Рисование анатомия головы. Построение гипсовой головы карандашом поэтапно


Композиция пространства листа решена. Найдены пропорциональные отношения между высотой и шириной выбранной массы головы человека.

Проведите срединную линию головы человека согласно выбранному вами положению натуры. Это будет линия вертикальная или почти вертикальная, в зависимости от наклона головы. Проводить ее надо наполненной, ощущая под ней поверхность эллипса. Срединная линия проходит через переносицу, основание носа, середину разреза рта и подбородок. Ее пересекают под прямым углом другие вспомогательные линии, которые проходят через глазничные впадины, образуя осевую глаз, через скуловые кости, лобную кость, подбородок.

Осевая глаз разделяет высоту головы на почти равные части (лицевую часть и черепную коробку). Осевая линия скул делит на равные части высоту от подбородка до верхней осевой линии лба. Размечать вспомогательные линии нужно с учетом пропорционального отношения частей лица к целому, а также характера натуры.

Все горизонтальные вспомогательные линии надо проводить с учетом выбранного положения и перспективы. Если горизонтальные вспомогательные линии продолжить, они сойдутся в одну точку на линии горизонта. Она находится на уровне ваших глаз, а положение натуры по отношению к вам выбрано. Теперь определите положение натуры относительно линии горизонта: выше линии, на уровне линии, ниже линии.

Проведите вспомогательные осевые линии: голова прямая, без наклона. Но даже если голова рисуемой модели будет иметь наклон вперед или назад, все равно горизонтальные осевые линии будут параллельны и сойдутся в точку на линии горизонта. За исключением модели, имеющей наклон головы вправо или влево: у нее точку схода горизонтальных осевых линий необходимо подобрать.

Рисунок начинается с конструктивного построения фронтальных поверхностей головы. Они соответствуют фронтальной поверхности куба (если модель головы человека абстрагировать до модели куба) и прямоугольной фронтальной поверхности подиума, на котором обычно находится гипсовая модель головы человека.

Нарисуйте переднюю поверхность лобной кости головы человека (как вы рисовали ее у черепа) согласно осевой линии. Ширина поверхности лба приблизительно равна расстоянию между центрами глазниц.

Далее определите глубину осевой линии глаз, рассмотрев голову в профиль и поняв, насколько поверхность лба выдвинута вперед по отношению к данной осевой. На этой линии найдите точку срединной линии; соедините со срединной линией, проходящей через поверхность лба. Затем найдите на осевой линии глаз крайние точки глазниц и соедините их с поверхностью лба. Таким образом, мы получили «козырек», который будет нависать над фронтальной поверхностью лицевой части головы.

Определите глубину осевой линии скул относительно фронтальной поверхности лба. Найдите опорные точки на осевой линии скул. Скуловая линия соответствует самому широкому месту лицевой части головы человека. Если вы рисуете голову в три четверти, то одна точка будет совпадать с контурной линией на самом ее выступающем месте. Другая точка будет находиться на границе поворота лицевой части в пространстве, между фронтальным и боковым положением сторон.

Хорошо, если вы в это время сможете себе представить конструкцию черепа. Соедините опорные точки скул со внешними точками глазниц на осевой линии глаз - получите площадку, выдвигающуюся вперед. Продолжите срединную линию до пересечения со скуловой линией, а потом проведите ее вертикально вниз. Посмотрите еще раз на контурную линию лицевой части: она опускается вниз, с наклоном к осевой. Проведите две линии от опорных скуловых точек вниз, на сужение, до пересечения с нижней частью челюсти. Это поможет нам построить переднюю вертикальную поверхность лицевой части головы.

Постройте переднюю площадку подбородка на срединной линии. Площадка подбородка окажется «выдвинутой» вперед от передней поверхности лицевой части головы.

Перейдите к конструктивному построению боковой части маски лица. Представьте боковую поверхность куба и черепа головы человека. Найдите величину скуловой дуги от опорной точки до уха. Проведите осевую линию в глубину листа с учетом перспективы. От верхней части поверхности лба до пересечения с осью скулы проведите линию к уху, затем вниз, чтобы построить дальнюю, нижнюю и переднюю части нижнечелюстной кости. Таким образом, вы построите конструктивную основу маски головы человека.

От передней поверхности лобной кости продолжим конструктивное построение черепной коробки по представлению. Вот где особенно потребуется ваше простое понимание формы черепной коробки, которому вы научились в предыдущем задании.

Обратите внимание на форму прически головы. Она повторяет форму черепа, все его площадки; необходимо просто добавить толщину прически. Каким бы волнистым ни был волос, какими бы ни были крупными локоны, они (в обобщенной форме) представляют форму черепа.

Шея представляет собой форму цилиндра, имеющего наклон вперед. Это зависит от положения шейного участка позвоночника, который соединяется с основанием черепа. Шея завершается как бы скошенным сечением (с осевой линией от яремной ямки до седьмого шейного позвонка), которое находится на ромбовидном участке плечевого пояса. Не увлекайтесь в дальнейшем выявлением у шеи грудинно-ключично-сосцевидных мышц - это приведет к разрушению целостности формы.

Итак, мы завершили работу над конструктивной основой всей головы человека. Другими словами, возвели под будущим рисунком фундамент, и чем он крепче, тем успешней будет идти последующая работа (ил. 72,73).

От срединной линии передней поверхности лобной кости проведите срединную осевую линию носа. Найдите длину носа, постройте его переднюю площадку, соответствующую положению в пространстве передних поверхностей лицевой части. Определите глубину носа, базой которого будет являться лицевая часть головы. Так получился блок носа.

Не пытайтесь нос детализировать на этом этапе рисунка. Это можно сделать и позже, убедившись, что блок носа перпендикулярен лицевой поверхности, соответствует срединной осевой линии головы человека, имеет правильный наклон лицевой площадки. Иначе, не убедившись в этом и потеряв цельное видение блока носа, вы сделаете вашу детальную проработку напрасным трудом. Ведь легче исправить ошибку в рисунке одного обобщенного блока носа, чем в рисунке носа, состоящего из многих сочленяющихся характерных объемов (ил. 79,80).

Это касается рисунка всех частей головы человека. Если вы обнаружили в рисунке ошибку слишком поздно, нужно все же ее исправлять. Нельзя идти на компромисс с собой, потому что в следующем рисунке эта ошибка повторится.

Далее приступайте к рисунку глаз. Глаз представляет собою шарик, вставленный в глазницу черепа. Посмотрите на рисунок: как пластически организовано место для глаза тремя поверхностями (боковой поверхностью носа, козырьком нависающего лба и наклонной площадкой лицевой части головы)? Найдите место и ширину глаза на вспомогательной осевой линии. Нарисуйте часть выступающего из глазницы шарика, обращая внимание на дугообразные линии, образованные от пересечения шариком навесной поверхности лба и лицевой части. Шарик отделил от этих поверхностей верхнее и нижнее веко.

Здесь хочется обратить ваше внимание на то, что голова человека, как и вся его фигура, при рассмотрении в фас симметрична. И мы не раз еще будем упоминать срединную осевую линию.

Рисуйте попарно, на счет раз-два. Не рисуйте один глаз, а рисуйте оба сразу; намечаете опорную точку на скуловой кости - намечайте парную. Их свяжет поперечная осевая линия, идущая параллельно лицевым поверхностям головы в точку на линии горизонта, и таких линий в рисунке лицевой части головы может быть предостаточно.

Постройте блок формы, включающий в себя носогубную часть, верхнюю и нижнюю губу, подбородок. Срединная осевая линия проходит по передней площадке этого блока, от носа до нижней части подбородка. Ширина площадки увеличивается к подбородку и соответствует ширине передних площадок частей формы. Блок примыкает к лицевой части головы, на него опирается нос.

После конструктивной деталировки наведите в линейном рисунке порядок. Как и в рисунке черепа головы человека, уберите ненужные линии, оставляя только линии, связанные с конструкцией формы. Подготовьте линии к эстетическому восприятию. Примените к рисунку головы законы воздушной перспективы. Самая темная линия - та, которая находится ближе всего к вам. Рассмотрите характер контурных линий и линий границ поверхностей.

Напоминаем, что границы сторон у формы головы имеют мягкий переход и различные радиусы. Чем больше радиус, тем граница менее выражена и тем труднее определить ее. Помогает источник освещения, светотень. Переведите линии граней формы в мягкое, размытое состояние. Для этого вы возьмете от света и тени только светотень; обязательно применение воздушной перспективы!

Убедитесь в вышесказанном еще раз на простых примерах, потому что все это очень важно, и, не разобравшись, вы просто не сможете грамотно продолжать рисунок.

Посмотрите на шестиугольную фигуру. Никто не сможет увидеть в ней нарисованный куб, потому что она не трехмерна. В ней отсутствует понятие объема, в отличие от следующей геометрической формы. Точно такое же отличие рисунков студентов, которые слепо копируют модель, от рисунков студентов, имеющих объемно-пространственное мышление.

В следующем ряду мы скруглили у куба грань. Вопрос о наличии вертикальной линии вместо отсутствующей грани имеет отрицательный ответ, ведь ребра у куба нет. Ребра нет, но стороны остались на своих местах. Должна же быть здесь какая-то граница, тем более, что между поверхностями куба разница в 90 градусов! Даже если визуально этой границы не видно, вы должны ее поставить, иначе на стадии конструктивного разбора формы в пространстве вы не сможете передать ее как объем.

Теперь давайте воспримем скругленную грань как часть цилиндра, а точнее, его четвертую часть. Если куб будет иметь освещение, то на части поверхности цилиндра возникнет граница между светом и тенью (или блик). Отличие границы между светом и тенью на цилиндре от такой же границы на кубе в том, что эта граница мягкая (размытая), а не жесткая.

Если вы в конструктивном рисунке на первых этапах в местах поворота формы в пространстве будете указывать резкие границы вместо мягких, а затем, при моделировании формы, их скруглять светотенью, разве это как-то разрушит форму? Наоборот, выявит. Форма - это всегда объем в пространстве. Пространство трехмерно, значит, и форма, находящаяся в пространстве, трехмерна.

Форма имеет границы пространств. Вопрос в следующем: где эти границы у формы головы человека, ведь она вся такая округлая? На этот вопрос ответ может дать только ваш конструктивный анализ модели головы человека, и чем больше вы будете осознавать, тем больше будете видеть.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы нарисуем лицо человека. Многие ошибочно полагают, что умеют рисовать только избранные таланты. Это не правда: научиться рисовать правильно может каждый у кого есть желание и терпение. Правильно изобразить лицо человека вам поможет знание основных пропорций и правил построения. Читайте следующий материал и попробуйте нарисовать лицо поэтапно.

Оси и пропорции

Рисуя лицо человека, обязательно нужно изучить и постоянно легко наносить осевые линии.

С опытом, можно будет обходиться одной-двумя направляющими, или вовсе без них. Не нужно думать, что оси это скучно и неинтересно, они помогут вам быстро и правильно построить лицо с правильными пропорциями, одинаковыми глазами, симметричными частями.

В дальнейшем, визуально представляя себе эти оси, вы сможете работать с мимикой и эмоциями человека. Ведь чтобы показать грусть, нужно опустить брови и уголки рта, прикрыть глаза, а для этого необходимо представлять на каком уровне находятся все эти части лица в состоянии спокойствия.

Линия глаз

Первые и основные оси, которые обязательно нужно запомнить это:

Линия глаз у всех взрослых людей находится посередине головы.

Ось симметрии и глаз

Делим овал головы на две равных части горизонтально - здесь будут располагаться глаза. Также намечаем вертикальную линию симметрии.

Баланс человека в движении

Вначале сделать это на глаз сложно, поэтому проверяйте себя, отмеряя одинаковые отрезки с помощью карандаша или линейки.

Линия бровей волос носа

Дальше нужно поделить овал головы горизонтальными линиями на три с половиной части . Верхняя ось - роста волос, посередине - уровень бровей, ниже - ось основания носа. Расстояние от волос до бровей равно высоте лба. По сути, лицо (если не учитывать волосы) состоит из трех равных частей, которые равны высоте лба.

Линия рта и губ

Дальше обозначим губы. Для этого нижнюю часть лица (от носа и до кончика подбородка) нужно поделить пополам - так мы найдем линию края нижней губы. Чтобы определить уровень разреза рта, придется поделить отрезок от нижней губы и до носа еще на четыре равные части. Первая четверть и будет линия рта.

Рот и губы

Разрез рта у большинства людей находиться на одном уровне, а вот размеры верхней и нижней губы бывают совершенно разными.

Как рисовать красивые глаза

Где расположить уши

Как бы ни было странно, но очень часто при более-менее удачном построении лица, уши крепятся совсем не в том месте, где они должны располагаться. Поэтому мы уделим отдельное внимание ушным раковинам.

Правильно размещаем уши

Вверху уши крепятся на оси глаз, а внизу на уровне основания носа. Они могут быть большими или маленькими, сильно выделяться или прилегать к голове, но крепятся у всех людей они на линии носа и глаз.

Как правильно разместить глаза

Как узнать ширину глаз и расстояние между ними? Для этого линию глаз нужно поделить на 8 равных частей.

Намечаем глаза

  • Между глазами должен помещаться еще один глаз (2/8).
  • Каждый глаза шириной в 2/8.
  • От внешних уголков глаз до контура головы оставляем 1/8 (ширину половины глаза).

Это приблизительные ориентиры. У разных людей эти пропорции немножечко отличаются. Необязательно каждый раз делить ось на 8 частей, просто проверяйте себя.

Рисуем нос человека

Также читайте статью о том, как нарисовать глаза реалистично и правильно.

Следите за тем, чтобы глаза не располагались слишком близко друг к другу, или, наоборот - слишком далеко. Эти параметры помогут контролировать размер глаз, чтобы они не были чрезмерно большими или маленькими. Внутренние уголки глаз всегда должны располагаться на линии глаз.

На первый взгляд все эти линии - это громоздко и сложно, но для начала можете потренироваться рисовать лицо с учетом лишь горизонтальных осей. По ходу работы у вас будут возникать вопросы и вы сами придете к тому, что нужны еще и вертикальные направляющие. С приобретением небольшого опыта и навыка вы легко сможете рисовать лица без предварительной разметки и осей.

Глаза, крылья носа, рот

Внутренние уголки глаз находятся на уровне крыльев носа. Уголки рта находятся на одном уровне с центром глаза, или зрачком, если человек смотрит прямо.

На этом фото легкими линиями и показано что:

  • уголки глаз лежат на одном уровне с крыльями носа
  • а центр глаз лежит на одной линии с уголками рта

Учимся рисовать руку человека

Схема рисования лица

Собственно, если вы будете намечать все направляющие, то у вас должна получиться вот такая схема. Вы можете распечатать ее как образец, поскольку сразу все запомнить сложно и тренироваться рисовать лицо человека с правильными пропорциями.

Схематическое изображение лица человека

Позже вы сможете придавать лицам черты конкретных людей и рисовать портреты всех, кто вам интересен.

На этом с осями, пропорциями и направляющими мы закончим и приступим к рисованию.

Рисуем поэтапно

Сегодня мы не будем рисовать портрет какого-то конкретного человека, а будем учиться создавать быстрые наброски с правильными пропорциями и размещением всех основных частей.

Рисования лица - тот навык, который улучшается с опытом. Если вы никогда не рисовали портреты людей важно сначала просто на уровне механики и повторения усвоить, как и на каком уровне размещать глаза, нос, рот, брови, уши, и соотношение между ними. Для этого подсматривайте схему в предыдущем разделе, и легко наносите направляющие.

Как нарисовать зайца

Повторение мать учения 🙂

Обозначаем форму

Первый этап самый простой, нам нужно обозначить форму лица, его проще всего вписать в овальную, яйцевидную или другую округлую фигуру. Вертикальная ось поможет создать симметричный рисунок, горизонтальная - правильно показать глаза.

Намечаем основные элементы лица

Все ранее намеченные линии будут нам помогать строить лицо. Эти оси нужно наносить очень легко, едва заметно, чтобы потом можно было легко и незаметно их стереть.

Нет особенной разницы с чего именно вы начнете прорисовывать черты лица, главное, чтобы вы не застревали и не концентрировались на чем-то одном: носе, глазах, губах, бровях.

Сначала быстро и легко обозначьте все части лица, не вдаваясь в детали , не пытаясь быть слишком точным. Все линии наносим очень легко, так, чтобы было легко исправить.

Если что-то получилось кривовато, неточно, вы сможете это исправить на следующем этапе.

Уточняем формы и размеры

На этом этапе мы корректируем размеры и форму глаз, ушей, бровей, носа, губ, уточняем форму лица. Исправляем все, что неправильно получилось на предыдущем этапе.

Как правило построение головы начинается с более обобщенных форм, такой метод построения называется ОБРУБОВОЧНЫЙ. Многие известные мастера начинали свои шедевры именно с этого метода построения. Думаю вам будет интересно знать как это делается. Итак приступим.
Изображаемая голова » обрубовка».

1) Сперва нам нужно определить, где будет находиться наша голова в листе бумаги (формат А3 или А2) . Для этого наметим габаритные размеры, вымеряв соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Лучше всего оставить больше места со стороны лицевой части.

2) Дальше наметим общий объём головы, определим ракурс, нахождение лицевой части в вашем ракурсе.
3) поделим лицо на пропорциональные части лица (в данном ракурсе средняя линия глаз расположена по середине) наметим кончик носа, переносицу, надбровные дуги, среднюю линию рта, подбородок.

4) Найдём наклон самой головы, и линии лицевых частей в перспективе (происходит сокращение)
Что ближе к нам, кажется больше, что дальше — меньше, то есть сокращается.

5)Найдём под каким углом нос, построем осевую для лицевой части. Начинаем с построения носа.

Всё зависит от нашего ракурса, если мы находимся ниже изображаемого обьекта, мы видим нижнюю грань носа, если справа от объекта — правую грань носа, и фронтальную, в перспективе.(как в нашем случаи. Вот примеры построения носа обрубовкой.

6) таким же образом построим и другие части лица:
Глаза

Губы и подбородок

Следует строить по граням всё лицо и голову. И в результате мы получим это:

РАБОТА НАД ШТРИХОВКОЙ
1) Определим с какой стороны падает свет.

В нашем случае Сверху справа.
В таком случае грани на которые попадает прямой свет самые светлые, на которые скользящий свет — чуть темнее, самые тёмные грани отвёрнуты от света. следует не забывать о рефлексах, но они не светлее чем свет. Если вы рисуете гибсовую голову (как в моём случае) не забывайте об материальности гибса. Следует усилить пограничные контрасты, и сделать ярче рефлексы и свет.
В итоге вот что получится:

P.S. Спасибо всем кому понравился мой урок, я старалась. Буду рада видеть ваши роботы. И удачи вам в ваших начинаниях и талантах. Если есть вопросы по уроку. выслушаю, и чем смогу помогу. Извените за качество изображений (сделано на мобильный телефон). Автор первой обрубовки я Art_Yana. Источник

Это достаточно сложный урок, поэтому вам может потребоваться достаточно много усилий, чтобы его повторить. Если с первого раза не получилось нарисовать голову — не отчаивайтесь и попробуйте еще раз. Попробуйте приложить максимум усилий, чтобы выполнить этот урок. Если же, все-таки не получится — можете попробовать выполнить урок « ». Но я верю, что у вас всё получится.

Что понадобится

Для того, чтобы нарисовать голову нам может понадобиться:

  • Бумага. Лучше брать среднезернистую специальную бумагу: начинающим художникам будет гораздо приятней рисовать именно на такой.
  • Наточенные карандаши. Советую брать несколько степеней твердости, каждую нужно использовать для разных целей.
  • Ластик.
  • Палочка для растирания штриховки. Можно использовать обычную бумагу, скрученную в конус. Ей лего будет растирать штриховку, превращая её в монотонный цвет.
  • Немного терпения.
  • Хорошее настроение.

Поэтапный урок

Разные части тела и органы человека должны рисоваться с определенной долей реализма. Этого требует академический рисунок. Также, он настоятельно рекомендует рисовать голову с натуры или, в крайнем случае, с фотографии. Только так можно добиться высокой реалистичности и проработанности.

Кстати, кроме этого урока советую обратить своё внимание на урок « ». Он поможет повысить ваше мастерсово или просто доставит немного удовольствия.

Все сложные рисунки должны создаваться с помощью перспективного мышления и видения. Предмет должен быть не только формой на листе. Вы должны его рисовать объемно, то есть создавая из простых геометрических тел так, как будто они друг на друге: вот шар на кубе, а вот два шара рядом. Из этих примитивных форм и состоит всё живое и не живое на земле.

Совет: создавайте набросок как можно менее толстыми штрихами. Чем толще будут штрихи наброска — тем трудней их будет стереть в последствии.

Первым шагом, точнее нулевым, всегда нужно размечать лист бумаги. Это даст вам понять где конкретно будет находиться рисунок. Если вы расположите рисунок на половине листа — вторую половину вы сможете использовать для другого рисунка. Вот пример разметки листа по центру:

В различных специализированных заведениях (художественных школах, к примеру) рекомендуется изучить полное строение головы - от мышц и до волос - чтобы удалось правильно ее нарисовать. Но здесь есть один маленький секрет: даже если вам каким-то чудом удастся выучить самостоятельно абсолютно все термины хоть косвенно связанные со строением головы, вы всё равно не сможете нарисовать голову так, как полагается. А все потому, что подобные заведения имеют в своем распоряжении большое количество надзирателей (преподавателей, в смысле), которые корректируют и направляют учеников во время работы.

Наша задача (прежде чем научиться рисовать портреты) - самостоятельно (без учителей под боком) научиться координировать свои действия, понимать саму суть процесса рисования, иметь возможность видеть свои ошибки и правильно исправлять их. Именно поэтому, мы немного обогнем стандартную привычную систему и приступим к формированию пунктов своеобразной инструкции, что поможет нам решить нашу задачу:

Во-первых, нам нужно понять процесс работы в создании головы на бумаге

И, наконец, научиться без лишнего напряга правильно рисовать голову, понимать суть этого процесса и иметь возможность ликвидировать свои ошибки

Ну что, дорогие рисовальщики-любители, готовы? Настроились на работу? Тогда вперед и с песней (напевать желательно мысленно, нечего соседей настораживать!)

Для начала работы нам, как всегда, нужно найти все, что может потребоваться. В данном случае, это мольберт, уголь, бумага формата А2, натура, стул (или скрепка - это от вашей натуры зависти…). Для натуры вылавливаем неугомонного и проверенного друга или убеждаем бабушку с ее вязанием переместиться на табуреточку к вам, или просим деда рассказать о чем-то интересном (в процессе, конечно, трудимся). Если у вас имеются усидчивые братики-сестрички - и их можно пристроить. Но, не стоит начинать рисунок головы с рисования головы любимого попугайчика… На крайний случай (ну очень на крайний - если выхода совершенно нет и рядом ни одной живой души) можно использовать уже готовую репродукцию или же фото (которое мы крепим на мольберте в верхнем левом уголочке). Все есть? Натура имеется? Продолжаем, а, вернее, приступаем к рисованию.

Рисование головы карандашом

В первую очередь делаем конструктивные наброски углем - и пусть выходит не очень аккуратно, не волнуйтесь, это ведь просто наброски:

Ищем основные соотношения пропорций высоты и ширины - для этого компонуем на бумаге плечи, шею и голову. Тут у нас усердно трудится наш глазомер.

Теперь нам нужно найти объемы того, что мы скомпоновали по отдельности (голова, шея, плечевой пояс)

Помните, как в самом начале, будучи еще несмышлеными начинающими рисовальщиками, вы трудились в поте над рисованием объемных кубиков, цилиндриков и т.п. ? Так вот, посмотрите на свою натуру и поймите, что это не голова, а всего лишь одна из разновидностей формы. Именно сейчас мы должны осознать и воспринять то, что голова - неживой предмет, тогда и рисовать будет легче.

Следующим шагом будет наблюдение за вашей натурой и зарисовка этого самого объема головы. Не стоит сразу же вырисовывать малюсенькие морщинки, щетинки и реснички - лучше обратите внимание на то, что мы рисуем трехмерное изображение, а не плоское. А из этого следует, что нам нужно прочувствовать объем головы, ощутить все выступающие части лица и головы вообще.

Рисуйте, хватит тратить время на чтение моих писулек - карандашики в зубки и вперед, вы должны понять саму суть процесса. А как поймете - я все еще буду здесь.

Для того, чтобы нарисовать голову карандашом, нам нужно за что-то держаться. Это могут быть такие точки, которые, если смотреть, видны сразу - они означают наиболее выпирающие места в области головы. Дальше нужно выделить основные плоскости - они образовываются с помощью разнообразных изломов формы.

Наиболее выделяющиеся точки и, соответственно, плоскости составляют структуру обьема головы - это конструктивные моменты. Ярче всего нашим взором выделяются скулы, нос (или же носовая призма - ведь нос по форме напоминает призму), лоб, подбородок, шары в глазницах. Для поиска высоты головы нам достаточно просто найти наивысшую точку на черепе и наинизшую, наиболее выпирающую точку на подбородке.

Теперь важно распределить основную светотень. Для этого нужно сощурить глаза и глянуть на натуру, тогда вы сможете распределить базовые светотени по плоскостям головы. Кстати, если вы сильны в распределении теней по граням простейших геометрических фигур, то скажу по секрету, что голову вполне можно вписать в куб, так что… И действовать по той же системе распределения света и тени.

Главное, что вы должны понять на этом этапе работы - так это то, что голова - такая же форма, в которой имеются такие характеристики, как глубина и ширина плюс плоскости и грани (как в кубе). То есть на нее действуют все те же закономерности, что и прежде (надеюсь вы помните, там шла речь об активном и неактивном, отдаленном и приближенном).

Форма головы

Приступаем к следующему пункту. В одном из предыдущих абзацев говорилось о загадочных конструктивных точках, благодаря которым определяется форма головы. Именно эти точки дают нам пропорциональные соотношения плоскостей на объеме головы. Если всю важность этих точечек вы осознали, то с должным благоговением и трепетом приступаем к их рассмотрению, разбору и распределению.

  • Первое, что нам бросается сразу же, это конечно же глазничные впадины и глазницы.
  • Второе, на что мы сразу же обращаем внимание - скуловая точка слева и справа.
  • Теперь черед лобных бугров.
  • Подбородок (вернее, точка подбородка)
  • Угол нижней челюсти
  • Теперь одна из наиболее важных - это самая высокая точка на черепе нашей натуры.
  • Наконец, височные точки

Теменные бугры - наиболее выпуклые, согласно учебникам, по ширине кости, которые расположены на затылке.

Ну вот и всё для начала с точками - их нужно прорисовать и хорошенько запомнить, иначе придется снова повторять этот материал. А теперь гляньте еще раз на рисунок сверху, видите? Кроме точек там есть еще и цветные линии. Вам интересно, что же они обозначают и как их звать-величать? Терпение, дорогие мои, сейчас разберем и их.

Эти линии называются осями, которые, что вполне логично, схематично разделяют голову человека на разные определенные участки. На следующем рисунке, уже более «очеловеченном», а не костяном, мы можем рассмотреть как наши точки, так и оси.

Первая линия красного цвета - она делит голову на две равных половины, иными словами это ось симетрии.

Синим цветом выделена линия надбровных дуг, которая делит голову на верхнюю черепную и нижнюю лицевую область.

Зеленая линия та, что делит голову на лицевую и затылочную область и проходит она аккурат через высшую точку черепа и через уши

По желтенькой линии обычно определяют поворот головы (сами понимаете, для рисунка это очень важно), то есть это ось трех-четвертного поворота.

Цилиндр шеи, на котором установлена голова

И еще одна ось, она бирюзового цвета, которая проходит через нижние точки ушей и нижнюю линию носа. Она показывает нижнюю часть носовой призмы.

НО! Все это дается вам, начинающим рисовальщикам, исключительно для ознакомления и для того чтобы вы лучше понимали строение головы. А рисовать мы будем учиться по более легкой версии вышеописанного - это болванки. Значит так, рисуем прямоугольные болванки сразу в трех положениях: вид спереди, сбоку и поворот в три четверти.

На этих прямоугольных болванках есть все, что нам надо: оси, точки, пропорциональные соотношения разных областей головы и, собственно, самое главное - строение. То есть, как пример, пропорциональных соотношений, высота от уровня бровей и до уровня нижней линии носа равна высоте уха или же вот рот и нижний угол челюсти расположены на одной линии. Но и здесь можно применить законы перспективы: та часть лица, что ближе к нам, сохраняет оригинальные размеры и формы, а та, что в отдалении (в повороте, к примеру) будет немного (немного, дорогие художники, немного, а не как всегда…) искажаться в размере, становиться меньше.

Закрепление результата рисования головы

Теперь финал: закрепляем только что прочитанное. Для этого нам нужно будет потрудиться вдвоем с болванкой. Сейчас наш главный помощник в рисовании - это болванка, она вроде шаблона, некоего прототипа настоящей головы. По ней гораздо проще учиться.

Вы уже рисуете голову человека, то есть композиция намечена и место для головы, основные объемы тоже.

Вторым шагом будет поиск пропорциональных соотношений головы, ее форма и характер. Это и будет наброском основы головы, нашей незатейливой болванки.

Теперь вертикальная ось - прям чешутся разделить голову на равные области (ну, не обязательно равные - это зависит от всяких поворотов и ракурсов). Эта ось определяется по расположению носа и дает нам аж две важные точки: наивысшую и наинизшую.

Поскольку мы определяем еще и поворот головы, то нужно найти линию трех-четвертного поворота - она нам была бы очень кстати. Для этого визуально находим расположение скуловой кости и проводим линию через скуловую точку. С ней мы разберемся позже, поэтому пока достаточно просто слегка ее наметить.

Вот и пришел черед линии надбровных дуг. Здесь нам нужно просто задействовать глазомер и определить сколько места занимает лоб и , а сколько лицо вплоть до подбородка. Ву-а-ля! Готово.

Теперь нужно выделить линию нижней пирамиды носа. Для этого лучше воспользоваться такой закономерностью: линия надбровных дуг и линия нижней призмы носа делят голову на одинаковые части. Но при этом нужно учитывать также и особенности рисуемой головы.

Следующий этап - поиск линии, разделяющей голову на затылочную и лицевую часть. Мы уже помним, что она проходит через ушное отверстие и наивысшую точку. Теперь присмотритесь повнимательнее: на пересечении линии трех-четвертного поворота и предыдущей линии находится височная точка, намеченная нами ранее. Если у вас еще не просматривается форма головы, то скорректируйте все линии с помощью глазомера.

Ну что же, у нас уже предостаточно точек и линий, чтоб приняться за разметку носа, место для которого уже расчищено и найдено.

То же с ухом - и для него место есть (было бы странно, если б этого места не было, согласитесь). Его высота равна расстоянию между линией надбровных дуг и линией нижней призмы носа, а само оно проходит через линию, делящую голову на лицевую и затылочную часть. Лучше гляньте на рисунок, думаю, он понятней, чем все эти закрученные фразы.

Осталось совсем немного…

Следующий этап - поиск скуловых точек, но поскольку они зажаты, можно сказать, в линиях, то найти их будет не сложно. И уголок нижней челюсти - он расположен на пересечении (опять на пересечении) линии рта и линии, делящей голову на заднюю и переднюю часть (вы поняли, о чем я). Ну, рот теперь найти сумеет даже

Осталось найти немного и среди этого «немного» место для глаз, надбровные бугры (ну места особо выступающие на бровях - расшифровываю). И вот пришло время искать лобные бугры (то есть выступающие точки на лбу). Их искать не менее просто, стоит только провести линии от надбровной дуги к самым выпуклым точкам лба. Та-да! У вас уже есть лобные бугры. Но, чтобы лучше их понимать, нужно привязать эти точки к наивысшей точке и к височным.

Ну и напоследок, если ракурс позволяет нам увидеть теменной бугор - наиболее выпуклую часть на затылке.

Теперь покрутите болванки, используйте линии и точки, которые запомнились. К примеру, как-то так:

Пересмотрите еще раз то. что мы уже прошли здесь, и повращайте болванки с учетом всех конструктивных мелочей. Для начала хорошо бы, чтоб у вас получались болванки в трех привычных положениях: профиль, фас, ну и трех-четвертной.

Наигрались? Готовы к страшно серьезной работе? Вылавливайте свою натуру и возвращайте на место. Сейчас будем постепенно переносить то, что мы выучили на болванках, на нашу многострадальную натуру. Взгляните на нее новым взглядом. Осмотрите голову со всех ракурсов и попытайтесь оценить ее как неживой предмет, понять ее «устройство»… Абстрагируйтесь от персоны носителя головы.

Следующая задача - просто перенести все изученные ранее конструктивные оси и точки на уже живую, вполне любопытную, задающую вопросы по типу «И как? Похоже вышло?». Конечно же не буквально - визуально (боюсь, вашей натуре будет совсем не смешно, если вы расчертите ей голову и лицо разноцветными карандашиками).

Теперь, когда вы в усердных поисках, расскажу вам кое-что о пропорциях. Идеальными пропорциями принято считать так называемые «греческие» пропорции ибо именно обитатели Древней Греции выделили идеальные пропорции тела. Но вот идеальные пропорции несколько отличаются от тех, что есть у каждого человека - именно эти расхождения позволяют людям сохранять свою индивидуальность. Но проверить правильность пропорций можно соединив все наиболее важные части лица или же конструктивные точки, расположенные один напротив другого - их соединение будет проходить через ушное отверстие.

Практика

Теперь практическая часть - переносим наши знания на рисунок натуры:

Итак, прорабатываем композицию, находим место для головы, шеи, плеч. Работаем по принципу: отступ от края бумаги (планшета) перед лицевой частью (перед!) больше, чем над затылочной, а вверху отступ меньше, чем внизу.

Теперь находим место отдельно для каждого предмета композиции: шеи, плечевого пояса и, соответственно, головы.

Болванку нашу помните? Рисуем сейчас болванку, но с учетом всех пропорциональных особенностей нашей натуры. Не забывайте о том, что шея у нас не просто странный прямоугольник, она цилиндр - то есть она объемная, равно как и плечи.

Болванка уже на месте, теперь работаем с ней с помощью следующих подпунктов:

  • a) Находим наиболее низкую и наиболее высокую точки с помощью оси, разделяющей голову на две равные части.
  • b) Линия трех-четвертного поворота - помните такую? Поскольку она проходит через скуловую точку (конечно же вы это еще не забыли!), то нам придется сначала найти эту самую точку и наметить.
  • c) Дальше по плану линия надбровных дуг. Ее можно провести по уровню бровей (немного дальше) и плюс еще одна деталь, которую мы самовольно назовем точкой излома надбровных дуг. Эта точечка находится аккурат там, где брови меняют свое направление.
  • d) Теперь черед нижней линии призмы носа. Ее проводим как и в случае с надбровными дугами, по уровню носа, только дальше. Расфокусируйте взгляд на вашу натуру, не смотрите конкретно в нее. И старайтесь не менять угол вашего наблюдения.
  • e) Височная точка, которую довольно-таки хорошо заметно на нашей натуре. На одной и той же линии расположены аж три точки (височная, высокая и ушное отверстие) и она ложится по форме головы
  • f) Ушки и нос. Высота уха уже найдена с помощью линий, а вот форму берем у нашей натуры. С носом немного сложнее. Нужно наметить общий объем носа схематически пирамидкой и там уже разбираться с особенностями. Но! Ни одна форма на нашей натуре не живет сама по себе, она переходит, переползает и перетекает в нечто другое. Плавность, товарищи, и пластичность, помните об этом - вот нос, к примеру, соединяется с надбровными дугами.
  • g) Завершаем поиск скуловых точек (да-да, он длился все это время!).
  • h) Определяем место для рта и по форме находим угол нижней челюсти
  • i) Наконец, находим линию для глаз, которая идет где-то по уголкам глаз. Чтобы они были нарисованы верно, между глазами должно хватать место еще для одного (третий глаз рисовать не обязательно, а лучше вообще пока что не рисовать)
  • j) И вот мы подошли к лобным буграм. Они находятся с помощью линий, которые вы проводите от надбровных бугров к наиболее выпуклым областям лба человека - эти линии расположены симметрично к центральной оси. А от них проводим линии к височным точкам и к наивысшей точке. Ура нам!

Думаю вопрос: «Как рисовать голову» - был хотя-бы немного для вас раскрыт, спасибо Вам за то, что вы с нами!

БАЗОВЫЕ ФОРМЫ

Чтобы нарисовать голову под каким-то углом, сначала вы должны понять ее базовую структуру. Взгляните на все очевидные детали и нарисуйте основные формы. Можно упростить детали лица так, чтобы потом можно было их легко развить и доработать. Но мы игнорируем эти мелочи и подготавливаем самую простую основу головы. Я использую метод Эндрю Лумиса (Andrew Loomis), описанный в его книге “Drawing the Head & Hands.

Голова образуется из двух фигур: сферы – черепной коробки, и многоугольного блока, имитирующего челюсть и скулы.

ЧЕРЕП В ФОРМЕ СФЕРЫ

Голова с обеих сторон плоская, поэтому можно смело отрезать боковые части сферы. В профиль это будет идеальный круг, но под любым другим углом форма будет овальная, потому что меняется перспектива. Разделите этот овал на четыре равные части. Вертикальная линия является началом линии челюсти. Горизонтальная линия проходит по линии бровей. Верхняя и нижняя границы овала помогут вам найти линию роста волос и нижнюю часть носа.

ЧЕЛЮСТЬ И СКУЛЫ В ФОРМЕ БЛОКА

Прикрепляем форму челюсти. Верхняя часть будет начинаться с линии бровей, а задняя часть будет отходить от центра овала. На рисунке вы видите трехмерное изображение основы головы с передней и боковой плоскостями (нижняя часть видна под некоторыми углами).

НАКЛОНЫ ГОЛОВЫ ПОД УГЛОМ

ШАГ 1 – УСТАНАВЛИВАЕМ УГОЛ НАКЛОНА

Угол наклона устанавливается на самом первом этапе с шаром. Чертим три оси:

Ось X – наклоны головы вверх и вниз определяются по углу наклона горизонтальной и вертикальной линии овала. При сильном наклоне или поднятии голова будет находиться в ракурсном сокращении из-за перспективы.

Ось Y – поворот головы (влево или вправо) передается путем изменения ширины овала. Когда голова повернута больше лицом к вам, вы видите больше передней части и меньше боковой, таким образом, овал, который находится сбоку лица, будет сужаться. Так же, когда голова от вас отворачивается, вы видите в основном боковую часть, и овал становится намного шире.

Ось Z – наклоны головы в сторону определяются по углу наклона центральной линии, углу овала и его положению на сфере.

ШАГ 2 – НАХОДИМ ТРЕТИ

После выбора угла наклона шара, разделите лицо на трети. Расстояние от линии роста волос до линии бровей должна равняться расстоянию между линией бровей и нижней частью носа. Добавляем такой же отрезок, и получаем линию подбородка. Обратите внимание, что линия роста волос и нижняя граница носа проходят параллельно верхней и нижней точке овала, если обвести ее вокруг головы. Представьте голову в виде коробки. Трети должны проходить как по боковой, так и по передней плоскости.

ШАГ 3 – ДОБАВЛЯЕМ ЧЕЛЮСТЬ

Распространенной ошибкой в этом месте является слишком длинная челюсть по отношению к шару. Убедитесь, что вы правильно отметили все трети. Обратите внимание, как форма челюсти меняется в зависимости от угла наклона.

ШАГ 4 – ДОБАВЛЯЕМ ДЕТАЛИ ЛИЦА

Когда основа заложена правильно, дорисовать детали лица на нужных местах становится намного легче. Про каждую деталь лица (глаза, нос, губы, уши) я расскажу в следующих уроках, не пропустите!

Практикуйтесь в рисовании голов под совершенно разными углами. Возьмите свой альбом и зарисуйте его маленькими головами. Не используйте для этого фото-образцы, тогда вы с легкостью сможете обнаружить свои слабые места.



Беременность и роды