Морские меры длины и скорости, курс и пеленг. Девитация магнитного компаса

В каких единицах измеряют расстояние и скорость на море? Об этом можно узнать, прогуливаясь по территории Музея Мирового океана в . Дорожка вдоль пристани на территории музея содержит несколько вмонтированных в камень металических информационных табличек, с полезной информацией.

В этой заметке я постараюсь рассказать немного больше, чем вы прочитаете на этих табличках.

Итак, первая табличка на пути с нулевой отметкой расстояния и вопросом.

Что такое кабельтов?

Кабельтов - это трос для швартов и буксиров. Как единица измерения кабельтов стал использоваться потому, что трос на судне практически всегда был одной длины.

Международный кабельтов

Различаются несколько видов кабельтов. Мера длины - привязанная к длине меридиана. Это международный кабельтов. Он равен 1/10 морской мили или 6 угловых секунд меридиана. Что составляет 185,20 метров!

Длина морской мили, принятая в России составляет 1852 метра. Приблизительно 6080 футов.

Обычный кабельтов

Артиллерийский или обычный кабельтов. Он равен 100 морским саженям, или 600 футов, или 182,88 метра. Морская сажень - единица измерения в английской системе мер и производных от нее. 1 морская сажень равна 6 футам. Морская сажень примерно равна расстоянию между двух вытянутых рук (еще название — «маховая сажень»).

Морская сажень также равняется ровно 2 ярдам, или 1,8288 метра.

Кабельтов Великобритании

Адмиральский кабельтов или кабельтов Великобритании равен 1 десятой адмиральской мили, или 608 футам, или 185,3184 метра. Данная мера длины была распространена вплоть до стандартизации 1970 года, когда морская миля в Великобритании составляла 6080 футов, или 1853,184 метра.

Старый кабельтов США

В мерах на море отличались все, кто только мог. Старый кабельтов США был равен 120 морских саженей, или 720 футов, или 219,456 метров. Честно говоря, даже не знаю, почему так!

Как видите, необходима была стандартизация, иначе измерение расстояний превращалось в постоянную арифметическую работу по пересчету мер длины.

Соответственно на Международной гидрографической конференции в Монако в 1929 году была принята международная морская миля (International Nautical Mile), которая стала равна ровно 1852 метрам!

В чем измеряется скорость на море?

Мера скорости на море называется узлы! Запутанно как то на первый взгляд. Но это просто название, для краткости и удобства. А с определением скорости все довольно просто. 1 узел равен одной морской миле в час. Или 1,852 километра в час (км/ч), или 0,514 метров в секунду.

Почему узел?

Почему узел как мера скорости судна распространен и применяется до настоящего времени? Дело в том, что судно, идущее на скорости 1 узел вдоль меридиана, за один час проходит одну угловую минуту географической широты. Соответственно такая мера скорости удобна при навигационных расчетах.

Прогулки иногда бывают очень познавательны.

Приятных путешествий! И добавляйте сайт в закладки! Будет много интересного!

Друзья! В своих стремлениях сделать что-то хорошее для этого мира мы решили на начало весны запустить проект с условным названием «Добро». Мир большой...

Прачечная самообслуживания. Фото: Vladimir Shveda Задумались о необходимости прачечных самообслуживания, когда переехали в Калининград. Пока ждешь...

Каждый школьник прекрасно знает, что морская миля - это единица измерения, которой исчисляется расстояние на больших водных просторах. В наши дни эта величина не входит в международную систему физических единиц, однако ею широко пользуются практически все народы, как европейские, так и американские. Именно поэтому в различных источниках можно найти разные обозначения этого показателя. Среди таковых встречаются NM, nmi и другие.

История зарождения морской мили

Морская миля появилась приблизительно в эпоху Возрождения. Тогда моряки высчитывали те расстояния, которые им предстояло проплыть на кораблях, исходя из особенностей дуг меридианов земли. Так данная морская единица измерения расстояния равнялась длине одного градуса дуги меридиана, а высчитывалась по сложной математической формуле. Однако в связи с тем, что наша планета имела и имеет форму эллипса, данная угловая минута на практике была величиной непостоянной. Так как радиус кривизны в тех или иных широтах эллипсоида различен, то такая величина, как миля морская, была бы наименьшей в районе экватора и наибольшей у полюсов Земли.

Окончательное принятие данной метрической единицы

В связи с этим в двадцатом столетии, в частности в СССР, была принята средняя стандартная единица измерения расстояния на морских просторах. За основу для формулы, по которой эта величина исчислялась, взяли угол в 45 градусов, и в результате получилось число, равное 1852 метрам. Несмотря на то что морская миля может быть переведена в столь привычные для нас единицы измерения, ею не пользуются как метрической мерой. Так как в основе ее лежит один градус дуги меридиана нашей планеты, она становится угловой единицей измерения. В вопросах, связанных с судоходством, особенно на достаточно большие расстояния, это очень удобно и приемлемо.

Математическое деление одной мили

Как мы видим, морская миля в общей сложности составляет практически два километра. В некоторых случаях для морских путешествий данная величина является слишком большой. Именно поэтому данная величина была разбита на кабельтовы. В одной миле насчитывается 10 кабельтовых, что, в свою очередь, равняется одной трети морской лиги. Данная величина не используется в судоходстве и в прочих науках, однако иногда она служит ориентиром, который позволяет сделать более точные расчеты, проложить более подробный и правильный морской путь.

Какие еще существуют мили?

Зная особенности американских единиц измерения, многие люди путаются в том, чему равна 1 морская миля. В этой стране данная мерка применяется не только в судоходстве, но и на сухопутных расстояниях. Одна миля США, которая часто применяется для обозначения скорости автомобиля и пути, который он проходит, равна 1609,344 метрам. Стоит также отметить, что в этой стране в некоторых случаях встречаются различия и в морских единицах измерения длин. Так, морская миля в штатах в некоторых документах равна 1853,249 метрам. Однако если необходимо экспортировать груз по документам, заключенным со странами Европы и Азии, то применяется именно международная система измерения, которая была признана официальной в 1929 году.

4. Морские меры длины и скорости.

На море за единицу расстояния принимается морская миля. Морская миля равна одной минуте дуги земного меридиана; величина этой минуты на меркаторской карте зависит от широты места. На карте линейная величина одной мили меняется пропорционально sec f (секансу широты).

Таблица 1

ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОГО ГОРИЗОНТА В МИЛЯХ И КИЛОМЕТРАХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫСОТЫ ПРЕДМЕТА.

Высота,

м

Дальность видимого горизонта

Высота,

м

Дальность видимого горизонта

Высота,

м

Дальность видимого горизонта

мили

км

мили

км

мили

км

0. 3

1, 2

2, 1

7, 6

5, 7

10, 6

19, 8

9, 3

17, 2

0, 6

1, 6

3, 0

7, 9

5, 9

10, 9

21, 3

9, 6

17, 8

0, 9

2, 0

3, 7

8, 2

6, 0

11, 0

22, 1

9, 9

18, 3

1, 2

2, 3

4, 3

8, 5

6, 1

11, 2

24, 4

10, 3

19, 0

1, 5

2, 6

4, 8

8, 8

6, 2

11, 4

25, 9

10, 6

19, 6

1, 8

2, 8

5, 2

9, 1

6, 3

11, 6

27, 4

10, 9

20, 2

2, 1

3, 0

5, 6

9, 4

6, 4

11, 8

29, 0

11, 2

20, 7

2, 4

3, 3

6, 1

9, 8

6, 5

12, 0

30, 5

11, 5

21, 3

2, 7

3, 5

6, 5

10, 1

6, 6

12, 2

32, 5

11, 8

21, 8

3, 0

3, 6

6, 7

10, 4

6, 7

12, 4

33, 5

12, 1

22, 4

3, 4

3, 8

7, 0

10, 7

6, 8

12, 6

35, 1

12, 3

22, 8

3, 7

4, 0

7, 4

11, 0

6, 9

12, 8

36, 6

12, 6

23, 3

4, 0

4, 1

7, 6

11, 3

7, 0

13, 0

38, 1

12, 8

23, 7

4, 3

4, 3

8, 0

11, 6

7, 1

13, 1

39, 6

13, 1

24, 4

4, 6

4, 5

8, 3

11, 9

7, 2

13, 3

41, 2

13, 3

24, 6

4, 9

4, 6

8, 5

12, 2

7, 3

13, 4

42, 7

13, 6

25, 2

5, 2

4, 7

8, 7

12, 5

7, 4

13, 6

44, 2

13, 8

25, 6

5, 5

4, 9

9, 1

13, 1

7, 5

13, 9

45, 7

14, 1

26, 0

5, 8

5, 0

9, 3

13, 4

7, 6

14, 1

48, 8

14, 5

26, 8

6, 1

5, 1

9, 5

13, 7

7, 7

14, 2

51, 8

15, 0

27, 8

6, 4

5, 3

9, 8

14, 0

7, 8

14, 4

54, 9

15, 4

28, 5

6, 7

5, 4

10, 0

14, 9

8, 0

14, 8

57, 9

15, 8

29, 2

7, 0

5, 5

10, 2

16, 8

8, 5

15, 7

61, 0

16, 2

30, 0

7, 3

5, 6

10, 4

18, 3

8, 9

16, 5

Поэтому расстояние на карте рекомендуется измерять с помощью циркуля, прикладывая его затем к вертикальным рамкам карты на той же широте, что и измеряемое расстояние. Для практических целей судовождения в СССР приняты: стандартная морская миля, равная 1852 м; кабельтов - одна десятая морской мили (185,2 м); морская сажень - одна сотая кабельтова (1,85 м, или 6 футов). Сажени и футы употребляются для измерения глубин в Англии и отчасти в США. В большинстве остальных стран употребляются метры (один фут равен 305 мм).

Километр - основная единица измерения расстояния па реках, озерах и водохранилищах. Он равен 1 000 м, или 0,54 морской мили. Скорость судна измеряется в узлах. Один узел соответствует скорости судна, при которой оно проходит одну милю за один час.

5. Истинные курс и пеленг, курсовой угол.


Рис. 41. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет

Истинный курс судна ИК - это угол, заключенный между северной частью истинного меридиана (линии NS) и диаметральной плоскостью судна (направлением носа судна). Диаметральной плоскостью судна ДП называют продольную вертикальную плоскость, делящую судно на две симметричные равные части. Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.

Истинным пеленгом предмета ИП называют угол, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана по движению часовой стрелки до направления на предмет. Пеленг измеряется от 0 до 360° по часовой стрелке. На навигационных картах прокладываются только истинные курсы судна и истинные пеленги (рис. 41).

Для определения направлений на море, озере и водохранилище, т. е. для определения курсов судна и пеленгов различных предметов, служит компас. Компасы бывают гидроскопические и магнитные. Действие магнитного компаса основано на свойстве магнитной стрелки занимать определенное положение в земном магнитном поле, а именно: северный конец магнитной стрелки компаса указывает на северный магнитный полюс земли N M .

Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана.

Угол, заключенный между северной частью истинного меридиана и северной частью магнитного меридиана, называется магнитным склонением d . Склонение отсчитывается от северной части истинного меридиана к востоку или западу от 0 до 180°. Восточному, или остовому, склонению присваивается знак плюс, западному, или вестовому, - знак минус. Магнитное склонение для данного места непостоянно, оно все время увеличивается или уменьшается на небольшую постоянную вели чину. Величина склонения в данном районе плавания, годовое его увеличение или уменьшение в год, к которому приведено склонение, указываются на навигационных картах.

Например, в заголовке карты указано: «Склонение компаса приведено к 1970 году, 10° остовое, годовое увеличение 3 дуговых минуты». Если любитель пользуется этой картой в 1972 году, то с 1970 до 1972 года склонение увеличилось на 6 дуговых минут, т. е. на 0,1°, и поэтому в 1972 году склонение будет не 10°, а 10,1°. Если на трассе, на различных участках по данным карт различия в склонении не имеется, то обрабатывают тем же способом все участки трассы.

Чтобы, зная магнитный курс МК или пеленг МП и склонение d компаса в данном районе плавания, найти истинный курс ИК и истинный пеленг ИП, необходимо к магнитному курсу или пеленгу алгебраически прибавить приведенное к году плавания склонение с его знаком:

1) МК + (± d) = ИК

и обратная задача:

ИК - (± d) = МК

2) МП + (± d) = ИП или ИП - (± d) = МП.


Рис. 42. Определение истинного пеленга через курсовой угол или склонение

Курсовым углом КУ называется угол, заключенный между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (рис. 42). Курсовой угол определяется при помощи пеленгатора и отсчитывается по азимутальному кругу магнитного компаса. Он может быть правого или левого борта, изменяясь от 0 до 180°. Для того чтобы получить курсовой угол, необходимо запеленговать предмет при помощи пеленгатора и снять отсчет КУ по азимутальному кругу. Если предмет находится с левого борта, то отсчет курсового угла будет более 180°. Полученное в этом случае значение курсового угла необходимо вычесть из 360°.

Разность будет величиной курсового угла левого борта. Курсовой угол правого борта имеет знак плюс, курсовой угол левого борта - знак минус.

Истинный пеленг можно определить через курсовой угол по формуле:

ИП = ИК + КУ п/б,

ИП = ИК - КУ л/б.

Если в первом случае истинный пеленг более 360°, то из полученного результата нужно вычесть 360°. Если во втором случае истинный курс по своему значению меньше курсового угла, то к истинному курсу нужно прибавить 360° и из полученного результата вычесть величину угла.

На рис. 42 показано исправление магнитного пеленга МП склонением d или курсовым углом для получения величины истинного пеленга ИП на маяк М. Линия N М S М показывает направление магнитного меридиана, от которого отсчитывается магнитный пеленг. В данном примере он равен 280°. Склонение западное 10° со знаком минус, поэтому истинный пеленг будет равен:

1) ИП = МП + (- 10°), ИП = 280°+ (- 10°) = 270°.

2) ИП = ИК + КУ п/б, ИП = 225°+ 45°= 270°.

6. Девиация магнитного компаса. Исправление и перевод румбов.

Металлический корпус судна, различные металлические изделия, двигатели являются причиной отклонения магнитной стрелки компаса от магнитного меридиана, т. е. от направления, по которому должна расположиться магнитная стрелка на суше. Магнитные силовые линии земли, пересекая судовое железо, превращают его в магниты. Последние создают собственное магнитное поле, под влиянием которого магнитная стрелка на судне получает дополнительное отклонение от направления магнитного меридиана.

Отклонение стрелки под влиянием магнитных сил судового железа называется девиацией компаса. Угол, заключенный между нордовой частью магнитного меридиана N М и нордовой частью компасного меридиана N K , называется девиацией магнитного компаса s (рис. 44).

Девиация может быть как положительной - восточной, или остовой, так и отрицательной - западной, или вестовой. Девиация - величина переменная и меняется в зависимости от широты и курса судна, так как намагниченность судового железа зависит от его расположения относительно магнитных силовых линий земли.

Для расчета магнитного курса МК необходимо к величине компасного курса КК алгебраически прибавить величину девиации s на данном курсе:

КК + (± s) = МК

или МК - (± s) = КК.

Например, компасный курс КК равен 80°, при этом девиация магнитного компаса s = 20° со знаком плюс. Тогда по формуле находим:

М K = KK + (± s) = 80 + (+20°)= 100°.

Если собственное магнитное поле судна большое, то компасом пользоваться трудно, а иногда он вообще перестает работать. Поэтому девиацию необходимо сначала уничтожить при помощи компенсационных магнитов, расположенных в ноктоузе компаса, и брусков мягкого железа, устанавливаемых в непосредственной близости от компаса.

После уничтожения девиации приступают к определению остаточной девиации на различных курсах судна. Уничтожение и определение остаточной девиации и составление девиационной таблицы для данного компаса производится специалистом-девиатором на специально оборудованном створными знаками девиационном полигоне. Девиация считается уничтоженной вполне удовлетворительно, если ее величина на всех курсах не превышает ±4°.

Как уже говорилось, на картах необходимо прокладывать истинные курсы и пеленги. Для получения истинных курсов и пеленгов нужно в показания компаса, установленного на судне, внести определенную поправку, так как он показывает компасный курс и компасные пеленги. Поправкой компаса D К называется угол, заключенный между нордовой частью истинного меридиана N И и нордовой частью компасного меридиана N K . Поправка компаса D К равна алгебраической сумме девиации s и склонения d , т. е.:

D К = (± s) + (± d).

Отсюда следует, что для получения истинных величин необходимо к компасным величинам прибавить поправку компаса с ее знаком:

ИК = КК + (± D К)

или КК = ИК - (± D К).

На рис. 43 показан переход от МК к КК через склонение.

На рис. 44 показана взаимосвязь между всеми величинами, от которых зависит правильное определение истинных направлений в море. Углы, образованные линиями N к, N м, N и и линиями курса и пеленга, носят следующие наименования:

Компасный курс КК - угол между линией компасного меридиана N K и линией курса.

Компасный пеленг КП - угол между линией компасного меридиана N K и линией пеленга.

Магнитный курс МК - угол между магнитным меридианом N М и линией курса.

Магнитный пеленг МП - угол между линией магнитного меридиана N M и линией пеленга.

Истинный курс ИК - угол между линией истинного меридиана N И и линией курса.

Истинный пеленг ИП - угол между линией истинного меридиана и линией пеленга.

Девиация s - угол между линией компасного меридиана N K и линией магнитного меридиана N M .

Склонение d - угол между линией магнитного меридиана N M и линией истинного меридиана N И.

Поправка компаса D К - угол между линией истинного меридиана N И и линией компасного меридиана N K .

Существует мнемоническое правило, которое помогает судоводителю правильно оперировать величинами истинных магнитных и компасных направлений. Для выполнения этого правила необходимо запомнить последовательность: И K - d - MK - s - КК. Если из ИК алгебраически вычесть склонение d , то получим рядом стоящую вправо от ИК величину МК; если из МК вы чтем алгебраически девиацию s , то получим рядом стоящую вправо от МК величину КК. Если мы из ИК алгебраически вычтем обе стоящие вправо от ИК. величины d - склонение и s - девиацию, то получим КК. При условии, что у нас имеется компасный курс и нужно получить МК, производим обратные действия: к компасному курсу КК прибавляем алгебраически стоящую слева от него девиацию s и получаем магнитный курс МК. Если к магнитному курсу алгебраически прибавить склонение d , стоящее слева от магнитного курса, то получим истинный курс ИК, и, наконец, если к компасному курсу алгебраически прибавить девиацию s и склонение d , представляющие не что иное, как поправку компаса D К, то получим истинный курс - ИК.

Судоводитель-любитель при расчетах и работе на карте пользуется только истинными значениями курсов, пеленгов и курсовых углов, а магнитные компасы дают только их компасное значение, поэтому ему приходится производить вычисления по приведенным выше формулам. Переход от известных компасных и магнитных величин к неизвестным истинным называется исправлением румбов. Переход от известных истинных величин к неизвестным компасным и магнитным называется переводом румбов.

Узел (единица измерения)

Индикатор скорости самолёта, градуированный в узлах (knots).

Распространенность узла как единицы измерения связана со значительным удобством его применения в навигационных расчётах: судно, идущее на скорости в 1 узел вдоль меридиана, за один час проходит одну угловую минуту географической широты .

Происхождение названия связано с принципом использования секторного лага . Скорость судна определялась как число узлов на лине (тонкий трос), прошедших через руку измеряющего за определённое время (обычно 15 секунд или 1 минута). При этом расстояние между соседними узлами на лине и время измерения были подобраны с таким расчётом, что это количество численно равнялось скорости судна, выраженной в морских милях в час .

Узел - самостоятельная единица скорости. Сказать: «Судно идет со скоростью 36 узлов в час» - неправильно. Очень хорошо описана нелепость такого выражения в рассказе «Летучий голландец», отрывок из которого приводится ниже.
«- Скажите, капитан, а какая у нас скорость? - подняв очки от записной книжки, вновь спросил гость.
Гужевой открыл уже рот, чтобы ответить своей обычной остротой, что было шесть узлов в час - в первый, а во втором и трех не натянули, но Пийчик его предупредил:
- Сколько положено: полный ход, двенадцать узлов».
Тросик лага, выпускаемый на ходу с кормы, разбивался узелками на расстоянии по 1/120 мили (50 футов). Сосчитав число узелков, пробежавших за полминуты (1/120 ч), можно узнать скорость в морских милях в час. Отсюда следует, что выражение «30 узлов в час» явно бессмысленно: получится, что корабль вместо приличного хода в 56 км/ч тащится по 1500 футов (470 м) в час, что и неверно, и обидно.

Узел и международная морская миля широко используются в морском и воздушном транспорте. Узлы считались самым распространённым измерением в Англии до 1965 года, но позже они стали именоваться милями.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Узел (единица измерения)" в других словарях:

    УЗЕЛ, 1). В анатомии утолщение или увеличение органа или ткани, например лимфатический узел или синусно предсердный узел нервной ткани, контролирующий ритм сердца. 2). В ботанике узел место на стебле растения, откуда отходит лист или листья. 3) … Научно-технический энциклопедический словарь

    Узел: Узел соединение и переплетение линейных материалов. «Гордиев узел» крылатая фраза. Содержание 1 Коммуникации 2 Наука и техника … Википедия

    - (Knot) 1. Всякая схватка или петля, сделанная на снасти или вокруг чего либо; связка концов тросов между собой. У. бабий (Grannies knot, carrick bend) неправильно завязанный прямой или рифовый У. У. беседочный (Bowline hitch) надежный,… … Морской словарь

    Узел единица измерения скорости, равная одной морской миле в час. Так как существуют разные определения морской мили, соответственно, и узел может иметь разные значения. По международному определению, один узел равен 1,852 км/ч (точно) или… … Википедия

    Узел единица измерения скорости, равная одной морской миле в час. Так как существуют разные определения морской мили, соответственно, и узел может иметь разные значения. По международному определению, один узел равен 1,852 км/ч (точно) или… … Википедия

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? узла, чему? узлу, (вижу) что? узел, чем? узлом, о чём? об узле; мн. что? узлы, (нет) чего? узлов, чему? узлам, (вижу) что? узлы, чем? узлами, о чём? об узлах 1. Узлом называется затянутая… … Толковый словарь Дмитриева

    Список узлов перечень узлов по алфавиту. Содержание 1 А 2 Б 3 В 4 Г 5 Д … Википедия

    Морская миля единица измерения расстояния, применяемая в мореплавании и авиации. Первоначально морская миля определялась как длина дуги большого круга на поверхности земного шара размером в одну угловую минуту. Таким образом, перемещение на … Википедия

    кинематические единицы - ▲ единица измерения скорость узел. гал единица ускорения. герц единица частоты … Идеографический словарь русского языка



Пособия и алименты