На каком расстоянии нужно стоять от картины. Как выбрать зрительное расстояние

Своей целью имеет развитие художественного мышления. Также анализ необходим для подтверждения авторства и определения времени написания картины.

Прежде чем научиться понимать искусство, необходимо выучить сам язык. Ведь никто никогда не станет обвинять неграмотного в том, что он не может оценить красоты литературы, поскольку ведь для понимания явно необходимо научиться читать. Именно так писал в своей книге Макс Фрай. Близкое знакомство со структурой картины и искусства поможет актуализировать исследовательскую позицию человека, благодаря чему он сможет постигнуть самостоятельно смысл живописного произведения, освоить художественное мышление.

Что касается восприятия, то следует сказать, что применительно к художественным произведениям этот процесс зависит не столько от уровня подготовки, сколько от общей культуры, жизненного опыта и ассоциативных способностей. Также существуют и общие закономерности, не зависящие непосредственно от индивидуальных качеств человека.

Анализ картины, организованный в учебном заведении, должен стать хорошей теоретической базой для самостоятельной художественной деятельности, которая будет в дальнейшем стимулировать потребность учащихся в более осмысленном восприятии действительности, а также способствовать самоопределению и социокультурной адаптации.

Чтобы выполнить качественное описание натюрморта или другого произведения изобразительного искусства и абстрагироваться от сюжетного восприятия, необходимо обратить внимание, что картина - это не просто окно в мир, а некоторая плоскость, на которой художником при помощи различных живописных средств может создавать иллюзию пространства.

По этой причине сначала необходимо проанализировать базовые параметры произведения. Важно оценить размер картины, ее формат, технику исполнения. Рассмотреть, с какого расстояния произведение лучше всего воспринимается.

Затем анализ картины подразумевает рассмотрение сюжета произведения, жанра. Это может быть натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический, мифологический, бытовой, исторический, религиозный жанр. Также нужно постараться определить замысел художника. Какую задачу он хотел решить написанием данного произведения? Какова степень натурализма или условности? Также важной составляющей любого художественного произведения является композиция. Она может быть статичной, динамичной или уравновешенной. Необходимо оценить соотношение пространства и фона на полотне, который выбрал художник. Возможно, он старался вовлечь людей во взаимодействие с изображением, или зритель остается только сторонним созидателем. Оцените, насколько хорошо в картине читаются изображенные объекты, силуэты, насколько они сами по себе ценны.

Также существует множество аспектов, на которые необходимо обратить внимание. Например, насколько детализировано изображение, как передан колорит, какие цвета преобладают и так далее. Теперь вы в самом общем виде знаете, как делается анализ картины. Но помните, что процесс во многом зависит от вашего собственного восприятия и является индивидуальным.

С какого расстояния следует рассматривать фотографии?
___________________________________________________________

В текстах посвященных зрительному восприятию можно встретить два противоположных мнения насчет того, с какого расстояния следует рассматривать фотографии и картины.

1. Борис Раушенбах в своей работе «Общая теория перспективы» пишет: «… геометрический размер картины играет (в рассматриваемых вопросах <естественного восприятия>) второстепенную роль. Всем хорошо известно, что в альбоме репродукций картины даются, как правило, в уменьшенном размере, и это не слишком расстраивает владельца альбома. Точно также известно, что с одного и того же негатива можно напечатать отпечатки разных размеров, и все они будут восприниматься как в основном одинаковые изображения». (с.36)

Такая позиция представляется мне верной лишь отчасти. Действительно, часто мозг корректирует восприятие, ориентируясь только на относительные угловые размеры изображенных объектов. Но успешно справиться с такой коррекцией он может далеко не всегда. Во всяком случае, я по-разному воспринимаю многие альбомные репродукции и соответствующие оригиналы, причем именно из-за необходимости смотреть на них под разными углами зрения.

Дело в том, что альбомные варианты сами по себе рассчитаны на просмотр с расстояния 25 – 40 см. Приблизить глаз ближе к изображению не дает физиология (если, конечно, смотрящий не близорук). Удаляться от альбома на расстояние более метра тоже вряд ли кто-то будет. В результате, зритель часто вынужден рассматривать репродукции под крайне неестественными углами зрения, что не может не приносить огорчений.

2. С мнением Раушенбаха явно не согласился бы Яков Перельман. В своей классической «Занимательной физике» (книга 1, глава девятая) он написал: «Столь же важно … правило – держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза; в противном случае нарушается правильная перспектива. … Для получения полного впечатления надо рассматривать снимок под тем же углом зрения, под каким объектив фотоаппарата «видел» снимаемые предметы».

Перельман последний раз редактировал свою книгу в 1936 году, когда о тонких механизмах зрительного восприятия было известно крайне мало. Поэтому и его мнение не следует разделять безоговорочно.

Как обычно, истина лежит где-то посередине. Мне представляется разумным такой подход: следует придерживаться рекомендации Перельмана, но в тоже время и не забывать, что в известных пределах мозг способен скорректировать ошибки восприятия.

Каковы же расстояния наилучшего просмотра фотоотпечатков типовых размеров? Ответ на этот вопрос применительно к узкоформатной фотографии дает Таблица 1. Пользуясь ей, легко найти расстояние наилучшего просмотра в сантиметрах по фокусному расстоянию использовавшегося при съемке объектива и размеру отпечатка.

Таблица 1. Расстояния наилучшего просмотра фотографий (в см)

Красным цветом в таблице выделены значения расстояний, которые трудно использовать на практике.

Зеленым цветом выделены наиболее удобные дистанции. Для их соблюдения не нужно выпускать фотографию из рук.

Значения расстояний, отмеченные голубым цветом, соблюсти можно, однако для этого потребуется поместить фотографию на стену, так как это, скорей, выставочные дистанции.

Следует обратить внимание, что только для объектива 50 мм вся строчка имеет зеленую маркировку. Для фотографий, снятых «полтинником», подобрать оптимальное расстояние просмотра наиболее просто, каких бы размеров не был конечный отпечаток (в рассматриваемых пределах). Не в этом ли кроется еще один секрет популярности объектива с таким фокусным расстоянием?

Приведенная таблица позволяет объяснить и еще один факт. Как известно, многие пейзажисты, снимающие широкоугольными объективами, предпочитают изготавливать слайды, которые затем можно проецировать с большим увеличением на экран. Как показывает таблица, широкоугольные изображения могут попасть в «зеленую» и «голубую» зоны только при довольно большом увеличении.

Какими должны быть изображения для размещения на Web

Средний пользователь смотрит на экран монитора с расстояния примерно 50 см. Опираясь на этот факт, можно легко получить размеры изображений для Web, которые будут оптимальными в рамках используемого подхода. Соответствующие результаты приведены в Таблице 2.

Таблица 2. Оптимальные размеры изображения для публикации на Web

Здесь опять-таки стоит обратить внимание на тот факт, что лучше всего делать фотографии для Web с помощью объективов с фокусными расстояниями от 50 до 100 мм.

Зная оптимальный размер картинки и экранное разрешение, можно легко пересчитать приведенные в Таблице 2 размеры в пиксели.

Некоторые другие проблемы естественного зрительного восприятия рассмотрены в

Для декора помещений часто используют настенные картины. Их можно подобрать в любое помещение и под любой кошелек. Нужно только знать, как правильно повесить картину на стену. Главное правило здесь следующее – предметы искусства должны передавать настроение интерьера в квартире и вкус хозяев.

Подсветка

Освещение полотен имеет большое значение. Но если в музее их можно расположить в вдоль одной стены и установить над каждым светильники, то в квартире лучше использовать хорошее натуральное освещение. Дополнительная подсветка может пригодиться при появлении бликов или желании с акцентировать внимание на стене. Для этих целей лучше использовать светодиодные светильники, которые не греются и создают направленный потолок света.

Важно! Максимально допустимое освещение живописи 150 люкс. Можно использовать лампу накаливания 100Вт или люминесцентную лампу 20Вт. Их следует располагать минимум на расстоянии 1 м от полотна.

Высота

Не следует вешать картины слишком высоко, иначе ими не возможно будет любоваться. Следующий универсальный прием поможет правильно определить расположение полотна. Проведите воображаемую линию, отступите вверх от нижнего края горизонтальной картины 3 см, и повесьте полотно так, чтобы прямая была на уровне глаз. Для вертикальных полотен действует тот же принцип. Но если в квартире низкие потолки, то расстояние нужно брать в 6 см от края.

Важно! Нужно также учитывать расстояние между стенами. Здесь существует отдельное правило. Размер большей стороны холста нужно умножить на 3 – это минимальное рекомендуемое расстояние для рассмотрения полотна.

Ориентация

Вертикальные полотна увеличивают зрительно потолки, поэтому их лучше размещать на узкой стене. Горизонтальные полотна удлиняют стену. Их лучше размещать над диваном, кроватью или комодом. Также вовсе не обязательно оформлять много картин в один багет. Можно подобрать универсальную рамку под каждое полотно. Тогда вся группа будет смотреться органично.

Угол наклона

Чтобы полотно тесно прилегало к стене, нужно натянуть веревку крепления. Наоборот, если нужно, чтобы картина висела под углом, то веревку следует ослабить.

Группировка

Если на кухне большая стена, а картины маленького размера, лучше располагать их группами, вокруг одного полотна, которое нравится больше всего. Группа должна включать полотна близкие по стилю или цветовой гамме. Например, серию батики, объединенную одной тематикой.

Важно! В группе из трех картин среднее полотно является главным.

Полотна одинакового размера чаще всего вешают в один ряд на равном расстоянии друг от друга. Но интереснее они смотрятся, когда весят на разных уровнях.

Часто люди воспринимают полотна, как элемент классической живописи, требующий большого объема пространства на стене. Их нельзя закрывать мебелью и другими предметами декора.

Какую еще технику развешивания картин можно применить на кухне или в любом другом помещении? Сплошная шпалерная группировка , когда полотна закрывают всю стену.

Важно! Чтобы определиться, как правильно повесить полотна на стене, следует сначала составить композицию на полу, а затем перенести ее в интерьер. А вот развешивать много полотен «по росту» в сторону увеличения либо уменьшения, точно не стоит. Это признак дурного вкуса.

Как вешать картину

Перед тем, как повесить картину на кухне, нужно подготовить материалы для крепления полотна. Отделочный гвоздь длиной в 5 см выдержат разного рода нагрузку. Однако, самым оптимальным считается анкерный винт с круглой шляпкой. Если речь идет о гипсокартонной стены, то полотно следует размещать на стойке каркаса . Это самая укрепленная часть стены под штукатуркой, несущая основную нагрузку. Определить ее можно с помощью электронного детектора или вручную. Для этого достаточно постучать по поверхности в разных местах. Там, где находится глухой звук, как раз и скрывается стойка.

Размещать картину лучше всего на кронштейны. Как определить высоту, на которой должно располагать полотно, уже было описано ранее. Приложите полотно к стене, чтобы отметить точки крепления. Нужно сделать в них отверстия для анкерного винта сверлом небольшого размера или обычным гвоздем с молотком. Затем следует поместить в отверстие анкерный винт и закрепить его шуруповертом. На созданное крепление следует повесить полотно на кухне или в комнате.

Не стоит перегружать стойку каркаса. Одно-два полотна можно повесить на деревянную балку. Остальные лучше разместить вокруг.

  • Перед тем, как развесить картины в интерьере, нужно отметить расстояние между полотнами с помощью карандаша и линейки или разноцветными стикерами . В процессе монтажа будет легче определиться с расположением следующего полотна.

  • Расположите картины креативно. Шесть или семь полотен разного размера визуально создадут эффект увеличения пространства. Экспериментируйте перед тем, как повесить полотна на стене. Но не размещаете их очень высоко или низко.

  • Продумайте все детали в интерьере. Маленькие полотна в разных комната смотреться не будут, поэтому их лучше разместить на одной стене. Альбомные фото дают больше возможностей, чем портретные картины. Поэкспериментируйте с их расположением в интерьере, пока не найдете оптимальный способ.

  • Когда проектируете, в каком месте в интерьере повесить картину, учитывайте высоту мебели, стеллажей, расположение окон и освещение комнаты в целом.

Сюжет VS Цвет

Что первично: палитра или содержание? Если в интерьере имеется ярка выраженная стилиста, то следует подбирать полотно по содержанию. В таких случаях не допустимо тематико-стилистическое несоответствие.

Например, если гостиная оформлена в африканском стиле с преобладанием бежевой и желтой палитры, то уместнее будет смотреться африканка с голубым тюрбаном, нежели осенний лес. Цветовой дисбаланс можно исправить аксессуарами. Например, повесить картину на стену над диван, а на него положить голубые подушки. Даже если на первое место выходит цвет, сюжет не теряет важности.

Совет! Картины с абстракциями, портретами и растениями универсальны. Их можно использовать в любом помещении и даже на кухне.

Подбор полотна по цвету

Прежде чем правильно развесить холсты на стене, нужно убедиться, что они впишутся в интерьер. Идеальный вариант, если полотна полностью рифмуются с интерьером. Их изображения по цветовой гамме повторяют цвета в обстановке. Чаще всего полотно сливается с обстановкой и остается не замеченным. Но при этом выполняет главную функцию – украшает пустую стену. Такое полотно может служить связующим элементом. Например, на кухне с зелеными стенами и фиолетовой мебелью изображение ветки сирени свяжет основные цвета.

Чего стоит избегать

Сегодня картины в интерьере — это инструмент для оформления обстановки. От размера и места расположения картины на стене зависит восприятие всего помещения. Само их наличие может изменить привычный уклад жизни. По фэн-шую, чтобы полотно принесло счастье, нужно влюбиться в изображение.

Поэтому в оформлении интерьера стоит избегать:

  • Агрессивных сюжетов в виде потопов, пожаров, д иких животных — такие полотна меняют положительную энергетику.
  • Изображения пожилых людей и разбитой посуды принесут в дом разрушительную энергию.
  • На кухне или в любой другой комнате не стоит вешать кардинально разные изображения. Смешанная энергетика также уюта не принесет.
  • На кухне можно развесить картинки с водой. По фэн-шую такие изображения привлекают финансовые потоки. В гостиную стоит вешать динамичные картины с активным сюжетом. Если комната или кухня используется для частых посиделок друзей, то уместным будут изображения благородных животных.

Совет! Желательно подбирать решения в голубой и синей цветовой гамме.

Правильное размещение картины на стене (2 видео)


Способы размещения картин (40 фото)

Столь же важно и второе правило – держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза; в противном случае нарушается правильная перспектива.

Каково же должно быть это расстояние? Для получения полного впечатления надо рассматривать снимок под тем же углом зрения, под каким объектив аппарата «видел» изображение на матовом стекле камеры, или, что то же самое, под каким он «видел» снимаемые предметы (рис. 58). Отсюда следует, что снимок надо приблизить к глазу на расстояние, которое во столько же раз меньше расстояния предмета от объектива, во сколько раз изображение предмета меньше натуральной величины. Другими словами, надо держать снимок от глаза на расстоянии, которое приблизительно равно фокусной длине объектива.

Рис. 58. В фотографическом аппарате угол 1 равен углу 2

Если мы примем во внимание, что в большинстве любительских аппаратов фокусное расстояние равно 12–15 см , то поймем, что мы никогда не рассматриваем таких снимков на правильном расстоянии от глаза: расстояние лучшего зрения для нормального глаза (25 см) почти вдвое более указанного. Плоскими кажутся и фотографии, висящие на стене, – их рассматривают с еще большего расстояния.

Только близорукие люди, с коротким расстоянием лучшего зрения (а также дети, способные видеть на близком расстоянии), могут доставить себе удовольствие любоваться тем эффектом, который дает обыкновенный снимок при правильном рассматривании (одним глазом). Держа фотографию на расстоянии 12–15 см от глаза, они видят перед собой не плоскую картину, а рельефный образ, в котором передний план отделяется от заднего почти как в стереоскопе.

Читатель, надеюсь, согласится теперь, что в большинстве случаев мы только по собственному неведению не получаем от фотографических снимков в полной мере того удовольствия, какое они могут доставить, и часто напрасно жалуемся на их безжизненность. Все дело в том, что мы не помещаем своего глаза в надлежащей точке относительно снимка и смотрим двумя глазами на изображение, предназначенное только для одного.

«Мой дед, – рассказывал ленинградский физик Б. П. Вейнберг, – просидел перед фотографической камерой, чтобы получился с него один и притом неразмножаемый дагерротип, – сорок минут!»

Но все же возможность получать портреты без участия художника представлялась настолько новой, почти чудесной, что публика не скоро привыкла к этой мысли. В старинном русском журнале (1845 г.) рассказан по этому поводу такой случай:

«Многие еще до сих пор не хотят верить, что дагерротип мог действовать сам. Один весьма почтенный человек пришел заказать свой портрет. Хозяин (т. е. фотограф. – Я. П. ) усадил его, приладил стекла, вставил дощечку, посмотрел на часы и вышел. Пока хозяин был в комнате, почтенный человек сидел как вкопанный; по лишь только хозяин вышел за дверь, господин, желавший иметь свой портрет, не счел нужным сидеть смирно, встал, понюхал табаку, осмотрел со всех сторон дагерротип (аппарат. –Я. П. ), приставил глаз к стеклу, покачал головой, проговорил «хитрая штука» и начал прохаживаться но комнате.

Хозяин возвратился и, с изумлением остановившись у двери, воскликнул:

Что вы делаете? Ведь я вам сказал, чтобы вы сидели смирно!

Ну, я сидел. Я только встал, когда вы ушли.

Тогда и надо было сидеть.

Зачем же я буду сидеть напрасно?»

Вам кажется, читатель, что теперь мы далеки от всяких наивных представлений о фотографии. Однако и в наше время большинство людей не освоилось еще вполне с фотографией, и, между прочим, мало кто умеет смотреть на готовые снимки. Вы думаете, нечего тут и уметь: взять снимок в руки и смотреть на него. Но это вовсе не так просто: фотографические снимки принадлежат к тем предметам, с которыми, при всей их распространенности, мы не умеем правильно обращаться. Большинство фотографов, любителей и профессионалов, – не говоря уже об остальной публике, – рассматривают снимкине совсем так, как надо. Давно уже известно искусство фотографии, и тем не менее многие не знают, как, собственно, следует рассматривать фотографические снимки*) .

Искусство рассматривать фотографии

По устройству своему фотографическая камера – большой глаз: то, что рисуется на ее матовом стекле, зависит от расстояния между объективом и снимаемыми предметами. Фотографический аппарат закрепляет на пластинке перспективный вид, который представился бы нашему глазу (заметьте – одному глазу!), помещенному на месте объектива. Отсюда следует, что раз мы желаем получить от снимка такое же зрительное впечатление, как и от самой натуры, мы должны: 1) рассматривать снимок только одним глазом и 2) держать снимок внадлежа-

щем расстоянии от глаза.

Нетрудно понять, что, рассматривая снимок двумя глазами, мы неизбежно должны увидеть перед собой плоскую картину, а не изображение, имеющее глубину. Это с необходимостью вытекает из особенностей нашего зрения. Когда мы рассматриваем объемный предмет, на сетчатках наших глаз получаются изображения неодинаковые: правый глаз видит не совсем то же, что кажется левому (рис. 119). Эта неодинаковость изображений и есть, в сущности, главная причина того, что предметы представляются нам объемными: сознание наше сливает оба неодинаковых впечатления в одинрельефный образ (на этом, как известно, осно-

*) Многие читатели «Занимательной физики» – в том числе физики – признавались мне, что только из этой книги они впервые узнали, как надо правильно рассматривать фотографии.

Рис. 119. Каким кажется палец левому и правому глазу, если держать руку недалеко от лица .

вано устройство стереоскопа). Иное дело, если перед нами предмет плоский, например поверхность стены; оба глаза получают тогда вполне тождественные впечатления; одинаковость эта является для сознания признаком плоскостного протяжения предмета.

Теперь ясно, в какую ошибку впадаем мы, когда рассматриваем фотографию двумя глазами; этим мы навязываем своему сознанию убеждение, что перед нами именно плоская картина! Когда мы предлагаем обоим глазам снимок, предназначенный только дляодного, мы мешаем себе видеть то, что должна дать нам фотография; вся иллюзия, в таком совершенстве

создаваемая фотографической камерой, разрушается этим промахом.

На каком расстоянии надо держать фотографию?

Столь же важно и второе правило – держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза ; в противном случае нарушается правильная перспектива.

Каково же должно быть это расстояние?

Для получения полного впечатления надо рассматривать снимок под тем же углом зрения, под каким объектив аппарата «видел» изображение на матовом стекле камеры, или, что то же самое, под каким он «видел» снимаемые предметы (рис. 120). Отсюда следует, что снимок надо приблизить к глазу на расстояние, которое во столько же раз меньше расстояния предмета от объектива, во сколько раз изображение предмета меньше натуральной величины. Другими словами, надо держать снимок от глаза на расстоянии, которое приблизительно равно фокусной длине объектива.

Рис. 120. В фотографическом аппарате угол1 равен углу2.

Если мы примем во внимание, что в большинстве любительских аппаратов фокусное расстояние равно 12–15 см3) , то поймем, что мы никогда не рассматриваем фотоснимки на правильном расстоянии от глаза: расстояние лучшего зрения для нормального глаза (25 см) почти вдвое более указанного. Плоскими кажутся и фотографии, висящие на стене, – их рассматривают с еще большего расстояния.

Только близорукие люди, с коротким расстоянием лучшего зрения (а также дети, способные видеть на близком расстоянии), могут доставить себе удовольствие любоваться эффектом, который дает обыкновенный снимок при правильном рассматривании (одним глазом). Держа фотографию на расстоянии 12–15 см от глаза, они видят перед собой не плоскую картину, а рельефный образ, в котором передний план отделяется от заднего почти как в стереоскопе.

Читатель, надеюсь, согласится теперь, что в большинстве случаев мы только по собственному неведению не получаем от фотографических снимков в полной мере того удовольствия, какое они могут доставить, и часто напрасно жалуемся на их безжизненность. Все дело в том, что мы не помещаем своего глаза в над-

лежащей точке относительно снимка и смотрим двумя глазами на изображение, предназначенное только для одного.

Странное действие увеличительного стекла

Близорукие люди, как мы сейчас объяснили, легко могут обыкновенные фотографии видеть рельефными. Но как быть людям с нормальными глазами? Они не могут придвигать изображение очень близко к глазу, но им поможет здесь увеличительное стекло. Смотря на снимок через чечевицу с увеличением в два раза, такие люди легко могут приобрести указанные выгоды близорукого, т. е., не напрягая глаз, могут видеть, как фотография приобретает рельефность и глубину. Разница между получаемым при этом впечатлением и тем, что мы видим, глядя на фотографию двумя глазами с большого расстояния, – огромна. Такой способ рассматривать обыкновенные фотографии почти заменяет эффекты стереоскопа.

Теперь становится понятным, почему фотоснимки часто приобретают рельефность, если смотреть на них одним глазом в увеличительное стекло. Факт этот общеизвестен. Но правильное объяснение явления приходится слышать редко.

Один из рецензентов «Занимательной физики» писал мне по этому поводу:

«В следующем издании рассмотрите вопрос, отчего в обыкновенную лупу фотография кажется рельефной. Мое мнение, что все сложное объяснение стереоскопа не выдерживает критики. Попробуйте смотреть в стереоскоп одним глазом: рельефность сохраняется вопреки теории».

Читателям, конечно, ясно теперь, что теория стереоскопа нисколько этим фактом не колеблется.

На том же основан любопытный эффект так называемых «панорам», продающихся в игрушечных магазинах. В этих маленьких приборах обыкновенный снимок ландшафта или группы рассматривается через увеличительное стекло одним глазом. Этого уже достаточно для получения рельефа; иллюзию обыкновенно усиливают еще тем, что некоторые предметы переднего плана вырезаются отдельно и помещаются впереди фотографии; глаз наш очень чувствителен к рельефности ближайших предметов и не столь восприимчив к более далеким рельефам.

Увеличение фотографий

Нельзя ли изготовлять фотографии так, чтобы нормальный глаз мог правильно рассматривать их, не прибегая к увеличительным стеклам? Вполне возможно,

– для этого достаточно только пользоваться камерами с длиннофокусными объективами. После сказанного раньше понятно, что снимок, полученный при помощи объектива с 25–30-сантиметровым фокусным расстоянием, можно рассматривать (одним глазом) на обычном расстоянии – он покажется достаточно рельефным.

Можно получать и такие снимки, которые не будут казаться плоскими при рассматривании даже двумя глазами с большого расстояния. Мы уже говорили, что когда оба глаза получают от какого-либо предмета два тождественных изображения, сознание сливает их в одну плоскую картину. Но эта склонность быстро ослабевает с увеличением расстояния. Практика показывает, что снимок, полученный с помощью объектива с 70-сантиметровым фокусным расстоянием, не утрачивает рельефности, если рассматривать его обоими глазами.

Необходимость располагать длиннофокусным объективом опять-таки представляет неудобство. Поэтому укажем и другой способ: он состоит в том, чтоувеличивают снимок, полученный обыкновенным аппаратом. При таком увеличении соответственно удлиняется и правильное расстояние, с какого нужно снимок рассматривать. Если фотографию, снятую 15-сантиметровым объективом, увеличить в 4 или 5 раз, то этого уже достаточно для получения желаемого эффекта: увеличенную фотографию можно рассматривать обоими глазами с расстояния 60–75 см. Некоторая неясность снимка не мешает впечатлению, так как с большого расстояния она малозаметна. В смысле же рельефности снимок несомненно выигрывает.

Лучшее место в кинотеатре

Частые посетители кинотеатров заметили, вероятно, что некоторые картины отличаются необыкновенной рельефностью: фигуры отделяются от заднего плана и настолько выпуклы, что забываешь даже о существовании полотна и видишь словно подлинный ландшафт или живых артистов на сцене.

Такая рельефность изображений зависит не от свойства самой ленты, как часто думают, а от места, где помещается зритель. Кинематографические снимки хотя и производятся с помощью весьма короткофокусных камер, но проектируются на экран в сильно увеличенном виде, – раз в сто, – так что их можно рассматривать двумя глазами с большого расстояния (10 см × 100 = 10 м). Наибольшая рельефность наблюдается тогда, когда мы смотрим на картины под тем же самым углом, под каким аппарат «смотрел» на свою натуру при съемке. Тогда перед нами будет естественная перспектива.

Как же найти расстояние, отвечающее такому наивыгоднейшему углу зрения? Для этого нужно выбрать место, во-первых, против середины картины, а вовторых, на таком расстоянии от экрана, которое во столько же раз больше ширины картины, во сколько раз фокусное расстояние объектива больше ширины кинематографической ленты.

Для кинематографических снимков обыкновенно пользуются камерами с фокусным расстоянием 35, 50, 75, 100 мм, в зависимости от характера съемки. Стандартная ширина, ленты 24 мм. Для фокусного расстояния, например, в 75 мм имеем отношение

Итак, чтобы найти, на каком расстоянии надо в этом случае сесть от экрана, достаточно ширину картины увеличить примерно в 3 раза. Если ширина кинематографического изображения 6 шагов, то лучшие места для рассматривания этих кадров расположены в 18 шагах от экрана.

Этого обстоятельства не следует упускать из виду при испытании различных предложений, имеющих целью придать кинокартинам стереоскопичность: легко приписать испытываемому изобретению то, что обусловлено указанными причинами.

Воспроизведения фотографий в книгах и журналах имеют, конечно, те же свойства, что и оригинальные снимки: они тоже становятся рельефнее, если рас-



Планирование беременности