Мегалитическое сооружение культового назначения. Мегалиты

В дополнение к . Все фотографии сделаны на территории бывшего СССР






Мегалиты, огромные сооружения из массивных каменных глыб, встречаются и в нашей стране. В России подобных сооружений достаточно много, только вот известны они не так, как знаменитый Стоунхендж в Великобритании или
Ольянтайтамбо в Перу. С древними мегалитическими сооружениями, встречающимися на территории России, мы познакомимся далее.

Первое
с чего начнем путешествие это Гора Воттоваара — наивысшая точка
Западно-Карельской возвышенности — 417,3 м над уровнем моря. Площадь
горы 6 кв. км.
Место просто полно странными артефактами после которых
начинаешь задумываться о древних высокоразвитых технологиях по
камнеобработке, давайте лучше посмотрим на фото.

Гора Воттоваара.
Разбросаны блоки мегалиты.

Ближний блок спил под углом 90 градусов или игра природы?

Как
будто лазером провели:) геологи считают, что трещины и разломы,
образовались в результате сильного землетрясения около 9 тысяч лет
назад. Ровные же плоскости камней - результат свойств местной породы -
кварцита, структура которого и задает столь ровные плоскости при
расколе.

Так все же природа или рукотворность? Давайте посмотрим ближе.

Больше
похоже на идеально спиленные блоки плотно подогнаные друг к другу.
Трудно представить древнего предка с медным зубилом который где-то на
горе вытачивает такие ровные блоки.

Хороший ракурс, идеально ровная стенка.

Кто шарик потерял?)

Тут явно без высоких технологий по камнеобработке не обошлось или все же игра природы? :)

Урал. Хребет Кваркуш



Гора Пидан.
С первого взгляда похоже на ничем не примечательную кучку камней растрескавшейся скалы.

Но подойдя ближе становится больше похоже на мегалитическую кладку.

Заглянув
между блоков, там где камни были меньше подвержены влиянию эрозии от
ветра и дождей видно рукотворность и как сохранились ровные грани.

В месте где стык блоков разошелся видно ровный спил и перед нами открывается технология укладки этих блоков.


Некоторые блоки доходят до десятков тонн весом.


Не смотря на колоссальные разрушения, многие фрагменты сохранились достаточно хорошо, чтоб классифицировать их как строительные материалы.


И это всё природа создала, как говорят учёные.


Это скорее всего продукт природных процессов образования камня и его неравномерная эрозия. Разные по плотности включения могут проявляться в следствии большей стойкости к износу.
Больше похоже на стекающий каменный воск)




Каменный город в Пермском крае.
По
версии учёных, Каменный Город - это устье реки, впадавшей в Пермское
море миллионы лет назад, именно этим объясняются красиво и ровно, под
прямыми углами, выточенные камни, аккуратная их кладка и
перпендикулярные друг другу «протоки» «устья».

Каменный город.

Смотрите какие ровные стороны мегалитов, как будто спилены.

Снова старый метод заглянуть между блоков внутрь кладки, смотрите на дальний блок по центру, ровный срез по всей длине блока.

Говорят где-то на Кольском полуострове находится этот бассейн вырезанный прямо в скале.

На юге Западной Сибири в горной Шории в Междуреченском районе есть маленький геологический посёлок под названием Камешки.
В
этом поселке живет несколько образованных талантливых геологов. Это
Александр Беспалов, Вячеслав Почёткин и другие. Эти люди всю свою жизнь
занимались исследованиями горных систем Западной Сибири. Однажды они
натолкнулись в горах на странные мегалитические сооружения, которые для
себя никак не могли объяснить. Это были стены, выложенные из гигантских
каменных блоков и странные постройки с вертикально установленными
каменными обелисками. По интернету они связались с Георгием Сидоровым,
так была собрана первая экспедиция.

Горная Шория.
Некоторые
гранитные блоки внизу были сложены из красного гранита, венчали их
блоки из гранита серого, а выше лежала полигональная кладка из различных
блоков, как красного гранита, так и серого.

Гранит
в некоторых местах оплавился от воздействия огромных температур и
потек под тяжестью верхних рядов. Кунгуров бы про такое сказал, что это
следы оплавления от термоядерного взрыва:)

Стена сложена полигональной кладкой из разноцветных блоков.

Размеры блоков впечатляют, по одной из версий, находка - рукотворное строение возрастом свыше 100 тыс лет.

На
фото Георгий Сидоров, по его мнению все это мегалитическое строение
может являться руинами древней электростанции или энергоцентрали,
которая переводила сейсмическую энергию в какие-то другие.

Снова
заглянув внутрь кладки где блоки были меньше подвержены эрозии, видны
ровные прямые грани, смотрите как два блока лежат плотно, здесь лучше
видна рукотворность.

Полигональная кладка.

Горная Шория. Огромные блоки.
на
кафедре радиофизики в Томский государственный университет
демонстрировали фотографии на экране, рассказывали о различных видах
кладки, о каменных замках, которыми скреплены гигантские гранитные блоки
и ни один учёный физик не сказал, что всё это имеет природное
происхождение. Больше всего их удивило, как могли древние поднимать
гигантские каменные блоки на высоту более 1000 метров и там
устанавливать их на специальной платформе.

Затем
в Томском филиале РГО фотографии изучали учёные геологи и географы. И
те, и другие пришли к выводу, что представленные артефакты являются
рукотворными.

Склярова
просили прокомментировать находку. И что же он сказал? Что все
найденные артефакты ничто иное, как растрескавшиеся под прямым углом
скалы. Что ничего рукотворного здесь нет. Просто игра природы, не более.
После этих слов я не удивляюсь почему ЛАИ не изучает русские мегалиты.

Между блоков.

Для сравнения слева мегалит в Баальбеке, справа мегалит в горной Шории, похоже автор один:)

Гора Шаман недалеко от с. Нижнетамбовское, Хабаровский край.

Древняя мегалитическая кладка.

Опять между блоков лучше видна рукотворность и прямые линии.

Большой блок мегалит.

Большой блок мегалит на маленьких камнях, так делают для лучшей сейсмоустойчивости.

Мегалитическая кладка напоминает Горную Шорию.

Кабардино-Балкария, пещера в Баксанском ущелье.
Сначала
нужно протиснуться в дыру размером 40 на 120 см, затем спускаться на
верёвке по узкой вертикальной шахте. Её образуют две параллельные
каменные плиты. Через 9 метров - первое «колено»: лаз уходит в сторону и
тут же вновь обрывается вниз. Уже здесь вас накроет абсолютная тишина -
снаружи не проникает ни звука. Ещё 23 метра в глубину - и новое
«колено». Чтобы достигнуть дна пещеры, нужно преодолеть более 80 метров,
и на это уйдёт целый час. Зато, миновав «бутылочное горлышко», вы
окажетесь в огромном помещении, которое исследователи назвали «флягой».
Внутри увидим обработанные стены из туфа и гранита, сложенные из
разновеликих, плотно подогнанных друг к другу отшлифованных мегалитов.

Спуск в пещеру.

Четко видно грани блоков и швы между ними.

Ровная кладка поражает и швы четко подогнаны друг к другу.

Трехгранные блоки немного разошлись.

Еле заметные швы блоков на левой полулунной стене и на стене за ней.

как вам швы?

Поворот пещеры под углом 90 градусов. Два больших мегалитических блока стоят друг на друге.

Технологии
обработки камня поражают, а еще больше поражает комментарий начальника
участка Кабардино-Балкарской геолого-разведочной экспедиции Веры
Давиденко, но она реалист и верит, что природе по силам все и сделала
заключение: «Туф представляет собой скопление продуктов выброса вулкана -
пепла, обрывков лавы, вулканического стекла и, в небольшой степени,
обломков пород, слагающих стенки кратера. Материал выброса при
накоплении был горячим и поэтому при застывании образовались трещины
отдельности - то есть весь туфовый массив оказался как бы разбитым на
блоки. Углубление, обнаруженное в районе селения Заюково, представляет
собой одну из таких трещин гравитационного отрыва, для которой
характерны ровные поверхности соприкосновения», но это начальник
геолого-разведочной экспедиции, ей наверное виднее.

Схема строения.

На финал немного фантастики) Аракульский Шихан, странное сооружение посреди леса. У меня все, пинайте:)

Окаменевшие литы с рябью по берегам Рассохи.













Саянские мегалиты. Кутурчинское Белогорье:




Кому то нужно пояснять, что это не останцы, а именно ОСТАТки сооружений древней, неведомой нам цивилизации?


Надеюсь вы всё сами видите? Нет нужды комментировать?


Это,. конечно, трудно. Трудно представить, как выглядело это сооружение раньше, но вы представьте, как тысячи, десятки тысяч лет, день за днём скалф точились ветром, песком, водой, перепадами температур, сменой освещения, ледниками, землетрясениями (район сейсмоактивен, есть даже потухший вулкан). Острые углы стачивались, прямые рёбра сглаживались, и вот мы видим то, что видим.


Климат в этих местах очень суровый, в таком климате от Мачу Пикчу осталось бы то же что на этом фото, я в этом не сомневаюсь.


Достройте мысленно эту арку, и представьте над головой сводчатый потолок. Впечатляют размеры "коридорчика"?


Построено абсолютно в соответствии с технологией сейсмоустойчивости, которая применена в мезоамериканских мегалитических сооружениях, и в "храма" на ближнем востоке: В основании мелкие блоки, на них уложены более крупные, а сверху уже не важно. Мелкие - работают словно амортизатор, а полигональная кладка лучшее изобретение каменщиков за все времена. Разрушить её можнотолько откалывая кусок за куском, либо мощнейшим взрывом, после которого на месте монолита появляется курумник - каменная река из обломков.


Эти сооружения ещё и потому столь плохо идентифицируются как "рукотворные", что они подверглись мощнейшим воздействиям от изменения самого ландшафта. Горы "дышат", постоянно происходит изменение высот и отклонения от горизонтали.



Обратите внимание на солнце... да! Тот самый "мегандавид", который принято считать символом иудаизма!


Сохранились только несущие опоры.

Честно скажу, я ни секунды не колебался при выборе темы. Она настолько интересна, многогранна, о ней размышляло ни одно поколение ученых, археологов, исследователей. Именно мне она интересна тем, что до сих пор не найдено ни инструментов, которыми можно было бы с такой невероятной точностью обтесывать огромные каменные глыбы, ни то, чем их доставляли к месту установки и по каким законам устанавливали. Также однозначно не известно их значение: некоторые склоняются к оккультизму, например Е. П. Блаватская, другие считают, что благодаря ним передавали электромагнитные волны и энергию, даже существуют энергетические карты, но об этом позже. Вы читаете это произведение и не понимаете о чем речь.

Что же такое мегалиты

Мегалиты (от греч. ????? -- большой, ????? -- камень) -- сооружения из огромных каменных глыб, характерные в основном для финального неолита и энеолита (IV--III тыс. до н. э. в Европе, либо позднее в Азии и Африке). Термин был предложен в 1849 году английским исследователем А. Хербертом в книге Cyclops Christianus, а в 1867 году официально принят на конгрессе в Париже. Термин не является исчерпывающим, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений попадает расплывчатая группа строений. В частности, так называют обтёсанные камни больших размеров, в том числе и не используемые для сооружения погребений и памятников.

Категории мегалитов

Все мегалиты можно разделить на две категории: Впервую входят древнейшие архитектурные сооружения доисторических (дописьменных) обществ (храмы острова Мальта, менгиры, кромлехи, дольмены). Для них использовались или совсем не обработанные, или с минимальной обработкой камни. Культуры, оставившие эти памятники, так и называют -- мегалитические. Часто к мегалитам относят и сооружения из довольно мелких камней (лабиринты), и отдельные камни с петроглифами (следовики). Подобную же архитектурную эстетику несут и некоторые сооружения более продвинутых обществ (гробницы японских императоров и дольмены корейской знати).

Вторую категорию представляют собой сооружения более развитой архитектуры, в значительной степени состоящие из очень крупных камней, которым, обычно, придана геометрически правильная форма. Они характерны для ранних государств, но сооружались и в более поздние времена. В Средиземноморье, например, это пирамиды Египта, сооружения микенской культуры, Храмовая гора в Иерусалиме. В Южной Америке -- некоторые сооружения в Тиуанако, Саксайуамане, Ольянтайтамбо.

Мегалиты – это древнейшие возведения, состоящие из блоков либо единичных модулей. Определение мегалит не носит чёткого характера и включает в себя группы различных построений. Примером тому являются такие сооружения, как менгир, кромлех, дольмен , таула, трилит, сейд, каирн. А так как большая часть подводных поверхностей океанов так и остается неисследованной по сей день, утверждать, что мы знаем хотя бы малую часть об этих постройках и их создателях было бы опрометчиво. Ведь именно в соленой воде постройки такого типа сохраняются лучше всего. Но стоимость подобных научных изысканий непомерно высока, потому пока археологи вынуждены довольствоваться наземными исследованиями.

Предназначение мегалитов

Широкое распространение мегалиты имеют в паралических территориях. По данным учёных, предназначение мегалитических строений весьма разнообразно. Так, в некоторых областях они служили для погребений, в других – для объединения ёмких общин, в-третьих представляли собой церемониальные постройки, культивировавшие духи мёртвых, а также они могли использоваться для астрономических целей. Однако общей картины нет, ученые спорят по сей день и не могут прийти к одному решению. На данный момент существует больше десятка противоречивых теорий, и все они в равной степени и вероятны, и недостоверны.

В Европе мегалиты относят к временному отрезку с третьего по второе тысячелетие до нашей эры. В Англии особенностью является то, что мегалитические постройки датируются новокаменным веком. Нынешний анализ учёных мужей опровергает существовавшие ранее попытки привязать мегалиты к единой крупной мегалитической культуре.

Мегалиты и народные предания

Во многих странах мира о мегалитах слагают легенды, если быть точнее, то в большей степени они повествуют о существах, которые занимались данным титаническим трудом. Если верить полинезийцам, то существа представляли собой карликов, ростом не более девяноста сантиметров. Чрезвычайная сила, переполнявшая их, помогала им всего одним взглядом повалить огромнейшие деревья. Отличались они крайней доброжелательностью к людским созданиям и потому помогали им в энергозатратных трудах.


Гавайские мегалиты
Фото: http://earth-chronicles.ru/Publications_9/17/5/SamosirMegalith.jpg

По поверьям мегалитические построения менехуны, как их называли в Полинезии, сооружали в ночное время, так как солнечный свет был им невыносим, а порой и губителен. Повсеместно распространившийся народный фольклор не позволяет скептически настроенным учёным мужам полностью опровергнуть данные домыслы.
Потому пока данное мистическое происхождение мегалитов остаётся глубочайшей тайной предков. А точнее их легендами, так как доказательств, сохранения в фольклоре достоверных фактов тоже нет.

Классификация мегалитов

Наиболее простейшим представителем мегалитов предстаёт перед археологами различных времён менгир. Менгир представляет собой неизящно обработанный столб, широкий у основания и сужающийся к вершине.

Чаще всего встречаются менгиры, установленные группами, в некоторых областях они выставлены целыми аллеями. Также к менгирам принято относить кромлехи. Термин кромлехи закрепился лишь в континентальной Европе. Кромлехи в свою очередь являются сооружениями, возводимыми вплоть до раннего Средневековья.


Кромлех с менгиром.
Гончарский дендрологический парк им. П.В. Букреева: Гончарка,Гиагинский район, Адыгея
Автор: BubukaGala – собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=49107361

Термин, характеризующий данную конструкцию, произошёл от кельтского наречия и отдалённо напоминал дольмены, потому на территории России часто археологические сообщества их так и именуют, что создаёт некоторую путаницу в формулировках. В Великобритании, неподалёку от городка Солсбери, располагается самый популярный для туристов и более чем загадочный для исследователей кромлех под названием Стоунхендж.

Габариты менгиров также весьма разнообразны и могут достигать двадцати метров в высоту с весом около трехсот тонн.

Загадка мегалитов

На более молодых мегалитах со временем начинают встречаться не только изображения, но и резные орнаменты, чем они выгодно отличаются от более древних сооружений.
Практически до XIX века, не имея должных возможностей для полноценных исследований, предполагали, что друиды использовали данные сооружения для жертвоприношений.



Автор: Alexandr frolov – собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=57324831

На сегодняшний день сооружения мистического характера до сих пор оставляют за гранью понимания современного человека цели их установки. А также остается только гадать, как столь громоздкие и тяжелые сооружения могли быть возведены, с учетом того, что чем более развита цивилизация, тем больше следов ее существования остается на планете. А мы имеем дело с редкими, хоть и чрезвычайно интересными следами погибшей цивилизации.

Расположение мегалитов

Наиболее часто менгиры встречаются в Западной Европе, также они широко представлены в Азии и Африке. Можно их встретить также и на территории РФ, например, в Прибайкалье, Кавказе и Крыму


Автор: Rost.galis – собственная работа, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=48934260

Горизонтальная установка камней является менее прочной, потому современное общество, используя мудрость древнейших, и по сей день прибегает к более прочной и долговечной вертикальной практике в сооружениях, например, желая увековечить какое-либо событие в конкретной области.

Историю этих построек еще только предстоит разгадать. А может быть, она так и останется интригующей тайной древности.

Для неолита, энеолита и раннего бронзового века в Европе характерны мегалитические сооружения (от греческих слов «мега»- большой и «литос»- камень). Это гигантские, особенно по тем временам, сооружения различной формы: Дольмены (гробницы с каменными столбами и перекрытиями), менгиры (отдельные вертикально поставленные камни), кромлехи (круговые менгиры), каменные ящики и галереи. Древние люди сооружали их из одного или многих блоков необработанного, а иногда и грубо обработанного камня. В большинстве своём эти постройки служили для погребений или были связаны с погребальными культами. Но некоторые из них, по мнению ученых, были своего рода астрономическими обсерваториями. Понятно, что мегалиты сооружали коллективно - целыми родами племенами, ведь их возведение требовало огромной затраты и мускульной силы. Мегалиты получили широкое распространение в западной Европе. Имеющиеся карты свидетельствуют о том, что главная полоса их местонахождения протягивается вдоль побережья Атлантики, её морей и заливов - от Португалии и Испании, через Францию. Ирландию и южную Англию до Дании и южной Швеции. На этой территории обнаружены тысячи мегалитических построек: во Франции их примерно 5000, на Британских островах - около 2000, в Дании - около 3000. Это преимущественно могильники. Циклопических сооружений, естественно, значительно меньше. В списке объектов всемирного наследия представлены два мегалита, относящиеся к числу самых уникальных. Это археологические памятники в долине реки Войн, а также Стонхендж (Стоунхендж) и Эйвебери. Говоря о чудесах первобытной культуры нельзя обойти вниманием памятники материального свойства. Наиболее грандиозным и, пожалуй, наиболее известным является шотландский Стоунхендж. Древние кельты делили год на холодный (от праздника самхейн) и на тёплый (от праздника белтан) периоды. Отсчёт холодного периода кельты вели со времени прихода скота с пастбищ, а начало тёплого - от выгона скота на пастбище. Трудовой опыт убедил людей в том, что периоды сельскохозяйственных работ следует согласовывать с движением луны и солнца. Ярким примером развития астрономических знаний и их использования народами Запада может служить кромлех Стоунхендж (Stonehenge), расположенный в Англии между Бристолем и Солсбери, а также шотландский Стоунхендж, который расположен недалеко от города Сторновэя - столицы островов - Гарриса и Льюиса (Гербитские острова). Эти сооружения представляли собой два концентрических круга. Английский Стоунхендж состоял из 38 пар вертикально стоявших камней, его конструкция включала также и третье сооружение из врытых в землю тёсаных камней, перекрытых каменными плитами. Шотландский Стоунхендж состоял, как уже упоминалось, из 13 монолитов. В центре таких сооружений стоял один огромный камень - монолит, а на северо-восток от него вне сооружения другой. Исследователи обратили внимание на то, что оси каждого из этих загадочных сооружений, проведённые от центрального монолита к внешнему, направлены к той точке горизонта, где в день летнего солнцестояния восходит солнце. Эти кромлехи, бесспорно, являются древнейшими в Европе астрономическими сооружениями для наблюдений восхода и захода небесных светил - солнца и луны, что необходимо для определения времени. По преданиям, перед такими алтарями друиды (кельтские жрецы) совершали торжественную службу 21 июня, начинавшуюся при первых лучах солнца. В последние годы В Англии приверженцами кельтской старины был организован современный орден друидов, члены которого пытаются реконструировать старые друидские ритуалы и церемонии. По инициативе ордена стала вновь совершаться ежегодная служба летнего солнцестояния в Стоунхендже, и совершается она в том же самом месте и в тот же час, что и в древние времена. Загадка мегалитов уже давно волнует человечество. А в последнее время интерес к ним вновь резко возрос из - за находки мегалитических сооружений на дне Атлантического океана в 40 километрах от Багамских островов. Мегалиты относятся к разным эпохам. Их возводили в VIII тысячелетии до нашей эры, их строили на островах Полинезии всего несколько десятков лет назад. Кто был первым строителем, и с какой целью создавались многотонные мегалитические сооружения? Известно, что все мегалиты явно тяготеют к морю, и чем дальше от него, тем меньшими по величине становятся каменные постройки. Легенды, словно туман, окутали их, но есть во всех этих легендах нечто общее, заставляющее нас вновь задуматься над таинственными древней истории Земли оставившими неизгладимый след в памяти человеческих поколений. Кольцо Бродгара (Ring of Brodar), расположилось в окрестностях городка Оркней, Шотландия. Круг камней диаметром в 104 метра несёт в себе меньше загадок, чем Стоунхендж. Возраст этого сооружения никогда не определялся, хотя существует мнение что это примерно 2500 - 2000 лет до нашей эры. Согласно легендам, этот мегалитический монумент назывался (храмом солнца). В нём совершалась мужская (вторая) часть трёхэтапного обряда обручения. Первоначально в круг входило 60 камней, но к концу 20 века их осталось всего 27. Камни установлены внутри кругового рва до трёх метров в глубину и 9 в ширину. Последнее его исследование было проведено в 70 -х годах. Кольцо Бродгара в Оркнее считается третьим по величине кругом камней на Британских островах, однако о нём почти ничего не известно. Круг Бродгара, это - кромлех эпохи неолита на Мейнленде, самом большом острове в архипилаге Оркнейских островов (Шотландия). Он расположен на узком перешейке между озёрами Стеннес и Харрей. О назначении этого уникального сооружения существует множество гипотез. До сих пор неизвестен точный возраст и количество камней, установленных первоначально. На сегодняшний день загадочное кольцо Бродгар представляет собой широкий круг вертикально расположенных мегалитов, некоторые из которых достигают 4,8 метров в высоту. Когда-то кольцо было огромным - 340 футов в поперечнике (примерно 103,6 метров). Каждый камень представляет собой блок из грубо отёсанного песчаника. Сегодня известно положение 40 камней, однако свободного места достаточно ещё, как минимум, для 20, говорят учёные. Ранее по кругу площадки диаметром 104 м стояло 60 мегалитов. До наших дней сохранилось только 27. Вокруг кольца 13 курганов, которые до сих пор почему - то не исследовались учёными. На данный момент археологи готовятся провести масштабное исследование, которое продлится месяц, должно пролить свет на историю его возникновения, возраст и предназначение. Новейший проект подразумевает повторные раскопки и расширение исследовательских площадей. Планируется также провести геофизические замеры для точного определения месторасположения стоящих камней. Какие тайны откроют эти мегалиты, покажет будущее… Бетонским менгирам (обработанная либо естественная скала, установленная человеком, у которой вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные) также посвящено множество легенд. Христианская церковь придала многим из них своё толкование, найдя в них изображение креста и целого ряда библейских сюжетов. Самым известным и самым загадочным из них, конечно, является Стоунхендж. В Англии и Шотландии таких сооружений, от диаметром от 2 до 113 метров, обнаружено несколько сот. Хотя, как известно, остатки кромлехов встречаются и во многих других странах мира, однако развалины Стоунхенджа поражают своим величием. Это неповторимое сооружение возведено за несколько столетий до падения гомеровской Трои, т.е. почти 4 тысячи лет назад. В центре Стоунхенджа находится огромный камень размером 4,8?1.0?0.5 метра. Этот камень, названный алтарным, первоначально находился, видимо, в другом месте и назначение его до конца не известно. Вокруг него в виде исполинской подковы, диаметром около 15 метров, высятся пять трилитов - сооружений из двух вертикальных камней, на которые положен третий. Высота трилитов изменяется от 6.0 до 7.2 метра и увеличивается к центру подковы, а вес их доходит до 5 тонн. Трилиты в своё время были окружены тридцатью вертикальными камнями высотой около 5.5 метров и весом 25 тонн. На этих опорах, образуя кольцо, лежали горизонтальные плиты. Диаметр этого кольца, которое называют сарсеновым, составляет около 30 метров. За сарсеновым кольцом располагалось ещё несколько кольцевых сооружений. Вход в Стоунхендж сделан с северо-востока, именно в эту сторону открывалась подкова трилитов. В том же направлении, на расстоянии примерно 35 метров от центра комплекса, стоит каменный столб менгир высотой около 6 метров и весом примерно 35 тонн. Его часто называют Пяточным камнем, хотя никакого углубления в форме пятки на менгире не имеется. Какому назначению служил древнейший памятник, созданный неизвестной цивилизацией? Что это - храм солнца или место ритуальных жертвоприношений? Даже с помощью современной техники столь огромное величественное сооружение из гигантских глыб, вес которых достигает 50 тонн, создать очень сложно. Одна легенда повествует о живших до Всемирного Потопа великанах гигантах, которые и смогли построить Стоунхендж, который до сих пор удивляет и поражает людей. И по сегодняшний день ставит перед учёными, археологами, астрономами, уфологами всего мира множество ещё не раскрытых задач, и буквально в каждом камне здесь сокрыта тайна. Учёные выяснили, что камни, из которых возведён Стоунхендж, были доставлены за 210 километров, с гор Поесселии, но это по прямой, а везли же их по рекам, тащили на каталках целых 380 километров. И на это понадобилось бы 300 лет. Организовать работы такого масштаба несколько тысяч лет назад представляется совершенно невероятным. Для чего же нужны были столь нечеловеческие усилия? Астроном Джераль Хокинс в 60 - е годы прошлого века сначала предположил, а потом доказал, что Стоунхендж использовался в древности в качестве обсерватории, позволявшей с высокой точностью проводить астрономические наблюдения. Учёный обнаружил даже что - то наподобие «вычислительной машины» - 56 лунок, расположенных по периметру правильной окружности на равном расстоянии друг от друга. Перекладывая камни из одной лунки в другую, можно было предсказать лунные затмения. Несколько лет назад Стоунхендж исследовали математик и астроном Валентин Терешин и председатель самарского уфологического клуба Владимир Авинский. Изучая геометрические особенности взаимного расположения отдельных элементов мегалитического сооружения, они убедились, что в нём с высокой точностью зашифрованы размеры Земли и Луны, а также размеры планет Солнечной системы. Причём сравнение этих данных с современными выявило лишь небольшое расхождение в несколько процентов. Английские геологи вычислили, что Стоунхендж возводился в период с 1900 по 1600 год до нашей эры. В это время здесь не было централизованных государств. Народам, занимавшимся преимущественно охотой и примитивным земледелием, не было надобности возводить столь гигантское сооружение. И, главное, даже самые цивилизованные жители средиземноморских стран не знали в то время истинных размеров планет и не обладали точными геодезическими приборами, с помощью которых были бы расставлены громадные камни. Совсем недавно были высказаны ещё две новые версии предназначения этого сооружения. Летом этого года, после двух недельных раскопок внутри Стоунхенджа, два профессора археологии Тим Дарвилл и Джеофф Уэйнрайт из университета Борнсмута заявили, что максимально приблизились к разгадке тайны доисторического памятника. Учёные считают, что Стоунхендж мог служить магической больницей. Это подтверждают найденные останки человеческих тел, экспертиза которых показала, что у многих умерших были серьёзные увечья. А благодаря анализу их зубов удалось установить, что большинство из них приехали из отдалённых селений. За 600 - летний период в Стоунхендже были похоронены от 150 до 240 мужчин женщин и детей. По мнению Дарвилла и Уэйнрайта, люди тех времён верили, что голубые камни Стоунхенджа обладали исцеляющей силой, поэтому там и проводились ритуальные обряды исцеления. Ещё одна версия предназначения Стоунхенджа появилась чуть позднее. По версии руководившего раскопками профессора Майка Паркера Пирсона, всемирно известное мегалитическое сооружение служило кладбищем для королевской династии древности. К таким выводам археолог пришёл после проведения радиоуглеродного анализа человеческих останков, обнаруженных на территории комплекса. Кремированные останки - человеческие кости и зубы - были найдены в результате раскопок ещё в 1950 - х годах и хранились в музее в Солсбери. К выводу о королевской принадлежности усопших, учёного сподвигла неожиданная находка - каменный скипетр.

Немало загадок ставит перед учёными остров Пасхи, именно здесь обнаружены сотни гигантских каменных истуканов. Разгадать тайны самого загадочного острова в мире - острова Пасхи в Тихом океане - пытались многие. Последние серьёзные экспедиции туда возглавляли известные путешественники Тур Хейердал и Жак Ив Кусто. Проведя замеры множества истуканов (а их на острове 887), соучастник экспедиции математик Шамиль Цыганов пришёл к выводу, что проекция центра тяжести у них смещена к переднему краю основания истукана, что делает всю конструкцию весьма неустойчивой. А если учесть. Что на голову истукана вдобавок устанавливалась и огромная «шапка» (кстати, без всякой фиксации), то многотонное построение становилось вовсе не устойчивым: стоило его легонько толкнуть - и оно упало бы лицом вниз, а «шапка» отлетела бы далеко вперёд. Кстати говоря, все истуканы на острове Пасхи так и лежат - лицом вниз. Но самым любопытным было то, что на постаментах для истуканов (аху) те площадки на которых они стояли, представляют собой каменные полушаровидные конструкции. Если на эту площадку поставить истукана с «шапкой», то он тут же упадёт, поскольку полушар на постаменте повернётся из -за смещённого центра тяжести истукана. Японцы, правда, установили несколько групп истуканов, но сделали это, насадив каждого на прочный металлический штырь и укрепив всё бетоном. Несмотря на то, что использовались самые современные достижения современной строительной техники, японцам удалось лишь в нескольких случаях установить «шапки» истуканов. Полушаровидные конструкции на постаментах были разрушены, а выемки для них залиты бетоном. Постаменты - аху изначально сделаны из необычного очень твёрдого камня, которого, кстати, нет в естественных выходах пород на острове Пасхи. Этот камень принесён из какого - то другого места. Из него сделаны мегалитические плиты, полушаровидные основания и многое другое на аху. Каждый аху, как показали приборы, является источником инфракрасного излучения. Компас в зоне аху не работает. Тела истуканов изготовлены из мягкого вулканического туфа. Глазницы вырезаны фрезами, основание и верхняя часть головы срезаны какой - то пилой. Шапки истуканов изготовлены из обожжённой глины, на карьере, где их изготавливали видно, что часть глинистого склона была подвергнута необычной термообработке, как будто бы работала гигантская микроволновая печь. Глаза сделаны из непонятного материала, похожего на фарфор. А зрачки - из красной обожжённой глины. Как древние племена могли использовать такие технологии, откуда узнали о них - остаётся только догадываться. Как оказалось загадочные истуканы с острова Пасхи не единичны в своём роде. Подобные фигуры были найдены на Кавказе, на Алтае и в Монголии. Их называют «каменными бабами». Они значительно меньше размером, чем на острове Пасхи (0.5 - 2.5 метров высотой). У них, как и у истуканов нет мозговой части черепа, часто встречается штырь для шапки, нет ног, контуры спины сглажены, руки сложены на животе и сделан акцент на лицо с чётко выраженными «органами смерти» - носом, глазами, ртом, и ушами. Но выражения лиц у каменных баб более добрые. В Монголии тоже есть аналоги стоячих истуканов, основания которых уходят глубоко в землю. На Алтае истуканов называют «оленьими камнями», их высота достигает 3 метров. У большинства из них нет лиц: они были разрушены из за того, что они оказались слишком страшными. Есть «оленьи камни», на которых нет следов скола, то - есть они заведомо были сделаны без лица. На скалистом острове Корсика в Средиземном море стоят десятки каменных колоссов с беззубыми ртами, массивными подбородками и пустыми, лишёнными всякого выражения глазами. В виде тяжеловооружённых воинов, поперёк каменной груди у них висят кинжалы, ножи и длинные мечи. На груди и спине отчётливо просматриваются латы или кольчуги, на головах - круглые шлемы с загнутыми краями, шею сзади защищает пластинчатый навес, а на шлемах, вероятно, создавались рога, потом отбитые (на шлеме остались углубления от рогов). Эти изваяния были созданы примерно 3200лет назад.

Удивительными памятниками древности являются дольмены. В переводе дольмен означает «каменный стол». В мире их насчитывается около 9000. Они разбросаны по всей земле. По берегам Средиземного моря, во Франции, Испании, Португалии, есть они и в Англии, Индии, на Мальте, Корсике, Сардинии, Сицилии, в Северной Корее, в Египте. Есть дольмены и на территории России. Дольмены представляют собой строения из тяжеловесных каменных плит кварцевого песчаника. Кавказских дольменов насчитывается около 3000, и расположены они в прибрежной полосе Ставропольского края, которая тянется от Новороссийска до Очамчиры (Грузия) на 400 км. По ширине эта полоса уходит в горы на 75км почти до Майкопа. Возраст кавказских дольменов - более 7 тысячелетий. Часто на фасадной плите дольменов изображены Сферы и полусферы. У большинства раскопанных дольменов во фронтальной плите имеется круглое отверстие. Оно закрывается каменной пробкой, которые в большинстве своём разрушены временем. Даже современными техническими средствами трудно возвести это грандиозное сооружение. Вот как описывает в книге «Памятники первобытного искусства» А. Формозов перевозку такого дольмена: «В 1960 году решено было перевезти из Эшери какой - нибудь дольмен в Сухуми -во двор Абхазского музея. Выбрали самый маленький и подвели к нему подъёмный кран. Как ни закрепляли петли стального троса к покровной плите, она не двигалась с места. Вызвали второй кран. Два крана сняли многотонный монолит, но поднять его на грузовик оказалось им не по силам. Ровно год крыша лежала в Эшери, дожидаясь, когда в Сухуми прибудет механизм помощнее. В 1961 году с помощью другого механизма все камни погрузили на автомашины. Но главное было впереди: собрать домик заново. Реконструкцию осуществили лишь частично. Крышу опустили на четыре стены, но развернуть её так, чтобы их края вошли в пазы на внутренней поверхности кровли, не смогли. В древности плиты были подогнаны друг к другу настолько, что клинок ножа между ними не пролезал. А теперь тут остался большой зазор. До сих пор назначение дольменов остаётся загадкой.

первобытная культура искусство здание мегалит

В каменном кругу древнего кладбища, в пульсирующем древней магией и мощью месте культа старых, забытых и вечных богов Стенолаз поднял руки и окровавленный нож. И закричал. Ликующе. Дико. Нечеловечески.
Всё вокруг замерло в ужасе.

Анджей Сапковский «Божьи воины»

Среди ветреных пустошей, над вереском, под низким неспокойным небом - иероглифы на сером камне. Истёртые временем, потерянные, чуждые нашему миру, заброшенные в него из другой, неизвестной реальности, отделённой бездной веков. Несущие печать вечности обломки забытых эпох, пережившие не одно поколение легенд, в которых уже нет ни капли правды. Но по-прежнему исполненные странной силы и непобедимого величия. Вызывающие трепет даже сейчас. Мегалиты.

Мегалитами («большими камнями») обычно именуются доисторические сооружения из огромных каменных блоков, соединённых без применения раствора. Но это определение очень неточно. Значительная часть археологических памятников, относимых к мегалитам, в строгом смысле не являются сооружениями вообще, так как состоят из единственного монолита или нескольких не соединённых друг с другом плит.

Кроме того, камни мегалитических построек не всегда велики. Наконец, к мегалитам зачастую относят и некоторые здания, построенные уже в историческое время, но либо с использованием циклопических глыб (храм Юпитера в Баальбеке), либо без применения раствора (Мачу-Пикчу в Перу, XVI век).

Что же тогда объединяет мегалиты? Пожалуй, монументальность и ореол тайны. Мегалит - творение ушедшего, часто уже безымянного народа. Это послание из невообразимо далёкого «долегендарного» прошлого. Памятник неизвестному строителю.

ВЕЧНЫЕ КАМНИ

Чуждый, сюрреалистический, противоречащий всем известным принципам архитектуры облик мегалитов подпитывает обширнейшую «современную мифологию», полную атлантов, гиперборейцев и прочих представителей канувших в Лету высокоразвитых цивилизаций. Но есть минимум две причины не принимать всерьёз подобные спекуляции. Во-первых, вразумительного объяснения появлению мегалитов они всё равно не дают. Во-вторых, действительные тайны истории интереснее мнимых.

К простейшим мегалитам, тем самым, которые не могут ещё считаться сооружениями, относятся священные камни сейды и менгиры - вертикально воткнутые в землю продолговатые, грубо обработанные блоки, отколотые от скалы. Чуть позже они сменяются ортостатами, отличающимися плоской формой и наличием как минимум одной тщательно сглаженной грани, на которой чертились или высекались магические знаки.

Одиночные менгиры и сейды, как правило, служили предметами поклонения. Возле крупнейшего в Англии Радстонского монолита высотой 7,6 метра, украшенного окаменевшими следами динозавра, приносились жертвы. На равнинах ледниковые глыбы всегда привлекали внимание и, вполне вероятно, могли считаться домом духа либо оружием первопредка. Менгиры помельче обычно служили надгробиями вождей. Во всяком случае, именно с этой целью последний из них под камеру был установлен в начале прошлого века в Индонезии. Крупнейшее скопление из 3000 ортостатов - Карнакские камни в Бретани - доисторическое кладбище.

В некоторых случаях менигиры размещались группой, образуя обозначающий границы культового места - круг кромлех. Нередко в центре декоративной ограды обнаруживалась выложенная камнем платформа, на которой сжигались тела умерших либо приносились в жертву животные и пленники. Здесь же могли проводиться церемонии, собрания, празднества и прочие общественные мероприятия. Культы менялись. Кромлехи долговечнее религий.

Не исключено и использование мегалитических сооружений в качестве обсерваторий. Для точного определения положения Луны и Солнца (по тени) требовались незыблемые ориентиры. Расставленные по кругу менгиры выполняли эту роль. Нужно отметить, что и в Средние века у обсерваторий было сходное устройство.

Уже в древности люди стремились к разнообразию и не боялись экспериментов. Эпохальным шагом вперёд, настоящим прорывом в каменной архитектуре стали таулы - конструкции из большого камня, водружённого на маленький. Затем появились трилиты - арки из трёх камней - краса и гордость Стоунхенджа. Устойчивость и долговечность этих сооружений навела первобытных строителей на мысль о сооружении дольменов - первых каменных зданий в истории человечества.

С дольменами, как, впрочем, и с остальными простейшими мегалитами связана масса загадок. Например, их никогда не удаётся связать с какой-то определённой археологической культурой - то есть с древним народом, миграции которого отслеживаются учёными по характерной керамике, наконечникам и другим находкам. Камень не выдаёт возраста постройки, ничего не сообщает о создателях. Определить дату появления дольмена, как правило, можно лишь с точностью до нескольких веков. А за такой срок население страны сменялось не раз. Артефакты же, обнаруженные в сооружении и вокруг него, ни о чём не говорят, так как известно, что мегалиты, переходя из рук в руки, оставались «в эксплуатации» тысячелетиями.

Изрядно озадачить может и то обстоятельство, что похожие, почти идентичные мегалиты разбросаны по огромной площади - от Кавказа до Португалии и от Оркнейских островов до Сенегала. В связи с этим выдвигалась даже версия о некой «культуре дольменов», представители которой некогда населяли все эти территории. Но гипотеза не подтвердилась. Следов такого народа найдено не было. Более того, обнаружилось, что возраст двух одинаковых, расположенных рядом дольменов может различаться на пару тысяч лет.

На самом деле сходство дольменов разных стран объясняется тем, что лежащая на поверхности идея закономерно приходила в голову многим людям. Любой ребёнок мог сделать «домик», поставив на ребро четыре плоских камня и положив на них пятый. Либо накрыть ямку в камне плоским блоком (корытообразный дольмен). Восхитившись своим творением, юный архитектор вырастал, становился вождём и подвигал соплеменников на строительство сооружения уже в натуральную величину.

С определённостью можно сказать одно: появление первых мегалитов связано с переходом населения к осёдлому образу жизни. У бродячих охотников не имелось желания ворочать встреченные во время миграций глыбы. Да и группы людей были слишком малочисленными для осуществления масштабных работ. У первых же земледельцев возможность заняться капитальным строительством появилась. Отсутствовал только опыт. И ничего лучшего, нежели вкопать в землю два камня и водрузить на них третий, им долго не приходило в голову.

Судя по всему, дольмены были склепами. В некоторых из них найдены останки сотен людей. Истлевшие кости образовывали слой за слоем, и новые могилы выкапывались прямо в образовавшейся массе. Другие дольмены совершенно пусты. Вероятно, за прошедшие тысячелетия кто-то взял на себя труд вычистить их.

Путь в лабиринте

Особую категорию мегалитов составляют плоские каирны - выложенные из небольших камней линии или рисунки. К ней относятся многочисленные «каменные ладьи» - захоронения викингов, выполненные в форме обозначенного валунами контура корабля, и уникальный «каменный орёл» - изображение птицы с распростёртыми крыльями, созданное неизвестным племенем североамериканских индейцев.

Но самые знаменитые плоские каирны - «лабиринты», встречающиеся в Скандинавии, Финляндии, Англии, на севере России и даже на Новой Земле. Ряды камней образуют запутанную, свивающуюся спиралью тропу. Это наименее заметные и, одновременно, чрезвычайно эффектные мегалиты. Ибо лабиринт - мощный символ, сплетающий реальность. Путь в страну духов извилист.

Кто оставил эти каменные печати, неразгаданные знаки на северной, скудной земле? Как и большинство мегалитов, лабиринты анонимны. Иногда их связывают с племенами протосаамов, но сами саамы ничего не знают о спиралях. Кроме того, лабиринты распространены далеко за пределами границ расселения предков этого народа. Отдельное мнение по данному вопросу у ненцев, считающих плоские каирны делом рук сиртя - низкорослого коренастого народа кузнецов, давно ушедшего под землю.

Но рано или поздно строительство простых каменных коробок переставало приносить удовлетворение. Дольмен достаточно эффектен для прославления отдельного клана, но маловат, чтобы стать гордостью и культовым центром целого племенного союза. Люди уже хотели большего. Хотя бы просто по размеру.

Отдельные дольмены начали выстраиваться в длинный коридор, часто с боковыми ответвлениями. Иногда строились два соединённых переходами коридора. Естественные плиты трудно было подобрать по форме, и для строительства «стен» стала применяться кладка, как в составных дольменах, либо цельные шлифованные блоки, как в плиточных.

Но и в таком случае строение не казалось достаточно величественным. Поэтому поверх «многосерийных» дольменов насыпался колоссальный каирн - искусственное сооружение в виде груды камней. Для того же чтобы пирамида не оседала, по периметру её «подпирали» кольцом ортостатов. Если пояс был не один, получалось что-то подобное зиккурату. О масшта бах неолитической гигантомании можно судить уже по тому, что подобные сооружения, давно принявшие вид покатых холмов, в новое время десятилетиями эксплуатировались как каменоломни, прежде чем рабочие обнаруживали внутренние камеры.

Самые внушительные из памятников неолита именуются ныне «коридорными гробницами» либо «мегалитическими храмами». Но одно и то же сооружение могло совмещать функции или изменить их со временем. В любом случае курганы плохо подходили для совершения ритуалов. Внутри было слишком тесно. Поэтому каирны продолжали сосуществовать с кромлехами до тех пор, пока люди не научились строить настоящие храмы, под сводами которых могли бы поместиться не только жрецы, но и верующие.

Эра мегалитов, начавшаяся в доисторические времена, не имеет чётких границ. Она не завершилась, а лишь, по мере того как совершенствовались технологии строительства, постепенно сходила на нет. Даже в сравнительно поздние эпохи, когда способы возведения арки стали известны, а здания строились из тёсаного камня и кирпича, спрос на гигантские блоки не исчез. Их продолжали использовать, но уже скорее как декоративный элемент. И даже умея скреплять камни раствором, зодчие не всегда находили нужным это делать. Ведь шлифованные камни, пригнанные друг к другу, снабжённые выступами и пазами, смотрелись лучше. Наконец, даже необработанная глыба иногда оказывалась к месту. Валун, служащий основанием для конной статуи Петра I в Санкт-Петербурге, - типичный мегалит.

Башни титанов

Шотландские борхи и средиземноморские нураги - мегалиты относительно поздние, относящиеся уже к веку бронзы. Представляют они собой башни, сложенные из небольших необработанных камней без применения раствора. И то, что многие их этих сооружений, скреплённых лишь весом материала, стоят до сих пор, вызывает огромное уважение к строителям.

Создание борхов приписывается пиктам, а нурагов - шарденам. Но обе версии не бесспорны. Кроме того, от самих этих народов остались лишь имена, данные им иностранными летописцами. Происхождение и обычаи пиктов и шарденов неизвестны. И это ещё более затрудняет разгадку назначения многочисленных (лишь на одной Сардинии было построено больше 30 000 нурагов), но нефункциональных сооружений.

Брохи напоминают укрепления, но едва ли использовались для обороны, потому что не имели бойниц и не могли вместить достаточное количество защитников. В них не разводили огонь, не жили, не хоронили усопших и не хранили припасы. Найденные же в башнях предметы принадлежат почти исключительно кельтам, столетия спустя заселившим Шотландию и пытавшимся придумать башням какое-то применение. Однако преуспели они не больше археологов.

ТАЙНЫ БОЛЬШОГО КАМНЯ

Остается вопрос «как». Как без тяжёлой техники люди доставляли огромные камни, как поднимали их, как обтёсывали? Именно эти загадки вдохновляют авторов альтернативных гипотез. В основе которых, впрочем, лежит банальное отсутствие воображения. Неподготовленному человеку трудно представить, как варвары каменными орудиями обтёсывают гигантский блок и вручную устанавливают его на место. Представить же, как всё это неизвестно зачем неизвестным способом проделывают неизвестно куда подевавшиеся атланты, по силам любому.

Но альтернативные рассуждения содержат фундаментальную ошибку. Располагая подъёмными кранами и алмазными пилами, мы не используем огромные каменные монолиты. Это же нерационально. Сейчас доступны более удобные материалы. Мегалиты сооружались людьми, просто не способными ещё строить иначе.

Камень действительно трудно обрабатывать другим камнем или медью. Поэтому лишь в век железа строить начали из сравнительно компактных тёсаных «кирпичей». Ведь чем меньше блок, тем больше его относительная поверхность. Так что египтяне вовсе не стремились осложнить себе работу, используя для возведения пирамид полутора- и двухтонные глыбы, которые, конечно же, нелегко было перевозить и поднимать. Напротив, они облегчали её, насколько возможно. Ведь с уменьшением блоков затраты на их изготовление резко возросли бы, транспортные же расходы сократились бы незначительно.

Переправлять-то пришлось бы прежний вес. Так же рассуждали и создатели мегалитов.

Оценка сложности задачи «на глаз» часто приводит к ошибкам. Кажется, что труд строителей Стоунхенджа был огромен, но, очевидно, затраты на сооружение самых малых из египетских и месоамериканских пирамид были несравненно выше. В свою очередь, на все пирамиды Египта, вместе взятые, ушло вчетверо меньше труда, чем на один только канал - 700-километровый «дублёр» русла Нила. Вот это действительно был масштабный проект! Пирамиды же египтяне возводили в свободное время. Для души.

Трудно ли было обтесать и отшлифовать 20-тонную плиту? Да. Но каждый крестьянин или охотник в каменном веке за свою жизнь между делом, вечерами изготовляя необходимые инструменты, доводил почти до зеркального блеска около 40 квадратных метров камня, по возможности выбирая самые твёрдые из горных пород: обработке откалыванием и шлифовкой о мокрый песок не поддаётся только алмаз.

Сложной представляется доставка огромных камней не только без техники, но и без лошадей, даже без колеса. Между тем, при Петре I фрегаты именно так переправлялись по маршруту будущего Беломорканала. Крестьяне и солдаты тянули корабли по деревянным рельсам, подкладывая деревянные же катки. Причём груз не раз приходилось втаскивать на многометровые утёсы. В таких случаях приходилось сооружать намёт, а иногда и использовать противовесы в виде клетей с камнями. Но, отдавая приказ, царь, вероятно, думал недолго, так как речь шла об операции вполне заурядной. Испанцам тоже казалось и быстрее, и безопаснее перетаскивать галеоны из Карибского моря в Тихий океан через Панамский перешеек, чем перегонять их вокруг мыса Горн.

Ценную информацию дало исследование мальтийских мегалитических храмов, один из которых был внезапно заброшен в процессе строительства. Всё, что рабочие обычно забирали с собой, - каменные катки и салазки - осталось на месте. Сохранились даже чертежи, имевшие вид миниатюрного макета сооружения (именно так - по модели, а не по бумаге, - строили до XVIII века). Кроме того, на Мальте, а позже и в других богатых мегалитами регионах, были обнаружены «каменные рельсы» - параллельные борозды, оставленные многократным прокатыванием круглых камней под тяжёлыми салазками.

Хоббичьи норы

Мегалитические сооружения Скара-Брей уникальны в первую очередь тем, что они - жилые. Обычно люди неолита строили из вечного камня дома только для мёртвых. Но Шотландия в ту пору была северным форпостом земледелия. Так что удивительно низкорослому, меньше пигмеев, народу, решившему обосноваться на этой суровой земле, пришлось окапываться на совесть. Сказывалась и нехватка дерева. «Хоббиты» могли рассчитывать лишь на брёвна, принесённые морскими волнами.

Другая интересная особенность данных мегалитов - в их кладке немного того, что заслуживало бы эпитета «мега». Камни, в большинстве, невелики. Дома явно строились силами одной семьи, не способной доставить на место и водрузить на сооружение монолитную плиту дольмена. Крыши «хоббиты» сооружали из дерева и дёрна. Зато в каждой комнате было несколько мегалитов в миниатюре - каменных табуретов и этажерок.

Но всё-таки - не слишком ли велик был труд? Так ли уж нужно было безвестным варварам осложнять свою и без того нелёгкую жизнь доставкой и подъёмом 50-тонных глыб Стоунхенджа? Причём не выгоды ради, а для красоты, для славы. Понимая, что арки культового центра вполне можно сделать и из дерева.

Жители неолитической Англии думали, что не слишком. Точно так же полагали и римляне, используя в Баальбеке рекордные, немыслимые 800-тонные блоки, хотя вполне могли обойтись и обычными. С ними были согласны инки, вырезая из камня прихотливые пазлы, чтобы собрать из них стены Мачу-Пикчу. Мегалитические постройки поражают воображение даже сейчас. Поражали они его и тогда. Намного сильнее поражали. Своим трудом строители прославляли божество, и немного - самих себя. А учитывая, что цели они достигли, - хотя имена их забыты, слава, пережив рождение и конец многих цивилизаций, гремит сквозь тысячелетия, - можно ли говорить, что труд был слишком велик?

Напротив, это было очень экономичное решение.

Во что поиграть?
  • Rise of Nations (2003)
  • Age of Empires 3 (2005)
  • Civilization 4 (2005)


Пособия и алименты