Тайна моны лизы. Настоящий код да Винчи обнаружен в глазах Моны Лизы (9 фото)

Искусствоведы обнаружили микроскопические коды, скрытые в очаровательных глазах всем известной загадочной картины «Мона Лиза». Данное открытие напоминает одну из глав популярной книги «Код да Винчи».

Спрятанные коды в глазах загадочной Джоконды

Прошло более 500 лет с тех пор, как огромное количество людей стало наслаждаться шедевром Леонардо да Винчи. Члены итальянского Национального комитета по культурному наследию настолько смогли увеличить картину известного художника, что обнаружили в загадочных глазах женщины некие спрятанные секретные коды. Невооруженным глазом их заметить просто невозможно, однако под увеличительным стеклом они четко прослеживаются, как уверяют исследователи.

Их очень трудно разобрать, так как Джоконда уже «в возрасте». Но можно предположить, что в левом глазу скрыты от простых людей буквы или цифры, возможно, это сочетание «CE» или «B». А правый глаз утаивает буквы «LV». Ученые также разглядели на заднем фоне цифру 72, которая скрывается в арке моста. Хотя это может быть число 2 или буква «L».

Примечательно, что до этого никто не сумел разглядеть в шедевре данные зашифрованные символы. Но исследователи уверены, что они не ошиблись, и художник, безусловно, согласился бы с их открытием.

Картина Леонардо да Винчи "Мона Лиза" написана в 1505 году, но она до сих пор остается самым популярным произведением искусства. По-прежнему нерешенной задачей является загадочное выражение лица женщины. Помимо этого картина знаменита необычными методами исполнения, которые использовал художник и, самое главное, "Мона Лиза" была неоднократно похищена. Самое громкое дело произошло около 100 лет назад - 21 августа 1911 года.

16:24 21.08.2015

В далеком 1911 году "Мона Лиза", полное название которой «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Но тогда никто даже не подозревал его в краже. Подозрения пали на поэта Гийома Аполлинера, и даже Пабло Пикассо! Администрация музея была немедленно уволена, а границы Франции временно закрыты. Газетная шумиха крайне способствовала росту популярности картины.

Обнаружили картину лишь 2 года спустя в Италии. Что интересно, по оплошности самого вора. Он опростоволосился, отозвавшись на объявление в газете и предложив директору галереи Уффици купить Джоконду.

8 фактов о Джоконде Леонардо да Винчи, которые тебя удивят

1. Оказывается, Леонардо да Винчи дважды переписывал "Джоконду". Эксперты считают, что краски на первоначальных вариантах были значительно ярче. А рукава платья Джоконды изначально были красного цвета, просто краски со временем потускнели.

Кроме того, на первоначальной версии картины по краям полотна были колонны. Позже картина была обрезана, вероятно, самим же художником.

2. Первым местом, где увидели «Джоконду», была баня великого политика и коллекционера короля Франциска I. По легенде, перед смертью Леонардо да Винчи продал «Джоконду» Франциску за 4 тысячи золотых монет. По тем временам это была просто огромная сумма.

Король поместил картину в баню не потому, что не осознавал, какой шедевр ему достался, а как раз наоборот. В то время баня в Фонтенбло была важнейшим местом во Французском королевстве. Там Франциск не только развлекался с любовницами, но и принимал послов.

3. В свое время Мона Лиза так понравилась Наполеону Бонапарту, что он перевез ее из Лувра во дворец Тюильри и повесил в своей спальне. Наполеон ничего не смыслил в живописи, но высоко ценил да Винчи. Правда, не как художника, а как гения-универсала, коим, к слову, считал и себя. Став императором, Наполеон возвратил картину в музей в Лувре, который назвал своим именем.

4. В глазах Моны Лизы спрятаны крошечные цифры и буквы, которые невооруженным глазомзаметить навряд ли удастся. исследователи предполагают, что это инициалы Леонардо да Винчи и год создания картины.

5. Во время Второй мировой войны многие произведения из коллекции Лувра спрятали в замке Шамбор. Среди них была и "Мона Лиза". Место, где спрятана "Мона Лиза", держалось в строжайшем секрете. Картины прятали не зря: позже окажется, что Гитлер планировал создать самый большой в мире музей в Линце. И организовал для этого целую кампанию под руководством немецкого знатока искусства Ганса Поссе.

6. Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, жена Франческо дель Джоконда - флорентийского торговца шелками. Правда, существуют и более экзотические версии. По одной из них Мона Лиза - это мать Леонардо Катерина, по другой - это автопортрет художника в женской ипостаси, а по третьей - это Салаи, ученик Леонардо, наряженный в женское платье.


7. Большинство исследователей считают, что пейзаж, нарисованный за Джокондой - выдуманный. Есть версии, что это долина Вальдарно или регион Монтефельтро, но убедительных доказательств этих версий нет. Известно, что Леонардо написал картину в своей миланской мастерской.

8. У картины в Лувре есть собственный зал. Сейчас картина находится внутри специальной защитной системы, которая включает в себя пулестойкое стекло, сложную сигнализацию и установку по созданию микроклимата, оптимального для сохранения полотна. Стоимость этой системы составляет 7 миллионов долларов.

Леонардо да Винчи. Портрет Лизы Герардини, жены Франческо день Джокондо (Мона Лиза или Джоконда). 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи – самая загадочная картина. Потому что она очень популярна. Когда столько внимания, то появляется немыслимое количество тайн и домыслов.

Вот и я не удержалась от попытки разгадать одну из этих тайн. Нет, я не буду искать зашифрованные коды. Не буду разгадывать тайну её улыбки.

Меня волнует другое. Почему описание портрета Моны Лизы современниками Леонардо не совпадает с тем, что мы видим на портрете из Лувра? Действительно ли в Лувре висит портрет Лизы Герардини, супруги торговца шелком Франческо дель Джокондо. И если это не Мона Лиза, то где тогда хранится настоящая Джоконда?

Авторство Леонардо бесспорно

То, что Луврскую Джоконду написал сам , почти никто не сомневается. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она вздохнёт. Грудь преподнимется.

Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Разве что . Но в применении метода сфумато все равно ему уступал.

Даже по сравнению с более ранними портретами самого Леонардо, Луврская Мона Лиза – это очевидный прогресс.



Леонардо да Винчи. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Посередине: Дама с горностаем. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Справа: Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу

Сомнений в авторстве Леонардо нет. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой? У любого могут возникнуть сомнения по этому поводу. Достаточно прочитать описание портрета , младшего современника Леонардо да Винчи. Вот что он писал в 1550 году, через 30 лет после смерти мастера:

“Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным… глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека… Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи… Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ… мона Лиза была очень красива… улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо…”

Заметьте, насколько многие детали из описания Вазари не совпадают с Моной Лизой из Лувра.

На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Мона Лиза из Лувра явно старше. Это уже дама, которой за 30-35 лет.

Также Вазари говорит о бровях. Которых у Моны Лизы нет. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины.
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг.

Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете.

По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Далеко не всем она кажется таковой. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Но это уже дело вкуса. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить.

Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Вот это уже серьёзная несостыковка.

Где находится настоящая Мона Лиза?

Так если в Лувре висит не Мона Лиза, так где же она?

Я знаю по крайней мере три портрета, которые гораздо больше подходят под описание Вазари. К тому же все они были созданы в те же годы, что и Луврский портрет.

1. Мона Лиза из Прадо


Неизвестный художник (ученик Леонардо да Винчи). Мона Лиза. 1503-1519 гг.

На эту Мону Лизу мало обращали внимания до 2012 года. Пока однажды рестораторы не расчистили чёрный фон. И о чудо! Под темной краской оказался пейзаж – точная копия луврского заднего плана.

Прадовская Мона Лиза моложе лет на 10 своей конкурентки из Лувра. Что соответствует реальному возрасту настоящей Лизы. Она приятнее внешне. У неё есть брови в конце концов.

Однако эксперты не стали претендовать на титул главной картины мира. Они признали, что работа выполнена одним из учеников Леонардо.

Благодаря этой работе мы можем представить, как выглядела Луврская Мона Лиза 500 лет назад. Ведь портрет из Прадо гораздо лучше сохранился. Из-за постоянных экспериментов Леонардо с красками и лаком, Мона Лиза очень сильно потемнела. Скорее всего, она когда-то тоже была в красном, а не в золотисто-коричневом платье.

2. Флора из Эрмитажа


Франческо Мельци. Флора (Коломбина). 1510-1515 гг. , Санкт-Петербург

Флора очень подходит под описание Вазари. Юная, очень красивая, с необыкновенно приятной улыбкой алых губ.

К тому же именно так описывал сам Мельци любимую работу своего учителя Леонардо. В своей переписке он называет её Джокондой. На картине, по его словам, была изображена девушка невероятной красоты с цветком Коломбины в руке.

Однако мы не видим её “влажных” глаз. К тому же вряд ли синьор Джокондо позволил бы своей супруге позировать с оголенной грудью.

Так почему же Мельци её называет Джокондой? Ведь именно это имя наводит некоторых экспертов на мысль, что настоящая Мона Лиза находится не в Лувре, а в .

Возможно, за 500 лет произошла путаница. С итальянского “Джиоконда” переводится, как “Веселая”. Может так и называли ученики и сам Леонардо свою Флору. Но так получилось, что это слово совпало с фамилией заказчика портрета, Джокондо.

Неизвестный художник (Леонардо да Винчи?). Айзелуортская Мона Лиза. 1503-1507 гг. Частная коллекция

Этот портрет был открыт широкой публике около 100 лет назад. Английский коллекционер выкупил её у итальянских владельцев в 1914 году. Те якобы не представляли, каким сокровищем обладают.

Была видвинута версия, что это та самая Мона Лиза, которую Леонардо написал на заказ для синьора Джокондо. Но не окончил его.

Также предполагают, что ту Мону Лизу, что висит в Лувре, Леонардо уже писал лет через 10. Уже для себя. Взяв за основу уже знакомый образ синьоры Джокондо. Ради своих собственных изобразительных экспериментов. Чтобы ему никто не мешал и не требовал картину.

Версия выглядит правдоподобной. К тому же Айзелуортская Мона Лиза как раз незакончена. Об этом и писал . Обратите внимание, насколько не проработаны шея женщины и пейзаж позади неё. Выглядит она тоже моложе своей Луврской соперницы. Как будто действительно одну и ту же женщину изобразили с разницей в 10-15 лет.

Версия очень интересная. Если бы не одно большое НО. Айзелуортская Мона Лиза была написана на холсте. Тогда как Леонардо да Винчи писал только на доске. В том числе Луврскую Мону Лизу.

Преступление века. Похищение Моны Лизы из Лувра

Может в Лувре висит и настоящая Мона Лиза. А Вазари слишком неточно её описал. И Леонардо не имеет никакого отношения к трём приведённым картинам.

Однако в 20 веке произошёл один случай, который все-таки заставляет усомниться, что в Лувре висит настоящая Джоконда.

В августе 1911 года Мона Лиза исчезла из музея. Её искали 3 года. Пока преступник не выдал себя наиглупейшим образом. Разместил объявление в газете о продаже картины. Картину пришёл посмотреть коллекционер и понял, что подавший объявление не сумасшедший. Под его матрасом на самом деле пылилась Мона Лиза.
Лувр. Фотография с места преступления (Мона Лиза исчезла). 1911 г.

Преступником оказался итальянец Винченцо Перуджиа. Он был стекольщиком и художником. Работал несколько недель в Лувре над стеклянными защитными коробами для картин.

По его версии в нем проснулись патриотические чувства. Он решил вернуть Италии картину, украденную Наполеоном. Он почему-то был уверен, что все картины итальянских мастеров Лувра украдены этим диктатором.

История очень подозрительная. Почему он не давал знать о себе 3 года? Вполне возможно, что ему или его заказчику нужно было время, чтобы сделать копию Моны Лизы. Как только копия была готова, вор дал объявление, которое очевидно должно было привести его к аресту. Кстати, осудили его на смехотворный срок. Меньше чем через год Перуджиа уже был на свободе.

Так что вполне может быть, что Лувр получил обратно очень качественную подделку. К тому времени уже научились состаривать искусственно картины и выдавать их за подлинники.

Вконтакте

В Италии археологи открыли гроб с телом некоей Лизы Герардини, которая жила во Флоренции в XV веке. Историки уверены, что это именно ее изобразил великий художник Леонардо да Винчи на картине «Мона Лиза». С картиной «Джоконда» связано много тайн, исследований и интересных фактов.

Картина «Джоконда» была написана Леонардо да Винчи около 1503–1505 года. Именно этой работе художник отдавался с особой страстью, он работал над ней несколько долгих лет, и сейчас это одно из самых известных произведений живописи в мире. Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, супруга торговца шелком из Флоренции Франческо дель Джокондо, но и по сей день это остается не выясненным до конца.

УЛЫБКА МОНЫ ЛИЗЫ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ЗНАМЕНИТЫХ ЗАГАДОК

Легкая, блуждающая и, самое главное, таинственная - вот первые характеристики, которыми с давних времен и по сей день описывают улыбку Моны Лизы, которая стала самой большой и знаменитой загадкой для мира искусств. Помимо многочисленных высказываний искусствоведов, ученых и живописцев о том, насколько выразительно украшает эта улыбка лицо Моны Лизы, существуют версии о том, как Леонардо да Винчи сумел изобразить эту улыбку.

Одна из них предполагает, что художник использовал технику сфумато, основанную на принципе рассеяния, что и дало улыбке Моны Лизы эффект необычайной загадочности и обворожительности. Чтобы использовать эту технику, да Винчи окуривал дымом помещение, где работал, в результате чего образ, изображенный на полотне, терял ряд четких границ. Также существует мнение, что отсутствие бровей и выбритый лоб невольно усиливают странную загадочность в выражении лица Моны Лизы, подчеркивая таинственность ее улыбки.

По сей день существуют и другие мнения. Например, что живость и загадка в улыбке Моны Лизы вызваны беременностью натурщицы, а может быть, являются следствием неправильного прикуса. Самым рациональным утверждением считается мнение Маргарет Ливингстон, ученого из Гарвардского университета, которая заявляет, что улыбка - следствие того, что мозг человека при непосредственном визуальном восприятии картины так перерабатывает слияние теней и переходов, которые внес в свою картину Леонардо да Винчи.

НА ОДНОМ ПОЛОТНЕ ИЗОБРАЖЕНЫ ТРИ ВЕРСИИ МОНЫ ЛИЗЫ

Современными исследователями был проведен точный рентгенографический анализ, который показал, что под изображением Джоконды скрываются две предварительных его версии. Такое мнение стало актуальным в результате долгих исследований. Оказалось, что картина составлялась из нескольких частей, которые накладывались друг на друга.

В ГЛАЗАХ ДЖОКОНДЫ НАШЛИ КОД ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

В 2010 году Винчети обнаружил на полотне Леонардо загадочные цифры и символы: на одной части картины, где изображена арка моста, расположенная по левую руку от Джоконды, якобы изображены цифры 72. Именно эти цифры ученый посчитал частью неких мистических теорий да Винчи. Однако самый большой фурор произвели таинственные знаки в зрачках Моны Лизы. Есть мнения, что эти знаки всего лишь трещины, которые образовались на холсте с течением времени, но подавляющее большинство ученых будоражит факт о страшном коде да Винчи в глазах Моны Лизы, и они продолжают разгадывать его по сей день.

ДЖОКОНДА - НЕ ЖЕНЩИНА, А МУЖЧИНА

Уже известный многим ученый Винчети, который годами скрупулезно изучает шедевр да Винчи, заявляет, что изображенная на портрете Мона Лиза вовсе не женщина, а мужчина, некий юный красавец Джан Джакомо Капротти, который в течение 20 лет работал у живописца в мастерской и за свои бесчисленные проделки заслужил прозвище Дьяволенок. Также Винчети утверждает, что Леонардо написал с Капротти двух Иоаннов Крестителей и одного ангела, причем все персонажи похожи между собой одними и теми же чертами, которые ярче всего выражены в портрете Моны Лизы.

«ДЖОКОНДА» ПЕРЕЖИЛА ЧЕТЫРЕ ПОПЫТКИ ВАНДАЛИЗМА

Прежде чем шедевр да Винчи обезопасили куполом из пуленепробиваемого стекла, на картину было совершено несколько нападений, первое из которых пришлось на 1956 год, когда нижняя часть картины была повреждена вследствие того, что один из посетителей облил ее кислотой. В том же самом году еще один вандал повредил картине красочный слой у локтя, запустив в нее камень. После этого картина была надежно защищена пуленепробиваемым стеклом, хотя это не остановило женщину, попытавшуюся распылить из баллончика красную краску, когда картина находилась на выставке в Токио. А не так давно, в 2009 году, россиянка запустила в стекло глиняной чашкой, но ни один из двух последних случаев не нанес картине никакого вреда.

Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — это первое, с чем ассоциируется Лувр у туристов из любой страны. Это самое знаменитое и загадочное произведение живописи в истории мирового искусства. Ее таинственная улыбка до сих пор заставляет задуматься и очаровать людей, которые не любят или не интересуются живописью. А история с ее похищением в начале XX века превратили картину в живую легенду. Но обо всем по порядку.

История создания картины

«Мона Лиза» — лишь сокращенное название картины. В оригинале оно звучит как «Портрет госпожи Лизы Джокондо» (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo). С итальянского слово ma donna переводится как «моя госпожа». Со временем оно превратилось в просто mona, от него и пошло общеизвестное название картины.

Биографы-современники художника писали, что он редко брал заказы, но с Моной Лизой изначально была особая история. Он отдавался работе с особой страстью, тратил на ее написание почти все свое время и увез ее с собой во Францию (Леонардо покидал Италию навсегда) вместе с другими избранными картинами.

Известно, что картину художник начал в 1503-1505 году и лишь в 1516 наложил последний мазок, незадолго до своей смерти. Согласно завещанию, картина была передана ученику Леонардо, Салаи. Остается неизвестным то, как картина перекочевала обратно во Францию (скорее всего Фрациск I приобрел ее у наследников Салаи). Во времена Людовика XIV картина перекочевала в Версальский дворец, а после Французской революции ее постоянным домом стал Лувр.

В истории создания нет ничего особенного, больший интерес вызывает дама с таинственной улыбкой на картине. Кто же она?

Согласно официальной версии, это портрет Лизы дель Джокондо, молодой жены видного флорентийского торговца шелками Франческо дель Джокондо. О Лизе известно очень мало: она родилась во Флоренции в семье знати. Рано вышла замуж и вела спокойную, размеренную жизнь. Франческо дель Джокондо был большим поклонником искусства и живописи, покровительствовал художникам. Именно ему принадлежала идея заказать портрет супруги в честь рождения первенца. Есть гипотеза, что Леонардо был влюблен в Лизу. Этим можно объяснить его особую привязанность к картине и длительное время работы над ней.

Это удивительно, о жизни самой Лизы практически ничего неизвестно, а ее портрет – главное произведение мировой живописи.

Но историки-современники Леонардо не так однозначны. По мнению Джорджо Вазари, моделью могли быть Катерина Сфорца (представительница правящей династии Итальянского Возрождения, считалась главной женщиной той эпохи), Чечилия Галлерани (возлюбленная герцога Людовика Сфорца, модель еще одного портрета гения – «Дама с горностаем»), мать художника, сам Леонардо, юноша в женском одеянии и просто портрет женщины-эталона красоты эпохи Возрождения.

Описание картины

На полотне небольшого размера изображена женщина средних след, в темной накидке (по мнению историков – признак вдовства), сидящая вполоборота. Как на других портретах Итальянского Возрождения у Моны Лизы отсутствуют брови и выбриты волосы на верхушке лба. Скорее всего, модель позировала на балконе, так как видна линия парапета. Считается, что картина немного обрезана, в оригинальный размер виднеющиеся позади колонны входили полностью.

Считается, что композиция картины – эталон портретного жанра. Она написана по всем законам гармонии и ритма: модель вписана в пропорциональный прямоугольник, волнистая прядь волос созвучна с полупрозрачной вуалью, а сложенные руки придают картине особую композиционную завершенность.

Улыбка Моны Лизы

Это словосочетание уже давно живет отдельно от картины, превратившись в литературный штамп. Это главная загадка и очарование полотна. Она привлекает внимание не только обычных зрителей и искусствоведов, но и психологов. Например, Зигмунд Фрейд называет ее улыбку «флиртующей». А особый взгляд «мимолетным».

Современное состояние

Из-за того, что художник любил экспериментировать с красками и техникой письма, картина очень сильно потемнела к настоящему времени. А ее поверхности образуются сильные трещины. Одна из них находится в миллиметре над головой Джоконды. В середине прошлого века полотно отправлялось на «гастроли» в музеи США и Японии. Музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина посчастливилось принять у себя шедевр на время выставки.

Известность Джоконды

Картина была очень высоко оценена среди современников Леонардо, но с десятилетиями она стала забытой. Вплоть до XIX века о ней не вспоминали до того момента, как писатель-романтик Теофиль Готье рассказал про «джокондовскую улыбку» в одном из своих литературных произведений. Странно, но до этого момента эту особенность картины называли просто «приятной» и никакой тайны в ней не было.

Настоящую популярность среди широкой публики картина приобрела в связи со своим таинственным похищением в 1911 году. Газетная шумиха вокруг этой истории набрала картине огромную популярность. Ее удалось разыскать лишь 1914 году, где она была все это время – остается загадкой. Ее похитителем был Винчецо Перуджо, работник Лувра, по национальности итальянец. Точные мотивы похищения неизвестны, вероятно он хотел вывести полотно на его историческую родину Леонардо, Италию.

Мона Лиза в наши дни

«Мона Лиза» по-прежнему «живет» в Лувре, ей, как главной художественной приме, выделено отдельное помещение в музее. Несколько раз она страдала от вандализма, после чего в 1956 году ее поместили в пуленепробиваемое стекло. Из-за этого она сильно бликует, поэтому разглядеть ее иногда бывает проблематично. Тем не менее – именно она привлекает своей улыбкой и мимолетным взглядом большинство посетителей Лувра.



Беременность и роды