Испанская оперная певица монтсеррат кабалье. ✨ Монтсеррат Кабалье: "В жизни ни от чего не надо отказываться

Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фольк - известная на весь мир испанская оперная певица, профессиональный педагог по вокалу, мать двоих детей

Дата рождения: 12 апреля 1933 г.
Место рождения: Барселона, Испания
Знак зодиака: Овен

«Музыка – это волшебство. Тот, кому посчастливилось жить с ней, испытывает нечто необычное. Когда ты слышишь мелодию впервые, работаешь над образом, садишься за фортепиано и начинаешь играть, ты вдруг чувствуешь, что музыка проникает в кровь, проходит по всему телу. Это не просто секундная вспышка. Наслаждение музыкой – это лучшее, что может быть в жизни».

Биография Монсеррат Кабалье

Город, в котором родилась знаменитая певица – Барселона. Отец часто брал маленькую Монсеррат на прогулки по берегу моря. Море – это их общая страсть. У нее были замечательные родители, которые научили ее и брата выживать в трудных условиях.

В доме рабочего и поденной работницы - родителей Монсеррат, всегда звучала музыка. И маленькая Монсеррат тоже пела на рождественских вечерах арии из оперы «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини, которые слышала много раз. Она пела без слов или повторяла одну строчку: «В ясный день желанный, желанный, желанный». Именно тогда она поняла, что хочет заниматься музыкой.

Кабалье была студенткой консерватории при театре Лисео в Барселоне. В первые восемь месяцев она с другими учениками занималась только физкультурой – педагог хотел развить их в физическом и музыкальном плане, чтобы они могли с легкостью извлекать звук.

В тяжелые времена, когда денег не хватало, Кабалье нашла работу, которую никогда ранее не выполняла – она должна была резать ткань для платков. С нею работали люди, которые оказывали ей всяческую поддержку, потому что очень жалели. Ей прошлось бросить учебу из-за трудного финансового положения, но она продолжала работать. Однако на помощь талантливой девушке пришла семья меценатов Мата, и Кабалье окончила обучение в 1954 году.

Ей исполнилось 23 года (в 1956 году), когда она впервые вышла на сцену оперного театра в Швейцарии, в Базеле. Туда же из Барселоны переехала вся ее семья. Коллеги во всем ей помогали, в театре была крепкая, дружная команда. Например, так как Кабалье не знала немецкого языка, сотрудники переводили для нее роль на испанский язык.

Потом она уехала в музыкальное сердце Европы – в Германию. В Бременской опере ей предложили роль, она начала репетировать оперы Джузеппе Верди «Травиату» и «Трубадура». Это была новая школа. Кабалье разучила большой репертуар в этот период и получила базу не только в техническом, но и музыкальном плане. Правда, в то время она подумывала о том, чтобы уйти из профессии, но ее переубедил брат Карлос. Кстати, именно Карлос Кабалье открыл миру Хосе Каррераса.

На сцену родного театра Лисео в Барселоне Кабалье вернулась только в 1962 году с «Арабелой» Штрауса.

Мир узнал о Кабалье в 1965 году, когда она заменила американскую певицу Мэрилин Хорн в партии Лукреции Борджии в одноименной опере Гаэтано Доницетти. Хорн была беременна, поэтому руководством Карнеги Холла было решено пригласить Кабалье. Ее исполнение так восхитило публику, что Кабалье не отпускали со сцены 20 минут и рукоплескала диве. Сама Хорн вспоминала об этом триумфе:

«Это была одна из самых блистательных удач. Она взяла Нью-Йорк штурмом! Не каждому это под силу, особенно в этой стране».

В 1965 году Кабалье приглашают петь партию Маргариты в «Фаусте». На этой сцене Карнеги Холла Монсеррат не раз выступала вплоть до 1988 года.

24 января 1970 года певица дебютировала в театре «Ла Скала», в уже знакомой партии Лукреции Борджиа. В последующие годы исполнила в театре «Ла Скала» Марию Стюарт, Норму, Луизу Миллер, Анну Болейн.

Испанский оперный певец Пласидо Доминго о Монсеррат Кабалье:

«Я смотрел спектакль Монсеррат в «Ла Скала». Это была незабываемая «Норма», которая вошла в историю этого театра. Я видел реакцию публики после арии «Casta Diva». Это было не только на «Норме», но и на других спектаклях: зал аплодировал стоя около 40 минут после выходной партии Нормы».

«Мы работали вместе в течение нескольких лет и каждый раз мы совершали какое-то открытие. И все вокруг нас было наполнено волшебством».

В 1972 году художественный руководитель Лондонской оперы Денни Дэвис попросила певицу принять участие в спектакле «Лукреция Борджиа». Большая часть дисков Кабалье записана именно в Лондоне. Она принимала участие сразу в нескольких спектаклях: таковы были условия контракта.

В 1987 году произошло знаменательное событие, которое изменило отношение всего мира к оперной классической музыке. Это был дуэт двух великих людей: оперной певицы Кабалье и рок-певца Фредди Меркьюри с композицией «Барселона».


В ноябре 2000 года Кабалье пригласили в Москву поучаствовать в благотворительном концерте-акции фонда «Мир Искусства» «Звезды мира - детям».

Индийский дирижер Зубин Мета о Монсеррат Кабалье:

«Монсеррат задала мне и многим другим певцам, например Пласидо Доминго, ту планку, тот уровень, которого очень сложно достичь».

Личная жизнь

В 1964 году Кабалье стала женой испанского оперного певца Бернабе Марти, с которым впервые поцеловалась на сцене в опере «Мадам Баттерфляй». Монсеррат позже шутила:

«Я, наверное, единственная мадам Баттерфляй, которая все-таки вышла замуж за Пинкертона».

«Я никогда не забуду то ощущение счастья, которое я испытала в день свадьбы».

Они были гораздо больше, чем муж и жена, они были друзьями и коллегами. Через два года после свадьбы родился сын Бернабе, а в 1972 году - дочь Монсеррат.

Практически вся жизнь певицы была посвящена работе. Муж так вспоминает былые времена:

«Я знаю, как она переживала, как хотела побыть некоторое время рядом с детьми после работы, но такова наша профессия: мы должны быть в ней лучшими».

Дата рождения Марии де Монтсеррат Вивианы Консепсьон Кабалье-и-Фолк (полное имя певицы) – 12 апреля 1933 года. Отец Монтсеррат был простым рабочим на предприятии по производству химических удобрений, а у мамы вообще не было постоянной работы, и она была вынуждена подрабатывать за копеечную зарплату.

Когда маленькая Монтсеррат пошла в школу, дети сразу же ее невзлюбили за молчаливый и скрытный характер, к тому же, над ней смеялись за то, что она ходила на занятия постоянно в одном скромном платье. Семья Кабалье и так жила на грани нищеты, а тут еще и отцу пришлось оставить работу из-за тяжелой болезни. Однако никакие бытовые трудности не только не пугали Монтсеррат, а даже наоборот – закаляли ее характер. Чтобы хоть как-то помочь семье, девочка пошла работать на фабрику носовых платков.

Знакомство Монтсеррат с оперным искусством произошло, когда ей было всего семь лет. Малышка настолько была поражена услышанным и увиденным, что весь обратный путь из театра горько рыдала над роковой судьбой мадам Баттерфляй. Маленькой Монтсеррат очень понравилась опера: слушая старую грампластинку, она выучила арию главной героини, и, будучи семилетним ребенком, поклялась, что обязательно станет богатой и знаменитой оперной певицей.

И, спустя несколько лет, судьба улыбнулась Монтсеррат, введя в ее жизнь супругов-меценатов Бельтран Мата, помогающих юным дарованиям. Именно благодаря им, девочка попала в знаменитую барселонскую консерваторию Liceo, к преподавательнице-венгерке Эугении Кеммени, которая превратила редкий самородок в бесценный бриллиант. Кстати, даже сейчас великая Монтсеррат Кабалье начинает свой день со специальных дыхательных упражнений, разработанных когда-то ее учительницей Кеммени.

Путь к опере

В Филармоническом драматическом лицее Барселоны Монтсеррат отучилась 12 лет и в 1954 году закончила его с отличием. Меценаты Бельтран Мата посоветовали будущей певице начать свою карьеру в Италии: они оплатили все расходы на путешествие и снабдили ее рекомендательным письмом к известному оперному певцу Раймундо Торресу, который, в свою очередь, порекомендовал Монтсеррат директору флорентийского театра «Maggio Fiorentino» — Сицильяни. После прослушивания, Сицильяни принял Кабалье в свой театр.

Первое выступление в театре «Maggio Fiorentino» Монтсеррат принесло ей еще одну удачу в лице директора Оперного театра Базеля, который пришел на спектакль – он был настолько очарован голосом дебютантки, что предложил ей контракт на три года.

Монтсеррат приняла предложение и уехала в Швейцарию. Датой профессионального дебюта певицы считается 17 ноября 1956 года, когда она исполнила на сцене Базельского театра партию Мими в опере Джакомо Пуччини «Богема». Успех был ошеломительным!

Когда в 1959 году Кабалье уже работала в Оперном театре в Бремене, она получила приглашение выступить в родном Барселонском Лицее. Монтсеррат с радостью согласилась, и покорила зрителей партией Арабеллы Штрауса.

Международную известность певица получила в 1965 году, причем, совершенно неожиданно. Ей предложили выступить в Нью-Йорке в «Карнеги-Холле» вместо заболевшей американской певицы Мэрилин Хорн с партией Лукреции Борджиа.

Американская публика, избалованная выступлениями настоящих оперных звезд, прослушала первую арию Монтсеррат, затаив дыхание, после чего, взорвалась 20-минутными овациями. Утром первые полосы всех газеты были посвящены неимоверному выступлению испанской певицы – это был билет к мировому признанию.

С этого дня театральная судьба Кабалье была предрешена: все ее выступления на самых знаменитых сценах столиц мира проходили с ошеломительным успехом. Где она только ни выступала: и в Большом Колонном зале Кремля, и в Белом доме в Вашингтоне, и в нью-йоркской Аудитории Генеральной Ассамблеи ООН, и в Зале Народа в Пекине, и во многих других известнейших местах.

В 1974 году Монтсеррат Кабалье получила статус Почетного Посла ООН и Посла Доброй Воли ЮНЕСКО.

Жизнь Монтсеррат вне сцены

Являясь истинной католичкой, оперная дива всегда ставила на первое место свою семью. В 1964 году она стала женой Бернаба Марти, в то время являвшимся довольно известным оперным певцом, и вот уже не одно десятилетие Монтсеррат счастлива в браке. У певицы есть двое, сейчас уже взрослых детей – сын Бернабэ Марти и дочь Монтсеррат Марти, которая тоже выбрала карьеру оперной певицы.

Монтсеррат Кабалье отлично водит машину, любит плавание и прогулки. Еще одним давним увлечением певицы, переросшим в настоящую страсть, является живопись. По словам самой Монтсеррат, сначала она писала акварелью, потом - карандашом, а по мере приобретения мастерства, она даже осмелилась писать картины маслом. И хоть сама певица называет свои работы «наивной живописью», все же, она владеет кистью не хуже, чем своим волшебным голосом.

Величественная Монтсеррат научилась «ладить» и со своим солидным телосложением. Когда-то она получила серьезную травму головы, попав в аварию, в результате которой, участок мозга, отвечающий за нормальный обмен веществ в организме, атрофировался, поэтому, как бы мало ни ела певица, похудеть она не может. Эта же авария закалила и волю Монтсеррат: даже будучи закованной в гипс, на костылях, певица продолжала выступать.

У Кабалье широкая и небезразличная к чужому горю душа – оперная звезда довольно часто дает благотворительные концерты на разных «не престижных» сценах. Несмотря на мировую известность, певица убеждена, что главное – не зал, в котором она выступает, а люди, для которых она поет.

Веру в Бога считает Монтсеррат Кабалье основой своего творчества. Эта вера помогает ей быть выше всех закулисных страстей и интриг, быть мудрой и сильной, и служить людям, даря им свой волшебный голос и свой талант.

Freddie Mercury & Montserrat Caballé

Испанская оперная певица, прославившаяся на весь мир своей техникой бельканто.

Родилась Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фольк 12 апреля 1933 года в Барселоне в семье простых рабочих. Имя девочки выбрано родителями не случайно, поскольку роды были сопряжены с трудностями. Врачам удалось спасти ребенка, шея которого была обвита пуповиной. Мать девочки посчитала это знаком свыше и назвала ее в честь Каталонской горы Монтсеррат, у которой нашла прибежище Дева Мария.

Монтсеррат любила петь с самого детства. Несмотря на то, что с годами к ней пришли слава и признание, счастливицей она себя не считала. Детство и юность будущей любимицы публики прошли в нищете. В школьные годы ей пришлось подрабатывать швеей, закройщицей и даже продавцом. «Если бы кто-то знал, сколько носовых платков я сделала!» - рассказывала она. Монсеррат была требовательна и строга, не любила слов «везунчик» и «любимец судьбы», по ее мнению, успеха можно достичь посредством долгого и упорного труда.

Деньги, полученные с подработки, Монтсеррат тратила на учебу, уроки музыки и изучение французского и итальянского языков. При этом, трудовая деятельность ни коим образом не сказывалась на успеваемости. После окончания школы она намеревалась поехать в Италию на прослушивание. Но средств отправить дочь в другую страну у родителей не было. К счастью, отыскалась семья меценатов Мельтран Бата, взявших на себя все расходы и написавших рекомендательное письмо известному в те годы баритону Раймундо Торресу.

В Италии Кабалье устроилась в театр, где проработала недолго - на одном из выступлений ее заметил директор театра оперы Базель и пригласил на работу в Швейцарию. Но не все было так гладко: когда молодая исполнительница только приехала в Италию, один из местных импресарио посоветовал ей выйти замуж и печь детям пироги, мол таким полным людям не место на сцене. Тогда поддержку она нашла в родном брате Карлосе, который стал ее личным импресарио. Благодаря семейному подряду у певицы началась международная карьера.

Кстати, с лишним весом Кабалье так и не справилась при жизни. Певица серьезно пополнела после автокатастрофы. Часть мозга, отвечающая за липидный обмен, атрофировалась и, что бы не делала Монтсеррат – лишний вес не уходил.

Неожиданный успех к Монтсеррат Кабалье пришел после того, как ей предложили исполнить партию Лукреции Борджиа, которую до нее прекрасно исполняла американская оперная певица Мэрилин Хорн. После выступления Монтсеррат в нью-йоркском «Карнеги-холле» зрители встали и аплодировали ей более получаса. Очаровала исполнительница не только зал, но и критиков. После этого судьбоносного выступления ее карьера начала развиваться быстрыми темпами, и о ней узнал весь мир.

Опера Беллини «Норма», премьера которой прошла в театре «Ла Скала», стала следующей вершиной в карьере Монтсеррат. С этой и многими другими ведущими партиями певица выступала по всему миру: в Большом Колонном зале Кремля, Белом доме в США, в Аудитории ООН и в Зале Народа в КНР. Среди ее партнеров по сцене были ведущие тенора: Хосе Каррерас, Пласидо Доминго, Лучано Паворотти. За всю жизнь она приняла участие более чем в 120 операх, с ее участием вышли сотни дисков.

Кабалье никогда не боялась экспериментов на сцене. Ее дуэты с рок-исполнителями возглавляли музыкальные хит-парады. Один из самых известных дуэтов – с рок-звездой Фредди Меркьюри, лидером группы «Queen». Кабалье и Меркьюри исполнили на открытии Олимпийских игр 92-го года хит «Барселона».

Несмотря на колоссальный успех в музыкальном творчестве, семья для Монтсеррат была превыше всего. Она не скрывала, что если обстоятельства потребуют, то она уйдет со сцены. С мужем Мартинесом Беннабе они познакомились, когда его пригласили подменить заболевшего тенора в «Мадам Баттерфляй». Поцеловавшись на сцене, молодые люди полюбили друг друга на всю жизнь.

Бракосочетание Марти и Монтсеррат произошло на священной горе, в честь которой была названа певица. Супруги воспитали двоих детей: дочь Монтситу и сына Бернабе. Муж Кабалье несколько лет выступал с женой, но потом заболел и начал проводить больше времени дома. По словам Кабалье, у них никогда не было ссор в борьбе за творческое первенство, поскольку муж понимал, что при острой необходимости она готова отказаться от музыки. Свою позицию она не раз подтверждала делами – однажды ее сын заболел, и она отменила все предстоящие концерты на неделю. Театр пытался судиться с ней, но безуспешно.

Это не последний раз в жизни Кабалье, когда она сидела на скамье подсудимых. В 2015 году Монтсеррат получила условный срок и штраф более 250 тысяч евро за то, что на протяжении пяти лет уходила от налогов, перечисляя гонорары от выступлений в банки Андорры. Когда схема была раскрыта, ее приговорили к шести месяцам тюрьмы. К счастью, ей удалось задобрить прокурора, и тюремный срок был заменен на условный.

Кабалье выступала на сцене до конца жизни, но никогда не ощущала себя звездой мирового масштаба. Она говорила, что не любит из себя что-то изображать, поскольку так поступают лишь полные нули. Она считала, что нельзя гордиться тем, что дано тебе свыше, ведь это заслуга природы и Бога.

Монтсеррат умерла 6 октября 2018 года на 86-м году жизни из-за проблем с мочевым или желчным пузырем. По просьбе родных причина смерти обнародована не будет. 7 октября состоялась церемония прощания с оперной примой. Похороны пройдут 8 октября. Племянница певицы сообщила, что похоронена Монтсеррат будет рядом с могилами родителей.

06.10.2018 21:00

Оперной певице было 85 лет.

В возрасте 85 лет в Барселоне умерла всемирно известная оперная певица Монсеррат Кабалье.

Похороны Кабалье пройдут в понедельник, 8 октября. За день до этого в центре погребальных ритуалов Лес-Кортс в Барселоне пройдет церемония прощания.

Причина смерти Монсеррат Кабалье стала известна СМИ

Известно, что несколько лет назад Кабалье боролась с онкологией. Опухоль в ее голове, под корой головного мозга, появилась после аварии, из-за чего однажды артистка потеряла сознание на сцене в Японии. Там же ее позже прооперировал местный профи, удалив образование. После хирургического вмешательства исполнительница заново училась говорить, петь и ходить.

Точная причина смерти Кабалье будет оглашена позже.

Биография Монсеррат Кабалье

Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фольк родилась 12 апреля 1933 года в Барселоне, в семье простых людей. Девочке дали имя в честь монастыря и священной горы, на которой он расположен. Среди каталонцев гору называют святая Мария Монсеррат.

Маленькая Монсеррат любила петь и это у нее очень хорошо получалось. Сначала она исполняла песни любимых артистов. Позже началось обучение у лучших музыкальных педагогов.

Поскольку семья жила бедно, девушка решила устроиться на работу, ей пришлось подрабатывать швеей и закройщицей, еще она трудилась продавцом, все это было совместно с учебой.

Еще одно увлечение Кабалье - это изучение иностранных языков. Учеба в давалась с легкостью, окончив лицей в 1954 году, она получила золотую медаль.

Еще в годы учебы заметив ее талант, педагоги рекомендовали ей посетить Италию, чтобы пройти прослушивание в театре. Но в скромной семье не было таких средств и переезд был невозможен. Только благодаря участию меценатов, Кабалье смогла попасть в театр, ей дали работу.

На одном из выступлений ее заметил директор театра оперы Базель, он был очарован ее неповторимым голосом. После выступление последовало приглашение на работу в театр Базель.

В 1956 году певица согласилась и переехала на год в Швейцарию. Карьера оперной дивы Однажды в Нью-Йорке Кабалье предложили исполнить партию Лукреции Борджиа с выступлением в "Карнеги-Холл". Выступление прошло великолепно, публика была очарована ее необыкновенным голосом и аплодировала стоя почти полчаса.

Практически мгновенно Кабалье стала знаменитой и для нее открылись самые известные сцены мира.

Останавливаться на достигнутом певица не хотела и продолжала совершенствовать свой голос. Ее работоспособности и упорству можно позавидовать и удивиться. Репертуар оперной дивы сложен и многогранен, он состоит из 40 полноценных опер, а также из 130 оперных партий.

Кабалье — одна из немногих оперных певиц, чьи поп-записи попадали в чарты. В 1988 году она вместе с лидером группы Queen Фредди Меркьюри записала альбом Barcelona, заглавная песня с которого, созданная к Олимпийским играм 1992 года, в итоге стала символом Барселоны и всей Каталонии.

Много лет подряд певица была лучшей в мире. Кстати, она даже как-то у себя дома давала уроки пения Николаю Баскову, обучая его правильной технике дыхания, поскольку это очень важно для оперных певцов.

В активе певицы множество престижных международных премий. Она награждена орденами и медалями различных стран, в числе которых испанский орден Исабель, французский орден Командора искусств и литературы, золотая медаль Академии литературы, науки и искусства Италии, российский орден Дружбы.

Семья и личная жизнь Монсеррат Кабалье

В 1964 году Монсеррат вышла замуж за оперного певца Бернабе Марти. Певица говорит, что счастлива в семейной жизни.

С детства она усвоили урок о равенстве супругов в браке, насколько важно сохранять уважение друг к другу и правильно воспитывать своих детей. Их в семье двое. Сын — Бернабе (1966) и дочь Монсеррат (1976).

К своей славе и знаменитости певица всегда относилась спокойно и старалась, чтобы "звездная болезнь" не задела детей.

Кабалье увлекалась живописью, замечательно водила автомобиль и обожала вкусно поесть. Ее знак зодиака - Овен, рост — 1,61 м, вес — 100 кг.

Эта великая оперная дива примерила на себя около полторы сотни образов. Она считается национальной гордостью Испании, а перечень ее званий и наград займет много страниц. У нее множество орденов и медалей, а кроме того она получила негласное звание "певицы с золотым сердцем" — благодаря своей широкой благотворительной деятельности в мире. Блестящие роли в операх "Мария Стюарт" и "Лукреция Борджиа", "Тоска" и "Адриана Лекуврер", "Саломея" и многих-многих других… "В самом ее голосе уже заключается обещание рая", - говорят музыкальные критики, добавляя, что во время пения "кажется, что она вся растворяется в звуке".


Наверное, вы уже догадались, что речь идет о легендарной Монтсеррат Кабалье.

Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фолк (таково ее полное имя) появилась на свет 12 апреля 1933 года, в очень бедной семье. Отец в то время работал на предприятии химических удобрений, а мать Анна — везде, где только удавалось найти работу. Родители дали своей дочери имя по названию местной священной горной вершины (там находится монастырь, носящий имя Богоматери, называемой каталонцами святой Марией Монтсеррат). В семье царила беспросветная бедность… Одноклассники не упускали случая поддеть молчаливую Монтсеррат, каждый раз приходившую на занятия в одном и том же платье.

Но уже тогда у нее была мечта…. С самого раннего детства Монтсеррат обожала слушать музыку по радио. В 7 лет родители взяли девочку с собой на оперу, и смерть мадам Баттерфляй настолько поразила ее, что всю дорогу из театра домой Монтсеррат проплакала… Слезами, впрочем, дело не закончилось. Она выучила арию главной героини по пластинке и наряду с этим приняла твердое решение стать оперной певицей. И непременно богатой и знаменитой. В 14 лет Монтсеррат уже брала уроки пения. А вскоре, наряду с этим, начала изучать коммерческую экспертизу


Совсем тяжело стало, когда заболел отец, да так, что был вынужден уйти с работы. Тогда будущая певица пошла по пути известной оперной героини Кармен и устроилась на фабрику - вышивать носовые платки. Кем она только не работала с тех пор! Закройщицей, продавщицей, швеей. Однако учебы не бросала. Более того, изучала английский и французский.

И неизвестно еще, как сложилась бы ее жизнь, если б не супруги Бельтран Мата — меценаты, страстно желавшие помогать какому-нибудь юному таланту. Супруги выплачивали начинающей певице пособие в 1000 песет, чтобы у нее была возможность продолжить учебу. Благодаря их стараниям Кабалье попала в знаменитую барселонскую консерваторию "Лисео".

Преподавательница-венгерка Эугения Кемени мгновенно оценила, какой алмаз попал ей в руки, и в течение четырех лет тщательно придавала ему огранку. Она преподала своей ученице систему своих дыхательных упражнений, которые та до сих пор проделывает по утрам. Позже семья Бельтран "направила" талантливую девушку в Италию, к великому баритону Раймундо Торресу, оплатив все расходы.


Первое итальянское прослушивание окончилось неудачей. "Иди домой, выйди замуж, тебе надо заниматься детьми и кухней", — услышала девушка. Но она отличалась упорством, и вскоре оказалась во флорентийском театре "Maggio Fiorentino". Затем последовал контракт с Оперным театром Базеля, потом — Бременский оперный театр.

Настоящее международное признание пришло к певице в 1965 году. Виной тому снова стал случай. Тогда, ей предложили заменить американскую певицу Мэрилин Хорн в нью-йорскском Карнеги-Холле, исполнявшую партию Лукреции Борджиа. Овация в зале длилась больше 20 минут…

На следующий день газета "The New York Times" опубликовала материал с заголовком: "Каллас + Тебальди = Кабалье". Таким образом, Кабалье была причислена к великим мира сего. По странному совпадению этот же год стал последним в театральной карьере Марии Каллас. Будто бы она передала свои полномочия новой звезде.

Судьба Кабалье с тех пор была предрешена: любое ее выступление отмечалось ярким успехом. Публика Большого Колонного зала Кремля и Белого дома Вашингтона, Аудитории Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и Зала Народа в Пекине принимала ее с распростертыми объятиями. Монтсератт выступала с известнейшими дирижерами: Бернстайном, Караяном, Ливайном, Мета, Солти, певцами Хосе Каррерасом, Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Мерилин Хорн, Альфредо Краусом…


Но вернемся туда, в точку отсчета. За год до успеха театрального в жизни Монтсеррат произошли и другие значительные перемены. Бракосочетание с известным оперным певцом Бернабе Марти стало первым и единственным — на всю жизнь. Невесте к тому моменту исполнился уже 31 год…

Они познакомились во время совместной работы над "Мадам Баттерфляй". Во время представления Бернабе, исполнявший арию Пинкертона, неожиданно крепко поцеловал Монтсеррат в губы, и этот поцелуй длился так долго, что вызвал сбой в оркестре и смятение у артистов и зрителей. Это была настоящая романтическая любовь с первого взгляда. В то же время - подкрепленная строгими консервативными представлениями уже не совсем молодой невесты. "Если вы не думаете о браке, нам нечего делать вместе", — заявила она как-то будущему мужу. Бернабе ничего не оставалось, как сделать ей предложение. Тем более, в глубине он разделял подобные взгляды - ведь и сам происходил из такой же патриархальной испанской семьи.


Вскоре Бернабе и Монтсеррат поженились. Венчание проходило в монастыре на горе Монтсеррат. Такова была идея набожной Анны — матери певицы. Вот только пошел дождь, и старый "фольксваген", в котором девушка поднималась на гору вместе с матерью, увяз в придорожной грязи, а мотор заглох. Отчаявшись высушить его с помощью лака для волос, Монтсеррат выскочила голосовать на дорогу. В результате на свадьбу она приехала на грузовике для перевоза скота, промокшая насквозь, и с сильным опозданием.

Тем не менее, "неудачное" начало продолжилось счастливой и долгой совместной жизнью. Родились дети, названные в честь родителей - сын Бернабе Марти и дочь — Монтсеррат Марти (пошедшая по стопам матери и являющаяся сейчас тоже известной оперной певицей). И то, что карьера Бернабе постепенно сошла на нет, не омрачило, как это часто бывает, отношений супругов. А Кабалье всегда являла собой примерный образец супруги и матери семейства.


"Я счастлива, что судьба мне позволила сделать карьеру. Но в первую очередь я горжусь тем, что создала прекрасную семью, и у меня двое замечательных детей, — сказала как-то Кабалье. — Я всегда старалась сделать так, чтобы мои дети не страдали оттого, что их мама — знаменитость. Ведь, в конечном итоге, музыка — это лишь только моя работа. И, помимо музыки, у меня, конечно, есть и другие интересы и обязанности. И это, прежде всего, моя семья. Я надеюсь, что для своей семьи и своих друзей я все-таки нужнее, чем для искусства. И когда наступит момент, что я не буду больше петь, я не хочу, чтобы меня жалели. Я все равно буду счастлива".

Эти слова подтверждает случай, произошедший несколько лет назад. Когда сын певицы заболел, она отменила концерты в одной из стран и вылетела в Испанию. Театр подал на Кабалье в суд, но она выиграла дело. "Видимо, даже судьи понимают, что важнее семьи в жизни не может быть ничего", - резюмировала тогда певица.


В 1974 году она исполнила одну из самых блистательных своих партий - партию Нормы. В том же году Кабалье-Норму услышала и Москва — в столицу приехал на гастроли театр "La Scala". В Москве она бывала и раньше… В 1959 году Монтсеррат приезжала с матерью, по семейным делам. Тогда они пытались разыскать дядю Монтсеррат, как и многие испанцы, эмигрировавшего в Советский Союз в 30-е годы, спасаясь от диктатора Франко. Кстати, родственники великой певицы по сию пору живут в Петербурге, что позволяет ей говорить о кровных узах, связывающих ее с Россией.

В 80-е она начала несколько расширять "жанровую" область своего творчества… Фредди Меркьюри, солист группы "Queen", являлся ярым поклонником ее таланта. При встрече они пропели под фортепьяно всю ночь. Меркьюри написал в честь нее пьесу "Exercises in Free Love", которую она впоследствии исполнила впервые в Лондоне, в присутствии самого певца. Но вершиной их совместного творчества, стал, безусловно, знаменитый хит "Барселона". Позже, в альбом "Друзья на всю жизнь", войдут ее дуэты с Вангелисом, Джонни Холидеем, Лизой Нилссон… Она не раз попадала в различные поп-чарты. Но главной, конечно, всегда оставалась опера. В ее репертуаре свыше 125 оперных партий. Всего Кабалье записала 40 полных опер.


Тем не менее, певица никогда не была замкнута только на работе. Она увлекается выращиванием цветов и написанием картин. И если уезжает надолго, то обязательно берет с собой альбомы и воспроизводит на бумаге виды из окна отелей. В ее картинах всегда преобладает зеленый цвет. Сама певица в шутку называет это "зеленым периодом Кабалье".

А еще она любит плавать, водить машину и вкусно готовить. Певица никогда не скрывала, что обожает вкусно поесть. В готовке Кабалье любит использовать рецепты своей матери. По ним она печет пирожки с клубникой и готовит семейную фирменную паэлью. "Люблю завтракать со всей семьей, — рассказывала Кабалье в одном из своих интервью. — Неважно, когда кто проснется. Завтракать мы все равно будем вместе. Это закон".

А что касается лишнего веса... Кабалье никогда не испытывала по поводу него никаких переживаний. И более того, говорила, что при работе оперного певца "важно держать диафрагму, а для этого нужны объемы. В худеньком теле все это просто негде разместить".


Железная воля Монтсеррат всегда побеждала. После автокатастрофы певица мужественно выступала на концертных площадках, закованная в гипс, а художники по костюмам рядили ее в широкие одежды с огромными рукавами…

Среди факторов, дающих певице поддержку, ее вера. Кабалье истовая католичка.

Она всегда помогала людям. Давая множество благотворительных концертов, выступая в качестве посла доброй воли ЮНЕСКО, выезжая вместе со своей дочерью во многие "горячие точки" планеты. И, конечно же, поддерживая молодых артистов.

Кабалье помогала начинающему Хосе Каррерасу, выводя его с собой на сцену в операх "Набукко" и "Лукреции Борджиа". Именно после исполнения партий в этих операх к нему пришел успех. Когда Хосе, много позже, заболел лейкемией, Монтсеррат всячески помогала ему бороться с болезнью и организовала для него концерт на главной площади Барселоны. И то, что певец смог вернуться на сцену, — во многом ее заслуга.


Российские СМИ весьма часто упоминают и творческий союз "Кабалье-Басков". Их знакомство произошло в Санкт-Петербурге в 2000 году. С тех пор Николай Басков причислен к ученикам великой Кабалье. Причем та, по слухам, занимается с ним у себя дома совершенно бесплатно. Время от времени они дают совместные концерты в нашей стране. Не так давно, совместно с дочерью певицы Монситой (сокращенный вариант имени) и украинским баритоном Олегом Ромашиным, победителем конкурса, организованном Кабалье в Барселоне, они совершили гастрольный тур по маршруту "Красноярск — Новосибирск — Тюмень — Екатеринбург — Москва — Санкт-Петербург". Басков предложил певице передвигаться по железной дороге — в спецвагонах. Это позволило Кабалье получать незабываемые впечатления. "Я ехала в поезде и думала, какая же большая страна Россия", — говорила она.

Не стоит думать, что Монтсератт Кабалье — этакий ангел во плоти. Ее окружение хорошо знакомо с безудержными приступами гнева певицы. Оперная дива принимает угрожающие позы, а ее глаза начинают сверкать как молнии.

Один из главных катализаторов гнева Кабалье — непрофессионализм с чьей-либо стороны. Впрочем, видя реальный испуг на лицах, певица может и извиниться.


Гневливость певицы компенсируется юмором. Однажды, во время своего выступления в театре на Елисейских Полях, она неожиданно замолкла, после чего вышла на авансцену, наклонилась к одному из зрителей и спросила: "Все в порядке? Можно продолжать?" После чего объяснила всем остальным: "Извините, но здесь один мсье в первом ряду записывал меня на магнитофон, но у него кончилась пленка, пока он ее менял, я решила прерваться на минутку".

Вот такая она разноликая. Женщина, которая говорит: "В жизни ни от чего не надо отказываться. Жизнь — лучший университет в мире".



Творчество и игры