Пять уроков жизни от маленького принца. За что ты судишь себя сам

Иллюстрация: Deirdreamer

Маленький принц учит нас, что нужно поддерживать в себе тягу к творчеству, чаще смеяться и лучше спать.

Самое известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери увидело свет 6 апреля 1943 года. В книге рассказывается история пилота, который потерпел крушение и встретился с мальчиком, известным читателю как Маленький принц. От него пилот-повествователь узнает о родной планете мальчика (астероиде) и его путешествии по другим космическим мирам. Восемь дней герои вместе бродят по пустыне.

Эта книга зачаровывает и взрослых и детей вот уже 70 лет, ее иллюстрированные страницы переведены на 250 языков и диалектов. По случаю годовщины произведения «HuffPost France» обдумывает пять жизненных уроков «Маленького принца» .


Иллюстрация: Сюзанна Вера / Reuters

Рассказчик начинает повествование с истории о своем первом детском рисунке, на котором был изображен удав, проглотивший слона. Он считает, что всякий взрослый, открыв книгу, увидит обыкновенную шляпу. Пилот давно остыл к рисованию, пока не встретился с Маленьким принцем, который сразу понял, что именно было изображено на рисунке: слон внутри удава.

«Когда я встречал взрослого, который казался мне разумней и понятливей других, я показывал ему свой рисунок №1 - я его сохранил и всегда носил с собою. Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком» [здесь и далее цитаты из «Маленького принца» даны в переводе Норы Галь – прим. перев.]

Жизненный урок: По мере взросления старайтесь сохранить хотя бы каплю сумасбродства и творческую энергию. Взрослые предпочитают цифры и практичность во всем, но они забывают заглядывать вглубь, под поверхность, чтобы дать себе свободу творчества. Утрачивая любознательность, они становятся пассивными.

Что утверждает наука: Творчество и воображение приносят пользу здоровью. Исследование, проведенное журналом «Психология музыки», показывает, что студенты-пианисты испытывают меньший стресс, чем другие, когда импровизируют на сцене. Также результаты доказывают, что музыка повышает степень восприятия выраженных в пении эмоций. Творческие люди очень похожи на Маленького принца: это мечтатели в поисках нового опыта, задающие правильные вопросы.


Иллюстрация: Дон Эммерт / Getty Images

Как объяснил Маленький принц, в своем межпланетном путешествии он встретился с очень серьезным дельцом. Этот человек непрерывно подсчитывает звезды в галактике. И пусть он мнит себя счастливым, потому что якобы владеет ими, жизнь его одинока и однообразна, ведь больше в ней ничего нет. Он даже не может оценить красоту этих звезд.

«Распоряжаюсь ими, – ответил делец. – Считаю их и пересчитываю. Это очень трудно. Но я человек серьезный».

Жизненный урок: Не стоит жертвовать маленькими радостями жизни.

Что утверждает наука: Во многих исследованиях утверждается, что ничто так не поднимает настроение и не улучшает качество жизни, как смех. В 2014 году ученые из калифорнийского Университета Лома Линда обнаружили, что люди, которые чаще смеются, могут похвастаться лучшей краткосрочной памятью и более высокой стрессоустойчивостью. Согласно другим исследованиям, например, тому, которое было проведено в Университете Мэриленда, чувство юмора снижает риск сердечных заболеваний.


Иллюстрация: Тарик Тиназай / Getty Images

Еще одного любопытного персонажа Маленький принц встречает на пятой по счету планете. Каждый день здесь длится не больше минуты. Фонарщик должен гасить фонарь каждую минуту, а затем тут же поспешно зажигать его вновь. У него нет времени на сон и отдых.

«Да вот так. Планета делает полный оборот за одну минуту, и у меня нет ни секунды передышки. Каждую минуту я гашу фонарь и опять его зажигаю». – Фонарщик.

Жизненный урок: Нужно ценить каждое мгновение. Наслаждайтесь жизнью.

Что утверждает наука: Доктора не устают повторять: нехватка сна губительна для здоровья. Такой образ жизни, как у этого фонарщика, увеличивает риск диабета, сердечных заболеваний, паралича, отдельных форм рака, нарушений памяти, перепадов настроения и повышенного аппетита. Негативные последствия недосыпания бесчисленны. Помимо здорового сна человек нуждается также во времени, которое он может посвятить себе, а не работе. Несомненно, однажды фонарщика ожидает жестокое нервное истощение.


Иллюстрация: Юшиказу Тсуно / Getty Images

На шестой планете Маленький принц встретил «старика, который писал толстенные книги». Сначала герой подумал, что это исследователь-путешественник, но оказалось, что это географ, который никогда не покидал своего кабинета.

«Ведь не географы ведут счет городам, рекам, горам, морям, океанам и пустыням. Географ - слишком важное лицо, ему некогда разгуливать.» – Географ.

Жизненный урок: Мы стремимся к тому, чтобы не покидать свою «зону комфорта», потому что это проще, чем идти на риск. Но отведенное нам время следует использовать для получения разнообразного опыта, встреч с новыми людьми и путешествий по миру.

Что утверждает наука: Есть миллион причин выйти из привычной обстановки, и многие из них подкреплены научными доказательствами. Психологи считают, что стресс, который мы испытывает в моменты вызова, способствуют повышению нашей работоспособности. Адаптация к новым условиям помогает нам сохранить остроту ума вплоть до преклонных лет, как заявлено в результатах исследования 2013 года.

Маленький принц любит розу, которую оставил на родной планете. Внешне она ничем не отличается от цветов, которые он увидел на Земле. Но его роза уникальна, потому что он выбрал ее. Она «единственная на свете», сказал Лис, потому что принц не жалел времени на заботы о ней.

«Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.» – Лис.

Жизненный урок: Маленький принц олицетворяет спонтанность. В отличие от других он мыслит инстинктивно, подчиняясь сердцу. Как говорит Лис, это единственно верный путь к пониманию по-настоящему важных вещей.

Что утверждает наука: По данным исследования, которое было опубликовано в 2012 году в издании, посвященном человеческому поведению и мотивации («Journal of Organizational Behavior and Human Decision Processes»), интуитивное принятие решений приводит к таким же или к лучшим результатам, чем решение, принятое с помощью аналитического метода. Интуиция позволяет нам поддерживать баланс: она служит мостиком между инстинктами и разумом, как полагает Шолль Франсис, автор «Интуитивного компаса».

Очевидно, что в «Маленьком принце» можно найти множество бесценных жизненных советов. Но чтобы узнать больше, вам придется самим спросить его. Прилетев на его планету, вы обязательно его найдете: он будет наблюдать за закатом вместе со своим любимым цветком.

36 739

В чем секрет любви миллионов читателей к «Маленькому принцу»? Возможно, в том, что его герой обладает чем-то, чего многим из нас так остро не хватает? Мудрые мысли Маленького принца и его создателя, Антуана де Сент-Экзюпери, разошлись на цитаты и часто помогают нам. Мы выбрали пять жизненных уроков, польза от которых доказана психологической наукой.

1. Ключ к творчеству - в детской непосредственности

Однажды, еще ребенком, рассказчик из книги Сент-Экзюпери нарисовал удава, проглотившего слона. Однако все взрослые, как один, видели на этом рисунке обычную шляпу. В конце концов рассказчик забрасывает свое увлечение рисованием - до встречи с Маленьким принцем. Тот сразу понимает, что на рисунке изображено не что иное, как слон внутри удава.

У Маленького принца гораздо больше воображения. Он просит рассказчика нарисовать ему барашка, но отвергает один за другим несколько вариантов. Зато нарисованный рассказчиком ящик приводит Принца в восторг. Ведь так он сам может вообразить барашка, который внутри.

Жизненный урок : Взрослые утрачивают безрассудство, которое побуждало их воображать и творить, когда они были еще детьми. «Взрослые очень любят цифры. (…) Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», - они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они восклицают: «Какая красота!»

Взрослые действительно предпочитают цифры и материальные понятия и зачастую даже не пытаются проникнуть в суть вещей, боятся пускать все на самотек, отказываются придумывать что-то новое, становятся менее изобретательными и более пассивными.

Научное обоснование: Развитие воображения и творчество полезны для здоровья! Например, исследование музыколога Роберта Аллена показало, что студенты-пианисты испытывают меньше стресса, когда импровизируют на сцене.

2. Ключ к счастью - не относиться к жизни чересчур серьезно

Во время своего путешествия по разным планетам Маленький принц встречает Дельца. Его главная (и единственная) черта характера - он очень серьезен. Он постоянно считает все звезды в галактике. И ему это нравится. Ведь он думает, что владеет всеми пересчитанными им звездами. Однако его жизнь - сплошное одиночество и рутина, так как ничем другим, кроме счета, он не занят. Он не способен даже оценить красоту звезд.

Жизненный урок: К жизни не стоит относиться слишком серьезно, чтобы ценить истинную суть вещей.

Научное обоснование: Многие исследования подтверждают: смех от души - лучшее средство для укрепления душевного здоровья. В 2014 году исследователи Калифорнийского университета Лома-Линда (США) установили, что люди, которые смеются чаще других, обладают лучшей памятью и испытывают меньше стресса.

3. Ключ к здоровью - не забывайте оставлять время на себя

Фонарщик - довольно забавный персонаж, которого Маленький принц встречает на пятой посещаемой им планете. Каждую минуту он должен зажигать, а потом сразу же гасить фонарь. Каждая минута для него - как целый день. У него нет времени ни отдохнуть, ни даже поспать.

Жизненный урок: Надо ценить каждую секунду, пользоваться по максимуму временем, отпущенным нам.

Научное обоснование: Врачи не устают повторять: недостаток сна действительно имеет катастрофические последствия для здоровья. Жить в таком же ритме, как Фонарщик, особенно опасно. Возрастает риск диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта, рака, вероятны проблемы с памятью, увеличивается аппетит, становится труднее держать эмоции под контролем…

Важен не только сон. Необходимо выделять время на себя. Это должны быть часы, полностью свободные от работы. Без сомнения, в наше время Фонарщика ждало бы эмоциональное выгорание. Исследования, которые говорят о вреде трудоголизма, также многочисленны. Засиживаясь за работой, вы рискуете впасть в депрессию и заработать инсульт.

4. Ключ к развитию - найти в себе смелость отправиться навстречу новому

На шестой планете Маленький принц встречает «старика, который пишет толстенные книги». Сначала Принц думает, что встретил исследователя, однако потом оказывается, что единственный житель этой планеты - Географ, который ни разу не выходил за пределы своего рабочего кабинета.

Жизненный урок: Почти все мы имеем склонность не выходить из зоны комфорта. Ведь это легче, чем идти на риск. Однако нужно пользоваться временем, которое у нас есть, и стараться попробовать сделать как можно больше разных вещей, познакомиться с как можно большим количеством людей, побывать в наибольшем количестве мест.

Научное обоснование: Причин выходить из зоны комфорта очень много, и ученые стремятся их продемонстрировать. Когда мы испытываем небольшой стресс, когда перед нами стоит сложная задача, мы работаем более эффективно, считают психологи из Университета Штата Мичиган (США).

5. Ключ к удовлетворенности - выбирать нужно сердцем

Маленький принц любит розу со своей планеты. На первый взгляд она похожа на все розы на Земле. Однако его роза уникальна, потому что он ее выбрал. Она - единственная в мире, говорит ему Лис, так как он потратил на нее время, потому что решил, что она единственная. «Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Жизненный урок: Маленький принц олицетворяет спонтанность чувств. В отличие от людей с планеты Земля, которые мыслят рационально и видят в его любимой розе обычный цветок, он мыслит инстинктивно, как подсказывает ему сердце. Но Лис уверен: только так и можно увидеть самое главное.

Научное обоснование: Хорошая новость для тех, у кого развита интуиция. Согласно исследованию Бостонского колледжа (США), интуиция так же важна для принятия решений, как и анализ. В некоторых случаях она даже более эффективна. Сотрудник компании, который хорошо знает свое дело, примет более правильное решение, если будет опираться на то, что подсказывает ему чутье.

Тема урока: «Десять уроков Маленького принца»

Урок ориентирован на комплексное развитие личности; диалогичность, рефлексию.

Технология обучения: личностно - ориентированное, развивающее обучение, использование современных информационных технологий (программа - презентация).

Формирование речевых компетенций

Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно - нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.

На уроке использованы современные компьютерные технологии с целью привлечения внимания к повести «Маленький принц».

Цели и задачи:

раскрыть важнейшие проблемы повести;

формировать умение давать оценку поступкам героев повести;

способствовать совершенствованию навыка выразительного чтения отрывков из повести;

развивать у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к литературе;

Ход урока

І. Оргмомент.

ІІ. Основное содержание урока.

Эпиграф урока (на доске):

И вы увидите: все станет по-другому...

Антуан де Сент-Экзюпери

Учитель: Нарисуй мне барашка! (раздать листы и фломастеры)

Нарисуй мне барашка
Лёгким взмахом руки,
В светло-серых кудряшках
Пусть играют лучи.
Пусть живёт не в коробке -
На зелёном лугу,
И чтоб домиком бровки!
Я его полюблю.

Буду с нашим барашком
Я рассветы встречать,
И медовую кашку
Помогать собирать.
Буду петь ему тихо,
Если вдруг он уснёт,
Милый, что тебе стоит?
Нарисуй, пусть живёт!!!

- Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком для самого Антуана де Сент-Экзюпери. Я тоже имею дело с такими же загадочными, таинственными существами. Мне представляется, что каждый из вас и есть Маленький принц, вы все явились на мою планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы видеть сердцем. А я, ваша сегодняшняя учительница, обязана помочь вам в этом деле. У всех вас свои заботы, каждый из вас в ответе за кого-то, за что-то. Вы осознайте это глубоко, как осознал и почувствовал Маленький принц свой долг перед своей единственной розой. Позже вы отправитесь осуществлять свои мечты, с честью служить своему долгу. И я хочу, чтобы в этом пути вам нужны были чистая вода глубоких колодцев и бубенцы звёзд в ночном небе. Здравствуйте! Обратите внимание на эпиграф к уроку - это слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то « … И вы увидите: все станет по-другому...».

1. Анализ произведения.

- Работа с тетрадью стр.2

- Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он?

мудрый (не по-детски)

добрый

отзывчивый искренний

- Расскажите о Маленьком принце

- Чем занят Маленький принц?

- Баобабы - что олицетворяют? (зло)

Первый урок: «встал поутру, привел себя в порядок и свою планету»

(Каждый день Маленький принц чистил вулкан и вырывал ростки баобабов)

- Запишите вывод в тетрадь

- Кто ещё живёт на планете Маленького принца?

- Работа с тетрадью стр.3

кокетливая

гордая

капризная красивая

- Как ведёт себя Роза?

- Почему Маленький принц отправляется путешествовать?

(поссорились)

(Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь. Когда мы не способны ответить на любовь, мы бежим от неё.)

- Кто помог Маленькому принцу изменить отношение к Розе? Цитата из текста глава VІІІ

(Лис помогает Маленькому принцу постичь эту сложную науку, и маленький мальчик с горечью признаётся себе: “Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо просто смотреть на них и дышать их ароматом. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться... Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность... Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”)

Второй урок: « Надо судить не по словам, а по делам»

(Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность.)

- Запишите вывод в тетрадь

2. Путешествие Маленького принца (использование презентации)

Художественный приём, который организует весь сюжет сказки в единое целое, — приём путешествия.

Каковы возможности этого приёма? Что даёт он для понимания главной мысли произведения?

( Во-первых, он помогает автору показать разные характеры людей. Во-вторых, независимо от его воли происходят изменения в самом путешественнике, отправившемся в странствие с целью познания мира и поиска друзей)

Маленький принц путешествует по нескольким планетам, где встречается с разными взрослыми людьми. Каждую планету населяет один человек. Он с удивлением смотрит на них и не может понять их. “Странный это народ, взрослые!” — говорит он.

3. Работа по группам.

6 групп по числу планет, которые посещает Маленький принц

І гр. - планета короля

ІІ гр. - планета честолюбца

ІІІ гр. - планета деловой человек

ІV гр. - планета фонарщика

V гр. - планета географа

Вопросы для анализа

1.Чем занимается житель планеты?

2. Отношение Маленького принца к обитателю планеты.

3. Подберите эпитеты для характеристики.

4. Подберите цитату из текста.

5. Сформулируйте вывод-урок

4. Выступления групп, обсуждение

- Выступление І группы - планета короля

- Расскажите о короле.

(В каждом посетителе видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король этот представляет себе мир упрощенно, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение - предел его мечтаний)

- Подберите эпитеты для характеристики Короля. Какой он?

- Работа с тетрадью стр.4

властолюбивый эгоистичный

величественный

- Какую должность предлагает Король Маленькому принцу?

- Кого надо судить, если на планете живёт только король?

- Что трудно сделать по отношению к самому себе?

«Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»

Третий урок: «...суди сам себя»

- Запишите вывод в тетрадь

- Выступление ІІ группы - планета честолюбца

- Что такое честолюбие? (Жажда известности, стремление к почётному положению, славе)

- Расскажите о честолюбце.

(Равнодушный к окружающим, крайний эгоизм выливаются у обитателя планеты в самовосхищение и самолюбование. Тщеславие пустого человека не знает границ, и потому он в своём ослеплении каждого проходящего готов принять за почитателя, и это кажется ребёнку просто глупым и смешным)

- Подберите эпитеты.

Работа с тетрадью стр.5

Равнодушный

самовлюблённый

- Найдите строки, которые произносит Маленький принц про тщеславных людей.

(Цитата из текста…… «Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал» )

- Это положительное качество или отрицательное? (И положительное и отрицательное, всё хорошо в разумных пределах)

- Какой урок вынес Маленький принц из посещения планеты честолюбца?

Четвёртый урок: Честолюбие хорошо в разумных пределах.

- Запишите вывод в тетрадь

- Выступление ІІІ группы - планета пьяницы

- Какое впечатление производит пьяница на Маленького принца?

(Житель третьей планеты поверг Маленького принца в уныние. Ему жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырвать из порочного круга болезненного пристрастия)

- Подберите эпитеты для характеристики пьяницы. Каков он?

- Работа с тетрадью стр.6


Жалкий слабый

- Что делать человеку в подобной ситуации? Как изменить жизнь?

Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.

- Запишите вывод в тетрадь

- Выступление ІV группы - планета «делового человека»

- Каков «деловой человек»?

(Он занят бессмысленным подсчётом звёзд. Он пытается превратить необозримую красоту вселенной в собственность, упрятав её в свой личный сейф)

- Работа с тетрадью стр.7


Бесчеловечный бессмысленное существование

- Какой урок вынес Маленький принц?

Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно.

«Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

- Запишите вывод в тетрадь

- Выступление V группы - планета фонарщика

- Какие чувства вызывает у Маленького принца фонарщик?

(Он восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей)

- Работа с тетрадью стр.8

ответственный верный слову

- Счастливый человек фонарщик, по мнению Маленького принца?

Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком - в этом счастье человека

- Запишите вывод в тетрадь

- Не о фонарщике ли думала поэтесса Вероника Тушнова, когда писала:

Море мое пустынно,

на море тишь да гладь...

Может быть, это стыдно -

так безнадежно ждать?

Напрасный огонь лучится,

виден издалека...

Я не могу отлучиться

с забытого маяка.

Я не могу отлучиться

ни на единый час

вдруг что-нибудь случится с тобой...

А огонь погас!

- Выступление VІ группы - планета географа

- Какой след в душе Маленького принца оставила встреча с географом?

(Сначала он тоже кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нём, потому что тот «никогда не выходит из кабинета» и обо всём знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя слишком важным лицом и ему некогда разгуливать. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её)

- Работа с тетрадью стр.9

«слишком важен»

не настоящий

- Разве это настоящий учёный?

Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета

- Запишите вывод в тетрадь

5. Фронтальная работа - седьмая планета - Земля

- Маленький принц испытал на Земле отчаяние, растерянность. Почему?

(Он увидел сад с розами)

- Обратите внимание на ход мыслей героя. Зачитайте отрывок из XX главы со слов «А потом он подумал…» до конца.

«А потом он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда... Какой же я после этого принц?.."

Он лег в траву и заплакал»

- Чем вызваны горестные слёзы малыша? (Он разочарован в себе)

- Когда появился Лис? (В самую трудную минуту для малыша. Появление Лиса учит истинному пониманию любви и дружбы, он знакомит героя с бездонностью человеческого сердца. Его высказывания - большая мудрость: чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать самое дорогое - своё время. «Твоя Роза так тебе дорога, потому что ты отдавал ей все свои дни». Не только Роза нуждалась в Маленьком принце, но и Маленькому принцу нужна была Роза. Роза - единственный на свете цветок, потому что он её «приручил». Человеку нужен всего лишь один цветок, тот, который наполнит душу светом и заполнит им сердце. Потому и возвращается он к своей Розе.)

- Работа с тетрадью стр.10

- Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?

Девятый урок: «Т ы всегда в ответе за всех, кого приручил»

- Запишите вывод в тетрадь

- Работа с тетрадью стр. 12

- Давайте поговорим о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды?

(Чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду)

- Чтение отрывка из XXVІ главы

«У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они - золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться!

И он сам засмеялся» Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)

Десятый урок: «... У каждого человека - свои звезды»

6 . Все уроки Маленького принца - вывод, выставление оценок

7. Рефлексия - заполнение тетради

- Прочитайте вопросы (на слайде - вопросы из рабочей тетради)

- Ответить на эти вопросы вам предстоит дома. А через несколько лет, мне кажется, вы вернётесь к этому произведению. И тогда вы увидите, как изменилась ваша жизнь.

8. Итог урока. (звучит музыка «Маленький принц»)


Рабочая тетрадь
DOC / 5.35 Мб
Технологическая карта урока
DOCX / 30.94 Кб
Музыка к уроку
MP3 / 5.85 Мб
фонограмма детского смеха
MP3 / 873.03 Кб

Маленький принц ушел, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял его уроки. Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех.

(фонограмма детского смеха)

Тема урока: «Уроки истины Маленького принца»

Социализация учащихся: формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно – нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личностные возможности.

Цели и задачи:

развивающая:

    развивать читательский интерес учащихся;

    развивать умения сопоставлять и делать выводы, кратко формулировать свои мысли;

    развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление;

обучающая:

    учить осмысливать идейное содержание сказки, постигнуть нравственную сторону произведения;

    учить анализировать художественное произведение;

воспитательная:

    вызвать личностно значимые переживания, побудить к активной деятельности по разрешению проблемных ситуаций и поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте;

Метапредметная цель урока : формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер.

Учебно-организационные:

определять учебную задачу,

формулировать гипотезы,

Учебно-информационные:

работать с художественным текстом.

Учебно-коммуникативные:

формировать умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения,

развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.

Тип урока : проблемный урок с использованием групповой формы работы.

Эпиграф урока :

И вы увидите: все станет по-другому...

Ход урока

І. Оргмомент. Звучит песня «Звёздная страна»

Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком. Я тоже имею дело с такими же загадочными, таинственными существами. Мне представляется, что каждый из вас и есть Маленький принц, вы все явились на мою планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы видеть сердцем. А я обязана помочь вам в этом.

ІІ. Вступительное слово учителя. Стадия вызова.

Приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:

Для чего человек живёт?

В чём же истинное счастье?

Что значит верная дружба и настоящая любовь?

А нашим собеседником будет добрый, мудрый человек, известный нам - французский писатель А. де Сент- Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц.

Какие темы освещает писатель в своём произведении?

Обратимся к «Корзина идей» .

– взаимоотношения между детьми и взрослыми;
– тему дружбы и преданности;
– долга и справедливости;
– смысла жизни.

Действительно, в сказке звучит много мудрых мыслей о дружбе, ответственности, о жизни и ее ценностях, об отношениях людей

Но актуальны ли в нашем XXI веке заповеди- истины Маленького принца? Нужны ли они нам с вами? В этом постараемся разобраться.

Эпиграфом урока станут слова Экзюпери. Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: всё станет по-другому…»

Как вы думаете, какова цель урока? (понять и постараться усвоить уроки истины - заповеди Маленького принца)

III . Работа над текстом. Стадия осмысления.

1. Характеристика героя

Кто такой Маленький принц? (Маленький принц жил на планете – астероиде Б-612, был одинок)

Подберите эпитеты для характеристики Маленького принца. Какой он?

мудрый (не по-детски)

отзывчивый искренний

– Чем занят Маленький принц? (Каждый день Маленький принц чистил вулканы, на которых разогревал завтрак, вырывал ростки баобабов.)

Почему автор говорит, что баобабы опасны? Что они символизируют? (Баобабы – символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить. Баобабы – это пороки, которые разрушают душу человека, а человек – это целая вселенная.)

Какое правило твердо усвоил МП? («Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету»)

Актуальна ли эта истина для вас? Почему?

2. Характеристика розы.

Какое чудо? Как этот предмет связан с МП? (зачитать гл. 8) На планете Маленького принца растет Роза

Как ведёт себя Роза? Зачитайте.

Подберите эпитеты (красивый и капризный цветок)


кокетливая

капризная красивая

- Как вы думаете, почему роза так капризна? (лишь для того, чтобы обратить на себя внимание)

Почему Маленький принц покидает Розу и отправляется путешествовать? (поссорились, Маленький принц ещё не умеет любить. Он обижается на цветок, не понимая, что все капризы его лишь для того, чтобы обратить на себя внимание. Роза любит, но Маленький принц не знает, что такое любовь)

Какую мудрость постиг МП, когда покинул свою планету и оставил цветок? Цитата из текста глава VІІІ (Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками я должен был угадать нежность. Мой цветок напоил благоуханием всю мою планету, а я не умел ему радоваться... Но я был слишком молод, я ещё не умел любить”)

Итак, второй урок: «Надо судить не по словам, а по делам»

- Объясните смысл этой истины.

3. Путешествие Маленького принца

 Маленький принц путешествует по планетам - астероидам, где встречается с разными взрослыми людьми. Сейчас, работая в группе, ваша задача – выяснить, что являлось ценным для обитателя той или иной планеты, определить главную черту характера её обитателя и сформулировать вывод – ту истину, которую понял МП, посетив эту планету . Работая по карточке, можно использовать при ответе опорные слова из правой колонки, находить и зачитывать цитаты из книги.

4. Выступления групп, обсуждение

I группа – планета короля

Вопросы

1. Назовите планету по описанию : пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия. Кто её обитатель?

1. По словам пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия

2. Он в каждом видел…… подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений.

3. Главная черта его характера?

Какой он?

3. Главная черта его характера – это….властолюбие.

Он величественный, эгоистичный. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение – предел мечтаний короля.

4. Какой урок получает МП?

«Тогда суди сам себя, - сказал король. - Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр»


властолюбивый эгоистичный

величественный

Итак, третий урок: «...суди сам себя»

Что это значит, ребята? Спасибо за работу. Слово 2-й группе

II группа - планета честолюбца

Вопросы

Фразы, которые вы можете использовать при ответе

1. Назовите планету по описанию : забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди. Кто её обитатель?

1. По словам забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди мы догадались, что это планета ……..

2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?

2. Честолюбец хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть признанным самым красивым, нарядным, богатым и умным на планете. Но на этой планете всего один человек – он сам.

4.Главная черта его характера – он самовлюблённый, равнодушный, тщеславный

4. Какой урок вынес МП?

Маленький принц удивляется самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит тщеславный человек, это кажется принцу просто глупым и смешным

Честолюбие хорошо в разумных пределах


Четвёртый урок: Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал . Честолюбие хорошо в разумных пределах.

III группа – планета пьяницы

Вопросы

Фразы, которые вы можете использовать при ответе

1. Назовите планету по описанию : пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга. Кто её обитатель?

1. По словам пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга мы догадались, что это планета ……..

2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?

3. Он не мог бросить ……… пить оттого, что ему стыдно за себя. В водке он находит забвение,

потому что …ему совестно пить…….

3. Назовите главную черту его характера?

4.Главная черта его характера – это….слабость, бесхарактерность

4.Что делать в подобной ситуации? Как изменить жизнь? Назовите урок, который усвоил МП.

Житель третьей планеты поверг маленького путешественника в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы вырваться из порочного круга, поэтому следующий урок – это то, что нужно найди в себе силы изменить себя

Жалкий слабый

Пятый урок: найди в себе силы изменить себя.

Актуальна ли эта истина для вас, юных читателей? Докажите.

IV группа планета «делового человека»

Вопросы

Фразы, которые вы можете использовать при ответе

1. Назовите планету по описанию : пятьсот миллионов, серьёзный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ. Кто её обитатель?

1. По словам пятьсот миллионов, серьёзный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ мы догадались, что это планета ……..

2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?

3. Он занят бессмысленным подсчётом….. звёзд

Он пытается завладеть………вселенной…………….,

чтобы…… упрятать её в свой личный сейф

3. Назовите главную черту его характера?

4.Главная черта его характера – это….бесмысленность, бесчеловечность

4.Какой урок вынем МП?

Маленький принц говорит: Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно

Бесчеловечный бессмысленное существование

Шестой урок: если человек занят только делом, его жизнь прожита напрасно. «Он за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».

V группа – планета фонарщика

Вопросы

Фразы, которые вы можете использовать при ответе

1. Назовите планету по описанию : меньше всех, как будто рождается звезда, уговор, вращается всё быстрее. Кто её обитатель?

1. По словам меньше всех, как будто рождается звезда, уговор, вращается всё быстрее мы догадались, что это планета ……..

2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?

2. Он то зажигал…………………………..,

то ……………………..,

потому что …………… такой уговор ………

3. Назовите главную черту его характера?

3. Главная черта его характера – это….

Ответственность, верность слову

4. Какие чувства вызывает у МП фонарщик?

Он восхищён, потому что «по-настоящему полезно, потому что красиво», в его работе есть смысл, Маленький принц мечтает подружиться с фонарщиком, он думает не только о себе, верен слову, не покладая рук трудиться для людей

5. Счастливый человек фонарщик, по мнению Маленького принца?

Да. Потому что

Седьмой урок: Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека

VI группа – планета географа

Вопросы

Фразы, которые вы можете использовать при ответе

1. Назовите планету по описанию : . Кто её обитатель?

1. По словам толстенный, путешественник, вечные вещи, кабинет, справки, учебник мы догадались, что это планета ……..

2. Что было самым важным для обитателя планеты?

3. Считает себя слишком ……………………..

важным лицом, ему некогда разгуливать. Он не выходит из своего кабинета. Но он принимает у себя путешественников и записывает их рассказы.

3. Назовите главную черту характера?

4.Главная черта его характера – это….слишком важный, не настоящий

4. Нравится ли учёный Маленькому принцу?

Сначала он кажется малышу настоящим, но очень скоро принц разочаровывается в нём, потому что тот «никогда не выходит из кабинета» и обо всём знает лишь понаслышке. Его не интересует даже собственная планета, так как он считает себя слишком важным лицом и ему некогда разгуливать. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его недолговечной Розе, задуматься и пожалеть её. Он говорит, что цветы эфемерны. Это значит: то, что должны скоро исчезнуть. И это заставляет принца волноваться за свою розу. "Моя краса и радость недолговечна, - сказал себе Маленький принц, - и ей нечем защищаться от мира, у нее только и есть что четыре шипа. А я бросил ее, и она осталась на моей планете совсем одна!"

    Урок МП?


не настоящий

«слишком важен»

Восьмой урок: Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета

Вывод: Маленький принц отправляется странствовать и оказывается на планетах-астероидах, которые имеют общие черты. Какие? (нет названия; очень маленькие; живёт один человек, и этот человек – взрослый. Жизнь обитателей астероидов бессмысленна) Экзюпери показывает, что для обитателей астероидов ценно:

Обитатели планет

Главная черта характера (порок)

Король

Жажда власти

Честолюбец

тщеславие

Пьяница

Пьянство, слабоволие

Деловой человек

Жадность, богатство

Фонарщик

И только один фонарщик верен своему слову.

Географ

накопление знаний, ограниченность, обо всём знает лишь понаслышке

    зачем власть, если нет подчинённых?

    зачем слава, если нет поклонников?

    зачем богатство, если его некуда деть?

    зачем наука, если она не основана на фактах?

    Зачем? Зачем? Зачем?

Маленькие планеты не дают ответа, они только ставят вопросы, потому что на них живут очень занятые взрослые люди.

Вывод: - Почему писатель говорит: “Дети! Берегитесь баобабов!” (Путешествуя с Маленьким принцем, мы увидели целую галерею человеческих пороков : властолюбие, честолюбие, тщеславие, эгоизм, пьянство, жадность, ограниченность. Это те силы, которые разрушают душу человека.)

Ребята, а что противостоит порокам? (Добродетель – стремление человека к добру, это и отдельное положительное качество человека.) НО добродетели не даются от природы. Они приобретаются в результате обучения, им надо учиться.

Какие добродетели приобрёл Маленький принц, побывав на планете Земля?

седьмая планета – Земля

Вопросы

Фразы, которые вы можете использовать при ответе

1. Что испытал и понял Маленький принц на Земле?

1. Маленький принц не встретил людей и очень удивился, затем испытал отчаяние. Он подумал: "Я-то воображал, что владею единственным в мире цветком, какого больше ни у кого и нигде нет, а это была самая обыкновенная роза. Только всего у меня и было что простая роза да три вулкана ростом мне по колено, и то один из них потух, и, может быть, навсегда... Какой же я после этого принц?.."

Он лег в траву и заплакал»

2. Кто появляется перед принцем в тяжёлую минуту разочарования?

2. В тяжёлую минуту разочарования перед принцем появляется Лис.

3. Какие жизненные истины открыл ему Лис?

4. Урок Маленького принца.

4. Появление Лиса учит истинному пониманию любви и дружбы Его высказывания – большая мудрость: чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать самое дорогое – своё время. «Твоя Роза так тебе дорога, потому что ты отдавал ей все свои дни». Не только Роза нуждалась в Маленьком принце, но и Маленькому принцу нужна была Роза. Роза – единственный на свете цветок, потому что он её «приручил.

«Узнать можно только те вещи, которые приручишь, - сказал Лис. - У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!»

Маленький принц понял, что надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире

Понять другого нужно не только умом, но и душой, и сердцем. Нужно научиться сопереживать.

Вот мой секрет, он очень прост: .

– Маленький принц впервые задумывается о том, как он жил раньше. Что понимает он сейчас?

Девятый урок: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь «Т ы всегда в ответе за всех, кого приручил»

В ответе за всё – значит, быть ответственным за что? (за людей, которые живут рядом; за слабых и беззащитных, которые ждут нашей помощи; за животных, которые живут рядом с нами и доверчиво ждут нашей ласки….)

А за кого в ответе вы?

Что для вас эта заповедь?

– Давайте вспомним о звёздах. Что они для Маленького принца? Зачем светят звёзды? (Чтобы рано или поздно каждый мог отыскать свою звезду)

Чтение отрывка из XXVІ главы «У каждого человека свои звезды. Одним - тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они как задача, которую надо решить. Для моего дельца они – золото. Но для всех этих людей звезды немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...
- Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, - и ты услышишь, что все звезды смеются. У тебя будут звезды, которые умеют смеяться! И он сам засмеялся»

 Что символизируют звёзды? (стремление к чему-то, мечта о чём-то)

Десятый урок: «... У каждого человека - свои звезды»

    Рефлексия

    Вот мы и постигли уроки Маленького Принца.

Как же поняли вы, мои юные читатели, эти заповеди?

Для чего человек живёт?

В чём истинное счастье?

Предлагаю вам выразить свои мысли в форме сочинения (не более 3-5 предложений). Время 3 минуты.

    Недавно вы рисовали иллюстрации к сказке «Маленький принц»

Предлагаю вам, работая в паре, восстановить деформированное предложение и наклеить его внизу рисунка

    необходимо трудиться каждый день, чтобы искоренить пороки в своей душе

    нельзя жить без любви и дружбы,

    надо ценить и уважать человека,

    никогда нельзя забывать близких тебе людей,

    нужно быть терпеливым,

    уметь преодолевать грусть и уныние,

    учит судить не по словам, а по делам,

    приносить людям пользу, делать добро,

    быть верным слову,

    прощать слабости окружающим людям, быть к ним снисходительными.

Как вы думаете, что вы составили? (это правила, истины, по которым должен жить каждый человек, чтобы на его планете не выросли баобабы)

2) Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы». Эта книга – завещание. Книга уроков истины!

– Что для вас истина? Ваш синквейн - «истина»

7 . Итог. Заключительное слово учителя.

– Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: всё станет по-другому…»

Вот и пришло время расстаться со сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Над нею и улыбнешься и взгрустнешь, а главное – непременно задумаешься. Сказка эта мудрая и человечная. Сент-Экзюпери говорит в ней о самом важном: о долге и верности, о дружбе и любви, о горячей любви к жизни и к людям, о нетерпимости к злу. И о том, каким же быть человеку на этой, подчас недоброй, но любимой и единственной нашей планете – Земля. Маленький принц ушёл, но он всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял его уроки истины.

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока внеклассного чтения»

Самоанализ урока внеклассного чтения

Учитель: Гирман Наталья Викторовна,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Урок по произведению А.де Сент – Экзюпери «Маленький принц» - это урок обобщения, проблемный урок с использованием групповой формы работы. На протяжении 6 уроков дети знакомились со сказкой, анализировали прочитанное. Перечитывание художественного произведения и его анализ, заключается в высказывании собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное.

Основная цель работы заключалась в том, чтобы дети смогли в силу своего возраста осмыслить идейное содержание сказки, постигнуть нравственную сторону произведения. Для меня было важным вызвать личностно значимые переживания и побудить ребёнка к активной деятельности по разрешению проблемных ситуаций и поиску ответов на свои жизненные вопросы в художественном тексте.

Формирование универсальных учебных действий учащихся, имеющих метапредметный характер заключалось прежде всего в том, чтобы формировать:

учебно-организационные УУД: определять учебную задачу

учебно-информационные: работать с художественным текстом

учебно-коммуникативные: формировать умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения, развивать умение выслушивать мнение других и работать в группе.

Структура урока была построена в соответствии с фазами урока технологии развития критического мышления – Вызов (цель: формирование мотивации на УД, постановка цели УД)

Осмысление (цель: формирование понимания, соотнесение известного с новым; освоение способа работы с информацией; поддержка целей, поставленных на стадии вызова)

Рефлексия (цель: эмоциональный отклик на прочитанное)

Считаю, что содержание урока соответствует целям, задачам и дидактическим принципам УМК «Перспектива» Основным критерием эффективности уроков литературного чтения в начальной школе является личностное развитие ребёнка, которое проявляется в формировании его эмоциональной, духовной и интеллектуальной сферы

Беседа, сопоставление, решение проблемных вопросов - это методы, которые, считаю, были адекватны поставленным задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются продуктивные методы. На уроке использовала приёмы ТРКМ («корзина идей», синквейн). Сочетание методов и приёмов стимулирует познавательную активность учащихся.

Основная форма организации учебной деятельности – фронтальная. Организуется включение учащихся в другие формы УД (групповая, парная, включение детей в творческую деятельность – сочинение, синквейн)

Оценочную деятельность на уроке не планировала, так как личностные переживания, эмоциональная сфера не подлежат оценке и отметке. Однако о достижении поставленной цели говорит тот эмоциональный отклик, который я получила от ребят в виде мини-сочинений и синквейна.

Просмотр содержимого презентации
«маленький принц Экзюпери»


Добро пожаловать

на урок литературного чтения


Антуан де Сент-Экзюпери



тема долга и справедливости

смысла жизни

тема дружбы и преданности


Антуан де Сент - Экзюпери







Вопросы

Опорные слова

  • Назовите планету по описанию: ..., …, …, ….

2. Что было самым важным для обитателя этой планеты?

3. Главная черта характера

4. Какой урок получает Маленький принц?



Урок третий

«Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других»







Урок шестой

если человек занят бесполезным делом, его жизнь прожита напрасно



Урок седьмой

Всю жизнь быть для людей маяком – в этом счастье человека



Урок восьмой

Нельзя изучить мир, не выходя из кабинета


Ограниченность

Жадность

Пьянство

Властолюбие

Тщеславие



Урок девятый

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Т ы в ответе за всех, кого приручил


Урок десятый

У каждого человека - свои звёзды





Если вы усвоите уроки Маленького принца, то «… И вы увидите: всё станет по-другому …»

Антуан де Сент - Экзюпери


Рисунок Ким Мин Джи

Кто тебя выдумал, звёздная страна?

Снится мне издавна, снится мне она.


Рисунок Ким Мин Джи

Выйду я из дому, выйду я из дому.

Прямо за пристанью бьётся волна.


Рисунок Ким Мин Джи

Ветреным вечером

смолкнут крики птиц.

Звёздный замечу

свет из-под ресниц.


Рисунок Ким Мин Джи

Тихо навстречу мне, тихо навстречу мне

Выйдет доверчивый Маленький Принц


Рисунок Ким Мин Джи

Самое главное, - сказку не вспугнуть,

Миру бескрайнему окна распахнуть.


Рисунок Ким Мин Джи

Мчится мой парусник, мчится мой парусник,

Мчится мой парусник в сказочный путь.





Рисунок Ники Гольц

Где же вы, где же вы, счастья острова,

Где побережие мира и добра?


Там, где с надеждами, там, где с надеждами

Самые нежные дружат слова.




  • http://www.chertyaka.ru/detskie_skazki/exuperi/malenkii_princ5.php
  • http://kayrosblog.ru/post94851676

Рисунки Ники Гольц:

  • http://www.liveinternet.ru/users/3162595/post143389994/
  • http://www.labirint.ru/screenshot/goods/83277/19/

Текст песни А.Дольского «Посещение Маленького принца»: http://www.petitprince.narod.ru/song2.htm


Рисунки Ким Мин Джи:

  • http://koreancenter.org.ua/?page_id=5709
  • http://www.happy-giraffe.ru/community/19/forum/post/89890/

Иллюстрации и портреты к биографии А.де Сент-Экзюпери:

  • http://aktinoya.ru/index.php?view=detail&id=3531&option=com_joomgallery&Itemid=64#joomimg
  • http://amusing-facts.livejournal.com/202537.html

Анимированные фоны звёздного неба:

  • http://bloger-iris.ru/post203367798

Музыкальное оформление:

  • А Дольский «Посещение Маленького принца» («Ночной гость»): http://www.naitimp3.com/song/a_dolskiy_poseschenie_malenkogo_princa/
  • Опера-сказка В.Сидорова «Маленький принц» – из личной коллекции.
  • Песня Н.Добронравова и М. Таривердиева «Маленький принц» в исполнении А.Фрейндлих: http://www.audiopoisk.com/track/alisa-freindlih/mp3/malen_kii-princ/
  • Песня «Нежность» муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова и С.Гребенникова в исполнении Т.Булановой: http://www.audiopoisk.com/track/tat_ana-bulanova/mp3/nejnost/


Пособия и алименты