Форма рассказа после бала. Анализ рассказа Толстого «После бала
«По́сле ба́ла» - рассказ Льва Толстого , увидевший свет после его смерти, в 1911 году.
История создания
В основе рассказа лежат события, произошедшие с братом Льва Толстого - Сергеем. В ту пору Лев Николаевич, будучи студентом, жил в Казани вместе с братьями. Сергей Николаевич был влюблён в Варвару Андреевну Корейш - дочь военного начальника Андрея Петровича Корейша и бывал у них в доме. Но после увиденного им избиения беглого солдата под руководством отца девушки, чувства влюблённого быстро охладели, и он отказался от намерения жениться.
Эта история прочно осела в памяти Толстого, и много лет спустя он описал её в своём произведении. Прежде чем рассказ получил своё окончательное название, он назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите». Толстой написал рассказ для готовившегося Шолом-Алейхемом сборника произведений в пользу евреев, пострадавших во время кишинёвского погрома .
Упоминаемый в рассказе «девический институт» - это , располагавшийся тогда на окраине города. Место, где «гоняли татарина за побег», теперь является улицей Льва Толстого.
В рассказе Толстой рисует две контрастные картины. Первая - яркая и праздничная, он описывает бал у губернского предводителя, где герой рассказа влюблён в Вареньку и восхищён её отцом-полковником («губернский предводитель, добродушный старичок, богач-хлебосол»). Заботясь о любимой дочери, отец экономит на себе, вместо модной обуви заказывает сапоги у батальонного сапожника. Мазурка отца и дочери вызывает всеобщие аплодисменты, замечательно его бережное отношение к ней. Праздничную атмосферу усиливает то обстоятельство, что бал происходит в последний день масленицы . Но контрастом с этой праздничностью и роскошью предстаёт перед героем рассказа Иваном Васильевичем событие, происходящее наутро - отвратительная по своей жестокости кровавая расправа, осуществляемая отцом Вареньки над совершившим побег солдатом-татарином. Более того, полковник с «румяным лицом и белыми усами и бакенбардами» бьёт «малорослого, слабосильного солдата», считая, что тот недостаточно сильно ударил татарина палкой по спине, представляющей собой уже что-то «пестрое, мокрое, красное, неестественное». Перевоплощение нежно любящего отца и добродушного полковника в жестокого и безжалостного мучителя настолько потрясло Ивана Васильевича, что чувства его к Вареньке быстро остыли, «любовь с этого дня пошла на убыль». В образе сошедшей на нет любви писатель передаёт расставание с формальной верой , пережитое и им самим. Масштаб повествованию придаёт то, что расправа осуществляется в Прощёное воскресенье , что делает христианское прощение бессмысленной декларацией. Писатель подчёркивает немилосердность и нехристианский характер социума тем, что шпицрутенами наказывается не просто солдат, а мусульманин; так «христианская» проповедь инаковерующим преподаётся в форме насилия, а не Христовой любви .
Экранизации
- После бала (1961, короткометражный. Режиссёр Анатолий Дудоров).
Напишите отзыв о статье "После бала"
Примечания
Отрывок, характеризующий После бала
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
История создания рассказа Учитель ООШ № 81 г. Сочи Курасова Татьяна Викторовна
«После бала»
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img1.jpg)
Цели урока:
- Расширить знания о биографии писателя;
- Показать своеобразие историзма Толстого;
- Познакомиться с историей создания рассказа «После бала»;
- Определить социально-нравственные проблемы рассказа;
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img2.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img3.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img4.jpg)
Ясная Поляна
Усадьба
При въезде в Ясную Поляну
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img5.jpg)
Усадьба Льва Толстого
В наши дни
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img6.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img7.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img8.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img9.jpg)
Война и мир
Анна Каренина
Романы Л.Н.Толстого
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img10.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img11.jpg)
Как вы понимаете высказывания:
- “ Через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”;
- “ Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней” (Л.Н.Толстой);
- “ Толстой действительно огромный художник” (В. Короленко);
- “ Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного” (М. Горький)?
Запишите любую понравившуюся вам цитату.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img12.jpg)
- Что такое рассказ?
(Рассказ – это эпический жанр.
Основу рассказа обычно
составляет одно событие или
происшествие, хотя могут быть и более
объемные темы, охватывающие длительные
отрезки времени, даже всю жизнь героя.)
- Сколько сюжетных линий в рассказе?
(Как правило, одна сюжетная линия)
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img13.jpg)
- Докажите, что «После бала» - это рассказ .
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img14.jpg)
История создания рассказа
Рассказ написан в 1903 году.
О каком времени пишет
Толстой?
(О сороковых годах 19 века,
о времени правления Николая 1, прозванного Николаем Палкиным.)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img15.jpg)
- В каком году вступил на престол Николай 1, (с каким событием российской истории это связано)?
- Расскажите об истории создания рассказа «После бала».
Император Николай 1
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img16.jpg)
- Какое значение имеет время написания рассказа? Почему Л.Н. Толстой в
преклонном возрасте вернулся
к воспоминаниям своей молодости,
положив их в основу сюжета
рассказа «После бала»?
- Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Более всего его волновало, что «образованные люди убеждены, что это необходимо «для хорошей, правильной жизни». Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!»
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img17.jpg)
- Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою актуальность?
- Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему писатель остановился на названии «После бала»?
- (Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной.)
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img18.jpg)
- Какие события описаны в рассказе?
- В рассказе два главных события: бал у губернаторского предводителя и сцена наказания солдата
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img19.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img20.jpg)
- Какие социально-нравственные проблемы хотел
донести
Л.Н. Толстой до
своего читателя?
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/03/02/s_58b84e6ebafeb/img21.jpg)
- Подготовьте характеристику героев рассказа «после бала».
- Ответьте на вопросы учебника (1 - 7)
Тема урока: Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». История создания рассказа. Приёмы создания образов. Идея.
Цели и задачи урока :
1) Образовательные:
Расширить представление учащихся о творчестве Л.Н. Толстого;
Познакомить учащихся с историей создания рассказа «После бала»
Рассмотреть сюжет и композицию рассказа, выявить основные приемы создания образов;
Показать, как прием контраста помогает раскрыть идею рассказа;
Определить социально- нравственные проблемы рассказа
Раскрыть его гуманистический пафос.
2) Развивающие: - развивать логическое мышление (операции анализа, синтеза, сравнения и др.);
3) Воспитательные: воспитать любовь и уважение к творчеству писателя.
Оборудование: учебник по литературе для 8 класса Г.С. Меркина, иллюстрации к рассказу, презентация по творчеству Л.Н.Толстого.
Ход урока:
Как вы понимаете высказывания:
“Через Ясную Поляну пролег нравственный меридиан мира”;
“Без своей Ясной Поляны я трудно могу представить себе Россию и мое отношение к ней” (Л.Н.Толстой);
“Толстой действительно огромный художник” (В. Короленко);
“Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного” (М. Горький)?
Запишите любую понравившуюся вам цитату.
C лово учителя . Сегодня мы обратимся к творчеству крупнейшего и выдающегося русского писателя-классика Л.Н. Толстого. Мы будем говорить о рассказе «После бала», один из самых известных в наследии автора. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Рассказ «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами, он ставит широкие гуманистические проблемы, такие, как долг, совесть, гуманность, милосердие. Как выражает Л.Н. Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приемов и средств достигает выражения этих проблем, каковы основные мотивы рассказа, мы и поговорим сегодня.
II. Рассказ подготовленного ученика об историко-культурных предпосылках рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Перед нами портрет Л.Н. Толстого работы художника Н.Н. Ге (1884) . «Поздний вечер. Комната погружена в полумрак. Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступна всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Невидимая свеча ярко освещает лицо Толстого, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности, так странно сочетающейся с суровостью проповедника».
Впервые рассказ «После бала» был опубликован лишь после смерти писателя.
Память писателя сохранила многое и запечатлела в этом рассказе. Вместе с писателем мы переносимся в 40-е годы XIX века, время царствования Николая II, которого передовая русская интеллигенция прозвала «Николаем Палкиным». Еще прочным было тогда дворянско-крепостническое государство. В войсках свирепствовала палочная дисциплина, и солдат за любую провинность секли плетьми или прогоняли «сквозь строй», когда под барабанную дробь наказуемого тащили между рядов солдат и каждый обязан был ударить палкой или ружейным шомполом по голому телу. Человека нередко забивали насмерть
Участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Что же послужило источником для создания рассказа ). Известно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя – Сергеем Николаевичем.
III. Аналитическая работа по произведению. Какие чувства испытывали вы при чтении рассказа? Почему?
(Ответы учащихся).
Какова роль вступления в рассказе?
(«Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что все дело в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу.
Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами, о том, что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. Никто, собственно, не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно, но у Ивана Васильевича была такая манера отвечать на свои собственные, возникающие вследствие разговора мысли и по случаю этих мыслей рассказывать эпизоды из своей жизни. Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал, увлекаясь рассказом, тем более что рассказывал он очень искренно и правдиво.
Так он сделал и теперь».
Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развернутого предисловия. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель).
– В чем особенность построения рассказа, его композиции? Выделите основные части рассказа .
(В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключен в «раму». Этот композиционный прием называется «рассказ в рассказе», потому что произведение написано так, что о всех событиях мы узнаем от рассказчика) (слайд 6).
– Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича?
(Сцены бала и экзекуции).
– Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения?
(Это вторая часть, где полковник и покорные ему солдаты истязают татарина).
– А зачем писателю понадобилась первая часть?
(Показать «другую» сторону жизни николаевской эпохи, и с ее помощью оттенить и подчеркнуть жестокость картин второй части).
– Как называется такой прием?
(Антитеза – противопоставление. В рассказе контрастно сопоставлены основные сюжетные моменты – сцена бала и экзекуция).
– Какие образы, ситуации противопоставляются писателем?
(Бал у губернского предводителя = экзекуция, зала у предводителя = описание улицы, хозяева бала = солдаты, Варенька = наказываемый).
IV Сопоставительный анализ второй части
Зачитаем ключевые слова- эпитеты из второй части.
«Что-то большое, черное; звуки флейты и барабана; жестокая, нехорошая музыка; неприятная, визгливая мелодия; кузнец в засаленном полушубке; что-то страшное; что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественное; спотыкающийся, корчившийся человек.
Полковник всё тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами»
Сопоставим описания полковника и наказываемого с помощью таблицы.
Полковник | Наказываемый |
Высокий военный в шинели и фуражке | Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пёстрое, мокрое красное, неестественное |
Шёл твёрдой, подрагивающей походкой | Дёргаясь всем телом, шлёпая по талому снегу… подвигался ко мне, то подвигаясь ко мне, то опрокидываясь назад- и тогда унтер- офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперёд, то падал наперёд – и тогда унтер –офицеры… тянули его назад. |
Румяное лицо и белые усы с бакенбардами | Сморщенное от страдания лицо |
Твёрдым шагом двигалась высокая, статная фигура | Спотыкающийся, корчившийся человек |
Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала
Составление таблицы
Определим характеристики, по которым можно сопоставлять части рассказа, и представим в виде таблицы
Характеристики | После бала |
|
Влюблён, весёлый, бойкий, любовался не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, восторженное умиление, восторженно – нежное чувство, доволен, счастлив, блажен,добр, бесконечно счастлив | Стыд, доходивший до тошноты, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, сошла на нет |
|
Грациозная, ласковые, милые, сияющие, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий | Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, нехорошая, сморщенное страданиями, корчившийся, твёрдый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный |
|
Белый, розовый, румяный, серебряные, светло | Чёрное, красное, пёстрое, белые |
|
Мазурка, вальс, полька, кадриль | Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос, всхлипывал |
|
Белая лайковая перчатка Вареньки,замшевая перчатка полковника, пёрышко от веера, «домодельные» сапоги полковника | Оттопыренная губа, замшевая перчатка |
Анализ таблицы. Беседа.
(Белый цвет в первой части- цвет радости, чистоты, любви. Белый цвет во второй части определяет лишь усы полковника и оскаленные зубы истязаемого солдата, контрастно подчёркивает чёрный и красный цвета.)
- Какова роль детали – замшевой перчатки полковника - в рассказе?
(Эта деталь связывает части рассказа. В первой части полковник надевает замшевую перчатку, когда идёт танцевать с дочерью. При этом он говорит: « Всё по закону». Во второй части рассказа этой же рукой в замшевой перчатке полковник бьёт «по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина. Фраза «всё по закону» приобретает зловещий смысл: « по закону» надо избивать провинившегося изо всех сил.
-С помощью какого приёма передаёт Толстой впечатление бесконечно повторяющегося ужаса казни?
(Толстой использует синтаксические средства: повтор и параллельное строение фразы. Бездушие, длительность и ужас совершающегося он передаёт повторением одних и тех же слов.)
-Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
(Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого мира, страшного, несправедливого. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяют писателю выявить сущность их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.)
V. Подведение итогов урока
Что еще открылось рассказчику в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было». Иван Васильевич отказался жить по «военным законам» с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон?
(Божеский).
– В какой день разворачиваются все события?
(Прощеное воскресенье – Чистый понедельник).
– Что за праздник Прощеное воскресенье?
(Надо всех простить, надо покаяться).
– Почему понедельник называют Чистым?
(Человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние).
– Какая фраза на протяжении всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать?
(«Братцы, помилосердуйте»).
– Но братцы не милосердовали. И только два человека услышали эти мольбы. Кто они?
(Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан).
– Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день? Как надо учиться жить?
(По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)
– В чем вы видите критическую силу рассказа? Какие основные мотивы в нем присутствуют?
(Мотивы неприятия социальной справедливости, мотивы прощения, милосердия, совести. Критическая сила рассказа – в обнаружении «слабых» сторон того общественного строя, при котором живут толстовские герои, неприятия жестокости в любом ее проявлении. При этом автор словно проводит параллели с современным ему временем, в которое, к сожалению, мало, что поменялось в России).
– Верно. При этом писатель виртуозно владеет изобразительно-выразительными средствами языка при создании образов героев: цветом, звуком и их контрастным сопоставлением. В первоначальных редакциях рассказ имел следующие названия: «Дочь и отец», «А вы говорите». Почему писатель отдал предпочтение заглавию «После бала»?
(Сцена с наказанием солдат стала своеобразным «отрезвлением» героя от пышности и благолепия «фасадной» жизни эпохи).
Значение рассказа «После бала» выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами и даже против телесных наказаний крестьян: он ставил, как мы видим, широкие гуманистические проблема. Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, унижения достоинства человека.
Картина истязания солдата вызывает чувство жалости к нему, отвращения к издевательствам, к бесчеловечности. Ключевое слово рассказа – стыд. Справедливость и человечность необходимы для хорошей, правильной жизни.
Д/з: Написать сочинение на тему:
«Полковник на балу и после бала».
«Утро, изменившее жизнь»
«Что такое честь, долг, совесть в моём понимании.
Рассказ «После бала» невелик по объему, однако поднимает проблемы общефилософского и нравственного уровня, связанные с миропониманием Толстого, увидевшего в простом сюжете глубокое противоречие между внешним и внутренним, тем, что лежит на поверхности, и тем, что скрыто от посторонних глаз. Разлад в чувствах и поступках становится объектом пристального внимания писателя, исследующего области малопонятной человеческой души.
В основу сюжета легла реальная история, которую, по одной из версий, в пору своего студенчества Толстой услышал от своего брата Сергея. Основой будущего рассказа стал случай, который произошел с Сергеем Николаевичем. Влюбленный в дочь военного начальника – Варвару Корейш, он собирался сделать ей предложение, но увидев жестокое наказание солдата, которым командовал отец девушки, он отказался от своего намерения.
Увиденное потрясло его, а сама история долго не давала покоя Льву Толстому, воплотившему сюжет в рассказ только спустя годы. Опубликовано произведение было через год после смерти писателя.
Смысл названия
Рассказ не сразу получил свое конечное название. Толстой рассматривал несколько черновых вариантов, среди которых были «Рассказ о бале и сквозь строй», «Отец и дочь», «А вы говорите…». Результатом долгих поисков стало заглавие «После бала».
Смысл названия «После бала» неоднозначен. Толстой во многих своих произведениях поднимал проблему человека и общества. Объект его интереса — обстоятельства, влияющие на человеческие решения и поступки, а также принципы, правила и мотивы, которыми он руководствуется в выборе. С одной стороны, название подчеркивает двоедушие одного из главных персонажей, неестественность его жизни, в которой со сменой декораций происходит и изменение личности. После бала маски меняются. Меняется поведение героя, да и сама его жизнь, уродливая на изнанке, не имеющая ничего общего с блеском и великолепием титульной стороны. С другой стороны, после бала происходит и осмысление героем-рассказчиком людей, с которыми он хотел связать свою жизнь, осознание противоречивости жизни, в которой неоправданная жестокость мирно сосуществует с изящностью и мнимым благородством.
Жанр и направление
«После бала» — произведение прозаическое; написано в жанре рассказа и вырывает из контекста жизни героя одно единственное событие, ставшее переломным для него, неоднозначное как для самого персонажа, так и для читателей.
Рассказ реалистический, поскольку в основу сюжета положен реальный, даже житейский случай, отражающий внутренний мир героя и, вместе с тем, задающий социально-общественный тон.
Главные герои и их характеристика
- Иван Васильевич — рассказчик. Уже будучи старым, он рассказывает о событиях минувшей юности. Главный герой во времена описываемого события был провинциальным студентом, но богатым и красивым франтом. Его отличают совестливость, чувство справедливости и впечатлительность. Он не смог забыть об избиении татарина и поэтому не стал связывать свою жизнь с любимой девушкой. Молодой человек был очень эмоционален: его чуть не вырвало, когда он брел домой после увиденного зрелища.
- Варенька — возлюбленная главного героя. Это высокая, статная и «величественная» светская девушка, которая покоряла кавалеров пленительной и ласковой улыбкой. У нее был царственный вид, но добрая душа ее никому не давала робеть в присутствии героини. Она тоже благоволила ухаживаниям рассказчика.
- Полковник (Петр Владиславич — орфография Толстого сохранена) — симпатичный и статный военный. Высокий и румяный пожилой мужчина с ласковой улыбкой и приятными манерами. Ради дочери экономит на себе: носит только казенные сапоги, например. Однако в сцене с телесным наказанием герой выглядит злым и жестоким: он бьет по лицу солдата, который слабо наносил удары провинившемуся татарину.
Темы и проблемы
Тематику рассказа можно рассматривать сразу на нескольких уровнях, беря за основу как социально-психологический и общефилософский аспект, так и более глубинный – моральный, этический, личностный.
В первом случае рассматривается проблема человека и его окружения , которому он может подчиниться или, напротив, оказать противодействие. Полностью ли среда формирует личность, или есть другая сущность, неподдающаяся подавлению, свободная и способная к борьбе с тем, что кажется ей неправильным и чуждым? Толстой выступает здесь против уравнения личности и нарушения её естественных прав. Право самостоятельно решить для себя, что считать хорошим, а что плохим, писатель оставляет за каждым человеком, способным к свободному выбору.
Ещё одной внешней темой является рабское положение солдата во времена правления Николая. Полное бесправие простого человека, тяжелейшие условия службы и телесные наказания, которым подвергались те, кто служил родине, возвращают не только к теме подавления личности, но ещё и к проблеме социального неравенства в николаевской России.
Вопрос морального, личностного уровня осмысления данного произведения целиком и полностью связан с образом военного. Двуличие и лицемерие полковника, семьянина и заботливого отца, с одной стороны, с другой – беспощадного и безжалостного командира, равнодушного к чужой боли. Ужас ситуации для героя-рассказчика не столько в том, что полковник устраивает пытки невинного солдата, сколько в его спокойном безразличном отношении к происходящему. Трепетность в отношении к дочери сосуществует в нём с неприкрытой жестокостью. Соотношение этих сторон в одном человеке невозможно себе представить, настолько велико несоответствие одного с другим. Толстой показывает редкий, но оттого не менее устойчивый человеческий тип людей-масок, способных на жестокость, прикрытую показным благонравием.
Идея
Главная мысль рассказа «После бала» — в следовании гуманистическим идеалам, обращении к по-настоящему добрым чувствам, в которых превалировать должно общечеловеческое. Противодействовать злому началу можно только путем самосовершенствования, поиску настоящих, не затуманенных воображением и ложным впечатлением смыслов. Оставаться человеком Толстой призывает даже в тех ситуациях, когда позволить себе беззаконие можно в силу статуса и положения.
Неслучайно герою рассказа становится стыдно за увиденное. Он чувствует свою сопричастность к происходящему, ответственность за жестокость другого. По мнению Толстого, так и должно быть. Беззаконие начинается с отдельного человека, борьба с ним – задача каждого неравнодушного к чужому горю.
Творческий метод Толстого, основанный на исследовании противоречий человеческой души, всегда заслуживал высокой оценки. Психологизм рассказа, эмоциональная насыщенность и собственно художественный стиль писателя делают сравнительно небольшое по объему произведение носителем многих смыслов, противоречивых, как и сама человеческая природа.
Мораль
Л.Н. Толстой известен рядовому читателю как великий мастер слова, писатель, вошедший в русскую литературу, как создатель монументальных психологических романов. Однако его влияние на русскую литературу и культуру намного глубже, чем можно представить. Толстой — не просто крупный писатель, но и мыслитель, основатель религиозно-философского учения. Стремление к нравственному совершенствованию, идеал жертвенной любви, изгоняющей страх – программа Толстого, видевшего смысл жизни в бескорыстном служении ближнему, основанному на чистой совершенной любви. Эти мысли он доносит до публики через рассказ «После бала», где герой не отвернулся от чужого горя, не смог смириться с ним. В его отказе от знакомства с жестоким военачальником – справедливая реакция общества, которая должна показать его членам, как надо себя вести.
Вывод прост: необходимо быть отзывчивым и справедливым в любой ситуации, даже если на кону стоит личный интерес. Герой был увлечен дочерью военачальника, но сделал выбор в пользу нравственного долга. Также нельзя злоупотреблять высоким положением и оправдывать им пороки.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!