Литературная игра по философской сказке "маленький принц". Все книги про: «второй обитатель планеты… Анализ анкет учащихся

«На второй планете жил честолюбец » (глава XI).

Луна!

2 планете «птолемеевского ряда» соответствует Луна .

Основное свойство земного спутника, известное даже школьникам - отражение солнечного света: своим, собственным светом Луна не обладает, но является прекрасным ночным светилом, отражая свет Солнца.

Классическая астрология относит «лунных» людей, то есть подверженных влиянию Рака или Луны, к людям, чрезвычайно зависимым от чужого мнения.

Мужчины и женщины…

Неслучайно основной «водораздел» между мужчинами и женщинами в астрологии проводится по Солнцу и Луне. Среднестатическому мужчине (Солнце) чужое мнение - соблазн слабый, ничтожный.

Для среднестатистической женщины (Луна) наоборот, чужое мнение - основной критерий успешности и состоятельности. Конечно, бывают гендерные исключения, но и они в своей основе, как правило, обусловлены гороскопической констелляцией.

Честолюбец!

Посему нахождение на 2 планете Маленького принца именно честолюбца - человека, сфокусированного, а потому зависимого от чужого мнения - предельно символично.

Применимо к заявленному гороскопу Луна расположена в знаке собственной экзальтации, Тельце. Оценим достоинства / слабости последней.


Не соперник…

Именно расположение Луны в XI доме - сфера друзей и символического Водолея - лишает диалог Маленького принца и честолюбца каких бы то ни было соревновательных, сопернических тенденций.

Мнимое превосходство честолюбца перед Маленьким принцем будто бы априори презюмируется первым.

Чем гордимся?

Показательны и сферы «гордости» честолюбца:

«- Ты и правда мой восторженный почитатель? - спросил он Маленького принца.

- Да ведь на твоей планете больше и нет никого!

- Ну, доставь мне удовольствие, все равно восхищайся мною!

- Я восхищаюсь, - сказал Маленький принц, слегка пожав плечами, - но какая тебе от этого радость?» (глава XI).

Единственный обитатель

«Да ведь на твоей планете больше и нет никого» - опять, как и в случае короля на первой планете , указание на честолюбца, как единственного обитателя 2 планеты Маленького принца, ибо Телец, место расположения Луны в гороскопе - не множественный, как и Овен, знак.

«Красивее, наряднее, богаче»

Но главное, предметы «гордости» честолюбца: «красивее», «наряднее» и «богаче» - суть чистая энергетика Тельца, ибо Телец, кроме своего внешнего вида (Венера), шмоток (Венера), денег (Венера), как правило, больше ничем не хвастается…

Не должностью же или карьерой хвастаться Тельцу, не научными же изысканиями, не супругой, детьми или друзьями и так далее. Да, только тем, что делает его «красивее», «наряднее» и «богаче».

Бытовой ум

Особняком стоит критерий «умнее», что, конечно же, гордости Тельца несвойственно.

Но и тут «недоразумения сглаживаются», если рассматривать «умнее» не как степень эрудированности и начитанности (Меркурий), не как степень погружения в глубину исследуемого предмета (Юпитер), но как степень развития т.н. «бытового ума», характеризующегося в своей основе расчётливостью и стремлением к удобствам (Луна).

А ведь она, Луна, в гороскопе - в Тельце, знаке собственной экзальтации. В этом ключе термин «умнее» из уст честолюбца более чем прозрачен…

Сочинение

В начале Второй мировой войны Антуан де Сент-Экзюпери нередко рисовал один и тот же рисунок: мальчик с крылышками или без крылышек удивленно смотрит из-за облака на землю, на ее дома, на овец. Этот удивленный мальчик все сильнее не Давал покоя писателю, летчику, бойцу, проповеднику духовных Ценностей. Этот мальчик стал героем удивительной сказки «Маленький принц», утверждающей красоту человеческих отношении, - сказки для детей и взрослых, написанной с огромной жаждой познать окружающий мир, привести людей к мудрости и счастью.
Маленький принц жил на маленькой планете, которая «была ь побольше его самого». Жил он по твердому правилу: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». На его планете, как и на любой другой росли травы полезные (простые цветы, которые занимали мало места и никого не беспокоили) и вредные (баобабы). Если «баобаб не распознать вовремя», то потом от него уже не избавиться, и если планета маленькая, то баобабы, разросшись, «разорвут ее на клочки». Поэтому Маленький принц трудился, любил любоваться закатом, но «ему очень не хватало друга...».
Однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, пророс крохотный росток, не похожий на все остальные. Вскоре из него выросла роза. «Она была так прекрасна, что дух захватывало», но горда и обидчива. Маленький принц учился любить свою розу, но был слишком молод и потому не разгадал за уловками и капризами своего цветка нежность. Роза дарила Маленькому принцу свой аромат, озаряла его жизнь, но, хотя он и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, однажды в его душе пробудились сомнения, и он решил отправиться путешествовать с перелетными птицами.
На первом астероиде жил один-единственный житель - король, для которого все люди - подданные. Это был абсолютный монарх, который не терпел непокорства, но добрый, поэтому «отдавал только разумные приказания». Хотя король владел всего лишь своей маленькой планетой, он считал, что владеет и другими планетами и звездами, «он был поистине полновластный монарх и не знал никаких пределов и ограничений». Король считал, что мудрость правителя состоит в том, чтобы дожидаться благоприятных условий, а затем уже повелевать. Но короли на самом деле ничем не владеют, они только царствуют. Маленький принц решил, что властолюбие бессмысленно, он не захотел оставаться на первой планете и посоветовал королю отдавать благоразумные приказания, для того чтобы они исполнялись.
На второй планете жил тщеславный человек, которому казалось, что он «всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней», все им восхищаются. Такие «люди глухи ко всему, кроме похвал». Маленький принц сбежал от честолюбца, потому что честолюбие без всяких на то оснований бессмысленно.
На третьей планете жил пьяница, который пил, чтобы забыть, что ему совестно пить. И после первой, и после второй, и после третьей планеты Маленький принц убеждался, что «взрослые очень, очень, очень странный народ».
На четвертой планете жил деловой человек - до такой степени занятой, «что при появлении Маленького принца даже головы не поднял». Деловой человек владел звездами, потому что до него «никто не догадался ими завладеть». Он их считал. Распоряжался ими - считал и пересчитывал, клал бумажку с написанным на
м количеством звезд в банк и довольствовался этим. Но от этого не было никому никакой пользы. И деловой человек не смог с им спорить. Ему нужно было богатство для того, чтобы покупать звезды - получался замкнутый круг. Собственность делового человека тоже бессмысленна.
Пятая планета была меньше всех, и на ней жил фонарщик, зажигающий и гасящий фонарь, хотя на планете больше никто не жил.
Маленькому принцу работа фонарщика показалась полезной хотя бы потому, что это было красиво: как будто рождаются или засыпают звезда или цветок. Фонарщик не был ленивым, оставаясь верным своему слову, и думал не только о себе, но и о своей планете.
Шестая планета была огромной. На ней жил географ, изучающий моря, реки, города, горы и пустыни и не знающий, находятся ли они на его планете. Это был географ, а не путешественник. Он записывал рассказы путешественников и проверял их достоверность, фиксировал то, что никогда не меняется, и не фиксировал эфемерное - то, что должно скоро исчезнуть. И Маленький принц подумал о том, что «краса и радость недолговечна». Наука географа была бездушной.
Седьмая планета была Земля. Это была не простая планета. Маленький принц попал в пустыню и встретил змею, она была не толще пальца, но могущественнее любого короля. На высокой горе Маленький принц разговаривал с эхом, потом увидел целый сад роз, познакомился с Лисом, понял, что «навсегда в ответе за того, кого приручил».
Но ни на маленьких планетах, ни на большой Земле Маленький принц не встретил никого, кто мог бы стать его другом, кроме фонарщика - воплощения верности долгу, верности надежной, но бессмысленной.
В своих путешествиях Маленький принц своим детским восприятием увидел мир таким, каким он есть на самом деле: «Нет в мире совершенства!» Все лучшее, что есть в человеке, делает его слабым. И в простодушии Маленького принца, заключена мудрость и человечность.

Другие сочинения по этому произведению

Мы в ответе за тех, кого приручили (по повести А. Сент-Экзюпери «Маленький принц») Раскрытие жизненных ценностей в сказке «Маленький принц» Размышление о сказке Экзюпери «Маленький принц» Сочинение по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" Характеристика образа Маленького принца Характеристика образа Лиса Нравственно-философские уроки сказочной повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Нравственно философское содержание сказки «Маленький принц» Зорко одно лишь сердце Самого главного глазами не увидишь Краткое содержание – Экзюпери «Маленький принц» «Маленький принц»: Земля и земляне, взрослые и дети - какие они "Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил" (По сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (2) Путешествия маленького принца (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (2) Сказка для детей и взрослых (по произведению А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (1) "Самого главного глазами не увидишь" (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (1) Нужно сохранить мир человечества (по сказке «Маленький принц») Сказка для детей и взрослых (по произведению А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") (2) Нравственно-философское содержание сказки «Маленький принц» Сочинение-миниатюра по сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц” Характеристика образа Розы Безумен ли фонарщик? (Сочинение-миниатюра по сказке Антуана де Сент-Экзюпери \ "Зорко одно лишь сердце" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") Сочинение по сказке Антуана де Сент-Экзюпери Антуан де Сент-Экзюпери и его «Маленький принц» Безумен ли фонарщик (Сочинение миниатюра по сказке Антуана де Сент Экзюпери "Маленький принц") Самого главного глазами не увидишь (по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц») Антуан де Сент-Экзюпери («Маленький принц»)

Открытый урок по по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

5 класс

Цель урока:

  • Способствовать умению сопоставлять, анализировать прочитанное, аргументировать ответ;
  • Развивать коммуникативных свойств речи (точности, выразительности);
  • Воспитывать чувства дружбы, ответственности.
  • Развивать творческие способности и самостоятельность мнения.

Ход урока:

УЧИТЕЛЬ: - Ведь если звёзды зажигают,

Значит это кому-нибудь нужно?

Значит это необходимо,

Чтоб каждый вечер над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И М.п. задумчиво говорит: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся».

Но давайте сегодня попробуем хоть ненадолго остановиться, не торопись, задумайся о вечном!

Я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:

Для чего человек живёт? В чём же истинное счастье?

Что значит верная дружба и настоящая любовь?

А собеседником нашим будет добрый, мудрый человек - французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный М.п.

Ученик Рассказ о писателе (вставка). Ист. справка.

Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944)

Экзюпери - французский писатель, отважный лётчик. Чего только не случалось с ним во время полётов! Его извлекали из дымящихся обломков самолёта после катастрофы в Гватемале, он падал со скалы в Северной Африке, садился на воды реки Мекон в Индокитае, погибал от жажды в Ливийской пустыне, пытался выкрасть пленных товарищей из враждебного африканского племени. О Сент-Экзюпери (так называли его товарищи) слагали “героические легенды”. Его называли рыцарем неба. Но нам он известен и как рыцарь пера. В книгах писателя-лётчика рассказывается о лётных приключениях, о мужестве товарищей, размышления о небе, о земле. Лечась после тяжёлой аварии, он написал в 1939 году “Планету людей”.

В начале 40-х гг. Экзюпери пришлось тяжелее всего. Франция была оккупирована фашистской Германией. Он вынужден был жить в эмиграции в Америке. Лишённый родной земли, неба, он мог только мечтать о полётах. Именно тогда, в 1943 году, он работал над сказкой “Маленький принц”. О чём сказка? Именно там, в детстве, он ищет ответы на самые волнующие его вопросы. Что есть дружба, верность, любовь? Автор говорит, что нельзя забывать собственное детство, нужно слышать его в себе постоянно, тогда и в поступках взрослого будет больше смысла и ответственности .

Но так ли всё благополучно в мире взрослых?

Учитель. Маленький герой сказки попадает в мир взрослых, и многое ему становится непонятным, вызывает недоумение и огорчение. Почему? Ответить на этот вопрос нам поможет работа аналитиков-исследователей путешествия Маленького принца. А эксперты помогут оценить проделанную работу и сделать выводы.

Вопрос. Когда и при каких обстоятельствах мы встречаемся с принцем?

Ответы детей

Учитель . На какой планете жил М.П. как онами выглядела давайте пофантазируем

Эксперт . Принц получает свою планету и Розу, но при этом говорит, что он ещё не научился любить.

Вопрос . Не это ли стало причиной того, что Маленький принц отправляется в странствие. Каким предстаёт принц в этот момент?

Аналитик . Грустный, одинокий, потому что у него не было друга.

Роза доставляет много хлопот принцу, а ещё это происходит потому, что он не умел любить, ценить друга. Много ещё его ждёт разочарований, прежде чем он поймёт, кого оставил.

Учитель . Вместе с перелётными птицами Маленький принц отправляется на ближайшие от него планеты-астероиды, на которых встречается с их обитателями - взрослыми людьми.

Ученик (Планета 325)

На первой планете, на которой побывал Маленький принц, он встретил короля , который в каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король представляет этот мир упрощённо, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение-предел его мечтаний. Маленький принц был вначале восхищён: “Вот бы мне такое могущество!” И когда король предлагает ему быть Министром правосудия, он отказывается. Судить некого, а самого себя можно где угодно, не обязательно на этой планете.

Главная черта короля - властолюбие, высокомерие.

Выходит к доске и после рассказа прикрепляет листочек с надписью “ высокомерный”.

Ученик2 (Планета 326). Встреча с честолюбцем.

Обитатель этой планеты приходит в восторг от самого себя.

“Похлопай-ка в ладоши”, - говорит он Маленькому принцу.

“Я восхищаюсь, - сказал Маленький принц, слегка пожав плечами,- но какая тебе от этого радость?”

И он сбежал от честолюбца.

“Право же, взрослые - очень странные люди”, - только и подумал он, пускаясь в путь.

Главная отрицательная черта, я считаю, - честолюбие.

На листочке - честолюбивый, самовлюблённый.

Ученик 3. (Планета 327)

Житель этой планеты поверг принца в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы, чтобы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия. “Я хочу забыть, что мне совестно”, - признался пьяница и повесил голову. “Почему же тебе совестно?” - спросил принц. Ему очень хотелось помочь бедному человеку.

Совестно жить!

Да, право же, взрослые очень странный народ,- думал он, продолжая свой путь.

Главная черта - слабоволие.

На листочке - слабовольный.

Ученик 4 . (Планета 328)

Обитатель планеты занят бессмысленным подсчётом звёзд. Красоту звёзд он хочет превратить в собственность, упрятать её в сейф. По мнению героя, делец, занимающийся бессмысленным подсчётом звёзд, не может быть человеком. Он погиб, ибо за свою жизнь ни разу не нюхал цветка, никогда никого не любил, никогда ничего не делал.

А для чего тебе владеть звёздами?

Чтобы быть богатым.

А для чего быть богатым?

Чтобы покупать ещё новые звёзды.

Я считаю их, пересчитываю.

На что Маленький принц отвечает: “Но звёздам от тебя нет никакой пользы”.

Главная черта обитателя планеты - алчность, жадность.

Ученик 5. (Планета 329)

На этой планете происходит встреча Маленького принца с фонарщиком. Работа с ним вызывает восхищение у Маленького принца.

“Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”. Из встреченных малышом людей он выделяет фонарщика особо: за верность слову, за трудолюбие, вопреки лени он освещает людям путь, за то, что думает не только о себе. Но в то же время Маленький принц недоумевает:

Зачем ты опять зажёг фонарь?

Такой уговор.

Не понимаю,- признался Маленький принц.

И понимать нечего, - сказал фонарщик.- Уговор есть уговор.

И в конце Маленький принц говорит:

Я бы остался, но у него планета крохотная. Нет места для двоих.

Главная черта, я считаю, неблагоразумие.

Ученик 6. (Планета 400)

Обитатель той планеты - географ. Сначала она малышу кажется настоящей, но очень скоро принц разочаровался в нём, потому что тот никогда не выходил из кабинета и обо всём интересном узнаёт понаслышке. Его даже не интересует собственная планета, т.к. он считает себя слишком важным лицом и ему некогда. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его Розе, задуматься и пожалеть её. “Моя краса (цветок) и радость недолговечна, - сказал себе принц, - и ей нечем защищаться от мира: у неё только и есть что четыре шипа. А я бросил её, и она осталась на моей планете совсем одна”

Географ же советует принцу посетить планету Земля, “у которой неплохая репутация”.

Главная черта – безразличие ко всему прекрасному. Это – лже-учёный.

Учитель. С какими же чувствами покидал планеты Маленький принц?

Почему ему было там так одиноко? Неуютно?

Учитель. А какие чувства испытывает Маленький принц, оказавшись на планете Земля?

Учащиеся . Он видит, что здесь такие же люди, что и на тех планетах, на которых он побывал. Ему грустно и одиноко.

Какая странная планета. Совсем сухая, вся в иглах и солёная. И у людей не хватает воображения. Они повторяют лишь то, что скажут.

Учитель. А кто же приходит на помощь принцу на Земле?

Учащиеся . Лис.

Учитель. Почему Лис?

Учащиеся . Сказочный образ-народная мудрость.

Учитель . Эта встреча очень важна в сказке. Сейчас мы посмотрим инсценировку этого момента. А вы в это время будьте очень внимательны. И в тетрадочках по ходу просмотра запишите те два важных секрета, которые открывает Лис Маленькому принцу.

Итак:

  • “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
  • “ Зорко одно лишь сердце”.

Как вы поняли эти секреты?

Эксперт . Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости. И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить. Научил тому, что “любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна”, и объяснил это (ему и читателям) на примере любви самого Маленького принца к Розе. И когда он увидел много роз на земле, ему показалось, что ни одна из них не могла сравниться с его Розой. Она была взбалмошна и капризна, она привередничала и спорила, она даже обижала Маленького принца, вырастившего её. Но она была его Розой, он знал её привычки и глупости, её обиды и радости. Он любовью своей сделал её неповторимо прекрасной и единственной. Всё это понял Маленький принц благодаря дружбе Лиса, понял и почувствовал, и затосковал по своей Розе, и захотел вернуться к ней, чтобы больше никогда её не покидать.

Учитель. А сейчас он возвращается на свою планету. Почему? Там его Роза. И он за неё в ответе.

Итог : Моя Роза единственная, потому что я её приручил.

Учитель

Маленький принц гибнет, обратившись за помощью к Змее (за “хорошим ядом”). Ценою его возвращения на свою планету для того, чтобы защищать Розу, стал отказ от земного существования, смерть. И в этом его подвиг. Несмотря на “хороший яд”, Маленькому принцу всё равно больно и страшно.

Но ведь это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Маленький принц вернулся к своей розе, с какими словами он мог бы обратиться к ней.

Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. (Звучит песня “Маленький принц”, муз. М.Н. Таривердиева). Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонек любви, огонек милосердия. И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костер любви! А по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы! Откройте свои сердца навстречу друг другу.

Домашнее задание: написать письмо маленькому принцу


В 1943 году было впервые опубликовано интересующее нас произведение. Расскажем кратко о предыстории его создания, а затем проведем анализ. "Маленький принц" - произведение, толчком к написанию которого послужил один случай, произошедший с его автором.

В 1935 году Антуан де Сент-Экзюпери во время полета в направлении "Париж-Сайгон" попал в авиакатастрофу. Он оказался на территории расположенной в Сахаре, в ее северо-восточной части. Воспоминания об этой аварии и о нашествии фашистов побудили автора задуматься об ответственности за Землю людей, о судьбах мира. В 1942 году он писал в дневнике, что переживает за свое поколение, лишенное духовного содержания. Люди ведут стадное существование. Вернуть человеку духовные заботы, - задача, которую ставил перед собой писатель.

Кому посвящено произведение?

Интересующая нас повесть посвящена Леону Верту, другу Антуана. Это важно отметить, проводя анализ. "Маленький принц" - повесть, в которой все наполнено глубоким смыслом, в том числе и посвящение. Ведь Леон Верт - это еврейский писатель, журналист, критик, потерпевший преследования во время войны. Такое посвящение было не просто данью дружбы, но и смелым вызовом писателя антисемитизму и нацизму. В тяжелое время создавал свою повесть-сказку Экзюпери. Против насилия он боролся словом и иллюстрациями, которые вручную создал для своего произведения.

Два мира в повести

Два мира представлено в этой повести - взрослые и дети, как показывает проведенный нами анализ. "Маленький принц" - произведение, в котором деление это сделано отнюдь не по возрастным признакам. Например, пилот - человек взрослый, но ему удалось сохранить детскую душу. Автор разделяет людей по идеалам и представлениям. Для взрослых самыми важными являются собственные дела, честолюбие, богатство, власть. А детская душа жаждет другого - дружбы, взаимопонимания, красоты, радости. Антитеза (дети и взрослые) помогает раскрыть основной конфликт произведения - противостояние двух различных систем ценностей: настоящих и фальшивых, духовных и материальных. Она в дальнейшем углубляется. Покинув планету, маленький принц на своем пути встречает "странных взрослых", понять которых он не в силах.

Путешествие и диалог

В основу композиции положены путешествие и диалог. Общую картину существования теряющего моральные ценности человечества воссоздает встреча с "взрослыми" маленького принца.

Главный герой путешествует в повести с астероида на астероид. Он посещает, прежде всего, ближайшие, на которых живут по одиночке люди. Каждый астероид имеет номер, как квартиры современного многоэтажного дома. В цифрах этих заключен намек на разъединение людей, которые обитают в соседних квартирах, а живут будто на разных планетах. Для маленького принца встреча с обитателями этих астероидов становится уроком одиночества.

Встреча с королем

На одном из астероидов жил король, на весь мир смотревший, подобно другим королям, весьма упрощенно. Для него подданные - все люди. Однако короля этого мучил такой вопрос: "Кто виноват в том, что его приказы невыполнимы?". Король научил принца, что судить себя сложнее, чем других. Усвоив это, можно стать поистине мудрым. Властолюбец любит власть, а не подданных, поэтому и лишен последних.

Принц посещает планету честолюбца

На другой планете обитал честолюбец. А ведь тщеславные люди ко всему глухи, кроме похвал. Лишь славу любит честолюбец, а не публику, поэтому и остается без последней.

Планета пьяницы

Продолжим анализ. Маленький принц попадает на третью планету. Следующая его встреча - с пьяницей, сосредоточенно думающим о себе и в итоге окончательно запутывающимся. Этому человеку совестно за то, что он пьет. Однако пьет он для того, чтобы забыть о совести.

Деловой человек

Деловому человеку принадлежала четвертая планета. Как показывает анализ сказки "Маленький принц", смысл жизни его состоял в том, что следует найти что-то, у чего нет хозяина, и присвоить его. Деловой человек считает богатства, которые не его: тот, кто лишь для себя копит, мог бы с тем же успехом подсчитать звезды. Не может маленький принц понять логику, по которой живут взрослые. Он делает вывод, что его цветку и вулканам полезно, что он владеет ими. А вот звездам никакой пользы нет от такого обладания.

Фонарщик

И лишь на пятой планете главный герой находит человека, с которым ему хочется подружиться. Это фонарщик, которого стали бы презирать все, поскольку он думает не только о самом себе. Однако планета его крохотная. Для двоих здесь нет места. Впустую работает фонарщик, так как не знает, ради кого.

Встреча с географом

Географ, пишущий толстые книги, жил на шестой планете, которую создал в своей повести Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения был бы неполным, если бы мы не сказали пару слов и о нем. Это ученый, и красота для него эфемерна. Никому не нужны научные труды. Без любви к человеку, оказывается, все лишено смысла - и честь, и власть, и труд, и наука, и совесть, и капитал. Покидает и эту планету маленький принц. Анализ произведения продолжается описанием нашей планеты.

Маленький принц на Земле

Последнее место, где побывал принц, - странная Земля. Когда он сюда прибывает, еще более одиноким чувствует себя заглавный герой повести Экзюпери "Маленький принц". Анализ произведения при ее описании должен быть подробнее, чем при описании других планет. Ведь автор особое внимание в повести уделяет именно Земле. Он замечает, что эта планета вовсе не домашняя, она "соленая", "вся в иглах" и "совсем сухая". Неуютно жить на ней. Ее определение дается через образы, которые показались маленькому принцу странными. Мальчик отмечает, что эта планета - не простая. Правят на ней 111 королей, есть 7 тысяч географов, 900 тысяч бизнесменов, 7,5 млн. пьяниц, 311 млн. честолюбцев.

Путешествия главного героя в следующих разделах продолжаются. Он встречается, в частности, с направляющим поезда стрелочником, однако люди не знают, куда они идут. Затем мальчик видит торговца, который продает таблетки от жажды.

Среди людей, обитающих здесь, одиноко себя чувствует маленький принц. Анализируя жизнь на Земле, он отмечает, что на ней так много людей, что они не могут почувствовать себя одним целым. Чужими друг другу остаются миллионы. Для чего же они живут? В скорых поездах мчатся множество людей - зачем же? Людей не соединяют ни пилюли, ни скорые поезда. А планета без этого домом не станет.

Дружба с Лисом

Проведя анализ "Маленького принца" Экзюпери, мы выяснили, что на Земле мальчику скучно. И у Лиса, еще одного героя произведения, скучная жизнь. Оба они ищут себе друга. Лис знает, как его найти: нужно кого-то приручить, то есть создать узы. И главный герой понимает, что нет магазинов, в которых можно купить друга.

Автор описывает жизнь до встречи с мальчиком, которую вел Лис из повести "Маленький принц". позволяет заметить, что он до этой встречи лишь боролся за свое существование: охотился на кур, а на него охотились охотники. Лис, приручившись, вырвался из круга защиты и нападения, страха и голода. Именно этому герою принадлежит формула "зорко лишь сердце". Любовь можно перенести на многие другие вещи. Подружившись с главным героем, Лис полюбит и все остальное в мире. Близкое в его сознании соединяется с далеким.

Летчик в пустыне

Легко представить домом планету в обжитых местах. Однако для того, чтобы понять, что такое дом, необходимо оказаться в пустыне. Именно на эту мысль наводит анализ "Маленького принца" Экзюпери. В пустыне главный герой повстречался с летчиком, с которым затем подружился. Летчик не только из-за неисправности самолета оказался здесь. Он был заколдован пустыней всю свою жизнь. Имя этой пустыни - одиночество. Летчик понимает важный секрет: в жизни есть смысл тогда, когда есть ради кого умирать. Пустыня - это место, в котором человек испытывает жажду общения, задумывается о смысле существования. Она напоминает о том, что домом человека является Земля.

Что хотел сказать нам автор?

Автор хочет сказать о том, что люди забыли одну простую истину: они в ответе за их планету, а также за тех, кого приручили. Если бы все мы поняли это, вероятно, не было бы войн и экономических проблем. Но люди очень часто бывают слепы, не прислушиваются к собственному сердцу, покидают свой дом, ища счастья вдалеке от своих родных и близких. Антуан де Сент-Экзюпери отнюдь не ради забавы написал свою сказку "Маленький принц". Анализ произведения, проведенный в этой статье, надеемся, убедил вас в этом. Писатель обращается ко всем нам, призывая внимательно всмотреться в тех, кто нас окружает. Ведь это и есть наши друзья. Их необходимо беречь, как считает Антуан де Сент-Экзюпери ("Маленький принц"). Анализ произведения на этом закончим. Предлагаем читателям поразмышлять самостоятельно над этой повестью и продолжить анализ собственными наблюдениями.

По вертикали:
1. Первое существо, которое встретилось Маленькому принцу на Земле. (Змея.) 2. Однажды Маленький принц наблюдал это явление 43 раза. (Закат.) 4. Жаждет похвал и восхищения. (Честолюбец.) 7. Состояние одинокого человека. (Одиночество.) 9. Помощь, которую обещала Змея. (Смерть.)
По горизонтали:
3. Седьмая планета, которую посетил Маленький принц. (Земля.) 5. Слишком важное лицо, которому некогда разгуливать. (Географ.) 6. Ужасная кокетка. (Роза.) 8. Друг. (Лис.) 10. Тот, кому «повинуются звезды». (Король.) 11. Люди, которые «никогда ничего не понимают сами» и очень любят цифры. (Взрослые.) 12. Если его не распознать вовремя, он завладеет всей планетой. (Баобаб.) 13. Его искали наугад в бескрайней пустыне летчик и Маленький принц. (Колодец.) 14. Жалкий бедняга. (Пьяница.) 15. Один из обитателей астероидов, который больше других понравился Маленькому принцу. (Фонарщик.)

Рецензии

Здравствуй, Тимофей! Опять перечитал твой кроссворд и вспомнил собственные. Воспроизвести их здесь, увы, нет возможности. Но в отдельных случаях в этом нет нужды. Эти "отдельные случаи" (из разных своих вещей) хочу тебе предложить. Разгадаешь? Попробуй.
1. Незваный гость - хуже татарина (для армянина и болгарина, 5 букв). 2. Предок рода Медичи (профессия, 4 буквы). 3. Андрей - не еврей, а французский писатель (фамилия, 3 буквы). 4. Папа Карло, превратившийся в карлу Черномора (фамилия, 5 букв). 5. Петра творенье на российском престоле (9 букв). 6. Место для Светы, без спроса взявшей конфеты (4 буквы). 7. Немец, из-за которого русских детей не пускают на улицу (2 буквы).
Пожалуй, хватит. Ты человек уже взрослый: не обижайся, если что-то уж очень просто. Ответы потом напишу. А может, хватит двух слов: "Всё правильно".

Что же ты, Тимофей, не пишешь? Не буду надоедать: привожу, как и обещал, ответы.
1. Турок. 2. Врач (иначе - медик). 3. Жид (Андре, 1869-1951). 4. Маркс (тот самый - Карл, 1818-1883). 5. Елизавета (Петровна, на престоле в 1741-1761). 6. Угол. 7. Ом. ("Не знаешь Ома - сиди дома!")

Здравствуй! Трудней всего, я думаю, с "папой Карло". Вы уже плохо представляете. А в наше время кто не знал трёх бородатых! Анекдот был со словами: "Начал Карл Маркс, кончил Фридрих Энгельс". Это об их книге "Капитал" и о том, как дураки рождаются. Но кончилась "перестройка", прежних "учителей мудрости" назначили злыми волшебниками, а потом и вовсе стали забывать. Я году в девяносто пятом был поражён: уже не узнают на портрете! Думал, прикидываются. Теперь мало что поражает. Но полно: я, должно быть, тебе надоел своими воспоминаниями. Желаю всего доброго! И здоровья, и успехов!

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.



Пособия и алименты