Горе от ума где написано. «Горе от ума», история создания А.С

Горе от ума написана Грибоедовым в 1825 году. Главный герой комедии Грибоедова «Горе от ума» Чацкий, с его восприятием аристократического общества Петербурга, является отражением самого создателя произведения.

Дворянин, представитель образованных молодых людей, обладающий ярким литературным, музыкальным талантом, владеющий несколькими европейскими и восточными языками.

Грибоедову, ведущему светский образ жизни, возмутившемуся на одном из аристократических приёмов преклонением присутствующих перед всем, что относится к иностранному, было высказано беспощадное предположение о его сумасшествии. Именно в этот период появляется сатирическая комедия в стихах, в которой гармоничное представленная картина русского общества.

Знакомство с представителями своего поколения, членами аристократического общества, Грибоедов начинает со знакомства с семьей Фамусова и его окружением.

Действие 1

Пьеса начинается со сцены, где проснувшаяся горничная Лизонька, жалуется на бессонную ночь. Причиной тому послужила тайная встреча Софьи, дочери Фамусова, хозяина дома, с её другом - Молчалиным. Она стучится в комнату хозяйки, из которой доносятся звуки музыки, чтобы предупредить её о наступившем новом дне.

Ускорить расставание Софьи с Молчалиным Лизонька пытается переводом стрелок часов вперед. Появившийся в покоях Фамусов, застаёт служанку за этой сценой и пытается заигрывать с ней, но услышав голос дочери, зовущей Лизоньку, поспешно удаляется. Под упреки служанки в неосторожно затянувшейся встрече, Софья прощается с Молчалиным.

Мнение служанки, что достойная пара Софье - полковник Скалозуб, имеющий и деньги и чины, в противоположность Молчалину, небогатому человеку с периферии. Появление Фамусова и его интерес к присутствию своего секретаря в покоях дочери прерывает приезд Чацкого, с которым Софью связывает детская дружба. Отъезд Чацкого навевает на Фамусова раздумье, кому из молодых людей принадлежит сердце дочери.

Действие 2

Следующее появление Чацкого начинается с вопроса к Фамусову о его сватовстве Софье. Ответ отца возлюбленной о том, что для начала неплохо бы службу пройти государственную, чины заработать. Реакция молодого человека на высказывание Фамусова формулируется Грибоедовым фразой, ставшей знаменитой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

На это воззрение Чацкого Фамусов приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который разбогател «прислуживая» при дворе. Это умение для Фамусова играет основную роль при достижении богатства и высокого звания при дворе положения в обществе. Приезд Скалозуба продолжает суждение Фамусова о свободомыслие Чацкого, его нежелании служить.

Заявление Чацкого о том, что он не будет преклоняться перед обществом с устаревшими суждениями, презрением к свободе. Появление Софьи, напуганной падением Молчалина с лошади, её упреки к Чацкому в его равнодушии к пострадавшему, приводят Чацкого к пониманию, кем занято сердце девушки.

Действие 3

Действие начинается объяснением Чацкого в любви к Софье и попыткой выяснить, кто больше мил её сердцу: Скалозуб или Молчалин. Софья уходит от прямого ответа, упомянув в разговоре, что ценит она в Молчалине мягкость и скромность. В доме Фамусова вечером состоится бал, слуги заняты встречей высокопоставленных и влиятельных в Москве людей. С одним из них Софья делится своими размышлениями о гордом характере Чацкого, нечаянно высказывая мнение о том, что он «не в своем уме».

Новость моментально становится достоянием всех собравшихся в доме Фамусова. Появление Чацкого переключает внимание гостей на его персону, рождаются новые подробности о его невменяемости. Неприкаянно бродивший среди гостей Чацкий пытается говорить с Софьей о московском дворянстве, которое готово преклоняться перед ничтожеством только за то, что оно имело честь рождения во Франции. Появление Репетилова и разговор с Загорецким о своем сумасшествии Чацкий услышал ы соседней комнате, не успев покинуть дом Фамусова.

Действие 4

Покидая апартаменты Фамусова, Чацкий размышляет о том, что послужило причиной обличить его в сумасшествии, кто источник этой злобной сплетни, достигли они Софьи или нет. Укрывшись в комнате швейцара, Чацкий становится свидетелем выяснения отношений Софьи, Молчалина и горничной Лизы.

Фамусов и его дочь определяют судьбы предавших их служанки Лизы и секретаря Молчалина. В этой сцене выясняется роль Софьи в появлении слуха о сумасшествии Чацкого. Последний монолог Чацкого в этом действии передаёт крушение его надежд и чувств, которыми он жил все эти годы. Испытав предательство, он уже не сожалеет о разрыве и решает покинуть навсегда Москву, поскольку не видит себя в фамусовском обществе.

Идея произведения

В каждом времени живут свои герои. Их судьбы проходят перед обществом, которое возносит их или не понимает их. Творец комедии «Горе от ума» оставил неизгладимый след в своем времени. Конфликт между представителями развивающегося и утрачивающегося свои позиции общественных структур, непонимание старого века новых движущих сил, отражены в произведении «Горе от ума». Грибоедов в своем творении обличает устои существующего светского общества, значит, вызывает слишком высокое внимание цензуры.

Творческая история комедии «Горе от ума»

Точно неизвестно, когда возникает у Грибоедова замысел «Горе от ума». Есть свидетельства, что первые проблески будущего творения появляются в 1816 г. и даже, что маловероятно, в 1812 г., но большинство биографов и исследователей творчества драматурга склоняются к двум датам – 1818 г. и 1820 г. Точно можно лишь утверждать, что в эти годы общий план «Горе от ума» уже складывается в голове писателя.

В 1822 г. Грибоедов прибывает из Персии в Тифлис. Здесь он приступает к сочинению комедии и создает первые два акта. С ними в 1823 г. он уезжает в долгосрочный отпуск в Москву. Поселившись в тульском имении своих ближайших друзей Бегичевых, Грибоедов переписывает начало комедии и сочиняет третий и четвертый акты. Эта рукопись сохранилась и находится в Историческом музее в Москве. Она получила название «Музейный автограф».

В надежде поставить комедию на сцене и напечатать ее Грибоедов уехал в 1824 г. в Петербург. По дороге из Москвы в северную столицу, по его собственному признанию, его осенило, и он придумал «новую развязку» – сцену разоблачения Молчалина в глазах Софьи. В Петербурге он продолжал совершенствовать комедию, и к осени она была закончена, но ни представить комедию на театре, ни напечатать ее не удалось. Однако комедия стала известна всей России: в департаменте друга Грибоедова, крупного чиновника, драматурга и переводчика А.А. Жандра она была переписана во множестве экземпляров и разошлась по стране. Не было почти ни одной дворянской семьи, которая не имела бы списка или копии «Горе от ума». Эта содержащая множество исправлений и помарок рукопись, с которой составлялись списки, разлетевшиеся по стране, также сохранилась. Она получила название «Жандровской рукописи».

Неожиданно удача все-таки улыбнулась Грибоедову. Дружески расположенный к нему Ф.В. Булгарин собирался издать театральный альманах «Русская Талия на 1825 год». В конце 1824 г. альманах вышел в свет, и в нем была помещена в урезанном и искаженном виде (опубликованы лишь часть первого действия и почти все третье действие) комедия «Горе от ума».

Критика, уже знакомая с комедией в целом, теперь воспользовалась опубликованными отрывками и открыто выступила с ее оценкой.

Видный критик и журналист Н.А. Полевой писал о комедии восторженно, а драматурги-водевилисты и литераторы М.А. Дмитриев и А.И. Писарев встретили ее злыми эпиграммами и нападками. Затем за «Горе от ума» вступились писатель и критик О.М. Сомов, А.А. Бестужев и В.Ф. Одоевский. Пушкин, по его собственному признанию, «наслаждался», читая «Горе от ума», и особенно отметил меткость грибоедовского языка, сказав, что половина стихов комедии должна стать пословицами. В то же время после размышления над комедией он высказал несколько прозорливых замечаний о нарушении правдоподобия характеров и о немотивированности комедийной интриги.

Перед отъездом полномочным посланником в Персию Грибоедов подарил список комедии «Горе от ума» Булгарину с надписью «Горе мое поручаю Булгарину. Верный друг Грибоедов. 5 июня 1828 года». Эта рукопись с небольшими пометками автора получила название «Булгаринского списка».

Текст «Горе от ума» представляет собой уникальное явление, поэтому творческая история комедии получает особое значение. Дело в том, что драматург продолжал работать над комедией долгое время и не оставил окончательного текста. Как правило, наиболее авторитетным считается текст последней авторской публикации. Однако комедия Грибоедова полностью при его жизни не была опубликована. Знакомый всем текст составлен учеными-текстологами на основе сличения четырех источников: «Музейного автографа», «Жандровской рукописи», отрывков, опубликованных в альманахе «Русская Талия», и «Булгаринского списка».

автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы автора Лебедев Юрий Владимирович

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед Султанмурадович

Творческая интеллигенция Абуков Камал – народный писатель Дагестана, критик, драматург. Окончил филологический факультет Даггосуниверситета, Академию общественных наук при ЦК КПСС. В настоящее время – профессор Даггоспедуни-верситета, доктор филологических наук,

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

2.2.7. Жертвоприношение Фрикса на горе и казнь Христа на горе Голгофе. Смоковница и крест Жертвоприношение Фрикса происходит НА ГОРЕ. Казнь Христа также происходит на горе Голгофе. В мифе сказано, что рядом с жертвенником находилась смоковница. То есть - дерево. Вероятно,

Из книги Император Николай II. Тайны Российского Императорского двора [сборник] автора Романов (К. Р.) Константин Константинович

Творческая и служебная деятельность К. Р В поэтическом творчестве Константина Константиновича особняком стоит его военная лирика. В его дневниковых записях имеется масса свидетельств того, как он знал, любил и понимал суть рядового солдата. Великий князь занимается с

Из книги 1941. Разгром Западного фронта автора Егоров Дмитрий

Глава 11 Катастрофа «Vae victis, vae victoris» (Горе побежденным, горе

автора Скибин Сергей Михайлович

Замысел комедии «Горе от ума» и комедийная традиция Во времена Грибоедова на русской сцене господствовали два вида комедий: «легкая комедия» и «комедия нравов». Первая не ставила перед собой цель исправлять нравы, вторая делала такие попытки. Перед началом спектаклей

Из книги История русской литературы XIX века. Часть 1. 1795-1830 годы автора Скибин Сергей Михайлович

Конфликт в комедии «Горе от ума». Классицистические правила и их обновление Как и в комедии «Мизантроп», речь идет об общественных пороках, которые отвергаются героем. Следовательно, и в этом отношении традиция «высокой» комедии была для Грибоедова актуальной. Однако

Из книги Сталин и разведка автора Дамаскин Игорь Анатольевич

Горе - оно горе для всех Итак, 22 июня 1941года… Началась Великая Отечественная война, принесшая неисчислимые бедствия советскому народу и продемонстрировавшая его героизм, единство и беспримерное терпение.Попробуем еще раз попытаться ответить на вопрос, кто же виноват в

Из книги История философии. Древняя Греция и Древний Рим. Том II автора Коплстон Фредерик

Происхождение трагедии и комедии 1. Согласно Аристотелю, трагедия возникла из «импровизаций» – от запевал дифирамбов, выступавших, вне всякого сомнения, между двумя половинами хора. По своему происхождению, таким образом, она связана с культом Диониса, подобно тому как

Из книги Машины зашумевшего времени [Как советский монтаж стал методом неофициальной культуры] автора Кукулин Илья Владимирович

Из книги Учитель автора Давыдов Алил Нуратинович

Творческая неутомимость Булач Имадутдинович дважды выступал по Центральному телевидению СССР, и, как отзывались комментаторы того времени, с большим успехом. Именно тогда его называли на Центральном телевидении дагестанским Андрониковым.А сколько десяток лет он

Комедия «Горе от ума» - наиболее известное произведение А. С. Грибоедова, включенное в школьную программу десятилетия назад. Особого внимания заслуживает истории ее создания. Автор работал над ее написанием не один год.

Предыстория создания пьесы «Горе от ума»

Скорее всего, стимул к созданию этой пьесы появился в 1816 году, когда Александр Сергеевич Грибоедов вернулся в Петербург из длительной поездки за границу и почти сразу попал на великосветский прием.

Свойственное русскому народу преклонение перед всем иностранным возмутила драматурга в той же степени, что и Чацкого. Грибоедов высказал свое отношение к тому, как окружающие преклонялись перед иностранным гостем, присутствовавшим на приеме. Длительный монолог, полный праведного гнева вызвал предположение о возможном безумии драматурга, что и переросло в слухи о психическом состоянии А. С. Грибоедова.

Именно это послужило причиной возникновения замысла комедии «Горе от ума», в которой он смог отразить пороки современного ему общества, отнесшегося к нему с такой жестокостью. В результате, сам Грибоедов стал прототипом главного героя.

Драматург специально посещал различные светские рауты, чтобы досконально изучить среду. Он подмечал мелочи, искал типичные характеры и образы. Результат его исследования социальной среды был отражен в пьесе и прочно вошел в историю работы над ней.

Непосредственная работа над комедией и ее дальнейшая судьба

Первые отрывки комедии были представлены московской публике в 1823 году, а полностью работа над текстом была завершена годом позднее в Тифлисе. Первоначальное название произведения было «Горе уму».

Жесткая цензура привела к тому, что Александр Грибоедов был вынужден неоднократно вносить изменения Отрывки пьесы вышли в свет в 1825 году в альманахе «Русская Талия», но полный вариант был опубликован намного позднее. Но проблемы с изданием произведения не помешали читателям ознакомиться с одной из лучших работ А. С. Грибоедова, которая переходила из рук в руки в рукописном виде. В то время насчитывалось несколько сот таких списков.

Автор приветствовал такой вариант популяризации произведения, поскольку это был единственный способ представить свое творчество читателям. Интересно, что известно несколько случаев добавления инородных фрагментов в текст во время его переписки.

Уже в начале 1825 года А. С. Пушкин прочитал полную версию пьесы, находясь в то время в ссылке в Михайловском. Перед отъездом на Кавказ и позднее в Персию, Александр Сергеевич Грибоедов передал рукопись Ф. В. Булгарину, бывшему его надежным другом.

Разумеется, драматург питал надежды, что Булгарин поспособствует публикации полного текста, но это оказалось мечтой, так и не сбывшейся при жизни писателя. Он трагически погиб в 1829 году, а та самая рукопись, оставленная другу, до сих пор считается основным текстом произведения. На протяжении еще почти пятидесяти лет в печать попадали лишь некоторые фрагменты рукописи.

Театральные спектакли серьезно искажали и текст, и даже его смысл из-за требований цензуры. Московская публика впервые увидела оригинальный, авторский вариант пьесы только в 1875 году.

История пьесы и судьба главного героя

Судьба Чацкого, главного героя пьесы, и история самой комедии имеют общие черты. Чацкий не смог находиться в современном ему дворянском обществе, и был вынужден его покинуть, так и не сумев убедить свое окружение в необходимости перемен.

История создания обличительной комедии и ее дальнейшая судьба стали лишь вызовом обществу, но так и не привели в каким-либо изменениям в мировоззрении представителей высшего света. Но и сам Чацкий, и драматическое произведение Александра Грибоедова сыграли важную роль в деле Просвещения и оказали влияние на новое поколение дворян.

И все же судьба пьесы сложилась прекрасно. Легкий, афористичный стиль привел к тому, что весь текст был "разобран" на цитаты. Кроме того, комедия не теряет своей актуальности и в наше время, так как проблемы, поднятые в ней, вечны.

Комедийная пьеса «Горе от ума» стала настоящим выдающимся достижением Александра Сергеевича Грибоедова, самобытной классикой русской литературы первой половины XIX века. Создание комедии началось в 1821 году, когда Грибоедов находился на военной службе в Тифлисе при генерале А. П. Ермолове. По возвращению в родную Москву Александр Сергеевич продолжил работу над драматургической комедией. Еще далеко до официальной публикации местное читательское общество уже смогли получить первые копии пьесы, которые в те времена называли «списками», то есть, то, что было списано с оригинала. Московское читательское общество получило первые списки с рукописи автора ближе к концу 1824 года.

Первая публикация комедийной пьесы, к сожалению, была уже после кончины Грибоедова. Цензура очень долго медлила с решением об официальном выходе в свет. Вдова автора А. Грибоедова вместе с его сестрой даже подавали несколько раз ходатайство о публикации, которые также откладывали для рассмотрения.

Спустя время, в 1833 году, царь, на просьбу министра Уварова, дал разрешение на печать комедии и уже через несколько недель пьеса Александра Сергеевича «Горе от ума» была впервые напечатана в отдельном издании в типографии Семена при Императорской академии. Спустя 6 лет, в 1839 году, читательское общество увидело второе издание, петербургское, имеющее правки и цензуру.

Грибоедов несколько раз при жизни пытался сделать постановку комедийной пьесы, но каждый из них так и не был успешным. Премьеру спектакля поставили в 1831 году в Петербурге уже после жизни автора.

После официального выхода в свет «Горе от ума», ее спрос был на порядок больше количества тиражных изданий. Печатную книгу было довольно сложно приобрести не в силу ее стоимости, а в ограниченном количестве, поэтому печатное общество начало делать собственные копии. Самое интересное заключается в том, что в данных «списках», общество сохраняло все так называемые «запретные» слова и места, которые были поправлены цензурой.

Полное издание комедии смогло выйти в свет лишь в 1862 году, в своем настоящем, самобытном виде по приказу императора Александра II. Именно эта версия издания известна сегодняшнему читательскому обществу и подобным кругам. Оригинальное издание, то есть авторскую рукопись Грибоедова так и не удалось обнаружить. К нам комедия дошла лишь в виде некоего списка.

Вариант 2

История создания комедии Грибоедова Горе от ума: замысел, постановка, публикация

Произведение Грибоедов "Горе от ума" было опубликовано в 1824 году и представляет собой комедийную пьесу, в которой описывается общество времен крепостного права и охватывает временной промежуток с 1808 по 1824 года. В комедии описываются проблемы общества того времени, а также тема любви. Любовная история хорошо раскрыта в описании жизни главных героев. Герои любовного треугольника - Андрей Чацкий, Софья Фамусова и Алексей Молчалин.

Андрей Чацкий - умный, активный молодой человек, стремившийся к развитию и совершенствованию. При этом Андрей, ярко выраженный романтик. Он нежен, деликатен, тактичен. Чацкий влюблен в Софью. Он видел в ней только положительные качества, несмотря на сложный характер и взбалмошную натуру молодой девушки. Андрей Чацкий идеальная кандидатура для Софьи Фамусовой, но сердце девушки принадлежит другому.

Софья Фамусова яркая представительница молодых дам той эпохи. Софья - богатая барыня, которая томится от безделья и скуки в отцовском доме. Она умна, образована, но из-за юности своих лет, в произведении ей всего 17 лет, она наивна и неопытна. Из-за неопытности ее выбор падает не на умного и скромного Чацкого, а на недалекого Молчалина.

Алексей Молчалин - глуповат, не стремился к саморазвитию. Главной жизненной целью героя является достижение собственного благополучия. Поэтому ему выгодно общение с Софьей с целью вхождения в круг общения Фамусова старшего. Его поведение по отношению к Софье фальшиво и наигранно.

Влюбленная Софья не замечает недостатков Алексея, воспринимая их за достоинство. Однако Софье не удается связать свою жизнь с Молчалиным. Выбор Алексея падает на молодую барышню Лизу. Фамусов изгоняет Молчалина из дома. Софья тяжело переживает потерю любимого. Она морально разбита и угнетена. Андрей разочарован в дочери Фамусова и перестает с ней общения. Софья остается совершенно одна. Настоящей жертвой любовного треугольника является Андрей Чацкий. Он разочарован в обществе и в жизни в целом. Причиной такого разочарования выступает его романтичная натура и то, что на первый план всегда ставит искренние чувства, а не личную выгоду и карьерный рост, как это делает Молчалин.

Главной целью произведения, является желание автора показать то, что большинству представителей эпохи не нужны, а даже чужды настоящая, искренняя любовь. А те, кому присущи эти качества, становятся лишними в так называемом «обществе Фамусова».

Замысел, постановка и публикация

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Наталья Дмитриевна в комедии Горе от ума Грибоедова характеристика героя

    В поэме этот образ занимает явно не первое место, но имеет большое значение. Многие персонажи – гости на балу, вообще, без имен. Те же княгини номер один-два, с которыми Наталья Дмитриевна обсуждает фасоны платьев

  • Анализ рассказа Платонова Июльская гроза

    Произведения А. П. Платонова - это описание разнообразных эпизодов из жизни героев, чью участь автор охотно разделяет, сочувствуя и радуясь вместе с ними. Во многих из них тема женской доли, крестьянского труда тесно переплетаются с миром детства.

  • Сочинение Образ Бостона Уркунчиева и его характеристика в рассказе Плаха Айтматова

    ркунчиев родился в большой и бедной семье, где он был самым младшим сыном. Его мать умерла, когда он был ещё ребёнком. Много тягот и лишений выпало на его долю. Но честный и трудолюбивый Бостон


Александр Грибоедов вошел в русскую классику как создатель комедий, драм, трагедий и опер. Все его тексты были нацелены на показ в театре.

История создания комедии «Горе от ума», произведения, знакомого со школы, удивительна и неповторима.

Замысел и начало работы

Задумки комедии появились в 1816 году. Это произошло после посещения Грибоедовым аристократического приема в Петербурге. Писатель увидел, как перед иностранным гостем теряла свой патриотизм русская молодежь. Он возмутился и попытался высказать свое мнение. Его гневный монолог был воспринят как сумасшествие. Весть разошлась легко, радости недоброжелателей не было предела. Грибоедову захотелось донести до людей, высмеявших его свои идеи, самому посмеяться над пороками общества. По мнению литературоведов, сам писатель стал прототипом главного героя комедии – Чацкого. В голове писателя возник замысел сатирической комедии, которая принесла писателю известность.

Начало написания теста проходило в Тифлисе в 1821-1822гг. Писатель изучал жизнь дворянского общества, он изучал среду, посещая балы и светские приемы. Делал записки о случаях на балах, создавал портреты, помечал главные черты характера. Записи помогли передать ситуацию так реалистично, что многие персонажи стали жить уже вне литературного текста.

Рукописные списки

Первое знакомство с текстом началось уже в Москве еще до ее завершения. Грибоедов читал отрывки друзьям. Завершилась работа над комедией в Тифлисе. Цензура неоднократно приложила свои руки к тексту. Но комедия уже ходила в списках по образованной части общества. Списков рукописи было несколько сотен. Уже это количество подтверждает интерес, который вызвала комедия. Писатель поддерживал распространение списков, он понимал, что так текст быстрее дойдет до читателя. Первое название рукописи – «Горе уму». Есть факты о том, что при переписывании рукописи переписчики добавляли свои мысли. Инородные (не Грибоедовские) фрагменты остались в рукописях.

Грибоедов знал об интересе к комедии. Он писал: « «Все просят у меня манускрипт и надоедают».

Рукопись была передана автором Ф.В. Булгарину с надписью: «Горе мое поручаю...». Писатель ждал помощи в опубликовании пьесы. Но комедия увидела свет только после смерти автора. Текст, который находился у Булгарина, стал основой первой напечатанной версии «Горе от ума». Другие списки до сих пор изучаются, ведется их поиск и передача литературоведам.

Особенности различных редакций

В Тифлисе в 1820 году были написаны 2 акта пьесы. Отличий от итогового текста немного. Суть замысла не претерпела изменений. Обличительная сатира и показ пороков общества. В имении С.Н.Бегичева Грибоедов написал 3 и 4 акты, но в то время он не считал, что работа над текстом завершена. Пьеса претерпела изменения:
  • название «Горе уму» по смыслу стало другим: «Горе от ума»;
  • корень фамилии главного персонажа Чадский (чад) стал Чацким;
  • монолог главного героя в первом акте;
  • диалог служанки с Софией;
  • сон хозяйской дочери.
Изменялся текст, все более насыщаясь фразами, ставшими крылатыми. Есть правки А.Пушкина, В.Булгарина.

Интересно, что некоторые диалоги оставались низменными сразу после первой редакции, например, монолог «А судьи кто?».

Рукописи менялись в зависимости от того, для какой публики они читались. Резкие суждения автора пытались смягчить, чем нарушали их смысл. Но изменить суть пьесы не удавалась. Ее сравнивали с бомбой, которая взорвала умы целого поколения.

Основные даты истории создания комедии

  • 1816 г. – появление идеи будущего сюжета
  • 1823 г. – чтение отрывков пьесы
  • 1825 г. – текст прочитан А.Пушкиным
  • 1829 г. – гибель А.Грибоедова
  • 1831 г. – печатная версия на немецком языке.
  • 1833 г. - появление печатного русскоязычного теста пьесы
  • 1862 г. – выход полной авторской версии
  • 1875 г. – публикация текста без цензурных правок
Театральная пьеса стала больше, чем произведение для сцены в обычном понимании. Текст стал манифестом, призывом. Он поднимал вопросы нравственности и политики. Это пьеса о любви и одиночестве, глупости и уме, превосходстве и низости. Длинная, интересная история написания, переписывания и восприятия текста дала жизнь всему произведению и его отдельным фразам, воспринимаемым как народные истины, уроки истории.

Беременность и роды