и высоты 80 метров. Одновременно он может вместить немногим более 1 000 человек — ничтожное число в сравнении с количеством желающих туда попасть

Любопытно, что мощи вновь были утеряны в конце 16 века, когда их спрятали после разгрома «Непобедимой Армады» и в ожидании британского десанта — еще раз их нашли в 1879 году. Подлинность была удостоверена сравнением черепа со слепком головы апостола, хранившемся в — по этому поводу была даже выпущена специальная папская булла.

Резной, богато орнаментированный фасад с двумя ажурными башнями, по которому все и представляют себе собор Святого Иакова, на самом деле деле возник сравнительно недавно, в 1738-1750 годах. Это позднее испанское барокко, последний луч, язык пламени угасающего безудержного чурригереско — запоминающегося национального архитектурного стиля, который, как и более ранний платереско (ренессанс) может быть ассоциирован только и исключительно с Испанией.

  • Сам собор, конечно, много старше: он был заложен в 1075 году и закончен 1.5 столетия спустя, в 1211. Здание было построено из гранитных глыб — как и более поздний , на века — первоначальный замысел, как утверждается в старинном манускрипте Кодекс Каликстинус, хранящемся сегодня в соборе (год назад он был украден одним из работников, но затем обнаружен полицией), принадлежал «Бернарду старшему, превосходному мастеру» и Робертусу Гальперинусу, который в отличие от коллеги, смог сохранить для истории свою фамилию

Первоначально собор был решен в романском стиле — дальнейшие перестройки в зависимости от времени добавили зданию готические и барочные черты. Южный фасад, кстати, сохранился во многом в неизменном виде, являет собой блестящей пример строгой романской архитектуры с минимумом украшений.

  • Самая, пожалуй, знаменитая часть церкви, портик «Глория» находится внутри западного (главного фасада). Работа мастера Матео, выполненная в конце 12 века (1168-1188 годы), поражает редким качеством каменной резьбы. Все три арки, представляющие собой главный вход в собор, украшены библейскими фигурами, выполненными с редким натурализмом и вниманием к деталям
  • На средней колонне, разделяющей внушительный двухдверный входной портал, находится статуя Святого Иакова, над которым восседает Иисус Хистос. К левой ноге святого по традиции стремятся прикоснуться паломники, поскольку считается, что это приносит удачу и избавление от невзгод и болезней
  • Две боковые двери предназначены для входа людей, исповедующих иудейскую религию и вообще неверующих. Интересно, многие ли во времена инквизиции старались попасть внутрь именно через эти входы?

Внутри собора обращает на себя внимание гигантское 80-килограммовое кадило, «Ботафумейро», разжигаемое, впрочем, только в день Святого Иакова, 25 июля. В тот год, когда этот день приходится на воскресенье в соборе открывается так называемая «Священная дверь», расположенная на противоположном, восточном фасаде (все христианские церкви ориентированы по линии запад-восток: вход на западе, алтарь на востоке).

  • Крипта с мощами святого, заключенными в специальную серебряную урну находится ниже главного алтаря, в подземелье, куда можно спустится по специальной лестнице. Также здесь покоятся и останки двух учеников Иакова: святых Теодора и Афанасия

Адрес собора Святого Иакова: Praza do Obradoiro, s/n, 15704 Santiago de Compostela, A Coruña, Испания
Как добраться: аэропорт в Лаваколье в 15 км от Сантьяго-де-Компостела принимает самолеты из большинства крупных городов Европы, на поезде из , автобусе из городов Испании (Alsa) и Порту ()
Время работы: ежедневно 7.00-23.00 (собор)
Официальный сайт: www.catedraldesantiago.es

Город Сантьяго де Компостела считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. Сегодня сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света — чтобы своими глазами увидеть главную достопримечательность города — собор Святого Якова, ну и чтобы просто побродить по средневековому городу, посмотреть на его дворцы и здания, полюбоваться романскими и барочными церквями из золотистого гранита… От этого города так и веет средневековьем!

В 834 году король Альфонс II Астурийский построил первый храм в честь Святого Иакова. К концу IX века был возведен целый ансамбль церковных зданий.

В 997 году Альманзор, визирь халифа Кордовы, занял Сантьяго и уничтожил его до основания, пощадив только гробницу апостола. В 1075 году епископ Диего Пелаес начал строительство нового романского собора, который был закончен в 1120 году.

Собор построен в форме креста длиной 75 метров и шириной 57, башни его в высоту достигают 80 метров. Однако, несмотря на общую монументальность и масштаб, архитектура собора отличается изящным членением отдельных элементов.

В самом центре санктуария находится высокий алтарь, а под ним крипта с мощами апостола, поклониться которым сюда и ходят многочисленные паломники. Мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской “анти-Армады”, да так тщательно, что найти их потом не удалось). Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII. А в 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись — кодекс Каликста II, приписываемая перу одноимённого понтифика и содержащая ценные сведения о строительстве храма.

В течение всего периода Средневековья кафедральный собор оставался третьим по величине христианским святилищем после храмов в Иерусалиме и Риме. В 1161 году был даже создан испанский рыцарский орден Сантьяго-де-Компостела, который должен был заниматься храмом и паломниками.

Базилика Святого Иакова - это старинный, местами поросший мхом, прекрасный храм. Он хранит бесценные реликвии - мощи святого апостола.

Большое кадило.

Одной из главных достопримечательностей собора является самое большое в мире кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”), размером с человеческий рост, подвешенное прямо с потолка.

Ботафумейро (гал. Botafumeiro; «испускающий дым») — самое большое в мире кадило, которое уже в течение 700 лет используется в соборе Сантьяго-де-Компостела. (см.фото ниже) Оно прикреплено канатом к потолку, имеет 160 см в высоту и весит не менее 80 кг. Для его наполнения требуется 40 кг угля и ладана.

Кадило движется от свода с одной стороны храма до свода с другой стороны. Паломники, сидящие в первых рядах, часто не в состоянии удержаться от криков ужаса, когда “ботафумеро” приближается к ним.

Путь Святого Иакова

Путь Святого Иакова - это название паломнической дороги к собору в Сантьяго-де-Компостела. Существует много маршрутов, ведущих в этот город. Один из самых известных - путь , обозначенный морской раковиной.

В качестве доказательства совершенного путешествия древние паломники, дойдя до Финистерры ("Края Земли") - Сантьяго де Компостела находится в нескольких километрах от океана - подбирали раковины, которыми изобилует побережье.

Эта раковина Святого Иакова стала символом паломничества по Пути Сантьяго. В Испании её называют vieira ("гребешок") или concha ("ракушка").

Дорога, обозначенная этим знаком, насчитывает более тысячи лет. В городах и деревнях вокруг дороги сохранились многочисленные памятники средневекового искусства. В октябре 1987 года Путь Святого Иакова был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Почитаемый во всей Испании апостол Иаков Старший был рыбаком и жил на Тивериадском озере, скорее всего, в Вифсаиде. В апокрифах говорится, что после сошествия Святого Духа апостол Иаков совершил паломничество в Испанию, чтобы провозгласить Благую Весть.

Он первым из апостолов стал мучеником Церкви - в 44 году Ирод Агриппа I велел обезглавить Иакова. Согласно легенде, святой поцеловал своего палача, который был так поражен, что обратился в христианство и тоже претерпел за это мученическую смерть.

Останки апостола-мученика чудесным образом были перенесены в испанскую землю, в Сантьяго-де-Компостела. Так Святой Иаков стал покровителем Испании и всех паломников.

В соборе Святого Якова также есть музей: на четырех уровнях размещена богатая коллекция предметов религиозного искусства, наиболее ценные из которых принадлежали еще “старому собору” IX века. Здесь можно ознакомиться с коллекцией гобеленов, выполненных по картонам Гойи, а также Рубенса и других мастеров фламандской школы.


Сантьяго-де-Компостела — Испанская Мекка

Собор Святого Якова в городе Сантьяго-де-Компостела является одной из крупнейших романских построек в Европе и самой крупной такой церковью в Испании

Город Сантьяго де Компостела считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. Сегодня сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света — чтобы своими глазами увидеть главную достопримечательность города — собор Святого Якова, ну и чтобы просто побродить по средневековому городу, посмотреть на его дворцы и здания, полюбоваться романскими и барочными церквями из золотистого гранита… От этого города так и веет средневековьем!

На въезде в город возвышается огромная бронзовая фигура паломника, широко раскинувшего руки. В одной из них он держит широкополую шляпу, в другой — посох, неотъемлемые атрибуты странника. Если проследить за его взглядом — откроется здание величественного собора, окруженного старинными многоэтажными зданиями монастырей. Колокола его слышны на 15 километров вокруг!

Существует легенда о том, как Апостол Иаков Старший, ученик и близкий друг Христа, пришел проповедовать Евангелие в одну из отдаленных римских провинций Испании. По возвращении в Палестину он был обезглавлен Иродом. Его останки, положенные верными учениками в суденышко, оказались чудесным образом выброшенными на берег в устье реки Улья, недалеко от нынешнего города Сантьяго-де-Компостела. В 813 году монах-отшельник обнаружил забытый всеми ковчег. Узнав о находке, король Альфонс II распорядился построить базилику и провозгласил Иакова Старшего покровителем королевства. Позже на месте этой временной часовни в IX веке выросли друг за другом два каменных собора. В 997 году храм сжёг хаджиб Аль-Мансур, а ворота и колокола церкви увёз с собой в Кордову и передал в Месквиту.

Тот собор Святого Иакова (часто именуемый собором Сантьяго-де-Компостела, по названию города), который мы видим сегодня, был заложен в 1075 году королём Альфонсо VI. Тогда стены его состояли из гранита и строился он по образу и подобию тулузской базилики св. Сернина. Архитектором проекта стал испанский мастер Бернард старший, разработавший четкий план, которому следовало несколько поколений зодчих. Согласно этому плану собор состоит из трех нефов, трехчастного трансепта, алтарной части, окруженной деамбулаторием, который является продолжением боковых нефов. К наружной стене алтаря примыкают пять капелл, центральная из которых квадратная, а остальные четыре — полукруглые. Еще по две капеллы располагается на восточной стене каждого крыла трансепта. По всему зданию — даже по стенам выступающего трансепта — проходят высокие галереи. Таким образом, собор состоит из двух ярусов. Центральные нефы главной церкви и трансепта перекрыты цилиндрическими сводами, укрепленными поперечными арками, которые лежат на столбах. В самом центре санктуария находится высокий алтарь, а под ним крипта с мощами апостола, поклониться которым сюда и ходят многочисленные паломники. Мощи святого почивают в серебряной раке в крипте, уцелевшей от храма времён Альфонса Великого. В 1589 году они были спрятаны от английской “анти-Армады”, да так тщательно, что найти их потом не удалось) Мощи были обнаружены только в январе 1879 года; через пять лет их подлинность подтвердил сам папа Лев XIII. А в 1895 году была опубликована найденная в соборе рукопись — кодекс Каликста II, приписываемая перу одноимённого понтифика и содержащая ценные сведения о строительстве храма.

Собор построен в форме креста длиной 75 метров и шириной 57, башни его в высоту достигают 80 метров. Однако, несмотря на общую монументальность и масштаб, архитектура собора отличается изящным членением отдельных элементов. Это становится особенно заметно при сравнении ее с французскими постройками. Столбы в Сантьяго тоньше и выше, чем во Франции, имеют крещатую форму и квадратные базы. Они чередуются с крещатыми столбами с круглыми базами, что придает аркадам ритмичность и позволяет избежать однообразия внутри весьма просторного здания. С каждой стороны столба встроен полукруглый полупилон, причем три полупилона несут поперечные арки боковых нефов и главных аркад, а четвертый поднимается вверх до самой пяты свода и прерывается лишь узким карнизом. Высокие главные аркады перекликаются с аркадами галерей в следующем ярусе: пара колонн, стоящих одна за другой, разделяет каждую слепую арку на два проема.

Благодаря разнообразию наружного убранства собор уже издалека производил грандиозное впечатление на паломников. Особую роль играют щипцы крыльев трансепта, повторяющие очертания триумфальных арок, особенно северный щипец (южный был закончен гораздо позднее), поскольку с этой стороны идущие с севера пилигримы попадали в помещение над мощами святого. В одном описании паломничества рассказывается, что перед собором располагался передний двор с навесом и большим фонтаном со львами, где паломники омывали себя перед входом в святое место.

Наружное убранство также претерпело ряд изменений. В XVII веке к нему были пристроены башни в стиле барокко, а в наше время перестроен внутренний двор. К сожалению, все элементы собора, за исключением щипцов трансепта, почти полностью утратили первоначальный облик в результате многочисленных переделок.

Собор Святого Якова имеет четыре разных фасада: центральный, северный, восточный и южный. Центральный фасад собора носит то же название, что и площадь, на которую он выходит, — El Obradoiro. Построенный в стиле барокко в XVIII веке архитектором Фернандо де Кассас-и-Новоа, он заключает в себе черты различных эпох. Северный фасад собора Святого Якова — Azabacheria — был построен во второй половине XVIII века. В его архитектуре четко отразился переход от эпохи барокко в неоклассицизм. Восточный фасад собора носит название Quintana, также по названию площади, на которую выходит. Он был достроен во второй половине XVII века в стиле барокко, но, с эстетической точки зрения, очень пострадал от постоянных перестроек с XII по XVII век. Южный фасад Platerias был построен в 1075 году в романском стиле и является старейшим из фасадов собора Святого Якова. Он представляет собой крытый вход с романскими аркатурами тонкой работы.

Прежде об искусном внутреннем строении собора можно было судить уже снаружи. Но из-за того, что внешность его претерпела множество изменений и уже не производит прежнего впечатления - внутреннее убранство гораздо более, чем раньше, поражает воображение. Стены северного и южного фасадов с их высокими галереями расчленены несколько грубыми слепыми аркадами, сильно напоминающими ровную конструкцию акведука, тогда как восточная часть с алтарем отличается более богатым и детальным членением. В нижнем ярусе капеллы украшают частые полупилоны, перемежающиеся с глубокими лепными оконными проемами. В двух верхних ярусах алтарной части проходят слепые аркады. В то же время восточная стена трансепта, за исключением капелл, выглядит плоской. За богато украшенным алтарем находится постамент, окруженный резной каменной оградой. Эта ограда была построена по приказу правоверного халифа Альмансора. На постаменте возвышается искусно вырезанная из дерева фигура Святого Иакова на троне. Плечи его покрывает пелерина, сотканная из серебряных и золотых нитей. К Иакову ведут две лестницы — поднявшись на постамент, каждый желающий может прикоснуться к фигуре рукой и поцеловать ее в плечо. Паломники в этот момент просят Святого о заступничестве и об исполнении заветного желания, ради которого они проделали этот долгий путь. Каждое воскресение в соборе проходит торжественная служба, перед которой оглашается информация о вновь прибывших паломниках: сколько их прибыло, из каких стран, откуда начали свой Путь.

Внутрь собора свет проникает через окна в боковых нефах и галереях, а также через центральную башню. Таким образом, огромный неф не освещается напрямую. Ряд окон есть только в венце капелл, и этот прямой свет вносит немалую лепту в мистическое освещение санктуария и святых мощей мученика. К сожалению, в результате последующих перестроек невозможно было полностью воспроизвести первоначальное естественное освещение собора, но даже тот эффект полумрака, которого удалось добиться — поражает.

Одной из главных достопримечательностей собора является самое большое в мире кадило “ботафумейро” (“испускающий дым”), размером с человеческий рост, подвешенное прямо с потолка. Оно используется в соборе Сантьяго-де-Компостела уже в течение 700 лет! Весит кадило 80 кг и приводится в движение путём раскачивания восемью служителями в красных одеждах — скорость его движения достигает 60 км/час. На наполнение этого кадила уходит 40 кг угля и ладана!

От ботафумейро валят клубы благовонного дыма — по всей видимости первоначальное назначение этого необычного приспособления состояло в том, чтобы заглушать вонь, исходящую от тел тысяч немытых паломников) Средневековое кадило, изготовленное на средства Людовика XI, было серебряным и поражало паломников избыточным декором, но в 1809 году его похитили и переплавили солдаты Наполеона. Нынешнее кадило было изготовлено местными умельцами в 1851 году из сплава латуни и бронзы, и покрыто слоем серебра.

В соборе Святого Якова также есть музей: на четырех уровнях размещена богатая коллекция предметов религиозного искусства, наиболее ценные из которых принадлежали еще “старому собору” IX века. Здесь можно ознакомиться с коллекцией гобеленов, выполненных по картонам Гойи, а также Рубенса и других мастеров фламандской школы.



Особенности жизни