Этюды акварелью: как развить творческие способности. Графическая интерпретация акварельного этюда (из опыта работы) Как рисовать этюды акварелью

МАСТЕР-КЛАСС «Акварельный пейзаж»

Урок живописи на пленэрных занятиях для педагогов и учащихся 3-4 классов ДХШ на тему: Этюды у воды.

Пономарева Любовь Иннокентьевна, преподаватель МАОУ ДОД «ОДШИ №3» МО г. Братска, Иркутской области.
Мастер - класс для учащихся ДХШ 3-4 класса (14-15 лет) и педагогов.
Назначение: наглядное пособие, подарок.
Цель: Ознакомление с основными методами и приемами последовательного выполнения этюда пейзажа акварелью.
Задачи:
Совершенствование умений и навыков в выполнении этюда пейзажа акварелью.
Развитие творческих способностей.
Воспитание любви и интереса к изображению природы.
Материалы: Акварель («Санкт - Петербург», «Нева», «Черная речка» или «Ленинград»); кисти круглые, белка №3, №6; бумага акварельная, банка для воды, палитра, карандаш.


Здравствуйте, уважаемые коллеги и любители искусства!
Мой мастер - класс называется «Акварельный пейзаж».
Пейзажи выполняются на пленэрных занятиях, и имеют большое значение, поскольку способствуют наглядному и практическому изучению законов световоздушной перспективы, приобретению новых знаний в освоении акварельных приемов и методической последовательности ведения работ.
Мы выбираем мотив пейзажа с водой и учимся писать отражение.
Существуют два основных акварельных приема- это лессировка, или многослойная живопись, и «а ля прима» - по-сырому, а так же производные от них многочисленные комбинированные приемы, направленные на выявление эффектности, многоструктурности и образности объекта.
Мы пишем пейзаж в традиционной технике многослойной живописи. Эта техника предполагает последовательное наслоение красочных слоев после просыхания предыдущего слоя. Причем первые слои- прозрачные, последующие частично перекрывают их, постепенно утемняют и насыщают цветовой строй работы. Нельзя сразу писать темными и яркими красками, поскольку при отсутствии белил в акварели, высветлить что-то достаточно сложно, да и акварель- материал свежий, легкий, прозрачный, происходит от слова «аква», что значит-вода. Цвет составляется с большим количеством воды, поэтому используется кисть круглая, белка, которая хорошо держит воду, а акварельная бумага хорошо ее впитывает.

Этапы работы.

1.Мотив пейзажа не очень сложный, поэтому выполняем рисунок сразу кистью, холодным или теплым цветом.


2.Выполняем акварельную заливку фона- неба кистью № 6 сверху вниз, используя для этого ультрамарин и охру, поскольку в солнечный день в синеве неба присутствует теплые оттенки.


3.Кусты и берега речки закрываем светлым и теплым зеленым цветом. Лучше, если зеленый цвет будет получен в результате смешения. Как известно, в акварельной коробке вам предлагаются не цвета, а краски. Чтобы получить цвет, нужно смешать, как минимум две краски.


4. В данном этюде доминирующие краски- синие, коричневые, охра, зеленый. Все последующие этапы работы выполняются по просохшему предыдущему слою. Определяем полутени кустарника на дальнем плане.


5.Усиливаем полутени второго плана, учитывая, что освещение верхнее, а кусты- это большие полусферические объемы.


6.Пишем отражение в воде. В данной речке очень слабое течение, поэтому отражение почти зеркальное. Как правило, оно всегда темнее и теплее реальных объектов. Пишем отражение вертикальными мазками, зеркально повторяя форму кустов.


7.Пишем воду, с отражающимся в ней небом, более темным цветом.


8. Усиливаем более яркими оттенками зеленого берег первого плана, не забывая, однако, о прозрачности акварели.


9. В тени кустарников ищем оттенки холодного цвета. Начинаем писать ели на дальнем плане. По отношению к кустарнику, они намного темнее.


10.Ели темные, почти плоские, так как находятся далеко, пишем их более тонкой кистью.


11. Усиливаем тень в кустах и воду первого плана, что дает ощущение пространства.


12. Показываем отражении елей в воде, усиливаем контрастность и плотность цвета в отражении кустов.


13. Подчеркиваем ветви в кустарнике, уточняем отражения первого плана.


14. Этюд готов. Успехов в творчестве!

Одна из самых замечательных вещей в штате Мэн, это его каменистые пляжи, заваленные галькой самых разнообразных форм, цветов и размеров. В этом году я, наконец, решилась запечатлеть это каменное многоцветье в акварели. И вот, что у меня получилось…

Хотите знать, как мне удалось создать эти любопытные текстуры на камнях и эту волнистую рамку? Читайте и все узнаете!

Однажды вечером, во время отлива, мы с подругой отправились на пляж, чтобы сделать пару набросков.


В то время как подруга усердно рисовала меня, я сконцентрировалась на груде камней у себя под ногами.


Сначала я набросала общие очертания камней карандашом.


Затем я обвела рисунок перьевой ручкой с черными чернилами и нанесла первый слой акварели по сырому.

Я старалась добиться цветового разнообразия, чередуя более темные оттенки с яркими и контрастными.

В некоторых случаях я ждала, пока краска слегка подсохнет и добавляла еще немного, чуть более темных оттенков. Так получились разводы, с помощью которых я потом смогу создать текстуру на камнях.


Это все на что мне хватило времени на пляже. Солнце уже садилось, и мне нужно было готовить ужин, так что я собрала вещи и отправилась домой.

Дома, в мастерской я продолжила работу над рисунком и сосредоточилась на создании текстур.Я слегка намочила серый булыжник в верхнем левом углу, и взяла парочку темных, земляных оттенков акварели, черный акварельный карандаш и разбрызгиватель для краски. Держа разбрызгиватель над камнем, я немного потерла об него грифель карандаша, как на терке, чтобы частички пигмента попали на рисунок.


Немного размокнув они пристали к бумаге и стали напоминать текстуру гранита.

(Когда бумага высохнет, лишние частички пигмента можно удалить, перевернув лист рисунком вниз и слегка постучав по нему с обратной стороны)


Я использовала ту же самую технику на сером камне в нижнем левом углу рисунка, но на этот раз я взяла круглую кисточку и слегка тронула ей карандашную крошку в нескольких местах чтобы немного смягчить эффект, и придать камню индивидуальность.

Когда мне хотелось придать камешку испещренный вид, я делала вот такие пятнышки, прикладывая к бумаге кончик круглой кисти…

А потом немного размазывала краску пальцем, чтобы пятнышки не выглядели такими упорядоченными.

Этот метод очень эффективен для создания пятнистой текстуры.

По мере продвижения вперед я добавляла новые слои акварели поверх высохшего базового слоя, чтобы сделать цвета более глубокими и наметить тени. На некоторые места я нанесла немного соли.

После того как соль высохла, получилась выразительная текстура, которая просто идеально подошла для гранитного камня.


Вот так рисунок выглядел на ранней стадии, когда я только начала добавлять текстуры…


Когда я хотела добавить текстуру камню, но беспокоилась, что краска попадет на соседние, я использовала маскирующую пленку, чтобы его изолировать.


Я отрезала кусочек пленки (превышающий размером камень примерно на 2 см с каждой стороны), приложила ее на область, с которой собиралась работать, и используя слайсер, аккуратно разрезала пленку вокруг камня (будьте осторожны, не прорежьте бумагу).


Затем я сняла вырезанный кусочек пленки с этого участка.


Окружающие части листа я накрыла полосками бумаги. Теперь, когда вся бумага вокруг защищена, можно добавлять текстуру любыми способами. Например здесь я нанесла краску мятой пластиковой оберткой …

На этот булыжник я разбрызгала краску, а потом промокнула некоторые брызги, чтобы они стали посветлее, в то время как другие оставила нетронутыми.

Когда все края закрыты пленкой, становится легко наносить краску на маленькие камешки с помощью губки.

Покончив с губкой и брызгами, я удалила пленку.


После того как я была удовлетворена текстурами и тенями на камнях, я добавила падающие тени. Когда я сделала снимок для срисовывания на пляже, солнце уже заходило, и отбрасываемые тени были очень выразительны. Теперь же, я решила позволить себе немного творческой свободы и повернула время вспять, сделав тени короче. (Приношу свои извинения, забыла сфотографировать шаг с тенями).
Последними шагами стали добавление трещинок и бороздок на некоторые камни

и брызги белой непрозрачной акварели на этот голыш.

Используя разбавленную водой непрозрачную белую краску, я нарисовала светлые прожилки на одном из крупных камней. Мне не хотелось, чтобы белая краска слишком выделялась на общем фоне.


Картина закончена! Мне предстояло самое сложное, нужно было решить, как поступить с окружающим белым пространством.

Я решила сделать рамку из бумажной клейкой ленты. Кусочки зеленой ленты я разорвала вдоль на две половинки так, чтобы края получились неровными и волнистыми.


Затем я приклеила кусочки ленты на расстоянии примерно 5 мм от рисунка, краями наружу, так, чтобы они пересекались по углам. (Перед тем как использовать маскировочную ленту не забудьте наклеить ее пару раз на какую-нибудь ткань, это сделает ее менее клейкой, и убережет вас от риска порвать бумагу, если придется ее отдирать).

Верхний слой ленты в уголках я разрезала при помощи слайсера под углом 45 градусов.

Потом срезала лишний кусок ленты, выступающий с краю.

Получился аккуратный уголок.


Пришло время разрисовать оставшееся пространство по краям. Так как я собиралась писать по сырому, я подложила бумажные полотенца под этот лист, чтобы уберечь альбом от краски. Смешав те же самые оттенки, что были использованы для камней, я начала щедро накладывать краску по краям рисунка.


Очень важно было соблюсти правильную консистенцию. Цвета должны плавно перетекать из одного в другой, но не смешиваться полностью. Я добивалась такого эффекта, чтобы все оттенки были хорошо различимы и перекликались с цветами камней, а не сливались в грязную кашу.

После того как края высохли, я удалила клейкую ленту и обнаружила что кое-где по углам краска все-таки затекла под нее. Вот черт!


Без паники! Я собрала часть краски при помощи сухой кисти, а то, что убрать не удалось, просто закрасила белой непрозрачной акварелью.

Теперь можно было продолжать работать над дизайном рамки. Чтобы облегчить работу мне потребовался кусочек плотной оконной сетки. Я просто наложила ее на бумагу и прочертила по ней карандашом ровные линии, расходящиеся от цента листа к краям на расстоянии примерно 5 мм друг от друга.


Таким методом удобно размечать параллельные линии без долгих, кропотливых измерений.



Единственной проблемой стало то, что один раз я сломала карандаш о решетку, но в любом случае так получилось гораздо быстрее, чем если бы я использовала линейку.

Я обвела каждую линию перьевой ручкой…


Линии по углам были нарисованы от руки.


Все выглядит прекрасно, но я решила пойти дальше. Как всегда!


Я приклеила полоску маскировочной ленты на расстоянии 1 см от края бумаги, чтобы использовать ее в качестве направляющей.


Затем я провела линии от ленты до края бумаги между уже нарисованными линиями, чтобы затемнить рамку по краям.


Работа завершена!

У меня было искушение добавить еще деталей (провести еще одну тонкую линию вокруг рисунка), но я решила оставить больше свободного места. Пришлось напомнить себе, что свободное, дышащее пространство-это всегда хорошо. Совсем необязательно его чем-то заполнять.

Когда я смотрю на эту цветную картину, она переносит меня обратно в Мэн. Мне вспоминаются счастливые часы, проведенные на пляже, болтовня с подругой, мягкий шум волн, плещущихся о берег и чувство абсолютного спокойствия. Рисование позволяет мне прочувствовать момент, когда я нахожусь в процессе, и возвращает меня назад в те чудесные времена, когда я смотрю на готовую работу. Множество приятных воспоминаний нашли приют между страниц моих альбомов.

Техника акварели достаточно разнообразна, но при этом и сложна. Краски нужно разбавлять водой, за счет этого они становятся более подвижными. В свою очередь, это позволяет пользоваться различными приемами: прорабатывать тонкие детали, выполнять широкие заливки, вливать один мазок в другой.

Обучаясь рисованию, полезно выполнять этюды акварелью. Очень важно видеть работу целостно и чувствовать живописную среду.

  1. Не стоит бояться рисовать. Изобразить овощи, фрукты или пейзажи сможет каждый, главное - поверить в себя и найти в себе вдохновение.
  2. Качество играет важную роль, именно от нее зависит итоговый результат. Нужно опробовать все встречающиеся сорта листов, чтобы выбрать для себя идеальную бумагу. На листах необходимо делать пометки (вес бумаги, ее сорт и какой результат получился).
  3. Посещая парк или другое живописное место, нужно брать с собой фотоаппарат. Ведь фотографии в будущем смогут вдохновить на создание новых работ. Начиная создавать новые этюды акварелью, именно картинки будут напоминать, как они должны выглядеть.
  4. Чтобы снять с кистей излишки влаги, понадобятся салфетки или бумажные полотенца.

Этюды акварелью: фрукты и овощи

Обучение акварельной живописи ведется поэтапно. Начинают с более простых заданий, а лишь затем переходят к более сложным. Для начала в качестве натуры можно использовать любые фрукты или овощи. Главная задача в данном случае - это передача, тонов и прорисовка объема предметов с помощью фона и падающих теней.

На первом этапе необходимо прорисовать очертания с помощью простого карандаша. Лучше не пользоваться ластиком, а просто дорисовать тонкую слегка заметную уточняющую линию. Чтобы не забыть о тенях, можно слегка затушевать необходимые участки.

Далее, оставив блики в нужных местах, всю поверхность рисунка заливают наиболее светлым оттенком. Когда сырая подложка будет готова, начинайте писать выбранный овощ или фрукт. Первым должен быть полутон, далее, отталкиваясь от него, пишут тени и свет. В завершение осталось уточнить тональные решения.

Освоив этюды овощей, акварель уже не будет проблемой, и тогда можно переходить к изображению нескольких овощей или фруктов, затем уже кувшина и натюрморта.

Как нарисовать пейзаж акварелью

Атмосфера акварельных этюдов - это всего лишь одно мгновение, мимолетное состояние природы, которое удалось запечатлеть художнику-акварелисту.

Начиная рисовать этюды в первую очередь нужно представить у себя в голове. Художник должен определить, сколько места на листе будет занимать небо, а сколько - земля. Зачастую линию горизонта опускают немного ниже середины, и это композиционно верно. Акварельный этюд начинают изображать с неба, особенно если художник выбрал мокрую технику.

На втором этапе прорисовывают пейзажные плоскости. Усиливаются тона темных участков. На данном этапе необходимо сконцентрироваться не только на плоскостях, но и на отдельных деталях. Завершающий этап - это работа с тонкими кистями, именно ими прорисовывают мелкие детали и делают картину завершенной.

Этюды цветов акварелью

Когда начинающий художник начинает рисовать букет цветов, то первое, что он видит - это множество маленьких веточек и цветочков. Однако не стоит недоумевать. Взявшись за работу, первым делом необходимо гармонично расположить цветы в нужном порядке. Задний план создают мелкие цветочки, их изображают дальше и они должны быть более мелкими.

От краев листа нужно отступить по 3-4 см - это будет рамка, за которую нельзя заступать. Предварительную картину нужно набросать карандашом, при этом не стоит на него давить, чтобы не деформировать бумагу. Композиция должна походить на геометрическую фигуру (треугольник или овал).

Работая красками, на палитре необходимо подготовить подборку нужных холодных и теплых оттенков, которые будут присутствовать на картине. Начинают работу с фона, изначально работая со светлыми красками, а после этого затемняя участки с тенью.

Затем переходят к прорисовке цветов. Изначально намечают светлые оттенки, а после этого лессировочным тонким слоем добавляют тени на лепестки. Нужно обращать внимание на то, чтобы на заднем плане не появлялось множество мелких деталей.

Этюды акварелью необходимо писать обобщенно, лучше это делать «по сырому», чтобы один цвет плавно переходил в другой. Именно так создаются неповторимые оттенки, а рисунок получается живым. Нужно лишь дорисовать мелкие лепесточки и стебельки тонкой кистью.

Акварель очень схожа с гуашью, поэтому их можно использовать вместе. Различие этих красок в прозрачности. Акварель более прозрачная, нежели гуашь. Именно это свойство определяет итоговый результат. Однако две эти техники основываются на схожих приемах.

Создавая этюды акварелью, необходимо контролировать количество воды, в которой нужно разводить краску. Жидкость не только растворяет краску и делает ее более прозрачной, но и определяет степень четкости будущего рисунка. Поэтому лучше всего изучать акварельную технику с определения необходимого количества воды.

В живописи изображение натуры цветом называют этюдом. Этюдные акварельные работы бывают разными по характеру, задачам, методике выполнения, средствам выразительности. Овладеть искусством этюда можно только путем постоянного рисования с натуры. В зависимости от длительности выполнения этюды с натуры разделяют на краткосрочные и длительные. К краткосрочным относятся наброски и зарисовки, к длительным – штудии.

Этюд-набросок – это быстро выполненное изображение, в общих чертах характеризующее живописно-пластические качества натуры. Целевое назначение наброска состоит в том, чтобы запечатлеть конкретное, сиюминутное состояние натуры. Лишь в форме быстрого наброска можно запечатлеть неповторимые и быстротечные события. Это могут быть процессы труда, спортивные состязания, постоянно изменяющиеся состояние пейзажа и освещенности, движения людей, животных и т. д.

Этюд-набросок

Чтобы запечатлеть все это, художник располагает иногда считанными минутами или даже секундами, не имея возможности рассмотреть натуру подробно, увидеть все детали. Передать характерность и неповторимость этого мимолетного состояния натуры, «остановить мгновение» – таковы задачи наброска . Его достоинства определяются не какой-то особой проработанностью и законченностью, а прежде всего свежестью, эмоциональностью, остротой восприятия увиденного и выразительной передачей этого.

Недостаток времени и быстротечность события вынуждает художника мгновенно ориентироваться в обстановке и передавать в наброске скупыми живописными средствами общий пластический и цветовой характер натуры. В силу этого в этюдах-набросках возможна обобщенность изображения – многие подробности, детали могут отсутствовать или остаться приблизительными, незаконченными, едва заметными и понятными лишь автору. Однако при всей обобщенности решения этюда надо стремиться к тому, чтобы предметы в изображении не утрачивали своих природных признаков и качеств.

Умение быстро и верно передавать характер, пропорции, цветовую окраску, движение важно и при рисовании животных, птиц, и при изображении пейзажа на рассвете, при закате солнца, наступлении сумерек. Здесь художник вначале должен передать различия по цвету, тону, характеру, пропорциям больших масс неба, земли, воды, предметов, а потом дополнять этюд необходимыми подробностями. Таким образом, перед этюдом-наброском в первую очередь ставится задача передать такие свойства натуры, как пропорции, движение, форму, тонально-цветовое различие предметов, эмоциональное состояние натуры.

Этюд-набросок

В быстром этюде надо стремиться к возможной простоте, лаконичности, выразительности изображения, для чего необходимо из массы впечатлений от натуры выделять только ее самые характерные особенности. Надо избегать ненужных подробностей в деталировке, нанесении штрихов, линий, пятен, мазков, не способствующих усилению выразительности этюда.

Вначале следует рисовать неподвижные предметы и объекты, а затем живую модель. При изображении натуры в спокойном положении одну-две минуты необходимо отводить на изучение и анализ натуры, ее свойств и особенностей. Наметив в наброске общее, можно переходить к разработке характерных деталей. Рисовать акварельные работы с живой натуры следует лишь до тех пор, пока она не изменила своего положения.

Целевое назначение быстрых этюдов определяет и методику их выполнения. Это касается и работы над этюдом, который пишется с натурщика. Дело в том, что в сложной, напряженной позе натурщик может находиться лишь несколько минут. Затем форма может невольно несколько измениться. Поэтому, делая набросок с фигуры человека, надо в первую очередь стараться передать общий цветовой характер натуры, её движение, пропорции, а затем на втором этапе разрабатывать некоторые подробности, не теряя при этом цельности и выразительности наброска.

Этюд-зарисовка

В то же время задача наброска состоит не в том, чтобы уметь быстро и ловко нарисовать, а в изучении и познании различных сторон натуры. Поэтому на первых порах обучения больший объем в работе должны занимать двух- и четырехчасовые зарисовки. Затем, по мере приобретения знаний и опыта, время на выполнение набросков можно постепенно уменьшать.

Этюды-зарисовки выполняются с натуры. Чаще всего в них решаются сугубо специфические задачи: изучается и ведется поиск точного характера формы и предмета или какой-либо его отдельной детали, ее конструктивного и цветового решения.

К такому виду этюдной работы можно отнести кратковременные задания по живописи несложных натюрмортов, головы, фигуры человека и т.д., а также этюды-зарисовки фрагментов натуры, например рук, ног, костюма, к длительному этюду или композиционной работе в целях углубленного изучения наиболее важных живописно-пластических качеств натуры. К этому же типу этюдов относятся зарисовки отдельных растений, фруктов, овощей, цветов, камней, деревьев или их частей (пни, ветки, листья), фрагментов архитектурных строений и их украшений, предметов труда, быта и т. п. Зарисовки выполняются также при разработке композиционных заданий с аналогичной целью, что и при работе художника над картиной.

Этюд-зарисовка

Зарисовки обычно прорабатываются очень тщательно. Художник стремится максимально приблизиться к натуре, как можно точнее передать ее особенности. Такая документальность, протокольность обогащает художника знанием живописно-пластических качеств натуры, ее конструктивного строения, пропорций, цвета. Эти знания натуры особенно необходимы художнику, когда работа ведется по представлению, воображению или над композицией.

Работу над быстрыми этюдами надо обязательно чередовать с выполнением этюдов длительного характера. Специфика природы набросков не позволяет с необходимой полнотой изучать и передавать своеобразие и богатство форм, цвета, света и других особенностей натуры.

С другой стороны, занятие только длительными этюдами притупляет остроту восприятия натуры, живое отношение к ней. Поэтому следует разумно сочетать работу над длительными этюдами с этюдами кратковременного характера – набросками, зарисовками. При одностороннем увлечении каким-либо одним видом учебных заданий вырабатывается штамп, заученность приемов, живописной палитры. Чередование различных видов учебных заданий и методики их выполнения активизирует восприятие натуры, позволяет разнообразнее и глубже изучать ее.



Пособия и алименты