Сикстинская мадонна в каком году. Рафаэль Санти "Сикстинская Мадонна": описание картины

1:502 1:512

«Я помню чудное мгновенье:

1:569

Передо мной явилась ты,

1:615

Как мимолётное виденье,

1:662

Как гений чистой красоты…»

1:726 1:736

Все мы со школьных лет помним эти строки. В школе нам говорили, что это стихотворение Пушкин посвятил Анне Керн. Но это не так. Как утверждают пушкиноведы, Анна Петровна Керн не была «гением чистой красоты», а слыла женщиной весьма «свободного» поведения. Она похитила у Пушкина известное стихотворение, буквально вырвав у него из рук. О ком же тогда писал Пушкин, кого называл «гением чистой красоты»?

1:1501

1:9

Теперь известно, что слова «гений чистой красоты» принадлежат русскому поэту Василию Жуковскому , который в 1821 году в Дрезденской галерее любовался картиной Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна».

1:394 1:404

Вот как передал Жуковский свои впечатления: «Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни… Вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею».

1:1234 1:1244

2:1749

2:9

Картина «Сикстинская Мадонна» была написана Рафаэлем в 1512—1513 годах по заказу Папы Юлия II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.

2:391 2:401

На картине Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, её лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.

2:856 2:866

Как повествуют старинные сказания, папе Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Усилиями Рафаэля оно превратилось в явление Богородицы людям. Главный вопрос: является ли это произведение картиной? или это икона? Рафаэль стремился преобразовать человеческое в божественное, а земное в вечное.

2:1417 2:1427

«Сикстинскую мадонну» Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжёлое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. Он создал самый прекрасный образ Богоматери, соединив в нём черты человечности с высшей религиозной идеальностью. Запечатлённый Рафаэлем образ женщины с младенцем, навсегда вошёл в историю живописи как нечто нежное, девственное и чистое.

2:2156

2:9

Однако в реальной жизни женщина, изображённая в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи. Знай священники, что Мадонну Рафаэль писал со своей любовницы, то вряд ли она смогла бы стать за алтарным образом в монастыре Святого Сикста, для которого эту работу заказали художнику.

2:642 2:652

3:1157 3:1167

Эта картина не просто плод фантазии или выдумка живописца. Каждая деталь имеет особое значение и историю, о которой исследовали узнали совсем недавно. Не так давно ученые присмотрелись и увидели, что Рафаэль, в главных персонажах картины, Мадонне с маленьким Иисусом, закодировал первую букву своего имени.

3:1736 3:9

4:514 4:524

Так делали многие мастера и во времена живописца и после него. Но кроме того, в деталях спрятаны интересные истории. По мнению исследователей знаменитой картины, главные символы, которых здесь 9, образуют шестиугольник и эти детали достойны особого внимания.

4:1004 4:1014

Живописец был гностиком — приверженцем позднеантичного религиозного течения, опиравшегося на Ветхий Завет, восточную мифологию и ряд раннехристианских учений.

4:1323 4:1333

Гностики из всех магических чисел особо чтили шестерку (именно на шестой день, по их учению, Бог создал Иисуса), а Сикст как раз переводится как «шестой».Рафаэль решил обыграть это совпадение. Поэтому композиционно картина, как считает итальянский искусствовед Маттео Фицци, зашифровывает в себе шестерку: ее составляют шесть фигур, которые вместе образуют шестиугольник.

4:2032

4:9

5:514


1. МАДОННА

Некоторые исследователи полагают, что образ Пресвятой Девы Рафаэль писал со своей любовницы Маргериты Лути. Так ли это на самом деле сейчас сказать трудно, но многие художники изображают на полотнах лица своих женщин. Они были своего рода натурщицами, которые были всегда под рукой и к тому же, вдохновляли мастера. По мнению отечественного историка искусства Сергея Стама, «в глазах Сикстинской мадонны застыли непосредственная открытость и доверчивость, горячая любовь и нежность и вместе с тем настороженность и тревога, негодование и ужас перед людскими грехами; нерешительность и в то же время готовность совершить подвиг (отдать сына на смерть).

5:1745


2. МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС

Сложно сказать, был ли прототипом сына господнего реальный ребенок, но если присмотреться, то вы увидите, что взгляд у него довольно взрослый, к тому же в глазах младенца Рафаэль изобразил понимание ребенком, даже в таком возрасте, своей участи и роли ее для всего человечества. По словам Стама, «его лоб не по-детски высок, и совершенно не по-детски серьезны его глаза. Однако в их взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения… Его глаза смотрят на открывшийся перед ними мир пристально, напряженно, с недоумением и страхом». И вместе с тем во взгляде Христа читается решимость следовать воле Бога Отца, решимость принести себя в жертву ради спасения человечества.

5:1327

6:1834


3. СИКСТ II

О римском понтифике известно очень мало. На святом престоле он пробыл недолго — с 257 по 258 год — и был казнен при императоре Валериане через отсечение головы. Святой Сикст был покровителем итальянского папского рода Ровере (итал. «дуб»). Поэтому на его золотой мантии вышиты желуди и дубовые листья.

6:591


4. РУКИ СИКСТА

Рафаэль написал святого папу указующим правой рукой на престольное распятие (напомним, что «Сикстинская мадонна» висела за алтарем и, соответственно, за алтарным крестом). Любопытно, что на руке понтифика художник изобразил шесть пальцев — еще одна шестерка, зашифрованная в картине.

6:1164


7:1671

Хотя другие исследователи опровергают эту теорию: то, что многие принимают за шестой палец, по их мнению, является внутренней частью ладони. Когда смотришь на репродукцию в низком разрешении, может сложиться такое впечатление. Левая рука первосвященника прижата к груди - в знак преданности Деве Марии.

7:558


5. ПАПСКАЯ ТИАРА

7:606

Тиара нята с головы понтифика в знак почтения перед Мадонной. Тиара состоит из трех корон, символизирующих царство Отца, Сына и Святого Духа. Ее венчает желудь - геральдический символ рода Ровере.

7:967


6. СВЯТАЯ ВАРВАРА

Святая Варвара была покровительницей Пьяченцы. Эта святая III века втайне от отца-язычника обратилась к вере в Иисуса. Отец пытал и обезглавил дочь-отступницу.

7:1301


7. ОБЛАКА

Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облака в виде поющих ангелов. На самом деле, по учению гностиков, это не ангелы, а еще не родившиеся души, которые пребывают на небесах и славят Всевышнего.

7:1688


8. АНГЕЛЫ

Два ангела внизу картины бесстрастно смотрят вдаль. Их видимое равнодушие - символ принятия неизбежности божественного промысла: Христу предначертан крест, и судьбу он изменить не в силах.

7:374


9. РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС

Занавес символизирует разверзнутые небеса. Его зеленый цвет указывает на милосердие Бога Отца, который послал сына на смерть ради спасения людей.

7:693 7:703

Работа над «Мадонной» была закончена в 1513 году, и до 1754 года картина находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов (почти 70 килограммов золота).

8:1586

8:9

До начала Второй мировой «Сикстинская мадонна» пребывала в галерее Дрездена.

8:169 8:179

Но в 1943-м нацисты спрятали картину в штольню, где после долгих поисков ее обнаружили советские солдаты . Так творение Рафаэля попало в СССР.

8:445 8:455

В 1955 году «Сикстинская мадонна» вместе со многими другими картинами, вывезенными из Германии, была возвращена властям ГДР и сейчас находится в Дрезденской галерее.

8:774

ХУДОЖНИК Рафаэль Санти 8:838

1483 - Родился в Урбино в семье художника.
1500 - Начал обучение в художественной мастерской Пьетро Перуджино. Подписал первый контракт - на создание алтарного образа «Коронование св. Николы из Толентино».
1504-1508 - Жил во Флоренции, где познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал первых мадонн - «Мадонну Грандука» и «Мадонну с щегленком».
1508-1514 - Работал над росписями папского дворца (фрески «Афинская школа», «Изведение апостола Петра из темницы» и др.), написал портрет папы Юлия II. Получил должность писца папских указов.
1512-1514 - Писал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо».
1515 - Был назначен главным хранителем древностей Ватикана. Написал «Мадонну в кресле».
1520 - Умер в Риме.

9:2712

Художник: Рафаэль Санти


Холст, масло.
Размер: 265 × 196 см

Описание картины «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти

Художник: Рафаэль Санти
Название картины: «Сикстинская мадонна»
Картина написана: 1513-1514 г.
Холст, масло.
Размер: 265 × 196 см

Рафаэль Санти – один из немногих художников, кто был счастлив, имел в молодом возрасте множество заказов, славу и почет. Отец его во всем поддерживал и даже давал уроки живописи, а Рафаэль внимал всем тонкостям искусства. Некоторое время молодой художник провел во Флоренции, где совершенствовал свой талант. На примерах великого Да Винчи он учился изображать движение, а работах Микеланджело искал пластичное спокойствие. Помимо этого, любил писать мадонн – известно около 15 изображений святых, принадлежащих кисти Санти.

Самая знаменитая из них – «Сикстинская мадонна», по разным предположениям, была написана с 1512 по 1513 год, а с середины 18 века картина находится в Дрездене.

Огромное по своим размером полотно было новаторским в искусстве Высокого Возрождения, поскольку материалом для него послужило не дерево, а холст. С этой рафаэлевской Мадонной связано множество слухов и домыслов. Начинаются они с того, что папа Юлий II заказывал это полотно для своей гробницы, и с него написан Сикст, а для образа святой Варвары позировала племянница главы католической церкви. Зачитавшие до дыр «Код Да Винчи» люди доказывают, что желуди, которыми украшена риза Сикста, прямее некуда намекают на папу Юлия (делла Ровере – фамилия церковника и означает «дуб»).

Еще одна легенда о «Сикстинской мадонне» повествует, что покровителями церкви в Пьяченце, где первоначально находилась картина, были святые Сикст и Варвара. Когда холст оказался в Дрездене, к нему началось паломничество русских живописцев, которые и «раскрутили» картину среди отечественного светского общества. Одних отзывов Карамзина, Жуковского, Белинского, Репина, Достоевского, Фета и Пушкина достаточно, чтобы считать эту Мадонну (причем, совершенно справедливо) шедевром творчества Рафаэля.

Чем же так популярна и так загадочна эта картина? Холст презентует Мадонну с младенцем на руках, у ног которой склонились папа Сикст и мученица Варвара, смотрящие на восхождение Бога. Композиция картины продумана очень тщательно – занавес вместе со всеми фигурами образует треугольник. Образ Мадонны подчеркнуто простой, а херувимчики, что задумались о своем, заставляют лишь умиляться. Такой композиционный прием называется алтарным, и Рафаэль использовал его неспроста. Картина ранее находилась в церкви, так что вид на нее открывался сразу, когда человек заходил в храм.

Ни один живописец Ренессанса не использовал в своих работах психологические приемы, в таком количестве, как это делал Рафаэль Санти. Его Мадонна имеет со зрителем духовный контакт – она словно заглядывает в вашу душу и позволяет заглянуть в свою. Брови женщины чуть приподняты, а глаза широко раскрыты – она производит впечатление человека, который познал все истины мира. Мадонне заранее известна судьба ее сына, розовощекого младенца, не по-детски серьезно и прозорливо взирающего на мир с рук матери. Основное отличие «Сикстинской мадонны» от остальных творений Рафаэля в том, что она наделена душевными переживаниями.

Все движения и жесты на этом полотне многозначны. Мадонна одновременно идет вперед, и в то же время вы думаете, что она стоит на месте, а ее парящая фигура кажется не бестелесной, а вполне реальной и живой. Младенец Христос одновременно и дар людям, и порыв материнского инстинкта – об это можно судить по движению ее рук.

Картина поражает выверенным, линейным и пространственным объемом. Он придает ей такое величие, что некоторые считают данное произведение искусства иконой, все фигуры которой уравновешены. Если вы внимательно присмотритесь к Сиксту, то увидите, что он тяжелее Варвары и находится ниже. Зато занавес над головой у мученицы массивнее – так Рафаэль достигает баланса.

Искусствоведы говорят, что у Мадонны Рафаэля нет святости. Ее голова не обрамлена нимбом, одежды просты, а ноги босы, младенец расположен на руках так, как его держат сельские жительницы. Святость этой Мадонны совершенно в ином – босоногую женщину встречают как царицу: могущественный глава католической церкви превратился рядом с ней с сморщенного старичка, а пухлые херувимы – в обычных детей. Святая Варвара, облаченная в роскошные одежды, на фоне Мадонны выглядит как простая девушка. Облака так же подчеркивают святость женщины, поскольку она по ним парит.

Это действие – лишь часть того движения, которое наполняет всю картину Рафаэля. Полотно озарено свечением, которое льется откуда-то изнутри, причем свет находится в разных углах. Темный фон облаков создает ощущение грозы.

Цветовая гамма картины гармонично вплетает в себя различные оттенки. Зеленый занавес и зеленая накидка Варвары, расшитая золотом одежда папы, сине-красный наряд Мадонны и пастельные оттенки тел на фоне грязно-серых облаков создают предчувствие чего-то монументального.

Многих исследователей, как и тех, кто хоть раз увидел «Сикстинскую мадонну» начинает беспокоить вопрос о том, с кого же Санти писал ее. Существует несколько версий о прототипе рафаэлевской святой. Одни исследователи считают, что ее безответно любил художник. Другая гипотеза более интересна, и рассказывает о страсти 17-летней дочери булочника Маргарите Лути, которая не устояла перед интересным, богатым и знаменитым мужчиной. Причем, в том, что она отдалась мастеру, были и корыстные мотивы – за ночные утехи с художником девушка получила дорогое ожерелье.

Так это или нет, мы не узнаем никогда. Известно лишь одно: каждому мужчине свойственно искать в женщине ангела, и, не будь Маргариты, не было бы «Сикстинской мадонны». История знает множество примеров тому, что роковые женщины были музами деятелей искусства, а с соблазнительницы ставали моделями для гениев. Скульптуру Венеры Милосской создавали с гетеры Фрины, а Джоконда – любовница ДаВинчи. Что говорить о художниках, если футуриста Маяковского устраивал «тройственный союз» с семейством Брик?

Мы не вправе судить гениев, ведь Бог не дал большинству из людей и малой толики их таланта. Мы можем лишь наслаждаться произведениями искусства, что овеяны множеством легенд.

«Сикстинская Мадонна» - наиболее известная из картин Рафаэля Санти, которая не имеет творческих аналогов. История создания шедевра вызывает споры среди историков и искусствоведов. О гипотезах и теориях создания «Сикстинской Мадонны», истории существования «Сикстинской Мадонны» и современной жизни картины читайте в нашей статье.

Правда о создании шедевра Рафаэля «Сикстинская Мадонна» затерялась в истории. Даже на уровне малочисленных документов есть разные версии, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Это не даёт возможность поставить точку в споре историков о заказчике картины. Оппонентом для церкви Св. Сикста в честь победы над французами, выступил немецкий искусствовед Хуберт Гримме. Он выдвинул теорию, что картина предназначалась для траурной церемонии торжественного прощания с папой Юлием II , который умер от лихорадки 21 февраля 1513 года и стал первым папой, тело которого забальзамировали. Тело папы было выставлено для прощания в правом боковом приделе (часть храма для размещения дополнительного алтаря для богослужения) собора Св. Петра. Картина была помещена над гробом папы Юлия. Гримме настаивает, что именно расположение картины определило её композицию: Рафаэль изобразил, как из глубины ниши, обрамлённой зелёным занавесом, Богоматерь приближается к гробу понтифика. По версии Гримме, ангелы внизу картины опираются на деревянную крышку гроба папы Юлия. А папская тиара с геральдическим символом делла Ровере - жёлудем - указывает на принадлежность умершего к этому древнему роду. Но католический ритуал запрещает использовать в культовых целях на главном алтаре изображения, которые использовались на траурных церемониях. Ватикан обладал беспрецедентной властью. И всё произошло обычным порядком: с молчаливого согласия курии (главного административного органа Святого Престола и Ватикана) «Сикстинская Мадонна» была продана бенедиктинскому монастырю в далёкой Пьяченце. Избежав таким образом нежелательного внимания к этому нарушению, картину поместили на главный алтарь церкви Св. Сикста.

«Сикстинская Мадонна» в интерьере церкви Св.Сикста

Шедевр Рафаэля, затерявшийся в провинции, оставался неизвестным до 1754 года, когда курфюрст Саксонии (князь, наделённый правом выбора короля) Август III вывез картину в Дрезден. В церкви Св. Сикста осталась копия «Сикстинской Мадонны», выполненная художником Джузеппе Ногари.

«Сикстинская Мадонна», одна из самых известных картин в мире, получила признание только в середине XVIII века, когда была приобретена правителем Саксонии Августом III . Август III унаследовал страсть к коллекционированию картин от своего отца Августа II Сильного, который слыл ценителем искусств и первым стал собирать произведения старых мастеров. Как и отец, Август III никогда не отказывал себе в удовольствии, не жалея средств, приобрести какой-нибудь шедевр в Венеции, Болонье или Праге. Эти дорогостоящие покупки он позволял себе за счёт поступлений из казны огромного Польско-Литовского государства, чей выборный трон Август III занимал. Приобретались только шедевры, в выборе которых Август III полагался на советы Франческо Альгаротти, крупнейшего авторитета в области искусства XVIII века, который подобрал для саксонских курфюрстов исключительное по качеству собрание живописи. Но в Риме попытке агентов Августа III приобрести работы Рафаэля не увенчались успехом. При посредничестве болонского художника Джиованнини Август III два года вёл непростые переговоры о покупке «Сикстинской Мадонны». Ситуация часто ставилась на паузу: камнем преткновения была стоимость картины. Потребовался год переговоров в назначении цены в 25 тысяч римских скуди. Эта сумма была огромной (почти 70 кг золота), и она в 25 раз превышала ту, которую обычно курфюрст Саксонии платил за произведение искусства. Ещё год был потрачен на ожидание разрешения папы Бенедикта IV на продажу монастырём прекрасного алтарного образа. «Сикстинская Мадонна» стала вершиной удачных приобретений Августа III того периода. Картиной настолько дорожили, что отступили от привычной практики (в те времена обычно добирались из Италии в Саксонию через Венецию и Вену) и отправили «Сикстинскую Мадонну» через Тироль и Аутсбург, избежав таможенных придирок в Венеции.

В истории картины началась новая глава. 1 марта 1754 года «Сикстинская Мадонна» была впервые выставлена в зале для аудиенций замка - резиденции курфюрста в Дрездене. Картина, почти забытая в Пьяченце, снова приобрела известность, правда, в рядах немногочисленной избранной публики. Ещё в 1846 году в Дрездене началось строительство здания для музея, которое было завершено в 1855 году. «Сикстинская Мадонна» и другие шедевральные картины были перевезены в Дрезденскую галерею, которая теперь стала общедоступной для посещения. Иностранным посетителям осмотр галереи разрешался за большую плату. Состав галереи отражал вкусы европейской аристократии эпохи Просвещения. Непререкаемым авторитетом в то время считался Рафаэль, а его лучшей станковой работой - «Сикстинская Мадонна». В новой галерее картина Рафаэля получила свой отдельный зал, новую раму и мировое признание, более чем через 300 лет после её создания. В своей статье, вышедшей в 1755 году, историк искусствовед Винкельман назвал «Сикстинскую Мадонну» самой лучшей и драгоценной из всего собрания галереи.

Война - тёмная тень цивилизации, едва не лишила мир шедевра Рафаэля. В конце 1939 года «Сикстинская Мадонна» была направлена нацистами из Дрездена в крепость города Мейсен Альбрехтсбург, что не спасло её от ужаса разрушительных бомбёжек. Поэтому полотно вновь перевезли, а его местонахождение засекретили. В ночь с 13 на 14 февраля 1945 года американские бомбардировщики совершили неоправданно жестокий налёт на Дрезден, в котором не было военной необходимости, потому что дрезденский гарнизон был малочисленным. В течении 90 минут на город сбрасывались не только фугасные, но и начинённые фосфором и каучуком бомбы, которые выжигали всё дотла. В результате бомбёжки погибли около 30000 мирных жителей, более 85% зданий лежали в руинах, были безжалостно уничтожены бесчисленные памятники истории и культуры, в том числе Альбертинум - известный Музей древнего искусства Германии, один из крупнейших в Европе музей скульптур. А на месте Дрезденской картинной галереи высились только обугленные остовы стен. Но к моменту бомбардировки художественных сокровищ там уже не было. Сразу же после освобождения города советскими войсками, начались поиски экспонатов дрезденских музеев. В штольне заброшенной каменоломни за Эльбой нашли немецкий план размещения сокровищ из дрезденских музеев. Тайников оказалось много - 53 (позже выяснилось, что подавляющее большинство из них были заминированы). «Хранилищами» шедевров Дрезденской галереи оказались туннель в Гросс-Котта и известковый карьер в Покуу - Ленгефельд.

Годы войны стали трагическими для культурной жизни Дрездена. Большинство экспонатов, извлечённых из тайников, нуждались в немедленной помощи, многие из них находились на грани уничтожения, от бомбардировок пострадали более 300 картин. Но разруха послевоенной Германии не позволяла даже создать надлежащие условия для хранения картин, не говоря уже об их реставрации. Полотно Рафаэля и найденные шедевры были отправлены на реставрацию в Киев и Москву. По технологическим причинам процесс реставрации оказался продолжительным. Только через 10 лет «Сикстинская Мадонна» и ещё 1240 картин возвратились в собрание Дрезденской галереи. «Сикстинская Мадонна» реставрировалась несколько раз: в 1826 году, в 1856 году и в 1931 году. Сейчас Дрезденский музей, опасаясь за сохранность шедевра, не торопится с его реставрацией.

В сентябре 2011 года в Дрезденскую галерею на выставку, приуроченную визиту Папы Бенедикта XVI в Германию, привезли прообраз знаменитой «Сикстинской Мадонны» - «Мадонну ди Фолиньо», которая для этой выставки впервые за всю историю покинула Пинакотеку Ватикана. Интересный факт: сейчас никто не усомнился бы в превосходстве «Сикстинской Мадонны», но в XVIII веке «Мадонна ди Фолиньо» ценилась выше. Ведь именно её, а не «Сикстинскую Мадонну» Август III хотел приобрести для своего дрезденского собрания, но по разным причинам не смог это сделать.

«Сикстинская Мадонна» на выставке в Дрезденской галерее

Приглушённая палитра «Сикстинской Мадонны» уступает итенсивностью красок «Мадонне ди Фолиньо», красочный которой очистили итальянские реставраторы. Но поскольку художник использовал одни и те же краски при создании обеих картин, можно только предположить, как прекрасна была некогда «Сикстинская Мадонна».

Золотая монета, выпущенная Ватиканом. Тема выпуска - «Сикстинская Мадонна» Рафаэля

Италия увековечила шедевр Рафаэля. Очередная золотая монета номиналом €100 серии «Станцы Рафаэля» была выпущена в обращение Государством-городом Ватикан в сентябре 2013 года. Темой этого выпуска стала «Сикстинская Мадонна» Рафаэля.

«Сикстинская Мадонна» - наиболее известная из картин Рафаэля Санти, которая не имеет творческих аналогов. Об истории создания «Сикстинской Мадонны», первых упоминания о «Сикстинской Мадонне», о первоначальном названии шедевра художественной классики читайте в нашей статье.

«Это целый мир, великолепный, красочный мир искусства. Одной этой картины с лихвой хватило бы, чтобы сделать имя автора, если бы он не создал ничего другого, бессмертным».

Гёте о «Сикстинской Мадонне»

Высший творческий взлёт Рафаэля продолжался до середины 1510 годов, и на этот период приходится создание «Сикстинской Мадонны» - наиболее известной из картин художника.

«Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти

Одно время эта картина считалась самой знаменитой в мире не только благодаря своей красоте, но и потому, что польско-саксонский король Фредерик Август III Саксонский купил её в 1574 году у церкви Св. Сикста в Пьяченце за огромные деньги. От названия церкви картина получила своё новое, теперь известное каждому, название - «Сикстинская Мадонна», а изначально она называлась «Мадонна с Младенцем, со Св. Сикстом и Св. Варварой». В церкви Св.Сикста хранились реликвии, связанные с этими святыми. Реликвии чрезвычайно важны для церкви, потому что они производят необходимый эффект. Папа Юлий II , ещё будучи кардиналом, собирал пожертвования на возведение в церкви часовни для мощей Св. Сикста и Св.Варвары.

Церковь Св. Сикста, Пьяченца

Не существует никаких документальных свидетельств создания «Сикстинской Мадонны» и почему она оказалась в монастыре Св. Сикста в Пьяченце. Впервые картина упоминается в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари только в 1550 году. Со слов Вазари: «Исполнил он (Рафаэль) для чёрных монахов (монастыря) Св. Сикста доску (изображение) главного алтаря с явлением Богоматери Св. Сиксту и Св. Барбаре; творение уникальное и своеобразное». Утверждение Вазари, что алтарный образ исполнен на доске, свидетельствует о том, что он сам «Сикстинскую Мадонну» не видел, потому что картина написана на холсте. Ошибка Вазари имеет простое объяснение: в начале XVI века алтарные образа обычно исполнялись на доске. Огромная по размерам «Сикстинская Мадонна» (256х196 см) написана на холсте. Вполне возможно, выбор материала зависел от крупных габаритов картины. Но это можно толковать и как подсказку, что картина задумывалась как элемент хоругви.

Хоругвь - религиозное знамя в Православной и Восточнокатолической церквях. Представляет собой полотнище на древке с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых. Церковные хоругви предназначались для крестных ходов.

Датировка создания картины растянута во времени - от 1512 до 1519 года, и до сих пор вызывает споры. Большинство исследователей считают наиболее вероятной датой её исполнения 1512 - 1514 годы.

Вся итальянская культура берёт своё начало от монастырей. Монастырь - это религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав и единый комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек. Родиной монашества является Египет, известный своими отцами-пустынниками IV - V веков. Преподобный Пахомий Великий основал первый общежительский монастырь и написал первый монастырский устав в 318 году. Монастыри занимались не только религией, они были очагами знания со времён тёмного Средневековья. В каждом монастыре была библиотека и место, где переписывались книги-скрипторий, и их совместная деятельность запустила цепочку событий, благоприятных для развития культуры. Некоторые монастыри, такие как первый бенедиктинский монастырь в Монте-Кассино (основ в 529 году), были настоящими средневековыми научными центрами. Монахи занимались исследованиями в различных областях философии, медицины и музыки. Первые школы были открыты при монастырях. Послушники монастырей часто становились папами: папа Лев Х, покровитель Рафаэля, был послушником монастыря Монте-Кассино в 100 км от Рима. Монастыри давали приют немощным старикам и больным и были местом, где можно было укрыться от мирского окружения, от царящего в мире хаоса и насилия. Под влиянием учения Савонароллы Леонардо да Винчи в 1491 году на некоторое время ушёл в доминиканский монастырь под Пизой. Приверженцами идей «демагога на религиозной почве» Савонаролы стал старший брат Микеланджело, постригшийся в монахи в Витербо, и художник делла Порта, получивший после принятия монашеского сана имя фра Бартоломео.

Монастырь Св. Сикста, один из самых древних монастырей, был основан королевой Энгильбергой в 874 году. И как всякий монастырь, он жил автономно, строго оберегая свои тайны. Нельзя забывать, что это были непростые времена: Италия жила в состоянии непрекращающихся войн, уничтожавших людей и сам дух цивилизации. Ужасной реальностью этих войн были не просто катастрофические, иногда просто невосполнимые потери: во время итальянского похода Наполеона сгорел архив монастыря Св. Сикста. К сожалению, не сохранились и какие-либо подготовительные рисунки или эскизы «Сикстинской Мадонны». А так как источник исторической информации отсутствует, имя заказчика прекрасной картины до сих пор не известно.

Немецкий исследователь М. Путчер и его последователи убеждены, что Рафаэль написал «Сикстинскую Мадонну» для церкви Св. Сикста, и в этой церкви картина оставалась до того, как её увезли в Дрезден. По его версии Папа Юлий подарил «Сикстинскую Мадонну» церкви Св. Сикста в благодарность за тот вклад, который внесла Пьяченца (монахи монастыря активно агитировали за присоединение к Риму), во время войны с Францией. В начале XVI века северные земли Италии стали предметом и местом столкновения корыстных интересов Рима и Франции. Папские войска настолько хорошо справлялись с кровавой задачей завоевания северных областей, что северо-итальянские города один за другим переходили на сторону римского понтифика. 24 июня 1512 года Пьяченца тоже добровольно присоединилась к Риму, войдя в государство папы и получив статус Папской Области.

У Юлия II , политические амбиции которого шли рука об руку с религиозным рвением, было особое отношение к Пьяченце. Этот небольшой городок в 60 км от Милана напоминал папе Юлию о родстве с папой Сикстом IV , его дядей. К тому же, в городе находился собор Св. Сикста - покровителя рода делла Ровере, к которому принадлежал папа Юлий. Во время пребывания в Пьяченце в июне 1500 года, ещё будучи кардиналом, папа Юлий II даровал монахам монастыря отпущение грехов за богоугодное дело строительства церкви. Церковь Св. Сикста, сильно пострадавшую во время войны и восстановленную известным архитектором Алессио Трамалло в 1499-1511 годах вновь открыли после реконструкции уже с новым заалтарным образом - шедевром Рафаэля «Сикстинской Мадонной».

Интерьер церкви Св. Сикста

Картина Рафаэля Санти "Сикстинская Мадонна" первоначально создавалась великим живописцем как алтарный образ для церкви Сан Систо (св. Сикста) в Пьяченце. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло. На картине изображены дева Мария с младенцем Христом, папа Сикст II и святая Варвара. Картина "Сикстинская мадонна" принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. В ренессансной живописи это, быть может, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Для Рафаэля Санти оно явилось также своеобразным итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, с момента вступления посетителя в храм. Издали мотив раскрывающегося занавеса, за которым, словно видение, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, должен производить впечатление захватывающей силы. Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур - все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне.

Сравнительно с образами других ренессансных живописцев и с прежними работами Рафаэля картина "Сикстинская мадонна" обнаруживает важное новое качество - повышенный духовный контакт со зрителем. В предшествующих его "Мадоннах" образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью - взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины; они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя. Лишь в картине Рафаэля "Мадонна в кресле" персонажи смотрят на зрителя, и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Во взгляде же Сикстинской Мадонны есть нечто такое, что словно позволяет нам заглянуть ей в душу. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах - причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, - есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести его в жертву. Драматизм образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа, которого художник наделил недетской серьезностью и прозорливостью. Важно, однако, отметить, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию - в нем сохранена его гармоническая подоснова, но, в отличие от прежних рафаэлевских созданий, она в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений. И, как всегда у Рафаэля, эмоциональное содержание его образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Картина "Сикстинская Мадонна" дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной "многозначности" самых простых движений и жестов. Так, сама мадонна представляется нам одновременно идущей вперед и стоящей на месте; фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела. В движении ее рук, несущих младенца, угадывается инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем - ощущение того, что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. Высокая образная содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох, считавших себя его последователями, у которых часто за идеальным обликом их персонажей не скрывалось ничего, кроме внешнего эффекта.

Композиция "Сикстинской Мадонны" на первый взгляд проста. В действительности же это простота кажущаяся, ибо общее построение картины основано на необычайно тонких и в то же время строго выверенных соотношениях объемных, линейных и пространственных мотивов, сообщающих картине величие и красоту. Ее безупречное равновесие, лишенное искусственности и схематизма, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур. Фигура Сикста, облаченного в широкую мантию, например, тяжелее фигуры Варвары и расположена несколько ниже ее, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом, и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов. Такой на первый взгляд незначительный мотив, как папская тиара, поставленная в углу картины на парапете, имеет большое образное и композиционное значение, внося в картину ту долю ощущения земной тверди, какая требуется, чтобы придать небесному видению необходимую реальность. О выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, полный красоты и движения.

Как создавался образ мадонны? Имелся ли для него реальный прототип? В этом отношении с дрезденской картиной связан ряд старинных легенд. Исследователи находят в чертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля - так называемой "Дамы в покрывале" ("La Donna Velata", 1516 г., галерея Питти). Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствуется определенной идеей, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иными словами, в основе творческого метода живописца Рафаэля Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности.

Картина, затерянная в одном из храмов провинциальной Пьяченцы, оставалась малоизвестной до середины XVIII века, когда саксонский курфюрст Август III после двух лет переговоров получил от Бенедикта XIV разрешение вывезти её в Дрезден. До этого агенты Августа пытались договориться о покупке более известных произведений Рафаэля, которые находились в самом Риме. В храме Сан-Систо осталась копия "Сикстинской Мадонны", выполненная Джузеппе Ногари. Через несколько десятилетий, после публикации восторженных отзывов Гёте и Винкельмана, новое приобретение затмило в качестве главного шедевра дрезденской коллекции "Святую ночь" Корреджо.

Поскольку русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, "Сикстинская Мадонна" становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля. О ней писали почти все художественно ориентированные русские путешественники по Европе - Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский ("небесная мимоидущая дева"), В. Кюхельбекер ("божественное творение"), А.А. Бестужев ("это не Мадонна, это вера Рафаэля"), К. Брюллов, В. Белинский ("фигура строго классическая и нисколько не романтическая"), А.И. Герцен, А. Фет, Л.Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф.М. Достоевский. Несколько раз упоминает об этом произведении, не видевший его воочию А.С. Пушкин.

После Великой Отечественной войны картина хранилась в запасниках Пушкинского музея, пока не была возвращена вместе со всем дрезденским собранием властям ГДР в 1955 году. Перед этим "Мадонна" была представлена московской публике. На проводы "Сикстинской Мадонны" В.С. Гроссман откликнулся одноимённым рассказом, где связал знаменитый образ с собственными воспоминаниями о Треблинке: "Глядя вслед Сикстинской Мадонне, мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке" 1 .

Ставшие рутинными восторги, вызываемые картиной у путешественников, привели к определённой реакции против этого произведения, как и против творчества Рафаэля в целом, которое со второй половины XIX века стало ассоциироваться с академизмом. Уже Лев Толстой писал: "Мадонна Сикстинская… не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется" 2 .

Даже в справочных изданиях отмечается, что краски "Мадонны" заметно выцвели; не способствуют усилению производимого ею эффекта ни помещение картины под стекло, ни музейное освещение. Когда прославленный образ экспонировался в Москве, Фаина Раневская отреагировала на разочарование некоторых интеллектуалов следующим образом: "Эта дама столько столетий стольким нравилась, что теперь она сама имеет право выбирать, кому нравиться" 3 .

Свою роль сыграла и рецепция этого образа в массовой культуре, которая подчас переходит грань пошлости. На дрезденской выставке 2012 года, посвящённой 500-летию шедевра, демонстрировалось множество предметов ширпотреба с репродукциями рафаэлевских путти: "крылатые дети надувают щёки со страниц девичьих альбомов XIX века, превращаются в двух умильных поросят на рекламе чикагского колбасного фабриканта 1890-х годов. "Вот винная этикетка с ними, вот зонтик, вот конфетная коробка, а вот и туалетная бумага", - писал об этой выставке "Коммерсантъ" 4 .



Транспорт