Пять писателей фантастов, предсказавших будущее. Пророчества в художественных произведениях - очарованная душа

Развитие технологий приводит к тому, что рано или поздно сбываются предсказания, которые делали футурологи прошлого. Не все, конечно, но тоже интересно. Предлагаем ознакомиться с несколькими предсказаниями будущего в рисунках, книгах и музыке, которые позже стали реальностью, порой, с жуткими последствиями, как, например, гибель круизного лайнера "Титаник" после столкновения с айсбергом.

Французы мечтали увидеть людей с крыльями

Более века назад французские художники пытались предугадать, как могли бы выглядеть новейшие современные технологии спустя сто лет, то есть в 2000 году. И на выпущенных в 1990 году почтовых картинках можно заметить, что некоторые их версии оказались похожи на современные средства передвижения.

Одним из самых влиятельных людей в литературе конца 19-го - начале 20-го века был француз Жюль Верн - географ и писатель, классик приключенческой литературы, один из основоположников научной фантастики. Он первым описал параллельные цивилизации с другими технологиями, не похожими на земные. Именно его книги Котэ брал за основу, чтобы нарисовать картины будущего.

Для того, чтобы выполнить работу в назначенный срок, Котэ пригласил нескольких своих коллег. Всего ими было нарисовано порядка сотни почтовых карточек, однако в процессе изготовления что-то пошло не так и большинство не вышли в свет. Сохранился лишь один комплект. Впервые он был показан на публике в 1986 году, а сейчас свободно доступен в Интернете.

В частности, 100 лет назад предполагалось, что люди будут летать на воздушных аппаратах различной конструкции, массово кататься на роликах, а подводные аппараты будут передвигаться с помощью китов.

Фантазии немцев: подглядывание и монстры на рельсах

Примерно в то же время, что и во Франции (рубеж XIX-XX веков), картинки с изображением будущего были сделаны в Германии. На них можно увидеть и подводные лодки, и гигантских монстров на рельсах.

Немецкие футурологи предполагали, что в начале XХI века люди смогут путешествовать под водой (подводный дирижабль), самостоятельно скользить по воде на специальных лыжах, изобретут крылья для полетов, изобретут камеры слежения, поезда будут перевозить сразу целые кварталы домов.

В отличие от французов, работы немецких художников были выполнены на дощечках для шоколада и обрели большую популярность.

Гибель Титаника описали за 14 лет до трагедии

В 1898 году в США была опубликована повесть "Тщетность", ее автор - американский журналист, писатель, бывший морской офицер Морган Робертсон. Большой известности повесть Робертсону тогда не принесла и вплоть до крушения лайнера "Титаник" в 1912 году она не переиздавалась. Зато потом автора объявили ясновидцем: было много совпадений плодов его фантазии с реальными фактами катастрофы.

Тема "Титаника" после его крушения была очень популярна, и в 1912 году Робертсон переиздал повесть под новым названием: "Тщетность - крушение "Титана". Вот тогда к автору и пришла слава. Все последующие переиздания "Тщетности" делались как раз по варианту книги образца 1912 года.

В книге Робертсона, в частности, было предсказано, что в апреле гигантский лайнер выйдет из Европы в Америку, в северной Атлантике врежется в айсберг и пойдет на дно. В реальности кораблекрушение тоже произошло в апреле, большинство пассажиров обоих кораблей погибли, при кораблекрушении не всем хватило спасательных лодок. Оба корабля пытались установить рекорд скорости и оба затонули примерно в 740 км от острова Ньюфаундленд. В общем, все как и предсказывал Робертсон.

Однако энтузиасты из американского общества "Память "Титаника" разыскали оригинальный текст "Тщетности". Оказалось, что Робертсон во втором издании многие технические параметры своего мифического "Титана" изменил так, чтобы максимально приблизить их к реальным размерам "Титаника". Например, поменял водоизмещение и мощность своего корабля, "убрал" с палубы паруса.

Кстати, в оригинале "Тщетности" столкновения лайнера с айсбергом не является кульминацией сюжета. В первом издании корабль идет на полном ходу, по дороге разносит в щепки деревянную рыбацкую шхуну (но не останавливается, чтобы подобрать выживших) и только потом "ловит" айсберг. Главный герой и его любимая успевают с корабля перескочить на ледяную глыбу, терпят лишения, сражаются с белыми медведями, а в итоге все заканчивается хеппи-эндом.

Что касается почти совпадения названий вымышленного и реального круизного лайнеров, то скептики заявляют, что во второй половине XIХ века у берегов США затонуло сразу три британских судна под названием "Титания" (имя королевы фей из комедии "Сон в летнюю ночь" Уильяма Шекспира). Робертсон как эксперт в судоходстве и морской журналист, конечно, знал об этих случаях. Исчезновение судов во все времена считалось серьезным событием, такие истории широко освещали газеты. Возможно, эти факты и натолкнули писателя на мысль назвать свой чудо-корабль "Титаном".

Роман-антиутопия "Пляж" талантливого английского писателя Алекса Гарленда о самосознании его молодых современников, выросших в городских джунглях в условиях глобальной коммерциализации мира, вышел в свет в 1997 году.

В романе рассказывается о юношах, которые находят один из последних уголков на Земле, нетронутый цивилизацией, - тропический остров, где они наслаждаются жизнью, понемногу забывая остальной мир. Все меняется 11 сентября, когда о себе напоминает "настоящий мир", принеся на остров ужас и смерть.

Книга "Пляж" стала абсолютным бестселлером, хотя поначалу издатели не обратили на нее внимания. Архетипический мотив поисков земного рая, его обретение и разрушение показывают внутреннюю противоречивость и духовный трагизм поколения, все это не вызывало у издателей энтузиазма.

Тем не менее, в 1999 году режиссер Дэнни Бойл снял знаменитую одноименную экранизацию романа - художественный фильм "Пляж", с Леонардо Ди Каприо в главной роли.

До 11 сентября 2001 года никто не придавал значения символическим знакам, описанным в этой книге. А вот после обрушения нью-йоркских башен близнецов появились различные теории заговора. Тогда же фанаты "Пляжа" обратили внимание на дату, указанную в книге.

Британский комик предсказал смерть Каддафи

Британский актер Джозеф Мейхер в эпизоде шоу "Второй шанс", вышедшем в эфир в 1987 году, заявил, что бывший ливийский лидер Муаммар Каддафи погибнет в 2011 году.

В одном из эпизодов "Второго шанса" комик Джозеф Мейхер предстал в образе апостола Петра, который определял, кто из знаменитостей после смерти отправится в рай, а кто в ад. По сюжету, Петр отправил в ад Муаммара Каддафи за связь с террористами. По тексту шоу, умереть ливийский лидер должен был 2 июля 2011 года.

В реальности, бывший лидер Ливии прожил всего на три месяца дольше. После революции в Ливии полковник был убит повстанцами при попытке бегства из Сирта 20 октября 2011 года.

Судьба крутого рэпера - предугадать свою судьбу

Музыкальная тематика очень широка, особенно это относится к жанру рэпа, где главное - текст, которым можно сказать все, что угодно. Это не запрещает многим фанатам рэпа в любых текстах искать (и находить!) тайные знаки и даже предсказания будущего.

Например, есть такой популярный американский рэпер Шон Кори Картер, более известный как Jay-Z. Лишенный чего-то в детстве, человек может потратить всю жизнь, чтобы компенсировать эти пробелы. Некоторые так увлекаются, что остановить их уже невозможно, даже если им покорились самые заоблачные вершины.

Сенсационный дебют рэпера Jay-Z в 1996 году положил начало его стремительной и очень плодовитой карьере. Он выпускает по альбому в год с обязательными тиражами, выстреливает хиты обоймами, словно из пулемета.

В 1998 году в песне рэпера под названием "Money, Cash, Hoes" были такие слова: "S**t, I led a life you can write a book on/Sex, murder, mayhem, and романс for the streets/Мне and I"ll tell ya, it"ll be a best seller"(…, Я живу жизнь, о которой можно написать книгу /Секс, убийства, увечья, уличная романтика/Старичок, я тебе говорю, это будет бестселлер").

В 2010 году рэпер Jay-Z действительно стал соавтором книги о своей жизни. Его автобиография быстро оказалась в тройке самых продаваемых книг в США.

Кстати, в 2012-м капитал Jay-Z составлял более $500 млн., а его 12 альбомов отметились на вершине Billboard 200 - рекорд среди всех сольных исполнителей и второе место в истории после The Beatles.

Еще более показательными кажутся слова из песни рэпера 2Pac (настоящее имя Тупак Амару Шакур) под названием "If I Die Tonight": "I hope they bury me and send me их my rest/Headlines reading Murdered to Death, my last breath"("Я надеюсь, что меня похоронят и позволят отдохнуть/ Заголовок будет таким "Убит до смерти", до своего последнего вздоха").

Тупак Амару Шакур - американский рэпер, киноактер и общественный деятель. Подавляющее большинство его песен повествуют о тяжелой жизни в гетто, насилии, бедности, расизме, проблемах современного общества и конфликтах с другими рэп-исполнителями. Общественная деятельность Тупака была направлена на защиту политического, экономического, социального и расового равенства, а его ранние записи - о насилии, проблемах наркомании и алкоголизма, конфликтах с законом.

Тупак был убит в 1996 году, убийцы так и не были найдены. Тело 2Pac было кремировано, а часть праха смешана с марихуаной и выкурена его друзьями. Это первый рэпер, которому поставили памятник.

Некоторые газеты, сообщая о смерти рэпера, действительно использовали заголовок "Murdered to Death". Впрочем, скорее всего, выбор журналистов был не случаен, а сознательно использованы слова из песни 2Pac.

Гитарист, спевший о своей смерти

Легендарный гитарист Джими Хендрикс умер спустя примерно три года после того, как спел песню "The Ballad of Jimi". В ней были такие слова: "Many things he would try, for he knew he"d soon die… Now Jimi"s gone, he"s not alone, his memory lives on… Five years, this he said. He"s not gone he"s чувствовать dead" ("Много дел он попробовал бы, если бы знал, что скоро умрет… Теперь Джими ушел, он не один, но память живет дольше… Пять лет, так он говорил. Он ушел, он умер".

Хотя Хендрикс еще при жизни заявлял, что песня посвящается одному из его друзей, которого также звал Джими, но в конце записи первой песни можно расслышать слова автора: "это - моя история". После смерти гитариста его фанаты дали волю фантазии.

Хендрикс был найден мертвым утром 18 сентября 1970 года в номере отеля Samarkand в Лондоне. Он провел ночь со своей подругой, немкой Моникой Шарлотт Данеман, и умер в постели, захлебнувшись рвотными массами после приема девяти таблеток снотворного. Данеман заметила, что с Джими происходит что-то не то, однако боялась вызвать скорую из-за находившихся повсюду в квартире наркотиков.

В фильме-биографии Хендрикса врач, дежуривший тогда на скорой, сказал, что к тому моменту, когда Джими увезли в больницу, спасти его уже было невозможно. Джими Хендрикс был похоронен в Гринвудском Мемориальном Парке в Рентоне, вопреки его желанию быть похороненным в Англии.

Люди искусства - художники, литераторы, музыканты - неординарные личности, которые многие события видят через призму своего таланта. Порой прорывает все законы физики и устремляется в будущее. Предсказание в искусстве - вещь нередкая, но феноменальная, часто пугающая.

Пророчества Жюля Верна

Потрясающее предсказание в искусстве сделал писатель-фантаст Жюль Верн. В романе "С Земли на Луну" он в 1865 году подробно описывает полет на Луну, который в реальности состоялся в 1968 году. И дело не в том, что автор нафантазировал освоение космоса, а в том, что он подробно описал корабль, точно указал его высоту и массу, экипаж из 3 астронавтов, место старта - Флорида и место посадки в Тихом океане, месяц полета - декабрь. В 1994 году была найдена рукопись Жюль Верна, ранее считавшаяся утерянной, - "Париж в 1968 году". Здесь подробно описывались не только такие как факс и ксерокс, но и современный облик города с ажурной башней. Всего автор сделал 108 предсказаний, из которых точно уже сбылось 64.

Что предвидели другие фантасты

Были и другие предсказания в искусстве. Примеры можно найти в произведениях Беляева, братьев Стругацких, Герберта Уэллса, Алексея Толстого, Рея Брэдбери. Они предсказали множество современных изобретений, такие как мобильный телефон, телевизор, 3D-изображения, "умный дом", роботы.

Поистинне шокирующее предсказание в искусстве - "Повесть о приключениях Артура Пима" Эдгара По, в которой подробно рассказывается о кораблекрушении, в результате которого спаслось 4 человека. После многих дней скитаний в открытом море, измученные голодом и жаждой, трое убивают четвертого и съедают его. Через 50 лет после выхода в свет произведения события повторились с потрясающей точностью, совпали даже имена героев. Рациональное объяснение этому дать невозможно.

Еще одно трагическое предсказание будущего в искусстве принадлежит американскому писателю М. Робертсону. В романе "Тщетность" он подробно описал катастрофу и которая произошла через 14 лет после выхода книги в свет. Совпадения реальных фактов с фантазиями просто немыслимые.

Поэт Михаил Лермонтов предсказал Октябрьскую революцию 1917 года и подробно в рифмованных строках описал собственную смерть.

Художник, который рисовал будущее

Аргентинский художник Бенжамин Парравичини в порыве творческого прозрения делал зарисовки, которые предсказали цунами в Японии и аварию на атомной станции Фукусима, полет американцев на Луну, полет в космос первого живого существа - дворняги Лайки, "мирный атом", коммунизм в Китае, фашизм и Вторую мировую войну. Революцию на Кубе под предводительством бородача Парравичини предсказал, когда Фиделю Кастро было всего 11 лет. На рисунке 1939 года, символизирующем трагический теракт 11 сентября 2001 года, изображены известные башни-близнецы, которые тогда даже не были построены. Чем можно объяснить это невероятное предсказание в искусстве? Скептики могут рассуждать о том, что трактовка символических рисунков может быть подогнана к фактам. Но каждый свой рисунок аргентинский пророк сопровождал подробными описаниями грядущих событий. Как говорится, что написано пером...

Необъяснимое явление - предсказание в искусстве

В 1987 году в эфир вышло шоу "Второй шанс", в одном из эпизодов которого британский комик Д. Мейхер продекламировал, что в 2011 году найдет свою смерть ливийский лидер Каддафи, который за связь с террористами попадет в ад. Лидер Ливии действительно погиб в 2011 году. Имя сценариста, оставившего это предсказание в искусстве, к сожалению, неизвестно. Ведь актер просто озвучил пророческое сочинение какого-то автора.

Свою смерть в блоге в Facebook предсказал американский музыкант Майки Уэлш. За две недели до смерти он написал, что ему приснился сон, будто бы через 2 недели он умрет от остановки сердца. Все так и случилось. Свою смерть отразил в песне и Михаил Круг, описав, что погибнет он в собственном доме.

Не только обывателей, но и научный мир изумляют предсказания в искусстве. Примеры часто поражают точностью деталей. Совпадает описание места, даты и обстановки происшествия.

Что нас ждет впереди?

Полезно сравнить предсказания в искусстве, которые сбылись, с несбывшимися пророчествами. Это дает возможность предположить, что в скором будущем человечество освоит путешествия во времени, межгалактические полеты, будут созданы биороботы и искусственный интеллект, самым прогрессивным лечением станет пересадка органов, мы наладим дружеские отношения с инопланетянами. Это - оптимистические взгляды. Пессимисты же говорят о "звездных" войнах, старении за несколько часов и полной деградации человечества до стайного образа жизни.

Иногда мы даже не можем представить, насколько точно некоторые писатели предсказывают будущее мира в своих научно-фантастических книгах. По-видимому, авторы некоторых художественных романов и рассказов знают намного больше об окружающем мире, чем обычные люди. Мы выбрали самые впечатляющие предсказания писателей, которые стали реальностью в наше время.

1. Крионика

Первые намеки на теорию крионики можно найти в рассказе «Спутник Джеймсона», написанном Нейлом Р. Джонсом в 1931 году. Главный герой рассказа - профессор Джеймсон - просит перенести свое тело после смерти на орбиту Земли, надеясь, что оно сможет сохраниться при температуре абсолютного нуля.

Тем не менее концепция криоконсервации человека была популяризирована только в 1947 году американским ученым Робертом Эттингером, который позже стал известен как «отец крионики». Он написал утопический рассказ под названием «Предпоследний козырь», благодаря которому стал первым человеком, который предположил, что в будущем люди смогут выбирать, хотят ли они заморозить собственное тело, чтобы затем его воскресить.

2. Выращенное в лаборатории мясо

Искусственно культивируемое мясо впервые упоминается в научно-фантастическом романе под названием «На двух планетах», написанном Курдом Ласвицем в 1897 году. В этой книге «синтетическое мясо» является одной из разновидностей синтетической пищи, которую принесли на Землю марсиане.

3. Высадка на Луне

В 1865 году французский писатель Жюль Верн опубликовал свой роман «С Земли на Луну…», в котором описал огромный космический пистолет, способный запускать снаряды с Земли на ее спутник.

Спустя столетие космический аппарат «Аполлон-11» совершил посадку на Луне. Писатель смог предсказать не только название аппарата, но и точное количество людей на его борту. Верну даже удалось предсказать ощущение невесомости, с которым столкнулись космонавты.

4. Крушение «Титаника»

Повесть Моргана Робертсона «Тщетность, или Крушение "Титана"» была опубликована в 1898 году. В ней автор рассказал читателям о большом «непотопляемом» корабле, который потерпел крушение после столкновения с айсбергом. 14 лет спустя был построен самый большой на то время корабль, который назвали «Титаником», и обстоятельства его крушения были теми же, что и описывал Робертсон.

5. Атомная бомба

В своем романе «Освобожденный мир» Герберт Уэллс предсказал, что в будущем погибнет большое количество людей, и причиной этого станут ручные гранаты на основе урана, которые он назвал атомными бомбами. После публикации книги прошел 31 год, и в рамках Манхэттенского проекта на Хиросиму была сброшена настоящая атомная бомба.

6. Гонка ядерных вооружений

В рассказе Роберта Хайнлайна «Никудышнее решение», опубликованном в 1941 году, описываются Соединенные Штаты, которые смогли раньше остальных стран разработать ядерное оружие и превратиться в единственную сверхдержаву на нашей планете. Хейнлайн также описывает попытки других наций разработать подобные бомбы. Позже все эти события произошли в период холодной войны, когда состоялась гонка ядерных вооружений.

7. Водяная кровать

Роберт Хайнлайн предсказал не только холодную войну, но и водяные кровати. В своем романе «Чужак в чужой стране», написанном в 1961 году, он настолько подробно описал такого рода кровати, что у их фактического изобретателя были некоторые проблемы, связанные с патентом.

8. Кредитные карты

В утопическом романе «Взгляд назад», опубликованном в 1888 году, Эдвард Беллами точно предсказал появление кредитных карт, хотя их начали использовать только с 1950-х годов.

Главный герой романа Джулиан Уэст засыпает в 1887 году и просыпается в утопическом обществе 2000 года. В этом новом обществе все люди получают от правительства одинаковую сумму кредита, которую можно использовать для покупки различных товаров.

9. Спутники Марса

В своем популярном романе «Путешествия Гулливера», опубликованном в 1726 году, Джонатан Свифт утверждал, что у Марса есть два спутника. Однако прошел 151 год, прежде чем ученые смогли на самом деле их обнаружить. В романе Свифта главный герой посещает вымышленный остров Лапуту, на котором живет много ученых и астрономов. Именно они рассказывают главному герою, что у Марса есть два крошечных спутника.

10. Bluetooth-гарнитуры и наушники

Хотя персональная стереосистема появилась только в 1977 году, Рэй Брэдбери описывал наушники, направленные на отвлечение ума от внешнего мира, в своем романе «451 градус по Фаренгейту», который был опубликован в 1953 году. Люди в описанном Бредбери обществе часто используют «ракушки» и «наперстки», которые поразительно похожи на современные наушники и Bluetooth-гарнитуры.

11. Изобретение Интернета

В 1898 году Марк Твен написал короткую историю «Из «Лондонской таймс» за 1904 год», события в которой происходили в 1904 году. История была сосредоточена на тайне преступления: убили изобретателя нового перспективного устройства, называемого Телелескопом. Новый гаджет описывается автором как «бесконтактный» телефон, который создает всемирную сеть доступной всем информации. Очень похоже на современный Интернет, не так ли?

12. Антидепрессанты

В своем антиутопическом романе «О дивный новый мир» Олдос Хаксли демонстрирует довольно мрачный взгляд на общество, которое контролируют с помощью психологических манипуляций. Зависимые от наркотиков граждане не могут жить без таблеток, которые улучшают настроение. Эти препараты, называемые «сомой», были созданы, чтобы уменьшить печальные и тревожные мысли. Роман был написан за два десятилетия до начала первых экспериментов с антидепрессантами, но Хаксли сумел предсказать их популярность.

Судьба - понятие довольно сложное и пока еще никем не изученное полностью. Некоторые считают, будто человек сам является вершителем своей судьбы, мнение других заключается в том, что существует Некто - Бог, или Высший Разум, определяющий не только длительность человеческой жизни, но также и события, происходящие в ней. Однако к какой же категории можно отнести предсказания, сделанные писателями и поэтами на страницах литературных произведений? Ведь зачастую бывает так, что автор сначала описал какое-то событие, и только спустя годы, а то и столетия, оно сбывается.
.

Живший в XVII веке Сирано де Бержерак навсегда вошел в историю как обладатель самого длинного носа на земле. Наверное, если бы он жил в наши дни, то наверняка вошел бы в книгу рекордов Гиннеса. Однако сейчас нас более всего интересуют литературные произведения, которыми этот француз прославился.

В рассказах де Бержерака (кстати, опубликованных только после смерти автора) о путешествиях к Солнцу и Луне были описаны пути движения планет вокруг Солнца. Иначе говоря, Сирано сумел изобразить подвижную планетную систему, которая в его времена еще не была широко признанной в научных кругах.

Герои Сирано использовали для путешествия по воздуху различные летательные аппараты, принципы действия которых не были известны в XVII столетии. Современники Сирано относились к его рассказам примерно так, как мы сейчас относимся к произведениям фантастов.

Во всяком случае, к его машинам для записи и воспроизведения речи (современные магнитофоны), трубкам как источникам света (современные электрические лампочки) они относились весьма скептически. В этих же рассказах де Бержерак упоминал и об устройстве, представлявшем собой некое подобие реактивного двигателя.

До сих пор неизвестно, как и почему писатели-фантасты смогли "угадать" и даже в какой-то степени предсказать многие грядущие события. В качестве примера можно привести роман "Тщетность", который написал Морган Робертсон - автор, малоизвестный широкому кругу любителей фантастики. Действие романа происходит на борту судна под названием "Титан". Те читатели, кому пришло в голову сравнить основные характеристики корабля, ужаснулись: протяженность корабля составляла 243 м (у "Титаника" - 269), передвигался он со скоростью 25 узлов (так же как и "Титаник"), у обоих кораблей и вымышленного, и настоящего - было по 4 трубы и 3 винта. Не станем перечислять остальные характеристики судов: поверьте, они почти идентичны.

Согласно сюжету произведения, холодной апрельской ночью считающийся непотопляемым корабль "Титан", не снижая скорости, налетел на айсберг и утонул. Через 14 лет после опубликования романа в свой первый рейс отправился корабль с похожим названием "Титаник". В апреле 1912 года с ним произошла катастрофа: двигаясь в ночное время на большой скорости, судно столкнулось с айсбергом и погибло.

Удивительное сходство событий на этом не закончилось: писатель указал и причину гибели тысяч пассажиров, которым не хватило спасательных шлюпок. Так что же это - простое совпадение или предвидение событий?

В данном контексте было бы уместно упомянуть о том, что примерно за несколько лет до разыгравшейся трагедии знаменитый хиромант Чейро, увидев линии на ладони человека, который впоследствии стал капитаном злосчастного судна, предсказал гибель "Титаника".

У этой истории имеется и продолжение. Апрельской ночью 1935 года моряк Уильям Ривз стоял на вахте на носу английского парохода "Титаниан", направлявшегося в Канаду. Была глубокая полночь, когда Ривз, находясь под впечатлением только что прочитанного романа "Тщетность", неожиданно понял, что между катастрофой "Титаника" и вымышленным событием наблюдается шокирующее сходство. Затем у моряка мелькнула мысль, что и его судно в настоящий момент пересекает океан там, где и "Титан", и "Титаник" обрели свой вечный покой. Затем Ривз вспомнил, что день его рождения совпадает с точной датой погружения "Титаника" под воду - 14 апреля 1912 года. При этой мысли моряка охватил неописуемый ужас. Ему казалось, что судьба готовит ему нечто неожиданное.

Находясь под этим сильным впечатлением, Ривз подал сигнал опасности, и машины парохода немедленно остановились. На палубу выбежали члены экипажа: все хотели узнать причину столь внезапной остановки. Каково же было изумление матросов, когда они увидели корабль, остановившийся прямо перед айсбергом, вынырнувшим из ночной тьмы. Значит, если бы Ривз отмахнулся от своих мыслей, судно повторило бы судьбу обоих кораблей, о которых шла речь выше.

Однако и это неожиданное событие еще не положило конец тем странным совпадениям, в которых факты удивительным образом переплелись с вымыслом. В 1886 году британский журналист по имени Э. У. Стед тоже написал рассказ о судне "Маджестик", затонувшем после встречи с айсбергом в Северной Атлантике. Имя его капитана - Э. Смит - совпадало с именем реально существовавшего капитана лайнера "Титаник". Интересно, что Стед, всю жизнь занимавшийся изучением многих феноменов, включая и роль предсказаний на дальнейшую жизнь человека, не обратил внимания на собственное пророчество. Э. У. Стед в том далеком 1912 году взошел на борт самого непотопляемого корабля в мире, который обрел себе ледяную могилу в Атлантике.

Роман американского писателя Ф. Кларка "Открытое пространство", опубликованный в 1952 году, явился предвестником событий, произошедших 15 августа 1966 года, когда студент со Среднего Запада, забравшись на крышу университетского общежития, стал стрелять из снайперской винтовки по прохожим. Почти то же самое рассказывал и автор романа. В нем молодой человек, разочаровавшийся в родном отце и окружавшем его обществе, забрался на крышу университета с винтовкой в руках. В результате трагедии погибло 15 человек и еще множество прохожих было ранено.

А как быть с произведениями известного американского фантаста Артура Кларка? В 1947 году он выпустил в свет свое первое литературное детище - рассказ о высадке человека на Луну. Более того, автор с точностью указал географические характеристики этого небесного тела. Прошло не так уж много времени, как события, описанные в рассказе А. Кларка, воплотились в жизнь.

В 1927 году увидел свет роман В. Никольского "Через тысячу лет". В нем автор рассказал о том, как американскими истребителями были сброшены атомные бомбы на японские населенные пункты. В 1945 году пророчество Никольского сбылось: города Хиросима и Нагасаки оказались стертыми с лица земли.

Американский летчик-испытатель Джеймс Коллинз накануне первого полета на бомбардировщике написал нечто вроде пророческого рассказа. Стиль летчика был великолепен: он не раз писал статьи для одной из американских газет. Рассказ начинался следующими строками: "То, что вы сейчас прочтете, - слова Джеймса Коллинза, и притом не продиктованные "нашему корреспонденту", а написанные собственноручно, хотя в некотором роде и после смерти".

Не будем приводить здесь содержание всего рассказа, поскольку в этом нет необходимости. В настоящий момент читателя, вероятно, заинтересуют заключительные строки произведения: "Вниз. Рев сверкающей стали, внезапный блеск... да, да, вот оно... отрываются крылья... слишком хрупкие... крылья, мечта... тяжелые дни... Холодный, но трепетный фюзеляж последнее, что почувствовало мое теплое, живое тело. Протяжный, громкий рев мотора страшный, нарастающий, переходящий в оглушительный грохот при встрече с землей был моей смертной песней. И вот я умер".

Именно так и погиб Джеймс Коллинз во время испытательного полета на бомбардировщике "Грумман Хеллдайвер". Читая его предсмертный рассказ, невольно задумываешься о том, что автор как будто бы представил на суд читателей сценарий собственной смерти. Словно какая-то неведомая пророческая сила водила его рукой по листу бумаги...

Целый ряд подобных озарений встречается у многих русских писателей и поэтов. Чаще всего они касаются событий будущего, связанных с чьей-нибудь гибелью. Например, М. Ю. Лермонтов уже за 100 лет до начала революции и последовавшим за ней убийством царской семьи, массовых казней и других бедствий, произошедших в результате разгула террора, написал:

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет,
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь,
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон.

В годы советской власти под величайшим запретом находилось своеобразное пророческое произведение А. Богданова "Красная звезда", написанное им в 1904 году.

В этой книге, которую можно назвать антиутопией, писатель предугадал не только трагические события в России, но также и символику нового государства, указанного в заглавии романа.

Еще со школьных лет известна нам повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города", в которой рассказывается о том, как тиран-губернатор отменил все праздники, оставив только два, из который один отмечался весной, а другой - осенью.

Таким же образом поступили и представители новой власти большевиков: отменили все церковные праздники, предписав всенародно отмечать только две даты - 1 мая и 7 ноября. Однако на этом совпадения не кончаются: весенний праздник, о котором шла речь в книге, служил "приготовлением к предстоящим бедствиям", у большевиков же праздник сопровождался призывами к усилению классовой непримиримости и свержению капиталистического строя - чем не "предстоящие бедствия"?

У Салтыкова-Щедрина осенний праздник был посвящен "воспоминаниям о бедствиях, уже испытанных". И действительно, 7 ноября - день памяти революции и всех событий, с ней связанных.

А вот что написал Ф. М. Достоевский в своем "Дневнике писателя" за сорок лет до трагических событий в России: "Предвидится страшная, колоссальная... революция, которая потрясет все страны изменением лика мира. Но для этого потребуется сто миллионов голов. Весь мир будет залит реками крови... Бунт начнется с атеизма и грабежа всех богатств. Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью, а потом сами испугаются".

Здесь же писатель предсказал примерное количество жертв грядущей революции (100 миллионов), а в "Бесах" - и ее сроки. Петенька Верховенский на вопрос: "Когда все начнется?" - ответил: "Лет через пятьдесят... Начнется на Масленице (февраль), кончится после Покрова (октябрь)". Дар предвидения, присущий некоторым писателям, окутан дымкой тайны. Даже столетия спустя он продолжает удивлять и поражать ученых, которые все еще не могут понять, каким образом гениям художественного слова удалось создать произведения, являющиеся по своей сути пророческими.

В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники - Смерть, Суд, Война , Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение .

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной .

Русский художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882-1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объекта. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и расщепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских соборов , виды Новгорода, исторические события , выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты.

Лентулова волнуют бездонные глубины человеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще неизобразимо, например, распространяющийся звук в картине «Звон. Колокольня Ивана Великого».

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.).

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Беременность и роды