Главные персонажи произведения гроза. Герои пьесы «Гроза

Островский не зря дал название своему произведению «Гроза», ведь раньше люди боялись стихии, ассоциировали ее с наказанием небес. Гром и молния вселяли суеверный страх и первобытный ужас. Писатель рассказал в своей пьесе о жителях провинциального городка, которые условно разделены на две группы: «темное царство» - богатые купцы, эксплуатирующие бедняков, и «жертвы» - те, кто терпит произвол самодуров. Более детально о жизни людей расскажет характеристика героев. Гроза раскрывает истинные чувства персонажей пьесы.

Характеристика Дикого

Савел Прокофьич Дикой является типичным самодуром. Это богатый купец, на которого нет управы. Он замучил своих родных, от его оскорблений домашние разбегаются по чердакам да чуланам. К слугам купец относится грубо, угодить ему невозможно, обязательно найдет, к чему прицепиться. Жалования у Дикого не выпросишь, поскольку он очень жаден. Савел Прокофьич невежественный человек, сторонник патриархального строя, не желает познавать современный мир. О глупости купца свидетельствует его разговор с Кулигиным, из которого становится ясно, что Дикой не знает, гроза. Характеристика героев «темного царства», к сожалению, на нем не заканчивается.

Описание Кабанихи

Марфа Игнатьевна Кабанова является воплощением патриархального уклада жизни. Богатая купчиха, вдова, она постоянно настаивает на соблюдении всех традиций предков и сама неукоснительно им следует. Кабаниха довела всех до отчаяния - именно это показывает характеристика героев. «Гроза» - это пьеса, раскрывающая нравы патриархального общества. Женщина раздает милостыню нищим, ходит в церковь, но жизни не дает и своим детям, и невестке. Героиня хотела сохранить прежний уклад жизни, поэтому держала домашних в страхе, поучала сына, дочь, невестку.

Характеристика Катерины

В патриархальном мире можно сохранить человечность, веру в добро - это показывает и характеристика героев. «Гроза» - пьеса, в которой идет противостояние между новым и старым миром, только вот персонажи произведения отстаивают свою точку зрения по-разному. Катерина с радостью вспоминает свое детство, ведь она выросла в любви и взаимопонимании. Она принадлежит к патриархальному миру и до определенного момента ее все устраивало, даже то, что родители сами решили ее судьбу и отдали замуж. Но вот роль униженной невестки Катерине не нравится, она не понимает, как можно постоянно жить в страхе и неволе.

Главная героиня пьесы постепенно меняется, в ней просыпается сильная личность, способная сделать свой выбор, что проявляется в любви к Борису. Катерину погубило ее окружение, отсутствие надежды толкнуло на самоубийство, ведь жить в домашней тюрьме Кабанихи она бы не смогла.

Отношение детей Кабанихи к патриархальному миру

Варвара - это которая не желает жить по законам патриархального мира, но и открыто противиться воли матери она не собирается. Ее искалечил дом Кабанихи, поскольку именно здесь девушка научилась врать, хитрить, делать, что душе угодно, но тщательно скрывать следы своих проступков. Чтобы показать умение некоторых особ приспосабливаться к разным условиям, написал свою пьесу Островский. Гроза (характеристика героев показывает, какой удар Варвара нанесла матери, совершив побег из дома) вывела всех на чистую воду, во время ненастья жители городка показали свои настоящие обличья.

Тихон - это слабый человек, воплощение завершения патриархального уклада. Он любит свою жену, но не может найти в себе силы защитить ее от самодурства матери. Именно Кабаниха подтолкнула его к пьянству, разрушила своими нравоучениями. Тихон не поддерживает старинные порядки, но не видит смысла идти против матери, пропуская ее слова мимо ушей. Только после смерти жены герой решается на бунт против Кабанихи, обвинив ее в гибели Катерины. Понять мировоззрение каждого персонажа и его отношение к патриархальному миру позволяет характеристика героев. «Гроза» - это пьеса с трагичным концом, но верой в лучшее будущее.

Предлагаем вашему вниманию список главных героев пьесы Островского «Гроза».

Савел Прокофьевич Дико й – купец, значительное лицо в городе. Ругатель, пронзительный мужик, так характеризуют его те, кто лично знаком с ним. Очень уж не любит он давать деньги. Кто бы ни попросил у него денег, он непременно старается обругать. Тиранит своего племянника Бориса, и не собирается выплатить ему и его сестре деньги из наследства.

Борис Григорьевич , племянник его, молодой человек, порядочно образованный. Любит Катерину искренне, всей душой. Но ничего самостоятельно решить не способен. Нет в нем мужской инициативности, силы. Плывет по течению. Послали его в Сибирь, он и поехал, хотя в принципе мог отказаться. Борис признался Кулигину, что терпит причуды дяди ради сестры, надеясь, что тот хоть что-то выплатит из завещания бабушки на приданное ей.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова – жесткая, даже жестокая женщина. Держит под каблуком все семейство. При народе держится благочестиво. Придерживается домостроевских обычаев в искаженной по своим понятиям форме. Но домашних тиранит почем зря.

Тихон Иваныч Кабанов , ее сын – маменькин сынок. Тихий, забитый мужичонка, ничего не способный решить самостоятельно. Тихон любит жену, но свои чувства к ней боится проявлять, чтобы лишни раз мать не злить. Жизнь в доме с матерью ему невмоготу, и он был рад уехать на 2 недели. Когда Катерина покаялась, он просил жену, чтобы только не при матери. Понимал, за ее грех мать не только Катерину, но и его самого заклюет. Сам он готов простить жену за это чувство к другому. Побил ее слегка, да только потому, что мать велела. И только над трупом жены бросает упрек матери в том, что это она погубила Катерину.

Катерина — жена Тихона. Главная героиня «Грозы». Получила хорошее, благочестивое воспитание. Богобоязненная. Даже горожане заметили, что когда она молится, от нее словно свет исходит, настолько умиротворенной она становится в момент молитвы. Катерина призналась Варваре, что тайком любит другого мужчину. Варвара устроила Катерине свидание, и все 10 дней, пока Тихон был в отъезде, встречалась с возлюбленным. Катерина понимала, что это тяжкий грех, и поэтому в первый же лень по приезду покаялась перед мужем. К покаянию ее подтолкнула разыгравшаяся гроза, старая полусумасшедшая барыня, пугавшая всех и вся геенной огненной. Она жалеет Бориса и Тихона, и во всем случившемся винит только себя. В конце пьесы она бросается в омут и погибает, хотя самоубийство – это самый тяжкий грех в христианстве.

Варвара – сестра Тихона. Бойкая девица, с хитрецой в отличие от Тихона не прогибается перед матерью. Ее жизненное кредо: делай что хочешь, только бы шито да крыто было. Тайком от матери встречается по ночам с Кудряшом. Она же и устроила свидание Катерины с Борисом. В конце, когда ее стали запирать под замок, сбегает из дома с Кудряшом.

Кулигин – мещанин, часовщик, механик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле. Неслучайно Островский дал этому герою фамилию, созвучную с известным механиком – Кулибиным.

Ваня Кудряш , – молодой человек, конторщик Дикова, дружок Варвары, веселый парень, жизнерадостный, любит петь.

Второстепенные герои «Грозы»:

Шапкин , мещанин.

Феклуша , странница.

Глаша , девка в доме Кабановой – Глаша скрывала все проделки Варвары, поддерживала ее.

Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая — пугает всех горожан страшным судом.

Городские жители обоего пола.

Пьеса «Гроза» - самое известное творение Александра Николаевича Островского. Каждый герой этого произведения - неповторимая личность, занимающая свое место в системе персонажей. Примечательной в связи с этим является характеристика Тихона. «Гроза», пьеса, основной конфликт которой строится на противостоянии сильных и слабых, интересна своими угнетенными героями, в их число входит и наш персонаж.

Пьеса «Гроза»

Пьеса была написана в 1859 году. Место действия - вымышленный город Калинов, который стоит на берегу Волги. Время действия - лето, все произведение охватывает 12 дней.

По своему жанру «Гроза» относится к социально-бытовой драме. Островский много внимания уделил описанию бытового уклада города, персонажи произведения вступают в конфликт с устоявшимися порядками, давно себя изжившими, и деспотизмом старшего поколения. Разумеется, основной протест выражает Катерина (главная героиня), но не последнее место в бунте занимает и ее муж, что подтверждает характеристика Тихона.

«Гроза» - произведение, рассказывающее о человеческой свободе, о желании вырваться из оков устаревших догм, религиозного авторитаризма. И все это изображается на фоне неудавшейся любви главной героини.

Система образов

Система образов в пьесе построена на противопоставлении самодуров, привыкших всеми командовать (Кабаниха, Дикой), и молодежи, желающей наконец-то обрести свободу и жить своим умом. Возглавляет второй лагерь Катерина, только у нее хватает смелости на открытое противостояние. Однако и другие молодые персонажи стремятся избавиться от ига обветшалых и бессмысленных правил. Но есть и те, кто смирился, и не последним среди них выступает муж Катерины (ниже представлена подробная характеристика Тихона).

«Гроза» рисует мир «темного царства», только сами герои могут его разрушить или погибнуть, как Катерина, непонятые и отвергнутые. Оказывается, что захватившие власть самодуры и их законы слишком сильны, и любой бунт против них приводит к трагедии.

Тихон: характеристика

«Гроза» - произведение, где нет сильных мужских персонажей (за исключение Дикого). Так, Тихон Кабанов предстает лишь безвольным, слабым и запуганным матерью человеком, неспособным защитить любимую женщину. Характеристика Тихона из пьесы "Гроза" показывает, что этот герой - жертва «темного царства», у него не хватает решимости жить своим умом. Что бы он ни делал и куда бы ни отправился - все происходит по воле матери.

Еще в детстве Тихон привык следовать приказам Кабанихи, и эта привычка сохранилась в нем и в зрелые годы. Причем так въелась эта необходимость подчиняться, что даже мысль об ослушании ввергает его в ужас. Вот что он сам говорит по этому поводу: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить».

Характеристика Тихона («Гроза») говорит об этом персонаже как о человеке, готовом сносить все издевки и грубости своей матери. И единственное, на что он отваживается, - желание вырваться из дома, чтобы покутить. Это единственно доступная ему свобода и освобождение.

Катерина и Тихон: характеристика

«Гроза» - пьеса, где одной из основных сюжетных линий является любовная, но насколько близка она нашему герою? Да, Тихон любит свою жену, но по-своему, не так, как желала бы Кабаниха. Он ласков с ней, не желает властвовать над девушкой, запугивать ее. Однако Тихон совсем не понимает Катерину и ее душевных страданий. Его мягкость пагубно влияет и на героиню. Будь Тихон немного мужественнее и обладай хоть какой-нибудь волей и способность к борьбе, Катерине не понадобилось бы искать всего этого на стороне - в Борисе.

Характеристика Тихона из пьесы «Гроза» выставляет его в совершенно неприглядном свете. Несмотря на то что он отнесся к измене жены спокойно, он не в силах защитить ее ни от матери, ни от других представителей «темного царства». Он оставляет Катерину одну, несмотря на свою любовь к ней. Невмешательство этого персонажа во многом стало причиной финальной трагедии. Только осознав, что потерял возлюбленную, Тихон отваживается на открытый бунт против своей матери. Он обвиняет ее в гибели девушки, уже не опасаясь ее самодурства и власти над ним.

Образы Тихона и Бориса

Сравнительная характеристика Бориса и Тихона («Гроза») позволяет сделать вывод, что они во многом схожи, некоторые литературоведы даже называют их героями-двойниками. Итак, что же в них общего, а чем они отличны?

Не найдя необходимой поддержки и понимания у Тихона, Катерина обращается к Борису. Что же в нем так привлекло героиню? В первую очередь он отличается от других жителей города: образован, окончил академию, одевается на европейский манер. Но это лишь внешняя сторона, а что внутри? В ходе повествования выясняется, что он зависит от Дикого точно так же, как Тихон от Кабанихи. Борис безволен и бесхарактерен. Он говорит, что держит его лишь наследство, лишившись которого его сестра станет бесприданницей. Но все это кажется отговоркой: слишком покорно он сносит все унижения дяди. Борис искренне влюбляется в Катерину, но его не заботит, что эта любовь погубит замужнюю женщину. Он, как и Тихон, беспокоится только о себе. На словах оба этих героя сочувствуют главной героине, но у них не хватает силы духа, чтобы помочь ей, защитить.

Открыл «запоры» двух богатых купеческих домов города Калинова – дома Кабановой и Савёла Дикόго.

Кабаниха. Властная и жестокая, старуха Кабанова представляет собою живое олицетворение правил ложного, ханжеского «благочестия»: она знает их хорошо, она сама выполняла их и неуклонно требует их выполнения от других. Правила эти следующие: младшие в семье должны покоряться старшему; они не имеют права иметь свое мнение, свои желания, свой мир, – они должны быть «обезличены», должны быть манекенами. Затем они должны «бояться», жить в страхе».. Если не будет страха в жизни, то, по её убеждению, мир перестанет стоять. Когда Кабанова убеждает сына, Тихона, действовать на жену «страхом», он говорит, что вовсе не хочет, чтобы Катерина «боялась» его, – ему достаточно, если она будет его «любить». «Как зачем бояться? – восклицает она, – Как зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться – меня и подавно! Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь? Али, по-вашему, закон ничего не значит?». Наконец, третье правило – не вносить в жизнь ничего «нового», стоять за старину во всем, – во взглядах на жизнь, в людских отношениях, обычаях и обрядах. Она сокрушается, что «старина выводится». «Что будет, как старики-то перемрут? Как будет свет стоять, уж я и не знаю!» – говорит она совершенно искренне.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Таковы взгляды Кабановой, и в способе их проведения в жизнь сказывается её жестокая натура. Она давит всех своим властолюбием; она ни к кому не знает жалости и снисхождения. Она не только «блюдет» за выполнением своих правил, – она вторгается с ними в чужую душу, придирается к людям, «точит» их ни с того, ни с сего... И все это делается с полным сознанием своего «права», с сознанием «необходимости» и с постоянными заботами о наружном благочинии...

Деспотизм и самодурство Кабанихи куда страшнее того, который проявляет Гордей Торцов в пьесе «Бедность не порок », или Дикой. У тех нет вне себя никакой опоры, и потому их все же можно, хоть редко, искусно играя на их психологии заставить на время стать обыкновенными людьми, как это делает Любим Торцов со своим братом. Но нет той силы, которая сбила бы Кабанову: помимо своей деспотической натуры, она всегда найдет себе опору и поддержку в тех устоях жизни, которые она считает неприкосновенной святыней.

Савёл Дикой. Не таков другой «самодур» этой драмы – купец Савёл Дикόй. Это – родной брат Гордея Торцова: – грубый, вечно пьяный, считающий себя вправе всех ругать потому, что он богат, Дикой деспотичен не «по принципу», как Кабанова, а из каприза, из прихоти. Никаких разумных оснований для его поступков нет – это необузданный, лишенный всяких логических оснований, произвол. Дикой, по меткому определению калиновцев, – «воин»: по его собственным словам, у него, «дома постоянно война идет». «Ты – червяк! Захочу – помилую, захочу – раздавлю!» – вот, основание его отношений к тем людям, которые слабее, или беднее его. Характерным отголоском старины сказалась одна черта его, – изругав во время своего говенья мужика – он «на дворе, в грязи ему кланялся, – при всех... кланялся!»... В этом «всенародном покаянье» выражался в нем проблеск уважения к какому-то высшему нравственному порядку вещей, установленному стариной.

Тихон Кабанов. В семье Кабановой молодое поколение представлено сыном её Тихоном, невесткой Катериной и дочерью Варварой. На всех этих трех лицах по-разному отразилось влияние старухи Кабановой.

Тихон – совершенно безвольное, слабое существо, обезличенное матерью.. Он, взрослый мужчина, повинуется ей, как мальчик, и, боясь ее ослушаться, готов унижать и оскорблять свою любимую жену. Стремление к свободе у него выражается жалким, трусливым пьянством на стороне и такой же трусливой ненавистью к родному дому...

Варвара Кабанова. Варвара – натура более смелая, чем брат. Но и ей не под силу открытая борьба с матерью, лицом клицу. И она завоевывает себе свободу обманом и хитростью. «Благочинием», лицемерием прикрывает она свою разгульную жизнь. Как ни странно, на такую жизнь девушки в городе Калинове смотрели сквозь пальцы: «когда же и погулять, как не в девках!» – говорит сама Кабанова. «Грех не беда, молва нехороша!» – говорили в кругу Фамусова . Та же точка зрения и здесь: огласка, по мнению Кабановой, всего страшнее.

Варвара пыталась и Катерине устроить такое же «обманное счастье», которым наслаждалась сама со спокойной совестью. И это привело к страшной трагедии.

Феклуша. Странница-богомолка Феклуша представляет в «Грозе» полную противоположность пытливому механику Кулигину . Глупая и хитрая, невежественная старуха, она произносит обвинение против всей новой культурной жизни, – проблески которой тревожат «темное царство» своей новизной. Весь мир, с его суетой, кажется ей «царством плоти», «царством Антихриста». Кто служит «миру», – тот служит дьяволу и губит душу. С этой точке зрения она сходится с Кабанихой и со многими другими обитателями Калинова и всего изображённого Островским «темного царства».

В Москве – кишит жизнь, суетятся, торопятся, точно ищут чего-то – рассказывает Феклуша, и противопоставляет этой «суете» мир и тишину Калинова, с заходом солнца погружавшегося в сон. Феклуша по старинному объясняет причины «городской суеты»: дьявол невидимо разбросал «семена плевелов» в сердца человеческие, – и люди отдалились от Бога и служат ему. Всякая новизна пугает Феклушу в её единомышленников, – паровоз она считает «огнедышащим змеем», и с ней согласна старуха Кабанова... А в это время здесь же, в Калинове, Кулигин мечтает о perpetuum mobile... Какое несогласимое противоречие интересов и мировоззрений!

Борис. Борис Григорьевич – племянник Дикого, – образованный юноша, который с легкой, вежливой улыбкой слушает восторженные речи Кулигина, – ибо не верит в perpetuum mobile. Но, несмотря на свою образованность, в культурном отношении, он ниже Кулигина, который вооружен и верой, и силой. Борис ни к чему не применяет свое образование, и силы для борьбы с жизнью у него нет никакой! Он, без борьбы с совестью увлекает Катерину и без борьбы с людьми, покидает ее на произвол её судьбы. Он – слабый человек, и увлеклась им Катерина просто потому, что «на безлюдье и Фома – дворянин». Некоторый лоск культурности, чистоплотность и порядочность в манерах, вот, что заставало Катерину идеализировать Бориса. Да и невтерпеж было ей жить, не было бы Бориса, – она идеализировала бы другого.

Пьеса «Гроза» известного русского писателя XIX века Александра Островского, была написана в 1859 году на волне общественного подъема в преддверии социальных реформ. Она стала одним из лучших произведений автора, открыв глаза всего мира на нравы и моральные ценности тогдашнего купеческого сословия. Впервые была опубликована в журнале «Библиотека для чтения» в 1860 году и благодаря новизне своей тематики (описания борьбы новых прогрессивных идей и стремлений со старыми, консервативными устоями) сразу же после публикации вызывала широкий общественный резонанс. Она стала темой для написания большого количества критических статей того времени («Луч света в темном царстве» Добролюбова, «Мотивы русской драмы» Писарева, критика Апполона Григорьева).

История написания

Вдохновленный красотой Волжского края и его бескрайними просторами во время поездки с семьей в Кострому в 1848 году, Островский начинает написание пьесы в июле 1859 года, уже через три месяца он её заканчивает и отправляет на суд петербургской цензуры.

Проработав на протяжении нескольких лет в канцелярии Московского совестного суда, он хорошо знал, что представляет собой купечество в Замоскворечье (исторический район столицы, на правом берегу Москвы-реки), не раз сталкиваясь по долгу службы с тем, что творилось за высокими заборами купеческих хором, а именно с жестокостью, самодурством, невежеством и различными суевериями, незаконными сделками и аферами, слезами и страданием окружающих. Основой для сюжета пьесы стала трагическая судьба невестки в купеческой зажиточной семье Клыковых, которая произошла в реальности: молодая женщина бросилась в Волгу и утонула, не выдержав притеснений со стороны властной свекрови, устав от бесхарактерности мужа и тайной страсти к почтовому служащему. Многие считали, что именно истории из жизни костромского купечества стали прототипом для сюжета написанной Островским пьесой.

В ноябре 1859 года пьеса была сыграна на подмостках Малого академического театра в Москве, в декабре того же года в Александринском драматическом театре в Петербурге.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В центе описываемых в пьесе событий находится зажиточная купеческая семья Кабановых, проживающая в вымышленном волжском городе Калинове, неком своеобразном и замкнутом мирке, символизирующем общий устрой всей патриархальной Российской державы. Семья Кабановых состоит из властной и жестокой женщины-тирана, и по сути главы семьи, богатой купчихи и вдовы Марфы Игнатьевны, её сына, Тихона Ивановича, безвольного и бесхарактерного на фоне тяжелого нрава его матушки, дочери Варвары, научившейся обманом и хитростью противостоять деспотизму матери, а также невестки Катерины. Молодая женщина, выросшая в семье где её любили и жалели, страдает в доме нелюбимого мужа от его безвольности и претензий свекрови, по сути лишившись воли и став жертвой жестокости и самодурства Кабанихи, оставленная на произвол судьбы тряпкой-мужем.

От безысходности и отчаяния Катерина ищет утешения в любви к Борису Дикому, который тоже её любит, но боится ослушаться своего дяди, богатого купца Савёла Прокофьича Дикого, ведь от него зависит материальное положение его и сестры. Тайком он встречается с Катериной, но в последний момент предает её и сбегает, потом по указанию дяди уезжает в Сибирь.

Катерина, будучи воспитанной в послушании и подчинении мужу, мучаясь собственным грехом, признается во всем мужу в присутствии его матери. Та делает жизнь невестки совершенно невыносимой, и Катерина, страдая от несчастливой любви, укоров совести и жестоких гонений тирана и деспота Кабанихи, решает покончить со своими мучениями, единственным способом, в котором она видит спасение, это самоубийство. Она бросается с обрыва в Волгу и трагически погибает.

Главные действующие лица

Все персонажи пьесы поделены на два противоборствующих лагеря, одни (Кабаниха, её сын и дочь, купец Дикой и его племянник Борис, служанки Феклуша и Глаша) являются представителями старого, патриархального уклада жизни, другие (Катерина, механик-самоучка Кулигин) - нового, прогрессивного.

Молодая женщина, Катерина, жена Тихона Кабанова, является центральной героиней пьесы. Она воспитана в строгих патриархальных правилах, в соответствии с законами древнерусского Домостроя: жена должна во всем покоряться мужу, уважать его, выполнять все его требования. Сначала Катерина пыталась всеми силами полюбить своего мужа, стать для него покорной и хорошей женой, однако ввиду его полной бесхребетности и слабости характера, может испытывать к нему только жалость.

Внешне она выглядит слабой и молчаливой, но в глубине её души хранится достаточно силы воли и упорства, чтобы противостоять тирании свекрови, которая побаивается, что невестка может изменить её сына Тихона и тот перестанет покоряться воле матери. Катерине тесно и душно в темном царстве жизни в Калинове, она буквально там задыхается и в мечтах она улетает, как птица прочь из этого ужасного для неё места.

Борис

Полюбив приезжего молодого человека Бориса, племянника богатого купца и дельца, она создает у себя в голове образ идеального возлюбленного и настоящего мужчины, который совсем не соответствует действительности, разбивает ей сердце и приводит к трагическому финалу.

В пьесе персонаж Катерины противостоит не конкретному человеку, своей свекрови, а всему в то время существующему патриархальному укладу.

Кабаниха

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), как и купец-самодур Дикой, который мучает и оскорбляет своих родных, не платит зарплату и обманывает своих рабочих, являются яркими представителями старого, мещанского уклада жизни. Они отличаются глупостью и невежественностью, неоправданной жестокостью, хамством и грубостью, полным неприятием каких-либо прогрессивных изменений в закостеневшем патриархальном укладе жизни.

Тихон

(Тихон, на иллюстрации возле Кабанихи - Марфы Игнатьевны )

Тихон Кабанов на протяжении всей пьесы характеризуется как тихий и безвольный человек, находящийся под полным влиянием деспотичной матери. Отличаясь мягкостью характера, он не предпринимает никаких попыток, чтобы защитить свою жену от нападок матери.

В конце пьесы он в конце концов не выдерживает и автор показывает его бунт против тирании и деспотизма, именно его фраза в конце пьесы приводит читателей к определенному выводу о глубине и трагизме сложившейся ситуации.

Особенности композиционного построения

(Фрагмент из драматической постановки )

Произведение начинается описанием города на Волге Калинова, образ которого является собирательным образом всех русских городов того времени. Изображенный в пьесе пейзаж волжских просторов контрастно оттеняет затхлую, унылую и мрачную атмосферу жизни в этом городе, которая подчеркивается мертвой замкнутостью жизни её жителей, их неразвитостью, серостью и дикой необразованностью. Общее состояние городской жизни автор охарактеризовал как бы перед грозой, когда пошатнется старый, ветхий уклад, а новые и прогрессивные веяния как порыв бешеного грозового ветра унесут долой мешающие людям нормально жить устаревшие правила и предрассудки. Описанный в пьесе период жизни жителей города Калинова как раз находится в состоянии, когда внешне все выглядит спокойным, но это только затишье перед грядущей бурей.

Жанр пьесы можно трактовать как социально-бытовую драму, а также как трагедию. Для первой характерно использование тщательного описания бытовых условий, максимальная передача его «плотности», а также выравнивание характеров. Внимание читателей должно распределяться между всеми участниками постановки. Трактовка пьесы как трагедии предполагает её более глубокий смысл и основательность. Если видеть в смерти Катерины последствие её конфликта со свекровью, то она выглядит как жертва семейного конфликта, и все само разворачивающееся действие в пьесе для настоящей трагедии кажется мелким и незначительным. Но если рассматривать гибель главной героини как конфликт нового, прогрессивного времени с угасающей, старой эпохой, то её поступок как нельзя лучше трактуется в героическом ключе, характерном для трагического повествования.

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.



Пособия и алименты