Количество имен и фамильные приставки. Армянские фамилии - список по алфавиту

Этот вопрос достаточно интересный. Дело в том, что многие армянские дворянские и княжеские роды пользовались приставками "Тер-" (не доказано, но в Союзе Армянских Дворян вроде прировняли, потомков старинных священческих родов). Вообще священческие роды относились к отдельному сословию при этом высшее духовенство было чисто из знатных княжеских родов, а низшее приравнено ко дворянству - азнаваканам. Так же есть княжеская приставка "Мелик-" ее могли носить, только князья, если и не имеют этого титула, то скорее дворяне. Вообще все Мелики так или иначе были князьями, может и мелкими, но князьями. Окончание "...янц" давалось, только потомкам знати, так что тоже, скорее всего дворянство или княжество.
Правда часто встречалось, что «Мелики-» могли выбыть из дворянского сословия в купеческое, такие как - Мелик-Муродяны и Мелик-Акопян. Хотя их корни все равно княжеские и они потомки князей с Карабаха.

С приставкой «Тер-» тоже не все ясно, хотя известно, что она очень древняя и использовалась у армян как обращение к священнослужителю (отец), а у Киликийских, как обращение к дворянам (господин), но современен стала приставкой у фамилий потомственных священнослужителей, но так как приставка древняя и давалась где то до начала XIX века, как раз в этом же веке представители с этой приставкой заняли видное место по службе и уже давно были почти что приравнены ко дворянству, как духовенство. Одни из видных представителей - «князья» Тер-Хачатряны (в мужской линии род угас, потомки живут в Королевстве Нидерландов, хотя род вовсе некняжеский, может дворянский), Тер-Асатуровы (Тер-Асатуряны), Тер-Гукасяны (Тергукасовы) и Тер-Сукиасяны (Сукиасянцы, Сукианцы, Сукиасяны), Тер-Ясаянцы (возможно искаверканное от Есаянц, Исаянц), многие из них кроме признания статуса арзавурам-азнваканам (грузинское "азнаури"), выслужили дворянство Российской Империи по военной и государственной службе. Как правило, местная знать на какой-нибудь определенной территории - Лори, Карс, Тифлисская, Эриванская, Елизаветпольская губерния. Есть исключения княжеский род Тер-Овакимяны, потомки протоирея кн.Арсена Багратуни (Тер-Овакимян). Но так же могут быть и однофамильцы.

Так же дело обстоит с окончанием на «…янц», без исключения относились к высшим сословиям в дореволюционной Армении. Так же и с окончанием на «…уни», без исключения древние княжеские (царские) роды- Багратуни, Рштуни, Аршакуни, Арцруни, Арартуни (род пресекся), Айказуни (род угас в 331 г. до н.э.).

Но и это еще не все, среди простых армянских фамилий встречаются и дворянские, такие как к примеру, Мирзабекяны (Мирзабековы), фамилия переводится Мирза - князь, Бек - младший князь (титул давался младшим княжеским сыновьям в роду) из чего следует, что в роду был младший княжеский сын, который и стал основателем рода. Но и с этими фамилиями нужно быть осторожным во времена владычества персов, были среди армян распространены исламизированные имена: Мирзабек, Амирхан, Мирзахан (так что кроме князей, могут быть и потомками крестьян).
Достаточно известные те, кто находился на русской службе - князья Аргутинские-Долгоруковы (Аргутяны, Аргутянцы и возможно Аратюняны, после революции), князья Арапетовы (Айрапетяны), князья Мадатовы (Мадатяны), Ахвердовы (Ахвердяны, предположительно из династии Колонтаров, потомки Лорийского князя Мелик-Даи) и т.д. очень много среди русского и грузинского дворянства; обрусевшие роды - дворяне Ивановы (потомки братьев Ованесянов, дипломаты при Петре I), Лазаревы (Лазаряны), Серебряковы (потомки адмирала Казара Маркосовича (Лазарь Маркович) Арцатогородзяна (в переводе с армянского - серебреных дел мастер)) и т.д. и т.п.
Есть роды непризнанные во дворянстве, так как получили от иностранных правителе - Минасяны (потомки Мирзы Минасяна), фамилия распространена, могут быть потомки, как дворян, так и крестьян с этой фамилией. Особо хотелось бы выделить род потомков знаменитого мамелюка и адъютанта Наполеона I Бонапарта - Янис Петроза (Ованес Петросян), род из Карабаха получил от Наполеона дворянство, но позже титул был утерян, его прямые потомки сейчас живут в городе Шуши под фамилией Петросян или Ионесян (Ованесян???).
Так что единственное, что может помочь так это приставки и окончания - «Мелик-», «Тер-», «…янц» и «…уни». С фамилиями без этих приставок дело обстоит сложнее и остается только верить в генеалогическое древо, документы или в крайнем случаи семейным преданиям. Не говоря уже о потомках по женским линиям…

Статья кн.Сергея Жагат-Дадиана.

I) Ахвердовы (Ахвердяны) - армянский старинный и знатный дворянский род Тифлисской губернии по некоторым сведением, берет начало от Лорийского князя Мелик-Даи XVI век. Вступили на русскую службу в царствование Императрицы Анны Иоанновны, в 1739 г. Первый из Ахвердовых в России был Исаия Васильевич, дослужившийся до чина капитана и уволенный в 1753 г. в отставку майором. Старший из двух сыновей его, Николай Исаевич Ахвердов, известный государственный деятель.
Род имеет несколько ветвей:
1) Известная ветвь Ахвердовых на русской службе, потомки Исая Васильевича.
Из семейных архивах* об этой ветви говорится так - «Ахвердовы - русский дворянский род, происходящий из Армении, прибывшие в Москву ок.1739 года принявшие подданство. Род внесен в родословную книгу Московской и Воронежской губернии.

Ахвердов Федор Исаевич (1774-1820). Генерал, командовал артиллерией Кавказского корпуса. Жена Прасковья Николаевна Арсеньева. Дочери: Нина (1805-1828), муж с 1824 Голицын Андрей Борисович (1791-1861); Софья (1810-1830) муж генерал от инфантерии Николай Николаевич Муравьев-Карский.
Ахвердова Нина Федоровна (1805-1828), Курск. Муж с 1824 Голицын Андрей Борисович (1791-1861).», через кн.Голицыных состоит в родстве с Давыдовыми и через них со мной.
Среди потомков Исая Васильевича, так же выделяется - Военный министр Армении Ахвердов (Ахвердян) Иван Васильевич (1873-1931).
Армяно-грегорианского вероисповедания. Из дворян. Образование получил в 1-м кадетском корпусе. В службу вступил 01.09.1890. Окончил 1-е военное Павловское училище (1892). Выпущен в 147-й пех. Самарский полк. Подпоручик (ст. 04.08.1892). Поручик (ст. 05.08.1895). Штабс-Капитан (ст. 06.05.1900). Окончил Николаевскую академию Генерального Штаба (1902; по 1-му разряду). Лагерный сбор отбывал в Петербургском ВО. Цензовое командование ротой отбывал 147-м пех. Самарском полку (17.10.1902-17.02.1904). Участник русско-японской войны 1904-1905. Обер-офицер для особых поручений при штабе 1-го Сибирского арм. корпуса (17.02.1904-27.06.1906). Принимал участие во всех боях корпуса. Подполковник (ст. 02.04.1906). Штаб-офицер для поручений при штабе войск Семиреченской обл. (27.06.1906-09.10.1909). Цензовое командование батальоном отбывал в 85-м пех. Выборгском полку (01.06.-27.09.1909). Ст. адьютант штаба Туркестанского ВО (09.10.1909-23.07.1913). Полковник (ст. 18.04.1910). Начальник штаба 1-й Туркестанской каз. дивизии (с 23.07.1913). Участник мировой войны. Командир 3-го Финляндского стр. полка (с 01.05.1915). Награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. (ВП 03.02.1916) и Георгиевским оружием (ВП 02.03.1916). Произведен в чин Ген-майора (между 01.01. и 01.03.1916; ст. 22.10.1915). Начальник штаба 2-го Кавказского кав. корпуса (26.07.1916-20.02.1917). В 20.02-24.06.1917 занимал пост начальника штаба 7-го Кавк. арм. корпуса (переименован из 2-го Кавк. кав. корпуса). В 24.06-10.10.1917 командовал 5-й Финл. стр. дивизией. С 10.10.1917 командовал 3-й Финл. стр. дивизией. Военный министр Армении (04.1918-03.1919). Затем начальник штаба армянской армии. Помощник военного министра (05.1920-11.1921). Ген-лейтенант армянской армии (1919). Эмигрант, вернулся в СССР (по др. данным взят в плен). Служил в РККА. Затем счетовод Арменторга в Ленинграде. Арестован по Ленинградскому делу (1930). В 1931 осужден.

Награды: ордена Св. Анны 4-й ст. (1905); Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом (1905); Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом (1905); Св. Владимира 4-й ст. с мечами и бантом (1906); Св. Станислава 2-й ст. с мечами (1906); Св. Анны 2-й ст. с мечами (1906).

2) Карабахский род беков Ахвердовых (скорее масульманского вероисповедания) из них известен Ахвердов Абдул-Рахим-бек, тюркский писатель и драматург.
Абдуррагим бек Ахвердов. Род. в 1870 — в г. Шуше, где получил среднее образование. Одно время был членом Государственной думы от Ганджинской (бывш. Елизаветпольской) губ., старый педагог, театральный деятель. Ахвердов в тюркской литературе выступил как идеолог либеральной буржуазии. В своей драме "Рассыпавшийся союз" дает удачную картину разложения русского дворянства. В ряде рассказов он показывает быт старого времени, типы "бывших людей". В одной из последних своих работ, "Маралларым", изданной азербайджанским Гизом (Баку, 1927), он черпает свой материал из советской действительности. Яз. Бек Ахвердова отличается простотой и ясностью. По своему направлению он принадлежит к группе тюркских литераторов, объединившихся вокруг "Молла Насреддин".

*Документ о русской ветви рода Ахвердовых, был взят из семейного архива рода князей Голицыных состоящих в близком родстве с моей прабабушкой Надеждой Васильевной Давыдовой через ее мать кн.Марию Андреевну Голицыну.

НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГРАФА М.Т. ЛОРИС-МЕЛИКОВА.

Много времени тому назад, при грузинском царстве, местность Лори, ныне составляющая часть Борчалинского уезда, Тифлисской губ., играла довольно выдающуюся роль в крае. Этот уголок изобиловал дворянами, в числе коих были и армяне Калантаровы, носившие свою фамилию от деда их, бывшего когда-то местным «калантаром», что по-персидски значит правитель. Один из этих Калантаровых, по имени Дай, пользовавшийся в обществе большим почетом, был награжден высшим у армян титулом «мелика». Впоследствии потомки Дая отделились от остальных Калантаровых и стали именоваться Меликовыми. Для отличия от прочих дворян - Меликовых, живших в разных местностях и подчиненных владетельным ханам, они прибавили к новой фамилии слово «лору», т.е. лорийский, и таким путем образовались фамилия Лорис-Меликов. Во время одного набега персиян на Лори, Калантаровы и Лору-Меликовы вынуждены были бросить родину и со всем своим добром спасаться бегством в нынешнюю Батумскую область. Здесь они поселились в деревне Артвин, но не надолго; частые набеги персиян и лезгин заставили их бросить и эту деревню и расселиться по разным местам. Потомки Дая, Лору-Меликовы, на некоторое время спрятались в громадной пещере, расположенной в соседней местности, а затем перебрались в Тифлис.

Спустя еще некоторое время, примеру их последовали и остальные родственники - Калантаровы. По утверждении русского владычества в крае Калантаровы вернулись в Артвин и возобновили свои жилища и хозяйства, а Лору-Меликовы остались в Тифлисе. По приезде потомков Дая в Тифлис, все они были утверждены грузинским царем в дворянском звании с присвоением им фамилии «Лорис-Меликов». Частичка «ис» по грузински окончание родительского падежа, так что Лорис-Меликов в переводе значит Лорийский Меликов, а по армянски Лору-Меликов. В настоящее время местечко Артвин, населенное исключительно армянами, как сообщает корреспондент «Арцаганка», разделяется на два квартала, из коих один называется «Калантаровским», а другой - «Дайянц» и принадлежат Калантаровым и Лорис-Меликову. Многие из местных жителей и теперь не знают о существовании фамилии Лорис-Меликовых и называют членов этой фамилии просто Дайянцами, по имени Дая. Кроме Артвина, графу Лорис-Меликову принадлежат в целости и селения Акоры и часть трех селений: Чанахчи, Ворнак и Чочкани. Все эти имения достались ему по наследству и в приданное. Два года тому назад, в Чочкани построена армянская церковь на счет покойного графа. Население этих деревень всегда пользовалось особенною любовью покойного графа, отечески заботившегося об экономическом благосостоянии земляков.

II) Серебряковы (Арцатагародзяны) - старинный дворянский род по одной версии предок их турецкий армянин Арцатагордзян, серебряных дел мастер турецкого султана переселившегося в XVIII веке в Крым и получивший дворянство. По другой, более, правдоподобной потомок князей Арцруни. Его правнук русский адмирал и герой Крымской войны 1853-1856 Казар Маркосович Арцатагорин принял имя и фамилию Лазаря Марковича Серебрякова (1775-1862). Его потомки стали писаться Серебряковыми. Род Серебряковых внесен в родословную книгу Санкт-Петербургской губернии, жили в Крыму, где имели земли, а так же в нынешнем городе Пушкино под Петербургом.

Двоюродный брат моего деда Александра был Серебряков Михаил, который возводил свое происхождение как раз от адмирала Лазаря Марковича Серебрякова, то же продолжил дело своего прапрадеда и был морским военным офицером.

III) Золотаревы (Золотаряны) - дворянский род по семейным преданиям, происходят от турецкого военачальника Золотарян бея по некоторым сведениям, происходящего из рода Лорийских князей Аргутянов (Аргутинских-Долгоруких). В XVII - XVIII веке его потомки выехали в Россию, предположительно с архиепископом кн.Овсепом Аргутяном (Иосифом Аргутинским-Долгоруким). Проживали и имели земли в Курской губернии и области Войска Терского. На данный момент потомки этого рода Золотаревых (Золоторянов), только по женской линии.

Моя бабушка со стороны отца Татьяна Даниловна Золотарева, она родилась, насколько мне известно, в Нижнем Новгороде. Ее отец Данил (Даниил?) Золотарев, возводил свой род к Золотарян-бею, турецкому военачальнику (XVII век), он или его потомки были одним из прибывших в Ново Нахичевань со слов генеалога К.Серебреницкого, могли происходить и быть вассалами рода кн.Аргутянов. Ее предки были офицерами, как и отец. Так же ее предок имел небольшую землю 36 десятин земли (мелкопоместный дворянин). Сам Данил был офицером в звании прапорщика (сотника). Служил на Кавказе, был женат на армянской княжне. Предположительно из рода Аргутинских-Долгоруких.

........................................ ........................................ ........................................ ........................................ .......................................

Армянские фамилии явление относительно новое. Официально фамилии начали фиксироваться лишь в 19-ом веке, во время первых переписей населения, когда появилась необходимость в регистрации людей. Позже появились паспорта, где наряду с именами были указаны также и фамилии.
Можно сказать, что до 19 века фамилий в нашем нынешнем понимании не было. Между тем, само слово "азганун" (фамилия) в переводе означает "имя рода" ("азг" - род, "анун" - имя). В основном фамилии армян происходят от имени авторитетного родового предка, к имени которого прибавлялись суффиксы, выражающие принадлежность. В древнармянском это был большей частью суффикс "эанц", который затем трансформировался в "енц", а в современном армянском - в фонетическую форму "янц", а затем осталось только "ян". Например, если про кого-то говорили, что он из рода Арама, то для того, чтобы показать принадлежность к этому роду говорили Арамэанц или Араменц. В армянских селах это явление есть и по сей день, то есть на вопрос "чей будешь?" звучит ответ - Давиденц или Ашотенц.
Когда в 19 веке стали записывать фамилии, то окончание "ц" стало автоматически отбрасываться. Между тем, у некоторых армян, предки которых очень давно покинули Армению и переехали в Россию (где фамилии появились раньше, чем в Армении) фамилии сохранили окончание "янц".
До сих пор на юге Армении в районе Зангезура сохранились в большом количестве фамилии, оканчивающиеся на "енц", "унц", "онц", например, Адонц, Бакунц, Калваренц. По мнению, ученых это диалектные формы образования, которые сохранились в этом районе.
Помимо наиболее распространенной формы образования фамилий от имен, часть армянских фамилий происходит от названий тех или иных профессий. Ремесло, как правило, переходило из поколения в поколение, а название ремесла переходило на имя рода или семьи. Бывало и так, что кто-то из рода или несколько представителей так прославились своим мастерством, что стали знаменитыми ювелирами, каменщиками или пекарями и их потомков нарекли такими же фамилиями Воскерчян ("воскерич" - ювелир), Карташян ("карташ" - камещик), Экимян ("эким" - лекарь), Жамагорцян ("жамагорц" - часовчик) и пр.
Здесь стоит упомянуть и происхождение западно-армянских фамилий. Столетиями Восточная и Западные части Армении развивались раздельно друг от друга и входили в состав различных империй. Восточная Армения находилась под властью Персии, а затем России, а Западная - Османской Турции. Раздельное существование двух частей армянского народа отразилось и на фамилиях. Так, во многих западно-армянских фамилиях, многие из которых сегодня носят предстаивтели армянской диаспоры, окончание "эан" заменилось не на "ян", а на - "иан". Кроме того, очень часто в таком типе фамилий, которые указывают на ремесло, есть тюркские корни и таких корней много в армянских фамилиях. Это связано с тем, что армяне в Османской империи очень основательно занимали нишу ремесленников. Поэтому фамилии многих армян, предки которых происходят из Западной Армении, означают название ремесел, причем по-турецки.
Например, фамилия бывшего армянского коммунистического лидера, а затем и спикера Национального собрания Республики Армения Карена Демирчяна, происходит от турецкого слова "демирчи", то есть кузнец. Скорее всего, предки бывшего армянского лидера происходили из Западной Армении, входящей в Османскую Турцию, и были кузнецами.
По словам члена-корреспондента Национальной академии наук Армении, этнографа Левона Абрамяна, наличие в армянских фамилиях буквы "ч", а таких очень много, как правило, указывает на ремесло, потому что в турецком это окончание "чи" является показателем ремесла. Например, фамилия Бардакчян произошла от "бардакчи", то есть гончар.
Один из кварталов Еревана, в котором в начале прошло века в значительном количестве проживало мусульманское население, до сих пор в народе называется Силачи, в переводе с турецкого "силачи" означает красильщик. В этом районе армянской столицы некогда жили красильщики.
Некоторые фамилии образовались также от прозвищ. Например, фамилия Шатворян произошла от слова "шат". Видимо предки нынешних Шатворянов получили свое прозвище, потому что имели много детей.
Но, если у сельчан и ремесленников вплоть до 19 века фамилий не было, ибо предполагалось, что простому люду фамилии не нужны, то иначе обстояло дело со знатными родами. В противоположность простолюдинам, фамилии знатных родов восходили к глубокой древности. Но форма образования была той же, то есть обозначалась принадлежность к тому или иному роду, а в случае с царями к той или иной династии.
Уже в древности и в средние века знатные фамилии обязательно носили фамилии - Мамиконян, обычно представители этого рода были военачальниками, Хорхоруни - телохранителями царя, Гнуни были царскими виночерпиями и пр.
Принадлежность к знатному роду обозначалась суффиксом "уни". Таким образом, фамилии с суффиксом "уни" в древности и в средние века были присущи знатным родам - Аматуни, Багратуни, Рштуни, Арцруни, Хорхоруни и пр.
Ряд ученых считает, что фамилии этого типа происходят от урартского языка, в котором принадлежность обозначалась окончанием "уни". Между тем, в народе существует своя, далекая от научной, но своеобразная трактовка происхождения фамилий армянской знати. Согласно народной этимологии, окончание "уни" происходит от слова "уненал" - иметь, в данном случае иметь богатство. По мнению Левона Абрамяна, это неверная трактовка, так как обеспеченность никоим образом не была выражена в именах или фамилиях: "Это не типично для образования фамилий".
Некоторые из армянских фамилий образовались от названия местности, часто такие фамилии носили древние или средневековые армянские ученые и писатели. Например, Анания Ширакаци армянский географ, математик и астроном, живший в VII веке, Григор Татеваци - философ и богослов, который жил в XIV веке. Фамилии носили и другие армянские ученые, как например создатель армянского алфавита и письменности - Месроп Маштоц, живший в V веке.
В некоторых армянских фамилиях до сих пор сохранились приставки "мелик", указывающая на дворянское происхождение и "тер", которая использовалась духовными лицами и имеет смысл "отец", "владыка", "батюшка". Сейчас многие их тех, чьи деды опасаясь гнева советской власти, избавились от приставк "мелик" и "тер", вновь возвращают себе свои исконные фамилии. Некоторые армяне присваивали детям фамилии по имени деда, однако впоследствии эта традиция отпала из-за проблем, связанный с бумажной волокитой. Есть и другая традиция, которая остается неизменной: подавляющее большинство армянок, выйдя замуж, в знак уважения к своим родителям продолжает носить девичьи фамилии.

Среди множества факторов, определяющих принадлежность к определённому народу или народности, армянские фамилии вызывают огромный интерес и многочисленные дискуссии. Их происхождение, история, особенности употребления волнуют очень многих носителей языка, русскоязычных представителей диаспоры.

Процесс появления фамилии разнообразен, занимателен и познавателен, а также содержит детали, по которым можно определить представителя той или иной национальности.

Экскурс в прошлое

История возникновения имени всегда запутанна. Нельзя с абсолютной точностью утверждать, что послужило толчком. В древности группы проживающих компактно армян были малочисленными. Все были знакомы между собой. В принципе отпадала необходимость в фамилиях, хватало имени. При их совпадении давались характерные прозвища.

Формирование фамилий берёт своё начало из Средних веков. Это время развития торговли и ремёсел. Имён и местных прозвищ стало недостаточно. Для понимания пришлось добавлять место проживания, вид деятельности или внешние приметы.

Фамилии, привычные слуху в современном звучании, возникли на рубеже XIX столетия. Суффикс -ян, заимствованный из персидского, указывает на родственную связь :

  • Абазян (из рода Абаза).
  • Арамян (род Арама).
  • Багдасарян.
  • Карапетян.
  • Мирзоян.
  • Манукян и др.

Вот почему у армян фамилии на -ян превалируют.

Это же касается и суффиксов -ан и -янц, -енц и -онц. И если -ян выражает родство близкое, то -янц - общую родовую принадлежность. По причине отношения к своему роду многие армянские девушки, вступая в брачный союз, оставляют девичью фамилию.

Бывают также фамилии, указывающие, откуда человек : Артикян (город Артик), Масисян (Масис), Гаварян (Гавар); или на профессиональную принадлежность: Алекян - художник, Налбандян - кузнец, Даллакян - парикмахер, Экимян - врач, Азоян - целитель, Балавян - пастух, Ваникян - купец.

Есть заимствования из турецкого - Мумджян (свечник - мумджи), Демирчян (кузнец - демирчи), Бардакчян (гончар - бардакчи), а также с тюркскими, иранскими и древнееврейскими корнями: Кочарян, Шагинян, Капутикян, Кардашян, Параджанов, Гюльбекян, Долуханов, Едигарян, Аршакуни, Арташесян, Пахлавуни, Озанян и др. Учитывались достоинства и недостатки: Шишманян - толстяк, Гамбурян - горбатый, Барсегян - плодовитый.

При вхождении Армении в состав Российского государства многие фамилии русифицировались, приобрели окончание -ов и стали произноситься так: Арутюнов, Саркисов, Оганесов, Симонов, Петросов, Багдасаров, Акопов, Карапетов, Айвазов.

Сословные признаки

Имена несут в себе определённую информацию. По ним возможно узнать, к какому слою общества относится человек. На принадлежность к знати указывали суффиксы -уни, -унц и други е:

Сюда же можно отнести и то, что означает приставка «тер» в армянских фамилиях. Она, как и «мелик», употреблялась в конце XVII - начале XIX веков. Первая указывала на отношение к духовенству, вторая - к дворянству (Тер - Оганесян, Мелик - Казарян). В советскую эпоху их старались избегать, но в настоящее время они снова входят в обиход.

Красивые и смешные

Если рассматривать армянские фамилии списком по алфавиту, то среди забавных выделяются такие :

  • Авеян - рыбный.
  • Адарян - холостяк.
  • Андоян - яйцо.
  • Бабасян - обжора.
  • Гаджиян - слон, слониха (для девушек).
  • Кокиян - кукушка.
  • Лонгурян - хвостатый.
  • Макарян - крокодил.
  • Ушанян - перец.
  • Хатламаджиян - пышка.

Красивых тоже не перечесть. Вот некоторые из них :

Известные и знаменитые

Среди армян много талантливых, широко известных и выдающихся представителей. Их имена многозвучны. Значения они имеют следующие :

  1. Акопян - хранит Господь.
  2. Галустян - в дом приходящий.
  3. Джигарханян - слава победителям.
  4. Мартиросян - принимающий мучения.
  5. Петросян - отеческий.
  6. Хачатурян - крестоносец.

Правила употребления в русском языке

Различия по родам нет. Если мужская - Мкртчян, то и женская - Мкртчян. Разница только в падежных формах. Склонение армянских фамилий мужского рода на -ян и на другие окончания подчиняется общим законам: Гагик Атунян, Гагика Атуняна, Гагику Атуняну, но Анна Атунян, Анны Атунян, Анне Атунян. То есть в мужских склоняются имя и фамилия, которая оканчивается согласной, а в женских - только имя. Вот такое склонение армянских фамилий на -ян.

Разумеется, культура этого замечательного народа не ограничена только именами. Этнос бережно относится к собственной истории, сохранил религию, традиции и самобытность. Продолжает своё развитие и играет не последнюю роль в мировом социуме.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Основная задача - не вызывать ни в ком спонтанной антипатии. Поэтому Вам следует уделять особое внимание единству стиля, мягкости линий и, что не мене важно, общей внешней опрятности. Несоответствующая деталь в одежде производит такое же неприятное впечатление, как и заношенность, несвежесть любой части костюма. Постарайтесь научиться разбираться в стилях. Иначе стремление к некоему усредненному типу может привести к тому, что Вы будете выглядеть «серой мышью».

Совместимость имени Тер, проявление в любви

Тер, для Вас вступление в брак символизирует начало подвижнического пути, и Ваш партнер должен быть готов к тому, что каждый день будет получать «луну с неба». На первый взгляд, это – прекрасно, но существует небольшая проблема: Вам непременно нужна такая же «луна» в ответ, поскольку адекватность реакции, благодарность и восхищение необходимы Вам для душевного равновесия. Малейшее сомнение в том, что Вас самозабвенно любят и высоко ценят, деморализует Вас, и тогда тщательно выстраиваемое благополучие может рухнуть в одночасье.

Мотивация

Ваше сердце полно любви и сострадания к ближним. В основе душевных устремлений – желание оградить от неприятностей всех, для кого Вы можете это сделать. Даже в ущерб собственным интересам. Облагодетельствовать и не просить за это награды – Ваш выбор в любой ситуации.

На первый взгляд, это – жизнь святого. Вот только не всем приятна постоянная опека и навязчивое проявление участия. Даже самые близкие люди могут устать от каждодневной заботы. Более того – пострадать, поскольку, избавляя их от необходимости хоть что-то делать самостоятельно, Вы лишаете их возможности развиваться, превращаете в «планктон».

А значит, рано или поздно Вы наверняка услышите упрек. И Вашей уверенности в том, что самопожертвование действительно способно принести плоды, на которые Вы рассчитывали, будет нанесен жестокий удар. Тогда вместо удовлетворения Вы получите разочарование.

Поэтому желание пестовать и оберегать должно быть ограничено разумными рамками. Помните об этом, и Ваш душевный покой будет сохранен.



Армения - очень маленькая страна. Ее население составляет немногим более 3 миллионов жителей, а территория не достигает и 30000 км². И хотя история государства исчисляется тысячелетиями, словарь армянских фамилий насчитывает не более 2-3 тысяч позиций.

По некоторым историческим сведениям, древнеармянские фамилии, как и имена, носили тотемный смысл. Если имя считалось тотемом одного человека, то фамилия, как более емкое значение, была тотемом целого клана (Ваграспуни - тигр, Арцви - орел, Варажнуни - дикий вепрь), тотемом племени (Сюни - племя озера).

Армянские фамилии в более современном понимании стали зарождаться и присваиваться людям во времена средневековья. До этого времени армяне, как и многие другие нации, обходились именами. А если возникала путаница с одинаковыми именами, то люди добавляли к имени человека какой-нибудь характерный признак или имя его отца, матери, деда (Лусине, имеющая 8 детей или Арам, сын Исмаила). Если человек был приезжий, к его имени могли присоединить название места, откуда он родом (Хандут Нахичевани, Асмик Баязет). Позже распространилось привязывание к имени армянина его профессии (Вардан Налбандян (от «кузнец»), Армен Кертох (от «строитель»).

На страницах библейских сказаний Происхождение армянских фамилий приписывается временам восхождения и правления первых армянских царей - Гайкидов. Соглашаются с этими данными и древнеармянские ученые историки Моисей Хоренский, Катина, Агафангел. В своих трудах они упоминают о племенах, населяющих террирорию Армении (джанарийцы, агуваны, картманийцы, дзотийцы и др.), которые подверглись ассимиляции со стороны армян.

То же произошло и с миллионным народом - семитами, после завоевания его армянским царем Грачия. Этот народ впоследствии дал целую династию армянских и грузинских царей Багратуни. Ассимилировали армяне и китайских переселенцев, дав им во владение земли по соседству с Грузией. От них берут начало известные армянские династии Мамиконян и Орбелиан.

Анализируя источники, можно утверждать, что «азганун» - армянская фамилия - появилась изначально у жителей Армении знатного происхождения. Ношение фамилии тогда было показателем именитого рода: Ермантуни, Алневуни, Арамян, Варнуни, Гисон, Гайк. Список знатных армянских фамилий достаточно длинный. Наиболее характерна для аристократических фамилий форма с окончанием -уни: Норбелуни, Рштуни, Хатуни.

Крестьяне и простолюдины Армении начали получать свои фамилии уже к концу 19 века. Тогда стали внедрять проведение переписи населения и выдачу паспортов. Корни армянских фамильных форм по происхождению очень разнообразны, поскольку Армения всегда была лакомым кусочком для завоевателей. Побывали на ней персы, турки, грузины, греки, русские, арабы. Отсюда и совершенно контрастный корневой набор: Берберян, Ропсян, Пирузян, Багдасарян, Киракусян, Яблукян, Джамалян, Гасабоглян, Мкртчян.

Распространенные армянские фамилии, как видно, имеют окончание -ян, -ан.

Такое окончание в исследованиях лингвистов объясняется индоевропейским влиянием (в английском «russian»), а некоторые утверждают, что это производное от более архаичной фамильной формы -анц, -янц,-унц (хотя эта форма тоже сохранилась на юге Армении– Есаянц, Севунц, Браянц).

Словарь армянских фамилий содержит часть фамилий с приставками «мелик» и «тер». Первая («мелик») по свидетельствам историков приписывалась знати, людям дворянского сословия. Вторая («тер») указывает на принадлежность лица церкви, обозначает духовный чин - «батюшка», «святой отец».

В эпоху советской власти многие армяне заведомо отказались от ношения таких фамилий, опасаясь гонений и притеснений, а теперь их потомки пытаются вернуть древние родовые фамилии. Также не всегда фамилия с окончанием -уни, встречающаяся у современников, может быть причислена к древнеармянскому знатному роду, так как иностранные завоеватели при наделении людей фамилиями совершенно не интересовались их значением и принадлежностью.

Отличительные признаки женских и мужских армянских фамилий

Как такового разделения по половому признаку в армянских фамильных формах не наблюдается. Если мужчина Багдасарян, то и женщина Багдасарян, если отец Мехнуни, то и дочь Мехнуни. Дети наследуют фамилию отца, девушки, выходя замуж, берут фамилию мужа. Хотя в современном мире наметилась тенденция у армянских женщин, вступающих в брак, оставлять девичью фамилию. Это связано с желанием девочек-потомков не отказываться от принадлежности к своему родовому древу. Единственная разница есть только при склонении мужских и женских фамилий по падежам:

Мирзоян Арсен - Мирзояну Арсену - Мирзояна Арсена, но Мирзоян Анаит - Мирзоян Анаит - Мирзоян Анаит. Или Гогарац Тигран - Гогарацу Тиграну - Гогараца Тиграна, но Гогарац Наира - Гогарац Наире - Гогарац Наиры.

Примечательно, что данное изменение не происходит в мужских фамильных формах с окончанием -уни. Каджберуни Арам - Каджберуни Араму - Каджберуни Арама.

Красивые армянские фамилии

Для людей, не знающих армянскую культуру и язык, услышанные в суете армянские фамилии ничего не скажут. Хотя очень многие, если не все, фамилии наделены каким-либо смыслом и имеют скрытое значение.

Вот подборка лишь части из них, удивительных, необычных и красивых:

  • Абанян - «дыхание воды»;
  • Агабабян - «отчие горы»;
  • Адиманян - «первая душа»;
  • Аладжаджан - «рождение человека божественно»;
  • Амбарцумян - «небесное сияние»;
  • Багдасарян - «сила и благодать»;
  • Багдишян - «счастье в судьбе»;
  • Бамазян - «благословенная луна»;
  • Бахтамян - «вера святая»;
  • Джигарханян - «победителям слава»;
  • Дуринян - «сильная голова»;
  • Жамхарян - «любимый сородич»;
  • Капутикян - «голубь»;
  • Ухурлян - «божественный свет»;
  • Кокандян - «красный лотос».

Не очень повезло обладателям фамилий Гаджиян - «слониха» (особенно девушкам), Душукян - «позорящий», Лонгурян - «хвостатый», Макарян - «крокодил».

Интересно узнать значение фамилий известных армян: композитора Арама Хачатуряна, актера и режиссера Армена Джигарханяна, актера и ведущего Михаила Галустяна, шоумена и ведущего Гарика Мартиросяна, фокусников Амаяка и Арутюна Акопянов, французского певца Шарля Азнавура, артиста и писателя Евгения Петросяна, известных братьев-разведчиков Александра, Михаила и Ивана Агаянцев.

  • Джигарханян - «победителям слава».
  • Галустян (Галстян) - «приходящий в дом».
  • Мартиросян - «мученик», «подавляемый».
  • Хачатурян (Хачатрян) - «носитель креста».
  • Петросян - «отчий».
  • Агаянц (Агаян) - «горный».
  • Акопян (Акобян) - «Да хранит Господь».
  • Азнавур - «мужественный, громкий, простой».

Конечно, армянская культура не ограничивается только особенными фамилиями и именами. Этот древнейший свободолюбивый народ внес и продолжает вносить огромную лепту в развитие человечества. Армяне чтят свою историю, верны своей религии. Народные традиции и культурные приобретения они уважают и преумножают. Этому стоило бы поучиться многим народам Земли.



Планирование беременности