Музыкальная лесенка для дошкольников своими руками. Музыкально - дидактическая игра для детского сада своими руками

Музыкально-дидактическое пособие «Лесенка» нацелено на различение у детей дошкольного возраста некоторых свойств музыкального звука: «высота», «длительность звука», «направление движения мелодии».

Краткое описание изготовления:

Для изготовления дидактического пособия понадобятся деревянные брусочки, которые складываются лесенкой, соединяются между собой клеем, покрываются лаком; настольный театр «Репка» сделан из цветных картинок, наклеенных на колпачки, связаны крючком лесные звери.

Цель :

Развивать восприятие и различение последовательностей из трех, пяти, с семи ступеней лада, идущих вверх и вниз.

Задачи:

1. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движением игрушки) по слуховому восприятию.

2. Развивать внимание, память, логическое мышление, навыки голосоведения.

3. Поддерживать детское экспериментирование с немузыкальными предметами.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально- дидактических игр в развитии музыкальных способностей, в формировании основ музыкального вкуса, музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В процессее формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста,значительное влияние оказывают музыкально- дидактические игры.Использование музыкально- дидактических игр помо...

методические разработки по музыкальным, музыкально-ритмическим, музыкально-дидактическим играм для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальные, музыкально-ритмические, музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в ДОУ строитс...

«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»

«Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде ДОУ»...

Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста (исследовательская деятельность). Музыкальный руководитель Соколова Светлана Александровна.

Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. основное их значение - в доступной форме привить детям любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты. М...

Мастер-класс. Музыкально-дидактическая игра «Игровое распивание с червячком Бади»

Музыкально-дидактическая игра своими руками для развития певческих навыков, музыкально слуха.

Гусева Екатерина Александровна, музыкальный руководитель, НОУ СОШ «Обнинский колледж» г. Обнинск.
Предлагаю изготовление музыкально-дидактической игры для развития музыкальных способностей. Мастер-класс будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, учителям музыки в начальных классах, родителям. Игра рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме.
Задачи: Развивать певческие навыки, звуковысотный, динамический слух у детей.
Обогащать детей новыми впечатлениями.
Побуждать к самостоятельному различению основных свойств музыкального звука.
Необходимые материалы:



- бросовые материалы: детский гольф, красный картон, два мячика от пинпонга, кусочек меха, синий маркер, ножницы, супер клей, иголка, катушка с синей ниткой.
Пошаговое изготовление:
1. Вырезаем из картона овал.


2. Наклеиваем овал супер клеем на гольф.


3. Рисуем маркером небольшие кружки на шариках пинпонга.


4. Приклеиваем супер клеем шарики к гольфу.



5. Пришиваем кусочек меха на гольф.


6. Червячок Бади к игре готов.


Ход игры:

Музыкальный руководитель: Жил веселый червячок,
Славный, милый, добрячок.
С детства очень петь хотел.
Так как надо не умел.
И приполз он в детский сад,
Поучиться у ребят.

(Музыкальный руководитель показывает червячка детям)

Музыкальный руководитель: Познакомитесь, дети, это червячок Бади. Давайте ему покажем с чего нужно начинать, чтобы научиться правильно петь. Для этого нам поможет распевание:

1. Начнем с пения закрытым ртом, пропоем звук «М». Сомкнем губы, разомкнем зубы и тихо пропоем.

(Музыкальный руководитель держит на руке червячка с закрытым ртом и поет вместе с детьми)

2. Теперь чуть громче немного приоткрыв рот, пропоем звук «О».

(Дети вместе с червячком, чуть открывая рот, поют)

3. Следующий звук «А» споем громко, широко открыв рот.

(Все поют)

4. А теперь, соединим эти звуки вместе, пропоем их постепенно поднимаясь вверх. Кто покажет червячку, что у нас получилось.

(Музыкальный руководитель по очереди предлагает одеть на руку чрвячка и пропеть задание)

Музыкальный руководитель: Молодцы дети, молодец Бади. Приходи на следующее занятие, мы покажем много новых упражнений для развития голоса.

ГБОУ Белорецкая специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида

Урок музыки во 2 классе

Тема: «Музыкальная лесенка»

Учитель: Мершина Н.Ю.

БЕЛОРЕЦК 2013

Цель: познакомить с названием 7 звуков музыкального звукоряда; дать понятие о звуковысотном положении звуков в звукоряде; дать понятие «гамма».

Задачи: 1) учить чисто интонировать звуки гаммы; понимать звуковысотное различие между звуками; закрепить знания о длительности звуков, о регистрах;

2) развивать звуковысотный слух, певческие навыки, музыкальные способности; слуховое и зрительное восприятие, познавательные процессы;

3) воспитывать интерес к музыкальному искусству.

Оборудование: наглядные пособия, компьютерная презентация, аудиозаписи, синтезатор.

Ход урока

    Организационный момент

Музыкальное приветствие.

Ребята, сегодня мы отправимся к чудесному музыкальному замку (показ слайда), но этот замок стоит высоко на горе, к нему ведёт высокая лестница. Без помощников нам не обойтись, но кто же нам поможет? Отгадайте загадку и узнаете:

Семь звоночков серебристых

Дружно, весело живут

Звонко песенки поют(звуки, ноты).

Да, правильно, ребята – это нотки, звуки. Сколько всего звуков? (7 звуков). А ведь у каждой нотки есть своё имя и каждая нотка «живёт» на своём этаже. Сейчас мы будем знакомиться с нотками, а нотки приготовили нам задания, выполнив которые мы поднимемся по лестнице к чудесному замку.

II. Основной этап

- Вот и первая нотка ДО , она «живёт» на самом нижнем «этаже» (показ слайда). Прослушать звук, пропеть: «до»-добрая.

Задание:

Определить на слух музыкальные регистры.

Ребята мы с заданием справились и смело можем подняться на первую ступеньку дворцовой лестницы.

На доске рисуем схематичную лестницу, на каждую ступеньку помещается нотка.

А вот и вторая нотка РЕ (показ слайда). Обратить внимание на её местоположение на нотоносце. Пропеть «ре»- решительная.

Задание:

Артикуляционная, дыхательная гимнастика, распевка на произношение звука «эр» «Барбос».

Поместить нотку на вторую ступеньку «музыкальной лесенки».

Вот и третья нотка МИ .(показ слайда). Пропеваем: «ми»- милая.

Задание:

Какие бывают звуки по длительности? (длинные и короткие) (подсказка на доске).

Прохлопать ритмический рисунок, написанный на доске. Обратить внимание на то, что в слове «ритМИческий» «спряталась» нотка « ми». Помещаем нотку на ступеньку «лесенки».

Следующая нотка ФА (показ слайда). Пропеваем: «фа»- фантастическая.

Задание:

А нота «фа» предлагаем нам послушать ФАнтастически красивое произведение и рассказать о нём.

Помещаем нотку на «лесенку»

Слушание произведения(с презентацией) П.И.Чайковский «Вальс цветов»

Анализ произведения у доски:

Какой кит?

Характер мелодии? (выбрать нужные характеристики из предложенных)

Лад?

Вот и нота СОЛЬ (показ слайда). Пропеваем: «соль» - солнечная.

И нотка «соль» просит нас разучить и исполнить какую-нибудь светлую, солнечную песенку.

III . Разучивание песни Г.Струве «Песенка о гамме»- показ песни, работа с текстом (обратить внимание детей на «ноты в словах»), разучивание 1куплета.

Помещаем ноту на «лесенку».

А вот нотка ЛЯ любит напевать «ля-ля-ля» и танцевать и вам тоже предлагает потанцевать.

IV .Физкультурная минутка.

Музыкально-ритмические движения под музыку вальса.

Вот мы с вами оказались почти на вершине нашей лесенки, последняя нотка СИ (показ слайда). Пропеть: «си» - симпатичная.

Все 7 звуков выстроились по высоте, обратить внимание на то, что каждый звук звучит выше предыдущего, поэтому получается «лесенка». Музыканты называют её «гамма» . Рассказать о происхождении слова «гамма».

Сейчас мы вернёмся к нашей песне, которая так и называется

«Песенка о гамме» - исполнение выученного 1 куплета песни.

V . Итог

Вот и поднялись мы с вами к чудесному замку (показ слайда), пропеть весь звукоряд?

Какие задания мы выполнили, чтобы подняться по музыкальной лесенке?

Решить кроссворд (по времени).

Музыкальное прощание.

Это увлекательные и, одновременно с этим, полезные детские игры. Для их проведения необходимы определенные дидактические материалы, которые помогают ребенку лучше усвоить информацию. Сделать эти материалы несложно самостоятельно, ведь для этого нужна лишь бумага или картон, ножницы и карандаши. Обязательно задействуйте ребенка в этом процессе, он его наверняка заинтересует.

В данной статье представлено несколько музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста. Эти музыкальные детские игры помогут малышу развить слух, музыкальные задатки, научать чувствовать настроение музыки, ее характер.

Солнышко и тучка

Эта музыкальная детская игра научит ребенка улавливать настроение звучащей музыки.

Инвентарь:
Три карточки-картинки: яркое солнышко; солнышко, немного прикрытое тучкой; тучка с дождем.

Как было сказано выше: подготовить необходимые дидактические материалы можно вместе со своим ребенком заранее. Предложите ему заняться прикладным творчеством, а затем приступите к музыкальным занятиям - и то, и другое очень полезно для развития детей. На нашем сайте вы можете найти готовые карточки, необходимо лишь распечатать их и попросить ребенка вырезать.

Проведение
Необходимо подобрать три разнохарактерных музыкальных произведения (или отрывка), лучше задействовать классические произведения, их очень легко найти в сети интернет. Например, вы можете использовать "Рондо-марш" Кабалевского, "Ходит месяц кругами" Прокофьева, "Зима" Крутицкого - педагоги часто используют их в ходе проведения музыкальных детских игр.

Далее нужно поочередно включать произведения и просить ребенка показать карточку, которая передает характер музыки, малышам очень нравится эта игра. Можно также попросить ребенка описать музыку своими словами, при этом подсказывайте ему новые, неизвестные прилагательные, это поможет увеличить словарный запас. Конечно, через пару занятий фрагменты нужно менять, постепенно усложняйте задачу, выбирайте произведения, характер которых не столь очевиден.

«Цветная» музыка

Многие музыканты считали, что музыка и цвет связаны неразрывно, например, Александр Николаевич Скрябин. В нашей статье мы уже говорили о методе цветового уподобления, данная музыкально-дидактическая игра для детей основывается именно на нем, она, так же как и предыдущая, помогает ребенку научиться улавливать музыкальные настроения.

Инвентарь:
Квадраты, вырезанные из картона, разных цветов.

Картонные карточки тоже можно заранее приготовить вместе с ребенком, это очень просто, необходимо лишь вырезать разноцветные квадраты произвольно размера, например, 7 на 7 сантиметров. Можно выбрать любые цвета на свой вкус, мы предлагаем такой вариант :

  • Красный - ярко, энергично, решительно, победно, призывно, грандиозно, эффектно, оптимистично.
  • Желтый - радостно, солнечно, лучезарно, искристо, весело, ослепительно.
  • Розовый - нежно, мягко, спокойно, добродушно, ласково, "прозрачно", непринужденно.
  • Светло-голубой - легко, невесомо, созерцательно, мечтательно, возвышенно, окрылено, заворожено.
  • Синий - тяжело, грустно, строго, серьезно, громоздко, увесисто, напряженно.

Это лишь некоторые варианты. Главное, обсудить с ребенком заранее все «свойства» цветов, их »характер», спросить, что думает он: какими "качествами", по его мнению, обладают те или иные цвета. Со временем можно расширять цветовой диапазон, добавив другие оттенки, они позволят передать характер музыки более детально, уловить нюансы.

Проведение
Для одной музыкальной детской игры необходимо подобрать всего лишь три-четыре отрывка, некоторые из них могут быть схожи по характеру, некоторые наоборот - различны. Поочередно включайте ребенку тот или иной фрагмент и просите показать карточку с цветом, возможно, он выберет несколько карточек, попросите его обосновать ответ, описать настроение, которое он уловил.

Музыкальная лесенка

Эта музыкально-дидактическая игра для детей в первую очередь учит ребенка слышать мелодию, улавливать ее движение (вверх или вниз по звуковому ряду). Она хорошо развивает слух у малышей.

Инвентарь:

  • -Гаммы - их можно найти в сети, это не составит труда. Вам необходим отрывок, в котором мелодия движется вверх (тональность в данном случае неважна), а затем вниз. Думаю, всем знакома гамма до-мажор: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до - и в обратном направлении.
  • -Лесенка, вырезанная из картона, по которой девочка (или любой другой персонаж) поднимается вверх.
  • -Лесенка, по которой девочка спускается вниз.

Вновь заранее подготовьте материалы вместе с ребенком. Можно распечатать готовые варианты, которые представлены внизу, а можно попросить ребенка нарисовать все самостоятельно, затем раскрасить и вырезать.

Проведение
Необходимо включать ребенку то мелодию, движущуюся вниз, то движущуюся вверх, при этом просите его показать ту или иную карточку.

Музыкальные инструменты

Данная музыкальная детская игра научит ребенка отличать звучание одного музыкального инструмента от другого. О пользе детских музыкальных инструментов-игрушек мы уже писали, эта игра поможет ребенку узнать, как звучат инструменты в идеале.

Инвентарь:

  • -Звуки музыкальных инструментов. Возьмите для начала что-то простое и в небольшом количестве, например, звуки гитары, трубы, скрипки, гармони, балалайки и барабана.
  • -Карточки с изображением выбранных инструментов: можно распечатать готовые картинки, кроме того, в книжных магазинах продают специальные дидактические карточки.

Проведение
Скажите ребенку, что сейчас он услышит, как играют сказочные музыканты, каждый из них играет только на одном инструменте, задача малыша понять на каком именно. Конечно, заранее, за какое-то время до проведения викторины, нужно познакомить ребенка со звучанием инструментов, не может же он отгадывать то, чего не знает. Когда малыш догадается, попросите его выбрать нужную карточку. Если задание вызовет затруднение, попробуйте задать наводящие вопросы, спросите, что напоминает ему звучащий фрагмент, удары это или, например, звучание струн? Никогда не ругайте ребенка, если он что-то делает не так, всем детям необходимо разное количество времени, чтобы запомнить информацию, если он ошибся, включите фрагмент еще раз, скажите ему, какой инструмент звучит, и придумайте ассоциативный ряд. Например: "Это скрипка. Скрипка - это струнный инструмент. Музыкант гладит смычком по струнам для того, чтобы получить звук, оттого он получается протяжным, иногда жалобным". Можете провести параллель также и с цветом.



Творчество и игры