Дом арсения морозова. От «дома дурака» до «дома дружбы»: чем знаменит особняк арсения морозова

Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке - уникальное здание с совершенно феерической историей. На сегодняшний день роскошный особняк считается одним из красивейших и необычных домов Москвы, но современники встретили его строительство с удивлением и скептицизмом, из-за чего, перемешавшись со впечатлениями от личности владельца, особняк получил народное название "Дом дурака".

Дом был построен в 1895-1899 годах по проекту архитектора Виктора Мазырина. Здание, сочетающее элементы эклектики и модерна, стилизовано в неомавританском духе - редчайшая для Москвы экзотика.

На первый взгляд асимметричная постройка напоминает сказочный восточный замок с невероятно вычурным и пышным оформлением. Парадный вход выполнен в виде огромного подковообразного портала, декорированного двумя колоннами в виде переплетённых канатов, по обе стороны от него - башни с кружевными аттиками и карнизами, фасады которых украшены лепниной в виде ракушек. В остальном особняк сочетает различные архитектурные стили: классицизм, неоготику, барокко. Оконные и дверные проёмы украшены растительными орнаментами и цветочной лепниной, балюстрады балконов - причудливым кружевом. Примечателен медальон над дверью парадного входа: на нём изображён сидящий на цепи дракон. Интерьеры особняка тоже демонстрировали широкие взгляды хозяина: гостиная, где проводились балы, была выполнена в ампире, парадная столовая - "Рыцарский зал" - оформлена в духе псевдоготики, гардеробную супруги хозяина исполнили в барочном стиле.

Экстравагантный внешний вид особняка вызывает у прохожих восторг и удивление; для тех, кто видит его впервые, здание становится неожиданным сюрпризом, который никак не ожидалось увидеть на старой московской улице.

"Дом дурака" - история особняка

Арсений Абрамович Морозов (1873-1908) - миллионер, член известной купеческой семьи Морозовых, двоюродный племянник Саввы Морозова, прославившийся эксцентричным характером.

С Виктором Мазыриным, который впоследствии стал архитектором дома, Морозов познакомился задолго до строительства. Мазырин, увлекавшийся мистикой и спиритизмом, веривший в переселение душ и искренне полагавший, что его душа родилась в Египте, сдружился с Морозовым, и в начале 1890-х годов они совместно путешествовали по Испании и Португалии. Побывав в португальской Синтре, оба они были впечатлены замком Пена, построенным в 19 веке: дворец сочетал элементы средневековой испано-мавританской архитектуры, национального стиля мануэлино, ренессанса и готики, и Морозов загорелся идеей построить для себя дом-замок в схожем стиле.

Вернувшись в Москву, молодой миллионер по случаю своего 25-летия получил в подарок от своей матери Варвары Алексеевны участок на Воздвиженке и решил воплотить мечту в реальность.

Разумеется, за разработкой проекта Морозов обратился к своему другу: Мазырин, который провёл значительное время в путешествиях с Морозовым и был склонен к мистике, был идеальным кандидатом на роль архитектора для дома эксцентричного миллионера. Ходят слухи, что работа началась с анекдотического диалога:

Мазырин отнёсся к идее с энтузиазмом и, по образцу увиденного ими в Синтре замка, пошёл по пути смешения разных стилей, заимствуя при этом некоторые элементы оформления: ракушки на фасаде навеяны "домом с ракушками" (исп. Casa de las Conchas) в Саламанке (Испания), орнамент в виде винограда - настоящим виноградом, которым увит замок Пена.

Ещё на стадии строительства дом начал вызывать у современников усмешки и критику, вычурное здание было непонятно москвичам. Назвав его глупым и ненужным, огромный размер и неадекватность строящегося здания остро подчеркнул Лев Толстой в романе "Воскресение":

"На одной из улиц извозчик, человек средних лет, с умным и добродушным лицом, обратился к Нехлюдову и указал на огромный строящийся дом.

<...> Действительно, дом строился огромный и в каком-то сложном, необыкновенном стиле. <...> По подмостям лесов сновали, как муравьи, забрызганные известью рабочие: одни клали, другие тесали камень, третьи вверх вносили тяжелые и вниз пустые носилки и кадушки.

Толстый и прекрасно одетый господин, вероятно архитектор, стоя у лесов, что-то указывая наверх, говорил почтительно слушающему владимирцу-рядчику. Из ворот мимо архитектора с рядчиком выезжали пустые и въезжали нагруженные подводы.

«И как они все уверены, и те, которые работают, так же как и те, которые заставляют их работать, что это так и должно быть, что, в то время как дома их брюхатые бабы работают непосильную работу и дети их в скуфеечках перед скорой голодной смертью старчески улыбаются, суча ножками, им должно строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их», — думал Нехлюдов, глядя на этот дом.

— Да, дурацкий дом, — сказал он вслух свою мысль.

— Как дурацкий? — с обидой возразил извозчик. — Спасибо, народу работу дает, а не дурацкий.

— Да ведь работа ненужная.

— Стало быть, нужная, коли строят, — возразил извозчик, — народ кормится."

Но самую яркую и запоминающуюся критику городские легенды приписывают матери Морозова Варваре Алексеевне: будучи гневливой и резкой женщиной, она, посетив новый дом своего сына, якобы в сердцах воскликнула:

Морозова критика современников не смущала. Молодой промышленник любил роскошь и жизнь на широкую ногу: в своём особняке он закатывал шикарные балы и банкеты и ни в чём себе не отказывал.

К сожалению, долго пожить в вычурном доме Морозову не пришлось: в 1908 году он трагически и глупо погиб. Поехав в Тверь, где располагалась одна из семейных фабрик, он напился с приятелями и, заявив, что полученная им в ходе эзотерических практик духовная сила не даст ему почувствовать боль, прострелил себе ногу. Говорят, что после ранения Морозов действительно даже не поморщился и, не сняв сапога, продолжил кутить как ни в чём не бывало, но спустя 3 дня он умер от развившейся гангрены и заражения крови.

После смерти Морозова особняк по завещанию перешёл к его любовнице Нине Коншиной. Жена Морозова пыталась оспорить решение через суд, но её доводы были признаны несостоятельными, и во владение домом вступила Коншина, которая сразу же продала особняк Леону Манташеву.

После Революции дом Арсения Морозова до 1918 года был штаб-квартирой анархистов, затем сюда переехал театр Пролеткульта, который занимал здание до 1928 года. После этого в разные годы в нём размещались посольства Японии, Великобритании и Индии, а в 1959 году в особняк въехал "Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами", и вплоть до 2003 года он был известен как Дом дружбы с народами зарубежных стран или просто - Дом дружбы народов.

В 2006 году особняк стал Домом приёмов Правительства Российской Федерации - здание отреставрировали и стали использовать для проведения международных конференций, встреч и переговоров.

Дом Арсения Морозова находится на улице Воздвиженка, 16. Добраться до него можно пешком от станций метро "Арбатская" Арбатско-Покровской и Филёвской линий, "Александровский сад" Филёвской и "Библиотека имени Ленина" Сокольнической линии.

В этот раз показываю очень интересное здание в центре Москвы - особняк Арсения Морозова на Воздвиженке (м.Арбатская). Особняк построен в 1895-99 гг. по проекту арх. В.Мазырина для одного из представителей рода Морозовых - Арсения Морозова (1873-1908).

Род Морозовых - семья старообрядческих купцов и очень богатых промышленников. В Москве и окрестностях города много интересных особняков, принадлежащих Морозовым. Но этот выделяется особо. Ведь недаром его экзотическая вычурность отмечалась еще современниками. Владелец особняка Арсений Абрамович Морозов "отличился в истории" своим буйством нравов, строительством этого особняка и знатными попойками. Смерть его была нелепой, он на спор простелил себе ногу и умер от заражения крови в 35 лет. Этот отпрыск семьи Морозовых был, выражаясь современным языком, "типичным прожигателем жизни". Сохранилось воспоминание о том, что на вопрос архитектора Мазырина в каком стиле проектировать дом, он ответил: "Во всех стилях! У меня есть деньги!"

Современники критиковали этот дом.
Из Википедии: Даже Толстой не обошел новый дом своим вниманием. В романе «Воскресение» он дал и особняку, и хозяину убийственную характеристику: проезжая по Воздвиженке, Нехлюдов размышляет о строительстве «глупого ненужного дворца какому-то глупому ненужному человеку».

На одной из улиц извозчик, человек средних лет, с умным и добродушным лицом, обратился к Нехлюдову и указал на огромный строящийся дом.
– Вон какой домина занесли, – сказал он, как будто он отчасти был виновником этой постройки и гордился этим.
Действительно, дом строился огромный и в каком-то сложном, необыкновенном стиле.

Л.Н.Толстой

Представьте, что это Нехлюдов проезжает на коляске мимо этого дома...

Удивительно, что этот дом вызывал такие отрицательные эмоции. Скорее всего, это было связано с личностью владельца. Экзальтированный хозяин дома по мнению современников обладал плохим вкусом.

Мать Арсения - Варвара Алексеевна Морозова (Хлудова), (которая подарила ему землю под строительство этого особняка) сказала сыну, увидев построенный особняк:

"Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь об этом узнает вся Москва".

Исторический анекдот, оставшийся в памяти потомков.

Фраза и настроение современников запомнились... А строение осталось и украшает город. Порой и экзальтированные личности оставляют о себе хорошую память)).


1910 г.

Особняк матери (Варвары Морозовой) находится в двух шагах от особняка сына. Он выстроен в классическом стиле (его сегодня плохо видно из-за забора и разросшихся деревьев), а особняк сына - это экзотическая стилизация в мавританском стиле. Прообразом послужил Замок Пена в Синтре (Португалия). Вы посмотрите по ссылкам этот замок, а также те стили (мануэлино и мудехар), которые послужили базой для архитектора.

Выстроенный в стиле , соединяющем элементы готики, мавританского стиля, Ренессанса с добавлением элементов стиля (ракушки на фасаде дома такие же, как на фасадах в Саламанке (Испания) , этот особняк удивителен для центра Москвы.

Для москвичей этот дом известен как Дом Дружбы народов (Дом дружбы с народами зарубежных стран).

А сегодня он называется Дом приемов Правительства РФ. К сожалению и этот дом, и дом матери Арсения - Варвары Морозовой сегодня закрытые для осмотра помещения, поэтому интерьеров я вам не покажу, но рассмотреть снаружи дом мы сможем.


Здесь можно рассмотреть те самые "испанские" ракушки, "португальские" канаты и морские узлы, витые колонны и "горошины перца", украшающие здание.

А какой красивый мавританский балкончик украшает фасад дома. А "корона" на крыше дома! Потрясающе.


Вот увеличенный кадр с канатами и узлами.

Над входной дверью скрывается крылатый дракон.


С правого края дом украшен изящным балконом, который очень похож на один из балконов во дворце Пине (Португалия). Обратите внимание на потрясающие трубы для стока воды.

Путеводитель по архитектурным стилям

Вдохновение зодчий и заказчик черпали в путешествии по Испании и Португалии. Там они и увидели замок Palacio Nacional da Pena в Синтре. Тогда Арсений Морозов загорелся идеей построить себе подобный дом-замок. Вскоре на Воздвиженке появился необычный особняк.

Портал входа с башнями, витые колонны, лепные ракушки, парадная столовая в виде «рыцарского зала», гостиная в стиле ампир, комнаты «барокко», арабская и китайская - все это появилось в доме Морозова. Пришлось только отказаться от виноградника: в Москве он плохо растет. Но взамен особняк Морозова украсили каменные гроздья.

Еще когда дом строили, он стал объектом насмешек, сплетен и критики. Лев Толстой и вовсе вложил в уста князя Нехлюдова в романе «Воскресение» фразу о строительстве глупого ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку.

В декоре особняка Арсения Морозова много знаков. Например, узел из канатов - символ долголетия. Но владельцу не удалось сполна насладиться жизнью в новом доме.

В 1908 году Арсений Морозов на спор прострелил себе ногу. Он хотел доказать, что человек способен вытерпеть любую боль. Морозов выиграл спор и весь вечер кутил. Но в сапоге собралась кровь, и началось заражение. Через 3 дня он умер. В газетах указывали другие причины скоропостижной кончины Арсения Морозова. Но больше общество увлекло судебное разбирательство между бывшей супругой Морозова и его любовницей. Последней он завещал все свое состояние и экзотический особняк на Воздвиженке. Победила любовница.

После революции в доме Арсения Морозова работал первый Рабочий театр Пролеткульта. Там ставили спектакли Эйзенштейн и Мейерхольд. Затем здание отдали под дипломатическую миссию. Сейчас здесь Дом приемов Правительства РФ.

Мимо этого чудесного особняка просто невозможно пройти мимо, не удивившись и не полюбовавшись. И вот в очередной раз - особняк Арсения Морозова на Воздвиженке, но теперь обратим внимание на детали. А их тут великое множество. На заглавном фото - изящная каменная виноградная лоза, повторяющая стену португальского замка, увитого виноградом. Не хотела писать никаких слов про это замечательное здание, всё уже про него сказано, но узнала кое-что, о чём не знала раньше.

Оказывается, что у этого затейливого особняка был вполне конкретный образец. Это дворец Пена (Palácio Nacional da Pena) в Португалии, на высокой скале над городом Синтрой, в фантастическом псевдосредневековом стиле. Строительство организовал принц Фердинанд Саксен-Кобург-Готский, муж королевы Португалии Марии II. Он вложил в этот проект огромные средства, и работы продолжались до самой его смерти в 1885 году. Сооружение, построенное в середине XIX века, сочетало в себе элементы мавританской средневековой архитектуры и мануэлино - португальского национального стиля, популярного в XV-XVI веках. Этот самый дворец Пена в начале 1890-х годов и вдохновил русского миллионера Арсения Абрамовича Морозова и архитектора Виктора Александровича Мазырина на строительство особняка на Воздвиженке. А началось всё с того, что в подарок Арсений Морозов получил участок в центре Москвы.


Дворец Пена в Синтре

Мать Арсения, Варвара Алексеевна, происходила из купеческой семьи Хлудовых, которым принадлежала одна из первых российских бумагопрядильных фабрик, оборудованных паровыми машинами. Его отец, Абрам Абрамович (двоюродный брат известного мецената Саввы Морозова), был владельцем Тверской мануфактуры. После его смерти управление предприятием перешло в руки его супруги - женщины умной, хваткой и красивой. Именно она решила преподнести на 25-летие своему непутёвому сыну - гуляке и кутиле Арсению, земельный участок на Воздвиженке.


Константин Маковский. Портрет В. А. Морозовой, 1874

Арсений обратился к своему знакомому архитектору и большому оригиналу Виктору Мазырину, с которым познакомился на всемирной выставке в Антверпене. А тот предложил Морозову вместе поездить по Европе в поисках прообраза дома. По возвращении в Москву Арсений Морозов загорелся идеей построить себе дом-замок, повторяющий в общих чертах стиль дворца Пена.


Архитектор Виктор Мазырин (на фото слева) и миллионер Арсений Морозов

Особняк был построен быстро, за четыре года, - срок не бывалый для того времени.

1. Сейчас деревья разрослись, да и чугунную ограду продублировали непрозрачными щитами, что, конечно мешает рассматривать особняк. Но всё же, некоторые детали оформления можно запечатлеть.

2. В морозовском особняке мавританский стиль наиболее ярко проявляется в оформлении парадного подъезда, а также двух башен, расположенных по двум сторонам от главного входа. Дверной проём декорирован корабельными канатами, завязанными в морские узлы, - символом удачи в Португалии, главный вход в виде подковы - символа удачи в России, а над ним - прикованный цепью дракон, восточный символ удачи.

4. Две романтические башни с кружевными аттиком и решёткой балкона расположены по двум сторонам от главного входа.

7. В оформлении стен используются живописные детали декора - раковины, карабельные канаты, подковообразные и стрельчатые оконные проёмы.

17. В остальных же частях этого сооружения архитектура эклектична. Например, некоторые оконные проёмы украшены классическими колоннами,

18. Общая асимметричная структура особняка больше характерна для модерна.

19. Самому Морозову особняк удачи не принёс. Ему удалось прожить в нем всего девять лет. В 1908 году на одной из пьянок Арсений на спор прострелил из пистолета себе ногу. Хотел доказать, что человек может выдержать любую боль. Спорили на коньяк. Морозов после выстрела не закричал и выиграл спор, но и после этого не поехал к врачу, а продолжил пьянку. Через три дня миллионер Арсений Морозов в возрасте 35 лет умер от заражения крови. С его смертью скандальная слава особняка не закончилась. Дом Морозов оставил не жене с детьми, а своей любовнице - Нине Александровне Коншиной.

После революции особняк Арсения Морозова не раз менял хозяев. С 1918 по 1928 годы в нём размещался Пролеткульт и его театр, с 1928 по 1940 годы - резиденция посла Японии, с 1941 по 1945 годы - редакция английской газеты «Британский союзник», с 1952 по 1954 годы - посольство Индийской республики. Почти полвека в особняке Морозова размещался «Дом Дружбы с народами зарубежных стран», открытый 31 марта 1959 года. В то время там проводились демонстрации зарубежных кинофильмов, встречи и пресс-конференции с иностранными деятелями искусства, фотовыставки и даже концерты. Последний раз я была в Доме дружбы в самом конце прошлого века. Дом приёмов правительства РФ был открыт 16 января 2006 года, и теперь особняк закрыт для москвичей и гостей столицы.
Ещё об особняке Морозова в репортаже

В Москве, по адресу Воздвиженка, дом 16/3, стоит одно из самых необычных старинных зданий столицы. Архитектура этого строения была настолько удивительна для России XIX века, что современники не смогли по достоинству оценить его. А в наше время особняк Морозова на Воздвиженке воспринимается как чудесный дворец, похожий на те, которые описываются в волшебных сказках.

История особняка

Началось все с того, что три брата из богатого купеческого рода Морозовых поспорили, как лучше увековечить свое имя в истории, какие произведения искусства нужно для этого коллекционировать. Младший брат, Арсений Морозов (1873-1908), решил для этой цели построить необычный дом, который будет стоять веками. У молодого человека был подходящий участок для строительства, подаренный матушкой на 25-летие. Вместе со своим приятелем, архитектором Виктором Мазыриным, он объездил всю Испанию и Португалию в поисках дома, который мог бы быть прообразом для их московского строительства. Самое сильное впечатление на миллионера произвел замок Пена в Синтре (в Португалии). Этот шедевр был там возведен еще в средние века в мавритано-испанском стиле.

Возвратились друзья в Москву и работа закипела. Общественное мнение было шокировано еще на этапе строительства, но Морозов не обращал внимания на насмешки и собственноручно делал эскизы своего чудо-замка. По окончании строительства особняка на Воздвиженке, в 1899 году, шквал критики только усилился. Старания Морозова не оценила даже родная мать, не говоря уже о посторонних. В романе «Воскресение» Льва Толстого есть неодобрительные слова по поводу этого дворца. Однако Морозов был в восторге от дома и оказался прав – прошло сто лет, от многих «правильных» домов московской знати не осталось и следа, а нестандартный замок радует и удивляет гостей столицы и поныне.

Архитектура замка

Парадный вход дома и две башни по бокам сделаны в ярко выраженном неомавританском стиле. Сам проем имеет форму подковы, лепнина выполнена в виде ракушек, колонны витые, а карниз ажурный. Все это в сумме дает неповторимый колорит. О других частях удивительного особняка тяжело сказать, в каком именно они стиле. Есть здесь элементы классицизма, а отсутствие симметрии явно указывает на модернистские приемы в архитектуре.

Отделка комнат внутри выражает широчайший спектр предпочтений и интересов экстравагантного миллионера. Столовая была им названа «рыцарским залом», это хороший пример псевдоготики. А гостиная, в которой проходили балы, – образец стиля ампир. Будуар жены Морозов предпочел декорировать в стилистике барокко, но это не спасло пару от фактического развода. Некоторые комнаты имеют китайский или арабский интерьеры. Снаружи над особняком был разбит маленький висячий сад.

Недолго прожил хозяин в своем экзотическом гнездышке. Смерть Арсения Морозова была в высшей степени необычна – он погиб из-за пари в возрасте 35 лет. Зная, что его семья не одобряет этот дом, он завещал его своей любовнице, как говорили в те времена, «даме полусвета». Очень скоро особняк был продан богатому нефтепромышленнику Монташеву.

Особняк после революции

После 1917 года в доме ненадолго обосновались анархисты, затем – труппа передвижного театра. В довоенные годы здесь находилось посольство Японии, в годы ВОВ – посольство Великобритании, после войны – посольство Индии. Приблизительно с 1959 года особняк Морозова на Воздвиженке стали именовать Домом дружбы народов, в нем проходили встречи с иностранными представителями, кинопоказы зарубежных фильмов.

В 2003 году была сделана серьезная реконструкция и реставрация здания. По специальному заказу была изготовлена мебель из красного дерева, скопированная реставраторами с доступных образцов предметов конца XIX века. С 2006 года – это Дом приемов нашего правительства. В нем проходят официальные мероприятия, связанные с представительством России в международных организациях.

В чудесном особняке на Воздвиженке с успехом проводят важные встречи между делегациями из разных стран, дипломатические переговоры и конференции международного уровня. Вот таким причудливым способом сбылись пророческие предсказания Морозова о великом будущем построенного им дома.



Транспорт