Годы жизни л. Лев николаевич толстой

Толстой Лев Николаевич
(09.09.1828 - 20.11.1910).

Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.
Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Москва здесь названа "величайшим и многолюднейшим городом Европы", стены которого "видели стыд и поражение непобедимых полков Наполеоновых". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.
Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у известного тюрколога профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.
Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале "Современник".

Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и медалями "За защиту Севастополя" и "В память войны 1853-1856 гг.". Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом, но однако "Георгия" он так и не получил. В армии Толстой пишет ряд проектов – о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов, о переформировании всей русской армии. Вместе с группой офицеров Крымской армии Толстой намеревался выпускать журнал "Солдатский вестник" ("Военный листок"), но его издание не было разрешено императором Николаем I.
Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (1862). С целью изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г. вторично отправился за границу.
После манифеста 1861 Толстой вошел в число мировых посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их споры с помещиками о земле. Вскоре в Ясной Поляне, когда Толстой находился в отъезде, жандармы произвели обыск в поисках тайной типографии, которую писатель якобы завел после того, как общался в Лондоне с А. И. Герценом. Толстому пришлось закрыть школу и прекратить издание педагогического журнала. Всего его перу принадлежат одиннадцать статей о школе и педагогике ("О народном образовании", "Воспитание и образование", "Об общественной деятельности на поприще народного образования" и другие). В них он подробно описал опыт своей работы с учениками ("Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы", "О методах обучения грамоте", "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят"). Толстой-педагог требовал сближения школы с жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для этого активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности детей.
Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития".
В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
Писатель работает над романом "Война и мир" (1863-1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав "петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание "Азбуки", а затем и "Новой азбуки". Тогда же им были составлены "Книги для чтения", куда он включил много своих рассказов.
Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини - "Анна Каренина".
Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 - нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В "Исповеди" (1879-1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882-1886). В них писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений - по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,- займет большое место в его творчестве.
В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий", "Царство божие внутри вас". В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви. В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для "простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под "властью денег" рушились вековые патриархальные порядки.
В 1880 гг. появились повести Толстого "Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"), "Крейцерова соната" (1887-1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол" (1889-1890) и повести "Отец Сергий" (1890-1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.
На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения". В ней также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете.
Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,- писал Толстой в 1892 г.,- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,- я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого - роман "Воскресение" (1889-1899).
Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение" отделено от "Анны Карениной" двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина". "Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя.
В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен его от православной церкви.
В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896- 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" - европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес - "Живой труп". Ее герой - добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?".
Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

Классик российской литературы Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в знатной семье Николая Толстого и его жены Марии Николаевны. Отец и мать будущего литератора были дворянами и принадлежали к почитаемым родам, поэтому семейство безбедно проживало в собственном поместье Ясной Поляне, расположенном в Тульской области.

В родовой усадьбе прошло детство Льва Толстого. В этих местах он впервые увидел течение жизни рабочего народа, услышал изобилие старых легенд, притч, сказок, здесь возникло и его первое влечение к литературе. Ясная Поляна - это место в которое писатель возвращался на всех этапах своей жизни, черпая мудрость, красоту, вдохновение.

Не смотря на знатное происхождение, Толстому с детства пришлось узнать горечь сиротства, ведь мать будущего писателя умерла, когда мальчику было всего два года. Отец ушел из жизни не многим позже, когда Льву исполнилось семь лет. Опеку над детьми сначала взяла бабушка, а после ее смерти - тетя Палагея Юшкова, забравшая четверых детей семейства Толстых с собой в Казань.

Взросление

Шесть лет проживания в Казани стали неформальными годами взросления писателя, ведь в это время формируется его характер, мировоззрение. В 1844 году Лев Толстой поступает в Казанский университет, сначала на восточное отделение, затем, не находя себя в изучении арабского и турецкого языков, на юридический факультет.

Писатель не проявлял значительного интереса к изучению права, но он понимал необходимость получения диплома. После сдачи экстерном экзаменов, в 1847 году Лев Николаевич получает долгожданный документ и возвращается в Ясную Поляну, а затем в Москву, где начинает заниматься литературным творчеством.

Военная служба

Не успев закончить двух задуманных повестей, весной 1851 Толстой отправляется на Кавказ вместе с братом Николаем и начинает военную службу. Молодой писатель участвует в боевых операциях российской армии, выступает в числе оборонителей Крымского полуостров, освобождает родную землю от турецких и англо-французских войск. Годы службы подарили Льву Толстому бесценный опыт, познание жизни простых солдат и граждан, их характеров, героизма, стремлений.

Годы службы ярко отражены в повестях Толстого «Казаки», «Хаджи-Мурат», а также в рассказах «Разжалованный», «Рубка леса», «Набег».

Литературная и общественная деятельность

Возвращаясь в Петербург в 1855 году, Лев Толстой уже был знаемым в литературных кругах. Помня уважительное отношение к крепостным в доме своего отца, писатель всячески поддерживает отмену крепостного права, осветляя данный вопрос в рассказах «Поликушка», «Утро помещика» и др.

Стремясь увидеть мир, в 1857 году Лев Николаевич отправляется в путешествие заграницу, посещая страны западной Европы. Ознакомляясь с культурными традициями народов, мастер слова фиксирует информацию в своей памяти, чтобы после отобразить наиболее важные моменты в своем творчестве.

Активно занимаясь общественной деятельностью, Толстой открывает в Ясной Поляне школу. Писатель всячески критикует телесные наказания, которые широко практиковались на то время в учебных заведениях Европы и России. С целью совершенствования образовательной системы, Лев Николаевич выпускает педагогический журнал под названием «Ясная Поляна», а в начале 70-х годов составляет несколько учебников для младших школьников, среди которых «Арифметика», «Азбука», «Книги для чтения». Данные наработки эффективно использовались при обучении еще нескольких поколений детей.

Личная жизнь и творчество

В 1862 году писатель связал свою судьбу с дочкой врача Андрея Берса Софьей. Молодая семья поселилась в Ясной Поляне, где Софья Андреевна усердно пыталась обеспечить атмосферу для литературной работы мужа. В это время Лев Толстой активно работает над созданием эпопеи «Война и мир», а также, отображая жизнь в России после реформы, пишет роман «Анна Каренина».

В 80-х годах Толстой переезжает с семьей в Москву, стремясь дать образование своим подрастающим детям. Наблюдая голодную жизнь простых людей, Лев Николаевич способствует открытию около 200 бесплатных столов для нуждающихся. Также в это время писатель публикует ряд актуальных статей о голоде, ярко осуждая политику правителей.

К периоду литературы 80-90-х годов относятся: повесть «Смерть Ивана Ильича», драма «Власть тьмы», комедия «Плоды просвещения», роман «Воскресенье». За яркий настрой против религии и самодержавия Льва Толстого отлучают от церкви.

Последние годы жизни

В 1901 - 1902 годах писатель тяжело болеет. С целью скорейшего выздоровления врач настоятельно рекомендует поездку в Крым, где Лев Толстой проводит полгода. Последнее путешествие прозаика в Москву совершилось в 1909 году.

Начиная с 1881 года, писатель стремится уехать из Ясной Поляны и уединиться, но остается, не желая причинить боль жене и детям. 28 октября 1910 года Лев Толстой все же решается сделать осознанный шаг и прожить остаток лет в простой избе, отказываясь от всех почестей.

Неожиданная болезнь в дороге становится препятствием планам писателя и свои последние семь дней жизни он проводит в доме начальника станции. Днем смерти выдающегося литературного и общественного деятеля стало 20 ноября 1910 года.

Беседа для детей 5-9 лет: «Лев Николаевич Толстой»

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений, учителей младших классов и родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с великим русским писателем Львом Николаевичем Толстым, его творчеством и личным вкладом в детскую литературу.

Цель: приобщение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к миру книжной культуры.
Задачи:
1. знакомить детей с биографией и творчеством писателя Льва Николаевича Толстого;
2. приобщить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста к литературным произведениям;3. формировать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение;
4. воспитывать у детей интерес к книге и ее героям;
Атрибуты для игр: канат, 2 корзины, муляжи грибов, шапка или маска - Медведя.

Предварительная работа:
- Прочитать сказки, рассказы, басни Льва Николаевича Толстого
- Организовать выставку детских рисунков по прочитанным произведениям

Вступительное слово в стихах

Дворецкая Т.Н.
Человек души большой
Лев Николаевич Толстой.
Известный писатель талантлив от Бога.
Мудрый учитель с душой педагога.
Был генератором смелых идей.
Школу открыл для крестьянских детей.
Лев Николаевич – великий мыслитель.
Родоначальник, благотворитель.
Знатного рода, графских кровей.
Думал о бедах простых он людей.
После себя оставил наследие
Знания стали энциклопедией.
Труды его и опыт бесценный капитал.
Для многих поколений, фундаментом он стал.
Писатель знаменитый, и в 21 веке
Мы с гордостью расскажем об этом человеке!


Ход беседы:
Ведущая: Дорогие ребята сегодня мы познакомимся с удивительным человеком и великим писателем.
(Слайд №1)
Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна, где 9 сентября 1828 года, родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, княжна Мария Николаевна Волконская. Его отец – граф Николай Ильич – вел свою родословную от Ивана Ивановича Толстого, служившего воеводой при царе Иване Грозном.
(Слайд №2)
Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Мать Льва Толстого умерла, когда ему было полтора года, а отец скончался, когда мальчику шел девятый год. Осиротевших детей (трех братьев и сестру) взяла к себе их тетка, жившая в Казани. Она стала опекуном детей. В городе Казани Лев Толстой прожил шесть лет.
В 1844 году он поступил в Казанский университет. Занятия по программе и учебникам тяготили его и проучивший 3 года, он решает покинуть заведение. Лев Толстой уехал из Казани, на Кавказ, где его старший брат Николай Николаевич Толстой служил в действующей армии в чине офицера-артиллериста.


Молодому Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию, сначала был юнкером, потом сдав экзамены, получил младший офицерский чин.
Лев Николаевич Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя.
Русские люди издавна славили смелость, храбрость и отвагу.
Послушайте, какие поговорки слагались на Руси:
Где смелость, там и победа.

Не теряй отвагу, назад ни шагу.
Солдатское дело - воевать храбро и умело.
Кто в бою не бывал, тот и храбрости не испытал.
Сейчас мы проверим, какие наши мальчики смелые и храбрые.
Выходите в центр зала. Проводится игра: Перетягивание каната.
Лев Толстой дважды ездил заграницу в 1850 и в 1860 годах.
(Слайд №3)
Вернувшись обратно в Ясную Поляну, родовое имение Лев Толстой открывает школу для крепостных детей. В то время в стране было крепостное право – это когда все крестьяне подчинялись и принадлежали помещику. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях жили люди и были они поголовно безграмотны.


Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная, что в ней не будет телесных наказаний. Дело в том, что в те времена было принято наказывать детей, их били розгами (тонким прутиком) за плохое поведение, за неправильный ответ, за не выученный урок, за непослушание.
(Слайд №4)
Сперва крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. Люди сомневались, будет ли прок от таких уроков, если не посечь озорного, да ленивого ребенка.
В те времена в крестьянских семьях детей было много по 10 – 12 человек. И все они помогали по хозяйству родителям.


Но вскоре они увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа, ни на какую другую.
(Слайд №5)
«Если, - писал Л.Н.Толстой - урок будет слишком труден, ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется другим, и не будет делать никаких усилий; если урок слишком легок, будет то же самое. Нужно стараться, чтобы все внимание ученика могло быть поглощено заданным уроком. Для этого давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперед в учении».
(Слайд №6)
О силе знаний сохранились и дожили до наших дней народные пословицы:
Испокон века книга растит человека.
Добро того учить, кто слушает.
Азбука - к мудрости ступенька.
Век живи - век учись.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Без терпенья нет ученья.
Грамоте учиться - всегда пригодится.

(Слайд №7)


В Толстовской школе, ребята учились читать, писать, считать, были у них уроки по истории, естествознанию, рисованию и пению. Дети чувствовали себя в школе свободно и весело. В классе маленькие ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый мог спросить учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую интересную беседу, а иногда и в игру. На дом уроков не задавали.
(Слайд №8)
На переменах и после занятий Лев Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, играл с ними в игры, бегал наперегонки. Зимой катался с детьми на санках с гор, летом водил их на речку или в лес за грибами и ягодами.


(Слайд №9)
Давайте ребята, и мы с Вами поиграем в игру: «Грибники»
Правила: Дети разбиваются на 2 команды, у каждой команды по 1 корзине. По сигналу дети собирают грибы.
Условие: в руки можно брать только 1 гриб.
Звучит музыка, дети собирают грибы и кладут в свою общую командную корзину.
Музыка затихает, на поляну выходит медведь (начинает реветь), грибники замирают и не двигаются. Медведь обходит грибников, если грибник зашевелился, медведь его съедает. (Съеденного грибника сажают на стул). По окончанию игры проводится подсчет грибов в корзинах. Выигрывает та команда, которая собрала больше всех грибов и у кого в команде больше грибников остались целыми и невредимыми.
(Слайд №10)
В то время книг для детей было мало. Лев Николаевич Толстой решает написать книгу для детей. Азбука вышла в 1872 году. В этой книге Лев Николаевич собрал лучшие сказки, басни, пословицы, рассказы, былины и поговорки. Маленькие поучительные произведения, заставляют детей во всем мире сочувствовать и переживать, радоваться и огорчаться.


(слайд №11)
Произведения, написанные Львом Николаевичем Толстым, хранят полезные и мудрые советы, учат понимать окружающий мир и взаимоотношения между людьми.
(Слайд №12)
Творчество Льва Николаевича Толстого настоящая кладовая для детей. Дети маленькие и внимательные слушатели, которые учатся любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости, честности.
Дети – строгие судьи в литературе. Нужно, чтобы рассказы для них были написаны и ясно, и занимательно, и нравственно… Простота – это огромное и труднодостижимое достоинство.
Л.Н. Толстой.
(Слайд №13)
Лев Николаевич Толстой был мастер придумывать для детей разные игры и забавы. Вот некоторые из них. Попробуйте отгадать ребятки, интересные загадки.
По морю идет, а до берега дойдет – пропадает. (Волна)
На дворе горой, а в избе – водой. (Снег)
Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
Семьдесят одежек, все без застежек. (Капуста)
Дедушка без топора мост мостит. (Мороз)
У двух матерей по пяти сыновей. (Руки)
Скручен, связан, по избе пляшет. (Веник)
Сам деревянный, а голова железная. (Молоток)
Всякому мальчику по чуланчику. (Печатка)


(Слайд №14)

Льва Николаевича Толстого писал для детей поговорки.
Где цветок, там и медок.
Неизведанный друг, не хорош для услуг.
Другу сколько можно помогай.
Красна птица пером, а человек умом.
Капля мала, а по капле море.
Не бери горсткой, а бери щепоткой.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Лето собирает, зима съедает.
Умей взять, умей и дать.
Сразу всему не научишься.
Ученье свет, не ученье - тьма.
Конец - делу венец.

Ведущая: Ну, а в конце нашего мероприятия приглашаем Вас, поиграть в подвижную игру:
«Золотые ворота» .


Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Остальные играющие берутся за руки и начинают водить хоровод, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Нельзя останавливаться!
Все играющие хором произносят слова (припевая)

«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Если в игре «господ» осталось мало, приходить под воротами желательно передвигаясь змейкой. Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков. Они становятся новыми ведущими, образуют новые ворота.
(Слайд №14 и №15)

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития",однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название

"Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда.

Толстой читал воспоминания и переписку людей Александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь

в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть

"Войны и мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель "передоверил" людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество.

Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку "

писать историю народа" и считал невозможным определить

его жанровую природу ("не подойдет ни под какую форму,

ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории").

Писатель работает над романом "Война и мир" (1863-1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав "петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание "Азбуки", а затем и "Новой азбуки". Тогда же им были составлены "Книги для чтения", куда он включил много своих рассказов.

Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини - "Анна Каренина".

Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 - начало 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В "Исповеди" (1879-1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".

В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882-1886).

В них писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений - по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,- займет большое место в его творчестве.

В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий", "Царство божье внутри вас". В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви.

В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для "простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под "властью денег" рушились вековые патриархальные порядки.

В 1880 гг. появились повести Толстого "Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"), "Крейцерова соната" (1887-1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол" (1889-1890) и повести "Отец Сергий" (1890-1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.

На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения". В ней также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете.

Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,- писал Толстой в 1892 г.,- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,- я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого - роман "Воскресение" (1889-1899).

Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение" отделено от "Анны Карениной" двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина". "Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя.

В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен его от православной церкви.

В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896- 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" - европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес - "Живой труп".

Ее герой - добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?".

Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

Русские писатели. Библиографический словарь. Т2. М., Просвещение. 1990. С.295

Лев Толстой (1828-1910) входит в пятерку самых читаемых писателей. Его творчество сделало русскую литературу узнаваемой за рубежом. Даже если вы не читали эти произведения, вы наверняка знаете Наташу Ростову, Пьера Безухова и Андрея Болконского хотя бы из фильмов или анекдотов. Биография Льва Николаевича может вызывать интерес у каждого человека, ведь всегда вызывает интерес личная жизнь известного человека, проводятся параллели с его творческой активностью. Попробуем проследить жизненный путь Льва Толстого.

Происходил будущий классик из известного с XIV века дворянского рода. Петр Андреевич Толстой, предок писателя со стороны отца, заслужил благосклонность Петра I, расследуя дело его сына, которого подозревали в измене. Потом Перт Андреевич возглавил Тайную канцелярию, карьера пошла в гору. Николай Ильич, отец классика, получил хорошее образование. Однако оно сочеталось с непоколебимыми принципами, не позволившими ему продвигаться при дворе.

Состояние отца будущего классика было расстроено из-за долгов его родителя, и он вступил в брак с немолодой, но состоятельной Марией Николаевной Волконской. Несмотря на первоначальный расчет, в браке они были счастливы и завели пятерых детей.

Детство

Лев Николаевич родился четвертым (еще была младшая Мария и старшие Николай, Сергей и Дмитрий), но внимания после рождения он получил немного: мать скончалась через два года после рождения писателя; отец ненадолго переехал с детьми в Москву, но в скором времени тоже умер. Впечатления от поездки были настолько сильны, что юный Лёва создал первое сочинение «Кремль».

Воспитывало детей сразу несколько опекунов: сначала Т.А. Ергольская и А. М. Остен-Сакен. А. М. Остен-Сакен умерла в 1840, а дети уехали в Казань к П.И.Юшковой.

Отрочество

Дом Юшковой был светским и веселым: приемы, вечера, внешний блеск, высшее общество – это всё было очень важно для семьи. Толстой и сам стремился блистать в обществе, быть «comme il faut», но застенчивость не давала развернуться. Реальные развлечения Льву Николаевичу заменяли размышления и самоанализ.

Будущий классик обучался дома: сначала под руководством гувернера-немца Сен-Тома́, а потом у француза Ресельмана. По примеру братьев Лев решается поступать в Императорский Казанский университет, в котором трудились Ковалевский и Лобачевский. В 1844 году Толстой стал учиться на восточном факультете (приемная комиссия была поражена знаниями «турецко-татарского языка»), а позже перевелся на юридический факультет.

Юность

С домашним учителем истории молодой человек конфликтовал, поэтому оценки по предмету были неудовлетворительными, в ВУЗе необходимо было прослушать курс заново. Дабы избежать повторения пройденного, Лев перешел на юрфак, но не закончил, ушел из университета и уехал в Ясную Поляну, родительскую усадьбу. Здесь он пытается вести хозяйство по новым технологиям, старался, но неудачно. В 1849 году писатель отправляется в Москву.

В этот период начинается ведение дневника, записи будут продолжаться до смерти писателя. Они являются важнейшим документом, в дневниках Лев Николаевич и описывает события своей жизни, и занимается самоанализом, и рассуждает. Также здесь были описаны цели и правила, которым он старался следовать.

История успеха

Творческий мир Льва Толстого складывался еще в подростковом возрасте, в его появившейся потребности в постоянном психоанализе. Системно же такое качество проявилось в дневниковых записях. Именно в результате постоянного самоанализа и появилась знаменитая «диалектика души» Толстого.

Первые работы

В Москве была написана детская работа, там же написаны и настоящие произведения. Толстой создает повести о цыганах, о своем дневном распорядке (неоконченные рукописи утрачены). В начале 50-х годов создается и повесть «Детство».

Лев Толстой – участник Кавказской и Крымской войн. Военная служба дала писателю много новых сюжетов и эмоций, описанных в рассказах «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», в повести «Казаки». Здесь же закончено и «Детство», принесшее известность. Впечатления от битвы за Севастополь помогли написать цикл «Севастопольские рассказы». Но в 1856 году Лев Николаевич расстается со службой навсегда. Личная история Льва Толстого многому его научила: насмотревшись кровопролития на войне, он осознал важность мира и настоящих ценностей – семьи, брака, своего народа. Именно эти мысли он впоследствии вложит в свои произведения.

Признание

Повесть «Детство» создавалась зимой 1850-51 года, а опубликована через год. Это произведение и его продолжения «Отрочество» (1854 год), «Юность» (1857 год) и «Молодость» (так и не была написана) должны были составить роман «Четыре эпохи развития» о духовном становлении человека.

Трилогии рассказывают о жизни Николеньки Иртеньева. У него есть родители, старший брат Володя и сестра Любочка, он счастлив в своем домашнем мире, но внезапно отец сообщает о решении переехать в Москву, Николенька и Володя едут с ним. Столь же нежданно умирает их мать. Суровый удар судьбы обрывает детство. В отроческом состоянии герой конфликтует с окружающими и с самим собой, пытается осмыслить себя в этом мире. У Николеньки умирает бабушка, он не только горюет о ней, но и с горечью замечает, что некоторых заботит лишь ее наследство. В этот же период герой начинает готовиться в университет и знакомится с Дмитрием Нехлюдовым. Поступив в университет, он чувствует себя взрослым и бросается в омут светских удовольствий. Это времяпрепровождение не оставляет времени на учебу, герой проваливается на экзаменах. Это событие привело его к мысли о неправильности выбранного пути, ведет к самосовершенствованию.

Личная жизнь

Семьям писателей всегда сложно: творческий человек может быть невозможен в быту, да еще и ему всегда не до земного, он охвачен новыми замыслами. А как же жилось семье Льва Толстого?

Жена

Софья Андреевна Берс родилась в семье доктора, она была умна, образована, проста. Писатель познакомился с будущей женой, когда ему было 34, а ей 18. Ясная, светлая и чистая девушка привлекла опытного Льва Николаевича, который уже многое повидал и за свое прошлое стыдился.

После свадьбы Толстые стали жить в Ясной поляне, где Софья Андреевна занималась хозяйством, детьми и помогала мужу во всех делах: переписывала рукописи, занималась изданием произведений, была секретарем и переводчиком. После открытия в Ясной Поляне лечебницы она помогала и там, осматривая больных. Семья Толстого держалась на ее заботах, ведь всю хозяйственную деятельность вела именно она.

Во время духовного кризиса Толстой придумал особый устав жизни и решил отречься от имущества, лишив детей состояния. Софья Андреевна выступила против этого, семейная жизнь дала трещину. Тем не менее, жена у Льва Николаевича — единственная, и она внесла большой вклад в его творчество. Он же относился к ней двойственно: с одной стороны, уважал и боготворил, с другой, порицал ее за то, что она занималась материальными делами больше, чем духовными. Этот конфликт получил продолжение в его прозе. Например, в романе «Война и мир» фамилия отрицательного героя, злого, равнодушного и помешанного на накопительстве, — Берг, что очень созвучно с девичьей фамилией жены.

Дети

Детей у Льва Толстого было 13, 9 мальчиков и 4 девочки, но пятеро из них умерли в детстве. Образ великого отца жил в его детях, все они были связаны с его творчеством.

Сергей занимался творчеством отца (учредил музей, комментировал произведения), а также стал профессором Московской консерватории. Татьяна была последовательницей учения отца и тоже стала писательницей. Илья вел беспорядочную жизнь: недоучился, не нашел подходящую работу, а после революции эмигрировал в США, где читал лекции о мировоззрении Льва Николаевича. Лев тоже сначала следовал идеям толстовства, но позже стал монархистом, поэтому также эмигрировал и занимался творчеством. Мария разделяла идеи отца, отказалась от света и занималась просветительской работой. Андрей высоко ценил свое дворянское происхождение, участвовал в русско-японской войне, после увел жену у начальника, а вскоре внезапно умер. Михаил был музыкален, но стал военным и написал мемуары о жизни в Ясной Поляне. Александра помогала отцу во всех делах, потом стала хранительницей его музея, но из-за эмиграции ее достижения в Советское время пытались забыть.

Творческий кризис

Во второй половине 60-х – начале 70-х годов Толстой переживает мучительный духовный кризис. Писателя несколько лет сопровождали панические атаки, мысли о суициде, страх смерти. Ответа на мучавшие его вопросы бытия Лев Николаевич не мог найти нигде, и он создал собственное философское учение.

Смена мировоззрения

Путь победы над кризисом был необычен: Лев Толстой создал свое нравственное учение. Мысли его были изложены им в книгах и статьях: «Исповедь», «Так что же нам делать», «Что такое искусство», «Не могу молчать».

Учение писателя несло антиправославный характер, так как православие, по мнению Льва Николаевича, извращало сущность заповедей, его догматы не допустимы, с точки зрения морали, и навязаны вековыми традициями, насильно привитыми русскому народу. Толстовство находило отклик в простонародье и в интеллигенции, в Ясную Поляну стали приходить паломники из разных сословий за советом. Церковь резко отреагировала на распространение толстовства: в 1901году писателя от нее отлучили.

Толстовство

Нравственность, мораль и философия соединяются в учении Толстого. Бог – это лучшее в человеке, его нравственный центр. Вот почему нельзя следовать догмам и оправдывать любое насилие (что делала Церковь, по мысли автора учения). Братство всех людей и победа над мировым злом – конечные цели человечества, которые можно достигнуть путем самосовершенствования каждого из нас.

Лев Николаевич иначе взглянул не только на свою личную жизнь, но и на творчество. Только простой народ близок к истине, а искусство должно лишь разделять добро и зло. И эту роль выполняет одно народное искусство. Этот приводит Толстого к отказу от прошлых произведений и максимальному упрощению новых сочинений с добавлением к ним назидательности («Холстомер», «Смерть Ивана Ильича», «Хозяин и работник», «Воскресение»).

Смерть

С начала 80-х годов семейные отношения обостряются: писатель хочет отказаться от авторского права на свои книги, своего имущества и раздать все бедным. Жена резко выступила против, пообещав обвинить мужа сумасшедшим. Толстой понял, что мирно проблему не решить, поэтому придумал оставить дом, уехать за рубеж и стать крестьянином.

В сопровождении доктора Д.П. Маковицкого писатель выехал из имения (позже присоединилась и его дочь Александра). Однако планам писателя не суждено было осуществиться. У Толстого поднялась температура, он остановился у начальника станции Астапово. Через десять дней болезни писатель умер.

Творческое наследие

Исследователи выделяют в творчестве Льва Толстого три периода:

  1. Творчество 50-х годов («молодой Толстой») – в этот период складывается стиль писателя, его знаменитая «диалектика души», он накапливает впечатления, в этом помогает и военная служба.
  2. Творчество 60-х-70-х годов (классический период) – именно в это время написаны самые известные произведения писателя.
  3. 1880-1910 (период толстовства) – несут на себе отпечаток духовного переворота: отречение от прошлого творчества, новые духовные начала и проблемы. Стиль упрощается, как и сюжеты произведений.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Пособия и алименты