Компетентностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов. Формирование ключевых компетенций средством использования современных педагогических технологий

Подготовила: Бобер Ю.В., председатель ЦМК

общепрофессиональных дисциплин
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. (Б.Паскаль)

Введение в образовательный процесс ФГОС НПО и СПО поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов общие и профессиональные компетенции.

В новых требованиях к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы приоритетное внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций, характеризующих будущую профессиональную деятельность выпускников учреждений НПО и СПО. Поэтому подготовку специалистов необходимо осуществлять с учетом корректировки методических и технологических аспектов образования, объективного пересмотра существующих ценностей, целевых установок и педагогических средств, основанных на знаниях, умениях и опыте обучающихся. Необходимо внедрение таких образовательных технологий, которые будут направлены на индивидуальное развитие личности будущего специалиста и гражданина. Специалиста нацеленного на самостоятельность, творчество, конкурентоспособность, профессиональную мобильность, что, безусловно, требует нового подхода в подготовке будущего профессионала. Под результатами образования при компетентностном подходе понимают наборы компетенций, выражающие, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения дисциплины, образовательного модуля или всей образовательной программы. Выражение результатов образования в терминах компетенций способствует усилению личностной направленности образовательного процесса, адекватно соответствующей новым условиям и перспективам развития конкурентоспособной и динамичной экономики, основанной на знаниях.

При этом возникает проблема диагностирования (измерения) профессиональных и общих компетенций, и оценивание формирования творческих способностей и личностных качеств. Федеральный государственный образовательный стандарт для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования устанавливает следующие общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

(эти компетенции должны формироваться длительное время, и учащиеся, приходя в учреждения НПО и СПО в принципе уже должны обладать зачатками общих компетенций. Общие компетенции формируются и развиваются посредством содержания обучения, образовательной среды учреждения и, в основном, образовательными технологиями.)

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

(Умение организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, может быть сформировано только в процессе моделирования реальной деятельности учащихся, требующей поиска решения новых проблем, при которых необходимо осуществление переноса знаний, комбинаций, преобразования способов деятельности и выполнения других творческих процедур. Эта деятельность всегда индивидуальна. Достаточно эффективно формируются у учащегося умение организовывать собственную деятельность в процессе выполнения научно-исследовательской работы, которой присуще отсутствие жестких схем деятельности, вариативность сложности новых проблем. Ориентация технологий обучения на самостоятельную, исследовательскую работу, развитие творческих качеств у учащихся требует перестройки оценки качества усвоенных знаний, навыков и способностей. Такая перестройка предусматривает возможный отказ от традиционной экспертной оценки в пятибалльной шкале и введение в контрольно-оценочную сферу педагогических измерений, обеспечивающих многомерные оценки качества учебных достижений. Оценить качество подготовки учащихся в этом случае можно предложив учащимся решение реальной профессиональной задачи)

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы.

(данная ОК способствует подготовке специалиста широкого профиля.)

ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.

(Поиск информации и использование информационно – коммуникативных технологий в профессиональной деятельности помогает эффективно решить профессиональные задачи.)

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами.

При формировании общих компетенций большое значение в учебном процессе приобретет творческие способности студентов (совокупность мыслительных и личностных качеств, достигнутых за счет специальных методов обучения и характеризующих потенциальные возможности обучаемого к нестандартному решению учебных задач). Можно более детально перечислить творческие характеристики, профессионально значимые для специалиста на уровне умений: - самостоятельно осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию;- видеть новую проблему в традиционной ситуации;- разработать структуру объекта; - учитывать альтернативы при решении проблемы;- комбинировать и преобразовывать ранее известные способы деятельности при решении новой проблемы. Естественно, что для измерения таких характеристик не подходят ни традиционные экзамены, ни стандартизированные педагогические тесты. Аналогичные проблемы с измерителями возникают при итоговой государственной аттестации выпускников. Установление соответствия уровня профессиональной подготовленности выпускника требованиям государственных образовательных стандартов по традиции направлены, в основном, на выявление степени освоения дисциплинарных и междисциплинарных знаний, приобретения умений и навыков, являющихся важной целью начального и среднего профессионального образования. Однако в современном обществе, если речь идет о качестве подготовки выпускников, на первый план должны выходить потребности работодателя, которые связаны, в основном, с профессиональными требованиями к подготовке выпускников, с их умениями применять свои знания в реальных профессиональных ситуациях. Также как и в ситуации оценивания креативности, этим требованиям не отвечают традиционные экзамены и тесты. Для решения этой проблемы, внимание педагога должно быть направлено на вовлечение каждого студента в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, обходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности студентов, где педагог выступает как педагог-сценарист, режиссер, партнёр.

Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности, нестандартными занятиями. При организации учебного процесса оптимально использовать интернет – ресурсы по следующим направлениям:

1. Использование содержания интернет - ресурсов при проведении занятий разного типа (занятие - изучение нового материала; закрепление материала; отработка изученного материала; проверка сформированных навыков и т.д.). При этом можно использовать для оценивания результатов учебных достижений учащихся программный комплекс М - тест, а полученные результаты переносить из электронного журнала в журнал группы. Частично используем содержание интернет-занятий в зависимости от потребностей в дополнительном учебном материале: теоретический материал, базу тестовых заданий, упражнения тренажер, лабораторный практикум удаленного доступа);

2. Использование материала для подготовки учащихся к промежуточной и итоговой аттестации. Можно спланировать внедрение в нашем колледже такие формы работы как 1. Веб-квесты. 2. Вебинары. При этом необходимо приобретение дополнительного оборудования, которое позволяет вести коллективную работу в сети Интернет, и обеспечивает доступ к ресурсам Интернета всем студентам и педагогам в любое время. Такие формы обучения создают для студента обучающую среду, в которой есть все, что нужно для самостоятельного освоения предмета. При такой организации студенты имеют возможность проектировать собственную образовательную траекторию. Недостатком в данном случае является то, что не все студенты имеют возможность доступа в Интернет дома. Опыт работы показывает, что студенты активно используют интернет – ресурсы, последовательно изучают темы занятий, выполняют задания различного уровня сложности. При такой организации обучения у студентов формируется опыт самостоятельной деятельности, личной ответственности за конечный результат. Сочетание комплекса педагогических технологий, обеспечивающих формирование общих компетенций, позволит нам добиваться существенных успехов в обучении и воспитании студентов. Таким образом, используя современные образовательные технологий на основе деятельностного подхода можно создать условия, в которых студент сам определяет проблему, ставит цель и достигает ее, самостоятельно планирует и организует собственные и привлеченные ресурсы, что способствует формированию общих компетенций студентов.

Новый подход в организации обучения требует использования разнообразных учебных материалов, которые должны чётко и ясно излагаться, находиться в постоянном открытом доступе, быть удобными для пользования. Поскольку при подходе, основанном на компетенциях, значительная доля ответственности за обучение лежит на студенте, то повышается важность качественных и разнообразных учебных материалов. Теория должна интегрироваться с практикой, преподаватель становится консультантом, наставником.

Организацию учебного процесса, комфортные условия для студентов и преподавателя на занятиях обеспечивает педагогическая технология. Использование инновационных образовательных технологий в наши дни – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.

Наиболее часто в педагогической деятельности применяются следующие образовательные технологии: учебный элемент на основе электронного учебника, проектный метод обучения, тестовый контроль знаний, компьютерная презентация урока, технология интегрированного обучения, технология игр.

Тестирование на сегодняшний день одна из самых распространённых форм контроля, т.к. обеспечивает объективность и достоверность оценки, позволяет проконтролировать большее количество обучающихся, ставит тестируемых в равные условия за счёт использования единых критериев оценивания, экономит время при ответе. При составлении теста нужно учитывать все необходимые требования: инструкция, текст задания, варианты ответов, однозначный правильный ответ. Каждое тестовое задание соответствует определённому уровню сложности. В содержание теста включены различные виды заданий: с множественным выбором ответов, открытого типа – дать определение, продолжить последовательность, установить соответствие между содержанием двух списков. На занятии студенты выполняют тесты на бумажном носителе, а также в электронном виде на интерактивной доске.

При изложении нового материала можно использовать учебный элемент как часть модульной технологии. Учебный элемент – это наименьшая самостоятельная часть модуля с определённым началом и окончанием и невозможностью дальнейшего деления. Учебный элемент выполнен в виде презентации и имеет определённую структуру. Определяется тема, цели и содержание, которое включает в себя теоретические разделы, раздел проверки достижений целей и домашнее задание. Каждый раздел учебного элемента изучается в определённой последовательности. Теоретический материал в слайдах представлен с использованием технологии компьютерной презентации. При создании необходимых схем в заключительных слайдах учебного элемента можно умышленно использовать эффект анимации вращение, т.к. визуальное восприятие вращающейся схемы позволяет студентам на некоторое время переключить внимание и снять таким образом напряжение при изучении новой темы. Раздел проверки достижений целей включает в себя определённый перечень заданий, которые студенты выполняют после изучения всех теоретических разделов. Задания выполняются в соответствии с предложенной инструкцией. Обучение с использованием учебного элемента имеет преимущества, как для студента, так и для преподавателя. Студент точно знает объём изученного и чему должен научиться, самостоятельно планирует время. Преподаватель имеет возможность сконцентрировать внимание на проблемах студента и вовремя их выявить. Безусловно, работая над созданием учебного элемента, преподаватель выполняет творческую работу.

Учебный элемент создан на основе электронного учебника . Электронный учебник – это электронное издание, содержащее систематизированный материал по некоторой области знаний. Применение электронного учебника имеет ряд преимуществ. Используются различные каналы восприятия: звук, текст, видео, графика, анимация. Предоставляется возможность непрерывного образования большого числа пользователей. Посредством гиперссылок, которыми дополнен электронный учебник, студенты могут обратиться к любому дополнительному материалу по теме занятия. Для более детального изучения теоретического материала в слайдах учебного элемента, используя гиперссылку, студенты имеют возможность открыть соответствующие страницы лекций в электронном виде. Работая на занятии над содержанием текста лекций, используются функциональные возможности интерактивной доски, а именно инструменты выделения текста, с целью акцентировать внимание ребят на самом главном и что на этих страницах необходимо запомнить. При выполнении практических заданий раздела проверки достижений целей, посредством гиперссылки, студенты могут вернуться к соответствующим слайдам учебного элемента и проверить правильность выполнения задания. Используя конкретную ссылку, которая находится должна быть в папке на рабочем столе компьютера в библиотеке колледжа, студенты через Интернет могут открыть учебный элемент и самостоятельно изучить тему занятия, даже если оно было пропущено.

Интегрированное обучение подразумевает проведение занятий с широким использованием межпредметных связей. Здесь находит свое отражение проектная технология обучения.

Одним из важных моментов в реализации проектных технологий является процедура проблематизации задачи, которая определяется как ценностная в проблемном поле проекта. Роль преподавателя на этом этапе заключается в том, чтобы помочь обучающимся не только увидеть в изучаемой теме некое противоречие, но и сформулировать на его основе свою значимую проблему и ее решить.

Для решения этой цели на основе имеющихся у обучающихся знаний об объекте и предмете проектирования организуется обсуждение проблемы. Выясняя новую для себя проблему, все участники проектной деятельности включаются в нее, при этом каждый из них мотивирован на достижение значимого для них конечного результата

Применяя проектные технологии в процессе подготовки специалистов, мы действительно формируем общие и профессиональные компетенции (ОК и ПК(для каждого ПМ).

Проектная деятельность обучающихся, формируют у будущих специалистов умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем – не только профессиональных, но и жизненных. Внимание многих педагогов к проектной деятельности обусловлено, прежде всего, необходимостью требованием повышения качества профессиональной подготовки обучающихся учреждений НПО и СПО. Участие всех субъектов образовательного процесса в проектировании обеспечивает их конкурентоспособность в соответствии с запросами рынка труда. Выведение проектной деятельности за пределы занятий создает простор для творчества, позволяет максимально учесть личностно ориентированный подход в обучении.

С целью обобщить и закрепить полученные знания, охватить максимальное количество обучающихся и развить познавательный интерес к предмету на заключительном этапе занятия возможно проведение игр, викторин в виде презентации

Учебное занятие – основное звено процесса обучения. От того, как он построен, чем насыщен, сколь активен, интересен и динамичен, зависит его результат. Сегодня преподавателю даётся право на творчество, при создании учебного занятия. Творческий поиск просто необходим: нельзя ждать от учёных и методистов, что они разработают все возможные варианты занятий. Поэтому мы должны искать изобретать, но не упускать в этом важном процессе главного: занятие есть занятие, и каждый студент должен получить обязательный минимум знаний, определённый программой курса, в полном объёме

Таким образом, можно выделить следующие современные педагогические технологии:


  1. Технологии развивающего обучения (проблемное изложение учебного материала; частично-поисковая деятельность; самостоятельная проектная исследовательская деятельность)

  2. Проектная технология, научно-исследовательская деятельность
Требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения.

  • Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

  • Самостоятельная (индивидуальная, групповая, коллективная) деятельность обучающихся.

  • Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

  • Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (экспериментальный, наблюдения, статистический и т.д.);

  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.);

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследований.
Типология проектов:

  • Доминирующая деятельность : исследовательская, поисковая, ролевая, творческая, прикладная (практико-ориентированная);

  • Предметно-содержательная область : монопроект – межпредметный проект;

  • Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный);

  • Характер контактов (среди студентов одного ссуза, вуза, всего города, республики, страны, разных стран мира);

  • Количество участников проекта ;

  • Продолжительность проекта
3. Личностно-ориентированный подход предполагает:

  • обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы;

  • умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её;

  • какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.
4. Здоровьесберегающие технологии (типы):

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).

  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).

  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).

  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы).

  1. ИКТ- технологии

  • использование интерактивной доски;

  • работа с Интернет-ресурсами;

  • создание собственного цифрового образовательного пространства;

  • создание собственной мультимедийной библиотеки;

  • проведение, организация конференций;

  • создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д.
Применение ИКТ позволяет решить следующие задачи:

    • умение студентов работать с информацией, создавая собственную систему восприятия;

    • освоить предмет на разных уровнях глубины;

    • формировать у студентов умения и навыки;

    • развивать способности учащихся к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской).
Для студентов на занятии создаются условия для:

  • максимального учета индивидуальных образовательных возможностей;

  • широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки;

  • удовлетворения потребностей в углубленном изучении предмета;

  • раскрытия творческого потенциала студентов: участие в конкурсах, олимпиадах;

  • самостоятельного освоения знаниями.
Педагог имеет возможность:

  • применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к занятию;

  • использовать электронные и информационные ресурсы в качестве учебно-методического сопровождения при изучении нового материала;

  • создавать мультимедийные сценарии занятий;

  • организовать посещение виртуальной химической лаборатории;

  • применять компьютерные тренажеры для организации контроля знаний и отработке первичных навыков;

  • организовать самостоятельное изучение учащимися дополнительного материала.
Технология мультимедиа ориентирована на интеллектуальное и личностное развитие обучающихся, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять разнообразные виды информационной деятельности, на воспитание личности, живущей в информационном обществе. Её отличие от традиционной совокупности средств, способов, методов поиска, обработки и продуцирования информации состоит в использовании электронных устройств, прежде всего, компьютера и интерактивной доски.

Как показывает практика, из всех существующих технических средств обучения компьютер и интерактивная доска наиболее полно удовлетворяют дидактическим требованиям к средствам обучения. Мультимедиасистемы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинетический, аудиальный), и это, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала, т.к. использование этих средств обучения положительно влияет на начальный этап процесса усвоения знаний – этап ощущения и восприятия. Полученные с помощью экранно-звуковых образов знания обеспечивают в дальнейшем переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.

Однако использование медиатехнологии ещё не стало массовой практикой в средних специальных учебных заведениях. Во-первых, потому, что отсутствует методическое обеспечение, которое позволяло бы преподавателю добиваться максимального образовательного эффекта от применения информационных технологий с применением компьютерной техники. Использование интерактивной доски без методической базы приводит к распыле­нию времени участников образовательного про­цесса, к снижению эффективности использования компью­терной техники. Во-вторых, имеющиеся образовательные электронные издания рассчитаны на использование в средней общеобразовательной школе и не учитывают специфику учебной программы в среднем профессиональном учебном заведении. В-третьих, применение цифровых образовательных ресурсов должно распространяться на все структурные элементы учебного процесса, в том числе организацию самостоятельной работы, которая является обязательным компонентом процесса обучения и имеет свою специфику в ССУЗе. В-четвёртых, отсутствуют компьютерные программы, позволяющие по-новому осуществлять контроль знаний и умений студентов в условиях информатизации.

Таким образом, существуют противоречия в практике применения технологии мультимедиа в среднем профессиональном учебном заведении:

Между потребностью в использовании медиаресурсов в учебном процессе и неразработанностью методической базы;

Между необходимостью в использовании цифровых образовательных ресурсов с учётом специфики обучения в ССУЗе и их отсутствием;

Между применением электронных образовательных ресурсов на всех этапах учебной деятельности, в том числе и при организации самостоятельной работы студентов, и отсутствием электронных пособий для организации внеаудиторной самостоятельной работы.

Между потребностью в новых подходах к оцениванию результатов знаний и умений студентов с использованием компьютерных программ и сложившейся традиционной практикой их оценки.


  1. Мониторинг – оценка качества подготовки специалистов различными формами контроля (тесты на бумажном и электронном носителях, различные формы игр, викторины и т.д.).
Т.О., сегодня традиционный подход оказывается недостаточным, сегодня социуму нужны выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетенция” и “компетентности”, более соответствующие пониманию современных целей образования.

В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими учебной деятельности обучающихся.

Компетенции “закладываются” в образовательный процесс посредством:


  • Технологий;

  • Содержания образования;

  • Стиля жизни ОУ;

  • Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Инновационный подход в работе ГАОУ СПО РБ

Бирский медико-фармацевтический колледж

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным студентом. Коллектив ГАОУ СПО РБ Бирский медико-фармацевтический колледж способствует раскрытию и наращиванию творческого потенциала педагогов и одновременно повышает их квалификацию. Разработка новых идей, подходов и их внедрение в практику работы преподавателей и руководителя учебного заведения означает более глубокое и качественное познание педагогом внутренних закономерностей учебного процесса. При определении целесообразности, эффективности и практической значимости инновационного проекта на начальном этапе осуществляется поиск, обработка и анализ научно-педагогической и методической информации, обобщение собственного опыта, определение педагогического потенциала колледжа, создание необходимых условий (инновационных программ, учебных планов, методических рекомендаций), определение состава участников инновационной деятельности и ее приоритетные направления, разрабатываются критерии определения эффективности результатов; изучаются методы диагностики, анализа, коррекции.

Важная роль в успешном осуществлении инновационной деятельности принадлежит руководителю образовательного учреждения, который, прежде всего, определяет, соответствуют ли педагогические и материально-технические возможности колледжа целям и задачам инновации.

Наряду с проектом по внедрению СМК (что также является инновационной деятельностью), который охватывает всю сферу деятельности колледжа, различные направления инноваций определены особенностями среднего профессионального образования. Нововведения посвящены разработке технологий обучения, проблемам управления качеством подготовки специалистов, внедрению федеральных государственных образовательных стандартов, повышению уровня воспитанности обучающихся (через организацию студенческого самоуправления, ежегодное участие в республиканских Студенческих встречах), совершенствованию содержания обучения (регулярное прохождение педагогическим коллективом курсов повышения квалификации, организация работы Школы педагогического мастерства, Школы молодого педагога, участие в региональных и федеральных конкурсах Лучший преподаватель года, Самый классный класный), организации и проведения экспериментальной и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов(высокое качество научно-методической работы преподавателей цикловых комиссий, что реализовано победами в республиканских олимпиадах, а также научно-исследовательской работой студентов, для обобщения и распространения передового опыта колледжа ежегодно проводятся республиканские семинары по дисциплинам Безопасность жизнедеятельности. Фармакология, Физическая культура, естственнонаучных дисциплин по рекомендации Совета директоров ссузов Республики Башкортостан), влиянию социального партнерства (базы практики, заключение трехсторонних договоров между ОУ, организацией здравоохранения и студентов), организации самостоятельной деятельности студентов и др.

Особое внимание уделяется таким направлениям: создание автоматизированных рабочих мест структурных подразделений, электронное тестирование с мгновенным определением рейтинга, ИБС - библиотека, проводятся бинарные уроки, деловые игры; информационные технологии применяются при курсовом проектировании.

Создаются курсы лекций с презентационной частью, пользуются обучающие программы, следует вводить электронную форму учебно-методических комплексов специальностей, программное обеспечение для визуализации технологических процессов. Все это дает возможность студентам изучать современные образовательные программы в наиболее удобном для них режиме посредством новых информационных технологий, способствует созданию единого образовательного пространства. Следовательно, использование инновационных образовательных технологий в наши дни – это объективная необходимость и условие достижения высокого качества современного образования.

Проводя анализ некоторых аспектов инновационного подхода в образовательном процессе колледжа, можно сформулировать ряд обобщающих положений:

Инновационные технологии обучения представляют собой средство моделирования профессиональной деятельности современного специалиста;

Чем больше и качественнее внедряется в учебный процесс инновационное содержание и технологии, тем полнее и адекватнее можно моделировать профессиональную деятельность будущих специалистов;

Инновационный подход позволяет с большей эффективностью решать сложнейшие учебно-воспитательные задачи.

Приоритетными направлениями являются:

Дальнейшее развитие многофункциональности и многопрофильности колледжа, как основы расширения спектра образовательных услуг, обеспечивающее удовлетворение потребностей рынка труда;

Развитие тколледжа как многоуровневого, инновационного образовательного учреждения;

Изменение структуры образования, содержания подготовки и его качественное обновление с учетом перехода на опережающее образование, обеспечивающее развитие повышенной профессиональной и личной компетенции выпускника;

Проведение структурных преобразований, обеспечивающих соответствие направлений и качества подготовки кадров современным и перспективным потребностям республиканского рынка труда и конкретных отраслей экономики;

Укрепление материально-технического и кадрового потенциала;

Создание системы управления и контроля качества на основании принципов системы менеджмента качества;

Работа службы маркетинга;

Совершенствование социального партнерства – как средства формирования уровня профессионализма.

Инновационные технологии образовательного процесса следует рассматривать как средство, с помощью которого положения, идеи модернизации образования могут быть направлены в жизнь.


Подписи к слайдам:

Формирование учебно-познавательных компетенций у младших школьников на основе использования приёмов критического мышления
Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетенция – готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Доктор педагогических наук Герман Селевко
Компетенция – это набор знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то, каким образом компетенция проявляется в деятельности.
Связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Духовно-нравственные основы жизни человека и человечества
Общекультурные компетенции
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности
Информационные компетенции
Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативные компетенции
Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми
Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.
Направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Классификация ключевых образовательных компетенций Хуторского Андрея Викторовича, доктора педагогических наук
Ценностно-смысловые компетенции
Общекультурные компетенции
Учебно-познавательные компетенции
Информационные компетенции
Коммуникативные компетенции
Социально-трудовые компетенции
Компетенции личностного совершенствования
ставить цель и организовывать её достижение; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).
Учебно – познавательные компетенции
ценностно-ориентирующий уровень
теоретико-информационный уровень
технико-технологический уровень
Некоторые признаки критически думающего человека:
Обладает открытым умом. Формулирует свою точку зрения, основываясь на объективных данных. Изучает проблему в ее целостности. Выясняет причины возникшей проблемы. Умеет выдвигать альтернативу. Умеет собирать информацию из различных источников и анализировать ее качество и достоверность.
Критическое мышление определяют как разумное рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности.
Трёхфазовая структура урока
Вызов
Активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Осмысление
Происходит обобщение и присвоение информации; вырабатывается собственное отношение к изучаемому материалу; информация творчески перерабатывается.
Размышление (рефлексия)
Поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.
Перепутанные логические цепочки
Верные и неверные утверждения, интеллектуальная разминка
Прогнозирование темы урока
«Да – нетка», «Верю – не верю»
Графическая систематизация материала: «Кластер», таблицы
Возможные приёмы и методы
Стадия вызова
«Корзина идей»
«Обучение грамоте» Тема урока: «Буквы Е е» «Верите ли вы, что…» Вопросы:… в русском языке 10 гласных букв?… гласная а является показателем мягкости предшествующего согласного звука?… буква е может обозначать как один звук в слове, так и два?

Утверждения
До изучения нового материала
После изучения нового материала
1.
Ветер может разрушить горы
2.
Опавшие осенью листья вредят почве
3.
1см почвы образуется за 300 лет
4.
Растения участвуют в образовании почвы




Верные и неверные утверждения
Окружающий мир Тема: «Почва»
«Корзина идей»
…холодно
…замёрзли водоёмы
…идёт снег
Необычная загадка

Урок русского языка в 3 классе
Тема: Мягкий знак на конце у существительных после шипящих
Этот … нам всем знаком,Назван … он.Буква есть, а … нет.В этом скрыт и весь … .
звука
крюк
мягким знаком
секрет
разделяет согласный и гласный
не обозначает звука
обозначает мягкость согласных в середине слова
обозначает мягкость согласных на конце слова
Прогнозирование темы урока
При солнышке
тепло,
рада
Птица
при матери
светло.
весне,
матери.
а младенец
Нет
милее
матушка.
родная
дружка,
чем
Ведение различных записей, таблиц
«Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
«Чтение с остановками»
Возможные приёмы и методы
Стадия осмысления
«Кластер»
«Инсерт» или «Чтение с пометками»
√ уже знал+ новое для меня думал иначе? не понял, есть вопрос
Чтение с остановками
Критерии отбора текста: текст должен быть абсолютно неизвестным; динамичный, событийный сюжет; неожиданная развязка, «открытый проблемный финал»; текст заранее делится на смысловые части; учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.




простые вопросы
простые вопросы
уточняющие вопросы
объясняющие вопросы
творческие вопросы
оценочные вопросы
практические вопросы
уточняющие вопросы
объясняющие вопросы
творческие вопросы
оценочные вопросы
практические вопросы
Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления
Задания - ловушки
Задачи, не имеющие решения
Задачи с недостающими данными
«Архивариус»
Творческие, исследовательские задания
«Письмо к учителю»
Организация различных видов дискуссий
Возможные приёмы и методы
Рефлексия
«Синквейн»
Творческие проекты
Синквейн
Первая строка – существительное, тема синквейна. Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему.Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное.Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к существительному.Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Существительное, тема синквейна. 2 прилагательных, описывающих тему.3 глагола: действия, которые производит существительное.Фраза из 4 слов, передающая ваше отношение к существительному.Синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Критическое мышление
Знакомое и незнакомое
Учусь, анализирую, рефлексирую
Мастерство учителя, творчество ученика
Взаимообучение
«Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется чего-то большего…»

Статья по педагогике на тему: «Педагогическая компетентность в условиях современных образовательных технологий»

Миннеханова Гульназ Миннебаевна, учитель татарского языка и литературы, МБОУ «СОШ №53» г. Набережные Челны Республики Татарстан
Тема: Педагогическая компетентность в условиях современных образовательных технологий
Описание работы: Данная статья полезна для учителей и педагогов школ, колледжей, вузов. В ней описываются пути развития педагогической компетентности при современных образовательных технологий.
Цель: содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов школ, колледжей, училищ и ВУЗов для достижения более высокого качества образования в условиях современных образовательных технологий.
Задачи:
- ввести учителей в понятие компетентности и содействовать усвоению основных понятий компетентного подхода в образовании;
- способствовать овладению знаниями в области компетентности;
- содействовать развитию творческого мышления, компетентности.
Одним из актуальных в условиях внедрения ФГОС в систему российского образования являются педагогические компетенции, в числе которых все больший приоритет приобретают использования современных образовательных технологий.
Значительную роль высокой эффективности и результативности учебного процесса играет педагогическая компетентность учителя. Она особенно важна в условиях модернизации системы образования, которая с каждым днем осуществляет больше оборотов и предъявляет новые требования к личности педагога.
Становление и развитие педагогических компетенций является сложным, функциональным, социальным процессом, который реализуется в рамках синтеза когнитивного, предметно-практического и личного опыта. Педагог должен быть разносторонне развитой личностью, восприимчивым к педагогическим инновациям адаптироваться к новым условиям обучения детей. На сегодняшний день педагогическая компетентность неразрывно связана с современными образовательными технологиями.
Компетентность во владении современными образовательными технологиями – это, прежде всего, владение учителем ИКТ, в качестве примера современной образовательной технологии можно выбрать технологию социализации, то есть проектную технологию.
На любом этапе урока возникает необходимость эффективного использования в процессе преподавания активных методов обучения, совмещение традиционных и современных образовательных технологий с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей учащихся.
Это позволяет учителям решать следующие более важные и трудные задачи обучения:
- оптимизация отбора и представления изучаемого материала;
- внедрение новых концептуально-методологических подходов и методов обучения (например, сингапурский метод преподавания);
- активное участие учеников в образовательном процессе;
- оптимизация контроля знаниями;
- формирование самостоятельных навыков работы;
- выявление способностей в данном предмете.
В настоящее время существует и все еще разрабатывается большое количество вариантов использования современных информационных технологий в преподавании предметов. Например, компьютерные технологии используются для подготовки презентаций уроков с их последующей демонстрацией, когда ученикам дается устная информация, сопровождающаяся текстовым, графическим, анимационным, иллюстративным материалами; для мониторинга знаний учащихся, получаемых в процессе изучения предмета в течение года, полугода или четверти; для подготовки и демонстрации итоговых проектных работ (чаще всего в старших классах): презентаций, докладов, рефератов, Интернет-экзаменов, ЕГЭ; для участия в конкурсах и других видах учебной деятельности.
Таким образом, использование современных образовательных технологий позволяет учителю организовать различные формы учебно-познавательной работы на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учеников. При этом важно помнить, что при любых условиях ИКТ и другие образовательные технологии не могут и не должны замещать учителя, а лишь дополняют его.
Итак, преподаватель помимо характерных ему свойств должен обладать определенными качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике;
- грамотно работать с информацией, используя современные образовательные технологии.
В современных условиях педагогической деятельности особенно важным является самообразование и профессиональный рост учителя, путем освоения новых педагогических технологий, активного участия в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях, обобщение и внедрение собственного педагогического опыта и через интернет ресурсы. Учитывая эти запросы, создано большое количество образовательных порталов, профессиональных сообществ, сайтов в помощь современному учителю: ЗАВУЧ..info, Кладезь знаний, ЛИТОБРАЗ, «Методисты» и другие.
Безусловно, формы проявления компетентности достаточно многообразны, так как связаны с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Все виды компетентностей необходимы и самоценны, в процессе взросления человека они обогащаются, взаимодействуют между собой. Педагогическая компетентность развивается и совершенствуется по мере профессионального роста на протяжении всей образовательной деятельности учителя.

Источники:
1. Зайнутдинова М. Основы профессиональной компетентности в практической деятельности // Магариф. – 2014. - №1. – С.72-74.
2. Чернова А. Педагог как личность и профессионал // Наука и школа. – 2006. - №7. – С.5-12.

Реферат

Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций


В последнее время в нашей стране происходит реформа системы школьного образования. Она необходима, так как происходит смена эпохи, и важно обновить содержание школьного образования. В обновлённой системе образования одной из важных задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне развитой личности, но это невозможно вне совершенствования речи учащихся. В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиться лишь освоением определённой суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания, умения ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека общества.

Так как сейчас много говорят и пишут о модернизации российской системы образования, то мы отмечаем это как сложный и многогранный процесс, результативность которого зависит и от качества учебников, и от школьных программ, и от успешности реализации их содержания в школьной практике.

Методисты и учителя всегда выступали за организацию системы развития речи, за понимание этой работы как части общей воспитательной программы.

В своё время М. Рыбникова утверждала, что пора работу над языком осознать как серьезнейшую работу воспитательного порядка.

О необходимости системы в работе над речью, создания психологических ситуаций в учебном процессе, специально организованной, последовательной и целенаправленной организации речевой деятельности учащихся говорят и крупнейшие психологи - С. Рубинштейн, Л. Выготский, Н. Жинкин.

На современном этапе для совершенствования и обогащения речи обучающихся необходимо внедрять новые педагогические технологии.

Нельзя не заметить, что в последнее время в школе имеет место тенденция снижения уровня развития речи учащихся, умения грамотно и чётко формулировать мысль, обобщать, делать умозаключения. Тем самым появляются противоречия между программными требованиями, т.е. умениями показать духовную культуру личности, богатство словарного запаса и современным состоянием уровня методической работы учителя по развитию речи учащихся. В связи с этим возникла проблема: какие же современные педагогические технологии являются наиболее эффективными в развитии речи школьников?

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Развитие - неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И.П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.

В последнее время все громче заявляет о себе новая область знания - педагогическая инноватика, сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Ей отводится важная роль в подготовке личности к быстро наступающим переменам в обществе, в подготовке к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления.

Стратегия инновационного обучения предполагает осознанное системное управление учебно-воспитательным процессом в школе.

Современная российская система образования ставит перед педагогом и перед учащимися довольно сложные задачи. Они должны иметь развитые умения, обладать способностью к быстрому оперированию информацией, творческому решению возникающих производственных и учебно-познавательных задач. Поэтому и педагогу и учащимся важно найти оптимальную технологию, при которой можно будет решить поставленные задачи.

Что такое педагогическая технология, зачем она нужна педагогу и его ученикам, как ее создать и заставить эффективно работать? Эти вопросы задает любой современный педагог.

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, преподавания, изменения и предъявления учебной информации, с другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобразить нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

Øцели обучения;

Øсредства педагогического взаимодействия;

Øорганизация учебного процесса;

Øученик, учитель;

Øрезультат деятельности.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее время.

Технология - это совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Педагогическая технология - это систематический метод планирования, организации, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний с учётом человеческих, технологических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективных результатов.

Б.Т. Лихачёв отмечает, что педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса.

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология.

Таким образом, понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех проектах: научном, процессуально - описательном, процессуально - действенном.

Понятие «педагогическая технология» в нашей стране получило широкое распространение в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. и стало широко использоваться в теории и практике обучения. Обращение к данному понятию было продиктовано необходимостью реализации основной задачи педагогической инноватики - перевода школы функциональной в школу развивающуюся.

Следует отметить, что в педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В.Г. Гульчевской, В.Т. Фоменко, Т.Н. Шамовой и Т.М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко.

В методической литературе выделяют следующие педагогические технологии:

vтрадиционная педагогическая технология;

vигровые технологии;

vтехнология личностно - ориентированного обучения;

vтехнология развивающего обучения;

vтехнология коллективного взаимообучения;

vпроблемное обучение;

vобучение на интегрированной основе;

vвитагенные технологии;

vэтнокультурные технологии;

vтехнология «Диалог культур»;

vкомпьютерные (информационные) технологии;

vтехнологии программированного обучения;

vтехнологии модульного обучения;

vинновационные технологии.

К инновационным технологиям относятся интерактивные технологии обучения, технологии проектного обучения и компьютерные технологии. Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Как известно, время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о - модели компетентностного подхода в обучении, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура, свой понятийный аппарат, среди которого:

базовые компетенции;

опыт ребёнка;

умение решать жизненные ситуации;

психолого-педагогические ситуации и другие.

Напомним определения понятий «компетенция» и «компетентность».

«Компетенция» - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. «Компетентность» - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».

Основой современных образовательных стандартов должно стать формирование следующих базовых компетентностей современного человека:

1.Социальная компетентность - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

2.Коммуникативная компетентность - способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

.Предметная компетентность - способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

.Информационная компетентность - способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

.Автономизационная компетентность - способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

.Математическая компетентность - умение работать с числом, числовой информацией.

.Продуктивная компетентность - умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

.Нравственная компетентность - готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Формирование у учащихся базовых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. Его специфика состоит в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания» Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

В свете принятия нового образовательного стандарта новые требования предъявляются и к профессиональной деятельности педагога.


Заключение

педагогический инновационный технология обучение

Проблема эффективности обучения школьников на сегодняшний день актуальна. В последнее время все чаще мы слышим об обновлении системы школьного образования, о применении новых педагогических технологий. Сегодня перед учителями стоят более сложные, чем прежде, задачи, диктующие необходимость пересмотра всего арсенала педагогических средств развития личности ребенка, с целью его быстрейшего введения в богатый мир речи во всех ее видах - чтении, говорении, аудировании, письма. Методисты и учителя на практике отметили, что одним из средств организации речевой деятельности учащихся на уроках являются инновационные педагогические технологии.

Считается, что овладение базовыми компетенциями учащимися школы возможно при соблюдении целого ряда требований к уроку:

1. Дидактические требования:

1.Чёткое формирование образовательных задач

2.Определение оптимального содержания урока

.Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний

.Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля

.Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Психологические требования:

1.Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения

2.Особенности самоорганизации учителя

.Организация познавательной деятельности

.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений

.Организованность учащихся

.Учёт возрастных особенностей

3. Требования к технике проведения урока:

1.Урок должен быть эмоциональный

2.Темы и ритм урока должен быть оптимальным

.Полный контакт учителя и учащихся.

.Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

.Смена видов деятельности

.Обеспечение активного учения каждого ученика.

Но не следует забывать, что каждый урок несет в себе как обучающую, так и развивающую цель. Любой учитель-практик в своей работе сам выбирает, какие же современные технологии являются эффективными на данном этапе обучения.


Библиография


1.Андюхов, Б. Кейс - технология - инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова // Директор школы. - 2010. - №4.-С. 61-65

2.Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии. - 2010. - №2.-С. 105-

.Брендина, Н.В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября». - 2010. - №19.-С. 11-13

4.Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2006.

.Григорьев, Д.В. Технология социальной проблемно - ценностной дискуссии /Д.В. Григорьев // Классный руководитель. - 2010. - №5.-С. 51-54

6.Дмитриева, Л.В. Дистанционное обучение: разработка нормативного и методического обеспечения /Л.В. Дмитриева // Открытая школа. - 2008. - №6.-С. 75-76

.Ибрагимов, Г. Новые возможности урока: модульное обучение /Г. Ибрагимов // Народное образование. - 2008. - №7.-С. 211-216

.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб., 2002

.Кукушин В.С. Теория и методика обучения.-Ростов н/Д: Изд - во Феникс, 2005. С. 262.

10.Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно - деятельностный подход. Учебное пособие для студентов - филологов. - М., 2003.

11.Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. - Ростов н/Д., 2007.

12.Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. - Киров, 1997.

13.Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. - М., 2007. С. 59.

.Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии. - 2009. - №6.-С. 77-89

.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 2006. С. 252.

.Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы. - 2010. - №1.-С. 55-58

17.Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - №1.-С. 36-38


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях.

В этой связи образовательными учреждениями совместно с работодателями разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов. Все это оказывает влияние на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда. Таким образом, средние профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции.

Помимо знаний по дисциплине необходимо формировать такие компетенции, как:

  1. Общекультурную компетентность - круг вопросов, в которых студент должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности.
  2. Социально-трудовую компетентность - означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Студент овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
  3. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
  4. Коммуникативную компетентность включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе. Владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
  5. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
  6. Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
  7. Личностного самоопределения - знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.

Основой и залогом формирования вышеперечисленных компетенций обучающихся является процесс активизации учебно-познавательной деятельности на занятиях истории и обществознания. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет:

  • внедрением эффективных педагогических технологий;
  • постоянным использованием межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;
  • использованием информационно-коммуникационных технологий;
  • организацией процесса личностного осмыслением исторического опыта.

Одно из условий - внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Обучающимся СПО необходимо не только дать информацию, но и научить самим добывать ее. Достичь этого можно с помощью современных технологий. Применение данных технологий позволяют расширить учебный процесс, развить личностные качества студентов и перейти на более эффективное обучение. По своей сути, педагогические технологии - это совокупность способов, методов, приемов, операций под взаимодействием создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат развития. Современные технологии направлены на способности личности к исследовательской, учебной деятельности, мотивации к учебному процессу, ее целостное развитие.

Для осуществления современных задач нужно обладать разнообразными приемами и методами. В педагогике существуют множество классификаций педагогических технологий (Г.К. Селевко, В.Т. Фоменко, Т.М. Давыденко) Можно выделить наиболее интересные приемы с точки зрения преподавания истории:

  • проблемное обучение (использование фактов, которые вызывают удивление, ситуации несоответствия научным фактам и т.п.);
  • информационно-коммуникационные технологии (использование презентации, текстов, карт, портретов, видеофрагментов);
  • технология развития «критического мышления» (три стадии: вызов, осмысление, рефлексия);
  • обучение в сотрудничестве (работа в группах);
  • проектные и исследовательские методы.

Применение данных методов в преподавании позволяют обучать студентов мыслить критически, соответствовать требованиям современного мира, высказывать и отстаивать собственную точку зрения.

Приведу одну из технологий, которую я использовала на уроке, например, обучение в сотрудничестве (Работа в группах):

Тема: «Политический портрет М.С. Горбачёва»

Перестройка - это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего общества

  • рассмотреть некоторые направления реформ М. С. Горбачёва;
  • дать оценку политической деятельности М.С.Горбачёва;
  • развивать устную речь, содействовать формированию культуры полемики;
  • способствовать формированию гражданской позиции.

Учебная задача: В чём историческое значение реформ и преобразований М.С. Горбачёва?

Тип урока: урок - дискуссия.

Подготовка урока: Подготовительная работа- студенты делятся на три условные группы:
сторонников, противников, экспертов.

Задания рабочим группам:

Сторонники Горбачёва: используя материалы СМИ, учебного пособия, обсуждения с родителями подобрать факты, положительно характеризующие М. С. Горбачёва как политика и реформатора.

Противники Горбачёва : найти факты, отражающие негативные особенности и последствия деятельности М.С. Горбачёва.

Экспертам: прослушав разные точки зрения, сделать выводы и вынести заключение.

Мнения студентов по итогам дискуссии.

Считаю, что действительно необходимо обладать очень сильным характером, чтобы пересмотреть свои взгляды и попытаться отойти от социалистической ориентации. По его инициативе была отменена ст.6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС и был взят курс на многопартийностью

Я считаю, что поступкам Горбачёва способствовала обстановка в мире. Нельзя было оставаться в конфронтации во всём мире. Да и в экономическом плане выйти из кризиса можно было только за счёт интеграции с Западом. Результатом внешнеполитического курса советского руководства стала ликвидация биполярной системы международных отношений.

По моему мнению, Горбачёв ошибочно думал, что Запад нам поможет преодолеть кризис. Поможет финансами. Поэтому было принято много односторонних договоров. Вывели войска из Западной Европы, из Афганистана. Я не могу сказать, что я права, но я считаю, что именно Горбачёвские шаги во внешней политике привели к тому, что Запад перестал считаться с нашей страной. Горбачёв выдвинул идею «сближения миров». Сегодня мы видим, что США и Запад готовы на всё ради расширения сферы своего влияния (Бомбёжки в Югославии, Афганистан, Сербия и т.д.)

Горбачёв - великий политик ХХ века. Сближение двух миров - его главная заслуга. В 1991г. Горбачёву присуждена Нобелевская премия мира. Я считаю его самым сильным реформатором ХХ столетия, так как разрушить складывавшуюся десятилетиями систему -это под силу только сильной личности. С его мнением считались в мировой политике.

Преподаватель.

В ходе дискуссии мы с вами рассмотрели некоторые направления реформ М. С. Горбачёва. Историческое достижение его политики - это зачатки гласности и демократии, без которых мы просто задыхались. Это не только более или менее чёткое признание общественного тупика, куда мы зашли к концу века.

Сегодня очень многое зависит от нас самих, какими бы словами мы не клеймили наше государство. Самое позитивное, что привнёс Горбачёв - гласность, демократия, принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Конечно, это не требовало развала экономики, новых страданий, унижений и даже крови, но и исключило реальную угрозу возврата к старым порядкам. В период перестройки наша страна стояла на развилке: налево - решительное, но умное углубление демократизации во всех сферах общественной жизни, направо - возвращение к старым авторитарно-административным порядкам.

Затем обучающимся предлагается домашнее задание - Сочинения: (по выбору студента)

  1. «Горбачёв - великий реформатор?» (Оценка деятельности М.С. Горбачёва. 2-3 страницы).
  2. «Национальная политика и её последствия»(1-2 стр.),
  3. Политика «нового мышления »: итоги, последствия, оценка. Данная работа является итогом понимания и осмысления предложенной темы и удобна тем, что обучающиеся в свободной форме излагают свои мысли и суждения.

Таким образом, работа с современными образовательными технологиями существенно повышает мотивацию учебно-позновательного процесса, значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет создать необходимые условия для реализации студентами различных видов учебной деятельности, развивает их творческую активность. Инновационные технологии стоят на особом месте в реформе образования, именно им отводится решающая роль в формировании конкурентоспособного специалиста, профессионала, способного мобильно перестраиваться в меняющихся условиях рыночных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика 1989
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль,1998.
  3. Семушина Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях М., 2001
  4. Щепотин А.Ф., Федоров В.Д.. Современные технологии обучения в профессиональном образовании. М., 2005.


Пособия и алименты