Сценарий концерта лекции муз. истории.docx - сценарий концерта "музыкальные истории" (в рамках сотрудничества с мбоу сош с.индерка)

Муниципальное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская школа искусств. Филиал№3» с. Индерка
Сосновоборского района
Пензенской области

"Музыкальные истории"
(в рамках сотрудничества с МБОУ СОШ
с.Индерка)
Составила и провела:
преподаватель по классу
баян, аккордеон
Ернеева Гульсюм
Махмудовна

2018 г
Цель: показать удивительный мир музыкальных образов; повысить
познавательный интерес детей к классической музыке; познакомить с
музыкальными инструментами: фортепиано, баян, аккордеон, гитара.
Задачи:
Образовательная: ввести учащихся в образный мир музыки; раскрыть связь
музыки с жизнью; повысить мотивацию к обучению игре на инструменте.
Развивающая: развивать воображение, творческую активность, мышление,
эмоционально­ образное содержание музыки; узнавать знакомые
произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном;
Воспитательная: воспитывать умение сознательно и эмоционально слушать
музыку; понимать художественную красоту музыки; воспитывать устойчивый
интерес к урокам музыки, музыкальный вкус.
Оборудование: музыкальные инструменты; компьютер, проектор, экран.
Все это необходимо для того, чтобы дети развивались, слушали и
приобщались к высокому искусству мира музыки и вырастали достойными,
образованными, культурными людьми своего времени.
Остановись и оглянись:
Какая музыка в природе!
Звенит струною каждый лист
И тембр меняет по погоде.
Журчит ручей, течёт река,
Иль дождь с небес потоком льётся,
И дуновенье ветерка ­
Всё это музыкой зовётся.
А сколько музыки в цветах,
Их удивительны букеты!
Витают звуки в облаках,
И воспевают их поэты.
Подарит музыку закат
И каждая былинка в поле.

Своя есть музыка в горах,
Другая музыка на море.
Бывает музыка в душе,
Она звучит и вдохновляет.
Приснится музыка во сне,
Проснёшься ­ и она растает...
О чём может рассказать музыка? Обо всём на свете! Музыка – самое
таинственное из всех искусств.
Она может рассказать о времени года, о природных явлениях, повторив в
музыке шум дождя, раскат грома, передать движение поезда, бег коня, пение
и полёт птиц. Но главная особенность музыки – умение передать настроение и
чувства человека.
Добрый день, дорогие наши слушатели! Сегодня у нас удивительный концерт.
К вам в гости пришли тоже дети, которые учатся играть в детской школе
искусств на разных инструментах. Они исполнят для вас музыку, которую
сочинили композиторы. Кто же знает кто это – композиторы? (ответы детей).
Правильно!
Композиторы ­ это такие люди, которые любые истории, случающееся в
жизни, изображают звуками. Они сочиняют музыку и записывают её
специальными знаками, которые называются нотами. В музыке, как и в
человеческой речи, есть свои слова. Это музыкальные интонации, похожие на
разговор –весёлый, грустный, сердитый, нежный. А мы вместе с детьми
учимся понимать их язык и изображать музыкальные истории на наших
любимых инструментах так же, как художники пишут свои картины кистью и
красками.
Чтобы лучше понять язык музыки, нужно знать и уметь применять словарь
эмоционально­ образного содержания музыки (на экране). Пользуясь этим
словарем, опишите характер музыки.
Знают все на свете дети­
Много музыки на свете!
Из семи обычных нот
Композитор создаёт:
Пьесы, оперы, сонаты,
Ариозо иль кантаты,
Симфонические сказки,
Менуэты или пляски.

Сегодня наши ученики будут вам играть на четырех разных инструментах.
Это –фортепиано, баян, аккордеон и гитара.

Друг друга мы узнаём по лицу, а каждое музыкальное произведение – узнаём
по мелодии. Потому что Мелодия – это душа музыки, это то, что мы можем
повторить и спеть своим голосом. Можем спеть её как песенку. У каждой
мелодии есть свой характер и настроение.
Слушая мелодию, мы можем веселиться, грустить, мечтать, фантазировать,
думать с композитором, который её для нас сочинил.
Под музыку мы поём, танцуем, можем даже маршировать, представляя себя
на параде в сказочном королевстве. Сегодня, слушая игру наших музыкантов,
мы будем фантазировать и придумывать разные истории, а вы, ребята, будете
внимательно вслушиваться и искать настроения и характеры героев
музыкальных историй.
­Но что значит слушать музыку? (Ответы детей)
Это значит различать её характер, настроение. Настроение у музыки,
как и у человека, бывает разным – и весёлым и грустным. Музыка, как и
человек, может быть задумчивой или озорной.
Будьте внимательны и слушайте.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Сколько клавиш посмотри:
Черные и белые –
По ним пальцы бегают.
Клавишный мой инструмент.
Фортепиано лучше нет!
Наш концерт открывается с пьесой «Зайчик». Исполнит её Гумерова Ляйсан
на инструменте, который называется фортепиано.
Жил – был зайчик, длинные ушки.
Отморозил зайка носик на опушке.
Отморозил носик, отморозил хвостик
И поехал греться к ребятишкам в гости.
Звучит музыка.
Вот видите ребята, какой робкий и грустный характер у этой музыкальной
истории про зайчика. Звуки мелодии звучат осторожно и робко, и мы можем
представить, как зайчишке было холодно, он переминается с лапки на лапку.
Правда ребята? Какие слова из словаря подойдут для описания этой музыки?
Сейчас прозвучит пьеса советского композитора С.М Сламинского « Под
дождем мы поем» исполнит Мустафина Камиля, ученица 3 класса.
Дождь парой на чьи­то слезы похожи
Только горечи в его каплях нет

И земля с волнением ждет каждый дождь
Как существует белый свет.
Звучит музыка.
Звуки мелодии стремительно подпрыгивают. Правда
ребята? А какое настроение у этой пьесы?.... Нам легко
представить, как капают капельки дождя. Какие слова можно применить из
словаря?
Новую историю вы сейчас услышите в пьесе «Клоун». Эту музыку
написал советский композитор Наталья Бакланова. А исполнит её для вас
ученица Сооло Айсылу, ученица 3 класса
Послушайте музыку и скажите, какая она по характеру.
В шароварах красных,
В красном колпаке
Сидит и улыбается
Клоун в уголке.
Звучит музыка.
­Музыка спокойная и немножко грустная. Как вы думаете, ребята, какую
музыкальную историю можно услышать в этой пьесе?
Наш клоун весь вечер был на арене цирка и веселил зрителей.Но почему же
он загрустил? (Дети отвечают) Ну, конечно, он всегда хочет быть на арене
цирка и дарить смех и радость людям, но, увы, представление закончилось и
огни погасли. И наш веселый клоун тихонько сел в уголок и немножко
загрустил.
Следующим номером выступит Казаева Айсылу, ученица 5 класса.
Чайковский «Сладкая грёза»
Сладкая грёза,
Ты так прекрасна.
Мечтанье и слёзы,
Радость цветка.
Разум летит,
Бороздя облака.
Как сновиденье,
Как пробужденье
Мне поет грёза моя.
Звучит музыка.

А здесь ребята,что услышали? Как звучит эта пьеса?
Это лирическая пьеса, произведение очень эмоциональное, тихое, сладостное
и мечтательное. Музыка отражает прекрасное сновидение и пробуждение
первого цветка. Вальсовый ритм придает особое очарование нежной,
взволнованной мелодии, слышны элементы дуэта.
А теперь пришло время для новой музыкальной истории.
В руки ты его берёшь, то растянешь, то сожмёшь,
Если это повторять, начинает он играть.
Сбоку клавиши ряды, чтобы петь на все лады.
Не рояль и не тромбон, а прекрасный аккордеон
Представляем вам замечательный инструмент ­ аккордеон.
Музыка, исполняемая на аккордеоне, всегда звучит звонко и заливисто.
И еще одну красочную историю мы услышим в исполнении Ряхимова
Салавата, ученика 1 класса,название мы с вами сейчас отгадаем! Готовы?
Желтые комочки, легкие как вата,
Бегают за курочкой. Это кто? (Цыплята)
Правильно, ребята!
Написал песенку «Цыплятки» композитор Аркадий Филлипенко.
­Послушайте и скажите, какая музыка по характеру?
Звучит музыка.
Ответы детей. Да, ребята. Характер у музыки задорный, в мелодии
звучат короткие нотки. Мы можем себе представить, как цыплятки бегают и
клюют зернышки!
А сейчас Хайров Айрат, ученик 1 класса, сыграет для вас песенку
танцевального характера, которую вы, наверно, хорошо знаете! Называется
она «Мишка с куклой танцуют полечку», а сочинила эту песенку польский
композитор Мария Качурбина.
Мишка с куклой бойко топают,
Бойко топают, посмотри!
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают, раз, два, три!
Мишке весело, Мишке весело,
Вертит Мишенька головой;
Кукле весело, тоже весело,
Ой, как весело, ой, ой, ой!
­ Ребята, что вы услышали в этой музыке? Какая музыка по настроению?

Звучат ответы детей. Да, верно! Действительно в мелодии этой пьески мы
услышали как задорно топают и звонко хлопают пританцовывая мишка с
куклой. Музыка весёлая и энергичная. Какие слова из словаря подойдут к
этой мелодии? (Ответы детей).
А сейчас прозвучит популярная детская песенка эстонского композитора
Густава Эрнесакса «Паровоз». Это история о веселом машинисте, который
везет зверушек в гости на своем паровозе. У песни очень простая мелодия и
слова в припеве повторяются два раза, для того, чтобы вы их лучше
запомнили.
Едет, едет паровоз -
Две трубы и сто колес,
Две трубы, сто колес,
Машинистом - рыжий пес.
Мы к соседям в гости едем,
Едем к тиграм и медведям.
Ожидайте в гости нас,
Мы приедем ровно в час.
Звучит музыка.
(Ответы детей)
­ Музыка веселая и ритмичная. В музыке слышен стук колес, мелодия
идет то вверх, то спускается вниз, прямо как наш паровоз – тяжело
поднимается в гору и на всех парах опускается с неё!
А мы продолжаем наше путешествие по музыкальным историям. И
следующая музыкальная история будет для вас рассказана на чудесном
инструменте ­ гитаре.
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем гитарой.
Музыку советского композитора Калинина «Резвый козлик» исполняет
ученик 2 класса Рузеев Даниэль.
Если ослик скажет ­ стоп,
Вы забудьте про галоп,
Потому что средь вреднюшек,

Ослик ­ главный из зверюшек!
Звучит музыка.
­Ребята, какое настроение у этой музыки? Правильно! Весёлое,
шутливое. Это песенка про упрямого ослика. Музыка ритмичная.(Применить
словарь).
Еще одно выступление послушаете в исполнение Ахмерова Алмаза, ученика 2
класса в обр. Александрова «Финская полька»
Полька! Спляшем поскорей!
Танца нету веселей.
Все пойдут бойко в пляс
И закружит полька нас!
­ Какое настроение здесь присутствовало? Какая история скрывается здесь?
(ответы ребят) . Молодцы, ребята!
Снова пришло время для новой музыкальной истории. Представляем
замечательный инструмент – баян
В исполнении Кафтаевой Айгуль, ученцы 5 класса, прозвучит пьеса ««Шутка»
Баянист развлечься хочет,
За бока баян берет
И щекочет их, щекочет –
Отдышаться не дает!
Кнопки пальцами считает
Раздвигает плавно мех,
И оттуда вылетает
Музыкальный, звучный смех.
Звучит музыка.
А какие удивительные звонкие звуки у этого инструмента ­баяна! А чтобы
сделать мелодию более яркой, баян сопровождали звуки фортепиано, на
котором играла преподаватель –Баишева Галия Равильевна.
Какую музыкальную историю вы услышали? (Ответ детей.)
Продолжаем слушать удивительный инструмент баян. Сейчас выступят два
ученика Магдеев Марат и Кафтаева Айгуль. Как будет называться
исполнение, если играют вдвоем? А втроем? вчетвером?
Ответ детей: Дуэт, трио,квартет.
Дуэт исполнит французскую народную песню «Танец утят»
А веселые утята,
Очень дружные ребята.

Утром все идут на пруд,
Приключенья их там ждут.
Звучит музыка.
­ Ну что, ребята, какую музыкальную историю вы услышали? (ответы детей)
(слова из словаря)
­ Интересную музыкальную историю мы Вам рассказали? (Да)
А давайте вспомним – кто же сочиняет такую красивую музыку?
(Ответы детей) Правильно! Композиторы. А какими специальными знаками
записывают композиторы музыку? (Ответы детей) Правильно! Нотами.
Мы друг друга узнаём по лицу, а как мы узнаём то или иное
музыкальное произведение? Правильно, ребята! По мелодии. Ведь мелодия –
это душа музыки.
Сегодня вместе с вами, дорогие наши слушатели, мы внимательно
слушали музыку, фантазировали и придумывали разные музыкальные
истории, с помощью словаря искали настроения и характеры героев
музыкальных картин.
Надеемся, что наши музыкальные истории вам понравились! (ДА!)
Если вам понравились выступления ваших друзей, одноклассников, как они
владеют разными инструментами, то приглашаем вас записаться в нашу школу
искусств. Также поблагодарить наших прекрасных преподавателей за
подготовку музыкальных номеров:
Шаипову Н.М. препод. фо­го отдела
Баишеву Г.Р. препод. фо­го отдела,
Ернееву Р.Д. препод. по классу гитара
Резакову Н.Д. препод. по классу гитара
И я, Ернеева Гульсюм Махмудовна, преподаватель по классу баян и
аккордеон.
На этом наш концерт окончен. Спасибо за внимание!
До свидания, ребята! До новых встреч!

Приложение.

СЛОВАРЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ
МУЗЫКИ
Взволнован
ная
Встревожен
ная
Стремитель
ная
Вьюжная
Ненастная
Тревожная
Беспокойна
я
Торопливая
Щемящая
Трепещуща
я
Отчаявшаяс
я
Раскаявшая
ся
Надломленн
ая
Торжественная
Праздничная
Бодрая
Важная
Маршевая
Четкая
Отчетливая
Гордая
Могучая
Победная
Величественная
Призывная
Ликующая
Восторженная
Пышная
Шумная
Жизнеутвержда
ющая
Оптимистичная
Грациозная
Эффектная
Таинственная
Сказочная
Волшебная
Колючая
Пугливая
Осторожная
Загадочная
Настороженна
я
Острая
Подкрадываю
щаяся
Поэтичная
Возвышенна
я
Мечтательн
ая
Одухотворе
нная
Сердечная
Задушевная
Трепетная
Душевная
Напевная
Проникнове
нная
Чуткая
Лиричная
Завороженн
ая
Веселая
Радостная
Игривая
Задорная
Звонкая
Озорная
Шутливая
Бойкая
Забавная
Резвая
Прыгучая
Скачущая
Солнечная
Сверкающа
я
Ослепител
ьная
Плясовая
Улыбающа
яся
Живая
Яркая
Лучезарна
я
Спокойная
Добрая
Нетороплив
ая
Убаюкиваю
щая
Колыбельн
ая
Мягкая
Плавная
Напевная
Протяжная
Хороводна
я
Мирная
Безмятежна
я
Добродушн
ая
Наивная
Светлая
Прозрачная
Беззаботна
я
Покорная
Невозмути
мая
Неприхотл
ивая

Серьезная
Сдержанна
я
Грустная
Печальная
Жалобная
Тоскливая
Скорбная
Хмурая
Плачущая
Просящая
Тяжелая
Грузная
Громоздкая
Мощная
Неуклюжая
Угловатая
Густая
Насыщенная
Нежная
Ласковая
Задумчивая
Мечтательная
Легкая
Светлая
Трогательная
Приветливая
Доверчивая
Беззлобная
Страшная
Зловещая
Грубая
Сердитая
Недовольна
я
Темная
Трагичная
Тягучая
Грозная
Злая
Мужествен
ная
Бесстрашна
я
Боевая
Смелая
Отважная
Решительна
я
Богатырска
я
Грозная
Суровая
Динамичная

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей Московской области

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Сценарий урока музыки

Подготовила

преподаватель отделения раннего эстетического развития детей

Сливкова Галина Борисовна

г. Луховицы

2014

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА

«Музыкальное путешествие в мир детских инструментов»

Цель: Познакомить детей с разнообразием детских шумовых инструментов.

Задачи: Музыкальное воспитание ребёнка, а также развитие творческих способностей. Заинтересовать детей игрой на ударных, шумовых, музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, т.к. шумовые инструменты помогают выработать чувство ритма, расширяют тембровые представления детей.

Оборудование: детские инструменты: ударные и шумовые.


Ведущая: Сегодня мы с вами собрались на необычный, удивительный праздник музыки. Мы надеемся, что праздник подарит вам улыбку, радость и хорошее настроение. Споём, ребята, весёлую песенку.

Песня «Передай, передай эту песенку по кругу» муз. сл. Агагабовой Е.

Ведущая: Молодцы, ребята! А теперь мы отправляемся в гости к музыкальным инструментам. Мы споём музыкальное упражнение -

«Музыкальное эхо» муз. сл. Трубникова М.А.

Ведущая: А сейчас послушаем наших солистов.

Песня «Треугольник и барабан»муз. Филиппенко А., сл. Мельниковой Н.

Ведущая: Дружно за руки возьмёмся, в лес осенний мы пойдём.

А пойдём мы музыкальным шагом. Нам нужны звенящие инструменты.

(дети идут по кругу, бубны держат за спиной )

Ведущая: В лесу увидели мы синичку, споём песенку о ней.

(дети поют песню, а припев играют на бубнах )

Песня « Синичка» муз. и сл. Олифирова Л.А.

Как зовут тебя, птичка? Синь- синь- синь- синь- синь.

Ты, наверно, синичка? Синь- синь- синь- синь- синь.

Угощайся пшеничкой. Синь- синь- синь- синь- синь.

До свиданья, синичка. Синь- синь- синь- синь- синь.

Ведущая: А сейчас пойдём мы к туче, нам не страшен лес дремучий.

Все коряги обойдём, по тропинке мы идём.

(Дети под музыку движутся «змейкой», бубны держат за спиной )

Ведущая: А на небе собираются тучи, споём песенку.

Песня «Тучка – сердючка» » муз. и сл. Олифирова Л.А.

Жила на свете тучка. Кап- кап. И сыпались из тучки. Кап- кап.

По имени сердючка. Кап- кап. То градинки – колючки. Кап- кап.

Она ни с кем не зналась. Кап- кап. Холодные слезинки. Кап- кап.

Совсем не улыбалась. Кап- кап.

Ведущая: Прошёл дождь, а мы на полянке поиграем в игру, вставайте все в кружок.

(Ведущая берёт в руки бубен и показывает детям )

Вот красивый, звонкий бубен!

Он в руках молчать не будет.

Игра с бубном . [ 4 ]

Ты иди, весёлый бубен, потихонечку, вот так.

У кого весёлый бубен, тот станцует нам гопак!

Ведущая: Послушайте загадку.

Деревянные подружки

Звонко бьются друг об дружку.

Расписные, как матрёшки.

Угадали? Это…(ложки ) - ударные инструменты.

Ведущая: Берите в руки ложки, ребята.

Не сдержать от пляса ножки,

Так пляшите от души!

В наш оркестр вступают ложки,

Ах, как ложки хороши!

Детский оркестр «Вальс» Шуберт Ф.

Ведущая: Ложки и палочки – деревянные инструменты.

Сейчас мы берём палочки.

(дети поют песню, а припев играют на палочках )

Песня «Лошадка» » муз. и сл. Олифирова Л.А.

Здравствуй, серая лошадка! И- го- го, и- го- го.

Хочешь, дам морковки сладкой? И- го- го, и- го- го.

Подружись – ка ты со мной. И- го- го, и- го- го.

Веселее песню пой. И- го- го, и- го- го.

Ведущая: Следующий инструмент – тоже ударный.

Послушайте загадки.

    Деревянные подружки

Пляшут на его макушке.

Бьют его, а он гремит –

В ногу всем шагать велит.

    Бьют его, а он не злится,

Он гремит и веселится.

Потому что без битья

Нет ему житья.

    В пути не смолкает,

Вдаль увлекает,

Сам не шагает –

Шагать помогает.

    Когда играю я на нём,

Когда я репетирую,

С испугом думает весь дом,

Что крышу ремонтируют.

Дробь отбивает, ребят созывает (барабан ).

Песня «Старый добрый пеликан» муз. и сл. Агагабовой Е.

Ведущая: Молодцы! А теперь берите любые инструменты для оркестра.

(ведущая и дети читают стихи)

Ведущая: Полюбуйтесь на оркестр:

Инструменты хороши! Виртуозы – музыканты- Наши с вами малыши! Ребёнок: Вот красивый, звонкий бубен! Он в руках молчать не будет! Ребёнок: Словно дружные ладошки, Заиграют наши ложки! Ребёнок: Это братья – сорванцы- Колокольцы – бубенцы. Ребёнок: Будет здесь играть для вас Яркий, красный маракас. Ребёнок: В треугольники ударим- Радость всем гостям подарим. Ребёнок: Мы для вас сыграем дружно, Вам лишь только хлопать нужно!

Детский оркестр «Венгерская народная мелодия» обр. Вишкарёва Л.

Ведущая: Молодцы ребята! Вот и заканчивается наш праздник.

Споём весёлую песенку.

Песня «На чём играем» муз. Тиличеевой Е., сл. Островского Ю.

Ведущая: Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот.

На земле для нашей радости

Вечно музыка живёт.

Вслушайся, весь мир поёт –

Шорох, свист и щебет.

Музыка во всём живёт!

Мир её волшебен!

До новых встреч!

Список использованной литературы:

    Методический журнал «Музыкальный руководитель» - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 4-2008.

    Методический журнал «Музыкальный руководитель» - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 3-2010.

    Методический журнал «Музыкальный руководитель» - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 6-2008.

    Трубникова М.А. Музыкальные ступеньки (игры и развлечения с детскими музыкальными инструментами). - М.: Оригинал-макет выполнен в Вычислительном центре Московской государственной консерватории, 1998.

    Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г., Хрестоматия к программе «Гармония» для детей 5-го года жизни, ч.1, ч.2. – М.: Центр Гармония, 2000.

    Феоктистова Л.Ю. Мамины помощники: Сценарии, песни, стихи, игры. Для детей дошкольного возраста. – М.: Музыка, 2003.

«В мире музыкальных инструментов»

(Концерт для детского сада)

Здравствуйте дорогие ребята! Сегодня вы в гостях в детской музыкальной школе. Мы очень рады нашей встрече! Сегодня вы не только услышите, как звучат музыкальные инструменты, но и совершите экскурсию по школе.

Мы с вами находимся в концертном зале, где проходят наши традиционные концерты ко Дню музыки, Дню знаний, Посвящение в первоклассники, к 8 Марта и многие другие. Прежде чем вы услышите рассказ о музыкальных инструментах, я хотела спросить, а есть у вас любимый инструмент? Ну а у кого его нет, я надеюсь, после нашей встречи вы выберите свой любимый музыкальный инструмент и придете к нам учиться в музыкальную школу 1 сентября!

Итак, начну я свой рассказ о королеве оркестра - Скрипке.

На сцене скрипка появилась в конце XV в., своим видом и, конечно, звучанием скрипка обязана итальянским мастерам Амати, Страдивари и Гварнери.

Скрипка – самый высокий по тембру инструмент смычкового семейства. Она состоит из двух основных частей – корпуса и грифа, между которыми натянуты четыре стальные струны. Главное достоинство скрипки – певучесть тембра. На ней можно исполнять как лирические мелодии, так и ослепительные быстрые пассажи. Основной выразительный прием – вибрато. Играют на скрипке с помощью смычка, который сделан из дерева и конского волоса.

Самый известный скрипач - итальянский виртуоз и композитор Никколо Паганини.

А сейчас вы услышите в исполнении Рямовой Софьи «Песенку» Е. Баклановой.

Фортепиано

В 1709 г. итальянский мастер Бартоломео Кристофори из Флоренции изготовил инструмент, в котором звуки извлекались посредством ударов молоточков по струнам. От силы удара зависела громкость звучания. Появилась возможность извлекать как громкие, так и тихие звуки. На итальянском языке громко и тихо – «форте» и «пиано» соответственно. От этих слов и произошло название инструмента – фортепиано. Фортепиано имеет 88 клавиш, из них белых 52, черных 36.

Предшественниками фортепиано считаются клавесин и клавикорд. Современные разновидности инструмента – это рояль и пианино. Рояль обычно используют для концертного исполнения. Сейчас распространены электронные пианино или клавинова.

Игру на фортепиано нам продемонстрирует Черемкина Серафима, она исполнит пьесу В. Селиванова «Шуточка».

Яркой представительницей русских народных инструментов является домра.

Этот инструмент был известен на Руси еще в 11 веке. Киевский монах Нестор, упоминает домру в связи с описанием народных гуляний, во время которых в центре всеобщего внимания оказывались бродячие музыканты - скоморохи.

Скоморохи играли на гуслях, гудках, сурнах, волынках, трубах, сопелях, бубнах. Особой любовью у скоморохов пользовались гусли и домры, которые были их постоянными спутниками. Лёгкость и небольшие размеры инструментов, простота изготовления и звонкий неповторимый тембр делали их незаменимыми участниками всех выступлений. Домры бывают трех и четырехструнные. Домра имеет корпус полусферической формы.

Звук на домре происходит от удара по струнам с помощью медиатора. Характерным приёмом звукоизвлечения является тремоло .

В исполнении Ватолиной Натальи вы услышите «Венгерский танец» Ф.Дрдля.

Гитара

Один из самых популярных и распространенных музыкальных инструментов в мире – гитара. Гитара – один из немногих инструментов, на которых звук извлекается непосредственно пальцами, поэтому ее называют струнно-щипковым инструментом. В XIX в. испанский гитарный мастер Антонио Торрес придал гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими. Корпус напоминает объемную восьмерку, в которой расположено отверстие, украшенное орнаментом. На головке грифа закреплены шесть струн. В 30-е годы XX в., появились электрогитары. Гитара – доступный музыкальный инструмент. Ее часто берут с собой в походы, поют под нее песни у костра. Существует и гавайская гитара, или укулеле, она имеет небольшой размер, четыре струны и специфический звук.

В исполнении Кислухина Степана прозучит «Этюд» М. Каркасси

Требуховская Вика исполнит пьесу О. Копенкова «Я ее теряю».

Баян

Баян – музыкальный инструмент, родственный гармони. Сделал его в начале 20 века русский мастер Петр Стерлигов. Вес около 8–9 кг. Играть на таком инструменте непросто, требуются сила и выносливость. Чаще исполнитель играет сидя. Свое название инструмент получил в честь древнерусского певца-сказителя Бояна , упомянутого в поэме « Слово о полку Игореве».

У баяна есть две кнопочные клавиатуры и меха. Основным источником звука в баяне является язычок, или металлическая пластина, спрятанная под кнопку. При поступлении воздуха язычки начинают колебаться, и издают звук.

В исполнении дуэта Петрова Ивана и Чекавинского Ильи прозвучит пьеса «Добрый жук». А. Спадавеккиа

Дуэт гитаристов Маслова Юлия и Рямов Кирилл исполнят танец «Менуэт» И. С. Баха и «Милонгу» О. Копенкова.

Ребята, а вы хотите поиграть на шумовых инструментах? Я хочу пригласить мою помошницу Ватолину Наталью, на своем инструменте, домре, она сыграет известную русскую народную песню «Калинка», а вы ей поможете на шумовых инструментах.

Балалайка

Название «балалайка», или, как ее еще называли, «балабайка», происходит от созвучных русских слов балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить. Эти понятия передают суть балалайки – инструмента шутливого, легкого, «бренчливого», не очень серьезного.

По одной из версий, балалайку придумали крестьяне. Постепенно она распространилась среди скоморохов, разъезжающих по стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание.

Балалайка относится к струнным щипковым инструментам. Старинная балалайка не всегда имела треугольную форму. Она могла быть и овальной, и полукруглой, имела две, а иногда и четыре струны. Современную балалайку создали в 1880 г. мастера Пасербский и Налимов по заказу основателя первого оркестра народных инструментов и замечательного исполнителя на балалайке Андреева. Инструменты, сделанные Налимовым, и по сей день остаются лучшими по звучанию.

Играют на ней бряцанием – издают одиночные удары по струнам указательным пальцем, тремоло – быстрым чередованием ударов по струнам вниз и вверх, и пиццикато – защипыванием струн. Самая большая из балалаек – контрабас – имеет высоту 1,7 м.

Дорогие ребята, вот и закончилось наше путешествие в мир музыкальных инструментов. Я надеюсь, вы определись с выбором музыкального инструмента. Двери нашей музыкальной школы всегда открыты для юных музыкантов!

Сцена камерного или актового зала.

На сцене:

  • музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, рояль;
  • журнальный столик, на котором разложены плакаты с изображением музыкальных инструментов.

На сцену выходят ведущие в соответствующих костюмах:

  1. Несмеяна - в русском сарафане и короне (кокошнике).
  2. Мальвина - в нарядном платье с большим ярким бантом.
  3. Золушка - в бальном платье. В руках – музыкальный инструмент металлофон.

Мальвина:

Здравствуйте, дорогие ребята! Вы нас, наверное, знаете. Мы к вам пришли из разных сказок. Меня зовут Мальвина. Я учила Буратино грамоте.

Несмеяна:

А меня зовут Несмеяна. Меня очень трудно удивить и развеселить. А я Золушка. Самая трудолюбивая. Люблю музыку и танцы. А все знают, что не бывает музыки без музыкальных инструментов. Мне добрая фея подарила волшебную палочку (показывает) , с её помощью мы совершим необычное путешествие и познакомим вас с разными музыкальными инструментами.

(Делает “глиссандо” на металлофоне - быстро проводит палочкой по пластинкам металлофона ).

Они появились очень давно. Люди их делали из морских раковин, костей животных, растений, и спустя много веков, они приобрели современный вид. А затем объединились в группы. Одни инструменты называются струнными, другие клавишными , духовыми и ударными .

(В ходе рассказа другие ведущие показывают соответствующие плакаты)

Несмеяна:

Да. Но ведь их так много, и разве можно все запомнить?

Мальвина:

Конечно, если человеку это интересно. Я думаю, что нам всем будет интересно узнать о них, правда, ребята? Итак, отправляемся в путь. Золушка, взмахни своей волшебной палочкой, сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию .

(Звучит “глиссандо” на металлофоне)

Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

(Выходит на сцену ученик с гитарой, ведущая подходит к нему)

Из всех инструментов нового времени, гитара самая старая. Она известна с XIII века (целых 700 лет!). Посмотрите на нее (показ жестами) . Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным . Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом. Послушаем как звучит этот инструмент.

Выступает Фатыхова Кристина (5класс). Старинная английская песня “Зелёные рукава”.

(Исполняется номер на гитаре)

Несмеяна:

А еще я знаю, бывает и семиструнная гитара. Появилась она у нас в России. Может мы вернёмся домой? Нет. Мы отправимся в другую замечательную страну - Италию . На протяжении многих столетий эта страна славилась своими художниками и музыкантами. Город на воде Венецию с многочисленными каналами и мостами изображали на своих полотнах художники. А Рим считается главным городом страны. Даже есть пословица: “Все дороги ведут в Рим”. И не зря! Именно Италия является родиной многих музыкальных инструментов. В Италии почти все умеют петь и играть на каком-либо инструменте.

Несмеяна:

Мне становится интересно. А какие это инструменты. Их много? Сейчас мы познакомимся с инструментами, которые называются струнно - смычковыми (показ плаката) . Струнными - потому, что у них есть струны. А смычковыми – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.

(Выходит ученица со скрипкой и показывает инструмент)

Посмотрите, ребята.

Несмеяна:

Это же скрипка! Этот инструмент знают все. Скрипка известна с XVI века. Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий.

Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари . Скрипки Страдивари очень ценятся. Секрет изготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились до сих пор. Только лучшие исполнители получают право играть на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.

Несмеяна:

Давайте скорей послушаем как она звучит. Смотрите, какая она красивая!

Выступает Палей Настя (2класс).

(Исполняется номер на скрипке )

У скрипки есть семья. Эти инструменты больше самой скрипки. Это альт, виолончель и самый большой – контрабас (показ плакатов).

(Выходит ученица с виолончелью)

Посмотрите, ребята. Это виолончель . В отличие от скрипки на ней играют сидя, а металлический шпиль служит опорой (показ жестами) . Раньше шпиля не было, и музыканты держали виолончель на специальном стульчике. Звук у виолончели более низкий и глубокий. У нее также 4 струны, как и у скрипки. Послушаем звучание этого инструмента.

Выступают: Кузнецова Лиля - виолончель и Абдуллаев Мурад - партия фортепиано (2 класс) .

(Садится за фортепиан и, рассказывает)

200 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори из города Флоренция изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте , так и тихие – пиано (показывает на инструменте ). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано . А этот инструмент - его родственник (подходит к роялю ). Называется он – рояль , что означает “королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале, а инструмент фортепиано (или пианино) похож на шкафчик и служит для домашнего музицирования.

Послушаем исполнение на фортепиано .

Выступает Цыганкова Вика (4 класс).

Несмеяна:

А я знаю, что еще раньше были изобретены другие клавишные инструменты. Это клавесин и клавикорд (показ плакатов) . И звучали они совсем по- другому, и были они намного меньше. На них играли во дворцах короли и принцессы, одевались они в длинные платья и носили парики! Помните, ребята, мультфильм про Бременских музыкантов? На таком инструменте играла принцесса.

Мальвина:

Да. Они появились задолго до фортепиано. Звук у них был не такой громкий. Он извлекался при помощи вороньего пера, которое при нажатии на клавишу зацепляло струну. Звук получался звенящий. А перед нами современный клавишный инструмент - синтезатор. На нем можно извлечь звуки разных инструментов. Сейчас мы послушаем, как бы звучал старинный клавесин .

Выступает Даниленко Даша (3-й класс).

(Исполняет на синтезаторе менуэт)

Несмеяна:

Мне очень нравится такая музыка. Как будто я оказалась в каком-нибудь дворце или старинном замке… А мне эта музыка очень даже знакома! Всем известно, что я там танцевала с принцем на балу и, убегая, потеряла хрустальную туфельку.

А сейчас, Несмеяна, мы отправимся в Россию и познакомимся с другими музыкальными инструментами, и тоже узнаем их историю. Вот моя волшебная палочка!

(Звучит “глиссандо” на металлофоне )

Несмеяна:

Я думаю, что Россия самая прекрасная страна. Она очень большая. Мы здесь живём, и поэтому любим её. Русский народ всегда отличался смекалкой, и на Руси тоже было много разных умельцев. Сначала я познакомлю вас с русским народным инструментом - домрой .

(Выходит ансамбль домристов)

На Руси домра появилась в XVI веке. На этом инструменте играли скоморохи - бродячие актеры и музыканты на разных ярмарках, народных праздниках и гуляньях. Они пели шуточные песни, в которых высмеивали жадных и злых людей, несправедливых правителей и попов. За это скоморохи подвергались гонениям, а инструменты их уничтожались, их сжигали на глазах у всех. Но домра выжила. И сегодня на ней играют, как и 400 лет назад.

(Ведущая подходит к одному из исполнителей и показывает на инструмент жестами)

У домры овальный корпус, есть шейка, колки и 3 струны. Звук извлекается при помощи пальцев - щипком или медиатором – с помощью пластиковой пластинки, чтобы домра звучала громче, звук был ярче . Инструмент поэтому называется струнно-щипковым . На домре исполняют обработки русских народных песен и русские наигрыши. Давайте послушаем.

(Исполняется номер)

Несмеяна:

Домра по возрасту гораздо старше русского народного инструмента – балалайки.

(Выходит ученик с балалайкой)

Ребята, название этого инструмента пришло из старины от слов “балакать”, “балаболить”. На балалайке играют бряцаньем или ударом указательного пальца по струнам сверху вниз и снизу вверх щипком (ученик показывает прием игры) . У балалайки треугольный корпус и 3 струны, которые крепятся за колки. Она относится тоже к струнно-щипковым инструментам.

Балалайка появилась в России при Петре I, в начале XVIII века. На ней, так же, как и на домре, играли скоморохи на праздниках и ярмарках. Вместе с домрой балалайка входит в состав оркестра русских народных инструментов.

Первый такой профессиональный оркестр возник в конце XIX века и назывался Великорусским. Его организовал композитор и балалаечник Василий Васильевич Андреев (показ плаката) .

Выступает Дунаев Владислав (6 класс)

(Исполнение на балалайке)

Мальвина:

(у ведущей – губная гармошка)

Ребята, а я вас познакомлю сразу с двумя инструментами, которые очень похожи. Это баян и аккордеон .

(Выходят учащиеся: баянист и аккордеонист)

Произошли они от гармошки, или как ее называли “гармоники”. Они бывают губные и ручные (показ иллюстраций) . А вот и губная (показывает и играет) . Гармоника родилась в Германии , 200 лет назад. Приметили зарубежную новинку и русские умельцы. Русские мастера стали ее изготавливать в городе Тула . Инструмент быстро распространился по всей России. Гармонь стала подлинно народным инструментом. На ней играли в городе и в деревне. Она была легкая и набольшая, некоторые из них даже можно было носить в кармане (показ иллюстраций) .

Инструменты баян и аккордеон относятся к клавишным духовым инструментам.

(Ведущая подходит к исполнителям и показывает жестами)

Это-аккордеон.

Состоит он из двух корпусов и меха. Гармошка , или мех находится в центре и соединяет правую и левую части корпуса. Посмотрите: на правой части корпуса находится клавиатура, или клавиши, как и на фортепиано, только их меньше. А слева ряды кнопок. Нажимая пальцем клавишу или кнопку, музыкант движением рук разжимает мех, куда поступает воздух. Так мы слышим звуки. На аккордеоне часто исполняют танцевальную музыку.

А этот инструмент называется баян . Он похож на аккордеон, только у него и справа и слева на корпусе расположены кнопки. А еще название этого инструмента носит имя певца-сказителя народных былин Бояна (“боять”, “сказывать”).

Давайте послушаем, как звучат эти инструменты.

1. Выступает Яковишин Никита. Белорусский народный танец.

(Исполнение на аккордеоне)

2. Выступает Шкляев Андрей. Полька.

(Исполнение на баяне)

(Выходят ведущие)

Ребята! Наше путешествие закончилось. Давайте пригласим на сцену всех артистов и поблагодарим их аплодисментами!

(На сцену выходят все участники концерта со своими инструментами)

Сегодня, ребята, вы познакомились с музыкальными инструментами: гитарой и фортепиано, скрипкой и виолончелью.

Несмеяна

: Узнали историю возникновения домры и балалайки, баяна и аккордеона.

Мальвина:

Мы всегда рады видеть вас. Приходите на следующий концерт в нашу музыкальную гостиную. Мы отправимся в новое путешествие, и вы узнаете еще много интересного о музыке и музыкантах. До новых встреч!

Сценарий 09:00 утра
Ведущая: Здравствуйте, ребята и родители!
Есть школа необычная,
Всегда в ней музыка слышна.
Поет там хор, оркестр звучит.
Там кто-то иногда бренчит,
И раздается скрип порой,
И нот фальшивых шумный строй.
Там изучают волшебство -
Дается нелегко оно,
Но фея Музыки летает
И всем в ученье помогает.
Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в Страну Музыкальных инструментов и Сказочных звуков! Но попасть в эти города нелегко. Перед воротами в каждый город стоит Стражник и охраняет вход. Пройти можно только ответив на два вопроса. Готовы, дети?
Мы отправляемся в первый город. Первый вопрос Стражника – какое слово спрятано в этом ребусе? (показать на экран) (ответ: МИР) Второй вопрос – отгадайте, какой инструмент звучит? (фортепиано) Мы ответили на два вопроса и ворота открылись в город Клавишных инструментов. Эти инструменты называют так, потому что у них есть клавиши. Когда нажимаешь на клавишу, внутри инструмента молоточек ударяет специальную струну.
В этом городе есть особый сундучок. Что же в нём хранится? Давайте посмотрим. Но сначала отгадайте загадки:
Загадка: Он стоит на трех ногах
Ноги в черных сапогах
Зубки белые, педаль
А зовут его (РОЯЛЬ)
Это – мастер на все руки.
В нем живут любые звуки:
Пианино, барабан,
Скрипка, дудочка, баян…
Клавиши и генератор…
Что же это? (СИНТЕЗАТОР)
Форте – громко, пиано – тихо. Кто наигрывает мне?
Без ошибки, без изъяна. Ну, конечно… (ФОРТЕПИАНО)
Ведущая: Вот и открылся наш сундучок с инструментами! Теперь вы знаете, какие клавишные инструменты бывают. А сейчас давайте послушаем, как звучит фортепиано.
На сцене Егорова Александра с пьесой «В стране гномов».
Ведущая: Мы двигаемся дальше. Перед нами снова ворота и Стражник. Первый вопрос – какое слово спрятано в этом ребусе? (показать на экран) (ответ: МОРЕ) Второй вопрос – отгадайте, какой инструмент звучит? (труба) Мы ответили на два вопроса и ворота открылись в город духовых инструментов. Их называют духовыми, потому что музыкальные звуки рождаются в них из-за колебания воздуха. А Вы ребята знаете какие-нибудь духовые инструменты? (труба, флейта).
Давайте посмотрим, какие инструменты прячутся у нас в сундучке:
Звук в губах моих дрожал,По блокфлейте он бежал.Я играл и он играл –Из-под пальцев удирал.
На блокфлейте нам сыграет пьесу «Во поле берёза стояла» Егорова Александра.
Весёлая птичка в орешнике пела,
Лесного ручья где–то струйка звенела,
А, может, в траве колокольчик звенел?
А, может, не птичка, а ветер свистел?
Весёлую, звонкую песенку лета
Пропела волшебная дудочка – флейта
А сейчас Мамбетова Алина сыграет нам произведение «Одинокий пастух» на флейте.
Ведущая: А чтобы узнать какие инструменты остались у нас в сундучке, давайте отгадаем загадку!
Звучит сигнал, на бой зовёт!
Вставай, солдат, она поёт!
Знаете что это? (ТРУБА)

____________________________________
И у нас остался еще один инструмент из города Духовых инструментов
Как узнать нам, где КЛАРНЕТ,Дал словарь на то ответ:Деревянный, духовой,В виде трубки небольшой,Чей конец расширен юбкой…Есть и клапаны на трубке!
____________________________________
____________________________________
Вот какие инструменты в нашем сундучке! Мы с вами побывали в городе духовых инструментов. Еще множество интересных инструментов живут в этом городе, но нам надо двигаться дальше!
Какое слово спрятано в ребусе? (показать на экран) (ответ: ДОМИНО). А какой инструмент звучит? (гитара). Мы ответили правильно и двери города струнных инструментов открыты для нас!
Ребята, чтобы узнать о струнных инструментах, отгадайте-ка загадки!
Треугольник, три струны – звуки звонкие важны.
Собой хвалиться я не смею, всего лишь три струны имею!
Но я тружусь, я не лентяйка. Я озорная… (балалайка)
Звенит струна, поет она,
И песня всем ее слышна.
Шесть струн играют что угодно,
А инструмент тот вечно модный.
Он никогда не станет старым.
Тот инструмент зовем...
(гитара)
Молодцы ребята! Отгадали, какие инструменты прятались в нашем сундучке. Давайте послушаем вместе как звучит гитара.
____________________________________
____________________________________
Какое же слово прячется в этом ребусе? (на экран) (ответ: ФАСОЛЬ). А что за инструмент звучит? (аккордеон)
И вот ворота нового города открыты для нас. Инструменты живущие здесь раздувают свои меха и издают звуки. Давайте познакомимся ними поближе!
У него рубашка в складку, любит он плясать в присядку.
Он и пляшет, и поёт – если в руки попадёт.
Много пуговиц на нём с перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян. Голосистый мой …баян
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?...... (Гармонь)
Он по виду брат баяна, где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану. Всем знаком…(Аккордеон)____________________________________
____________________________________
Вот какие инструменты оказались в нашем чудо сундучке.
Наша новая остановка будет в необычном городе! А что это за город мы узнаем отгадав задания Стражника (ребус на экране)(Ответ: СИЛА),А теперь отгадайте необычный инструмент. (голос)
В этом городе нет музыкальных инструментов, но музыка все равно звучит благодаря инструменту под названием – Голос. И сейчас Муратова Айгиза исполнит для вас песню «Кайт карлыгач».
Мы пришли к нашей последней остановке, осталось разгадать последние два задания. Какое слово прячется в этом ребусе? (на экране) (Ответ: ФАМИЛИЯ). Какой инструмент звучит? (бубен)
Двери города шумовых инструментов открыты для нас! Даже из шума может рождаться музыка. Посмотрим, что лежит в нашем сундучке.
Есть ложки для кашиИ есть для варенья,Которые кормятВкуснятиной нас.
А есть для весельяИ для развлеченья,С которыми людиПускаются в пляс!
Ах, какие выкрутасыМогут делать маракасы!Их приятный шум сыпучийНа любой годится случай.В цирке медвежонок пляшет
И задорно бубном машет,
Лапой по нему стучит.
Бубен радостно звенит.
Вот мы с вами и познакомились с шумовыми инструментами. До этого мы слушали, как ребята играют на инструментах, давайте теперь сами сыграем.Фонограмма. Дети играют на шумовых инструментах.
Ведущая: Вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие в музыкальную страну. А может только началось? Ведь путешествовать в этой стране можно долго и увлекательно. Здесь можно встретить еще много удивительных и загадочных инструментов! Двери этой страны всегда открыты. Приходите к нам в следующем году, чтобы попасть в волшебный мир Музыки. До новых встреч!



Беременность и роды