Фотографии музыкальных экспонатов из российских музеев. Блог елены исхаковой

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МУЗЕИ

Профильная группа музеев, осуществляющих собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию памятников музыкальной культуры. Часто возникают при театрах, концертных залах, консерваториях, музыкальных училищах и школах и др.


При многих музыкальных музеях, в свою очередь, есть библиотеки и архивы музыкальной литературы. В ряде исторических , этнографических , краеведческих , театральных , художественных музеев имеются музыкальные отделы. Исторически сложились две большие группы музеев - содержащие коллекции музыкальных инструментов (Музей А. Страдивари в Кремоне, Музей истории европейских инструментов в Тронхейме, Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки) и мемориальные музыкальные музеи (см. мемориальные музеи) и исследовательские центры, представляющие наследие музыкальных деятелей (И.С. Баха в Эйзенахе, Л. Бетховена в Бонне, Дом-музей П.И. Чайковского в Клину).


Музей Ф.И.Шаляпина в Кисловодске

В настоящее время многие музыкальные музеи представляют собой не только музеи в традиционном понимании, но и научно-исследовательские и общественные центры по распространению музыкально-культурного опыта, активно осуществляют музейную коммуникацию. Одним из важнейших средств такой деятельности является проведение музыкальных фестивалей (им. Глинки на Смоленщине, им. Рахманинова на Тамбовщине, Шаляпинских дней в Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки).

История

Музыкальные протомузеи известны в Европе с 16 в. Начинались традиционно с частных коллекций музыкальных инструментов, при формировании которых часто предпочтение отдавалось старинным музыкальным инструментам. В России частные собрания существовали с 18 в., а со второй половины 19 в. появились коллекции при Дашковском музее в Москве, Московской и Петербургской консерваториях. Так, коллекция инструментов народов Средней Азии, собранная в 1870 - 80-х гг. А.Э. Эйхгорном и переданная в конце 1880-х гг. в Московскую консерваторию, стала базовой в формировании представлений о музыкальной культуре Средней Азии. Крупнейшие отечественные собрания инструментов сегодня находятся в Коллекции уникальных музыкальных инструментов (Москва), Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки (Москва), Институте театра, музыки и кинематографии, ставшем в 1984 г. филиалом Музея театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург).

Первым русским музыкальным мемориальным музеем стал Дом-музей П.И. Чайковского в Клину (1894 г.), представлявший собой комнаты, в которых жил и работал композитор. В 1896 г. в здании Петербургской консерватории был открыт Музей М.И. Глинки, экспонировавший личные вещи Глинки, автографы его сочинений, прижизненные издания, изобразительные материалы; в 1912 на основе мемориального кабинета, содержавшего архив и личные вещи - Музей Н.Г. Рубинштейна. В 1920-30-х гг. создаются Музей-квартира А.Н. Скрябина (Москва, 1922), Литературно-мемориальный музей А.С. Пушкина и П.И. Чайковского (Каменка, 1937).

В 1950-90-х гг. организовывались музеи при музыкальных театрах, мемориальные музеи, многие из которых являются филиалами крупных музыкальных и краеведческих музеев: Вокально-творческий кабинет им. А. В. Неждановой (Москва, 1952), Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера (Москва, 1955), Музей-усадьба М.П. Мусоргского (Псковская область, 1968, 1991), Музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова (Ленинград, 1972), Мемориальный музей-усадьба М.И. Глинки (Смоленская область, 1982). Музыкальные музеи этого периода были организованы в основном на базе воссозданных утраченных интерьеров домов и усадеб.

В 1919 г. с целью сохранения смычковых инструментов создана коллекция уникальных музыкальных инструментов (см. виды колекций). Она стала крупнейшим в России собранием скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов, виол и смычков, созданных мастерами России, Италии, Германии, Австрии, Франции, Англии, Польши, Чехии и др. Огромную ценность имеют инструменты итальянских мастеров 16-18 вв. - Гаспаро да Сало, Амати, Гварнери, А. Страдивари, Монтаньяно, Бергонци, Руджери. Основу собрания составила коллекция К.В. Третьякова, переданная в 1878 в дар Московской консерватории. Коллекция уникальных музыкальных инструментов предоставляет свои экспонаты для выступлений лучшим отечественным музыкантам.

Основу коллекции Центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки составило собрание Мемориального музея им. Н.Г. Рубинштейна (1912) при Московской консерватории. В нее вошли личные архивы и рукописи композиторов, декорации и костюмы к музыкальным спектаклям, музыкальные инструменты (начиная с 16 в.), фонотека, музыкальная иконография. В основном фонде музея свыше 771 тыс. ед. хр. Постоянная экспозиция - "Музыкальные инструменты народов мира".

Дом-музей П.И. Чайковского в Клину - самый первый музыкально-мемориальный музей в России. Был основан братом композитора М.И. Чайковским в доме, где жил и работал Чайковский, что обусловило высочайшую степень подлинности музея. Образцами в этом отношении для дома-музея выступали мемориальные музеи В.А. Моцарта в Зальцбурге и Л. Бетховена в Бонне. В музее хранится уникальный фонд Чайковского.

Литература

Российская музейная энциклопедия. М., 2005;

Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990;

Музееведение. Музеи мира. М., 1991;

Музыкальная энциклопедия. Т.3. М., 1976;

История русской музыки. Т.6. М., 1989.

М узей был открыт в 1912 году при Московской консерватории. В фондах музея хранится более 900 редких музыкальных инструментов, личные архивы композиторов и исполнителей, коллекции фотографий и документов и богатая коллекция живописи. В 1912 году в здании Московской консерватории открылся Мемориальный музей имени Николая Рубинштейна – дирижера и основателя консерватории. Деньги на его открытие дал московский домовладелец и любитель музыки Дмитрий Беляев. Среди немногочисленных экспонатов были, например, письменный стол Петра Чайковского, портреты композитора Антона Рубинштейна и мецената Дмитрия Беляева, коллекция среднеазиатских инструментов и итальянская лира-гитара 1656 года.

Фонды пополнялись постепенно. Так, Модест Чайковский, брат композитора, подарил гипсовую посмертную маску Петра Ильича, а почитатель Николая Римского-Корсакова Сергей Белановский выслал перочинный ножик композитора, который, правда, был украден в 1925 году. В начале 1930-х годов музей оказался на грани закрытия. Тогда наступили тяжелые времена для всей консерватории. Но музей не закрыли, а в 1938 году на должность заведующего была назначена Екатерина Алексеева. С ее приходом музей начал постепенно восстанавливаться. В 1943 году, в разгар войны, он получил статус государственного, а в конце 1940-х годов имя Рубинштейна окончательно исчезло из его названия.

Музыкальный музей вышел за рамки мемориальной комнаты при консерватории и стал независимым институтом. В 1954 году в связи со 150-летием со дня рождения Михаила Глинки ему присвоили имя великого композитора. В 1982 году музей переехал в новый, специально для него построенный дом на улице Фадеева. Музей вел и ведет работу по пополнению своих фондов. Еще в 1943 году директор Екатерина Алексеева вступила в переписку с Сергеем Рахманиновым, проживавшим тогда в США. Композитор откликнулся на просьбу выслать для музея некоторые его личные вещи и музыкальные записи. Два раза Екатерина Алексеева ездила в США и из второй своей поездки в 1970 году вместе с исследовательницей творчества Рахманинова Заруи Апетян привезла 20 ящиков экспонатов для музея.

В последующие годы музей получал в дар множество предметов, связанных с мировой музыкальной культурой. Например, принадлежавший балерине Анне Павловой рукописный клавир (переложенную партитуру вокально-оркестрового произведения для фортепиано) балета или скрипку Страдивари, завещанную Давиду Ойстраху королевой Бельгии Елизаветой.

Основная экспозиция музея называется «Музыкальные инструменты народов мира». В пяти залах выставлено более 900 экспонатов. В отделе русских инструментов представлены девятиструнные гусли XIII века, найденные при раскопках в Новгороде, балалайки XIX века, старые рояли из Санкт-Петербурга 1830–1870-х годов, пастушьи рожки и, конечно, гармоники, получившие распространение только в 1830-х годах. Любопытны башкирская флейта курай, чувашская волынка шыбр с мешком из бычьего пузыря, карельский струнный инструмент кантеле, похожий на гусли и упоминающийся в эпосе «Калевала». Экспозиция среднеазиатских инструментов состоит в основном из предметов коллекции Августа Эйхгорна, служившего капельмейстером русских военных оркестров в Туркестанском военном округе с 1870 по 1883 год.

В 2011 году Музей музыкальной культуры был переименован во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Теперь в его составе еще пять мемориальных музеев: Музей-усадьба Ф. И. Шаляпина на Новинском бульваре, музей «П. И. Чайковский и Москва» на Кудринской площади, Музей-квартира композитора и директора консерватории А. Б. Гольденвейзера, Музей С. С. Прокофьева в Камергерском переулке и Музей-квартира дирижера и композитора Н. С. Голованова в Брюсовом переулке.

Отзывы о Музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки

    Людмила Милькина 01/03/2017 в 18:39

    Я попала в этот музей случайно: шла по улице, увидела остановку автобуса с таким названием. Думаю, значит он где-то рядом, нашла музей – и не пожалела. Я попала на три Выставки: «Звук и…человек, вселенная, игра», музыкальных инструментов разных времен и народов и «Танцы скоморохов» с рисунками Б. Мессерера. Сначала я пошла на интерактивную выставку о звуках. Там было очень интересно и детям и взрослым. Можно было послушать разные звуки, можно было создать разные звуки, посмотреть, как они влияют на природу и человека, и многое, многое другое, чего мы не знаем, но что очень интересно узнать. Выставка инструментов разных народов и времен вообще меня ошеломила количеством и разнообразием этих инструментов, некоторые инструменты такой своеобразной формы, что непонятно, как на них играют и какие они издают звуки. И здесь, к сожалению, я опять столкнулась с болезнью всех наших музеев: надписи около экспонатов академически сухи и ничего о них не объясняют: название, дата изготовления, не всегда указана даже страна, откуда он. Есть, конечно, баннеры с длинными скучными текстами, которые никто не читает. Люди приходят в музей посмотреть! Было бы очень классно, если хотя бы около самых необычных инструментов были картинки (фото, рисунки), по которым можно было бы понять, как на них играют, а если б еще и послушать их звучание – это б была просто фантастика. Кстати, черные буквы на стекле практически не видны, так что даже те надписи, которые есть — не читаемы. Еще в этом музее проходят различные концерты. Я взяла билет на один из них. Надеюсь стать постоянным гостем этого музея. О выставке рисунков Б.Мессерера судите по моим фото.

    Людмила Милькина 01/03/2017 в 18:32

    Я попала в этот музей случайно: шла по улице, увидела остановку автобуса с таким названием. Думаю, значит он где-то рядом, нашла музей – и не пожалела. Я попала на три Выставки: «Звук и…человек, вселенная, игра», музыкальных инструментов разных времен и народов и «Танцы скоморохов» с рисунками Б. Мессерера. Сначала я пошла на интерактивную выставку о звуках. Там было очень интересно и детям и взрослым. Можно было послушать разные звуки, можно было создать разные звуки, посмотреть, как они влияют на природу и человека, и многое, многое другое, чего мы не знаем, но что очень интересно узнать. Выставка инструментов разных народов и времен вообще меня ошеломила количеством и разнообразием этих инструментов, некоторые инструменты такой своеобразной формы, что непонятно, как на них играют и какие они издают звуки. И здесь, к сожалению, я опять столкнулась с болезнью всех наших музеев: надписи около экспонатов академически сухи и ничего о них не объясняют: название, дата изготовления, не всегда указана даже страна, откуда он. Есть, конечно, баннеры с длинными скучными текстами, которые никто не читает. Люди приходят в музей посмотреть! Было бы очень классно, если хотя бы около самых необычных инструментов были картинки (фото, рисунки), по которым можно было бы понять, как на них играют, а если б еще и послушать их звучание – это б была просто фантастика. Кстати, черные буквы на стекле практически не видны, так что даже те надписи, которые есть — не читаемы. Еще в этом музее проходят различные концерты. Я взяла билет на один из них. Надеюсь стать постоянным гостем этого музея.

Имени Глинки является одной из крупнейших сокровищниц, в которой представлены памятники музыкального искусства. Она не имеет аналогов в мире.

Общая информация

В музее хранятся не только литературные и нотные рукописи, но и многие исследования, а также редкие книги. В коллекции сосредоточены автографы и письма, разнообразные документы, которые связаны с творчеством известных деятелей культуры, как русских, так и зарубежных.

Особый интерес вызывают музыкальные инструменты многих народов мира. В 2010 году Государственная коллекция передала Музею крупнейшее собрание творений мастеров разных эпох. Среди них шедевры, сделанные руками А. Страдивари, представителей семей Амати и Гварнери. Музыкальный Музей имени Глинки гордится установленными в его стенах старейшими органами, в том числе и работы Ф. Ладегаста.

Основная работа

Здесь выставлены постоянные экспозиции. По предварительной заявке организуются концерты-диалоги, экскурсии и вечера звукозаписи. Желающие могут посещать интерактивные занятия, а также познавательные детские праздники.

История

Свое начало Музей музыкальной культуры им. Глинки берет из Московской консерватории. Именно здесь с первого момента ее существования энтузиасты начали собирать по собственной инициативе редкие музыкальные материалы - документы и автографы, а также рукописи и инструменты, которые и стали основой сегодняшней коллекции.

Одиннадцатого марта 1912-го года в стенах небольшого зала рядом с библиотекой консерватории был открыт Музей им. Н.Г. Рубинштейна. Он был посвящен памяти этого выдающегося музыкального деятеля, которого особенно любила столичная публика. Именно Рубинштейн основал консерваторию и Московское отделение Русского музобщества. Здесь были сосредоточены документы ИРМО, редкие инструменты и книги, его личные вещи, а также письма и автографы.

Изменения

На протяжении всей своей недолгой истории Музей Глинки переживал и времена подъема, и тяжелые этапы, когда он, пребывая в полном забвении, был на грани закрытия. Почти три десятка лет он исполнял роль служебного отдела при столичной консерватории. Это были функции некоей учебной библиотеки, поскольку сотрудники занимались в основном только хранением и в очень малой степени - приобретением новых экспонатов.

В конце тридцатых годов прошлого столетия, в преддверии празднования 75-летия Московской консерватории, характер деятельности музея резко изменился. Быстрыми темпами стала увеличиваться его коллекция, заметно активизировалось выставочное направление работы, популяризировалась исследовательская сторона фондов.

В 1941-м на базе консерваторского подразделения по решению Сталина был создан Центральный музей музкультуры. А уже в 1943-м ему был присвоен статус госучреждения. С этого момента ГЦММК стал не только завоевывать большую популярность, но и получил свое особенное место.

Именно тогда, в середине сороковых, имя Рубинштейна почему-то исчезло из официального наименования музея. А уже в 1954-м, в годовщину юбилея М.И. Глинки, ему было присвоено имя великого композитора.

Признание

Постепенно, год за годом стала складываться как структура, так и направление работы. Труды, которые издавал Музей Глинки, получали широкое распространение и входили в общекультурный обиход. Благодаря источниковедческим работам, этот культурный центр начал приобретать статус научно-исследовательского. Однако официально Музей Глинки его получил только в 1974-м году. Но несмотря на то, что это произошло с некоторым запозданием, ничего уже не могло помешать преданным своему любимому делу сотрудникам заниматься научной деятельностью.

На протяжении всей своей истории Музей Глинки в Москве дважды менял свой адрес. После территории консерватории он почти два десятка лет располагался в красивом старинном особняке - в палатах, принадлежавших боярам Троекуровым. Это строение находилось в Георгиевском переулке: его хорошо знали коренные москвичи. Но уже с начала 1980-х годов Музей музыкальной культуры им. Глинки наконец-то приобрел свой окончательный дом: специально для него было построено здание по улице Фадеева.

Коллекция записей

В настоящее время его называют одним из крупнейших в мире фондов музыкальной культуры. Его коллекции насчитывают около одного миллиона единиц хранения, которые охватывают все составляющие музыкальной культуры. Здесь можно увидеть не только авторские рукописи, но и автографы, и фотографии, на которых изображены самые известные деятели культуры.

Музей Глинки располагает как огромной коллекцией музыкальных инструментов различных эпох, так и аудио- и видеозаписями произведений всех жанров и видов, начиная от классических, в том числе и современных, и до народных.

Здесь же находятся и самые первые российские грампластинки. Их около шестидесяти тысяч единиц хранения. Показаны также первые выпуски компаний «Граммофон» и «Зонофон», «Пате» и «Метрополь». Немало изданий советского периода, которые производила фирма «Мелодия», а также ведущих зарубежных музыкальных организаций.

Музей Глинки на Фадеева - место, где хранятся рукописи произведений композиторов. Среди них - такие мэтры, как Глазунов, Рахманинов, Шостакович, Гречанинов и многие другие. Эти удивительные документы отлично сохранились. Они доступны для просмотра, поэтому ими может любоваться каждый, кто посетит Музей Глинки.

Здесь же действует и собственная студия звукозаписи, которая оборудована современной аппаратурой. Записывать свои произведения в Музей приезжают музыканты самых разных направлений.

Подразделения

В состав Всероссийского музея музкультуры им. Глинки, кроме главного здания, расположенного на улице Фадеева, сегодня входят и филиалы. Эти отделы находятся в центре столицы. О них знают многие ее жители - поклонники музыки. Это мемориальная усадьба Прокофьева, «П. Чайковский и Москва», квартиры А. Гольденвейзера и Н. Голованова, а также Дом-музей который еще на стадии создания.

В 1995 году указом Президента РФ Музей Глинки включили в Государственный свод, в который занесены особо ценные объекты наследия культуры.

Просветительская работа

Его научные сотрудники ведут около двадцати абонементных циклов лекций-концертов, образовательных курсов для посетителей разных возрастов и уровней знаний. Существует отдельная программа для развития детей - инструментов с музыкальными вставками, рассказы об их возникновении и истории создания.

Тематические выставки можно посмотреть, не только посетив Музей Глинки на Фадеева или другие столичные филиалы, но и в других городах страны и за рубежом, куда коллекции привозятся постоянно.

Сотрудники подготавливают и выпускают и музыкально-текстовые издания, проводят работу для публикаций музыкально-научных исследований.

Музей Глинки проводит не только музыкальные концерты и выставки. С 2007-го года здесь действует Московский оперный клуб. Поначалу он был открыт в Музее кино, после переместился в Театральный зал им А. А. Бахрушина, а уже с 2007-го прочно обосновался в стенах Музея имени М. Глинки. Программы клуба посвящены вполне определенной тематике: это биографии композиторов или певцов, или оперные школы. В рамках его деятельности проходят семинары, в которых принимают участие зарубежные исполнители, музыканты и музыковеды.

Основные экспозиции

Музей Глинки располагает уникальной коллекцией инструментов, треть из которой демонстрируется в экспозициях. Пять его залов, отделанных в индивидуальных цветовых решениях, представляют вниманию посетителей более девятисот традиционных и профессиональных экспонатов. Здесь собраны инструменты как народов России, так и практически всех стран Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии.

В первом зале посетители могут увидеть русские Здесь можно полюбоваться на уникальные гусли, изготовленные предположительно в тринадцатом и четырнадцатом веках. Они были найдены при археологических раскопках в древнем Новгороде. После воссоздания их утраченных фрагментов эти уникальные находки заняли свое почетное место. Здесь же представлены и копии с сопелей и гудков: их фрагменты тоже были обнаружены на раскопках.

В витрине другого зала, в котором представлены инструменты сопредельных нашей стране государств, находится старейшее собрание, которым по праву гордится Музыкальный музей им. Глинки. Это коллекция из тридцати шести музыкальных инструментов, на которых играли народы Средней Азии. Ее собрал Август Эйхгорн - капельмейстер Туркестанского военного округа.

Другой удивительный экспонат - это китайский маленький губной орган «шэн», который был создан, по мнению исследователей, еще во втором тысячелетии до нашего летоисчисления. Другие инструменты - вьетнамский монохорд, украшенный филигранной перламутровой инкрустацией, а также ирландская арфа девятнадцатого века - всегда вызывают повышенный интерес у посетителей. Здесь же можно увидеть шотландскую волынку и японский струнный «кото», играть на котором должны были уметь девушки из аристократических родов, индийскую «вину», а также африканские там-тамы, мембраны которых сделаны из шкур животных.



Материнский капитал