Система частей речи в современном русском языке. Принципы классификации частей речи

Части речи – самые крупные грамматические классы слов характеризующиеся следующими тремя признаками: 1 обобщенным грамматическим значением абстрагированным от лексических значений слов и от категориальных морфологических значений; 2 определенным составом морфологических категорий; 3 общностью основных синтаксических функций. Традиционным и наиболее широко принятым является деление слов русского языка по семантикограмматическим признакам на 10 частей речи. Все части речи подразделяются на знаменательные 6 служебные 3 и междометие.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Система частей речи в русском языке. Части речи – самые крупные грамматические классы слов, характеризующиеся следующими тремя признаками:

1) обобщенным грамматическим значением, абстрагированным от лексических значений слов и от категориальных морфологических значений;

2) определенным составом морфологических категорий;

3) общностью основных синтаксических функций.

Традиционным и наиболее широко принятым является деление слов русского языка по семантико-грамматическим признакам на 10 частей речи. Все части речи подразделяются на знаменательные (6), служебные (3) и междометие. Знаменательные слова являются самостоятельными членами предложений. Служебные слова объединяет то, что они служат лишь для выражения разного рода грамматических отношений либо участвуют в образовании форм других слов, т.е. не являются членами предложений. Они все неизменяемы (предлоги, союза, частицы).

Модальные слова (возможно, конечно) выражают отношение говорящего к содержанию высказывания, в предложении являются вводными элементами.

Звукоподражательные слова – слова, передающие звуки и шумы (тик-так, ку-ку, динь-динь ).

Нередко слова переходят из одной части речи в другую.

Нерешенные вопросы морфологии:

1 Проблема статуса причастия и деепричастия.

3 Следует ли местоимение выделять в отдельную часть речи.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11159. Фразеологизмы с семой – зоонимом в русском и английском языке 50.13 KB
Фразеология – важная и неотъемлемая часть любого языка как родного так и иностранного. Фразеологию нередко описывают как “сокровищницу†или “банк†языка в которые веками попадают все новые и новые фразеологические единицы необходимые как для употребления в повседневном общении так и в литературных работах. Важно отметить что изучение фразеологии как отдельной науки...
19898. Терминология сферы издательского дела в русском языке 134.11 KB
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: наблюдения и эксперимента а также описательный структурный стилистический и метод анализа словарных дефиниций. Материалом исследования послужили лексические единицы взятые из печатных изданий и электронных словарей: Настольная книга издателя Е. Известный терминовед Владимир Моисеевич Лейчик так объясняет необходимость изучения термина: Изучение терминологии необходимо так как термин неизбежно связан с какой-либо сферой знаний или...
21644. ТИПЫ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЛЕКСИЧЕСКИХ НОРМАХ И ПРАВИЛАХ ИХ УПОТРЕБЛЕНИЙ 53.62 KB
Ни одно слова в русском языке не существует отдельно изолированно от его общей единой системы. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных причин и признаков. Лексическая система выделяет группы слов связанных общностью или противоположностью значения; сходных или противопоставленных по стилистическим свойствам; объединенным общим типом словообразования; связанных общностью происхождения особенностями функционирования в...
19124. Выявление основных соматических фразеологизмов с компонентом «нога» и анализ с точки зрения их употребления в современном русском языке 46.17 KB
Так как только благодаря ему мы можем общаться. Актуальность темы исследования обусловлена важностью употребления фразеологизмов в нашей речи ведь именно свойства фразеологизмов такие как образность экспрессивность и слитность значения делают нашу речь ярче эмоциональней более образной и выразительной. Методы исследования: фразеология пользуется различными методами исследования например компонентным анализом значения представляющим слово-компонент фразеологизма на уровне семантических множителей или же выделяющим слово как элемент...
12604. Специфика женского типа речи в японском языке 70.17 KB
Выделить основные теории и концепции, необходимые для проведения анализа полученных данных. Провести наблюдение за речевой деятельностью и коммуникативным поведением японцев. Проанализировать полученные в ходе наблюдения результаты и сделать выводы.
6477. Система команд микроконтроллеров MCS-51 и основы программирования на языке Ассемблер 380.51 KB
Характеристика системы команды микроконтроллеров MCS51 Микроконтроллеры семейства MCS51 относятся к классу процессоров с аппаратным принципом управления. Каждая команда несет в себе два “сообщения†для процессора: действие которое нужно выполнить – зашифровано в коде операции; как получить операнды для выполнения этого действия – эта информация содержится в адресной части команды. Для удобства составления программ каждому двоичному коду операции поставлено в соответствие буквенное обозначение команды – т. мнемоника...
1040. Методы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста, как средство формирования связной речи 50.18 KB
Выделяются две основные сферы общения дошкольника - со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Обращаясь к малышу с вопросами, побуждениями, суждениями
7603. Дидактическая игра как средство развития лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ІІІ уровня 201.45 KB
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формулирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.
4758. Особенности содержания и строения формы некоторых частей в Сонатах Л.В.Бетховена 35.56 KB
Мелодия – под мелодией принято понимать ритмически организованную последовательность звуков, различных по высоте. Мелодия является основным носителем образа музыкального произведения. Как развивающееся во времени понятие, мелодическая линия имеет свою кульминацию
13786. Проблема классификации часов и их частей в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 40.65 KB
Потребительские свойства часов. Условия транспортировки и хранения часов и их частей. Классификация часов и их частей в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Виды и расположение часов и их частей в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Особенности классификации часов и их частей в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза. Проблем классификации часов и их...

Современное представление о частях речи формировалось в течение
длительного времени, можно сказать, на протяжении всего развития
науки о грамматическом строе русского языка. Начиная с «Российской
грамматики» М. В. Ломоносова (первого научного описания русского
языка) и кончая академическими грамматиками 1970 и 1980 годов час-
ти речи являются объектом лингвистического описания. К настоящему
времени определена номенклатура частей речи, которая включает сле-
дующие понятия: существительные, прилагательные, числительные, ме-
стоимения, наречия, категория состояния (предикативы), глагол, при-
частие, деепричастие, модальные слова, предлоги, союзы, частицы,
связка, междометия, звукоподражания. Однако количество частей речи
в разных работах, в том числе и учебной литературе, неодинаково. Это
объясняется тем, что упомянутые выше синкретические разряды лексем
и словоформ при частеречной характеристике получают разную интер-
претацию.

Представление о частях речи как классах, полученных на основе со-
вокупности признаков, закрепилось и стало широко принятым после
работ В. В. Виноградова.

В. В. Виноградов, опираясь на предшествующий опыт и в первую
очередь на идеи А. А. Шахматова (Синтаксис русского языка)


и Л. В. Щербы (статья «О частях речи в русском языке») утвердил комп-
лексный подход к распределению слов по частям речи, показал необхо-
димость разностороннего анализа слова при его частеречной характе-
ристике.

Система частей речи, описанная В. В. Виноградовым в книге «Рус-
ский язык», принимается за основу в большинстве современных морфо-
логических описаний современного русского языка.

На первом этапе классификации частей речи можно выделить че-
тыре семантико-грамматических типа слов: самостоятельные части ре-
чи (или знаменательные, полнозначные слова), служебные части речи
(которые В. В. Виноградов вслед за Л. В. Щербой называл частицами,
употребляя при этом слово частица и в другом смысле, а именно для
обозначения отдельной служебной части речи), модальные слова и меж-
дометия, к которьм примыкают звукоподражания.



Самостоятельные слова 1) выражают понятия, 2) морфемно оформ-
лены (имеют модели словоизменения и морфологические способы обра-
зования), 3) являются членами предложения и образуют синтаксические
связи, 4) самостоятельные слова в принципе не могут быть даны закры-
тыми списками.

Служебные слова 1) не выражают понятий. Их значение формиру-
ется на синтаксической основе, а не на основе номинативной знаковой
функции. Например, предлог с имеет значение пространственного от-
ношения, если сочетается с Р. п. (с горы), сопоставительное значение, ес-
ли сочетается с В. п. (с орех), значение совместности - с Т. п. (с родите-
лями);
союз чтобы имеет значение цели, когда присоединяет целевое
придаточное предложение, и не имеет этого значения, если присоединя-
ет придаточное изъяснительное (просил, чтобы пришел); 2) не имеют
морфологических форм и не образуются морфологическими способами;

3) не бывают членами предложения и не образуют синтаксических свя-
зей, хотя и используются, подобно морфеме, в качестве языкового сред-
ства выражения синтаксических отношений; 4) служебные слова могут

быть даны закрытыми списками.

Модальные слова по признакам, обозначенным цифрами 2, 3, 4,
похожи на служебные части речи (В. В. Виноградов отмечал близость
модальных слов к некоторьм модальным частицам), но они отличают-
ся от служебных слов характером своего лексического значения. «Мо-
дальные слова, - писал В. В. Виноградов, - определяют точку зрения
говорящего субъекта на отношение речи к действительности или на вы-
бор и функции отдельных выражений в составе речи» ".В связи с этим
можно отметить, что особенностью семантики большинства модальных
слов является то, что они представляют собой свернутые предложения

н В. В. Виноградов. Русский язык. 1972. С. 568.
21


модусного характера: по-моему = я думаю, полагаю, считаю, может
быть = я допускаю, кажется
= я предполагаю и т. д.

Лексическое значение модальных слов свидетельствует о том, что
в русском языке на основе синтаксической функции вводности форми-
руется особый тип лексической семантики. «Модальные слова лежат
как бы в иной грамматической и субъективно-стилистической плоско-
сти по сравнению со всеми другими элементами высказывания»
(В. В. Виноградов) 12 .

Междометия и звукоподражания образуют особый и очень специ-
фический тип слов, находящийся на периферии частеречной системы
языка. Они не выражают понятий. Междометия являются знаками эмо-
ций, а звукоподражательные слова имитируют, изображают звуки.
Л. В. Щерба, назвав междометия «неясной и туманной категорией»,
сводил их формальный, т. е. категориальный, признак к «полной син-
таксической обособленности, отсутствию каких бы то ни было связей
с предшествующими и последующими элементами в потоке речи» 13 .

При определении границ четвертого семантико-грамматического
класса слов надо иметь в виду, что В. В. Виноградов термин междоме-
тие употребляет расширительно, обозначая им разные (периферийные)
группы слов, объединенных тем, что у них нет 1) понятийной семанти-
ки, 2) определенной грамматической оформленности.

Дальнейшее разбиение частей речи проводится внутри выделенных
четырех типов и в каждом типе осуществляется на разных основаниях.

Модальные слова, междометия и звукоподражания разделяются на
группы только по лексическому значению.

§ 13. Состав самостоятельных частей речи

Самостоятельные слова делятся на части речи с учетом их семанти-
ки, морфологических форм, структурно-словообразовательных особен-
ностей, синтаксических функций и синтаксических связей. Можно выде-
лить (с разной степенью обоснованности) такие самостоятельные (или
знаменательные) части речи: существительные, прилагательные, числи-
тельные, наречия, местоимения, глагол.

Во многих грамматиках вслед за Л. В. Щербой и В. В. Виноградо-
вым выделяется еще одна самостоятельная часть речи - категория со-
стояния или предикативы. При этом есть широкое и узкое понимание
этой части речи. В первом случае в категорию состояния включают все

13 Л. В. Щерба. Избранные работы по русскому языку. М., 1957. С. 67


лексемы, которые, не будучи глаголами, употребляются только в роли
сказуемого: рад, должен, обязан, нельзя, можно, впору, наготове, нет
(У нее нет собаки)
и т. п. Во втором случае состав слов ограничивается
функцией сказуемого в безличном предложении, причем к безличным
относят и те предложения, в которых один главный член выражен ин-
финитивом: нельзя молчать, можно договориться, трудно понять, (на
улице) тепло, солнечно, сыро, холодно, (мне) некогда
и т. п.

Грамматическими признаками категории состояния считаются се-
мантика состояния и употребление в позиции при связке. При узком по-
нимании к этому прибавляется признак неизменяемости.

О категории состояния существует большая специальная литерату-
ра, в которой обосновывается выделение ее как части речи. Существует
также неоспоримый факт: в языке есть не-глаголы, «взявшие на себя
функцию глагола» быть сказуемым. Тем не менее выделение категории
состояния в качестве отдельной части речи до сих пор очень проблема-
тично. Есть основания понятие предикатива (категории состояния) со-
относить с синтаксической функцией неглагольных словоформ. Эти ос-
нования следующие:

1) предикативов, которые не были бы омонимичны словоформам
других частей речи, в языке немного;

2) позиция при связке с точки зрения разграничения частей речи не
обладает дифференцирующим свойством. Она не может быть замещена
только финитной формой глагола и беспредложным винительным паде-
жом со значением объекта. Употребление при связке не изменяет часте-
речной принадлежности словоформы. Например, при связке может сто-
ять инфинитив: Все старание господина Голядкина было (каково?) как
можно плотнее закутаться в шинель
(Достоевский), но от этого он не
перестает быть глаголом. Краткие прилагательные, регулярно употреб-
ляемые в функции именного сказуемого, сохраняют связь с лексически-
ми значениями полных форм. При связке может оказаться междометие,
не изменив при этом своей частеречной принадлежности: Стихи -
черт знает что такое! Работа - тьфу!
(ср. с позицией подлежащего:

каждая словоформа, употребленная в этой позиции, приобретает ка-
кой-нибудь признак существительного);

3) позиция при связке не создает условий для формирования значе-
ния состояния как особого типа категориальной семантики. В целом со
связкой сочетаются словоформы с признаковым значением. Одни и те
же словоформы с одним и тем же признаковым значением могут упот-
ребляться как при связке, так и в других синтаксических местах (при су-
ществительном, при глаголе: В соседней комнате тихо; Ветер тихо ко-
лышет ветки берез.
Категориальная семантика, выделяемая для всех са-
мостоятельных частей речи, в категории состояния по существу отсутст-
вует. Многие лингвисты (Е. И. Воинова, Е. М. Галкина-Федорук,


Г. А. Золотова, И. И. Мещанинов, В. Н. Мигирин, И. П. Распопов) от-
мечают лексико -семантическую неоднородность предикативов, кото-
рые «могут обозначать и состояние как таковое, и разного рода отно-
шения - модальные, пространственные, временные» 14 .

В. В. Виноградов, описывая разные типы лексического значения
в слове, отметил, что позиция именного сказуемого способствует разви-
тию в слове оценочной семантики (предикативно-оценочный тип значе-
ния), что обычно не приводит к образованию омонимов. Слова загляде-
нье (шляпка - загляденье)
и объеденье (пирожки - обьеденъе) В. В. Ви-
ноградов называет существительными.

По наблюдениям Е. И. Воиновой и Г. А. Золотовой, среди слов, от-
носимых к категории состояния, большой массив образуют оценочные
единицы, которые скорее соответствуют кратким прилагательным, чем
наречиям. Оценочные предикативы отличаются от лексем со значением
состояния и конструктивно-синтаксическими свойствами, они выража-
ют оценку по отношению к действию, названному инфинитивом, при
этом часто, как показала Г. А. Золотова, не могут быть использованы
в качестве наречного определения того же самого действия: можно ска-
зать Жаловаться грешно, гулять полезно, учиться интересно, но не гово-
рят *0н учился интересно, Он полезно гулял, *0н грешно жаловался. Раз-
делив категорию состояния на три группы: слова на со значением со-
стояния лица или среды, слова со значением оценки, слова с модальным
значением, и, оценив роль каждой группы в организации предложения,
Г. А. Золотова пришла к общему выводу о том, что эти группы не мо-
гут относиться к одному и тому же лексико-грамматическому классу 15 ;

4) неизменяемые предикативы, не имеющие омонимов в других час-
тях речи, т. е. лексемы, являющиеся формальной основой категории со-
стояния (нельзя, надо, жаль, некогда, можно) выражают не состояние,
а модальную оценку;

5) состав словоформ в предложениях типа Грех было не помочь. По-
ра было открывать собрание
не означает утраты 16 существительными
их грамматических свойств, так как связка здесь условно согласуется
с инфинитивом, занимающим позицию независимого главного члеыа„„
Ср. с Читать вслух по вечерам было его обязанностью. Оценочное значе-
ние в существительных связано с обязательным выбором именительно-
го падежа, но это наблюдается и в других случаях выражения оценоч-

И. П. Распопов, А. М. Ломов. Основы русской грамматики. Воронеж, 1984. С. 157.

15 Г. А. Зопотоеа. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982. С. 279. Г. А. Золотова предложила наряду с «категорией состояния» выделять еще один лексикограмматический разряд (т. е. часть речи) «категорию оценки», для чего вряд ли существуют морфологические основания.

16 Противоположное мнение см. Современный русский язык / Под ред. В. А. Белошапковой. 1989. С. 520.


но-предикативной семантики субстантивов Маша была такая ворона,
Ты не герой, а шляпа).

Наконец, отметим, что Л. В. Щерба, предложивший термин кате-
гория состояния
и впервые относительно подробно описавший ее
(1928г., статья «О частях речи в русском языке»), очевидно, был не
очень уверен в правильности своего мнения. Во всяком случае он писал:

«Может быть, мы имеем здесь дело с особой категорией состоя-
ния...» 17 .

В заключение нужно отметить, что непризнание для категории со-
стояния частеречного статуса, приводит к необходимости выделять в не-
глаголах отдельные лексемы, не имеющие первичной (основной) часте-
речной функции. Например, таким словом оказывается лексема жаль,
которая регулярно употребляется предикативно: И знаю я, что все-
и пылкая любовь, И пышные мечты пройдут и охладятся Иль к бездне
приведут... Но с ними жаль расстаться!
(Майков). (В MAC отмечено
употребление жаль в роли вводного слова Пленять - то здесь, жаль,
некого
(Тургенев). Слово жаль относят к предикативным наречиям.

Примечание. Причастия и деепричастия в приведенном перечне само-
стоятельных слов объединены в одну часть речи с собственно гла-

Русистике в качестве образца досталась античная классификация частей речи. Она основана на материале древнегреческого и латинского языков, генетически и типологически близких, но все равно отличных от современного русского языка. Поэтому любая классификация русских частей речи – своеобразный компромисс между морфологической реальностью русского языка и античной традицией.

Интерес к классификации частей речи, к выявлению оснований классификации был активен до середины 20 века, а затем морфологи отказались обсуждать принципы выделения частей речи, сосредоточившись на описании отдельных частей речи и даже отдельных категорий.

Интерес к этой проблематике возродился в конце 20 века в работах лингвистов старшего поколения – М.В. Панова и А. Вежбицкой. К проблематике выделения частей речи они подошли с разных сторон.

М.В. Панов предложил для классификации частей речи принцип, который на рубеже 19-20 веков сформулировал Ф.Ф. Фортунатов. А именно, часть речи определяется по характеру словоизменения. На основании состава форм и категорий М.В. Панов выделяет следующие части речи: 1. Глагол. 2. Существительное. 3. Прилагательное. 4. Числительное. 5. Наречие. 6. Аналитические прилагательные [Панов, 1999. С. 125-126]. При этом часть речи напрямую связана со словоизменительным классом, а слово может иметь набор форм, относящийся к разным частям речи. Отметим, что стройность и лаконичность этого списка сталкивается с многообразием словоизменительной реальности, что заставляет автора на протяжении почти 50 страниц обсуждать множество проблем, связанных с тем, как типы слов соотносятся с частями речи [Панов, 1999. С. 126-173].

А. Вежбицкая предложила в качестве категориального значения частей речи использовать лексические прототипы. Для существительного лексическими прототипами, по мнению А. Вежбицкой, выступают слова вещь и люди, для глагола – слова видеть, слышать, сказать, делать, произойти/случиться, двигаться, для прилагательного – слова большой и маленький, для наречия – слова очень и так, для местоимения – слова ты и я, для числительного – слова один и два. Наряду с числительными А. Вежбицкая выделяет класс «кванторных слов» (выделение кавычками автора – И.Е. Ким), для которых предлагает в качестве прототипов слова много/многие и весь/все. Для служебных слов она также предлагает универсальные образцы: для союзов – слова если и если бы, для предлогов – с и об. Для междометий А. Вежбицкая предлагает семантический инвариант ‘я сейчас нечто чувствую’.



Следует напомнить, что система лексических прототипов разрабатывалась А. Вежбицкой не для современного русского языка, поэтому предлагаемые ею универсальные образцы не всегда удобны в качестве лексических прототипов для русских частей речи.

Определим часть речи как класс слов, который

1) характеризуется базовой (наиболее регулярной, частотной) конфигурацией словоизменения;

2) имеет семантический прототип, свойства которого отражаются семантическим потенциалом словоизменительных и классификационных морфологических категорий, обслуживающих часть речи;

3) обладает определенным синтаксическим поведением (дистрибутивными свойствами, синтагматикой).

В современном русском языке очень стройная система частей речи. Она включает в себя пять классов. Четыре из них связаны с определенным классом реалий – номинативным классом слов – и системой своих грамматических категорий отражают свойства этих объектов действительности. Это существительное, связанное с представлением о предмете (вещи), прилагательное, в предельном случае обозначающее свойство (качество), числительное, выражающее количество, и глагол, связанный с обозначением процессов.

Исходя из прототипической семантики, часть речи имеет полевую структуру. Соответствие части речи и номинативного класса наблюдается только у более-менее очерченного центра, эталонных слов, чья лексическая семантика совпадает или вступает в гипонимические отношения с категориальной семантикой части речи. Остальные слова образуют семантическую периферию части речи. Поскольку семантический потенциал морфологической категории «работает» на категориальную семантику части речи, то выход слова за пределы семантического центра части речи с большой долей вероятности означает и «сбои» в функционировании категории в данном слове. Это означает, что, казалось бы, сугубо семантически определяемая граница между центром и периферией части речи может задаваться применимостью той или иной категории (см. пункт 1.6.6.).

Существительное предназначено для обозначения предмета, для которого релевантны отграниченность в пространстве, отнесение к классу, способность выступать источником изменений других реалий и относительная независимость от других реалий. Эти свойства отражаются в системе категорий существительного: отграниченность связана с категорий числа, отнесенность к классу отражается в категории рода, потенциальная активность выражена категорией одушевленности, а независимость связана с особенностями выражения подчинения с помощью категории падежа.

Прилагательное приспособлено для обозначения качеств, или свойств. Главная особенность качеств – наличие у них интенсивности, то есть способности проявляться в некотором недискретном количестве. Поэтому главная, определяющая специфику прилагательного, собирающая системы его форм и изолированные формы грамматическая категория – это степень сравнения. Прилагательные, не обозначающие качество, в общем случае не имеют этой категории.

Числительное обозначает количество, которое в числительном как морфологическом классе абстрагируется до числа – отвлеченного множества. Количество существует вне времени и пространства и характеризует реалии любой природы. С этим связано словоизменение числительного, которое сохранило от древнего имени только падеж, к тому же у эталонных представителей этой части речи изрядно редуцированный.

Глагол предназначен для обозначения процессов. Процессная семантика включает в себя протекание во времени, наличие фаз, для части процессов важно наличие внутреннего предела, точки насыщения, по достижении которой продолжение процесса невозможно, бесполезно или даже вредно. Категорией глагола, определяющей этот признак процессов, является вид. Другие категории также отражают специфику семантического прототипа глагола.

Пятая часть речи – наречие. Оно не имеет своего семантического прототипа. Но, в отличие от других частей речи, наречие обозначает не просто объекты действительности, а обозначает их вместе с их отношением к другим явлениям действительности, например: поровну обозначает ту же реалию, что и прилагательное равный, однако прилагательное может связываться с разными реалиями, а поровну может характеризовать только действие.

Часть речи может представлять собой словоизменительный класс, как существительное или числительное, а может представлять собой словоизменительный гиперкласс, как глагол или прилагательное.

Представим систему частей речи схематически (см. рис. 2 на с. 61)

качество

Предмет - Комплекс - процесс

количество

Выделению четырех базовых частей речи предшествовало древнее противопоставление имени и глагола. Оно базировалось на оппозиции статического (константного, неизменного, независимого от времени) и динамического (текучего, изменчивого, происходящего во времени). Это противопоставление представлено на рис. 3 на с. 61. (прил, сущ, числит-независим от времени; глагол-динамическая часть речи)

Семантическим центром имени были предметные имена. Они образовали существительные, часть речи, характеризующуюся субстанциональной семантикой: наличием отграниченности, способностью отнесения к классу (А. Вежбицкая), независимостью от других явлений действительности.

Другие имена составляли периферию имени. Отсутствие субстанциальности в семантике привело к неустойчивости падежной системы, изменениям в словоизменении.

Расширение синтетизма привело к появлению прилагательного, что выразилось в развитии родового словоизменения и грамматикализации степени сравнения как категории меры качества.

Развитие аналитизма является движущей силой формирования числительного. Абстрактность числа как семантического прототипа числительного привела к освобождению числительного от категорий рода и числа, а также к сужению у большинства числительных падежной парадигмы. Этому же способствовала иероглифичность письменного обозначения числа.

Вместе с этим увеличился состав наречий за счет лексикализации падежных и предложно-падежных форм большого числа имен и деепричастных форм глагола.

порядок описания части речи и морфологической категории.

Поскольку части речи – понятие грамматическое, очевидно, что и принципы, основания выделения частей речи должны быть прежде всего грамматические. Во-первых, такими основаниями являются синтаксические свойства слова. Одни слова входят в грамматический состав предложения, другие не входят. Одни из входящих в грамматический состав предложения являются самостоятельными членами предложения, другие нет, поскольку могут выполнять лишь функцию служебного элемента, устанавливающего отношения между членами предложения, частями предложения и т.д. Во-вторых, существенными являются морфологические признаки слов: их изменяемость или неизменяемость, характер грамматических значений, которые может выражать то или иное слово, система его форм.

Известную роль играет и способность слов выражать то обобщенное значение (его называют категориальным, или классифицирующим), которое формируется лексическим и грамматическими значениями конкретных слов того или иного класса, – значения предмета, признака, процесса и т.д.

Исходя из сказанного все слова русского языка подразделяются на входящие в грамматический состав предложения и не входящие в этот состав. Первые представляют собой подавляющее большинство слов. Среди них выделяются слова знаменательные и служебные.

Знаменательные слова являютсясамостоятельными членами предложения . К ним относятся: имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, глаголы, наречия, категория состояния.

2. Иногда в качестве самостоятельных частей речи выделяют также причастия и деепричастия*.

* См., например: Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык.Словообразование. Морфология. М., 1981.

3. Местоимения в целом не обладают собственными едиными грамматическими признаками, которые отличали бы их как особый грамматический разряд слов. Поэтому в дальнейшем они вслед за "Русской грамматикой" (М., 1980) будут рассмотрены с точки зрения их грамматического сходства с другими частями речи.

Знаменательные слова и принято называтьчастями речи . Среди знаменательных слов по морфологическому признаку изменяемости-неизменяемости выделяются, с одной стороны, имена и глагол, с другой – наречие и категория состояния*.

* Часть наречий и слов категории состояния – наречия с суффиксами -о, -е (типа глубоко, тихо, холодно, подходяще ) – имеет формы словоизменения, поскольку обладает степенями сравнения.

Два последних разряда – наречия и категория состояния – различаются синтаксической функцией (наречия служат главным образом обстоятельством, категория состояния – сказуемым безличного предложения: "Мне грустно, потому что весело тебе" (Л.), а также тем, что в отличие от наречий слова категории состояния способны управлять ("Мне грустно ", "весело тебе"; "Как весело, обув железом острым ноги, Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!"– П.).

Среди изменяемых знаменательных слов противопоставлены друг другу своими морфологическими категориями имена и глагол. Глагол обладает набором специфических морфологических категорий – лица, времени, наклонения, вида и залога. Его типичная функция – быть сказуемым в предложении.

Все имена объединяет наличие категории падежа. Имя существительное и имя прилагательное oбладают, кроме того, категориями рода и числа. Но у имен прилагательных конкретная реализация их определяется существительным, с которым сочетается прилагательное (ср.: "майский день", но "майская ночь", "майское утро"). Кроме того, все имена различаются характером своей связи с другими словами (см. об этом в характеристике соответствующих частей речи).

Служебные слова (их называют еще частицами речи) объединяет то, что они (входя в грамматический состав предложения)служат лишь для выражения разного родаграмматических отношений либо участвуют в образовании форм других слов, т.е. не являются членами предложения. С морфологической точки зрения их объединяет также неизменяемость.

К ним относятся предлоги, союзы и частицы. При этомпредлоги служат для выражения отношения существительного к другим словам,союзы устанавливают связь между членами предложения и частями сложного предложения. Частицы участвуют в образовании некоторых глагольных форм, в построении определенного типа предложений (например, вопросительных) (подробнее см. раздел "Частицы").

К словам, не входящим в грамматический состав предложения, относятся модальные слова, междометия и звукоподражания.

Модальные слова (возможно, конечно, может быть, наверно, по-видимому, пожалуй, разумеется и др.) выражают отношение говорящего к содержанию высказывания. Междометия служат для выражения чувств и волевых побуждений (ах, ой-ой-ой, брысь, ну и т.д.).Звукоподражания – слова, передающие какие-нибудь звуки и шумы. Эти три последних разряда слов, как и служебные слова, являются неизменяемыми.

Имя существительное

Имя существительное – разряд слов, обладающих общим значением предметности* и имеющих категории рода, числа и падежа, которые выражаются в грамматически независимых формах. Главныефункции существительного – функция подлежащего ("Свеча горела на столе, свеча горела"– Паст.) и дополнения ("Опустите, пожалуйста, синие шторы " Б.Ок.). Кроме того, существительное может выступать и в роли других членов предложения: сказуемого ("Грушницкий – юнкер"– Л.), определения ("Недаром помнит вся Россия про день Бородина " Л.), обстоятельства ("Поздней осенью из гавани От заметенной земли В предназначенное плаванье Идут тяжелые корабли"– Бл.).

* "Предметность"– понятие логико-грамматическое. Все то, что является отдельным объектом, предметом мысли, которому можно приписать различные признаки – качества, свойства, состояния, действия (твердость стали, бьющееся стекло, неподвижность воздуха, идет дождь ), представляет собой с языковой точки зрения предмет. Объектом мысли, которому сознание приписывает тот или иной признак, способны стать и такие "предметы", как "больной" ("прием больных"), "трое" ("трое вышли из леса"), "когда-нибудь" ("опять эти твои когда-нибудь!"), "ах" ("вечные ахи"), и значит, названия этих "предметов" выступают в роли существительных.

Важное свойство существительных – способность определяться* прилагательным и причастием: "поздняя осень ", "играющие дети ".

* Это свойство существительных имеют в виду правила орфографии, когда предлагают писать "в корень (смотреть)"раздельно, "вброд (перейти речку)"слитно, так как корень может иметь при себе определение ("смотреть в самый корень"), а брод – нет ("вброд" здесь наречие).

Только существительным присущи такие способы образования, как нулевая суффиксация (сушь ß сухой, гниль ß гнилой, подход ß подходить ), аббревиация (АЭС, универсам ) и усечение основы (кибер ß кибернетика, маг ß магнитофон, фак ß факультет ).

В зависимости от значения и связанных с ним особенностей проявления грамматических категорий (числа и падежа) существительные подразделяют на следующие семантико-грамматические разряды: а) конкретные и неконкретные; б) собственные и нарицательные; в) одушевленные и неодушевленные.

Существительные конкретные и неконкретные (вещественные, собирательные, отвлеченные)

Грамматически конкретными являются существительные, которые могут сочетаться с количественными (и собирательными) числительными и определяться порядковыми словами ("первый", "второй" и т.д.): "четыре шага ", "волк и семеро козлят ", "ехать в первом вагоне ". Конкретные существительные в подавляющем большинстве случаев имеют формы обоих чисел. Исключение составляют существительные, известные лишь в форме множественного числа, т.е. слова типа ворота, джинсы, колготки, а также наименования так называемых единичных предметов – Псковщина, Джомолунгма и под. (о них см. также ниже).

К грамматически неконкретным существительным принадлежат вещественные, собирательные и отвлеченные (все эти категории слов не сочетаются с количественными и собирательными числительными, с порядковыми словами и имеют форму лишь одного числа).

Вещественные существительные – это слова, которые называют виды пищевых продуктов и полуфабрикатов (сливки, сметана, творог, дрожжи, свинина, суп, крупа, печенье ), виды сельскохозяйственных культур (пшеница, просо, чеснок, морковь, редис ), химические элементы и их соединения, сплавы и т.п. (железо, магний, аэрозоль, кислота, щелочь ), различные материалы (акрил, волокно, замша, стекло, паркет, целлофан ), лекарственные препараты (аспирин, валидол, коринфар ), пищевые и иные отходы (опивки, опилки, помои ) и т.д.

Помимо указанных выше общих особенностей, характерных для всех неконкретных существительных, вещественные существительные мужского рода обладают также способностью иметь вариантные окончания в родительном падеже (единственного числа): "килограмм сахара и сахару ", "пачка чая и чаю " и т.д., а некоторые – и в предложном падеже: в дыме и в дыму, на меде и на меду (см. о них ниже).

Собирательные существительные – это слова, которые называют совокупность однородных в каком-то отношении лиц (агентура, генералитет, дурачье, знать, мафия, молодежь, паства, родня, человечество ), животных, птиц, насекомых и т.п. (вороньё, гнус, зверье, пернатые ), "предметов" растительного мира (листва, хвоя, березняк, джунгли ), предметов обихода (белье, обувь, мебель, посуда ), продуктов деятельности (писанина, неходовка – онеходовом товаре), веществ (наркота ) и т.д., представляемых как единое целое. Среди них выделяются существительные, у которых собирательность отражена "внешне"– в соответствующем суффиксе: профессур а, генералитет , молодёжь *, комарьё , листв а, мошкар а, сосняк ,беднота , человечеств о и т.д. Другую группу составляют существительные, чье собирательное значение выражено только семантически: знать, гнус, хвоя, джунгли, мафия, кудри, финансы и др.

* Все собирательные существительные, содержащие суффикс собирательности, имеют лишь формы единственного числа. Правильное использование таких существительных предполагает, чтобы не только они сами, но и согласующиеся с ними слова и слова, заменяющиеих в составе сложного предложения ("он", "который"), были бы в той же форме. Поэтому налицо ошибка во фразах, подобных следующей: "Почему не принимаете мер, чтобы создать молодежи условия для культурного, содержательного досуга, для того, чтобы они росли [нужно: она росла] духовно" (Амур. пр. 1964. 10 апр.).

Примечание. Не являются собирательными похожие на них по семантике существительные типа коллектив, народ, отряд, полк, стадо, стая, груда, роща и т.п. Называя предмет, состоящий из множества единиц, эти существительные относятся к грамматически конкретным, так как обозначают считаемые предметы и поэтому могут употребляться с количественными и собирательными числительными, с порядковыми словами и иметь формы обоих чисел: "два молодежных коллектива ", "первый отряд ", "стаи перелетных птиц".

Отвлеченные (или абстрактные) существительные – это слова, которые называют какое-либо качество, свойство ("хрупкость фарфора", "тактичность поведения", "глубина чувства"), какое-либо чувство, состояние (досада, боль, холод, восхищение, здоровье ), действие, движение кого или чего-либо (сверкание, бег, дебаты, выборы, марафон, сборка ) и т.д. Отвлеченные существительные мужского рода, подобно вещественным, могут иметь вариантные окончания в родительном падеже (единственного числа): "войти без шума " и "сколько шума (шуму ) из-за пустяков!", "от страха " и "со страху " (см. о них ниже).

Отнесение существительных к тому или иному семантико-грамматическому разряду тесно связано с многозначностью. Так, во всех предложенных выше примерах существительные приводились в их прямых значениях. В переносных значениях принадлежность к разряду чаще всего меняется (а следовательно, могут меняться и грамматические свойства слов в этих значениях). Например, существительное импорт в прямом значении ("ввоз в страну товара из-за границы") является отвлеченным, а в приведенном ниже контексте, где оно используется переносно (метонимически), – собирательным (грамматические свойства его остаются прежними): "Пришли к нему домой... Люстра – хрусталь, паркет блестит, стенка "Кристина", один импорт " (Лит. газ. 1980 № 36). Выход, когда речь идет о действии (т.е. о прямом значении),– существительное отвлеченное, когда же имеется в виду место, через которое выходят, т.е. переносное (метонимическое) значение, оно является конкретным (и приобретает соответствующие грамматические свойства: может сочетаться с количественным числительным, порядковым словом и иметь формы обоих чисел): "Из столовой было три выхода: один в большие комнаты, другой в мою, а третий вел в библиотеку" (Дост.). Существительное дуб в прямом значении (как обозначение крупного лиственного дерева) и в переносном метафорическом ("тупой человек") относится к конкретным, а в переносном метонимическом ("древесина этого дерева") – к вещественным (со всеми вытекающими из этого грамматическими "последствиями"): "каюта отделана дубом " и т.д.


Похожая информация.


Система частей речи современного русского языка.

Система частей речи - объединение слов в классы по семантико-грамматическому признаку. Слова одной части речи объединены:

1) общим грамматическим значением

3) общая синтаксическая функция

Среди частей речи выделяют знаменательные и служебные.

Слова знаменательных частей речи имеют самостоятельное лексическое значение и могут выступать в роли членов предложения. Делятся на именные и глагольные (+ причастие, которое находится между ними).

В отличии от знаменательных частей речи слова служебных частей речи - предлоги, союзы, частицы не имеют самостоятельного лексического значения (ничего не называют), а служат для выражения синтаксических отношений: связи слов, связи частей предложения или для образования аналитических форм.

К служебным частям речи относятся:

· Предлоги. Относятся только к существительным. Нужны, чтобы приспособить существительное к формам других слов.

· Союзы. Связывают однородные члены и части предложения.

· Частицы. Делятся на формообразующие и модальные (отношение говорящего к тому, что он говорит).

Следует учитывать, что междометия – это НЕ часть речи, а группа слов, так как у междометий нет лексического содержания.

Междометия – это группа слов, которые обозначают эмоциональные или волевые реакции человека.

Иногда к междометиям относят и звукоподражательные слова (пиф-паф, мяу), но это не правильно, так как подобные слова не являются выражением эмоциональной реакции говорящего. Междометия обычно не являются членами предложения, хотя интонационно всегда связаны с предложением, к которому примыкают.

Виды междометий:

· Выражающие волевые реакции (кыш, марш, караул)

· Условно глагольные междометия – основы некоторых глаголов в чистом виде (прыг, скок, хвать, бух, цап, шасть). В предложениях всегда бывают простым глагольным сказуемым. Язык подобен окружающему миру, поэтому короткие слова означают краткость события, а также неожиданность и репортажность (сообщение очевидца).

Не следует путать междометия со звукоподражательными словами – этот слова, имитирующие звук, издаваемый животными или предметами. (буль-буль, тик-так, пиф-паф, кхе-кхе, апчхи, ха-ха-ха, мяу, ква, кукареку и т.д.)

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

8. Система частей речи современного русского языка (знаменательные и служебные, именные и глагольные части речи, их грамматические категории). Междометие как особая группа слов.

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по морфологии современного русского языка

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.07 Мб

    1. Предмет морфологии и её место в грамматике. 2. Части речи в русском языке. Грамматические принципы их выделения. 4. Знаменательные и служебные части речи. Сравнительная характеристика. 5. Имя

  • Ответы к экзамену по русскому языку и культуре речи

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

    1 Русский язык среди других языков мира. Русский язык в современном обществе. 2 Язык и речь в трактовке современных лингвистов. Уровневый характер языка. Функции языка. 3 Национальный язык и его

  • Русский язык и культура речи

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.08 Мб

    1. Язык и речь, виды речи. 2. Функции языка и речи: 3. Речевая деятельность и ее значение для человека. 4. Формы, типы и виды речевой деятельности. 5. Литературный язык. Основные свойства

  • Прагмалингвистнческие аспекты письменного делового общения на материале англоязычных текстов контрактов и деловой корреспонденции)

    Драбкина Инна Владимировна | Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. Самара - 2001 | Диссертация | 2001 | Россия | docx/pdf | 4.84 Мб

    Специальность 10.02.04 - германские языки. Современный этап развития общества в России связан с коренными преобразованиями экономики и развитием торгово-рыночных отношений как в пределах страны, так

  • Проблемы обеспечения единства федерального н регионального избирательного законодательства

    Судакова Светлана Викторовна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Екатеринбург - 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 4.98 Мб

    12.00.02 - Конституционное право; муниципальное право. Актуальность темы диссертационного исследования Конституция Российской Федерации предопределила наличие законодательных актов, регулирующих

  • Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации (комплексное теоретическое исследование)

    Чередниченко Екатерина Евгеньевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Саратов - 2006 | Диссертация | 2006 | Россия | docx/pdf | 6.42 Мб

    12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Актуальность темы исследовании. До УК РФ 1996 года ни один уголовно-правовой акт не содержал норм, закрепляющих принципы

  • Луткова Оксана Викторовна | Диссертация на соискание учёной степени кандидата юридических наук. Москва - 2004 | Диссертация | 2004 | Россия | docx/pdf | 4.15 Мб

    Специальность; 12.00.10 - Международное право; европейское право. Актуальность темы Доктрина об источниках международного права представляет собой значимую часть всей науки международного права в

  • Проектирование и реализация системы профильной дифференциации математической подготовки студентов технических и гуманитарных специальностей университета

    Тамер Ольга Салихьяновна | Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. Тольятти - 2002 | Диссертация | 2002 | Россия | docx/pdf | 6.24 Мб

    Специальность 13.00.08 - теория и методика профессионального образования. Актуальность исследования. Современное состояние науки и производства ставит перед непрерывным математическим

  • Организационное единство в системе обязательных признаков юридического лица

    Збарацкая Лариса Анатольевна | Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Хабаровск - 2003 | Диссертация | 2003 | Россия | docx/pdf | 6.33 Мб

    Специальность 12.00.03- гражданское право; семейное право; международное частное право; предпринимательское право. Актуальность темы исследования. Юридические лица как субъекты гражданского права

  • Разработка многоагентных комплексов защиты автоматизированных систем от преднамеренных деструктивных воздействий

    Ульянов Юрии Борисович | Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Санкт-Петербург - 2005 | Диссертация | 2005 | Россия | docx/pdf | 8.96 Мб

    Специальность 05.13.19 - методы и системы защиты информации, информационная безопасность. Необходимость обеспечения информационной безопасности Российской Федерации требует поиска качественно новых



Материнский капитал