Презентация по истории на тему "культура западной европы в средние века". Представление средневекового человека о мире Презентации по средневековой истории западной европы
1. Представления средневекового человека о мире.
В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей сельской округи.
Даже о пограничных странах до народа доходили лишь отрывочные сведения. Но правители и дипломаты, воины, купцы и миссионеры ездили по всей Западной Европе и оставили для нас много интересных сведений о том времени. Однако европейцы долго почти не знали, что делается за пределами Европы, и сочиняли небылицы о далеких странах.
1. Представления средневекового человека о мире.
Средневековые ученые представляли, что Земля круглая, неподвижная и находится в центре Вселенной.
Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая, что люди, живущие на противоположной стороне земного шара, должны были бы ходить «вниз головой», а деревья расти «вверх корнями». они представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет.
1. Представления средневекового человека о мире.
Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится Гроб Иисуса Христа.
На Востоке располагается гора, на ней находится земной рай. Из рая вытекают реки: Тигр, Евфрат, Ганг и Нил.
Индийский океан в Средние века считался замкнутым.
1. Представления средневекового человека о мире.
Время и смену сезонов определяли по природным признакам: восходу и закату Солнца, крику петуха, фазам Луны, цветению и плодоношению деревьев и других растений, по характеру ветра и осадков.
К историческому времени средневековые люди относились своеобразно. Хронисты были равнодушны к точным цифрам. Они использовали неопределенные выражения: «в это время», «тем временем», «вскоре после этого».
Даты семейной жизни, события в деревне или стране отсчитывали от церковных праздников и таких памятных событий, как смена государя, большая битва, голод или эпидемия.
1. Представления средневекового человека о мире.
В раннее Средневековье иногда использовали устройства для измерения времени, созданные в Древней Греции и Древнем Риме. Одни из них были связаны с капризами природы - таковы были солнечные часы.
Не было единой системы отсчета времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других - с Рождества Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа.
месяц обновления.
1. Представления средневекового человека о мире.
Сутки делились на день и ночь.
Ночь - это время появления сверхъестественных сил, привидений и дьявола. Ночь принадлежит ведьмам и демонам.
День для средневекового человека светел и добр. Прекрасно солнце, сверкающее на латах
2. Каролингское Возрождение.
Для управления обширной страной Карлу Великому нужны были грамотные чиновники и судьи. Он понимал: чтобы возродить Римскую империю, нужно возродить культуру, и прежде всего античные знания. При нем начался подъем культуры, который историки назвали Каролингским Возрождением.
Карл Великий приглашал к своему двору образованных людей из других стран - Италии, Испании, Англии, Ирландии. Он поручил ведать школами англосаксонскому ученому монаху Алкуину. Алкуин не только организовал обучение, но и написал школьные учебники.
3. «Семь свободных искусств».
Карл Великий приказал открыть школы при больших монастырях. Позднее, в X-XI веках, при храмах и соборах в больших городах стали открываться соборные школы. В соборных школах дети учились вместе с юношами, деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском языке. Ни один народ на этом языке уже не говорил. Это был международный язык образованных людей Западной Европы.
В полное школьное образование входило с античных времен изучение «семи свободных искусств»: наук «тривиума» и «квадривиума». «Тривиум» включал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать). Во вторую ступень образования - «квадривиум» входили арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Только освоив эти науки, можно было в дальнейшем изучать «царицу наук» - богословие.
3. «Семь свободных искусств».
Для той эпохи очень важными были понятия «образец» и «авторитет». Предполагали, что в каждой области знания есть авторитеты - мудрецы. В диалектике безусловным авторитетом был Аристотель. В поэзии «образцовым» считался стиль Вергилия и Горация, в прозе - Цицерона. На уроках грамматики и риторики разбирались «образцовые» тексты римских поэтов и ораторов. Но самым главным «учебником», который следовало знать наизусть и уметь толковать, была Библия: Ветхий и Новый Завет. Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Образование заключалось в заучивании цитат из авторитетов.
Науки «квадривиума» были слабо развиты. Счет долго велся римскими цифрами и был труден, обычно усваивали лишь сложение и вычитание. Умножение, деление и дроби давались немногим. Из геометрии решали простейшие практические задачи, прежде всего необходимые для строительства. Астрономию использовали, чтобы высчитывать даты церковных праздников и сроки полевых работ.
4. Искусство рукописной книги.
В монастырских скрипториях развивалось искусство рукописной книги.
В древности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней римской империи- свитком из пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нем с обеих сторон. Но пергамен был очень дорог: на изготовление Библии большого формата требовались шкуры с 300 телят.
Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (красивым) почерком; другие затейливо украшали заглавные буквы в начале красной строки - инициалы, вписывая в них целые живописные сцены - миниатюры; третьи делали заставки и орнамент.
5. Литература.
Более всего читали Евангелия и жития святых, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью святыми мучениками.
В житиях описывалось, как они истязали себя, чтобы подавить соблазны и душой приблизиться к Богу.
Герои житий совершали чудеса и терпели муки ради веры, ради правды и спасения людей, они смело боролись с несправедливостью и злом.
5. Литература.
С VI-VIII веков в культуру Западной Европы все больше входят хроники - рукописи, рассказывавшие об истории народов и современной хронисту жизни. Так, Григорий Турский написал историю франков, Исидор Севильский - готов и вандалов. В хрониках события излагались по годам, как они следовали друг за другом.
Ирландский монах Беда Достопочтенный в «Церковной истории народа англов» впервые применил новую систему счета времени - от Рождества Христова.
Лангобард Павел Диакон создал «Римскую историю».
В XI веке епископ Адам Бременский написал сочинение об истории Бременского епископата и о крещении скандинавских народов.
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/47/46586/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/47/46586/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/47/46586/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/47/46586/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/47/46586/389/img5.jpg)
Cлайд 7
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/47/46586/389/img6.jpg)
Cлайд 8
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/47/46586/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/47/46586/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/47/46586/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/47/46586/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/47/46586/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/47/46586/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/47/46586/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/47/46586/389/img14.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img1.jpg)
Тип урока:
объяснение нового материала
План объяснения нового материала:
- Средневековый человек между богом и дьяволом.
- Ад, рай, чистилище.
- Представление о времени.
- Представление о пространстве.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img2.jpg)
ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ПОНЯТИЯ .
Ад – место пребывание душ грешников,
обречённых на вечные мучения.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img3.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img4.jpg)
Чистилище – место, где души умерших грешников
очищаются от грехов.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img5.jpg)
Исповедь – покаяние, раскрытие своих грехов перед священником .
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img6.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img7.jpg)
Дьявол – властелин ада, глава злых духов, противостоящий богу .
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img8.jpg)
Грехопадение – совершение людьми первого греха и изгнание их из рая .
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img9.jpg)
Страшный суд – второе пришествие Христа. Суд над праведниками и грешниками.
Конец Света.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img10.jpg)
Христианство – всеобщая идеология. Вера в бога – отца, бога – сына.
(Христа спасителя) и святого духа. Понятие об аде и рае, грехе и добродетели .
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img11.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img12.jpg)
Микрокосмос- человек .
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img13.jpg)
Семь смертных грехов – грехи, совершив один из которых, человек не смог бы
попасть в рай.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img14.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img15.jpg)
Добродетель – это то, что угодно богу и церкви. Возвышает душу человека
и помогает достигнуть рая.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img16.jpg)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img17.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img18.jpg)
Мировоззрение – система обобщённых взглядов на мир и место человека в нём, на
отношения людей и окружающей их действительности и самим себе, а также
обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img19.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img20.jpg)
Хроника – последовательная запись важнейших исторических событий .
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img21.jpg)
Деление потустороннего
мира в католицизму .
Чистилище – место, где души
Ад –место пребывания душ грешников, обреченных
Умерших грешников очищаются
на вечные мучения
от неискупленных или при жизни
грехов. Догмат о чистилище введён
в 1439г. подтверждён в 1562г.
Рай – место вечного блаженства для душ праведников .
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img22.jpg)
ОСНОВНЫЕ ДАТЫ .
1)1562 год (16 век) – подтверждён Ватиканом Догмат о чистилище.
2) 1439 год (15 век) – принят Догмат о чистилище.
3) XVII век – объявлена ежегодная церковная исповедь, обязательная для всех .
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img23.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img24.jpg)
ЧАСТИ СВЕТА .
Азия
Африка
Европа
ВЕЛИКИЕ РЕКИ, ОМЫВАЮЩИЕ
ЗЕМЛЮ
Тигр Ефрат Ганг Нил
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img25.jpg)
ВРЕМЯ
Крестьяне Церковь Воины
Сельскохозяйственный Делили время на 2 Календарь войны и турниров
календарь: периода:
а) время посева а) от сотворения мира Не знали минут, часов
б) время всходов б) от рождества Христова
в) время жатвы
Не знали какой день и месяц
Не знали какой сейчас Знали какой год и день
год, месяц, день, час
Не знали минут и Год делили по церковным
секунд праздникам
Не знали минут и
секунд
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img26.jpg)
Высшие добродетели
Вера в бога Любовь ближнему Смирение
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img27.jpg)
Составляющие средневековой религии
Христианская Языческая
религия религия
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img28.jpg)
Р ЯДОМ С ЧЕЛОВЕКОМ
Ангел – хранитель Бес
(помогал быть добродетельным, (подталкивал к греху, совращал душу,
сохранял душу, был направлен богом) был послан дьяволом)
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img29.jpg)
Церковь Народ
Представление о дьяволе
Дьявол создан богом, чтобы Дьявол равен по силе богу.
П роверить силу веры людей. Между ними идёт война
Дьявол действует с разрешения за душу человека.
Бога. Дьявол слабее бога.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img30.jpg)
Пространство
Крестьяне Церковь Рыцари
Знали только три части света
Хорошо знали только местность около своего города
И ли деревни
Остальные места известны очень плохо
Считали, что там живут чудовища
Боялись дальних поездок, никуда не ездили
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img31.jpg)
Христианское религиозное мировоззрение
Взгляды на мир Представление о Представление о
пространстве времени
( м ир-это арена, на ко- (Делили землю на три части. (Время принадлежит богу.
торой разворачивается Каждую отождествляли с Время – лишь момент веч -
борьба между богом и религиозным пространством. ности. Это божественное
дьяволом, добром и злом, Гигантский мир сотворен бо - время линейно направлено
христианами и язычника- гом (космос), включал в себя (от сотворения мира к
ми. Мир-царство порока человека – малый космос (мик - страшному суду). Ожида-
и алчности, только цер – рокосмос). ние конца света.
ковь может спасти его
от гибели.)
Исторические представления
(История имеет своё начало и конец.
История началась с сотворения мира,
под её концом подразумевался страшный суд).
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/08/06/s_59863e723b76c/img32.jpg)
Строение мира
Обитание святой троицы: бог-
отец, бог-сын, святой сын
7 небо
6 небо
5 небо
4 небо
3 небо
2 небо
1 небо
Иерусалим, центр мира
4 реки, омывающих Землю
Лестница спасения
КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА работу выполнила ученица 6 А класса Волкова Екатерина
1.Представления средневекового человека о мире. В первые столетия Средневековья немногие выезжали за пределы своей округи. Дальнее путешествие было опасным и трудным. Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим, в котором находится гроб Иисуса Христа. Восток на средневековых картах чаще всего помещали наверху. Индийский океан в Средние века считался замкнутым. Воображение людей населяло побережье и острова океана сказочными людьми и животными. Не было единой системы отсчёта времени. В одних странах год начинался с праздника Пасхи, в других – с Рождения Христова. Средневековый час составлял примерно три современных часа. Ночь разделялась на «три свечи».
1.Представления средневекового человека о мире. Сутки делились на день и ночь. Средневековые законы особенно сурово карали за преступления, совершённых ночью. Ночь – это время появления сверхъестественных сил, привидений, демонов. Поэтому монахи и все глубоко верующие люди особенно страстно молились ночью: они вели духовную битву с силами дьявола. С развитием городов и торговли, деловых и дипломати – ческих связей, в ходе завоевания новых территорий люди стали чаще покидать родные места.
1.Представления средневекового человека о мире. Яркий рассказ о странах Дальнего Востока в 13 веке оставил венецианский купец и путешественник Марко Поло. Около четверти века провёл он в странствиях, много лет жил в Китае. Вернувшись в Италию, он написал книгу, в которой рассказал о жизни и обычаях народов Азии. «Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических карт.
Астролог, математик и писец.
2. Переводы с греческого и арабского. Жители Западной Европы 5-10 веков почти забыли греческий язык и вовсе не стремились знать восточные языки. В 11-12 веках появилось большое количество переводов на латинский язык книг греческих и арабских учёных: почти все сочинения Аристотеля, главные труды греков и средневековых арабов по географии, астрономии, медицине. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился.
Книга Аристотеля.
3. Средневековые университеты. Средневековое общество было корпоративным. Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда – профессоров и студентов. Занятия велись всюду на латинском языке, и люди из разных стран могли учиться в любом университете. Студенты из одной страны объединялись в землячества (нации), а преподаватели создавали объединения по предметам факультеты, возглавлявшиеся деканами. Все вместе они избирали главу университета – ректора. Обычно кроме подготовительного, было три факультета: богословский, юридический и медицинский. В 15 веке в Европе было уже 60 университетов.
4. Схоластика. Мыслители раннего Средневековья считали, что вера и разум несовместимы. Бога невозможно понять умом – в него надо верить. Учёные 11-13 веков уже не хотели слепо верить. Школьные уроки диалектики, книги Аристотеля и святого Августина привили им любовь к рассуждениям. Для выяснения истины нужно рассуждать, доказывать свои выводы и логически опровергать аргументы противника. Так в соборных школах и университетах родилась схоластика (школа) – религиозно-философское учение, стремящееся познать Бога и мир при помощи логических рассуждений. Схоласты выработали свой научный метод – способ искать обоснованные ответы на поставленные вопросы.
5.Пьер Абеляр и Бернар Клервоский. Одним из самых известных философов-схоластов 12 века был француз Пьер Абеляр (1079-1142). Абеляр уже в 13 лет стал странствующим школяром. Он быстро превзошёл своих профессоров и побеждал их в диспутах. Самым сильным из идейных противников Абеляра был знаменитый мистик, создатель ордена тамплиеров и вдохновитель Второго Крестового похода Бернар Клервоский (1090-1153). Абеляр утверждал на своих лекциях и в книгах, что разобраться в вопросах веры можно только при помощи разума. Нужно верить, а не рассуждать, - полагал Бернар. Спор Абеляра и Бернара стал спором двух направлений средневековой мысли: рационализма и мистики.
6. Великий схоласт 13 века. Вершиной средневековой схоластики были труды богослова 13 века Фомы Аквинского (1225-1274). Фома Аквинский был сыном итальянского графа, учился в университете в Неаполе. Несмотря на протесты семьи, он стал монахом доминиканского ордена. Фома был смиренным, добрым и необыкновенно работоспособным человеком. Самый знаменитый его труд – «Сумма бого – словия». В этой грациозной книге Фома собрал все знания о Боге и мире, накопленные в Средневековье. Он создал картину всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой её детали, от человека до муравья, своё место и своя роль, предназначенные Богом. После смерти Фому называли «ангельским доктором», а церковь объявила его Святым.
7. «Удивительный доктор». Современник Фомы Аквинского, монах ордена францисканцев, англичанин Роджер Бэкон (1214-1294) преподавал в университетах Оксфорда и Парижа. Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, а нужны также наблюдения и опыты. Только с их помощью можно проверить, верны ли наши знания. Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стёклами. Он предвидел многие будущие открытия. Бэкона считали волшебником и прозвали «удивительным доктором».