Шабалов детские болезни онлайн 1 том. Шабалов Н.П
Развернуть ▼
Перед вами первый том седьмого, переработанного и дополненного, двухтомного издания учебника (предыдущие выпущены в 1979, 1985, 1993, 1999, 2002, 2007 гг.). Сведения по основным разделам педиатрии приведены в логической последовательности: определение заболевания, этиология, патогенез, клиника, диагноз, дифференциальный диагноз, лечение, прогноз, профилактика и диспансерное наблюдение. Учебник отражает современный уровень знаний о заболеваниях, изучение которых предусмотрено Программой по детским болезням, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации на 4-6-х курсах педиатрических факультетов медицинских вузов.
Автор:
Шабалов Николай Павлович, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент и почетный доктор Военно-медицинской академии, президент Союза педиатров Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Предисловие к 7-му изданию
Введение
Педиатрия как раздел медицины
История отечественной педиатрии (краткий очерк)
Петербургская школа педиатров
Московская школа педиатров
Современное состояние здоровья детей и педиатрии в России
Глава 1. Медицинская этика и деонтология педиатра
Медицинская этика
Биоэтика
Деонтология педиатра
Педиатр и родители здорового ребенка
Педиатр и родители больного ребенка
Педиатр и здоровый ребенок
Педиатр и больной ребенок
Педиатр и коллеги
Педиатр и иатрогения
Глава 2. Психология больного ребенка (Д. Н. Исаев)
Типы воспитания в семье
Профилактика
Жестокое обращение с ребенком
Реакция личности ребенка на болезнь
Семья и болезнь ребенка
Внутренняя картина болезни (ВКБ)
Умственные способности и ВКБ
Знания о здоровье
Знания о внутренних органах и болезни
Понимание ребенком процесса умирания и смерти
Представления детей о влиянии лекарственных веществ на организм
Роль жизненного опыта и перенесенных заболеваний
Информация о болезни
Преобладающее эмоциональное отношение
Сопутствующие психотравмирующие обстоятельства
Отношение родителей к болезни ребенка
Влияние медицинского персонала и обстановки медицинского учреждения
Восприятие проявлений болезни и представления о ней
Глава 3. Аномалии конституции и диатезы
Экссудативно-катаральная аномалия конституции (ЭКАК)
Аллергические диатезы
Аимфатико-гипопластическая аномалия конституции (ЛгАК)
Нервно-артритический диатез
Глава 4. Синдром внезапной смерти
Тактика педиатра при клинической смерти ребенка
Глава 5. Дефицитные состояния
Хронические расстройства питания
Гипотрофии
Паратрофия
Гиповитаминозы
Гипервитаминозы
Гипервитаминоз А
Гипервитаминоз D
Профилактика гипервитаминозов
Побочные действия других витаминов
Рахит
Спазмофилия (рахитогенная тетания, детская тетания)
Железодефицитные состояния
Дефициты других макро- и микроэлементов
Глава 6. Лихорадка и гипертермии у детей
Субфебрильные состояния
Глава 7. Болезни органов дыхания
Острый стенозирующий ларинготрахеит (ОСЛТ, круп)
Бронхиты
Острый простой бронхит (ОПБ)
Патогенез
Острый обструктивный бронхит (ООБ)
Острый бронхиолит
Облитерирующий бронхиолит
Патогенез
Рецидивирующий бронхит (РБ)
Хронический бронхит (ХБ)
Пневмония
Очаговые пневмонии
Сегментарные пневмонии
Лобарная (крупозная) пневмония
Интерстициальные пневмонии
Основные особенности пневмоний, вызванных разными возбудителями
Осложнения пневмонии
Гнойные осложнения
Диагноз и дифференциальный диагноз острых пневмоний
Лечение больных острыми пневмониями
Затяжные пневмонии
Ателектазы
Плеврит
Пневмоторакс
Бронхоэктатическая болезнь и локальный пневмосклероз
Гиперчувствительный пневмонит
Токсические и лекарственные пневмониты
Идиопатический диффузный фиброз легких (ИДФЛ)
Болезни легких, развившиеся в период новорожденности
Пороки развития бронхов, легких и легочных сосудов
Наследственные заболевания легких
Глава 8. Аллергические заболевания
Анафилактический шок
Сывороточная болезнь
Крапивница и ангионевротический отек
Атопический дерматит
Респираторные аллергозы
Бронхиальная астма
Поллиноз
Пищевая аллергия
Лекарственная аллергия
Аллергические реакции на насекомых
Глава 9. Заболевания органов пищеварения (Е. А. Корниенко, Н. П. Шабалов, Л. В. Эрман)
Заболевания полости рта
Грибковые поражения слизистой оболочки полости рта
Острый герпетический стоматит
Острый эзофагит (ОЭ)
Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь
Функциональные гастродуоденальные заболевания
Функциональная диспепсия
Аэрофагия
Функциональная рвота
Острый гастрит (ОГ)
Хронический гастрит (ХГ), гастродуоденит (ХГД)
Язвенная болезнь (ЯБ)
Врожденный гипертрофический пилоростеноз
Острая диарея
Ротавирусная инфекция
Кампилобактериоз
Алиментарная диспепсия у младенцев
Хроническая диарея
Синдром мальабсорбции
Внутриполостная мальабсорбция
Врожденные гипоплазии поджелудочной железы
Энтероцеллюлярная мальабсорбция
с нарушением мембранного пищеварения
Дисахаридазная недостаточность
Сахаразо-изомальтазная недостаточность
Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением всасывания
Мальабсорбция глюкозы-галактозы
Мальабсорбция фруктозы
Первичная мальабсорбция солей желчных кислот
Энтеропатический акродерматит
Врожденная хлоридная диарея
Врожденная натриевая диарея
Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением пищеварения и всасывания
Целиакия
Постцеллюлярная мальабсорбция
Экссудативная энтеропатия
Дифференциальный диагноз синдрома мальабсорбции
Функциональные запоры
Синдром раздраженного кишечника
Воспалительные заболевания кишечника
Острый панкреатит (ОП)
Хронический панкреатит (ХП)
Программа реабилитации детей с заболеваниями желудочно-кишечного тракта
Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ)
Хронический гастродуоденит (ХГД)
Язвенная болезнь
Хронический холецистит
Желчнокаменная болезнь (холелитиаз)
Хронический панкреатит
Хронический энтерит, энтероколит (аллергический, постинфекционный и др.)
Целиакия
Неспецифический язвенный колит (НЯК),.Болезнь Крона
Гельминтозы
Аскаридоз (Ascaridosis)
Токсокароз (Toxocarosis)
Трихоцефалез (Trichocephalosis)
Энтеробиоз (Enterobiosis)
Трихинеллез (Trichineilosis)
Анкилостомидозы (Ancylostomiasis)
Гименолепидоз (Hymenolepidosis)
Дифиллоботриоз (Diphyllobothriosis)
Тениаринхоз (Taeniarhynchosis)
Тениоз (Taeniosis)
Цистицеркоз (Cysticercosis)
Эхинококкоз (Echinococcosis)
Описторхоз (Opisthorchosis)
фасциолез (Fasciolosis)
Дифференциальный диагноз гельминтозов
Профилактика гельминтозов
Лямблиоз (Lambliosis, Giardiasis)
Глава 10. Заболевания желчевыделительной системы
Дисфункциональные расстройства билиарного тракта
Острый холецистит (острый холецистохолангит)
Хронический холецистит
Желчнокаменная болезнь (ЖКБ)
Лечение детей с заболеваниями желчевыводящих путей
Пороки развития желчного пузыря и желчных протоков
Атрезия желчевыводящих путей
Другие аномалии желчевыводящих путей
Глава 11. Хронические заболевания печени
Врожденный гепатит (перинатальный гепатит, неонатальный гепатит)
Хронический гепатит
Жировой гепатоз
Синдром Рея
Цирроз печени
Лечение больных хроническими гепатитами и циррозами печени
Диспансерное наблюдение за детьми с хроническим гепатитом и циррозом печени
"Детские болезни. Учебник в 2-х томах" Том 1 Шабалов Н.П. 8-е изд.
ISBN: 978-5-906417-47-3
Нет в наличии. Только под заказ!
Перед вами первый том восьмого, переработанного и дополненного, двухтомного издания учебника (предыдущие выпущены в 1979, 1985, 1993, 1999, 2002, 2007, 2012 гг.). Сведения по основным разделам педиатрии приведены в логической последовательности: определение заболевания, этиология, патогенез, клиника, диагноз, дифференциальный диагноз, лечение, прогноз, профилактика и диспансерное наблюдение. Учебник отражает современный уровень знаний о заболеваниях, изучение которых предусмотрено Программой по детским болезням, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации на 4–6-х курсах педиатрических факультетов медицинских вузов.
Предисловие к 8-му изданию
Введение (Н. П. Шабалов)
Педиатрия как раздел медицины
История отечественной педиатрии (краткий очерк)
Петербургская школа педиатров
Московская школа педиатров
Современное состояние здоровья детей и педиатрии в России
Контрольные вопросы
Глава 1. Медицинская этика и деонтология педиатра (Н. П. Шабалов)
Медицинская этика
Биоэтика
Деонтология педиатра
Педиатр и родители здорового ребенка
Педиатр и родители больного ребенка
Педиатр и здоровый ребенок
Педиатр и больной ребенок
Педиатр и коллеги
Педиатр и иатрогения
Контрольные вопросы
Глава 2. Психология больного ребенка (Д. Н. Исаев)
Типы воспитания в семье
Отвержение
Гипоопека
Гиперопека
Воспитание по типу повышенной моральной ответственности
Противоречивое воспитание
Смена образцов воспитания
Жестокое обращение с ребенком
Ребенок и болезнь
Семья и болезнь ребенка
Влияние медицинского персонала и обстановки медицинского учреждения Контрольные вопросы
Глава 3. Аномалии конституции и диатезы (Н. П. Шабалов)
Экссудативно-катаральная аномалия конституции
Аллергические диатезы.............................................................................. 156
Лимфатико-гипопластическая аномалия конституции
Нейроартритический диатез
Контрольные вопросы
Глава 4. Синдром внезапной смерти младенцев (Н. П. Шабалов)
Патанатомия
Патогенез
Факторы риска СВСМ
Профилактика
Тактика педиатра при клинической смерти ребенка
Контрольные вопросы
Глава 5. Дефицитные состояния (Н. П. Шабалов)
Хронические расстройства питания
Гипотрофии
Паратрофия
Гиповитаминозы
Гипервитаминозы
Гипервитаминоз А
Гипервитаминоз D
Побочные действия других витаминов
Спазмофилия (рахитогенная тетания, детская тетания)
Железодефицитные состояния
Дефициты других макро- и микроэлементов
Контрольные вопросы
Глава 6. Лихорадка и гипертермии у детей (Н. П. Шабалов)
Лихорадка
Субфебрильные состояния
Контрольные вопросы
Глава 7. Болезни органов дыхания (Н. П. Шабалов)
Болезни верхних дыхательных путей
Острые респираторные инфекции
Аденоидит
Хронический тонзиллит
Бронхиты
Острый простой бронхит
Острый обструктивный бронхит
Острый бронхиолит
Облитерирующий бронхиолит
Рецидивирующий бронхит
Пневмония
Очаговые пневмонии
Сегментарные пневмонии
Лобарная (крупозная) пневмония
Интерстициальные пневмонии
Основные особенности пневмоний, вызванных разными возбудителями
Осложнения пневмонии
Гнойные осложнения
Диагностика острых пневмоний
Лечение больных острыми пневмониями
Затяжные пневмонии
Ателектаз
Пневмоторакс
Бронхоэктатическая болезнь и локальный пневмосклероз
Гиперчувствительный пневмонит
Болезни легких, развившиеся в период новорожденности
Пороки развития бронхов, легких и легочных сосудов
Наследственные заболевания легких
Контрольные вопросы
Глава 8. Аллергические заболевания (Н. П. Шабалов)
Основные группы экзогенных аллергенов
Основные пути лечения больных с аллергическими заболеваниями
Анафилактический шок
Сывороточная болезнь
Крапивница и ангионевротический отек
Атопический дерматит
Респираторные аллергозы
Бронхиальная астма
Поллиноз
Пищевая аллергия
Лекарственная аллергия
Аллергические реакции на насекомых
Контрольные вопросы
Глава 9. Заболевания органов пищеварения
(Е. А. Корниенко, Н. П. Шабалов и Л. В. Эрман)
Заболевания полости рта
Грибковые поражения слизистой оболочки полости рта
Острый герпетический стоматит
Острый эзофагит
Функциональные гастродуоденальные заболевания
Функциональная диспепсия
Аэрофагия
Функциональная рвота
Острый гастрит
Хронический гастрит, дуоденит
Язвенная болезнь
Врожденный гипертрофический пилоростеноз
Острая диарея
Острая функциональная диспепсия
Острые кишечные инфекции
Хроническая диарея
Лактазная недостаточность
Сахаразо-изомальтазная недостаточность
Мальабсорбция глюкозы-галактозы
Мальабсорбция фруктозы
Мальабсорбция солей желчных кислот
Энтеропатический акродерматит
Врожденная хлоридная диарея
Врожденная натриевая диарея
Диарея со стеатореей
Врожденные гипоплазии поджелудочной железы
Целиакия
Экссудативная энтеропатия
Функциональные запоры
Синдром раздраженного кишечника
Воспалительные заболевания кишечника
Острый панкреатит
Хронический панкреатит
Программа реабилитации детей с заболеваниями
желудочно-кишечного тракта
Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь
Хронический гастродуоденит
Язвенная болезнь
Хронический холецистит
Желчнокаменная болезнь
Хронический панкреатит
Целиакия
Язвенный колит. Болезнь Крона
Гельминтозы
Аскаридоз
Токсокароз
Трихоцефалез
Энтеробиоз
Трихинеллез
Анкилостомидоз
Гименолепидоз
Дифиллоботриоз
Тениаринхоз
Цистицеркоз
Эхинококкоз
Описторхоз
Фасциолез
Лямблиоз
Контрольные вопросы
Глава 10. Заболевания желчевыделительной системы (Н. П. Шабалов)
Функциональные расстройства билиарного тракта
Острый холецистит
Хронический холецистит
Желчнокаменная болезнь
Пороки развития желчного пузыря и желчных протоков
Атрезия желчевыводящих путей
Другие аномалии желчевыводящих путей
Контрольные вопросы
Глава 11. Хронические заболевания печени (Н. П. Шабалов)
Врожденный гепатит
Хронический гепатит
Жировой гепатоз
Синдром Рея (Рейе)
Цирроз печени
Лечение больных хроническими гепатитами и циррозами печени
Контрольные вопросы
Примеры страниц из книги Детские болезни. Учебник в 2-х томах" Том 1
Год выпуска: 2002
Жанр: Педиатрия
Формат: DjVu
Качество: Отсканированные страницы
Описание:
Клинические дисциплины - завершающий этап обучения в медицинском институте, предусматривающий знание полного объема курсов по физиологии, патологической физиологии, патанатомии, фармакологии. В процессе изучения отдельных глав было бы крайне полезно вновь ознакомиться с соответствующими разделами учебников по вышеперечисленным дисциплинам.
Рекомендуем перед чтением каждой главы данного учебника вновь обратиться к «Пропедевтике детских болезней» и восстановить в памяти сведения об анатомо-физиологических особенностях детского возраста, семиотике, диететике, методах инструментального и клинического обследования ребенка, которые здесь не изложены, так же как и материалы о воспитании, закаливании и валеологии детства.
При изложении сведений по методам лечения учитывалось, что студенты изучают его отдельные аспекты на кафедрах лечебной физкультуры, рентгенологии и радиологии, анестезиологии и реанимации, клинической фармакологии. Кратко представлены материалы и по дифференциальной диагностике заболеваний, с которыми студенты знакомятся на кафедрах детской хирургии, детских инфекционных болезней, офтальмологии, оториноларингологии, дерматологии, неврологии, психиатрии, генетики. Проблемы детей периода новорожденности освещены в отдельном учебнике («Неонатология», СПб, 1997).
Краткость учебника предусматривает самостоятельную работу студентов (особенно в субординатуре) с дополнительными источниками литературы, которые преподаватель будет рекомендовать на практических занятиях.
А. Ф. Тур - инициатор первого издания учебника (1979), рекомендовал при изложении спорных вопросов педиатрии руководствоваться взглядами петербургской школы педиатров. И хотя на титуле этого издания не указана фамилия Александра Федоровича, авторы стремились создать подлинно Туровский учебник.
На Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге есть черная гранитная плита с надписью: Академик Александр Федорович Тур - 3 (16) сентября 1894 - 24 июля 1974.
Между этими датами - вся жизнь: счастливое детство в семье талантливого физиолога, профессора Петербургского университета Ф. Е. Тура, Ла-ринская петербургская гимназия, учеба в Военно-медицинской академии У крупнейших русских медиков (И. П. Павлова, Л. А. Орбели, А. А. Максимова, Н. П. Кравкова, В. Н. Шевкуненко, В. А. Оппеля, М. И. Аствацатурова, I), две войны, работа главным педиатром в умирающем от голода блокадном Ленинграде, десятки тысяч спасенных жизней детей. Между этими датами - самоотверженная каждодневная работа врача, ученого.
Свой путь в медицине А. Ф. Тур определил еще в годы учебы в Военно-медицинской академии под влиянием ведущего петербургского педиатра А. Н. Шкарина. Начало научной и клинической деятельности Александра Федоровича связано с работой в клинике другого выдающегося детского врача России - М. С. Маслова.
С 1925 г. и до последних дней жизни А. Ф. Тур работал в Ленинградском педиатрическом медицинском институте. Здесь Александр Федорович возглавлял кафедры физиологии, диететики и гигиены ребенка, пропедевтики детских болезней и госпитальной педиатрии.
А. Ф. Тур - автор более 250 научных работ. «Пропедевтика детских болезней», «Справочник по диететике ребенка раннего возраста», «Физиология и патология детей периода новорожденности», «Гематология детского возраста», «Рахит» стали настольными книгами педиатров нескольких поколений.
Основными направлениями научных исследований школы А. Ф. Тура явились: физиологические особенности, диететика и воспитание детей, неонатология, рахит и его профилактика, детская гематология, эндокринология.
Идеи А, Ф. Тура были реализованы и углублены в трудах его учеников. Александр Федорович был руководителем 28 докторских и 110 кандидатских диссертаций.
А. Q. Тур был избран академиком АМН, председателем обществ детских врачей России и Ленинграда, почетным членом обществ педиатров Болгарии, Венгрии, Италии и Чехословакии.
За свои труды Александр Федорович был награжден рядом высших орденов, медалей, премий страны, званием «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Для всех своих учеников А. Ф. Тур - не только незабываемый образец служения детям, педиатрии, но и нравственный эталон, пример научной и гражданской мудрости, порядочности и мужества: он никогда не был членом партии, не поддавался гипнозу массовых заблуждений в период вульгаризации учения И. П. Павлова и гонений на генетику. Александр Федорович был всегда доброжелателен и чуток ко всем, старался сделать все возможное для поддержания лучших традиций русской педиатрии.
«Детские болезни»
Педиатрия как раздел медицины
История отечественной педиатрии (краткий очерк)
Современное состояние здоровья детей и педиатрии в России
Медицинская этика и деонтология педиатра
Медицинская этика
Деонтология педиатра
Психология больного ребенка (Д. Н. Исаев)
Аномалии конституции и диатезы
Экссудативно-катаральная аномалия конституции (ЭКАК)
Аллергические диатезы
Лимфатико-гипопластическая аномалия конституции (ЛгАК)
Нервно-артритический диатез
Синдром внезапной смерти
Дефицитные состояния
Хронические расстройства питания
Гипотрофии
Паратрофия
Гиповитаминозы
Гипервитаминозы
Гипервитаминоз А
Гипервитаминоз D
Профилактика гипервитаминозов
Побочные действия других витаминов
Рахит
Спазмофилия (рахитогенная тетания, детская тетания)
Железодефицитные состояния
Дефициты других макро- и микроэлементов
Лихорадка и гипертермии у детей
Субфебрильные состояния
Болезни органов дыхания
Острый стенозирующий ларинготрахеит (ОСЛТ, круп)
Бронхиты
Острый простой бронхит (ОПБ)
Острый обструктивный бронхит (ООБ)
Острый бровхиолит
Острый облитерирующий бронхиолит
Хронический облитерирующий бронхиолит
Рецидивирующий бронхит (РБ)
Рецидивирующий обструктивный бронхит (РОБ)
Хронический бронхит (ХБ)
Пневмония
Очаговые пневмонии
Сегментарные пневмонии
Крупозная пневмония
Интерстициальные пневмонии
Основные особенности пневмоний, вызванных разными возбудителями
Осложнения пневмонии
Гнойные осложнения
Диагноз и дифференциальный диагноз острых пневмоний
Лечение больных острыми пневмониями
Затяжные пневмонии
Ателектазы
Плеврит
Пневмоторакс
Хроническая пневмония
Экзогенный аллергический альвеолит (ЭАА)
Токсический фиброзирующий альвеолит (ТФА)
Идиопатический фиброзирующий альвеолит (ИФА)
Пороки развития бронхов, легких и легочных сосудов
Наследственные заболевания легких
Аллергические заболевания
Анафилактический шок
Сывороточная болезнь
Крапивница и ангионевротический отек
Атопический дерматит
"Респираторные аллергозы
Бронхиальная астма
Поллиноз
Пищевая аллергия
Лекарственная аллергия
Аллергические реакции на насекомых
Заболевания органов пищеварения (Е. А. Корниенко, Н. П. Шабалов, Л. В. Эрман)
Заболевания полости рта
Грибковые поражения слизистой ободочки полости рта
Острый герпетический стоматит
Острый эзофагит (ОЭ)
Гастроээофагеальнаярефлюкснаяболезнь
Функциональные гастродуоденальные заболевания
Функциональная диспепсия
Аэрофагия
Функциональная рвота
Острый гастрит (ОГ)
Хронический гастрит (ХГ), гастродуоденит (ХГД)
Язвенная болезнь (ЯБ)
Пилоростеноз
Острая диарея
Ротавирусная инфекция
Кампилобактериоз
Алиментарная диспепсия у младенцев
Хроническая диарея
Синдроммальабсорбции
Внутриполостная мальабсорбция
Врожденные гипоплазии поджелудочной железы
Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением мембранного пищеварения
Дисахаридазная недостаточность
Лактазная недостаточность
Сахаразо-изомальтазная недостаточность
Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением всасывания
Мальабсорбция глюкозы-галактозы
Мальабсорбция фруктозы
Первичная мальабсорбция солей желчных кислот
Энтеропатический акродерматит
Врожденная хлоридная диарея
Врожденная натриевая диарея
Токсокароз (Toxocarosis)
Трихоцефалез (Trichocephalosis)
Энтеробиоз (Enterobiosis)
Трихинеллез (Trichinellosis)
Анкилостомидозы (Ankilostomiasis)
Гименолепидоз (Hymenolepidosis)
Дифиллоботриоз (Diphyllobothriosis)
Тениаринхоз (Taeniarhynchosis)
Тениоз (Taeniosis)
Цистицеркоз (Cysticercosis)
Эхинококкоз (Echinococcosis)
Описторхоз (Opisthorchosis)
Фасциолез (Fasciolosis)
Дифференциальный диагноз гельминтозов
Профилактика гельминтозов
Лямблиоз (Lambliosis, Giardiasis)
Заболевания желчевыделительной системы
Дискинезий
Острый холецистит (острый холецистохолангит)
Хронический холецистит
Желчнокаменная болезнь (ЖКБ)
Лечение детей с заболеваниями желчевыводящих путей
Диспансерное наблюдение за детьми с заболеваниями желчевыводящих путей в условиях поликлиники
Пороки развития желчного пузыря и желчных протоков
Атрезия желчевыводящих путей
Другие аномалии желчевыводящих путей
Хронические заболевания печени
Врожденный гепатит (перинатальный гепатит, неонатальный гепатит)
Хронический гепатит
Жировой гепатоз
Синдром Рея
Цирроз печени
Лечение больных хроническими гепатитами и циррозами печени
Диспансерное наблюдение за детьми с хроническим гепатитом и циррозом печени
Название:
Детские болезни. Том 1. 6-е издание
Шабалов Н.П.
Год издания:
2011
Размер:
22.18 МБ
Формат:
pdf
Язык:
Русский
Учебное руководство "Детские болезни" под ред., Шабалова Н.П., является первым томом обновленного пособия по педиатрии. В нем рассматриваются вопросы характеризующие дефицитные состояния у детей, синдром внезапной смерти, аномалии конституции и диатезы, гипертермию и лихорадку, психологию больного ребенка, заболевания органов дыхания (бронхит, пневмония, наследственная патология легких), заболевания пищеварительной системы (гастрит, язвенная болезнь, диарея и прочее), аллергические заболевания, патологию желчевыделительной системы, а также патологию печени. Каждая нозологическая единица заболевания четко описана, содержит эпидемиологию, этиопатогенез, патоморфологические изменения, клинические проявления, алгоритмы диагностики. лечения, профилактики. Для студентов-медиков, педиатров, неонатологов, гастроэнтерологов, токсикологов, аллергологов, детских хирургов, анестезиологов-реаниматологов.
Также Вы можете скачать бесплатно книгу
Эта книга удалена по требованию правообладателя
Название:
Грипп и ОРВИ у детей.
Шамшева О.В.
Год издания:
2018
Размер:
1.39 МБ
Формат:
pdf
Язык:
Русский
Описание:
Книга "Грипп и ОРВИ у детей" рассматривает общие вопросы касательно инфекций респираторного тракта, в книге охарактеризованы острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ): грипп и парагрипп, риновирус... Скачать книгу бесплатно
Название:
Пневмонии у детей
Самсыгина А.Г.
Год издания:
2018
Размер:
1.09 МБ
Формат:
pdf
Язык:
Русский
Описание:
Практическое руководство "Пневмонии у детей" под ред., Самсыгиной А.Г., рассматривает эпидемиологию, этиологию, классификацию пневмоний. Изложены факторы риска неблагоприятного прогноза пневмоний. Осв... Скачать книгу бесплатно
Название:
Основы ухода за детьми
Парамонова Н.С.
Год издания:
2015
Размер:
16.99 МБ
Формат:
pdf
Язык:
Русский
Описание:
Книга "Основы ухода за детьми" под ред., Парамоновой Н.С., рассматривает периодизацию детского возраста и особенности общего ухода за детьми различных возрастных групп. Изложены принципы организации р... Скачать книгу бесплатно
Название:
Атлас редких болезней
Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С.
Год издания:
2016
Размер:
12.45 МБ
Формат:
pdf
Язык:
Русский
Описание:
В книге "Атлас редких болезней" под ред., Баранова А.А., и соавт., рассматриваются генетически предрасположенные заболевания органов и систем органов. Описаны редкие наследственные болезни, а также др... Скачать книгу бесплатно
Название:
Наследственные заболевания соединительной ткани как конституциональная причина полиорганных нарушений у детей
Арсентьев В.Г., Баранов В.С., Шабалов Н.П.
Год издания:
2015
Размер:
3.56 МБ
Формат:
pdf
Язык:
Русский
Описание:
"Наследственные заболевания соединительной ткани как конституциональная причина полиорганных нарушений у детей" под ред., Арсентьева В.Г., и соавт., рассматривает литературные сведенья характеризующи... Скачать книгу бесплатно
Название:
Педиатрия. 8-е издание
Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И.
Год издания:
2014
Размер:
11.23 МБ
Формат:
pdf
Язык:
Русский
Описание:
Учебное руководство "Педиатрия" под ред., Ежовой Н.В., и соавт., является пособием для студентов получающих среднее специальное образование. Книга освещает вопросы психического, физического развития д... Скачать книгу бесплатно
Название:
Справочник по поликлинической педиатрии
Сукало А.В., Бовбель И.Э.
Год издания:
2015
Размер:
9.96 МБ
Формат:
pdf
Язык:
Русский
Описание:
Клиническое руководство "Справочник по поликлинической педиатрии" под ред., Сукало А.В., и соавт., рассматривает принципы организации амбулаторной помощи детскому населению, тактику оказания лечебно-п... Скачать книгу бесплатно
Название:
Антенатальное формирование здоровья детей.
Ахмина Н.И.
Год издания:
2005
Размер:
6.05 МБ
Формат:
pdf
Язык:
Русский
Описание:
Книга "Антенатальное формирование здоровья детей" рассматривает вопросы иммунологии и гомеостаза при беременности, являющиеся предиктором формирования конституциональной иммунореактивности плода, в кн...
n1.doc
НАЦИОНАЛЬНАЯМЕДИЦИНСКАЯ
БИБЛИОТЕКА
УЧЕБНИК
ДЕТСКИЕ
БОЛЕЗНИ
5-Е ИЗДАНИЕ
Н. П. ШАБАЛОВ
изалтвльсктй яом
Издательский дом «Питер» создан в 1991 году. Сегодня он входит в десятку крупнейших издательств России и СНГ и является самым крупным в Санкт-Петербурге.
Если вы-профессионал в медицине, психологии, компьютерных технологиях, экономике или стремитесь к этому, - всю необходимую литературу вы найдете у нас. В соответствующих разделах сайта (www . piter . com ) показаны не только книги, которые уже можно приобрести, но и те, что только готовятся к выходу в свет.
Отзывы и предложения можно присылать по электронной почте (medicina @ piter . com ).
\ ". : f ;. s S
УЧЕБНИК
" Допущен Проблемной комиссией по педиатрии Министерства здравоохранения РФ в качестве учебника для студентов педиатрических факультетов медицинских вузов
Издание пятое,
Переработанное и дополненное, в двух томах
ТОМ 1
Москва Санкт-Патврбург - Нижний Новгород Воронеж
Ростов-на-Дону Екатеринбург ■ Самара
Киев Харьков Минск
Н. П. Шабалов
ДЕТСКИЕ БОЛЕЗНИ
5-е издание, переработанное и дополненное
, "В двух томах
Серия «Национальная медицинская библиотека»
Главный редактор Е. В. Строганова
Заведующий редакцией П. В. Алесов
"- Редакторы Ю. И. Староверов, Т. П. Ульянова
Художественный редактор К. Ф. Радзевич
Корректор Т. В. Дубраво
Дизайн и верстка В. С. Кучукбаев
Рецензенты:
Л. С. Бале«а, профессор, доктор медицинских наук, Институт педиатрии и детской хирургии МЗ РФ; В. А. Таболнн, академик РАМН, профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой педиатрии Российского государственного медицинского университета.
ББК57.3я7 УДК 616-053.2(075) Шабалов Н. П.
Ш12 Детские болезни: учебник. 5-е изд. В двух томах. Т. 1. - СПб: Пнтер, 2002. - 832 с. - (Серия «Национальная медицинская библиотека»). ISBN 5-94723-451-3 ISBN 5.272-Ш320-9
Перед вами первый том пятого, переработанного и дополненного, двухтомного издания учебника (предыдущие выпущены в 1979, 1985, 1993, 1999 гг.). Издание содержит новые разделы, посвященные истории отечественной педиатрии, дефициту микроэлементов, иммуномодулирую-щим средствам. Сведения по основным разделам педиатрии приведены в логической последовательности: определение заболевания, этиология, патогенез, клиника, диагноз, дифференциальный диагноз, лечение, прогноз, профилактика и диспансерное наблюдение. Учебник отражает современный уровень знаний о заболеваниях, изучение которых предусмотрено Программой по детским болезням, утвержденной Министерством здравоохранения РФ на 4-6-х курсах педиатрических факультетов медицинских вузов.
Шабалов Николай Павлович, вице-президент Союза педиатров Санкт-Петербурга, заведующий кафедрой детских болезней Военно-медицинской академии и кафедрой педиатрии с курсом перинаталогии и эндокринологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, профессор, член-корреспондент Военно-медицинской академии.
ОН. П. Шабалов, 2002
О Издательский дом «Питер», 2002
Все прим шциикны. Нншш част* данной «шги не может выть воспроизведена в какой бы то ни выло форме без письменного
разрешения владельцев шорских прав.
Отзывы и предложенш можно присылать в редакцию по электронной почте: [email protected].
ISBN 5-94723-451-3
ISBN 5-2_____________________
*** **- - ла
f> Принт», 196103, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67в.
Лицензия ИД Л» 05714 от 07.09.01. льгота - общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,
Посвящается Учителю, который был счастлив выздоровлением ребенка??
успехами учеников, их горести воспринимал как собетвенные и верой &
них придавал ученикам уверенность в собственных силах - выдающемуся
русскому Педиатру Александру Федоровичу Туру \^^
■:; ;
Предисловие ... <...............................>17
Предисловие к 5-му изданию....................... 19
Введение"....................................... 20
Педиатрия как раздел медицины........................................................... 20
История отечественной педиатрии (краткий очерк)............................ 41
Современное состояние здоровья детей и педиатрии в России........... 60
Глава 1. Медицинская этика и деонтология педиатра......................... 70
Медицинская этика................................................................................. 77
Деонтология педиатра.................. :..................................................... 102
Глава 2. Психология больного ребенка (Д. Н. Исаев)......................... 125
Глава 3. Аномалии конституции и диатезы......................................... 145
Экссудативно-катаральная аномалия конституции (ЭКАК).............. 146
" Аллергические диатезы................................................................. ,..... 155
Лимфатико-гипопластическая аномалия конституции (JlrAK).......... 162
Нервно-артритический диатез............................................................. 167
Глава 4. Синдром внезапной смерти..................................................... 172
Глава 5. Дефицитные состояния.............................................................. 179
Хронические расстройства питания.................................................... 182
Гипотрофии................................................................................. 182
Паратрофия................................................................................. 203
Гиповитаминозы................................................................................... 206
Гипервитаминозы................................................................................. 218
Гипервитаминоз А...................................................................... 219
Гипервитаминоз D...................................................................... 219
8 Детские болезни. Том 1
Профилактика гип§рвитаминозов..................................... ..,„...... 222
Побочные действия других витаминов..................................... 223
Рахит..................................... ■............................................................. 224
Спазмофилия (рахитогенная тетания, детская тетания).................... 248
Железодефицитные состояния............................................................ 251
Дефициты других макро-и микроэлементов....................................... 261
Глава 6. Лихорадка и гипертермии у детей......................................... 269
Субфебрильные состояния.................................................................. 289
Глава 7. Болезни органов дыхания....................................................... 299
Острый стенозирующий ларинготрахеит (ОСЛТ, круп).................... 304
Бронхиты..:..................................... :..................................................... 312
Острый простой бронхит (ОПБ)............................ :...... :.......... 312
Острый обструктивный бронхит (ООБ),................................... 319
Острый бровхиолит.................................................................... 326
Острый облитерирующий бронхиолит..................................... 331
Хронический облитерирующий бронхиолит............................ 333
Рецидивирующий бронхит (РБ)................................................. 336
Рецидивирующий обструктивный бронхит (РОБ).. f ....................... 342
Хронический бронхит
Пневмония............................................................................................ 348
Очаговые пневмонии............ ,.................................................... 360
Сегментарные пневмонии.............................................. ,.......... 363
Крупозная пневмония................................................................. 364
Интерстициальные пневмонии................................................... 367
Основные особенности пневмоний, вызванных разными
Возбудителями............................................................................ 369
Осложнения пневмонии.............................................................. 375
Гнойные осложнения.................................................................. 381
Диагноз и дифференциальный диагноз острых пневмоний...... 385
Лечение больных острыми пневмониями.................................. 387
Затяжные пневмонии.................................................................. 403
Ателектазы.................................................................................. 407
Плеврит............................................................................................... „409
Пневмоторакс....................................................................................... 415
Хроническая пневмония...................................................................... 417
Экзогенный аллергический альвеолит (ЭАА)................................. ..,.,430
Токсический фиброзирующий альвеолит (ТФА)........................ -...,. ; 432
Идиопатический фиброзирующий альвеолит (ИФ А).................... ^433
1 Пороки развития бронхов, легких и легочных сосудов.................... :........ 435
Наследственные заболевания легких....................................... "......... 440
Глава 8. Аллергические заболевания................................................. „.. 448
Анафилактический шок....................................................................... 448
Сывороточная болезнь..................................................... ,................. 453
Крапивница и ангионевротический отек............................................. 456
Атопический дерматит.............. "..".......................... ............!.............. 461
"Респираторные аллергозы................................................................... 468
Бронхиальная астма............................................................................. 479
Поллиноз......................... ,.................................................................... 532
Пищевая аллергия.............. ."................................................................ 535
. . ; Лекарственная аллергия.................. *,.,.,............ ...,....,..,.,....,............. 546
I ■ Аллергические реакции на насекомых..и.....,;. ; ;...,...;„и......... ............i......u: 553
Глава 9. Заболевания органов пищеварения
"*,",". (Е. А. Корниенко, Н. П. Шабалов, Л, В. Эрман)...................... ........! 556
?; ^.Заболевания полости рта............ ..,........ ;....i,.................,.. r ,............. 556
■М-"■" Грибковые поражения слизистой обрлоч^си полости рта......у. ь... 556
^ j, Острый герпетический стоматит................................................. 557
Н-: Острый эзофагит (ОЭ)................................. ..,........ ...;.....,... ^........... 559
Ci; Гастроээофагеальнаярефлюкснаяболезнь;....:„.......,......... L...:;.......... ..;..... 560
.^.^функциональныегастродуоденальныезаболевания............................ 570
(""" Функциональная диспепсия..................................... ..........!!....... 570
,;.-, Аэрофагия.................................................................................... 576
- " Функциональная рвота..................... ■■ .. "......... ■ :........ 576
(Острый гастрит (ОГ)................................. ,................ ,........................ 578
" Хронический гастрит (ХГ), гастродуоденот (ХГД) .:...-..................... 582
Язвенная болезнь (ЯБ)................................................................ i....... 600
Г;; Пилоростеноз.................................................... ,................ ,....,.„.,..... 615
"\- Острая диарея............................................................................... *...... 619
Ротавирусная инфекция.............................................................. 627
Кампилобактериоз...................................................................... 629
Алиментарная диспепсия у младенцев...................................... 631
"" Хроническая диарея.................. .......U.. ....;...:.„....;„..........:.......... ;....... 633
-" Синдром мальабсорбции........... .....;...J.....;..i.."..:.............;...:j............... ;;....; 634
" " Внутриполостная мальабсорбция..... ;...... ....:....:„.......:.1 ! ................... ;...„.... 636
10 е Детские болезни. Том 1
Врожденные гипоплазии поджелудочной железы......... ;*.-..... 636
Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением
Мембранного пищеварения....................................... ..:............ :..."..... 640
Дисахаридазная недостаточность... !... ,....... ........................... 640
Лактазная недостаточность..;...//.1";:^:.;!;.Д.....1./.1";/.....:..:.............:..:.. 640
Сахаразо-изомальтазная недостаточность.. "................. :...;...... 646
Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением всасывания...... 648
Мальабсорбция глюкозы-галактозы.......................................... 648
Мальабсорбция фруктозы.. ,._.... ....„...,............................ j...;.....;. 6#:
Первичная мальабсорбция солей желчных кислот................... 650
Энтеропатический акродерматит............................................ ...651
Врожденнаяхлориднаядиарея......................................... :....:..,.:... 652
Врожденная натриевая диарея....................... ,.................... .........653
Энтероцеллюлярная мальабсорбция с нарушением пищеварения
И всасывания......................................................................................... 654
Целиакия................................................................................. .....654
Трудноизлечимые младенческие диареи............................................ 665
Аутоиммунная энтеропатия................................... ".................. 666
Первичные аномалии энтёроцита...................................... .....".I... 669
Атрофия микроворсинок (болезнь включения микроворсинок) 669
Интестинальная эпителиальная дисплазия (пучковая энтеропатия).... 670
Синдромальная энтеропатия, ...,„..... ,........... ,.... .............с....... 672;
Дифференциальный диагноз трудноизлечимых младенческих диарей... 673
Постцеллюлярная мальабсорбция...................................................... 673
Экссудативная энтеропатия....................................................... 673
Дифференциальный диагноз синдрома мальабсорбции................. ..„.676
Функциональные запоры........................................................... ...:„....... 680
Синдром раздраженного кишечника.......................................... ;.;.".... 688
Неспецифический язвенный колит (НЯК)........................................... 697
Острый панкреатит (ОП)..................................................................... 708
Хронический панкреатит (ХП)............................................................ 717
Гельминтозы........................................................................................ 724
Аскаридоз (Ascaridosis).............................................................. 726
Токсокароз (Toxocarosis)............................................................ 730
Трихоцефалез (Trichocephalosis)................................................ 731
Энтеробиоз (Enterobiosis)........................................................... 732
Трихинеллез (Trichinellosis)....................................................... 734
Анкилостомидозы (Ankilostomiasis).......................................... 736
Гименолепидоз (Hymenolepidosis)............................................ 738
Дифиллоботриоз(О1рЬу11оЬо1;11гю818)......................................... 740
Тениаринхоз (Taeniarhynchosis)................................................. 741
Тениоз (Taeniosis)....................................................................... 742
Цистицеркоз (Cysticercosis)........................................................ 742
Эхинококкоз (Echinococcosis).................................................... 744
Описторхоз (Opisthorchosis)....................................................... 746
Фасциолез (Fasciolosis)............................................................... 748
," Дифференциальный диагноз гельминтозов.................................. 748
Профилактика гельминтозов...................................................... 749
Лямблиоз (Lambliosis, Giardiasis).................. ,................ .:.................. 751
Глава 10. Заболевания желчевыделительной системы...................... 754
Дискинезий............................................................................................ 755
Острый холецистит (острый холецистохолангит)............................. 759
" Хронический холецистит..................................................................... 760
Желчнокаменная болезнь (ЖКБ).................................. ;..................... 767
:! Лечение детей с заболеваниями желчевыводящих путей.................. 770
Диспансерное наблюдение за детьми с заболеваниями желчевыводящих
!.". цутей в
условиях поликлиники.......................................................... 775
■.., Пороки развития желчного пузыря и желчных протоков................ 777
V;., Атрезия желчевыводящих путей............................................... 777
Другие аномалии желчевыводящих путей................................ 780
Глава 11, Хронические заболевания печени....................................... 782
" п Врожденный гепатит (перинатальный гепатит, неонатальный гепатит) 783
Хронический гепатит........................................................................... 790
% у. Жировой гепатоз.................................................................................. 804
,;. Синдром Рея........................... ,........................................................... 807
Цирроз печени....................................................................................... 809
(Лечение больных хроническими гепатитами и циррозами печени.... 823
Диспансерное наблюдение за детьми с хроническим гепатитом
И циррозом печени...................................................................... 828
ПРЕДИСЛОВИЕ
Клинические дисциплины - завершающий этап обучения в медицинском институте, предусматривающий знание полного объема курсов по физиологии, патологической физиологии, патанатомии, фармакологии. В процессе изучения отдельных глав было бы крайне полезно вновь ознакомиться с соответствующими разделами учебников по вышеперечисленным дисциплинам.
Рекомендуем перед чтением каждой главы данного учебника вновь обратиться к «Пропедевтике детских болезней» и восстановить в памяти сведения об анатомо-физиологических особенностях детского возраста, семиотике, диететике, методах инструментального и клинического обследования ребенка, которые здесь не изложены, так же как и материалы о воспитании, закаливании и валеологии детства.
При изложении сведений по методам лечения учитывалось, что студенты изучают его отдельные аспекты на кафедрах лечебной физкультуры, рентгенологии и радиологии, анестезиологии и реанимации, клинической фармакологии. Кратко представлены материалы и по дифференциальной диагностике заболеваний, с которыми студенты знакомятся на кафедрах детской хирургии, детских инфекционных болезней, офтальмологии, оториноларингологии, дерматологии, неврологии, психиатрии, генетики. Проблемы детей периода новорожденное™ освещены в отдельном учебнике («Неонатология», СПб, 1997).
Краткость учебника предусматривает самостоятельную работу студентов (особенно в субординатуре) с дополнительными источниками литературы, которые преподаватель будет рекомендовать на практических занятиях.
А. Ф. Тур - инициатор первого издания учебника (1979), рекомендовал при изложении спорных вопросов педиатрии руководствоваться взглядами петербургской школы педиатров. И хотя на титуле этого издания не указана фамилия Александра Федоровича, авторы стремились создать подлинно Туровский учебник.
На Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге есть черная гранитная плита с надписью: Академик Александр Федорович Тур - 3 (16) сентября 1894 - 24 июля 1974.
Между этими датами - вся жизнь: счастливое детство в семье талантливого физиолога, профессора Петербургского университета Ф. Е. Тура, Ла-ринская петербургская гимназия, учеба в Военно-медицинской академии У крупнейших русских медиков (И. П. Павлова, Л. А. Орбели, А. А. Максимова, Н. П. Кравкова, В . Н. Шевкуненко, В. А. Оппеля, М. И. Аствацатуро-ва> №BjЈ&fQBettuBO и дЦ), две войны, работа главным педиатром в умираю-
} Учебный фонд
18 Детские болезни. Том 1
Щем от голода блокадном Ленинграде, десятки тысяч спасенных жизней детей. Между этими датами - самоотверженная каждодневная работа врача, ученого.
Свой путь в медицине А. Ф. Тур определил еще в годы учебы в Военно-медицинской академии под влиянием ведущего петербургского педиатра А. Н. Шкарина. Начало научной и клинической деятельности Александра Федоровича связано с работой в клинике другого выдающегося детского врача России - М. С. Маслова.
С 1925 г. и до последних дней жизни А. Ф. Тур работал в Ленинградском педиатрическом медицинском институте. Здесь Александр Федорович возглавлял кафедры физиологии, диететики и гигиены ребенка, пропедевтики детских болезней и госпитальной педиатрии.
А. Ф. Тур - автор более 250 научных работ. «Пропедевтика детских болезней», «Справочник по диететике ребенка раннего возраста», «Физиология и патология детей периода новорожденное™», «Гематология детского возраста», «Рахит» стали настольными книгами педиатров нескольких поколений.
Основными направлениями научных исследований школы А. Ф. Тура явились: физиологические особенности, диететика и воспитание детей, неонато-логия, рахит и его профилактика, детская гематология, эндокринология.
Идеи А, Ф. Тура были реализованы и углублены в трудах его учеников. Александр Федорович был руководителем 28 докторских и 110 кандидатских диссертаций.
A- Q. Тур был избран академиком АМН, председателем обществ детских врачей России и Ленинграда, почетным членом обществ педиатров Болгарии, Венгрии, Италии и Чехословакии.
За свои труды Александр Федорович был награжден рядом высших орденов, медалей, премий страны, званием «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
Для всех своих учеников А. Ф. Тур - не только незабываемый образец служения детям, педиатрии, но и нравственный эталон, пример научной и гражданской мудрости, порядочности и мужества: он никогда не был членом партии, не поддавался гипнозу массовых заблуждений в период вульгаризации учения И. П. Павлова и гонений на генетику. Александр Федорович был всегда доброжелателен и чуток ко всем, старался сделать все возможное для поддержания лучших традиций русской педиатрии.
ПРЕДИСЛОВИЕ К 5-му ИЗДАНИЮ
Прошла четверть века с момента сдачи в издательство рукописи первого "издали»учебника. Несомненно, потребность переиздания в течение тако-госрока ^ свидетельство полезности книги. Это стало возможно лишь потому, что содержательный материал учебника все время уточнялся и пересматривался, ибо считается, что в конкретной области знаний за 7 лет объем фактический сведений удваивается. По общему мнению, все предыдущие издания учебника существенно отличались друг от друга. Не избежало этой участи и пятое издание 1 по сравнению с четвертым. Большинство глав претерпело существенные изменения и уточнения, введены новые разделы, таблицы, рисунки и т. д. Кшжаябнию, это привело к некоторому увеличению объема учебника, и он стал"даже физически тяжеловатым. Это порождает такие вопросы: нужно ли студейту знать новейшие сведения? С другой стороны, должен ли студент оЖй&деть лишь фундаментальными знаниями или иметь представления о современной системе взглядов по тем или иным нередко дискуссионным трактовкам патогенеза, диагностики и лечения? Главная задача студента - сдать Экзамен или подготовить себя к профессиональной деятельности? Ответы на Э«»«опросы очевидны. Учебник - не книга для чтения, а помощник в упорном труде по освоению труднейшей и счастливейшей человеческой профессии - врачевания, которой, впрочем, человек учится всю жизнь. Если говорить об экзамене, то к нему нужно готовиться по конспекту учебника, заготовленному загодя, и конспекту лекций. Александр Федорович Тур считал, что учебник иичем не должен уступать по уровню изложения материала руководствам, монографиям и должен учить современному клиническому мышлению, на современном уровне знаний дать представление об «образе болезни». От студента требуется многолетняя постоянная работа и с учебниками, и на занятиях, и у постели больного, и вновь с учебником, специальной литературой, работа трудная, но благодарная. Уверен, что объем сведений в подавляющем большинстве глав не избыточен и лишь достаточен для усвоения материала на современном уровне. Студент не только должен научиться как поступать в той ли иной клинической ситуации, но понимать, почему следует поступать так или иначе. Надеюсь, учебник поможет в этом. В то же время, следует подчеркнуть, что учебник написан в соответствии с Программой по педиатрии для студентов педиатрических факультетов, утвержденной Министерством здравоохранения России в 2000 г., и, соответственно, не охватывает все аспекты профилактической и клинической педиатрии.
Любые суждения об учебнике будут приняты с благодарностью и учтены При работе с возможным следующим изданием.
ВВЕДЕНИЕ
ПЕДИАТРИЯ КАК РАЗДЕЛ МЕДИЦИНЫ
Педиатрия (от греч. paidos - ребенок и iatreia - лечение) по определению основоположника русской педиатрии С. Ф. Хотовицкого, данному в 1847 г. в первом отечественном руководстве «Педиятрика», «есть наука об отличительных особенностях в строении, отправлениях и болезнях детского организма и основанном на тех особенностях сохранении здоровья и лечении болезней у детей». Иными словами, основной задачей педиатрии является сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребенку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врожденный потенциал жизни.
Более чем через 100 лет выдающийся отечественный педиатр Михаил Степанович Маслов (1961) так определил задачи педиатрии: «Являясь наукой о растущем и формирующемся организме человека, педиатрия на основе углубленного изучения особенностей детского организма в разные возрастные периоды ставит главной целью создание наилучших условий для всестороннего его развития и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факторам. Поэтому основное направление педиатрии - профилактическое». Суть педиатрии как медицины развития можно свести к четырем большим разделам: защита, обеспечение, адекватная стимуляция, контроль и ранняя коррекция отклонений в развитии (И. М. Воронцов). Именно в антенатальном периоде, раннем детстве лежат истоки болезней взрослого человека и закладывается фундамент формирования здоровья. В частности, у нас в стране зарегистрировано открытие, формула которого такова: устойчивость или чувствительность к опухолевому росту определяется событиями перинатального периода (А. Г. Маленков). Справедлива народная мудрость: «Каков в колыбели, таков и в могиле».
В единой практической науке педиатрии условно выделяют ее ветви (направления, отрасли): профилактическую, клиническую, научную, социальную, экологическую педиатрию.
Профилактическая педиатрия - система мероприятий, способствующих предупреждению заболеваний и инвалидизации. Различают первичную, вторичную и третичную профилактику. Первичная профилактика направлена на предупреждение развития заболеваний, в основном инфекций, за счет
Введение 21
Профилактических прививок, асептики, пастеризации (и других методов обеззараживания молока и других пищевых продуктов, воды). Примерами первичной профилактики неинфекционных заболеваний могут быть специфическая профилактика рахита, железодефицитных анемий. Вторичная профилактика - выявление лабораторных и других предвестников, ранних признаков заболевания с целью предупреждения развития бго тяжелых проявлений. Например, скрининг программы на выявление врожденного гипотиреоза, наследственных заболеваний; обнаружение признаков патологии при плановой диспансеризации в анализах мочи, крови, туберкулиновых пробах, осмотрах специалистов (ортопеда, окулиста, невропатолога и др.); пеницил-линовая терапия при стрептококковых инфекциях носоглотки. Третичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение прогрессирования ограничения функций, нарастания инвалидизации уже при выявленном заболевании: антистрептококковая профилактика у детей, перенесших атаку ревматизма; диетотерапия при гастроэнтерологических заболеваниях, метаболических нефропатиях; ортопедическая коррекция у детей с церебральными параличами, грубыми врожденными костными аномалиями, не поддающимися радикальному лечению, и др.
Различают медицинские абилитацию и реабилитацию. Абилитация имеет целью воссоздание функций, которых ребенок не имеет. Методы абилитации включают реконструктивную и пластическую хирургию, протезирование с помощью технических средств, обучение и социальную абилитацию, то есть вхождение детей в общество, «умение жить по возможности полноценно с дефектом или болезнью». Реабилитация - восстановление или компенсация утраченных или нарушенных функций с помощью медицинских, педагогических, физических, профессиональных мер и средств. Таким образом, термин абилитация в большей степени относится к врожденным дефектам, задержкам и нарушениям развития, тогда как реабилитация направлена на восстановление ранее развитых, но утраченных или нарушенных функций, например, в результате травм, хронических заболеваний.
Профилактические прививки - одно из крупнейших достижений человечества, позволившее резко снизить заболеваемость и смертность от многих инфекций. «Человечество - вакцин-зависимая цивилизация» (В. И. Покровский). При этом лишь при охвате профилактическими прививками 95% населения возможно резко снизить заболеваемость соответствующей инфекцией. Ца Земле уничтожена натуральная оспа, к 2000 г. планировали искоренить полиомиелит, а затем - корь. Помня о том, что «профилактическая прививка г- важная биологическая операция» (П. Ф. Здродовский), необходимо, с одной стороны, тщательно выбирать время ее проведения, а иногда и готовить ребенка к прививке, с другой - разъяснять родителям необоснованность боязни прививок, их чрезвычайную важность для ребенка, Снижение (по раз-НЫн причинам) охвата детского и взрослого населения профилактическими Прививками во второй половине 80-х годов привело к существенному росту
22 Детские болезни. Том 1
Таблица 1
Календарь профилактических прививок, 2002 г. 1
(Приказ МЗ РФ № 229 от 27.06.2001 г.)
Возраст | : Наименование прививки |
12 часов | Первая вакцина - гепатит В" |
3-7 дней | Вакцинация-туберкулез |
1 мес | Вторая вакцинация - гепатит В |
Змее | Первая вакцинация-дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит |
4,5 мес | Вторая вакцинация - дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит* |
6 мес | Третья вакцинация-дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит Третья вакцинация-гепатит В |
12 мес | Вакцинация-корь, эпидемический паротит, краснуха |
18 мес | Первая ревакцинация-дифтерия, коклюш, столбняк, полиомиелит |
20 мес | Вторая ревакцинация - полиомиелит |
6 лет | Вторая ревакцинаци - корь, эпидемический паротит, краснуха |
7 лет | Вторая ревакцинация-дифтерия и столбняк Первая ревакцинация - туберкулез"* |
13 лет | Вакцинация против вирусного гепатита В**** Вакцинация против краснухи (девочки)***** |
14 лет | Третья ревакцинация-дифтерия и столбняк Ревакцинация-туберкулез***"*. Третья ревакцинация - полиомиелит |
Взрослые | Ревакцинация-дифтерия и столбняк каждые 10 лет после последней ревакцинации |