Односоставные предложения. Примеры обобщенно-личных предложений в художественной литературе

Цели : объяснить смысл и структуру данной синтаксической конструкции; научить уместно и осмысленно использовать обобщенно-личные предложения в речи.
Схематично цель урока можно изобразить так:

Задачи :

    проанализировать функцию обобщенно-личных предложений в языке;

    проанализировать строение и структурные признаки обобщенно-личных предложений;

    формировать умение находить данные конструкции, опознавать их, отличать от других конструкций;

    учить умению заменять обобщенно-личные предложения синонимичными конструкциями;

    учитывать стиль и тип речи при употреблении обобщенно-личных предложений;

    правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят обобщенно-личные предложения.

ПЛАН УРОКА

(По аналогичной схеме построен урок «Неопределенно-личные предложения» этого же блока «Односоставные предложения»; см. публикацию в газете «Русский язык» № 33/99.)

1. Проанализировать готовые синтаксические конструкции и сделать вывод об их роли в языке (рассуждение-беседа).
2. Построить или подобрать аналогичные предложения, проанализировать их содержание и строение.
3. Заполнить информацией таблицу: колонку из общей таблицы «Односоставные предложения».
4. Найти аналогичные предложения в собственных сочинениях и изложениях и сделать вывод после поиска.
5. Обрисовать ситуацию, когда уместно использовать такие конструкции. Сделать общий вывод: в каких ситуациях, стилях и типах речи уместно использовать такие конструкции?
6. Знаки препинания, грамматический разбор и толкование данных конструкций.

ХОД УРОКА

Учитель. На доске написано начало определения – что такое обобщенно-личное предложение. После анализа предложения вы сможете закончить формулировку сами, пользуясь общей таблицей.

Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом

Объясните, как вы понимаете это высказывание.

Ответы учеников:

– в суде человека обобрали;
– так говорят о несправедливости судей;
– это – переносное значение: в кафтане – нагишом , т.е. «с капиталом – без капитала»;
– до и после суда у человека разное материальное положение;
– это совет-предостережение;
– это же пословица, она – для красного словца.

Учитель. Вот именно. Это пословица. Что такое пословица? Это образное законченное изречение, имеющее назидательный смысл, обычно характеризуется особым ритмом, интонацией и звучанием.

Учитель. Скажите: так с каждым бывает, кто пошел в суд?

Ответы учеников:

– когда как;
– раз это подмечено народом, то, видимо, часто;
– давайте спросим у адвоката: что он скажет?

Учитель. Вдумаемся в текст пословицы. Ответьте: кто здесь «пострадавший»?

Ответы учеников:

– хотя пострадавшего нет, но мне понятно, что это кто-то из бесправных людей;
– такую несправедливость терпят простые люди, и их много;
– народ говорит, как бы предупреждая, что если ты (относится к каждому человеку) пойдешь в суд в кафтане, то ты (каждый, любой) можешь выйти нагишом.

Учитель. Сделайте синтаксический разбор предложения: подчеркните члены предложения и обозначьте части речи.

Это односоставное предложение: в нем однородные глаголы – сказуемые, которые относятся ко всякому, любому лицу.

Учитель. Вот в каких случаях в речи появились обобщенно-личные предложения. Основная их функция – дать совет, предостеречь, уберечь, пояснить, предупредить о последствиях; это житейская мудрость. И почему же в таком случае нет «пострадавшего»?

Ответы учеников:

– советы даются всем, каждому;
– если суждение относится к каждому, не нужно «пострадавшего» указывать конкретно;
– важнее сказать о действии, которое совершает любой человек.

Учитель. Вспомните, что в неопределенно-личных предложениях тоже нет подлежащего. Можно ли сказать, что причина отсутствия подлежащего в обобщенно-личных предложениях другая, чем в неопределенно-личных?

Запишите:

В неопределенно-личных предложениях:

1. Подчеркивается, что важно в них только действие, а не тот, кто его совершает.
2. Вместо подлежащего можно мысленно подставить местоимение кто-то .

В обобщенно-личных:

1. Подлежащего не нужно, потому что понятно, что действовать может любой.
2. Вместо подлежащего мысленно можно подставить местоимение все, каждый, всякий, любой .

Чтобы убедиться в этом, давайте подставим подлежащее. Что получилось?

Он (она) пошел (пошла) в суд, а вышел (вышла)...

Ответы учеников:

– это двусоставное предложение, в котором сообщается о конкретном случае из жизни определенного лица;
– тот, кто производит действие, стал известен;
– получился другой смысл: утеряна обобщенность суждения.

Учитель. Итак, почему эти предложения называются обобщенно-личными?

Ответы учеников:

– в таких предложениях обобщается жизненный опыт людей; производитель действия мыслится обобщенно, т.е. им мог явиться любой, всякий.

Учитель. Подведем итоги: в чем же существенная разница между двусоставными и обобщенно-личными предложениями, с одной стороны, и между неопределенно-личными и обобщенно-личными – с другой стороны?
Допишите определение: какие предложения называются обобщенно-личными? В этом вам поможет таблица.

(Школьники работают три-четыре минуты, после чего дают определения.)

Учитель. Если вы хорошо поняли новый материал, то постройте обобщенно-личные предложения самостоятельно или вспомните народные пословицы, поговорки.
Укажите, в каких формах может стоять сказуемое в следующих предложениях.

Учитель. Перед вами лежат ваши прошлые сочинения, изложения. Найдите в них и прочтите хотя бы одно обобщенно-личное предложение (их нет).
В каких ситуациях вы будете их использовать? С какой целью?

Ответы учеников:

– в письменной и устной речи, в житейских ситуациях;
– в разговоре, для красного словца;
– в сочинениях, для того, чтобы сделать свою речь точной и выразительной.

Учитель. Назовите типы текста и стили, где уместны такие конструкции.

Ответы учеников:

– в описании – нет, в повествовании – да, в рассуждении – тем более (например, в ситуации: незадачливому автору возвращают рукопись со словами: Не пером пишут, а умом ).

Такие конструкции уместны во всех стилях, кроме делового и научного.
Можно сказать, что обобщенно-личное предложение является частным случаем неопределенно-личных.

Учитель. Именно так. Изобразим схематично.

Потренируемся!

Замените обобщенно-личные предложения синонимичными двусоставными и наоборот.

Двусоставные предложения

1. Когда люди в лесу рубят дрова, то щепки летят во все стороны.
2. Когда человек устраивается на работу, то он поневоле должен терпеть давление начальства.

Односоставные, обобщенно-личные предложения

1. Лес рубят – щепки летят.
2. Пошел на службу – терпи и нужду.

– Обобщенно-личные предложения – это в основном пословицы, копилка народной мудрости; их краткость и точность выверены временем.

Домашнее задание :

1. Добавьте в свои сочинения, изложения, творческие работы по 1–2 обобщенно-личных предложения, где это уместно.
2. Подберите 7 пословиц и замените их двусоставными предложениями.

Психологическая игра

Учитель. Для каждого я приготовила по одной предназначенной только для него пословице. Запишите ее себе в тетрадь. А я скажу вам, угадали ли вы мой замысел или нет. Но... не странно ли? Пословицы адресованы любому, а я выбрала только одну. Нет ли здесь противоречия?

Ответы учеников:

– раз это психологическая игра – значит, вы хотите дать нам совет, не называя каждого по имени;
– мы вряд ли угадаем, кому именно адресована пословица, она дает очень общий совет, и каждая подходит любому из нас.

Упражнение. Как вы понимаете эти пословицы? В приведенных примерах подчеркните грамматическую основу. Укажите, какой формой глагола она выражена.

1. Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.
2. Поел бы редьки, да зубы редки.
3. Соловья баснями не кормят.
4. Почитай старших, сам будешь стар.
5. В меду и подметку съешь.
6. Любишь кататься, люби и саночки возить.
7. Не оттого оголел, что сладко ел, а оттого, что горько пил.
8. Снявши голову, по волосам не плачут.
9. Будешь знать до конца – будешь сив, как овца.
10. Слезами горю не поможешь.

Обобщенно-личными называются односоставные предложения, главный член которых выражен глаголом в форме 2-го лица ед. числа настоящего и будущего времени (реже – другими личными формами), причем обозначаемое глаголом действие в таких предложениях в равной мере относится к любому лицу, т.е. действующее лицо мыслится обобщенно. Любишь кататься люби и саночки возить (посл.); Слезами горю не поможешь (посл.).

А.М. Пешковский писал: «В этих случаях обобщительная форма сочетания получает глубокое жизненное и литературное значение. Она является тем мостом, который соединяет личное с общим, субъективное с объективным. И чем интимнее какое-либо переживание, чем труднее говорящему выставить его на показ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при личной форме». В русистике отсутствует однозначное отношение к статусу обобщенно-личных предложений. В 30-е годы ХХ столетия обобщенно-личные предложения, наравне с неопределенно-личными, были признаны А.М. Пешковским как особый тип, занимающий промежуточное положение между личными и безличными предложениями. А.А. Шахматов рассматривал данный тип предложения в составе неопределенно-личных и в особый тип односоставных предложений не выделял.

В современном русском синтаксисе статус обобщенно-личных предложений, как правило, не вызывает сомнения, хотя также признается не всеми. В исследованиях нет единого взгляда на грамматическую природу и специфику односоставных глагольно-личных предложений, отсюда различия в их классификации, поскольку основанием служит преимущественно семантический принцип. Природу синтаксической единицы прежде всего удастся объяснить с грамматической точки зрения, не абсолютизируя семантический критерий.

Одни лингвисты выделяют среди односоставных глагольно-личных предложений три самостоятельных типа: определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные (А.А. Юдин, Е.М. Галкина-Федорук, В.В. Бабайцева, С.И. Сятковский, А.Н. Гвоздев, А.Г. Руднев и др.), другие – два: определенно - и неопределенно-личные (А.А. Шахматов, В.И. Борковский, Л.В. Щерба,
Е.С. Истрина и др.) или неопределенно- и обобщенно-личные (А.М. Пешковский, С.И. Абакумов, В.М. Березин и др.).

По такому же принципу классифицируются односоставные глагольно-личные предложения и в учебно-методической литературе, но авторы (Е.М. Галкина-Федорук, А.Н. Гвоздев, А.Г. Руднев, Н.С. Валгина, В.В. Бабайцева, А.Ф. Кулагин) по-разному определяют круг грамматических структур для каждого из трех типов глагольно-личных предложений. Что касается учебно-методических руководств для школ и педучилищ, то в них представлены два типа глагольно-личных предложений. Все это создает в преподавательской практике большие трудности: во-первых, в разграничении неопределенно-личных и обобщенно-личных предложений при омонимичности форм сказуемого; во-вторых, определении разновидностей определенно-личных предложений. Так, предложение Любят летчиков у нас.. . (Твардовский). А.Г. Руднев приводит как пример неопределенно-личных конструкций, а А.К.Федоров считает это предложение обобщенно-личным.



Не меньший разнобой существует в квалификации предложений со сказуемым-глаголом в форме 1-го лица мн. числа и повелительного наклонения. Так, предложение Простим горячке юных лет и юный жар и юный бред (А. Пушкин). Одни ученые (А. Н. Гвоздев, А.М. Финкель, Н.М. Баженов) относят к определенно-личным предложениям, а пословичные выражения Поживем – увидим, а нет, так услышим; Готовь летом сани, а зимой телегу некоторые относят к обобщенно-личным предложениям (Е.М. Галкина-Федорук, А.Г. Руднев), А.М.Земский, Н.С. Валгина часть подобных конструкций квалифицируют как обобщенно-личные предложения, а другие (Будем мир беречь ) – как определенно-личные предложения.

По личным формам глагольного ска­зуемого можно установить производителя действия – это второе лицо. Однако это второе лицо в подобных предложениях восприни­мается как обобщенное: Неодолимы воспоминания детства в часы затишья, когда остаешься наедине с самим собой (Перв.).

Значительно реже встречаются обобщенно-личные предложения со сказуемым в форме других лиц, поскольку не все лица в одинаковой степени способны к обобщению.

Обобщающий характер деятельности людей, обязательность и бесспорность положения дел обусловливает функционирование таких предложений в пословицах и поговорках благодаря их переносному значению и афористическому характеру. В.В. Бабайцева для таких предложений предлагает термин неопределенно-обобщенные , «так как по форме они совпадают с неопределенно-личными а по семантике являются неопределенно-обобщенными».

В основном обобщение в этих лицах встречается в пословицах и поговорках. Например:

а) в форме 1-го лица ед. ч.: Чужую беду рука­
ми разведу, а к своей ума не приложу
(посл.);

б) в форме 1-го лица мн. ч.: Что имеем, не храним, потерявши плачем .

в) в форме 3-го лица мн. ч.: Снявши голову, по волосам не плачут (посл.);

также форма 3-го лица получает обобщенное значение на уровне неопределенности: действие соотносится с любым неопределенным лицом, действие принадлежит другим, многим, любым лицам: – Ты чего? – спросила Клава… – Или потеряла что? – Потеряла, – сказала Даша. – Потеряла я колечко, потеряла я любовь. – Теряют то, что не хранят, – отозвалась Клава наставительно (Вл. Лидин). Говорящий сообщает о факте реальной действительности, относящемся к неопределенным лицам, но включает и себя (1-е лицо) и собеседника (2-е лицо) в число тех, на кого распространяется это обобщенное замечание.

– Если главный член выражен формой будущего времени глагола, на семантическую структуру предложения, как правило, наслаивается модальный оттенок возможности или невозможности действия: Вам не нравится, но ведь на всех не угодишь (А. Чехов).

– в обобщенно-личных предложениях легко возникает модальное значение необходимости, неизбежности, формы глагола в позиции главного члена, актуального значения времени не имеют: глагольные формы характеризуются вневременностью, они маркируют действие, не связанное с моментом речи;

По мнению А.М. Пешковского, предложения, главный член которых выражен формой 2-го лица, «представляют собой излюбленную форму личного обобщения в русском языке, и это составляет важную его синтаксическую особенность»: Из песни слова не выкинешь (посл.); Из себя не выбежишь , от себя не уйдешь, не спрячешься (Ю. Нагибин);

– Сема обобщенности действующего субъекта способствуют выражению интимных мыслей, настроений, глубоких личных переживаний, формирующих особую группу предложений в которых глаголом в форме 2-го лица ед. ч. представлено действие конкретного лица, чаще всего самого говорящего: Испытываешь нечто вроде стыда, когда чувствуешь себя несчастливым в виду иных несчастий (А. Грин).

– Однако глагол может обозначать обобщенное действие и в форме 3-го лица мн. числа изъявительного наклонения. Например: В лес дров не возят (посл.).

– Иногда встречается в обобщенно-личном предложении и форма 1-го лица ед. и мн. числа изъявительного наклонения. Например: Что имеем не храним, потеряем плачем (посл.).

– Могут быть выражены глаголом в форме повелительного наклонения : Век живи - век учись (посл.); Не спеши языком - торопись делом (посл.).– Особое положение занимают предложения, в которых форма повелительного наклонения используется в переносном, неимперативном значении, называя предполагаемое действие, которое непременно вызовет другое действие: Кажется, рукой шевельни и распугаешь певцов (В. Песков). Сема побудительности в содержательной структуре обобщенно-личных предложений налагает на семантику предложения различные смысловые оттенки:

1) совета, увещевания, просьбы, пожелания, относящихся не к одному собеседнику, а ко всем людям: Хлеб-соль ешь , а правду режь (посл.).

2) допущения возможности или невозможности действия: Безумец я! Что ж я испугался? На призрак сей подуй – и нет его (А. Пушкин).

3) действия, оцениваемого иронически: Чай все не так. Как я приказывал… Положись-ка на вас! (И. Тургенев);

4) действия неизбежного, совершаемого против воли: Теперь и в люди выйдет, и нос подымет, вот что обидно-то. А ты пресмыкайся всю жизнь (А. Островский).

Сообщая о событиях в прошлом, говорящий отодвигает свою личность на задний план, подчеркивая картины прошлого. При­надлежность действия говорящему, 1-му лицу, несомненна, так как в таких предложениях 2-ое лицо может быть свободно заменено 1-м. Но такая замена хотя и возможна, но не адекватна, так как она лишает глагол, а вместе с ним и все предложение его обоб­щенного характера: Нет для наших девушек за­бавы милее, как собирать ландыши. Идешь по сплошным ландышевым листьям, крупным, светло-зеленым и прохладным. А цветов мало: словно только что кто-то прошел здесь и все сорвал. Но опустишься на колени, нагнешь голове) ниже, глянешь снизу и сбоку, и увидишь тут, и там, и там, – ах, у самых ко­лен твоих, у самой руки! – везде, везде, спрятанные под листья­ми, светятся жемчужные шарики ландышевого цвета! (Пан.). Здесь говорящий относит действие к себе, но он не противоставляет себя другим, а объединяется с ними, его действие выставляет­ся как типическое при подобных обстоятельствах для многих или для всех; в этом сказывается обобщающий характер этой кон­струкции.

Обобщенно-личные предложения с глаголом в форме 2-го лица ед. ч. повелительного наклонения могут быть при­даточными в составе сложного предложения, где они иногда приоб­ретают характер устойчивых сочетаний с обобщенным значением лица деятеля. Например: Вы поэт, так же, как и я; а что ни говори , поэ­ты – славные ребята ! (П.).

Отличие от других односоставных предложений с формой 2 лица состоит в том, что обобщенность субъекта создается именно формой глагола, обозначающей неадресатное действие . Ср. разные значения этой формы в таком контексте: …Тут за день так накувыркаешься , Придешь домой – там ты сидишь (В. Высоцкий). В первых двух предложениях форма 2 лица выражает действие неадресатное, оно отнесено прежде всего к говорящему, но отвлечено от конкретного субъекта и приобретает значение обобщенности. А в третьем предложении эта форма обозначает действие адресата, употребляется в своем прямом значении.

Обобщенно-личные предложения существуют в специальных контекстах:

1) Передают значение вневременности – в условных конструкциях: Если хоть однажды побываешь в этих местах – всегда будешь помнить их.

2) В предложениях с отрицанием передают общее суждение со значением невозможности действия: Слезами горю не поможешь (нельзя помочь). На ваш вопрос сразу не ответишь (нельзя ответить).

3) Употребляются для передачи событий, повторявшихся в прошлом (с глагольной частицей «бывало»): Бывало, встанешь пораньше и бежишь на речку купаться.

4) Обозначают действия говорящего – в отстранении от него: Вашего «Фому Гордеева» я читал кусочками: откроешь и прочтешь страничку (А. Чехов). В лирической поэзии: В себя ли заглянешь – там прошлого нет и следа… (М. Лермонтов).

Основное назначение обобщенно-личных предложений – образное выражение общих суждений, широких обобщений, поэтому они так широко представлены:

в описаниях , когда они помогают нарисовать картину типичного, закономерного протекания действия или проявления состояния: Идешь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые образы, любимые лица, мертвые и живые, приходят на память (Т.);

в критических статьях, в публицистике предложения помогают придать суждениям большую объективность: Читая «Заметки литератора», с особой отчетливостью осознаешь значение таких произведений, как «Спутники» и «Кружилиха», в развитии нашей послевоенной прозы (газ.);

иногда используются и в научном стиле для обозначения обычности того или иного действия: По углу наклонения различают экваториальные, полярные и наклонные орбиты;

в художественной литературе такие предложения служат приемом для отражения мира мыслей и чувствований пишущего: В запахе одной только черемухи соединяешься со всем прошлым (Пришв.);

в очерковой литературе : Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира не заметишь.

Возможность представить действие, относящееся ко всем лицам данного языкового сообщества, определяют достаточно широкую сферу употребления обобщенно-личных предложений. Они широко используются в устной речи, их стилистические свойства создают условие для широкого использования в текстах художественных произведений и в речи публицистической. Они помогают придать высказыванию характер объективности суждения. Особенно распространены такие высказывания в очерковой литературе: Ни холма, ни впадины, ни взгорья, ни какого-нибудь другого приметного ориентира. Едешь, едешь и постепенно теряешь ощущение движения. Кажется и автобус и ты в нем – всё стоит на месте, потому что вокруг ничего не меняется (Л. Юдасин).

Обобщенно-личные предложения используются со стилистиче­ской целью. Это удобная форма передачи личных переживаний, настроений, воспоминаний, обращения к читателю, выражения об­щих суждений, пожеланий, советов

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

    Двусоставные предложения содержат два главных члена - подлежащее и сказуемое.

    Мальчик бежит ; Земля круглая .

    Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

    Вечер ; Вечереет .

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена Примеры Соотносительные конструкции
двусоставных предложений
1. Предложения с одним главным членом - СКАЗУЕМЫМ
1.1. Определённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения
Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения
Не имеют своей специфической формы выражения. По форме - определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

А) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

Б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть - о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме - неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься .
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь .

Любой (всякий ) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают .
Любой (всякий ) цыплят по осени считает .
От сказанного слова любой не отвяжется .
Я перекушу на привале и потом опять пойду .

1.4. Безличное предложение
1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает ; Светало ; Мне везет ;
б) Тает ;
в) Мне (дат. падеж) не спится ;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу .


б) Снег тает ;
в) Я не сплю ;
г) Ветер сорвал крышу .

2) Составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) На улице холодно ;
б) Мне холодно ;
в) Мне грустно ;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну ;
в) Я грущу .

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого - составное именное сказуемое с именной частью - наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой ;
б) Мне надо идти .

а) Я не хочу расставаться с тобой ;
б) Я должен идти .

4) Составное именное сказуемое с именной частью - кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто .
Складно сказано , отец Варлаам.
В комнате накурено .

Магазин закрыт .
Отец Варлаам складно сказал .
В комнате кто-то накурил .

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег .
Не было денег .
Не осталось денег .
Не хватило денег .

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка .
На небе не было ни облачка .
У меня нет ни копейки .
У меня не было ни копейки .

Небо безоблачно .
Небо было безоблачно .
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения
Сказуемое - независимый инфинитив.

Всем молчать !
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека , надо его понять.

Все молчите .
Будет гроза .
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека , ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом - ПОДЛЕЖАЩИМ
Назывные (номинативные) предложения
Подлежащее - имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь .
Весна .

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка ) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. - Есть деньги ; На небе нет ни облачка. - На небе есть облака ).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег ; На небе нет ни облачка ) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

3) Инфинитивные предложения (Молчать! Быть грозе! ) ряд исследователей относят к безличным. Так же рассматриваются они в школьном учебнике. Но инфинитивные предложения отличаются от безличных по значению. Основная часть безличных предложений обозначает действие, которое возникает и протекает независимо от деятеля. В инфинитивных предложениях лицо побуждается к активному действию (Молчать! ); отмечается неизбежность или желательность активного действия (Быть грозе! Поехать бы к морю! ).

4) Назывные (номинативные) предложения многие исследователи относят к разряду двусоставных с нулевой связкой.

Обратите внимание!

1) В отрицательных безличных предложениях с дополнением в форме родительного падежа с усилительной частицей ни (На небе нет ни облачка; У меня нет ни копейки ) часто опускается сказуемое (ср.: На небе ни облачка; У меня ни копейки ).

В этом случае можно говорить об односоставном и одновременно неполном предложении (с опущенным сказуемым).

2) Основным значением назывных (номинативных) предложений (Ночь ) является утверждение бытия (наличия, существования) предметов и явлений. Эти конструкции возможны только при соотнесении явления с настоящим временем. При изменении времени или наклонения предложение становится двусоставным со сказуемым быть .

Ср.: Была ночь ; Будет ночь ; Пусть будет ночь ; Была бы ночь .

3) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку этот второстепенный член соотносится обычно со сказуемым (а сказуемого в назывных (номинативных) предложениях нет). Если в предложении содержится подлежащее и обстоятельство (Аптека - (где?) за углом ; Я - (куда?) к окну ), то такие предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Аптека находится / расположена за углом ; Я бросился / побежал к окну .

4) Назывные (номинативные) предложения не могут содержать дополнений, соотносимых со сказуемым. Если такие дополнения в предложении есть (Я - (за кем?) за тобой ), то эти предложения целесообразнее разбирать как двусоставные неполные - с опущенным сказуемым.

Ср.: Я иду / следую за тобой .

План разбора односоставного предложения

  1. Определить тип односоставного предложения.
  2. Указать те грамматические признаки главного члена, которые позволяют отнести предложение именно к этому типу односоставных предложений.

Образец разбора

Красуйся , град Петров (Пушкин).

Предложение односоставное (определённо-личное). Сказуемое красуйся выражено глаголом во втором лице повелительного наклонения.

В кухне зажгли огонь (Шолохов).

Предложение односоставное (неопределённо-личное). Сказуемое зажгли выражено глаголом во множественном числе прошедшего времени.

Ласковым словом и камень растопишь (пословица).

Предложение односоставное. По форме - определённо-личное: сказуемое растопишь выражено глаголом во втором лице будущего времени; по значению - обобщённо-личное: действие глагола-сказуемого относится к любому действующему лицу (ср.: Ласковым словом и камень растопит любой / всякий ).

Чудесно пахло рыбой (Куприн).

Предложение односоставное (безличное). Сказуемое пахло выражено глаголом в безличной форме (прошедшее время, единственное число, средний род).

Мягкий лунный свет (Застожный).

Предложение односоставное (назывное). Главный член - подлежащее свет - выражен существительным в именительном падеже.

Главный член в определенно-личных предложениях выражается спрягаемыми формами глагола 1 и 2 лица, т.е. такими формами, которые указывают на конкретный, определенный субъект - говорящий («я») или адресат («ты»). Структурная схема таких предложений может быть представлена как Vf1,2. Например: Люблю тебя, Петра творенье! В последний раз спрашиваю : пойдешь с нами?

Парадигма определенно-личных предложений неполная - только те формы времени и наклонения, которые могут быть в 1 и во 2 лице, т.е. формы настоящего и будущего времени и побудительного наклонения. Например, в предложении Прости , что давно тебе не писал первая часть - определенно-личное предложение, а вторая часть - двусоставное неполное (форма прошедшего времени не указывает на определенное лицо).

Несомненна соотносительность таких предложений с двусоставными (Читаю - Я читаю. Придешь? - Ты придешь? ). Поэтому эти предложения по-разному квалифицируются в синтаксических описаниях. В «Русской грамматике» 1980 г. предложения такого типа рассматриваются как неполная реализация двусоставных предложений.

А.А. Шахматов и А.А. Потебня считали, что основным вариантом являются предложения без подлежащего. Местоимения 1 и 2 лица А.А. Шахматов называл «служебным подлежащим». Действительно, местоимение в таких предложениях часто избыточно, особенно в диалогической речи. Приходи пораньше предпочтительно предложению с подлежащим: Ты приходи пораньше. Подлежащее необходимо, если значение данного лица надо подчеркнуть, специально выделить, заострить на нем внимание. Например, при противопоставлении: Ты приходи пораньше, а я немного задержусь.

Таким образом, есть равные основания и для выделения особого типа - определенно-личных односоставных предложений, и для объединения их с двусоставными.

Обобщенно-личные предложения

К обобщенно-личным предложениям относятся структуры с главным членом, выраженным формой глагола 2 лица единственного числа, передающей синтаксическое значение обобщенного субъекта; форма 2 лица употребляется не в основном своем значении - действие адресата, а в переносном - действие обобщенного лица. Структурная схема обобщенно-личных предложений может быть представлена так: Vf 2s. Например: Ушедший день не догонишь. Близкого человека только тогда и поймешь вполне, когда с ним расстанешься (И. Тургенев).

Во многих синтаксических описаниях пределы обобщенно-личных предложений расширяются: к ним относят и предложения с другими формами главного члена - 3 лица множественного числа, 1 лица и даже с неличными формами глагола. Например: Победителя не судят. Что имеем, не храним, потерявши - плачем. Назвался груздем - полезай в кузов. Обобщенность значения таких предложений создается их принадлежностью к особому жанру - сентенции, пословицы, афоризмы. Это подход не грамматический. С точки зрения структуры эти предложения относятся к другим типам: неопределенно-личное, определенно-личное, двусоставное (неполное). Отличие от таких предложений обобщенно-личных с формой 2 лица состоит в том, что обобщенность субъекта создается именно формой глагола, обозначающей неадресатное действие. Ср. разные значения этой формы в таком контексте: …Тут за день так накувыркаешься , Придешь домой - там ты сидишь (В. Высоцкий). В первых двух предложениях форма 2 лица выражает действие неадресатное, оно отнесено прежде всего к говорящему, но отвлечено от конкретного субъекта и приобретает значение обобщенности. А в третьем предложении эта форма обозначает действие адресата, употребляется в своем прямом значении.

Парадигма обобщенно-личных предложений - неполная, она включает только формы предложений со 2 лицом: настоящее, будущее время, побудительное наклонение (Бойся не бойся , а року не миновать - В. Даль).

В «Русской грамматике» 1980 г. такой тип предложения, особая структурная схема не выделяется, предложения с главным членом в форме 2 лица единственного числа без подлежащего рассматриваются как неполные реализации двусоставного предложения (N1 - Vf). Основанием для этого является возможность выражения обобщенно-личного значения и при наличии подлежащего «ты». Например: Ну что ты поделаешь с бессовестными людьми? (А. Гайдар).

Обобщенно-личные предложения имеют ограниченное употребление, они существуют в специальных контекстах:

1) Передают значение вневременности - в условных конструкциях: Если хоть однажды побываешь в этих местах - всегда будешь помнить их.

2) В предложениях с отрицанием передают общее суждение со значением невозможности действия: Слезами горю не поможешь (нельзя помочь). На ваш вопрос сразу не ответишь (нельзя ответить).

3) Употребляются для передачи событий, повторявшихся в прошлом (с глагольной частицей «бывало»): Бывало, встанешь пораньше и бежишь на речку купаться.

4) Обозначают действия говорящего - в отстранении от него: Вашего «Фому Гордеева» я читал кусочками: откроешь и прочтешь страничку (А. Чехов). В лирической поэзии: В себя ли заглянешь - там прошлого нет и следа…(М. Лермонтов).

Обобщенно-личные предложения - это предложения, в которых действия, выраженные глаголом, относятся к любому лицу, носят обобщающий характер. Примером могут служить пословицы, известные нам с детства:

Век живи - век учись.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

Цыплят по осени считают.

Сказуемое в обобщенно-личном предложении выражено глаголом в форме второго лица единственного числа:

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Слезами горю не поможешь .

Бывает, что сказуемое в таких предложениях выражено глаголом в форме третьего лица множественного числа в изъявительном наклонении:

Снявши голову, по волосам не плачут .

После драки кулаками не машут .

Иногда в обобщенно-личных предложениях встречаются сказуемые в форме глагола первого лица множественного числа изъявительного наклонения:

Что имеем - не храним , потерявши - плачем .

Сказуемое также может быть выражено глаголом в форме первого лица единственного числа изъявительного наклонения:

Чужую беду руками разведу , а к своей и ума не приложу .

Распространены обобщенно-личные предложения, в которых сказуемое выражается глаголом в форме повелительного наклонения:

Век живи - век учись .

Семь раз отмерь - один раз отрежь .

Такие предложения могут выступать в роли придаточных в составе сложноподчиненного предложения:

Хоть убей - следа не видно .

По своей сути они потеряли значение придаточного предложения и превратились в устойчивые или идиоматические сочетания, при письме они выделяются запятыми или тире:

Куда ни сунься - тут как тут.

Такие предложения характерны только для разговорного стиля речи.

Основное назначение обобщенно-личных предложений - образное выражение неких общих суждений, поэтому они широко используются в народных пословицах и поговорках:

Что написано пером, того не вырубишь и топором.

Из песни слова не выкинешь.

Распространены обобщенно-личные предложения и в описаниях при создании картины в типичных ситуациях:

А то велишь запрячь беговые дрожки и поедешь в лес на рябчиков (И.С. Тургенев).

В критических статьях и публицистике обобщенно-личные предложения помогают придать суждениям большую объективность:

Читая заметки литератора, мы особо явственно осознаем значение таких произведений, как «Спутники» и «Кружалиха», для нашей послевоенной прозы.

Несмотря на то что обобщенно-личные предложения чаще всего используются в разговорном и в художественном стилях, отдельные разновидности таких предложений можно встретить и в научном стиле. Они употребляются при указании обычности того или иного действия:

Тензодатчики делают из тонкой проволоки, складываемой змейкой.

В художественных произведениях обобщенно-личные предложения могут являться приемом, с помощью которого автор передает свои чувства и мысли, заставляя читателя сопереживать:

Ляжешь, а горькая дума

Так и не сходит с ума…

Голову кружит от шума. (С.А. Есенин)

Обобщенно-личные предложения могут иметь форму двусоставного предложения, в котором подлежащее выражено личным местоимением:

Вы входите в лес, вас сразу охватывает прохлада, вы медленно идете по опушке.

В этих предложениях подлежащее «вы» относится не к какому-то конкретному лицу, а носит обобщающий характер, потому и предложения являются обобщенно-личными.

Мы с вами выяснили, что односоставные обобщенно-личные предложения используются, когда нужно представить действие, носящее обобщающий характер, не относящееся к какому-то конкретному лицу. Особенно широко они используются в разговорной речи, стилистические особенности позволяют использовать их в художественной литературе и в научном стиле. Эти предложения помогают придать высказываниям большую объективность.

Список литературы

  1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И., Степанова Е.Б. Русский язык. Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля,: Изд-во Московского университета, 2011.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю.. Чешко Л.А.. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений,: Просвещение, 2013
  3. Тесты Обобщенно-личные предложения ().
  1. Terver.ru ().
  2. Lingvotech.com ().
  3. Hi-edu.ru ().

Домашнее задание

  1. Дать определение обобщенно-личным предложениям, привести примеры.
  2. Каково основное назначение обобщенно-личных предложений?
  3. Как вы думаете, есть ли продолжение всем известной русской пословицы: «Век живи, век учись»? Если «да», то какое; если «нет», то почему?


Пособия и алименты