Обряды народов ямала. Педразвитие

Одна из самых древних в мире, она была интегрирована в мировое сообщество. Наследие циркумполярной цивилизации - это артефакты, наскальная живопись, языки, фольклор, обряды, ремесла, орудия северных народов. Взаимосвязь с природой, близость земли - главная особенность циркумполярной цивилизации и, возможно, ее спасение: многие цивилизации она уже пережила. В 21 веке современная заполярная культура может органично вписаться в мировую культуру.

Культура и быт

Быт и культура народов Арктики всегда зависели от образа жизни в суровых условиях. Жилище у оседлых северян могло быть основательным срубом, домом на сваях, кочевники-оленеводы предпочитали переносные чумы, утепленные шкурами оленей и отапливаемые жиром кита или моржа. Веками народы севера выбирали идеальный покрой для своей одежды, и каждый шов нашел свое место. Одежда могла быть глухой, без единого разреза или распашной.

Для межсезонной одежды использовали ровдугу – замшу из оленьих или лосиных шкур. Зимой одежду шили из шкур оленей, выменивали ее у морских охотников на шкуру тюленей – из нее получалась непромокаемая обувь. Для отделки использовали шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай). Применялась техника меховой мозаики, когда поочередно пришивались кусочки меха разных цветов. Женщины овладели искусством вышивки оленьим волосом. На Чукотке нашел применение моржовый ус, а у манси популярностью пользовались цветные нитки.

Пришлые люди завезли на север бисер, за несколько его бусинок эвенки готовы были выменять оленя. Первый бисер трескался на морозе, затем стали завозить более стойкие стеклянные бусинки. Искусство шитья бисером передавалось у северных народов из поколения в поколение. Украшение одежды - долгий кропотливый труд, поэтому со старой одежды, прежде всего, срывали аппликации и по возможности переносили но новую.

Основные ремесла коренных народов Севера связаны с охотой и охотничьими трофеями. Гениальное изобретение - поворотный гарпун для охоты на моржей, китов. Успех охоты обеспечен, если гарпун попадает в цель, поворотный механизм впивается в добычу.

Художественным народным промыслом чукчей и эскимосов стала резьба по кости. Возникло несколько косторезных школ, самая древняя - уэленская на полуострове Чукотка. Резные гребни, ручки ножей и наконечники гарпунов, дошедшие до нас, датируются I тысячелетием н.э.. Чукотская резная миниатюра из моржового клыка высоко ценится во всем мире за самобытность художников-резчиков, которые наносят гравировку набело, без эскизов. Каждая из работ неповторима, их отличают графичность изображения, пластичность линий. Некоторые мастера-косторезы осваивали графически-повествовательный жанр: самый известный графический сказ иллюстрирует встречу китобоев и оленеводов, которые пытаются сторговаться на обмен шкурами. Были найдены фигурки оленя, нерпы, выполненные из моржового клыка. Предположительно, они служили оберегом от непогоды и приносили удачу в охоте.

Арктика стала родиной мезенской росписи. Это один из самых древних художественных промыслов севера. Роспись зародилась в начале 19 века, и занимались ей в основном мужчины. Расписывались деревянные предметы быта, домашняя утварь (сундуки, ковши, шкатулки, прялки). Рисунок представляет собой чаще трехъярусный орнамент, выполненный красными и черными красками, при этом каждый нанесенный символ имеет определенное значение. Изображения неба, солнца, зверей, птиц, животных, огня - традиционны, взяты с наскальных рисунков народов Севера России.


Фото: работа ямальского мастера-костореза Сергея Лугинина

Наскальные рисунки были обнаружены в России по берегам Белого моря и на Чукотке. Самые известные арктические петроглифы находятся на севере Норвегии в Альте. Они занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наскальные рисунки были нанесены в период с 4 тысяч лет до н.э. по 500 год н.э. Они представляют собой различные геометрические фигуры, смысл которых расшифровать пока не удалось, а также изображения оленей, сцены охоты, быта, обрядов людей.

Остается неразрешенной загадка лабиринтов на Соловецких островах. Выложенные камнями лабиринты могли служить местом для народных гуляний и хороводов, проектом ловушек для рыб, на которых рыбаки оттачивали свое мастерство, или имели сугубо религиозное значение. На острове Вайгач были обнаружены идолы, которым северные народы югра и самоядь приносили жертвы. Некоторые ученые считают, что по уникальности и значению Вайгач не уступает острову Пасхи. Китовая аллея на Чукотке служила местом жертвоприношений и исполнения обряда инициации.

Северные народы верили, что жертвоприношения, обряды, ритуалы помогут задобрить духов, принесут удачу в охоте. Они находились в полной власти природы и обожествляли ее, пантеон богов был хорошо развит. В представлении некоторых народов севера, небесный свод вращался вокруг Полярной Звезды. Праздники северных народов привязаны к временам года, удачной охоте. На Таймыре массовый этнический праздник «Большой Аргиш» символизирует встречу зимы. В конце июня в Якутии праздником Ысыах отмечают начало лета, встречу солнца. Ранее это был еще и всеобщий день рождения, считалось, что тот, кто пережил долгую зиму, имеет полное право приписать себе год. Отмечаются праздники животных: медведя, кита, моржа.

Северные народы жили охотой, этот род занятий оказал огромное влияние на их культуру. Более того существовала особая культура охоты. Например, ненцы старались ловить рыбу каждый раз в новом месте, чтобы дать реке отдохнуть. Был негласный закон, не брать от природы больше, чем тебе нужно. Это сохранило биологические ресурсы севера до появления браконьеров. У охотников хантов есть правило: нужно бить зверя, если его нашла твоя собака, иначе «стыдно» будет перед ней. Северяне с детства учатся понимать животных. Дети разучивают танец моржа или тюленя, большинство танцев северных народов отличаются имитационно-подражательной пластикой.

Танцами сопровождается обряд подготовки к охоте, что помогает настроиться на победу. Эскимосы, береговые чукчи, коряки отражали в своем танце поэтапный процесс охоты на кита. Эвенки перед охотой имитировали в танце преследование зверя. В культуре чукотского китобоя существовало правило: не спасать тонущего напарника. Это основывалось на представлении о том, что вода – территория морского черта Кели, с которым лучше не ссориться, тем более, нельзя отвлекаться от добычи, от которой зависит судьба всего поселка. Божество охоты саамов – олень-человек Мяндаш, которого народ считал своим прародителем, он и стал центром обрядовой культуры.

Богам стихий посвящали свои танцы самодийские народы. В честь духа грома Хэ ненцы плясали в своем чуме, посылая ему просьбы спасти жизнь. Танцевальное искусство народов Севера стало формироваться в глубокой древности. Наскальные рисунки свидетельствуют о том, что предки чукчей танцевали еще в первом тысячелетии до н.э..

Особняком в системе обрядовых танцев стоят пляски шаманов. Шаманский бубен - самый популярный музыкальный инструмент народов севера. Для шаманов бубен - это и птица, и карта в духовном мире. Ханты и манси знали еще около 30 видов музыкальных инструментов, от простых ударных до струнных, например, семиструнная арфа «лебедь». В Якутии очень популярен язычковый инструмент хомус (варган), который появился около пяти тысяч лет назад. В Якутске находится единственный с мире международный музей хомуса.

Известен на весь мир героический эпос якутов «Олонхо», в поэтической форме которого отражена вечная непримиримая борьба сил добра и зла. Основу сюжетов составляет противоборство богатыря со злыми однорукими или одноногими чудовищами, защита справедливости и мирной жизни. Сказание обычно называется по имени богатыря. Для «Олонхо» характерны гиперболы в изображении богатырей и реализм в описании быта. Сказания о богатырях отсылают к мифам древнейшего происхождения. Олонхо - образец поэтического воззрения северян на природу. Например, грозовая туча сравнивается с распластанной шкурой медведя. «Олонхо» исполняли певцы - олонхосуты. Этот эпос является северным эквивалентом русской былины и выдержан в ее лучших традициях. И в 21 веке «Олонхо» вдохновляет поэтов, художников на создание своих произведений.

Сказки народов Крайнего Севера представляют собой северные варианты русской сказки. Они самобытны, отражают характер, быт и труд северян. В них сосредоточен большой педагогический потенциал. Для маленьких северян сказки были не только развлечением, но и школой жизни, позволяли впитывать народные традиции, и вызывали желание подражать главным героям, которыми были простые охотники, рыболовы, оленеводы, чаще всего бедняки - ловкие, смелые и находчивые. За волшебство отвечали духи - хозяева стихий. Есть также цикл сказок о животных. Фольклор саамов включает сказки для детей, сказки о непутевом людоеде Тале, о вампирах и карликах. Важное место в саамском фольклоре занимают мифы об олене-человеке Мяндаше, сакки, повествующие о войнах, а также бывальщины и народные муштоллы о событиях минувшего дня.

Фото: сайт Сергея Лугинина, Александр Нестеров, Thinkstockphotos/Fotobank.ru

(статья взята из сайта http://www.arctic-info.ru - информационное агентство, специализирующееся на освещении арктической тематики. )

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Описание слайда:

Песня Песня для народов Севера есть нечто иное, чем то, к чему мы привыкли. Для европейцев песня – это либо торжественное произведение, например, гимн, либо же произведение, созданное для развлечения, словесно-музыкальное сопровождение обыденной жизни. В песнях северных народов – сама жизнь, отношение к миру, его восприятие и ощущение: доброе, радостное, тревожное, трагическое. В песнях ненцы, ханты, селькупы выражают сою душу, свои чувства по поводу даже самого незначительного события окружающей их жизни. То, что мы проговариваем как бы «про себя», внутри нашего сознания, северный человек склонен пропеть вслух: о себе, о своей земле, о своих способностях и возможностях, о том, что его более всего в данный момент волнует.

Слайд 22

Описание слайда:

Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь на Ямале был создан приобским ненцем П.Е. Хатанзеевым, выросшим среди ханты. Его « Ханты – книга» вышла в 1930 году. Первые книги на ненецком языке вышли под редакцией русского этнографа Г.Д. Вербова, который с помощью И.Ф. Ного, и Н. Салиндера выпустил в 1937 году две книги: «Ненецкие сказки и былины» и «Краткий ненецко-русский словарь». Первый букварь и учебник селькупского языка были созданы Г.Н. Прокофьевым и Е.Д. Прокофьевой в 1934 – 1935 годы. Появление письменности у народов Ямала способствовало формированию национальной культуры и литературы. У её истоков стояли Илья Константинович Тыко Вылка (1886 – 1960), Иван Федорович Ного (1891 – 1947) и Иван Григорьевич Истомин (1917 – 1988).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Декоративно-прикладное искусство Ямальских мастеров

Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера, издавна проживающих на этой территории: ненцев, ханты, селькупов, коми-зырян.

В силу территориальной протяженности ЯНАО, захватывающего арктическое побережье, тундру, лесотундру, приуральскую и таежные зоны, каждая территория имеет свои особенности в видах декоративно-прикладного творчества и использовании тех или иных материалов.

В зоне арктического побережья, частично в Тазовском и Ямальском районах, кроме материалов, связанных с оленеводством (мех, кожа, замша, рог оленя) большое применение издавна находили материалы, связанные с промыслом на морского зверя (клык моржа, шкура нерпы).

В таежной зоне (Надымский, Красноселькупский, Пуровский, Шурышкарский районы) использовалось дерево, береста, травы.

Широко применялись шкурки мелких пушных зверей (белка, горностай, бурундук), а также шкурки дичи, рыбы (налима, осетра).

На сегодняшний день основными видами традиционных народных художественных промыслов и ремесел Ямала являются: * Пошив национальной одежды, обуви народов: ненцы, ханты, коми. * Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога. * Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные). * Резьба по дереву. * Художественная обработка бересты.

Шитье и украшение одежды

Веками отработанное мастерство первичной обработки меха, выделки шкур, кожи, умение окрашивать мех и замшу в различные цвета бережно хранят современные мастера художественной обработки меха и кожи.

Для изготовления художественных меховых изделий применяют мех оленя, лося, нерпы, собаки, лисицы, песца, белки, бобра. Потребность в удобной и очень теплой одежде диктовалась природой.

Меховая одежда совершенствовалась веками. Отличительные особенности меховой одежды: монументальность, строгость, тонкое чувство цвета, гармоничное сочетание оттенков меха и отделочных материалов - сукна или ровдуги.

Плетение из бисера, вышивка

Один из очень интересных видов творчества народов севера - искусство изготовления украшений из бисера. На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в 6-5 веке до н.э.

Специфика узоров

Декоративное изображение птиц, рыб, зверей, превращенных в узор называется зооморфным орнаментом. Как и растительный мотив, звериный узор не повторяет в точности облик животного, изображает его условно.

Фигурки рисовали обобщенно и упрощенно, так что их удобно использовать в орнаменте. Иногда вместо всей фигуры животного изображалась его часть. Орнамент изображали разным способом.

Изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером лучше справлялись женщины. Нанесение орнамента занимало столько же времени, сколько изготовление вещи.

Иногда вместо всей фигуры животного изображалась его часть. Орнамент изображали разным способом. Изделия из кожи, кости, дерева выполняли мужчины. А с иглой и бисером лучше справлялись женщины. Нанесение орнамента занимало столько же времени, сколько изготовление вещи. Из глубокой древности тянутся представления, что вещь завершена и готова только тогда, когда покрыта узором.

В далекие времена узоры на бытовых изделиях служили не только украшением. Они придавали вещам свойства оберегов и играли роль магической защиты самого предмета и его владельца. Орнаментом украшали прежде всего ворот, рукава, подол, т.е. Все отверстия, через которые все болезни и злые силы могут проникнуть внутрь.

В настоящее время орнаменты служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по их названиям и изображениям. Самые простые геометрические узоры изображают землю и воду (волнистая линия или зигзаг). Круг обозначает небо и солнце, крест – человека или бога. Орнамент выполняют из кожи, меха и сукна; украшают бисером, тесьмой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Декоративно-прикладное искусство и музыка русского народа»

Цели:воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа, познакомить учащихся с особенностями хороводных песен, частушек: развивать умение воспринимать музыку, музыкал...

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

Таранова Елена Анатольевна
«Традиционный календарь ненцев». Презентация к уроку «Культура народов Ямала» в рамках ФГОС в 5 классе

Презентация к уроку Культура народов Ямала 5 класс в рамках ФГОС . Тема урока "Традиционный календарь народа ненцы "

С древних времен были свои календари .

Традиционные календари мало приспособлены к условиям жизни в современном обществе, но они приспособлены к природным условиям и традиционному хозяйству северных районов.

У ненцев еще сто лет назад не было привычного сегодня летоисчисления.

Люди не интересовались своим возрастом, а жизнь строили согласно временам года.

У них не принято было праздновать дни рождения. Возраст считали до пяти лет и зим.

Солнечный календарь (считали месяцы и недели по движению солнца, например как высоко оно поднимается над горизонтом)

Лунный календарь (по фазам луны) .Год в календаре ненцев (делится на 2 полугодия

зимнее и летнее. Недели считали по фазам луны

Месяцы ненцы объединяли по сезонам

Традиционный календарь ненцев смешанный (солнечно-лунный) .

Им тоже известны 12 месяцев, но их месяцы не равнялись друг другу, т. как на севере, в отличие от юга, солнце то почти не заходит за горизонт, то почти не восходит.

Зимние месяцы гораздо длиннее летних.

Раз в несколько лет добавляется 13 месяц.

Сезон нгэрей (начинается осенью) -

месяц хор,иры (октябрь)

Месяц оленя самца (забой оленей)

Брачные бои самцов (хоров,они ухаживали за самками (важенками, начинались оленьи свадьбы.

Публикации по теме:

Название проекта:«В ожидании Деда Мороза!» (в рамках работы по развитию у детей ориентировки во времени). Цель проекта: формировать представления.

Конспект внеурочного занятия во 2 классе «Как на масляной неделе…» по предмету «Культура добрососедства» Тема занятия: Как на Масляной неделе…. 2 класс Предмет: Культура добрососедства. Музыка Раздел: Традиционная и современная культура. Праздники.

Презентация «О моем классе!» Много классов в школе нашей, И любой из них хорош, Ну а дружнее нашего 2-А Во всем мире не найдешь. Мне хочется немного рассказать о своём.

Презентация «Педагогический проект «Культура и традиции народов Оренбуржья» Я и родители моих воспитанников – это две руки, которые неотделимы. Их нельзя противопоставить друг другу. Поэтому мы взаимодействуем по.

Педагогический проект «Культура и традиции народов Оренбуржья» Вид проекта: творческий Продолжительность проекта: долгосрочный Участники.

Презентация «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста» Речь – это средство понимания окружающих, это выражение умственных, эмоциональных и аналитических способностей человека. Овладение родным.

Презентация «Традиционные жилища народов мира» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию презентацию «Жилища народов мира». Цель данной презентации: - Знакомить детей с традиционными.

Презентация к уроку окружающего мира «Что растёт на подоконнике?» (1 класс) Тема урока: "Что растёт на подоконнике?" Цель урока: познакомить учащихся с различными комнатными растениями. Если в классе присутствую.

Крамарь Савелий

Народные праздники и традиции коренных народов ЯНАО. Исследовательская работа ученика 3 "Б" класса

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

ЯНАО, город Губкинский

  1. Введение…………………………………………………………..3 стр.
  2. Дни большой радости……………………………………………3 стр.
  3. День оленевода...…………………………………………………3 стр.
  4. День рыбака………………………………………………………4 стр.
  5. «Медвежий праздник»…………………………………………...5 стр.
  6. Заключение………………………………………………………..6 стр.

Введение.

Каждый народ заявляет о себе через свою деятельность, то есть культуру. Традиционная культура народов ЯНАО (ханты, селькупы, ненцы) складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от одного поколения к другому. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Это отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, ревниво оберегаются традицией, закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях.

Дни большой радости.

Как известно, у ненцев традиционные народные праздники, называются днями большой радости. Это - день рождения ребёнка, приезд желанных гостей и родных, наконец, создание новой семьи – свадьба. День рождение человека отмечается всего один раз в жизни после того, как отпадает пуповина у младенца. Этот праздник только для взрослых, и сам именинник до конца своей жизни не разу не отмечает день своего рождения. По случаю рождения ребёнка забивается молодой оленёнок, одариваются подарками женщины, которые принимали роды.

Из истории известно, что ненцы поклоняются духам. Поэтому пока взрослые отмечают рождение ребёнка, дети в это время выдумывают всевозможные небылицы о том, что может ребёнка принёс какой-то дух или он сам прилетел на крыльях, как дух.

День оленевода.

Нам известно, что большую роль в жизни ненецкого народа играет оленеводство. Ненцы традиционно используют оленей как транспортных животных, запрягая их в нарты. Из шкур оленя шьётся одежда и обувь, строиться жильё. Мясо оленя – полезный пищевой продукт. Поэтому ненцы ежегодно устраивают национальный праздник – День оленевода, связанный с их хозяйственной деятельностью. Он устраивается в масштабах района или округа, проходит обычно весной. На этом празднике из национальных видов соревнований наиболее распространёнными являются гонки на оленьих упряжках, метание топора, прыжки через нарты, перетягивание палки.

Гонки на оленьих упряжках, красивое, захватывающее зрелище. Отбираются лучшие олени, упряжь украшается ленточками, полосками разноцветного сукна. В зависимости от сезона запрягают четыре-шесть оленей. Состязания проводятся на скорость, однако присутствующие оценивают красоту бега оленей, их окраску.

Для того, чтобы вырастить крепкого, быстрого и красивого оленя, оленеводу нужно заботиться о стаде. Надо следить, чтобы на пастбище хватало корма, защищать оленей от волков, лечить больных животных, следить чтобы они не отстали и не заблудились.

Традиционным развлечением на празднике оленевода является метание тынзея (аркана) на поставленную вертикально палку. Таким образом ненцы учили своих детей как правильно заарканить оленя. Так же традиционным развлечением является бросание топора на дальность. У ненецких детей так вырабатываются ловкость, а с помощью стрельбы из лука меткость для охоты.

Интересны на дне оленевода соревнование по прыжкам через нарты. Несколько нарт устанавливаются параллельно друг другу на расстоянии полуметра. Прыжки совершают двумя ногами вместе, сначала в одном направлении, затем в обратном, пока хватает сил. Хорошие прыгуны перепрыгивают через тридцать и более нарт без отдыха. Такие соревнования ненцы устраивают своим детям, чтобы они были выносливыми и быстрыми. Одна из забав ненецкого народа перетягивание палки сидя, упершись друг в друга ступнями ног. С раннего возраста дети играют в такую игру, чтобы быть сильными.

Но на Дне оленевода все эти виды соревнований – мужские. Женщины в этот день готовят национальные угощения (оленье мясо, струганина). Также женщины готовятся к ярмарке, на которой продают изделия национальных промыслов (поделки из кости, изделия из меха, бисера и так далее).

День рыбака.

Один из самых известных праздников коренных жителей ЯНАО, считается День рыбака. Но так как основная заповедь ненцев-рыбаков гласит: «Не вылавливай всю рыбу из озера – оставь потомкам!», то даже в этот праздник много рыбы не вылавливают. Сам праздник же празднуется в летнее время года и может сопровождаться различными соревнованиями в виде гонок на лодках, ловли рыбы. На празднике угощают ухой и устраивается ярмарка.

«Медвежий праздник».

В духовной культуре северных народов большое значение имеет культ медведя и связанный с ним комплекс мифов и обрядов, называемый «Медвежий праздник». Этот праздник проводится, как и периодически, так и по случаю добычи медведя на охоте. С «Медвежьим праздником» связаны богатый фольклор, народная хореография, песенное искусство и народный театр.

По древней легенде медведь был сыном небесного бога Нум-Торум. Думал этот сын, что жизнь на земле интереснее, чем среди звёзд. Трижды просил медведь своего могущественного отца отпустить его на прогулку вниз, пока тот не согласился и спустил сына в люльке на землю. Проголодался медведь на земле, стал проситься обратно, но родитель бросил ему лук, стрелы и огонь. Повелел жить на земле добывая себе пищу, и чинить справедливый суд над теми, кто творит зло. А в случае, если сам сын поступит несправедливо, то человек учинит расправу и над ним. Медведь не послушал предупреждений отца, много натворил бед. Убил его один из семи братьев охотников, забрал у него лук, стрелы и огонь, которыми с тех пор и стали пользоваться люди. Так рассказывает легенда.

Праздник празднуется в жилище охотника, который убил медведя. Для этого освобождается комната для танцев и представлений. В комнате ставится «священный стол», среди угощений – хлеб, печенье, конфеты, рыба, оленье мясо. На стол ставят голову медведя. Перед ней ставят берёзовый нарост – чагу. Почётные места с обеих сторон стола должны занять шаман и охотник.

Перед приездом охотника с медвежьей головой, должны прогреметь семь выстрелов, и в целях очищения необходимо обрызгать друг друга водой или осыпать снегом. Ведь встречают не просто зверя, а грозного предка, который может возродиться после смерти, и чтобы душа убитого не принесла людям вреда, нужно очиститься перед ней, а потом задобрить её – в этом традиционный смысл «Медвежьего праздника».

Обряд очищения перед душой медведя заключается в том, что после того, как голову медведя бережно положат на «священный стол», к ней наклоняются для прощения. Охотнику первому нужно извиниться перед головой, просить у неё прощения за то, что выследил и убил зверя семью стрелами. После ритуальной части начинается костюмированное представление, звучат обрядовые песни. Пляшут и поют женщины и девочки.

Раньше праздник отмечали на несколько дней. Заканчивал праздник шаман, предлагал выйти всем во двор. Но представления могли продолжаться и на улице. Все дни, в этот праздник, восхваляют медведя и извиняются перед ним. Только потом варят и съедают медведя целиком.

Шкура, часть морда, губы, череп – считаются священными и хранятся отдельно.

Заключение.

Можно сказать, что народные праздники открывают путь к освоению национальной культуры, знакомят нас с традициями и обычаями народов севера.

Существует ряд обычаев, традиций и праздников, которые сохранились до настоящего времени, благодаря которым мы узнаём и изучаем историю северных народов.



Материнский капитал