Нравственные проблемы отцы и дети. Актуальные проблемы отцов и детей (по роману Отцы и дети Тургенева И.С.)

Конфликт между отцами и детьми длится с начала времен и по сей день. Особенно остро он ощущается в периоды перемен общественной жизни, когда поколение прошлого выступает как консерватор, а молодежь ратует за новизну. Такая ситуация характерна для России 60-х гг. 19 в., свое отражение она нашла в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Столкновение старого и молодого поколения преодолевает рамки семейного конфликта и затрагивает социально-политическое устройство страны – социал-демократы встают на борьбу с либералами-аристократами.

Базаров и Павел Петрович

Молодой нигилист Евгений Васильевич Базаров противостоит дворянину аристократу Павлу Петровичу Кирсанову. Разница поколений выражена уже во внешности героев.

Базаров – человек огромной силы воли, человек слова, немного отстраненный от людей. Тургенев особое внимание уделяет живому уму героя. А Кирсанов описан лишь внешне: носит белое белье, накрахмаленные воротнички, лаковые полусапожки. Будучи в прошлом известным светским человеком, Павел Петрович сохранил свои привычки и в деревенской усадьбе брата – безупречность и элегантность образа.

Кирсанов ничего не делает, не имеет никаких обязанностей и стремлений, живет в свое удовольствие. Базаров же деятелен, все, что он делает, полезно для общества, для науки, для народа.

Жизненные позиции героев крайне противоположны. Они спорят постоянно и спорят обо всем на свете: о том, как дальше развиваться России, о реальном и иррациональном, о полезности науки и искусства, о патриархальности народа. Базаров утверждает, что все старое должно быть разрушено, а Павел Петрович уверен, что все это должно быть сохранено для будущих поколений. Кирсанова возмущает еще и то, что конкретного плана преобразования миропорядка у Базарова и его последователей нет. Они призывают лишь разрушать, а созидать не собираются. В ответ на упрек в этом, Базаров говорит, что сперва нужно «место расчистить».

Базаров и его родители

В отношениях Базарова с его родителями также отчетливо просматривается конфликт поколений. Базаров любит отца и мать, но в то же время испытывает презрение к их глупой бесцельной жизни. Несмотря на непонимания друг друга, родители любят Евгения. Любовь не прекращает существовать даже после смерти героя. В конце концов оказывается так, что только родителям Базаров был по-настоящему дорог.

Аркадий и семья

В семье Кирсановых противостояние поколений не столь очевидно. Аркадий Кирсанов постепенно превращается в копию своего отца. В жизни он ценит то же, что и он: дом, семейная жизнь, покой. Для него это намного важнее, чем борьба за всеобщее мировое благополучие. Аркадий всего лишь подражал Базарову, и это вызывало небольшие раздоры в семье. И когда Базаров уходит из поля зрения Аркадия, и конфликты сходят на нет.

Тема «отцов» и «детей» в русской литературе

Взаимоотношения отцов и детей – одна из первостепенных и значимых в русской литературе. Эта проблема отражена в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в драме «Гроза» А.Н. Островского, в творениях А.С. Пушкина и мн. др. Авторы как люди творческие стоят на стороне молодого поколения. Однако Тургенев не занимает определенной позиции, и предоставляет возможность читателю самому выбрать правильную идеологию. Я думаю, для Тургенева было важно показать, что только в мире и гармонии общество сможет правильно развиваться в дальнейшем.

Особенностью творчества Ивана Сергеевича Тургенева была злободневность затрагиваемых автором проблем, он очень чутко понимал и чувствовал проблемы времени и посвящал им свои хрестоматийные романы. Так случилось и с романом «Отцы и дети». Современники увидели в нём злободневный конфликт между демократами и либералами. И хотя в книге поставлено множество проблем важных как для того времени, так и для сегодняшнего дня, все-таки важнейшей является проблема взаимоотношений между двумя поколениями. Противостояние двух персонажей - Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова - это не только противостояние двух поколений, это и столкновение двух мировоззрений, двух разных философских концепций. Противостояние даёт о себе знать с первых страниц романа: встреча будущих противников, становится той искрой, из которой возгорится пламя будущих непримиримых споров. Подчёркнутая изысканность в туалете П.П.Кирсанова, его рука в оправе из белоснежного манжета с запонкой-опалом и красная в «цыпках» натруженная и неухоженная рука молодого студента. Даже в диалоге они по-разному произносят слово принцип: Базаров грубо - «Прынципы», а Павел Петрович мягко - «Принсипы». В их спорах затрагиваются практически все основополагающие проблемы современности: культура и образование, церковь и политика, семья и законность - причем Павел Петрович представляет идеализм, а Базаров - материализм. Но материализм Базарова слишком вульгарен. Он молод и максималистичен, поэтому не признает ничего, кроме практической пользы. Если Павел Петрович считает, что личность должна самосовершенствоваться ради самосовершенствования и всегда сохранять внутреннюю культуру, то для Базарова существует только вопрос практической пользы.

Так же упрощенно Базаров воспринимает красоту природы и искусство. «Природа - не храм, а мастерская», а «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», - говорит Базаров. Демократ-материалист отрицает все, что выходит за рамки разума, все, что относится к душевной жизни, но его собственная душа восстает на него - и он влюбляется.

Ирония Тургенева особенно проявляется, когда персонажи спорят об отношении к русскому народу. Базаров утверждает, что народ невежественен и его надо просвещать, Павел Петрович на это возражает, что Базаров, дескать, презирает народ. А мужики-крестьяне и Базарова, и Кирсанова воспринимают как господ, которые мало чего понимают в этой жизни.

После выхода романа в свет словечко «базаровщина» стало особенно популярным. Итак, автор ставит проблемы - что есть базаровщина? В чем ее истоки? Каковы её последствия?

Причем в данном случае (в отличие от «обломовщины») герой не равен явлению. Базаров, конечно, заражен базаровщиной и заражает ею других, но не олицетворяет её. Базаровщина - это мировоззрение Ситникова и Кукшиной, троекратно упрощенный Базаровым материализм Бюхнера (любимая книга Базарова - «Материя и сила»). Это отрицание всего, что выходит за рамки пяти чувств, отвержение искусства, любви и красоты. Чисто практический, утилитарный взгляд на жизнь, а главное - стремление к разрушению. Но даже если порядок вещей плох, разрушить его - ещё не значит сотворить благо. Люди, зараженные базаровщиной, не умеют созидать, они только отрицают и разрушают. Отрицать всё нельзя - в этом главная мысль И.С.Тургенева. Он сочувствует своему герою и описывает его с явной симпатией, но всем романом доказывает, что отрицать всё невозможно, что это приводит к гибели.

История, которую повествует И.С. Тургенев в своем грандиозном романе «Отцы и дети», была написана в тяжелые для России времена. Накануне крестьянской реформы, начала активно развиваться образованность различных слоев населения. Все это привело к тому, что старае дворянская интеллигенция не смогла дать достойный отпор молодому поколению. И теперь, между ними развернулась борьба, постоянные споры и конфликты. Именно об этом и пытался рассказать Тургенев на страничках своего романа.

Главный герой – являлся представителем демократов – разночинцев. Он проповедовал силу естественных наук. Он хотел изменить весь мир, разрушить все старое, нажитое и накопленное годами. Его противником был представитель аристократии – Павел Петрович Кирсанов. Мужчины кардинально отличались друг от друга. Они были полными противоположностями.

Павел Петрович всегда опрятно, стильно одет. Он делает маникюр, он следит за своей внешностью. Базаров же, только раздражается от увиденного. Он совершенно равнодушен к своему внешнему виду.

Обсуждая социальное положение героев, Павла Петровича автор относит к истинным, чистокровным аристократам. А Базаров был выходцем из простой семьи и очень гордился своим статусом.

С первых же минут знакомства между Павлом Петровичем и Евгением возникает взаимная неприязнь. С углублением их общения, конфликт заостряется все сильнее и сильнее. Герои ненавидят друг друга, призирают каждое движение, каждое действие соперника. Базаров неуважительно относится не только к своему оппоненту, а и к его брату – Николаю Петровичу. Для Евгения нет авторитетов. Так говорит в нем его нигилистическое убеждение.

К тому же, главный герой с иронией высмеивает увлечения Николая Петровича поэзией, искусством, творчеством Пушкина.

И.С. Тургенев на протяжении всего романа пытался показать тот конфликт, который разгорался между главными героями. Эта история не была выдумана автором, он взял ее из жизни, из тех событий, которые ежедневно окружали его.

Действительно, в 60-тые года 19 века, в России особо заострились отношения разных слоев населения, и это стало необычайной проблемой, которая разрасталась все с большей и большей силой. Именно поэтому, Тургенев решил раскрыть ее перед обществом, оголить суть проблемы, которую хотелось бы решить мирным способом.

Чаще всего, название произведения, является ключом к его содержанию и пониманию. Так происходит и с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети». Всего два простых слова, но столько вместивших в себя понятия, разделившие героев на два противоположных лагеря. Такое простое название раскрывает суть романа «Отцы и дети» в сложной проблематике.

Главная проблематика романа

В своем произведении автор не только поднимает проблему столкновения двух противоположных поколений, но и пытается найти решение, указать вход из создавшегося положения. Противостояние двух лагерей можно рассматривать как борьбу между старым и новым, радикалами и либералами, между демократизмом и аристократизмом, целеустремленностью и растерянностью.

Автор считает, что настала пора перемен и в романе пытается показать. На смену старым представителям дворянского строя идут молодые и беспокойные, ищущие и борющиеся. Старый строй уже изжил себя, но новый еще не сформировался, не появился и смысл романа «Отцы и дети» ясно указывает на неспособность общества жить ни по-старому, ни по-новому. Это время, своего рода, переходное, граница эпох.

Новое общество

Представителем нового поколения является Базаров. Именно ему отводится основная роль, которая создает конфликт романа «Отцы и дети». Он представляет целую плеяду молодых людей, которые приняли за веру форму полного отрицания. Они отрицают все старое, но на смену этому старому ничего не приносят.

Очень ярко конфликтующее мировоззрение показано между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым. Прямолинейность и грубость против манер и изысканности. Образы романа «Отцы и дети» многогранны и противоречивы. Но, четко обозначенная Базаровым система его ценностей, не делает его счастливым. Он сам обозначил свое предназначение для общества: ломать старое. А вот как строить новое на разрушенном фундаменте идей и взглядов – то уже не его дело.
Рассматривается проблема эмансипации. Автор показывает это как возможную альтернативу патриархального строя. Но вот только женский образ эмансипе дан неприглядный, совершенно отличающийся от обычной тургеневской девушки. И, опять-таки, сделано это не случайно, а с четким намерением показать, что перед тем, как разрушить что-то устоявшееся, необходимо найти ему замену. Если этого не происходит, то и перемены не удаются, даже то, что однозначно предназначалось для положительного решения проблемы, может измениться в другое русло и стать резко отрицательным явлением.

Как мы помним, в предыдущих двух романах Тургенев убеждает и себя, и читателя в том, что дворянство в России обречено тихо и бесславно уйти со сцены, поскольку на нем лежит великая вина перед народом. Поэтому даже лучшие представители дворянства обречены на личное несчастье и на неспособность что-либо совершить для Родины. Но вопрос остается открытым: где же взять героя-деятеля, способного провести в России кардинальные преобразования? В романе «Накануне» Тургенев попытался найти такого героя. Это не дворянин и не россиянин. Это болгарский студент Дмитрий Никанорович Инсаров, который колоссально отличается от предыдущих героев: Рудина и Лаврецкого.

Рис. 2. Елена и Инсаров (Ил. Г.Г. Филипповского) ()

Он никогда не будет жить за чужой счет, он решительный, действенный, не склонен к болтовне, говорит увлеченно только тогда, когда говорит о судьбе своей несчастной родины. Пока еще Инсаров студент, но цель его жизни - возглавить восстание против турецкого владычества. Казалось бы, найден идеальный герой, но это не совсем тот герой, потому что он болгарин и будет сражаться против врагов Болгарии. В самом конце романа, когда многие погибают, в том числе Инсаров и его возлюбленная Елена (рис. 2), некоторые герои размышляют, будут ли в России такие инсаровы.

Теперь обратимся к роману Тургенева «Отцы и дети», написанному в период с 1860 по 1861 гг. (рис. 3).

Рис. 3. Титульный лист второго издания романа «Отцы и дети», 1880 год ()

В самом начале произведения мы видим вопрос одного из героев: «Что, Петр, не видать еще?» Разумеется, ситуация в романе вполне конкретная: Николай Петрович Кирсанов (рис. 4)

Рис. 4. Николай Петрович Кирсанов (Художник Д. Боровский) ()

ждет своего сына Аркашу, кандидата, только что окончившего университет. Но читатели понимают: продолжается поиск героя. « Никак нет-с, не видать» , - отвечает слуга. Затем снова следует тот же вопрос и такой же ответ. И вот мы на протяжении трех страниц ожидаем не просто Аркашу-кандидата, а героя, значительного, умного, деятельного. Таким образом, мы сталкиваемся с определенным авторским приемом, который легко прочитывается. Наконец герой появляется. Вместе с Аркадием приезжает Евгений Базаров, (рис. 5)

Рис. 5. Базаров (Художник Д. Боровский, 1980) ()

который отличается честностью, чёткостью, мужественностью, он презирает обычные предрассудки: приезжает в дворянское семейство, но одет совершенно не так, как положено в таких случаях. При первом же знакомстве мы узнаем, что Базаров нигилист. Напомним, что в первых трех романах Тургенев упорно ищет героя-деятеля, но новые выходцы из дворянского сословия и интеллигенции на эту роль не подошли. Не подошел на эту роль и Инсаров. Базаров, в свою очередь, также не совсем подходит, поскольку он не герой-деятель, а герой-разрушитель, который проповедует всестороннее разрушение.

«Нигилист - это от латинского слова nihil, ничего; это человек, который не преклоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип…»

Нигилизм Базарова впечатляет. Он отрицает Бога, поскольку он убежденный атеист, он отрицает все законы современной ему России, обычаи народа, к народу относится тоже нигилистически, поскольку убежден, что народ находится на низкой ступени развития и является объектом действия таких, как Базаров. Базаров скептически относится к искусству, не умеет ценить природу и ее красоту, для него «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник» . Базаров скептически относится и к дружбе. Его преданным, хотя и немного недалеким другом является Аркадий. Но как только Аркадий попытается поговорить с Базаровым о чем-то задушевном, Базаров обрывает его достаточно жестко: «Об одном прошу тебя: не говори красиво… » . Базаров любит родителей, но этой любви он скорее стыдится, потому что боится «рассыропиться», поэтому отталкивает и их. И, наконец, любовь, мир чувств. Базаров считает, что если от женщины можно добиться некоего толка, то нужно действовать, а если нет, то следует искать в другом месте. Он совершенно отрицает возможность загадочного взгляда: « Мы, физиологи, знаем […] анатомию глаза: откуда тут взяться […] загадочному взгляду? » Таким образом, нигилизм Базарова поражает своей масштабностью, он всеобъемлющ.

Современные исследователи указывают на то, что базаровский нигилизм не похож на реальные проявления нигилистов, современников Базарова, потому что нигилисты даже не узнали себя в этом портрете. Появились возмущенные отклики. Молодой критик Антонович (рис. 6)

Рис. 6. М.А. Антонович ()

даже написал статью «Асмодей нашего времени», Базаров показался ему мелким чертом. Нигилисты в жизни отрицали многое, но не всё. Тургенев возражал своим молодым оппонентам и говорил, что хотел изобразить фигуру во всей её масштабности. И действительно, Базаров - настолько значительная личность, что у него в романе нет ни друзей, ни врагов. Он трагически одинок. Можно ли серьезно говорить о его дружбе с Аркадием? Аркадий - человек добрый, приветливый, симпатичный, но он мелковат и не самостоятелен, он буквально светится отраженным светом Базарова. Однако, как только у него появляется более серьезный авторитет, молодая и решительная девушка Катя, (рис. 7)

Рис. 7. «Отцы и дети». Глава 25. Аркадий и Катя (Художник Д. Боровский, 1980 г.). ()

Аркадий уходит из-под влияния Базарова. Базаров, в свою очередь, видя это, сам обрывает их приятельские отношения.

Есть в романе два человека, Ситников и Кукшина, которые считают себя учениками Базарова. Это анекдотичные личности: глупые, следящие за модой, нигилизм для них - модное развлечение. Врагом Базарова можно считать Павла Петровича Кирсанова (рис. 8),

Рис. 8. Павел Петрович Кирсанов (Художник Е. Рудаков, 1946-1947 гг.) ()

он единственный человек, который возражает Базарову. Как мы помним, Николай Петрович не всегда согласен с Базаровым, но возражать боится, стесняется или не считает нужным. А Павел Петрович с первых минут почувствовал к Базарову резкую антипатию, и ссоры вспыхивают чуть ли не с самого начала их знакомства (рис. 9).

Рис. 9. «Отцы и дети». Глава 10. Спор Базарова с Павлом Петровичем (Художник Д. Боровский) ()

Если не вникать в суть спора, то можно заметить, что Павел Петрович суетится, ругается, быстро переходит на гнев, в то время как Базаров спокоен и самоуверен. Но если вникнуть, то окажется, что Кирсанов не так уж и неправ. Он обвиняет Базарова в отрицании всего нравственного, а между тем народ консервативен, он живет этими принципами. Разве можно в стране, населенной огромным количеством безграмотных крепостных крестьян призывать к насильственным действиям? Не будет ли это гибелью для страны? Эти мысли вынашивал и сам Тургенев. Базаров же в ответ говорит вещи довольно странные: сначала мы хотели только критиковать, потом поняли, что критиковать бесполезно, нужно менять всю систему. Они приняли идею полного разрушения всего, что есть. Но кто же будет строить? Над этим Базаров пока не думает, его дело - разрушать. Именно в этом и заключается трагедия романа. Базаров, скорее всего, неправ. У нас уже есть исторический опыт: мы помним, какой катастрофой обернулись желания разрушать в 1905, 1917 гг.

Но сам Павел Петрович не может составить идеологическую конкуренцию Базарову, хотя бы потому, что он потратил свою жизнь впустую: он живет в деревне, исповедует принципы либерализма, аристократизма, но ничего не делает. Всю жизнь Кирсанов посвятил безумной любви к княгине Р. (рис. 10),

Рис. 10. Княгиня Р. (Художник И. Архипов) ()

которая умерла, а Павел Петрович затворился в деревне.

Как же сам Тургенев относился к нигилистически настроенной молодежи? Он был знаком с такими людьми, в которых его поражала некая неопрятность, их тип образованности, а главное - отношение к судьбе России. Тургенев был против революции, которая, как он считал, могла привести к катастрофе. Объективное отношение к такой молодежи, авторское несогласие с их позицией легло в основу образа Базарова.

Вот как сам Тургенев определяет замысел романа: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, сухостью, резкостью, то я как писатель не достиг своей цели». Т. е. герой идеологически чужд автору, но в то же время представляет собой личность очень серьезную и достойную уважения.

Теперь посмотрим, есть ли динамика в образе Базарова. Вначале он абсолютно уверен в себе, он тотальный нигилист и сам себя полагает выше всех тех явлений, которые он отрицает. Но затем Тургенев ставит перед героем испытания, и вот как он их проходит. Первое испытание - любовью. Базаров не сразу понимает, что влюбился в Одинцову (рис. 11),

Рис. 11. Анна Сергеевна Одинцова (Художник Д. Боровский) ()

умную, красивую, глубоко значительную женщину. Герой не понимает, что с ним происходит: он теряет сон, аппетит, он беспокоен, бледен. Когда же Базаров осознает, что это любовь, но любовь, которой не суждено сбыться, то получает тяжелый удар. Таким образом, Базаров, который отрицал любовь, смеялся над Павлом Петровичем, сам оказался в подобной ситуации. И непоколебимая стена нигилизма начинает немного разрушаться. Внезапно Базаров ощущает всеобщую тоску, он не понимает, зачем хлопочет, отказывает себе во всем, живет строгой жизнью, лишая себя всяческих удовольствий. Он сомневается в смысле собственной деятельности, и эти сомнения разъедают его все больше и больше. Он удивлен беспечной жизни своих родителей, которые живут не задумываясь (рис. 12).

Рис. 12. Родители Базарова - Арина Власьевна и Василий Иванович (Художник Д. Боровский) ()

А Базаров ощущает, что его жизнь проходит, что его великие идеи превратятся в ничто и сам он бесследно исчезнет. Вот к чему приводит нигилизм Базарова.

У современных исследователей есть мнение, что не только студенты и разночинцы того времени послужили прототипом Базарова, но и в некоторой мере Л.Н. Толстой (рис. 13),

Рис. 13. Л.Н. Толстой ()

который в молодости был нигилистом, чем приводил Тургенева в бешенство. Но через 10 лет Толстой также испытает ужас от того, что жизнь конечна, а смерть неизбежна. В своем романе Тургенев словно предсказывает, до чего может довести нигилизм.

Таким образом, нигилизм Базарова проверки не выдерживает, первое же жизненное испытание начинает эту теорию разрушать. Второе испытание - это близость смерти. В тяжелейшем душевном состоянии Базаров живет у стариков-родителей, помогает отцу, и однажды они едут вскрывать тело крестьянина, умершего от тифа. Базаров наносит себе порез, йода не оказывается, и герой решает положиться на судьбу: будет заражение крови или нет. Когда Базаров узнает, что заражение произошло, то перед ним встает вопрос о смерти. Теперь мы видим, что как личность Базаров эту проверку выдерживает. Он не теряет мужества, не изменяет своим базовым убеждениям, но перед смертью оказывается более человечным, более мягким, чем раньше. Он знает, что если умрет без причастия, то это принесет страдания его родителям. И он договаривается: когда он потеряет сознание, пусть родители сделают так, как им кажется правильным. Перед смертью ему не стыдно проявить любовь и заботу к родителям, не стыдно признаться, что он любил Одинцову, не стыдно позвать ее и попрощаться с ней. Таким образом, если в начале романа перед нами был герой-нигилист, похожий на лермонтовского демона, то в конце произведения Базаров становится настоящим человеком. Его смерть напоминает уход шекспировского Гамлета, который также принимает ее мужественно.

Почему же Тургенев обрек на смерть своего героя? С одной стороны, как говорил Тургенев: «Там, где я пишу «нигилист», я имею в виду «революционер»». А не изображать революционера Тургенев мог и по причине цензуры, и по причине незнания этого круга людей. С другой стороны, сомнения, мучения и героическая смерть колоссально увеличивают в сознании читателя фигуру Базарова. Тургенев хотел сказать, что категорически не согласен с тем, что́ новое молодое поколение пытается предложить в качестве спасения своей стране. Но в то же время он отдает должное этим людям, которые обладают высокими духовными качествами, которые самоотверженны и готовы жизнь отдать за свои убеждения. Именно в этом проявилось высокое писательское мастерство Тургенева, его высокая духовная свобода.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Litra.ru ().
  2. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().
  3. Turgenev.net.ru ().

Домашнее задание

  1. Раскройте отношение автора к Базарову.
  2. Составьте сравнительную характеристику образов Инсарова и Базарова
  3. * Проанализировав образы Рудина, Лаврецкого, Инсарова и Базарова, выведите идеальный образ нового героя-деятеля.


Материнский капитал