Культура тюркоязычных народов. Курсовая работа: Духовная культура древних тюрков

Духовная культура тюркского периода в истории Казахстана. Проникновение мировых религий на территорию Казахстана. Человек, являясь, прежде всего духовным существом, всегда пытался осмыслить происходящие вокруг него природные и социальные процессы. Наблюдение за ними, непосредственное участие в этих процессах самого человека, оценка с точки зрения определенных моральных, эстетических и других социальных ценностей приводят к возникновению целостного образа мира. В мифологии, главным образом, отражались мировоззренческие основы бытия древнего человека, которое порождало основной вопрос мировоззрения, вопрос о взаимоотношении «Оно» и «Мы». Он может быть конкретизирован в осмыслении взаимоотношений человека и космоса, человека и природы, человека и общества. Конечно, речь не идет о теоретических изысканиях древних. Но уже в рамках мифологического сознания, на основе соответствующего ему способа мышления возникает представление о сверхъестественном бытии. Так возникают мировоззренческие мифы о происхождении мироздания и человека. Они рассказывают о творении космоса из хаоса, о конце света, о сотворении первочеловека и первопредков народа, о культурных героях, дарующих людям различные предметы культуры, о происхождении природных и космических циклов и т.д. Эти мотивы в той или иной степени присутствуют в мифологии каждого народа. Общемировые мифологические сюжеты чаще всего фрагментарно сохранились в сказке, эпосе, преданиях и легендах. Обобщение такого обширного эмпирического материала позволило бы выявить общие тенденции и закономерности в функционировании мировоззрения, а также особенности сознания представителей тюркского кочевого мира.
Л.Н. Гумилев особо отмечал наличие у древних тюрок «четко отработанного мировоззрения», противопоставленного культуре Китая, Ирана, Византии и Индии. Как свидетельствуют орхонские тексты, причина была в стремлении соседей к активной культурной экспансии, к навязыванию тюркам своих духовных ценностей: «у народа табгач… была речь сладка, а драгоценности мягкие (т.е. роскошные, изнеживающие); прельщая сладкой речью и роскошными драгоценностями, они столь сильно привлекали себе далеко (жившие) народы. (Те же), поселяясь вплотную, затем устраивали себе там дурное мудрование» . Из этого небольшого фрагмента видно, что тюрки сознательно отрицали китайскую культуру, так как ясно понимали негативные последствия ее влияния.
Тюрки-номады в процессе духовного творчества создали своеобразную модель мироздания. Эта картина мира включает в себя образы Пространства и Времени, морально-нравственные ценности, экологические принципы взаимодействия, способы общения с другими народами и духовного освоения мира.
Л.Г. Сатаева отмечает, что «исследование духовной культуры в ее целостности и самоопределяемости сознанием есть, собственно, философия культуры, однако абстрактное постижение сути культуры неизбежно преломляется в конкретных философских концепциях, отмечающих на себе печать Востока и Запада. Дух Западной и Восточной культур с неизбежностью дополняется духом центральноазиатской культуры, поскольку все эти три первоосновы культурного осознания человеком своего бытия обладают целостностью, самодостаточностью в своем духовном самоопределении. Они не идентичны, однако в глубине постижения мира пересекаются их пути в заданности проблемы — личностное сознание в устремленности на собственное «я» преломляется в различных формах духовно-культурной интерпретации» . Так, главный принцип сознания номадов -динамичность идеи пути, генетическая восприимчивость к переменам.
Формирование мировоззрения идет под воздействием различных факторов — это и среда обитания, тип хозяйства, культурный диалог с другими народами. В надписи Тоньюкука на реке Селенга говорится: «.. .тюрки, следуя за травой и водою, не имеют постоянного местопребывания и упражняются только в военных делах». Кочевой образ жизни определял особенности древнетюркского мировоззрения. Если мир земледельца ограничивался территорией сельской общины, то перед кочевником лежала бескрайняя степь. Но это огромное пространство было хорошо освоено и не пугало его. На нем были обозначены места кочевок, пастбищ, проведения религиозных ритуалов, былых сражений, т.е. пространство разнородно, и каждая его часть имеет особую значимость, связана с эмоционально окрашенным восприятием. Как подчеркивают исследователи, «это пространство контакта, индивидуальных событий контакта, пространство скорее тактильное, чем визуальное, в противоположность расчерченному пространству Евклида…. Думается, что психологический тип тюрков сложился под влиянием присущего им образа жизни и пространственных ощущений». Один из идеологов евразийства Н.С. Трубецкой отмечал в свое время, что «…иипичный тюрк… предпочитает оперировать с основными, ясно воспринимаемыми образами и эти образы группировать в ясные и простые схемы» . Картина духовного мира номада пишется в основных тонах, широкими мазками. Для нее чужды детализация и полутона, она развивается вширь и в длину.
Исследователи отмечают факты проникновения буддизма, митраизма, манихейства, несторианства. Однако в высшей степени знаменательным представляется то обстоятельство, что ни одна из этих религиозных идей не сыграла роли всеобъемлющей цивилизационной доминанты. Это обстоятельство свидетельствовало об устойчивом менталитете и не воздействии чужой сакральности на особый динамизм номадического сознания. Так, например, эпический враг царей и героев Иранского нагорья Афрасиаб, владетель Турана, был признан тюрком. Так был совершен первый шаг в создании «иранской» генеалогии тюрков и одновременно глубинного проникновения тюркского элемента в систему иранской культурной традиции.
Время воспринималось тюрками-номадами как последовательная смена поколений. Для каждого человека важно было знать свою генеалогию. Часто прародителем считали определенного культурного героя, историческую личность, животное (волк). Древность рода определяла социальную значимость его представителей. Например, Кюль-тегин начинает свою родословную со времен сотворения мира. Номад не чувствовал себя случайно заброшенным в этот мир, он был продолжением длинной череды предков его рода и имел собственное продолжение в потомстве.
Для более точной датировки того или иного события использовался звериный цикл, в котором каждый год соответствовал какому-нибудь животному. В жизни номадов жизненный цикл животных имел знаковое значение. Восприятие времени было тесно связано с преемственностью поколений и с хозяйственным объектом древних тюрков — животными, короткий жизненный цикл которых разворачивался на их глазах. Если Кок Тенгри олицетворял бесконечность, то Умай — конечное земное время, состоящее из актов рождения, вступления в брак и ухода из жизни. Каждая веха в жизни человека сопровождалась совершением особых обрядов. Но время для человека не заканчивалось с уходом из земной жизни, оно продолжалось уже в потусторонней жизни. У номадов для обозначения наступления смерти используют слово «откен», т.е. «прошел» — прошел через ту грань, что отделяет мир живых от мира мертвых. Для благополучной жизни в ином мире рядом с покойником размещали разные, необходимые для хозяйства полезные вещи. Древнетюркский обычай ставить на могиле каменное изваяние умершего и совершение перед ним жертвоприношений свидетельствует о том, что со смертью человек не вычеркивался из жизни живых, он незримо присутствовал среди них, был их заступником перед Тенгри .
Все это говорит о том, что тюркам-номадам было чуждо механистическое восприятие времени как простое чередование событий. Через память о предках, через предания о великих богатырях и военных сражениях история органично входила в жизнь человека. Время для него имело сакральный смысл, пространство было одухотворено осознанием включенности человека и общества в природу. Традиция предписывала номаду жить в гармонии с природой, чтить предков, соблюдать обычаи своего народа. Коллективная память в форме «традиции» хранила способы противостояния «хаосу» и спасения «космоса» как организованного начала.
В казахском менталитете бытовали и сохранились до сих пор следующие понятия, которые дают представление о психологии героев древних и современных казахов. Первое из этих понятий — «ар». «Ар» — честь, достоинство, высшая категория Человека. Второе понятие — «ру». «Ру» — семья, род, община. Важнейшая обязанность человека — помнить и не ронять «ар -ру». Третье понятие «ар — ру — ак» — это честь, род и святое. Потомок на земле не должен запятнать памяти аруаха. Следующее понятие — «ел». Ел — это отчизна, осознание цели своего существования. Без ощущения «ел» человек превращается в вечного манкурта (мэцп — вечный, вдт — червь). Защитник еля — Ер. Честь мужчины возвеличивает его род, ел: «Ер намысы — Ел намысы» («Честь мужчины — честь родины»). Эта информация фиксируется в устном творчестве, а также в литературе в художественных формах.
В целом, духовную культуру номадов можно рассмотреть, разделяя ее на два больших периода.
Первый период — эпоха Тенгриизма, имеющая четыре рубежа, связанных с появлением следующих памятников:
1. Священная книга «Авеста» и поэма «Сказание о Гильгамеше» ариев.
2. Героические эпосы саков: «Алып Ер Тонга» (Афрасиаб) и «Шу».
3. Эпические поэмы гуннов: «Огуз-каган», «Аттила», «Кок бори» и «Ергенекон».
4. Эпические произведения эпохи тюркского каганата: «Кюльтегин», «Тоньюкок» и «Бильге каган».
Второй период — эпоха Ислама, состоящая из трех рубежей:
1. Ислам или эпоха расцвета кочевой духовной культуры, к которой относятся труды и деяния: Аль-Фараби, Махмута Кашгари, Жусип Хас Хажыба Баласагуна, Ахмет Йугинеки, Ходжа Ахмета Йассауи, СYлеймен Бакыргани, Коркыта, «Кодекс куманикус» и других.
2. Эпоха Золотой Орды, к ней относятся: «Махаббат наме» Хорезми, «Хусрау Шырын» Куттуба, «Тюркский Гулистан» Сайф Сараи, «Жусип и Зылиха» Дурбека и другие.
3. Эпоха Казахского Ханства, к ней относятся казахская письменная литература: Абильгазы Бахадурхан «Тюркская летопись», Кадыргали Жалаири «Сборник летописей», Бабур «Бабур наме», Хайдар Дулати «История Рашида»; казахская поэзия Х1У-ХУ1 вв., или эпоха «Жеруйык»; эпоха «зар заман».
В середине первого тысячелетия нашей эры тюрки-номады уже пользовались собственной системой письма, названной рунической письменностью. Согласно последним исследованиям, руническая письменность зародилась еще до нашей эры, возможно, в сакское время. В III-V вв. н. э. существовали два варианта рунического письма — гуннское и восточное, бытовавшие на территории Жетысу и Монголии. В VI-VII вв. на базе последнего развивается древнетюркская письменность, названная орхоно-енисейской. Гуннское руническое письмо послужило основой для развития булгарского и хазарского письма, а также письменности кыпчаков. К вопросу применения письменности некоторые заключения таковы. Номады или насельники Казахстана использовали арамейскую, согдийскую, турфанскую и тюркскую письменность: -арамейская письменность возникла в среде арамеев в начале первого тысячелетия до нашей эры на основе финикийского письма. Она состоит из согласных звуков. Пишется справа налево;
-согдийское письмо, можно сказать, является одним из видов арамейского письма. Оно применялось в Согдиане или государстве Согды. Основными жителями Согдианы были оседлые и кочевые племена саков;
-турфанское письмо (уйгурское письмо) использовалось с первого века до н.э. до девятого века нашей эры. Писалось сверху вниз. Буквы имели разное начертание в начале, середине и в конце слова;
-тюркское письмо (руническое письмо) — буквенное письмо, состоит из 35 букв. Пишется справа налево. В этом письме применяется 8 гласных фонем. Они обозначаются четырьмя полифоническими буквами. 16 согласных фонем отмечаются 31 буквой .
Надпись на Иссыкской чаше — находку из кургана Иссык под Алматы сравнивают с находкой гробницы Тутанхамона в Египте. В кургане обнаружено погребение «Золотого Человека» и «серебряная чаща», на которой есть надпись в две строки из 26 знаков. Чаша свидетельствует о наличии письменности у саков. По мнению ученых, надпись выполнена руническим алфавитом на древнем «алтайском» языке.
Памятники тюркской письменности — это тексты на стенах храмов, стелах, кирпичах, золотых и серебряных сосудах, монетах, бронзовых зеркалах, коже, бумаге. Они разные по жанру: надписи-эпитафии, историко-художественные, хозяйственно-бытовые, магические, религиозные и юридические тексты.
Многими средневековыми и современными авторами отмечено существование у тюркоязычных народов своеобразной монотеистической религии — тенгриизма. Эта религиозная система зародилась в недрах кочевого общества Евразии до нашей эры и продолжает сохранять свои позиции сегодня в сознании казахов, несмотря на внешнюю привязанность последних к исламу.
В VI -VIII вв. среди тюркоязычных народов Казахстана существовала устно-поэтическая традиция, восходящая к еще более ранней эпохе. Элементы древней поэтической традиции тюрков зафиксированы в китайской исторической литературе. Китайские летописи сохранили легенды и народные исторические предания, сюжеты которых отражают древнейшие тотемистические представления племен и их географическое расселение. Широко известны поэтизация легендарных мест, исторические предания о священной земле «Отукен», неоднократно упоминаемой в орхонских памятниках и трудах Аль Бируни, Марвази, Махмуда Кашгари. Представляет интерес поэтическая легенда о сказочной горной долине Ергенекон. Долина рисуется местом мирного обитания племен, не доступным для врага. Она окружена со всех сторон неприступными горами, и жизнь обитателей долины безопасна. Эта легенда отражала мечту народа о мирной жизни. На основе древних исторических сказаний развивалось в VI — VIII вв. устное творчество, отражавшее подвиг народа, его стремление к свободе, ненависть к чужеземным завоевателям.
Вместе с тем в устном народном творчестве VI — VIII вв. уже зарождались древнейшие поэмы и традиции эпической поэзии, зафиксированные в орхонских памятниках. Элементы ее уже видны в текстах надгробных стел Кюльтегина и Бильге кагана, повествующих о событиях V — VII вв. Надпись Кюльтегина насыщена эпитетами, метафорами, которые впоследствии стали традиционными и переходили из поколения в поколение. С древней поэтической традицией связаны, например, клички боевых коней Кюльтегина: «Ак — оксиз», «Ак — адман», «Башгу — Боз», эпитеты «синий», «белый», «могучий» характерны для орхонских текстов.
Надпись Кюльтегина сохраняет мотивы обрядовой поэзии, перешедшие позже в эпос. Богатыри носят различные эпические имена: Мойыншор Контери (с панцирной кожей), Арслан — юракли (с сердцем льва), Елтуган — тутык (защитник народа). Общие синонимы богатырей — Алып (огромный герой), Ер (богатырь).
О развитии народного творчества того времени дают представление многочисленные пословицы и поговорки, в которых отражены мудрость, культура и жизненный опыт поэтического народа. В лаконических изречениях даны назидания и советы, высмеиваются людские пороки. Приведем примеры устного творчества. Пословицы о труде: «Труд не пропадет даром», «Камень разбивает голову, труд дробит камень», «Союз, скрепленный у сохи, не исчезает при жатве», «Наступление осени известно с весны». Бытовые поговорки: «Мышь, рожденная на мельнице, грома не боится», «Человек с кошмой мокрым не станет», «Не рой яму другому, сам попадешь», «Выпущенная стрела не вернется обратно», «Верхом на верблюде не скрыться в стаде баранов» и другие.
Непосредственно на территории Казахстана сложились наиболее известные древнейшие эпосы — «Коркыт Ата» и «Огыз — наме». Крупнейшим произведением творчества этой эпохи является поэма «Кутатгу Билик» (Благодатное знание). Она написана Юсуфом Хас — хаджибом из Баласагуна для одного из правителей Караханидского государства — Сатук Богра хана. Общий объем произведения 13 тысяч двустиший. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Глубокое содержание и яркий поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгой всех, владевших грамотой. Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что знание — единственный источник для благополучия как правителей, так и народа. Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченный благодатным знанием, утверждает Юсуф.
Значительное место в культурной жизни населения занимали произведения суфистского толка поэтов, проповедников культа ислама. Среди этих писателей наиболее крупным был Ходжа Ахмет Яссави, проповедник ислама XI — XII вв. Он написал сборник стихов «Дивани Хикмет» (Книга о премудрости) — прежде всего, религиозно-мистического содержания. Вместе с тем в ней можно найти факты культурно-исторического, этнографического и социально-бытового характера. Сборник представляет интерес как древнейший литературный памятник, важный для изучения языка, этнографии племен того времени.
Младшим современником, учеником и единомышленником Яссави был Сулеймен Бакыргани, известный также как Хаким Ата. Книга Сулеймена Бакыргани, написанная под влиянием «Дивани Хикмет», называется «Заму назир китабы» (Книга о конце света). Основная мысль произведения: все на земле — и хорошее и плохое — создано по воле Бога. Когда наступит конец света, погибнут все — грешные и святые, ангелы и черти, вся Вселенная, останется лишь Бог, который вновь создаст мир, и все возвратится к жизни. Оба сборника в течение столетий служили пособием во всех медресе Средней Азии и Казахстана.
Казахская литература наследовала литературные традиции тюрков, ибо тюркские памятники являются общим наследием всех современных тюркоязычных народов. Продолжателями традиции древнетюркской литературы в казахской поэзии Х1У-ХУШ вв. стали жырау. Они создавали свои поэтические произведения путем импровизации. Само слово «жырау» происходит от слова «жыр» — твори или творец. Основной жанр жырау — толгау (размышления). Различались два вида толгау: философские и лирические. Следующий жанр — это посвящения, восхваления, призыв и жоктау. Произведения жырау носят назидательный характер, их языку присуща афористичность (краткое изречение, законченная мысль, выраженная в сжатой, точной форме). Многие строки со временем превратились в пословицы и поговорки.
Поэты-жырау через свое творчество предлагали положить в основу жизни общества принципы «благое слово», «благое дело» и «благая мысль». Таким образом, формированию культуры и мировоззрения народов Центральной Азии и Казахстана во многом способствовали исследования человеческих взаимоотношений, отраженных в поэзии философов-поэтов жырау. Они же помогали становлению современных национальных культур, имеющих общий исток в виде номадического типа мышления.
В Х1У-ХУШ вв. основы ораторского искусства имели продолжение и развитие. Ораторские речи — жанр, в котором обнаруживается специфика казахского устного творчества. Ораторские речи имеют реалистическую тематику и делятся на три основных вида: посвящения, размышления, дискуссии.
Таким образом, мы видим, что культура тюрков — один из научных центров тогдашнего мира. Такие центры как Баласагун и Отрар в развитии научных знаний сыграли очень большую роль. К сожалению, немногое сохранилось. Погибла знаменитая Отрарская библиотека, где хранились труды казахстанских ученых, но и дошедшее до нас свидетельствует о подлинном расцвете науки среди тюркоязычных народов Казахстана.
В заключение отметим, что культура народов, населявших Казахстан в VI — XIII вв.. была естественным продолжением культуры сако-хуннского периода и, в свою очередь, послужила фундаментом для развития культуры казахского народа в контексте кочевой цивилизации.

В период древности и средневековья складывались и преемственно закреплялись этнокультурные традиции, которые, имея зачастую различные истоки, постепенно формировали особенности, в той или иной мере присущие всем тюркоязычным этносам. Наиболее интенсивно формирование такого рода стереотипов происходило в древнетюркское время, то есть во второй половине I тыс. н.э. Тогда определились оптимальные формы хозяйственной деятельности кочевое и полукочевое скотоводство, в целом сложился хозяйственно-культурный тип традиционное жилище и одежда, средства передвижения, пища, украшения и т.п., приобрела известную завершенность духовная культура, народная этика, социально-семейная организация, изобразительное искусство и фольклор. Наивысшим культурным достижением стало создание собственной письменности, распространившейся со своей центрально азиатской родины Алтай, Монголия, Верхний Енисей до Подонья и Северного Кавказа.

Религия древних тюрок основывалась на культе Неба - Тенгри, среди современных её обозначений выделяется условное название - тенгрианство. У тюрок не было представления об облике Тенгри. Согласно древним воззрениям мир разделён на 3 слоя: верхний изображался внешним крупным кругом, средний изображался срединным квадратом, нижний изображался внутренним малым кругом.

Считалось, что первоначально Небо и Земля были слиты, образуя хаос. Потом они разделились: сверху проявилось ясно-чистое Небо, внизу же оказалась бурая земля. Между ними возникли сыны человеческие. Данная версия упоминалась на стелах в честь Кюль-тегина и Бильге-кагана.

Также существовал и культ волка: многие тюркские народы и сейчас сохранили легенды о том, что ведут происхождение от этого хищника. Культ частично сохранялся даже у тех народов, которые приняли иную веру. Изображения волка существовали в символике многих тюркских государств. Изображение волка также присутствует на национальном флаге гагаузов.

В тюркских мифических преданиях, легендах и сказках, а также в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках волк выступает как тотемический покровитель, защитник и предок-прародитель

Развит был также культ предков. Существовал политеизм с обожествлением сил природы, что сохранилось в фольклоре всех тюркских народов .

Заключение

Темой моего исследования была цель рассказать о тюркских народах Алтайского края. Значимость заключается в том, чтобы каждый человек знал о своем происхождение, о своих традициях и культуре в целом.

Тюркские народы - народы, говорящие на тюркских языках, а это азербайджанцы, алтайцы (алтай-кижи), афшары, балкарцы, башкиры, гагаузы, долганы, каджары, казахи, карагасы, каракалпаки, карапапахи, карачаевцы, кашкайцы, киргизы, кумыки, ногайцы, татары, тофы, тувинцы, турки, туркмены, узбеки, уйгуры, хакасы, чуваши, чулымцы, шорцы, якуты. От речи тюркских племен ведет свое происхождение турецкий язык, от их общего имени - название турецкой нации.

Тюрки - это обобщённое название этноязыковой группы тюркских народов. Географически, тюрки рассеяны на огромной территории, которая занимает около четверти всей Евразии. Прародиной тюрков является Центральная Азия, а первое упоминание этнонима «тюрк» относится к 6 веке н.э. и связано оно с именем Кёк Тюрков, которые под предводительством рода Ашина создали Тюркский Каганат.

Хотя тюрки не являются исторически единым этносом, а включают в себя не только родственные, но и ассимилированные народы Евразии, тем не менее тюркские народы являются единым этнокультурным целым. А по антропологическим признакам можно выделить тюрков, относящихся как к европеоидной расе, так и к монголоидной, но чаще всего встречается переходный тип, относящийся к туранской расе.

Во всемирной истории тюрки известны, прежде всего, как непревзойдённые воины, основатели государств и империй, умелые скотоводы.

Алтай - прародина всех современных тюркских народов мира, где в 552 году до н.э. древние тюрки создали свое государство - каганат. Здесь сформировался первозданный язык тюрков, получивший распространение среди всех народов каганата благодаря появлению письменности в связи с государственностью тюрков, известной сегодня как «орхоно-енисейская руническая письменность». Все это послужило появлению в современном научном мире термина «алтайская семья» языков (куда входят 5 больших групп: тюркские языки, монгольские языки, тунгусо-маньчжурские языки, в максимальном варианте также корейский язык и японо-рюкюские языки, родство с двумя последними группами гипотетично) и дало возможность утвердиться в мировой науке научному направлению - алтаистике. Алтай в силу геополитического расположения - центр Евразии - в разные исторические эпохи объединял разные этносы и культуры.

Республика Алтай - это стабильный, своего рода модельный регион, где в мире и согласии 2,5 столетия живут тюрки и славяне, русские и алтайцы, представители других больших и малых этносов. В результате сложился и укрепляется от поколения к поколению, как у вас в Татарстане, двуединый культурно-цивилизационный симбиоз: «Живи сам и давай жить другим!» - вот кредо алтайского, сибирского, российского сосуществования, сотрудничества. Вот оттого-то уважительное отношение друг к другу, языкам и культурам, традициям и обычаям, духовным ценностям у нашего народа, как говорится, в крови. Мы открыты для дружбы и сотрудничества со всеми, кто идет к нам с добрым сердцем и чистыми помыслами. В последние годы Республика Алтай значительно расширила сотрудничество не только с ближними сибирскими регионами России, но и с сопредельными территориями Казахстана, Монголии, Китая.

Основной религией древних тюрков было поклонение Тенгри(Небу). Именно по воле Неба правили каганы, которые именовались «Небоподобными и на Небе рожденными»: «Небо, которое, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа, возвысило моего отца-кагана и мою мать-катун, Небо, дарующее (каганам) государства, посадило меня самого, надо думать, каганом, чтобы не пропало имя и слава тюркского народа», - так пишет Бильге-каган о своем восшествии на престол. Следующее по значению было женское божество Умай – покровительница домашнего очага и детей. Культ Умай еще сохранялся у некоторых тюркоязычных народностей Алтая в конце 19в. Наряду с собственными древними верованиями, в 6-9в.в. среди тюркоязычного населения Центральной Азии, и, вслед затем, Средней Азии и Казахстана, получили распространение религиозные системы, созданные иными цивилизациями: буддизм, манихейство, христианство, иудаизм. Самая молодая мировая религия – ислам, основные идеи и принципы которой зафиксированы в священных памятниках конца 6в. – первой четверти 7в. – Коране и Сунне, постепенно, мирным путем, в условиях абсолютного господства религиозного сознания в обществе, вытеснила и христианство, и буддизм, и зороастризм и местные культы.

Письменность и язык:

Первые тюркские надписи – р. Орхон (Монголия), в Казахстане – р. Талас.

В 6в – 10в – согдийское письмо (рунического типа), 9в - 12в – арабский язык и письмо.

Самые известные памятники рунической письменности, древнейшие памятники древнетюрксой письменности – надписи в честь Бильге-кагана и Кюль-Тегина (блестящие образцы политической прозы, традиции ораторского искусства, единый литературный язык, богатырские деяния). Монгольские стелы – памятники письменности. Памятники письменности в К – надмогильники Таласа, надписи монет, бытовых предметов. Впервые о письменности тюрков говорит Менандр Протектор («скифское письмо»). Древнетюркский рунический алфавит на основе согдийского. О самостоятельной письменности тюрков в 6в говорят китайские источники.

Искусство:

Каменные изваяния балбалы, могильники, одиночные погребения обязаны своему появлению тюркам. Балбалы - каменные бабы изображали бородатых мужчин с сосудами, олицетворяли знать могилы, лицом к востоку, при исламе перестают делать. Из керамики выделяются горшки (зеленые и коричневые). Орнаменты: геометрические, буквенные, растительные, зооморфные. Искусства стран Шелкового пути «взаимовлияли». Тюркского правителя философы называют «царем хищных зверей». Общественное сознание и политические концепции 11в отражены в книге Баласагуни «Кутадгу билик» - «Наука, приносящая счастье» (первый памятник светской литературы). 10в - 12в – складывается Северо-Туркестанская архитектурная школа («традиции степного искусства»).

Мавзолей Кара-хана – памятник караханидского зодчества (вообще мавзолеи – памятники архитектуры 10в - 12в). Показатель высокого уровня архитектуры 11в - кубический мавзолей Бабаджа-хатун в Таразе (раннее мусульманское мемориальное сооружение). Мавзолеи Айша – биби (11в - 12в, Тараз,), Сырлытам (12в, Сырдарья). Дворцы Кедера и Джамуката (монументальные постройки 7в - 9в).

Найманы и Кереи.

В XII веке конфедерация найманов наряду с кереитами (кереи и меркитами) представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Между тем вопрос о происхождении и ранней истории найманов достаточно сложен вполне возможно, что они имели смешанный этнически состав, хотя новейшие сведения в научной литературе подтверждают мнение об их тюркоязычности. Полагают что значение термина «найман» раскрывается с позиции монгольского языка и означает «восемь», по числу племен, входивших союз племен «секиз - огузов» исследователями отождествляется с найманами. В VIII веке племенное объединение огузов занимало земли от р. Орхон до верхнего Иртыша. Там же впоследствии жили и найманы.

Исключительное место в государстве кереитов и найманов занимала ханская ставка (орда), она ведала ханским имуществом и армией. У найманов и кереитов действовало обычное право. В ханствах имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью, особенно при сборе налогов и назначении должностных лиц. Должности у элитарной части общества, как обычно, передавались по наследству. Процесс социальной дифференциации и консолидации родственных племен завершился образованием (XII – нач.XIII вв.) раннефеодальных государств: Улуса кереитов и Улуса найманов.

Важную роль в истории Казахстана сыграли найманы и кереиты – родственные тюркские племена, оформившиеся в племенные союзы в Центральной Азии. Под давлением монголов в конце ХII начале ХIII веков часть найманов и кереитов перекочевала на территорию Казахстана, обосновавшие на Алтае в Восточном Казахстане, а затем далее на запад в Семиречье. В 1007 году найманы и кереиты приняли христианство несторианского толка. Общественная организация найманов и кереитов была в виде самостоятельных улусов, которые правили ханы. В 1211 года глава найманов Кучлук хан покорил каракитаев и установил свою власть в Семиречье.

Материальная культура Архитектура – строительное искусство. Акыртас – незаконченное сооружение Жамбыльская область 7 -8 вв. относится к карлукам, изучал Байпаков. Билеулы – находится на границе между Казахстаном и Каракалпакией. Сардоба – надстройка над колодцем. Мырзарабат и Якка. Строились вдоль караванных путей. Дын – пример зодчества доисламского периода 8 в. . Сооружение на месте захоронения людей в виде юрты. На месте городов Акбешим и Суяб (7 -8 вв.) найдены остатки буддийских храмов. Исламские мечети стали строиться со 2 пол. IX в.

Материальная культура Балбал (балбык) – каменные скульптуры на месте захоронения знатных людей. (Центр. Казахстан, Жетысу) Терракота – керамика из оббожженой глины. Оссуарий – сосуд из глины, где хранились кости умершего.

Духовная культура Тюрки говорили на тюркском языке и пользовались древнетюркской рунической письменностью. Возникла в сер. 1 тыс. до н. э. . Алфавит состоял из 35 букв. Создан на основе тамг (родовых знаков). Во время установления дипломатических отношений с Византией тюрки использовали скифское письмо. В 8 -9 вв. письменность становится достоянием всего народа. Также использовали согдийскую письменность (при дворе кагана) Найдено более 200 устных памятников. Самые ранние произведения – орхоноенисейские письмена «Культегин» и «Тоньюкок» - исторические дастаны (поэмы). Всего 150 надписей.

Духовная культура В 8 в. появилась письменная литература. К ней относятся - «Книга моего деда Коркыт-ата» и «Огузнаме» «Книга моего деда «Коркыт-ата» состоит из 12 эпосов. Это слова назидания для молодежи. Мавзолей Коркыт-ата находится в Кзыл-Ординской обл. Поэма «Огузнаме» появилась в связи с событиями во 2 в. н. э. Основная идея – призыв к единству в борьбе с врагом. 8 -9 вв. - в устной форме, 11 в. - в письменной форме. В 6 в. переведена на персидский язык, в 9 в. – на арабский. В 13 в. ее записал персидский историк Рашид ад-Дин. В 17 в. - Абулгазы хан

Религия Развитие культа Тенгри (небо). Тенгрианство – одна из первых религий с элементами монотеизма (единобожия) Поклонялись Умай ана – покровительница дома, семьи. С ней связан культ огня. Жер-Су – земля-вода. Кок бори – волк. У огузов почитание барана. Тумары – талисманы от сглаза. Аруах – культ предков. В Сырдарьинском регионе – культ барана (связан с Фавном - бог полей и лесов у персов) Через трассы ВВ. Ш. пути шло распространение других религий. Буддизм распространяли согдийцы. (в 6 -8 вв. переселились в Жетысу). Храмы в Суябе. Подземный монастырь в Испиджабе 6 -8 в. Манихейство и зороастризм - древнеперсидские религии. Монастыри в Таразе. Несторианство (христианство) в Актобе найдены остатки виноделен.

Оседлая культура Южный Казахстан и Жетысу – районы формирования городской культуры. В 7 -8 в. города выполняли административную функцию. С переселением согдийцев в Жетысу в 7 -8 в. началось распространение городской и оседлой культуры. В Согдиане в нач. нашей эры было налажено производство шелка Первые города – южный Каз-н Испиджаб (Сайрам), Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак. Жетысу – Талхир, Алмалык, Койлык.

Городская культура В южном Казахстане – 37 городов. В Жетысу - 36 (ю-з)+70 (с-в) городов Самые крупные – Испиджаб, Отрар, Сауран. Цитадель – укрепленная центральная часть, жил правитель. Шахристан – район для знати. Рабад – ремесленно-торговый район. Новым элементом строительства стали мечети, бани в связи с распространением ислама. Площадь городов увеличилась (за счет рабадов), строились оборонительные сооружения. Суфы – глиняные помосты для отдыха. Ташнау – санитарно-очистительные сооружения.

Архитектура В X-XI вв. шло распространение ислама. Его укрепление можно проследить по погребальным обрядам. Мечети стали строиться с IX в. Минарет Боран (Х-ХI в.) Жетысу. При раскопках г. Куйрыктобе найдены остатки древней мечети. Мавзолеи Бабаджа-Хатун (Х-ХIв.) и Айша-биби (ХI-ХIIв.) у Тараза. Мавзоле Карахана у Тараза. Мавзолей Сырлытам на Сырдарье. В Отраре обнаружены остатки двух восточных бань. Для них использовалась колодезная вода. Бани (две)в Таразе обеспечивались водой с гор. Одна из бань действовала до 60 -х гг. ХХ в. Бани отапливались системой жаропроводящих каналов.

Наука и литература Распространение ислама оказало влияние на развитие науки и литературы. С Х в. все произведения стали писать на арабском языке. В Сайраме, Отраре, Туркестане открывались медресе. Тюркский ислам является синтезом тенгрианства и ислама – суфизм.

Наука Абу Насыр аль-Фараби (870 -950) Первый ученый Востока, «второй после Аристотеля» . Философ, математик, музыкант. Родился в г. Весидж в округе Фараб (Отрар). Образование получил на кыпчакском языке. Труды – «Слово о классификации наук» , «Трактат о жителях добродетельного города» и др.

Наука Абу Райхан аль. Бируни Ученыйэнциклопедист. 150 трудов. Первый на Востоке (до Коперника) высказал мысль о движении Земли вокруг солнца, доказал закон всемирного тяготения.

Литература Махмуд Кашгари (1030 -1090) ученый-языковед. Исследовал тюркские племена, язык. Его труд – «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»). Энциклопедия тюркских народов. Он прославил тюркский язык, доказал, что он ничуть не хуже арабского языка.

Литература Юсуф Баласагуни (1021 -1075) Ученый, поэт, философ. Его труд – «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») написан на тюркском языке (впервые). Содержит сведения о жизни, обычаях, вере тюрков. Отражает общественную жизнь тюрков 11 в. Ученый подарил книгу кагану Арслану, ему присвоен титул главный визир.

Литература Ходжа Ахмед Йассауи (неизв. -1166) Основатель тюркского направления ислама (суфизма). Отец известный ученый, Ахмед остался сиротой, воспитывался сестрой. Автор сборника стихов «Диуани хикмет» («Книга премудрости). Написана на тюркском языке арабским алфавитом. Проповедует любовь к богу, смирение. Его учителем был Арыстан-баба (первых среди святых Средней Азии, жил в 7 -8 в.). Учеником Йассауи был Сулейман Бакыргани (Хаким ата)

Литература Ахмед Иугнеки. Поэт эпохи Караханидов. Прозван «поэтов» , предводителем мудрецов. Его книга «Дар истины» . В ней он призвал людей быть честными, не делать зла. Написана на тюркском языке Али автор поэмы «Жусуп Злиха» , воспевает любовь

Проверка знаний Некоторые города в период раннего средневековья появлялись на местах постоянных зимовок. По сведениям М. Кашгари в VI в. город Испиджаб носил название Сайрам. Тюрки были знакомы с процессом плавки металла в V в. В VI- IX вв. тюрки строили купольные сооружения над колодцами. «сардобы» В VI- IX вв. тюрки строили «сардобы» - купольные сооружения над колодцами вдоль караванных путей. На месте города Суяб найдены относящиеся к VII – VIII вв. буддийские храмы.

На месте города Суяб найдены буддийские храмы, которые относятся к VII - VIII вв. В VI- IX вв. тюрки возводили памятники в стиле «дын» - строения из камня в виде юрты на месте захоронения людей. Тюркские памятники в стиле «дын» относится к периоду доисламскому. В древнетюркских письменах каменные скульптуры установленные на месте захоронения знатных людей называли «балбал» . Каменные скульптуры «балбалы» тюрки устанавливали на месте захоронения знатных людей. Рост числа городов, развитие оседлой культуры на территории Казахстана наблюдается в X-XII вв.

В X-XII вв. самыми крупными городами на территории Казахстана были Испиджаб и Отрар. В Центральном и Восточном Казахстане рост числа городов и развитие оседлой культуры наблюдается в X-XII вв. Более ста местонахождении средневековых городов найдено только на территории Жетысу. В связи с распространением ислама в городах Казахстана начинают возводиться мечети в X-XII вв. Новым элементом в градостроительстве на территории Казахстана X-XII вв. являлось строительство Мечетей и бань В X- XII вв. наблюдается увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада. Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада (внешней части города) наблюдается в X-XII вв.

Свидетельством высокого уровня архитектуры X-XI вв. является Мавзолей Бабаджа-хатун. Свидетельством высокого уровня архитектуры XI -XII вв. является Мавзолей Айша-Биби. Мавзолеи Бабаджа-хатун и Айша-Биби расположенные близ города Тараз. Остатки двух восточных бань датируемые XI -XII вв. обнаружены в ходе раскопок города Отрар. В ходе раскопок города Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются XI -XII в. Укрепленная центральная часть, где жил правитель Цитадель Шахристан – это район, где проживала знать Рабад – это ремесленно-торговый район.

Древние тюрки пользовались письменностью рунической Древнетюркский рунический алфавит был создан на основе родовых тамг. Древнетюркский рунический алфавит, состоял из 35 букв Посланники Западнотюркского каганата доставили в Византию письмо написанное скифским письмом. Наряду с тюркским письмом в VI-IX в. широкое распространение на территории Казахстана получило Согдийское письмо Крупнейшими памятниками древнетюркской литературной письменности являются орхоноенисейские письмена «Культегин» и «Тоньюкок» . Древнейшие памятники древнетюркской письменности «Культегин» и «Тоньюкук» являются историческими поэмами - дастанами. В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись Тенгри.

К литературе тюркоязычных народов VIII - IX в. относится книга «Коркыт - Ата» . Более древний вариант поэмы «Огузнаме» был записан в XIII в. известным персидским ис-ториком Рашид ад-Дином. В период раннего средневековья тюркоязычные жители поклонялись Тенгри и женскому божеству Умай. Женское божество Умай считалась покровительницей очага и детей. В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись животному волку. У огузских племен почитаемым животным был Баран Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось с вторжения арабов в первой половине VIII в. С X в. в Южном Казахстане, с распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на арабском языке.

«Вторым учителем» после Аристотеля был назван, один из первых ученых Востока X в. Абу Насыр аль-Фараби свои труды писал арабским письмом Абу Насыр аль-Фараби получил образование на кыпчакском языке. История, этнография, устное народное творчество, язык тюркских народов эпохи средневековья отражены в книге Кашгари. «Дивуани лугат ат-тюрк» Ученый-тюрколог Н. А. Баскаков утверждает, в изучении тюркских языков первопроходцем среди исследователей был М. Кашгари Ученый А. Н. Кононов писал, что при создании своей книги Махмуд Кашгари ставил цель – прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он не ниже арабского языка. Общественно-политическая жизнь, обычаи, традиции и верования тюркских народов отражены в труде XI в. «Кутадгу билик»

За создание произведения «Кутадгу билик» каган присвоил титул «главного визиря» Юсуфу Баласагуни. Произведение XI в. «Кутадгу билик» Юсуфа Баласагуни является одним из первых научных трудов, написанный на тюркском языке. Поэт эпохи Караханидов, прозванный при жизни «предводителем мудрецов» , призывал людей быть честными и добросердечными Ахмед Иугнеки. Книга поэта эпохи Караханидов Ахмеда Иугнеки, написанная на тюркском языке и дошедшая до наших дней «Дар истины» . Дастан (поэма) «Дар истины» Ахмеда Иугнеки, поэта эпохи Караханидов, написан на тюркском языке. Учителем поэта, мыслителя и проповедника мусульманской религии в Казахстане Ахмеда Йасауи был Арыстан-Баба. Произведение Ахмеда Йасауи, в котором он проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм «Диуан-и- Хикмет» .

«Диуан-и- Хикмет» Ахмеда Йасауи написана на тюркском языке арабским алфавитом. Одним из учеников Ахмеда Йасауи является великий поэт, автор учебников по богословию Сулеймен Бакыргани. Первый на Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг солнца Абу Райхан Аль-Бируни. «Книга моего деда «Коркыт-ата» состоит из 12 эпосов. Керамика из оббожженой глины – это терракота Мырзарабат и Якка – это Сардобы Районы формирования городской культуры – это Южный Казахстан и Жетысу В 7 -8 в. города выполняли административную функцию.

1. Коркут был: A) Защитником города Отрар. B) Основателем религии ислам. C) Ханом Золотой Орды. D) Знаменитым ученым Востока. E) Знаменитым жырау, одаренным композитором. 2. В IX-XII вв. наблюдается территориальный рост городов за счет: A) Района, где жили купцы. B) Цитадели. C) Района, где жили военные. D) Рабада. E) Шахристана. 3. Сохранившийся памятник XII века, мавзолей Сырлы там обнаружен археологами: A) В низовьях Сырдарьи. B) В Туркестане. C) В семиречье. D) На Мангыстау. E) Близ Тараза.

4. Отражает общественную жизнь тюрков 11 в. книга: A) «Диван лугат ат- тюрк» Кашгари. B) «Кудатгу билиг» Баласагуни. C) «Джами-ат-тауарих» Кадыргали Жалаири. D) «Диван-и-Хикмет» Яссауи. E) «Тарих-и-Рашиди» . Мухаммад Хайдара. 5. Письменность, которой пользовался Аль-Фараби, создавая свои труды: A) Уйгурская. B) Сирийская. C) Тюркская. D) Согдийская. E) Арабская. 6. Племена, сыгравшие ключевую роль в становлении раннесредневековой городской культуры на территории Казахстана: A) Согдийцы. B) Кыпчаки. C) Кидани. D) Караханиды. E) Огузы.

7. Рабад – часть средневекового города, где: A) Находилась администрация. B) Жила знать. C) Жили бедняки. D) Были культовые сооружения. E) Велась торговля. 8. Вкладом в историю языкознания является труд Кашгари: A) «Диван лугат ат-тюрк» . B) «Тарах-и-Рашиди» . C) «Кудатгу билинг» . D) «Бакырган» . E) «Диван-и-Хикмет» . 9. Непосредственное влияние на Ахмеда Яссауи оказал его учитель: A) Кадыргали Жалаири. B) Мухаммад Хайдар. C) Махмуд Кашгари. D) Арыстанбаб. E) Бакыргани.

10. В IX-XII в. в тюркской среде широко употребляется: A) Арабский язык. B) Китайский язык. C) Греческий язык. D) Согдийский язык. Е) Персидский язык. 11. Самый древний памятник тюркской письменности: А) «Кутадгу Билик» В) «Тарихи-и-Рашиди» С) Письмена «Культегина» D) «Кодекс куманикус» E) «Диуани луга тат-тюрк» 12. Памятник литературы VIII- IX веков: А) «Диуани луга тат-тюрк» В) «Кутадгу билик» С) «Жусуп-Злиха» D) «Коркыт-Ата» E) «Диуан-и- хикмет»

13. Древнетюркский алфавит состоял из: А) 35 букв В) 45 букв С) 25 букв D) 30 букв E) 22 букв 14. Тюркский алфавит был создан на основе: А) Греческого алфавита В) Родоплеменных тамг С) Арабской письменности D) Латинского алфавита E) Иранской письменности 15. Древняя тюркская письменность на территории Казахстана появилась в: А) Cередине II тысячелетия до нашей эры В) Середине I тысячелетия до нашей эры С) Середине III тысячелетия до нашей эры D) Середине IV тысячелетия до нашей эры E) Середине I тысячелетия нашей эры

16. Памятник литературы VIII- IX веков: А) «Огузнаме» В) «Кутадгу билик» С) «Диуан-и-хикмет» D) «Жусуп-Злиха» E) «Диуани лугат ат- тюрк» 17. Древнетюркская письменность, найденная на берегах рек Талас, Или, Сырдарья получила название: А) «Таласская письменность» В) «Орхонские письмена» С) «Иероглифы» D) «Скифские письмена» E) «Иртышская письменность» 18. Древний памятник тюркской письменности: А) «Жусуп-Злиха» В) «Диуан-и-хикмет» С) «Возникновение наук» D) «Кодекс куманикус» E) Письмена «Тоньюкок»

19 Название Сайрам в VI веке носил город: А) Испиджаб В) Тараз С) Отрар D) Сыгнак E) Сауран 20. Купольное полуподземное сооружение над колодцем: А) Дын В) Сардоба С) Балбал D) Мавзолей E) Кемпиртас 21. Архитектурное сооружение доисламского периода в форме юрты: А) Сардоба В) Мавзолей С) Дын D) Мазар E) Балбык

22. Каменная скульптура, установленная на месте захоронения знатных людей: А) Мазар В) Мечеть С) Дын D) Балбал E) Сардоба 23. Исламские мечети стали строиться с: А) VII века В) VII века С) IX века D) X века E) XI века 24. Керамика из обожженной глины: А) Смальта В) Витраж С) Мозаика D) Майолика E) Терракота

25. Санитарно-очистительное устройство средневекового дома: A) суфы B) сардоба C) ташнау. D) тумар E) хикмет. 26. Мечети в городах южного Казахстана существуют с: A) VII в. B) VIII в. C) IX в. D) X в. E) XI в. 27. Бани в Таразе обеспечивались водой: A) по каналам с гор. B) по кяризам. C) с Сыр-Дарьи. D) из колодцев. E) дождевой.

28. До 1960 -х годов в Туркестане работал(-а) построенный(-ая) в средние века: A) медресе. B) баня. C) исламский университет. D) музей Ясави. E) караван-сарай. 29. У огузов распространено почитание: A) барса. B) дракона. C) единорога. D) барана. E) змеи. 30. Поэт Ахмед Иугнеки жил при: A) Караханидах. B) Джучидах. C) Шайбанидах. D) Карлуках. E) Чагатаях.

31. Отец Ясави бы: A) знаменитым полководцем. B) ханом. C) арабом-миссионером. D) крестьянином. E) известным ученым. 32. Ясави учился в: A) Бухаре. B) Сыгнаке. C) Багдаде. D) Дамаске. E) Стамбуле. 33. Произведение «Жусуп-Злиха»: A) эпос. B) воспевает любовь. C) сказка. D) заупокойные гимны. E) повествует о войне кыпчаков с монголами.

34. Более интенсивно развитие культуры протекало: A) в городских и земледельческих центрах B) в кочевых районах C) в полукочевых районах D) в районах добычи руды E) в горных районах 35. Более развитыми в экономико-культурном отношении были: A) южные районы Казахстана B) районы Прибалхашья C) территории Сары-Арки D) западные районы E) Мангыстау 36. Буддийские храмы в Казахстане относятся к: А) VII-VIII вв. В) X в. С) VI в. Д) IX-X вв. Е) X-XII вв.

37. Сооружение Акыртас (VII-VIII в) было найдено: А) в Жамбульской области В) в Костобе С) у Иртыша D) в Мангыстау Е) в Жетысу 38. В общей сложности на древнетюркском языке найдено: А) более 100 литературных памятника В) боле 200 С) около 500 D) Более 300 E) Около 150 39. Полностью произведение «Огузнаме» в XVII в. записал: А) Рашид-ад Дин В) Абулгазы хан С) М. Шокай D) аль Идриси Е) М. Кашгари

40. Автором поэмы «Кутадгу билиг» является А) Ходжа Ахмет Яссави В) Абу Насыр аль-Фараби С) Махмуд Кашгари D) Мухаммед Хайдар Дулати Е) Юсуф Баласагуни 41. Автором знаменитого труда «Диуани лугат-ат-тюрк» является А) Ходжа Ахмет Яссави В) Абу Насыр аль-Фараби С) Махмуд Кашгари D) Мухаммед Хайдар Дулати Е) Юсуф Баласагуни 42. Ходжа Ахмет Яссави является автором сборника стихов А) «Дар истины» В) «Диуани лугат-ат-тюрк» С) «Кутадгу билиг» D) «Жусуп Злиха» Е) «Диван-и Хикмет»

43. Глиняные помосты для отдыха – это А) ташнау В) дын С) суфы D) сардоба Е) терракота 44. Новым элементом градостроительства в X-XII в. было А) строительство буддийских храмов В) наличие сардобов С) строительство цитадели D) сооружение восточных бань Е) строительство оросительных каналов 45. производство шелка было налажено уже в начале нашей эры в А) государстве Кангюев В) Согдиане С) Индии D) Иране Е) Арабском халивате

46. Руины культовых сооружений раннего средневековья, относящиеся к различным верованиям, найдены на месте городов А) Баскамыр, Аяккамыр, Куйрыктобе В) Баршынлыкент, Ашнас, Отрар С) Тараз, Баласагун, Испиджаб D) Карачук, Бурух, Хурлуг Е) Алматы, Шур, Карнак 47. Среди терракотовых фигур тюрков и согдийцев встречаются изображения А) Тенгри В) Заратуштры С) Мухаммеда D) Будды Е) Иисуса 48. Одной из причин активного развития городской жизни в Х-XII вв. является А) образование Кыпчакского ханства В) образование тюркских каганатов С) объявление ислама государственной религией D) Прекращение торговли по Великому Шелковому пути Е) переход кочевников к оседлости

49. Сооружение Акыртас в Джамбыльской области, по мнению Байпакова, было возведено в эпоху А) Карлукского каганата В) государства Караханидов С) Кыпчакского ханства D) Западно-тюркского каганата Е) Тюргешского каганата 50. В гор. Чуйской долины, гор. Испиджабе обнаружены сооружения А) христиан В) манихеев В) буддистов D) мусульман Е) зороастрийцев 51. Тюркская письменность получила широкое распространение в А) 3 -4 вв. В) в сер. 1 тыс. до н. э. С) 6 -7 вв. D) 8 -9 вв. Е) 10 -12 вв.

52. Разновидность зодчества доисламского периода А) суфий В) балбык С) терракота D) сардоба Е) дын 53. Обереги, изготовляемые тюрками А) тамги В) кисе С) коржын D) тумары Е) диадема 54. наиболее крупным городам по площади в 10 -12 вв. . относятся А) Карнак, Карачак, Шур В) Бурух, Ашнас, Хурлуг С) Баскамыр, Аяккамыр, Куйрыктобе D) Испиджаб, Отрар, Сауран Е) Алматы, Шур, Карнак

Тюркская средневековая культура вошла в мировую сокровищницу культур. Уникальное сочетание двух видов хозяйства, смешение народов, языков, вызвали к жизни культурные феномены, до сегодняшнего дня поражающие своей глубиной, отточенностью мысли, красотой.

Материальная культура включает в себя жилища, одежду, предметы домашнего быта. Жилища представлены разборными домами – юртами и стационарными зимовками в кочевой зоне, каменными и саманными домами в оседлой зоне. По сохранившимся письменным описаниям мы можем сделать вывод, что средневековая юрта была похожа на традиционную казахскую, покрывалась войлоком, вход был всегда с восточной стороны. Очаг устраивался в центре. На зимовках жилища строились в основном из саманного кирпича, дерева. В качестве отделки служили войлоки, кошмы, шерстяные ковры.

Одежда тюрков шилась из шерсти, шкур и кож, тонкого войлока. Общими для тюрков были длиннополый кафтан с кантами.

Пища кочевого населения определялась образом жизни. Это молочные и мясные продукты. Однако, не следует считать, что растительная пища была исключена из рациона. Широко использовались дикорастущие растения, ягоды, фрукты, злаковые культуры.

Большую роль в развитии тюркской цивилизации сыграли города VI -XII веков. Города возникали на месте древних кангюйских городов-крепостей, на месте земледельческих оазисов. В X – XII веках только в Илийской долине возникло 56 новых городов. Это было связано с тем, что города стали транзитными точками на Великом Шелковом пути. Они вели торговлю не только между городами, но и между городами и степью.

Крупнейший из средневековых городов – Отрар – занимал площадь в 200 гектар. Нельзя думать, что города строились и развивались только на юге и юго-востоке Казахстана. В Центральном Казахстане города располагались в предгорьях Улытау, в долинах рек Сарысу, Кенгир, в горах Кент.

Города отличались высоким уровнем благоустройства. Обычными для них были водопровод, канализация (ташнау), проложенные из специальных гончарных труб. Это диктовалось необходимостью поддерживать чистоту в условиях жаркого климата, наличии природных очагов опасных инфекций. В каждом из городов имелись резервуары для хранения питьевой воды на случай осады, запасы продовольствия. Каждый из городов имел общественные здания – мечети, библиотеки, бани.

Важным элементом городов было развитое ремесло. Особое развитие получило гончарное и стеклодувное ремесло, ювелирное дело. Ювелиры средневековых городов Казахстана знали такие техники, как зернь, скань, литье, чеканка, чернь и т.д.

Особо следует сказать о семейных отношениях у тюрков. Семья была моногамной. Уже существовал обычай левирата (аменгерство). Группа родственников по различным линиям называлась особым термином. Строгим было разделение родственников на старших и младших, что позже сохраняется почти у всех тюркских народов до сегодняшнего дня. В таласских текстах есть названия некоторых категорий родственников: инилери – младшие братья или младшие родственники по мужской линии, синил – младшая сестра.

Безусловно, речь о тюркской культуре средневековья была бы неполной без рассказа о выдающихся деятелях тюркской цивилизации – Абу Насре аль-Фараби, Махмуде Кашагари, Жусупе Баласагуни, Ахмеде Яссауи.

Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн Узлаг ибн Тархан аль-Фараби ат-Тюрки – именно таково его полное имя, из которого мы видим, что он был из знатной тюркской отрарской семьи (Фараб - одно из названий города Отрар). Родился он в 870 году.

Умер аль-Фараби в 950 году в Дамаске, где и похоронен у Малых ворот. По сведениям его современников, он отличался скромностью, не интересовался материальными благами, получая у правителя Дамаска в месяц всего 4 серебряных дирхема (прожиточный минимум того времени).

Самые ранние переводы трудов ученого на латинский язык – язык науки средневековой Европы - были сделаны еще в XI-XII веках и хранятся в Оксфордской, Парижской и Мадридской библиотеках. Труды аль-Фараби были авторитетом для целой плеяды выдающихся ученых эпохи мусульманского Ренессанса (Джами, Руми, Ибн-Сина и т.д.) и европейского Возрождения (Леонардо да Винчи, Роджер Бэкон).

К XI веку относится творчество Махмуда Кашгари (Махмуд ибн Хусейн ибн Мухаммад Кашгари), правнука Богра-хана. В 1074 году он закончил главный труд своей жизни – «Диуан лугат-ат тюрк» - «Словарь тюркских языков».

В X-XI веках, в государстве Караханидов жил и творил Жусуп Баласагуни (родился в Баласагуне в 1015 или 1016 году), автор поэмы «Кутадгу билик» - «Благодатное знание».

Неполным было бы изложение материала по тюркской культуре, если бы мы не поговорили о творчестве Ходжи Ахмеда Яссауи. Основатель тюркской ветви суфизма, он родился в Туркестане в 1093 году. Ахмет Яссауи писал на тюркском, персидском, арабском, чагатайском языках. Главное его сочинение – «Диуани хикмет» или «Книга мудрости».

Учеником Ахмета Яссауи был Ахмет Иугнеки, известнейший поэт. В своем труде «Вознаграждение истины» он писал о равенстве всех людей перед лицом Бога, о предопределенности всего происходящего. Он считал, что человек должен довольствоваться малым, тем, что у него есть.

Можно было бы еще долго говорить о тех сверкающих вершинах, которых достигла тюркская культура в средневековье, на долгие годы став путеводной звездой для многих поколений людей не только в Казахстане и Центральной Азии, но и во всем мире. Отмечу лишь, что для этого были свои объективные причины. Смешение народов и языков, их религий и культур привело к выработке человеческой и культурной толерантности жителей региона, сохранившейся до сегодняшних дней.



Беременность и роды