Отрасли производственной инфраструктуры под инфрастуктурой. Производственная инфраструктура и ее характеристики

8.Функции производственной инфраструктуры

Это комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия непосредственно процессов производства.

В нее включаются грузовой транспорт, оптовая торговля, электро-, газо-, водоснабжение, складское хозяйство, связь, а также сфера деловых услуг, к которой относятся: реклама и маркетинговое обслуживание, аренда и лизинг (сфера, объединяющая в себе аренду и кредитование оплаты аренды оборудования), консультационное обслуживание (консультирование по вопросам управления, инвестиционной политики и др.), инжиниринг (сфера инженерно-консультационных и проектных услуг), сфера по обеспечению временных потребностей в рабочей силе и т. п. (рис. 1)

Производственная инфраструктура выполняет следующие функции : обеспечение движения материальных средств - природных ресурсов, энергии, готовых товаров, обеспечение движения рабочей силы (трудовых ресурсов); обеспечение движения производственной информации и т. д. Таким образом, производственная инфраструктура выполняет функцию кровеносной системы, позволяя функционировать хозяйственным объектам более рационально и эффективно.

9.Производственная инфраструктура

Производственная инфраструктура - это комплекс отраслей, обеспечивающих внешние условия непосредственно процессов производства. В нее включаются грузовой транспорт, оптовая торговля, электро-, газо-, водоснабжение, складское хозяйство, связь, а также сфера деловых услуг, к которой относятся: реклама и маркетинговое обслуживание, аренда и лизинг (сфера, объединяющая в себе аренду и кредитование оплаты аренды оборудования), консультационное обслуживание (консультирование по вопросам управления, инвестиционной политики и др.), инжиниринг (сфера инженерно-консультационных и проектных услуг), сфера по обеспечению временных потребностей в рабочей силе и т. п. Таким образом, производственная инфраструктура выполняет функцию кровеносной системы, позволяя функционировать хозяйственным объектам более рационально и эффективно.



В состав производственной инфраструктуры можно включить:

· всех видов транспорта и транспортного хозяйства в целом (железнодорожные станции; морские и речные порты, доки, депо, объекты, обеспечивающие бесперебойное функционирование нефте- и газопроводов и т. п.),

· линий электропередачи , формирующих энергосистемы различного масштаба,

· совокупности взаимодействующих средств передачи и обработки информации ,

· объектов, обеспечивающих рациональное использование природных ресурсов и

· других систем и сооружений, которые сами не создают новых материальных благ, но без которых не может в то же время обеспечиваться нормальный ход процесса их производства.

Сооружения и объекты производственной инфраструктуры, а также уровень насыщенности ими экономики значительной мере определяют эффективность общественного производства в целом.

Базовая схема производственной инфраструктуры

10. Производственная инфраструктура как объект исследования

Из общего определения следует, что содержание понятия «инфраструктура» довольно затруднительно определить однозначно, поскольку в него включается широкий круг отраслей, систем и объектов, обслуживающих различные потребности материального производства. Кроме того, развитие материального производства, процесс его специализации ведут к выделению и оформлению новых самостоятельных сфер и отраслей производственной инфраструктуры. Выделение этих «отраслей из состава основного производства в самостоятельные сферы материального производства не изменяет их роли в процессе воспроизводства материальных благ. Деятельность всех этих отраслей всё также играет вспомогательную, обслуживающую роль по отношению к основному производству, зависит от него и подчинена его требованиям. Именно в этом проявляется их инфраструктурный характер, и поэтому они могут быть определены как инфраструктурные в процессе воспроизводства в целом.

11. Производственные услуги

Производственная инфраструктура характеризуется тем, что она оказывает материальные и нематериальные производственные услуги, которые носят вспомогательный характер.

Определяя понятие услуги, К. Маркс писал, что услуга “означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет этот труд, подобно всякому другому товару; но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название “услуги” потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности, - что, однако, нисколько не отличает его скажем, от какой-нибудь машины...” Согласно такому определению услуги, можно сделать вывод, что для предприятия потребительную стоимость создают не только услуги технических средств, которые имеют материальный характер, но и услуги, обладающие нематериальным характером, такие как реклама, маркетинговое обслуживание, консультирование по вопросам управления, инвестиционной политики, инжиниринг и другие. Данные услуги, так же как и услуги материально-технического снабжения и производственно-технического обслуживания, имеют вспомогательный характ ер и косвенно или непосредственно влияют на конечный продукт основного производства. Особенностью многих производственных услуг является, как правило, совпадение места и времени их производства и потребления.

12 . Подходы к определению производственной инфраструктуры

Системный анализ позволяет определять производственную инфраструктуру с точки зрения отраслевого подхода (как совокупность элементов), функционального подхода (по наличию целевой функции) и структурного подхода (по наличию иерархии среди элементов). В западной литературе производственная инфраструктура, как правило, представлялась как комплекс отраслей, деятельность которых направлена на создание благоприятного климата для функционирования частного капитала. Так, в работе Носовой С.С. по исследованию генезиса проблем инфраструктуры отмечается, что “Розенштейн-Родан П. понимал под производственной инфраструктурой базовые отрасли (энергетика, транспорт, связь), развитие которых предшествует более быстроокупаемым и прямопроизводительным инвестициям”

Производственная инфраструктура представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на создание условий эффективного функционирования основного производства. На пищевых предприятиях система производственной инфраструктуры охватывает организацию и планирование ремонта оборудования, внутризаводского транспорта, энергетического и складского хозяйства. Рациональная организация каждого элемента этой системы - важнейшее условие обеспечения ритмичности процесса производства, снижение трудоемкости транспортных и складских работ, повышение степени использования мощности оборудования, качества продукции и эффективности производства.

Технический прогресс сопровождается применением сложного оборудования, инструмента, усложняется наладка и обслуживание станков и механизмов. Все это поднимает значение вспомогательного хозяйства, т.е. производственной инфраструктуры предприятия.

За последнее время созданы специализированные заводы по изготовлению инструмента и оснастки, ремонту оборудования. Предприятия обеспечиваются энергией централизованно. Значительная часть транспортных работ выполняется специальными организациями. Однако современный уровень организации вспомогательного производства отстает от технического и организационного уровня основного производства. Это отвлекает большое количество квалифицированных рабочих на вспомогательные работы, увеличивает затраты на обслуживание. На многих предприятиях отраслей пищевой промышленности вспомогательные рабочие составляют более 40% всех занятых.

Совершенствование организации производственной инфраструктуры идет по следующим направлениям:

  • 1. дальнейшая специализация вспомогательных служб. Создаются специализированные предприятия по ремонту оборудования и изготовлению запчастей
  • 2. расширяется выпуск стандартного инструмента массового использования на специализированных предприятиях, создаются предприятия по восстановлению технологической оснастки
  • 3. повышение уровня механизации и автоматизации, технической оснащенности, внедрение комплексной технологии, когда одновременно с технологией основных процессов разрабатывается технология на вспомогательные процессы.

Инфраструктура предприятия - это совокупность цехов, участков, хозяйств и служб предприятия, имеющих подчиненный вспомогательный характер и обеспечивающих необходимые условия для деятельности предприятия в целом.

Различают производственную и социальную инфраструктуры и капитальное строительство, обслуживающее обе сферы.

Основными задачами в развитии производственной инфраструктуры являются:

Достижение пропорциональности в развитии основных, вспомогательных и обслуживающих производств, ускоренное наращивание мощностей производственной инфраструктуры;

Концентрация мелких хозяйств инфраструктуры и повышение на этой основе уровня эффективности производства в конкретных сферах;

Объединение ресурсов для финансирования намечаемых к строительству на территории региона объектов производственной инфраструктуры;

Создание межотраслевых и межхозяйственных территориально-производственных объединений в регионе.

Инфраструктура предприятия состоит из различных структурных подразделений (цеха, участки, службы), которые выполняют обслуживание основных производственных мощностей и носят вспомогательный характер.

Сама по себе инфраструктура предприятия состоит из производственной и непроизводственной (социальной) сферы.

Производственная инфраструктура включает в себя подразделения предприятия, различного уровня, основной задачей которых является обеспечение непрерывного процесса производства.

Как правило, службы, относящиеся к производственной инфраструктуре, осуществляют обслуживание технических средств, снабжение сырьем и материалами, а также их хранение и перемещение, энергетическое обеспечение, транспортировку и сбыт продукции. То есть создают все условия для планомерной работы предприятия.

Стоит отметить, что производственная инфраструктура предприятия состоит из комплексов, причем деятельность каждого из них оказывает большое влияние на экономические и производственные показатели.

Состав производственной инфраструктуры предприятия определяются особенностями основного производства, типом и размерами предприятия и его производственными связями.

Нормальный ход производственного процесса может протекать только при условии бесперебойного обеспечения его материалами, заготовками, инструментом, оснасткой, энергией, топливом, наладкой, поддержание оборудования в работоспособном состоянии и т.д. Комплекс этих работ составляет понятие технического обслуживания производства или производственной инфраструктуры.

Техническое обслуживание производства является составной и важнейшей частью системы обслуживания производственного процесса. Техническое обслуживание производства включает функции по обеспечению технической готовности средств производства и движение предметов труда в процессе изготовления продукции.

Инструментальные службы и цехи завода должны своевременно обеспечивать производство инструментом и оснасткой высокого качества при минимальных издержках на их изготовление и эксплуатацию. От работы инструментальных цехов и служб в значительной степени зависят внедрение передовой технологии, механизация трудоемких работ, повышение качества изделий и снижение их себестоимости.

Ремонтные цехи и службы завода обеспечивают рабочее состояние технологического оборудования путем его ремонта и модернизации. Качественный ремонт оборудования увеличивает сроки его службы, снижает потери от простоев и значительно повышает общую эффективность работы предприятия.

Энергетические цехи и службы обеспечивают предприятие всеми видами энергии и организуют рациональное ее использование. Работа этих цехов и служб способствует росту энерговооруженности труда и развитию прогрессивных технологических процессов, базирующихся на использовании энергии.

Транспортные, снабженческие и складские хозяйства и службы обеспечивают своевременную и комплексную поставку всех материальных ресурсов, их хранение и движение в процессе производства. От их работы зависит ритмичность производственного процесса и экономное использование материальных ресурсов.

Цехи и службы вспомогательного и обслуживающего производства прямо не участвуют в создании основной продукции завода, но своей деятельностью способствуют нормальной работе основных цехов.

Общими характерными признаками организации производства во вспомогательных и обслуживающих подразделениях являются:

Низкий уровень концентрации, специализации и кооперирования;

Мелкосерийный и индивидуальный характер производства;

Партионный и единичный методы организации производства;

Отсутствие в ряде случаев обоснованных расчетов нормативов организации производства;

Низкий уровень механизации труда;

Значительная доля занятых работников;

Низкая производительность труда и высокие затраты на производство продукции, оказание услуг, проведение работ.

В настоящее время на большинстве машиностроительных заводов весь комплекс работ по техническому обслуживанию выполняется самими предприятиями, что приводит к большим нерациональным расходам: распыленности средств, рабочей силы, оборудования и т.д.

Раздробленность вспомогательных служб, низкий уровень их специализации препятствуют созданию соответствующей технической базы и прогрессивных форм организации вспомогательных работ. Для вспомогательных производств характерны единичный и мелкосерийный типы производства со значительными затратами ручного труда, а изготавливаемая продукция значительнo дороже и менее качественна, чем на специализированных предприятиях. Например, изготовление отдельных видов инструмента и запасных частей в инструментальных и ремонтных цехах машиностроительных заводов в два-три раза дороже, чем на заводах станкоинструментальной промышленности, а затраты на капитальный ремонт нередко превышают стоимость нового оборудования.

Недооценка роли вспомогательных хозяйств привела к существенному разрыву в уровне техники и организации основного и вспомогательного производства, специфика работ по обслуживанию производства во многих случаях затрудняет возможности их механизации и регламентации.

Во вспомогательном производстве и техническом обслуживании на предприятии может быть занято до 50% всех рабочих. Из общего объема вспомогательных и обслуживающих работ на транспортно-складские приходится приблизительно 33%, на ремонт и обслуживание основных фондов - 30%, на инструментальное обслуживание - 27%, на энергообслуживание - 8% и на прочие работы - 12%. В результате, на ремонтное, энергетическое, инструментальное, транспортное и складское обслуживание приходится примерно 88% общего объема этих работ. От их правильной организации и дальнейшего совершенствования в наибольшей мере зависит повышение эффективности технического обслуживания производства в целом.

Повышение технической оснащенности предприятий, механизация и автоматизация основного производства вызывают необходимость коренного совершенствования техники и организации вспомогательных работ, приближая их к уровню основного производства.

Задание 11

Число деталей, подлежащих контролю в течение месяца составляет 28 тыс.шт. Число контрольных примеров по одной детали =8; норма времени на одну контрольную операцию 0,40 мин; степень выборочности контроля 15%; коэф-т учитывающий дополнительное время на обзор и оформление документов, на приемку и браковку изделий 1,5; фонд времени одного контролера в течении месяца 170 час. Определите число контролеров.

Численность контролеров может быть определена по формуле:

Чк= (N*n*t*b*g)/Ф,

где N - количество объектов, подвергающихся контролю в течение месяца

n - количество контрольных операций на один объект.

t - затраты времени на одну контрольную операцию, мин.

b - коэффициент выборочности контроля.

g - коэффициент отражающий дополнительные затраты времени на

обход рабочих мест.

Ф - месячный фонд времени работы одного контролера, мин.

Чк= (28000*8*0,40*0,15*1,5) /170*60=1,97?2 контролера.

Общей причиной, способствующей обособлению производственной инфраструктуры в самостоятельную сферу экономики, явилось общественное разделение труда. “Общественное разделение труда - это объективный процесс развития производительных сил, при котором происходят обособление различных видов трудовой деятельности, специализация производственных единиц и обмен между ними продуктами своей деятельности” . Зарождение производственной инфраструктуры можно наблюдать уже в трудовом процессе, в котором происходит разделение на основные и вспомогательные действия, хотя в этом случае она еще не относится непосредственно к продукту. Отношения в данном случае складываются внутри деятельности одного производителя. С развитием кооперации и появлением различных форм предприятий происходит отделение вспомогательных функций, которые затем персонифицируются. В этом случае можно рассматривать не сами действия, а деятельность по отношению к продукту. Дальнейшее развитие рынка, расширение границ товарно-денежных отношений привело к выделению производства вспомогательных услуг из рамок компаний-потребителей в специализированные фирмы. “...Трудовая операция, бывшая еще вчера одной из многих функций одного и того же товаропроизводителя, сегодня, быть может, ... обособляется как нечто самостоятельное и именно поэтому посылает на рынок свой частичный продукт как самостоятельный товар” . Таким образом, образовалась внешняя и внутренняя производственная инфраструктура. Первая состоит из независимых специализированных предприятий, а вторая - из производителей вспомогательных услуг в рамках основного производства.

По мере развития производства и увеличения объемов готовой продукции и товарных запасов, которые составляют часть совокупного общественного продукта в виде средств труда и предметов потребления, которые вышли из процесса производства, но не вступили еще в процесс потребления, возникла потребность выделять значительную часть живого и овеществленного труда для хранения и перемещения запасов. Процесс обращения продукта соединяет последовательные звенья производства, возникающие благодаря общественному разделению труда, становится его необходимым условием. При этом, “какова бы ни была общественная форма запаса продуктов, его сохранение требует издержек: построек, тары и т.д. для хранения продукта; оно требует также, в зависимости от природы продукта, больше или меньше труда и средств производства, которые приходится затрачивать для предотвращения вредных влияний. Чем выше общественная концентрация запасов, тем относительно меньше становятся эти издержки” . Вследствие этого стали образовываться целые отрасли экономики, где создаются условия функционирования предприятий.

Таким образом, с начала происходит деление функций на основные и вспомогательные на уровне действий, затем внутри предприятия, потом выделение субъектов, оказывающих вспомогательные услуги, в отдельные предприятия, которые постепенно формируются в отрасли. Их продукт становится самостоятельным, услуга продается как товар, но смысл остается прежний - это обеспечение условий функционирования основного производства. Обобщая выше сказанное, можно сделать вывод о том, что при общественном разделении труда происходит персонификация отдельных функций, в процессе выделения основного и вспомогательного производства, между которыми возникают отношения. Каждое из предприятий основного и вспомогательного производства является субъектом. Субъекты вспомогательной производственной деятельности выступают агентами субъектов основной производственной деятельности, потому что они отделяются от основного производства. Целью товаропроизводителя является продукт как результат основного производства, поэтому, исходя из рационального построения процессов производства, он делегирует часть своих функций, которые непосредственно не участвуют в достижении цели, вспомогательным субъектам. Следовательно, субъекты производственной инфраструктуры выступают агентами, обеспечивающими достижение цели товаропроизводителя.

Основополагающим фактором разделения труда является возможность обмена. “Так как именно возможность обмена ведет к разделению труда, то степень последнего всегда должна ограничиваться пределами этой возможности, или, другими словами, размерами рынка. Когда рынок не значителен, ни у кого не может быть побуждения посвятить себя целиком какому-либо одному занятию за неимением возможности обменять весь избыток продукта своего труда сверх собственного потребления на необходимые продукты труда других людей” . Следовательно, чем шире границы обмена, и тем больше экономическое пространство, тем более развита должна быть производственная инфраструктура.

Рыночная экономика предъявляет особые требования к производству услуг производственной инфраструктуры региона, поскольку от этого непосредственно зависит экономическая деятельность всех предприятий и организаций региона, а косвенным образом и уровень жизни населения. Для нормально функционирующей рыночной экономики необходимы резервы всех видов ресурсов, и инфраструктурные мощности тоже не являются исключением. Согласно мнению многих специалистов, резерв мощностей производственной инфраструктуры должен находиться на уровне 30-35% от потребляемой мощности, в противном случае нарушаются взаимодействия субъектов воспроизводственного процесса, ритмичность снабжения предприятий, срываются сроки поставок грузов по контрактам, затрудняется исполнение хозяйственных договоров .

В отечественной экономической литературе, также как и в зарубежной, производственную инфраструктуру рассматривают, чаще всего, с точки зрения эмпирического, отраслевого и технического подходов. Например, производственную инфраструктуру определяют как “отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство: транспорт, связь, материально-техническое обеспечение, включая энергоснабжение, и др.” или, к примеру, более поздняя дефиниция, но также демонстрирующая отраслевой подход “группу отраслей, от которых в большей степени зависит бесперебойность и эффективность всего общественного производства в целом. Сюда относятся, прежде всего, транспорт всех видов - железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный и трубопроводный, связь, материально-техническое снабжение и складское хозяйство, а также отрасли, связанные с обслуживанием и управлением процессом общественного производства” . Другое определение, которое также можно отнести к наиболее распространенным, но уже отражающее функциональный подход: “Производственная инфраструктура - это комплекс инженерно-технических сооружений и объектов, обеспечивающих необходимые материально-технические условия для размещения и успешного функционирования предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства”

74,184]. На первое место ставится целевая функция производственной инфраструктуры, которая определена как создание внешних и внутренних условий для функционирования предприятий материального производства. Примером структурного подхода к определению производственной инфраструктуры служит ее представление в виде “целого ряда блоков, связанных с реализацией продукции, материально-техническим снабжением, производственно-техническим обслуживанием, финансово-кредитным обеспечением, которые находятся в состоянии взаимоотношений этих служб с товаропроизводителями” . В этом определении подчеркивается прежде всего непосредственное взаимоотношение различных “блоков” с товаропроизводителем. В данном случае, товаропроизводитель представляет ядро, на которое направлено действие вторичного уровня предприятий инфраструктурного обслуживания. Промышленность и сельское хозяйство традиционно выступают в качестве потребителей услуг производственной инфраструктуры. В ходе строительства создается материальный продукт в виде сооружений, поэтому данный вид деятельности представляет собой часть материально-вещественного производства, поэтому далее под материальным производством будем понимать только производство, связанное с изготовлением материальных предметов, вещей и вещественных ценностей, а именно: промышленность, сельское хозяйство и строительство.

Все многообразие определений производственной инфраструктуры в отечественной экономической литературе можно разделить на две группы: первую группу, самую большую, составляют определения в которых производственная инфраструктура рассматривается как “совокупность отраслей, обеспечивающих эффективное функционирование основного производства” (Волощук Г.А., Игнатьев А.М., Игнатьева С.И., Джаббаров Р.Т., Сидорович А.В., Титов А.Б., Чернявский И.Ф. и др.); вторая группа состоит из определений, рассматривающих производственную инфраструктуру как “инженерно-технические сооружения, обеспечивающие эффективное функционирование основного производства” (Васильева Н.М., Котилко В.В., Полунина Г.В., Серов Е.В., Солюс Г.П. и др.). Неоднозначное понимание производственной инфраструктуры, в данном случае, вызвано тем, что многие определения, как правило, исходят из какого-либо одного аспекта системного подхода, а также различного уровня охвата отношений в экономике (на уровне всей экономики, региона, отрасли или отдельного предприятия), что и предопределяет существование различных дефиниций данного понятия.

Структурная организация производственной инфраструктуры представлена функциональными, отраслевыми, пространственными, организационно-управленческими, периодическими и социальными связями, которые сориентированы целевым образом. Функциональная структура обеспечивает движение производственной услуги в соответствии со стадиями производственно-коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов. Отраслевая структура организует виды производственных услуг и их материально-техническую базу в соответствии с общественным разделением труда, обусловленным потребностями хозяйствующих субъектов. Пространственная структура отображает территориальное использование производственных услуг и размещение элементов производственной инфраструктуры. Организационно-управленческая структура характеризует административно-хозяйственное устройство. Периодическая структура характеризует выгодность использования внешней или внутрипроизводственной инфраструктуры в различные периоды времени. Так, например, по мнению экспертов, автомобильные услуги сторонних организаций в первые два года после приобретения собственных автотранспортных средств обходятся на 20% дороже, чем собственные, но через два года после эксплуатации автомобиля иногда выгоднее приобретать данные услуги у специализированных предприятий, поскольку затраты на ремонт, как правило, дороже стоимости самой услуги . Социальная структура отражает структуру работающих по уровню образования, доходов, по полу и другим признакам. В результате диалектического взаимодействия всех аспектов структурной организации производственная инфраструктура представляет собой совокупность экономических связей с хозяйствующим субъектом.

Внутренняя организация системы производственной инфраструктуры представляет собой совокупность сфер деятельности и их связей (отношений). Один элемент системы может быть заменен совершенно другим, несхожим по внутренним особенностям, но если при этом функциональные свойства данного элемента в системе остались прежними, то следует считать, что никаких изменений в структуре не произошло. Например, если в рамках определенного территориально-производственного комплекса закрыли тепловую электростанцию и заменили ее вновь построенной гидроэлектростанцией, то структура территориально-производственного комплекса от этого не меняется, хотя по внутренним характеристикам тепловые и гидростанции имеют весьма мало общего.

Взаимосвязь между структурой и функциональными возможностями системы производственной инфраструктуры можно сформулировать следующим образом: чем разнообразнее отраслевой набор производственной инфраструктуры, тем богаче ее функциональные возможности. Если определить целевую функцию производственной инфраструктуры только как обеспечение общих (внешних и внутренних) условий непосредственно технологического процесса, то структура системы производственной инфраструктуры будет определяться набором предприятий, оказывающих вспомогательные услуги технологическому процессу хозяйствующего субъекта. Если целевую функцию определить как создание общих условий функционирования предприятия в целом, то внутренняя организация производственной инфраструктуры расширяется, и традиционный состав дополняется теми сферами, привлечения которых требует рыночная среда или предприятие сочтет их привлечение целесообразным, например, банковское, информационное обслуживание, НИОКР, деловые услуги, в этом случае элементы внешней среды могут стать внутренними элементами системы производственной инфраструктуры.

В экономической литературе, чаще всего, исследуется отраслевая организация системы производственной инфраструктуры. Различный набор элементов в ней зависит от условий хозяйствования. Так, например, в условиях административно-командной системы предприятиям материального производства требовалось, как правило, лишь обслуживание основного технологического процесса, перемещение и хранение готовой продукции. Для успешного функционирования в условиях рыночной экономики у предприятий возникает потребность в более широком ассортименте вспомогательных услуг. Вообще, формирование новых субъектов производственной инфраструктуры как агентов основного производства по обеспечению условий производства происходит с целью снижения издержек и повышения эффективности и качества выпускаемой продукции.

В качестве основных критериев отбора услуг, относящихся к производственной инфраструктуре, целесообразно принять следующие: 1) непосредственное или косвенное их отношение к обслуживанию процесса основного производства; 2) влияние на величину издержек предприятия, связанных с его деятельностью. Применяя данные критерии, помимо субъектов материально-технического снабжения и производственно-технического обслуживания, которые традиционно относят к производственной инфраструктуре, мы считаем, что к производственной инфраструктуре целесообразно отнести такие предприятия, которые занимаются рекламой, инжинирингом, маркетинговым обслуживанием, консультациями по вопросам управления; информационным обслуживанием потребностей предприятий материального производства (по хранению и обработке информации, услуги баз данных, производство программного обеспечения). Таким образом, внутренняя организация производственной инфраструктуры динамична и со временем меняется под воздействием появления новых потребностей у хозяйствующих субъектов, поэтому производственную инфраструктуру недостаточно определять строго установленным перечнем предприятий, так как для включения в производственную инфраструктуру того или иного вида деятельности необходимо появление объективных предпосылок. Такой предпосылкой, на наш взгляд, является потребительная стоимость или востребованность услуги хозяйствующим субъектом. Из этого следует вывод, что набор элементов в системе производственной инфраструктуры может отличаться для предприятий различных сфер деятельности и содержать элементы, входящие в другие виды инфраструктуры только в той части своей деятельности, которая непосредственно затрагивает работу того или иного предприятия.

Такой подход позволяет учесть в производственной инфраструктуре те виды деятельности, которые, как правило, относят к другим видам инфраструктур. Так, например, всю деятельность предприятий информационной сферы относят к информационной инфраструктуре. С нашей точки зрения, из разнообразного спектра информационных услуг целесообразно вычленить информационное обслуживание предприятий материального производства и отнести его к производственной инфраструктуре. Другим примером может служить оптовая торговля, которая относится к коммерческой инфраструктуре, но при взаимодействии с товаропроизводителями она является элементом производственной инфраструктуры. Аналогично можно рассуждать и относительно банка, который по своим функциям, при совершении финансовых сделок на рынке, выступает как элемент финансовой инфраструктуры, а при текущем обслуживании предприятий материального производства - как элемент производственной инфраструктуры, так как данные услуги банка оказывают косвенное, а в некоторых случаях и непосредственное, влияние на основной процесс производства и способствуют экономии издержек предприятия. Причем именно в условиях рыночной экономики банки могут оказать самое непосредственное влияние на производственную деятельность предприятий. В данном случае банк как элемент производственной инфраструктуры выполняет одну из самых важных функций - обслуживает движение денежных потоков предприятия, поэтому пренебречь влиянием банковских структур на отношения между элементами системы нельзя.

Инфраструктура региона (или территории) в целом представляет собой “комплекс вспомогательных отраслей, обслуживающих и обеспечивающих нормальную деятельность социоприродохозяйственной системы региона” . Производственная инфраструктура региона (ПИР) является составной частью инфраструктуры региона. При функционировании ПИР на ряду с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами используются природные, следовательно, производственная инфраструктура региона связана с системой отношений природопользования, которая “осуществляется по поводу естественных условий производства, технических, химических, биологических средств производства, живого труда и продукта” . Поэтому систему производственной инфраструктуры региона целесообразно рассматривать как составную часть региональной социоприродохозяйственной системы, поскольку последняя включает в себя “акты производственно-экономических отношений, потребителей, воспроизводителей и будущих пользователей природных благ” . Таким образом, ПИР представляет собой сферы деятельности, создающие условия для воспроизводства, соединения факторов производства и формирования полезности и затрат хозяйствующих субъектов региональной социоприродохозяйственной системы.

Литература:

1. Авдеенко В.Н., Котлов В.А.Производственный потенциал промышленного предприятия. - М.: Экономика, 1989. - 240 с.

2. Авилова В.Холдинги как реальность нашей экономики //Российский экономический журнал. - 1994. - №2. - С.24-30

3. Агапова Т.Н.Методы статистического изучения структуры сложных систем и ее измерения. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 198 с.

4. Акопопов И.А., Анашин Ю.А., Павлов И.А., Малинин В.Л.О реструктуризации управления на российских предприятиях в современных условиях //Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №1 - С.25-30.

5. Баликоев В.З.Общая экономическая теория. Учебное пособие. - Новосибирск: ТОО “ЮКЭА”, НПК “Модус”, 1996. - 416 с.

6. Барр Р.Политическая экономия: в 2-х тт. - Т.2: Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 1995. - 752 с.

7. Белоусова Н.И., Васильева Е.М.Методы оценки уровня обеспеченности производственной инфраструктурой народного хозяйства //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. - М.: 1981. - С.49-50.

8. Беркович Л.А.Холдинговая приватизация: плюсы и минусы //ЭКО. - 1992. - №9 - С.77-87.

9. Бобылев С.Н.Экологические аспекты развития инфраструктуры //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. - М.: 1981. - С.81-83.

10. Бункина М.К., Семенова В.А. “Макроэкономика (основы экономической политики)”. - М.: АО “ДИС”, 1996. - 320 с.

11. В Волгограде изобрели приворотное зелье для инвесторов //Деловое Поволжье. -1998. - №3. - С.1

12. Васильев Н.М. К вопросу оценки деятельности производственной инфраструктуры (на примере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства) //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. - М.: 1981. - С.33-35.

13. Власов В.В.Япония: производственная инфраструктура. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 182 с.

14. Васина В.А.Исследование взаимосвязей региональной производственной инфраструктуры Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. - М.:ВНИИСИ, 1986. - 137 с

15. Волощук Г.А.Инфраструктура торговли. - Киев: Высш шк.., 1989. - 222 с.

16. Громов Г.В.Очерки информационной технологии. М., 1992.

17. Господин Великий Новгород //Автомобильный транспорт. - 1998. - №7. - С.29-35

18. Глазьев С.Центральный банк против промышленности России //Вопросы экономики. - 1998. - №1. - С.16-32

19. Грушенко В.Л., Фомченкова Л.В.Кризисное состояние предприятия: поиск причин и способов его преодоления //Менеджмент в России и за рубежом. - 1998. - №1 - С.31-38.

20. Джаббаров Р.Т.Моделирование развития производственной инфраструктуры региона //Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. - М.:ВНИИСИ, 1983. - 124 с.

21. Джаббаров Р.Т.О некоторых особенностях производственной инфраструктуры региона и принципах ее планирования и моделирования Проблемы функционирования и развития инфраструктуры народного хозяйства. - М.:ВНИИСИ, 1982. - 141 с.

22. Дубова М.Д.Экономика региона: (учебное пособие). ВАГС. - Волгоград: ИПК “Царицын”. 1997. - 224 с.

23. Загорулько М.М. и др. Основы экономической теории и практики: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1994. - 342 с.

24. Игнатьев А.М., Игнатьев С.И., Крутик А.Б.Госпредприятие: регулирование деятельности и инфраструктура/Под науч. ред. проф. Крутика А.Б. - СПб:Изд-во СПбУЭФ, 1995. - 161с.

25. Иншаков О.В.Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 1995. - 450 с.

27. Кокорев В.Институциональные преобразования в современной России: анализ динамики трансакционных издержек //Вопросы экономики. - 1996. - №12. - С.61-72

28. Киперман Г.Я., Сурганов Б.С.Популярный экономический словарь. - М.: Экономика, 1993. - 252 с.

29. Кириллова О.Ю.Эффективность фирмы и ее инфраструктуры //Управление персоналом. - 1997. - №4. - С.30-30. 30.Косенков Р.А.Диагностика качества экономического роста и развития предприятий: Учебное пособие. - Волгоград: Издательство ВолгПИ, 1988. - 112 с.

31. Котилко В.В.Современное состояние и проблемы комплексного территориального планирования производственной инфраструктуры //Проблемы развития производственной инфраструктуры: Тез. докл. первого Всесоюзного семинара. - М.: 1981. - С.214-217.

32. Коуз Р.Фирма, рынок и право. - Пер. с англ. - М.: “Дело ЛТД” при участии изд-ва “Catallaxy”, 1993, - 192 с.

33. Крылова Н.Формирование инфраструктуры приватизации //Вопросы экономики. - 1993. - №4. - С.87-92

34. Лившиц В.Н., Тараканова И.А.Системный анализ эффективности капитальных вложений в развитие и функционирование производственной инфраструктуры //Сб.: Эффективность развития инфраструктуры народного хозяйства. М., 1990

35. Ломовцева О.А.Планирование и прогнозирование региональной социоприродохозяйственной системы. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 1998. - 342 с.

36. Львов Ю.А.Основы экономики и организации бизнеса. - Спб.: ГМП “Формика”, 1992 - 383 с.

37. Макконнел Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т.2 - М.: Республика, 1992. -400с.

38. Макроэкономические тенденции в сентябре 1998 года //Экономическое развитие России.- 1998. - Т.5. - №11. - С.3-9

39. Малахов С.Некоторые аспекты теории несовершенного конкурентного равновесия(двухфакторная модель трансакционных издержек) //Вопросы экономики. - 1996. - №10. - С.89-102

40. Малахов С.Трансакционных издержки в российской экономике //Вопросы экономики. - 1997. - №7. - С.77-86

41. Малое предпринимательство //Экономика и жизнь. - 1997. - №40. - С.4

42. Малый бизнес: между Сциллой налогов и Харибдой бюрократии //Экономика и жизнь. - 1998. - №7. - С.1

43. Маркс К.Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Процесс производства капитала. - М.: Политиздат, 1983. - 905 с.

44. Маркс К.Капитал. Критика политической экономии. Т.2. Процесс обращения капитала. - М.: Политиздат, 1984. - 650 с.

45. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.., Т.26, Ч.1, С. 413.

46. Маршалл А.Принципы экономической науки., т.1. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993 - 357 с.

47. Маршалл А.Принципы экономической науки., т.2. Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993 - 310 с.

48. Маршалова А.С.Новоселов А.С.Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций/НГАЭиУ. - М.: ОАО Издательство “Экономика”, 1998. - 192 с.

49. Масличенко Ю.Перспективы неформального партнерства, или оценка эффективности вхождения в состав холдинга /Экономика и жизнь.- 1995.- №35. - С. 7.

50. Медведев В.А.Общественное воспроизводство и сфера услуг. - М.: Экономика, 1968. - 206 с.

51. Мильчакова Н. КО проблеме холдингового контроля над промышленным капиталом //Российский экономический журнал.- 1997.- №2.- 19-26 с.

52. Милюков А.Десятки маленьких монополистов //Деловое Поволжье. - №7. - 1997. - С.4

53. Милюков А.Утром деньги - вечером телефон. Так будет? //Деловое Поволжье. - 1997. - №6. - С.4

54. Михайлов Д.Финансово-промышленные группы: специфика России //Мировая экономика и международные отношения.- 1997.-№ 4.-120-130 с.

55. Моргунов В.Новое в порядке определения амортизационных отчислений //Экономика и жизнь. Бухгалтерское приложение. - 1998. - №4. - С.4

56. “На гребнях рыночных волн” //Экономика и жизнь. - 1998. - №6. - С.2

57. На пороге сотового бума //Профиль. - 1998. - №1. - С.41

58. Настольная книга работника местного самоуправления. - Волгоград: ВАГС, 1997. - 250 с.

59. Никелс У., Макхью Д., Макхью С.Постижение бизнеса: пер. с англ. - Тольятти: “Издательский дом ДОВГАНЬ”, 1996. - 928 с.

60. Никитин С., Глазова Е., Степанова М.Мировые цены: особенности формирования //Мировая экономика и международные отношения. - 1997. - №3 - С. 5-18

61. Норт Д.Институты, институциональные изменения и функционирование экономики /Пер. с англ. Нестеренко А.Н. - М.: Фонд экономической книги “Начала”, 1997. - 180 с.

62. Норт Д.Институциональные изменения: рамки анализа //Вопросы экономики - 1997. - №3. - С. 6-17

63. Носова С.С.Инфраструктура в системе общественного производства. - М.: Наука, 1982. - 81 с.

64. Носова С.С.Производственная инфраструктура в системе государственно-монополистического капитализма. - М.: Высшая Школа, 1983. - 127 с.

65. Общая экономическая теория (политэкономия): учебник /под ред. Видяпина В.И., Журавлевой Г.П. М.:ПРОМО-Мдеиа, 1995. - 608 с.

66. Осипов В.А.Региональная экономика (экономический потенциал и проблемы развития регионов): Учеб. Пособие/ ДВКИ. Владивосток, 1994. -69 с.

67. Пезенти А.Очерки политической экономики капитализма. - Т.2. - М.: Прогресс, 1976. - 885 с.

68. Петраков Н.Я.Создание эффективного собственника //Экономическая наука современной России. - 1998. - №1. - С.67-73.

69. Политическая экономия: словарь/ Под ред. Ожерельева О.И. и др. - М.:Полит издат, 1990. - 607 с.

70. Полунина Г.В.Критика современных буржуазных концепций инфраструктуры //Тезисы основных докладов и выступлений на научной конференции

Производственная инфраструктура - инфраструктура, обеспечивающая материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и т.д. В широком смысле в производственную инфраструктуру входит и управление предприятием, и финансы, т.е. всё, что необходимо для процесса производства, но технологически в него не входит.

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Производственная инфраструктура" в других словарях:

    Производственная инфраструктура - см. Инфраструктура … Энциклопедия права

    Производственная инфраструктура - см. Инфраструктура … Большой юридический словарь

    основная производственная инфраструктура - (напр., энергоснабжение, транспорт) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN basic infrastructure …

    инфраструктура производственная - Инфраструктура, обеспечивающая необходимые материально технические условия для размещения и функционирования общественного производства в пределах определённой территории [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя… … Справочник технического переводчика

    Инфраструктура - (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    ИНФРАСТРУКТУРА - комплекс производственных и непроизводственных отраслей, обеспечивающих условия воспроизводства: дороги, связь, транспорт, образование, здравоохранение. Основная производственная инфраструктура – сеть энергоснабжения, транспорта и связи … Большой экономический словарь

    Англ. infrastructure/ production/productive; нем. Produktionsinfrastruktur. Инфраструктура, обеспечивающая материальное производство (железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и т. д.). Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    - [англ. infrastructure Словарь иностранных слов русского языка

    Инфраструктура, обеспечивающая необходимые материально технические условия для размещения и функционирования общественного производства в пределах определённой территории (Болгарский язык; Български) производствена инфраструктура (Чешский язык;… … Строительный словарь

    Инфраструктура - (от лат. infra под + structura взаиморасположение, строение; англ. infrastructure) комплекс отраслей экономической и социальной жизни, имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих производство (производственная И.) и… … Энциклопедия права

Книги

  • Экономика отрасли. Автомобильный транспорт , И. С. Туревский. В учебнике рассмотрены основные разделы программы учебного курса "Экономика отрасли (автомобильный транспорт)" : отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли;…
  • Экономика отрасли , Миронов М.. В учебнике рассмотрены основные разделы программы курса: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; экономические показатели развития отрасли; предприятие как…
  • Инфраструктурные и институциональные инструменты политики повышения национальной конкурентоспособности , Т. Ф. Палей. В статье на основе анализа эволюции промышленной политики европейских стран и России доказана целесообразность перехода от структурного ее характера к содействию росту конкурентоспособности…


Творчество и игры