История адыгов, черкесов и их фамилий. Ямная культура Майкопская и ямная археологические культуры таблица

Понятие "археологическая культура" является общепринятым в кругу археологов, но по поводу самого определения существуют разногласия. Д. А. Авдусин в учебнике для студентов университетов "Археология СССР" дает следующее определение: "Археологической культурой называют ограниченную во времени и пространстве группу памятников, объединенных общими характерными чертами, выраженными в общности типов жилищ, форм орудий, украшений, керамики и в общности погребального обряда".

Эпоха патриархата на Северо-Западном Кавказе приходится на бронзовый век. Первым металлом, который человек начал использовать для изготовления орудий труда и оружия, была медь и выплавки бронзы, представляющие сплав меди с оловом, иногда с мышьяком, сурьмой и др.

На заре бронзового века на Северо-Западном Кавказе складывается майкопская культура, распространившаяся на запад вплоть до Таманского полуострова, и на восток до Чечено-Ингушетии. Наибольшее количество памятников сосредоточено в Майкопском районе, в бассейнах рек Белой и Фарса.

Майкопская культура получила свое название от знаменитого Майкопского кургана-памятника мирового значения. Он был расположен на восточной окраине города, на углу улиц Курганной и Подгорной (в настоящее время здесь установлена мемориальная доска). В 1897 г. курган был раскопан известным русским археологом, профессором Н. И. Веселовским. Высота кургана достигала почти 11 м. В центре была расположена большая могильная яма прямоугольной формы, глубиной около 1,5 м. Дно было выложено булыжником и посыпано красной краской, так же как и покойники. Могила делилась деревянными перегородками на три части - южную и северную и последняя в свою очередь поперечной перегородкой на западную и восточную. Главный покойник был положен в южную, большую половину. В двух других, меньших камерах, помещались женские захоронения. Судя по всему, женские погребения играли подчиненную роль по отношению к основному мужскому погребению. В могиле было найдено много золотых предметов, металлических и глиняных сосудов, медных и каменных орудий труда.

Главный покойник был усыпан кольцами, золотыми и штампованными бляшками, изображавшими зверей (львов, бычков). Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полы одежды или покрывало, которым был покрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы и бус из полудрагоценных цветных камней - сердолика и бирюзы. У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы, на которые в древности были нашиты двойные розетки. Перед скелетом лежали восемь серебряных стержней (дл. 1,17 м), концы четырех были золотые. На концах четырех стержней были надеты массивные фигуркк быков: на золотые концы - золотые бычки, на серебряные - серебряные. Большинство исследователей считали, что стержни с насаженными на них фигурками бычков являлись остовом балдахина, который несли над покойником во время похорон. Некоторые исследователи такое объяснение назначения стержней полностью отрицают и склонны рассматривать стержни с бычками как штандарты (Ю. Ю. Пиотровский).

Вместе с покойником были положены металлические и глиняные сосуды, медные и каменные орудия труда. Вдоль восточной стены камеры стояли семнадцать сосудов: два золотых кувшина, каменный с приставным золотым горлом и крышкой и четырнадцать серебряных. Среди последних особенно замечательны два, украшенные богатыми гравированными рисунками. У западной стены могилы стояли восемь почти однотипных глиняных горшков с шарообразным туловом. В двух других отделениях могилы с женскими захоронениями были найдены массивные золотые кольца, бусы, различные медные сосуды (чаша, ведерко, кувшины, два котла), глиняный горшок. Части керамических сосудов Майкопской культуры, как установлено в настоящее время, изготовлялись на гончарном круге, который в дальнейшем был забыт.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет выдающийся памятник на Северном Кавказе. В нем погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший и жреческие функции. Майкопский курган большинство исследователей относят к середине III тысячелетия до н.э.

Наряду с богатыми погребениями известно много курганных захоронений со скромным вещевым инвентарем (аул Уляп, с. Красногвардейское, близ Майкопа, Келермесский и др.).

В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа - ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, и более поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района.

В 5 км от ст. Новосвободной на берегу реки Фарс, в урочище "Клады", расположена довольно значительная курганная группа. Наибольшую известность приобрели два кургана с замечательными захоронениями в каменных дольменообразных гробницах, раскопанных Н. И. Веселовским в 1898 г. В обоих курганах обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В большее помещение был положен покойник с богатым погребальным инвентарем. Многие предметы были из золота, серебра и драгоценных камней, а также бронзовые орудия труда и оружия. Богатство погребенного указывает на особое положение, которое занимал в роде умерший.

В 1979 и 1982 гг. в урочище "Клады" были открыты еще две дольменообразные гробницы, по реконструкции совершенно аналогичные ранее раскопанным. В гробнице, открытой в 1982 г. А. Д. Резепкиным, находился скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Но самым замечательным являлась роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и стоящая человеческая безголовая фигура, на четвертой помещен фриз "Бегущие лошади" и в центре - фигура человека с раскинутыми в стороны руками и ногами. Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла на территории Адыгеи.

Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. Важным достижением советской археологической науки в изучении майкопской культуры явилось открытие и исследование в конце 50-х - 60-х годах большой группы поселений в бассейне реки Белой и по р. Фарс южнее Майкопа: Мешоко, Скала, навесы Хаджох, Каменномостская пещера, хут. Веселый, Ясенева Поляна и др. Все они расположены в предгорной и нагорной части Адыгеи. В 1981 г. было открыто и затем исследовано поселение майкопской культуры в равнинной части. Расположено оно на левой террасе р. Кубани (в настоящее время русло р. Кубани стоит к северу почти на 4 км), между сел. Красногвардейским и хут. Свободный, по которому поселение и получило свое название - "свободное".

Лучше изучено поселение Мешоко, расположенное на окраине пос. Каменномостского, на высоком плато правого берега р. Белой при впадении в нее р. Мешоко. Поселение было укреплено мощной каменной стеною, толщиной в 4 м. Такие же стены имеет и поселение Ясеневая Поляна на р. Фарс близ поселка Колосовки. Планировка этих поселений восстанавливается "как круг или овал из жилищ, пристроенных к оборонительной стене с площадью - загоном для скота в центре" (А. А. Формозов). Жилища представляли легкие каркасные постройки, обмазанные глиной. Они опирались на деревянные столбы. Дома были прямоугольные, площадью примерно 12x4 м, как на поселении Ясеневой Поляны. Раскопки поселений позволили судить о занятиях населения. Найдено большое количество каменных орудий - плоские полированные топоры, наконечники стрел, кремневые вкладыши для серпов, полированные узкие долотца, зернотерки и др.

Время существования: середина - вторая половина III тыс. до н.э.

Ареал распространения: Северо-западный Кавказ, Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия. Район реки Белая. От Таманского полуострова на западе до Дагестана на востоке.

Описание: Известно несколько десятков майкопских поселений: Мешоко, Хаджох у г.Кисловодска, Скала, Ясенова Поляна, Нальчинское, Долинское. Пещерные поселения: Воронцовская пещера и другие. Многи поселения укреплены. Жилища представляют собой карскасные постройки, обмазанные глиной и расположенные по кругу на площади поселения. Открыты очажные ямы и остатки хранилищ для запасов. Орудия труда представлены каменными топорами зернотерками, терочниками, клиновидными топорами, долотами, отбойниками, отжимниками, вкладышевыми пластинами проколками, костяными рыболовными крючками, глиняными пряслицами, сделанными из черепков от сосудов. Из предметов вооружения известны кремневые наконечники дротиков и стрел, круглые шары для пращи, а из украшений - каменные браслеты и подвески. Изделий из металла в майкопских поселениях много. Это бронзовые шильца, браслеты, долота, пронизки, пластинки. Предметы майкопской культуры известны из курганов около Новосвободской, в Нагорном Карабахе, у хутора Рассвет, у Ульского аула. К майкопской культуре принадлежат предметы Старомышатского клада, состоящего из серебряного сосуда, серебряных фигурок быка и антилопы, золотой головки льва, золотых височных колец и других предметов.

Захоронения: Майкопский курган: огромная погребальная камера под десятиметровой насыпью была разделена деревянной перегородкой на три части. Главное погребение находилось в южном отсеке, где обнаружен скелет мужчины, голову которого украшала золотая диадема, и множество дорогих украшений, свидетельствующих о том, что над покойником висел матерчатый балдахин на серебряных колышках, украшенных литыми из золота и серебра фигурками быков. На балдахин были нашиты золотые бляшки, изображающие львов. В камере обнаружены медные кинжалы, плоские топоры, золотые и серебряные сосуды. Среди серебряных сосудов особенно интересны два, украшенные чеканкой: на поверхности одного из них изображены идущие друг за другом звери на фоне поросших лесом Кавказских гор и стоящего на горе медведя. В двух других отсеках были погребены женщины с хозяйственным инвентарем. В Майкопском кургане, очевидно, был погребен родоплеменной вождь.

Для западной части Кавказа были характерны каменные погребальные сооружения типа дольменов. Уникальными являются каменная многоугольная гробница в Новосвободской и гробница из каменных плит в Нальчикском кургане. В подавляющем большинстве курганов умершие погребены в скорченном положении на боку, головами преимущественно в южном направлении.

Племена, относящиеся к ямной культуре, появились на правобережной Кубани в начале III тысячелетия до н. э. Кроме прикубанских степей они занимали огромную территорию от междуречья Урала и Нижней Волги на востоке до Среднего Дуная на западе и юго-востоке. Поселения этих племён до сих пор не обнаружены. Единственными их памятниками остаются подкурганные погребения.
Название ямной культуры связано с особенностями погребального обряда. Умерших хоронили в простых ямах с закруглёнными углами, перекрытых сверху мощными брёвнами. Иногда роль перекрытия выполняла разобранная деревянная повозка. Рядом с погребёнными находят вылепленные вручную сосуды (иногда они украшены орнаментом в виде треугольников или зигзагов), бронзовые ножи и каменные топоры.
В богатых погребениях встречаются украшения: височные кольца из бронзы, серебряной и золотой проволоки, костяные булавки. Рядом с ямой ставили целую или разобранную повозку с деревянными колесами, основным занятием племен ямной культуры было кочевое скотоводство. Но им были известны также ткачество, плетение, изготовление глиняной посуды.
Орудия труда они изготавливали из бронзы и, возможно, уже начали осваивать земледелие.
Между племенами ямной культуры и их соседями - племенами майкопской культуры - существовал обмен. Предметами обмена были каменные и бронзовые орудия труда, украшения, продукты земледелия и скотоводства.

Культура населения Северного Кавказа в III тысячелетии 19 до н.э., в эпоху ранней бронзы, получила название майкопской по знаменитому памятнику, ее представляющему, - Майкопскому кургану. Майкопская культура была распространена от Таманского полуострова на северо-западе до Дагестана на юго-востоке. В этом ареале известны как погребальные, так и бытовые памятники. Наибольшая концентрация их наблюдается в Прикубанье.

P.M. Муннаев

На заре бронзового века на Северном Кавказе складывается майкопская культура, распространенная от Таманского полуострова до Чечено-Ингушетии включительно. Наибольшее количество памятников сосредоточено в Майкопском районе, в бассейнах рек Белой и Фарса. Важно отметить, что большинство их относится к раннему этапу майкопской культуры.

Майкопская культура получила свое название от знаменитого Майкопского кургана - памятника мирового значения. Курган был раскопан в 1897 г. известным русским археологом Н.И.Веселовским. Расположен он на восточной окраине Майкопа. Высота кургана достигала почти 11 м. В центре была расположена большая могильная яма, глубиной 14 м, окруженная кромлехом в виде кольца из плит известняка. Яма имела прямоугольную форму с закругленными углами и со слегка вогнутыми продольными сторонами. Стенки могильной ямы в древности были обшиты деревом, совершенно сгнившим, потолок был бревенчатый в два наката и поддерживался столбами, стоявшими по углам. Дно было выложено речным булыжником. Могила делилась деревянными перегородками на три неравные части. Поперечной перегородкой она была разделена на южную и северную половины, а последняя в свою очередь делилась продольной перегородкой на восточную и западную. Главный покойник был положен в южную, большую половину. В двух других, меньших камерах помещались женские захоронения. Судя по всему, женские погребения играли подчиненную роль по отношению к основному, мужскому погребению. Все скелеты лежали в скорченном положении на правом боку с подогнутыми ногами и согнутыми и поднятыми к лицу руками, густо посыпанные красной краской (суриком). Красной краской было посыпано и дно могилы. Главный покойник был усыпан золотыми штампованными бляшками с изображением зверей, колец. Здесь было 68 пластинок в виде фигурок львов (двух размеров), 19 пластинок с маленькими изображениями бычков и 40 колец. Украшения эти, по-видимому, были нашиты на полог или покрывало, которым был накрыт покойник. Кроме того, на скелете найдена масса золотых и серебряных бус различной величины и формы, а также много сердоликовых и бирюзовых бус. У пояса лежали пять крупных золотых бус, у черепа - золотые серьги, а под черепом две узкие золотые диадемы в виде тонких лент, с маленькими просверленными дырочками, расположенными парами. От этих диадем происходят найденные здесь же золотые двойные розетки - одна большая, другая меньшая, нашивавшиеся друг на друга. Диадемы, украшенные розетками, были нашиты, по-видимому, на высокий головной убор, найденный на покойнике. Перед скелетом лежали параллельно друг другу восемь серебряных стержней длиной 1,17 м. Два из них были сплошь серебряные, у четырех нижние концы золотые, на них были надеты массивные фигурки золотых бычков, и два с золотыми вставками, с насаженными на серебряные нижние концы фигурками серебряных бычков. Верхние концы стержней были украшены винтообразной насечкой и имели прорези. Все восемь стержней должны были принадлежать одному предмету.

Большинство исследователей, начиная с В. Фармаковского, считали, что стержни с надетыми на них фигурками бычков составляли остов балдахина, который несли над покойником. На месте погребения балдахин был разобран, и остов его, состоящий из серебряных стержней, положен рядом с покойником. В настоящее время некоторые исследователи (Ю.Ю.Пиотровский) считают, что интерпретация стержней как составной части балдахина полностью исключается, и склонны рассматривать трубки с бычками как штандарты.

Вместе с покойником были положены металлические и глиняные сосуды, медные и каменные орудия труда. Вдоль восточной стенки камеры в ряд стояли семнадцать сосудов: два золотых, каменный шаровидный с приставным золотым горлом и такой же крышечкой и четырнадцать серебряных. Среди последних особенно замечательны два, украшенные богатыми гравированными рисунками, составляющими на первом сосудике сложную композицию. Сосуды округлой формы с широким горлышком. На горлышке одного сосуда изображен горный ландшафт, состоящий из трех горных цепей, среди которых выделяются две особенно высокие горы с двуглавыми вершинами. Между гор изображены два дерева и стоящий на задних лапах медведь. В горах берут начало две реки, которые, извиваясь по тулову сосуда, сливаются на дне его в небольшое озеро. Вода изображена ломаными линиями. Устья рек - одно против другого на разных сторонах сосуда, под ушками, служившими для подвешивания. Все ту-лово заполнено изображениями животных, расположенных фризообразно в два ряда. В первом ряду лошадь, лев и два быка, симметрично поставленные друг против друга, в нижнем ряду горный козел, дикий кабан, львица и дикий баран. В устье реки изображена плавающая птица, другая птица находится над львом. Изображения на сосуде имели не просто декоративное значение, а определенное символическое. Художник изобразил типичных животных земли, воду, горы и над ними небо. Таким образом, сосуд не был простым бытовым предметом, а имел культовое назначение. На втором серебряном сосуде орнаментация менее сложна, чем на первом. Здесь мы имеем только один фриз, на котором изображены пять животных, идущих друг за другом: два козерога, бык и два барса, кроме того, помещены еще три птицы. Туловище отделяется от горла гравированной лентой, представляющей узор рек первого сосуда. Дно сосуда снаружи украшено большой розеткой.

Вдоль западной стенки камеры стояли восемь глиняных сосудов из желтой, красной и черной глины, округлой формы, с небольшим венчиком и закругляющимся дном. Около колен скелета лежали ромбические кремнёвые наконечники стрел и мелкие кремнёвые сегментовидные орудия, служившие вкладышами. В юго-восточном углу могилы находились орудия труда и предметы вооружения, десять из которых были из чистой меди: это проушный топор, мотыга (или тесло), комбинированное орудие в виде топора и тесла (с двумя накрест поставленными лезвиями), два плоских топорика, два долота, шило, малый кинжальчик примитивной формы и большой тонкий кинжал с закругленным концом. Кроме металлических предметов, здесь были и каменные: большой оселок серповидной формы с отверстием для подвешивания, небольшой оселок с золотым украшением и каменный клиновидный топорик с тупым лезвием, имевший скорее не бытовое, а ритуальное назначение.

В двух северных отделениях могильной ямы было по одному захоронению. При скелете, находившемся в северо-восточной камере, найдены в области черепа золотые массивные кольца, сделанные из толстой проволоки, с надетыми сердоликовыми бусами и большое количество разнообразных золотых и сердоликовых бус. Вдоль восточной стены стояли пять медных сосудов разной формы и величины: два котла, плоская чаша, ведерко с дужкой и большой кувшин. На скелете в северо-западной камере были такие же золотые и сердоликовые бусы, а в углу стоял большой глиняный сосуд - горшок с яйцевидным туловом.

Майкопский курган по своему богатству, по художественной и исторической ценности найденных вещей представляет выдающийся памятник на Северном Кавказе. В нем был погребен старейшина рода или племенной вождь, выполнявший одновременно и жреческие функции. Майкопский курган большинство исследователей относят к середине III тысячелетия до н.э.

В том же году в станице Старомышастовской при добыче глины в кургане был найден клад: в серебряном гладком сосудике с крышкой находились золотая головка льва, серебряная фигурка быка, 3 золотые розетки, свыше 2500 золотых и серебряных бус различной величины и формы, более 400 бус из полудрагоценных камней (сердолика, лазурита, гагата, морской пенки) и 30 золотых проволочных колец, на некоторых из них нанизаны сердоликовые бусы. Старомышастовские вещи одновременны майкопским и стилистически очень близки им.

В майкопской культуре в настоящее время выделяют два хронологических этапа - ранний, представленный Майкопским курганом и примыкающими к нему курганными погребениями и поселениями, и более поздний, получивший название новосвободненского этапа по курганному могильнику близ станицы Новосвободной Майкопского района.

В 5 км к северу от станицы Новосвободной, по левому берегу реки Фарс, в урочище «Клады», расположена довольно большая курганная группа. Наибольшую известность приобрели два кургана с замечательными захоронениями в каменных дольменообразных гробницах, раскопанных Н.И.Веселовским в 1898 г. В обоих курганах на уровне почвы обнаружены своеобразные дольмены, каждый из которых состоял из двух помещений. В первом кургане дольмен был сложен из массивных каменных плит с двускатной крышей. Поперечной плитой гробница разделялась на два отделения: большое и маленькое. В плите имелось прямоугольное отверстие (38x27 см), плотно заложенное каменной втулкой такой же формы. Пол в большой камере состоял из массивной каменной плиты, а в меньшей был земляной. Покойник был помещен в большом отделении гробницы у западной стенки, головой на юг. Скелет лежал в скорченном положении на боку и был посыпан красной краской. Инвентарь погребения был очень разнообразен и богат. Многие предметы были из драгоценных металлов и драгоценных камней, что указывало на особое положение, которое занимал в роде умерший.

В области черепа найдено: золотые серьги в виде тонких колец с привесками из лазурита; золотые височные кольца (спиральные и простые); бусы золотые, серебряные, хрустальные и сердоликовые, в том числе одна хрустальная подвеска в золотой оправе; пять серебряных веретенообразных пронизок; золотая игла с ушком; две серебряных булавки посо-ховидной формы.

Около груди скелета находились бронзовые орудия труда и оружие: три долота с желобчатым лезвием; три плоских топора - тесла; девять небольших ножей-кинжальчиков; наконечник копья с четырехгранным стержнем для насадки на рукоятку; два вилообразных орудия с загнутыми концами (крюками) и втулкой для укрепления деревянной рукоятки и третий такого же типа предмет, но меньшей величины, имеющий на конце крюк, а на втулке два крюка и две человеческие фигуры, стоящие друг против друга. Кроме того, у скелета найдены четыре проушных топора, один из которых украшен рядами насечек и «жемчужинок» на обушной части. Здесь же находился большой черпак с длинной рукояткой.

У восточной стенки камеры стояли три котла из тонкой листовой меди, две маленькие медные чаши и пять глиняных сосудов.

Котлы больших размеров с шаровидно-уплощенным туловом и орнаментированные рядами «жемчужинок». Чаши имеют округлые формы с широким устьем. В одной из них находились сердоликовые, хрустальные и серебряные бусы.

В меньшем отделении дольмена лежали только вещи: пращовый шарик из белой пасты, шесть кремнёвых листовидной формы наконечников дротиков, два каменных точильных бруска, пять четырехгранных медных шильев, четыре глиняных ангобированных и лощеных сосуда, костяные бусы и подвески.

Во втором кургане, раскопанном Н.И.Веселовским в том же году, была обнаружена дольменообразная гробница с тем же обрядом погребения, что и в первом кургане. Гробница разделялась поперечной каменной плитой на два отделения, из которых большее с каменным полом служило погребальной камерой, а меньшее с земляным - только для вещей. Отличие заключалось в том, что во втором кургане дольмен имел не двускатную крышу, а плоскую, состоящую из двух плит. Одна из них весила около 3 т. В средней поперечной плите, разделяющей обе камеры, было сделано круглое отверстие диаметром 40 см. Оно было заложено каменным, чрезвычайно точно пригнанным кружком, в свою очередь заставленным со стороны второго помещения особой заслонкой в виде каменного полукруга, заваленного каменной плитой. В камере с каменным полом у западной стенки головой на юг в скорченном положении на правом боку лежал покойник, густо посыпанный суриком. Наиболее интересными в данном погребении являлись остатки одежды, найденной на скелете. Верхняя одежда, в нашем понятии подобие шубы, была на черном меху, шерстью наружу. Под ней одежда, шитая из тонкой шерстяной ткани желтоватого (верблюжьего) цвета с черным узором из клеток и полос. Под остатками шерстяной одежды были обнаружены остатки холщовой ткани, ярко выкрашенной в пурпуровый цвет и покрытой красными же нитями в виде кистей. У черепа лежали семь кремнёвых наконечников стрел треугольной формы, две посоховидные серебряные булавки, подобие тем, которые были найдены в первом дольмене, бронзовый обушной топор, плоский топор-тесло, нож, небольшой кинжальчик в медных ножнах, и два четырехгранных шила. С восточной стороны скелета лежал деревянный предмет в виде изогнутой палки с медным крюком, который был закреплен в деревянном стержне медным спиральным кольцом и обмотан нитками. Над головой покойника устроен тайник, куда положены толстое и тонкое золотые кольца и золотые, серебряные и сердоликовые бусы, нанизанные на красный плетеный шнур. У колен скелета лежали три пращовых шарика из цветного камня. У восточной стены камеры стояли в ряд четыре глиняных горшка, из которых два были покрыты красной краской, а два-черные. На горшках елочный и жемчужный орнаменты. Около горшков лежал точильный каменный брусок.

Во втором отделении дольмена было найдено большое количество костяных бус, таких же, как и в первом дольмене, и среди них бронзовое шило и два кабаньих клыка.

В 1979 и 1982 гг. в урочище «Клады» были открыты еще две дольмено-образные гробницы, по конструкции совершенно аналогичные вышеописанным. В кургане № 31 (1979 г.) каменная двухкамерная гробница была сооружена в более древнем кургане на уровне почвы и отличалась необычайным богатством инвентаря. В первой камере на каменном полу в скорченном положении лежали два скелета - взрослого и ребенка. При них было найдено большое количество различных предметов. Одних только вещей из бронзы и серебра около пятидесяти, в том числе семь бронзовых сосудов, два бронзовых крюка, пять бронзовых топоров, причем один из них топор-скипетр с деревянной рукояткой, обернутой серебряной лентой, маленькие кинжальчики, тесла, долота, шилья, бронзовый штандарт в виде круга со втулкой. Уникальным является бронзовый обоюдоострый меч длиной 63,5 см. Кроме металлических орудий труда и оружия, найдены две скульптурные фигурки собачек из бронзы с серебряными накладками. Встречены каменные изделия; кремнёвый топор, кинжал, наконечники стрел, скульптура быка. В могиле найдено более двухсот бус и других украшений из сердолика, горного хрусталя, золота и серебра.

Во второй камере, отделявшейся от первой поперечной плитой с круглым отверстием, земляной пол был засыпан галькой и погребения не содержал. Здесь лежали кости животных - остатки погребальной пищи и вдоль западной стены стояли шесть глиняных сосудов.

Вторая гробница, открытая в 1982 г. А.Д.Резепкиным в кургане № 35, содержала скелет женщины со сравнительно скромным инвентарем. Но самым замечательным являлась роспись на стенах одной из камер, нанесенная красной и черной краской. Три стены имели росписи на один и тот же сюжет: лук, колчан и щит, на четвертой помещен фриз «бегущие лошади», как трактуют его исследователи. Роспись на дольменообразных гробницах встречена впервые и имеет огромное значение для понимания искусства эпохи раннего металла.

Архитектура погребальных сооружений (Майкопский курган, новосвободненские дольменообразные гробницы) отражает социальное положение в роде и племени погребенных. Богатства концентрировались в руках родоплеменной верхушки складывавшегося уже патриархального строя. Наряду с богатыми погребениями известно много курганных захоронений со скромным вещевым инвентарем.

Большинство найденных в Майкопском кургане как золотых и серебряных, так и бронзовых предметов привозные. Попали они сюда из Передней Азии, скорее всего, как считают исследователи, из Месопотамии. Привозными являются и бусы из полудрагоценных цветных камней. Материал этих бус разнообразен и свидетельствует о получении их путем межплеменных сношений из далеких стран. Сердолик и бирюза происходят из Ирана, лазурит - бадахшанского (афганского) происхождения, особый минерал - морская пенка из Анатолии. Некоторые бронзовые предметы, как котлы из листовой меди, топоры-тесла, четырехгранные шилья, желобчатые долота, проушные топоры, изготовлялись на месте. Во второй половине III тысячелетия до н.э. и особенно в конце его на Северном Кавказе интенсивно развивается местная металлургия бронзы. Есть предположение, что в эпоху ранней бронзы было налажено и производство изделий из драгоценных металлов, главным образом из золота (височные кольца).

Майкопская культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. Важным достижением советской археологической науки в изучении майкопской культуры явилось открытие и исследование в конце 50-х-60-х годах большой группы поселений в бассейне реки Белой и по реке Фарс южнее Майкопа (Мешоко, Скала, Хаджох , Каменномостская пещера, Ясенова Поляна и др.).

Большинство известных в настоящее время поселений расположены на труднодоступных мысах, плато или на высоких речных террасах. Кроме того, открыты и пещерные стоянки майкопской культуры. Лучше изучено поселение Мешоко, расположенное на окраине поселка Каменномостского. Поселение было укреплено мощной каменной стеной, толщиной в 4 м. Такие же стены имеет и поселение Ясенова Поляна близ поселка Колосовки. Раскопки поселений позволили судить о занятиях населения, о чем умалчивали курганы. Основное значение в хозяйстве майкопских племен имело животноводство, причем в раннее время преобладало свиноводство. На втором месте стоял крупный рогатый скот, а затем мелкий. На некоторых поздних поселениях майкопской культуры наблюдается увеличение в составе стада мелкого рогатого скота. В прикубанских поселениях майкопской культуры хотя и в очень незначительном количестве были найдены кости домашней лошади. Наравне со скотоводством было развито и земледелие, о чем говорят находки кремнёвых вкладышей от серпов, которые вставлялись в деревянную или костяную основу серпа, каменных зернотерок и мотыги из поселения Мешоко. Но в хозяйстве племен майкопской культуры земледелие стояло на втором месте после скотоводства и не имело столь важного значения, как в экономике племен Закавказья в эпоху ранней бронзы. Развитие скотоводства давало значительно больше прибавочного продукта, чем земледельческое хозяйство, а это приводило к росту и накоплению богатства в отдельных семьях и вело к возникновению имущественной дифференциации, что и находит отражение в погребальных памятниках (Майкопский курган).

Майкопская культура формировалась и развивалась на местной основе. Но весьма существенную роль в этом сложном процессе сыграло также влияние переднеазиатских цивилизаций.

Археологическая культура распространённая в предгорьях Северного Кавказа в раннем бронзовом веке. Названа по Майкопскому кургану, исследованному в 1897 году археологом Н. И. Веселовским.

Основные характеристика носителей майкопской культуры:

· владея искусством добычи и обработки металлов, изготавливали из бронзы, золота и других местных руд различные предметы быта, посуду, оружие, ножи, наконечники стрел, разного рода крашения, ритуальные фигурки животных

· владея гончарным делом, изготавливали различную посуду и другую утварь

· селились в горных ущельях, в труднодоступные и удобные для обороны места, поселения огороживали мощными каменными стенами (видимо вели множество войн)

· на тело умерших вождей посыпали красную краску (охру) и хоронили их в курганах, рядом с умершим важдями клали многочисленные посмертные дары - оружие, украшения, посуду, одежду, а также делали жертвоприношения людей и животных. Вокруг захоронения устанавливали каменный круг - кромлех.

Кромлех - древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего Средневековья) сооружение, представляющее собой группу одиночных вертикально стоящих камней до 20 м высотой (Менгиров), образующих круг или полукруг. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс. Кромлехи встречаются практически везде. Их назначение не всегда до конца ясно. Среди известных применений - ритуальное ограждение священного пространства с образованием «храма под открытым небом», календарная система визиров с отслеживанием положений Солнца и возможно, Луны. Существуют теории, связывающие некоторые кромлехи с астрономическими наблюдениями. Есть кромлехи, выполняющие чисто технологические функции. Так, многие курганы обкладывались камнями и скалами для предотвращения расползания искусственного холма. И, конечно, существуют системы, в которых каждая из этих функций присутствует в той или иной степени. На территории современной России кромлехи присутствуют повсеместно в самом разнообразном виде. Это и отдельные технологические кромлехи-обкладки дольменной культуры Кавказа, и обкладки курганов майкопской культуры.

Общественный строй племён Майкопской культуры - предположительно первобытнообщинный, с далеко зашедшем имущественным неравенством. Майкопцы знали и использовали колесо и гончарный круг, причём производили преимущественно красную, лощёную, иногда орнаментированную керамику. Ведущие формы хозяйства - скотоводство, в котором на первом месте находилось овцеводство, а также земледелие. Найдены орудиями труда и оружие: наряду с каменными сверлёными топорами, вкладышами для ножей и серпов, наконечниками стрел были медные топоры, мотыги, долота, ножи, кинжалы, вилы, наконечники копий. Культура представлена многочисленными поселениями и курганами, а на позднем этапе каменными гробницами и дольменами.

Появление культуры датируется примерно 38 -36 веками до н. э., период среднего, позднего Урука в Месопотамии и древнего государства Шумеров. Различные памятники майкопской культуры датируются временем 3950 - 3650 – 3610 - 2980 до н.э. (вторая четверть IV-го - вторая половина IV-го - начало III-го тысчелетия до н.э.).

Культура представлена не только курганами, но и бытовыми памятниками. В конце 50-х - 60-х годах была открыта большая группа поселений в бассейне реки Белой и по р. Фарс южнее Майкопа. Планировка этих поселений восстанавливается "как круг или овал из жилищ, пристроенных к оборонительной стене с площадью - загоном для скота в центре" (исследователь А. А. Формозов). Жилища майкопцев представляли собой легкие каркасные постройки, обмазанные глиной, которые опирались на деревянные столбы. Дома были прямоугольные, площадью примерно 12x4 м.

Ещё в начале 20 века, в найденых украшениях, учёные установили наличие местного, майкопского звериного стиля в найденных артефактах, который возможно послужил эталоном создания изделий звериного стиля для более поздних археологических культур, то есть следует иметь ввиду что майкопский звериный стиль более чем на тысячу лет старше скифского, сарматского и кельтского, меотского звериных стилей. С.Н. Коренвский установил нижеследующие виды символизма и культы майкопской культуры, а именно:

· Военно-охотничья символика,

· Военно - бигменская символика

· Символика могильного пространства и места в нем погребенного

· Символизм очистительных обрядов

· Комплекс страха перед умершим

· Символика гробниц новосвободненской группы

· Символика гробниц на Терке долинского варианта

· Охра в обрядах и отражение магии отдельных частей тела

· Символика курганной насыпи

· Особое ритуальное отношение к отдельным предметам

· Символика благородных металлов и полудрагоценных камней

· Символика ритуальной сцены: медведь и дерево на серебряном кубке

· Символика изображений на сосуде из Сунженского могильника

«Звери данного стиля более реалистичны: они статичные и грациозные, выглядят более натурально, отличаются выразительностью и лаконичностью силуэта. Также наблюдается сочетание скульптурных форм с графической проработкой стилизованных анатомических деталей. Образам не присуща схематизация в сравнении с аналогами из других культур. Майкопский стиль – словно ядро: он отличается особенным богатством и колоритом. Уникальная черта майкопского звериного стиля – это и технология создания предметов. Например, скульптуры Майкопских бычков на штандартах – полностью полые и литы. Это невероятно сложная технология, и даже сегодня ее с трудом воссоздают, используя новейшее оборудование...» Б.В. Фармаковский

М.В. Андрева проводила исследования изображений на двух серебряных сосудах из Майкопского кургана, а также и всей металлопластики данного кургана, и установила следующие характерные особенности и выводы:

· определенный набор животных, изображения которых занимают центральное место

· композиционное оформление в виде процессии или ряда фигур

· отсутствие фантастических существ

· предельная типизация образов

· простота и геометризм рисунка

· четко видимая связь изображений животных с космогоническими представлениями

· есть значительные различия между майкопскими изделиями и произведениями шумерского искусства второй четверти - конца III тысячелетия до н.э., что исключает возможность их объединения в рамках одной художественной традиции

· наличие в сюжета майкопских изображений "процессии животных" встречается в искусстве Двуречья конца IV-начала III тысячелетия до н.э., что указывает на культурную близость майкопских образцов с памятникам первой половины Протописьменного периода в Южной Месопотамии

· однако, есть и значимые различия в пропорциях и деталях рисунка, которые не позволяют объединить шедевры ювелирного искусства из Майкопа с шумерскими центрами ремесла

Есть мнение, что истоки скифского звериного стиля - местные, южнорусские и уходят корнями к нач. III тыс. до н. э. а именно к Майкопскому кургану. При сравнении фигур из Майкопского кургана с найденными в курганах скифской эпохи, видно лишь некоторое стилистическое единство (при этом Майкопский курган на тысячу лет старше скифских). Восточные, среднеазиатские и сибирские изделия имеют отличительный знак – использование стилизации, а здесь побеждал «реализм». Также утверждается - в Греции в III тыс. до н. э. изделий, подобных украшениям из Майкопского кургана, обнаружено не было. Даже пресловутые сокровища из микенских гробниц датируются многими веками позднее, начиная с XVI в. до н. э.

1-ый феномен. Производство бронзы на местном сырье. Кузнецы племен майкопской культуры работали на кавказском сырье. Наряду с изделиями из бронзы, майкопцы продолжали пользоваться каменными топорами и стрелами с кремневыми наконечниками.

2-ой феномен. Коневодство. Уже в те времена представители выделявшейся майкопской знати пользовались конем для верховой езды. Так как появление майкопской культуры датируется началом 4 тыс. до н. э., то этот факт может служить указатем на определенный приоритет в коневодстве и возможно в использовании лошадей в военном деле. При этом следует отметить, что майкопцы жили оседлой жизнью, а в выращиваемых ими стадах, лошади составляли очень невысокий процент, а большую часть составляли свиньи и крупно рогатый скот.

Псалии - часть древнего уздечного набора, представляет собой пару вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил для закрепления их во рту верхового коня. Самые первые, древнейшие, примитивные псалии очевидно были из кости. На следующем этапе развития появились бронзовые псалии. Наиболее древнейшими из сохранившихся "бронзовых псалии" обнаружены в при раскопках в рамках Майкопской археологической культуры, которая датируется концом IV тыс. до н.э. Археологи обнаружили уникальной формы бронзовые псалии майкопской культуры, которые представляют собой бронзовый стержень с закрученной петлей в середине с продетым через неё узлом, которым заканчивались мягкие удила, повод и ремень оголовья. Насечки и выпуклости на краях псалии служили, очевидно, для закрепления наносного и подгубного ремней.

3-ий феномен. Террасное земледелие. Строительство племенами майкопской культуры рукотворных террасовых комплексов в горах есть доказательство их оседлости, высокой плотности населения, высокого уровня сельскохозяйственных и инженерных навыков. Террасы, майкопской культуры, строились примерно начиная с IV тыс. до н. э., а все последующие культуры использовали их для сельскохозяйственных нужд. Подавляющее большинство керамики (найденные в террасовых полотнах) - посуда майкопского периода, а остатков скифской и аланской керамики меньше. В искусственных подсыпных (опорных) слоях, имеет место факт находки исключительно майкопской керамики. Террасы майкопской культуры являющиеся одними из самых древних в мире, при этом они мало исследованы. Долгожительство террас (возраст более 5 тысяч лет) позволяет считать строителей этих террас непревзойденными инженерами и мастерами.

Террасное земледелие - земледелие на искусственно созданных полях, расположенных на нескольких уровнях холмов или гор в виде широких ступеней (террас). В условиях гор и предгорий террасное земледелие это вынужденная необходимость, которой нет альтернативы и до сих пор, поэтому террасное земледелие применялось практически всеми народами живущими в горных или предгорных районах, чья экономика базировалась на земледелии. Террасное земледелие применялось в Китае, Индокитае, Индонезии, Филиппинах, Непале, а также в Южной Америке ещё со времён древнейших индейских государств (Морай - империя инков и др.), предположительно, в древнем Вавилоне (Висячие сады Семирамиды), в древнем Риме (Вилла Папирусов в Геркулануме). Террасное земледелие применялось также в древней Англии, при этом терраса называлась lynch. Хорошим примером является Lynch Mill в Лайм-Риджис, где вода поступает на мельницу через канал, проложенный по террасе.

4-ый феномен. Письменность. В Майкопе и его окрестностях найдено три памятника древнего письма: известная Майкопская плита, Петроглифы Махошкушха (рисунки на гальках), и пуантильная надпись золотого колпачка из Курджипского кургана. Все они остаются пока не расшифрованными.

Майкопская плита – нерасшифрованная, псевдоиероглифическая письменность. Предположительно, письменность носителей майкопской или более древней культуры (предварительно датируется с середины 4 тыс. до н.э. по середину 3 тыс. до н.э.). Найдена случайно в 1960 году, на территории Коэщевского городища (солярного святилища). Является самым древним материальным артефактом создания письменности на территории бывшего СССР, а значит и России. Первая публикация была в журнале Техника-молодежи № 11 за 1964 г., с.9. Единственный экземпляр каменной плиты (треугольной формы) с надписью хранится в Санкт-Петербургском этнографическом музее.

Петроглифы Махошкушха - гравированные рисунки на галечных камнях, обнаруженные в Республике Адыгея. Данные петроглифы нерасшифрованные относятся к типу «Азильские гальки» (Азильская культура). Более всего подходят к арамейскому письму. Датировка предположительно IX-VIII тыс. до н.э. В 1983 г. в карьере учащимися местной школы № 2 были найдены несколько галек с изображениями, которые они доставили в Адыгейский областной краеведческий музей. Место обнаружения - гравийный карьер горы Махошкушха, к востоку от Майкопа, на северной окраине хутора Пролетарского 1-го. Местонахождение было исследовано экспедицией АНИИ под руководством П. У. Аутлева 1983-84 гг. В результате кропотливой двухлетней работы было найдено 90 петроглифов - галек с выгравированными на них изображениями. Характер изображений: 4 жилища конической формы, 7 луков, 30 стрел, 28 дротиков, два копья, 1 лассо, на 9 петроглифах изображения 9 охотничьих сцен, слон, олень, дикая лошадь, бык, мамонт (которого нет на азильских гальках), стилизованные фигурки людей («человечки»), а также геометрические и абстрактные символы. Группы знаков на гальках расположены горизонтально в виде строк. Последние отделены друг от друга горизонтальными линиями (представлены образцы с одной и четырьмя разделительными линиями). Это - наиболее ранние образцы деления поверхности письма. Центральным сюжетом является изображение человека, исполненного в стиле геометрического схематизма, затем следуют изображения животных: мамонта, слона, быка, лошади, оленя, козла, волка и зайца. Млекопитающие животные исполнены в более или менее реалистическом стиле.

5-ый феномен. Картография. Присутствующий на одном из серебряных сосудов горный пейзаж, схожий с очертаниями Кавказского хребта, считается древнейшим картографическим рисунком.

Международная научная общественность считает Майкопскую культуру археологическим феноменом вот уже более ста лет, то есть с момента первых публикаций о ней, однако определенную интригу добавляют последние, несколько сенсационные заявления о находках сделанных к.и.н. А. Д. Резепкиным, а именно:

· Самый древний бронзовый меч. Он сообщил, что в каменной гробнице «Клады» (Новосвободная) найден самый древний бронзовый меч, который уже экспонируется в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Общая длина 63 см, длина рукояти 11 см - датируется второй третью 4-го тыс. до н.э.

· Самая древняя колонна. Он сообщил, что «самую древнюю колонну придумали не древние греки, а древние жители Северного Кавказа (носители дольменной культуры в 3 тыс. до н. э.)»

· Самый древний музыкальный инструмент, струнный смычковый. Он сообщил, что обнаруженный в каменной гробнице на Северном Кавказе, музыкальный инструмент (по виду напоминающий гусли), датируется концом 4 тыс. до н. э. и являеется самым древним струнно-смычковым музыкальным инструментом. Позже, инструмент получил своё имя «Шичепшин», от адыгских реставраторов, что соотвествует наименованию адыгейского народного струнно-смычкового инструмента подобного типа. По сообщению А.Резепкина, в настоящее время инструмент хранится в Государственном Эрмитаже.

Майкопская культура - это прежде всего кавказское явление, которая достигла своего взлета на основе собственных производств прежде всего в наиболее совершенных технологиях раннего бронзового века, связанных с металлообработкой меди и бронзы, золота и серебра, керамическим производством, камнерезным делом и, вероятно, ткачеством. Северокавказские исследователи относят майкопцев к понтийской расе и считают предками таких коренных народов Западного Кавказа, как абхазы и адыги. Считается, что некоторые драгоценности и украшения прямо указывают на торговые или генетические связи племён Майкопской культуры с Древним Востоком. В частности, в Кабардино-балкарии, в кургане майкопской культуры были обнаружены лазуритовые бусы. Известно, что лазурит на Кавказе не встречается, ближайшие его месторождения находятся на Урале и в Малой Азии. Анализ состава минерала указал на его происхождение из Бадахшана (северо-восток Афганистана, на границе с Таджикистаном, Пакистаном и Китаем). Этот факт считается ещё одним доказательством культурын, торговых и иных связей Кавказа с миром шумерской цивилизации в Урукский период (вторая половина IV-III тысячелетие до н. э.). Возможно, что древнейшей родиной носителей майкопской культуры была Месопотамия (точнее - север Сирии). Основанием являетмя сходство артефактов Майкопской культуры с найденными недавно в ходе раскопок древнего города Телль Хазна l на севере Сирии, постройка которого датируется 4 тысячелетием до н. э. Согласно результатов палеоантропологических исследований, учёные сообщают, что «черепа носителей майкопской культуры более тяготеют к переднеазиатским и джараратским (пос. Джрарат, северо-восток Армении, округ Ахурян)». Аналогичные черепа были и у части носителей ямной культуры.

Передняя Азия (Западная Азия, Юго-Западная Азия) - географический регион в Азии, включающий в себя, с географической точки зрения, Закавказье, Копетдаг, Малоазиатское, Армянское и Иранское нагорья, Месопотамию, Аравийский полуостров и Левант, а с политической точки зрения три региона - Ближний Восток (без Африканской части), Средний Восток и Закавказье (Южный Кавказ).

Ямная культура (точнее - Древнеямная культурно-историческая общность) - археологическая культура эпохи позднего медного века - раннего бронзового века (3600-2300 до н. э.). Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Ямная культура была преимущественно кочевой, с элементами земледелия вблизи рек и на некоторых городищах.

Майкопская культура охватила следующие территории:

· равнины и предгорья Предкавказья (до правого берега р. Бейсуг - самая северная находка майкопского погребения близ р. Чограй в Ставропольском крае)

· занимая Закубанье (на запад вплоть до Таманского полуострова)

· верхнее Прикубанье

· Терские наклонные равнины Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Чечни (вплоть до с. Бачи-Юрт в Чечне).

Западное Предкавказья (Майкопский район) считается большинством ученых как центр формирования культуры, откуда её носители могли расселяться на восток. Наибольшая концентрация памятников МНО в Майкопском районе, в бассейнах р.Белой и Фарса. Граничила на севере с нижнемихайловской, позднее с новотиторовской культурой. Найденные Н. И. Веселовским в одном из Ульских курганов богатые захоронения меотского вождя также относятся к Майкопской культуре. На южной части ореала, со временем майкопская культура сменилась дольменной культурой, а в северной части северокавказской культурой, которые позже сменила меотская и другие культуры.

АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА , распространена в горных районах Алтая, Минусинской котлови­не, прилегающих районах Тувы, Монгольского Алтая и Синцзяна. Относится к эпохе ранней бронзы (IV - первая половина II тыс. до н. э.).

Первые раскопки афанасьевских памятников произведены В.В. Радловым в Горном Алтае в XIX в. Культура выделена С.А. Теплоуховым в 1927. В настоящее время на Алтае известно свыше 60 археологических памятни­ков. Лучше всего исследованы могильники (Айрыдаш-1, Арагол, Балыктыюль, Бертек-33, Ело-1, II, Первый Межелик, Пещернин Лог и др.), поселе­ния - слабее. Раскопки проводились приблизит, на 10 памятников - Алты-Айры, Малый Дуган, Кара-Тенеш и др. Интересный источник для исследования афанасьевской культуры пещерыДенисова, Иульчак, Каминная и др. На Алтае выявлены 2 афанасьевских культовых комплекса - Кара-Коба и Кучерла I (Куйлю). В Минусинской котловине культура известна прежде всего по материалам могиль­ников. Наиболее изучены Афанасьевская гора, Барсу­чиха, Каменный лог, Красный Яр, Подсуханиха и другие. Значительное количество памятников исследовано полностью. На границе Хакасии и Тувы изучено многочисленное поселение Тоора-Даш, которое впервые дало надежную стратиграфическую колон­ку. Случаи обнаружения афанасьевские памятнмики в Монголии и китайском Синцзяне пока эпизодичны, эти памятники извест­ны по отдельными находкам и захоронениям. Остатки афанась­евских жилищ обнаружены на поселении Кара-Тенеш (Горный Алтай). Вероятно, это были полуземлянки, углубленные на 0,15-0,2 м и имеющие подпрямоугольную форму, с несколькими каменными очагами, расположенные рядами вдоль стен. Конструкция стен, вероятно, срубная. Устойчива конструк­ция каменных очагов. Это кольцо диаметром 0,8-1,2 м. Камни врыты под углом от 45°. Глубина до 0,2 м. Дно выложено камнем. Такие очаги имели место на всей территории распро­странения культуры. На поселениях обнаружены кера­мика, аналогичная погребальной посуде, кости животных, ка­менные и костяные орудия. Крайне редко встречаются бронзовые изделия. На поселении Аскат-2 найден обломок литейной формы, что, не­сомненно, говорит о наличии бронзолитного производства. Яр­кие свидетельства хозяйственной деятельности полу­чены при раскопках афанасьевских слоев в пещерах, использо­вавшихся для содержания скота. В Де­нисовой пещере об­наружены мощные (около 1 м) слои ове­чьих копролитов, остатки деревянного загона, а в предвходовой части - очаги и остатки хозяйственной деятельности. Наиболее изучены погребальные комплексы Афанасьевской культуры. Надмогильные сооруже­ния представлены круглыми оградами из вертикально сто­ящих плит, кольцами, выложенными из блоков рваного камня, при этом внутри ограды устраивалось каменно-землянное сооружение. Сооружение возводилось над погребением. Для Алтая характерна 1 могила, в Минусинской котловине могло быть до 3 захоронений. В могилу поме­щали 1-2 умерших. В Минусинской котловине встречаются еще и коллективные усыпальницы на 5-8 человек, при этом имеют место вторичные погребения. Детей и подростков часто хоронили в небольших оградках - пристройках к кургану - со взрослыми. Могилы ориентированы по направлению Запад-Восток с отклонениями. В разной степени в могилах присутствует охра. Умерших помещали на спине, с согнутыми кверху коленями, в скорченном поло­жении на правом боку, а также в вытянутом на спине, чаще всего головой на ЮЗ. Основной погребальный инвентарь - глиняная посуда (1-4 горшка). Остальные предметы из камня, кости, бронзы, золота встречаются единично. Культовые комплексы представлены 2 вариантами: 1-й в виде каменного круглого сооружения с очажной ямой в цент­ре с фрагментами керамики, костями животных и т. д. 2-й вариант святилища выявлен на Кучерле. Здесь под скальным навесом обнаружены разновременные компози­ции петроглифов, а также материальные свидетельства связанных с ними культовых мистерий. Нижний, наибо­лее древний слой святилища представляет Афанасьевскую культуру, как, ве­роятно, и древнейшие изображения маралов. Афанасьевская посуда изготавливалась кольцевым ленточным спо­собом. Форма и размеры - от миниатюрных емкостей до вмещающих несколько десятков литров. Преобладают яйцевидные остродонные сосуды, круглодонные корчаги, реже встреча­ются плоскодонные горшки и чаши-курильницы. Сосуды богато украшены сплошными оттисками гладкого или зубчатого штампа, образующими различные композиции в виде горизонтальной елочки, древовидных фигур и т. д. Венчик сосуда особо подчеркнут горизонтальным зигзагом или налепными валиками. Из металлических предметов следу­ет отметить бронзовые, одно- и двулезвийные ножи, бронзовые кельт без отверстий и пазов для крепления, шилья, проколки, спиралевидные сережки. Высокого развития достигла каменная индустрия. Можно говорить о выражен­ной пластинчатой технике обработки камня. Из отщепов изготавливали наконечники стрел и дротиков, но­жи, скребки, полированные и сверленные топоры. Широко использовалась кость и рог. Носители Афанасьевской культуры разводили мелкий и крупный рогататый скот. Существенным подспорьем в экономике была охота. Проблемы возникновения Афанасьевской культуры и ее внутренняя периодизация остаются дискуссионными. Традиционной является миграционная гипотеза, связывающая носителей данной культуры с ямной, фиксируемой в Восточной Европе. Достаточно убедительным представляется кон­цепция центрально-азиатского происхождения Афанасьевской культуры на основе местного неолита. Определенное своеобразие в инвентаре, погребальном обряде и антропологических материалах позволяет ряду исследователей говорить о локальных вариантах культуры - восточной минусинской и западной горно-алтайской.

Афана́сьевская культу́ра - южносибирская археологическая культура бронзового века (III-II тысячелетия до н. э.). Название культура получила от Афанасьевской горы (близ с. Батени в Хакасии), где в 1920 году был исследован первый могильник этой культуры.

Помимо основного района - Алтая (Ело 1-2, Бике 1, Пещеркин Лог и др.) и Хакасско-Минусинской котловины, ареал памятников включает Восточный Казахстан, Западную Монголию и Синьцзян.

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА

точнее ямная (древнеямная) культурно-истори- ческая область, - условное наименование ряда близких археол. культур, распространенных в каспийско-черноморских степях в 3-нач. 2-го тыс. до н. э. Первые памятники Я. к. открыты и определены В. А. Городцовым в 1901 на Северском Донце. Терр. Я. к. в период ее расцвета простиралась от Юж. Приуралья на В. до р. Днестр на З., от Самарской Луки на С. до pp.Терека и Кубани на Ю. Внутри нее выделен ряд вариантов, соответствующих конкретным племенным группам и отдельным, хотя и тесно исторически связанным, культурам. Осн. варианты: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северско-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Юго-Западный (Буго-Днестровское междуречье), Северо- Западный (правобережье среднего Днепра). Осн. объединяющими признаками Я. к. являются: характерный погребальный обряд - индивидуальные подкурганные погребения со скорченными, окрашенными охрой костяками, а также специфич. формы круглодонных сосудов. В развитии Я. к. выделяются 3 хронологич. периода. 1-й - древнейший (1-я пол. 3-го тыс. до н. э.) с наибольшей четкостью представлен в Волжско-Уральском, Предкавказском и Донском вариантах. Для него характерны скорченное положение погребенных на спине, вост. ориентировка, обилие охры, остродонные горшки, целиком покрытые штампованным и поперечным орнаментом, кремневые и кварцитовые орудия (ножи, скребки, наконечники стрел), украшения из кости и раковин, кам. навершия - скипетры. Поселения этого периода представлены лишь временными стоянками подвижных скотоводч. групп. В течение 1-го периода племена Я. к. распространились на З., вступив в тесное взаимодействие с поздненеолитич. населением Приазовья и Поднепровья (Днепродонецкая культура и культура Среднего Стога II). Для 1-го периода характерно наибольшее культурное единство по всей терр. Я. к. 2-й период (3-я и нач. 4-й четв. 3-го тыс. до н. э.) отмечен началом дифференциации внутри Я. к., обусловленной спецификой развития разных р-нов и особенностями их культурных контактов. Древние традиции прочнее всего сохранились в Волжско-Уральском варианте. Погребальный обряд здесь остался прежним, сосуды круглодонные, орнамент более скромный, геометрический, к прежним орнаментальным приемам прибавляются отпечатки шнура. Появляются первые медные изделия (шилья и короткие ножи), костяные украшения и трубки ("флейты"). На Дону и в Приазовье обряд менее стабилен (погребения на боку, различная ориентировка). Здесь наблюдается сильное воздействие сев.-кавк. майкопской культуры (плоскодонные сосуды, медные изделия). Своеобразие зап. вариантов Я. к. в этот период обусловлено усиливающейся ролью местных культур Поднепровья (наряду с курганными - бескурганные погребения, кам. закладки, зап. ориентировка, специфич. формы сосудов, шнуровая орнаментация). Взаимодействие с раннеземледельч. культурами сев.-зап. Причерноморья привело к оседанию части населения Я. к. и появлению у него стационарных поселений (в Поднепровье - Михайловское поселение, Скеля Каменоломня, Дурна Скеля и др.). В Михайловском поселении ко 2-му периоду относится средний слой, отмеченный кам. основаниями домов, сочетанием круглодонных и плоскодонных сосудов, развитым кам. инвентарем, единичными медными изделиями, безусловными свидетельствами земледелия. Верхний слой этого поселения относится уже к 3-му периоду Я. к. (кон. 3-1-я четв. 2-го тыс. до н. э.). В нем открыты кам. укрепления, сложные дома, заметно возросло число металлич. орудий. 3-й период характеризуется еще большей дифференциацией и активным взаимодействием племен Я. к. с племенами катакомбной культуры и сев.-кавказскими племенами. Единство погребального обряда нарушается по всей терр., сосуществуют кругло- и плоскодонные сосуды. Распространяются изделия из кавказского металла (бронзовые ножи, тесла, шилья, подвески). Есть следы местной металлообработки. Дифференциация племен привела к исчезновению объединявших их ранее характерных черт материальной культуры, свойственных Я. к. Потомки племен Я. к. на В. сыграли осн. роль в формировании срубной культуры бронзового века, на З. они были ассимилированы рядом новых общностей (среднеднепровской, катакомбной, усатовской). Осн. отраслью х-ва племен Я. к. было скотоводство, в открытых степях - полукочевое и кочевое, в речных долинах - придомное, сочетавшееся с земледелием. Подвижность скотоводч. племен обусловила их быстрое распространение и далекие миграции: следы вторжений племен Я. к. отмечены вплоть до С. Балканского п-ова. Иск-во Я. к. представлено древнейшими антропоморфными кам. изваяниями степной полосы. Племена Я. к. сыграли значительную роль в формировании ряда групп индоевропейской языковой семьи.



Пособия и алименты