Необычные способы вжиться в роль: как актеры готовились сыграть наркоманов.

Для того чтобы стать актером, в первую очередь необходимо разобраться в том, как сыграть роль, из чего состоит работа над образом, какими средствами можно воспользоваться, чтобы персонаж стал ярким и по-настоящему живым. Начинающему актеру хорошо бы поработать в театральном коллективе - здесь он приобретет бесценный практический опыт игры на сцене, а теорию можно изучать самостоятельно. Станиславский считал, что самое главное в становлении актера - работа над собой.

Как снять психофизический зажим

Первая проблема, с которой сталкиваются начинающие актеры, - это психофизический зажим. Если говорить попросту - это страх перед сценой, зрителями, боязнь забыть слова или действия. Новичкам кажется, что онемели руки, ноги, сел голос, что ни единого слова в голове не осталось. Для того чтобы избежать зажима, можно пользоваться таким упражнением: перед выходом на сцену надо ярко и отчетливо представить, что на уровне рампы находится прочная стена, и вы не можете ни слышать, ни видеть, что происходит в зале. Представьте, что вы играете роль, находясь в одиночестве на сцене, и только вашими чувствами и переживаниями наполнено пространство. Никакого страха перед самим собой у вас не возникнет.

Намного увереннее вы будете чувствовать себя на сцене, если хорошо выучите и поймете свою роль. Перед спектаклем выйдите на сцену и просто постойте перед зрителями минуту. Увидите, что сразу стало некуда деть руки, захочется спрятать глаза, будет очень неловко. А если вам скажут выйти на сцену со стулом, поставить его точно посередине, встать на него, снять с занавеса часть декорации, слезть со стула и унести его за кулисы, то вы будете чувствовать себя очень комфортно. Если вы хотите хорошо сыграть свою роль, наполните ее физическим действием, и ваше поведение будет органичным!

Как вжиться в роль

Вжиться в роль - самый сложный вопрос для актера. Вот несколько советов, которые помогут вам овладеть этим мастерством.

  • Напишите историю своего персонажа, раскройте его характер, особенности поведения, привычки, манеры, особенности мышления, речи, одежду, внешность. Создавая впоследствии образ, читайте эти записи и воплощайте в жизнь все описанные детали.
  • Постарайтесь понять поведение своего персонажа, и даже если он отрицательный, полюбите его. Оправдайте все его поступки, выстройте цепочку причин поведения, которые сольются в рисунок роли. В итоге вы должны понять, что никак иначе ваш герой не может поступать, что все, что он делает - максимально логично и правильно с его точки зрения.
  • Перед выходом на сцену выполняйте следующее упражнение. Вначале представьте себе своего героя - вот он стоит перед вами. Разглядите все его детали, мелкие подробности лица, одежды, обуви, даже предметы, которые у него в карманах или в руках. А теперь силой мысли снимите с него «оболочку», чтобы получился такой воображаемый «костюм» вашего героя. Наденьте его на себя, освойтесь, посмотрите, как вам в нем удобно и комфортно. Все! Вы теперь - это ваш герой! Действуйте в соответствии с вашей целью в рамках театрального представления.

Как выучить текст и не забывать его на спектакле

Конечно, чтобы стать актером, надо иметь хорошую память. Но можно упростить себе задачу: не просто механически учите текст, а к каждой фразе «привязывайте» конкретное действие. Например, говорите: "Здравствуйте, дорогие мои бабушка и дедушка!" и в это время из чемодана достаете два пакета и раздаете партнерам. Соединив слова и действия, вы никогда не забудете ни того, ни другого.

Как работать над речью и пластикой

Молодым актерам, чтобы сыграть свою роль на высоком профессиональном уровне, очень важно овладеть речью и телом. Для развития речевых и голосовых данных существует лицевая гимнастика, которая укрепляет мышцы и позволяет сделать мимику яркой и выразительной. А скороговорки, стихотворения, протяжные песни помогут разработать дыхание, научиться выговаривать сложные слова. Заниматься речевыми упражнениями необходимо каждый день не менее 15 минут, желательно перед зеркалом. Упражнения по пластике лучше всего выполнять в форме этюдов на «зерно животного». Изобразите кошку, пантеру, медведя, птицу, лягушку, старайтесь повторить все повадки и движения. Овладев речью и пластикой, вы сыграете блестяще любую роль!

"В дом к Ахматовой меня привела Фаина Раневская и стала подталкивать: "Прочти что-нибудь, ты же актриса". Наверное, от отчаяния и чрезмерного волнения я вдруг ляпнула: "Ты жива еще, моя старушка..." - вспоминает Ольга Аросева

Огромная фотография Ольги Аросевой со словами "Спасибо за поздравления!" появилась на фасаде Театра сатиры с месяц назад. Даже не намек, а предупреждение: не пропустите, 21 декабря народной артистке России исполняется 80 лет. По такому случаю состоится юбилейный вечер, после которого Ольга Александровна вернется к прежним занятиям: продолжит играть в комедии "Как пришить старушку" и репетировать роль в новом спектакле "Ни сантима меньше!!".

- И как же, Ольга Александровна, пришить старушку? Поделитесь секретом на правах ее хорошей знакомой.

Трудная задачка! С бабулькой уже десять лет справиться не могут. Все выходит на сцену и выходит...

- Живучая попалась?

Тема больно актуальна. Пересказывать сюжет комедии - занятие неблагодарное, замечу лишь: моя героиня побеждает задумавших убийство молодых людей не хитростью, а добротой. Сейчас вокруг столько злости, нетерпимости, но, оказывается, и нормальные человеческие чувства не умерли. Их на время заслонил поток хлынувшей из всех щелей грязи.

- Вы похожи с Памелой Кронки?

Хотела бы походить на нее, но зачем мне комплименты в свой адрес отвешивать? Пусть другие судят. По крайней мере пришить себя не дам, это точно.

- Попытки были?

Разве только со мною? Жизнь норовит каждого ущипнуть, зажать в узком месте, оттереть в сторону. Надо уметь защищаться.

- Вас научили?

Дожила ведь каким-то образом до восьмидесяти лет! При этом все нехорошее, несправедливое, что выпадало на долю страны, коснулось и меня лично. Хотя поначалу жизнь моя напоминала сказку. Первые девять лет провела за границей, где папа работал дипломатом. В Москву из Праги мы вернулись в 1935 году, поселились в знаменитом Доме на набережной, в нашей квартире бывали Немирович-Данченко, Таиров, Ливанов, другие знаменитости - актеры, режиссеры, писатели. И Ромен Роллан для меня не имя на корешке книги, а седой согбенный старик с чудными светлыми глазами, останавливавшийся у нас. Я училась в немецкой школе на Кропоткинской, среди ее воспитанников был, к примеру, Маркус Вольф, будущий глава "Штази", восточногерманской разведки. Мы звали его Мишей. А потом моего папу арестовали. Точнее, он сам пошел к наркому Ежову, которого знал с юности по Казани. С Лубянки отец домой уже не возвратился... Я приехала из пионерского лагеря, а меня не пускают на порог квартиры. Потом все-таки вытребовала велосипед, он стоял в холле у лифта. Открывший дверь вахтер чуть с ума не сошел от страха, трясся и шептал: "Забирай и уходи поскорее, уходи..."

- Больше никогда не бывали в своей квартире?

Там в последние годы жил Арчил Гомиашвили, мне не хотелось к нему идти. Почему-то казалось оскорбительным, что в наших комнатах поселился такой человек. Словно девальвация, подмена произошла. На другого квартиранта отреагировала бы спокойнее, но не на этого Остапа Бендера. Впрочем, его уже нет в живых, не стоит беспокоить душу покойника.

- Одного усопшего все же упомяну - Иосифа Сталина. Ирония судьбы: родиться в один день с человеком, перевернувшим жизнь твоей семьи...

Знаете, я дату не выбирала. Хотя могла, поскольку появилась на свет в полночь, под бой часов. Папа сначала назвал меня Варварой и зарегистрировал двадцать вторым декабря, а потом мама вышла из роддома и потребовала переписать метрику. Так я стала Ольгой, рожденной днем раньше. Когда впоследствии родители развелись, это давало мне дополнительные плюсы. Сначала праздновала с мамой, а потом отправлялась к отцу. И удовольствие двойное, и подарков больше.

Сталина же я видела в июне 35-го на авиационном празднике в Тушине, куда папа водил меня с сестрой. Вождь заметил нас в толпе и пригласил в первый ряд - вместе наблюдать за парадом. Много шутил, подарил мне букет цветов. Видимо, был в настроении, называл меня, девятилетнюю девочку, на "вы", а потом, узнав дату моего рождения, предложил отпраздновать этот день вместе. Смешно, но я полгода помнила о приглашении, 21 декабря, ничего не сказав отцу, купила красивый цветок в горшке, упаковала его и отправилась в Кремль. У ворот была остановлена охраной, страшно перепуганной моими объяснениями. Люди бросились куда-то звонить, что-то уточнять. Потом с улыбкой сообщили: товарищ Сталин очень занят, встретиться не сможет, но за подарок благодарит.

- Добрый дядя был.

Судя по всему, да... Гибели отца ему не простила. Я ведь папина дочка. Даже характер унаследовала - твердый, если не сказать, упрямый. После двух девочек отец мечтал о сыне, но родилась я. Вот и воспитывал в мужском духе.

- Похоже, удалось. Не каждый в 14 лет решится ответить отказом на предложение вступить в комсомол.

Цена членского билета - отречение от папы. Не могла его предать. Как не сдала и Николая Акимова, взявшего меня в Ленинградский театр комедии. Николая Павловича обвинили в космополитизме, труппа покорно молчала, лишь мы с Борисом Смирновым посмели не согласиться. Решила не оставаться в Питере и вернулась в Москву. С тех пор в "Сатире". Более полувека. На старости лет даже диплом о высшем образовании получила. Я ведь в театральном училище недоучилась, после трех курсов ушла играть к Акимову. А на днях вручили диплом о заочном окончании Вахтанговской школы. В качестве подарка к юбилею.

- Красный?

Синий. Видимо, без отличия. И на том спасибо! До недавнего времени единственным документом, подтверждающим, что хоть какой-то курс прослушала до конца, были права водителя троллейбуса. Рязанов заставил пойти в школу при троллейбусном парке, иначе не разрешал снимать финальный эпизод картины "Берегись автомобиля". Помните? Я за рулем, а Смоктуновский к стеклу прилип...

Никогда не рвалась к званиям и орденам. Долго не становилась заслуженной артисткой, хотя Театр комедии еще в 1947 году направлял соответствующее представление. Всякий раз находились причины, никто вслух не говорил, что дело в репрессированном отце. Звание дали лишь в 75-м. Когда получила народную, сейчас и не вспомню. Кажется, тоже к какому-то юбилею. То ли моему, то ли театра. Понимаете, у меня другие ценности в жизни. Любила интересные роли, хорошую погоду, вкусную еду, ценила успех у зрителей, дорожила верными товарищами и компанией для преферанса. Ни разу не щеголяла с наградами перед публикой. Хотя когда-то это было модно. Не забуду Аллу Тарасову в роскошной чернобурке и с орденом Ленина...

- Наверное, не только это помните?

Безусловно! Живу в двадцать первом веке, но могу рассказать о встречах с людьми из девятнадцатого. Да, соприкоснулась с той культурой, и Анна Ахматова для меня не столько классик изящной словесности, сколько живой, реальный человек. Вижу ее, разговаривающую низким голосом, грузную, тяжело ступающую в мужских ботах сорок пятого размера...

- Вы ведь Анне Андреевне даже стихи читали?

Не те, что она ждала... К Ахматовой меня привела Фаина Раневская и стала подталкивать: "Прочти, ты же актриса". От отчаяния и чрезмерного волнения я вдруг ляпнула: "Ты жива еще, моя старушка..."

- И здесь старушка!

Ну да... После первых строк поняла, что несу, и остановилась на полуслове. Лица у собравшихся вытянулись. В повисшей тишине Фаина Георгиевна беспомощно произнесла: "А ведь у нее мама такая замечательная, по-французски говорит..." Раневская хорошо знала маму, работавшую секретарем-референтом у Полины Жемчужиной, жены Вячеслава Молотова. В общем, мне ничего не оставалось, как попытаться загладить вину. Что-то пролепетала и принялась читать ахматовские стихи про красный тюльпан в петлице. Анна Андреевна в ответ даже стала объяснять, какой смысл вкладывала в это стихотворение.

- Больше вы не виделись?

Однажды встретились на Литейном. Был дикий гололед, и я решила догнать Ахматову, чтобы помочь перейти дорогу. Взяла ее под руку и хотела срезать угол. Анна Андреевна сказала: "Нет, Оленька, там никогда не хожу. Видите газеты на стендах? В них прочла о смерти Блока, о постановлении ЦК в мою честь... Все самые скверные новости узнавала на том углу". Мы обошли его стороной и распрощались. Это была наша последняя встреча. Но остались воспоминания. Понимаете, перед вами осколок, свидетель ушедшей эпохи. Мне посчастливилось застать тот прежний, мерцающий Серебряным веком Петербург. Актер Александринки Александр Мгебров показывал салфетку со строчками Блока: "Я послал тебе черную розу в бокале золотого, как небо, аи..." Этот стих посвящался жене Александра Авельевича. Видела лавровый венок из чистого золота, подаренный Николаем Романовым, императором российским, трагику Юрию Юрьеву.

А возьмите актеров, с которыми я играла в кино, - Леонов, Смоктуновский, Папанов, Евстигнеев, Никулин... Какую из сегодняшних так называемых звезд поставите рядом? Нет равных по масштабу личности или силе таланта! Возможно, чего-то не знаю и ошибаюсь, но вряд ли.

- Когда в последний раз в синематограф выбирались?

Давно. Новое меня не слишком интересует. Хватает старого, пережитого.

- Человеческие отношения с партнерами вне съемочной площадки сохраняли?

Смоктуновский парнем был хорошим, хотя и странным. А может, прикидывался таковым. Дескать, не от мира сего. "Не помешаю, Оленька, если присяду рядышком?" Отвечала: "Да пошел ты, Кеша, в жопу! Отстань!" Он лишь глазки к небу поднимал: "Ой, спасибо большое!" Играл человек, нравилось ему... Мы до последних дней перезванивались.

Никулин как-то помог от радикулита избавиться. Слегла капитально, Юрочка сначала ежедневно травил анекдоты по телефону, рассчитывая смехом поднять с постели, потом понял, что толку нет, и порекомендовал знакомого китайца. Тот иголками вылечил.

Леонов - прекрасный товарищ, теплый, уютный. А Папанов весь состоял из крайностей, мог разораться так, что тушите свет... На правой руке у Толи был вытатуирован якорь, который он перед спектаклями старательно закрашивал. А однажды забыл. И вот играют "Вишневый сад". Папанов в роли Гаева, Миронов - Лопахина. Андрюша заметил татуировку и тихо сказал: "Вы из блатных?" В зале ничего не услышали, но стоявшие на сцене легли пластом от хохота. Да, времена стояли такие, что лишь смех спасал...

Спору нет, вспоминать былое приятно, хотя, с другой стороны, страшно, что обо всех товарищах приходится говорить в прошедшем времени. Не так давно возникла идея возродить "Кабачок "13 стульев". А с кем, спрашивается? Большинство актеров, задействованных в том проекте, ушли туда, откуда не возвращаются. Кстати, узнала, что все выпуски "Кабачка" изданы на DVD. Люди охотно покупают, а нам, оставшимся в живых, никто не подумал заплатить хотя бы копейку. Вот где пиратство в чистом виде!

- Предполагали когда-нибудь, что "Стулья" продержатся пятнадцать лет?

Нет, пластинка неожиданно оказалась долгоиграющей. Сначала миниатюры писали Ардов, Ленч, другие наши авторы, потом Саша Белявский перевел пару польских текстов - и пошло-поехало. Внутри "Кабачка" стали складываться актерские пары, герои обрастали биографиями.

- Миронова с Папановым в свою компанию никогда не звали?

Андрюша вел пару выпусков, а Толя считался кондовым, не изящным и, как сказали бы сейчас, не вписывался в формат.

- А вам соскочить с этой иглы никогда не хотелось?

Зачем? Во-первых, привыкла, втянулась, во-вторых, популярность бешеная, хотя кое-кто и шипел в спину: "Дешевая слава!" В-третьих, деньги платили не последние. Сто восемнадцать рублей за передачу. Приличная сумма по советским временам!

- Пани Монику срисовали с кого-нибудь из знакомых?

Не поверите, с родной мамы!

- С потомка польских шляхтичей?

Да, она окончила институт благородных девиц, говорила по-французски, обожала романы, напевала романсы и при этом была жутко любопытна, старалась влезть во все дела, ничего в них не понимая. Зато красиво рассуждала. Однажды, помню, заявила: "Знаешь, Оля, в Москву едет Жиль Мок!" А я понятия не имела, кто он такой. Оказалось, французский профсоюзный деятель. Ну что за радость маме от этого Жиля? Нет, ей все было надо! Готовить не умела, но безапелляционно раздавала советы: "Не забудь добавить соус сабайон и бульденеж!" На просьбу объяснить, что это, отвечала: "Не помню, но очень вкусно!"

"Кабачка" мама не видела, но здесь, в театре, бывала регулярно, хотя я просила приходить пореже. Во время спектакля мама начинала приставать к соседям: "Посмотрите на Аросеву, а теперь взгляните на мой профиль. Видите, одно лицо. Дочь!" Зрителям надоедало это слушать, они требовали унять дамочку. Я умоляла маму вести себя потише, но в следующий раз история повторялась...

Умение вжиться в роль помогает придать жизнь любому наряду. Даже если ваш костюм не из лучших, удачное воплощение персонажа поможет отвлечь от него внимание. В данной статье мы рассмотрим способы вжиться в роль для театральной пьесы, реконструкции исторического события или косплея.

Шаги

Для пьесы и постановки

    Напишите сочинение о своем персонаже. Задайте себе вопросы о персонаже и дайте ответы на них. Так вы сможете лучше понять своего персонажа. Это отличная идея не только для актеров театра, но и любителей косплея, исторических реконструкций и ролевых постановок. Дайте ответы на следующие вопросы:

    • Как выглядит ваш персонаж? У него есть уникальные черты вроде хромоты или горба?
    • Как говорит ваш персонаж? Он шепелявит или говорит с акцентом?
    • Каков жизненный удел персонажа? Он принадлежит к высшему классу (например, король)? Это представитель простонародья (например, городской пьяница)?
    • Каковы устремления вашего персонажа? Насколько они воплощаются в жизнь?
    • Как ваш персонаж решает проблемы? Он часто разочаровывается? Ожидает, что другие будут решать проблемы за него?
    • Чего ждут от вашего персонажа другие? Что он думает о таких ожиданиях? Он оправдывает их, превосходит или не оправдывает надежд?
    • Что думают о нем другие персонажи? Ваш персонаж приятен или ненавистен другим?
  1. Прочитайте всю пьесу. Не опускайте части, в которых нет вашего персонажа. Если прочитать только свою часть, то можно упустить важные события, которые следует знать. Они могут влиять на поведение вашего персонажа.

    Читайте сочинения о персонаже, особенно о персонаже из пьесы. Не стоит читать все подряд. Вы можете выбрать работы критиков или театралов. В таких работах может присутствовать глубокий анализ персонажа, его мыслей, поведения и роли в пьесе. Например, Шейлока из Венецианского купца можно рассматривать как злодея или жертву. Прочитанные статьи помогут вам принять решение.

    • Это же касается ролей для исторических постановок.
  2. Внимательно следите за другими интерпретациями персонажа. Ваш режиссер может пожелать изменить персонажа по сравнению с другими постановками пьесы (особенно в фильмах).

    Прочтите книгу, на которой основана пьеса. Некоторые пьесы не имеют книжной основы, но в них не всегда содержится вся нужная информация о персонаже. Такая информация может быть представлена в книге. Вы поймете, как персонаж ведет себя вне сцены. Используйте информацию, чтобы лучше вжиться в роль. Вот примеры некоторых пьес и мюзиклов, которые имеют книжную основу:

    • Дракула
    • Призрак оперы
    • Красавица и чудовище и Король лев созданы по фильмам, а не по книгам. В этом случае следует посмотреть кинофильм.
  3. Читайте о мире персонажа. Действие большинства пьес происходит в прошлом. Вы можете более реально изобразить своего персонажа, если глубже изучить временной отрезок его жизни. Единственным исключением являются постановки в современной интерпретации. В качестве примера можно привести постановку Ромео и Джульетты , когда действие происходит в 1940-е годы, а персонажи взяты из еврейской и немецкой семей.

    Для косплея

    1. Просмотрите все эпизоды сериала. Изучите речь, поведение и движения персонажа. Проследите за отношением к другим персонажам. Некоторые люди ведут себя иначе в присутствии определенных лиц.

    2. Прочитайте книги/мангу/комиксы. Не забывайте, что литературная версия персонажа может отличаться от экранной версии. Это касается поведения и внешнего вида. Также может измениться предыстория персонажа.

      • Некоторым людям проще запоминать написанные, а не произнесенные реплики.
    3. Играйте в игры. Некоторые персонажи также появляются в видеоиграх. Они помогут вам узнать новые сведения. В некоторых играх даже происходят новые события. Помните, что не все персонажи присутствуют в видеоиграх и не всегда им отводится важная роль.

      • Играйте в лицензионные игры, а не фанатские подделки. Последние не всегда точно изображают персонажа. Вместо этого они могут использовать самостоятельно придуманные сюжеты.
    4. Изучите персонажа и его предысторию. В предыстории может поясняться его поведение. Так, Северус Снейп из Гарри Поттера нередко плохо относится к другим, особенно к Гарри. Из его прошлого можно узнать, что отец Гарри не очень хорошо относится к самому Северусу.

      • Также из предыстории можно почерпнуть идеи для взаимодействия с другими косплеерами.
    5. Следите за речью персонажа. Не забывайте обращать внимание на выражение лица. Воплощение персонажа всегда состоит из мелких деталей.

      • Обращайте внимание на манеру речи. Персонаж говорит как все или старомодным, архаичным языком? Например, Тор из "Мстителей" часто использует архаичные формы слов.
      • Подмечайте часто повторяемые слова. Например, Рено из "Final Fantasy VII" часто заканчивает фразы словом "йоу".
      • Следите за голосом и темпом. Ваш персонаж говорит быстро и писклявым голосом? Или у него медленная речь с паузами? Северус Снейп известен очень долгими... паузами... в разговоре.
    6. Следите за манерами и действиями. Изучите походку и осанку персонажа. Так вы сможете реальнее изобразить его. Если ваш Гастон (из "Красавицы и чудовища") будет ходить неровной походкой, то такой персонаж окажется неубедительным. Гастон должен ходить ровно и гордо!

      • Возможно, ваш персонаж особым образом реагирует на некоторые слова и фразы? Например, Эдвард Элрик из "Стального алхимика" очень, очень сильно расстраивается, если кто-либо намекает на его невысокий рост.
      • У вашего персонажа яркая походка? Капитан Джек Воробей из "Пиратов Карибского моря" имеет очень выразительную раскачивающуюся походку, которая нередко сопровождается растерянным взглядом и экспрессивными жестами.
    7. Не бойтесь взаимодействовать с другими косплеерами. Иногда в роль вжиться проще, если ваш друг (или знакомый косплеер) играет вместе с вами. Важно помнить, что не каждый косплеер захочет ответить взаимностью. Если на вас не реагируют, то идите дальше. Не вынуждайте их взаимодействовать с вами, иначе они могут заявить о домогательстве.

      • Зависть из "Стального алхимика" никогда не упустит шанса назвать Эдварда Элрика "коротышкой". Если вы изображаете Зависть и увидели Эдварда, то самое время прокричать "Эй, Стальная Креветка!" и следить за последующей реакцией.
      • Мародеры из Гарри Поттера постоянно издевались над Северусом Снейпом. Если вы изображаете молодого Джеймса или Сириуса и видите молодого Северуса Снейпа, то попробуйте назвать его Соплеусом, но не удивляйтесь, если он ответит заклинанием!
      • Кагоме из "Инуяша" дрессирует своего пса-демона командой "СИДЕТЬ". Если вы увидите, что Инуяша ведет себя скверно, то не забудьте сказать ему "Инуяша, сидеть!"
    • Не переживайте, если у вас что-то не получается. Вы всегда можете изменить свой костюм и стать другим персонажем или смириться с фактом, что вы хорошо получаетесь на фото, но ролевые игры просто не для вас.
    • Попробуйте выбрать персонажа, который похож на вас.
    • Попробуйте выбрать персонажа, который совсем не похож на вас. Иногда проще играть свою полную противоположность, ведь так легче наделить персонажа энергией.
    • Во время воплощения старайтесь мыслить как ваш персонаж.

Итак, я с некоторым беспокойством всё же выбрал игру – Elder Scrolls: Oblivion. Почему с беспокойством? Дело в том, что несколько лет назад я играл в Morrowind, которая шла в комплекте с новенькой видеокартой… и у меня с ней всё не задалось с самого начала. Игра подкупила меня широкими возможностями по созданию героя, и я просидел около часа в редакторе персонажей, а затем начались мои приключения. Я сразу запрыгнул на силт страйдера, который довёз меня до какой-то деревушки на отшибе карты, где я радостно принялся набивать карманы всяким барахлом, понятия не имея, что делать дальше. Затем я понял, что заблудился, решил напасть на стража, и тот прикончил меня за пару секунд. Я тут же удалил игру и больше не вспоминал о ней.

И теперь, вспоминая этот эпизод, я задумался о том, чем именно должна обладать ролевая игра, чтобы геймер мог как следует вжиться в роль. Кто-то называет игры с открытой песочницей образом ролевых приключений, поскольку они дают бескрайнюю свободу, фактически позволяющую создавать собственную историю. Другие же утверждают, что отсутствие чётко прописанной сюжетной линии негативно влияет на отыгрыш роли.

Я мысленно прошёлся по списку своих любимых RPG и понял, что отношусь скорее ко второму лагерю. Лучшими ролевыми играми я считаю Star Wars: Knights of the Old Republic, Persona 3 и Persona 4. Они невероятно линейны; и хотя в них присутствует система выборов и несколько различных концовок, история в каждой из этих игр развивается и без вашего вмешательства. В некотором смысле, сюжет может обойтись и без вас. Но почему тогда я считаю их лучшими ролевыми играми?

Мне не хочется менять мир, когда я вживаюсь в роль персонажа. Меня полностью устраивает линейный сюжет, который временами подталкивает меня на поступки, которые мне не особо хочется совершать. Для меня это не проблема, но это и не главный элемент, на который я обращаю внимание в любой ролевой игре. И это подводит нас к логичному вопросу: в чём заключается этот главный элемент?

Это возможность быть собой… вернее, своим персонажем. Лично для меня крепкий сценарий и интересно рассказанная история – это те важные составляющие ролевой игры, что позволяют мне вжиться в роль персонажа, позволяют представить себя на его месте. Это даёт мне возможность реагировать на окружающие события так, как отреагировал бы персонаж, а история, в свою очередь, более или менее естественно реагирует на мои действия. И если в игре напрямую не озвучиваются мысли персонажа, то я могу заменять их своими собственными.

Но если убрать из уравнения детально прописанную историю, то мне будет сложнее погрузиться в игровой мир. Мне придётся не только наделять персонажа нужными чертами характера, но и на ходу придумывать собственный сюжет. А это слишком сложно; если бы я хотел полной свободы, я бы просто написал какой-нибудь рассказ со своими персонажами и сюжетом.

Взять, к примеру, KotOR. В игре есть эпизод с неожиданным поворотом, после которого главный злодей спрашивает, не расстроены ли вы. Я играл за персонажа, очень похожего на Коррана Хорна из расширенной вселенной «Звёздных Войн», и подумал, что он точно был бы расстроен этим поворотом. Тем не менее, он бы ни за что не дал злодею понять, что находится в подавленных чувствах. Поэтому я ответил, что не расстроен. Спустя некоторое время мой герой встретился со своими друзьями, которым и рассказал о своих реальных эмоциях. То есть, игра не говорила мне, что именно чувствует персонаж, она позволяла мне самому решать это. Она показала мне отличную историю, на основе которой я должен был принимать решения, но позволила мне остаться в роли своего персонажа. И я считаю, что именно так и должно выглядеть хорошее ролевое приключение.

Игры из серии Persona практикуют иной подход. Основная сюжетная линия здесь такая же линейная, а в диалогах практически не найти важных разветвлений. Но огромное внимание уделяется социальным связям. Что они собой представляют? Это люди, с которыми вы общаетесь в школе и в городе. Поэтому помимо приключений в пещерах вы решаете, с кем проводить свободное время, с кем ходить на свидания и с кем дружить. И, разумеется, за этими выборами стоит исключительно ваша личная мотивация. К примеру, в игре есть довольно ушлый бизнесмен, который пытается вытянуть из вас как можно больше денег.

Чтобы завести с ним знакомство, необходимо попасться на его схему несколько раз, после чего он пожалеет вас и сообщит, что вы чересчур наивны. Во время второго прохождения игры у меня был персонаж с миллионом йен на счету (деньги сохраняются после каждого прохождения), и когда он встретился с этим бизнесменом, он сразу начал подозревать, что это обман… но ему было интересно, насколько далеко он зайдёт. И когда он с моей подачи потерял определённую сумму, он, как и я, лишь пожал плечами, не расстраиваясь из-за потраченных денег, ведь его любопытство было удовлетворено.

Я веду к тому, что хорошая ролевая игра позволяет вам быть своим персонажем. Да, сюжетные разветвления порой помогают лучше вжиться в роль, но ничто не заменит отлично прописанного линейного сценария. Это полноценная история, в которой внимание акцентируется на окружающих героя событиях и его реакции на них. И именно в этой реакции и заключается ролевой элемент.

Перевоплотиться в неврастеника, научиться безупречной игре на рояле, набрать 30 кило. Гениальный актер старается сделать всё, чтобы ни один зритель не мог, вслед за Станиславским, сказать: «Не верю!»

Роберт де Ниро. «Таксист»

Образ ветерана вьетнамской войны Трэвиса Бикла, созданный Робертом де Ниро в культовой истории «Таксист», навсегда вошел в Золотой фонд актерского мастерства. Чтобы максимально точно рассказать историю контуженного солдата, страдающего бессонницей и колесящего по ночному городу, Де Ниро не только выправил лицензию таксиста и отправился «бомбить» на нью-йоркские улицы, но и брал уроки стрельбы, изучал манеру общения и сленг таксистов в различных забегаловках, бродил от одного таксопарка к другому, подмечая мелкие, но яркие детали. А чтобы максимально точно «прожить» эмоционально неустойчивое состояние своего персонажа, Де Ниро подолгу изучал различные психические расстройства.

Параллельно со съемками в «Двадцатом веке» де Ниро находил время для встреч с американскими солдатами и записывал разговоры с ними на диктофон. В дальнейшем это помогло актеру максимально точно передать акцент американца Среднего Запада – именно оттуда по сюжету его герой перебрался в Нью-Йорк. А вот легендарная фраза «You talkin’ to me?» («Это ты со мной говоришь?») не была прописана в сценарии, и актеру позволили импровизировать. По одной из версий, вопрос, который трижды повторяет Трэвис перед зеркалом, не что иное, как упражнение, подсмотренное Де Ниро у актеров курсов Стеллы Адлер, использующей систему Станиславского.

Марлон Брандо. «Крестный отец»

Артистический феномен Брандо, по точному замечанию Стефана Канфера, в том, что «он первым сделал шаг от преувеличенной, стилизованной театральности так называемого «классического» Голливуда к игре «по системе Станиславского» - непосредственной, интимной, горячей и переворачивающей душу». Именно такой оказалась роль дона Корлеоне в «Крестном отце».

Брандо изначально был уверен, что сможет создать «честный образ». Правда, за возможность прожить жизнь главы мафиозного клана актеру пришлось побороться. Руководство кинокомпании скептически отнеслось к его кандидатуре, «прославившейся» скандальными выходками на съемочной площадке. Переубедить продюсеров помогли пробы, сделанные Брандо домашней видеокамерой.

В процессе работы над образом Брандо свел знакомство с нью-джерскими мафиози. Он гениально воссоздал манеру общения влиятельных донов (вежливую и вкрадчивую) и их подчеркнуто галантное поведение с женщинами. В процессе съемок Брандо носил специальную капу, чтобы придать челюсти своеобразный «бульдожий» прикус. Актеру удалось создать образ, с которого в последующие годы «списывались» многочисленные «крестные отцы» - образ человека с угрожающе тихим голосом и повадками опасного зверя, запертого в ненадежной клетке.

Леонардо ди Каприо. «Авиатор»

Во время подготовки к перевоплощению в Говарда Хьюза, ди Каприо не только проштудировал всю литературу об эксцентричном миллиардере, но и вызубрил его биографию. Кроме этого, актер проводил много времени с людьми, страдающими психическими расстройствами в силу того, что его персонаж также страдал «неврозом навязчивых состояний» - нездоровой зацикленностью на определенных предметах и действиях. Чтобы вжиться в образ, ди Каприо имитировал манеру поведения не только на съемочной площадке, но и вне ее. Так, он выходил из павильона определенным образом и всегда через одну и ту же дверь, наступив на жвачку, он повторял это действие несколько раз, ходил по мостовой, стараясь не наступать на швы между плитками. Между дублями ди Каприо уединялся в комнате и, подобно своему герою-неврастенику, старался ни с кем не общаться. Чтобы достоверно прожить страстное увлечение Говарда Хьюза аэропланами, актеру потребовалось сесть за штурвал и научиться пилотированию.

Джастин Хофман. «Человек дождя»

Из предложенных вариантов – сыграть Чарли или Рэймонда – Хофман выбрал второй и настоял на том, что его персонаж должен быть не жизнерадостным и дружелюбным, а замкнутым и отстраненным человеком, страдающим аутизмом. Одним из решающих факторов принятия Хофманом роли стала встреча с гением-аутистом Лесли Лемке – слепым американским музыкантом. Умственно неполноценный и страдающий от церебрального паралича он блестяще исполнял на слух грандиозные фортепианные концерты.

Хофман много и досконально изучал реальные обстоятельства жизни «ушедших от реальности». Ему потребовалось больше года, чтобы понять всю сложность отношений между больными аутизмом и их родными. Кстати, Том Круз, исполнивший роль Чарли, также долгое время работал санитаром в одной из больниц для аутистов. Для создания образа Рэймонда Хофман использовал факты из жизни аутистов, в том числе, страдающих синдромом саванта и обладающих удивительными способностями. Долгое время актер общался с одним из самых известных савантов – Кимом Пиком, человеком с феноменальной памятью, который был способен запомнить 98% информации.

Во время съемок актер постоянно сомневался в своем актерском даровании, предлагал попробовать на роль других актеров и называл свою работу «худшей актерской игрой» в своей карьере. Однако эта роль не только принесла Хофману второго «Оскара», но и стала одной из самых пронзительных историй, рассказанных актером.

Шарлиз Терон. «Монстр»

Красавице и бывшей модели Шарлиз Терон удалось на съемочной площадке разбудить в себе ужасного «монстра» - Эйлин Уорнос. Для съемок в истории, основанной на реальных событиях, актриса не только набрала почти 15 килограммов, но и точно скопировала мужскую походку и манеру поведения своего персонажа. В течение нескольких месяцев Шарлиз не пользовалась косметикой, ведь ее бездомная героиня давно забыла, что такое крема и лосьоны. Во время съемок актриса использовала контактные линзы и специальные зубные протезы, придававшие ее внешности зверино-маниакальный оскал. Ежедневно она наносила огромное количество грима, тем самым уродуя свое лицо до неузнаваемости.

Во время подготовительной работы Шарлиз не только изучила реальное дело Эйлин Уорнос, но и многократно просмотрела документальный фильм Ника Брумфилда, снятый вскоре после ареста убийцы в 1992 году. Игра стоила свеч: в 2004 году актриса получила своего первого «Оскара», а также «Золотой глобус», а ее актерская игра была названа «одной из лучших в истории кино».



Беременность и роды