В мурманске иностранные режиссеры испытали на себе все прелести русского севера. Как проявляется прелесть при омрачении различных сфер человеческой души

  • старец
  • прп.
  • проф. А.И. Осипов
  • иеромонах
  • священник Сергий Дергалев
  • Энциклопедия изречений Св. отцов
  • Юрий Максимов
  • архиеп. Феофан Полтавский
  • свт.
  • свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • свт. Игнатий (Брянчанинов)
  • В.Н. Духанин
  • Пре́лесть (от славянского «лесть» - обман) - 1) прелесть бесовская, состояние омрачения одной или нескольких сил человеческой души, возникающее в результате воздействия на человека злых духов; 2) состояние самообмана, самообольщения; очарование, вызванное кем-то или чем-то.

    Что такое прелесть бесовская?

    В человеческой душе различают несколько важнейших природных особенностей, традиционно называемых силами или сферами души: разумную, волевую, чувственную, раздражительную.

    С разумной сферой связано мышление и рассудительность, сознание и самосознание, нравственная оценка происходящего; с волевой - способность человека осознанно стремиться и действовать в направлении выбранных целей. Чувственная сила души проявляется в способности испытывать широкий спектр чувств, относящихся к радости или недовольству. Раздражительная сфера отвечает за интенсивность стремлений к поставленным целям, формирование или сдерживание эмоциональных порывов, аффектов.

    Если бы человек вел безгрешную, богоугодную жизнь, все его душевные силы функционировали бы в соответствии с естеством: стройно, слаженно, гармонично. Собственно в этом и состояла бы цельность человеческой личности. Но увы!

    Как известно диавол, будучи человекоубийцей от начала (), «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (). Чаще всего он и подвластные ему демоны вредят человеку через отдельные искушения и приражения. С тех пор как Господь сокрушил ад и сковал сатану, тот утратил возможность порабощать человека так, как во времена Ветхого Завета.

    Однако он не утратил возможность пленять человека, склоняя его на свою сторону всевозможными ухищрениями. В случае нерадения человека о спасении, пренебрежения помощью Божией, диавол способен пленить его, извратив его внутреннее отношение к Добру и злу. С этой целью демоны и воздействуют на главные силы человеческой души. Так они ограничивают в ней богоугодные движения и возбуждают богопротивные.

    Примечательно, что жертва демонического приражения может и не замечать, что находится под влиянием диавола, ей даже может казаться, что все её стремления исходят от неё самой.

    «Послушай, - предостерегает нас святой , - диавол, по обычаю своему, всегда подбирается к душе странным некиим образом и неудобь-распознаваемым, с тем чтобы, будучи всегда близ ее и не отдаляясь от ней, возмущать и перебуровливать все ее стремления, движения и помышления, то есть и мысленную, и желательную, и раздражительную силу души, и направлять их на то, что ему угодно. Этим способом он всех нас завлекает в сети свои и забирает в рабство себе и в волю свою, - а мы того и не знаем; и, что хуже всего, диавол, употребляя сию тактику непрестанно и сделав нас страстными и непотребными, убеждает нас думать и говорить, что этот наш недуг (смятение и буровление внутри), которым мы вводимся в страсти и держимы бываем в них, есть свойство естества нашего, а не дело бесовских козней» (Слово. , п.2) (см.: ).

    Так человек становится покорным орудием падших духов. А то состояние одурманивания и пленения, в котором он оказывается под влиянием тёмных ангелов, называется состоянием обольщения или прелестью.

    Как проявляется прелесть при омрачении различных сфер человеческой души?

    В случае подавления демонами разумной силы человек теряет здравый контроль над своими помыслами и рассуждениями; утрачивает интерес к Истине, а нередко воспринимает правду как ложь. Примерами здесь могут служить обольщённые еретики, в частности Полихроний, который, увлекшись явлением ему демона в образе светоносного мужа, согласно его наставлению присоединился к лагерю монофелитов.

    При омрачении волевой сферы души человек приобретает устойчивое расположение ко злу. В этих обстоятельствах он попросту не может заставить себя отказаться от зла и перенаправить усилия на совершение добра.

    В результате охвата чувственной сферы извращается естественная для человека способность радоваться добру и тяготиться грехом. Грех начинает казаться ему особенно сладостным, а жизнь по закону Божьему, по совести - безрадостной и утомительной. Иллюстрацию подобного состояния души встречаем в жизнеописании святой Марии Египетской, стремившейся, до своего обращения, ко греху как к источнику чуть ли не высочайшего наслаждения.

    В случае обдержания бесами раздражительной силы человек охладевает к добродетели и легко воспламеняется на исполнение злых дел. На добро ему словно бы не хватает энергии и сил, а на зло - хоть отбавляй.

    Как бороться с состоянием прелести?

    Сам по себе человек не в состоянии противостоять падшим ангелам. Для этого необходима Божественная помощь. Все надлежащие для борьбы с духами злобы благодатные средства Бог вручил Церкви. Залогом побед в этой невидимой брани служит полноценная христианская жизнь. Пост и молитва, о которых говорил Господь () являются частными средствами в этой борьбе.

    Что такое самообольщение?

    Прелесть духовная характеризуется состоянием ложного духовного самосознания, при котором тонкое действие собственных (прежде всего ) и воздействие на душу и тело субъективно воспринимается человеком как Божественная и, в крайней форме, как .

    Прелесть – это славянское слово, «лесть» переводится на русский язык как «ложь». Прелесть означает самообман, самообольщение. Человек думает, что он идет по правильному пути, а на самом деле идет по ложному.

    Прелесть – обязательный результат последования ложному духовному учению или даже частичного принятия его.

    Прелесть возникает как следствие уклонения от покаянной, трезвой и строгой духовной жизни к жизни мечтательной – к желанию благодатных ощущений со склонностью к чудесности ( , видения, знамения), к восторженности и образности (представление образов) в , к чрезмерным подвигам по неосознаваемому гордостному разгорячению и расчету на свои силы, а не на благодать Божию, действующую только в смирении.

    Святые отцы различают два вида прелести, один из них происходит «от неправильного действия ума» – мечтательность (сновидения, неправильные ощущения или видения при молитве), другой – «от неправильного действия сердца» – мнение (сочинение поддельных, благодатных ощущений и состояний; одержимый этою прелестью мнит о себе, сочинил о себе «мнение», что он имеет многие добродетели и дары Святого Духа).

    Иногда признаком ложного духовного состояния бывает и мнимое отсутствие страстей. По словам преп. , одна страсть (он имел в виду прежде всего, наверное, гордость) заменяет в человеке все прочие. Демоны отступают от подвижника, чтобы он не забеспокоился, не начал борьбу.

    Определял состояние прелести следующим образом: «Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения, произведенное падением праотцов наших. Все мы – в прелести. Знание этого есть величайшее предохранение от прелести. Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести».
    Но в борьбе с прелестью, как и в любом сложном деле, Бог помогает человеку своей . Так что, по мнению святителя , значение прелести не нужно чрезмерно и преувеличивать: «Прелести нечего бояться. Она случается с возгордившимися… кои начинают думать, что как зашла теплота в сердце, то это уже и есть конец совершенства. А тут только начало, и то, может быть, не прочное. Ибо и теплота, и умирение сердца бывают и естественные, – плод сосредоточения внимания. А надо трудиться и трудиться, ждать и ждать, пока естественное заменено будет благодатным».

    Преподобный : Надо знать, что прелесть имеет три главные причины – гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Причины же гордости – суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти бесов – преуспеяние, наказательного попущения – греховная жизнь. Прелесть от зависти бесов и гордого самомнения скоро получает исцеление, особенно после смирения. Но прелесть наказательную – предание сатане за грех – часто Бог попускает своим оставлением даже до смерти. Бывает, что и неповинные для спасения, предаются на мучительство бесов. Надо знать, что и через прельщенных дух гордого самомнения иногда дает предсказания.

    (function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || ).push(function() { try { w.yaCounter5565880 = new Ya.Metrika({ id:5565880, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true, webvisor:true, trackHash:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName("script"), s = d.createElement("script"), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "https://cdn.jsdelivr.net/npm/yandex-metrica-watch/watch.js"; if (w.opera == "") { d.addEventListener("DOMContentLoaded", f, false); } else { f(); } })(document, window, "yandex_metrika_callbacks");

    11.01.201307:00

    Баня, женщины и водка

    Многие участники проекта "Кинопоезд" имели о России лишь смутное представление. Это стало ясно сразу, как только из вагона вышла делегация: все гости были обуты в валенки. Молодые кинематографисты, снимающие документальный фильм на тему "Стереотипы о русских", посетили Мурманск в канун православного Рождества. Профессиональные режиссеры из шестнадцати стран начали с Крайнего Севера свое железнодорожное путешествие по России, чтобы попытаться раскрыть тайну загадочной русской души. Такова идея грандиозного проекта "Кинопоезд", который начался 4 января в Москве.

    Во время действия проекта молодые режиссеры исследуют разные уголки нашей страны. Маршрут "Кинопоезда" включает восемь городов. Первым в списке был Мурманск, самый большой в мире город, расположенный за Полярным кругом, а в общей сложности "Кинопоезд" преодолеет свыше десяти тысяч километров. Во время пути участники поездки планируют не только снять, но и смонтировать свои короткометражки о жизни в современной России. Вот основные темы будущих произведений киноискусства: "Русские женщины", "Загадка русской "Лады", "Выпьем!", "Русская баня", "Русская зима", "Медведи".

    Новых впечатлений иностранцы набрались на годы вперед, ведь некоторые из них никогда не видели снег собственными глазами.

    Я вообще впервые в жизни нахожусь в месте, где температура воздуха ниже ноля градусов, - призналась гостья из Индии Сандия Сундра. - Меня всегда вдохновляла русская зима, и когда я услышала о проекте "Кинопоезд", сразу решила в нем участвовать!

    В Мурманске Сандия снимала сюжет о русской женщине, выбрав в качестве героини одну из победительниц конкурса "Краса Заполярья". В областном центре гости провели три дня. Почти все время они посвятили съемкам, уделив осмотру достопримечательностей всего несколько часов. Иностранцы увидели памятники Алеше, "Ждущая", ледокол "Ленин" и храм Спаса на водах, после чего поделились впечатлениями о городе и своим режиссерским опытом с мурманскими студентами факультетов журналистики. Как организаторы, так и участники проекта отметили доброжелательность, гостеприимство и открытость мурманчан. Во время съемок режиссеры часто общались с северянами прямо на улицах столицы Заполярья и очень многие с радостью соглашались помочь съемочной группе развенчать те или иные мифы о России.

    Чтобы прочувствовать все прелести русской бани, кинематографисты отправились прямиком в одну из частных мурманских парилок вместе с видеокамерами. А разгадать "Загадку русской "Лады" им помогли мурманчане, которые специально для почетных гостей устроили гонки на "Калинах". Неприятно удивил Мурманск иностранцев только полярной ночью и непонятным для них планом города. По их словам, из-за множества одинаковых домов и отсутствия четкого разделения на районы было сложно ориентироваться.

    Премьерный показ отснятого материала и его обсуждение состоится 6 февраля, когда кинопоезд вернется в Москву.

    Павел СТЕПАНЕНКО.

    К ТЕМЕ

    Впервые идея "Кинопоезда" была воплощена в жизнь в 30-х годах XX века Александром Медведкиным. Знаменитый советский режиссер ездил по стране на поезде и снимал в пути небольшие истории о жизни людей. Затем власти закрыли проект, поскольку контроль съемок был почти невозможен. Спустя семь десятилетий французский режиссер, продюсер Гийом Проценко решил сделать современный кинопоезд. Он собрал команду молодых профессиональных кинематографистов из разных стран, и вместе они проехали по России и бывшему СССР. В работе кинематографистам существенно помогают современные технологии: возможность снимать цифровыми камерами и монтировать фильмы на ноутбуках прямо в пути. В 2008 году "Кинопоезд" проехал по Транссибирской магистрали от Москвы до Владивостока. В итоге фильм "Москва - Владивосток" попал в список участников Каннского кинофестиваля. В 2010 году кинематографисты совершили путешествие по бывшим среднеазиатским республикам СССР. Проект реализуется при поддержке Министерства культуры РФ и Союза кинематографистов РФ.

    Темные дни и теплые люди

    Во время визита иностранных режиссеров в столицу Заполярья журналисты "Вечернего Мурманска" поинтересовались, чем им запомнился наш город, какие достопримечательности их впечатлили и нашли ли они общий язык с северянами.

    Сандия Сундра, режиссер из Индии:

    Первое, что я не могла не заметить - это холод! А город мне кажется красивым. Мне нравятся милые люди, которые гуляют по улице и на удивление просто соглашаются поучаствовать в съемках. Очень приятные и отзывчивые люди. Из того, что меня еще удивило, могу отметить замочки на ограде у морского вокзала, которые вешают молодожены.

    Гийом Проценко, французский режиссер и продюсер:

    Каждый раз город не такой, как прежде. Это интересно и всегда приятно удивляет. Например, в этом году я впервые вижу так много снега. И в этот раз особенно отметил мурманское гостеприимство. Теплое приветствие ожидало не только меня, но и всех участников проекта "Кинопоезд". Впервые этой зимой я побывал в рождественскую ночь в вашем храме. Там была очень интересная атмосфера! Желаю мурманчанам красивой зимы и теплой весны.

    Марчин Княжек, польский режиссер:

    Впечатляющий город. Интересно, что мы можем спать целый день из-за полярной ночи, а гулять по городу всего три-четыре часа в день, пока более или менее светло. Я давно не видел столько снега. Кстати, памятник Алеше похож на статую Христа Искупителя в бразильском городе Рио-де-Жанейро.

    Татьяна Петрик, одна из организаторов проекта "Кинопоезд":

    Мы с Гийомом были в Мурманске уже два раза, и он показался нам таким необыкновенным и мистическим, что мы твердо решили: "Кинопоезд" в 2013 году обязательно должен начать свой путь именно отсюда.

    Новости по теме

    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

    Несмотря на протесты волгоградских родителей, противоречия в законе, с января 2017 года питание дошкольников в детских садах Волгограда было передано сторонним организациям, - напомнила председатель общественной организации «Волгоградские родители за права детей» Ольга Чебуракова. - Чиновники Волгограда инициировали перевод дошкольных учреждений на аутсорсинг в сфере питания, аргументируя это положительным опытом внедрения данной системы в больницах. Не остановило волгоградских властей и многочисленные нарекания о питании школьников по новой системе со стороны учащихся и их родителей.

    Мне довелось на себе испытать все «прелести» этого нововведения, когда находилась целый месяц в больнице. Я понимала, что от новой системы питания не следует ждать чего-то хорошего, но что всё так плохо, не могла и подумать. За этот месяц я припомнила каждого чиновника, который восхвалял аутсорсинг.

    Я опросила немало женщин, которые побывали в роддомах и перинатальных центрах Волгограда и Волжского, и могу с уверенностью сказать, что питание там не просто плохое, а подрывающее здоровье молодых мам. Без преувеличения могу сказать, что в роддомах Волгограда и Волжского беременные и родильницы - голодные.

    В родильных домах, как и других больницах Волгоградской области, согласно опросу, который я провела, кормят скудно, однообразно, низкокалорийно. Фрукты практически не дают, овощей 3-4 вида, мяса - не больше 50 грамм в сутки, молочных продуктов мало, порции маленькие, крайне редко можно получить добавку, все первые блюда только на воде – мясные бульоны исключены полностью. Очень часто дают холодную еду. Также женщины жалуются на испорченные продукты. Молоко и чай пить невозможно. Это откровенные отходы. На фотографиях хорошо видно, насколько неаппетитно выглядит больничная еда. Повара особо не утруждаются с готовкой и разнообразием меню. Свеклу разрезали на три части – выдали, морковь нашинковали – подали к столу. Зачем придумывать какие-то блюда, ведь кухню никто не контролирует, там «правит бал» аутсорсинг.

    Хочу спросить у чиновников и депутатов: Волгоград на осадном положении, у нас идет война? Просто другой причины, которой можно оправдать отвратительное питание беременных и родивших женщин, не может быть. О каком здоровье населения можно говорить, если власть так относится к матерям? Какое может быть грудное вскармливание, если женщины не доедают?! Я лично видела голодные глаза беременных. Конечно, соседи по палате делятся продуктами, но не все женщины берут чужую еду. Для многих это унижение и стыд. Вот и ждут роженицы, пока им родственники нормальную еду привезут. Однако, близкие не всегда могут приходить по несколько раз в день. А к тем, кто из области, вообще не приезжают. Вот и питаются беременные и родившие женщины больничной едой. Кроме того, во всех больницах ужин дают в 17.00, а следующий прием пищи только - завтрак следующего дня в девять утра. Вот такая своеобразная диета получается, на которой беременные и кормящие женщины очень эффективно худеют.

    С моей точки зрения, такое отношение к матерям – это преступление. Только кто за это ответит? Руководство Волгоградского здравоохранения, судя по всему, не видит в этом проблемы, чиновников всё устраивает. Исправно получая свои немалые зарплаты и премии, питание беременных и родильниц никого не волнует.

    С руководством местного здравоохранения солидарен и губернатор Волгоградской области Бочаров А. И. Еще в 2015 году он активно продвигал систему аутсорсинга в больницах. Андрей Иванович тогда говорил: «В организации питания пациентов больниц Волгоградской области, внедряющих систему аутсорсинга, происходят качественные изменения. Система аутсорсинга дает положительные результаты, но необходимо продумать возможность строительства крупного комбината питания для обеспечения социальных учреждений». В 2015 году губернатор Андрей Бочаров поставил следующие задачи перед руководством областного Комитета здравоохранения по итогам расширенного совещания: «Жесткий контроль за деятельностью медучреждений при проведении лабораторной диагностики, закупок, обеспечении пациентов питанием, а также усиление профилактической медицины и диспансеризации. Но на проверку слова губернатора оказались мыльным пузырем. С легкой руки Андрея Ивановича в роддомах женщины теряют здоровье.

    Считаю, что внедрив систему аутсорсинга в школы, больницы и детские сады, власть пролоббировала коммерческий интерес конкретных людей, тем самым отказавшись от выполнения части своих социальных обязательств.

    Какое будущее у нашего региона с таким здравоохранением, с такой властью? Коррупция чиновников, их неуемное стремление к личной выгоде убивают Волгоградскую область. Такое ощущение, что наш регион – это зона отчуждения, или зона, где над населением проводятся опыты на выживаемость.

    Что такое духовная прелесть, откуда она берется, можно ли застраховаться от нее, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.

    – Отче, что такое духовная прелесть? Откуда она берется?

    – В русском языке слово «прелесть» имеет положительный оттенок, но в духовном отношении прелесть – это неосознаваемое человеком ложное состояние души, когда ему под воздействием страсти гордыни хочется казаться лучше, чем он есть на самом деле. Всякое безмерное приукрашивание себя дорогой одеждой, косметикой, витиеватыми словами, наигранными поступками, улыбками – виды прелести. Красота ее обманчива, и она никак не может спасти мир, а наоборот, обманывает и разрушает его. Правда, у каждого человека есть внутренняя врожденная защитная реакция, при помощи которой можно почувствовать неискренность других, но не всегда сразу поймешь, в чем дело.

    В состоянии прелести человек как бы проживает не свою жизнь, а чужую, о которой мечтает. Для него жизнь – это непрекращающаяся игра. Не случайно наибольшим рейтингом в СМИ пользуются передачи, связанные с игрой. Также понятно, почему в древние времена основным конкурентом Церкви был языческий театр. Святые отцы очень резко критиковали актеров именно за то, что они занимались лицедейством и вольно или невольно заражали этим своих зрителей.

    Церковь же учит человека быть самим собой, не позировать, не рисоваться, не актерствовать, а жить, что называется, дыша полной грудью. Именно из-за желания быть настоящими людьми, личностями, а не безликой массой или безвольными позерами, первые христиане с радостью шли на мучения. Как объяснял феномен мученичества святой Иустин Философ, мы идем на мучение потому, что не хотим жить обманом.

    – Какие самые распространенные виды прелести можно наблюдать у православных?

    – По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), прелесть – это естественное состояние всех людей, удаленных от Бога. Так как мы постоянно грешим и не всегда каемся в своих грехах или делаем это поверхностно и формально, то все пребываем в прелести. Очевидно, что степень духовной прелести, как и степень болезни тела, бывает разной. В церковной среде она часто развивается под видом неумеренной ревности не по разуму о благочестии. В таком состоянии человек без благословения духовника берет на себя чрезмерные подвиги поста и молитвы и, как правило, быстро надрывается, делает много ошибок в своей жизни. Вместо того чтобы остановиться и покаяться, он начинает винить в этом окружающих: владыку, священников, прихожан.

    Иногда вокруг таких ревнителей формируются кружки единомышленников. Так их Православие перерождается в сектантство. Недавно, например, у нас было движение против ИНН, еще раньше – против экуменизма, сейчас наблюдается движение против новых паспортов. Понятно, что к процессам глобализации мы, христиане, не можем быть абсолютно равнодушными, и Церковь по этим вопросам выносила специальные соборные постановления. Беда происходит тогда, когда христианин, увлеченный борьбой с глобалистами, забывает о своей личной невидимой духовной брани с духами злобы и со страстями. На глобальные политические процессы призваны влиять в первую очередь архиереи и другие уполномоченные на это люди. Мы им в этом можем помочь, когда будем усердно молиться, дабы они мужественно отстаивали интересы Церкви перед сильными мира сего.

    Другой вид духовной прелести – когда христианин себя слишком жалеет и начинает нарушать посты, пропускать богослужения, по поводу и без повода баловать себя спиртным. Из-за этого его христианство становится солью обуявшей, которую выбрасывают вон на попрание людям. Из-за таких номинальных христиан многие ищущие и искренние люди, которые могли бы стать ревностными членами Православной Церкви, соблазняются и попадают в сети раскольников или сектантов.

    – Какие есть примеры впадания в прелесть в христианской истории? Может, подвижников, святых?

    – Прелесть довольно заразительна, как и любой другой грех. Ей могут предаваться не только отдельные люди, но и целые народы. Особенно опасно, когда в прелесть впадает видный церковный пастырь, которому многие люди доверяют. Когда он начинает преподавать новое учение, то слущающие очень легко им увлекаются. Так, в IV веке знаменитый александрийский пресвитер Арий сам прельстился и многих людей обольстил новым учением, что Христос – не Бог, а лишь Его высшее творение. Затем Константинопольский патриарх Несторий стал называть Божию Матерь не Богородицей, а Христородицей. Позже были монофизиты, монофилиты, иконоборцы. Как видим, довольно большое число людей прельстилось сладостью новомодных учений и впало в ересь. В XI веке возник Великий раскол по причине того, что почти весь Запад соблазнился новым догматом о примате (первенстве) Римского Папы. От них позже ответвились протестанты и разного рода сектанты.

    Но и в нашей православной церковной среде от впадения в прелесть никто не застрахован. Самый яркий пример – Печерский святой прп. Никита Затворник, епископ Новгородский. Не имея достаточного монашеского искуса в среде братии, он рано удалился в затвор. Здесь ему явился диавол в образе Ангела и обольстил поклониться ему. Далее по внушению лукавого прельщенный подвижник совсем перестал молиться, лишь изучал книги Ветхого Завета. Когда братия обители поняла, что с ним творится что-то неладное, то начала усердно молиться – и изгнала из его кельи беса. Впоследствии Никита стал епископом Новгородским.

    – Неужели христианин никак не может себя застраховать от впадения в прелесть?

    – В какой-то мере это становится возможным, когда человек регулярно исповедуется и причащается Святых Христовых Таин. Нужно жить полноценной жизнью Церкви, не замыкаться в себе, стараться со всеми общаться, всех любить, никого не осуждать, всех поддерживать и оказывать посильную помощь, тогда и нам в трудную минуту помогут и не дадут пропасть. Не зря Господь сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:13). Мера нашего духовного преуспеяния должна определяться не количеством прочитанных молитв и даже не частотой Причастия, а нашей любовью к людям, и не только к тем, кто нас любит, но и к врагам своим. Только так мы сможем хоть в малой мере освободиться от присущей всем греховной прелести и не впасть в бόльший самообман, который может совсем нас отторгнуть от Бога и Его Святой Церкви.



    Транспорт