Федеральный закон «О добровольчестве (волонтерстве). В россии вступил в силу закон о добровольческой деятельности Закон о волонтерской деятельности

Проект «Кислород» анонсирует внеплановый вебинар, посвященный новому закону. Вебинар проведет к.ю.н. Мария Каневская, координатор Клуба юристов НКО и руководитель 1-ой Лаборатории НКО.

Мария расскажет об изменениях федерального законодательства о добровольчестве и волонтерстве, порядке заключения договоров с добровольцам и компенсации расходов, связанных с их деятельностью.

Эти нововведения должны благоприятно сказаться на общественной активности. Для самих НКО значительно упрощаются процедуры привлечения труда добровольцев. Кроме того, исчезла путаница с понятиями «доброволец-волонтер», теперь они унифицированы.

План вебинара

Кто может быть добровольцем?

Кто такие участники добровольческой деятельности?

На какую помощь можно рассчитывать со стороны органов государственной власти и местного самоуправления?

Какие положения можно включать в договор с добровольцем?
Как возмещать расходы, связанные с добровольческой деятельностью?

Участие в вебинаре бесплатное. Зарегистрироваться можно на сайте организатора.

* Федеральный закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» определяет полномочия органов власти в сфере поддержки и развития волонтерских организаций, предусматривает утверждение регламентов взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и других организаций с волонтёрскими объединениями. Кроме этого, закон обеспечивает выравнивание условий налогообложения при получении добровольцами доходов, как в случае получения их в виде возмещения понесенных волонтерами расходов в рамках своей деятельности, так и в случае получения таких доходов в натуральной форме.

Узнал и вам рассказал Иван Кравец

Читать еще по теме «волонтеры»:

Реабилитация граждан – инвалидов – это, прежде всего, система мер, обеспечивающих условия жизнепроживания, среди которых особо важное место занимают передвижение, ориентация, общение, способность к труду. Как и в любом социальном учреждении у нас есть свои особенности по реализации основного принципа.

Госдума РФ во втором чтении приняла изменения в Налоговый кодекс РФ, они должны улучшить условия налогообложения для некоммерческих организаций, в первую очередь для добровольческих объединений.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о статусе волонтерских организаций. Понятия «волонтерство» и «добровольчество» официально уравниваются, у волонтеров появились права и обязанности.

Юрист Василий Романец - о том, кому развязывают руки формулировки внесенного в Госдуму законопроекта о добровольчестве (волонтерстве).

Перефразируя известное изречение, можно сказать: кто не хочет (или не хотел быть) добровольцем, у того нет сердца, а кто хочет (или хотел бы) заработать на добровольцах - у того нет совести. Желание конвертировать свою энергию в деньги или иной доход не предосудительно, но недопустимо там, где счастье не в деньгах и коммерция неуместна.

Президент РФ неоднократно обращал внимание на то, что добровольчество и волонтерство – это «прежде всего, бескорыстное и искреннее служение благородным и созидательным целям», имеющее колоссальный социальный потенциал, который должен быть обязательно востребован». Законодателям стоит не семь, а семьдесят раз отмерить, прежде чем установить правила, по которым будет развиваться эта сфера. Сделать это нетрудно, если серьезно отнестись к критическим замечаниям и предостережениям экспертов от НКО, хорошо знакомых с «подводными камнями» в данной области. В последнем законопроекте о добровольцах (волонтерах) таких камней немало, они названы по именам, но субъекты законодательной инициативы их в упор не видят.

Волонтеры. Фото со страницы Марафона «РУСАЛ» «ВКонтакте»

Современное добровольческое и волонтерское движение, конечно же, нуждается в регулировании, с этим никто не спорит, и вопрос о правовом решении этой проблемы стоит на повестке дня законодателей с 2013 года. Но уж очень непривычен объект регулирования, стандартные подходы для него не годятся, вопросов при обсуждении очередного законопроекта больше, чем ответов…

Минус первый – декларативный

В пояснительной записке к законопроекту указано, что «задачей законопроекта является формирование единого подхода к регулированию отношений в сфере добровольчества (волонтерства)» и он «уравнивает понятия «волонтерство» и «добровольчество», что позволит устранить сложившиеся к настоящему времени противоречия между рядом нормативных правовых актов в этой сфере». Уравнивание происходит очень просто: авторы ставят между понятиями знак равенства (взмах волшебной палочки), объявляют их тождественными, и – о чудо! – все расхождения, все нестыковки, над которыми эксперты бьются с 2013 года, якобы исчезают.

Однако, сколько ни повторяй слово «халва», во рту сладко не станет. Та же история с добровольцами и волонтерами: сколько ни прячь волонтеров в скобки, разница между ними и добровольцами сохраняется. Собственно, своим появлением в 2007 году термин «волонтер» обязан именно необходимости зафиксировать его отличие от термина «доброволец», а заодно и дистанцироваться от благотворительной деятельности (см. ФЗ от 01.12.2007 №310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года…»). В действующем законодательстве определения терминов «доброволец» и «волонтер» закреплены в разных федеральных законах и имеют два существенных отличия, которые не могут исчезнуть только потому, что понятия объявили тождественными:

1) сфера деятельности. Добровольцы осуществляют свою деятельность в сфере благотворительности, волонтеры действуют исключительно в сфере физической культуры и спорта (за редким исключением, возможным при соблюдении определенных жестких ограничений);

2) безвозмездность деятельности . Деятельность «добровольца» полностью безвозмездна, это соответствует таким принципам благотворительной деятельности, как бескорыстность и безвозмездность. Деятельность «волонтера» исключает возможность предоставления ему денежного вознаграждения, однако про другие формы вознаграждения закон умалчивает, следовательно, неденежные компенсации теоретически возможны. Это противоречит принципам благотворительной деятельности и не позволяет волонтерам этой деятельностью заниматься.

Внесенный законопроект, добиваясь равенства между добровольцами и волонтерами, идет на прямое нарушение принципов бескорыстности и безвозмездности, предлагая закрепить право добровольца «получать в случаях, предусмотренных законодательством РФ, поддержку в форме бесплатного, льготного или внеочередного получения услуг, предоставляемых государственными или муниципальными учреждениями и организациями» (п. 5 ч. 1 проектируемой статьи 17.1).


Фото: волонтерыпобеды.рф

Таким образом, техническое отождествление терминов «доброволец» и «волонтер», которое предлагает законопроект, не устраняет противоречий, а добавляет новых, что может привести к появлению двух институтов с различным правовым статусом и разным правовым регулированием, но… с идентичным названием.

Кстати, существующее разделение терминов «доброволец» и «волонтер» вполне позволяет применять на практике нормы, регулирующие правовой статус этих разных институтов. Никакой нужды объявлять эти термины тождественными нет. Конечно, на бытовом уровне, в СМИ и на уровне органов власти (мероприятия, программы, переписка) они часто взаимозаменяются, но это же не повод для внесения изменений в закон. И уж точно не критерий четкости правовой базы.

Минус второй – спортивно-коммерческий

Законопроект предлагает распространить благотворительную деятельность на профессиональный спорт, по действующему закону это исключено.

Что такого необыкновенного случилось за последнее время с профессиональным спортом, что ему вдруг на равных с детской дворовой командой понадобилось содействие благотворителей (не путать со спонсорами!), авторы законопроекта умолчали. А ведь это изменение в корне противоречит сути благотворительной деятельности, потому что «профессиональные спортивные соревнования» и «профессиональный спорт», по факту, являются предпринимательской деятельностью (см. п.п.10.3, 11 ст. 2 ФЗ от 04.12.07 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Минус третий – организационно-партийный

Согласно действующему законодательству, добровольческая деятельность может осуществляться исключительно в рамках благотворительной деятельности, как наиболее соответствующей самой природе добровольчества. Авторы нового законопроекта, похоже, усомнились в этом и предлагают новое определение термина «добровольческая (волонтерская) организация», дополнив перечень некоммерческих организаций, которые могут заниматься благотворительной деятельностью, автономными некоммерческими организациями (АНО) и ассоциациями (союзами). Но ни для кого не секрет – уж для юристов-то точно, – что ни АНО, ни ассоциации, ни союзы для благотворительной деятельности не предназначены и не могут ею заниматься. Эксперты не раз и не два обращали внимание на эту ошибку в предыдущих законопроектах, но авторы опять включают в проектируемую норму АНО и ассоциации (союзы). Зачем? Непонятно.

Равно как непонятно и то, куда делась прямая оговорка относительно политических партий, которые тоже не могут быть добровольческими (волонтерскими) организациями. Любопытно, что на стадии общественного обсуждения законопроекта на портале regulation.gov.ru данная оговорка была , но в тексте законопроекта, внесенном на рассмотрение Думы, ее нет. Оговорку в Думу не взяли! Из этого следует, что запрета нет и что политическим партиям можно привлекать добровольцев (волонтеров). Какие перспективы открываются! Вот только не имеют они отношения ни к благотворительности, ни к сфере физической культуры и спорта. И это еще одно очень серьезное противоречие действующему законодательству.

Минус четвертый – коррупционный

Законопроект предлагает определение «организатора добровольческой (волонтерской) деятельности», которое практически совпадает с термином «добровольческая (волонтерская) организация». Разница лишь в том, что организацией могут быть только НКО, а организатором – граждане (т.е. физические лица), любые организации (как некоммерческие, так и коммерческие), органы государственной власти и местного самоуправления.

При этом никаких отличий в деятельности организации и организатора нет: и те, и другие привлекают добровольцев (волонтеров) на постоянной или временной основе, и те, и другие имеют право руководить их деятельностью.

Честно говоря, допуск коммерческих организаций к организации добровольческой и волонтерской деятельности – это уже не минус, а настоящая мина (!), кстати не очень замедленного действия. Похоже, что авторы законопроекта совершенно забыли о том, что основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли, а это совсем не по пути с добровольцами. Более того – это порождает серьезные риски злоупотреблений, в частности при оформлении в качестве добровольцев фактических работников организации и уклонении от уплаты налогов и сборов с фонда заработной платы.

Кроме того, авторы документа, судя по всему, упустили из виду, что деятельность коммерческих организаций так же, как и деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (которые также любезно приглашены в число организаторов добровольцев), не направлена на достижение общественно полезных целей. И коммерческие организации, и органы власти разных уровней решают другие задачи - тоже важные, но другие, в связи с чем требует доработки ч. 4 проектируемой статьи 17.1.

Но и это еще не все. В качестве «вишенки на торт» реформа допускает оказание государственной поддержки «организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности», в том числе и коммерческим организациям, органам государственной власти и местного самоуправления… Какие перспективы грозят открыться! Правда, формы поддержки в законопроекте пока не конкретизируются, но это уже не принципиально.

Минус пятый – терминологический

И, наконец, последняя, на первый взгляд не особо заметная, но очень важная, даже знаковая деталь. В тексте законопроекта используется терминология, неприменимая к сфере добровольчества, а именно термин «труд» (см ч.7 ст.5, п.7 ч.1 проектируемой статьи 17.1). В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 15), трудовые отношения априори являются возмездными, поэтому не могут быть применены к деятельности гражданина в качестве добровольца.

Принятие документа в текущей редакции приведет к «огосударствлению» сферы добровольчества, породит возможности для злоупотреблений правом и коррупции и, в конечном счете, дискредитирует добровольчество как вид благотворительной деятельности. По действующему законодательству, привлекать добровольцев могут только НКО, и это не случайно. Любая попытка эксплуатации добровольцев, тем более с опорой на закон, очень быстро обнулит тот самый «колоссальный социальный потенциал», который, по словам Президента РФ, обязательно должен быть востребован.

О какой четкой правовой базе деятельности НКО может идти речь, когда, согласно законопроекту, организатором добровольческой деятельности может стать любой, кому вздумается, будь то физическое или юридическое лицо, или даже какая-то политическая партия! Где гарантии, что они не будут использовать добровольцев и волонтеров в своих личных интересах? Нет таких гарантий в законопроекте. Зато есть многочисленные отступления от действующего законодательства, которые объективно ведут к ухудшению ситуации в сфере добровольчества.


Фото: волонтерский отряд «Пепел Чернобыля»

Получается, что в результате требования президента о необходимости снять все барьеры для развития добровольчества авторы документа сняли барьеры для всех, кто хочет иметь доступ к этому святому делу. Безотносительно намерений, которыми руководствуются желающие руководить добровольцами и волонтерами.

Сейчас в волонтерских и добровольческих проектах участвует много молодежи, школьников и студентов. Без сомнений, их привлекает «бескорыстное и искреннее служение благородным и созидательным целям», однако в правовом отношении молодежь зачастую беззащитна. Поэтому задача законодателей – не хлопотать об интересах тех, кто хочет организовывать, руководить и получать господдержку за добровольцев и волонтеров, а беспокоиться о том, чтобы молодежь всегда имела возможность и условия, чтобы направить свою энергию действительно на эти самые «благородные и созидательные цели».

Василий Романец - эксперт Ассоциации «Юристы за гражданское общество» . Ассоциация оказывает правовую поддержку и содействие всем некоммерческим организациям России. Некоммерческое партнерство профессиональных юристов существует с 2006 года в Москве, сейчас ассоциация работает по всей России.

Одним из главных государственных «подарков», приуроченных к году волонтерства, стало принятие Федерального закона от 05.02.2018 N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)», который впервые в истории современной России установил официальный статус волонтеров и добровольцев и организационные основы их деятельности.

Федеральный закон, регулирующий волонтерскую деятельность в России, прошел долгий путь: на протяжении шести лет идея «волонтерского» закона обсуждалась на разных уровнях, резко критиковалась некоммерческим сообществом и вызывала опасения добровольческого корпуса.

За этот период до широкой общественности были доведены два проекта Федерального закона о добровольческой деятельности. Один из них был внесен на рассмотрение в 2013 г. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (), второй в 2016 г. выдвинут от фракции ЛДПР.

Активные участники волонтерского движения неоднократно выступали против принятия специального закона, он оценивался как попытка установления государственно-бюрократического контроля над сферой проявления гражданской активности и самоорганизации граждан, свободного общественно значимого волеизъявления людей, против принятия законопроекта в 2013 были даже подписаны петиции.

На время обсуждение закона приостановили.

Вновь о необходимости развития и законодательного регулирования волонтерской деятельности официально и публично, с трибун, заявил Президент в Послании Федеральному Собранию еще 01 декабря 2016 г. «Необходимо снять все барьеры для развития волонтерства», — подчеркнул Президент.

Вышеобозначенное поручение Президента и состоявшаяся 26 июля 2017 г. встреча Президента с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и волонтёрского движения, стали началом работы по законодательному регулированию данного вопроса:

По итогам встречи было подготовлено соответствующее поручение Правительству Российской Федерации при участии Общественной палаты Российской Федерации и автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»: в период осенней сессии Государственной Думы 2017 года обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих регулирование волонтерской деятельности.

От подхода по созданию отдельного, самостоятельно закона о добровольческой деятельности отказались. Нормы о регулировании добровольческой деятельности внесли в Федеральный закон от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», откорректировав и дополнив его, а также расширили ряд нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.

И уже 14 ноября 2017 г. проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)» был внесен на рассмотрение в Государственную Думу.

Законопроект претерпел небольшие доработки после первого чтения: положения об осуществлении добровольческой деятельности, связанной с участием в организации богослужений и иных религиозных обрядов, были закреплены не путем внесения изменения в ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», а посредством изменений в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Что изменилось благодаря Федеральному закону? (подробнее об изменениях см. Памятку «Обзор изменений законодательства о волонтерстве» ).

На законодательном уровне закрепили условия и порядок осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности:

Уровнялись понятия «волонтерство» и «добровольчество».

Определен статус волонтерских организаций, организаторов волонтерской деятельности и волонтеров, закреплены требования, которым должны соответствовать такие организации и лица.

Установлено, что условия осуществления добровольцем благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем работ и/или оказание им услуг в целях в общественно полезных целях.

Определены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере поддержки и развития волонтерских организаций. Предусматривается утверждение регламентов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений и других организаций с волонтерскими объединениями. Установлены новые полномочия федеральных органов исполнительной власти - разработка и реализация государственных программ, содержащих мероприятия, направленные на поддержку волонтерства.

Обеспечивается формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества.

Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.

Сами волонтеры получили право на поддержку в форме предоставления питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг.

Одна из главных задач всех произведенных изменений – обеспечить единую позицию по отношению к волонтерам во всех регионах и на всех уровнях власти.

Этому способствует развитие инфраструктуры поддержки волонтерства, которая стала активно развиваться еще до принятия соответствующего закона:

Приказом Минэкономразвития России от 28.09.2017 г. №524 уже сформирована межведомственная комиссия по вопросам развития добровольчества и определены положения ее деятельности. В перспективе комиссия будет заниматься координацией добровольцев в различных отраслях (поисковики, медики, природоохрана), также будет создана концепция развития волонтерских центров, в которых будут организованы курсы подготовки добровольцев.

Исходя из Плана мероприятий по развитию волонтерского движения в Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации 5 июля 2017 г. N 4723п-П44, предусмотрена регулярная, в т.ч. совместная, работа федеральных органов власти и органов власти субъектов по обеспечению поддержки добровольческой деятельности, причем в разнообразных форматах.

В регионах планируют открыть специальные ресурсные центры, которые обеспечат налаживание коммуникации между чиновниками и волонтерами. Так, Ассоциация волонтеров России планирует до конца обучить около 20 тысяч государственных служащих практикам работы с волонтерами.

Сами регионы присоединяются к законотворческой работе: Московская область, разрабатывавшая местный закон о волонтерстве еще до принятия федерального документа, намерена написать обновленный «добровольческий» законопроект с учетом региональных особенностей.

Уже реализованы положения по формирования единой информационной системы — для добровольцев заработал интернет-ресурс , где может зарегистрироваться любой человек, желающий участвовать в социальных проектах и мероприятиях. Ее основная цель обеспечить баланс между спросом и предложением на волонтерскую работу в России.

При этом по поручению председателя оргкомитета Года Волонтерства Сергея Кириенко с июня 2018 г. интернет-ресурс будет обеспечен справочной службой для волонтеров «единое окно», предназначенной для оказания помощи гражданам, которые столкнулись с проблемами в рамках своей гражданской активности, на сайте можно сформулировать вопрос или проблему, найдя типовой ответ или отправить специальный запрос, к решению которого подключается выстроенная система волонтерства в РФ и регионах.

Юрист Коллегии адвокатов «Терновцов и партнеры»
Наталья Непочатых

С 1 мая вступает в силу закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) ", который президент России подписал 5 февраля 2018 года. Документ вносит существенные изменения в закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", уравнивает понятия "волонтерство" и "добровольчество" и формирует единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества. Эксперты ассоциации "Юристы за гражданское общество" рассказали ТАСС, что изменится для некоммерческих организаций, органов власти и волонтеров.

Зачем принят новый закон?

Принять такой закон после встречи президента РФ Владимира Путина с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО), благотворительных организаций и волонтерского движения 26 июля 2017 года. Тогда участники некоммерческого сектора сказали, что у них возникает немало проблем и сложностей в связи с разными подходами к работе с волонтерами и с документами, которые при этом необходимы.

Новый закон более четко определяет всех ключевых участников процесса в правовом поле.

Что именно меняет закон?

  • Уравнены понятия "волонтер" и "доброволец"

Впервые понятие "волонтер" появилось в российском законодательстве в связи с проведением Олимпиады в Сочи, а затем перешло в закон о физической культуре и спорте. А слово "добровольцы" использовалось в законе о благотворительной деятельности. И хотя для большинства из нас слова "волонтер" и "доброволец" — синонимы, юридически разница состояла в том, что в организации спортивных мероприятий участвуют волонтеры, а в благотворительной деятельности — добровольцы. Труд добровольцев является исключительно безвозмездным.

  • Определен статус добровольческих (волонтерских) организаций
  • Уточнены полномочия органов власти и местного самоуправления
  • Уточняется содержание договора с добровольцем (волонтером)

Что может получить доброволец (волонтер)?

Так же как и раньше, доброволец может получать поддержку в виде питания, формы, необходимого оборудования и средств индивидуальной защиты, а также оплату проезда до места назначения и обратно, страхование жизни и здоровья, психологическую помощь и возмещение расходов. Также доброволец может рассчитывать на информационную, консультационную и методическую поддержку в той форме, которая установлена организацией. Закон предусматривает для добровольца возможность получать поощрения и награждения за труд, в том числе в рамках конкурсов и программ всех уровней.

Что предполагает договор с добровольцем?

Если закон о физической культуре и спорте обязывает организации заключать договор с волонтером, то по закону о благотворительной деятельности договор с добровольцем не обязателен. С 1 мая вопрос, заключать или не заключать договор с добровольцем, также останется на усмотрение организации. Новшество состоит в том, что теперь более подробно описано содержание договора.

Так, в документе может быть прописано возмещение добровольцу расходов на наем жилого помещения, проезд, питание и на средства индивидуальной защиты, оборудование и спортивное снаряжение, а также оплата страховых взносов на медицинское страхование либо на страхование жизни или здоровья волонтера во время его добровольческой деятельности.

Юристы отмечают, что в договоре с добровольцем (волонтером) не должно быть никаких терминов трудового права (работа, отпуск, график, обязанности и т.д.). Даже подписав договор с организацией, доброволец может в любой момент отказаться от этой деятельности.

Что изменится для организаторов?

Закон вводит два совершенно новых понятия — организатор добровольческой деятельности и добровольческая организация. Статус организатора добровольческой деятельности могут получать НКО и физические лица, которые привлекают добровольцев к волонтерской деятельности. "С физическими лицами есть много вопросов. Во-первых, непонятно, какую деятельность в рамках закона может организовать физическое лицо с привлечением волонтеров. Во-вторых, в теории пока непонятно, как юридически это будет оформлено, как это будет выглядеть с точки зрения даже налогового законодательства", — отметили юристы.

Новый закон предусматривает, что добровольческие организации могут принимать программы развития добровольчества, получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления, информировать граждан о возможностях стать добровольцами, участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества, создаваемых при органах госвласти и местного самоуправления, а также получать поддержку, предусмотренную законодательством РФ, например как социально ориентированная некоммерческая организация.

Что изменится для органов власти?

Теперь государственные органы и органы местного самоуправления получили законное право привлекать добровольцев. И это абсолютное новшество. "Фактически государство получает возможность использовать труд добровольцев для решения своих задач", — отмечают юристы.

Закон дает возможность органам исполнительной власти разрабатывать и проводить программы для поддержки добровольчества и формировать для этой же цели единую информационную систему, которая включает сведения о добровольцах, организаторах волонтерской деятельности и добровольческих организациях. Информация в эту систему предоставляется не в обязательном порядке, а при желании.

Кроме того, документ позволяет органам власти в регионах внедрять собственные программы поддержки добровольчества.

Также с 1 мая начинают действовать изменения Налогового кодекса РФ, которые президент подписал 23 апреля. Теперь не будут облагаться налогом НДФЛ доходы, полученные добровольцами (волонтерами) в рамках гражданско-правовых договоров.

Дарья Бурлакова



Пособия и алименты