Режиссерская экспликация пьесы. Режиссерская экспликация с примерами

Вот что ни курсовая, что ни диплом, всегда у соратников студентов-киношников возникал вопрос,

what the fuck is «экспликация»?

Развеем туман над этим документом, очень даже полезным для будущего фильма.
Экспликация фильма - изложение режиссерского замысла произведения, пояснение методов его реализации.

Главные вопросы, на которые даёт ответ экспликация:

что? ради чего? как?

По пунктам:

  1. идейно-тематическая направленность фильма
  2. трактовка образов-характеров
  3. характеристика эпохи
  4. выбор мест съёмки и характер декораций в павильоне
  5. бытовая характеристика фильма (вещи, одежда, обстановка, реквизит)
  6. выбор актёров, характер будущих проб
  7. разъяснение творческих средств и приёмов творческому составу съёмочной группы: оператору, художнику, композитору, звукооператору, монтажеру)
  8. общая композиция картины (драматическое построение, темп, ритм, мизансцена, план, кадр, ракурс)
  9. принцип монтажа
  10. производственно-творческие задания членам группы для успешной реализации сценария

Режиссерская экспликация - письменный документ, в котором вы в свободной форме описываете свое художественное и организационное видение фильма.
В условиях современного российского производства ни один продюсер не заключит с вами договор, пока вы не положите ему на стол режиссерскую экспликацию. Продюсеру необходимо, чтобы его представление о будущем фильме совпадало с режиссерским видением.

Вы можете придерживаться примерно следующего плана режиссерской экспликации:

  • В чем идея?
  • Главный конфликт.
  • Дополнительные конфликты.
    (Все второстепенные конфликты подчинены Главному и постоянно усиливают интригу.)
  • Что играем? (Драматическое Действие)
    Персонаж 1
    Персонаж 2
    Персонаж 3
  • По каждой сцене
    Главное в сцене:
    Три акта:
    Экспозиция:
    Усложнение:
    Катастрофа:
  • Поэтому мы будем снимать это следующим небанальным образом…
  • Поэтому выберем такие-то съемочные объекты и сделаем в них такое…
  • Поэтому единственное монтажное решение такое-то…
  • А съемочный процесс я организую так…
  • А трудности процесса преодолею этак…

28. Режиссерская экспликация

Экспликация. Часть пеервая.

«Пусть бессознательно-интуитивное творчество
зарождается с помощью сознательной подготовительной работы».

Что такое режиссёрская экспликация.

Одно из творческих заданий ГИТИСа, для поступления на факультет режиссуры театра, требует написания экспликации.
Эта разработка – проверка, готовы ли вы для этой профессии. Занимает ли вас пьеса, горите ли вы идеей, можете ли вы разобраться во всех взаимоотношениях и со всеми составляющими выбранного вами произведения. Сможете ли вы заразить своим желанием мастера, а значит и творческую группу. Это серьезная работа, требующая кропотливого подхода и усилий с вашей стороны. Если до этого момента вы думали, что творчество – это хаос и вдохновение. То теперь должны понять, что на самом деле творчество – это хорошо упорядоченная структура и работа.

  • Что такое экспликация. Определения.

- Экспликация (театр) - письменное сопровождение и объяснение режиссёрского замысла в условных обозначениях. (Википелия)
- Экспликация (лат. объяснение, развертывание)
- Этап исследования, заключающийся в раскрытии сущности того или иного предмета, явления, - объяснение.
- Процесс развертывания, в результате которого, раскрывается содержание к. -л. единства, а его части получают самостоятельность и могут быть отличены друг от друга . (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд. -М.: Политиздат, 1981. - 445 с.)

  • Форма.

Экспликация пишется в свободной форме, несет в себе вашу индивидуальность. Никаких четких пунктов и правил, она не имеет. Как кто-то сказал: «Вы же режиссер! Самостоятельный человек. Не нужно допытываться всех, в какой форме ее нужно делать. Проявите свою оригинальность и включите свои мозги».

  • Для начала задание: представьте, что вы просто размышляете о пьесе, которую Вы будете ставить. И запишите свои размышления на листок.
  • Отдельное слово про обьем . Да, экспликация легко может превысить 15 страниц и даже дойти до 30 и более. Но, опять таки, четких рамок нет. Главное быть убедительным в разговоре о вашем разборе.

Помните, что главное в экспликации – это ваше видение . Можно сказать так: старайтесь отойти как можно дальше от общепринятого толкования произведения, старайтесь увидеть тот смысл, который еще никто не видел. Удивляйте, но удивляйте, пожалуйста, не бредом.Tyrise

  • Далее я приведу примерный список вопросов, который можно себе задать.

(Ох, выражаю особую благодарность Полиночке, которая позволила мне написать сегодняшний пост, фактически не напрягая мой кипящий мозг). Помните, что это просто перечень вопросов. Эти вопросы могут быть в вашей экспликации, а могут и не быть. Могут быть в таком порядке, а могут быть совершенно в другом. Это не четкие пункты, а подсказка.

ВНИМАНИЕ. Если вы должны написать экспликацию – не предавайте себя. Прочтите текст, написанный ниже, только после того, как САМОСТОЯТЕЛЬНО напишите пункты экспликации.
Почему? Во первых, вы заставите свой мозг работать, а не бездумно заполнять пункты. Во вторых, вы можете найти какой-то нужный вопрос\пункт который необходимо задать вашей пьесе. Для того чтобы быть режиссером не нужно делать все под копирку.

Недавно возник вопрос: что такое экспликация. Вот в поддержку тех, кто стремиться постичь искусство режиссуры начинаю эту запись. Худо-бедно, но иногда я затрагиваю эти вопросы в разговоре с учениками, а те, кто лишен такой возможности и даже не подозревают о существовании оных проблем, надеюсь, получат достаточно информации.

Пусть вас не пугает эта работа. Она, действительно, требует большой и серьезной подготовки, но главное — целеустремленность. Если есть цель и любовь к делу, то преодолеются и трудности. Немного позже выложу и книги по атмосфере, сквозному действию и контрдействию, или хотя бы разъяснения.

Актерам так же желательно знать понятия, которыми оперируют режиссеры.

Пункты режиссёрской экспликации.

Для экспликации вы выбираете любую пьесу из мирового репертуара, желательно, чтобы она была знакома экзаменаторам, чтобы они понимали, о чем речь и не выпадали из обсуждения. Но главное, она должна вас восхищать. Вы должны ее действительно полюбить.

1. Актуальность пьесы. (аргументировать почему я ее выбрал, почему ее сейчас нужно ставить и проч).
2. Стилевая и жанровая характеристика пьесы.
3. Характеристика места действия пьесы. (исторический период написания пьесы; соц.и политическая ситуация в мире\стране\городе при написании пьесы; характеристика места и времени внутри самой пьесы. Т.е. в каком городе, при каких обстоятельствах это происходит; характеристика конкретного места т действия, где все это происходит).
4. Атмосфера спектакля и атмосфера, в которой живут и действуют персонажи.
5. Характеристика главных героев. Что каждым из них движет, что руководит. Что они из себя представляют. Их личные конфликты. Личные сверхзадачи. Предлагаемые обстоятельства.
6. Идеальное распределение ролей - на примере известных актеров. Определение из ролей(главные второстепенные). Роль персонажа в данной ситуации т.е в каждой сцене, в каждом действии.
7. Группировка сил(например по идеологии).
8. Краткий перезказ\конспект, при необходимости.
9. Основные события каждого акта.
10. Разбор пьесы на действия. т.е. где ты считаешь, начинается и заканчивается действие (это может не совпадать с актами и сценами самой пьесы, в одной сцене может быть пять действий. А может и пять сцен быть одним действием).
11. Трактовка фабулы.
12. Идея – о чем.
13. Сверхзадача – для чего я ставлю.
14. Реж. замысел – как я ставлю.
15. Аудитория – для кого я ставлю.
16. Всей пьесы: исходное событие; ключевое событие; главное событие; заключительное событие; ведущее обстоятельство.
17. Вступление, завязка, перипетии, кульминация, развязка.
18. Действие и контрдействие.
19. Можно найти одну фразу(или придумать ее) которая будет характеризовать всю пьесу. Т.е не столько пьесу, сколько ваше видение.
_______________
Сценография – или идея сценического оформления.
20. Декорации должны быть оправданы с художественной и идейной точки зрения. Из разряда «чёрный занавес, потому что он передаёт тёмный настрой души главного героя». Или «круг в центре сцены, который крутится. Для того чтобы герой бежал по нему в обратную сторону его движения. И тем самым создавалось видимость динамики и тд.
21. Декорацию в гитис необходимо подкрепить МАКЕТОМ сцены. Серьезно. Маштаб на ваше усмотрение, материал так же.
22. С кем бы из художников, сценографов работали над этой пьесой. В каком худ. направлении.
23. Костюмы – желательно эскизы (если вы не рисуете сами — объясните художнику, что бы вы хотели видеть, пусть сотворит)
24. Музыкальное оформление (композитор, настроение или жанр).
25. Свет, цвет.

Неслучайно, готовясь к спектаклям я выкладываю материал по пьесе, историческому времени, жанру и т.п. Посмотрите записи по «Трем апельсинам» или небольшую работу в нескольких статьях по Вертепу.

(Существуют требования к макету — это или пропорции куба- МХАТовская сцена или стандартная вытянутая в пропорциях 1/2, т.е глубина, высота, например -25 см, ширина тогда 50 см. Эта основа для макета называется подмакетником. Студенты для экономии времени в подмакетнике меняют декорации, так образом создавая новый макет. Но предпочтительней не разрушать созданное, а сделать для следующего макета свой подмакетник. Продуманы все входы и выходы, т.е. должны быть кулисы там, где вам нужно или стандартные. Кулисы могут представлять собой сплошные двери или норы — это все ваша фантазия. Моя однокурсница весь макет склеила из коробочек из-под аудиокассет, т.е. все они представляли собой открывающиеся и закрывающиеся двери в 2-3 этажа. Гениально. Но если замысел требует другого — можно сделать и бункер и клетку и если герои вашего спектакля должны уходить со сцены продумать все же как они это будут делать, можно поднимать на канатах или опускаться под сцену — опять же ваш выбор, но все подчинено идее спектакля, которая раскрывается прежде всего в образе пространства . Об этом чуть ниже.)

Масштаб должет выдерживаться во всем: фигурка героя, которую вы вырежете, сошьете, вылепите или т.п. определяет каков размер сцены, мебелии т.п. (пластилин художники-сценографы презирают, можно заменить глиной или пластикой, которая превращается в пластмассу или другие материалы).Если фигурка достаточно большая по пропорциям, то сцена получается маленькой, камерной. Если она маленькая- сцена приобретает монументальные масштабы. Опять обращаюсь к спектаклю «Черный монах». Что сделал С.Бархин? — на большой темной сцене выстроил маленькую, интимную, камерную сцену уютного, фантазийного мирка героев. Из темноты и глубины большой сцены приходит Черный монах, туда же и уходит. Она потом и начинает наступать на маленький, разрушенный мир. В конце Черный Монах, т.е. Самость героя, его Эго (только на едине с ним он счастлив) — является властелином этой тьмы и разрушения, он перерос самого своего прородителя, уничтожив его.

Причем к изготовлению макета и даже к работе над всей сценографией можно привлекать более или менее профессионального художника. Ведь режиссер работает с художником в паре, если сам не владеет изо искусством. Хотя режиссер — это художник, а в идеале он должен владеть и кистью, и карандашом и материалами. Это более универсальный вид театра, в котором творец в одном лице и художник-сценограф и режиссер. В противном же случае режиссер должен найти единомышленника-художника и так донести до него свою идею, чтобы художник стал дальнейшим ее продолжением. Сохранив стиль, эмоции, мелодику, ритм, т.е. образ. Вот, например Боровский-Любимов, где сценограф является самодостаточной фигурой и половинкой театра режиссера и его работа дает творческий импульс режиссеру. Тандем современного МТЮЗа Кама Гинкас — С.Бархин)

Рассмотрите макеты на этом сайте в . Здесь можно найти от студенческих работ до макетов, например, Давида Боровского.

Первое, что видит зритель — это образ. Конечно, за актерской игрой мы можем и забыть о нем, но это как запах или как свет, или как звук, который все время присутствует и, к которому ты привыкаешь, поэтому забывешь. Но когда ты приносишь макет профессионалу, первым может быть вопрос «А каков, деточка, у Вас образ пространства ? » Можно и не спрашивать и так все видно, но может видно совсем не то, что ты хотел показать? Вот здесь вы и будете излагать свой взгляд на пьесу, в общем-то в этом и есть ключ к вашему видению проблемы. Когда вы смотрите спектакль — детский, взрослый, кукольный, музыкальный, драматический, комедию, трагедию или буфф, все что угодно — определяйте для себя образ пространства. Почему состоялся театр на Таганке, потому что там был замечательный сценограф, который обладал режиссерским мышлением и огромным дарованием. В моем макете «Короля Лира» образ пространства — замок-корона. Сейчас бы я сделала другой образ — образ колодца, чтобы в конце пьесы с его дна мы могли увидеть вечное звездное небо над бренной и грешной головой человечества и сказать: «Все суета сует»

Макет должен выражать идею вашей постановки. Не может в нем быть случайностей. Помните у Чехова про ружье?

Должна быть передана атмосфера, если она меняется — меняется и декорация. Не советую увлекаться историческими атрибутами, — в театре предмет — символ, знак, работающий на образ, даже если вам нужно передать эпоху — достаточно некоторых деталей (как и в одежде)

Очень важна фактура, т.е. природа материала, из которого вы делаете макет. Например, для мне нужна была фактура грубого, холодного камня для дворца-короны. Конечно, глупо тащить в макет, а тем более на сцену булыжники, но можно фактурно приблизить к камню другие материалы, у меня это папье-маше (любимое) из яичных коробок. В одежде и драпировках преобладладают серые тона грубого льна, при этом, конечно, нужно делать акценты, например, на черном металическом массивном нагрудном украшении короля или его короне, или ярком колпаке (шапочке) Шута, темно-зеленом и бордово-коричневом платьях двух старших сестер и светлом, простом платье Корделии. Вообще, я люблю на сцене лаконичность, тем более, что это трагедия вселенского масштаба, здесь нет суеты и излишеств, аесли так прописано автором, то у Шекпира мелочность и глупость оттеняются контрастом Вечного Неба. Оно у него везде. И ни одного лишнего слова. А в случае с образом пространства — колодцем, можно было бы поискать фактуру темной воды (черный целофан) и фактуру мха и слизи и конечно камня и металла.

Чтобы все это сделать, нужно воспитывать в себе вкус и чувство Гармонии, беспрестанно рассматривая работы выдающихся художников, сценографов всех времен и народов, а так же вдумываться в сценографическое решение просматриваемых спектаклей. Т.Е. постоянно развиваться и воспитывать в себе вкус через мировую культуру. (Советую хорошие книги по истории сценографии с 16 века до наших дней: В.И.Березкин.Искусство сценографии мирового театра. — многотомное издание. Я заказывала через OZON. Книги дорогие. Все можно не покупать. Взять, например, современный театр ХХ века… Хорошая книга букинистическая, -так же можно поискать через интернет,- А.Михайлова. Образ спектакля. Кто имеет возможность,- сходить в Москве в мастерскую Д.Боровского. Кроме этого, иногда макеты можно увидеть в театрах. Так мы попали на такую выставку в театре Н.Сац)

Это еще не всё. Как происходят изменения с главными лицами спектакля, так происходит трансформация пространства , т.е. его измения, превращения. Посмотрите еще раз на макет «Короля Лира» — замок, как и корона, как и жизнь короля, как и все вокруг, разрушен, уничтожен, его нет, как и самого Короля, Корделии и многих других вместе с бывшим королевством. Могу отослать вас еще к одному примеру, так как он очень нагляден и близко под рукой, это недавно выложенный спектакль по А.П.Чехову режиссера К.Гинкаса . Посмотрите как рушится пространство вместе с чаяниями, надеждами на благоденствие всех его героев, насколько пространство выразительно, как уничтожаются сказочные растения-перья, как беседка в конце превращается в какой-то гроб-коробку из щитов, т.е. портрет сознания главного героя и сквозь эти щиты пробивается Монах — его безумие, больное самолюбие, где он абсолютно счастлив, но разрушено всё. Это пространство, как и замечательная игра актеров как раз настолько красноречивы, что если смотреть без звука — все будет ясно. Но это я не к тому, чтобы умалить Чехова и актеров,с их абсолютным слухом и тонким чувством партнера, даже нежностью к партнеру, а, наоборот, показать насколько важна работа с пространством.

А еще нужно много классической и народной музыки слушать. Чтобы суметь столь же замечательно музыкально оформить спектакль. Звучит одно и то же музыкальное произведение (квартет из 3 действия оп.»Риголлето» Дж.Верди), но меняется так же, как и душевное состояние героев. Опять же — почему «Риголлето»? Нужно знать эту трагическую историю. Желательно знать и оперу и музыку и о том, что Верди, столь плодовитый в своем искусстве, считал ее наилучшим своим произведением.

Вот еще макеты из интернета:

Макет к опере «Черевички» по Н.Гоголю


ЭКСПЛИКАЦИЯ - происходит от латинского «еxplicatio» − «развертывание» или «разъяснение».

Экспликация фильма - изложение режиссерского замысла произведения, пояснение методов его реализации.

Главные вопросы, на которые даёт ответ экспликация: что? ради чего? как ?

Режиссерская экспликация – письменный документ, в котором РЕЖИССЕР в свободной форме описывает свое художественное и организационное видение фильма. Требуется продюсером до заключения договора. Продюсеру необходимо, чтобы его представление о будущем фильме совпадало с режиссерским видением. Можно придерживаться примерно следующего плана режиссерской экспликации:

1. Идейно-тематическая направленность фильма. 2. Главный и дополнительные конфликты. Их развитие. (Все второстепенные конфликты подчинены Главному и постоянно усиливают интригу.)3. Персонажи и трактовка образов-характеров. 4. Характеристика эпохи. 5. Выбор мест съёмки и характер декораций в павильоне. 6. Бытовая характеристика фильма (вещи, одежда, обстановка, реквизит). 7. Выбор актёров, характер будущих проб. 8. Разъяснение творческих средств и приёмов творческому составу съёмочной группы: оператору, художнику, композитору, звукооператору, монтажеру) 9. Общая композиция картины (драматическое построение, темп, ритм, мизансцена, план, кадр, ракурс). 10. Принцип монтажа. 11. Художественно - производственные задания членам группы для успешной реализации сценария

В чем идея? Что играем? (Драматическое Действие)

Персонаж 1

Персонаж 2

Персонаж 3

По каждой сцене

Главное в сцене:

Три акта: экспозиция, усложнение, катастрофа,

Поэтому мы будем снимать это следующим небанальным образом… Поэтому выберем такие-то съемочные объекты и сделаем в них такое… Поэтому единственное монтажное решение такое-то… А съемочный процесс я организую так… А трудности процесса преодолею этак

Режиссерская экспликация кинопроекта производства национального фильма. Форма n 2 (приказ минкультуры рф от 30.04.2010 n 253 (ред. От 28.07.2010))

Приложение к Порядку и критериям отбора организаций кинематографии - получателей субсидий на производство и прокат национальных фильмов Форма N 2 РЕЖИССЕРСКАЯ ЭКСПЛИКАЦИЯ кинопроекта производства национального фильма _____________________________________________ (название фильма) (Изложение режиссером-постановщиком (режиссером) фильма своего видения сценария (синопсиса/заявки), его концепция содержания будущей картины и соображения о тех способах, которыми он предполагает добиться желаемого творческого результата) ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Режиссер фильма __________________

примеры режиссерских экспликаций

Одно из творческих заданий РАТИ (ГИТИСа) для поступления на факультет режиссуры, заключается в написании экспликации.
Это делается для того, чтобы понять, готовы ли Вы для обучения этой профессии. Волнует ли Вас выбранная Вами пьеса, "болеете" ли Вы ею, способны ли Вы разобраться во всех тонкостях взаимоотношений героев и правильно ли оцениваете основную идею всего произведения? Сможете ли Вы "заразить" своим видением читателя? На эти вопросы даст ответ Ваша режиссёрская экспликация. Создание экспликации - это серьезная работа, требующая кропотливого подхода, терпения и немалых усилий с Вашей стороны. Многие считают, что творчество строится на хаосе и подвластно одному лишь вдохновению. Во многом ошибочное суждение, уводит в сторону от истины: на самом деле творчество - это упорядоченная структура и кропотливая работа.

  • Что такое экспликация. Определения.

Экспликация (театр) — письменное сопровождение и объяснение режиссёрского замысла в условных обозначениях. (Википелия)
Экспликация (лат. объяснение, развертывание)
— Этап исследования, заключающийся в раскрытии сущности того или иного предмета, явления, — объяснение.
— Процесс развертывания, в результате которого, раскрывается содержание к. -л. единства, а его части получают самостоятельность и могут быть отличены друг от друга . (Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд. -М.: Политиздат, 1981. — 445 с.)

На нашем сайте представлены режиссёрские экспликации спектаклей "451 градус по Фаренгейту" по одноимённому роману Рэя Брэдбери и "Завтра была война" по повести Бориса Васильева.

Для экспликации вы выбираете любую пьесу из мирового репертуара, желательно, чтобы она была знакома экзаменаторам, чтобы они понимали, о чем речь и не выпадали из обсуждения. Но главное, она должна вас восхищать. Вы должны ее действительно полюбить.

1. Актуальность пьесы. (аргументировать почему я ее выбрал, почему ее сейчас нужно ставить и проч).
2. Стилевая и жанровая характеристика пьесы.
3. Характеристика место действия пьесы. (исторический период написания пьесы; соц.и политическая ситуация в мире\стране\городе при написании пьесы; характеристика места и времени внутри самой пьесы. Т.е. в каком городе, при каких обстоятельствах это происходит; характеристика конкретного места действия, где все это происходит).
4. Атмосфера спектакля и атмосфера, в которой живут и действуют персонажи.
5. Характеристика главных героев. Что каждым из них движет, что руководит. Что они из себя представляют. Их личные конфликты. Личные сверхзадачи. Предлагаемые обстоятельства.
6. Идеальное распределение ролей - на примере известных актеров. Определение из ролей(главные второстепенные). Роль персонажа в данной ситуации т.е в каждой сцене, в каждом действии.
7. Группировка сил(например по идеологии).
8. Краткий пересказ\конспект, при необходимости.
9. Основные события каждого акта.
10. Разбор пьесы на действия. т.е. где ты считаешь, начинается и заканчивается действие (это может не совпадать с актами и сценами самой пьесы, в одной сцене может быть пять действий. А может и пять сцен быть одним действием).
11. Трактовка фабулы.
12. Идея – о чем.
13. Сверхзадача – для чего я ставлю.
14. Реж. замысел – как я ставлю.
15. Аудитория – для кого я ставлю.
16. Вся пьеса: исходное событие; ключевое событие; главное событие; заключительное событие; ведущее обстоятельство.
17. Вступление, завязка, перипетии, кульминация, развязка.
18. Действие и контрдействие.
19. Можно найти одну фразу(или придумать ее) которая будет характеризовать всю пьесу. Т.е не столько пьесу, сколько ваше видение.
_______________
Сценография – или идея сценического оформления.
20. Декорации должны быть оправданы с художественной и идейной точки зрения. Из разряда «чёрный занавес, потому что он передаёт тёмный настрой души главного героя». Или «круг в центре сцены, который крутится. Для того чтобы герой бежал по нему в обратную сторону его движения. И тем самым создавалось видимость динамики и тд.
21. Декорацию в гитис необходимо подкрепить МАКЕТОМ сцены. Серьезно. Масштаб на ваше усмотрение, материал так же.
22. С кем бы из художников, сценографов работали над этой пьесой. В каком худ. направлении.
23. Костюмы – желательно эскизы.
24. Музыкальное оформление (композитор, настроение или жанр).
25. Свет, цвет.



Пособия и алименты