Час контроля в школе. Внутришкольный контроль

Исходные данные для планирования внутришкольного контроля

В управлении образовательной деятельностью планирование занимает основное место. Сущность планирования состоит в обосновании целей и способов их достижения на основе выявления детального комплекса работ, определении наиболее эффективных форм и методов контроля. Основная цель планирования - интеграция всех участников контроля для выполнения комплекса работ, обеспечивающих конечный результат - уровень обученности учащихся.

Планирование осуществляется на всех уровнях управления ОУ. Планирование может быть долгосрочным (перспективным - на 3 - 5 лет), текущим (годовое, полугодовое) и оперативным (почетвертное, ежемесячное, еженедельное, ежедневное). Планы могут детализоваться по функциям управления. Функциональный план разрабатывается для ОУ в целом или на комплекс мероприятий, выполняемый одним должностным лицом. Рассмотрим план внутришкольного контроля для заместителя директора ОУ по учебно-воспитательной работе.

Исходными данными для планирования мероприятий ВШК являются:

  • календарный период планирования;
  • количество классов ОУ;
  • количество учащихся в каждом классе;
  • требуемые сроки начала проведения мероприятий по параллелям;
  • продолжительность выполнения мероприятий;
  • допустимый диапазон отклонения сроков фактического начала мероприятий от требуемого;
  • запрещенные периоды проведения мероприятий;
  • периодичность проведения мероприятий;
  • допустимый перерыв между мероприятиями для предотвращения перегрузки.

Основными ограничениями в ходе планирования мероприятий являются:

  • фактические сроки начала мероприятий относительно требуемых не должны превышать допуска, установленного в нормативной документации;
  • нецелесообразность проведения мероприятий в определенные временные интервалы календарного периода планирования;
  • обеспечение в ОУ необходимого перерыва между мероприятиями для предотвращения перегрузки;
  • выполнение всего объема работ на календарном периоде планирования
  • ограничения по срокам начала всех или отдельных работ.

Указанные ограничения имеют различную схему действий:

  • для всего ОУ;
  • для параллели классов;
  • для класса.

ЗУВР совместно с другими заместителями директора осуществляет в масштабе ОУ централизованное планирование сроков проведения общешкольных мероприятий (экзамены, методические и предметные недели и другие общешкольные мероприятия). Необходимость централизованного планирования данных видов работ вызвана следующими причинами:

  • необходимость координации деятельности высших уровней управления по обеспечению проведения данных видов работ финансовыми, материальными и людскими ресурсами;
  • выполнения нормативно установленных заданий по обеспечению требуемого уровня обученности.

Образец плана внутришкольного контроля на текущий учебный год
У С Л О В Н Ы Е О Б О З Н А Ч Е Н И Я:

Вид контроля:

Должностные лица:

Т - тематический

Д - директор

Ф - фронтальный

З 1 - завуч среднего и старшего звена

Метод контроля:

ЗВР - зам. по воспитательной работе

Н - наблюдение

ЗХЧ - зам. по хозяйственной части

Б - беседа

ЗП - зам. по питанию

А - анализ

ПАК - председатель аттестационной комиссии

Х - хронометраж

ПМО - председатель методического объединения

ППЗ - письменная проверка знаний

КлР - классный руководитель

Тс - тест

учк - учебный комитет

КСД - контрольный словарный диктант

СП - соц. педагог

КД - контрольный диктант

БК - библиотекарь

И-С - изложение с элементами сочинения

В - врач

УПЗ - устная проверка знаний

П - психолог

Форма контроля:

МС - медицинская сестра

О - обобщающий

Итоги (где слушается):

ПО - предметно-обобщающий

СД - совещание при директоре

ТО - тематически-обобщающий

СЗ 1 - совещание при завуче среднего и старшего звена

КлО - классно-обобщающий

СПАК - совещание при председателе аттестационной комиссии

П - персональный

СМО - совещание методического объединения

Пр - предварительный

КрС - круглый стол

Пм - промежуточный

С - семинар

И - итоговый

Кф - конференция

Вх - входной

Пс - педагогический совет


Цель:

  • дальнейшее совершенствование учебно - воспитательного процесса, учитывая индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья;
  • выявлять и реализовывать образовательный потенциал учащихся;
  • отслеживать динамику развития учащихся, создавая при этом эмоциональный комфорт и условия для самовыражения, самопознания и саморазвития каждого ученика.

Задачи:

  • отработать наиболее эффективные технологии преподавания предметов, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся;
  • разработать форму учета достижений учащихся по предметам, позволяющую проследить личные успехи и неудачи в усвоении учебного материала в соответствии с динамикой развития учащихся;
  • разработать систему диагностики:
  • отслеживающую динамику развития учащихся;
  • изучающую состояние межличностных отношений учителя и учащегося, учащегося и учащегося;
  • фиксирующую уровень образованности на каждом этапе школьного обучения;
  • совершенствовать систему внеучебной деятельности посредством разработки совокупности программ:
  • досуговая деятельность;
  • традиции школы;
  • внеучебная деятельность по предмету;
  • обеспечить психологическую защищенность учащихся в образовательном процессе;
  • эффективно реализовывать профессионально-деятельностный потенциал педагогического коллектива и администрации в процессе их деятельности;
  • создать систему поощрения наиболее значимых педагогических результатов.

Эти задачи являются основными направлениями внутришкольного контроля на предстоящие пять лет.
Для реализации поставленных задач в школе принята следующая структурно-функциональная модель внутришкольного контроля

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

Цель:

  • установить соответствие функционирования и развития педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования с выходом на причинно-следственные связи, позволяющие сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему развитию школы.

Задачи:

  • диагностирование состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонений от запрограммированного результата (стандарта образования) в работе коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель - ученик, руководитель - учитель;
  • формирование у учащихся ответственного отношения к овладению знаниями, умениями, навыками;
  • обеспечение единства урочной и внеурочной деятельности учителя через сеть кружков, факультативов, индивидуальных занятий и дополнительного образования;
  • повышение ответственности учителей-предметников, внедрение новых, передовых, интенсивных методов и приемов работы в практику преподавания учебных предметов;
  • совершенствование системы контроля за состоянием и ведением школьной документации.

Внутришкольный контроль

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Положение о внутришкольном контроле

Вариант

I. Общие положения

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении», Уставом средней школы №__, программой развития школы и регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией.

1.2.Внутришкольный контроль - главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности образовательного учреждения. Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства, и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов РФ, субъекта РФ, муниципалитета, школы в области образования.

Процедуре внутришкольного контроля предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения.

1.3. Положение о внутришкольном контроле утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

1.4. Целями внутришкольного контроля являются:

Совершенствование деятельности образовательного учреждения;

Повышение мастерства учителей;

Улучшения качества образования в школе.

1.5. Задачи внутришкольного контроля:

Осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;

Выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению;

Анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;

Анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;

Изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;

Анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;

Оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

1.6. Функции внутришкольного контроля:

Информационно-аналитическая;

Контрольно-диагностическая;

Коррективно-регулятивная.

1.7. Директор школы и (или) по его поручению заместители директора или эксперты вправе осуществлять внутришкольный контроль результатов деятельности работников по вопросам:

Соблюдения законодательства РФ в области образования;

Осуществления государственной политики в области образования;

Использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;

Использования методического обеспечения в образовательном процессе;

Реализации утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков;

Соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;

Соблюдения порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;

Своевременности предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

Работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;

Другим вопросам в рамках компетенции директора школы.

1.8. При оценке учителя в ходе внутришкольного контроля учитывается:

Выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);

Уровень знаний, умений, навыков и развитие учащихся;

Степень самостоятельности учащихся;

Владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;

Совместная деятельность учителя и ученика;

Наличие положительного эмоционального микроклимата;

Умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);

Способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;

Умение корректировать свою деятельность;

Умение обобщать свой опыт;

Умение составлять и реализовывать план своего развития.

1.9. Методы контроля над деятельностью учителя:

Анкетирование;

Тестирование;

Социальный опрос;

Мониторинг;

Наблюдение;

Изучение документации;

Анализ самоанализа уроков;

Беседа о деятельности учащихся;

Результаты учебной деятельности учащихся.

1.10. Методы контроля над результатами учебной деятельности:

Наблюдение;

Устный опрос;

Письменный опрос;

Письменная проверка знаний (контрольная работа);

Комбинированная проверка;

Беседа, анкетирование, тестирование;

Проверка документации.

1.11. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.

Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.

Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.

Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья обучающихся, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).

Внутришкольный контроль в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

1.12. Виды внутришкольного контроля:

Предварительный – контроль организации УВП на начало учебного года;

Текущий - непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом;

Итоговый - изучение результатов работы школы, педагогов за четверть, полугодие, учебный год.

Оперативный – изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе

1.13. Формы внутришкольного контроля:

Персональный;

Тематический;

Классно-обобщающий;

Комплексный.

1.14. Правила внутришкольного контроля:

Внутришкольный контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, другие специалисты;

В качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты;

План-задание определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица;

Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий;

Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету внутришкольного контроля;

При обнаружении в ходе внутришкольного контроля нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, о них сообщается директору школы;

Экспертные опросы и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых случаях по согласованию с психологической и методической службой школы;

При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения;

При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков;

В экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).

1.15. Основания для внутришкольного контроля:

Заявление педагогического работника на аттестацию;

Плановый контроль;

Проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;

Обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования.

1.16. Результаты внутришкольного контроля оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу или иной формы, установленной в школе. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и, при необходимости, предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение семи дней с момента завершения проверки.

Педагогические работники после ознакомления с результатами внутришкольного контроля должны поставить подпись под итоговым материалом, удостоверяющую то, что они поставлены в известность о результатах внутришкольного контроля.

При этом они вправе сделать запись в итоговом материале о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам и обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образования.

По итогам внутришкольного контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел:

а) проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;

б) сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;

в) результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

1.17. Директор школы по результатам внутришкольного контроля принимает следующие решения:

Об издании соответствующего приказа;

Об обсуждении итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом;

О проведении повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов);

О привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц;

О поощрении работников;

Иные решения в пределах своей компетенции.

1.18. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.

II. Персональный контроль

2.1. Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

2.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает:

Уровень знаний учителя в области современных достижений психологической и педагогической науки, профессиональное мастерство учителя;

Уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;

Результаты работы учителя и пути их достижения;

Способы повышения профессиональной квалификации учителя.

2.3. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право:

Знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;

Изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;

Проводить экспертизу педагогической деятельности;

Проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;

Организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;

Делать выводы и принимать управленческие решения.

2.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:

Знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;

Знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;

Своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;

Обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

2.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.

III. Тематический контроль

3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы.

3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированности общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы.

3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения, новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

3.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно-ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране.

3.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.

3.6. В ходе тематического контроля:

Проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);

Осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся; посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, секций; анализ школьной и классной документации.

3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде справки.

3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля на заседаниях педсоветов, совещаниях при директоре или заместителях, заседаниях методических объединений.

3.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.

3.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом.

IV. Классно-обобщающий контроль

4.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе или параллели.

4.2. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

4.3. В ходе классно-обобщающего контроля руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:

Деятельность всех учителей;

Включение учащихся в познавательную деятельность;

Привитие интереса к знаниям;

Сотрудничество учителя и учащихся;

Социально-психологический климат в классном коллективе.

4.4. Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам проблемно-ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.

4.5. Продолжительность классно-обобщающего контроля определяется необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

4.6. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами классно-обобщающего контроля в соответствии с планом работы школы.

4.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.

V. Комплексный контроль

5.1. Комплексный контроль проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса в школе в целом или по конкретной проблеме.

5.2. Для проведения комплексного контроля создается группа, состоящая из членов администрации образовательного учреждения, руководителей методических объединений, эффективно работающих учителей школы под руководством одного из членов администрации.

5.3. Члены группы должны четко определить цели, задачи, разработать план проверки, распределить обязанности между собой.

5.4. Перед каждым проверяющим ставится конкретная задача, устанавливаются сроки, формы обобщения итогов комплексной проверки.

5.5. Члены педагогического коллектива знакомятся с целями, задачами, планом проведения комплексной проверки в соответствии с планом работы школы, но не менее чем за месяц до ее начала.

5.6. По результатам комплексной проверки готовится справка, на основании которой директором школы издается приказ (контроль за исполнение которого возлагается на одного из членов администрации) и проводится заседание педагогического совета, совещание при директоре или его заместителях.

5.7. При получении положительных результатов данный приказ снимается с контроля.

Положение о текущем контроле

Вариант

1. Общие положения

1.1. Текущий контроль успеваемости - основной источник информации о достоверных результатах деятельности обучающихся.

1.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся МОУ СОШ №__ осуществляется администрацией, учителями-предметниками, классными руководителями с целью определения фактически достигнутых знаний, умений и навыков.

2. Задачи текущего контроля

2.1. Получение объективной информации о состоянии успеваемости обучающихся.

2.2. Анализ достижений в обучении и воспитании для выстраивания индивидуального маршрута обучающегося.

3. Правила текущего контроля

3.1. Оценки по результатам текущего контроля выставляются в журнал. Для информирования родителей (законных представителей) об итогах текущего контроля могут применяться дневник, ведомости оценок и иные формы, принятые Педагогическим советом.

3.2. Оценки текущего контроля со второго года обучения должны быть приведены к пятибалльной системе, где баллы 1,2 выставляются в случае не освоения обучающимся учебной программы, баллы 3,4,5 выставляются в случае освоения обучающимся учебной программы и по мере возрастания свидетельствуют о качестве освоения учебной программы.

3.3. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или продолжают обучение в форме семейного образования. Обучающиеся на указанных ступенях образования, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию обучающимся академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).

Перевод обучающегося в любом случае производится по решению Педагогического совета МОУ СОШ №__.

3.4.. Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.

3.5. Лицам, не завершившим основное общее образование, МОУ СОШ №__ выдаются справки установленного образца.

Вариант

ПОЛОЖЕНИЕ

о ведении классного журнала в I – XI классах

  1. Общие положения
  1. Классный журнал является государственным документом, и ведение его обязательно для каждого учителя.
  2. Директор МОУ и его заместитель по учебно – воспитательной работе обязаны обеспечить хранение классных журналов и систематически осуществлять контроль за правильностью их ведения.
  3. Классный журнал рассчитан на один учебный год. Журналы параллельных классов нумеруются литерами, например, 5а класс, 5б класс и т.д.
  4. Заместитель директора по учебно – воспитательной работе дает указания учителям о распределении страниц журнала, отведенных на текущий учет успеваемости и посещаемости учащихся на год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет.
  5. Учитель обязан систематически проверять и оценивать знания обучающихся, а также отмечать посещаемость школьников. На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, и задание на дом.
  6. По письменным работам оценки проставляются в графе того дня, когда проводилась письменная работа.
  7. По проведенным практическим и лабораторным работам, экскурсиям, контрольным письменным работам следует указывать точно их тему и количество затраченных часов.
  8. В графе «Домашнее задание» записываются содержание задания, страницы, номера задач и упражнений.
  9. Итоговые оценки за каждую учебную четверть выставляются учителем после записи последнего урока по данному предмету в четверти. Оценки заполняются классным руководителем в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся.
  10. Учитывая, что класс на занятиях по иностранному языку, трудовому обучению делится на две группы, в классном журнале эта особенность учтена на стр.___ (сверху: английский язык, трудовое обучение, технология, физическая культура (10-11кл) /девочки/; снизу: немецкий язык, трудовое обучение, технология, физическая культура (10-11кл) /мальчики/).
  11. Классный руководитель аккуратно записывает в классном журнале фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке, заполняет «Общие сведения об учащихся», отмечает количество уроков, пропущенных учащимися, и подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенным каждым учащимся за четверть и учебный год.
  12. Сведения об учащихся в кружках и факультативных занятиях, общественной работе заполняются классным руководителем.
  13. «Замечания по ведению классного журнала» заполняются заместителем директора по учебно – воспитательной работе и/или директором МОУ.
  14. «Листок здоровья» заполняется медицинским работником.
  15. Все записи в классном журнале должны вестись четко и аккуратно.
  1. Цель и содержание проверок журнала

месяц

цель проверки классного журнала

СЕНТЯБРЬ

Соблюдение единых требований к заполнению журнала классным руководителем

ОКТЯБРЬ

Устранение замечаний, накопляемость оценок, наличие и отметки за вводный контроль, уровень ведения документации учителями – предметниками, посещаемость уроков (отметка на предметных страницах и в сводной ведомости)

НОЯБРЬ

Устранение замечаний, объективность выставления оценок за четверть, инструктаж по ПДД, на каникулы

ДЕКАБРЬ

Устранение замечаний, работа с неуспевающими, уровень выставления оценок за контрольные работы, накопляемость оценок, посещаемость уроков (отметка на предметных страницах и в сводной ведомости)

ЯНВАРЬ

Устранение замечаний, объективность выставления оценок за 1 полугодие, выполнение программы контроля по предметам и НРК, выполнение практической части по предметам, инструктаж на каникулы, ПДД

ФЕВРАЛЬ

Устранение замечаний, уровень ведения документации классными руководителями и учителями – предметниками, накопляемость оценок, работа со слабоуспевающими

МАРТ

Устранение замечаний, организация повторения, работа учителей-предметников по повышению качества, инструктаж по ПДД, на каникулы

АПРЕЛЬ

Устранение замечаний, накопляемость выставления оценок, работа со слабоуспевающими

МАЙ

Устранение замечаний, объективность выставления оценок, выполнение программы по учебным предметам, программы контроля, практической части, НРК, программы по ПДД

ИЮНЬ

Устранение замечаний, выполнение единых требований к ведению журналов, отметка о переводе, окончании основной, средней школы

Примерные требования по ведению классных журналов

Классный журнал является документом строгой отчетности. Его ведение обязательно для каждого учителя. Все записи в классном журнале должны вестись четко, аккуратно, ______ пастой. Стирать записи в журнале категорически запрещается.

1. Требования по заполнению и ведению журнала:

1.1 оценки за письменные виды работ (самостоятельные работы, контрольные работы, практические и лабораторные работы) выставляются всем учащимся за то число, когда проходила работа;

1.2 наличие система работы учителей по поэтапной отработке пробелов в знаниях учащихся после проведения письменных работ (проведение работы над ошибками, анализа проведенной работы и т.д.);

1.3 наличие устного опроса учащихся (отсутствие опроса ведет к малой накопляемости отметок, при этом четвертная отметка часто выставляется на основании только одной отметки, что недопустимо);

1.4 в журналах фиксируется повторение учебного материала (в начале учебного года, сопутствующее повторение, повторение в 4 четверти при подготовке к промежуточной и итоговой аттестации);

1.5 в журнале всегда и по всем предметам отмечается домашнее задание, а также видовое распределение домашнего задания;

1.6 недопустимо большое количество выставленных неудовлетворительных отметок за урок;

1.7 учитель отмечает в журналах виды работ (на странице записи тем уроков), за которые выставлены отметки всему классу;

1.8 учителя фиксируют в журналах тип проведенных письменных работ;

1.9 учителем-предметником на каждом уроке отмечаются отсутствующие учащиеся;

1.10 недопустимо наличие в журнале точек и оценок, выставленных карандашом;

1.11 полугодовые и годовые отметки должны быть выставлены объективно: главным критерием выставления этих отметок являются отметки за письменные работы (сочинение, контрольные работы по математике, физике и др.).

1.12 отметки не должны исправляться.

2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

121 отвечает за сохранность классных журналов;

2.2 осуществляет систематический контроль ведения классных журналов (один раз в четверть);

2.3 записывает на последней, специально отведенной для этого странице замечания и предложения по ведению журнала, где указывает сроки устранения данных замечаний и результаты повторной проверки;

2.4 дает указания учителям о распределении страниц журнала, отведенных на текущий учет посещаемости уроков и успеваемости учащихся в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет;

2.5 уделяет особое внимание ведению «медальных» журналов;

2.6 контролирует заполнение листа движения, где фиксируется количество учащихся в классе на 5 сентября. Эти сведения подтверждаются подписями классного руководителя и зам по УВР, отвечающего за ОШ №1.

3. Классный руководитель

3.1. несет ответственность за состояние журнала своего класса, следит за систематичностью и правильностью ведения журнала учителями-предметниками, работающими в классе, анализирует успеваемость учащихся, объективность выставления четвертных, полугодовых и итоговых оценок;

3.2.заполняет страницы:

а) листок здоровья (только список, данные по каждому ученику - заполняет медицинский работник);

б) факультативных занятий;

в) ежедневных пропусков уроков учащихся;

3.3. аккуратно записывает в журнале фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке, заполняет «Общие сведения об учащихся»;

3.4. подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым учеником за четверть и учебный год;

3.5. систематически заполняет страницы классного руководителя (изучение правил дорожного движения и противопожарной безопасности, ОБЖ), а также сведения о посещении учащимися кружков, факультативов, спортивных секций и т.д.

3.6. выставляет четвертные оценки в сводную ведомость успеваемости учащихся;

3.7. записывает на предметной странице наименования предмета с маленькой буквы, согласно Учебному плану. Фамилия, имя, отчество преподавателя, классного руководителя пишется полностью;

3.8. своевременно заполняет списки на предметных страницах в соответствии с формой отчетности ОШ-1;

3.9. ежедневно сверяет и выставляет в сводную ведомость количество пропущенных уроков;

3.10. отмечает на предметной странице по физической культуре учащихся с подготовительной группой.

4 . Учитель-предметник :

4.1. систематически проверять и оценивать знания учащихся;

4.2. на левой стороне предметного разворота проставлять дату проведения урока в соответствии с расписанием учебных занятий, на каждом уроке отмечать пропуски учащихся. На правой стороне развернутой страницы журнала записывать дату, тему урока и задание на дом;

4.3.выставлять по письменным и творческим работам оценки в графе того дня, когда проводилась данная работа и всем учащимся, которые присутствовали на уроке;

4.4. при проведении практических и лабораторных работ, экскурсий, письменных контрольных работ указывать их тему;

4.5. своевременно, согласно нормам, выставлять оценки за проведенный контроль;

4.6. перед контрольной работой проводить урок обобщения изученного материала, после контрольной работы - урок анализа полученных результатов. Данная работа должна быть отражена в журнале;

4.7. итоговые оценки за каждую четверть или полугодие выставлять после записи даты последнего урока в четверти или полугодии (не допускается пропуск столбца или строки до или после окончания четверти);

4.8. в исключительных случаях при исправлении оценки аккуратно зачеркнуть ошибочную оценку, выставить рядом соответствующую и заверить достоверность исправления своей подписью. Если неверно выставлена оценка за четверть, то необходимо после последней строки на предметной странице со списком фамилий, прописать фамилию ученика, выставить оценку, расшифровать ее и поставить свою подпись и печать ОУ (например: за 1 четверть Иванова Ирина - отметка "3" (три) подпись педагога и печать учреждения);

4.9. при записи числа и месяца на странице " что пройдено на уроке" делается следующая запись: 02.09 или 13.04.;

4.10. порядок записи замещенных уроков.

При замещении уроков учителем, работающим в данном классе, запись замещения следует сделать на странице своего предмета.

При замещении уроков учителем, не работающим в данном классе, запись замещения следует сделать на странице замещаемого предмета.

При записи замещений обязательно указать дату, тему урока, домашнее задание, записать слово «замещение» и поставить подпись.

В случае отсутствия данной записи на момент сдачи табеля и позже оплата не производится;

4.11. государственные программы по предметам по итогам года должны быть выполнены;

12. запрещается на листе выставления отметок делать записи типа "контрольная работа", "практическая работа" и т.д., а также подсчитывать общее количество отметок;

4.13. отсутствующих учеников отмечать буквой "Н" (болезнь, пропуск и пр.);

4.14. учащиеся, освобожденные от уроков физкультуры, не отмечаются. На предметной странице по физической культуре отметить учащихся с подготовительной группой;

4.15. домашнее задание по всем предметам (в том числе по физической культуре) записывается на каждом уроке, кроме уроков проведения тематического контроля знаний;

4.16. по проведенным практическим, лабораторным, контрольным работам, экскурсиям, урокам повторения и закрепления следует указывать точно тему.

Образец:

Контрольная работа №___ (диктант)

Внутришкольный контроль 2014/2015 г. представляет собой всестороннее исследование и анализ образовательного процесса. Он необходим для координации деятельности педагогов согласно поставленным задачам.

Актуальность вопроса

Результативность управления образовательным и воспитательным процессами в большой степени зависит от того, насколько хорошо руководителю заведения известно реальное положение дел. Координирование деятельности участников процесса осуществляет директор. Внутришкольный контроль по ФГОС направлен в первую очередь на обеспечение высокого всестороннего развития подрастающего поколения. В ходе него проводится проверка и учет выполнения указаний руководителя, эффективность предпринятых мероприятий, выявляются причины тех или иных недостатков. Внутришкольный контроль по и образовательному процессу включает в себя анализ достигнутых показателей. Он выступает в качестве исходного пункта нового предполагает постановку новых задач.

Общая характеристика

Внутришкольный контроль по является многосторонним и сложным процессом. Он отличается определенной закономерной упорядоченностью, наличием взаимосвязанных элементов, каждый из которых наделен конкретными функциями. Внутришкольный контроль по учебной работе и внеклассной деятельности по методам и форме организации будет различным. В отличие от инспектирования, он осуществляется субъектами образовательного заведения. Целью его выступает формирование общей картины положения дел в учреждении, выявление недостатков и их причин, оказание практической и методической помощи преподавателям. Внутришкольный контроль в школе может принимать различные формы:

  • Административную.
  • Взаимную.
  • Коллективную.

Структура

План работы внутришкольного контроля предполагает систематическое исследование жизнедеятельности образовательного учреждения, труда преподавателя, подвергаются все стороны деятельности:

  1. Разнообразие домашних заданий.
  2. Индивидуальная работа с учениками.
  3. Проверка и оценка полученных знаний.
  4. Планирование.
  5. Техническая и дидактическая подготовка к занятию.

Принципы

Внутришкольный контроль в начальной школе и старших классах должен быть:


Цели

На их основании выстраивается план внутришкольного контроля на год. В качестве основных целей выступают:

  1. Достижение соответствия развития и функционирования педагогического процесса требованиям госстандарта.
  2. Последующее совершенствование образовательной и воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей детей, их интересов, возможностей, состояния здоровья.

Задачи

План внутришкольного контроля должен четко отражать мероприятия, которые будут проводиться для достижения поставленных целей. К основным задачам необходимо отнести:

  1. Периодическую поверку исполнения требований госстандартов по разным предметам.
  2. Формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к процессу получения знаний, навыков, умений.
  3. Систематический контроль качества преподавания дисциплин, соблюдения педагогом научно-обоснованных нормативов, требований к содержанию, методам и формам учебной и внеклассной деятельности.
  4. Поэтапный анализ процесса усвоения знаний детьми, уровня их развития, владения методами самостоятельного образования.
  5. Содействие педагогам в учебной и внеклассной деятельности, совершенствовании ими своих навыков.
  6. Исследование опыта работы преподавателей.
  7. Непрерывная проверка исполнения программ и принятых управленческих решений.
  8. Формирование связи внеклассной и образовательной деятельности.
  9. Диагностика состояния педагогического процесса, обнаружение отклонений от запрограммированных результатов в работе преподавательского состава в целом и отдельных его членов в частности, создание условий для проявления заинтересованности и установления доверия, совместного творчества.
  10. Разработка наиболее результативных техник преподнесения материала.
  11. Усиление ответственности преподавателей, внедрение новых методик и приемов в практику.
  12. Совершенствование контроля ведения и состояния документации.

Функции

Положение о внутришкольном контроле принимается на руководящем уровне. Мероприятия, включенные в программу, должны обеспечить достижение поставленных целей при реализации следующих функций:


Модернизация процесса

Она предполагает изменение действующих организационно-правовых аспектов управленческой деятельности. Этот процесс, в свою очередь, касается процедур регламентации и оценки работы образовательного заведения. Лицензирование и аттестация учреждения позволяет пользователям получать полные и достоверные сведения о соответствии результатов и условий в конкретном заведении принятым государственным стандартам. В этом случае само учреждение должно проводить внутришкольный контроль, который выступает в качестве первого и наиболее важного этапа управленческой деятельности.

Базовый компонент

Внутришкольный контроль должен сводиться к минимуму объектов изучения. В данном случае необходимо выбрать приоритетные направления аналитической деятельности. Данный минимум именуется базовым компонентом. Его присутствие позволяет готовить учреждение к аттестации, сохранять целостность всего образовательного и внеклассного процессов, гарантировать нормативы выпускникам. Вместе с этим заведение может следовать программной документации по модернизации системы. Для этого может быть расширен план внутришкольного контроля благодаря вариантной части.

Изучение деятельности педагогического состава

Внутришкольный контроль предполагает оценку качества исполнения нормативных документов, решений педсоветов, рекомендаций научно-практических конференций и производственных совещаний. Изучается деятельность методических объединений, процесс повышения квалификации преподавателей, самообразования. Учебно-материальная база подвергается проверке по таким критериям, как:


Тематическая проверка

Характеризуя внутришкольный контроль, особое внимание следует уделить рассмотрению его методов, видов и форм. В настоящее время вопрос по их классификации является предметом многочисленных дискуссий. В настоящее время выделяют несколько основных видов контроля. Тематическая проверка направлена на углубленное исследование какого-либо определенного вопроса:

  • в деятельности коллектива или отдельной группы педагогов, а также одного преподавателя;
  • на младшей либо старшей ступени образования;
  • в системе эстетического или нравственного воспитания детей.

Фронтальная проверка

Она направлена на всестороннее исследование деятельности как отдельного преподавателя, так и группы или всего коллектива. Фронтальный внутришкольный контроль - достаточно трудоемкий процесс. В этой связи часто его проводить не представляется возможным. Рекомендуется осуществлять такую проверку не больше 2-3 раз в году. В процессе изучения деятельности конкретного преподавателя исследуются все мероприятия, которые он проводит в той или иной сфере (управленческой, образовательной, внеклассной, общественной и пр.). Фронтальный внутришкольный контроль учреждения предполагает анализ всех аспектов его функционирования. В частности, проверяется финансово-хозяйственная деятельность, мероприятия, проводимые с родителями, организация самого образовательного процесса и так далее.

Персональная проверка

Такой внутришкольный контроль устанавливается за деятельностью конкретного педагога, классного руководителя, другого сотрудника, участвующего в образовательном и внеклассном процессе. Эта проверка может быть и тематической, и фронтальной. Поскольку деятельность всего коллектива складывается из работы каждого конкретного его члена, персональный контроль вполне обоснован и необходим. Для отдельного преподавателя такая проверка выступает в качестве средства самооценки, стимулирующего фактора в дальнейшем профессиональном развитии. Не исключаются случаи, когда результаты контроля отражают низкий уровень подготовки, некомпетентность, отсутствие роста, а в ряде случаев профнепригодность сотрудника.

Обобщающие формы

Внутришкольный контроль может быть направлен на исследование комплекса факторов, оказывающих влияние на формирование коллектива класса в ходе образовательной и внеобразовательной деятельности. Предмет изучения в этом случае - мероприятия, которые проводятся педагогами в одном классе. Исследуется система работы по дифференциации и индивидуализации обучения, развитию мотиваций и познавательных потребностей детей. Оценивается также динамика успеваемости по нескольким периодам или в течение одного конкретного срока, состояние дисциплины, культуры поведения и так далее. Предметно-обобщающая форма применяется тогда, когда изучение направлено на состояние и качество преподнесения знаний по конкретной дисциплине в одном или параллельных классах, а также по всему учреждению в целом. Такой внутришкольный контроль предполагает привлечение и администрации, и представителей методических объединений. Тематически-обобщающая форма в качестве основной цели ставит исследование деятельности различных преподавателей в разных классах по конкретным направлениям процесса. К примеру, проверяется применение краеведческого материала в ходе обучения либо формирование базы эстетической культуры детей на уроках естественного направления и пр. Комплексно-обобщающая форма используется в ходе контроля организации изучения нескольких предметов нескольких педагогов в одном и более классах.

Методы

В процессе внутришкольного контроля руководство должно получить полную и достоверную информацию о положении дел. Для достижения этой цели используются различные методы. Среди наиболее популярных и эффективных стоит отметить:

Все используемые методы дополняют друг друга.

Объекты проверки

В рамках внутришкольного контроля исследуются:

Образовательный процесс. В нем объектами проверки становятся:

  • Реализация учебных программ.
  • Продуктивность деятельности педагога.
  • Уровень навыков и знаний учащихся.
  • Индивидуальная деятельность с одаренными детьми.
  • Навыки методов самопознания учащихся.
  • Эффективность внеклассной предметной деятельности.

Воспитательный процесс:

  • Эффективность деятельности классных руководителей.
  • Уровень воспитанности и общественной активности детей.
  • Участие родителей в процессе.
  • Качество проведения общешкольных мероприятий.
  • Уровень физподготовки и состояния здоровья детей.
  • Качество профилактики с педагогически запущенными обучающимися.

Этот метод контроля используется во многих учреждениях. К педагогической документации относят:


В школьной документации отражаются качественные и количественные характеристики образовательного и воспитательного процессов. Сам факт присутствия разнообразной документации в учреждении указывает на богатство информации, которую сотрудники получают при ее использовании. При необходимости можно обратиться в архив для получения сведений за прошлые периоды. Это позволит провести сравнительный анализ, имеющий особую ценность для прогностической деятельности.

Обзор материала

Обзор материала

ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

В настоящее время в Российском образовании происходит интенсивное изменение представлений о школе как объекте управления. Под объектом управления в науке понимают то, на что направлены действия субъектов управления, по отношению к чему принимаются управленческие решения. Поэтому от руководителя образовательной организации (как субъекта управления) требуются глубокие и разносторонние знания объекта и постоянное наращивание и обогащение этих знаний.

Если раньше объектом управления в школе выступал учебно-воспитательный процесс, то в современный период времени стало преобладать представление об образовательной организации как особой разновидности социальной организации, которой присущи все черты такой организации:

Наличие внутренней среды,

Ориентация на удовлетворение определенных потребностей обучающихся в достижении внешних и внутренних целей,

Организационная структура и организационная культура,

Взаимодействие с внешней средой и т.п.

Такой сложный и многогранный процесс, как школьное образование, обязательно должен контролироваться. Для этого и существует внутришкольный контроль – деятельность администрации школы, направленная на получение и анализ информации об отклонениях от заданной программы управления для принятия определенного управленческого решения. Иначе можно сказать, что внутришкольный контроль направлен на изучение фактического уровня обучения, воспитания и развития школьников различных возрастных групп, сравнение этого уровня с планируемым, выявление степени и причин несоответствия.

Знание фактического состояния дел в школе, информация о том, что удастся в деятельности школьного коллектива и его руководителей, дают возможность оценить эффективность внутришкольного управления и всех управленческих воздействий, правильность выбора и результативность принимаемых и осуществляемых решений. На основе этого появляется возможность принять новые решения и организовать их выполнение.

Итак, нет сомнений, что контроль в школе необходим всегда, но каким ему быть сегодня?

Прежде всего, в целях повышения эффективности внутришкольного контроля следует выполнять важнейшие условия его рациональной организации, которые вытекают из общих принципов и положений теории и практики педагогического менеджмента.

Генерализация определяет главные направления деятельности, которые подвергаются контролю в первую очередь, и отвергает традиционные представления о том, что контроль необходимо осуществлять в равном объеме по всем направлениям. Это стремление может породить противоречие, ведь чем шире содержание контроля, тем ниже качество получаемой информации.

Интеграция объединяет усилия всех участников образовательного процесса и общественных организаций в осуществлении контроля на основе приоритета права руководителя образовательной организации на координацию этого контроля.

Гуманизация системы отношений требует установления в процессе контроля отношений взаимоуважения и взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса. Это продиктовано необходимостью перехода от субъектно-объектных отношений к субъектно-субъектным, что позволяет руководителю сосредоточить внимание на раскрытии творческого потенциала педагогов.

Индивидуализация позволяет при организации контроля учитывать индивидуальность каждой творческой личности, чтобы создать необходимые условия для ее самовыражения. Не секрет, что в педагогической деятельности результаты труда зависят от единства всего коллектива при ярко выраженной индивидуальности каждого педагога. Поэтому незнание руководителем особенностей личности каждого учителя может привести к нарушению взаимопонимания и, даже, к конфликту.

Дифференциация предполагает осуществление различного уровня контроля для отдельных групп педагогического коллектива, показывающих стабильно высокие результаты обучения или, наоборот, имеющих проблемы в обучении. Реализация этого условия способствует переходу учителей, добивающихся высоких результатов в обучении, на самоконтроль, т.е. деятельность в режиме полного доверия.

Таких учителей можно привлекать к проведению внутришкольного контроля в роли субъекта контроля.

Чтобы внутришкольный контроль был эффективным и качественным, важно соблюдать общие требования к организации внутришкольного контроля и знать его основные принципы.

1. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ВШК

Целесообразность (контролю должны подвергаться те стороны образовательного процесса, которые требуют улучшения, изменения и т.п.);

Систематичность (регулярное проведение контроля);

Объективность (проверка деятельности учителя на основе согласованных критериев);

Действенность (результаты контроля должны привести к позитивным изменениям);

Компетентность проверяющего (способность руководителя школы не только умело, со знанием дела вскрывать недостатки учебно-воспитательного процесса, но и находить положительное, достижения в работе учителей и учащихся, выявлять причины недостатков, лично руководить их устранением, внимательно научать, обобщать и внедрять все новое и передовое.

Особенность внутришкольного контроля заключается в его влиянии на личность учителя. Если это молодой учитель, контроль сказывается на его становлении, если педагог опытный, - на укреплении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Вот почему в осуществлении контроля важную роль играют такие качества, как профессионализм и компетентность проверяющего (т.е. субъекта контроля).

2. ПРИНЦИПЫ ВШК

Научность (коллективу должны быть известны критерии оценки результатов их работы);

Плановость (контроль должен быть регулярным и запланированным);

Выделение главного звена (не нужно стремиться контролировать все, лучше сосредоточиться на наиболее важных моментах, учитывая особенности контингента, уровень интеллектуального развития и воспитания, мотивации к учению);

Актуальность (не должно быть неконтролируемых участков работы);

3. ФУНКЦИИ ВШК

Информационно-аналитическая;

Контрольно-диагностическая;

Коррективно-регулятивная;

Стимулирующая.

Внутришкольный контроль в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ и т.п. осуществляется в соответствии с утвержденным планом ВШК, который обеспечивает периодичность контроля и исключает его нерациональное дублирование.

План ВШК является модулем плана работы школы и составляется в конце учебного года. Педагогический коллектив знакомится с планом ВШК на августовском педагогическом совете или на совещании при директоре.

4. ЗАДАЧИ ВШК

Создание благоприятных условий для развития учебного заведения;

Обеспечение взаимодействия управляющей и управляемой систем;

Обеспечение сочетания административного контроля с самоанализом и самоконтролем участников педагогического процесса;

Обеспечение сочетания внутришкольного контроля с государственно-общественной экспертизой и внешней оценкой деятельности ОУ;

Создание информационного банка данных о работе каждого учителя.

5. ЭТАПЫ КОНТРОЛЯ

Внутри школьный контроль проводится по следующим этапам:

Постановка цели;

Выбор объекта контроля;

Определение субъекта контроля;

Сбор и обработка информации;

Подведение итогов контроля;

Рассмотрим подробнее этапы и управленческие действия при проведении внутри школьного контроля.

5.1. Постановка цели

Цели контроля могут быть организационно-педагогическими, педагогическими, психологическими. Выбор целей контроля зависит от общих задач, решаемых в учреждении, от объективной оценки учебно-воспитательного процесса, от уровня мастерства педагогического коллектива, от продолжительности работы руководителей школы в данном коллективе и других факторов. Чем полнее учитываются различные факторы при постановке целей контроля, тем эффективнее будет сам контроль.

Главной целью ВШК является:

Установить соответствие функционирования и развития педагогической системы образовательного учреждения требованиям государственного образовательного стандарта с установлением причинно-следственных связей, позволяющих сформулировать выводы и рекомендации по дальнейшему совершенствованию образовательного процесса.

Цели ВШК на современном этапе:

Получить информацию о состоянии дел в школе в целом, либо на узком участке работы;

Оценить состояние УВП в школе па основе анализа полученной информации с учетом требований, предъявляемых на сегодняшний день к школе; оценить результаты ли р. принятых руководителями школы или отдельными учителями;

Оценить уровень соответствия образовательной подготовки учащихся базовым требованиям;

Выявить причины трудностей и недостатков, имеющих место в каком-либо звене УВР ОУ;

Изучить положительный опыт работы учителей с целью ознакомления с ним всего коллектива;

Сформулировать выводы о дальнейшей работе руководителей и членов педколлектива;

Предупредить отклонения фактического состояния УВП от планируемого.

5.2. Выбор объекта контроля

Организационно-педагогические условия успешной работы школы;

Состояние учебно-воспитательного процесса;

Методическая работа;

Состояние воспитательной работы;

Экспериментальная работа;

Качество и эффективность работы учителей.

Каждый из перечисленных объектов представляет собой сложное педагогическое явление и может делиться на более мелкие элементы. Соответственно и контролирующая деятельность может быть направлена на изучение как целостного объекта, так и его отдельных частей. Например, контроль состояния учебно-воспитательного процесса может осуществляться по следующим направлениям:

Контроль за выполнением всеобуча;

Контроль за состоянием преподавания учебных предметов:

а) организация повторения в начале и в конце года;

б) адаптация учащихся к новым предметам;

Контроль за уровнем знаний умений и навыков учащихся:

б) подготовка к итоговой аттестации;

Контроль за школьной документацией;

Контроль за работой педагогических кадров:

а) молодые специалисты;

б) аттестация, повышение квалификации;

в) обмен опытом;

г) работа м/о.

Контроль за выполнением всеобуча можно проводить по следующим направлениям:

Посещаемость уроков;

Работа с учащимися «группы риска» (состояние опроса, посещаемость уроков, посещаемость индивидуальных и групповых занятий во второй половине дня и т.п.);

Работа с высокомотивированными учащимися; в обучение на дому;

Семейное обучение;

Экстернат;

Обеспечение обучающихся учебниками и горячим питанием.

Для контроля за ведением школьной документации используются следующие виды документов:

Классные журналы;

Журналы часов компонента образовательного учреждения;

Журналы надомного обучения;

Тетради учащихся (для контрольных, лабораторных, практических работ, работ по развитию речи, рабочие тетради);

Личные дела учащихся;

Дневники учащихся;

Тематические и календарные планы учителей.

Методическая работа является одним из основных видов деятельности образовательной организации. При проведении контроля состояния методической работы учитываются следующие элементы:

Аттестация членов педагогического коллектива;

Повышение квалификации работников школы;

Наставничество;

Работа методических объединений (выполнение плана работы, организация и проведение предметных недель, подготовка и проведение конференций, конкурсов, качество внеклассной работы по предмету, участие детей в окружных и городских предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, работа по подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА. мониторинг обученности по предметам и т.п., работа над единой методической темой, самообразование педагогов).

Экспериментальная и научно-исследовательская работа является одним из основных видов образовательной деятельности учебного заведения. Она организуется и проводится в соответствии с действующими руководящими документами. При проведении контроля состояния экспериментальной работы в школе учитываются:

Научно-исследовательская деятельность учащихся;

Научно-исследовательская деятельность учителей;

Результаты экспериментальной работы и инновации.

5.3. Выбор субъекта контроля

Субъектами контроля, как правило, становятся члены администрации школы: директор, заместители директора. Помощь в проведении контроля могут также оказывать председатели методических объединений, классные руководители и опытные учителя.

6. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

После проведения предварительной работы (определения цели, объекта, субъекта контроля) можно перейти непосредственно к осуществлению контроля.

Говоря о внутришкольном контроле, необходимо различать виды, формы и методы контроля.

Вид контроля - это совокупность форм, методов, средств, объектов контроля, d o целей и задач. По виду внутришкольный контроль бывает фронтальным и тематическим.

Фронтальный контроль проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, воспитательная работа, экспериментальная работа и т.п.) или отдельного подразделения (работа методического объединения, параллель классов и т.п.). Так, например, если на фронтальный контроль ставится работа методического объединения, то проверяются все аспекты его деятельности: внеклассная работа по предмету, обобщение передового опыта коллег, мониторинг обученности по предметам и т.д. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение его опыта и как учителя-предметника, и как классного руководителя, и как организатора внеклассной работы по предмету. Такой контроль, как правило, осуществляется при аттестации учителя.

Фронтальный вид контроля позволяет руководителю получить широкую информацию и на этой основе провести глубокий педагогический анализ состояния дел по конкретному вопросу.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения объекта управления и получения информации о его состоянии.

Объектом тематического контроля может быть один учитель, методическое объединение, качество знаний учащихся по какой-то теме, формирование умений и навыков на уроках и т.д. Глубокое изучение отдельного вопроса позволяет администрации школы принять продуманное управленческое решение с целью усовершенствования данного вопроса.

Тематический контроль осуществляется в любое время учебного года. Субъектами такого контроля могут быть администрация, общественная организация, председатели методических объединений.

По результатам контроля оформляется справка, проводится собеседование, совещание, составляются методические рекомендации или аналитические материалы.

Предлагаем следующую структуру справки по итогам фронтального или тематического контроля:

1) Нормативная часть. Указывается, на основании чего проводился контроль (согласно ВШК, на основании приказа и т.п.).

2) Информационная часть. Указание объекта, который контролировался, сроков контроля, целей и задач контроля, состава проверяющих, объема проделанной работы.

3) Констатирующая часть. Указывается, что выявлено в ходе контроля (итоги проверки с указанием причин выявленных недостатков).

4) Выводы, предложения по итогам контроля, конкретные рекомендации (например, «повторный контроль провести тогда-то» или «в повторном контроле не нуждается»).

Форма контроля - это способ организации контроля. По форме внутришкольный контроль бывает:

Классно-обобщающим;

Тематически-обобщающим;

Предметно-обобщающим;

Обзорным;

Персональным.

Метод контроля - это способ практического осуществления контроля для достижения поставленной цели. Существуют следующие методы контроля:

Наблюдение;

Письменная проверка знаний;

Устная проверка знаний;

Тестирование;

Анкетирование;

Проверка документации;

Беседа.

В целом управление многими такое же, как и управление несколькими.

Этот вопрос организации

Сунь-Цзы

Единой классификации видов внутришкольного контроля нет. В практике работы общеобразовательных учебных заведений наиболее распространенными являются следующие виды контроля:

По времени, осуществления:

1. Предварительный контроль - направлен на предупреждение возможных ошибок учителя в подготовке и проведении урока, воспитательного мероприятия, занятий кружка, изучении отдельных тем, разделов учебной программы.

Эта форма контроля используется в работе с молодыми и малоопытными учителями. Например, отдельным учителям трудно правильно спланировать урок (целесообразно выбрать тип урока, формы и методы работы с учениками, средства обучения и т.д.). Директор заведения или его заместитель по учебно-воспитательной работы проводят с такими учителями беседу, во время которой дают рекомендации по планированию урока.

Перед изучением сложной темы руководитель учебного заведения рекомендует молодым учителям или учителям, которые впервые выкладывают данную тему, предварительно поурочной разработать ее, подготовить работы контрольного характера и обсудить их с руководителем методического объединения. Это поможет избежать ошибок в работе учителей, положительно повлияет на результативность обучения.

2. Текущий, (оперативный) контроль - осуществляется непосредственно в процессе деятельности для предотвращения отклонений от установленных планов, нормативов, положений, программ, оперативного устранения недостатков. Объектом контроля является промежуточные результаты деятельности исполнителей, их отношение к работе, межличностные отношения, сложившиеся в совместно работающих группах. Текущий контроль проводится через определенное время после начала работ, когда можно подвести определенные итоги проделанной работы.

3. Заключительный контроль - осуществляется для обратной связи после окончания работы, например, в конце года. Объектом заключительного контроля результаты проделанной работы, которые сравниваются с требуемыми. Смысл этого контроля в том, чтобы выявить степень достижения целей, собрать информацию для планирования, если подобные работы будут проводиться в будущем. Он дает возможность лучше оценить, насколько реалистичными были первоначальные планы предотвратить в будущем возможные ошибки.

По широте охвата объектов проверки:

1. Тематический контроль - это контроль за решением отдельных педагогических проблем. Он может преследовать разные цели: контроль за состоянием преподавания отдельных учебных предметов, за формированием национального сознания учащихся, развитием познавательной самостоятельности школьников, по организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке, осуществлением дифференцированного подхода к учащимся на уроках, за организацией проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся, формирование у них интереса к учебе, за организацией учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня, за использованием межпредметных связей в процессе изучения учебных дисциплин и тому подобное.

Это могут быть такие, например, темы: "Осуществление дифференцированного подхода к учащимся на уроке", "Выполнение требований единого языкового режима", "Организация индивидуальной работы с учащимися», «Использование средств обучения и учебной техники в процессе изучения учебных дисциплин", " состояние преподавания информатики в школе "," О работе со способными и одаренными учащимися "," Организация кружковой работы в школе, работы факультативов, студий, секций "," Обеспечение преемственности в обучении и воспитании при переходе учащихся из начальной в неполную общеобразовательную школу "и др.

Тематический контроль проводится в течение всего учебного года и предусмотрен в годовом плане работы школы. Результаты этого контроля обсуждаются на педагогическом совете учреждения или обобщаются в приказах директора.

2. Фронтальный контроль используется для проверки в полном объеме всей системы работы учителя, группы учителей. Он включает проверку таких вопросов, как планирование учебного материала (календарное и поурочное), воспитательной работы с классом, работы кружка, проведение уроков, внеклассных мероприятий, участие в работе методического объединения учителей, в других формах методической работы, ведения школьной документации (классных журналов, личных дел учащихся, журналов работы групп продленного дня, кружка), организацию работы с родителями учащихся, оборудование класса кабинета.

Этот вид контроля проводится не чаще двух-трех раз в год с целью одновременной всесторонней проверки объекта управления в целом (методическая работа, учебно-воспитательная работа, внеурочная воспитательная работа, научно-исследовательская и экспериментальная работа и т.д.) или отдельного подразделения школы (параллели классов, методическое объединение, службы). Так, например, если методическое объединение ставится на фронтальный контроль, то проверяются все аспекты его деятельности. Если фронтальный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, то предполагается изучение всех сторон его деятельности (как учителя-предметника, воспитателя и т.д.) такой контроль осуществляется при аттестации учителя.

Продолжительность фронтального контроля - 2-3 недели. Анализ его результатов может проводиться в виде беседы с учителем, рассматриваться на заседании предметного методического объединения учителей.

3. Смотровая контроль предусматривает ознакомление за короткий период с состоянием дел в учебном заведении (с профессиональным уровнем учителей, с работой над общеобразовательной проблемой и др.) Он используется в начале и в конце учебного года. Задача смотровой контроля состоит в выявлении нового, передового в практике работы учителей, а также тех трудностей, с которыми сталкиваются отдельные педагоги, и выработка мер по оказанию им практической помощи. Предметом проверки является состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины, состояние учебного оборудования.

По объектам контроля:

1. Персональный контроль применяется для оказания помощи отдельным педагогам, в частности молодым и малоопытным учителям, а также учителям, которые получили рекомендации по результатам аттестации.

Такой вид контроля позволяет выявить недостатки в работе учителя (например, в активизации познавательной деятельности учащихся, в организации индивидуальных занятий, воспитательной работы с учащимися, в соблюдении требований единого языкового режима, в использовании средств обучения и т.д.) и оказать ему необходимую методическую помощь.

Персональный контроль - это не одноразовое действие (проверил - оказал помощь). Руководитель учреждения указывает срок для исправления недостатков, осуществляет повторную проверку работы учителя.

2. Классно-обобщающий контроль предполагает изучение влияния различных учителей на учащихся одного класса. Руководитель учебного заведения или его заместитель по учебно-воспитательной работы в течение нескольких дней посещает все уроки в одном классе. Такой контроль, как правило, осуществляется в слабых классах. Цель его - изучить причины отставания учащихся в обучении, их низкой дисциплины. Такими причинами могут быть отсутствие единых требований со стороны учителей, преподающих учебные предметы в данном классе, перегрузки учащихся домашними заданиями, разрыв между теоретическими знаниями и формированием умений и навыков и др.

3. Предметно-обобщающий контроль применяется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в параллельных классах, или в целом по школе.

4. Тематически-обобщающий контроль используется для изучения работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательной работы. Например: формирование основ экологической культуры на уроках естественнонаучного цикла; развитие познавательных интересов учащихся; использование технических средств обучения в процессе обучения и другие.

5. Комплексно-обобщающий контроль предусматривает получение информации об организации изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Эта форма контроля в основном является компонентом фронтального контроля.

Правильное использование руководством учебного заведения рассмотренных видов контроля позволяет получить разностороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательного процесса и на этой основе квалифицированно управлять педагогическим коллективом.

Формы внутришкольного контроля:

1. Коллективная. К контролю привлекают все степени управления: администрацию, руководителей кафедр, опытных учителей, учеников, родителей.

2. Взаимоконтроль. К контролю привлекают руководителей кафедр, опытных учителей и классных руководителей через наставничество, взаимопосещения учебных занятий и воспитательных мероприятий.

3. Самоконтроль. Делегируется опытным учителям и классным руководителям с обязательным периодическим отчетностью предложенным схемам.

4. Административный плановый контроль. Осуществляют директор, его заместители, руководители кафедр в соответствии с планом внутришкольного контроля.

5. Административный регулировочный (внеплановый) контроль. Осуществляют директор и его заместители в случае возникновения непредвиденных планом проблем.

Методы внутришкольного контроля:

I. Методы контроля результатов. Разнообразие методов оценки результатов обусловлена разнообразием процессов в учебном заведении, каждый из которых имеет свои результаты и методы измерения. Возможности каждого конкретного метода ограничены. В большинстве случаев для получения объективной информации используется несколько дополняющих друг друга.

Результаты многих процессов прежде всего сложно обнаружить и измерить. Наиболее отработана методика контроля формальных результатов учебной деятельности, а именно полноты, прочности, обобщенности, системности, знаний и умений школьников. Для оценки этих результатов используются специальные задачи, в том числе и тестовые. Значительно сложнее с оценкой результатов развития учащихся. Здесь методическая база пока отработана еще слабо.

Для оценки уровня интеллектуального развития используют тест умственного развития. Используют также экспертные оценки определения сформированности мотива обучения, уровня развития самостоятельности, способности применять имеющиеся знания на практике, действовать в нестандартной ситуации и тому подобное.

II. Методы контроля состояния процессов. Основными из них являются методы наблюдения и анализа процесса, психологического тестирования, методы социологических исследований (анкетирование, беседы, интервьюирование и т.п.), хронометраж, изучение документации. Контроль состояния процессов позволяет спрогнозировать будущие результаты или выявить причины недостатков уже полученных результатов. Например, если выявлены пробелы в знаниях учащихся, нужно установить их причины. Здесь может быть использована и беседа с педагогом, и проверка документации и тетрадей учеников и классного журнала, и наблюдение за работой педагога на уроке.

1. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом и одновременное его анализ. Особенности непосредственного наблюдения состоит в том, что контролирующий не вмешивается в ход процесса до его окончания и ставит задачи по его коррекции перед самым педагогом. Методы наблюдения учебных и воспитательных занятий позволяет выявить состояние преподавания учителем учебного материала, правильность выбора типа урока, форм и методов работы на уроке, способов проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся и т.д., умение организовать и провести воспитательные мероприятия, а также увидеть их влияние на формирование взглядов и убеждений учащихся.

Полный анализ урока или воспитательного мероприятия сделать практически невозможно. Обычное наблюдение и анализ осуществляются главными результатами, фиксируются педагогом в качестве основной цели. Необходимыми результатами выступают программные требования, цели, поставленные педагогическим коллективом учебного заведения, а также цели устранения недостатков, выявленных в процессе осуществления предварительного контроля.

Однако метод наблюдения не универсальный, далеко не все можно увидеть и услышать. В связи с этим он используется в сочетании с другими методами: устной и письменной проверкой знаний, социологическим опросам, изучением документации и хронометруванням процесса наблюдения.

2. Устная проверка. Это самый распространенный метод проверки знаний учащихся. В ходе ее является возможность выявить не только знания учеников по тому или иному предмету, темы, но и самостоятельность мышления, логику изложения материала, сформированность связной речи, особенности памяти и т.

Устная проверка знаний учащихся дает возможность сразу же увидеть качество усвоения учащимися учебного материала. Вместе с тем, она имеет и свои недостатки: 1) не способствует выявлению умений и навыков учащихся; 2) во время устного индивидуального опроса нет возможности выявить знания всех учащихся класса, а только отдельных (5-6 учеников). Поэтому устную проверку нужно сочетать с другими методами.

3. Метод письменного проверки дает возможность за один урок или часть урока проверить качество знаний, умений и навыков всех учеников класса. Этот метод более объективен по сравнению с устной проверкой, поскольку дает возможность видеть каждую неточность. Однако, письменная проверка имеет и свои недостатки: отсутствие живого контакта с учеником в процессе проверки, проверяя не могут проследить за развитием связной речи ученика, логикой рассуждения.

4. Метод изучения документации и планов. Это могут быть планы работы учебного заведения, его структурных подразделений, органов управления учреждением (коллегиальных субъектов управленческой деятельности и должностных лиц), учебные планы, программы, календарно-тематические и поурочные планы и тому подобное.

Реализация образовательного процесса отражается также в классных журналах, тетрадях и дневниках учащихся; в отчетах педагогов, графиках контрольных и лабораторных работ, книге движения и в личных делах учащихся, протоколах, решениях органов управления учебного заведения, в тетради замены больных педагогов и другой документации. Для фиксации других процессов также используются специальные документы: планы самообразования педагогов, тетради заявок и учета работы рабочих по обслуживанию здания, документация по питанию, библиотечного обслуживания учащихся, медицинские карты учащихся и т.

Метод изучения документации, несмотря на его формальный характер, позволяет собрать наиболее надежную информацию. Он экономичен, так как с его помощью в короткие сроки можно проверить значительный объем работы учебного заведения. Однако этот метод не позволяет установить, насколько зафиксированы в документах факты соответствуют действительности и установить возможные погрешности.

5. Социологические методы (интервью, беседа, анкетирование). Интервью состоит в том, что в этом разговоре присутствует определенная динамика и существует возможность обратной связи и уточнения непонятного. Беседа в отличие от интервью предполагает, что две лица, принимающие в ней участие, находятся примерно в одинаковом положении - как тот, кто задает вопросы, так и тот, кто на них отвечает. Анкетирование - это письменный вид опроса, характеризуется удобством и однозначностью процедуры получения письменно изложенных мыслей широкого круга респондентов, однако не дает основательной и детальной информации.

6. Тестирование - это метод психологической диагностики, основанный на использование тестов - системы стандартизированных задач, направленных на измерение уровня развития определенной психологической характеристики личности. К достоинствам тестирования отнесено возможность получения сопоставленных данных в больших массивах изучаемого материала. К недостаткам - невозможность выявить, как и за счет чего был достигнут полученных в процессе тестирования результатов.



Материнский капитал