Брейгель, питер старший притча о слепых. Притча о слепых

Искусствоведы считают, что Северное Возрождение ни в чем не уступает итальянскому. Оно было совершенно иным по своему духу и воплощению, но его художественная ценность от этого не становится меньше. Выдающимся деятелем этой эпохи был Питер Брейгель. «Притча о слепых» - одна из лучших его работ.

Северное Возрождение

Этот термин охватывает все искусство XV века, развивающееся за пределами Италии, которая была родиной классического К Северу относят и Францию, и Англию, но, говоря о живописи, как правило, вспоминают Нидерланды и Германию. Именно здесь работали Альбрехт Дюрер, Рогир ванн дер Вейден, Ян ванн Эйк и, конечно, Питер Брейгель с сыновьями.

В живописи времен Северного Ренессанса прослеживается четкая связь с готикой, народным искусством и мифологией. Письмо подробно и детализировано. В отличие от Италии, на Севере пока не возникает гуманистического светского мировоззрения. Художники не обращаются к классическому наследию античности и изучению анатомии для более достоверного изображения человеческого тела. Кроме того, ощущается значительное влияние церкви на искусство. Если картина не изображает напрямую библейский сюжет, то в ней четко прослеживаются христианские аллегории.

Биография Брейгеля

Брейгели - это целая династия. Живописью занимался не только отец, сам Питер Брейгель. Широко известны и работы его сыновей - Яна Брейгеля и Питера Брейгеля-младшего. Они не только писали свои картины, но и сделали довольно много копий отцовских произведений.

Старший Брейгель родился в нидерландском городе Бреда в начале XVI века. Начинал он свою карьеру как график, затем обучался живописи у придворного мастера Кука ван Альста в Антверпене. В 50-х годах он, подобно многим европейским художникам, совершил «образовательное» путешествие в Италию. По дороге посетил Швейцарию и Францию и написал несколько пейзажей. Солнечная Италия поразила Брейгеля не только прекрасной природой, но и памятниками классического искусства. Критики сходятся во мнении, что старые итальянские мастера оказали большое влияние на творчество молодого художника.

После путешествия Брейгель продолжает работать в Антверпене и женится на дочери своего наставника, Марии. В 1963 году семья переезжает в Брюссель, где художник останется до конца своих дней. Кисти Брейгеля приписывают сорок пять картин. Из них более тридцати изображают природу, сельскую жизнь и сценки из жизни деревенских жителей. Художник не принимал заказов на портреты, известно только одно его произведение в этом жанре - «Голова крестьянки». Если в раннем творчестве Брейгеля фигуры людей маленькие и незначительные по сравнению с окружающим пейзажем, то в позднем прослеживается растущий интерес к изображению человеческих фигур. В этих картинах люди выписаны крупно, лица изображены выразительно, на них легко читаются эмоции. К этим работам относятся «Калеки», «Крестьянин и разоритель гнезд» и, конечно, «Притча о слепых».

«Притча о слепых». Питер Брейгель

Картина Брейгеля - не единственный сюжет в искусстве на тему незрячих. Образ слепого прочно утвердился в мифологии как аллегория невежества, нетерпимости к чужому мнению, зашоренного сознания. Но в то же время часто незрячий выступает как олицетворение веры (не зря ее часто называют слепой). Так, еще в Библии встречается притча про слепого Вартимея. Человек обретает зрение благодаря своей безграничной вере. Широко известна древнеиндийская история «Слепые и слон». Притча рассказывает о трех людях, которым дали дотронуться до различных частей тела слона, на основании чего каждый вынес вердикт, как выглядит животное, и каждый из них был не прав. Произведение Брейгеля, согласно общепринятому толкованию, основано на библейских строках: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». В картине мы видим буквальную иллюстрацию этого.

На фоне безмятежного сельского пейзажа шествует процессия из шести мужчин. Одеты они небогато, на груди одного из них крест, как символ упования на Бога. Слепые движутся по плотине, но не замечают, как дорога делает поворот. И вот их лидер, оступившись, падает в воду. Второй мужчина, не удержавшись, летит за ним. Третий еще не понимает, что происходит, но положение его уже неустойчиво. Последние еще не ведают об уготованной участи, но все они неминуемо окажутся в воде, ведь слепой, следующий за слепым, обречен.

Интерпретация

Чтобы понять, о чем говорит брейгелевская «Притча о слепых», нельзя упускать из виду культурный и исторический контекст, в котором создавалась эта картина. В последние годы жизни художника его родные Нидерланды были оккупированы испанцами под предводительством Под предлогом уничтожения еретиков были замучены и убиты тысячи простых людей. Террор и беззаконие царили в стране. Начавшиеся было бунты и выступления быстро сошли на нет. Как и весь народ, художника охватило отчаяние, и эта безысходность обрела наиболее полное выражение в его картине «Притча о слепых».

Эта работа - аллегорический протест и обращение ко всему миру. Куда придет незрячее человечество? По какому праву слепого ведет слепой? Слепота здесь - не только физическое увечье, но и нищета духа. Все полотно кричит о том, что пока не поздно следует остановиться и попробовать, наконец, открыть глаза. Вероятно, пока человечество существует, этот призыв все еще будет актуален.

Композиция и колорит

Композиция картины выстроена по диагонали. Причем динамика и напряженность возрастают на протяжении линии, визуально разделяющей картину. Пейзаж статичен и безмятежен, отсутствуют посторонние фигуры людей и животных. Только невозмутимая природа - свидетель разыгрывающейся драмы, которая в сравнении с вечностью является всего ничтожным эпизодом. По направлению с пригорка, подчеркнутого остроконечными крышами голландских домов, движутся слепые. Провал справа выступает как контрапункт возвышенности.

Безжизненный сухой силуэт дерева в левой части картины повторяет изгибы тела последнего мужчины. Если последние фигуры еще двигаются спокойно, то по ходу диагонали динамика и напряжение растет. Каждая последующая фигура уже более неустойчива и все больше отчаяния и тупого ужаса читается на их лицах. Лица первого слепого мы полностью не видим, он уже погружается в воду. Но фигура его выражает беспомощность и отчаяние.

Идею и композицию подчеркивает колорит картины. Для мрачного сюжета художник подобрал неяркие приглушенные тона. В пейзаже преобладает сильно приглушенная охра, пыльная зелень. Низкое хмурое небо выполнено в оттенках серого. Ни единого просвета нет между облаками. Одежда слепых таких же блеклых тонов, как и окружающая природа - все та же палитра серого. Художник сумел подчеркнуть цветом динамическую диагональ. Напряжение нарастает вместе с цветом. Глухие плащи двух последних мужчин выполнены в наиболее спокойных и темных оттенках. У обрыва же мелькают вспышки ослепительно-белых чулок и чепцов, им вторит грязный белый плащ третьего слепого. Одеждой самых ярких тонов - красный, зеленый, оранжевый - наградил художник поводыря, столь бесславно окончившего свой путь. Яркой охрой светится глина у обрыва.

Эта картина - одно из последних и самых известных произведений Питера Брейгеля. В этой работе он показал себя зрелым художником. Умелая техника письма и мастерское использование живописных приемов сочетаются здесь с драматизмом и глубиной сюжета.

Слепой ведет слепого

Слепой ведет слепого
Из Библии. Новый Завет (Евангелие от Матфея, гл. 15, ст. 14), слова Иисуса Христа: «Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму».
Иносказательно: о плохих руководителях, вождях и покорной им невежественной толпе, которые стоят друг друга (ирон., презрит.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Слепой ведет слепого" в других словарях:

    - (тот и другой не знает, куда бредет) Слепой слепому (зрячему) не указчик. Слепой (иноск.) ослепленный безрассудством, страстью Ср. Cæcus monstrat viam. Ср. Ut si caecus iter monstrare velit. Если б слепой хотел показать дорогу. Horat. Ep. 1, 17,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Слепой. Слепой Жанр детектив / боевик Создатель Андрей Воронин Елена Караваешникова В главных ролях Сергей Маховиков Мария Порошина … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - (Brueghel, Pieter) (ок. 1525 1569), последний великий художник эпохи Возрождения в Нидерландах. Биография Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1604 голландским художником и историком биографом Карелом ван Мандером, является главным источником… … Энциклопедия Кольера

    Оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Ис.42:19 Иер.5:31 Лук.6:39 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем… Блаженны миротворцы… Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.… … Сводная энциклопедия афоризмов

    ПРЯМАЯ КИШКА - ПРЯМАЯ КИШКА. Содержание: I. Анатомия..................... 590 II. Методы исследования заднего прохода и п. к. 5 98 III. Патология П. к.................. 599 I. Анатомия. Прямая кишка (rectum) представляет собой конечный отдел кишечника; она… …

    КИШЕЧНИК - КИШЕЧНИК. Сравнительно анатомические данные. Кишечник (enteron) представляет собой б. или м. длинную трубку, начинающуюся ротовым отверстием на переднем конце тела (обычно с брюшной стороны) и кончающуюся у большинства животных особым, анальным… … Большая медицинская энциклопедия

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Возвращение в Панджруд , Волос Андрей , Длинна дорога от Бухары до Панджруда, особенно если идти по ней предстоит слепому старику. Счастье, что его ведет мальчик-поводырь - где найти лучшего провожатого? Шаг за шагом преодолевают… Категория: Современная отечественная проза Издатель: ОГИ ,
  • Дети подземелья. Слепой музыкант , Короленко Владимир Галактионович , В книгу вошли два хрестоматийных произведения В. Г. Короленко. `Дети подземелья` - повесть о неожиданной дружбе сына судьи и бездомного мальчишки. Недолгие, но очень искренние отношения не… Категория: Для детей Серия: Книги на все времена Издатель: Энас-книга , Производитель:

Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.

С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.
В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела.

Картина посвящена словам Христа в библейской притче о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью:
"Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?".

Конечно же, при этом Иисус имел в виду слепоту духовную. Как напоминание об этом Брейгель изображает в глубине картины церковь - единственное место, где слепые могут получить исцеление.
Но чтобы переступить церковный порог, нужно быть зрячим или воспользоваться помощью зрячего; ни то ни другое не доступно персонажам Брейгеля.

Пережитые события, происходящие с его страной, словно заставили Брейгеля вспомнить кальвинистское учение о трагической слепоте всего человечества, не ведающего своей судьбы и покорного воле предначертанного зрелища.

Жуткая вереница бесприютных калек, лишенных не только зрения, но и поводыря, бредет из глубины картины на зрителя медлено и осторожно они идут друг за другом, не подозревая, что их путь ведет в заполненный водой овраг.

Внезапно вожак оступается и падает, и вслед за ним падет идущий следом.
"Взгляд" его пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

Следующий судорожно ищет внезапно исчезнувшую опору опору, уже качаясь и теряя равновесие

Последние пока идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу.

Но чем дальше тем неувереннее становятся их судорожные жесты и быстрые движения, а земля уже уходит из-под ног. Потому, что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому, что падение это неизбежно. Мгновение как бы остановилось. Скорее всего они что-то спрашивают.

Их лица, выражающие ужас и недоумение, уродливы и страшны. На них отражены все пороки человеческого общества: злоба, жадность, хитрость, лживость, лицемерие.

Брейгель старается избежать нарочитого драматизма: его персонажам, скорее всего, не угрожает гибель — овраг неглубок. Весь ужас происходящего сконцентрирован не в сюжете, а именно в образах: в неторопливом, след в след, движении к краю ямы, в череде ужасных лиц, подвижных и разнохарактерных, но лишенных какой-либо тени мысли и жизни.

Словно обгоняя слепцов, взгляд зрителя перескакивает с одной фигуры на другую, улавливает страшное в своей последовательности изменение выражений их лиц от тупого и животно-плотоядного последнего слепого до все более алчных, все более хитрых и злобных.

Осуждая человечество за суету и порочность, художник противопоставляет ему чистоту и гармонию природы.
Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Мир природы вечен, в нем все справедливо и закономерно. Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Эта картина — последняя из известных ныне сохранившихся работ Брейгеля. Не была ли картина "Слепые" своеобразным прощанием художника с людьми?

Нет. Брейгель, умерший в Брюсселе 5 сентября 1569 г. (в возрасте примерно сорока лет), до конца своих дней работал еще над одной картиной, которая. по отзывам современников, "была самым лучшим из созданных им произведений". Ни сама картина, ни ее описание не дошли до нас, известно только название: "Торжество правды"

Еще в начале 1560-х годов нидерландцам в полной мере пришлось изведать несчастия, которые обрушили на них испанские власти. Тридцатилетний художник видел, как приходили в упадок процветавшие прежде города. Иностранные купцы, опасаясь религиозной нетерпимости испанских инквизиторов, искали гостеприимства в других землях. Сожжение еретиков стало заурядным зрелищем, так же как и десятки виселиц, расставленных вдоль опустевших дорог.

С приездом герцога Альбы страна была превращена в гигантский застенок. Волна восстаний, прокатившаяся было по Нидерландам, быстро спала. В этих событиях многие искусствоведы и видят разгадку особенно трагедийного характера последних произведений Брейгеля. Драматический для его народа исход борьбы погасил в сердце художника последнюю надежду. Разуверившись в возможности победы, Брейгель снова направил свое искусство в иносказательное русло, словно у него не стало уже сил писать непосредственные события.
В это время и создается картина "Слепые", в которой отчаяние Брейгеля-человека и величие Брейгеля-художника достигли своего наивысшего предела.

Картина посвящена словам Христа в библейской притче о неразумном слепце, который взялся быть поводырем у своих собратьев по несчастью:
"Может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?".

Конечно же, при этом Иисус имел в виду слепоту духовную. Как напоминание об этом Брейгель изображает в глубине картины церковь - единственное место, где слепые могут получить исцеление.
Но чтобы переступить церковный порог, нужно быть зрячим или воспользоваться помощью зрячего; ни то ни другое не доступно персонажам Брейгеля.

Пережитые события, происходящие с его страной, словно заставили Брейгеля вспомнить кальвинистское учение о трагической слепоте всего человечества, не ведающего своей судьбы и покорного воле предначертанного зрелища.

Жуткая вереница бесприютных калек, лишенных не только зрения, но и поводыря, бредет из глубины картины на зрителя медлено и осторожно они идут друг за другом, не подозревая, что их путь ведет в заполненный водой овраг.

Внезапно вожак оступается и падает, и вслед за ним падет
"Взгляд" его пустых глазниц обращен к зрителю. Неудовлетворенная ненависть, жестокий оскал сатанинской улыбки превратили его лицо в страшную маску. В нем столько бессильной злобы, что вряд ли кому придет в голову сочувствовать бедняге.

Судорожно ищет внезапно исчезнувшую опору опору, уже качаясь и теряя равновесие

Пока идут спокойно, ибо еще не ведают о грозящей беде. Их лица полны смирения, едва прикрывающего тупость и затаенную злобу.

Но чем дальше тем неувереннее становятся их судорожные жесты и быстрые движения, а земля уже уходит из-под ног. Потому, что слепые ведут слепых, потому что они чувствуют падение, потому, что падение это неизбежно. Мгновение как бы остановилось. Скорее всего они что-то спрашивают.

Их лица, выражающие ужас и недоумение, уродливы и страшны. На них отражены все пороки человеческого общества: злоба, жадность, хитрость, лживость, лицемерие.

Брейгель старается избежать нарочитого драматизма: его персонажам, скорее всего, не угрожает гибель - овраг неглубок. Весь ужас происходящего сконцентрирован не в сюжете, а именно в образах: в неторопливом, след в след, движении к краю ямы, в череде ужасных лиц, подвижных и разнохарактерных, но лишенных какой-либо тени мысли и жизни.

Словно обгоняя слепцов, взгляд зрителя перескакивает с одной фигуры на другую, улавливает страшное в своей последовательности изменение выражений их лиц от тупого и животно-плотоядного последнего слепого до все более алчных, все более хитрых и злобных.

Осуждая человечество за суету и порочность, художник противопоставляет ему
Все также светит солнце, зеленеют деревья и даже трава под ногами слепцов мягка и шелковиста. Уютные домики стоят вдоль тихой деревенской улицы, в конце которой видна островерхая церквушка. Светлый и лучезарный мир природы остается как бы вне человеческого недоразумения. Мир природы вечен, в нем все справедливо и закономерно. Его безмятежная красота позволяет забыть о человеческих пороках и несчастьях, однако фигуры самих слепцов в этой среде кажутся еще более отталкивающими и страшными.

Эта картина - последняя из известных ныне сохранившихся работ Брейгеля. Не была ли картина "Слепые" своеобразным прощанием художника с людьми?

Нет. Брейгель, умерший в Брюсселе 5 сентября 1569 г. (в возрасте примерно сорока лет), до конца своих дней работал еще над одной картиной, которая. по отзывам современников, "была самым лучшим из созданных им произведений". Ни сама картина, ни ее описание не дошли до нас, известно только название: "Торжество правды"


«Слепые» - одна из самых знаковых картин Питера Брейгеля Старшего. Считается, что она основана на одной из библейских притч, которая гласит: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму» . Как и практически во всех остальных полотнах художника, в этой тоже скрыта аллегория, а какая именно – разберем далее в статье.


Картина «Слепые» была написана в 1568 году. На ней изображена вереница слепых людей, которые уверенно шагают по дороге прямиком в яму. Первые уже упали, и остальных ждет та же участь. В основе сюжета заложена библейская притча, в которой говорится: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Смысл притчи, как всегда, читается между строк. Слепые – это не те, у кого отсутствует зрение, а те, кто следует за кем-то, слепо ему веруя.


Стоит отметить, что идея написания картины пришла в голову художнику неспроста. В те времена его родная страна Нидерланды попала в зависимость от испанцев во главе с герцогом Альба. Под предлогом борьбы с еретиками было уничтожено бесчисленное количество простых людей. Несогласных с новым режимом быстро ликвидировали, а остальные стали слепо подчиняться новым властям.


Если обратить внимание на лица слепых на картине, то все они намеренно искажены. И это не потому, что автор предвзято относился к увечным. Каждый из действующих лиц олицетворяет собой пороки человечества – жадность, злобу, жестокость, лживость, лицемерие, похоть. Именно они застилают глаза человеку и направляют его в «ямы» духовной безнравственности.



Пособия и алименты