Что входит в социальные потребности человека. Социальные потребности человека

Потребности личности (нужда) – это так называемый источник личностной активности, потому что именно потребности человека являются его побудительной причиной для деяний определенным образом, заставляя двигаться в нужном направлении. Таким образом, нужда или потребность – это такое личностное состояние, при котором обнаруживается зависимость субъектов от определенных ситуаций или условий существования.

Личностная активность проявляется только в процессе удовлетворения ее потребностей, которые формируются во время воспитания индивида, приобщения его к общественной культуре. В своем первичном биологическом проявлении надобностью является не что иное, как определенное состояние организма, выражающее свою объективную нужду (желание) в чем-либо. Таким образом, система потребностей личности напрямую зависит от образа жизни индивида, взаимодействия между окружающей средой и сферой ее использования. С позиции нейрофизиологии нужда означает образование какой-либо доминанты, т.е. появление возбуждения особых клеток головного мозга, характеризующееся устойчивостью и регулирующее потребные поведенческие действия.

Виды потребностей личности

Потребности человека довольно многообразны и сегодня существует огромное множество их классификаций. Однако в нынешней психологии выделяют две основные классификации видов надобностей. В первой классификации потребности (нужды) подразделяются на материальные (биологические), духовные (идеальные) и социальные.

Реализация материальных или биологических нужд связана с индивидуально-видовым существованием индивида. К ним относятся – надобность в еде, во сне, одежде, безопасности, доме, интимные желания. Т.е. потребность (надобность), которая обусловлена биологической нуждой.

Духовные или идеальные нужды выражаются в познании мира, который окружает, смысле существования, самореализации и самоуважении.

Желание личности принадлежать к какой-либо социальной группе, а также надобность в человеческом признании, лидерстве, доминировании, самоутверждении, привязанности окружающих в любви и уважении отражается в социальных потребностях. Все эти надобности разделяют по важным видам активности:

  • труд, работа – нужда в познании, творении и созидании;
  • развитие – нужда в обучении, самореализации;
  • социальное общение – духовные и нравственные потребности.

Описанные выше надобности или нужды имеют социальную направленность, поэтому носят название социогенные или социальные.

В другом виде классификации все потребности разбивают на два типа: нужда или потребность роста (развития) и сохранения.

Нужда сохранения объединяет в себе такие потребности (надобности) – физиологические: сон, интимные желания, голод и др. Это базовые потребности личности. Без их удовлетворения индивид просто не способен выжить. Далее нужда в безопасности и сохранении; изобилие – всесторонность удовлетворения естественных потребностей; материальные потребности и биологические.

Потребность роста объединяет в себе следующее: желание любви и уважения; самоактуализация; самоуважение; познание, в том числе и жизненного смысла; потребности в чувственном (эмоциональном) контакте; социальные и духовные (идеальные) потребности. Вышеперечисленные классификации позволяют выделить более значимые потребности практического поведения субъекта.

А.Х. Маслоу выдвинул концепцию системного подхода к исследованиям психологии личности субъектов, основываясь на модели потребностей личности в виде пирамиды. Иерархия потребностей личности по А.Х. Маслоу представляет собой поведение индивида, напрямую зависящее от удовлетворения его любых потребностей. Это означает, что потребности, находящиеся вверху иерархии (реализация целей, саморазвитие), направляют поведения индивида в той степени, в которой удовлетворены его потребности, находящиеся в самом низу пирамиды (жажда, голод, интимные желания и др.).

Также различают потенциальные (неактуализированные) потребности и актуализированные. Основным двигателем личностной активности является внутренний конфликт (противоречие) между внутренними условиями существования и внешними.

Все виды потребностей личности, находящиеся на верхних ступенях иерархии имеют разный уровень выраженности у различных людей, но без социума ни один человек не сможет существовать. Полноценной личностью субъект может стать только тогда, когда он удовлетворит свою нужду в самоактуализации.

Социальные потребности личности

Это особый вид нужды человека. Заключается она в потребности иметь все необходимое для существования и жизнедеятельности индивида, какой-либо социальной группы, социума в целом. Это внутренний побуждающий фактор активности.

Общественные потребности – это нужда людей в работе, социальной активности, культуре, духовной жизни. Потребности, созданные обществом – это такие потребности, которые являются основой общественной жизни. Без мотивирующих факторов удовлетворения потребностей невозможно производство и прогресс в целом.

Также к социальным нуждам относят потребности, связанные с желанием образовывать семью, вступлением в различные социальные группы, коллективы, с разнообразными сферами производственной (внепроизводственной) деятельности, существованием социума в целом. Условия, факторы внешней среды, которые окружают индивида в процессе его жизнедеятельности, не только способствуют появлению потребностей, но и формируют возможности для удовлетворения их. В жизни человека и иерархии потребностей социальные нужды играют одну из определяющих ролей. Существование индивида в социуме и посредством него – центральная область проявления сущности человека, основное условие для реализации всех остальных нужд – биологических и духовных.

Классифицируют социальные потребности по трем критериям: нужды других, свои нужды, совместные нужды.

Нужда других (потребности для других) – это нужды, которые выражают родовую основу индивида. Заключается в потребности общения, защиты слабого. Альтруизм – одна из выраженных потребностей для других, нужда в жертвовании своими интересами для других. Альтруизм реализуется только посредством победы над эгоизмом. То есть потребность «для себя» должна преобразовываться в потребность «для других».

Своя нужда (потребность для себя) выражается в самоутверждении в социуме, самореализации, самоидентификации, в потребности занять свое место в социуме и коллективе, желание власти и др. Такие потребности, поэтому и относятся к социальным, что не могут существовать без потребностей «для других». Только через выполнения чего-то для других, возможно, реализовать свои желания. Занять какое-либо положение в социуме, т.е. достичь признания для себя, намного проще сделать, не задевая при этом интересы и притязания других членов общества. Наиболее эффективным путем реализации своих эгоистических желаний будет такой путь, в движении по которому содержится доля компенсации для удовлетворения притязаний других людей, тех, кто может претендовать на ту же роль или тоже место, но могут удовлетвориться и меньшим.

Совместные нужды (потребности «вместе с другими») – выражают мотивирующую силу множества людей одновременно или социума в целом. Например, необходимость безопасности, в свободе, в мире, смены существующего политического строя и др.

Потребности и мотивы личности

Основное условие жизнедеятельности организмов – это наличие их активности. У животных активность проявляется в инстинктах. А вот поведение человека намного сложнее и определяется наличием двух факторов: регулятивных и побудительных, т.е. мотивами и потребностями.

Мотивы и система потребностей личности имеют свои основные особенности. Если потребность – это нужда (дефицит), необходимость чего-то и необходимость ликвидировать что-нибудь находящееся в избытке, то мотив — это толкатель. Т.е. нужда создает состояние активности, а мотив придает ей направление, толкает активность в потребном направлении. Необходимость или надобность, в первую очередь, ощущается человеком как состояние напряжения внутри, или проявляется в качестве раздумий, мечтаний. Это побуждает индивида к поиску предмета нужды, но не придает направление деятельности для ее удовлетворения.

Мотив же, в свою очередь, является побудительной причиной для достижения желаемого или, наоборот, избегания его, осуществить деятельность или нет. Мотивы могут сопровождаться положительными или негативными эмоциями. Удовлетворение потребностей всегда ведет к снятию напряженности, нужда исчезает, но через некоторое время может возникнуть вновь. С мотивами же все наоборот. Поставленная цель и непосредственно мотив не совпадают. Потому что цель – это то, куда или к чему испытывает стремление человек, а мотив – это причина, по которой он стремится.

Цель можно поставить перед собой следуя разным мотивам. Но возможен и такой вариант, при котором мотив сдвигается на цель. Это означает преобразование мотива деятельности непосредственно в мотив. Например, ученик вначале учит уроки, потому что заставляют родители, но потом просыпается интерес и он начинает учиться ради самой учебы. Т.е. получается, что мотив – это внутренний психологический побудитель поведения или поступков, обладающий устойчивостью и побуждающий индивида к осуществлению деятельности, придавая ей осмысленность. А потребность – это внутреннее состояние ощущения нужды, которое выражает зависимость человека или животных от определенных условий существования.

Потребности и интересы личности

С категорией потребность неразрывно связана и категория интересов. В основе зарождения интересов всегда лежат потребности. Интерес – это выражение целенаправленного отношения индивида к какому-либо виду его потребностей.

Интерес человека не столько направлен именно на предмет потребности, сколько направлен на такие общественные факторы, которые делают более доступными этот предмет, в основном это различные блага цивилизации (материальные или духовные), которые и обеспечивают удовлетворение таких потребностей. Интересы также определяются конкретным положением людей в обществе, положением социальных групп и являются мощнейшими побуждающими стимулами к любой деятельности.

Интересы также можно классифицировать в зависимости от направленности или по носителю этих интересов. К первой группе относят социальные, духовные и политические интересы. Ко второй – интересы социума в целом, групповые и индивидуальные интересы.

Интересы личности выражают ее направленность, которая определяет во многом его путь и характер любой деятельности.

В общем своем проявлении интересом можно назвать истинную причину общественных и персональных действий, событий, которая стоит непосредственно за побуждениями – мотивами индивидов, принимающих участие в этих самых действиях. Интерес бывает объективным и объективным социальным, осознанным, реализуемым.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей называется объективным интересом. Такой интерес объективного характера, не зависит от сознания индивида.

Объективно эффективный и оптимальный путь для удовлетворения потребностей в общественном пространстве называется объективным социальным интересом. Например, на рынке очень много ларьков, магазинчиков и определенно существует оптимальный путь к лучшему и самому дешевому товару. Это и будет проявлением объективным социальным интересом. Существует множество способов совершения различных покупок, но обязательно среди них будет один объективно оптимальный для конкретной ситуации.

Представления субъекта деятельности о том, как все-таки лучше удовлетворить свои потребности называется осознанным интересом. Такой интерес может совпадать с объективным или немного отличаться, а может иметь абсолютно противоположную направленность. Непосредственной причиной практически всех действий субъектов является именно интерес осознанного характера. Такой интерес основан на персональном опыте человека. Путь, которым идет человек для удовлетворения потребностей личности называется реализуемым интересом. Он может полностью совпадать с интересом осознанного характера, так и абсолютно противоречить ему.

Существует еще одна разновидность интересов – это товар. Такая разновидность представляет собой и путь к удовлетворению потребностей, и способ их удовлетворения. Товар может быть оптимальным способом удовлетворения потребностей и может казаться таковым.

Духовные потребности личности

Духовные потребности личности – это направленное устремление к самореализации, выражается через творчество или посредством другой деятельности.

Выделяют 3 аспекта термина духовные потребности личности:

  • К первому аспекту относится стремление к овладению результатами духовной производительности. К нему относятся приобщение к искусству, культуре, науке.
  • Второй аспект заключается в формах выражения потребностей в материальном порядке и социальных отношениях в нынешнем обществе.
  • Третий аспект – это гармоническое развитие индивида.

Любые духовные нужды представлены внутренними побуждениями человека к его духовному проявлению, творчеству, созиданию, творению духовных ценностей и к их потреблению, к духовным коммуникациям (общению). Они обусловлены внутренним миром индивида, стремлением уйти в себя, сосредоточиться на том, что не связано с социальными и физиологическими потребностями. Эти потребности побуждают людей к занятием искусством, религией, культурой не для того, чтобы удовлетворить свои физиологические и социальные нужды, а для того, чтобы понять смысл существования. Их отличительной чертой является ненасыщаемость. Так как чем больше удовлетворяются внутренние нужды, тем более напряженными и устойчивыми они становятся.

Пределов прогрессивного роста духовных нужд не существует. Ограничением такого роста и развития могут выступать только количество накопленных ранее человечеством богатств духовного характера, силы желаний индивида участвовать в их произведении и его возможностей. Основные признаки, отличающие духовные потребности от материальных:

  • потребности духовного характера возникают в сознании индивида;
  • потребностям духовного характера присуща необходимость, а уровень свободы в выборе способов и средств удовлетворения таких потребностей значительно выше, чем у материальных;
  • удовлетворение большинства нужд духовного характера связано в основном с количеством свободного времени;
  • в таких потребностях связь между объектом нужды и субъектом характеризуется определенной степенью бескорыстия;
  • процесс удовлетворения нужд духовного характера не имеет границ.

Ю. Шаров выделил развернутую классификацию духовных нужд: необходимость трудовой деятельности; надобность общения; эстетические и нравственные нужды; научно-познавательные нужды; надобность в оздоровлении; нужда воинского долга. Одной важнейшей духовной надобностью личности является познание. Будущее любого общества зависит от духовного фундамента, который будет выработан у современной молодежи.

Психологические потребности личности

Психологические потребности индивида – это такие потребности, которые не сводятся к телесным нуждам, но и до уровня духовных не дотягивают. К таким нуждам обычно относится надобность в аффилиации, общении и др.

Нужда в общении у детей – это не врожденная потребность. Она формируется посредством активности окружающих взрослых лиц. Обычно активно начинает проявляться к двум месяцам жизни. Подростки же имеют убежденность, что их нужда в общении приносит им возможность активно использовать взрослых. На взрослых людей недостаточное удовлетворение потребности в общении влияет пагубно. Они погружаются в негативные эмоции. Нужда в принятии заключается в желании индивида быть принятым другим лицом группой лиц или обществом в целом. Такая надобность нередко подталкивает человека к нарушению общепринятых норм и может приводить к асоциальному поведению.

Среди психологических нужд различают базовые потребности личности. Это такие потребности, при неудовлетворении которых маленькие дети не смогут получить полноценное развитие. Они как бы останавливаются в своем развитии и становятся более подверженными некоторым заболеваниям, чем их сверстники, у которых такие потребности удовлетворены. Так, например, если малыш регулярно получает кормление, но растет без должного общения с родителями, его развитие может задерживаться.

Базовые потребности личности взрослых людей психологического характера подразделяются на 4 группы: автономия – нужда в самостоятельности, независимости; нужда в компетентности; надобность в значимых для индивида межличностных взаимоотношениях; потребность являться членом социальной группы, чувствовать себя любимым. Сюда также относится и чувство собственной значимости, и нужда в признании другими. В случаях неудовлетворения базовых физиологических нужд страдает физическое здоровье индивида, а в случаях неудовлетворения базовых психологических нужд страдает дух (психологическое здоровье).

Мотивация и потребности личности

Мотивационные процессы индивида имеют в себе направленность достижения или, наоборот, избегания поставленных целей, реализовать определенную деятельность или нет. Сопровождаются такие процессы различными эмоциями как положительного, так и отрицательного характера, например, радость, страх. Также во время таких процессов появляется некоторое психофизиологическое напряжение. Это означает, что мотивационные процессы сопровождаются состоянием возбуждения или взволнованности, также может появляться ощущение упадка или прилива сил.

С одной стороны регуляция психических процессов, которые влияют на направленность деятельности и численность энергии, нужной для выполнения этой самой деятельности называется мотивацией. А с другой стороны мотивация – это все-таки определенная совокупность мотивов, которая придает направленность деятельности и самому внутреннему процессу побуждения. Мотивационными процессами объясняется непосредственно выбор между разными вариантами действий, но которые имеют равно притягательные цели. Именно мотивация влияет на упорство и настойчивость, с помощью которых индивид добивается поставленных целей, преодолевает препятствия.

Логическим объяснением причин действий или поведения называют мотивировкой. Мотивировка может иметь отличия от реальных мотивов или осознанно применяться для того, чтобы их замаскировать.

Мотивация достаточно тесно связана с нуждами и потребностями индивида, потому что появляется при возникновении желаний (нужд) или недостатка чего-либо. Мотивация является начальным этапом физической и психической активности индивида. Т.е. она представляет собой некое побуждение к произведению действий определенным мотивом или процессом выбора причин для конкретного направления деятельности.

Следует всегда учитывать, что за совершенно аналогичными, с первого взгляда, поступками или действиями субъекта могут стоять абсолютно разные причины, т.е. мотивация у них может быть совсем разной.

Мотивация бывает внешней (экстринсивной) или внутренняя (интринсивной). Первая не связана с содержанием конкретной деятельности, но обусловлена внешними условиями относительно субъекта. Вторая связана непосредственно с содержанием процесса деятельности. Также различают отрицательную и положительную мотивацию. Мотивация, основой которой являются на позитивные посылы, называется положительной. А мотивация, основой которой являются отрицательные посылы, называется соответственно отрицательной. Например, положительной мотивацией будет – «если я хорошо себя буду вести, то мне купят мороженое», отрицательной – «если я хорошо себя буду вести, то меня не будут наказывать».

Мотивация может быть индивидуальной, т.е. устремленной на поддержание постоянства внутренней среды своего организма. Например, избегание болевых ощущений, жажда, стремление к поддержанию оптимальной температуры, голод и др. Также может быть групповой. К ней относится забота о детях, поиск и выбор своего места в социальной иерархии и др. К познавательным мотивационным процессам относят различную игровую деятельность и исследовательскую.

Основные потребности личности

Основные (ведущие) потребности нужды личности могут различаться не только по содержанию, но и по уровню обусловленности социумом. Независимо от пола или возраста, а также от социальной принадлежности любой человек имеет основные потребности. Более подробно в своем труде их описал А. Маслоу. Он предложил теорию основанную на принципе иерархической структуры («Иерархия потребностей личности» по Маслоу). Т.е. одни потребности личности являются первичными в соотношении с другими. Например, если человек испытывает жажду или голод, его не особо будет волновать, уважает его сосед или нет. Отсутствие предмета нужды Маслоу называл дефицитными или дефицитарными потребностями. Т.е. при отсутствии еды (предмета нужды), человек будет стремиться любыми путями восполнить такой дефицит любым возможным для него способом.

Основные потребности подразделяются на 6 групп:

1. К ним относят в первую очередь физическую нужду, включающую в себя необходимость в еде, питье, воздухе, сне. Сюда же относится и нужда индивида в близком общении с субъектами противоположного пола (интимные отношения).

2. Нужда в похвале, доверии, любви и др. называется эмоциональными потребностями.

3. Нужда в дружеских отношениях, в уважении в коллективе или другой социальной группе называется общественной потребностью.

4. Нужда в получении ответов на поставленные вопросы, удовлетворении любопытства называются интеллектуальными потребностями.

5. Вера в божественную власть или просто потребность верить называется духовной потребностью. Такие потребности помогают людям обрести спокойствие, переживать неприятности и др.

6. Необходимость самовыражения посредством творчества называется творческой нуждой (потребностями).

Все перечисленные потребности личности – это часть каждого человека. Удовлетворение всех основных нужд, желаний, потребностей человека способствуют его здоровью и позитивному настрою во всех деяниях. Все основные потребности обязательно обладают цикличностью процессов, направленностью и напряженностью. Все потребности в процессах их удовлетворения закрепляются. Вначале удовлетворенная основная потребность временно притихает (угасает) для того, чтобы со временем возникнуть с еще большей интенсивностью.

Потребности, выраженные более слабо, но многократно удовлетворенные, постепенно становятся более устойчивыми. Существует определенная закономерность в закреплениях потребностей – чем многообразнее средства, используемые для закрепления нужд, тем более прочно они закрепляются. В этом случае потребности делаются основами поведенческих действий.

Нужда определяет весь адаптирующий механизм психики. Предметы реальности при этом отражаются как вероятные препятствия или условия для удовлетворения нужд. Поэтому любая основная потребность оснащена своеобразными эффекторами и детекторами. Возникновение основных потребностей и их актуализация направляет психику на определение соответственных целей.

Потребности общества - это социологическая категория, в основе которой лежат коллективные привычки, то есть то, что пришло от наших предков, и укоренилось в обществе настолько сильно, что существует в подсознании. Этим и интересны потребности, зависящие от подсознания, не поддающиеся анализу, рассматривая конкретный индивид. Их необходимо рассматривать глобально, относительно общества.

Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Соответственно экономические потребности это те, для удовлетворения которых необходимы экономические блага. Другими словами экономические потребности - та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей. Любой человек, будь то знаменитость, ученый, певец, музыкант, политик, президент прежде всего зависит от своего природного начала, а значит касается экономической жизни общества, и не может создавать, творить, руководить не касаясь экономической сферы.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.

Научные исследования в XX веке сложно-динамических систем (элементарных частиц, биологических образований, общественных явлений) позволяют утверждать, что общество - это не всякая и не простая совокупность составляющих его индивидов. Конечно, общество складывается из индивидов и не может существовать без них. Однако не всякие объединения индивидов образуют общество.

Первичными объединениями индивидов выступают малые социальные группы. Они имеют общие потребности, интересы, цели. Например, футбольная команда. В круг забот футболистов входит только забивание голов противникам и ничего более. То есть они не озабочены ни производством продуктов питания, ни строительством стадионов, ни оказанием медицинской помощи при травмах, ни многим другим, чем озабочено общество. И поэтому любая малая социальная группа - это еще не общество.

В отличие от малой социальной группы общество - это такое объединение людей, которое обладает самодостаточностью, т.е. способно собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия для совместного существования. Общество - это не просто совокупность образующих его индивидов, а самодостаточная система. И как система оно обладает такими качествами, какими не обладают составляющие его индивиды в отдельности. Системные качества представляют собой не просто сумму однородных качеств, а их обобщение и преобразование. Качества индивидов, которые объединены в общественную систему, обобщаются в том плане, что при вовлечении их в общество происходит извлечение из них общего и отбрасывание единичного, индивидуального. И это общее множества индивидуальных качеств при объединении подчиняется целям и задачам самодостаточного существования системного целого. Вследствие этого обобщенные индивидуальные качества превращаются в новые - общественные качества.

Этот механизм действует и в процессе превращения индивидуальных потребностей и интересов в общественные. Однако превращение это происходит не сразу, а через потребности и интересы малых социальных групп. Последние выступают в виде своеобразного переходного звена между потребностями индивида и общества.

Обобщение индивидуальных потребностей в малой социальной группе приводит, во-первых, к качественному изменению их содержания. Возьмем, к примеру, индивидуальную потребность в самоутверждении. Малая социальная группа тоже проявляет в определенной мере самоутверждение, осуществляя конкурентную борьбу с малыми аналогичными социальными группами. Но это самоутверждение существенным образом отличается от самоутверждения индивида в этой же малой социальной группе. Самоутверждение индивидов в группе может осуществляться за счет улучшения их работы, повышения производительности труда, роста качества производимой продукции, что способствует улучшению работы группы и соответственно ее самоутверждению. Но может и за счет борьбы между индивидами (подсиживания, сколачивания враждующих группировок внутри группы, склок и т. п.), которая ухудшает работу группы в целом и поэтому не способствует самоутверждению ее в конкуренции с другими группами. Таким образом, даже одна и та же потребность, присущая индивиду и малой социальной группе имеет разное содержание, разное удовлетворение и разные последствия.

Во-вторых, обобщение индивидуальных потребностей в малой социальной группе порождает принципиально новые потребности, отсутствующие у индивидов. И это закономерно, ибо само назначение, ради которого создается и функционирует малая социальная группа, определяется обществом либо самостоятельно для удовлетворения только общественных потребностей, либо совместно с индивидами для удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей. Примером первой группы может служить коллектив горно- обогатительной фабрики по производству окатышей для металлургического предприятия, примером второй-бригада скорой медицинской помощи. В любом случае малая социальная группа является общественной формой вовлечения индивида в общественную жизнь с целью удовлетворения тех или иных общественных потребностей.

Малая социальная группа является вместе с тем и переходной формой от индивида к обществу и обратно. Отсюда потребности малой социальной группы представляют собой некое единство индивидуальных и общественных потребностей, их можно сказать, превращенную форму. Ибо в основной малой социальной группе индивид, как правило, не удовлетворяет свои потребности, а зарабатывает деньги, которые выступают универсальным средством удовлетворения если не всех, то многих потребностей индивида. В то же время и общественная потребность, реализуемая в деятельности малой социальной группы, не совсем принадлежит обществу, ибо несет на себе печать специфических особенностей данной группы. Исключение же этих особенностей малых социальных групп достигается за счет их обобщения и выражения в деятельности больших социальных групп. Например, специфические особенности коллективов предприятий промышленности исчезают только в деятельности совокупных работников промышленности: рабочих, инженеров, управленцев (менеджеров). Только в деятельности больших социальных групп потребности общества находят свое окончательное оформление и реализацию. Эта деятельность осуществляется, естественно, посредством деятельности индивидов в малых социальных группах. Но она существенно отличается от деятельности тех же индивидов, удовлетворяющих свои собственные потребности. Хотя довольно часто происходит совпадение индивидуальных и общественных потребностей, когда индивиду нравится его деятельность в малой социальной группе и соответственно она удовлетворяет его ту или иную потребность.

Потребности общества чрезвычайно многообразны. Для их удовлетворения складываются соответствующие сферы, которые представляют собой либо часть общественной жизни, либо её сторону, аспект. Первые имеют определенную пространственно-временную локализацию. Например, экономическая сфера, политическая, бытовая, медицинская, спортивно-физкультурная, образовательная и т. д. Вторые присущи всему обществу, представляя тот или иной срез общественной жизни. Например, нравственная сфера, эстетическая, правовая, социальная и т. д.

Каждая из сфер общества складывается и существует для удовлетворения определенного вида общественных потребностей. В соответствии с этим выделяются следующие общественные потребности:

  • 1. экономические - потребности производства материальных благ, их распространения и потребления;
  • 2. социальные - потребности в нормализации отношений между разными социальными группами;
  • 3. политические - потребности осуществления власти и управления в обществе;
  • 4. правовые - потребности регулирования отношений между людьми нормами права, которые обеспечены силой государства;
  • 5. бытовые - потребности индивидов, необходимые для производства человека и деятельности людей в нерабочее время;
  • 6. спортивно-физкультурные - потребности физического развития и совершенствования человека;
  • 7. медицинские - потребности сохранения и укрепления здоровья людей, предупреждения и лечения заболеваний;
  • 8. образовательные - потребности в организации, обеспечении и осуществлении процесса усвоения систематизированных знаний, умений и навыков;
  • 9. научные - потребность познания природы, общества и человека, их взаимодействия;
  • 10. духовные - потребность в создании, распространении и

потреблении духовных благ: литературных, музыкальных,

театральных, моральных, философских, религиозных и других;

11. социально-культурные - потребности в создании, распространении и потреблении материально-духовных благ, ценностей, услуг (ресторанных, гостиничных, экскурсионных, туристических, развлекательных, народно-промысловых и т. п.).

Общественные потребности реализуются в деятельности разных больших и малых социальных групп, индивидов, которые имеют свои специфические потребности, интересы и представления в отношении одних и тех же благ, ценностей, услуг. Это порождает противоречивость их деятельности по осуществлению общественных потребностей. Поэтому общественные потребности всегда внутренне противоречивы. В наибольшей степени состояние противоречивости, степень ее обостренности и характер разрешения зависят от больших социальных групп, уровня их зрелости (правильно или неправильно они понимают свои интересы, научным или религиозным мировоззрением они обладают, эгоистически или альтруистически они относятся к другим социальным группам и т. д.) и характера отношений между ними (антагонистичны они или нет, противоречивы или компромиссны). Среди больших социальных групп ведущую роль в определении направления и характера удовлетворения общественных потребностей играют основные политические группы общества (в истории человечества - это господствующие и угнетенные, сейчас - номенклатура или властвующая элита и народ).

Формирование и развитие общественных потребностей

Понятие «формирование потребностей» населения в теории и практике рассматривается в двух аспектах: во-первых, как объективный процесс их развития, во-вторых, как определенный вид деятельности общества и государства.

В первом значении оно характеризует объективный процесс движения потребностей, определяемый законом их возвышения; во втором - выступает как вид целенаправленного воздействия общества и государства на воспитание гармонично развитой личности.

При анализе формирования потребностей как объективного процесса важно правильно выявить определяющие его факторы.

Факторы формирования потребностей - условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются и развиваются потребности населения.

Эти факторы подразделяют на объективные и субъективные.

К объективным факторам относятся те, которые действуют независимо от воли и сознания людей и являются внешними по отношению к самому человеку как носителю или субъекту потребностей. К ним относятся социально-экономические и культурно-бытовые условия жизни населения в данной стране, от которых непосредственно зависят степень развитости потребности и возможности их удовлетворения; уровень развития производительных сил и производственных отношений, определяющий условия жизни населения; уровень общественного производства и научно- технического прогресса; интенсивность его проникновения в сфере личного потребления; природно-климатические условия; половозрастной состав населения, численность семей, их состав и т. п.

Субъективные факторы зависят от самого индивида, психофизиологических особенностей личности. Это мнения, предпочтения и вкусы человека, его наклонности, привычки и т. п. Однако, как известно из социологии, и они формируются в определенной социальной среде, которая существенно на них влияет.

Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями. Различают общие закономерности формирования и развития потребностей и специфические.

Общие закономерности формирования потребностей присущи любому общественному строю и проявляются на всех этапах развития человеческого общества, например рост общих размеров потребностей, качественное их возвышение и совершенствования.

Специфические характеризуют отдельные стороны развития личных потребностей, в том числе те, которые присущи определенным общественно-экономическим формациям.

Средства формирования потребностей рычаги с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей. К ним относятся: воспитательнопропагандистская деятельность, рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге. Использование различных методов воздействия на потребителя предполагает знание мотивов его поведения, вкусов предпочтений. Специфика современного спроса такова, что экономически не выгодно выпускать товар, рассчитанный на универсальный уровень требований. Целесообразно создание таких изделий, которые отвечали бы специфическим требованиям определенного контингента потребителей в зависимости от демографических характеристик, условий проживания, климатических и бытовых особенностей. Например нет смысла строить салон модной одежды в городских трущобах, или продавать кондиционеры на Калыме или на Аляске.

Можно достаточно эффективно использовать дифференцированный подход к изучению, удовлетворению и формированию спроса различных категорий потребителей на основе так называемой сегментации рынка, которая рассматривает рынок не как однородную массу, а как сумму сегментов (секторов), в каждом из которых проявляется особый характер спроса. Сегментация рынка предполагает проведение работ по типологии потребителей, т. е. выявлению важнейших типов потребителей и их специфических требований в зависимости от демографических, социально- экономических, психологических и других различий. Например, исследования в области формирования спроса населения на одежду свидетельствует о наличии двух основных возрастных групп, предъявляющих различные требования к современной одежде. Так первая группа - молодежная - предъявляет повышенные требования к эстетическим параметрам, внешнему виду предметов одежды, её соответствию моде и т. п. Вторая группа люди старших возрастов - предпочтение отдает удобству одежды, применяемым материалам. В данном случае стоит позаботиться и о дизайне магазина, возрасте, поле и внешним данным продавца. То есть необходимо просчитать все исходя из потребностей той части общества с которой имеет дело магазин, салон или отрасль.

Некоторые виды потребностей в каком либо обществе формируются годами. Они передаются из поколения в поколение и укореняются в подсознании членов общества. На это влияет множество факторов, в том числе и общественное устройство, какие-то природные ресурсы, идеология. Имеют место традиции и обычаи. Все это относится к неценовым факторам изменения спроса.

Уже не раз я применял слово «спрос» вместо слова «потребности». Близость этих понятий очевидна: предположим потребность прошла стадии зарождения и терпит стадию расцвета, тогда спрос на объект этой потребности, т. е. благо, будет возрастать. Но понятие «потребность» гораздо шире и разнообразнее.

Методы формирования потребностей - конкретные способы использования отдельных средств для активного целенаправленного воздействия на потребности населения.

Различают экономические, социально-психологические и организационные средства и методы формирования потребностей.

К экономическим средствам формирования потребностей относятся те, которые связанны с хозяйственной деятельностью общества, отдельных предприятий и отраслей, а так же индивидов как носителей потребностей. Основным из этих средств являются: производство товаров, особенно новых, которое вызывает к жизни и формирует потребности в них; прогрессивные изменения так называемой инфраструктуры потребления (например, газификация и электрификация быта, развитие автомобильных дорог, компьютерных сетей, и прочих путей сообщения которые связывают жителей разных районов, и упрощают передачу информации. Это влияет как на самих потребителей, так и на их образ жизни в целом.

К социально-психологическим средствам формирования потребностей относятся те, с помощью которых оказывается воздействие на сознание потребителей. С помощью этих средств можно стимулировать развитие одних потребностей, ограничивать социально-бесперспективные, нерациональные потребности.

Организационные средства связанны с самой организацией процесса. К ним относятся выставки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставки товаров-новинок, демонстрация моделей одежды.

Организационные средства используются в тесном взаимодействии с социально-психологическими.

Существуют множество методов и факторов формирования потребностей. Деловым людям начинающим деятельность, направленную на работу с обществом, необходимо подробно изучить объективные факторы формирования потребностей этого общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов.

Вопросы и задания для повторения

  • 1. Какие потребности относятся к общественным?
  • 2. Какие потребности относятся к индивидуальным?
  • 3. Каковы индивидуальные психические и физиологические особенности человека как основа запросов и потребностей человека.
  • 4. Что является источником развития потребностей?
  • 5. Раскройте проблему формирования и развития общественных потребностей.

Введение

Человек не может жить развиваться не только без пищи, воздуха, без определённого температурного комфорта, но и без движений, без контактов с другими людьми, без определенного уклада общественной жизни. Сообразно этому он имеет отчасти врожденные, а главным образом складывающиеся в ходе жизни формы субъективного отражения своей нужды в чём-либо, то есть потребности.

В основном потребности человека подразделяются на два вида, такие как биологические и социальные.

Социальные потребности человека оказывают влияние на его социальное развитие.

Движущей силой социального развития является противоречие между растущими потребностями человека и реальными возможностями его удовлетворения.

Наиболее благоприятными условиями социального развития личности выступают социальная поддержка и потребности личности.

Проблема социального конфликта всегда был в той или иной степени актуальна для любого общества.

Конфликт представляет собой столкновение интересов различных групп, сообществ людей, отдельных индивидуумов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники общественного движений, в самом развитии конфликта начинают понимать его содержание, приобщаются к тем целям, которые выдвигают конфликтующие стороны и воспринимают их как свои собственные

Социальные потребности человека

Социальные потребности - это потребности человека в трудовой деятельности, социально-экономической активности, духовной культуре, т.е. во всем, что является продуктом общественной жизни.

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.

Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между "своими" и "чужими", совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей "для другого" над потребностями "для себя" человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

  • 1) потребности для других;
  • 2) потребности для себя;
  • 3) потребности вместе с другими.
  • 1. Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность "для других" выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность "для других" реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип "для себя". Примером потребности "для других" может служить герой рассказа Ю. Нагибина "Иван". "Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали".
  • 2. Потребность "для себя": потребность самоутверждения в обществе, потребность самореализации, потребность самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности "для себя" потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями "для других", и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев потребности "для себя" выступают как иносказательное выражение потребностей "для других". Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей "для себя" и потребностей "для других" - так пишет П. М. Ершов: "Существование и даже "сотрудничество" в одном человеке противоположных тенденций "для себя" и "для других" возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных. Притязание даже на самое значительное место "для себя" легче реализовать, если при этом по возможности не задевать притязания других людей; наиболее продуктивными средствами достижения эгоистических целей являются такие, в которых содержится некоторая компенсация "для других" -тех, кто претендует на то же место, но может довольствоваться и меньшим..."
  • 3. Потребности "вместе с другими". Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность мира. Особенность потребностей "вместе с другими" - объединение людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер.

Социальные (и социально-психологические) потребности человека:

  • 1) гарантированные законом или обычаями гражданские свободы (совести, волеизъявления, места проживания, равенства перед обществом и законом и т.д.);
  • 2) конституционные или традиционно-общественные гарантии и общая степень уверенности в завтрашнем дне (отсутствие или наличие страха перед войной, иным тяжелым социальным кризисом, потерей работы, изменением ее направленности, голодом, лишением свободы за убеждения или высказывания, бандитским нападением, воровством, неожиданным острым или хроническим заболеванием в условиях плохо организованного здравоохранения, инвалидностью, старостью, распадом семьи, ее незапланированным ростом и т.д.);
  • 3) моральные нормы общения между людьми;
  • 4) свобода познания и самовыражения, в том числе через уровень образования, изобразительное и другие виды искусства, максимальной отдачи сил и способностей людям, обществу с получением от них знаков внимания;
  • 5) чувство нужности обществу (личной и эталонной для человека группы), а через него нужности самому себе;
  • 6) возможность образования социальных групп различного иерархического уровня и свободного общения с лицами своего круга - своей этнической, социальной, трудовой, экономической группы и их половозрастных модификаций как непосредственно, так и через средства информации;
  • 7) сознание своего пола и возраста, следование их общественным нормативам;
  • 8) наличие или возможность образования семьи как социальной ячейки;
  • 9) соответствие выработанных в ходе социализации стереотипов и идеалов реальным общественным нормам (совпадение индивидуальной картины мира с реальной действительностью) или терпимость общества к индивидуальным стереотипам, отличающимся от сложившихся общественных норм (если они не переходят в патологию);
  • 10) равномерность информационно-познавательной среды (без информационных перегрузок и информационного «вакуума»);
  • 11) определенный социальный фон для удовлетворения остальных групп потребностей человека.

Существование социальных потребностей обусловлено жизнью человека с другими индивидами и при постоянном взаимодействии с ними. Общество оказывает влияние на формирование структуры личности, ее нужд и желаний. Гармоничное развитие личности вне общества невозможно. Потребность в общении, дружбе, любви может быть удовлетворена только в процессе взаимодействия человека и общества.

Что такое «потребность»?

Это нужда в чем-либо. Она может носить как физиологический, так и психологический характер, служит мотивом к действию и «заставляет» индивида предпринимать шаги, направленные на удовлетворение своей нужды. Потребности выступают в виде эмоционально окрашенных желаний и, как следствие, ее удовлетворение проявляется в виде оценочных эмоций. Когда индивид нуждается в чем-либо, он чувствует отрицательные эмоции, а по мере удовлетворения своих нужд и желаний появляются положительные эмоции.

Неудовлетворение физиологических нужд может привести в смерти живого организма, а психологических - вызвать внутренний дискомфорт и напряжение, депрессию.

Удовлетворение одной потребности влечет за собой появление другой. Их безграничность - одна из особенностей развития индивида как личности.

Потребности заставляют воспринимать окружающую действительность избирательно, через призму своей нужды. Они концентрируют внимание индивида на объектах, способствующих удовлетворению текущей нужды.

Иерархия

Многообразие человеческой природы является причиной существования различных классификаций потребностей: по объекту и субъекту, сферам деятельности, временной устойчивости, значимости, функциональной роли и т. д. Наиболее широко известна иерархия потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу.

  • Первая ступень - это физиологические нужды (жажда, голод, сон, сексуальное влечение и т. д.).
  • Вторая ступень - безопасность (отсутствие страха за свое существование, уверенность).
  • Третья ступень - социальные потребности (общение, дружба, любовь, забота о других, принадлежность к социальной группе, совместная деятельность).
  • Четвертая ступень - нужда в уважении со стороны других и себя самого (успех, признание).
  • Пятая ступень - духовные потребности (самовыражение, раскрытие внутреннего потенциала, достижение гармонии, развитие личности).

Маслоу утверждает, что удовлетворение потребностей, находящихся на нижних ступенях иерархии ведет к усилению вышележащих. Человек, испытывающий жажду, концентрирует свое внимание на поиске источника воды, а необходимость общения отходит на задний план. Важно помнить, что потребности могут существовать одновременно, вопрос стоит лишь в приоритете.

Социальные нужды

Социальные потребности человека проявляются не столь остро, как физиологические, однако они играют важнейшую роль при взаимодействии индивида и общества. Реализация социальных нужд невозможна вне общества. К социальным потребностям относятся:

  • потребность в дружбе;
  • одобрении;
  • любви;
  • общении;
  • совместной деятельности;
  • заботе о других;
  • принадлежности к социальной группе и т. д.

На заре развития человечества именно социальные потребности способствовали развитию цивилизации. Люди объединялись для защиты и охоты, борьбы со стихиями. Их удовлетворение в совместной деятельности способствовало развитию сельского хозяйства. Реализация потребности в общении подтолкнула развитие культуры.

Человек - существо социальное и он тяготеет к общению с себе подобными, поэтому удовлетворение социальных потребностей не менее важно, чем физиологических.

Виды социальных нужд

Различают социальные потребности по следующим критериям:

  1. «Для себя» (желание самоутверждения, признания со стороны других, власти).
  2. «Для других» (потребность в общении, защите других, бескорыстной помощи, отказ от своих желаний в пользу других).
  3. «Вместе с другими» (выражается в виде желания быть частью большой социальной группы для реализации масштабных идей, которые принесут пользу всей группе: объединение ради противостояния агрессору, ради смены политического режима, ради мира, свободы, безопасности).

Первый вид может быть реализован только через потребность «для других».

Классификация по Э. Фромму

Немецким социологом Эрихом Фроммом была предложения иная потребностей:

  • связи (желание индивида быть частью какой-либо социальной общности, группы);
  • привязанности (дружба, любовь, желание делиться теплыми чувствами и получать их взамен);
  • самоутверждение (желание ощутить себя значимым для других);
  • самосознание (желание выделится на фоне других, ощутить собственную индивидуальность);
  • ориентир (индивиду необходим некий эталон для сравнения и оценки своих действий, в качестве которого может выступать религия, культура, национальные традиции).

Классификация по Д. МакКлелланду

Американский психолог Дэвид МакКлеллад предложил свою классификацию социальных потребностей на основе типологии личности и мотивации:

  • Власть. Люди тяготеют к влиянию на других и возможности контролировать их действия. Существует два подтипа таких личностей: те, кто желает власти ради самой власти, и те, кто стремится к власти ради решения проблем других людей.
  • Успех. Эта потребность может быть удовлетворена лишь в том случае, когда начатое дело успешно доведено до конца. Она заставляет индивида брать на себя инициативу и риски. Однако в случае неудачи, человек будет избегать повторения негативного опыта.
  • Причастность. Такие люди стремятся наладить дружеские отношения со всеми и стараются избегать конфликтов.

Удовлетворение социальных нужд

Главной особенностью социальных нужд является то, что удовлетворить их можно только при взаимодействии с обществом. Само возникновение таких потребностей связано с социумом на текущем этапе культурно-исторического развития. Деятельность - основной источник удовлетворения социальных нужд личности. Изменение содержания общественной деятельности способствует развитию социальных потребностей. Чем разнообразнее и сложнее тем совершеннее становится система потребностей личности.

Значимость

Влияние социальных потребностей следует рассматривать с двух сторон: с точки зрения индивида и с точки зрения общества в целом.

Удовлетворение социальных нужд помогает человеку чувствовать себя полноценным, нужным, повышает самооценку и уверенность в собственных силах. Важнейшие социальные потребности - это общение, любовь, дружба. Они играют первостепенную роль в становлении индивида как личности.

С точки зрения общества они являются двигателем развития всех сфер жизнедеятельности. Ученый, желая признания (удовлетворение потребности «для себя») изобретает способ лечения тяжелого заболевания, которое спасает многие жизни и вносит вклад в развитие науки. Мечтающий прославиться художник, в процессе удовлетворения своей социальной потребности, вносит вклад в культуру. Подобных примеров можно привести множество, и все они будут подтверждать, что удовлетворение потребности отдельного индивида также важно для общества, как и для самого человека.

Человек - существо общественное и не может гармонично развиваться вне его. К главным общественным нуждам индивида относятся: потребность в общении, дружбе, любви, самореализации, признании, власти. Многообразие способствует развитию системы нужд индивида. Неудовлетворение социальных нужд вызывает апатию и агрессию. Социальные потребности способствуют не только совершенствованию индивида как личности, но и являются двигателем развития общества в целом.

Социальные потребности

Потребности, связанные с определенными аспектами социального поведения - например, потребность в дружбе, потребность в одобрении окружающих или стремление к власти.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Социальные потребности" в других словарях:

    ПОТРЕБНОСТИ - нужда в чем либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Потребности делятся на биологические, свойственные… … Большой Энциклопедический словарь

    ПОТРЕБНОСТИ Современная энциклопедия

    Потребности - ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чем либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают потребности биологические, свойственные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Социальные выплаты - доплаты на лечение, отдых, проезд и иные социальные потребности... Источник: РЕШЕНИЕ Совета депутатов городского округа Звенигород МО от 03.04.2007 N 57/8 О ПОЛОЖЕНИИ О СИСТЕМЕ ОПЛАТЫ ЛИЦ, ЗАНИМАЮЩИХ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДОЛЖНОСТИ И ЗАМЕЩАЮЩИХ ДОЛЖНОСТИ … Официальная терминология

    потребности - нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. В психологии особое состояние психики индивида, ощущаемое или… … Энциклопедический словарь

    Потребности экономические - часть имеющихся в обществе потребностей (См. Потребности), для удовлетворения которой необходимо общественное воспроизводство. Отношения собственности, весь общественно экономический строй в решающей мере определяют социальные формы… … Большая советская энциклопедия

    Потребности - Потребность – источник активности живых существ. Наиболее древние в эволюционном плане потребности являются генетическими программами, направленными на сохранение жизни, размножение и освоение окружающей среды. Чем больше полезных потребностей у… … Википедия

    Потребности личности при социализме - Потребности объективное состояние субъекта, выражающее противоречие между имеющимся и необходимым (или представляющимся субъекту необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. Становление потребностей личности… … Научный коммунизм: Словарь

    ПОТРЕБНОСТИ - ПОТРЕБНОСТИ, нужда в чём либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутр. побудитель активности. П. общества, и прежде всего экон. П. как основа всего… … Демографический энциклопедический словарь

    ПОТРЕБНОСТИ - одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики. Это виды продукции, товаров; услуг, вещей, в которых нуждаются люди, которые они желают, стремятся иметь и потреблять, использовать. К потребностям относят не только то, что… … Экономический словарь

Книги

  • Социальные стили , Марина Калдина. На этом занятии вы познакомитесь с так называемыми группами К.Хорни или с социальным стилем каждого типа. Социальный стиль показывает нам то, как каждый тип старается удовлетворить свои… Купить за 1499 руб аудиокнига
  • История куртизанок , Эббот Элизабет. Автор начинает свою книгу с важного замечания: положение любовниц не всегда было так позорно, как теперь. Это связано с тем, что романтический брак - явление сравнительно новое. Исторически…


Детская комната