Современный урок в условиях обновленной системы среднего образования республики казахстан. Учительские университеты

Педагогический совет.

Тема: «Обновление содержания образования: ориентир на будущее»

Цель : Знакомство педагогов школы с содержанием учебных планов и программ обновленного содержания образования согласно ГОСО РК-2015.

Задачи:

    Познакомить педагогов с предпосылками появления новых государственных стандартов образования;

    Познакомить с особенностями учебных планов обновленного содержания образования.

    Вовлечь педагогов в обсуждение вопроса о готовности коллектива школы к внедрению обновленного содержания образования.

Зам. директора по УВР Хамзина Р.Г.

«Выпускники школ должны знать казахский, русский и
английский языки. Результатом обучения школьников
должно стать овладение ими навыками критического мышления,
самостоятельного поиска и глубокого анализа информации»
Н. Назарбаев

(слайд №1)

1. Вступление.

В соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы Государственный общеобязательный стандарт среднего общего образования должен быть «ориентирован на результаты, обеспечивающие личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующие коммуникативные навыки, умения управлять информацией и технологиями, решать проблемы, предприимчивость и креативность. …… элементы опыта Назарбаев интеллектуальных школ будут внедряться в систему образования» .

Качественное изменение образования невозможно без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе, нового отношения к ученику. Поэтому важно, чтобы учитель сам понимал суть новых изменений, смысл нового качества образования и новых образовательных результатов.

Сегодня на педсовете мы должны понять, почему возникла необходимость в обновлении содержания образования, познакомиться с содержанием, структурой и особенностями новых учебных программ и самое главное: каждый из нас должен определить, насколько он готов работать по-новому, что необходимо ему еще освоить в теории или совершенствовать в своей практике.

3. Обзор национальной образовательной политики.

Что на ваш взгляд стало причиной подготовки и внедрения обновленных общеобразовательных программ в рамках обновления содержания образования в школах Казахстана? (Обмен мнениями)

Министерством образования РК был проведен глубокий анализ национальной образовательной политики. В результате были сделаны следующие выводы:

Программа средних школ не соответствует современным требованиям. Является чрезмерно обширной, имеет академический характер.

Результаты указывают, что казахстанские школьники отстают от сверстников из стран организации экономического сотрудничества и развития.

Текущая система образования имеет избыточность теории; повтор некоторого материала из класса в класс без углубления; доминирование учителя над учащимся; оценка знаний основана на шкале от 1 до 5. На практике она основана на сравнении уровня знаний каждого учащегося, что не обеспечивает четкую картину усвоения знаний.

Итак, главной целью реформ образования в Казахстане является адаптация системы образования к новой, социально-экономической среде, ускорение вхождения республики в ряды 30 самых развитых стран мира.

3. Национальная идея «Мәңгілік Ел» (слайды №2, №3)

Последнее послание Президента стало выдающимся по своему значению для народа Казахстана. Провозглашена национальная идея «Мәңгілік Ел», рожденная всем тысячелетним историческим опытом казахского народа, казахстанским путем, пройденным за годы независимости. Значимость общенациональной идеи «Мәнгілік Ел» составляет «Единая цель, единые интересы, единое будущее". Важнейшими составляющими «Мәңгілік Ел» являются гражданская и общенациональная идеи, ориентированные на развитие у казахстанцев свойств и качеств интеллектуальной и конкурентоспособной личности с высоким уровнем национального самосознания, национального духа, патриотизма, гражданственности и социальной активности.

(слайд №4) Семь принципов «Мәңгілік Ел» отражают базовые ценности развития, общность интересов и исторической судьбы народа Казахстана.

(слайд №5) Механизмы реализации идеи в обучении и воспитании.

Ценности общенациональной идеи «Мәнгілік Ел» комплексно реализуются через все формы учебной и воспитательной работы. Одними из главных особенностей организации образовательного процесса является ценностно – ориентированное обучение и воспитание и единство обучения и воспитания.

Таким образом содержание образования, система целей, подходы и методы преподавания и внеурочная деятельность направлены на то, чтобы со школы выходил выпускник:

Ответственный, проявляющий активную гражданскую политику;

Добросовестно относящийся к своей работе и стремящийся к достижению высоких результатов;

Уважающий разнообразие культур и мнений;

Мыслящий творчески и критически;

Коммуникативный и дружелюбный;

Социально- ответственный и заботливый;

Умеющий эффективно использовать ИКТ;

Готовый к обучению на протяжении всей жизни и самосовершенствованию.

4. Рассмотрим содержательное отличие обновленных программ (слайд №7)

    Повышение воспитательного потенциала обучения. Формирование нравственно- духовных качеств обучающихся.

    Педагогическое целеполагание по уровням образования и на протяжении всего курса обучения.

    Соответствие содержания и предложенных тем запросам времени, акцент на формировании социальных навыков.

    Системно-деятельный подход в обучении (активное включение ученика в процесс познания). Предполагается, что учащиеся будут самостоятельно развивать функциональную грамотность, активно «добывать» знания, с огромным желанием развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками, и творчески подходить к решению проблем.

    Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. (слайд №8)

    Государственные стандарты, а следовательно иерархия целей обучения целиком построены по таксономии Блума: знание – понимание – применение – анализ – синтез оценка – оценка. (слайд №9)

    Наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей. (слайд №9)

    Организация учебного процесса с использованием долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного планирования.

5. Структура учебных программ.

Обновленные образовательные программы по предметам начальных классов разработаны с учетом инновационного опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ». Особенность обновленных учебных программ представлена структурой:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи учебной программы по предмету.
3. Педагогические подходы к организации учебного процесса.

Оценивание результатов изучения, согласно обновленным программам будет осуществляться с применением критериального оценивания. Критериальное оценивание включает формативное и суммативное оценивание. Формативное оценивание проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь между учащимися и учителем, и позволяет своевременно корректировать учебный процесс. Суммативное оценивание проводится по завершении изучения блока учебной информации, используется для предоставления обратной связи учащимся, выставления четвертных и итоговых оценок по предмету.
5. Организация содержания предмета.
6. Системы целей обучения.

В программе для удобства использования учебных целей и проведения мониторинга введена кодировка. «1» - класс, «2» - раздел, «3» - подраздел, «4» - нумерация учебной цели.

Цели обучения представлены в виде ожидаемых результатов. Цели обучения, организованные последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу и оценивать достижения учащихся, а так же информировать их о следующих этапах обучения.
7. Долгосрочные планы.

В этом плане на весь учебный год по всем подразделам определены учебные цели.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить, что предлагаемая программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

Итак, что требуется от учителя? Это умение:

Формулировать учебные цели для достижения результатов;

Строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;

Готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;

Использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;

Создавать условия для опережающего развития учащихся в и личностно-деятельностной направленности;

Создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

Готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

Оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.

«Об особенностях учебных планов обновленного содержания образования и внедрении обновленных программ»

Учитель 1-го класса

Давыдовская В.А..

2016-2017 учебный год является особенным для учителей и обучающихся 1-х классов. Все 1-е классы нашей страны начали внедрение учебных планов и программ обновленного содержания образования согласно ГОСО РК-2015. В мерах по обновлению содержания отечественного среднего образования центральное внимание уделяется навыкам, имеющим широкий спектр применения в современной жизни, – творческое применение знаний; критическое мышление; выполнение исследовательских работ; использование ИКТ; применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки; умение работать в группе и индивидуально. Базируясь на общечеловеческих и этнокультурных ценностях, эти навыки позволяют учащемуся решать проблемы как учебного, так и жизненного характера. Школа в условиях обновления отличается тем, что учебные достижения имеют продуктивный характер, а учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся по «добыванию» знаний на каждом уроке. В этих условиях ученик – субъект познания, а учитель выступает организатором познавательной деятельности учащихся. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждого школьника, вне зависимости от возраста и успешности, воспринимали как личность. Именно в этом заключается педагогический аспект обновления содержания образования, когда цели обучения становятся общими для ученика и учителя. Для достижения этого каждый учитель начинает с себя, что отражает социальный аспект процесса обновления. Учителю необходимо преодолеть инертность педагогического мышления и вместе с учеником учиться самому.

Первую четверть первый класс активно работал по обновленным программам. Очень помогает то, что педагоги, преподающие в первом класса получили полное нормативное обеспечение: учебные программы и планы; сборники с заданиями для формативного оценивания, руководство по критериальному оцениванию. Более подробно остановлюсь на планировании.

Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях обучения конкретному учебному предмету по каждому разделу, образуя систему долгосрочных и среднесрочных целей обучения. Учебные планы по предметам, прилагаемые к учебным программам, имеют рекомендательный характер. В долгосрочных и среднесрочных планах даны рекомендации для учителей по проведению занятий по темам и разделам, по организации деятельности учащихся на уроках, включены также рекомендуемые учебные ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.). Долгосрочный план как элемент учебной программы определяет разделы/темы учебного материала, которые будут пройдены за год. Долгосрочный план включает в себя цели обучения, которые необходимо охватить в рамках определенного раздела/подраздела/темы.

Среднесрочное планирование обычно осуществляется группой учителей или отдельно взятым учителем, структурирующим (и) учебную программу в последовательную серию уроков. Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом, и осуществляется на более короткий период. В среднесрочных планах формулируют основные задачи на установленный период, в нем отражаются темы обучения на каждую четверть или раздел. Распределение часов внутри разделов также можно варьировать по усмотрению учителя. В среднесрочных планах даются рекомендации для учителя по проведению занятий по темам и разделам, организации деятельности учащихся на уроках, включены также ресурсы (интернет, тексты, упражнения, видео- и аудиоматериалы и др.). Учитель может варьировать и изменять виды заданий с учетом индивидуальных особенностей и уровня успеваемости учеников класса.

Краткосрочный план, или план урока, составляется учителем самостоятельно по примерному шаблону, представленному в конце среднесрочного плана. При разработке краткосрочного плана учителю рекомендуется обратить внимание на дифференцированный подход к обучению и учитывать индивидуальные особенности детей. Краткосрочное планирование урока помогает учителю более эффективно достичь учебных целей. Для этого учителю необходимо особенно тщательно отбирать учебный материал и правильно подбирать виды деятельности. После каждого урока учителю необходимо провести анализ урока (рефлексию) для того, чтобы выявить возникшие трудности при освоении учебного материала обучающимися.

Казахстанские школы в рамках трехъязычия.

«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками. Это: казахский язык - государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику»

В целях интеграции в мировое образовательное пространство Республика Казахстан выбрала стратегический курс ориентации на стандарты мировой образовательной практики с учетом сохранения лучших традиций и стандартов отечественного образования.

Возникла необходимость пересмотра учебной программы среднего образования, так как она не способствует развитию навыков мышления высокого уровня, перегружена академическими предметами, при этом чрезмерный упор делается на теорию.

Необходимо повысить качество образования с учетом опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ»

Основной целью образования в “НИШ” является формирование полиязычной личности выпускника, который владеет тремя языками, знает предметные области на этих языках, умеет успешно вести диалог по различным сферам деятельности, ценит культуру своего народа и при этом понимает и уважает культуру других народов.

25 ноября 2015 года состоялась конференция "Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы»

Принятие Дорожной карты развития трехъязычного образования обеспечит планомерный и поэтапный переход всех уровней образования на трехъязычное образование.

Реализация Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы направлена на обновление содержания учебных программ на всех уровнях образования; обеспечение преемственности трехъязычного образования в контексте единой образовательной среды;

Реализация Дорожной карты развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы направлена на совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров для эффективного внедрения трехъязычного образования; обеспечение проведения эффективных научных исследований в области трехъязычного образования в Казахстане.

В рамках реализации Плана Нации «100 шагов» начат планомерный переход к единовременному обучению на казахском, русском и английском языках.

Модель трехъязычного обучения предусматривает поэтапный переход на английский язык обучения в старших классах С 2013-2014 учебного года в Казахстане английский язык изучается с первого класса. В 1-4 классах на изучение английского отводится по 1 часу в неделю, в 5-11 классах – по 2 часа в неделю.

В 2017-2018 учебном году в 5-й класс придут ученики, которые начали изучение английского языка с 1-го класса, поэтому с 5-го класса начнется подготовка к переходу на английский язык обучения в старших классах.

В основной школе подготовка учащихся будет осуществляться по методикам предметно-интегрированного обучения с увеличением часов английского языка (на 1 ч) Предметно-интегрированное обучение означает, что учебный материал на уроках английского языка строится на содержании предметов, изучаемых на английском языке.

Начата подготовка для перехода на изучение терминологии по предметам: «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология», проведения внеклассных мероприятий и изучение отдельных тем по элективным курсам на английском языке с 5-го последовательно по 9-й класс.

После 9-го класса будет проводиться внешняя оценка уровня компетенции обучающихся по языкам. Планируется организация летней языковой школы для учащихся 5-11 классов с привлечением студентов 3-4 курсов педагогических вузов.

В 2023-2024 учебном году будет осуществлен переход на трехъязычие всех общеобразовательных школ страны.

В рамках перехода на трехъязычие планируется изучение:

«История Казахстана» на казахском языке

«Всемирная история» на русском языке

«Информатика» «Физика» «Химия» «Биология» на английском языке (по выбору на основании коллегиального решения организации образования)

«Для современного казахстанца владение тремя языками - это обязательное условие собственного благополучия» Н.А. Назарбаев.

Карпенко Светлана Петровна
учитель начальных классов КГУ «Средняя школа № 6 города Зыряновска», Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Зыряновский район, город Зыряновск

Переход на 12-летнее образование предполагает: ориентацию структуры и содержания образования на компетентностный подход; переход на новую систему оценки учебных достижений обучающихся; использование инновационных технологий обучения и воспитания; направленность образовательного процесса на самореализацию школьников. Современное содержание образования не может ограничиться перечнем требований к предметным знаниям, умениям и навыкам, оно должно охватить все основные компоненты социализации, в том числе и систему универсальных учебных действий. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности.

Урок остается главной формой обучения в современной школе. Современный урок в условиях обновленной системы среднего образования РК – это особый урок. Чтобы составить краткосрочный план урока, нужно обратиться к шаблону краткосрочного планирования, в котором прописываются цели, виды деятельности, использование дифференциации, виды оценивания, межпредметные связи, а также рефлексия учителя и итоговое оценивание преподавания и обучения на данном уроке. При планировании урока учитель обращается к среднесрочному планированию. В соответствии с основными идеями Программы, урок строится, исходя не из темы урока, а на основе целей обучения и ожидаемых результатов. Урок, ориентированный на обучение должен планироваться на основе ясных и оправданных целей. Учителю необходимо определить, каковы цели этого урока. Они могут быть идентичны целям обучения (ЦО) или могут быть адаптированы для данного урока в случае долгосрочного характера ЦО (если для достижения ЦО требуется несколько уроков).

Например: по математике при изучении темы «Числа и цифры», цели, которые достигаются на данном уроке: 1.1.1.1 понимать образование числа один; считать в прямом и обратном порядке в пределах 10; определять место числа 1 в натуральном ряду чисел. 1.1.1.2 читать, записывать число 1.

При планировании урока полезно рассмотреть следующие вопросы: Какие цели урока поставлены? Поддерживает ли каждая часть урока достижения учащимися этой цели? Что будут делать учащиеся на уроке? Какие результаты они должны получить? Какую обратную связь от учащихся я планирую услышать? В планировании урока указываются критерии оценивания к целям обучения, которые должны быть достигнуты на данном уроке. Учитель может самостоятельно составить критерии оценивания или подобрать из методических документов «Сборник заданий по формативному оцениванию», «Сборник заданий по суммативному оцениванию». Оформление критериев оценивания включает описание достижений результатов обучающихся к концу урока по категориям: «Все смогут…», «Большинство…», «Некоторые…». Это поможет:

· акцентировать деятельность учащегося;

· точнее оценивать обучение учащихся.

Учителю, работающему по обновленному содержанию среднего образования РК, необходимо быть мобильным, в случае наглядной картины, если запланированные задания не дают результат, не вовлекают учащихся в учебный процесс, необходимо вносить коррективы и по окончанию урока обязательно проанализировать его. Действия учителя должны быть направлены на эффективный урок, направленный на обучение.

Для неязыковых предметов, а это математика, познание мира, естествознание, художественный труд, физическая культура, необходимо сформулировать языковые цели, включая примеры лексики и фраз. Лексика и терминология специфична для каждого предмета. Например, при планировании урока математики, при изучении темы «Число и цифра 2», планируются:

Языковые цели: называть и показывать числа на числовом ряду, использовать в речи названия единицы измерения длины.

Ключевые слова и фразы: числовая прямая, один, много, числовой отрезок, сантиметр, измерение отрезка, два, пара. Языковые цели являются обязательным инструментом для овладения академическим языком, очень важно правильно определить их, так как насколько ясно сформулированы языковые цели, будет зависеть понимание учащимися того, что от них ожидает на уроке учитель. Языковые цели помогут учителю и учащимся создавать, измерять и поддерживать мотивацию к учебе.

На каждом уроке планируется реализация привития ценностей. Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

В планировании так же указываются навыки использования ИКТ. К уроку учащиеся могут подготовить и использовать флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код.

К каждому уроку учителю предстоит проанализировать и указать предварительные знания обучающихся. Что обучающиеся уже знают или что им нужно знать перед этим уроком (основные понятия, факты, формулы, теории)? И как вы можете активизировать уже имеющиеся знания? Например, урок естествознания, тема «Какие бывают животные?» пишем: обучающиеся имеют представления о домашних и диких животных; их отличительные особенности. Знание строения тела животных. Элементарные представления о местах обитания животных. Уход человека за домашними животными. Указывается межпредметная связь и каким образом она реализуется на уроке (посредством деятельности или содержания). Например, урок естествознания, тема «Части растений» взаимосвязь осуществляется с предметами: самопознание, познание мира, музыка, математика.

Основная часть плана состоит из трёх этапов урока: начало урока, середина урока и конец урока. Обновленная образовательная программа реализуется на основе конструктивистского подхода к преподаванию и учению, сущность которого заключается в поощрении учащихся вести диалог, как с учителем, так и друг с другом. Важно отметить, что в рамках обновления содержания образования учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учеников. Особое внимание уделяется постановке разнообразных вопросов. Необходимо планировать и чередовать как индивидуальные, коллективные, так и групповые/парные виды работ, задания направленные на развитие критического мышления.

Учителю всегда нужно помнить о том, если вы будете говорить слишком долго, то у учеников будет меньше времени для обсуждения и взаимообучения. Для организации учебной деятельности учащихся и осуществления контроля ее результатов используются различные методы и средства, выбор которых осуществляется педагогом

Исследователи активных методов обучения отмечают, что если при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, то при активных методах обучения – до 90%.

Приведу примеры, какие методы будут реализованы в уроке по естествознанию 1 класс по теме «Земля и космос»:
– Создании коллаборативной среды через групповую и парную работу;
-Технике «Ассоциации» через слушание «космической» музыки, к которой учащиеся определят вызванные ассоциации;
– Объединение в группы «Звездопад» по цвету упавших звёздочек;

– Работа в группах через составление кластера «Космос» по опорным словам – карточкам;
– Работа в паре с помощью приёма критического мышления «Знаешь ли ты?», где учащиеся по рисункам в учебнике обсудят и ответят на вопрос «Зачем древним людям нужна астрономия?» ;
– Activity в виде физминутки «Космонавты» и игры на внимание «Планеты»;
– Рефлексия, определю эффективность урока с помощью листа обратной связи.
Дифференцированный подход включает организацию учебной деятельности различных групп, обучающихся с помощью специально разработанных средств обучения предмету и приемов дифференциации деятельности.
Поэтому важно продумать методы дифференциации, которые будут реализованы на уроке. Это:
– Приём «Толстые и тонкие вопросы» на развитие критического мышления: Зачем человек изучает космос? Какие гипотеза вы можете выдвинуть по теме? Что можно предположить? – высокого порядка.
Сколько планет в Солнечной системе? Какая по счёту от Солнца планета Земля? Какая самая маленькая, самая большая планета солнечной системы? – вопросы низкого порядка после просмотренного видеофильма «Какие бывают проблемы?»
Творческая работа в группе «Звёздные узоры» через распределение обязанностей, так как в этой работе предусмотрены задания для всех(создать модель созвездия), для большинства (прочитать миф о созвездии), для некоторых (определить опорные слова, объяснить истории происхождения названий созвездий).
– Тестирование «Космос», в котором каждый учащийся определит уровень понимания материала с помощью самооценки теста.
И так как программа по естествознанию акцентирует внимание на навыках проведения наблюдения и исследования, знаниях о мире, на уроке планируется индивидуальная работа через наблюдение – исследование «Звездочёты», в котором учащиеся ответят на вопрос «Почему звёзды кажутся нам очень маленькими?» (все), определят соотношения (некоторые).
В плане урока необходимо планировать реализацию формативного оценивания через техники и методы, промежуточные письменные работы, При этом необходимо учитывать, что данный вид оценивания:

– является частью преподавания и обучения («оценивание для обучения»);

– является безотметочным оцениванием;

– охватывает все цели обучения (цели обучения конкретизированы в учебной программе и учебном плане по каждому предмету и классу);

– осуществляется в соответствии с критериями оценивания;

– предоставляется обратная связь о прогрессе каждого учащегося;

– используются результаты для улучшения качества преподавания и обучения, улучшения учебной программы.

В конце урока необходимо планировать вопросы, задания позволяющиеся обучающимся поразмышлять о том, чем они научились; определить цели следующего урока, оценить работу как самому обучающему, так и работу других.

В заключительной части урока предусматривается дополнительная информация. Предлагается информация и задания по следующим пунктам: «Дифференциация», «Оценивание», «Межпредметная связь», «Здоровье и безопасность», «Связи с ценностями». После проведения урока необходимо уделить внимание рефлексии по его проведению. Это позволит учителю определить плюсы и минусы проведенного урока и запланировать более эффективный следующий урок.

Литература:

1. Программа повышения квалификации учителей. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2017 г.

2. Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015 г.

3. Учебный планы (в рамках обновления содержания среднего образования) 1

4. Инструктивно-методическое письмо, 2017/18 учебный год.

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».

Обновление содержания образования в Республике Казахстан ставит перед собой главную цель: совершенствование педагогического мастерства учителей в контексте обновления образовательной программы и внедрение системы критериального оценивания. Данная программа основана на развитие спиральной формы образования, основанной на когнитивной теории Д. Брунера. Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения

Перестраиваться, конечно, если признаться честно, было сложно.

Прежде чем начать работать по этой программе, передо мной стояли задачи:

Самое главное это развивать критическое мышление у детей, и у себя как у учителя тоже;

Научить детей работать с проблемой, учить находить ее решения;

Развивать в детях умения работать в группе, работать вместе сообща, и при этом обучаться;

Обновленное содержание по предмету история

Идеи спиралевидного обучения (Дж. Брунер). Работа американского психолога Дж. Брунера «Психология познания» вышла на русском языке в 1977 г. Как сказано в предисловии к этому изданию, Дж. Брунер изучает основные формы познавательной деятельности (образования понятий, классификации), которые складываются в процессе практической деятельности и обучения. Он показывает, как умелое педагогическое воздействие может привести к интенсивному развитию познавательной деятельности человека. Одна из центральных проблем педагогического творчества Дж. Брунера – признание ребенка активным субъектом познавательной деятельности, исследователем окружающего мира. Главную цель школы ученый видел в развитии мыслительных способностей учащихся, в формировании качеств, необходимых для жизни в быстро меняющемся мире. В этой связи им были разработаны психолого-педагогические основы развития у учащихся интуитивного мышления, опубликованы работы по стимулированию интереса к приобретению знаний, использованию в процессе обучения метода самостоятельных открытий.

Ученик проходя из года в год, повторяет навыки и умения что подобно показана (1 Слайд )

1 Слайд

Мысалы, орта білім беру деңгейіндегі «Қазақстан тарихы» пәні бойынша «Әлеуметтік қатынастардың дамуы» бөлімінің «Этникалық қатынастар» бөлімшесі бойынша (2 кесте) білім беру бағдарламасының спиральділігі, яғни оқушылардың алға ілгерілеуі айқын көрінеді, себебі сыныптан сыныпқа жоғарылаған сайын оқу материалы күрделене береді.

2 кесте

Бөлім: Әлеуметтік қатынастардың дамуы

Бөлімше: Этникалық қатынастар

Тақырыптар, мазмұны

Оқу мақсаттары

5 сынып

Алғашқы адамдар қалай өмір сүрді

5.1.1.1 алғашқы адамдардың антропологиясын сипаттау

6 сынып

Түркі тілдес халықтардың миграциясы Еуразия тарихына қаншалықты әсерін тигізді

6.1.1.1 түркі тілдес тайпаларды атап, олардың картада территориялық орналасуын көрсету

7 сынып

7.1.1.1 жоңғар шапқыншылығы кезіндегі демографиялық өзгерістерді және миграциялық процестерді түсіндіру

8 сынып

Неліктен ұжымдастыру саясаты «Ұлы нәубетке» әкеліп соқтырды

8.1.1.1 демографиялық өзгерістердің себептері мен салдарын анықтау

9 сынып

9.1.1.1 демографиялық өзгерістердің себеп салдарлық байланысын талдау арқылы дәйекті қорытынды жасау

Түсінікті арттыру үшін «Қазақстанның экономикалық дамуы» бөлімінің «Шаруашылық» бөлімшесіне (3 кесте) сәйкес 5 пен 9 сыныптардағы оқу мақсаттарының спиральділігі ұсынылады. Бұл тұста 5 сыныптан бастап 9 сыныпқа дейін қазақ жеріндегі экономиканың дамуын сыныптан сыныпқа көшкен сайын күрделене беретіндігін көруге болады. Мысалы, алғашқы адамдардың кәсібі, көшпелілер мен отырықшылардың экономикалық байланысы, қазақ шаруашылығына жоңғар шапқыншылығының әсері, жаңа экономикалық саясат және Кеңес үкіметі кезіндегі ауыл шаруашылығы. Бұл жерде назар оқу мақсаттарында болуы қажет. Себебі, оқу мақсаттары білім беру бағдарламасының негізгі құжаттарының бірі.

3 кесте

Бөлім: Қазақстанның экономикалық дамуы

Бөлімше: Шаруашылық

5 сынып

Не себепті ботайлықтарды жылқыны алғашқы қолға үйретушілер деп атайды

5.4.1.1 ежелгі адамдардың алғашқы кәсібін сипаттау

6 сынып

Қимақтарда қалалық мәдениетінің дамуын қандай деректер дәлелдейді

6.4.1.1 көшпелілер мен отырықшылар арасындағы өзара экономикалық байланыстарын анықтау

7 сынып

Не себепті «Елім-ай» бүкілхалықтық әнге айналды

7.4.1.1 жоңғар шапқыншылығының қазақ халқының шаруашылығына тигізген зардаптарын анықтау

8 сынып

Не себепті Кеңес үкіметі Жаңа экономикалық саясаттан бас тартты

7.4.1.1 деректер мен дәйектерді салыстыру арқылы жаңа экономикалық саясаттың нәтижесінде орын алған өзгерістерді талдау

9 сынып

Соғыстан кейінгі кезеңде қандай әлеуметтік-экономикалық өзгерістер орын алды

9.4.1.1 Кеңес үкіметі кезіндегі ауыл шаруашылығында орын алған өзгерістерге баға беру

Спиральді білім беру қағидатына негізделген білім беру бағдарламасы арқылы оқушының бұрынғы біліміне сүйене отыра, анағұрылым күрделі идеяларға қисынды жолмен ауысуға мүмкіндік береді. Демек, оқушы әр сынып сайын тақырыпты әр түрлі деңгейде қайталап және толықтырып отырса тақырыптың тереңнен оқылунына көп көмегін тигізеді.

Малокомплектная школа – это учебно-воспитательный, а часто и культурный центр села. В такой школе часто создается обстановка большой семьи, в ней организовываются разносторонние формы сотрудничества детей и взрослых, создаются разновозрастные коллективы по интересам. В малой деревне все события в школе становятся достоянием населения. Можно с уверенностью сказать, что недостаточное внимание уделяется вопросу о проблемах малокомплектных школ со стороны методистов и учителей-практиков.

Но есть проблемы. Проблемы стоят количестве детей. Закрыв школ, мы закрываем и деревню. Ведь известно, что часто село живет школой. Нужно не только определять и ставить перед собой задачу, но и решать её с учетом интересов школьника, его семьи, учителя.

В условиях малой школы педагогу представляется возможным узнать глубже каждого ученика, рассчитать обучение для каждого школьника. В такой школе ликвидируется такой общий недостаток всех школ, как дефицит внимания к личности каждого ученика.

Казалось бы, в классе, где пять-семь учащихся, а то и два-три, научить можно всех и каждого. Индивидуальные возможности каждого ребенка педагогам отлично известны. Система обучения, по сути, индивидуальная. Контроль знаний в классах с малой наполняемостью буквально тотальный. На каждом уроке каждый день можно опрашивать всех учащихся. В этих условиях качество знаний вроде бы должно быть на высоте!

Сельские школы оснащены компьютерами, имеются мультимедийные проекторы, и другие современные технические средства, позволяющие повысить качество знаний учащихся. Средства есть - знаний нет! В чем причина? На мой взгляд, существует целый ряд причин, препятствующих повышению качества обучения в малочисленной школе. Они носят как объективный, так и субъективный характер.

Безусловно, на относительно низкое качество знаний сельских школьников влияет невысокий образовательный и культурный уровень родителей.

В школе, где мало учащихся, на каждого из них в течение всего учебного дня приходится огромная нагрузка. Ведь одних и тех же спрашивают на всех уроках, одним и тем же дают различные задания. В результате этого у некоторых учащихся может угаснуть интерес к занятиям, появиться усталость, перенапряжение.

Я работаю в школе, где наполняемость классов низкая, от 3 до 6 обучающихся. Дети обучаются из разных семей: многодетных, малообеспеченных, полных и неполных. Многие ученики довольно медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, иногда с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. Не говоря уже о обновленной программе.

Использованная литература:

    Ізғали Жоламан Ізғали

«Өрлеу» БАҰО» АҚ филиалы Атырау облысы бойынша

педагогикалық қызметкерлердің біліктілігін арттыру институты,

Деңгейлік бағдарламалар орталығының жетекшісі,

Тарих магистрі

    ҚР Президенті Н.Ә.Назарбаевтің 2017 жылдың 31 қаңтарындағы «Қазақстанның үшінші жаңаруы: жаһандық бәсекеге қабілеттілік» тақырыбындағы халыққа Жолдауы.

    Мұғалімге арналған нұсқаулық. «Қазақстан тарихы» және «Құқық негіздері» пәндері бойынша педагог қызметкерлердің біліктілігін арттыру курсының білім беру бағдарламасы. Астана. 2016.

    Предыбайло Татьяна Ивановна

Учитель истории и обществознания МКОУ Шрамовская ООШ

    Обновление содержания образования в Республике Казахстан

    Википедия

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – РЕАЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ
Байбаракова Г.
учитель начальных классов Мартукской средней школы №4

Современные преобразования в стране, быстрая информатизация общества и динамичность кардинально меняют требования к образованию. Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркивает, что «…одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования». Сегодня она осуществляется по всем приоритетным направлениям.
Обновление содержания образования – это, прежде всего, пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения учащихся. Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности.
Качественные изменения в любой области нашей жизни, а тем более в образовании невозможны без формирования нового взгляда учителя на свое место и роль в учебном процессе. Без осмысления, нами учителями, новых целей и задач в обновлённом содержании и технологии обучения, новых форм оценивания с учетом компетентностно-ориентированного подхода в обучении это сделать практически невозможно. Именно поэтому педагогу необходима готовность к восприятию методологии и содержания обновленного ГОСО среднего общего образования, к изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, к изменению целей и способов педагогической деятельности.
На сегодняшний момент каждого педагога интересуют вопросы:
 Чем различается обновленное содержание образования от ныне действующего?
 Изменятся ли подходы к организации образовательного процесса в школе?
 Что означает понятие «образование, ориентированное на результат»?
 Как должен готовиться учитель к обновленному содержанию образования?
Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, формированию готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Обновление структуры образования заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников.
Программа обновления содержания образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе обучения должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.
Педагог в свете обновлённого содержания обязан обладать высоким уровнем ряда компетентностей: специальной компетентностью(способность заниматься собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие); социальнаой компетентностью - совместной (коллективной, групповой) профессиональной деятельностью; образовательной компетентностью (интерес к освоению профессиональных знаний, умений и навыков), а также информационной, коммуникативной, компетентностью решения проблем.
Учитель должен уметь:
-формулировать учебные цели для достижения результатов;
-строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;
-готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;
- использовать потенциал информационной среды для учебного процесса;
- создавать условия для опережающего развития учащихся;
- создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;
- готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;
- оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.
В рамках обновления содержания образования Республики Казахстан на базе Мартукской СШ №1 в марте – апреле этого года были проведены курсы Национальным центром повышения квалификации «Өрлеу» ИПК ПР по Актюбинской области. Нам, учителям начальных классов было интересно узнать, насколько обновления коснутся начальной ступени образования. Благодаря профессионализму тренера Нугановой Алии Гизатовны мы расширили представление об особенностях обновлённой программы, новых методах преподавания. В освоении материала помогли позитив, благоприятная эмоциональная атмосфера, интересные диалоги, вовлечение в практическую деятельность. Значимым было моделирование урока в группах, анализ урока по этапам.
Важным принципом, лежащим в основе разработки учебных программ начального образования, является модель спиральной образовательной программы. В её основе лежит повторение изученных разделов по мере перехода учащихся в следующие классы. Сложность темы увеличивается с каждым повторным рассмотрением.

Литература
1. Руководство для учителя ЦПМ АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2015
2. Программа для учителя ЦПМ АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», 2015

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Республики Казахстан – Современный педагог.

Лапина И.В.

Учитель начальных классов

Волгодоновской СШ

Республика Казахстан

Акмолинской области

Аршалынского района

Президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А. поставил высокую задачу перед национальным образованием современных школьников. Нынешнее образование должно быть высококачественным, конкурентоспособным, таким, чтобы выпускники школ Казахстана смогли продолжить образование за рубежом. В связи с этим обучение в 2016-2017 учебном году предъявляет новые нормативные требования к кадрам. По всему Казахстану проводится переподготовка педагогов к деятельности в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. С 27 июня по 15 июля 2016 года на базе средней школы им И.Кутпанулы села Жибек – Жолы Аршалынского района учителя начальных классов прошли курсы где обучились, успешно сдали квалификационный экзамен и получили сертификаты. Переход на новое содержание среднего образования требует от педагога не только знания учебной программы и умения владеть интерактивными методиками преподавания, но, прежде всего, изменения общественного мнения о самом преподавании. Благодаря проведенным тренингам и практическим занятиям учителям- слушателям курса удалось в полной мере изменить свой взгляд о новых технологиях, методах проведения уроков, подходах к оцениванию учащихся и в целом поменять мышление и взгляд на преподавание и обучение. Тренер Кулен Ф.Д.объяснила учителям то, что на сегодняшний день образование Республики перестраивается кардинально, внедряются активные методы обучения, они будут способствовать тому, чтобы дети могли самостоятельно исследовать, познавать и добывать информацию, это делается для того, чтобы школьники Казахстана отвечали новому велению времени. Благодаря социальному и личностному развитию школьники научатся определять, пересматривать, анализировать и оценивать ценности современного общества и личностно-ориентированные ценности, поймут, что они влияют на мышление и действия учащихся. Школьники также научатся увереннее воспринимать возрастающую ответственность за свою жизнь; приобретут положительное отношение к окружающим людям, их нуждам; они смогут активно и успешно реализовать себя в жизни общества. Достижение таких интегрированных задач потребует от учеников развить свои знания и становление себя как уверенной личности, достойно идущей в ногу со временем. Выработать такие необходимые умения и навыки современного общества, которые позволят им проявлять заботу о своих личных потребностях, оценивать свои собственные способности, работать самостоятельно, в коллективе и принимать взвешенные решения. Иначе говоря «Школы 21 века должны помогать ученикам, развивать самостоятельность и самобытность, которая осознаёт реальность национального и глобального плюрализма, подготавливая их к тому, чтобы они могли присоединиться к другим в жизни, работе и гражданской позиции» (Программа повышения квалификации учителей 2016г.) Акцент в Казахстанском образовании будет ставиться не на освоение определённого содержания учебного плана, а на способность осмысливать и использовать его для достижения личных целей и для эффективного участия в жизни общества. Мы учителя, осознаём, что на нас возложена громадная ответственность за улучшенное качество продвижения прогресса в обновленном содержании образования и с первых дней приступили к серьезной работе по освоению новых аспектов предстоящей педагогической деятельности. В процессе обучения мы тщательно проанализировали новые учебные программы начальной школы по каждому предмету, сравнивая их с нынешними программами. Изучили ожидаемые результаты обучения, представленные в виде широкого спектра навыков, в том числе критического мышления, применения различных способов коммуникации. В различных формах групповой и индивидуальной работы находили сходства и различия, обсуждали и доказывали необходимость перехода на обновленную систему образования, выступали и выражали свое мнение. Освоение программы проходило в ходе интерактивных лекций, тренингов, групповых обсуждений. В нашей группе также обучаются педагоги прошедшие курсы обучения учителей по программе первого и третьего уровня программ повышения квалификации педагогических кадров РК: Сницаренко Т.А. Тургеневская СШ, Плотникова Л.Н. Аршалынская СШ №1, Лапина И.В. Волгодоновская СШ, Жетписова А.Д. Новоалександровская СШ, Ермоленко Ю.А. Вячеславская СШ. Каждый из нас понимал, какая ответственность на всех нас возлагается, поэтому ответственно относился к каждому заданию нашего тренера. В рамках курсов мы повторили, а многие коллеги впервые познакомились с актуальными методиками преподавания и обучения, системой критериального оценивания, с долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным планированием уроков. У каждого из слушателей была возможность самостоятельно составить краткосрочный план урока. Но для начала, тренер подробно рассказала и практически показала новичкам, как планировать каждый этап урока, составлять дескрипторы и распределять время на задания. Учителя продемонстрировали прекрасные практические фрагменты уроков с использованием дескрипторов по предметам: Грамота, Русский язык и Литература, Математика, Познание мира и Естествознание в рамках обновленной программы. Учителя оценивали задания на листе оценивания, демонстрируя своё понимание критериального оценивания. Затем мы составляли план урока в групповой, парной работе. И только после того, как каждый из нас понял, как правильно и методически верно составить краткосрочный план, всем было дано задание составить индивидуально планирование урока. Каждый из учителей старался сделать это как можно лучше и правильно. У некоторых это получилось с первого раза, у некоторых были ошибки, которые обсуждались в группе, а тренер давала советы, как можно составить эффективный краткосрочный план урока. Каждый из нас представил свой урок и успешно защитил его. Курсовая переподготовка педагогов по новым подходам в обучении доказала что, современный мир развивается стремительными «шагами» и требует компетентности,гибкости от учителя, способности воспринимать и принимать инновации, готовности к переменам и самообучаемости. Обновленная программа мотивирует и в дальнейшем позволит, нам, учителям начальных классов быстро адаптироваться и реализоваться в новых условиях. В 21 веке педагогам нового поколения необходимо создать благоприятные условия для гармоничного становления и развития личности учащегося, обладающей основами навыков: «функциональное и творческое применение учебных знаний, критическое мышление, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, в том числе языковых навыков, умение работать в группе, паре и индивидуально». (Программа повышения квалификации учителей 2016г., с.12). Сегодня учитель перестал быть для ученика «единственным источником информации». Вовлечь каждого ученика в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим помощником или ассистентом, посмотреть глазами самого ребёнка на беспокоющую его проблему – вот задача для современного учителя. Новое время потребовало от учителя освоить современные активные технологии и активно их применить на своих уроках. Современный ученик прекрасно владеет информационными технологиями, легко разбирается в технике. Поэтому нам всем нужны новые средства и подходы для обучения и развития умения размышлять, понимать, анализировать, т.е. для формирования практических навыков у учеников. Наша задача направить их знания и умения в нужном направлении, подсказать, как добыть те или иные знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза зажглись интересом к познанию. Курсы помогли нам, учителям, усовершенствовать своё педагогическое мастерство в контексте обновления образовательной программы для начальных классов и внедрения системы критериального оценивания. «Поэтому учащиеся должны учиться тому, как адаптировать свои знания к любой ситуации и иметь возможность решать любые сложные задачи, с которыми им возможно, придётся столкнуться в будущем». (Программа повышения квалификации учителей 2016г., с.11).



Планирование беременности