Как определяется госпошлина. Государственная пошлина

Исходя из положений пунктов 1 , и 8 статьи 45 , статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем по смыслу статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане и организации вправе вести свои дела в арбитражном суде через представителей. Согласно пункту 1 статьи 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Следовательно, государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. В этом случае уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого.

В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Поскольку государственная пошлина может быть уплачена через представителя, по смыслу пунктов 3 , 6 статьи 333.40 НК РФ заявление о возврате, зачете излишне уплаченной государственной пошлины также может быть подано представляемым либо его представителем.

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины осуществляется на указанный в заявлении банковский счет, таким счетом может быть банковский счет представителя.

2. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет.

Если к исковому заявлению, иному заявлению, жалобе приложен документ, подтверждающий уплату истцом, заявителем государственной пошлины за рассмотрение дела арбитражным судом не в федеральный бюджет, арбитражный суд исходя из части 1 статьи 128 , части 1 статьи 263 , части 1 статьи 280 АПК РФ выносит определение об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в федеральный бюджет.

В этом случае в таком определении или в ином судебном акте указывается на возврат ошибочно уплаченной государственной пошлины.

При непредставлении истцом, заявителем в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства об отсрочке, рассрочке, уменьшении размера государственной пошлины, освобождении от ее уплаты исковое заявление, иное заявление, жалоба возвращаются в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129 , пунктом 5 части 1 статьи 264 , пунктом 4 части 1 статьи 281 АПК РФ.

Если в случае возвращения заявления, жалобы государственная пошлина фактически не была возвращена плательщику из бюджета, сумма государственной пошлины может засчитываться в счет уплаты государственной пошлины в связи с повторным предъявлением аналогичного или иного обращения в арбитражный суд при условиях, что не истек трехгодичный срок со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет и к повторному обращению приложен подлинный документ об уплате государственной пошлины при наличии оснований для ее возврата из бюджета в полном размере либо копия документа об уплате государственной пошлины, заверенная судьей, при наличии оснований для ее частичного возврата из бюджета, копия судебного акта о возврате государственной пошлины, заверенная судьей и содержащая гербовую печать арбитражного суда.

Необходимо иметь в виду, что возможен зачет такой излишне уплаченной пошлины, которая была уплачена в связи с рассмотрением дела в любом из арбитражных судов Российской Федерации.

Аналогично решается вопрос и о зачете излишне взысканной государственной пошлины.

4. Применительно к пункту 6 статьи 52 НК РФ сумма государственной пошлины исчисляется в полных рублях: сумма менее 50 копеек отбрасывается, а сумма 50 копеек и более округляется до полного рубля.

5. Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Таким образом, при подаче исковых заявлений, иных заявлений и жалоб государственная пошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения в арбитражный суд. Данное правило действует при оставлении указанных заявлений без движения или предоставлении по ним отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины.

Если в суд обратилось лицо, освобожденное от уплаты государственной пошлины, а к моменту принятия судом решения ставки государственной пошлины возросли, и решение суда принято в пользу заявителя, с лица, не в пользу которого принят судебный акт, государственная пошлина взыскивается по ставкам, действовавшим в момент обращения заявителя в суд.

6. В случае, если после обращения истца в арбитражный суд изменились установленные законодательством о налогах и сборах размеры ставок государственной пошлины, государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением истцом размера исковых требований после обращения в суд, исчисляется по ставкам, действовавшим в момент подачи ходатайства об увеличении размера исковых требований.

7. Согласно пункту 1 статьи 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена по ходатайству заинтересованного лица на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на один год.

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако в силу пункта 1 статьи 64 , пункта 1 статьи 333.41 НК РФ общий срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года.

8. Предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по уплате государственной пошлины на этапе обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности правосудия и реализацию права на судебную защиту, одной из целей которой является своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Поскольку с принятием искового заявления, заявления, апелляционной (кассационной) жалобы и возбуждением судебного производства цель обеспечения беспрепятственного доступа к суду достигнута, то приостановление производства по делу не может рассматриваться в качестве основания для приостановления течения срока, на который была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.

9. При предъявлении несколькими истцами искового заявления, содержащего единое требование (например, при заявлении иска об истребовании из чужого незаконного владения имущества, находящегося в общей собственности, иска о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником обязательства перед солидарными кредиторами), государственная пошлина уплачивается истцами в равных долях в размере, установленном НК РФ для указанного требования (пункт 2 статьи 333.18 НК РФ). Если же сумма иска фактически складывается из самостоятельных требований каждого из истцов (например, при заявлении требований, вытекающих из обязательства с долевой множественностью лиц на стороне кредитора, требований о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности имуществу нескольких лиц), государственная пошлина уплачивается каждым из истцов исходя из размера заявляемого им требования.

Вместе с тем частью 3 статьи 46 АПК РФ предусмотрено, что уплата государственной пошлины по делу может быть поручена соистцами одному или нескольким из них.

Они признаются плательщиками если:

    Обращаются за совершением юридических значимых действий

    Выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда будет не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения признаются:

1) услуги судебных учреждений;

2) совершение нотариальных действий;

3) совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния;

4) совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации;

5) официальная регистрация программ для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;

6) совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;

7) государственная регистрация юридического или физического лица, государственная регистрация выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации, а также совершение прочих юридически значимых действий.

Сроки уплаты государственной пошлины.

Сроки уплаты государственной пошлины. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено налоговым законодательством, в следующие сроки:

1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, надзорной или кассационной);

2) ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом судебное решение принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного решения;

3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;

4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) - до выдачи документов (их копий, дубликатов);

5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;

6) при обращении за совершением иных юридически значимых действий - до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих установленных законодательством документов.

Ставки государственной пошлины.

Ставки пошлины зависят от характера оплачиваемых услуг и стоимости их для государства, а также от степени дисциплинирующего воздействия на плательщиков. Они бывают твердые, пропорциональные и смешанные, причем с ростом базы обложения сбором ставка сбора понижается. Ставки могут дифференцироваться в зависимости от того, кто является плательщиком государственной пошлины. При одинаковом характере оплачиваемых услуг государственная пошлина уплачивается физическими лицами по сравнению с организациями по более низким ставкам. При подаче искового заявления неимущественного характера ставка государственной пошлины для физических лиц установлена в 20 раз ниже, чем для организаций и размер государственной пошлины составляет для физических лиц – 200 руб., а для организаций – 4000 руб.; по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ, при направлении жалобы для организаций размер государственной пошлины в 15 раз выше, чем для физических лиц, и составляет 4500 руб., в то время как физическое лицо при направлении жалобы обязано заплатить 300 руб. Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: 1) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, в том числе договоров аренды, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением договоров ипотеки: – физическим лицам – 1 000 рублей; – организациям – 15 000 рублей. 2) за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме – 100 рублей. Если плательщиками пошлины за госрегистрацию перечисленных в данном пункте прав, договоров, обременении прав, кроме договора ипотеки, являются несколько физических лиц, то пошлина в сумме 1 000 рублей уплачивается ими в равных долях каждый; если несколько юридических лиц – 15 000 рублей в равных долях каждый, если за регистрацией обратились одновременно юридическое и физическое лицо, то пошлина уплачивается каждым плательщиком в равных долях от предусмотренной для него налоговой ставки (т.е. если за регистрацией юридически значимого действия обратились одно юридическое лицо и одно физическое, то пошлина уплачивается юр. лицом – 3750 7 500 руб., а физ. лицом – 500 руб.; а если одно юр. лицо и три физ. лица, то пошлина уплачивается юр. лицом – 1/4 часть от 15000 рублей, а каждым физлицом – по 1/4 части от 1 000 рублей). 2) за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением изменений и дополнений в запись об ипотеке: – физическим лицам – 200 рублей; – организациям – 600 рублей; 3) за государственную регистрацию: договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество: – физическим лицам – 1 000 рублей; – организациям – 4 000 рублей; соглашения об изменении или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним: – физическим лицам – 200 рублей; – организациям – 600 рублей. В случае если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные настоящим подпунктом, взимается в размере,

установленном для физических лиц. Плательщики пошлины уплачивают ее в равных долях каждый; 4) за государственную регистрацию: – смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя, – 1 000 рублей; – смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной, – 200 рублей. Плательщики пошлины уплачивают ее в равных долях каждый; 5) за государственную регистрацию сервитутов (ограниченное право пользование чужой вещью): – в интересах физических лиц – 1 000 рублей; – в интересах организаций – 4 000 рублей; 6) за внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке – 200 рублей. Плательщики пошлины уплачивают ее в равных долях каждый; 7) за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве изменений, в том числе исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним): – для физических лиц – 200 рублей; – для организаций – 600 рублей

"Бухгалтерский учет", N 6, 2000

Под государственной пошлиной понимается установленный Законом Российской Федерации от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (с последующими изменениями и дополнениями) обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Госпошлина взимается для покрытия издержек государственного или иного органа, учреждения, осуществляющего деятельность, за которую производится платеж.

В настоящее время действует Инструкция Государственной налоговой службы Российской Федерации от 15.05.1996 N 42 "По применению Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" (в ред. от 19.02.1999), в которой отражены вопросы, разъясняющие порядок исчисления, уплаты, предоставления льгот и возврата из бюджета госпошлины, и учтены отдельные положения Гражданского кодекса РФ, Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Арбитражного процессуального кодекса РФ, Семейного кодекса РФ.

Государственная пошлина взимается:

с исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный суд Российской Федерации;

за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений Российской Федерации;

за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;

за выдачу документов вышеуказанными судами, учреждениями и органами;

за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом Российской Федерации "О государственной пошлине":

а) за регистрацию граждан Российской Федерации по месту их жительства, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации по видам на жительство;

б) за внесение изменений или исключение записи о национальной принадлежности граждан Российской Федерации в паспортах и других документах, удостоверяющих личность;

в) за выдачу удостоверений на право охоты;

г) за государственную регистрацию договора о залоге недвижимого имущества (договора об ипотеке) и за выдачу документа о данной регистрации;

д) за предоставление выписки из реестра государственной регистрации договора об ипотеке;

е) за проставление апостиля.

Плательщиками государственной пошлины являются:

граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

юридические лица (независимо от форм собственности), обращающиеся за совершением юридически значимых действий или выдачей документов.

В случаях, когда за совершением юридически значимого действия или выдачей документа одновременно обратились несколько лиц, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается в полном размере в равных долях или долях, согласованных между ними.

В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия или выдачей документа, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с законодательством освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы, и в этом случае государственная пошлина уплачивается одним лицом (несколькими лицами), не имеющим (не имеющими) права на льготы.

Ставки государственной пошлины определены в размере установленной законом минимальной месячной оплаты труда, в процентном отношении к размеру минимальной месячной оплаты труда или в процентном отношении к цене иска или сумме документа.

При определении размера государственной пошлины, установленного в кратном размере от минимального размера оплаты труда, учитывается установленный законом минимальный размер оплаты труда на день уплаты государственной пошлины. При исчислении государственной пошлины размер минимальной месячной оплаты труда применяется с момента опубликования федерального закона. С 01.01.1997 Федеральным законом от 09.01.1997 N 6-ФЗ "О повышении минимального размера оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 83 руб. 49 коп. В связи с тем, что названный Закон опубликован 16.01.1997, исчисление госпошлины осуществляется с учетом указанного минимального размера оплаты труда с 16.01.1997.

Государственная пошлина уплачивается в банки (их филиалы):

наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации. В этом случае банки и их филиалы осуществляют прием платежа с выдачей квитанции в обязательном порядке;

перечислением сумм государственной пошлины со счета плательщика через банки (их филиалы). При исполнении платежных поручений по перечислению сумм государственной пошлины ответственный исполнитель учреждения банка (его филиала) на лицевой или оборотной стороне экземпляра платежного поручения, выдаваемого плательщику, обязан сделать надпись о зачислении указанной в нем суммы в бюджет. Эта надпись скрепляется оттиском круглой печати учреждения банка и подписью главного бухгалтера банка или его заместителя.

Иностранные юридические лица, не имеющие рублевых счетов и представительств на территории Российской Федерации, уплачивают государственную пошлину с помощью надлежащим образом уполномоченных представителей - резидентов, имеющих рублевые и валютные счета.

Платежные поручения на перечисление, квитанции банка о приеме государственной пошлины приобщаются к соответствующим материалам о совершении юридически значимых действий или о выдаче документов и остаются в делах учреждений, взимающих государственную пошлину.

Платежные поручения и квитанции представляют только с подлинной отметкой банка. Ксерокопии и фотокопии платежных поручений и квитанций об уплате госпошлины не могут быть приняты в качестве доказательств ее уплаты.

Уплаченная сумма госпошлины подлежит возврату частично или полностью в случаях:

внесения государственной пошлины в большем размере, за исключением случаев, когда истец после принятия искового заявления к производству уменьшил цену иска;

возвращения или отказа в принятии искового заявления, жалобы и иного обращения судами, а также отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами;

прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

удовлетворения исковых требований арбитражным судом о возврате налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей из соответствующего бюджета, если ответчик - налоговый, финансовый, таможенный орган и орган по валютному и экспортному контролю, не в пользу которого состоялось решение. При этом следует иметь в виду, что при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству государственная пошлина возврату не подлежит;

отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически значимое действие;

отказа в выдаче заграничного (общегражданского) паспорта.

Возврат госпошлины, уплаченной

в федеральный бюджет, осуществляется по заявлению о ее выдаче, поданному в налоговый орган, в течение года со дня принятия соответствующего решения суда о возврате госпошлины из бюджета;

в местный бюджет, - в течение года со дня поступления суммы в бюджет.

К заявлению о возврате государственной пошлины прилагаются решения, определения, справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины (если пошлина подлежит возврату в полном размере).

По всем действиям, за которые взыскивается госпошлина, освобождаются следующие категории лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны, а также лица, имеющие право на эту льготу в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (в ред. от 05.07.1999) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", Федеральным законом от 19.08.1995 N 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" и постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".

При предоставлении льгот по уплате государственной пошлины следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к участникам Великой Отечественной войны относятся:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в годы гражданской или Великой Отечественной войны или во время других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавшие в годы гражданской или Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности, проходившие в годы Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, государственной безопасности, занимавшие в годы Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии либо находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

г) сотрудники разведки, контрразведки и другие лица, выполнявшие специальные задания в воинских частях действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств в годы Великой Отечественной войны;

д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или оперативных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в годы Великой Отечественной войны в действующую армию;

е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, участвовавшие в боевых операциях при выполнении правительственных боевых заданий на территории СССР в период с 1 января 1944 г. по 9 мая 1945 г.;

ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в годы Великой Отечественной войны на территориях других государств;

з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. в воинских частях, учреждениях, военно - учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, и награжденные медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." или медалью "За победу над Японией".

Законом Российской Федерации "О государственной пошлине", помимо вышеперечисленных категорий лиц, установлены льготы для плательщиков госпошлины за совершение отдельных юридически значимых действий либо выдачу документов.

Г.Н.Присягина

А.А.Рагузин

Управление МНС России по г. Москве

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.07.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)
  • Статья 333.31. Размеры государственной пошлины за совершение действий государственным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 333.32. Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий государственным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
  • Статья 333.32.1. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов и регистрации лекарственных препаратов для медицинского применения в целях формирования общего рынка лекарственных средств в рамках Евразийского экономического союза
  • Статья 333.32.2. Размеры государственной пошлины за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий и регистрации медицинских изделий, предназначенных для обращения на общем рынке медицинских изделий в рамках Евразийского экономического союза

Госпошлина – определенная в законе денежная сумма, подлежащая уплате в бюджет за обращение в органы государственного управления различного уровня.

Налоговый кодекс РФ содержит основополагающие положения, регулирующие основания и порядок оплаты государственной пошлины, а также определяет ее размеры для каждого определенного случая обращения в тот или иной орган той или иной категории плательщиков, а также предусматривает случаи освобождения от ее уплаты.

Госпошлина – платеж в бюджет, взимаемый с плательщика в случаях обращения в госорганы, в том числе и местного самоуправления либо к должностным лицам , которые наделены полномочиями совершать действия юридически значимого характера в пользу обратившегося.

Исключением являются случаи обращения в консульские учреждения страны.

Размер госпошлины

В зависимости от основания уплаты государственной пошлины она может быть и фиксированной – определена конкретная сумма в денежном выражении, либо рассчитывается в индивидуальном порядке, поскольку нормативно определен лишь процент от, например, требований материального характера, заявленного в иске.

Узнать больше о порядке раздела имущества супругов можно более детально .

Так, госпошлина в суд по искам носящим неимущественный характер, либо имущественный, но не требующий оценки, размер определен для физ.лица в размере 100 рублей, для юр.лица – 2000 рублей.

Для дел особого производства, об оспаривании актов гос.органов и т.д. сумма также определена в твердом денежном выражении.

Пошлина по имущественным искам зависит от цены иска в процентном соотношении, предусмотренном ст.333.19 НК РФ.

Например, иск на сумму до 10 000 рублей облагается пошлиной в размере 4%, но не меньше 200 рублей.

В индивидуальном порядке при расчетах поможет калькулятор госпошлины, который учитывает не только размер и вид судебных требований, но и особенности инстанции (Верховный суд, Конституционный суд, арбитражный или общие суды) с учетом действующих положений Налогового кодекса РФ.

Кроме общего правила, которое предусматривает оплату сбора, на законодательном уровне определены случаи освобождения от нее для определенных категорий субъектов, либо случаи, которые вовсе не требуют оплаты пошлины .

таких случаев изложен в НК РФ, ст.333.35. Этой же правовой нормой предусмотрены и случаи предоставления налоговых льгот.

Реквизиты для оплаты госпошлины

С учетом того, что реквизиты для оплаты госпошлины индивидуальны для каждого конкретного региона и органа, наделенного совершать в пользу плательщиков значимые юридически действия , то получить желаемые реквизиты можно двумя способами:

  • пойти в соответствующий орган, суд в который намерены обращаться, и уточнить на месте необходимые реквизиты;
  • зайти на сайт соответствующего органа, суда, где в обязательном порядке размещается информация подобного рода.

Места оплаты госпошлины

Оплата производится в любом отделении банка в наличной или безналичной форме.

По результатам оплаты на руках плательщика должна быть либо квитанция, либо платежное поручение, в зависимости от выбранного способа оплаты.

Ряд органов может самостоятельно взимать оплату , в таком случае должностное лицо органа должно выдать плательщику на руки также квитанцию установленной формы.

Независимо от места оплаты и полученного документа, его необходимо будет приложить к пакету документов, необходимых для совершения оплачиваемых действий.

Если это сделано не будет, в совершении действий будет отказано, а пакет документов возвращен, что потребует повторного обращения.

Возврат государственного сбора

Вопросы возврата госпошлины также урегулированы НК РФ, в частности ст. 333.40 указанного НПА.

В ней предусмотрены основания возврата , к которым относятся:

  1. уплата соответствующего платежа сверх установленных размеров. В таком случае возврат производится частичный и составляет разницу между уплаченной суммой и подлежащей уплате;
  2. отказ в принятии либо возврат заявления за совершение нотариальных действий. Однако, если имеет место такая ситуация, может производится взаимозачет уплаченной суммы в счет уплаты пошлины за повторное обращение в последующем, без возврата уже внесенной госпошлины. Единственное условие – с момента уплаты до момента повторного обращения не должно пройти больше 3 лет;
  3. , независимо от категории, оставлено без рассмотрения либо производство по делу прекращено;
  4. плательщик до обращения в соответствующий орган отказался от совершения оплаченных действий.

Во всех случаях возврат производится Федеральным казначейством по письменному заявлению плательщика.

Подача заявления о возврате осуществляется в орган или должностному лицу, уполномоченному совершать оплаченную процедуру.

Ограничивается также 3 годами с момента внесения денежных средств.

Таким образом, достаточно большое количество функций и действий органов госуправления всех уровней и судебных органов облагаются госпошлиной.

Кроме общего правила, предусматривающего обязательную плату пошлины, законодательством определены льготы по ее уплате определенной категории лиц, а также случаи освобождения от ее уплаты и вовсе.

Это обусловлено как спецификой совершаемых действий, так и самого субъекта, в отношении которого они должны быть осуществлены.

Поскольку пошлина взимается за совершение определенных действий в пользу плательщика, предусмотрены и случаи возвраты уплаченных платежей в случае не совершения интересуемых действий, как по инициативе плательщика, так и по инициативе органа власти.

Частые вопросы по госпошлине

Какой размер госпошлины за регистрацию брака в РФ?

Сумма оплаты государственной пошлины составляет 350 рублей на 1 января 2015 года , независимо от ЗАГСа и города. Но, к сожалению, на сегодняшний день встречаются случаи, когда суммы озвучиваются разные.

Это, в действительности, можно назвать мошенничеством ЗАГСа, когда госпошлина на брак с 1 января 2015 идет с предложением обязательных дополнительных услуг. Такого быть не должно.

Нужно обязательно обращать внимание на все виды представленных услуг в ЗАГСе, начиная от традиционного торжественного вальса Мендельсона до поздравительной речи гостей.

Размер госпошлина за регистрацию брака с традиционным вариантом росписи одинаковой для всех регионов. Если же вам предложили оплатить достаточно высокую сумму, аргументируя это дополнительными услугами бракосочетания, то лучше тогда выбрать другой ЗАГС.

На сегодняшний день известно, что были внесены определенные изменения в стоимостные услуги ЗАГСов. Но при этом стоит учитывать, что цена регистрации брака зависит от города, самого ЗАГСа и предоставляемых торжественных услуг.

Сама пошлина за регистрацию брака 2015 составляет 350 рублей, включая выдачу свидетельства. Редко встречается такое, что существует фиксированная цена на все виды услуг без каких-либо ограничений. Так что, в любом случае, придется ориентироваться либо на желаемую торжественную часть, либо на финансовые возможности.



Пособия и алименты