Горьковский театр драмы. Театр драмы нижний новгород

Родилась 8 февраля 1949 года в Москве в семье военнослужащего.

Заслуженная артистка РСФСР (11.03.1983).
Народная артистка России (1.03.1994).

Первая попытка, в 1966 году, поступить в театральное училище закончилась неудачей. Однако, в следующем году поступила в драматическую студию при Центральном детском театре. В студии училась три года, а в 1970 году была принята в труппу Центрального детского театра, где проработала 7 лет.

В 1977-1991 годы - актриса Московского театра им. Моссовета, где сыграла немало центральных ролей в спектаклях современных авторов. Параллельно с работой в театре в 1978-1982 годах училась в Государственном институте театрального искусства им. А.В. Луначарского на курсе у Оскара Яковлевича Ремеза.

С 1993 года - актриса Малого театра.

В кино с 1973 года. Одна из первых больших ролей в кино - Сюзанна в детективе Самсона Самсонова "Чисто английское убийство" (1974).

Среди лучших ролей в кино - Людмила в фильме Владимира Меньшова "Москва слезам не верит" (1980), Алла в картине Татьяны Лиозновой "Мы, нижеподписавшиеся" (1981), Нина Соломатина "Карнавал" (1981), Надя Клюева в комедии Геральда Бежанова "Самая обаятельная и привлекательная" (1985), Галина Кадетова в лирической комедии Леонида Квинихидзе "Артистка из Грибова" (1988), Катя в фильме "Китайская бабушка" (2009).

В актрисе уникальным образом сочетаются неповторимое комедийное и яркое драматическое дарование.

{{togglerText}}

Сергей Владимирович принимает участие в проектах театра «Галактика» – играет Петра Гринева в постановке «Капитанская дочка».

За мастерство в фехтовании Сергей отмечен призом «За лучший трюк» на фестивале «Серебряная шпага» Ассоциации каскадеров России и Профсоюза каскадеров.

Первой работой в кино стал эпизод в «Тайнах любви». Далее последовали большая роль Володи в фильме «Ночь длиною в жизнь». Следующим героем Кемпо стал хоккеист Зимин в фильме «Легенда № 17».

Нижнего Новгорода имени М. Горького входит в число старейших театров страны. Он существует более 200 лет.

Как зарождался театр

В Нижнем Новгороде начал своё существование в 1798 году. Его основателем был князь Н.Г. Шаховский. Это был крепостной театр и все актёры происходили из семей крепостных. Спектакли демонстрировались в одном из домов князя, который располагался ну углу улиц Большой Печёрской и Малой Печерской. Дом был перестроен под театр, в нём был партер, рассчитанный на сто зрителей, галерея для двухсот зрителей, ложи для 27 и 50 кресел. Здание было мрачное и ветхое. Ложи больше напоминали стойла. На занавесе были огромные дыры, в которые периодически высовывался чей-то нос, выглядывали чьи-нибудь глаза, торчала голова. Со дня основания и до 1824 года театр носил название Нижегородский Городской и Ярмарочный театр князя Шаховского. В репертуаре были трагедии, комедии, балеты и оперы. С 1824 года название поменялось, отныне это был Нижегородский театр, а с 1896 года - Николаевский драматический театр (Нижний Новгород). Историяего существования в различные периоды складывалась по-разному.

Годы с 1824 по 1896 были для театра тяжёлыми. После смерти его наследники продали театр вместе со всеми актёрами двум богатым театралам, но через 10 лет хозяева вновь сменились. Это не могло не сказаться на качестве постановок. Частая смена антрепренеров привела к тому, что спектакли стали менее интересными, актёры стали хуже играть, доходы снизились, при этом здание и труппу необходимо было содержать, что привело к убыткам. В 1853 году здание театра сгорело. Годом возрождения можно считать 1855. Тогда, по просьбе губернатора, театр был открыт вновь, но уже в доме, принадлежавшем П.Е. Бугрову. За период с 1863 по 1894 годы здание пережило несколько пожаров. Городская Дума изыскивала средства на его восстановление, но Н. Бугров - его владелец, не желал, чтобы в доме его деда снова располагался театр. Он выделил 200 тысяч рублей на строительство нового помещения. Город добавил к этой сумме 50 тысяч, правительство предоставило субсидию и через 2 года было построено новое здание театра на Большой Покровской, где оно располагается по сей день. Открытие состоялось в 1896 году, премьерным спектаклем была опера М.И. Глинки «Жизнь за царя», в которой пел молодой и ещё неизвестный Ф. Шаляпин. В разные годы на сцене Нижегородского театра начинали свою карьеру такие великие актёры и актрисы, как К. С. Станиславский, В.Ф. Комиссаржевская, М.С. Щепкин и другие.

20 век

В веке 20 (Нижний Новгород) многократно менял названия. В 1918 году он именовался советским, в 1923 - Первым Государственным, с 1932 - Первым Горьковским (после переименования города в Горький), был он и Государственным, и краевым, и областным. Название, которое он носит сейчас, было получено им в 1990 году - Нижегородский Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени М. Горького. За период с 1928 по 1945 годы в репертуаре появились новые постановки в количестве 191. В их числе были спектакли по классическим произведениям, пьесы зарубежных авторов того времени, но подавляющее большинство принадлежали все же советским авторам. Драматический театр (Нижний Новгород) неоднократно получал за свои постановки премии и главные призы на театральных фестивалях.

21 век

Сейчас директором является Б. Кайнов (заслуженный работник культуры России), художественным руководителем - Г. Демуров (народный артист России). С 2006 года драматический театр (Нижний Новгород) возобновил гастроли по России. Помимо этого он принимает активное участие в театральных фестивалях (в российских и международных), а также форумах. Руководство хранит верность постановкам по произведениям классиков, но при этом ведётся работа по обновлению репертуара.

Актёры и спектакли

Драматический театр (Нижний Новгород) собрал в свою труппу 40 замечательных актёров, 11 из которых носят звание Заслуженного артиста России и трое - Народного. Уже 217-й сезон продолжает радовать зрителей драматический театр в Нижнем Новгороде.

Репертуар по большей части состоит из классических пьес, хотя есть и произведения современных авторов, а также сказки для детей: «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Мнимый больной» Ж-Б. Мольера, «Опера нищих» Дж. Гея, «Одноклассники» Ю. Полякова, «Слишком женатый таксист» Р. Куни, «Кот в сапогах» Ш.Перро и другие.

Нижегородский театр драмы носит имя своего земляка, советского писателя-драматурга М. Горького, начиная с 1943 года. Учреждение, являющееся одним из старейших публичных театров на территории России, не раз меняло название. В 1940 году получило статус государственного, в 1949-м было награждено орденом Трудового Красного Знамени, а в 1968-м — отмечено почетным званием «Академический». На сегодня — это единственная в мире сцена, на которой были представлены зрителям все горьковские пьесы.

Театр драмы Нижнего Новгорода воспитал немало известных артистов, в том числе удостоенных званий «Заслуженный» и «Народный». В разное время с его сцены выступали: К. Станиславский, М. Ермолова, М. Щепкин, В. Комиссаржевская, В. Дворжецкий, Н. Левкоев, В. Самойлов, а также другие, не менее прославленные мастера театрального искусства.

Театр драмы в Нижнем Новгороде: афиша 2020

На официальном сайте спектакли анонсируются на текущий и следующий за ним месяц. В афише указаны:

  • название постановки;
  • дата и время показа;
  • возрастные ограничения (6+, 12+, 14+, 16+, 18+).

Перейдя на интернет-страницу заинтересовавшего спектакля, можно увидеть автора пьесы, ближайшие даты исполнения и день премьерного показа, краткое описание, перечень действующих лиц, актеров и участвовавших в постановке творческих работников.

Репертуар Нижегородского драматического театра

В театре традиционно идут показы спектаклей по литературным работам М. Горького — «На дне», «Мещане» и др., Н. Гоголя — «Женитьба» и «Тарас Бульба», А. Чехова — «Вишневый сад» и «Три сестры», А. Островского — «Волки и овцы», А. Куприна — «Гранатовый браслет». Для взрослых зрителей в репертуаре представлены: «Бесплотные усилия любви» Шекспира, «Господа Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина, «Верона. Послесловие» Г. Горина, «Зойкина квартира» М. Булгакова, «Третья правда, или История одного преступления» О. Михайловой, «Саломея» О. Уайльда и пр.

Малышам нравится «Кот в сапогах», младшим школьникам — «Незнайка учится», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Детям старше 12 лет интересны более вдумчивые спектакли — «Наш городок» Т. Уайлдера, «Тот самый Мюнхгаузен» Г. Горина, «Твоя Катя» Н. Прибутковской и многие другие.

Постановки Нижегородского драмтеатра затрагивают разные темы и жанры, начиная с трагедий и заканчивая комедиями. В XIX столетии в его репертуар включались оперы и балеты, в частности — на открытии нынешнего здания в 1896 году была показана опера «Жизнь за царя» Глинки.

Ежегодно к началу театрального сезона труппа готовит премьерные спектакли, билеты на которые раскупаются заранее.

Детские, дневные, а также льготные спектакли начинаются в 11:00. Вечерние постановки — в 18:30.

Театральные кассы открыты каждый день с 10:00 до 20:00. Перерывы: 13:20—14:00 и 16:00—16:15.

Билеты

Цена билета зависит от спектакля, выбранной части зрительного зала, ряда и места.

Вечерние спектакли:

  • партер и ложи бенуара — 600-800 руб.;
  • ложи бельэтажа и балкон — 500-700 руб.;
  • амфитеатр — 200-500 руб.

Дневные спектакли:

  • партер и ложи бенуара — 350-400 руб.;
  • ложи бельэтажа и балкон — 300 руб.;
  • амфитеатр — 150-250 руб.

Детские и льготные постановки:

  • партер и ложи бенуара — 250-300 руб.;
  • ложи бельэтажа и балкон — 150-200 руб.;
  • амфитеатр — 100-150 руб.

В продаже имеются неименные подарочные сертификаты «Вечер в театре» стоимостью 500 и 1000 руб.

Зал Нижегородского драмтеатра

Зрительный зал разделен на несколько характерных секций, расположенных в четырех уровнях. Партер занимает 14 рядов, балкон — 3, амфитеатр — 9. В бенуаре находится 18 лож, включая ближайшие к сцене сегменты «А» и «Б», в бельэтаже — 12 лож, в том числе литеры «Д» и «Е». Безусловно, выбор зрительских мест влияет на стоимость билетов.

История

Первая труппа при частном театре помещика Николая Шаховского была собрана из крепостных крестьян, выделявшихся среди прочих актерским талантом. Перебравшись в Нижний Новгород на постоянное место жительства, князь прихватил с собой все театральное имущество и открыл публичный театр. Первым спектаклем стал «Выбор гувернера» по произведению Д. Фонвизина. Его премьера состоялась 7 февраля 1798 года. Этот день считается датой основания драмтеатра в Нижнем Новгороде.

Наследники основателя, почившего в 1824 году, не интересовались сценическим искусством и через три года продали театр вместе с труппой, реквизитом и декорациями двум богатым театралам, принявшим на себя функции антрепренеров. В течение более десяти лет дела продвигались блестяще, но дальнейшая неоднократная смена владельцев театра привела к упадку и росту долгов. В его истории это стало первым, но не единственным потрясением. Однако драмтеатру удалось не только выжить, но и достичь высоких успехов.

Здание

Князь Н. Шаховской, положивший начало нижегородскому театру, перестроил под его размещение один из своих домов (сегодня на его месте стоит корпус речного училища имени Кулибина). В партере зрительного зала помещалось 100, а на верхнем ярусе — 200 человек. Для солидной публики предусматривалось 27 лож. Здание было уничтожено во время пожара в 1853 году.

Месторасположение нового театра на Большой Покровской улице было обозначено в плане города самим Николаем I, однако выкупить землю под строительство долго не получалось из-за нехватки средств в городском бюджете. В 1855 году помещения для показа спектаклей временно предоставил на правах аренды местный купец П. Бугров. Возведенное незадолго до этого здание предназначалось для доходного дома и располагалось на Благовещенской площади (ныне — Минина и Пожарского). Об услуге его просил лично губернатор М. Урусов, являвшийся большим любителем театра.

По причине нерегулярности внесения арендных платежей сын Бугрова в 1862 году поднял вопрос об освобождении недвижимости и ее продаже. Спустя год новый владелец скончался, и театр вновь обосновался в том же здании. На этот раз внук Бугрова выразил недовольство по поводу «нецелевого» использования дома своего деда, но, будучи крупнейшим домовладельцем, меценатом, гласным Городской думы и светским лидером нижегородской старообрядческой общины, он сумел сделать предложение, от которого невозможно было отказаться. Для строительства нового театрального здания Николай Александрович выделил двести тысяч рублей. Четверть от этой суммы дополнительно внесла Дума, а оставшуюся часть — правительство в качестве субсидии.

Театральное здание на Большой Покровской построено в стиле академической эклектики по проекту русского архитектора, академика В. Шретера. Николаевский драмтеатр, названный в честь Николая I, был открыт в мае 1896 года, в день коронации Николая II и Александры Федоровны. Новый сезон в нынешнем здании театра начался в сентябре того же года премьерным показом драмы «Листья шелестят» по произведению А. Южина.

По обе стороны от центрального фасада театрального здания установлены памятники Евгению Евстигнееву и Николаю Добролюбову.

Прежние названия

За свою более чем 200-летнюю историю драматический театр назывался по-разному — князя Шаховского, Городской, Ярмарочный, Николаевский. После Октябрьской революции его переименовывали в советский и 1-й государственный. Со сменой в 1932 году топонима «Нижний Новгород» на «Горький», театр стал официально именоваться Горьковским — сначала 1-м драматическим, затем краевым, областным и, наконец, государственным.

Современное название Нижегородскому государственному ордена Трудового Красного Знамени академическому театру драмы имени М. Горького присвоили в 1990 году. Последние изменения произошли по причине возврата древнему городу его исторического топонима.

Театр Горького в Нижнем Новгороде сегодня

Кроме показа спектаклей на родной сцене, театральный коллектив принимает активное участие в фестивальных программах и гастролирует по стране. За последние годы труппа побывала в Туле, Йошкар-Оле, Ижевске, Санкт-Петербурге, Белгороде, Кирове, Кинешме, Тамбове, Калуге и др. городах России. С перечнем фестивалей и гастролей можно ознакомиться на сайте театра.

Театральный фестиваль им. Горького

Со дня своего основания Горьковский фестиваль проводится в Нижнем Новгороде, где писатель родился и провел свое детство. Торжественное открытие мероприятия и «гостевые» спектакли проходят на сцене Нижегородского театра драмы. Местные труппы представляют подготовленные работы на своих сценах.

Первый Российский театральный фестиваль имени Горького был приурочен к 90-летию со дня рождения писателя. Он состоялся в 1958 году. Сегодняшний регламент предполагает его проведение в последнюю октябрьскую декаду каждые два года.

В рамках фестиваля отечественные и зарубежные коллективы показывают спектакли, созданные по произведениям классиков и современных драматургов. В эти дни организовываются семинары и мастер-классы. По итогам мероприятия присуждаются премии имени Е. Евстигнеева и Н. Левкоева. Участникам вручаются памятные знаки, дипломы и призы.

В городе функционируют мобильные приложения такси Maxim, Яндекс. Такси, Gett, Рутакси и пр.

«Зойкина квартира» в постановке Нижегородского театра драмы: видео

Все мероприятия в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 отменены (в соответствии с приказом Министерства культуры России №363 от 17 марта 2020г.)

НЕ СКУЧАЙТЕ! ИДИТЕ В ТЕАТР ДРАМЫ ОНЛАЙН!

  • Нижегородский театр драмы предлагает посмотреть записи любимых спектаклей прошлых сезонов.

Международный день театра - праздник не только для тех, кто служит в театре, но и для театралов, которые поддерживают театр эмоционально и материально. Поэтому свой профессиональный праздник Нижегородский государственный академический театр драмы собирается отметить вместе со своим зрителем. К сожалению, во время карантина это возможно только в виртуальном пространстве. Но все-таки возможно! Театр приготовил уникальный подарок всем своим поклонникам и новым зрителям – возможность посмотреть спектакли, которые нельзя больше увидеть на сцене театра. Эти спектакли уже исключены из репертуара театра, но остались в видеозаписях.
В период с 27 марта по 5 апреля театр будет публиковать ссылки на видеозаписи спектаклей для бесплатного просмотра на официальном сайте театра и в группах театра в социальных сетях: ВКонтакте ; Фейсбук, Инстаграм.
Спектакли будут доступны к просмотру согласно виртуальной афише (в течение трех дней с указанной даты).

Виртуальная афиша:

27 марта в 18.00 - М. Горький, "Фальшивая монета" (12+)
Режиссёр-постановщик - Р.Горяев (Санкт-Петербург). Двойники, шулеры, агенты полиции, красивые женщины на грани нервного срыва. Люди и страсти, ненависть и любовь, детективный сюжет и... черти, принявшие человеческий облик, - все это ждет вас в спектакле "Фальшивая монета". Автор пьесы - неожиданный и загадочный писатель М.Горький, не "великий пролетарский писатель" и "основоположник соцреализма". Такого Горького вы еще не видели! Поклонники классики, этот спектакль для вас!

30 марта в 18.00 - Ф.М. Достоевский, "Опискин" (12+)
Комедия в 2х действиях. Инсценировка В.Ю.Саркисова по повести "Село Степанчиково и его обитатели". Режиссер-постановщик и музыкальное оформление В.Саркисов (г.Москва). В доме отставного полковника Ростанева события разворачиваются с необычайной быстротой. А движущая сила - Ф.Опискин, необразованный, поверхностный человек, но искусный манипулятор. Он подчинил себе всех - от хозяина дома до старого лакея. Выглядит всё это странно, нелепо, смешно и печально одновременно.


2 апреля в 18.00 - М. Горький "Васса" (12+)
Сцены семейной жизни в 2хдействиях. Режиссёр-постановщик - М.Абрамов. Прототипом главной героини горьковской пьесы стала вдова нижегородского пароходчика и домовладельца купчиха Кашина. Создатели спектакля считают, что Горький, вопреки расхожему мнению, создал образ хрупкой женщины, затронул тему женского одиночества. Внимание авторов постановки сосредоточено на личной трагедии Вассы Петровны. Она измучена мыслями о разрушающейся семье, на её глазах умирает муж, дети начинают делить наследство. Она пытается манипулировать обстоятельствами и людьми, но они ей уже неподвластны.


5 апреля в 18.00 - В. Кондратьев, "Отпуск по ранению" (12+)
Нефронтовая история в 2х частях. Режиссер-постановщик - И.Зубжицкая (Санкт-Петербург). Май-июнь 1942 г. В.Канаев - с фронта, с передовой - появляется на пороге родного дома в Москве. А в столице - коктейль-холл, кафе-автомат; показывают фильмы в кинотеатрах, ходят на лекции студенты архитектурного института, который Володя оставил, чтобы добровольцем пойти на фронт. Как проживет лейтенант Володька, прошедший фронтовую "мясорубку" вчерашний школьник, положенные ему полтора отпускных месяца в "мирной обстановке", какие встречи и откровения ему предстоят, какой выбор он сделает, проходя непростое искушение, когда обретшему любовь предлагается ни больше ни меньше как… надежда на жизнь.

  • Нижегородский театр драмы предлагает не скучать в условиях вынужденного карантина и предлагает вам посмотреть видеозаписи некоторых спектаклей, размещенных на портале Культура.РФ

Павел I (зима 2019) на Портале культурного наследия России Культура РФ
Д.Мережковский, "Павел I", 12+, драма в 2х действиях, режиссёр-постановщик - Е.Невежина. Исторический сюжет и символический театральный язык в спектакле по пьесе идеолога русского символизма Д.Мережковского. Пьеса "Павел I" - выдающееся произведение Мережковского-драматурга. В.Брюсов подчеркивал "благородство и строгость облика" этой пьесы, сопоставлял ее с шекспировскими "хрониками". "Написанная мною в Париже драма "Павел I" тотчас по выходе в свет, в 1908 г., была конфискована. Через 4 года меня судили за нее, обвиняя в "дерзостном неуважении к верховной власти". Оправдали только по счастливой случайности". (Д.С.Мережковский "Автобиографическая заметка").

Госпола Головлёвы (02.11.2019) на Портале культурного наследия России Культура РФ
М.Е.Салтыков-Щедрин, "Господа Головлёвы", 16+. Умопомрачение в 2-х частях по мотивам одноименного романа, инсценировка Владимира Жеребцова. "Роман "Господа Головлевы" - одна из вершин творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина и русской литературы XIX в., – говорит режиссёр-постановщик спектакля И.Сакаев. - Материал позволяет объединить очень хороших артистов разных возрастов в одну драматическую историю. Историю не благостную, а конфликтную, болезненную и очень русскую. Она далеко не игривая, но при этом очень чувственная, страстная. У Салтыкова-Щедрина нет равнодушных персонажей: если уж они ненавидят, то искренне, если вожделеют, то всем телом, если боятся, то всем своим существом. Разрушение семьи, паноптикум "по-родственному" выстраиваются в апокалиптическую картину жуткого и в то же время притягательного мира".

Волки и овцы (весна 2018 г.) на Портале культурного наследия России Культура.рф
А.Н.Островский "Волки и овцы", 12+, комедия в 2х действиях, режиссер-постановщик А.Решетникова. Пьесы великого А.Островского ставят на российской сцене почти 200 лет. И будут ставить всегда. По-своему, по-разному. В театре - свои "Волки и овцы", свой Островский, увиденный глазами режиссера А.Решетниковой, сценографа Б.Шлямина, художника по костюмам А.Климова и артистов. На сцене - по-прежнему современная история о помещице-"рэкетирше": обман, мошенничество, любовь-нелюбовь, кипение страстей. Ирония, парадоксы, множество тонких наблюдений, посвященных мужской и женской природе, и множество невероятно смешных моментов. Вечная комедия русской жизни.

Вишневый сад (весна 2013 г.) на Портале культурного наследия России Культура.рф
А.П.Чехов, "Вишневый сад", 12+, комедия в двух действиях, режиссер-постановщик и музыкальное оформление В.Саркисов. После спектакля зрители говорят, что открыли в пьесе Чехова то, чего раньше не замечали. Стоит посмотреть этот многослойный, пронзительный спектакль, решённый в стилистике черно-белого кино начала века, чтобы ответить себе на вопросы о России, Европе, прожитом нами ХХ в. и о нашей с вами собственной судьбе.

Дядя Ваня (весна 2013 г.) на Портале культурного наследия России Культура.рф
А.П.Чехов, "Дядя Ваня", 12+, пьеса в двух действиях, режиссер-постановщик и музыкальное оформление В.Саркисов. Режиссёру спектакля В.Саркисову удалось поставить "не драму в жизни, а драму самой жизни". Каждый из героев проживает свою историю, которые по замыслу автора и режиссёра объединяются в общую драму жизни. Каждый герой, каждый актёр солирует в спектакле, но не нарушает чеховскую ансамбливость. Интересен взгляд режиссёра на образы героев пьесы, особенно на образ дяди Вани. Долгое время его рассматривали как героя-резонёра, приписывали ему черты бунтаря и мученика. Для Саркисова дядя Ваня - это обаятельный чудак, трагический в своём комизме. Саркисов вернулся к истокам, чеховской объективности с его вниманием к обыкновенному человеку. Этот спектакль не о судьбе интеллигенции на рубеже 19-20 веков, он о людях вне временных рамок, о человеческих чувствах и потерянных жизнях.

Приятного вам просмотра и до новых встреч в театре!



Пособия и алименты