Печорин и Грушницкий. Сравнительная характеристика героев

«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова вышел отдельным изданием В Петербурге весной 1940 года. Роман стал одним из необычайных явлений в русской литературе. Эта книга вот уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных споров и исследований, и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни. Белинский писал о ней: «Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что, при самом рождении ее, она была вспрыснута живою водою поэзии».

Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в нравственных ценностях как таковых. Вот почему В.Г. Белинский сказал, что «Печорин глубоко страдает», не находя применения необъятным силам своей душу.

Создавая «Героя нашего времени», Лермонтов изображал жизнь такой, какой она являлась в действительности. И он нашел новые художественный средства, каких еще не знала ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, «выстраивая» их, раскрывая одного героя сквозь восприятия другого.

Давайте же подробнее рассмотрим двух героев романа – Печорина и Грушницкого.

Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, он «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает не его аристократическое происхождение: «бледный», «благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье». Печорин – физически сильный и выносливый человек. Он наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного общества» и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Наиболее полно и глубоко внутренний мир Печорина раскрывается в повести «Княжна Мери», где происходит его встреча с Грушницким.

Грушницкий – юнкер, он самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви, «звездочках» на погонах. Производить эффект - его страсть. В новом офицерском мундире, расфранченный, пахнущий духами, он отправляется к Мери. Он – посредственность, ему присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость – «драпироваться в необыкновенные чувства», « страсть декламировать». Он как бы стремится играть модную в то время роль разочарованного героя, «существо, обреченное каким-то тайным страданиями». Грушницкий – вполне удавшаяся пародия на Печорина. Вот почему молодой юнкер так не приятен ему.

Своим жалким поведением Грушницкий, с одной стороны, подчеркивает благородство Печорина, а с другой, как будто стирает всякие различия между ними. Ведь Печорин и сам подглядывал за ним и княжной Мери, что, безусловно, не было поступком благородным. Да и княжну он никогда не любил, а просто использовал ее доверчивость и любовь для борьбы с Грушницким.

Грушницкий, как человек недалекий, вначале не понимает отношения к нему Печорина. Грушницкий кажется себе человеком самоуверенным, весьма проницательным и значительным: «Мне жаль тебя, Печорин», - снисходительно говорит он. Но события не уловимо развиваются по замыслу Печорина. И вот уже юнкер, обуреваемый страстью, ревностью и негодованием, предстает перед нами в ином свете. Он оказывается не таким уж и безобидным, способным на месть, бесчестность и подлость. Тот, кто совсем недавно, играл в благородство, сегодня способен выстрелить в безоружного человека. Сцена дуэли раскрывает сущность Грушницкого, стреляйте, я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места… Грушницкий отвергает примирение Печорин хладнокровно стреляет в него. Ситуация становится необратимой Грушницкий погибает испив чашу стыда раскаяния и ненависти до конца.

Накануне дуэли, вспоминая прожитую жизнь, Печорин задумывается над вопросом: зачем он жил? для какой цели родился? И тут же сам отвечает: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». И тут Печорин понимает, что он давно играет «роль топора в руках судьбы» . «Необъятные силы души» – и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремится «любить весь мир» – и приносит людям одно лишь зло и несчастье; наличие благородных, высоких стремлений - и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни- и полная безнадежность, осознание своей обреченности. Печорин одинок, положение его трагично, он действительно «лишний человек». Лермонтов назвал Печорина «героем своего времени», протестуя этим против романтичности идеализированного представления о современнике, изобразив образ Грушницкого как пародию на романтизм. Герой для автора - не образец для подражания, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии.

Итак, образ Грушницкого помогает раскрыть главное в центральном герое романа. Грушницкий - кривое зеркало Печорина - оттеняет истинность и значительность переживаний этого «страдающего эгоиста», глубину и исключительность его натуры. Но в ситуации с Грушницким с особой силой раскрывается и вся опасность, таящаяся в глубине этого человеческого типа, разрушительная сила, которая заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор. Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием. Печоринство было типичной болезнью времени. И не об этих ли людях поколение 30-х годов прошлого века сказал М.Ю. Лермонтов в знаменитой «Думе»:

«… Над миром мы пройдем без шума и следа, набросивши векам ни мысли плодовитой не гениям начатого труда».

В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор раскрывает перед читателем ряд образов, которые не только ярко демонстрируют разные человеческие судьбы и характеры, но и являются типичными представителями своего времени – тридцатых годов ХІХ века. Время это сложное и противоречивое: в воздухе витает недовольство, однако активных действий практически никто не предпринимает. Тот же, кто смеет возмущаться, тут же ссылается на Кавказ, подальше от Москвы и Петербурга. Молодое поколение современной автору России – это растерянные, потерявшиеся во времени и пространстве люди, не знающие, куда применить свой ум, свой талант, свою энергию.

Печорин и Грушницкий – это тоже дети своего времени. Их многое роднит: оба тщеславны и самолюбивы, всегда стремятся обратить на себя внимание, быть в центре светских разговоров и сплетен, постоянно ищут на свои головы приключений. И Грушницкий, и Печорин желают предстать в глазах общества уникальными, необыкновенными. Так, Грушницкий даже солдатскую шинель способен превратить в атрибут франтовства. «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение…». Произвести эффект стремится и Печорин – то напускной холодностью и равнодушием, то страстными речами и взглядами. И ему это успешно удается, особенно в глазах романтических красавиц. Однако настоящей, благородной жизненной цели у этих героев нет – им просто скучно, они не знают, чем себя занять. Слова «скука» и «скучно» встречаются в произведении Лермонтова, пожалуй, чаще других – как отпечаток времени, как символ потерянного поколения.

Печорин и Грушницкий, тем не менее, сильно отличаются друг от друга. Несмотря на напускную самоуверенность и чрезмерное франтовство, Грушницкий оказывается человеком очень уязвимым, неуверенным в себе, недальновидным и неопытным во многих ситуациях. Свои слабости он пытается скрыть то под солдатской шинелью, то под вычурным офицерским мундиром. Он готов довериться Печорину даже в сердечных делах и не замечает, как тот открыто насмехается над ним. Хуже всего то, что он оказывается трусом, не способным противостоять чужому мнению, не способным достойно принять своё поражение, и подлым предателем, который готов стрелять в безоружного человека.

Печорина же Лермонтов наделяет незаурядным аналитическим умом и сильной волей, которые помогают герою предвидеть и предвосхищать события, предугадывать поступки других людей. Печорин развлекается, предполагая ход событий, и ликует, когда его предположения оправдываются. Однако ликует недолго, ему очень скоро наскучивает все: и светские развлечения, и внимание барышень, и военные баталии. Ему скучно, потому что благодаря своему острому уму, образованности, умению разбираться в людях он способен заранее видеть исход события. Так, например, происходит с княжной Мери, чье внимание Печорин стремился привлечь лишь для того, чтобы насолить Грушницкому, ради развлечения. Когда же он влюбил в себя девушку, то сразу потерял к ней интерес, оставил с разбитым сердцем и без всякой надежды на взаимность. Люди для Печорина лишь игрушки, лишь возможность сделать жизнь веселее. За героем стоит вереница обиженных им людей, разбитых сердец и судеб – Максим Максимыч, Бэла, княжна Мери, Вера, контрабандисты…

Печорин, в отличие от Грушницкого, не слеп в отношении самого себя. Он постоянно анализирует свои поступки, он честен перед самим собой, способен увидеть противоречивость своей натуры: «У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Печорин готов и осудить самого себя: «Я иногда себя презираю… не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе».

Хотя Грушницкий и представляет Печорина как своего приятеля, друзьями они, конечно, никогда не были. Печорин признается: «я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать». Между Печориным и Грушницким возникает конфликт. Грушницкий был для Печорина такой же игрушкой, марионеткой, как и все остальные. А слабохарактерность и недалёкость Грушницкого, его самовлюбленность и желание выглядеть героем в глазах друзей и общества еще больше усугубляют обстоятельства. С легкостью отбивая Мери у Грушницкого, Печорин выигрывает очередное пари, заключенное с самим собой. Но выигрывает ли? Несчастная, разбитая судьба Мери и смерть Грушницкого – вот главные призы этой победы.

Печорин задумывается: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…». Почему автор наделяет Печорина таким характером, такой судьбой, зачем сталкивает с Грушницким? В начале произведения Лермонтов сам признается: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Не претендуя на роль лекаря и не предлагая лекарства от всех болезней, автор все же посчитал нужным вскрыть недостатки современного ему общества, возможно, втайне надеясь, что, узнав себя, кто-то задумается и изменится. Спустя почти два столетия, сам того не подозревая, Лермонтов предупреждает и нас, поколение ХХІ века, об опасности таких человеческих пороков, как эгоизм и самовлюбленность, трусость и предательство, бездействие и пустое прожигание жизни.

Портрет Печорина: среднего роста, стройный, крепкого телосложения. У него были бледные пальцы; в его улыбке было что-то детское; у него были белокурые волосы, но усы и брови - чёрные; были карие глаза, вздёрнутый нос, зубы ослепительной белизны; его глаза не смеялись, когда смеялся он. Возраст- около двадцати пяти лет. Портрет Грушницкого: был ранен пулей в ногу, ходил с костылём.

Выглядел на двадцать пять лет, в то время как, на самом деле, ему был лишь двадцать один год. Он был хорошо сложен, у него была смуглая кожа и чёрные волосы, усы. Закидывал назад голову, когда говорил. Характер Печорина: этот персонаж не способен на искреннюю дружбу. В его характере одной из основных черт является эгоизм (прослеживается во многих его поступках). (он был скрытен, о чём свидетельствовала его походка). В его характере присутствует решительность, любопытство (прослеживаются в поступках, описываемых в главе "Тамань"). Характер Грушницкого: он не слушает собеседника (своеобразное проявление эгоизма). Его цель - сделаться героем романа. В характере присутствует романтизм (следствие этому- поездка на Кавказ). Поступки Печорина: Печорин, встречаясь с Верой, находясь в отношениях с ней, приносит ей не счастье, а лишь одни страдания. С княжной Мэри обходится подобно Онегину с Ольгой (увлекает девушку, дабы позлить другого), не думает о последствиях. Также в одном из его поступков есть доля решительности (он до последнего старается не раскрывать жульничество Грушницкого, рискуя жизнью). Поступки Грушницкого: подло планирует сжульничать на дуэли: не заряжает пистолет Печорина. Отношение Печорина к княжне Мэри: он не испытывал искренней и сильной любви к Мэри. Он проводил с ней время лишь из-за зависти к Грушницкому, чтобы позлить его, а также из-за того, что истинная любовь Печорина (Вера) могла встречаться с Печориным лишь в доме Лиговских (княгини и княжны Мэри). Отношение Грушницкого к княжне Мэри: он влюбился в Мэри. Его чувство искренне (он восхищается её пением, в то время как она поёт ужасно, носит кольцо с именем "Мэри"). Поведение Печорина во время дуэли: проявил благородство. Он предоставил Грушницкому возможность сохранить себе жизнь (но подтвердить, что сказанное- клевета), в то время как Грушницкий устроил нечестную дуэль. Печорин также нервничал (пульс лихорадочный, но по лицу было незаметно). Поведение Грушницкого во время дуэли: Грушницкий, отказавшись от выстрела в Печорина, проявляет некую положительную черту характера (он думал, что Печорин не знает о заговоре). Грушницкий также очень нервничал во время дуэли (особенно во время раздумий: выстрелить ему в Печорина или нет). Общий вывод (что из себя представляют эти персонажи): у обоих персонажей в характере есть отрицательные черты: у Печорина- эгоизм, который сопутствует многим его поступкам, у Грушницкого - подлость, раз он решился устроить нечестную дуэль. Что касается внешности, эти герои противоположны: Печорин - белокурый, Грушницкий - темноволосый.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Печорин и Грушницкий в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Главный герой - Печорин - личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление на сцене Грушницкого.

Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе «Княжна Мери». Повесть ведется от лица Печорина. Он склонен к анализу ситуаций, людей и самого себя, поэтому его рассказ в большей или меньшей степени можно считать объективным. Он умеет подмечать в людях характерные черты и в двух-трех словах передать их. Но при этом безжалостно высмеиваются все недостатки и изъяны.

Встречаются оба героя как старые приятели.

Печорин уверен в себе, рассудителен, эгоистичен, беспощадно язвителен (иногда сверх меры). При этом он видит Грушницкого насквозь, и смеется над ним. А тот, в свою очередь, слишком экзальтирован, восторжен и многословен. Он больше говорит, чем делает, и слишком романтизирует людей (в первую очередь - себя самого). Тем не менее эта непохожесть и неприятие друг друга не мешают им общаться и проводить много времени вместе.

Они почти одновременно увидели княжну Мери в первый раз. С этого момента между ними пролегла тоненькая трещинка, которая в конце концов превратилась в пропасть. Грушницкий - провинциальный романтик - не на шутку увлекается княжной. Вечный же враг Печорина - скука - заставляет его приводить княжну в бешенство различными мелкими выходками. Все это делается без тени неприязни, а исключительно из желания развлечь себя.

Поведение обоих героев в отношении княжны Мери не вызывает особой симпатии. Грушницкий - пустозвон, он любит красивые слова и жесты. Ему хочется, чтобы жизнь напоминала сентиментальный роман. Именно поэтому он приписывает другим те чувства, которые ему хотелось бы, чтобы они испытывали. Он видит жизнь в какой-то туманной дымке, в романтическом ореоле. Но в чувстве его к княжне нет фальши, хотя, может быть, он несколько преувеличивает его.

С другой стороны - Печорин - человек здравомыслящий, изучивший женщин, к тому же циник. Он забавляется с Мери. Ему доставляет удовольствие эта игра, как доставляет удовольствие и наблюдение за развитием отношений Грушницкого и княжны. Печорин, в отличие от Грушницкого, прекрасно предвидит дальнейшее развитие событий. Он молод, но успел разочароваться в людях и в жизни в целом. Обольстить княжну Мери для него не составляло труда, стоило только казаться непонятным и таинственным и быть дерзким.

Печорин ведет двойную игру. Он возобновил свои отношения с Верой. Эта женщина, несомненно, сильнее и жестче, чем княжна Мери. Но любовь к Печорину сломала и ее. Она готова растоптать свою гордость, репутацию. Она знает, что их отношения несут только боль и разочарование. И все равно стремится к нему, потому что иначе не может. Вера способна на куда более сильные чувства, чем Мери. Ее любовь сильнее, а горе безнадежнее. Она саморазрушается ради любви и не жалеет об этом.

Грушницкий никогда не будет вызывать таких чувств. Он слишком мягкотел и не обладает яркими чертами характера. Он не смог заставить Мери полюбить себя. Ему не хватает напористости и самоиронии. Его напыщенные речи могут произвести только первоначальное впечатление. Но речи начинают повторяться и становятся в конце концов невыносимы.

Чем больше княжна увлекается Печориным (ведь с ним ей куда интереснее, чем с простодушным мальчиком), тем шире становит-. ся пропасть между ним и Грушницким. Обстановка накаляется, взаимная неприязнь растет. Пророчество Печорина, что они когда-нибудь «столкнутся на узкой дороге», начинает сбываться.

Дуэль - это развязка отношений двух героев. Она приближалась неотвратимо, поскольку дорога стала слишком узкой для двоих.

В день дуэли Печорин испытывает холодную злобу. Его пытались обмануть, а он этого простить не может. Грушницкий же, напротив, очень нервничает и пытается всеми силами отвратить неотвратимое. Он вел себя в последнее время недостойно, распуская про Печорина слухи, и пытался всячески выставить его в черном свете. Можно за это ненавидеть человека, можно наказать его, презирать, но нельзя лишать его жизни. Но это не волнует Печорина. Он убивает Грушницкого и, не оглядываясь, уходит. Смерть бывшего приятеля не пробуждает в нем никаких эмоций.

Так заканчивается история отношений Печорина и Грушницкого. Нельзя судить, кто прав, а кто виноват. И неизвестно, кого больше жалеть: погибшего Грушницкого или уехавшего Печорина. Первый никогда не сможет осуществить своих романтических мечтаний, а. у второго их никогда и не было. Печорину лучше умереть, так как он не видит смысла в своем существовании. В этом его трагедия.

В романе Лермонтов изобразил человека своего времени, ибо, по словам автора, Печорин — «портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» (предисловие к роману). Таким образом, автор, рисуя главного героя, изображает современную эпоху, её содержание, её нравы и ценности. Идея романа в том, что Печорин со всеми своими талантами (знанием жизни, энергией, волей, умом, наблюдательностью и т.д.) остаётся «лишним человеком», так как не разделяет «ни общих мнений, ни страстей» (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин», 8, ХI) своего времени. Обычный жизненный успех (только карьера, деньги) его не интересуют, а других (высоких и достойных) жизненных целей он вокруг себя не видит.

Печорин в романе характеризуется самыми различными способами: через внешний вид, поступки, размышления, картины природы, через сравнение с второстепенными героями. Иными словами, главный герой становится центром романа, все остальные персонажи играют служебную по отношению к нему роль, составляя для него как бы общественный фон, с одной стороны, и подчёркивая его личные качества, с другой стороны.

Образ Грушницкого не является в этом смысле исключением, хотя по значимости в романе он сравним только с образом Максима Максимовича. Итак, Грушницкий принадлежит к «водяному обществу» и, следовательно, несёт на себе общую печать заурядности и пошлости. Печорин познакомился с ним в действующей армии, а потом случайно встретил на водах, где Грушницкий долечивал свою раненую ногу. Грушницкий только на пять лет моложе главного героя, и ему свойственны все качества молодого дворянина того времени. Он успешно волочится за женщинами и, благодаря своей приятной внешности, а также таинственной манере поведения, имеет успех. Он старательно прожигает жизнь, веселясь на офицерских пирушках, играя в карты, участвуя в дуэлях. Следуя всеобщему увлечению, он даже сочиняет «забавные эпиграммы». Именно стремление к романтическим впечатлениям, как утверждает Печорин, толкнуло Грушницкого поступить юнкером в действующую армию, где он «слывёт отличным храбрецом». Иными словами, Грушницкий начинает жизнь примерно так же, как многие молодые дворяне его времени. Можно предположить, что и Печорин пять-шесть лет назад был таким же молодцом-юнкером. Но на этом сходство главного героя и «романтического юнкера» заканчивается.

Уже на первых страницах «Княжны Мери» Печорин даёт характеристику Грушницкому, в которой видны принципиальные различия между двумя героями. Юнкер — крайне самолюбивый человек, он не интересуется ничем, кроме собственной персоны и собственных чувств. «Спорить с ним я никогда не мог, — замечает Печорин. — Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает». Григорий Александрович, конечно, тоже не лишён самолюбия, в чём он честно признаётся самому себе в дневнике, но это чувство не мешает ему внимательно и успешно изучать окружающих людей. Его приключения, описанные в романе, доказывают это: он легко влюбляет в себя самых разных девиц (горянку Бэлу, светскую барышню Мери), ловко играет на заветных желаниях Азамата и за чудесную лошадь заставляет мальчишку похитить Бэлу.

Грушницкий не слишком умён. «Его эпиграммы... никогда не бывают метки и злы», — замечает Печорин. Главный герой, напротив, человек замечательного ума, это видно из его глубоких суждений об окружающих (меткие характеристики Вернера, Грушницкого, Мери, Веры), из оригинальных мыслей о дружбе, любви, природе людей. Можно уверенно сказать, что он образованный человек, о чём свидетельствуют его цитирование А.С.Грибоедова и А.С. Пушкина, знание философии (споры с Вернером), истории (перед дуэлью вспоминает анекдот о Юлии Цезаре), литературы (ночью перед дуэлью читает роман В. Скотта «Шотландские пуритане»),

Грушницкий довольно трусливый человек, который «в деле машет шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза». Печорин — человек по-умному храбрый. Когда он решил обезоружить убийцу Вулича, он хорошо приготовился и обдумал свои действия: в щель ставня внимательно рассмотрел пьяного казака и его оружие, велел есаулу разговором отвлекать внимание пьяного. Только после этого Печорин выбрал удобный момент и, оторвав ставень, прыгнул в хату. Тщательные приготовления не умаляют мужества и храбрости Печорина, проявленные в этом эпизоде.

В душе Грушницкого, по замечанию главного героя, «много добрых свойств». Сами по себе самолюбие, ограниченный ум и трусоватость не являются страшными пороками, ибо эти качества присущи очень многим обычным людям. Но, соединённые вместе в одном характере, они делают юнкера весьма неприятным и даже опасным в критических ситуациях. Оскорблённое самолюбие (Мери предпочла ему Печорина) толкает Грушницкого на подлость: он распространяет сплетню о княжне, совсем не заботясь о её добром имени. Перед дуэлью он соглашается на другую подлость: драгунский капитан, с ведома Грушницкого, заряжает только его пистолет, и Грушницкий, получив право первого выстрела, стреляет в безоружного человека.

В характере Печорина, при сравнении с Грушницким, обнаруживаются: ум, мужество, жизненный опыт, воля, благородство. Главный герой не только защищает честь княжны Мери на дуэли, но и достойно прерывает любовную интригу, которую, правда, сам и начал от скуки. Он не захотел дальше обманывать влюблённую девушку, а тем более как-то воспользоваться её искренним чувством. По выражению Белинского, как Печорин — портрет своего поколения, так и Грушницкий — «представитель целого разряда людей, имя нарицательное». Это человек мелкий, ничем не замечательный, кроме своих необоснованных претензий на исключительность. Рядом с ним ярче вырисовывается превосходство личности Печорина. Однако Лермонтов не ограничивается изображением личного противостояния двух героев, принципиально важно, что в повести дано социальное противопоставление Грушницкого и Печорина.

Во-первых, главный герой презирает светское общество с его мелочными интересами, эгоизмом, грязными интригами. (Все эти негативные черты демонстрируют представители «водяного общества». Драгунский капитан, например, невзлюбил Печорина из-за пустяка. Главный герой помешал интрижке, которую «доблестный кавалерист» задумал против Мери: она на балу неосторожно толкнула толстую барыню, даму капитана.) Грушницкий, в отличие от главного героя, мечтает проникнуть в светское общество, старается знакомиться с аристократами, усваивает внешние светские манеры.

Во-вторых, Печорин искренне переживает своё разочарование в жизни, отсутствие достойных целей, одиночество и бесполезность, о чём свидетельствуют его дневниковые записи (заключение к «Тамани», философские рассуждения в «Фаталисте»), Особого внимания заслуживают его раздумья накануне дуэли. Перед читателями возникает образ глубоко несчастливого человека: бесцельная жизнь уже утомила его и он живёт по инерции, без интереса, без надежды. Его любовь никому не принесла счастья; он умрёт, и никто не пожалеет о нём; на земле нет ни одного человека, который бы понял Печорина совершенно: «Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерзавец. И то, и другое будет ложно». Грушницкий же играет роль непризнанного и разочарованного героя. Для него разочарование — мода и возможность «поинтересничать». Поза, рисовка, фальшивый пафос в юнкере доведены до смешного: по словам Печорина, он «драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».

В заключение следует сказать, что Лермонтов, изображая героя своего времени, мастерски использует приём противопоставления. В «Бэле» и «Максиме Максимовиче» Печорин изображён в сравнении с «добрым штабс-капитаном», в «Фаталисте» — с Вуличем, в «Княжне Мери» — с Грушницким.

Между главным героем и юнкером обнаруживается психологическая, интеллектуальная, социальная пропасть, делающая их непримиримыми врагами. Этот конфликт может разрешить только дуэль на шести шагах. Недаром последними словами Грушницкого, которые он бросает в лицо Печорину, становятся: «Стреляйте! Я себя презираю, а вас ненавижу. (...) Нам на земле вдвоём места нет...».

Максим Максимович отличается от Печорина по возрасту, характеру, образованию, социальному положению. Они оба прекрасно видят эту разницу, которая, однако, не мешает им симпатизировать друг другу. Внешние различия между Печориным и Грушницким не так значительны: они почти одного возраста, потомственные дворяне, принадлежат к одному общественному кругу. При этом внутренний контраст-соперничество между Печориным и Грушницким обозначен в романе более резко и определённо, чем различия между Печориным и Максимом Максимовичем.



Творчество и игры