Царицын православный. История волгограда Сталинград — героическая история г

cтатьи о Царицыне

Динамика населения Царицына за последние 150 лет представляет собой почти нескончаемое ралли. Далеко не каждый город может показать такую историю.

Царицын в XVII веке

Как известно, первоначально Царицын был основан на Нижней Волге в качестве крепости, в которой наличие гражданского населения не предполагалось. Город населял гарнизон с минимальным количеством лиц, не имеющих военного статуса. Собственно, гражданское население как реальный фактор начинает присутствовать в городе только с XVIII века. После снятия с Царицына в 1770-х годах статуса Крепости и ликвидации Царицынской сторожевой линии, характер городского населения существенно меняется. Из военной крепости город становится незначительным населённым пунктом. По состоянию на 1786 год население города согласно ведомости Казённой палаты составляло всего 627 человек . Тем не менее, Царицын был городом, имеющим статус уездного центра, что поддерживало его существование.

Первая половина XIX века для Царицына – период застоя. Город с непонятной судьбой, с населением меньшим, чем у посада Дубовка, входящим в состав Царицынского уезда. Тем не менее, численность населения растёт и в 1847 году составляет 4,8 тыс. человек , а к 1857 г. достигает 6,5 тысяч . Безусловно, несмотря на значительный рост, сам по себе Царицын оставался захолустьем, потерявшимся среди бескрайних степей Нижней Волги. Даже в рамках Саратовской губернии Царицын был один из самых маленьких из уездных городов, его численность была примерно равна численности населения Камышина и вдвое меньше Дубовки.

С проведением в Царицын в 1859 г. Волго-Донской железной дороги, а в 1871 г. – Грязе-Царицынской, город начинает активно превращаться в транспортный узел. Начинает развиваться промышленность, в том числе появляются высокие для своего времени технологии. И если в 1860 году численность населения составляет 7,0 тыс. человек , то уже к 1873 г. это – 13,9 тыс., в 1877 – 26,5 тыс., в 1884 – 36,3 тыс. , а перепись населения 1897 года показывает городское население в 56,5 тыс. человек . Таким образом, период с 1860 г. представляет собой время огромного роста городского населения. За период 1860-1873 (всего 13 лет) оно увеличилось в два раза, при этом следующее удвоение населения случилось всего за 4 года (1873-1877). Нетрудно представить себе, какой огромный демографический и экономический бум переживал город в это время. На смену деревянным домам, которые делали Царицын больше похожими на деревню, город начинает стремительно превращаться в то, что впоследствии назовут «Русский Чикаго».

Две фотографии, показывающие как резко менялся город в 1870-е гг. На фото - ул. Московская (рядом с совр. Аллеей Героев)

То же место, немного под другим углом несколько лет спустя

К 1901 году население дотягивается уже до отметки в 70 тысяч человек , а 100-тысячный барьер Царицын преодолевает в 1909 году. Надо отметить, что данные о численности городского населения сильно разнятся по источникам. Это определяется тем, что в Царицыне было значительное сезонное население, состоящее из приезжающих на лето в город сезонных рабочих, занятых портовыми погрузо-разгрузочными работами. С учётом этого обстоятельства, город вырывается вперёд. В 1910 году население губернского Саратова составляло 158 тыс. жителей, то есть было уже сопоставимо с Царицынским. Население же других уездных городов Саратовской губернии, которые за 50-70 лет до того было существенно крупнее Царицына, безнадёжно отстаёт. Так, население Камышина на 1910 год составляет 18,7 тысяч жителей, Дубовки – 17,5. Царицын с его 100-тысячным населением всё больше становился похож на губернский город. Начинаются ставиться вопросы о неизбежности получения Царицына статуса губернского города, о необходимости открытия в нём технического вуза. Эти планы нарушает Первая мировая война, которая на начальном этапе увеличивает численность населения Царицына за счёт притока беженцев. На момент революции 1917 года население города достигает отметки в 130 тысяч человек .

Царицын начала XIX в. Фото Николая Смурова


Гражданская война, в процессе который Царицын несколько раз подвергался штурму, приводит к оттоку населения из города. По окончании Гражданской войны в Европейской России, в 1920 году численность жителей Царицына составляет 87,3 тыс. человек . Это было первое в истории города заметное сокращение числа жителей.

Тем не менее, город быстро восстанавливается. К 1923 году число жителей достигает 117,2 тысячи человек – это ещё не дореволюционный уровень, но уже довольно много. С началом интенсивной застройки города промышленными предприятиями, численность населения начинает расти темпами XIX века. По годам она составляла: 1924 г. – 128,6 тыс. человек, 1925 г. – 145,4 тыс., 1926 г. – 165,9 тыс., 1927 г. – 171,2 тыс., 1928 г. – 179,7 тыс., 1929 г. – 188,2 тыс., 1930 г. – 217,0 тыс. Таким образом, за период 1924-1930 гг. (за шесть лет) население выросло в 1,7 раза.

Сталинградский цирк

При этом, необходимо отметить, что росло не только население самого Царицына/Сталинграда, но и его многочисленных пригородов. В 1932 году, с созданием Нижневолжского края (включавшего в себя помимо Сталинградской Астраханскую, Саратовскую области и Калмыкию) и переводом в город краевой столицы, происходит присоединение к городу ряда крупных пригородов (включая Красноармейск). За счёт этого, к 1933 году население Сталинграда составляет по официальным данным 406,0 тысяч человек . Рост города продолжается и по последним полным предвоенным данным население (в 1939 году) достигает нового пика в 445 тыс. жителей .

Начало строительства тракторного завода

Разумеется, Сталинградская битва приводит к качественному падению численности жителей города. По её завершении население города на 12 мая 1943 года оценивается в 107 тысяч жителей . При этом, жители были сосредоточены, главным образом, в наименее пострадавшем от войны Кировском районе и южных частях современного Советского района. Жители быстро возвращаются в город и уже к 5 декабря 1943 года численность населения составляет 232,5 тысячи человек . До завершения войны роста населения практически не отмечается, на 1 мая 1945 года число жителей города – 250 тысяч .

Разрушенный город. Около современной площади Павших борцов

Послевоенное восстановление приводит к притоку в город большого числа иногородних граждан. В начале 1950-х гг. город достигает своего предвоенного пикового уровня, а к 1956 году доходит до численности в 525 тысяч человек . В 1962 году в городе – 649 тыс. жителей, в 1973 – 869 тыс., в 1985 г. – 974 тыс. , в 1991 г. город достигает миллионной отметки . Таким образом, в послевоенный период для удвоения населения потребовалось около 40 лет.

Сталинград в 50-е гг.

С 1991 г. и до наших дней город, в основном, сохраняет статус миллионника, хотя численность его населения периодически снижается на уровень менее миллиона человек. При этом, волгоградская агломерация, включающая в себя помимо Волгограда также Волжский, Краснослободск и Городище (т.н. «Большой Волгоград») составляет около 1,5 миллионов человек .

Герб уездного города Царицына был Высочайше утвержден 23 апреля 1854 г. Он представляет собой геральдический щит французской формы, горизонтально рассеченный на два сектора. В верхнем секторе синего цвета изображен фрагмент герба губернского города Саратова — три серебряные стерляди, сложенные в виде опрокинутого вилообразного креста, головами к его центру. В нижнем секторе на красном фоне изображены две серебряные стерляди, расположенные крестообразно. Они указывали на характерные признаки местоположения города — стерлядь издревле расселялась по Волге на ямах от Пичуги до Акатовки, а также от Банного оврага до речки Царицы. Подобная композиция была помещена в знаменитый Знаменный гербовник 1729 г. и предназначалась для знамен Царицынских полков. Однако в Знаменном гербовнике вместо стерлядей на красном фоне изображены два осетра.

Датой основания города Царицын принято считать 2 июля 1589 г., когда царем Федором Ивановичем была издана грамота о постройке на Волге острога для защиты южных окраин Московского государства от кочевников. С этого времени начинается история города Царицын.

Этот острог первоначально был поставлен на левом берегу Волги, «супротив донской переволоки» — места наибольшего сближения Волги и Дона. В начале XVII в. острог сгорел и вновь был построен в 1615 г. на правом берегу Волги при впадении реки Царица, по которой и получил название Царицын. По одной из версий, название реки было образовано от татарских слов «сара» и «чин», что переводилось как желтый остров, или «сары» и «су» — желтая вода.

В первое время Царицынский острог представлял собой небольшую крепость: 160 м в длину и 80 м в ширину. Она была обнесена глубоким рвом и высокими деревянными стенами. Усиленная 11 глухими башнями и проездной Спасской с наглухо закрывающимися воротами, крепость выполняла только военные функции. Ее гарнизон, состоящий из 400 стрельцов, обязан был не только «держать стражу против татар», но и служить охраной для проходящих мимо судов.


В 1632 г. на левом берегу Волги появились пришедшие с востока калмыки. В середине XVII в. они стали разорять поволжские города, в связи с чем роль Царицына еще больше возросла.

Во второй половине XVII в. отношения между московскими властями и донскими казаками ухудшились. Неудачи в войне с крымчаками и турками закрыли донским казакам выход в Черное и Азовское моря. В этот же период русский царь и его окружение взяли курс на более жесткое административное подчинение войска Донского Москве. На Дону поднялась волна казачьих восстаний, крупнейшим из которых был бунт под предводительством Степана Разина. Казаки пытались прорваться через Волгу на Каспий. Но на пути стоял Царицын. Восставшие брали город дважды: весной 1667 г., когда из крепости не выстрелила ни одна пушка и стрельцы сами открыли ворота, и 13 апреля 1670 г., когда им пришлось ее штурмовать.

Царицынский воевода Тургенев был казнен, а в городе введено казацкое устройство. На помощь Царицыну был послан отряд стрельцов, который был разгромлен 5-тысячным отрядом Разина у Денежного острова. Пробыв в Царицыне около месяца, Разин с войском двинулся к .


Восстания казаков послужили толчком к усилению правительственного контроля на Дону и укреплению волжской оборонительной системы. Царицынская крепость была отремонтирована, а численность ее гарнизона увеличена почти до 800 человек.

7 июня 1708 г. город Царицын был осажден булавинцами, которые взяли крепость приступом и сожгли ее дотла. Как и при Разине, в городе было установлено казачье самоуправление. После этого был взят Камышин. 20 июня 1708 г. правительственные войска овладели Царицыном. Остатки повстанцев, занимавших ранее Царицын, отступили к Дону.

В ходе строительства Царицынской сторожевой линии коренной перестройке подверглась и Царицынская крепость. По некоторым данным, ее проект лично разработал Петр I.

Деревянные стены и башни были снесены. Их заменила земляная крепость с бастионами. Высокие земляные валы окружили весь город, включая предместья. Помимо земляного вала с бастионами и рвом, крепость защищали палисад и рогатки.

Царицынская сторожевая линия вместе с новой крепостью являлась в XVIII в. одним из крупнейших оборонительных сооружений в Европе.

В августе 1774 г. около 20 тыс. восставших во главе с Е. Пугачевым осадили Царицын. Около пяти часов продолжалась артиллерийская дуэль между гарнизоном и войсками Пугачёва. Гарнизон крепости сражался доблестно и сохранил верность правительству, а мощные укрепления свели на нет все усилия, предпринятые для ее штурма. Восставшие вынуждены были уйти, так и не взяв Царицын.

В 1776 г., после разгрома восстания Пугачева и с присоединением к России Крыма и Кубани, границы государства отодвинулись далеко на юг. Была упразднена Царицынская сторожевая линия, Волжское казачье войско переведено на Кавказ, а Царицын утратил свое значение как сторожевая крепость.

Царицын Царицын был основан в 1589 году. Первоначальным местом его расположения являлся остров против устья реки Царицы, которого давно уже нет. До нас не дошло точных сведений о времени перенесения города на правый берег Волги. Согласно преданию, город переместили потому, что «остров весной заливается водой». Причиной же становления и развития Царицына была историческая необходимость укрепиться на берегах нижней Волги, чтобы обеспечить безопасность южных границ России, и, кроме того, создать так называемую «переволоку» для транспортировки лесоматериалов с Волги на Дон.


Географическое расположение «переволоки» на стыке Волги и Дона, в месте наибольшего сближения их, с давних времен привлекало к этой местности внимание различных народов. Еще за несколько столетий до нашей эры «переволока» служила торговым путем, по которому шли товары из Греции, позднее - из Рима в обмен на сырье и рабов, поставляемых кочевниками и полуоседлыми племенами. В сохранившихся лето писях отмечается, что в древнейшие времена этот край был местом, где «бродили арийские выходцы через Уральские ворота», искавшие себе путь к новым местам поселений, и что «часть из них осталась здесь, сделав Волгу торговой рекой». В V веке до н. э. греческий историк Геродот застал в низовом Поволжье культуру железного века и население, состоявшее из скифов, вытеснивших ранее здесь живших киммерийцев. Скифы, населявшие огромные пространства от Урала до Дуная, были известны грекам и в более ранние времена -в VII-VI веках до н. э. Между ними велась оживленная торговля, и уже тогда существовал торговый путь из Восточной Европы в Среднюю Азию, и проходил он по Дону, а оттуда волоком до Дубовки к Волге.


В VIII-IX веках нашей эры этот край находился во владении огромного царства хозар, представлявшего собою феодальные объединения полукочевых разнородных племен. Среди больших хозарских городов и поселений на нижней Волге наибольшую известность приобрела столица царства - Итнль, расположенная в устье Волги. Воинственные хозары враждовали со славянскими племенами верхнего Дона, Приднепровья, пытаясь установить над ними свое владычество.


В XI-XII веках обширные территории нижневолжских и донских степей были заселены многочисленными кочевыми племенами половцев-кипчаков, издавна бродивших по обширным просторам близ Волги и Дона. Немало страниц русской истории посвящено борьбе Киевского государства с половцами. Во второй половине XIII века в Нижнем Поволжье возникло могущественное Золотоордынское, или кипчакское, татарское царство, которое оказало определенное влияние на жизнь в бассейне Волги. Основателем царства был хан Батый, внук Чингисхана, прославивший себя опустошительными война ми. Одним из центров Золотоордынского царства являлся город Сарай-Берке на реке Ахтубе - левом притоке Волги, там, где и теперь вблизи города Ленинска существует село Царев. По данным различных источников старины, «в этот период татары кочевали по обоим берегам Волги».


По всей нижней Волге от Саратова до Астрахани раскинулись их многочисленные города и поселения. В сохранившихся картах, составленных в XIV веке, отмечено существование в районе нынешнего Волгограда большого города , явившегося, по существу, предшественником Царицына. В городе находилась одна из ханских ставок, а на том месте, где до революции стояла церковь Крестителя, был дворец Батыя. Следы этого города , в виде развалин каменных стен, куч камней, осколков кирпичей, а также серебряных, золотых и других вещей, еще до недавнего прошлого обнаруживались в районе бывшего селения Мечетное, вошедшего в черту современного Волгограда.


Из этих мест татары устраивали набеги на русские земли. С низовий Волги и Мама й начал в 1380 г. очередной поход на Русскую землю, и здесь же, после разгрома на Куликовом поле, он искал убежища. Ослабленная Куликовской битвой Золотая Орда стала легкой добычей обрушившихся на нее грозных лавин новых завоевателей. Тамерлан разорил столицу Золотой Орды - Сарай и другие татарские города и поселения Нижнего Поволжья. В результате весь этот край был опустошен на долгое время. Ехавший в 1476 г. берегом Волги из Астрахани в Москву венецианский посланник, по его словам, «нашел в этой местности ужасные и обширные пустыни без дорог и жилья». В 1556 году русские рати Ивана Грозного навсегда уничтожили остатки Золотоордынского ханства - Астраханское царство, открыв новую страницу в истории Российского государства. До XVII века - начала русского заселения - Нижнее Поволжье оставалось необитаемым и представляло собою «дикое поле». Посетивший уже в 1769 году эти края академик Лепехин писал, что «царицынские степи унизаны развалинами каменных строений» и что «о развалинах ничего нельзя сказать, ибо ни одни из них никакого не имели подобия прежнего своего вида, но все были рассеяны по степи и составляли небольшие груды кирпичей».


С падением кипчакского царства, а затем Казани и Астрахани, на берегах Волги начали возникать русские поселения. Это были небольшие крепости или сторожевые пункты, один из которых и расположился на Волжском острове против устья реки Царицы. По имени реки и остров стал называться Царицыном. Царица представляла собою в то время многоводную реку длиною около 10 километров, бравшую начало на возвышенности водораздела Волги и Дона и протекавшую с запада на восток. В районе этой реки на протяжении нескольких столетий были сосредоточены большие татарские поселения. О происхождении названия реки существует много преданий. Возможно, что оно возникло благодаря созвучию татарских слов «сари-су», что означает «желтая вода » или «сари-чин», т. е. «желтый остров», - со словом «Царицын». К другим легендам относится предание о том, что дочь хана Золотой Орды, принявшая христианскую веру, была сброшена с крутого обрыва в реку, названную «Царицева». Имеются также предположения, что городу дал название Иван Грозный, поставивший здесь в 1556 году небольшую крепость в честь своей супруги Анастасии


Царицын относится к числу самых старых русских городов, расположенных на Волге, по земле которого, как говорит история, прошли скифы, гунны, хозары, после них авары, угры (венгры), печенеги, половцы, татары и, наконец, в XVII-XVIII веках калмыки и казахи. Некоторые народы ненадолго задерживались здесь, оставляя в качестве свидетельства своего пребывания могильные курганы и разрушенные города . Основателем современного города считается Григорий Засекин, прибывший в эти края из Казани и занимавшийся торговыми делами. Впервые город Царицын появился на карте в 1614 году, причем он уже располагался на правом берегу Волги. В это время на карте, ниже Свияжска и Казани, были показаны только три города : Тетюш, Саратов и Царицын.


По одним источникам можно предполагать, что Царицын основан в 1558 году, по другим - в 1559 году, а по данным историка Карамзина, Царицын основан приблизительно около 1600 года при царе Борисе Годунове. Принято считать, что город основан в 1589 году. В начале своего существования Царицын являлся одним из многих городов военного назначения, строившихся Московской Русью после покорения Казанского и Астраханского татарских царств. Сначала он имел характер укрепления, обнесенного деревянной стеной. В дошедших до наших дней документах, относящихся к 1636 году, сказано, что «Царицын находится в 350 верстах от Саратова, лежит на правом берегу на холме, невелик, построен в форме параллелограмма... и заселен одними стрельцами, которых живет в нем 400 человек. Стрельцы эти обязаны держать стражу против татар и казахов и служить охраной для проходящих мимо судов». Царицынская крепость, согласно тем же источникам, имела размеры в пределах «80 сажен в длину и 40 в ширину». К одному из описаний путешествия по Волге через Каспийское море в Персию, окруженного деревянной стеной с 12 башнями. За стенами города располагалось до трех десятков домов, церковь с тремя куполами.


Основанный в Нижнем Поволжье, вдали от основных поселений России, окруженный степными кочевниками, Царицын на протяжении многих лет являлся одним из стратегических пунктов русского государства.


Некоторые данные того времени Уездный город лежит под 4,8° 4,2" с. ш. и 62° 11" в. д. на правом берегу р. Волги, при устье речки Царицы, в расстоянии 366 верст от губернского города , по Астраханскому почтовому тракту. Город расположен на возвышенной обнаженно-степной местности, прорезанной оврагом, в котором течет Царица. Как город старинный, долгое время сохранявший значение крепости, Царицын делится на особые части: кремль и три форштадта, Преображенский, За-Царицынский Бутырский. Других слобод, каких не причисляется, но на арендуемых городских землях существу ют небольшое хутора. Жителей в г. Царицыне, по сведениям губернского статистического комитета за 1861 год, считалось всего 3.4,08 муж. 3.340 жен., 6.74,8 об. пола; в том числе: дворян потомственных 17 муж. 19 жен., дворян личных и чиновников 35 муж. 29 жен., духовенства православного 44 муж. 40 жен., потомственных почетных граждан 2 муж. 2 жен., купцов 539 муж. 499 жен., мещан 1.599 муж. 1.657 жен., цеховых 27 муж, 21 жен., колонистов 47 муж. 36 жен., крестьян государственных 222 муж. 248 жен., крестьян временно-обязанных 190 муж. 200 жен., бывших дворовых людей 45 муж. 35 жен.; воинских нижних чинов с семействами: состоящих в действительной службе 515 муж. 4,69 жен., (из них казаков астраханского войска 437 муж. 4,55 жен,), бессрочно и временно-отпускных 35 муж., отставных, а также солдатских вдов и детей 67 муж. 61 жен., иностранных, подданных- 8 муж. 6 жен., калмыков- 16 муж. 18 жен. Обывателей, приписанных к городу по ревизии, числится: купцов 547 муж. 428 жен., мещан и цеховых 1.726 муж. 1.827 жен. всего 2.273 муж. 2.255 жен., 4.528 об. пола.


Лиц, владеющих в городе домами и другими недвижимыми имуществами, показано: дворян потомственных 20, дворян личных и чиновников 11, духовенства 11, купцов 81 (иногородних 11), мещан, и цеховых 464 (иногородних 2), колонистов 6, крестьян государственных 155, крестьян временно-обязанных 39, казаков 159, отставных солдат 44, иностранных подданных 5,- всего 995.


Лавок в Царицыно 142, магазин 1, складочных амбаров 40, подвижных ларей 78; гостиниц 6, постоялых дворов 7. Ярмарок учреждено три: Троицкая, Успенская и Покровская, продолжающаяся каждая по неделе съезды, однако, бывают только на первой и на последней и торговля на них (преимущественно калмыцким скотом) простирается до 125.000 р. Базаров не установлено; но в некоторые дни (чаще по воскресеньям) окрестные поселяне привозят в город для продажи съестные припасы и некоторые другие свои произведения.


Фабрик в городе нет; а заводы следующие: салотопенных 3, воскосвечных 2, пивоваренный 1, кирпичных 6. Ценность их произведений не достигает и 10.000 р. Но в числе заводов должно поместить 3 шерстомойни, на которых промывается и сортируется шерсти на несколько сот тысяч рублей. Жители Царицына в значительном числе отлучаются для заработок, особенно на астраханские рыбные ловли и для торговых дел в калмыцкое улусы. В 1862 году было выдано паспортов купцам 82, мещанам 304 (большею частью двух и трехгодовые). Земледелием из городских жителей занимаются 20 купцов и 120 мещан; земли они снимают у города и еще боле у государственных крестьян. Кроме хлеба отчасти засевают поля горчицею и бахчевыми растеньями. Некоторые занимаются садоводством; но оно здесь идет не успешно, по неудобству к тому самой почвы.


Царицын до 1917 года. В описаниях, сделанных после 1636 года, Царицын вырисовывается перед нами уже как город. Наряду с военным людом в нем жило и посадское население, достигавшее тысячи человек. Население занималось рыбной ловлей и садоводством, а большая часть его обслуживала торговые караваны, бурлачествовала и батрачила у купцов и богатых ремесленников. Первое каменное здание появилось в Царицыне в 1664 году. Это была церковь женского монастыря, впоследствии Иоанно-Предтеченская церковь. В описаниях 1707 года также указывается, что «Царицын построен на невысокой горе, расположен четырехугольником и обнесен деревянной стеной». Здесь впервые было отмечено, что «воздвигнута церковь из белого камня, равно как построен вновь, хотя и не вполне, и сам город, сгоревший в прошлом году».



Продолжением ратного подвига стал подвиг возрождения Сталинграда. По инициативе А. М. Черкасовой в июне 1943 г. началось массовое движение за создание строительных бригад. Рабочие, служащие заводов и учреждений в свободное от основной работы время восстанавливали город. И первым строительным объектом стал легендарный Дом Павлова Дом солдатской славы. На характере реконструкции города сказалось то обстоятельство, что ввиду особенностей своей истории Царицын - Сталинград не имел сколько- нибудь значительных памятников архитектуры, которые были бы опорными сооружениями при выборе вариантов планировки. Опорными сооружениями оказались не гражданские, а промышленные комплексы - заводы Тракторный, «Баррикады», «Красный Октябрь», некоторые деревообрабатывающие предприятия, расположенные по берегу Волги. Из гражданских зданий, не имеющих архитектурной ценности, в прежнем виде восстановлены считанные единицы.


Город-герой возрождается Фашисты сожгли и разрушили в Сталинграде 41685 домов, 124 школы , 120 детских садов, 15 больниц, 48 заводов. Надо было все начинать строить заново. Люди расчищали завалы. Уцелевшие здания и подвалы оборудовали под жилье. Работали мужчины и женщины, юноши и девушки, школьники… 3 февраля, уже на второй день после освобождения города , вышла областная газета с обращением к трудящимся восстановить родной город. 10 февраля в приспособленных под пекарни помещениях выпекли хлеб. Открылась поликлиника и баня. 13 февраля из Москвы по восстановленной железной дороге прибыл первый пассажирский поезд.


2 апреля открылась детская консультация к 10 апреля в поселке завода «Красный Октябрь» были восстановлены первые жилые помещения, две столовые, 8 общежитий, медпункт, магазин. 17 апреля по очищенной от вражеских мин Волге из Астрахани пришел первый товаро-пассажирский пароход. 20 апреля, на 10 дней раньше намеченного срока, стала работать швейная фабрика имени 8 Марта. На фронт были отправлены первые гимнастерки и брюки. 2 мая на стадионе «Динамо» состоялась первая встреча футбол ьных команд Москвы и города -героя. Победили футбол исты Сталинграда. 25 мая в поселке завода «Красный Октябрь» открылся клуб. 12 июня тракторозаводцы отправили на фронт эшелон отремонтированных танков. 25 июня состоялся первый массовый воскресник трудящихся города в помощь строителям. 31 июля завод «Красный октябрь» дал первый металл. 23 августа в клубе ГРЭС состоялся первый спектакль областного драматического театра имени М.Горького. 1 сентября начался учебный год в школах города


Волгоград


В 1961 г. Сталинград был переименован в Волгоград. Развитие города опередило все наметки первого послевоенного генерального плана восстановления. К моменту принятия нового генерального плана в 1962 г. численность населения достигла 650 тысяч человек, жилой фонд в 2,2 раза превысил довоенный уровень. Были построены новые школы , детские учреждения, больницы, поликлиники, магазины, столовые, рестораны, кафе и др. В 1961 г. было открыто троллейбусное сообщение и завершена электрификация железной дороги.


В 1962 г. дала электроэнергию крупнейшая в Европе Волжская ГЭС.


Исторический характер нашего города , его всемирная слава вызывали всеобщее стремление сделать город-герой возможно лучше и выразительнее. Главное качество сложив- шейся застройки Волгограда - единство ансамблей. К 1975 г. была застроена почти вся территория города от берега Волги до второй продольной магистрали. Основные архитектурно-художественные ансамбли города , обращенные к реке и связанные с ее на- бережной, формировали выразительный силуэт города со стороны Волги и заволжских просторов.


Главными ансамблями центра были определены площадь Ленина, площадь Павших Борцов, Аллея Героев, Вокзальная площадь.


Особое место в архитектурно- планировочном плане отводилось проспекту Ленина - от р. Царицы до площади Дзержинского и далее по магистрали к Волжской ГЭС. Во многих местах по этой линии в самые трагические дни Великой битвы проходил передний край, обозначенный в настоящее время поставленными на постамент танковыми башнями. Одно за другим вдоль проспекта поднимались здания Дома союзов, областной администрации, Госбанка, педагогического и технического университетов, гидромелиоративного техникума, Центра культуры, Дома молодежи, Дворца спорта, строились укрупненные жилые кварталы, создавались бульвары, цветники и фонтаны.


Почти все отрасли промышленности, представленные в Волгограде, имеют свои научно-исследовательские, проектные институты и конструкторские бюро, несколько институтов, связанных с машиностроением, нефтеперерабатывающей и нефтедобывающей промышленностью, нефтяным оборудованием, пищевой и молочной промышленностью, биохимией и многими другими.


В Волгограде сосредоточен основной духовный и интеллектуальный потенциал региона. Из наиболее значимых объектов культуры - семь театров: музыка льный, новый экспериментальный (НЭТ), юного зрителя, кукол, Донской казачий, эстрады, Центр театра и музыки. Действуют четырнадцать кинотеатров, девятнадцать дворцов и домов культуры, художественная галерея, два концертных зала, цирк, Дворец спорта, планетарий, четыре парка культуры и отдыха, около семидесяти библиотек, пять музеев.


Особое место занимают около двухсот памятников истории, в том числе памятник-ансамбль Героям Сталинградской битвы на Мама евом кургане, мемориальные комплексы в память о погибших защитниках Царицына в 1919 г. и Сталинградской битвы 1942-1943 гг. в центре города , восемнадцать произведений монументального искусства, более трехсот памятников архитектуры, в том числе ансамбль-застройка площади немецкой колонии «Сарепта» (1765 - 1830), Казанский собор (конец XIX в.), ансамбль застройки ул. Волгодонской (конец XIX - начало ХХ вв.), двенадцать особо охраняемых природных территорий города , в том числе Ергенинский источник минеральной воды, Мама ев курган и др.


Пожалуй, 60-е - 80-е годы были наиболее интенсивными по масштабам строительства уникальных по тем временам социально-культурных объектов, ставших гордостью Волгограда, его достопримечательностями. Прежде всего, это мемориальный комплекс на Мама евом кургане,


Музей-панорама «Сталинградская битва».


В 1995 г. численность населения Волгограда достигла одного миллиона. Постоянно укрепляется материальная база социальной сферы. В первые годы восстановительного периода на территориях первоочередной застройки были построены совбольница, больницы водников, # 5 и 7, железнодорожная, больница завода «Красный Октябрь» и др. Впоследствии появились больничные комплексы в Красно- армейском, Кировском и Советском районах, специализированные больницы и клиники. Крупнейший больничный комплекс возведен в Дзержинском районе, куда вошли больница скорой помощи, онкологическая больница, госпиталь инвалидов Отечественной войны. Недавно в городе открылись кардиологический центр, оснащенный уникальным оборудованием, аналоги которому есть только в Москве и Санкт- Петербурге, а также один из лучших в России санаториев - «Волгоград», В архитектуре любого города , как правило, находит отражение какая-либо ведущая тема, адресованная основным историческим событиям. На архитектурном облике Волгограда на- всегда останется отпечаток Великой Отечественной войны. И сколько бы ни прошло лет, человек, оказавшийся в городе, невольно почувствует отзвук минувших грозных событий...

«Если на свете есть место, где трудно выступать, то это ваш близкий нашему сердцу Волгоград. Всё в нём затрагивает до глубины души: его земля, пропитанная кровью тысяч героев; его дома, возрождённые из руин и пепла; его заводы, восстановленные волей и энергией народа в небывало короткий срок; его чудесные парки, раскинувшиеся там, где раньше были смерть и опустошение, великая река Волга, знающая горе и слезы матерей, вдов, сирот; его небо, осветившее героические дни победы советского оружия над гитлеризмом; и особенно вы, волгоградцы, мужчины, женщины великой Советской страны, творцы вчерашних побед и созидатели сегодняшних достижений». Долорес Ибаррури.

Презентацию подготовил ученик 11 «А» класса средней школы № 106 г. Волгограда Дудка Михаил


ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Субъект РФ. Территория 113,9 тыс. кв.км. Центр – г.Волгоград (до 1925 г. г.Царицын, до 1961 г. г.Сталинград). География: область расположена на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, в степной и частично в полупустынной зонах. Граничит на севере с Саратовской обл., на северо-западе с Воронежской обл., на западе с Ростовской обл., на юге с Калмыкией и Астраханской обл., на востоке с Казахстаном. Главные реки - Волга, Дон. На территории Волгоградской обл. в бассейн Волги входят Волгоградское водохранилище и 29 рек, в бассейн Дона - Цимлянское, Варваровское, Береславское и Карповское водохранилища и 161 река (наиболее крупные - Ахтуба, Еруслан, Хопёр, Иловля, Медведица). Волгоградская обл. разделена на 33 района, в неё входят 19 городов, 29 поселков. Население: 2 млн. 699 тыс.чел. (2002 г.). Национальный состав: русские - 88,89%, украинцы - 2,09%, казахи - 1,68%, татары - 1,06%, армяне – 1%, немцы - 0,63%, азербайджанцы - 0,53%, остальные (белорусы, евреи, корейцы, марийцы, цыгане, чеченцы, чуваши и др.) - 4,92%.

Административное устройство

Царицынская губерния была создана решением Совета Северокавказского военного округа Красной Армии в сентябре 1918 г., но из-за активных военных действий в регионе губернии органы власти не сформировались. 10 мая 1920 г., вскоре после взятия Царицына частями Красной Армии, 1-й губернский съезд советов подтвердил создание Царицынской губернии, отделённой от Саратовской губернии. В 1925 г. губерния была переименована в Сталинградскую, в 1928 г. с рядом друних регионов объединилась в Нижневолжский край, который 10 января 1934 г. был разделен на Саратовский и Сталинградский края. В 1936 г. Сталинградский край был преобразован в Сталинградскую обл., с 10 ноября 1961 г. область имеет современное название.

Религия

К началу 2005 г. в Волгоградской обл. было зарегистрировано 363 религиозные организации, принадлежащие к 20 вероисповеданиям. Из них приходы РПЦ составляют 56,7%, старообрядческие - 2,5%, римо-католические - 1,7%, протестанские (лютеранские, евангельских христиан-баптистов, евангельских христиан, пятидесятников, адвентистов седьмого дня и методистов) – 2,3%, мусульманские объединения - 4,7%, буддийские общины - 0,6%, иудаистские - 2,8%, др. религиозные организации - 8%. (В начале XX в. 94% жителей Царицынского уезда принадлежали к РПЦ, 0,9% были старообрядцами, 1% - протестантами, 4% - буддистами, 0,1% жителей исповедовали др. религии. В 1929 г. на территории Сталинградского, Камышинского, Хопёрского округов Нижневолжского края, вошедших в состав современной Волгоградской обл., действовали 735 зарегистрированных религиозных организаций различных вероисповеданий).

Религиозная ситуация в Нижнем Поволжье в VII - сер. XVI в.

В VII-X вв. территория современной Волгоградской обл. входила в состав Хазарского каганата, с которым связаны первые известия о христианских общинах на Нижней Волге. Попытки христианизации хазар были предприняты в 80-х гг. VII в. духовенством Армении, но не имели серьезных последствий. В перечне епархий Константинопольского Патриархата (известен в единственном списке XV в.) отмечается ситуация, которая, как полагают исследователи, сложилась в Хазарии к концу IX в. Под № 37 в списке упоминается «епархия Готии», в состав которой входили «митрополия Дорос, [епископы] хоциров, Астиля, Хвалиса, оногуров, Ретега, гуннов, Таматархи» (ὁ Χοτζί ρων, ὁ ᾿ Αστήλ, ὁ Χουά λης, ὁ ᾿ Ονογού ρων, ὁ ῾ Ρετέ γ, ὁ Οὔ νων, ὁ Ταμά ταρχα) (Darrouzès. Notitiae. P. 241-242. № 3. Стр. 611-618; P. 245. № 3. Стр. 777-779). Крепость Астиль отождествляется с Итилем (Атилем) (город на Волге, выше современной Астрахани), являвшимся столицей Хазарского каганата.

К X в. в Хазарии существовала христианская община. Согласно житию, равноап. Кирилл (Константин), находясь с миссией в Хазарии, около 860 г. крестил 200 хазар. Как сообщает аль-Масуди (сер. X в.), в это время в Итиле были «двое [судей] для тамошних христиан, которые судят по закону Инджиля [Евангелия]» (Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 130). Впрочем, несмотря на принятие правящей хазар. верхушкой в сер. IX в. иудаизма и некоторое распространение христианства и ислама, основная часть хазар придерживалась язычества.

После падения Хазарии во 2-й половине X в. часть её территории вместе с Саркелом (крупный город на Дону, после 965 - русская крепость Белая Вежа на месте современного Цимлянского водохранилища) перешла под власть киевских князей, после чего в городе появились христиане. В нач. XII в. русское православное население покинуло Белую Вежу. По Великой степи в XI - нач. XIII в. кочевали племена печенегов, торков и половцев, среди которых господствовало язычество; среди половцев были и христиане (хан Юрий Кончакович).

После разгрома монголо-татарами в 1232-1241 гг. половцев, Волжской Булгарии, Руси и Кавказа хан Батый основал государство Золотая Орда. В течение долгого времени среди населения, жившего на территориях, подвластных Золотой Орде, сосуществовали язычество, буддизм, ислам (в 1313 г. ставший господствующей религией) и христианство. Среди христианских исповеданий в начальный период монголо-татарского госудраства заметную роль играло несторианство, распространённое среди правящей верхушки, несторианином был старший сын Батыя хан Сартак (1255-1256 гг.). Хан Берке (1256-1266 гг.) преследовал несториан и разгромил их общину в Самарканде. В золотоордынских городах существовали, также, общины Яковитской церкви (об этом свидетельствуют вопросы православного Сарайского епископа Феогноста, направленные греческим архиереям в 1276 г.) и Армянской Апостольской Церкви.

Для окормления православного населения поволжских и подонских степей, входивших в состав Орды, а также многочисленных руссских пленных, живших в Орде, в 1261 г. была создана Сарайская и Подонская епархия Русской Церкви. Первоначально резиденцией Сарайских архиереев являлся г.Сарай-Бату (Селитренное городище в Астраханской обл.), затем Сарай-эль-Джедид (предположительно Царёвское городище в Волгоградской обл.). В сер. XV в., в период войн в распадавшейся Орде, резиденция Сарайских епископов переместилась в Москву, на Крутицы.

В 20-х гг. XIV в. в столице Орды появилась католическая кафедра во главе с францисканцем Стефаном. Францисканцы занимались миссионерством среди кочевников, их проповедь имела успех, при хане Узбеке католики пользовались льготами и владели охранной грамотой. В 1334 г. в Сарае мусульмане убили миссионера-францисканца Стефана Венгерского, которого местные католики стали почитать как святого. Прекращение деятельности католиков в Золотой Орде, по-видимому, связано с последствиями похода в 1395 г. войск Тамерлана, опустошивших земли Орды. В образовавшихся после распада Золотой Орды татарских ханствах и ордах господствовал ислам.

Православие на территории Волгоградской обл. в сер. XVI - XXI вв.

После покорения Россией Казанского ханства для окормления православного населения Среднего и Нижнего Поволжья в 1555 г. была образована Казанская епархия, в состав которой вскоре вошли и земли подчиненного в 1556 г. Астраханского ханства. В 1589 г. воеводы князья Г.О.Засекин-Зубок, Р.В.Алферьев-Нащокин и И.А.Нащокин построили на острове Царицын на Волге деревянную крепость и в ней церковь.

В 1602 г. Нижнее Поволжье стало частью новоучрежденной Астраханской епархии, к которой были приписаны все церкви по Волге, «начиная от Саратова к югу, по Медведице и Хопру до Дона». Организационному оформлению новой епархии помешало Смутное время. Царицынский воевода Н. М. Плещеев весной 1605 г. признал власть Лжедмитрия I и выполнял поручения самозванца в Москве. В 1606 г. г.Царицын был захвачен и разграблен казаками во главе с самозванцем Илейкой Коровиным («царевич Петр»). К весне 1607 г. появление самозванцев в станицах донских и волжских казаков стало массовым, во главе отрядов астраханских и царицынских повстанцев стояли «царевичи» Иван-Август и Лавр. 18 декабря 1607 г. на пути из Москвы в свою епархию в Царицыне скончался Астраханский архиепископ св.Феодосий (Харитонов). Из-за военных действий его тело было предано земле в г.Казани в следующем году, в 1617 г. перезахоронено в г.Астрахани.

После избрания на русский престол Михаила Феодоровича началось восстановление церковной и хозяйственной жизни в Нижнем Поволжье. В 1614-1620 гг. Царицынская крепость была перенесена на правый берег Волги, в ней построили церкви, по-видимому Иоанно-Предтеченскую и Троицкую, при которых в 60-х гг. того же столетия возникли женские и мужские монастыри, в 50-х гг. XVII в. в Царицыне упоминается женский монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1670 г. Царицын был взят казаками донского атамана С.Т.Разина. Основная часть местного духовенства не поддержала восставших, однако была принуждена подписать крестоцеловальную грамоту, которая призывала к сопротивлению царской власти.

В 20-х гг. XVIII в. правительство принимало меры для христианизации калмыков и расселения их на малоосвоенных землях Поволжья. В 1724 г. в С.-Петербурге был крещен хан калмыков Баксадай Дорджи Тайчин, в свое кочевье между Волгой и Доном, неподалеку от г.Царицына, он увез походную церковь, устроенную по рисунку императора Петра I. В 1727 г. в Калмыцкую миссию был определен царицынский соборный диакон Михаил Протопопов. В 1725-1734 гг. приняли крещение около 1700 калмыков, новообращенных селили в гг.Царицыне, Чугуеве и Астрахани. В 1839 г. в г.Царицыне открылась школа для детей православных калмыков, наиболее активным из учителей был диакон Царицынской Преображенской церкви Василий Дилигенский, составивший букварь калмыцкого языка, активно занимавшийся переводом церковных книг на калмыцкий язык.

К концу XVIII в. в Царицыне действовали 6 храмов (в т. ч. кафедральный Успенский собор, построенный в 1683 г.) и несколько часовен, в Дмитриевске (современный г. Камышин) - 4 храма. В 1885 г. открылось Царицынское отделение Духовно-просветительского союза, ставившего своей целью духовно-нравственное просвещение, миссионерство и борьбу с распространением старообрядчества и сектантства. В 1913 г. на территории будущей Волгоградской обл. находились 7 монастырей и около 600 храмов, в г.Царицыне действовали 16 православных церквей, завершалось строительство в центре города Александро-Невского собора (освящен в 1918 г.).

В 1682 г. Поместный Собор РПЦ обсуждал проект открытия новых епархий, в т. ч. Царицынской. Астраханский и Терский митрополит Никифор, ссылавшийся на малонаселенность и бедность края, выступил против, и проект не был осуществлен. В 1799 г. Царицынский край вошел в состав Саратовской и Пензенской епархии (в 1828-1917 гг. именовалась Саратовской и Царицынской). В настоящее время границы Волгоградской обл. совпадают с границами Волгоградской и Камышинской епархии РПЦ МП (созданной 31 января 1991 г.). На территории её действуют 244 православных прихода, 6 монастырей. С января месяца 2011 г. решением Архиерейского Собора Истинно-Православной Церкви создаётся и Волгоградско-Казанская епархия ИПЦ на территории Волгоградского региона и Республики Татарстан.

Также, на развитие религиозной ситуации в крае сыграло немаловажную роль течения старообрядчества и мусульманство , которое в немалой степени было распространено и раньше.

В посл. трети XVII в. старообрядцы активно селились на территории современной Волгоградской обл. В конце 60-х гг. посадский человек из Ельца старообрядец К. Ларионов по прозвищу Косой построил на р.Медведице укрепленный городок, который в 1689 г. (или 1688 г.) г. был уничтожен царскими войсками. В 1674 г. иеромонах Иов (Лихачёв) основал на р.Чир мужскую Пустынь, в которую в 1685 г. из новгородских пределов переселился др.крупный деятель раннего старообрядчества - игумен Досифей. Обитель стала широко известна и быстро заселялась, в т.ч. выходцами из Москвы, особенно активно - после стрелецких выступлений в 1682 г.

Правительственные розыски привели к уходу казаков-старообрядцев в глухие места по рекам Хопёр, Медведица и Кумылга. После подавления восстания К.Булавина (1707-1708 гг.) царь приказал «все казачьи городки, лежащие по Донцу, Медведице, Хопру, Бузулуку и Иловле, сжечь и разорить до основания, людей рубить и заводчиков сажать на кол», в результате, как говорилось в донесении царицынскому воеводе, «вверху по Дону казаков никого не осталось». Казаки переселились дальше на притоки Дона. Они продолжали перемещаться и позднее: в 1718 и 1733 гг. на Царицынскую линию переселились более 2 тыс. старообрядцев.

Большинство современных центров старообрядчества в Волгоградской обл. сложилось в кон. XVII - нач. XVIII вв. на основе древних и новосозданных станиц, таких как Михайловская и Кумылженская (на Хопре), Усть-Хопёрская и Усть-Медведицкая (на Дону), Глазуновская и Берёзовская (на Медведице), и хуторов Суровикин, Котельников, Калачёвский (Калач) - между Чиром и Цимлой (ныне Цимлянское водохранилище). Почти в каждом поселении современной Волгоградской обл. можно выявить последователей староверия. В 1917 г., по неполным данным, в границах современной Волгоградской обл. действовало 30 приходов старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию, и 15 приходов беглопоповцев.

В Камышине, куда в 1697 г. переселились принадлежавшие к православной Церкви выходцы из Казани, в XIX - нач. XX вв. проживало менее всего старообрядцев. В то же время 1-й благочиннический округ Камышинского уезда (в настоящее время в Красноармейском р-не Саратовской обл.) был населен преимущественно представителями разных направлений поморского согласия и странниками-подпольниками. В 1912 г. в г.Камышине и в округе числилось более 7500 беспоповцев. Др.центром беспоповства был Царицынский уезд: на хуторе Купоросный, заводе «Урал-Волга», в с. Н.Ельшанка жили выходцы из Архангельской губернии и с Урала, в 1912 г. в этих поселениях числилось ок. 500 последователей «старой веры». В посл. трети XX в. в г.Волгограде наряду с общиной брачных поморцев действовало малочисленное сообщество самокрещенцев, ведущих начало от симбирско-самарского основателя самокрещенства Матфея Андреевича, отделившегося от поморцев, отрицающих брак.

Отдельные самокресты жили также в Дубовке Царицынского уезда, основанной в 1718 г. донскими казаками-старообрядцами. В 1785 г. станица была преобразована в посад, в связи с чем казаков отселили в станицы, а в Дубовке появились переселенцы из разных губерний, что привело к возникновению уникального центра религиозного разномыслия. В 1912 г. в Дубовке насчитывалось 709 старообрядцев разных согласий и более тысячи последователей сектантских учений. Наряду со старообрядцами, признающими Белокриницкую иерархию, и беглопоповцами, имевшими в Дубовке моленные (в нач. XX в. на средства Ф. Е. Морозовой в городе был построен храм Белокриницкой иерархии), в городе жили отделившиеся от молокан субботники и воскресники, меннониты, баптисты, толстовцы, последователи небольших сект, напр. «незнайки», восстановить взгляды которых на сегодняшний день не представляется возможным.

К сер. XIX в. в г.Царицыне действовали 2 мечети, в июне 1919 г. открылась 3-я. В 20-х гг. XX в. после закрытия этих мечетей мусульманским центром области стала мечеть в с. М.Чапурники (ныне Светлоярского р-на), которая действовала до 1941 г. и вновь открылась в мае 1946 г. В нач. 80-х гг. были зарегистрированы мусульманские общины в г.Волгограде, Палласовке, селах Маляевка и Бахтияровка Ленинского р-на, Латошинка Старополтавского р-на; началось строительство мечетей. В Волгоградской обл. к 2005 г. зарегистрировано 17 мусульманских общин, действует Волгоградское региональное духовное управление мусульман, входящее в Центральное духовное управление мусульман России (центр в г.Уфе). Большинство мусульман области живут в Волгограде, Волжском, а также в Суровикинском, Светлоярском, Среднеахтубинском, Ленинском, Быковском, Палласовском, Старополтавском р-нах. Все местные организации относятся к традиционному исламу - суннизму ханафитского мазхаба.

По материалам «Православной Энциклопедии»

Волгоград – один из крупнейших городов Поволжья, история которого насчитывает несколько веков. Первые упоминания о городе, простирающемся по волжскому правобережью приблизительно на 70 км, относятся к 1589 году, когда перед Русским государством встала острая необходимость охраны нового транспортного пути - реки Волги. Тогда-то и был основан город Царицын, через несколько столетий переименованный в Сталинград, а затем в Волгоград.

Царицын — начало истории города Волгоград

2 июля 1589 года принято считать днём основания Царицына. На острове поселенцы выстроили деревянную крепость для обороны от степных кочевников. Однако эта церковь не уберегла город от царских войск, которые штурмом взяли поселение в 1607 году. Через год в Царицыне была возведена первая каменная церковь (Иоанно-Предтеченская), простоявшая до конца 30-х годов XX века и восстановленная на прежнем месте в 90-х годах.

В 1615 году укрепления Царицына были отстроены на новом месте – уже не на острове, а на правом берегу Волги. Именно здесь в 1667 году пути в Персию и в 1669 году во время обратного похода останавливался Степан Разин. Его же дружина в 1670 году после длительной осады захватила Царицын, установив в городе казачье самоуправление.

В 1708 году, во время восстания донских казаков на Нижнем Поволжье один из крупных отрядов под предводительством Игната Некрасова и Ивана Павлова двинулся на Царицын и штурмом захватил город. В последующее десятилетие этот населенный пункт не единожды становился объектом набегов черкесов, ногайцев и адыгейцев.
В 1718 году на волжском побережье по указу Петра I стала возводиться Царицынская сторожевая линия. Царицын стал самой крайней с волжского берега, пятой по счету крепостью. Посетив в очередной раз город, царь пообещал местным жителям, что никто не посмеет переселять горожан в Азов, и передал в дар Царицыну свои трость и картуз (эти предметы до сих пор хранятся в Волгоградском краеведческом музее).

Два сильных пожара (в1727 и в 1728 гг.) почти полностью уничтожили деревянные постройки. Пострадавшим выделили землю за рекой Царица, таким образом образовалась зацарицынская часть города (сейчас на этой территории располагается Ворошиловский район Волгограда).

В 1765 году по разрешению Екатерины II в Царицыне появились первые иностранные колонисты. В устье реки Сарпы немцы-гернгутеры основали поселение под названием Сарепта-на-Волге, окруженное крепостью с земляным валом и рвом.

В 1774 году Царицын штурмом попытались взять войска Емельяна Пугачева, однако подоспевшие на подмогу правительственные войска под командованием Михельсона отбили атаку. После разгрома восстания Пугачёва Волжское казачье войско и Царицынская сторожевая линия были упразднены.

Начало XIX века ознаменовалось целым рядом событий, обусловивших дальнейшее развитие города. В 1808 году в Царицыне была открыта первая в городе школа по обучению детей грамоте и появились первые профессиональные врачи. В 1812 году заработал горчичный завод, а в 1820 году по приказу царя Александра I был утвержден новый план застройки Царицына. В середине XIX века в Сарепте впервые засеяли поля картофелем, до этого считавшимся вредным «чертовым яблоком».

В 1862 году от Царицына до Калача-на-Дону была проложена Волго-Донская железная дорога, по кратчайшему расстоянию соединившая Волгу и Дон. В 1870 году прошли первые составы по Грязе-Царицынской железной дороге.

1814 год положил начало буксирному пароходству, а в 1857 году открылось регулярное пассажирское движение по Волге.

В 1872 году в Царицыне был открыт первый театр, а через три года – мужская гимназия, ставшая первым учебным заведением в городе, где можно было получить классическое среднее образование.

Конец XIX века – важная веха в индустриально-промышленном развитии города. В эти годы была построена крупная нефтебаза, пущены лесопильный, нефтеперегонный и металлургический заводы, открыт городской водопровод.

В 1885 году вышел первый номер газеты «Волжско-Донской листок», а через пять лет открыта городская публичная библиотека.

XX век начался с большого пожара, бушевавшего несколько дней. И снова город пришлось отстраивать заново.

В 1913 году в Царицыне был пущен первый городской трамвай и завершено строительство Астраханского моста через реку Царицу. Тогда же в городе появились асфальтированные дороги, автомобили и первые электрические фонари.

В 1914 году в городе состоялось торжественная закладка пушечного завода и основан педагогический музей. Годом позже в Царицыне построили Дом науки и искусств и открыли метеорологическую станцию.

В 1916 году в городе закончили строительство Александро-Невского собора, начатое в 1901 году, а уже в 1932 году храм разрушили.

В дни октябрьской революции 1917 года в Царицыне был образован революционный штаб. Советская власть в городе установилась мирным путём, так как ещё месяц назад руководство Царицыным взяли в свои руки большевики С. К. Минин и Я. З. Ерман.

Сталинград — героическая история г. Волгоград

В 1925 году по решению ВЦИК Царицын был переименован в Сталинград. Документы тех лет свидетельствуют, что сам товарищ Сталин был против такого переименования, он даже отказался явиться на местный Съезд Советов.

В 1924 году Сталинград указом правительства награжден орденом Красного Знамени.

Вплоть до начала Великой Отечественной войны в городе продолжалось активное промышленное и социальное строительство: были пущены в строй тракторный и метизный заводы, началось возведение электростанции по плану ГОЭЛРО, открылся Сталинградский тракторный институт. К концу первой пятилетки Сталинград превратился в крупнейший промышленный центр Поволжья.

В 1930 году состоялся пуск Сталинградской ГРЭС мощностью 51 000 киловатт, а ещё через год вступила в строй первая очередь судоверфи в Красноармейском районе города. В середине 30-х годов в Сталинграде открылись педагогический и медицинский институты, музей обороны Царицына, первый Дворец пионеров и школьников.

За год до Великой Отечественной войны в городе построили единственную в СССР детскую Волжскую речную флотилию со своими судами и пристанью.

17 июля 1942 года началась героическая оборона Сталинграда, которая длилась до 2 февраля 1943 когда, когда была полностью завершена ликвидация окруженной группировки немецко-фашистских войск. Этот день принято считать окончанием Сталинградской битвы. Началось восстановление разрушенного города. В 1945 году Сталинграду, Ленинграду, Одессе и Севастополю присвоены звания городов-героев.

В 1958 году была пущена в строй крупнейшая в Европе Сталинградская ГЭС и начал вещание Сталинградский телецентр.

Волгоград: история названия города

10 ноября 1961 года «по просьбе трудящихся» ЦК КПСС постановил переименовать Сталинград в Волгоград. История названия города связана с Волгой. Дословно Волгоград означает «город на Волге».

В 1960 году был зажжен Вечный огонь, в этом же году в город с официальным визитом прибыл председатель Совета министров Кубы Фидель Кастро.

В городе, практически полностью восстановленном после войны, продолжилось масштабное строительство промышленных, жилых и социальных объектов. История развития Волгограда, невероятно насыщенная как радостными, так и трагическими событиями, не останавливалась ни на минуту.

В 1960-х годах вступили в строй моторный и сажевый заводы, введено в эксплуатацию новое здание цирка, установлен памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», распахнула двери Высшая следственная школа МВД. В эти же годы город награжден медалью «Золотая звезда» и орденом Ленина, учреждено звание «Почётный гражданин города-героя Волгограда».

В 1970-е годы история Волгограда, фото которого представлены в фотогалерее на данной странице, ознаменовалась таким значимым событием, как награждение орденом Ленина. Эта награда была присвоена не только городу, но и всей Волгоградской области, а пяти жителям Волгограда были присвоены звания почетного гражданина.

Тогда же была построена Волгоградская обувная фабрика,

открылся Театр юного зрителя.

В 1980-е годы основан Волгоградский государственный университет, открылась панорама «Сталинградская битва», утверждён третий градостроительный генеральный план Волгограда, пущена первая очередь скоростного трамвая, соединившая центр города с его северными районами. Протяженность ветки составила 16 км (13 км по земле и 3 км – под землей). В эти же годы был открыт памятник участникам возрождения Волгограда и введен новый праздник – День города Волгограда. Одно из значимых событий этого периода – рождение миллионного жителя, 3 мая 1989 года Волгоград официально стал 24-м в СССР городом-миллионником. В сентябре этого же года Волгоград отпраздновал своё 400-летие.

Не меньше важных событий произошло и в 1990-е годы XX столетия. На рубеже стыка веков были открыты:

государственный историко-этнографический музей заповедник «Старая Сарепта»

Центр русской духовно-певческой культуры «Конкордия»

Волгоградский областной армянский культурный центр.

Распахнули свои двери частная художественная галерея «Вернисаж» и Детская художественная галерея.

В 1991 году в Волгограде прошёл 1-й Международный фестиваль авангардного искусства «Кайфедра», создан Союз немцев Поволжья «Хаймат» и учрежден Государственный Донской казачий театр. Тогда же впервые в истории Волгограда вышли пилотные номера «Новой газеты» и «Городских вестей», образована Нижне-Волжская таможня, первых посетителей приняли Волгоградский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и Волгоградский областной кардиологический центр, созданы Поволжская олимпийская академия, Волгоградский институт управления и Епархиальное духовное училище.

В 90-е годы начала вещание Волгоградская телерадиокомпания, первая радиостанция в FM-диапазоне «Европа Плюс Волгоград» и радиостанция «Новая волна». В 1998 году Волгоград выбыл из числа городов-миллионников.

Начало XXI века ознаменовалось повторным присуждением городу на Волге статуса миллионника (2002 год). Но уже в 2004 году количество жителей Волгограда снова упало ниже заветной отметки. В период с 2000 по 2010 гг. в городе были открыты центр геронтологии, представительство Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом, вошла в эксплуатацию первая очередь моста через Волгу и открылась вторая очередь Волгоградского метротрама. В 2008 году Волгоград в третий раз получил статус миллионника. В 2011 году в состав областного центра были включены 28 населенных пунктов.

От самых своих истоков и по настоящее время город играл важную историю в формировании российского государства. История Волгограда, видео об основных вехах которой можно посмотреть на этой странице , продолжается, город развивается по всем важнейшим направлениям, свое очередное слово в летописи Волгограда предстоит сказать нашим потомкам.



Пособия и алименты