Французская школа – строгая, но свободная. Обучение в школе во франции

Хотя у всех нас первое сентября прочно ассоциируется с Днем Знаний, в России так было не всегда, к примеру, при Петре Первом обучение в некоторых гимназиях могло начинаться в августе или в октябре. А когда учебный год начинается в других странах? Рассказываем в сегодняшней статье.

ЕВРОПА

Если не брать самых близких соседей, то первого сентября учебный год традиционно начинается в Бельгии, странах Прибалтики, Венгрии, Македонии, Ирландии, Польше и Словении. А вот школьникам Финляндии, Дании, Германии и Шотландии везет меньше, у них учебный год начинается уже в августе. При этом, если в Финляндии и Дании занятия в школах начинаются массово во второй половине последнего месяца лета, а в Шотландии — в последнюю неделю лета, что немного раньше, чем в среднем по Великобритании, то в Германии все зависит от школы: иногда немецкие дети идут в школу в последнюю неделю августа, а иногда (в зависимости от расписания учебного заведения) и в начале сентября.

На фото: английские школьницы в школьной форме

Плавающее расписание начала занятий практикуется и в Италии. Тут все зависит от региона, и каждый год дата начала занятий в школах сообщается отдельно. К примеру, в этом году подавляющее большинство итальянских школьников отправится на учебу 14 сентября, при этом в регионе Альто-Адидже школы распахнут свои двери уже 7 сентября, в Трентино — 10-го, в Лацио и Эмилии-Романьи — 15 сентября, а в Венето и Апулии — 16-го. Кстати, в Италии считается, что лето не заканчивается 1-го сентября, а длится до 22-го сентября, так что, логично, что дети в самый разгар лета в школу не ходят.

На фото: занятия в итальянской школе

Кроме того, 15 сентября занятия начинаются в школах Болгарии и Румынии, во Франции учебный год начинается 3-го сентября, а в Греции — 11 сентября или же в первый понедельник после 11-го сентября, если день Х выпадает на выходной. В Англии школьники отправляются на учебу в первую или вторую неделю осени, а в Хорватии учебные заведения начинают работу в первый понедельник сентября. Кстати, как и в России, в Болгарии принято дарить первого сентября учителям цветы.

США И КАНАДА

В большинстве школ Америки и Канады начало школьных занятий также приходится на первый понедельник сентября, кроме того, в первый день занятий тут, как и у нас, практикуется, так называемый короткий учебный день, то есть, в первый день занятий школьники не столько учатся, сколько общаются с одноклассниками.

На фото: кадр из сериала «Бевери Хиллс 90210»

ЦЕНТРАЛЬНАЯ И ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА

В Латинской Америке зима начинается как раз тогда, когда у нас начинается лето, а осень наступает в марте, что, само собой, прямым образом отражается на расписании школьных занятий. Итак, начало занятий в Аргентине, Коста-Рике и Бразилии приходится на первую неделю февраля, в Чили школы распахивают двери для учеников первого марта, а в Уругвае — в первый понедельник марта.

В Вест-Индии расписание работы школ в целом совпадает с европейским, к примеру, на Барбадосе школьники отправляются грызть гранит науки в третью неделю сентября, а вот в странах Центральной Америки общую закономерность вычленить довольно сложно: в Гватемале, например, занятия в школах начинаются во второй понедельник января, а в Гондурасе — первого августа.

Особняком стоит Мексика, исторически День знаний тут приходился на 2 сентября, но теперь в школах страны плавающее расписание, они начинают работу в августе, а дата начала занятий каждый раз объявляется отдельно.

АЗИЯ

В подавляющем большинстве азиатских стран начало занятий приходится, как и у нас, на первое сентября, например, в Китае, Гонконге, Лаосе, Тайване и Монголии, а в Мьянме школы начинают работать во вторую среду сентября. Впрочем, во многих странах Азии начало учебного года приходится и на весну.

К примеру, в Южной Корее учеба в школах начинается 3-го марта, в же Индии школы отрывают свои двери в середине марта-начале апреля, а в некоторых штатах этой страны начало учебы приходится и вовсе на середину июня.

В Японии учебные заведения начинают работу с первого апреля, в Таиланде — в мае, после празднования тайского нового года (его дата определяется каждый раз индивидуально, но обычно он приходится на середину апреля), а на Филиппинах школьники отправляются за знаниями в первых числах июня.

Особняком стоит Сингапур, тут начало школьных занятий приходится или на первые числа января, или на конец ноября — в зависимости от школы. Кстати, учебный год в Сингапуре длится 40 недель, по окончании годового курса школьники Сингапура всегда сдают сессию, а сами школьные каникулы в Сингапуре длятся всего 6 недель. Словом, все сурово, не забалуешь!

БЛИЖНИЙ ВОСТОК

В Израиле начало занятий в школах, как правило, приходится на 1-ое сентября, правда, иногда дата начала учебного года переносится, например, если первый день осени приходится на субботу или на национальные праздники, так в 2012 и 2013 годах начало учебного года в школах Израиля было перенесено на 27 августа.

В соседних арабских странах занятия в школах тоже начинаются в сентябре: в Иране — 22 или 23 сентября, что соответствует началу осени по персидскому календарю, в Катаре и Объединенных Арабских Эмиратах — 15 сентября, в Египте — с 15-го по 24-ое сентября, а в Омане и Саудовской Аравии (да, там тоже есть школы) учебный год начинается в первую неделю сентября.

АФРИКА

Как ни странно, но и во многих странах Африки дети тоже начинают ходить в школу первого сентября, например, в Эфиопии, Нигерии и Сомали, а в Алжире День Знаний традиционно отмечается в первое воскресенье сентября.

В некоторых областях Кении начало школьных занятий тоже приходится на первое сентября, в других же регионах страны учебный год начинается в январе, сразу после празднования Нового года. В ЮАР и Танзании начало учебного года приходится на середину января, а в Южном Судане занятия в школах начинаются 20 марта.

АВСТРАЛИЯ И НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

В Австралии учебный год начинается после празднования Дня Австралии — главного национального праздника страны, который отмечается ежегодно 26 января. Впрочем, если 27 января выпадает на вторую половину недели, то школы сдвигают расписание начала занятий в сторону ближайшего понедельника.

Юлия Малкова - Юлия Малкова - основатель проекта сайт. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]

В детский сад дети идут в возрасте трех лет, где проводят три года в разных группах: сначала в младшей группе, затем в средней, а после в старшей группе. Занятия во французском детском саду начинаются в девять часов и заканчиваются в половине пятого вечера. Малыши, как и в России, выполняют различные поделки, учатся обращаться с клеем и ножницами, рисуют, раскрашивают и лепят из глины, а также поют и танцуют. В некоторых детских садах ребятам преподают основы работы с компьютером. В младшей и средней группах после обеда тихий час. В старшей группе дети учатся читать и писать.

Начальная школа (L’ecole Primaire)

В возрасте шести лет дети идут в начальную школу. Первый год обучения в этой школе называется C.P. (от французского – le cours preparatoire – подготовительный курс). По окончанию этого года дети должны уметь читать и писать. После подготовительного класса идут 4 следующих: C.E.1 (cours elementaire 1 – элементарный курс 1), C.E.2 (cours elementaire 2 – элементарный курс 2), C.M.1 (cours moyen 1 – элементарный курс 1), C.M.1 (cours moyen 2 – элементарный курс 2). Учебная неделя – пятидневная, но дети не учатся по средам и воскресеньям. Однако сейчас многие школы переходят на четырехдневную учебную неделю: в них занятий нет по средам, субботам и воскресеньям. С понедельника по пятницу занятия длятся с девяти до шестнадцати тридцати, в субботу – с девяти часов до полудня. Многие дети ходят в группу продленного дня, которая во Франции называется la garderie. В отличие от российской группы продленного дня, французская начинает свою работу утром, до начала занятий, в 8 утра и продолжает свою работу после занятий, до половины седьмого вечера.

Колледж (Le College)

Первый класс колледжа – это уже шестой год обучения. В колледж поступают после начальной школы, в возрасте 11 лет и проводят там 4 года: в шестом, пятом, четвертом и третьем классе. В отличие от российской системы, где классы идут на повышение, французские школьники в ходе обучения переходят в меньший класс. В шестом классе школьник должен выбрать иностранный язык для обучения: обычно это английский, но также может быть немецкий или испанский. В четвертом классе выбирают второй иностранный язык. Здесь выбор шире: английский, немецкий, испанский, итальянский или русский. С шестого по третий класс занятия идут всю неделю, кроме субботы и воскресенья. Обеденный перерыв длится полтора часа – с полудня до половины второго. Занятия начинаются в восемь часов и заканчиваются в половине пятого, кроме среды, когда занятия заканчиваются в полдень. Помимо иностранных языков в колледже изучают математику, французский язык, историю-географию (это один предмет во французской системе обучения), химию, физику, естествознание, есть занятия по физкультуре и музыке, труду, изобразительному искусству, правоведению, и иногда по латыни. В течение недели между занятиями у учеников есть несколько свободных часов, в течение которых они должны оставаться в школе и проводить это время в специальном классе под присмотром преподавателя, выполняя домашние задания. Помимо этой работы, французские школьники выполняют часть домашних заданий по вечерам, уже после колледжа. По окончанию колледжа, в третьем классе, все сдают экзамен, который называется le Brevet des colleges. Ученик покидает колледж в возрасте пятнадцати с половиной – шестнадцати лет.

Лицей (Le Lycee)

После колледжа французские школьники идут в колледж, где и заканчивается их обучение в школе. В лицее обучение длится три года – во втором, первом и терминальном (последнем) классе. Занятия начинаются в восемь часов и заканчиваются обычно в половине шестого вечера. Во втором классе изучают те же предметы, что из в колледже, за исключением музыки, изобразительного искусства, права и труда. По желанию можно выбрать третий иностранный язык для изучения.
В первом классе необходимо выбрать общую специализацию: направление литературы, научное направление, экономическое или направление в области сервиса и непроизводственной сферы. Можно выбрать более узкое направление: например, медицинское, актерское или гостиничное дело. В конце первого класса учащиеся сдают экзамен по французскому языку и оценки за данный экзамен суммируются с оценками, полученными учеником в последнем терминальном классе; все оценки будут отображены в финальном дипломе по окончанию лицея. В конце обучения в терминальном классе ученики сдают бак (le bac) – экзамен по выбранной специальности. В последнем классе к имеющимся предметам добавляется философия. Средняя оценка за бак, которую получают учащиеся, 10 и более баллов из 20.

Университет (L’Universite)

Если французский школьник сдает бак с первого раза, он поступает в университет в 18 лет. Вступительных экзаменов во французские университеты не предусмотрено. По результатам бак можно выбрать университет и подать туда документы. Обычно у студентов занятия проходят не каждый день. Бывают недели, когда студенты ходят на пары не более 3-4-х дней. Предмет, который выбран студентом в качестве основного, занимает, обычно, бОльшую часть времени в обучении. Так, студенты, изучающие в университете английский язык, занимаются им около 18 часов в неделю (это зависит от университета). Почти все студенты, которые не получают стипендию, работают, чтобы оплатить свое обучение. Ранее во французской системе образования было 5 видов дипомов: le D.E.U.G., le diplome d’etudes universitaires generales (его получали спустя 2 года обучения в университете после получения бак), la Licence (3 года обучения), la Maitrise (4 года обучения), le D.E.A. (Diplome d’Etudes Approfondies) или le D.E.S.S. (Diplome d’Etudes Superieures Specialisees) после пяти лет обучения, и le Doctorat (8 лет обучения). Сейчас во Франции действует новая европейская система и дипломов всего три, их называют L.M.D. (по заглавным буквам названий дипломов): la Licence (3 года обучения после бак), le Master (5 лет обучения) и le Doctorat (8 лет обучения).

Школьное образование во Франции — это система скорее похожая на американскую, чем на русскую. Образование считается качественным. Хотя и не без проблем.

По рейтингу PISA, в котором участвуют 65 стран, Франция находится на 25 месте(Россия на 34), позади многих европейских стран(на первых трех местах азиатские страны, первая европейская страна — Финляндия). В рамках создания этого рейтинга обнаружили, что во Франции успеваемость напрямую зависит от экономического благополучия семей учащихся. Таким образом, дети иммигрантов имеют в 2 раза больше шансов попасть в худшие ученики.

В последние годы, основная проблема во французском образовании – это учительский состав. Учителей приходится мало на большое количество учеников. Поэтому учителям приходится трудно и они часто уходят на больничный отпуск. Также очень большие трудности с заменой отсутствующих преподавателей, так как свои учителя уже сильно загружены, и найти замену тоже не просто. Многие отказываются замещать, так как школы находятся в неблагополучных районах с высокой концентрацией трудных учеников. В связи с таким положением дел, совсем недавно разгорелся скандал: в одном колледже ученики остались без уроков математики в течение месяца. Колледж никак не мог найти замену. Подключили родителей для поиска по знакомым. Давали объявления. Даже пожаловались на телевидении, чтобы дело получило еще большую оглазку.

Такого рода проблемы встречаются как правило в государственных школах. Частные школы, имея более высокий бюджет в своем распоряжении, находятся в лучшем положении.
Также нередки и забастовки. Как учителей, так и учеников. Да, это кажется шуткой, но ученики лицея бастуют время от времени. Конечно, поводом для их забастовки не служит нелюбовь к профессорам или желание уменьшить количество занятий. Поводом служат политические сюжеты, касающиеся молодежи и школы в целом, такие как сокращение учительского штаба или трагическая смерть молодого человека в стычке с полицией. Они не только не ходят на занятия, но и баррикадируют вход в лицей. Забастовка- это давняя французская традиция.

Школьное образование во Франции является бесплатным, если речь идет о государственном учреждении. Более престижное образование в частных школах, в своем большинстве католических (также есть еврейские и протестанские), стоит от 250€/год до 600€/год. Стоимость сильно зависит от региона, в котором находится частная школа. Например, в Парижском регионе такие школы как правило стоят дороже.
Ниже статистика на 2013 год по Франции:

Начальная школа стоит в среднем 260€/год.

Частный колледж 450€/год.

Частный лицей 580€/год.

Престижная — это значит нет «лишних детей»: как правило из бедных семей, учебный план будучи тем же самым, что и в государственной школе. Основным отличием, помимо оплаты является изучение религии (католическими эти школы названы не просто так), а также предложение по углубленному изучению иностранных языков за отдельную плату. Но нужно добавить, что в гос. школах не все является бесплатным: продленка и столовая в гос. учреждении тоже платное удовольствие. Правда, если у семьи доход маленький, то цена может существенно снизиться. Стоимость обеда варьируется от 0,15€ до 7€ в зависимости от дохода семьи.

Все дети обязаны учиться в школах до 16 лет, если школа исключает ученика по каким- либо причинам, она обязана его записать в другое учебное заведение.


12 лет образования, разделены на 3 части.

Начальная школа с 6 лет, 5 классов.

Двери школы открываются как правило 45 минут до начала занятий, чтобы родители, которые начинают работать рано, не опаздывали. Территория школы огорожена, никто туда зайти не может. Детей привозят и отвозят родители или няни. Очень редко можно увидеть детей,идущих в школу самостоятельно, также и по окончании занятий, за воротами школы собирается приличная толпа забирающих.

  • Для начальной школы предусмотрено 24 часа занятий в неделю.
  • Понедельник,вторник, пятница: полный учебный день, то есть 5ч30мин занятий. Обычно начало занятий в 8:30, конец занятий в 16:00.
  • Среда, четверг длительность занятий 3ч30, с 8:30 до 12:30. Детей забирают из школы рано.
  • 1ч30 мин на обед. Перемены по 15 минут между уроками.

Колледж, 4 класса.

Переход из школы в колледж без экзаменов. На последнем году колледжа все проходят государственный экзамен. Колледж не находится в одном и том же здании, что и начальная школа. Подростки и дети не пересекаются.

В первый год колледжа : 25 часов занятий в неделю. Ученики начинают учить английский, которому уделяется столько же часов, что и математике(4 часа).

На втором году колледжа : 25ч30мин занятий в неделю. Начинается изучение латыни, а также физики и химии. Предлагается 2 факультатива на выбор, как правило изучение местного диалекта, или еще один иностранный язык.

На третьем году : 28ч30 мин занятий в неделю. Начинается изучение второго иностранного языка. Предлагается следующие факультативы на выбор: изучение местного диалекта, или еще один иностранный язык, или мертвый язык(греческий, латынь), а также профессиональная подготовка. Все ученики должны пройти обязательную стажировку на предприятии длительностью в 1 неделю.

Организация учебного дня:

  • Начало занятий в 8:30, конец в 16:45 или 18:15 для старших классов колледжа.Перемены 15мин, обед 1ч. Длительность урока 55мин.
  • Разделения на первую/вторую смену не существует.

Лицей, 3 класса.
Специализация.
Есть 3 разных типа лицея

Технологический лицей.

Лаборатория: наука и технология;

Устойчивое развитие и индустрия;

Дизайн и прикладное исскуство;

Менеджмент;

Здоровье и социальная сфера;

Музыка и танцы;

Гостиничное дело;

Агрономия.
После этого направления абитуриенты идут на инженерные профессии или сдают диплом за 2/3 года и начинают работать.

Профессиональный лицей.
2 или 3 года обучения в зависимости от специализации.
75 направлений.
40-50% занятий уделяется профессиональному направлению: занятия в ателье, лаборатории или на стройке. Остальное время посвящено математике, французскому, истории, географии, физике, химии, биологии и английскому.
Выпускается высококвалифицированный специалист, готовый работать или можно продолжать образование по специальности.

Общее направление.
(Литературный уклон, экономический уклон, уклон на точные науки, или простое, в зависимости от будущей профессии). После этого предусматривается поступление в высшее учебное заведение.

На сто учащихся 50 идут на Общее направление, 23 на технологическое и 27 на профессиональное.

Расписание пон, втор, четв,пятн с 8:30 до 17:30 , перерыв на обед 1 час. Среда с 8:30 до 12:30.


В конце лицея проводится гос. экзамен, который многие проваливают. В 2013 году лишь 86,8% смогли пройти этот экзамен. Сессия состоит в зависимости от направления от 9 до 10 экзаменов, письменных и устных. Как правило во всех направлениях присутствуют французский, математика, философия, науки, история и география.

Нередко во Франции остаются на второй год, или перескакивают через класс.
По состоянию на 2013 в начальной школе осталось на второй год 18% учащихся, в колледже 23,5%. Нет статистики для лицеев. Все больше и больше правительство думает о том какие принять меры, чтобы снизить уровень второгодников, так как Франция является европейским чемпионом в этом направлении.

Оценки ставятся по 20 бальной шкале. Считается, что ученик справился с заданием, если у него 10 или более баллов. Оценки начинают ставить уже в начальной школе. Но сейчас ведутся дебаты о том, чтобы отменить систему оценок до перехода в колледж, так как у многих детей это развивает повышенную тревожность и нежелание ходить в школу.

Все школьники учатся с сентября по конец июня.
Каникулы 2 недели в конце октября, 2 недели в конце декабря на зимние праздники, 2 недели в феврале –это зимние каникулы, 2 недели в апреле. И, конечно летние каникулы. Начало занятий 1 сентября.

Для иностранцев, для кого французский язык не является родным, предусмотрены спедующая процедура:

  • Ученик проходит тест по французскому, чтобы определить какой у него уровень; также в силу различий программ между 2 странами, ученик проходит тест на уровень знаний, чтобы определить в какой класс он должен пойти. Этот тест проводится на родном языке. Также проводится тест на уровень знаний иностранного языка (например, английского).
  • Ученик записывается в специальную группу с интенсивным изучением французского, но он также регулярно посещает обыкновенный класс, чтобы привыкнуть к изучению предметов на французском. Делаются тесты, чтобы определить успехи в изучении языка. По истечении года ученик должен перейти в обыкновенный класс, но дополнительно ему предоставляются уроки усовершенствования французского.

Надеюсь, что я смогла подробно рассказать о школьном образовании во Франции.

Если у вас есть комментарии или вопросы, пишите.

Женские форумы кишат детскими темами. Мамы пытаются давать друг другу советы, набивая шишки на нежных детских лбах.

Чем же заняты профессионалы-педагоги? Чему, как и где учат?

Сравниваем русскую и французскую начальные школы.

Обычное государственное школьное учреждение во Франции принимает детей по месту жительства.

Для поступления в начальную школу следует подготовить копии документов :

  • свидетельство о рождении;
  • паспорта родителей;
  • справку о вакцинации (для иностранцев – заверенный перевод из медучреждения родной страны);
  • документ, выданный мэрией города, с указанием уровня дохода семьи (на его основании будет установлена плата за питание);
  • страховка;
  • документ, подтверждающий наличие жилья (договор с жилищной компанией, работодателем).

«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь». С чего начинается учеба во французской школе.

Думаете, придя в первый класс, малышей начинают обучать каллиграфии? Забудьте. Никаких крючков и зигзагов для «постановки руки» (ну, ведь не в балете мы, в самом деле). Ровных буковок, линеек, смены шариковой ручки на карандаш тоже нет. Французы-вольнодумцы не ограничивают свободу ребенка.

Вариант прописи в клетку

Большинство заданий выполняются в тетрадях с печатной основой, остается лишь выбрать верный вариант ответа. Обычных чистых тетрадей просят купить не более пары-тройки. А уж о том, что они бывают в косую линию, и вовсе не слышали.

Во Франции не существует праздника 1 сентября с цветами и бантами, зато регулярно и с размахом отмечаются Mardi Gras, школьные благотворительные ярмарки, выставки.

«Вычитать и умножать». Уровень знаний начальной школы.

Начнем с хорошего. Русские учителя дают необходимые знания на высоком уровне. Однако примечательно, что условные троечники, сменив с родителями место жительства, во французской школе становятся первыми по успеваемости среди ровесников. Почему? Их недооценивали дома? Нет. Просто шкала оценки знаний во Франции и требования к ребенку существенно отличаются.

Французская начальная школа использует не бальную систему, а буквенную : А, В, С, D (A – высокий уровень знаний, D – низкий).

С этого момента о плохом. Поделимся историей, рассказанной мамой, чье чадо в первый раз в первый класс пошагало во французскую школу небольшого города под Парижем.

Узрев в тетрадях С и D, мама, закомплексованный передовик-отличник советской образовательной системы, начала бить в колокола. Для начала пожаловалась знакомой француженке.

Страхи нашей соотечественницы не только не разделили, но и не поняли по существу. Француженка объяснила, что оценки С и D не являются показателями знаний. Они указывают на этап в освоении того или иного материала в момент выполнения задания.

Иными словами, С, D – начальный этап освоения материала , и ребенок нуждается в дополнительном времени для окончательного закрепления знаний. Согласитесь: совершенно иной образ мышления.

Помня о страшном запугивании учителей «останешься на второй год!», русскими родителями сложно воспринимается подобный подход. Что могло быть унизительнее такой перспективы? Образ второгодника ассоциировался с чем-то вроде недоразвитого мамонта, рыжеволосого, на последней парте.

И случались подобные инциденты крайне редко. Учителя «рисовали» тройку даже в самом запущенном случае, дабы избежать этого позорного явления в статистике школы.

К концу учебного года первого подготовительного класса французской школы родителям передают письмо-предложение о переводе в следующий класс .

Можно согласиться или оставить ученика для прохождения того же курса повторно – по своему усмотрению.

Не требуется никаких особых обоснований причины – достаточно галочки в соответствующей графе письма.

Эти европейцы на практике внедряют то, о чем другие – и русские – кричат на каждом шагу. Все дети разные. Надеть опознавательные значки для выделения личности (как практикует русская школа) – шаг сомнительной эффективности.

Каждый требует дифференцированного подхода, разного промежутка времени для усвоения одних и тех же знаний. Не стоит всех одновременно выстраивать силком в общую шеренгу.

«Малышей не обижать». Поведение: правила, запреты.

Во французском языке нет понятия «нормы поведения». В школу не позволяется приносить игрушки и лекарства, но ребенок может взять любимую книгу . Если обязательные задания на уроке выполнены раньше других, ребенок может ее почитать. Или разрисовать карандашами красивый индийский орнамент, скажем, на уроке математики.

Теперь о «правилах поведения на перемене». Во Франции можно получить шок, увидев однажды, как проводят дети в школе свободное время. Да, за ними следит охранник .

Такой человек находится на школьном дворе во время перемене. Но реагирует он исключительно на серьезные ситуации, точнее – на их последствия, грозящие безопасности жизни. Его никоим образом не волнует активная игра в футбол в дождливую погоду с грязными лужами чужой шапкой против воли ее хозяина.

Активная перемена

Дорогая детская одежда, разбросанная на асфальте по всей территории двора, нередко там покоится с утра до вечера. Эта привычная картина безразлична глазу француза.

Администрация школы обеспечивает организацию учебного процесса, огражденную и охраняемую территорию, отсутствие доступа посторонних людей. Все остальное – проблемы родителей и самого ребенка.

«Находить Восток и Юг». Атмосфера французских уроков.

Французский опыт преподавания уроков малышам на природе стоит записать всем русским педагогам в план занятий жирным маркером.

Детей привозят на земельный участок с парой-тройкой деревьев (для птиц), кустов (для насекомых), небольшим болотом (для лягушат в камышах) и будкой (для хранения инвентаря). Все это гордо именуется «сад открытий» . Ради него комфортабельный школьный автобус едет через полгорода.

Детям строго возбраняется ходить, где придется, чтоб случайно не задавить какого-нибудь червячка. Только по отведенным тропинкам! Скудность земельного клочка не имеет значения. Важно то, что детей учат искренне любить окружающий мир , ответственно о нем заботиться. Объясняют наглядно взаимосвязи в природе.

А здесь ребята постарше наблюдают за миром растений

Малыши усаживаются прямо на земле (не бойтесь: под попы выдают деревянные дощечки), закрывают глаза, а потом рисуют звуки и запахи. Птица, самолет, собака, автомобиль, человек, шелест листьев.

Преподаватель приносит специальные боксы с отверстиями. Каждый по очереди запускает туда руку, угадывая на ощупь, что внутри: шишка, колючка, кора, мох, улитка. Всеобщий хохот и веселье.

«Книжки добрые любить». Учебный материал: книги, помещение школы.

Учебная французская аудитория – почти домашняя комната. Картины, коврики, творческие работы детей, семейные фото. Входная дверь с круглым окном, как на подводном корабле. В центре – круглый стол. На нем первоклассники готовят пироги на праздники. Позже их испекут повара в школьной столовой, а дети дружно съедят.

Сравнивая детскую «буржуйскую» литературу с современной родной, возникает ощущение, что писал один автор, потом перевели на разные языки. Монстры, которые точат ножи, наследники трона-убийцы, что избавляются от конкурентов, людоеды, дети, мучащие домашних животных, – неполный перечень сюжетов, встречающихся у французов. Поедание печенки дэва, смакование подробностей убийств сказочных персонажей и их предсмертных мук – это русские книги по литературному чтению.

Попытки с малых лет показать ребенку, что жизнь не всегда безоблачна, а люди – не все добрые волшебники? Метод, вызывающий у многих не понимание, а мурашек по коже.

О чем забыл вспомнить М. Пляцковский: домашнее задание, питание, обмундирование. Почем?

Школьная столовая во Франции предлагает «шведский стол». Преобладают салаты, овощи (размороженные из пакетов), фрукты, соки, йогурты – привычный рацион традиционной французской кухни. Оплата зависит от заработка родителей. При месячном доходе меньше 600 евро – 6 евро/месяц за ребенка .

Обучение в обычной французской школе бесплатное . Большинство тетрадей с печатной основой, книги, папки, цветная бумага и даже презенты к праздникам за счет школы.

Взносы в фонд класса нерегулярные: могут предложить сдать деньги один раз за год, а могут совсем не поднимать такой вопрос. Суммы нефиксированные, зависят лишь от доброй воли родителей. Свободная форма одежды.

«В школе работаем, дома отдыхаем» – девиз французской начальной школы. Домашнее задание в лучшем случае сводится к повторению материала, пройденного на уроке.

Объем домашней работы русских деток иногда шокирует. Может, не стоит приучать к тому, что дом – это продолжение того же труда, только за другим столом? Эта вредная привычка укореняется в подсознании.

И не спрашивайте, почему муж, вернувшись с работы, не проводит время с семьей, а усаживается за ноутбук и пялится в экран до ночи, независимо от того, есть ли в этом необходимость.

Кажется, все. Есть над чем подумать.

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Мы по привычке ругаем нашу систему среднего образования за ее консерватизм и неповоротливость. Однако на европейском континенте есть страна с не меньшими проблемами в этой области. И эта страна - Франция. Основы современного школьного образования Четвертой республики были заложены в далеком 1963 году Кристианом Фуше, который был тогда министром образования. Именно в это время было принято решение о том, что французская молодежь должна получать обязательное общее неполное образование. Затем они были вольны выбирать между получением полного среднего образования в лицеях, чтобы затем поступать в высшие учебные заведения (напрямую в университет или после годичных подготовительных курсов в высшие школы), обучением в профессиональных училищах и работой.

Структура системы образования Франции

Дальнейшее образование

Начальная школа

Средняя школа (college)

Старшая школа (lycee)

Высшая школа

Университет

С тех пор мало что изменилось. Обучение в начальных школах Франции начинается в шестилетнем возрасте и продолжается пять лет. Первый класс начальной школы называется подготовительным, второй и третий — элементарными, четвертый и пятый — средними. Обучение в начальной школе является бесплатным для всех граждан Франции.

Обязательное образование во Франции продолжается в средней школе (college), куда выпускники начальной школы поступают в 11-летнем возрасте. Курс средней школы рассчитан на четыре года, а классы коллежа нумеруются в обратном порядке — с шестого по третий. Курс шестого класса является адаптационным (преподаются математика, французский язык, история и другие общеобразовательные дисциплины), пятого и четвертого классов — центральным (вводятся физика, химия, латынь и второй иностранный язык), а третьего класса — ориентационным (начинается преподавание специальных предметов, углубленное изучение которых будет продолжено в старшей школе).

В 15-летнем возрасте учащиеся коллежей переходят в старшую школу, или лицей (lycee). Курс лицея рассчитан на три года, а классы называются второй, первый и выпускной (terminale). Обучение в старшей школе носит специализированный характер. Лицеи во Франции делятся на профессиональные (lycee professionnel), центры подготовки подмастерий (CFA), общеобразовательные (general) и технологические (technologique). Право поступать в университеты дают два последних типа лицеев. Общеобразовательные лицеи подразделяются на социально-экономические (BAC-ES), естественнонаучные (BAC-S) и филологические (BAC-L), а технологические лицеи — на научно-промышленные (STI), сервисные (STT), лабораторно-исследовательские (STL) и медико-социальные (SMS).

По итогам обучения в старшей школе ее выпускникам присваивается степень бакалавра (baccalaureat, сокращенно BAC). Выпускникам, не сдавшим после двух попыток экзаменов на степень бакалавра выдается свидетельство об окончании средней школы, которое не дает возможности поступать в университет. Степень бакалавра воспринимается во Франции как первая ступень высшего образования и соответствует российскому понятию «неполное высшее образование». Поэтому старшая школа занимает промежуточное положение между средним и высшим образованием.

Принятой системой образования предполагалось, что французские школьники будут посещать среднее учебное заведение по месту жительства, что позволит смешивать детей из различных социальных групп и не допустить сегрегации по национальному признаку, а также занимаемой родителями должности. Однако на деле коренные французы стали покидать кварталы, активно заселяемые выходцами из освободившегося от колониальной зависимости Магриба. Поэтому школы определенных районов начали терять преподавателей, а вместе с ними и более талантливых учеников. Соответственно престиж определенных государственных школ падал, а других возрастал.

Французская общественность пытается сейчас исправить сложившуюся ситуацию, но эта комплексная проблема застарела и требует значительного времени и прежде всего средств. Дети же имеют тенденцию ежегодно расти, и родители не могут ждать разрешения вопроса. Теоретически можно возить детей на учебу из одного округа в другой, но на практике школы берут детей из близлежащих семей, а для тех, кто не входит в этот радиус, существую огромные очереди. Например, по данным газеты «Экспресс» только по Парижу с просьбой о месте в лицее, не находящемся на территории проживания, поступает до 1700 заявлений. Из них удовлетворяется лишь 250 прошений. «Нувель Обсерватер» также приводит сведения о том, что намерение сменить учебное заведение высказали почти две тысячи школьников из 14000 кандидатов на поступление во второй, называемый также подготовительный, класс лицеев департамента Буш-дю-Рон. Просьбу удовлетворили лишь у четверти желающих.

В исключительном положении находятся лишь дети лицейских преподавателей. Они могут учиться в том же самом учебном заведении, где работают их мать или отец, официально.

Что остается делать другим родителям? По мере взросления своих чад они вынуждены арендовать жилье или покупать недвижимость в районах, где расположены хорошие школы. Иначе не сдать выпускной экзамен (бак) и, следовательно, не получить высшего образования.

В качестве лазейки для поступления в выбранную школу также может быть использована конъюнктура заполнения мест по той или иной узкой специализации. Например, изучению редких языков, таких как китайский, японский или тот же русский.

Чтобы избежать такой головной боли, все большее количество состоятельных французов предпочитают отдать своего ребенка в негосударственный сектор среднего образования.

Чем же отличается хорошая школа от других средних учебных заведений. По мнению издания «Нувель Обсерватер», их отличает высокий процент выпускников, успешно сдавших бак, а также процент поступивших в подготовительный класс старшей школы и успешно доучившихся три года до сдачи выпускных экзаменов. Подобные данные для создания рейтинга лучших средних школ Франции 2006 года газета черпает из такого открытого источника, как министерство образования Франции.

При выборе средней школы во Франции стоит учитывать, что иностранцы могут поступить в госшколу только при условии того, что администрация школы возьмет на себя функцию формального опекуна. Опекуном также может выступить сторонняя организация, зарегистрированная на территории Франции и имеющая со школой официальный договор. Поэтому в сводную таблицу госшколы не включены. Для нее путем анализа данных по свыше чем 150 частным школам, были отобраны те из них, что имеют пансион, на котором смогут проживать иностранные ученики. А для более подробного описания взяты школы, представляющие различные регионы Франции.

Название школы

% сдавших бак

% успешно доучив шихся три года до сдачи бак

Специал изация по самым высоким оценкам

# канди датов, сдавав ших бак

Lycee Lacordaire

Общего образования

Естествен ные науки

Экс-ан-Прованс

Lycee De La Nativite

Общего образования

Естествен ные науки

Естествен ные науки

Компьень

Lycee Notre-Dame-De-La-Tilloye

Общего образования

Lycee De La Providence

Естествен ные науки

Lycee De La Sainte-Famille

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee Montalembert

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee St-Joseph-De-Tivoli

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Вильнев-сюр-Лот

Lycee Ste-Catherine

Общего образования

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Технологии

Лестель-Бетаррам

Lycee Notre-Dame-De-Betharram

Общего образования

Естествен ные науки

Лепи -ан-Велен

Lycee Notre-Dame-De-France

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Технологии

Общего и технологического образования с преобладание технологического

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Institution Des Chartreux

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee Beausejour

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Технологии

Lycee Emmanuel-D’alzon

Общего и технологического образования с преобладание технологического

Естествен ные науки

Монпелье

Lycee Notre-Dame-De-La-Merci

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Lycee La Perverie-Sacre-Coeur

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee Du Sacre-Coeur

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Технологии

Общего образования

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Естествен ные науки

Lycee Des Francs-Bourgeois

Общего и технологического образования с преобладанием общего

Социаль но-экономи ческие науки

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee Notre-Dame-De-Sion

Общего образования

Социаль но-экономи ческие науки

Общего образования

Естествен ные науки

Lycee Du Sacre-Coeur

Общего образования

Естествен ные науки

Общего и технологического образования с преобладание технологического

Естествен ные науки



Планирование беременности