На чем летают русь. Пилотажная группа "Русь"

В прошлом году пилотажная группа Русь отметила свое 25-летие. Меня давно приглашали в Вязьму, где базируется учебный авиационный центр группы, и в прошлую субботу я, наконец, доехал до места. В тот день планировались полеты ко дню города в Смоленске, однако из-за непогоды выступления пришлось отменить. Заглавная фотография для поста позаимствована у Сергея Мухамедова , которому удалось слетать с Русью прошлой осенью на праздник в Великий Новгород .

У старейшей пилотажной группы России непростая судьба. Вяземский авиационный центр ДОСААФ был основан в 1960 году, а в 1987 на его базе создана группа Русь. После перестройки вышло постановление РФ о ликвидации учебных авиационных центров и из 27 образований советской эпохи закрылись 26. Вяземский центр был единственным, который обратился в Конституционный суд, чтобы отстоять свое право на существование и полеты:

"Жизнь пилотажников стала сплошным контрастом: с одной стороны — блеск в небе, с другой — нищета на земле. Вместо того чтобы прославлять Россию, они вынуждены были думать о выживании. У каждого было по десять соток в поле около военного городка, которые сплошь были засажены картошкой, чтобы прокормить семью. Летать же приходилось на старых запасах топлива. На зарплату зарабатывали экскурсионными полетами для иностранцев, хранением топлива, продажей списанной техники. Из 27 авиацентров выжила только вяземская «Русь». Выстояли благодаря сплоченному коллективу. Центр вынужден был перерегистрироваться в аэроклуб, но летчикам удалось отстоять свое право на небо и продолжить работу".
Сегодня Русь входит в десятку лучших пилотажных групп мира. Во время выполнения некоторых элементов расстояние от крыла до крыла в группе сокращается до 1 метра. Визитной карточкой эскадрильи стало выполнение фигуры "сердца", пронзенного самолетом-стрелой. Однако кроме летного мастерства Русь по-прежнему вынуждена показывать "высший пилотаж" выживания. Группа не имеет государственного финансирования, не поддерживается военными. Я всей душой болею за нашу авиацию и хочу пожелать ребятам безоблачной жизни во всех смыслах.

Под катом небольшая экскурсия по Вяземскому авиацентру, инструкция по катапультированию и видео...

Приехав в Вязьму, первым делом прошлись по учебному центру:

3.

Возле окна стоит учебный тренажер для пилотов:

4.

Общий зал, много цветов и растений:

5.

Кабинет Анатолия Марунько, начальника Вяземского учебного авиационного центра:

6.

Учебные классы:

7.

После знакомства отправились на аэродром.

Русь будет выступать на Олимпиаде в Сочи, их задача нарисовать Олимпийские кольца. Пока летчики тренируют летную часть, менеджер Владимир экспериментирует с красящими составами густого и насыщенного дыма, с помощью которого группа нарисует в небе олимпийский символ:

На земле это выглядит не очень, но в небе ребята обещают отличный результат:

9.

Реактивы приехали из Англии:

10.

Учебный класс на аэродроме:

11.

Сам Анатолий Марунько:

12.

На стенах висят разные схемы летных фигур. Кстати, на сайте группы есть раздел, в котором схематически изображены основные фигуры, которые выполняют Русичи :

13.

Наверху КДП - контрольно-диспетчерский пункт, где происходит управление полетами:

14.

Любопытная антибликовая технология:

15.

"Русь" использует чехословацкие реактивные самолеты Л-39 "Альбатрос". Это легкий штурмовик, он является одним из лучших самолетов в своем классе. Кроме шести рабочих самолетов у авиацентра есть старые, которые используются как доноры запасных частей:

16.

У КДП есть балкончик, с которого можно наблюдать за полетами:

17.

Карта с прозрачными слоями фигур. Используется также для полетов:

18.

19.

А это тренажер на катапультирование. Каждый, кто садится в Л-39 впервые, в обязательном порядке проходит инструктаж:

20.

Для того чтобы тренажер заработал, к нему надо подключить специальную "батарейку":

21.

Тренажер НКТЛ-39, точная копия кабины. Перегрузки при катапультировании 18G, - то есть, масса тела, умноженная на 18. Процесс катапультирования быстрый, с момента выдергивания ручки до раскрытия парашюта он занимает пять секунд:

22.

23.

После команды на катапультирование, пилот дергает ручки, которые запускают весь процесс. Первым делом срабатывают плечевые притяги, затем кресло поднимается на пол метра, срабатывает ракетный ускоритель и кресло вылетает на 100 метров от самолета. В процессе открывается стабилизирующий парашют, чтобы кресло подальше унесло от самолета и не завалило набок. Затем раскрывается основной купол:

24.

Важно сильно прижать голову к креслу и дергать за ручки не глядя вниз:

В тренажере есть специальная кнопка в изголовнике, которая остановит процесс при неправильном положении головы. В настоящем самолете такой кнопки нет и если не прижать голову, перегрузки сломают катапультируемому шею:

26.

27.

Кстати, пилот не покинет самолет до тех пор пока не катапультируется пассажир:

28.

Все что обозначено в самолете красным - это ручки аварийного применения, дергать за них в процессе полета категорически запрещено:

29.

30.

ДОСААФ расшнуровывается как Добровольное Общество Содействия Армии, Авиации и Флоту:

31.

Фото с вышки КДП. Рядом расположен военный аэродром:

32.

33.

Лиза - пресс-секретарь пилотажной группы:

34.

Хищная морда:

35.

36.

Поскольку, как я уже писал в начале, Вяземский авиацентр не получает поддержки ни от государства, ни от военных, у ребят есть несколько коммерческих предложений:

Ознакомительные полеты :

Полёты проводятся каждые выходные на аэродроме Двоевка, в Вязьме. За время полета выполняются основные элементы высшего пилотажа, некоторые самостоятельно (под чутким руководством опытного лётчика-инструктора). С собой можно, и даже нужно брать "группу поддержки" в виде родственников и близких друзей. Весь процесс (медицинский осмотр, подробный инструктаж и сам полёт) занимают около пяти часов. Полет можно оформить в виде подарочного сертификата. При желании можно забронировать гостиницу.

Стоимость зависит от времени. 30 минут - 55 000 рублей; 60 минут - 100 000 рублей. Для тех, кто хочет почувствовать "крыло товарища" предоставляется возможность полётов группой.

Обучение пилотированию с последующим получением лётного (лётчик-любитель)

1. Любое путешествие начинается с суровой проходной: бетонные блоки, капонир с пулемётом и как последний рубеж - перекатной шлагбаум с шипами-зубьями, способными остановить как минимум на бронетранспортёр или средний танк. Где-то вдалеке, за холмом скрывается вертолёт Ми-8

2. На военном аэродроме Пушкин базируются вертолеты Ми-8, Ми-24 ВВС России, а также 20-й авиаремонтный завод МО РФ.

3. С самого утра с аэродрома взлетают вертолёты и уходят в запланированный район учений.

5. Нас пригласили на съёмки пилотажной группы "Русь", познакомиться с экипажем и посмотреть на самолёты, на которых

Эскадрилья сформировалась в 1987 году, на базе Вяземского Учебного Авиационного Центра. Вяземский учебный авиационный центр ДОСААФ основали 2 июня 1960 года для подготовки летного и инженерно-технического состава Вооруженных сил. В Центре проходили подготовку многие заслуженные лётчики и космонавты, в том числе Светлана Савицкая.

Для выступления на традиционном параде в Тушино Центру ДОСААФ передали десять лёгких самолётов L-39. Своё первое выступление - формацию из 9 самолётов лётчики совершили 3 июня 1987 года, и этот день считается днём рождения пилотажной группы "Русь".

6. Группа выступает на самолётах чешского производства L-39 "Альбатрос".

Эти легкие самолёты используются в Российских ВВС и ещё в 30 странах в качестве учебно-тренировочных. Характеристики у машины весьма скромны: размах крыла - 9,46 м, максимальная скорость - 750 км/ч, максимальная взлетная масса - 4700 кг. Сейчас L-39 постепенно заменяются на более современные Як-130.

7. В Санкт-Петербург группа прилетела в составе пяти L-39 и самолёта сопровождения L-410 для выступления на седьмом Международном военно-морском салоне в гавани Васильевского острова. Пилотажная группа "Русь" выступает на церемониях открытия и закрытия салона.

8. Показательная программа группы "Русь" представляет собой красочный воздушный спектакль, состоящий из наиболее зрелищных элементов группового и одиночного пилотажа. Неизменным украшением программы являются такие фигуры как встречный проход группы из шести и одиночного самолета, проход "пятерки" ромбом с выполнением одиночным самолетом "бочки" вокруг траектории "пятерки" ("вентилятор"), проход пары с выпущенными шасси, ведущий - в обратном полете ("зеркало"), "роспуск".

9. Своеобразной визитной карточкой эскадрильи стало выполнение фигуры "сердца", пронзенного самолетом-стрелой. Во время выполнения некоторых элементов расстояние от крыла до крыла в группе сокращается до 1 метра.

10. Нам выдалась возможность и мы увешали видеокамерами всю кабину

11. Техники готовят машины к вылету.

13.9 cамолётов были недавно перекрашены в чёрно-золотую ливрею. Одну машину для сольных оставили в оригинальном бело-голубом окрасе.

14. Двигатель самолёта развивает 1800 кгс. Торчащие трубки - шланги дымового сопровождения.

16. Основной источник финансирования группы - обучение пилотированию, выступление на праздниках и покатушки желающих.

17. На открытие Международного военно-морского салона помимо вяземской "Руси" пригласили "Стрижей" на МиГ-29 и "Русских витязей".

18. "Стрижи" и "Витязи" постоянно летают вместе, и базируются на одном аэродроме.

20. В 11:30 первыми вылетели "Витязи"

22. Построились в формацию и пошли по направлению к Гавани

23. "Стрижи" базируются в Кубинке, и в следующем, 2016 году будет праздновать своё 25-летие.

24. Несколькими минутами спустя вылетели "Стрижи"

25. Чадит МиГ-29 изрядно, почти как Ту-134

26. Самолёт сопровождения Л-410

28. Подготовка к выступлению, финальные проверки техников самолёта

29. В состав группы входят: ведущий группы - Анатолий Марунько, ведомые - Николай Жеребцов, Михаил Колле, Николай Алексеев, Юрий Лукинчук, солисты - Станислав Дрёмов и Игорь Душечкин. Все пилоты группы имеют квалификацию летчика-инструктора первого класса и налет на различных типах самолетов более 3,5 тысяч часов.

30. Все элементы будущей программы неоднократно прогоняются на земле

31. Хоровод

32. И полное погружение в будущий полёт. А какие эмоции!

34. Заключительный бриф

35. Самолёт к вылету готов

37. Пилоты надевают противоперегрузочные костюмы

43. Прогрев двигателей

44. На вылет - туда!

47. Группа на исполнительном старте. Марево не позволяет снять взлёт.

48. Сразу же после взлёта группы на аэродром возвращаются "Витязи"

49. Вихри спалённой резины завиваются усами Дали

50. После приземления тормозной парашют сбрасывается и его подбирают специально обученные солдаты.

51. На сегодня "Витязи" программу закончили

52. Симметричные хвосты

53. Возвращение "Стрижей"

54. Выполнив программу, возвращается и "Русь"

56. Подбросите?

59. Разбор полёта. Опять эмоции!

60. Будущее поколение лётчиков берёт автограф и телефон у командира эскадрильи Анатолия Марунько

61. На стоянку тащат один из запасных МиГов

63. Техники вешают подвесные баки, ибо группе пора вылетать домой, на следующее выступление.

Расписание выступлений пилотажной группы вы можете узнать на

ТАСС-ДОСЬЕ. Тридцать лет назад, 18 августа 1987 года на Тушинском аэродроме в Москве состоялось первое выступление авиационной группы высшего пилотажа Вяземского учебного авиационного центра (УАЦ) Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) СССР.

В настоящее время эта группа носит название "Русь".

История образования

В 1982 году Вяземский УАЦ ДОСААФ СССР (аэродром Двоевка близ Вязьмы) перешел с отечественных истребителей МиГ-17 на учебно-тренировочные самолеты Aero L-29 Delfin чехословацкого производства. Высшим пилотажем в центре занимались только отдельные летчики, попытки выполнения групповых полетов запрещались командованием как опасная самодеятельность.

Однако в 1987 году решением ЦК ДОСААФ СССР Вяземскому УАЦ была поручена подготовка пилотажной группы в составе десяти самолетов для участия в авиационно-спортивном празднике на существовавшем тогда Тушинском аэродроме в Москве. Группу возглавил руководитель центра Фарид Акчурин. В ходе тренировок выяснилось, что L-29 из-за конструкции киля с высоко расположенным стабилизатором не подходил для работы в пилотажной группе - часть самолетов выталкивали из строя спутные следы с крыльев соседних машин.

Было принято решение использовать Aero L-39 Albatros, на который летчики центра переучились в марте - июне 1987 года. В мае десять "альбатросов" были переданы Вяземскому УАЦ из ВВС СССР, а уже 3 июня 1987 года в ходе тренировочного полета группа двигалась строем из девяти самолетов. Этот день считается датой создания пилотажной группы "Русь", хотя это название она получила только в первой половине 1990-х годов.

Первое публичное выступление группы состоялось в День авиации 18 августа 1987 года на Тушинском аэродроме. Группа под руководством Акчурина выполнила перед 800 тыс. зрителей проходы в полном строю с набором высоты, перестроениями и виражами; с сольной программой выступил пилот Николай Погребняк. Также участники группы показали условный воздушный бой двух пар самолетов.

"Русь" после распада СССР

12 мая 1992 года вышло постановление правительства о расформировании всех учебных авиационных центров, затем - приказ министра обороны РФ Павла Грачева от 2 июля 1992 года, согласно которому фонды бывших УАЦ ДОСААФ требовалось передать Вооруженным силам. Однако руководитель Вяземского центра Казимир Тиханович перерегистрировал свое учреждения в аэроклуб и отказался отдавать имущество военным, опасаясь за судьбу пилотажной группы (впоследствии в интервью СМИ Тиханович заявлял, что 26 других российских перешедших под юрисдикцию Минобороны УАЦ были "уничтожены за три года", а их имущество "разворовано"). "Русь" продолжила тренировки и выступления.

В 1992-1999 годах в составе группы летали максимум семь машин. По воспоминаниям участников коллектива, в отдельные годы группа состояла всего из трех самолетов.

В 1996 и 2000 годах самолетный парк группы пополнялся экземплярами L-39, выпущенных в 1985-1987 годах, они передавались военным ведомством "для выполнения полетов в интересах ВВС РФ".

В 1997 году в знак благодарности за показанный групповой пилотаж специалисты чешского предприятия Aero Vodochody (создатель самолетов) разработали для "Руси" специальное оформление самолетов с преобладанием белого, синего и голубого цветов и бесплатно покрасили все машины группы. В 2012 году, к 25-летию группы "Русь", внешний облик машин был обновлен - самолеты получили новую черно-золотую раскраску.

Современное состояние

"Русь" - постоянный участник авиационных праздников, воздушных шоу и международных авиакосмических салонов. В разные годы летчики группы демонстрировали свое мастерство на воздушных праздниках в Тушине, международных авиакосмических салонах в Жуковском (Московская обл.), на авиашоу "Легенды мировой авиации" в Монине (Московская обл.), на авиапразднике в честь 60-летия победы на Курской дуге (2003), на авиашоу в честь 100-летия Воздушного флота России (2010), на международных военно-морских салонах в Санкт-Петербурге, на музыкальном фестивале "Нашествие" в Тверской обл. и др. Группа выступала на различных мероприятиях за пределами РФ - в Белоруссии, на Украине, в Чехии, Дании, Эстонии.

В 2007 году группа "Русь" была награждена почетным дипломом Международной авиационной федерации.

В 2017 году группа выступала на праздничных мероприятиях в Тольятти (Самарская обл.), Новосибирске, Жуковском, Волгограде.

Состав группы в настоящее время

По состоянию на август 2017 года в состав группы входят семь летчиков - ведущий Анатолий Марунько (руководитель Вяземского УАЦ с 2011 года), ведомые Николай Жеребцов, Михаил Колле, Василий Когут, Константин Тимофеев, Николай Алексеев и солист Игорь Душечкин. Большинство имеют квалификацию летчика-инструктора первого класса, налет на различных типах самолетов более 1,7 тыс. часов.

Группа базируется на аэродроме Двоевка (Смоленская обл., 9 км юго-восточнее города Вязьма).

Происшествия и катастрофы

За годы деятельности пилотажной группы три летчика из состава "Руси" погибли в результате катастроф.

7 июня 1991 года на аэродроме Двоевка при выполнении полетного задания столкнулся с землей и разрушился L-39, которым управлял начальник центра полковник Юрий Быков. Летчик погиб. Это была первая катастрофа в истории учебного центра.

26 июня 1992 года на том же аэродроме произошла вторая катастрофа в истории пилотажной группы. При отработке нового элемента высшего пилотажа столкнулся с землей L-39 из состава "Руси". Погиб летчик Владимир Архипов.

10 июня 2001 года на авиашоу в Левашове под Санкт-Петербургом столкнулись в воздухе два L-39 группы. Оба пилота катапультировались, один из них - Сергей Максимов - погиб. Причиной катастрофы стала ошибка летчиков, неверно рассчитавших скорость выхода из фигуры высшего пилотажа.

Без них авиагруппа прекратит свое существование

«Русь» была создана в 1987 году на базе авиацентра ДОСААФ в Вязьме. С самого начала командование ВВС плотно сотрудничало с пилотажниками, поддерживая их даже в самые трудные для армии времена. В 1996 году, а затем в 2000-м Вязьме передали самолеты Л-39 «для выполнения полетов в интересах ВВС». Машины старые, купленные СССР в Чехословакии еще 30 лет назад. Оба эти государства давно канули в лету, но оказалось, что наша современная авиация до сих пор не может обойтись без их Л-39 – недавно главком теперь уже не ВВС, а ВКС приказал забрать их у Вязьмы «в целях доукомплектования» ими краснодарского училища летчиков.

Неужели дела в ВКС так плохи, что будущим лейтенантам совсем не на чем летать? «МК» решил выяснить подробности этой странной истории.

В 2008 году при Сердюкове самолеты у авиагруппы «Русь» уже отбирали. Тогда «МК» тоже вмешался в эту историю, и здравый смысл, в конце концов, восторжествовал. Л-39 группе «Русь» оставили.

И вот прошло шесть лет. Сердюкова в Минобороны давно уже нет, но дело его живет. Для начала – чуть предыстории.

Во времена Союза учебный авиационный центр (УАЦ) ДОСААФ в Вязьме, где базируется пилотажная группа «Русь», создавался для подготовки летчиков резерва. Здесь начинали летать 17-летние мальчишки. Им давали по 100 часов налета, затем они, как правило, шли в летные училища, поступали в МАИ, при этом в военкоматах числились как авиационный резерв и каждые 3-5 лет приезжали в Вязьму, поддержать свой летный уровень. По планам Генштаба, в так называемый угрожаемый период, они подлежали призыву в ВВС, и после небольшой доподготовки, могли сесть в кабину боевого самолета, или заниматься его обслуживанием.

В 90-е годы все изменилось. Все мобилизационные планы страны были прикрыты, и денег ДОСААФ по этим статьям уже никто не выделял. Их не давали и армии: летчикам не хватало топлива, запчастей, самолетов… Лейтенанты из училищ выходили с налетом менее 100 часов, а чтобы получить 3-й класс, надо отлетать 350 часов.

Молодежь приходилось доводить до ума уже в частях. Но добирать летные часы на сложных боевых машинах было дорого и небезопасно. Вяземский центр в эти трудные времена предложил ВВС свою помощь в доподготовке офицеров.

В Вязьме были учебные Л-39, переданные Минобороны во временное пользование. Не новые (иначе бы их ДОСААФ не отдали), но летать на них было можно. И главное, в УАЦ имелись инструкторы-асы. Только здесь все еще обучали молодежь выводить самолет из штопора, хотя в ВВС на это упражнение давно наложили ограничение – не хватало спецов.

УАЦ и главкомат ВВС быстро договорились о совместной работе. Тем более, военные финансисты подсчитали, что «себестоимость одного часа налета в Вязьме на Л-39 на 8-10% ниже, чем в учебных полках ВВС». А в одном из рапортов на имя министра обороны, главком ВВС Зелин приводил такие цифры: «подготовка летчиков ВВС в Вяземском УАЦ за счет средств федерального бюджета (деньги, выделенные на поддержку авиации ДОСААФ – Авт.), дает экономию бюджета Минобороны РФ в объеме 113,8 млн. рублей».

Совместная работа продолжалась до марта 2008 года, пока не появилась директива министра Сердюкова, требующая изъять у ДОСААФ (на тот момент – РОСТО) всю военную технику, которую когда-либо ему передавало Минобороны. Это касалось и учебных самолетов вяземского УАЦ.


В то время военная техника ДОСААФ уже больше напоминала металлолом. Минобороны она, в общем-то, была не нужна – там и своего такого же добра хватало с избытком. Директива Сердюкова была нужна как средство давления на руководство ДОСААФ, от которого требовали изменить статус организации. Военные хотели, чтобы она из общественной превратилась в общественно-государственную, став полностью подконтрольной Минобороны.

В конце концов, военные своего добились, и о злополучной директиве Сердюкова все тут же забыли. Теперь у Минобороны появились законные основания перечислять ДОСААФ средства гособоронзаказа на подготовку специалистов для , и давать под эти задачи технику.

В октябре 2009-го даже вышло постановление , где говорилось, что в течение трех лет из средств федерального бюджета на подготовку летного состава ВВС в структуре ДОСААФ будет выделено 52,2 млн. рублей. Средства направлялись в Минобороны, а оттуда должны были идти исполнителю работ. И единственным таким исполнителем по личному распоряжению президента России, должен был стать вяземский УАЦ.

Но денег Вязьма так и не увидела. Поручение президента чиновники Минобороны проигнорировали. Собственно говоря, а кого было готовить? К тому времени Сердюков уже так отреформировал систему военного образования, что набор в летные училища вообще прекратился – проблема малого налета курсантов отпала сама собой. Заказ УАЦ на подготовку летчиков для ВВС был снят.

Вязьма начала выживать, как могла. Нужно было поддерживать в рабочем состоянии оставшиеся десять Л-39 – все 1985-87 годов выпуска, из которых летало всего шесть. Помогли белорусские военные, заключив с вяземским центром контракт на подготовку летчиков из Конго, которые учились в белорусской военной академии. Благодаря этому Вязьма немного поднялась, белорусы помогли запчастями, УАЦ и группа «Русь» вылезли из долгов, и даже смогли вложить 12 миллионов рублей в содержание и ремонт своих Л-39 (хотя те по-прежнему числились за Минобороны).

Вяземские летчики рассказывают:

В 2016 году мы планировали вложить еще 14 млн. рублей, и восстановить все 10 самолетов. Но в сентябре 2015-го к нам приехали офицеры из учебного полка в Мичуринске. Никаких письменных распоряжений у них при себе не было, но они сказали, что имеют устный приказ главкома ВКС Бондарева: забрать у нас самолеты. Необходимо, дескать, выполнить директиву министра обороны от марта 2008 года. Ту самую, сердюковскую, которая теперь потеряла юридическую силу, так как писалась, когда ДОСААФ был еще в статусе общественной организации.

Гости из Мичуринска прожили в Вязьме две недели и улетели. Самолетов им не отдали. Но в ноябре они прибыли снова, уже с директивой главкома ВКС, где говорилось, что Л-39 нужны ВКС «в целях доукомплектования» ими авиапарка краснодарского училища летчиков. Однако Л-39 в УАЦ им опять не отдали, так как это автоматически подразумевало ликвидацию вяземского центра и группы «Русь».

Но как только кончились новогодние праздники, руководство ДОСААФ получило очередное письмо, второе по счету, от главкома ВКС, с требованием срочно вернуть Л-39. Офицеры из Мичуринска в третий раз прилетели в Вязьму, где сидят и сейчас, дожидаясь окончательного решения. Когда у них поинтересовались: откуда такая настойчивость? Зачем вам наши старые самолеты? Те ответили: мы и сами не понимаем зачем, но это – приказ сверху.

Неужели в ВКС дела настолько плохи, что офицерам приходится по миру собирать старые, тридцатилетние самолеты? Этот вопрос я задала одному из действующих военных, знакомому с ситуацией (имя по понятным причинам, называть не буду). И вот что он рассказал:

В Мичуринске на базе хранения по штату должно быть 275 самолетов Л-39. По факту их там почти на сотню больше. Все постепенно ремонтируются на авиазаводе в . Завод может за год сделать капремонт не более 30 самолетам. То есть, чтобы все Л-39 поставить на крыло, нужно 10 лет. Но тогда зачем отбирать самолеты у группы «Русь», если очередь до них дойдет лишь через 10 лет? И это притом, что техническое состояние многих Л-39 в Мичуринске намного лучше, чем у тех машин, что летают в Вязьме. Л-39 группы «Русь» еще и демилитаризованы – с них полностью снято все военное оборудование: прицелы, электроцепи для сброса ракет. Это – абсолютно спортивные самолеты. Чтобы восстановить их как военные, надо много денег. К тому же, вяземские Л-39 имеют характерную окраску, то есть их надо перекрашивать в цвета ВКС, а это еще $7-8 тысяч на каждый самолет. Не понимаю, чего ради главкому идти на такие траты?


Точно так же недоумевают и в ДОСААФ. Предполагают всякое. Поговаривают даже, что генерал Бондарев – ныне главком ВКС, в свое время служил в подчинении у генерала Ретунского, который возглавил департамент ВВС ДОСААФ. Может, генералы когда-то что-то не поделили по службе, и теперь, по старой памяти, меряются величиной звезд – кто круче? Если это и вправду так, то пора бы уже забыть старые обиды и подумать о деле.

Сейчас, после реформ Сердюкова, который прекратил набор курсантов в авиационные училища, в боевой авиации катастрофически не хватает летчиков – в полки приходит новая техника, а сажать на нее некого. Главкомат ВКС предложил даже вернуть тех, кто из-за бездумных сокращений был вынужден уйти из армии, и работает теперь на гражданских авиалиниях. Очередь из желающих вернуться, правда, пока не стоит, но как бы в этой ситуации пригодился опыт Вязьмы!

Вяземский авиацентр подготовил для СССР более 4000 летчиков и сотни – для российских ВВС. И вот теперь, просто так, одним росчерком пера уничтожать его, это уж точно никак ни в интересах государства. Тем более, опыт последних реформ показывает, что после того, как мы что-то уничтожаем, проходит полгода – год, и вдруг выясняется: поторопились. Тогда снова начинают выделять бюджетные деньги под создание аналогичной структуры – процесс исключительно выгодный для чиновников: сокращаем – деньги текут, создаем заново – опять текут. Главное следить, чтоб не мимо карманов.

Бывший командир группы «Русь» полковник Казимир Тиханович, который закончив службу в российской армии, уехал на родину в , рассказывает:

Там военных заставляют считать деньги, а потому вся начальная летная подготовка проводится в ДОСААФ. Курсантов - и вертолетчиков, и летчиков – в Бобруйском клубе сначала сажают на планеры. За 20 часов налета определяется их профпригодность – сможет ли человек вообще летать, или ему это не дано. Затем будущих летчиков сажают на Як-52, а вертолетчиков - на Ми-2, которые распределены по аэроклубам. И только потом, на старших курсах доверяют Л-39, а затем уж и боевые самолеты. Так летная подготовка значительно дешевле и эффективней, хотя ведется по тем же документам и нормативам, что и в . А как в самой России? Тут на 1-й курс училища приходят «нулевые», неподготовленные ребята. Первые три года, пока их учат разным наукам, они не летают. Потом сразу сажают в учебный самолет. Многих тут же приходится списывать за непригодность к летной работе. Но зачем их тогда учили за государственный счет 3 года? Если б военные использовали возможности ДОСААФ, такого бы не было. Но здесь авиация ДОСААФ поневоле превращается в коммерческую, так как вынуждена сама зарабатывать на свое содержание.


С этим можно согласиться. У нас ведь теперь только по праздникам вспоминают, что первоначальная задача авиации ДОСААФ – патриотическое воспитание молодежи в интересах вооруженных сил, не говоря уж о том, что такой авиацентр, как в Вязьме – это полноценная структура военного резерва с опытным боевым составом – и техническим, и летным. Но кому это интересно в главкомате ВКС?

В авиационном департаменте ДОСААФ рассказали, что направили уже два письма главкому Бондареву с просьбой не отбирать самолеты у Вязьмы, не уничтожать тем самым знаменитую пилотажную группу «Русь». Ответом было молчание.

Ну, хорошо, отберут у Вязьмы самолеты. Разве десяток старых Л-39, из которых всего шесть летающих, решат проблему подготовки курсантов ВКС?

А ведь мы спрашиваем военных, - рассказывают в ДОСААФ, - вот в этом году вы собирались набрать в Краснодарский институт чуть ли не 700 курсантов. Набрали? Нет. Хотя, что только не делали! Даже «Русские витязи» и «Стрижи» пилотаж в небе крутили, а на земле тем временем ребят агитировали: кто хочет в летчики, смотрите как красиво, записывайтесь! Ну и сколько нашлось желающих? Мало. Не идут пацаны в летчики, пока не пробовали полетать. Мы же предлагаем: у нас в аэроклубах сейчас более 400 штук Як-52 имеется. Мы на них готовы ежегодно давать первоначальный налет 1000 мальчишек. Это – отличный материал для подготовки будущих летчиков в Краснодаре. Но из главкомата ВКС один ответ: отдайте самолеты.

С другой стороны, военных тоже можно понять. Самолетов для первоначальной летной подготовки у них практически нет. Новые Як-130, как раз из-за того, что новые, пока часто ломаются (на что указано производителю, и он над этим сейчас работает). К тому же Як-130 – довольно дорогая и сложная для новичка машина, это уже учебно-боевой самолет. Для первых полетов нужен простой дешевый, надежный самолет, типа Як-52.

Недаром ВКС сейчас заказали у фирмы «Яковлева» новый Як-152 – усовершенствованный вариант Як-52. Но пока его сделают, испытают, получат… А на чем летать сейчас? Вот и грызут будущие летчики гранит знаний первые три года на земле, как в анекдоте: пока не научатся плавать, воды в бассейн не нальем.

Остаются только старые, проверенные Л-39. Но тут проблема с запчастями. Заказывать их надо у производителя, то есть в Чехии. Но как это сделать, если тебя со всех сторон обложили санкциями? ДОСААФ пока как-то крутится – свои машины восстанавливает, пользуясь тем, что в названии организации осталось еще слово «общественная». Иначе бы в Чехии вяземским пилотажникам ни одного пиропатрона для катапульты не дали.

Странно, что в этих непростых условиях ВКС и ДОСААФ никак не могут договориться. Хотя бы для того, чтобы воспользоваться преимуществами друг друга. Неужели проще отобрать, поделить и уничтожить, чем договориться? А потом, когда «жареный петух» клюнет, уповать на «доброго царя»?

Вот и сейчас полковник Тиханович с надеждой говорит:

Я всегда разделял людей на строителей и разрушителей. Сердюков был разрушителем, а вот министр Шойгу – строитель. Не только потому, что он начал свою трудовую биографию со стройкомплекса, или выстроил целое новое министерство – . Он по своей сути – строитель. И, конечно, мы надеемся, что если решения по самолетам вяземского УАЦ будет принимать он, то аргументы ДОСААФ услышит, разберется в ситуации. Разрушителей от решения этой проблемы надо убирать. Хватит, слишком много и долго у нас всего разрушалось. И всегда в чьих-то личных интересах. Теперь пришло время строить. В интересах государства.

История

Вскоре, в конце 1987 года начальником Вяземского учебного авиационного центра и ведущим пилотажной группы был назначен полковник Юрий Дмитриевич Быков. Программа пилотажной группы была усовершенствована, а также неоднократно демонстрировалась на различных торжественных мероприятиях.

Состав группы

Ведущие группы (в различное время): в 1987 году - Фарид Акчурин, в 1987-1991 годах - Ю. Д. Быков, в 1991-2002 годах - Евгений Бурчанов .

Первоначальный состав группы: Фарид Акчурин (начальник авиацентра), Валентин Селявин, Сергей Борисович Бондаренко, Сергей Петрович Бондаренко, Николай Жданов, Казимир Норейка, Александр Прядильщиков, Николай Чекашкин, Владимир Архипов, Николай Золотарев, Виктор Алейников (с 1991 по 1994 включительно - ведущий звена). Отдельно сольное выступление готовил Николай Погребняк .

Состав группы в 2000 году:

Состав группы в 2007 году (руководитель полётов Евгений Бурчанов):

В настоящее время эскадрилья «Русь» выполняет полеты в составе 6 самолётов:

  • Ведущий группы - Анатолий Михайлович Марунько;
  • Хвостовой ведомый - Николай Михайлович Жеребцов;
  • Левый ведомый - Михаил Алексеевич Колле;
  • Правый ведомый - Николай Егорович Алексеев;
  • Сольный пилотаж - Станислав Львович Дремов;
  • Сольный пилотаж - Игорь Анатольевич Душечкин.

На Дне Города в Саранске 12 июня 2011 г. «Русь» выступала в составе 5 самолётов. 4 самолёта в «фирменной» раскраске выполняли групповой пилотаж, 1 самолёт в камуфляже и знаками ВВС России выполнял индивидуальные фигуры. 25 июня 2011 на фестивале «Крылья Пармы» в городе Пермь «Русь» выступала в составе 5 самолётов, групповой пилотаж выполнялся как в группе из 5 самолётов, так и из 4 самолётов. 29 и 30 июня 2013 в той же Перми на «Крыльях Пармы» выполнялся групповой пилотаж на 4 и 5 самолётах, сольный пилотаж исполнял Станислав Львович Дрёмов.

Выступления

1987

  • 18 августа - выступление на воздушном параде в Тушино

1992

  • Международная авиационно-космическая выставка «Мосаэрошоу-92» (11-16 августа 1992)

1993

  • I Международный авиационно-космический салон МАКС-1993 (31 августа - 5 сентября 1993)

1995

  • II Международный авиационно-космический салон МАКС-1995 (22-27 августа 1995)

1997

1998

1999

2001

2003

2005

  • 11 июня - выступление в Дне города в Кирове
  • 16-21 августа - VII Международный авиационно-космический салон МАКС-2005

2009

  • 26 июня - выступление на Дне молодежи в Набережных Челнах
  • 28 июня - выступление на Дне города в Архангельске

2010

  • 25 июля - выступление на Дне ВМФ в Северодвинске
  • 12 и 15 августа - выступление на Авиасалоне «ИнтерАэроКом 2010» в Санкт-Петербурге
  • сентябрь - выступление на Гидроавиасалон в Геленджике
  • 2 октября - выступление на авиашоу «Аэромир-XXI» (укр. Авіасвіт-XXI ) в Гостомеле , Украина

2011

  • 12 июня - выступление на Дне города в Саранске
  • 25 июня - выступление на авиабазе «Сокол» в городе Пермь . Выступление проводилось в рамках проекта «Белые ночи»
  • 30 июня - выступление на V Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге
  • 16-21 августа - X Международный авиационно-космический салон МАКС-2011
  • 11 сентября - выступление на Дне города в Нижнем Новгороде

2012

  • 12-13 мая - выступление в честь открытия порта-музея «Леннусадам» в Таллине , Эстония
  • 7 июля - выступление на рок фестивале НАШЕствие
  • 10-12 августа - выступление на авиашоу «Общее небо», приуроченного к 100-летию ВВС РФ
  • 15 сентября - выступление на дне города Пензы
  • 22 сентября - выступление в Великом Новгороде на праздновании 1150-летия российской государственности
  • 27-30 сентября - выступление на 8-м Международном авиационно-космическом салоне «АВІАСВІТ-ХХІ» в Киеве (п.г.т. Гостомель, аэродром «Киев-Антонов»)
  • 14 октября - выступление на военно-историческом празднике «Москва за нами: 1941 год»

2013

  • 20 июня - выступление на выпускном в Ульяновске («Взлётная полоса 2013»)
  • 29-30 июня - выступление на фестивале «Крылья Пармы» в Перми, на авиабазе «Сокол» и аэродроме «Фролы»
  • 4 июля - выступление на открытии Военно-морского салона в г. Санкт-Петербург
  • 28 июля - День военно-морского флота, г. Архангельск и Северодвинск
  • 2 августа - выступление на корпоративе компании Wargaming.net (в честь 15-летия компании) над Линией Сталина (Республика Беларусь)
  • 30 августа-1 сентября - XI Международный авиационно-космический салон МАКС-2013

2014

2015

2016

2017

2018

  • 2 августа - выступление в Уфе на праздновании Дня ВДВ.
  • 4 августа - выступление в Омске на дне города
  • 5 августа - выступление в Новосибирске на праздновании Дня Авиации.
  • 10 августа - выступление в Казани на фестивале "Я выбираю небо"
  • 25 августа - выступление в Воронеже на территории аэропорта в день открытых дверей.

Элементы пилотажа

Авиационная группа высшего пилотажа «Русь» имеет собственную программу выступлений, содержащую различные элементы группового и одиночного пилотажа. Перегрузки, испытываемые лётчиками, составляют от −4 до +8. Минимальное расстояние между самолётами во время полёта составляет один метр.

Групповой пилотаж

  • «Проход сквозь строй» - элемент встречного пилотажа. Один самолёт проходит сквозь строй из шести самолётов.
  • «Вентилятор» - одиночный самолёт выполняет бочку вокруг пяти самолётов, летящих в формации «ромб». Первоначально выполнялся всего двумя самолётами - один совершает бочку вокруг траектории другого.
  • «Зеркало» - проход пары самолётов с выпущенными шасси, ведущий совершает полубочку и начинает перевёрнутый полет. При пролёте перед зрителями кратковременно создаётся впечатление «зеркального отражения» самолёта ведомого.
  • «Крест» - группа самолётов летит в формации «крест» (христианский). Эту фигуру выполняют группой 6 или 9 самолётов. В группе из 6 машин элемент пилотажа выполняется следующим образом: четыре самолёта выстраиваются в ряд друг позади друга, а ещё два - симметрично по бокам на уровне второго самолёта в ряду; в группе из 9 машин - пять самолётов выстраиваются последовательно в ряд, оставшиеся четыре - симметрично парами по бокам от второго в ряду.
  • Роспуск «Фонтан» - выполняется четырьмя самолётами.
  • Роспуск «Тюльпан» - выполняется шестью самолётами.
  • «Сердце» - Два самолёта (или два звена - шесть самолётов) белым шлейфом рисуют фигуру в форме сердца, одиночный самолёт-«стрела» «пронзает» её.
  • «Бочка четвёркой» - четыре самолёта совершают бочку вокруг своей траектории (при этом происходит «переворот» строя, а затем возвращение в исходные позиции).
  • «Парная бочка» - аналогична «Бочке четвёркой», но выполняют её два самолёта.

Одиночный пилотаж

  • Полёт на ПМВ - самолёт летит над ВПП с выпущенными шасси, после чего убирает их и продолжает полёт на предельно малой высоте, равной одному метру. Скорость самолёта при этом составляет 400 км/ч.
  • «Колокол» - см. Колокол .
  • «Восходящая штопорная бочка» - бочка с набором высоты. Впервые на Л-39 выполнена солистом группы «Русь» Валерием Соболевым.
  • «Посадка пьяного лётчика» - при заходе на посадку самолёт начинает выполнять резкие манёвры с набором и потерей высоты.
См. также в разделе «Ссылки» - видеофрагменты выступлений.

Пособия и алименты