Технологический компонент педагогической культуры. Компоненты педагогического процесса

  • 1.5. Перспективы развития педагогической профессии в условиях информационно-технологической революции
  • Вопросы и задания для самоконтроля к 1 части
  • Литература
  • Часть 2 Личность учителя и его профессиональная деятельность
  • 2.1. Личность учителя и ее направленность
  • 2.1.1. Требования к личности учителя в трудах корифеев педагогики
  • 2.1.2. Учитель как субъект педагогической деятельности
  • 2.1.3. Социально-профессиональная направленность личности педагога
  • 2.1.4. Гуманистическая направленность личности учителя
  • 2.1.5. Познавательная направленность личности учителя
  • 2.1.6. Профессионально-значимые качества личности педагога
  • 2.2. Педагогическая деятельность: сущность, цели, содержание
  • 2.2.1. Общая характеристика понятия «деятельность»
  • 2.2.2. Сущность педагогической деятельности
  • 2.2.3. Мотивация педагогической деятельности
  • 2.2.4. Цель педагогической деятельности
  • 2.2.5. Содержание деятельности учителя
  • 2.3. Основные виды педагогической деятельности
  • 2.4. Функции педагогической деятельности
  • 2.5. Стили педагогической деятельности
  • 2.5.1. Понятие о стиле педагогической деятельности
  • 2.5.2. Общая характеристика стиля педагогической деятельности
  • 2.5.3. Взаимосвязь стиля и характера педагогической деятельности
  • Вопросы и задания для самоконтроля ко 2 части
  • Литература
  • Часть 3. Общая и профессиональная культура учителя: сущность, специфика, взаимосвязь
  • 3.1. Необходимость культурологической составляющей в подготовке учителя
  • 3.2. Сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры
  • 3.3. Компоненты педагогической культуры
  • 3.3.1. Аксиологический компонент педагогической культуры
  • 3.3.2. Технологический компонент педагогической культуры
  • 3.3.3. Эвристический компонент педагогической культуры
  • 3.3.4. Личностный компонент педагогической культуры
  • Вопросы и задания для самоконтроля к 3 части
  • Литература
  • Часть 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
  • 4.1. Система непрерывного педагогического образования
  • 4.2. Содержание высшего педагогического образования
  • 4.3. Мотивы выбора педагогической профессии
  • 4.4. Основы профессиональной ориентации на учительскую профессию
  • 4.5. Основы самообразовательной работы будущих учителей
  • 4.6. Профессиональная компетентность и умения педагога
  • 4.7. Профессиональное самовоспитание учителя
  • Вопросы и задания для самоконтроля к 4 части
  • Литература
  • Заключение
  • Приложение 1 тематический план и программа по курсу «введение в педагогическую деятельность»
  • Тема 1. Общая характеристика педагогической профессии
  • Тема 2. Личность учителя и его профессиональная деятельность
  • Тема 3. Общая и профессиональная культура педагога
  • Тема 4. Профессиональная подготовка, становление и развитие педагога
  • Приложение 2 краткие типовые характеристики педагогов-новаторов Шалва Александрович Амонашвили
  • Волков Игорь Павлович
  • Иванов Игорь Петрович
  • Ильин Евгений Николаевич
  • Кабалевский Дмитрий Борисович
  • Лысенкова Софья Николаевна
  • Никитины Елена Алексеевна и Борис Павлович
  • Шаталов Виктор Федорович
  • Приложение 3 методика «мотивы выбора профессии1»
  • Анкета 1
  • Анкета 2
  • Дифференциально-диагностический опросник «я предпочту»2
  • Приложение 4 пример государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования
  • 1. Общая характеристика специальности 033200 «иностранный язык»
  • 2. Требования к уровню подготовки абитуриента
  • 3. Общие требования к основной образовательной программе подготовки выпускника по специальности
  • 033200 «Иностранный язык»
  • 4. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки учителя иностранного языка по специальности
  • 033200 «Иностранный язык»
  • 5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника по специальности 033200 «иностранный язык»
  • 6. Требования к разработке и условиям
  • 6.2. Требование к кадровому обеспечению учебного процесса
  • 6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного
  • 6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного
  • 6.5. Требования к организации практик
  • 7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста
  • 7.2.1.Общие требования к итоговой государственной аттестации
  • 7.2.2.Требования к выпускной квалификационной (дипломной)
  • 7.2.3.Требования к государственному экзамену учителя иностранного
  • Литература по курсу «Введение в педагогическую деятельность»
  • Мижериков в.А., ермоленко м.Н. Введение в педагогическую деятельность
  • 113035, Г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр.1.
  • 600000, Г. Владимир, Октябрьский проспект, д. 7
  • 3.3.2. Технологический компонент педагогической культуры

    Деятельностный (технологический) компонент раскрывает её технологический аспект, способы и приёмы взаимодействия участников образовательного процесса в культуре общения, в том числе и речевого, активное использование педагогической техники, информационных и образовательных технологий и т.д. Этот компонент культуры учителя характеризуется степенью осознанности им необходимости развития всего спектра собственных педагогических способностей, как залог успешности его профессиональной деятельности, предупреждения вероятных педагогических ошибок, а также осмысленностью наиболее рациональных способов развития педагогических способностей. Культура педагогической деятельности формируется в процессе практической работы путём более детального освоения и творческого применения достижений специальных, психолого-педагогических, социально-гуманитарных наук и передового опыта. К элементам деятельностной культуры педагога обычно относят:

    Знания и умения по содержанию, методике и организации учебно-

    воспитательной работы;

    Педагогическое мышление;

    Педагогические умения (гностические, перцептивные, конструктивные,

    проективные, коммуникативные, экспрессивные, организаторские);

    Педагогическую технику;

    Педагогическую саморегуляцию.

    Наличие у педагога деятельностной культуры предполагает его знание физиологических и гигиенических основ трудовой деятельности, в том числе: влияния разных режимов нагрузки на организм человека и отдельные его органы, современных теорий утомления и факторов, приводящих к утомлению и переутомлению, с простейшими приёмами предупреждения утомления и восстановления работоспособности (использование массажа, сауны, приёмов релаксации, эмоциональной разгрузки, физических упражнений). Педагог создаёт безопасные и гигиенически целесообразные условия для обучения и воспитания детей с учетом допустимых корм освещения, температуры, шума и т.д.

    Немаловажно для учителя владение культурой демонстрирования наглядных пособий, приборов и установок: знание, как нужно стоять у доски, демонстрируя приборы и пособия; как удобнее их располагать в плоскости обозрения; как использовать различные подставки, приборы для увеличения изображения объектов, замедленную и ускоренную съёмку процессов, оформлять записи на доске, использовать цветные мелки, фланелеграф, магнитную доску, раскрывающиеся и передвигающиеся доски.

    Культура труда проявляется в стремлении и умении личности вносить в свой труд красоту, изящество, в овладении безопасными приёмами труда, в способности воплощать в своей деятельности опыт методистов и вносить элементы творчества, фантазии, в аккуратности выполненного изделия; в художественной грамотности исполнения; в стремлении к экономии; в соблюдении правил техники безопасности и производственной санитарии.

    Учителю необходимо иметь такой менталитет, при котором считалось бы неприличным ходить без сменной обуви, выставлять на всеобщее обозрение некрасивую вещь: вся образовательная среда (окраска стен, оформление рекреаций, кабинетов) должна быть направлена на воспитание у них художественного вкуса. В этом плане при оценке творческих работ студентов (рефератов, докладов, наглядных пособий, аксессуаров к спектаклях, учебно-исследовательских работ) необходимо обращать внимание не только на содержание, но и на их эстетический вид, аккуратность, оригинальность оформления.

    Как справедливо отмечал А. К. Гастев, культура труда - «это не «начитанность», а сноровка, и воспитывается она не агитацией, тренажем» (Гастев А, К. Как надо работать. - М., 1972. - С. 10). Поэтому большое значение в обучении и воспитании будущих учителей имеет формирование у них умений и навыков самоорганизации, которое может осуществляться по нескольким направлениям.

    Во-первых, постоянное организационное совершенствование; творческий поиск путей более эффективной учебной работы. «Количество пота, выделенного при работе, часто говорит не о том, что работа трудна, а о том, что именно нет культуры труда» (Там же. С. 45). Необходимо, чтобы учитель знал, как с наименьшими затратами можно добиваться выполнения большого объема работы, повышая качество труда. Культура труда - это и целесообразно оформленные учебные кабинеты, в которых накапливается, хранится и многократно используется все необходимое для работы: диапозитивы, таблицы, карточки с заданиями для учащихся, технические средства обучения, учебники для детей, что позволяет обеспечить быстрый поиск необходимых обучающих средств. Учитель должен знать, как изготовить карточки для контроля и тесты для учащихся, чтобы они красиво выглядели, не портились при использовании; как наиболее рационально организовать выдачу и прием дидактических материалов; как удобнее хранить чертежные инструменты для доски и индивидуального пользования; как удобнее использовать технические средства обучения и классные доски, магнитную доску и фланелеграф; как правильно организовать рабочее место и т.д.

    Во-вторых, умение тщательно продумывать каждое дело, за которое берёшься, выполнять его на уровне максимально возможного совершенства, качества. Культура труда наиболее ярко как раз и проявляется в отношении работника к труду, к тому, что он делает. Если человек относится к делу с душой, стремится выполнять его как можно лучше, это является показателем его высокой трудовой культуры, мастерства.

    В-третьих, стремление к экономии во всем: в усилиях, в пространстве, в материале, во времени, в финансах. Культура самоорганизации немыслима без практического овладения умениями и навыками управления своим интеллектуальным и физическим потенциалом, своей волей. Необходимо, чтобы учитель владел такими приемами самоорганизации, как самоанализ, самооценка, самоприказ, самовнушение, самоободрение, ориентация на идеал, самоотчет, дробление на микроцепи сложных задач, эмоциональная подпитка, а также приемами релаксации и аутотренинга.

    А. С. Макаренко подчёркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства и общения. Важнейшим умением учителя великий педагог считал умение «читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Мастерство воспитателя заключается в постановке голоса, в управлении своим лицом. Педагог должен быть в известной степени артистом, он не может не играть, соединяя с этой игрой любовь к детям, свою «прекрасную личность».

    Культура общения педагога проявляется в умении слушать и слышать собеседника, умении задавать вопросы, устанавливать контакты, понимать другого, ориентироваться в сложившейся ситуации общения, умении видеть и правильно интерпретировать реакцию людей, умение проявлять и передавать своё отношение по поводу чего-либо, готовность и желание общаться. Педагогическое общение - крайне сложная функция деятельности учителя, т.к. представляет собой целенаправленное общение взрослого с ребёнком. «А детство, - как пишет В.А. Сухомлинский, - детский мир - это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, человеческом достоинстве, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год - вечностью» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974).

    Большое внимание проблемам педагогического общения уделяют современные американские педагоги. В вышедшей недавно книге Дж. Брофи и Т. Гудда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющиеся в избирательном отношении к ученикам. Например, установлено, что педагоги чаще обращаются к школьникам, вызывающим у них симпатии. Безразличные им ученики оказываются обойдёнными учительским вниманием. Учителя лучше относятся к «интеллектуалам», более дисциплинированным, исполнительным ученикам. Пассивно-зависимые и «растяпы» идут на втором месте. А независимые, активные и самоуверенные школьники совсем не пользуются учительским расположением. В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: «проактивный», «реактивный» и «сверхактивный».

    Первый (проактивный) тип инициативен в организации общения (и группового, и парного) в классе. Он чётко выстраивает индивидуальные контакты с учениками, его установки меняются в соответствии с опытом, т.е. гибок в своих установках, такой учитель не ищет обязательного подтверждения однажды сложившейся ситуации. Он прекрасно знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении или в поведении учеников способствует достижению цели.

    Второй тип учителя («реактивный») тоже гибок в своих установках, но внутренне слаб, подчинён «стихии общения». Различие в его установках на отдельных учеников определяются не различием в его стратегии, а различием в поведении самих школьников. Другими словами, не он сам, а школьники определяют характер его общения с классом. Для него характерна неконкретная постановка цели и откровенно приспособленческое поведение.

    «Сверхактивный» учитель склонен к преувеличениям в оценках своих учеников и выстраиванию, мягко говоря, не всегда осуществимых моделей общения. Если ученик чуть активнее других, то в глазах такого учителя он - бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее - лодырь и кретин. Зашоренность своими же установками заставляет такого учителя действовать соответствующим образом: он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников. Ученики при этом часто превращаются в его личных врагов, и поэтому его поведение приобретает характер защитного психологического механизма. Такому педагогу пора уходить из школы!

    В общих чертах стиль общения педагога с детьми должен характеризоваться доброжелательностью, уважительными отношениями друг к другу, взаимной требовательностью, доверием, естественностью, искренностью, правдивостью. В теоретической литературе, посвященной проблемам общения, можно найти разные классификации стилей общения. Так, В.А. Кан-Калик выделяет конкретные стили общения педагога с детьми (см. схему 14).

    СХЕМА 14 СТИЛИ ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА С УЧАЩИМИСЯ*

    Стиль общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью характеризуется устойчивым положительным отношением студента к детям, к педагогической деятельности в целом; стремлением разрешать возникающие в учебной и воспитательной деятельности проблемы совместно с детьми. Отношения с учащимися строятся не в плоскости управления ими, воспитания, а в плоскости организации совместной интересной деятельности, совместной заботы о делах класса, школы.

    Стиль общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым. Его основу составляют духовное родство, уважение человеческого достоинства, реальное признание права ребёнка и студента на уникальность, любовь к человеку. Сущность этого стиля общения хорошо отразил И.Е. Синица: «...к ученикам нужно относиться, как к своим ближайшим друзьям. А друзьям мы говорим правду, не замалчиваем их недостатков, но стараемся не обижать их, не унижать их достоинства, не отталкивать от себя, подбираем слова искренние, но не режущие, слова, которые, може т быть, и приносят временную боль, но ведут к быстрому и надежному выздоровлению» (Синица И.Е. О такте и мастерстве. - Киев, 1976. - С. 20).

    Стиль общения-дистанции характеризуется установкой педагога на сохранение определённой дистанции между ним и учениками, а также наличием различного рода психологических барьеров в общении, препятствующих налаживанию духовных контактов между партнерами по общению (смысловых, пространственных, ролевых, ценностных и др.). Психологической основой такого стиля общения является ориентация на ложное понимание учителем того, что ему можно позволить с детьми, а что нельзя, а также ориентация на использование ложных путей поддержания авторитета учителя, престижа педагогической профессии. Часто в основе такого стиля общения лежит эффект сдвига мотивов, когда основную ценность педагогической деятельности учитель видит не в духовном общении с

    ________________

    * Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. - С. 97.

    учениками, в возможности повторения самого себя в личности ученика, а в возможности властвовать над детьми, повелевать ими, чувствовать себя интеллектуально и морально (по собственным меркам) выше других.

    Общение-устрашение соединяет в себе отрицательное отношение к детям и авторитарность в способах воздействия на них. Основные характерные черты этого стиля - ориентация педагога на различные ограничения, запреты, выискивание худших качеств личности и управление детьми на основе манипулирования данной информацией, запугивание, борьба с любыми оплошностями в поведении и деятельности детей. Такой стиль создаёт атмосферу нервозности, эмоционального дискомфорта, блокирует возможность создания нормальных отношений между учителем и детьми. А скованный, угнетенный страхом ребенок, по мнению В.А.Сухомлинского, не может нормально мыслить.

    Стиль общения-заигрывания характеризуется стремлением завоевать любовь и уважение детей, авторитет сомнительными средствами - проявлением нетребовательности, укрывательством их неблаговидных поступков, лестью и др. Такой стиль общения наносит большой вред воспитанию детей и, в конечном счете, отталкивает от них педагога. Кроме того, можно выделить еще две разновидности стиля общения учителя с учащимися: монологический и диалогический.

    В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон - учащихся. Инициатива в общении принадлежит педагогу. В таком общении до минимума сведена активность ученика, он выступает чаще в роли слушателя.

    В диалогическом общении инициатива в равной степени принадлежит педагогу и ученику. В ходе такого общения происходит обмен собственным видением проблем, взглядами, идеями, переживаниями, осуществляется совместный поиск решения задач. Как правило, в диалогическом общении педагог говорит мало (чаще дети).

    При проведении занятий с учащимися учитель в процессе общения не удовлетворяется верными ответами кого-то из учащихся на поставленный вопрос, а стимулирует размышление, стараясь выявить разные мнения, решения, проявляет терпение, выдержку в общении и организовывает размышление детей. Часто на поставленный перед учащимися вопрос учителя отвечают сами, не дождавшись от ученика ответа. В таких случаях надо не спешить переходить к новым вопросам и не отвечать за учеников, а обратиться за помощью к другим ученикам; поставить вопрос в иной речевой формулировке; дать время на размышление; использовать наводящие вопросы.

    Необходимо формировать у педагогов установку - меньше говорить на уроке самим и больше активизировать учащихся. Важное значение в профессиональном общении имеет умение педагога эмоционально поддерживать ученика в учебной деятельности, вселять уверенность в своих силах, снимать эмоционально-психическое напряжение во время ответов. Поэтому особое внимание следует уделять реакциям учителя на действия учащихся: обращать внимание на состояние ученика при ответах; проявлять различными способами активность при ответах: восхищаться идеями, мыслями; удивляться; подбадривать ученика; показывать ученику, что он правильно, хорошо отвечает, выражением глаз, утвердительным покачиванием головой, жестами.

    Для овладения диалогическим общением с детьми необходимо научить педагога разговаривать вопросами; умению поддерживать порядок при коллективном обсуждении проблем с детьми, акцентировать внимание учащихся на наиболее интересных мыслях, предложениях; создавать возможность, высказаться каждому ученику; включать в разговор наиболее стеснительных, менее развитых учащихся; видеть в коллективном разговоре каждого ученика, его реакции, угадывать его желание высказаться, согласие или несогласие с выступающими, общающимися. Необходимо, чтобы в общении учителей с детьми присутствовала шутка, но она не превращала бы всего дела в шутку, проявлялась ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма (См.: Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В И т. - М., 1953. - Т. 1. - С. 610).

    Кроме того, необычайно важно для учителя умение чувствовать ученика, осуществлять ориентировку в условиях общения, ибо он иногда не понимает, не чувствует, что можно сказать ученику в той или иной ситуации, а чего нельзя говорить; где удобнее поговорить с учеником по тому или иному вопросу; как убедить ребенка, успокоить его, как выразить ему свое сочувствие. Важнейшее значение для техники педагогического общения имеют овладение учителем культурой речи (в том числе дикцией, интонацией, орфоэпией), выработка правильного дыхания, постановка голоса. Совершенствовать мастерство устной речи необходимо не только потому, что по самой специфике работы учителю приходится много говорить и объяснять, но и потому, что выразительное слово помогает лучше применять методы педагогического воздействия (Азаров Ю.П. Мастерство воспитателя // Нар. образование. - 1974, № 1.С. 41.).

    Педагогу нужно научиться управлять своим голосом, своим лицом, уметь держать паузу, позу, мимику, жест. Д.С. Макаренко искренне считал, что он «...сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». Выдающийся поэт советской эпохи Эдуард Асадов очень хорошо высказался об общении:

    «Не кричите, говорите шепотом,

    Может быть, поменьше будет лжи,

    Собственным готов поклясться опытом:

    Шепот - самый громкий крик души».

    Невербальное педагогическое общение. Кроме главного оружия педагога - слова - в его арсенале целый набор невербальных (неречевых) средств общения:

    Экспрессивно-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт);

    Просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, пауза, вздох, смех, кашель);

    Такесика (рукопожатие, похлопывание, поглаживание, прикосновение);

    Проксемика (ориентация, дистанция).

    Экспрессивно-выразительные движения - зрительно воспринимаемое поведение учителя, где особую роль в передаче информации играют поза, мимика, жест, взгляд. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до 10-15% информации. Дети очень чувствительны к взгляду учителя. С помощью глаз передаются самые точные сведения о состоянии, поскольку сужение и расширение зрачков не поддаются сознательному контролю. Сердитое, мрачное состояние учителя заставляет зрачки сужаться. Лицо его становится неприветливым, учащиеся чувствуют дискомфорт, эффективность работы снижается.

    Установлено, что «закрытые» позы учителя (когда он как-то пытается закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше места в пространстве; «наполеоновская» поза стоя: руки, скрещённые на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. «Открытые» же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. Всё это учащимися воспринимается бессознательно.

    Характеристики голоса относятся к просодическим к экстралингвистическим явлениям. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом; гнев, страх - довольно высоким; горе, печаль, усталость; обычно передаются мягким и приглушенным голосом. Вспомните, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голоса некоторых наставников, и вы поймете, что и голос может стать препятствием для занятия педагогическим делом, Кое-чего можно достичь самовоспитанием, но радикально помочь нельзя. Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь - взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.

    К такесическим средствам общения относятся поглаживания, прикосновения, рукопожатия, похлопывания. Доказано, что они являются биологически необходимой формой стимуляции, особенно для детей из неполных семей, которым педагог замещает недостающего родителя. Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете большего, чем всеми выбранными средствами, вместе взятыми. Право на это имеет только тот педагог, кто пользуется доверием воспитанников. Использование динамических прикосновений определяется рядом таких факторов, как статус, возраст, пол учащихся и учителей.

    К проксемическим средствам общения относится ориентация учителя и учащихся в момент обучения и дистанция между ними. Норма педагогической дистанции определена следующими расстояниями:

    Персональное общение учителя с учащимся - от 45 до 120 см;

    Официальное общение в классе - 120 - 400 см;

    Публичное общение при выступлении перед аудиторией - 400- 750 см.

    Одной из особенностей педагогического труда является постоянное изменение дистанции общения, что требует от педагога многократного учёта изменяющихся условий и большого напряжения. Будущему учителю весьма полезно знать и учитывать в работе с детьми Принципы диалогового взаимодействия учителя с детьми (Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. М.: Соборь, 1997. С. 249-250):

    Ненасилие (право ребенка быть тем, кто он есть);

    Паритетность взаимоотношений;

    Уважение познавательного труда ребенка;

    Уважение неудач и слез ребенка;

    Уважение тяжелой работы роста;

    Уважение самобытности ребенка;

    Уважение ребенка как объекта-субъекта педагогического процесса;

    Безусловная любовь воспитателя к воспитаннику;

    Оптимальная требовательность и уважение;

    Опора на положительное в ребёнке;

    Компромиссность спорных решений.

    Каждая новая ситуация общения должна отличаться от предыдущей, нести новую информацию, выводить на новый уровень познания: «Продуктивным для психолого-педагогических исследований, для понимания педагогической деятельности и овладения ею представляется узкое определение общения как процесса контактирования, которое имеет своей целью намеренное влияние или воздействие на поведение, состояние, установки, уровень активности и деятельности непосредственного партнера.» (Левитан К. Основы педагогической деонтологии. - М., 1994. - С. 71).

    Педагогическое общение должно быть не тяжким долгом, а естественным и даже радостным процессом взаимодействия. Каковы условия оптимального педагогического общения? Во-первых, это высокий авторитет педагога. Проявление и критерий авторитетности педагога у школьников - их любовь к нему. Есть немало педагогов, рассуждающих примерно так: любят меня - хорошо, не любят - тоже не беда, позже поймут, что я делаю для них. Это в корне неправильная точка зрения. Любовь воспитанников к своему воспитателю - не одно из благих пожеланий, а могучий позитивный фактор педагогического процесса. Если проанализировать творческую мастерскую известных педагогов, то объединяет этих очень разных людей и специалистов то обстоятельство, что все они очень любимы своими учениками, которые, как правило, проносят эту любовь через всю свою жизнь. Часто говорят и пишут о такой любви как о награде мастеру, но это еще и могучее средство, и важнейшее условие успеха педагогического общения, всего педагогического дела.

    Второе условие успешности педагогического общения - владение психикой и приемами общения, т.е. педагог должен быть хорошо подготовлен как практический психолог. К сожалению, эта подготовка оставляет желать много лучшего. Когда студентов-педагогов после первой практики спросили, что им было труднее всего, 80% из них ответили: найти общий язык с детьми (Соловейчик С. Педагогика для всех. - М., 1989, С. 306).

    И, наконец, третье составляющее успеха - это накопленный опыт, это то, что в обыденной практике и называется «сначала умение, а потом мастерство». Нужно анализировать чужой опыт, а главное, накапливать свой.

    № 1. Педагогика как наука

    № 1.1.

    Прогностическая функция педагогики состоит в …

    1. усовершенствовании педагогической практики

    2. диагностировании и развитии задатков ученика

    3. обоснованном предвидении результатов педагогической реальности

    4. теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса

    № 1.2.

    Раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обучения работающих и повышения их квалификации, называется _____________ педагогикой.

    1. социальной

    2. военной

    3. производственной

    4. коррекционной

    № 1.3.

    Связь педагогической науки с психологией не реализуется через разработку…

    1. показателей критериев обученности личности

    2. показателей критериев воспитанности личности

    3. учебного плана

    4. педагогикой законов управления развитием личности

    № 1.4.

    Основоположником отечественной педагогической мысли является …

    1. А.С. Макаренко

    2. Н.К. Крупская

    3. К.Д. Ушинский

    4. Л.Н. Толстой

    № 1.5.

    Предметом педагогической науки является...

    1. процесс возрастных изменений личности

    2. процесс обучения

    3. процессы обучения и воспитания человека

    4. основные закономерности воспитания и обучения

    № 2.1.

    Система действий педагога, направленная на решение конкретной педагогической задачи, называется …

    1. методом воспитания

    2. видом обучения

    3. педагогической технологией

    4. педагогическим взаимодействием

    № 2.2.

    1. среда, наследственность, воспитание

    2. знания, умения, навыки

    3. воспитание, обучение, образование

    4. созревание, система, социализация

    № 2.3.

    Результатом процесса обучения и воспитания в школе является …

    1. получение специальности

    2. повышение квалификации

    3. полное среднее образование

    4. социализация личности

    № 2.4.

    Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, направленный на решение педагогических задач, называют…

    1. педагогической системой

    2. педагогической ситуацией

    3. педагогическим взаимодействием

    4. педагогической задачей

    № 2.5.

    Сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, становление самого себя – это…

    1. воспитание в широком педагогическом смысле

    2. воспитание в узком педагогическом смысле

    3. самобразование

    4. воспитание в широком социальном смысле

    № 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

    № 3.1.

    Степень и вид профессиональной обученности работника называется…

    1. образованием

    2. специальностью

    3. квалификацией

    4. компетентностью

    № 3.2.

    Методологический подход конструирования образования с учетом образовательных запросов и способностей обучающихся называется...

    1. культурологическим

    2. природосообразным

    3. личностно-ориентированным

    4. деятельностным

    № 3.3.

    Под образованием понимают…

    1. формирование умственных, физических, эстетических качеств человека

    2. целенаправленную и систематическую передачу учащимся содержания образования, ценностных ориентаций и отношений

    3. процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, формирование мировоззрения и познавательных процессов

    4. целеустремленную деятельность человека, направленную на саморазвитие и самосовершенствование

    № 3.4.

    При знаниевой парадигме целью образования является…

    1. развитие внутреннего мира ребенка, помощь в личностном росте

    2. передача и усвоение точного научного знания, необходимого для совершенствования практики

    3. передача молодому поколению необходимого многообразия важных знаний, умений и навыков

    4. социальная адаптация учащихся

    № 3.5.

    Идею народности воспитания обосновал …

    1. Л.С. Выготский

    3. К. Д. Ушинский

    4. А.С. Макаренко

    № 4. Методы педагогических исследований

    № 4.1.

    Целенаправленное восприятие педагогического процесса, в результате которого исследователь получает конкретный фактический материал, называется…

    2. моделированием

    3. наблюдением

    4. беседой

    № 4.2.

    Анализ опыта педагогической деятельности, сложившийся в процессе истории развития образования и педагогики, называется...

    1. теоретическим

    2. эмпирическим

    3. историческим

    4. сравнительным

    № 4.3.

    Выявление и анализ мнений о личности учащегося, полученных от различных людей (педагогов, родителей, сверстников), относятся к методу…

    1. наблюдения

    3. обобщения независимых характеристик

    4. эксперимента

    № 4.4.

    Научным способом познания объективной реальности является…

    1. метод воспитания

    2. общение

    3. метод исследования

    4. метод обучения

    № 4.5.

    Создание специальных условий, в которых проверяется выдвинутая автором гипотеза, предполагается в…

    3. лабораторном эксперименте

    4. естественном эксперименте

    № 5. Целеполагание в педагогике

    № 5.1.

    Цель образования определяется, исходя из…

    1. компонентов педагогического процесса

    2. способностей личности

    3. требований общества в сфере духовного воспроизводства

    4. возможностей педагогического процесса

    № 5.2.

    На постановку цели воспитания НЕ влияет…

    1. уровень развития педагогической науки и практики

    2. уровень социально-экономического развития общества

    3. способ производства

    4. идеология и политика государства

    № 5.3.

    Развитие умений работать с библиотечным каталогом относится к задачам формирования ____________ культуры.

    1. рефлексивной

    2. коммуникативной

    3. информационной

    4. нравственной

    № 5.4.

    К образовательным целям учебного занятия не относят

    1. обеспечить закрепление понятий

    2. организовать деятельность по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях

    3. создать дружный коллектив

    4. организовать деятельность учащихся по изучению правил

    № 5.5.

    Основная единица педагогического процесса …

    1. деятельность учащихся

    2. учебный год

    3. педагогическая задача

    4. деятельность педагога

    № 6. Педагогический процесс

    № 6.1.

    К технологическому компоненту педагогического процесса НЕ относятся…

    1. образовательные технологии

    2. формы организации обучения

    3. цели воспитания

    4. методы воспитания

    № 6.2.

    Принципы педагогического процесса определяются как…

    1. способы изучения педагогических явлений

    2. формы организации обучения

    3. система основных требований к обучению и воспитанию

    4. объективно существующие, устойчивые связи между педагогическими явлениями

    № 6.3.

    1. умения и навыки

    2. опыт творческой деятельности учащихся

    3. средства и методы обучения и воспитания

    № 6.4.

    Компонентами педагогического процесса являются…

    1. семья, школа, общество

    2. педагоги, учащиеся, родители

    3. цели, задачи, содержание, формы и методы процессов обучения и воспитания

    4. знания, умения, навыки учащегося

    № 6.5.

    Взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых, называется …

    1. воспитательной системой

    2. образовательным пространством

    3. педагогическим процессом

    4. педагогической системой

    № 7. Сущность, структура и функции процесса обучения

    № 7.1.

    В процессе обучения ученик выступает как…

    1. субъект собственной познавательной деятельности

    2. предмет обучения

    3. объект педагогической деятельности и субъект собственной познавательной деятельности

    4. объект педагогической деятельности

    № 7.2.

    Формирование дисциплинированности ученика и способности к взаимодействию с учителем и другими учащимися относится к _________ функции обучения.

    1. образовательной

    2. компенсаторной

    3. воспитательной

    4. развивающей

    № 7.3.

    Следующие признаки: двусторонний характер, совместная деятельность учителей и учащихся, руководство со стороны учителя характерны для…

    1. результатов обучения

    2. общения

    3. обучения

    4. методов обучения

    № 7.4.

    Cовокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы – это …

    1. учебный план

    2. система образования

    4. учебная программа

    № 7.5.

    Педагогически адаптированная система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения, составляет сущность …

    1. социализации

    2. цели воспитания

    № 8. Основные принципы обучения

    № 8.1.

    Нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса называются ___________ обучения.

    1. методами

    2. средствами

    3. принципами

    4. закономерностями

    № 8.2.

    Дидактический принцип, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм обучения возможностям обучаемых, называется принципом…

    1. целостности

    2. дифференциации

    3. доступности

    4. наглядности

    № 8.3.

    Руководящие идеи, требования к организации дидактического процесса – это…

    1. государственные стандарты

    2. образовательные программы

    3. принципы обучения

    4. методы обучения

    № 8.4.

    Включение учеников в решение проблемных ситуаций, проблемное обучение, опора на интересы учащихся, использование дидактических игр и дискуссий – это реализация принципа…

    1. наглядности

    2. учета возрастных особенностей учащихся

    3. сознательности и активности

    4. научности

    № 8.5.

    Не относится к основополагающим дидактический принцип…

    1. наглядности обучения

    2. связи теории с практикой

    3. систематичности и последовательности

    4. партнерства в обучении

    5. сознательности и активности

    № 9. Цели, содержание и структура непрерывного образования

    № 9.1.

    Учет реальных возможностей учащихся, предупреждение перегрузок составляет сущность принципа…

    1. научности

    2. наглядности

    3. доступности

    4. преемственности

    № 9.2.

    Масштаб, характер и мера заинтересованности человека в тех или иных образовательных услугах составляют...

    1. образовательную деятельность

    2. цели образования

    3. образовательные потребности

    4. эффективность образования

    № 9.3.

    Создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры – это характерно для принципа…

    1. фундаментализации содержания

    3. гуманитаризации содержания

    4. структурного единства содержания

    № 9.4.

    Способ получения образования, при котором успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения успешной сдачей выпускных экзаменов, является …

    1. психологическим состоянием

    2. дистанционным

    3. очной формой обучения

    4. экстернатом

    № 9.5.

    Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей жизни, называется …

    1. образованностью

    2. профессиональным образованием

    3. непрерывным образованием

    4. общим образованием

    № 10. Методы и формы организации учебной деятельности

    № 10.1.

    Ориентация на наибольшую самостоятельность обучаемых в учебно-познавательной деятельности свойственна…

    2. консультации

    3. семинару

    № 10.2.

    Организационная форма контроля, применяемая для проверки уровня подготовленности выпускника учебного заведения к самостоятельной профессиональной деятельности, называется…

    2. тестированием

    3. дипломным проектированием

    4. курсовым проектированием

    № 10.3.

    Основной дидактической целью консультации является…

    1. закрепление и совершенствование знаний

    2. контроль знаний учащихся

    3. ликвидация пробелов в знаниях учащихся

    4. подготовка к семинарскому занятию

    № 10.4.

    Способ достижения цели обучения называется _________ обучения.

    1. техническими средствами

    2. приемом

    3. методом

    4. формой организации

    № 10.5.

    Урок, лекция, семинар, учебная экскурсия, лабораторный практикум, консультация относятся к …

    1. способам обучения

    2. технологиям обучения

    3. формам организации учебной деятельности

    4. методам обучения

    № 11. Сущность воспитания и его место в педагогическом процессе

    № 11.1.

    Движущими силами воспитательного процесса являются __________ воспитания.

    1. педагоги как организаторы

    3. противоречия

    № 11.2.

    Объективные существенные связи явлений в области воспитания называются __________ воспитания.

    1. принципами

    2. методами

    3. закономерностями

    4. движущими силами

    № 11.3.

    Состояние процесса воспитания в какой-то момент педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося, в определенный период, в конкретных объективных и субъективных условиях называется …

    1. воспитательным действием

    2. развивающей ситуацией

    3. воспитательной ситуацией

    4. экспериментом

    № 11.4.

    Передача образцов готового опыта и ограничение поисковой активности обучаемого, авторитарные средства урегулирования конфликта между учителем и учеником, говорят о …

    1. благоприятном психологическом климате

    2. творческом взаимодействии преподавателя и обучающегося

    4. эмоционально-нравственных отношениях

    № 11.5.

    Развитие способности к эмоциональному восприятию прекрасного определяется как ________ воспитание.

    1. гражданское

    2. трудовое

    3. эстетическое

    4. физическое

    № 12. Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность

    № 12.1.

    Упражнение относится к методам…

    1. стимулирования

    2. контроля

    3. организации деятельности и опыта ученика

    4. формирования сознания

    № 12.2.

    Совокупность способов и приемов воспитательной работы называется __________ воспитания.

    1. формами

    2. принципами

    3. методами

    4. средствами

    № 12.3.

    Демонстрация образца поведения педагогом или родителем относится к методу…

    1. внушения

    2. требования

    3. примера

    4. упражнения

    № 12.4.

    Пример как метод воспитания заключается в ________.

    1. эмоциональном утверждении успешно производимых действий и поступков

    2. передаче воспитаннику норм общественного поведения

    3. убедительном образце для подражания

    4. культивировании у воспитанника способности к организованным действиям и разумному поведению

    № 12.5.

    К видам поощрения относятся...

    1. убеждение, приказание

    2. предложение, инструктаж

    3. похвала, благодарность

    4. просьба, намек

    № 13. Коллектив как объект и субъект воспитания

    № 13.1.

    Отношения между членами коллектива, основанные на эмоциональных привязанностях и интересах, называются…

    1. коллективистскими

    2. коммуникативными

    3. межличностными

    4. групповыми

    № 13.2.

    Выдвижение общей цели, формирование близких и дальних перспектив, выделение актива происходит на стадии __________ коллектива.

    1. расцвета

    2. самоуправления

    3. становления

    4. стабилизации

    № 13.3.

    Положение человека в коллективе, определяющее его права и обязанности, называется…

    1. позицией

    2. стилем поведения

    3. статусом

    4. самооценкой

    № 13.4.

    Межличностные отношения членов коллектива образуют __________ коллектива.

    2. традиции

    3. неформализованную структуру

    4. формализованную структуру

    № 13.5.

    Общая социально-значимая цель, совместная деятельность, выборный руководящий орган, отношение ответственной зависимости – это признаки…

    1. ассоциации

    3. коллектива

    4. корпорации

    № 14. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности

    № 14.1.

    Семья, включающая родителей и трех детей, называется …

    1. малодетной

    2. неполной

    3. нуклеарной

    4. стандартной

    № 14.2.

    Имущественные характеристики семьи, занятость родителей на работе относятся к __________ параметрам семьи.

    1. технико-гигеническим

    2. демографическим

    3. социально-экономическим

    4. социально-культурным

    № 14.3.

    Функции: репродуктивная, хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная - характерны для…

    1. процесса обучения

    2. коллектива

    4. воспитательной системы

    № 14.4.

    Для полноценного эмоционального развития ребенка в первую очередь необходимы …

    1. коллектив сверстников

    2. разновозрастный коллектив

    3. искренняя и безусловная любовь родителей

    4. материальные условия

    № 14.5.

    Социализация ребенка в семье происходит…

    1. всегда целенаправленно

    2. независимо от воспитательных усилий родителей

    3. как в результате целенаправленного воспитания, так и по механизму социального научения

    4. стихийно

    № 15. Система образования в РФ

    № 15.1.

    Установление перечня профессий и специальностей профессиональной подготовки возлагается на …

    1. органы местного самоуправления

    2. образовательное учреждение

    3. федеральные органы государственной власти и органы управления образованием

    4. субъекты Российской Федерации

    № 15.2.

    Под диверсификацией образовательных учреждений понимается …

    1. расширение штата администрации образовательного учреждения

    2. введение элементов самоуправления в педагогическом коллективе

    3. многообразие типов образовательных учреждений и форм получения образования

    4. передача ряда полномочий высших органов управления низшим

    № 15.3.

    К дополнительным образовательным учреждениям НЕ относится…

    1. спортивная школа

    2. дом детского творчества

    3. аспирантура

    4. музыкальная школа

    № 15.4.

    Самостоятельный вид профессиональной педагогической деятельности людей, направленный на достижение организацией в рыночных условиях определенных целей управления путем рационализации использования экономических и человеческих ресурсов, называется…

    1. миссией организации

    2. концепцией управления

    3. педагогический менеджмент

    4. менеджмент

    № 15.5.

    Акт деятельности менеджера, ведущий к разрешению проблемы, называется…

    1. концепцией управления

    2. закономерностью управления

    3. управленческим решением

    4. принципом управления

    № 16. Образовательные учреждения, их типы

    № 16.1.

    Техникумы и колледжи относятся к учреждениям __________ профессионального образования.

    1. высшего

    2. послевузовского

    3. среднего

    4. начального

    № 16.2.

    Высшее учебное заведение, которое вносит большой вклад, направленный на развитие науки, культуры, образования путем научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, техники, культуры, называется …

    1. институтом

    2. колледжем

    3. академией

    4. научно-исследовательским институтом

    № 16.3.

    Классификация образовательных учреждений на государственные, муниципальные и негосударственные проводится на основе …

    1. количества обучающихся

    2. качества получаемого образования

    3. формы собственности

    4. методов обучения

    № 16.4.

    Пол, возраст, квалификация, образование составляют ________ структуру управления.

    1. ролевую

    2. функциональную

    3. социальную

    4. организационную

    № 16.5.

    Управленческая культура, основанная на решении всех проблем временными творческими группами, называется …

    1. культурой власти и силы

    2. ролевой культурой

    3. командной культурой

    4. культурой индивидуальностей

    № 17. Принципы управления образовательными системами

    № 17.1.

    Планирование работы образовательного учреждения, расстановка кадров и создание системы оперативной информации составляют сущность принципа ___________ в управлении.

    1. обратной связи

    2. делегирования полномочий

    3. системности

    4. новых задач

    № 17.2.

    Выборность руководителя образовательного учреждения, введение механизма конкурсного избрания и контрактной системы составляют основу реализации принципа __________________ управления.

    1. системности

    2. научной обоснованности

    3. демократизации

    4. гуманизации

    № 17.3.

    Реализация принципа ______________ управления придает процессу управленческой деятельности последовательность, логичность и комплексность.

    1. сочетания централизации и децентрализации

    2. взаимосвязи единоначалия и коллегиальности

    3. системности и целостности

    4. демократизации

    № 17.4.

    Наиболее общие правила, которые должны выполняться в практической деятельности на всех уровнях управления, называются __________управления.

    1. закономерностями

    2. формами

    3. принципами

    4. методами

    № 17.5.

    1. демократизации и гуманизации

    2. объективности и полноты информации

    3. научности

    4. системности и целостности

    № 18. Методы, приемы, средства управления образовательными системами

    № 18.1.

    Комплекс принципов, методов, форм и приемов эффективного управления педагогическими системами называется педагогическим…

    1. моделированием

    2. планированием

    3. менеджментом

    4. прогнозированием

    № 18.2.

    К функциям управления педагогическим процессом НЕ относится…

    1. контроль

    2. стимулирование

    3. рецензирование

    № 18.3.

    По ресурсам управленческую информацию разделяют на …

    1. первичную и вторичную

    2. своевременную и несвоевременную

    3. правовую, техническую, финансовую, энергетическую, материальную

    4. полную и неполную

    № 18.4.

    Одним из условий успешного достижения целей и задач педагогического менеджмента является …

    1. реализация межпредметных связей

    2. использование дисциплинарных средств воздействия

    3. обоснованное принятие управленческого решения

    4. финансово-хозяйственная деятельность

    № 18.5.

    К установленным уровням мониторинга не относится…

    1. региональный

    2. школьный (вузовский)

    3. родительский

    4. государственный

    № 19. Общая характеристика педагогической профессии

    № 19.1.

    Определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности, связанный с конкретным предметом труда и функцией педагога, называется педагогической …

    1. компетенцией

    2. профессией

    3. специализацией

    4. квалификацией

    № 19.2.

    Приспособление учащегося к конкретным требованиям современной социальной ситуации составляет сущность ________ функции педагогической профессии.

    1. прогностической

    2. коррекционной

    3. адаптивной

    4. гуманистической

    № 19.3.

    В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были…

    1. государственные чиновники

    2. вольнонаемные граждане

    4. родители

    № 19.4.

    Педагогическая деятельность относится в соответствие с классификацией Е.А.Климова к группе:

    1. Человек – Знак

    2. Человек – Техника

    3. Человек – Человек

    4. Человек – Природа

    № 19.5.

    Традиционно основными видами педагогической деятельности являются…

    1. управление и воспитание

    2. контроль и оценка

    3. преподавание и воспитательная работа

    4. социализация и развитие

    № 20. Профессиональная деятельность педагога

    № 20.1.

    В структуре педагогической деятельности Н.В.Кузьмина выделяет следующие 3 компонента…

    1. академическая деятельность

    2. учебная деятельность

    3. организаторская деятельность

    4. конструктивная деятельность

    5. коммуникативная деятельность

    № 20.2.

    Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в (на)…

    1. предприятиях

    3. профессионально-технических училищах

    5. дошкольных заведениях

    № 20.3.

    Внутрипрофессиональная дифференциация педагогической деятельности обусловлена …

    1. профессиональными интересами педагогов

    2. решением администрации образовательного учреждения

    3. увеличением спроса на квалифицированное обучение и воспитание

    4. усложняющимся характером воспитания и обучения

    5. изменением социально-экономических условий

    № 20.4.

    В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют …

    1. деятельность педагогов

    2. деятельность администрации школы

    3. воспитательный коллектив

    4. воспитательную среду

    5. деятельность воспитанников

    № 21. Требования к современному педагогу

    № 21.1.

    Формирование морально-ценностных установок учащихся и их мировоззрения составляют основу ____________ умений педагога.

    1. перцептивных

    2. коммуникативных

    3. ориентационных

    4. информационных

    № 21.2.

    Умения, связанные с планированием педагогом своей деятельности и действий ученика, называются…

    1. развивающими

    2. перцептивными

    3. проектировочными

    4. аналитическими

    № 21.3.

    Групповой формой организации методической работы учителей того или иного предмета являются…

    1. методические советы

    2. открытые уроки

    3. предметные методические объединения

    4. педагогические советы

    № 21.4.

    Основой педагогической направленности является …

    1. желание властвовать над другими

    2. стремление реализовать себя

    3. интерес к профессии учителя

    4. интерес к научной дисциплине

    № 21.5.

    Совокупность личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя составляет …

    1. новаторство

    2. стиль деятельности

    3. педагогическое мастерство

    4. квалификацию

    № 22. Мастерство педагогического общения

    № 22.1.

    Важнейшим критерием продуктивного педагогического общения является…

    1. либеральный стиль взаимоотношений

    2. высокая самооценка учащихся

    3. создание благоприятного психологического климата в учебной группе

    4. использование поощрения как основного метода воспитания

    № 22.2.

    Нарушение деловых связей, возникновение препятствий к достижению целей профессиональной деятельности являются основой для __________ в педагогическом коллективе.

    1. конфликта личностной несовместимости

    2. конфликта ролевого характера

    3. профессионального конфликта

    4. конфликта ожиданий

    № 22.3.

    Эмоциональная выразительность речи педагога включает в себя:

    1. точность и правильность используемых выражений

    2. использование жаргона

    3. интонацию, темп, дикцию, паузы

    4. логичность, простоту, доступность

    № 22.4.

    Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является...

    1. конфликт

    2. обмен знаниями

    3. эмпатия

    4. теоретический анализ

    № 22.5.

    Попустительскому стилю педагогического общения характерно …

    1. жесткое управление

    2. всеобъемлющий контроль

    3. самоустранение педагога от ответственности за происходящее в группе учащихся

    4. активное участие всех членов группы в обсуждении хода предстоящей работы и её организации

    простите меня все за засорение френд-ленты, я через сутки всё это удалю
    тут будут мои шпаргалочки

    Тема 1. Педагогика как наука

    Вопрос № 1. Предметом педагогики как науки является...

      целенаправленно организуемый педагогический процесс

      противоречия, закономерности, отношения, технологии организации осуществления воспитательного процесса

      методы организации педагогического процесса

      совокупность правил воспитания и обучения детей

    Вопрос № 2. К функциям педагогики как науки НЕ относят…

      научно-обоснованное целеполагание и планирование системы образования

      внедрение результатов педагогических исследований в практику

      анализ, обобщение, интерпретация и оценка педагогического опыта

      изучение биологических факторов развития личности

    Вопрос № 3. Основоположником научной педагогики в России является…

      А.С. Макаренко

      Я.А. Коменский

      К.Д. Ушинский

      Н. К. Крупская

    Вопрос № 4. Возникновение педагогики как науки определил(а)…

      забота родителей о счастье детей

      биологический закон сохранения рода

      объективная потребность в подготовке человека к жизни и труду

      прогресс науки и техники

    Вопрос № 5. Наука, изучающая закономерности влияния социальной среды на формирование личности, называется ____________ педагогикой.

      коррекционной

      сравнительной

      социальной

    Вопрос № 6. Выдающимися отечественными педагогами ХХ века являются…

      К.Д. Ушинский

      А.П. Солженицин

      А.С. Макаренко

      В.А. Сухомлинский

    Вопрос № 7. Первые университеты появились…

      в Древней Греции в III в. до н.э.

      в России в XVIII в.

      в Западной Европе в XII -XIII вв.

      в Древнем Риме в I в.

    Вопрос № 8. В структуру педагогических наук НЕ входит…

      дошкольная педагогика

      дидактика

      сравнительная педагогика

      педагогическая психология

    Вопрос № 9. Установите соответствие научной дисциплины и её содержания

    1. изучает специфику народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре опыт воспитания А) этнопедагогика
    2. изучает особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии Б) теория воспитания
    3. изучает процесс формирования личности и коллектива, закономерности, принципы, отношения, методы его осуществления В) дефектология
    4. изучает процесс обучения, содержание образования, принципы, формы, способы и средства реализации целей обучения Г) теория обучения

    Вопрос № 10 . Раздел педагогики, разрабатывающий систему образования людей пенсионного возраста, называется...

      специальной педагогикой

      педагогикой третьего возраста

      коррекционной педагогикой

      социальной педагогикой

    ДЕ № 1. Общие основы педагогики

    Вопрос № 1. Процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и опытом познавательной деятельности называется…

      обучением

      образованием

      социализацией

      воспитанием

    Вопрос № 2. Совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе - это…

      педагогическая задача

      педагогическая технология

      педагогическая деятельность

      педагогический процесс

    Вопрос № 3 . Процесс становления человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов называется…

      воспитанием

      обучением

      развитием

      образованием

    Вопрос № 4. Установите соответствие понятий и их определений.

    1. Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека

    А) социализация

    2. Усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта

    Б) развитие

    3. Целенаправленный процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков и формирования на этой основе мировоззрения личности

    В) воспитание

    4. Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы

    Г) образование

    Вопрос № 5. Основной единицей педагогического процесса является…

    1. педагогическая задача

      педагогическая деятельность

    Вопрос № 6. Установите соответствие понятий и их определений

    Вопрос № 7. Воспитание определяется как…

      целенаправленная деятельность по передаче социально-культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями

      целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью подготовки к трудовой жизни

      процесс количественных и качественных изменений в организме и личности человека под воздействием разнообразных факторов

      целенаправленный систематический процесс воздействия на личность с целью формирования характера, морально-волевых качеств, норм и правил поведения в обществе, мировоззрения

    Вопрос № 8. Основными характеристиками, соответствующими понятию «обучение», являются…

      систематическая работа учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков, подготовку их к активной жизнедеятельности

      взаимодействие учителя и учащихся, направленное на умственное развитие, овладение знаниями, умениями и навыками, культурой умственного труда, на формирование научного мировоззрения

      упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования воспитания, осознания и практического применения знаний

      вооружение учащихся знаниями и способами учебной деятельности, в результате чего осуществляется их умственное развитие

    Вопрос № 9 . Процесс целенаправленной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта называется…

      деятельностью

      воспитанием

      обучением

      развитием

    Вопрос № 10. Целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в результате которого формируются знания, умения и навыки учащихся, называется…

      воспитанием

      формированием

      обучением

      развитием

    ДЕ № 1. Общие основы педагогики

    Тема 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

    Вопрос № 1. Единство всех компонентов образования при их относительной автономности определяет…

      непрерывность образования

      процессуальность образования

      функциональность образования

      целостность образования

    Вопрос № 2. Введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания называется педагогической (им)…

      мониторингом

      управлением

      технологией

      инновацией

    Вопрос № 3. Сущность профессионального образования заключается...

      в совершенствовании технической подготовки обучаемых

      в формировании профессионально значимых личностных качеств

      в формировании необходимой системы знаний

      в подготовке человека к определенной профессиональной деятельности

    Вопрос № 4. Под содержанием образования понимают…

      процесс и результат обучения, овладения систематическими знаниями

      систему научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-этических целей, которыми необходимо овладеть учащимся

      целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в социальных институтах

      совокупность систематизированных знаний, умений, опыта осуществления способов деятельности, опыта эмоционально-целостного отношения к окружающему

    Вопрос № 5. Конкретное содержание образовательного материала раскрывается в…

      рефератах

      учебниках

      учебно-методических пособиях

      Интернете

    Вопрос № 6. Одной из глобальных тенденций развития образования является...

      сокращение наполняемости школьных классов

      уменьшение срока вузовского обучения

      непрерывность образования на протяжении всей человеческой жизни

      обязательность дошкольной подготовки

    Вопрос № 7. Системообразующей составляющей образовательной системы является…

      многообразие образовательных учреждений

      цель образования

      методы, технологии и средства образования

    Вопрос № 8. Принцип единства федерального образования реализуется через…

      государственный образовательный стандарт

      административный компонент

      национальный компонент образовательных программ

    Вопрос № 9. Основной тенденцией развития современной системы среднего образования в Российской Федерации является…

      глобализация

      интенсификация

      диверсификация

      унификация

    Вопрос № 10. В средние века основным фактором, определяющим развитие образования в Западной Европе, являлось…

      влияние христианства

      появление машинного производства

      общественное управление образованием

      возникновение первых школ

    ДЕ № 1. Общие основы педагогики

    Тема 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований

    Вопрос № 1. Актуальность исследования определяется…

      логичностью обоснования его важности

      важностью для развития педагогической науки

      своевременностью и значимостью исследуемой проблемы для практики

      соответствием образовательной парадигме на данном этапе развития педагогики

    Вопрос 2. Выявление социально-психологических взаимоотношений членов учебной группы в количественных параметрах осуществляется при помощи метода…

      изучения документов

      наблюдения

      социометрии

    Вопрос № 3. К видам педагогического эксперимента относятся…

      формирующий

      констатирующий

      психологический

      опосредованный

    Вопрос № 4. Экзистенциализм как методологический подход в педагогике школы раскрывается следующим утверждением…

      чтобы достичь эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы

      воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей

      наука бессильна определить цели воспитания

      цель воспитания - христианская нравственность

    Вопрос № 5. Методы педагогического исследования могут быть разделены на …

      общие и частнонаучные

      теоретические и эмпирические

      методы обучения и методы воспитания

      словесные и наглядные

    Вопрос № 6. К теоретическим методам педагогического исследования относится…

      моделирование, синтез, сравнительно-исторический анализ, индукция

      сравнение, наблюдение, тестирование, корреляция

      обобщение, эксперимент, ранжирование, наблюдение

    Вопрос № 7. Метод педагогического исследования, позволяющий превратить качественные факторы в количественные ряды, называется…

      экспериментом

      диагностированием

      шкалированием

      регистрацией

    Вопрос № 8. Метод массового сбора материалов при помощи специальных опросников называется…

      наблюдением

      анкетированием

      контрольной работой

      экспериментом

    Вопрос № 9. К эмпирическим методам педагогического исследования относятся…

      синтез, анализ

      ранжирование, шкалирование

      анкетирование, обобщение

      эксперимент, наблюдение

    ДЕ № 1. Общие основы педагогики

    Тема 5. Целеполагание в педагогике

    Вопрос № 1. Основным и конечным результатом педагогической деятельности является…

      высокая успеваемость учащихся

      сам учащийся, развитие его личности

      достижение государственных образовательных стандартов

      высокий уровень мастерства педагога

    Вопрос № 2. Влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека составляет сущность…

      воспитания

      развития

      образования

    Вопрос № 3. Усвоение систематизированных знаний об окружающем мире, развитие познавательных и практических умений, формирование научного мировоззрения, способности к самообразованию и самосовершенствованию составляют цель…

      обучения

      педагогической диагностики

      воспитания

      социализации

    Вопрос № 4. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, составляет…

      общественный идеал

      стандарт образования

      задачи воспитания

      цель воспитания

    Вопрос № 5. Целью образования в современной России является…

    Вопрос № 6. Целью образования в Китае и Японии является…

      овладение научными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями и навыками, нормами поведения

      воспитание почтительности к старшим, ориентация на бесконечное самосовершенствование

      воспитание сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов

    Вопрос № 7. Целью образования в Спарте являлось…

      овладение научными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями и навыками, нормами поведения

      воспитание сильных, выносливых, дисциплинированных и искусных воинов

      воспитание почтительности к старшим, ориентация на бесконечное самосовершенствование

    ДЕ № 1. Общие основы педагогики

    Тема 6. Педагогический процесс

    Вопрос № 1. Целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся, реализующее цели образования в условиях педагогической системы, называется педагогическим (-ой)…

      задачей

      общением

      процессом

      технологией

    Вопрос № 2. Движущими силами педагогического процесса является его...

      принципы

      педагоги

      закономерности

      противоречия

    Вопрос № 3. Система основных требований к организации педагогического процесса объединяет его…

    1. закономерности

      компоненты

      принципы

    Вопрос № 4. Изучение состояния педагогического процесса называется…

      тестированием

    1. педагогической диагностикой

      контролем

    Вопрос № 5. К компонентам структуры педагогического процесса НЕ относится…

    1. рефлексивный

      деятельностный

    Вопрос № 6. Результативный компонент структуры педагогического процесса отражает…

      методы и средства реализации педагогического процесса

      степень эффективности педагогического процесса, достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью

      совокупность формируемых отношений, опыта деятельности и общения

      социально-экономические, нравственно-психологические условия протекания педагогического процесса

    Вопрос № 7. К условиям эффективности контроля качества образовательного процесса относится…

      согласованность действий контроля между членами администрации

      наличие научно обоснованных критериев результатов деятельности образовательного процесса

      постоянство осуществления контрольных функций

      неожиданный характер контроля

    Вопрос № 8. Компонентами педагогического процесса являются…

      семья, школа, общество

      педагоги, учащиеся, родители

      цели, содержание, формы и методы воспитания, обучения

      знания, умения и навыки учащихся

    Вопрос № 9. Основным противоречием педагогического процесса является противоречие между…

      семьей и школой

      его идеальными целями и реальными результатами

      знаниями и умениями учащихся

      педагогами и воспитанниками

    Вопрос № 10. Объективно существующие, устойчивые связи между отдельными сторонами педагогического процесса составляют его…

      задачи

      закономерности

      принципы

      компоненты

    Относятся:

    • цель;
    • содержание;
    • формы;
    • деятельность педагога, которая реализуется через педагогические задачи, методы и средства;
    • деятельность ученика, которая определяется его личными целями, мотивами и средствами;
    • результат совместной деятельности педагога и ученика.

    Педагогическое воздействие и взаимодействие должно иметь цель. Только тогда это становится организованным и управляемым процессом.

    Педагогический процесс не возможен без взаимной деятельности педагога и ученика. Деятельность педагога определяется целями и задачами, которые формируются на основе социального заказа образовательной системы. Эти цели и задачи трансформируются в профессиональном сознании педагога. Педагогически целесообразными, корректными и адекватными должны быть методы и средства, которые использует педагог.

    Деятельности обучаемого или детского коллектива также присущи осознаваемые и неосознаваемые цели и мотивы, с той лишь разницей, что они являются личными целями каждого ребенка и не всегда соотносятся с целями коллектива или преподавателя. Обучаемый пользуется в процессе своей деятельности методами и средствами, предложенными ему в процессе воспитания и социализации. Но чем ниже уровень опыта и знаний, тем ниже их целесообразность и адекватность решаемым проблемам. Именно поэтому в педагогическом процессе наибольшая ответственность лежит на более взрослых и компетентных. Такой подход – это не полное снятие ответственности с воспитанника. Ребенок несет ответственность за свои поступки пропорционально его возрасту, индивидуальным и половым особенностям, уровню обученности и воспитанности, уровню сформированности способности к целеполаганию.

    Естественно, что деятельность двух субъектов педагогического процесса не всегда совпадает. В различных типах педагогики эта проблема решается по-разному. В авторитарной педагогике воздействия, специфика деятельности обучаемого не является фокусом для постоянного изучения и осмысления, соответственно расхождения между деятельностью педагога и ученика часто значительны. В гуманистической педагогике, которая строится на взаимодействии и сотрудничестве субъектов процесса, осуществление педагогической деятельности происходит в контакте с детьми, стабильного внимания к психо-физическому состоянию воспитанников, их проблемам и мотивам поведения. Для положительного результата педагогический процесс должен быть организован как процесс взаимодействия с проявлением информационных, коммуникативных и организационно-деятельностных связей между субъектами взаимодействия.

    Результатом взаимодействия целостного педагогического процесса является система отношений и ценностей жизни в единении с деятельностью. Сущность человека проявляется именно в его деятельности. В процессе практической деятельности зарождаются отношения, проявляется ценностная система. Система таких отношений и ценностей обучаемого определят его отношение к себе, к окружающим людям, к миру в целом и делает его всесторонне развитым, воспитанным, образованным, если данная система имеет положительную направленность.

    Процессуальная структура и компоненты

    Если рассматривать процессуальную структуру педагогического процесса, можно выделить следующие компоненты:

    • эмоционально-мотивационный,
    • содержательно-целевой,
    • организационно-деятельностный,
    • контрольно-оценочный.

    Эмоционально-мотивационный компонент целостного педагогического процесса наделен эмоциональными отношениями между его субъектами и мотивами их деятельности. Среди мотивов деятельности можно выделить:

    • мотивы воспитанников,
    • мотивы воспитателей.

    Мотивы воспитанников должны формироваться в правильном направлении. Социально ценные и личностно значимые мотивы определяют результативность педагогического процесса. Важную роль в педагогическом процессе играют и мотивы воспитателей, в частности характер эмоциональных отношений между ними.

    Содержательно-целевой компонент целостного педагогического процесса связывает общую, индивидуальную и частные цели воспитания, с содержанием учебно-воспитательной работы . Цели воспитания наполняются конкретным содержанием знаний, умений и навыков и отношений к действительности. Это содержание приобретает конкретное значение в отношении отдельной личности и отдельных групп, определяется возрастом субъектов взаимодействия и спецификой педагогических условий.

    Организационно-деятельностный компонент педагогического процесса - управление учебно-воспитательным процессом педагогами. По сути, это организация педагогической среды для формирования и развития личности ребенка, организация взаимодействия субъектов педагогического процесса. В таком взаимодействии проявляется организационная роль педагогов-профессионалов, которые обладают знаниями принципов учебно-воспитательной работы и профессиональными методами применения средств воспитания, обеспечивающих достижение целей воспитания. Средства и методы складываются в различные формы совместной деятельности педагогов и обучаемых.

    Контрольно-оценочный компонент педагогического процесса - это контроль и оценка педагогами деятельности обучаемых.

    Она может выражаться в подведении итогов работы определенного этапа взаимодействия и в определении уровня развития обучаемых с целью разработки дальнейшей программы деятельности. Посредством оценки возможно социальное воздействие на деятельность личности. Важное значение контроль и оценка имеют именно для детей. Отношения между детьми и взрослыми насыщены оценочными моментами. Важное значение здесь имеет и самооценка учениками своих успехов и недостатков. Развитие способности объективно оценивать свою деятельность - важная задача и часть структуры педагогического процесса. Актуальным для педагогического процесса является контроль и оценка со стороны государства и общества. Здесь важны самоконтроль и самооценка педагогом своей профессиональной деятельности, способность к отслеживанию ее результатов и рефлексии.

    К основным компонентам педагогического процесса относятся: мотив; цели, принципы, содержание, методы, средства, организационные формы, результат. Кроме того, некоторые авторы к основным компонентам педагогического процесса относят: субъекты и объекты, методы стимулирования учебно-познавательной деятельности, контроль её эффективности, критерии эффективности и прогнозирование .
    Компоненты педагогического процесса взаимосвязаны между собой. Вытекающая из общественных потребностей цель педагогического процесса определяет конкретные задачи воспитания и обучения, их содержание, которые, в свою очередь, обусловливает выбор методов, средств и организационных форм обучения. Цель - заранее осознанный и планируемый результат. Его достижение требует сознательной, целенаправленной деятельности человека.
    Цель и целеполагающая деятельность - элементы того же процесса - процесса достижения намеченного результата. Она не выдумывается, а диктуется требованиями развивающегося общества. Выбор главной цели определяет средства достижения её: методы, приемы работы учебного заведения и педагога.
    Первым и весьма важным показателем при изучении циклов педагогического процесса является конкретизация целей обучения. Сверхзадача педагога в плане этой конкретизации - понимание обучения как управление развитием обучающихся. Управление педагогом процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов: планирование (учебно-тематический план), организация, регулирование (стимулирование), непрерывный контроль (входящий, промежуточный, итоговый, комплексный), оценка и анализ результатов, корректирование и прогнозирование. На рис. 16 представлены образовательные цели.

    Глобальная или генеральная цель - гармоничное развитие подрастающего поколения, формирование гражданина правового демократического государства. Она отражает заказ общества к уровню образования и воспитания обучающихся.
    Вторая разновидность целей - предметные цели, которые в свою очередь подразделяются на общие, предметно-специфические и частные. Все цели реализуются в тесной взаимосвязи друг с другом, формируются в терминах умений и задач.
    Общие цели касаются учебного предмета. Предметно-специфические цели связаны с задачами, которые должен научиться решать обучающийся в результате изучения данного предмета в течение одного года. Частные цели - это цели изучения конкретных разделов, тем этих учебных предметов.
    В педагогической практике существуют различные подходы к построению модели педагогического процесса. Мы покажем модель, предложенную П. И. Пидкасистым в работе (рис.17). Педагогический процесс моделируется, проектируется, конструируется и внедряется в образовательную практику педагогом.

    При проектировании и конструировании модели педагогического процесса целесообразно учитывать проблему соотношения процессов обучения и развития обучающихся. На рис. 18 показаны основные направления разработки этой проблемы.

    Эффективность педагогического процесса обеспечивается при оптимальном учете и сочетании элементов, входящих в процесс управления им. Процесс управления состоит: постановка цели, информированное обеспечение (диагностирование особенностей обучающихся), формулировка задач в зависимости от цели и особенностей обучающихся, проектирование, планирование деятельности по достижению цели (отбор и структуризация содержания, методов, средств и форм), реализация проекта, контрол заходом выполнения проекта педагогического процесса, корректировка, подведение итогов, прогноз.



    Особенности жизни