Как композитор выражает контраст. Типы контраста в музыкальной форме

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1

г. Узловая, Тульская область.

урок музыки в 3 классе

Тема: «Контраст в музыке».

(урок-игра)

учитель музыки: Вакуленко

Галина Александровна

Цели:

    Познакомить с понятием контраст; учить находить контрасты элементов музыкальной речи в вокальной и инструментальной музыке;

    Учить говорить о музыке, обогащать память детей новыми словами о характере музыки;

    Познакомить с трёхчастной формой музыки, основанной на контрасте;

    Познакомить с выразительными возможностями оперного искусства

(видеофрагмент «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»);

    Подвести к пониманию того, что чем больше меняется видов развития в музыке, тем она интереснее;

Развивающие задачи:

    Развивать умение определять виды развития музыки;

    Развивать умение угадывать замысел композитора в вокальной и инструментальной музыке, анализируя развитие музыки;

    Развивать умение определять 3х частную форму в музыке, смену характера частей;

    Развивать умение слышать, чувствовать смену характера музыки, передающей смену настроения героя и соотносить это со сменой средств музыкальной выразительности;

    Развивать умение находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки музыки;

    Развивать коммуникативные умения учащихся (монологическую речь учащихся, диалог «учитель + ученик» и «ученик + ученик»);

    Развивать творческие способности учащихся.

Освоение знаний о музыке:

    Знакомятся с новыми музыкальными терминами (контраст, алегретто, синкопа, челеста);

    Сравнивать ритмический рисунок 1 и 2 части песни «Свинка обижается» Майстровой и делать вывод о том, что они контрастны (острый и ровный ритм); самостоятельно находить ритмическую фигуру, которая создаёт в 1 части танцевальный характер (синкопа);

    Развивать воображение, представить мысленно героя, слушая «Марш Черномора» М.И.Глинки

    Познакомить кратко с содержанием I действия оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»;

Практические навыки и умения:

    Правильно формировать гласные звуки, петь с высокой позицией подвижным голосом;

    Показывать с помощью музыкально-дидактической игры «Солнышко и тучка» ладовое и гармоническое развитие в пьесе Ф. Шуберта «Алегретто»;

    Передавать движениями простые ритмические фигуры;

    В своём исполнении точно передавать ритм 1 и 2 части с помощью музыкально-дидактической игры «Танцуй как я»;

    Понимать значение терминов симфонический оркестр и партитура, пользоваться партитурой на экране для точного исполнения своей партии;

    В своём исполнении на детских музыкальных инструментах создают с помощью контрастов элементов музыкальной речи образ Черномора;

Воспитательные задачи:

    Воспитывать у детей слушательскую и исполнительскую культуру, устойчивый интерес к музыкальному искусству;

    Самостоятельно оценивать свою работу на уроке.

Оборудование, наглядный материал:

    Компьютер, проектор, презентация к уроку;

    Рабочая тетрадь, рисунок цветика-семицветика в ней для анализа элементов музыкальной

    Музыкально-дидактические игры:

«Солнышко и тучка»; «Разноцветные кубики»; «Ритмическое лото»; «Танцуй как я» (объёмная лесенка, большая матрёшка для учителя и маленькие каждому ученику); «Средства музыкальной выразительности»; «Кузнечик»; «Сложи музыку»;

    Тексты песни «Свинка обижается» муз. Майстровой, слова Орлова для всех детей;

    Ноты: песня «Свинка обижается» муз. Майстровой, слова Орлова; «Марш Черномора» М.И.Глинка;

    Оценочные листы всем детям.

Ход урока

(Вход в класс под музыку «Вместе весело шагать» В. Я. Шаинского)

Основная часть урока.

Слово учителя.

Окружающий нас мир постоянно изменяется. Проходит зима, наступает весна, лето, осень. С течением времени изменяется животный и растительный мир Земли. Изменяется человек – проходит путь от молодости до старости. В музыке передаётся всё многообразие природы и человека. Поэтому музыка тоже непременно изменяется.

Сегодня на уроке мы поговорим об одном из основных видов изменения, развития музыки - контрасте. Слово «контраст» означает «противоположность».

Всем элементам музыкальной речи присущи контрасты. Давайте их назовём.

(перечисляют)

.

Молодцы! Сядьте как слушатели и послушайте пьесу австрийского композитора Франца Шуберта «Алегретто». В этой музыке надо найти контрасты элементов музыкальной речи.

(Слушание пьесы Ф. Шуберта «Алегретто»)

– Контраст какого элемента музыкальной речи вы заметили в музыке?

Что всё время менялось?

(Всё время менялись мажор и минор).

– Как называется такое развитие музыки?

(Это ладовое развитие)

Сочетание мажора и минора лишь показывает свет и тень, яркость и мягкость.

Давайте покажем ладовое развитие в музыке с помощью игры «Солнышко и тучка».

(Слушание и показ смены мажора и минора в музыке с помощью карточек).

Многие выполнили задание правильно. Были ребята, которые очень старались, но не успевали вовремя показать нужную карточку. Давайте выполним задание ещё раз и сравним свой показ с появлением карточек на экране.

(на экране картинки меняются в соответствии с развитием музыки)

Смотрите, какая весёлая картина получилась на экране.

–Так для чего же композитор использовал ладовый контраст?

(Для украшения музыки, её расцвечивания).

Правильно, чтобы украсить музыку, чтобы нам было интересно её слушать.

Пение и музыкально-теоретический анализ
формы и развития музыки в песне
.

Узнайте мелодию знакомой песни. (Наиграть мелодию песни Майстровой «Свинка обижается»

Правильно, это песня композитора Майстровой «Свинка обижается».

Сегодня мы продолжим работу над точной передачей мелодии и ритма. Но сначала споём песню и обратим внимание на её построение и контрасты по элементам музыкальной речи. (пение стоя)

(Пение песни «Свинка обижается» Муз. Майстровой)

– Кто был внимательным и понял, сколько частей в песне?

(Три части)

– А было ли вступление?

Выложите из кубиков строение песни.

(Дети выкладывают 3х частную форму,

музыкально-дидактическая игра «Разноцветные кубики»)

– Почему для 1 и 3 части вы взяли кубики одинакового цвета?

(В 1 и 3 части одинаковый характер музыки – весёлый,
а в середине - грустный.)

– Проверим, правильно вы выполнили задание или нет.

– Посмотрите на экран. Если вы правильно выберете слова к 1 и 2 части, то

узнаете какие контрасты есть в песне.

(Выполняют задание, кто-то из детей зачитывает слова,

подходящие к первой части, а кто-то – ко второй )

Проверим это задание

В каждой строке получились противоположные по значению слова, получились контрасты.

– Как мы назовем контрасты, которые получились в каждой строке?

Веселая – печальная ладовый

Громкая – тихая динамический

Быстрая – медленная темповый

Танцевальная – напевная жанровый

Работа над точной передачей ритма песни

– Прохлопайте эти ритмические фигуры и подумайте, какая из них помогает создать танцевальный характер в крайних частях песни?

(Дети хлопают по очереди все ритмические фигуры)

Прохлопайте ритмическую фигуру создающую танцевальность громче.

(Дети хлопают синкопу, и она выдвигается на экране вперёд)

– Как называется эта ритмическая фигура?

(синкопа)

Давайте споём первую часть песни и научимся точно передавать синкопированный ритм. Возьмите матрёшек. Они должны танцевать на вашей ладошке точно так же как большая матрёшка на моей.

(Музыкально-дидактическая игра «Танцуй как я». Пение на слог «та» вместе, «перепляс» - по очереди поют мальчиками и девочками, индивидуальная работа, затем пение вместе с текстом 1 части)

Теперь споём и точно передадим ритм во второй части.

(Пение на слог «ля» вместе)

– Сравните ритм 1 и 2 части.

(Они разные, контрастные. В 1 и 3 части – острый ритм, синкопы,
а во 2 части ровный ритм).

Какой новый контраст мы нашли в песне? (ритмический)

Работа над точным интонированием мелодии

– Теперь проследим за мелодической линией. Покажите рукой как изменяется высота звуков.

(Пение и показ мелодической линии 1 части рукой)

Этот кузнечик поможет вам точнее спеть и даже увидеть мелодический рисунок 2 части песни. Пойте и следите за движением кузнечика по лесен-

(Пение песни с использованием музыкально-дидактической игры «Кузнечик», индивидуальная работа по необходимости)

Посмотрите на таблицу. Здесь видно всё развитие песни. Надо спеть песню, правильно исполняя все контрасты. А значит надо правильно передать развитие музыки. Это поможет ещё ярче и интереснее передать её шуточный характер. (пение песни детьми стоя)

На чём основано развитие музыки в песне?

(на контрасте)

Слушание музыки и диалог с учащимися .

Понять вокальную музыку помогает не только знание приёмов развития музыки, но и текст. А сможете ли вы разгадать замысел композитора в инструментальной музыке? Сегодня мы послушаем необычный марш. Он звучит в опере Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила», которая написана по поэме Александра Сергеевича Пушкина. В опере этот герой вообще не поёт. И всё же, мы получаем представление о том, что это за существо. Про него рассказывает музыка марша, под который он выходит на сцену. Послушайте и постарайтесь представить себе этого героя.

(слушание «Марш Черномора» М.И.Глинка)

Каким изобразил героя композитор?

(Злой, жестокий, властный, маленький, кричит, угрожает)

Ребята, герой, которого нарисовала музыка действительно злой.

Это злой волшебник Черномор. Опера начинается со сцены свадебного пира:

Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Вот как изобразил сады Черномора художник Шишков.

Уродливый карлик с длинной бородой хочет понравиться Людмиле. Он наряжается в богатые одежды и шествует к ней под звуки марша, окружённый толпой рабов.

(сразу после просмотра видео включить следующий слайд)

– Как композитор передал шествие сказочного властелина?

– Сколько частей вы услышали в музыке?

(3 части)

Самостоятельная работа учащихся

– Как менялся характер музыки?

Давайте будем учиться о ней говорить. Выберите подходящие к каждой части слова.

(1и 3 часть. В начале музыка резкая, отрывистая, злая, тяжёлая;
затем слышно лёгкие, тихие, высокие звуки)

– Правильно. Кажется будто грозно покрикивает Черномор, но вдруг его голос срывается на смешной писк и так много раз.

– А как звучит 2 часть?

(Волшебно, прозрачно, нежно, хрустально, светло, легко)

Проверьте, правильно ли вы распределили слова.

– Тембр какого инструмента придаёт музыке этой части волшебный характер? (Челеста

Здесь играет челеста (по-итальянски «небесная, прозрачная») – похожа на маленькое пианино. Это клавишный инструмент, но вместо струн в нём металлические пластинки по которым ударяют молоточки. Звук её действительно будто хрустальный, высокий, нежный, звенящий. В этой части музыка изображает богатство карлика, сверкание драгоценных камней.

– Выложите строение музыки с помощью игры «Сложи музыку»

(Дети выкладывают из разных геометрических фигур 3 частную форму )

Проверьте это задание.

– Какой приём развития музыки использует композитор?

(Контраст )

– Кто же из вас услышал больше изменений в музыке?

Кто лучше угадал замысел композитора?

(меняется: динамика – громко и тихо;

регистр – низкие и высокие звуки;

лад – в 1 части минор и мажор;

ритм – острый и ровный;

тембр – трубы и челеста)

Учитель делает обобщение по слушанию.

Посмотрите. Вы правильно нашли все контрасты в музыке. В марше постоянно есть контраст. Это придаёт ему сказочность, фантастичность. С юмором рисует композитор образ Черномора. Грозные «Трубные кличи» и хрустальные тембры челесты подчёркивают чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед настоящей любовью и смелостью человека.

Вы правильно разгадали замысел композитора.

Знание какого приёма развития музыки вам в этом помогло? (контраст)

Игра на инструментах

– Как называется оркестр, который исполнял «Марш Черномора»?

(Симфонический оркестр)

– У нас будет свой оркестр. Подберите инструменты, чтобы подчеркнуть контраст в музыке.

(Подбирают: 1 и 3 часть. Начало – барабан и бубны,

конец – ложки;

2 часть металлофоны, треугольник, колокольчики)

– Посмотрите внимательно на партитуру.

Партитура - это особая запись, которая объединяет все голоса инстрментов оркестра.

Не забывайте. Что музыканту надо быть внимательным, вовремя вступать, слушать товарищей и правильно играть свою партию по партитуре.

(Дети исполняют на детских музыкальных инструментах
«марш Черномора» М.И.Глинки)

– Молодцы, вы хорошо передали в своём исполнении все контрасты и сами создали образ злого волшебника.

– Какой новый вид развития музыки появился, когда вы сами исполнили марш?

(Исполнительское развитие)

Учитель делает детьми вывод и обобщение.

– Как вы думаете, достаточно ли одного вида развития или чем больше элементов музыкальной речи меняется, тем музыка интереснее?

(Чем больше видов развития, тем интереснее музыка)

Музыка, как и другие виды искусства, создается человеком, как способ выражения его индивидуальности, восприятия мира, гармонии с человеком и природой. Или, напротив, - выражение несогласия, противоречий. Музыка выражает разные настроения и стихии. Определенный ритм и гармония являются основой художественного образа в музыке. Музыкальные произведения, созданные в разные эпохи в разных странах, явились в свое время предпосылкой для развития танца и пения.

Художественные образы в музыке создаются благодаря звукам. Музыка всегда обращается к чувствам человека, ведь сама музыка выражает чувства, как язык человеческой души. Музыка различается не только по стилям и направлениям, но и и этническим группам. В ней могут быть изображены разные сцены из жизни, ситуации.

Связь музыки и изобразительного искусства

Музыка и изобразительное искусство тесно связаны. Талантливый композитор или музыкант, как и художник, представляет в своих произведениях определенный ассоциативный символический ряд, отражающий его энергетику. Подобно живописи, музыка имеет свой колорит. Изобразительное искусство, как и музыка, выражает чувства, эмоции, настроения своего создателя. Даже сами музыканты, их искусство и музыкальные произведения стали темой для работ многих художников во все мире.

В классической академической живописи есть определенные правила: на переднем плане располагается главный объект картины, далее следуют второстепенные объекты и прорисовывается фон. Также и в музыке, - звучание мелодий начинается с определенного такта, музыкального размера, нескольких главных нот, затем звук становится объемнее, начинает играть оркестр. Такое же явление мы наблюдаем при сольном пении под аккомпанемент: голос солиста дополняется хоровым пением или инструментальным сопровождением.

Еще одна важная сближает музыку и изобразительное искусство. Это - контраст. Ведь в живописи всегда сопоставляется цвет, масштаб, а в современном изобразительном искусстве – формы. В музыке же это сопоставление темпов, высоких и низких нот, громкого и тихого звука.

Мелодии, как краски художников, бывают холодные и теплые, светлые и сумрачные. А такие характеристики изобразительного искусства, как гамма, тон, оттенок, нюанс, используются сегодня критиками для трактовки музыкальных произведений.


Сергей Васильевич Рахманинов Русский композитор, пианист, дирижёр.





"Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды". С.В. Рахманинов жил и творил на рубеже XIX – XX веков. Столкновение нового во старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. Время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию.








По утру, на заре, По росистой траве, Я пойду свежим утром дышать. И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду своё счастье искать… В жизни счастье одно Мне найти суждено, И то счастье в сирени живёт; На зелёных ветвях, На душистых кистях Моё бедное счастье цветёт… СИРЕНЬ






Рассказ « Сирень» …Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо…У каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдаёт чернилами; самая вкусная–голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…


Выводы: Личность выражает внутреннее состояние в музыке Различные исполнители создают свой образ Зрительные образы усиливают восприятие, делают музыкальный образ более разнообразным, выразительным. Выводы: К омпозитор, художник, писатель, а так же исполнитель создают каждый свой образ, выражая своё внутреннее состояние. З рительные образы усиливают восприятие слушателей, делают музыкальный образ более разнообразным. Домашнее задание: Прочитайте рассказ Ю.Нагибина «Сирень», который усилит впечатление от музыки С.Рахманинова, поможет представить образ композитора, войти в его мир.

Конспект урока музыки в 6 классе разработан на основе программы «Музыка» 1 -7кл., автор Е.Д.Критская.

Тема:

Тип урока:

Формирование новых знаний.

Цель урока:

Особенности мировосприятия композитора С.В.Рахманинова, темы философского звучания в его творчестве.

Задачи урока:

Знакомство с жизнью и творчеством композитора. Краткий обзор исторических предпосылок. Особенности жанра «романс» в творчестве С.В.Рахманинова.

Прилагается презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир образов вокальной и инструментальной музыки Образы романсов С.В.Рахманинова Работу выполнила Учитель музыки МБОУ «СОШ №1» г.Бологое Тверской области Минчева Л.Н.

Сергей Васильевич Рахманинов 1873 - 1943 Русский композитор, пианист, дирижёр.

С творчеством Сергея Рахманинова мы с вами начали знакомится ещё в начальной школе. Сегодня мы попробуем вспомнить, обобщить все - что знаем об этом великом, русском композиторе. Итак, наше путешествие в «мир Рахманинова» начинается…

"Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды". С.В. Рахманинов жил и творил на рубеже XIX – XX веков. Столкновение нового во старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. Время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию.

Как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины.

Задание: Послушайте романс «Сирень» и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку? Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы?

По утру, на заре, По росистой траве, Я пойду свежим утром дышать. И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду своё счастье искать… В жизни счастье одно Мне найти суждено, И то счастье в сирени живёт; На зелёных ветвях, На душистых кистях Моё бедное счастье цветёт… СИРЕНЬ

Рассказ « Сирень» …Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо…У каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдаёт чернилами; самая вкусная–голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…

Транскрипция С.В.Рахманинова

Задание: В чём отличие двух исполнителей романса «Сирень»? Какой образ создаёт каждый из исполнителей? Найдите созвучия между музыкальными и зрительными образами.

Выводы: Личность выражает внутреннее состояние в музыке Различные исполнители создают свой образ Зрительные образы усиливают восприятие, делают музыкальный образ более разнообразным, выразительным. Выводы: Композитор, художник, писатель, а так же исполнитель создают каждый свой образ, выражая своё внутреннее состояние. Зрительные образы усиливают восприятие слушателей, делают музыкальный образ более разнообразным. Домашнее задание: Прочитайте рассказ Ю.Нагибина «Сирень», который усилит впечатление от музыки С.Рахманинова, поможет представить образ композитора, войти в его мир.

Предварительный просмотр:

6 класс Урок музыки по теме

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки. Образы романсов С.В.Рахманинова».

Тип урока:

Формирование новых знаний.

Цель урока:

Особенности мировосприятия композитора С.В.Рахманинова, темы философского звучания в его творчестве.

Задачи урока:

Знакомство с жизнью и творчеством композитора. Краткий обзор исторических предпосылок.

Особенности жанра «романс» в творчестве С.В.Рахманинова.

Воспитание слушательской культуры.

Оборудование урока:

Технический ряд: компьютер, проектор.

Зрительный ряд : презентация.

Музыкальный ряд : С.Рахманинов, Е.Бекетова романс «Сирень»- вокальное исполнение.

(приложение 1)

С.Рахманинов транскрипция романса «Сирень» в исполнении автора (приложение 2).

Литературный ряд : Ю.Нагибин рассказ «Сирень», фрагмент.

Дидактические материалы: текст романса «Сирень», сл. Е Бекетовой – раздаточный материал.

Ход урока.

Слайд 2.

Учитель: Эпиграфом к теме сегодняшнего урока я хочу зачитать последнюю строчку стихотворения «Вечер» И.Бунина: «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне».

Какое настроение вызывают эти слова? На какую мысль они наталкивают?

Учащиеся: Ответы различные (учащиеся предполагают, что творчество пробуждается тогда, когда человек находится в единении с природой, открыт миру, чутко его воспринимает).

Учитель: Близки ли мы к природе сегодня? Попытайтесь « заглянуть в себя». Часто ли современный человек испытывает такие простые и вместе с тем глубокие, возвышенные чувства от общения с природой?

Учащиеся: (задумываются).

Учитель: Сегодня мы вновь обращаемся к творчеству русского композитора, пианиста, дирижёра С.В.Рахманинова. Композитора упрекали в старомодности, а он говорил: «Не хочу ради того, что я считаю модой, изменять постоянно звучащему тону, сквозь который слышу окружающий меня мир».

Слайд 3.

Учитель: Чтобы определить «звучащий тон» Рахманинова попробуем вспомнить, обобщить все - что знаем об этом великом, русском композиторе.

Итак, наше путешествие в «мир Рахманинова» начинается…

Предлагаю вам совершить путешествие в историческое прошлое…

Слайд 4.

Учитель: На какие размышления наводят вас фрагменты просмотренного фильма? Учащиеся: Композитор жил в сложное историческое время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию. Столкновение нового со старым охватило все сферы жизни, в том числе и искусство.

Слайд 5.

Учитель: А как вы понимаете слова С. Рахманинова: "Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды"?

Учащиеся: С.Рахманинов остался верен традициям классического искусства.

Слайд 6.

Учитель: Значит, можно сделать вывод, что С.В.Рахманинов стремился сохранить свой внутренний мир, сумел отстоять своё мнение. Искренне, взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе.

Слайд 7.

Учитель: С.Рахманинова называли величайшим композитором и пианистом всех времён. Как пианист он объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины. Как вы думаете почему?

Учащиеся : Воспоминания детства, много сирени, где он родился.

Учитель: Вы правы. Родина Рахманинова – Новгородский край. Здесь он наполнился старинными напевами, колокольными звонами, здесь в нём пробудилась «бескрайняя любовь к России и ко всему русскому». Красота родной природы наполнила сильным чувством музыку композитора. Как будто прозрачными акварельными красками написан его романс «Сирень».

Слайд 8.

Учитель: Задание:

Послушайте романс «Сирень» и скажите, какие чувства, ощущения вложил композитор в музыку?

Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы?

Слайд 9, 10, 11, 12, 13. (приложение 1)

Учащиеся : (ответы ). Романс рассказывает о любви, нежности. Музыка выразительная, присутствует элемент изобразительности. В музыке чувствуется прозрачность воздуха, лёгкое дыхание ветвей сирени. Созданы ясные, спокойные образы, полные душевного покоя. Возможно, композитор испытывал счастливые моменты своей жизни, что нашло отражение в его музыке.

Учитель: Вы правы, это была лучшая пора жизни композитора. Каждую весну и начало лета он проводил в Ивановке. Впоследствии Рахманинов писал: « Именно здесь мне хорошо работалось».

Эти воспоминания композитора легли в основу рассказа Ю.Нагибина «Сирень».

Слайд 14.

«Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке…

И когда Верочка Скалон выбежала в сад…он ахнула…поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же подымал голову, лоб, нос, щёки и подбородок были влажными, а к бровям тонкой ниточкой усов клеились лепестки и трубочки цветов. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал её изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но всё-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени - у каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдаёт чернилами; самая вкусная – голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…»

Учитель: Как вы думаете, почему Серёжа Рахманинов пытался попробовать сирень на вкус?

Учащиеся : Он пытался сравнить разные оттенки сирени.

Учитель: Заметили ли вы изменения интонации в мелодии романса? В какой части романса звучат более напряжённые интонации? Что они выражают – радость или душевную боль, мечты о счастье или горечь утраты?

Учащиеся : В мелодии было развитие. Во второй части романса звучат более напряжённые интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.

Учитель: Послушайте транскрипцию этого романса в исполнении самого композитора и ответьте на следующие вопросы:

Слайд 15.

В чём отличие двух исполнителей романса «Сирень»?

Какой образ создаёт каждый из исполнителей?

Найдите созвучия между музыкальными и зрительными образами

Слайд 16.

Учащиеся : Сам автор исполняет романс. Он передаёт свои чувства, переживания, волнение. Поэтому музыка рисует образ человека. А в первом, вокальном исполнении передаётся безмятежность природы, образ прозрачности, покоя подчёркивается высоким женским голосом – сопрано.

В процессе анализа учащиеся предлагают свои варианты созвучия музыкальных и зрительных образов.

Слайд 17.

Учитель: Подводя итог нашего урока, мы можем сделать следующие выводы:

Композитор, художник, писатель, а так же исполнитель создают каждый свой образ, выражая своё внутреннее состояние.

Зрительные образы усиливают восприятие слушателей, делают музыкальный образ более разнообразным.

Домашнее задание: Прочитайте рассказ Ю.Нагибина «Сирень», который усилит впечатление от музыки С.Рахманинова, поможет представить образ композитора, войти в его мир.


Введение

Композиция в дизайне связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно.

Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.

Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции.

Цель моей курсовой работы рассмотреть контраст, как средство достижения композиционной выразительности. Исходя из заданной цели, задачами станут: 1) изучить теоретическую литературу по данному вопросу; 2) рассмотреть применение контраста на практике; 3) разработать макет на основе изученного материала.

Данная тема очень интересна тем, что контраст, как противопоставление, борьба разных начал в композиции - всегда был одним из наиболее широко используемых средств в дизайне, архитектуре, моделировании.

Тема моей курсовой работы актуальна для дизайнеров тем, что контраст, как противопоставление в композиции делает форму заметной, выделяет ее среди других. Это позволяет обратить внимание потребителя на продукт дизайна. Дизайнер должен уметь использовать контраст, уметь вызывать внутреннюю борьбу в композиции, обострять ее и находить гармонию в сопоставлении противоположностей.

В ходе работы мы рассмотрим основные виды контраста, практическое применение контраста и разработаем макет на основе изученного материала.

Контраст - средство достижения композиционной выразительности

Контраст - это резкое отличие предметов по тем или иным свойствам (размерам, форме, цвету, светотени и т. д.), резко выраженная противоположность: длинный -- короткий, толстый -- тонкий, крупный -- мелкий. Контраст -- противопоставление, борьба разных начал в композиции -- всегда был одним из наиболее широко используемых средств в руках живописца, скульптора, архитектора. На протяжении многовековой истории искусства тема контраста варьировалась, приобретая в зависимости от характера произведения, стиля эпохи, индивидуальности автора самые различные выражения. В контрасте преобладает различие над сходством. Сущность композиции, построенной на контрасте,-- в активности ее визуального воздействия: в отличие от нюансных контрастные отношения раскрываются сразу, если они умело использованы проектантом (см. рис. 8).

В художественном конструировании контраст составляет одно из основных средств композиции. Если взять любую композицию, в которой имеет место соподчинение частей и выявление главного, то в подавляющем большинстве случаев главное будет контрастнее по отношению к окружающим элементам.

Путем контраста можно усилить выразительность изделия. Это достигается путем применения разных материалов (например, в телевизоре -- экран из стекла, коробка из дерева, ручки регуляторов и решетки из пластмассы, окантовка -- металлическая), и за счет обработки поверхности материала -- полированная поверхность металла или грубошероховатая фактура, дерево полированное или просто покрытое лаком. При умелом использовании контраст может сыграть решающую роль в композиции. Подчиненный интересам композиции, он активизирует форму. При отсутствии контраста форма оказывается маловыразительной и скучной.

Контрастные сопоставления способствуют обострению восприятия целого. Контраст усиливает, подчеркивает различие свойств форм, делает их единство более напряженным, впечатляющим.

Показательным примером контраста может служить связь геометрических фигур, когда одна из них увеличивается по своим размерам по отношению к другим, чтобы определить центр композиции. Находясь в определенной связи друг с другом такие композиции представляют пример конструктивного и комбинаторного соединения. Такие упражнения имеют особое значение и являют собой необходимую принадлежность основ композиции.

Когда геометрические элементы сопрягаясь друг с другом, образуют нечто целое, гармоничное, и это целое представляет собой определенную связную композицию, то этим самым в какой-то мере решается проблема комбинаторных построений. Общность всех участвующих элементов говорит о том, что сочетание этих элементов создает явление, которое мы называем композицией, конструкцией.

Связь элементов условной композиции становится органичнее и понятнее, если в ней имеется главный элемент, вокруг которого на художественной основе объединяются остальные. Этот главный элемент условно называется центром композиции. Подчинение детали сложной композиционно развитой формы также может иметь свой центр, но по силе выразительности он должен быть менее значительным, чем центр общий. Введение главного композиционного элемента и надлежащая соподчиненность остальных деталей усиливает внутреннюю связь деталей между собой и повышает общую выразительность. Композиционный центр приобретает особое значение при построении условных композиций.

С выразительностью в композиции тесно связана гармоничность, основной задачей которой является создание впечатления уравновешенности, изящности и точности образа формы и художественной согласованности комбинаторных элементов. Контраст -- одно из главных средств композиции в технике. Здесь он обусловлен то различием структур -- сложной, насыщенной тенями и совсем простой; то обработкой материала, когда, например, грубошероховатая фактура необработанного литья противопоставляется шлифованным или полированным поверхностям, то противопоставлением легкой, ажурной конструкции тяжелому монолитному основанию. Низкое противопоставляется высокому, горизонталь -- вертикали, светлое -- темному, шероховатое -- гладкому, насыщенное светотенью и пластически сложное -- спокойному и простому. Все эти и множество других отношений, основанных на явно выраженных различиях, являются контрастными. Противопоставление двух начал в композиции уже само по себе делает форму заметной, выделяя ее среди других. Использовать контраст--значит вызвать внутреннюю борьбу в композиции, обострить ее и найти гармонию в сопоставлении противоположностей. Контраст в технике имеет различные корни. В одних случаях его предопределяет сама конструкция, вся компоновка изделия. Здесь задача проектировщика-- развить объективное контрастное начало, а если нужно, то и обострить его, используя как образное средство. В других случаях основа формы такова, что контраст в ней никак не проявляется, и она оказывается маловыразительной, скучной: как говорят профессионалы, композиции не на чем держаться. В этих случаях композиционный прием диктует необходимость введения «искусственного» контраста. Например, геометрически простой объем членится с помощью контрастных сочетаний цвета и тона, выделяются определенные функциональные элементы, создаются искусственные контрастные пропорции с помощью накладных профилей, членящих разные цветовые зоны, и т. п. К последнему приему часто прибегают, например, в работе над композицией транспортных средств.

Использование контраста в технике связано еще и с необходимостью создания оптимальных условий для рабочего. Контраст должен быть умеренным, поскольку чрезмерно резкие контрасты будут способствовать преждевременному утомлению, а полное отсутствие контраста -- создавать монотонность, обусловливать притупление внимания рабочего. Цветовой контраст (пятно, фон) весьма широко распространен в композиции промышленных изделий. Контрастные цветовые отношения позволяют выделить наиболее ответственные зоны станка, пульта управления, сосредоточить внимание рабочего на важнейших системах управления. Ввиду этого при работе над проектом промышленного изделия контраст, как и многие другие категории, следует рассматривать не только в чисто композиционном плане, но и с практической стороны, в связи с определенной деятельностью человека.

Во множестве областей дизайна контраст в композиции проявляется иногда исключительно тонко, и все же это именно контраст. Очень сильный контраст, сочетание больших и малых объемов может зрительно разрушить композиционный строй. Поэтому степень применяемого контраста ограничивается требованиями сохранения цельности впечатления. Выбор степени контраста определяется на основании художественного чутья и практического опыта дизайнера и в большей степени зависит от назначения и места применения промышленного изделия.

Контраст активизирует любую форму, но чтобы достичь гармонии, его нужно дополнить теми необходимыми нюансными отношениями, без которых он может оказаться слишком резким. Парадоксально, но слабость контраста в его силе. Любое сильнодействующее средство требует осторожности -- его избыток разрушителен. Таков и контраст. Используя его в композиции конкретного промышленного изделия, нужно позаботиться, чтобы он не оказался чрезмерным, т. е. была соблюдена определенная степень, мера контраста. Для контрастирующих элементов можно построить целый ряд от наименьшей до наибольшей степени контраста. Взять, к примеру, контраст пятна и фона. Если фон абсолютной белизны, а пятно абсолютной черноты, контраст максимален. Но контрастным будет и отношение не совсем белой, а несколько тонированной поверхности и не совсем черного, но темно-серого (различной силы тона) пятна.

Для выразительности и целостности конкретного изделия степень контраста имеет немалое значение. Например, когда маленькое темное пятно контрастирует с большим светлым фоном, степень контраста может быть предельно сильной. Таковы маленькие черные ручки и другие темные детали на белой или почти белой панели. Но если все эти детали сильно увеличить, так что суммарно черное приблизится к площади белого, эффект контраста ослабеет, композиция может стать значительно менее выразительной и менее целостной, чем в первом случае. Это объясняется тем, что небольшие темные детали контрастируют с фоном не только по цвету и тону, но и по величине -- малое противопоставляется большому. Во втором случае один из признаков контраста исчез, и количественное равенство между черным и белым по существу сняло всю остроту противопоставления.

Видов контраста существует достаточно много и любой из них можно использовать для активизации композиции. Основные виды контраста:

Контраст статики и динамики

Контраст симметрии и асимметрии

Цветовой контраст

Контраст величин (противопоставление размеров)

Тональный контраст (противопоставление светлого и темного)

Контраст яркости и бледности

Контраст фактур и материалов



Материнский капитал